Глава
III
ЗАВОЕВАНИЕ
ФИЛИППИН ИСПАНИЕЙ
ИСПАНСКАЯ
ЭКСПАНСИЯ В СЕВЕРНЫЕ И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
РАЙОНЫ
Завоевание Филиппин Испанией относится к начальному этапу европейской экспансии в страны Востока, проходившей в эпоху Великих географических открытий. Страны Южной и Юго-Восточной Азии привлекали европейских колонизаторов как богатейшие источники золота, а также пряностей, в то время ценившихся на Западе не меньше, чем благородные металлы. В XV—XVI вв. авангардную роль в европейской колониальной экспансии играли два феодальных государства Пиренейского полуострова — Португалия и Испания. Обе страны были сильными морскими державами, обладательницами лучших в Европе флотилий. В заморских походах были заинтересованы испанские и португальские короли, нуждавшиеся в финансовых средствах для укрепления централизованной королевской власти; купечество, страдавшее от конкуренции итальянских городов, которые захватили монопольные позиции в Средиземноморье; многочисленное мелкое дворянство, оставшееся не у дел после завершения реконкисты[1]; католическая церковь, стремившаяся приумножить доходы за счет новообращенного населения в захваченных землях.
Борьба за азиатские рынки породила острое соперничество между Португалией и Испанией. Португальцы почти на столетие опередили испанцев в разведке и освоении морских путей на Восток. К концу XV в. морское господство Португалии утвердилось на всем протяжении от Пиренейского полуострова до Индии и Юго-Восточной Азии. Поэтому Испания, приступившая к широкой колониальной экспансии лишь в конце XV в., вынуждена была в поисках путей к восточным рынкам двигаться в западном направлении (поскольку путь вокруг Африки был в руках португальцев). Именно в результате этого движения была открыта Америка, после чего началась колонизация Латиноамериканского континента.
В
В
После гибели Магеллана, главным образом из-за насилий, чинимых конкистадорами над местными жителями, началось восстание на Себу. Преемник Магеллана, Барбоса, и большинство участников экспедиции были перебиты восставшими. Оставшиеся в живых испанцы спешно покинули остров. В наши дни на Себу рядом с «Крестом Магеллана» — монументом, воздвигнутым в честь первого кругосветного плавания, — установлен памятник Лапу-Лапу, почитаемому на Филиппинах как первый борец против колониализма.
Магеллан
назвал открытый им архипелаг
островами Св. Лазаря, позднее
Филиппины назывались попеременно
Западными или Восточными островами.
В 1525, 1526 и 1527 гг. из Испании
отправлялись экспедиции,
заходившие на Филиппины, с королевскими
инструкциями основать торговые
фактории и военные форты на
Молукках, в Китае и Японии. Все три
экспедиции были разбиты
португальцами, располагавшими в
этих районах сетью хорошо
укрепленных опорных баз. В конце
концов Испания пошла на
заключение нового договора с
Португалией (соглашение в
Сарагосе
Планомерное завоевание Филиппин началось с середины 60-х годов XVI в. К этому времени под властью испанской короны находилась обширная колониальная империя, раскинувшаяся на громадной территории Центральной и Южной Америки от северных границ Мексики до Ла-Платы на юге. Чудовищное по масштабам ограбление американских владений превратило Испанию в одну из сильнейших держав Европы. По словам К. Маркса, «это было время, когда влияние Испании безраздельно господствовало в Европе, когда пылкое воображение иберийцев ослепляли блестящие видения Эльдорадо, рыцарских подвигов и всемирной монархии»[2]. Могущество и богатство воспитывали в испанцах шовинизм, порождали веру в превосходство над другими народами. Католическая церковь, заинтересованная не менее короны, купечества и дворян в новых источниках богатства, выдвинула эффективное идеологическое обоснование колониальной экспансии. Завоевание новых территорий и покорение населения осуществлялись во имя «спасения душ» язычников и утверждения «истинной веры» во всех уголках земного шара. Испанцы считали себя народом, избранным Провидением для выполнения этой великой миссии. В испанской экспансии на Восток, в результате которой были завоеваны Филиппины, идеологические лозунги играли столь же большую роль, как и мотивы экономические (жажда золота и пряностей) и политические (стремление нанести удар главному сопернику — Португалии).
В
феврале
В
апреле
К началу 70-х годов XVI в. в основном закончился процесс завоевания территории Висайев и Северного Минданао.
Серьезной
проблемой, с которой испанцы
столкнулись на Висайях, был
недостаток продовольствия.
Экономика Себу и Паная — двух
островов с наиболее плотным
населением и сравнительно высоким
уровнем развития производительных
сил — была подорвана испанским
завоеванием. Были разорены и
сожжены многие селения, уничтожены
рисовые поля, сократилась
численность трудоспособного
населения. До
20
мая
Испанские
колонизаторы появились снова на
берегу Манильского залива спустя
год — в апреле
Обосновавшись
в Маниле, испанцы в 1572—1574 гг.
завоевали территорию
Центрального Лусона — рисовую
житницу острова, наиболее развитые
экономически и густо заселенные
районы. В
При
завоевании Лусона карательные
методы применялись испанцами в
значительно больших масштабах по
сравнению с относительно мирным
процессом покорения Висайских
островов. На Лусоне испанцы чаще
встречались с сильным сопротивлением
местного населения, особенно
упорной была борьба жителей
северных районов Лусона, вспышки
которой продолжались вплоть до
В начале 80-х годов в основном закончилось завоевание архипелага. Границы испанской колонии, в которую входили северные и центральные районы Филиппин (о-в Лусон, Висайи, северные территории о-вов Минданао и Палавана), просуществовали около трех столетий — до второй половины XIX в. Вне контроля испанских колонизаторов остались горные племена, населявшие труднодоступные внутренние районы Лусона, которые формально находились под властью испанской короны. Попытки христианизировать и колонизовать эти районы дали ничтожные результаты. Испанская экспансия в южные районы архипелага была остановлена филиппинскими мусульманскими народами, населявшими центральные и южные территории Минданао и архипелаг Сулу.
НАЧАЛО
«ВОЙН МОРО»
Важным фактором, который обеспечивал успешное сопротивление южных районов европейским колонизаторам, была внешняя поддержка, получаемая султанатами Магинданао и Сулу от правящих мусульманских кругов соседнего малайско-индонезийского региона. Военную помощь Магинданао оказывали султаны Тернате, султанат Сулу получал поддержку из Брунея и с Суматры. Военно-политическому союзу с индонезийскими султанатами способствовали родственные связи между филиппинскими и индонезийскими правящими династиями, религиозная общность и, наконец, торговые интересы индонезийцев, стремившихся к сохранению морской и торговой монополии в островной части Юго-Восточной Азии.
Многолетняя борьба филиппинских мусульманских народов против испанских колонизаторов, начавшаяся с сопротивления европейской агрессии в конце XVI в. и продолжавшаяся до второй половины XIX в., вошла в историю Филиппин как «войны моро». Моро, т. е. маврами, испанские колонизаторы стали называть свободолюбивых филиппинских мусульман[3] по аналогии с воинственными арабами (маврами) у себя на родине.
Борьба между мусульманскими народами и испанскими колонизаторами велась с обеих сторон под лозунгом защиты «истинной веры». Для испанцев религиозные лозунга служили идеологическим обоснованием экспансии. Само название «моро», данное филиппинским мусульманам, должно было указывать на преемственность «войны креста и полумесяца». Для мусульманских народов ислам служил идеологическим знаменем антиколониальной борьбы, сопротивление европейским агрессорам облекалось в форму войны против «неверных».
Впервые
испанцы столкнулись с моро в
В
Посадив
на султанский трон своего
ставленника и добившись таким
образом нейтрализации Брунея,
испанцы попытались реализовать
свои планы захвата территории в
южных филиппинских султанатах. В
июне
В
Новая
экспедиция в Бруней была
организована в
Ослабление внимания испанских колонизаторов к обстановке в районе Калимантан — Сулу было связано с концентрацией военных усилий для колонизации Минданао. Экспансия на Минданао обусловливалась рядом причин. Испанцы были заинтересованы в том, чтобы продвинуть дальше на юг границы колонии и обезопасить пограничные территории от нападений моро. Не последнюю роль играла жажда наживы. Поскольку колонизованные районы архипелага оказались бедны золотом и пряностями, заманчиво было овладеть большим южным островом, обладавшим, по сведениям испанцев, значительными естественными богатствами.
Главным же стимулом была перспектива использования Минданао как плацдарма для проникновения на Молуккские острова и в соседние районы Юго-Восточной Азии. В испанских источниках того времени прямо указывается на связь колонизации Минданао с испанскими интересами на Молукках и в районе Индонезии в целом. Капитан Фигероа, руководитель ряда экспедиций в южные районы архипелага, в докладе генерал-губернатору особо отмечал, что колонизация Минданао облегчит распространение испанского влияния «на Молукки и соседние королевства на Борнео, Сулу и Яве». Этим планам не суждено было осуществиться из-за сопротивления, оказанного мусульманским населением.
Капитан
Фигероа в
В
феврале
В последующие годы (до начала XVII в.) мусульмане продолжали тревожить испанцев, совершая набеги на территории испанской колонии. Ежегодно с юго-западными муссонами лодки моро, легко уходившие от преследования тихоходных испанских галионов, устремлялись к Висайским островам, а нередко подплывали и к берегам Лусона. В результате этих набегов моро увозили ценности из разрушенных церквей и большие. партии пленников-христиан. Взятых в плен испанцев за выкуп возвращали в Манилу, филиппинцев-христиан превращали в рабов, используя их в качестве гребцов на военных и торговых судах. Пленные филиппинцы, переходившие в мусульманство, получали свободу, и многие из них сами становились участниками морских набегов на христианские районы Филиппин. До начала XVII в. борьба моро ограничивалась морским пиратством, правящие круги султанатов не пытались организовать крупные военные экспедиции.
На
рубеже XVI—-XVII вв. стали замедляться
темпы и сокращаться масштабы
испанской колониальной экспансии в
связи с начавшимся во второй
половине XVI в. ослаблением экономических,
политических и международных
позиций феодально-абсолютистской
Испании. К концу XVI в. относится
неудавшаяся попытка испанцев
проникнуть на территорию Китая,
используя в качестве плацдарма
Филиппины. В
Территориальные захваты Испании в Полинезии и Австралии (на рубеже XVII в.) были незначительны и недолго удерживались испанскими колонизаторами. Филиппины оставались единственным прочным «приобретением» Испании в Азии.
ФИЛИППИНЫ
— КОЛОНИЯ ИСПАНИИ (ДО НАЧАЛА XVII в.)
Испанское
завоевание превратило
Филиппинский архипелаг в составную
часть гигантской колониальной
империи Испании. В
Формы и методы испанской колониальной политики на архипелаге базировались на опыте колонизации Латинской Америки, но было и немало отличий, порожденных конкретными условиями Филиппин. Установление испанского режима на Филиппинских островах не сопровождалось катастрофическим уничтожением людских и материальных ресурсов, как это происходило на Американском континенте, где физическому истреблению подвергались целые народы.
Отсутствие на Лусоне и Висайских островах прочных государственных образований, способных оказать организованное сопротивление иностранной агрессии, позволило испанцам использовать относительно мирные методы при захвате территорий и покорении местного населения. Этот же фактор предопределил одну из существенных особенностей испанской колонизации Филиппин. В процессе завоевания физическому уничтожению подверглась лишь незначительная часть местной феодализирующейея верхушки, та, которая активно сопротивлялась испанской агрессии. В целом же эта верхушка была сохранена, хотя и лишилась традиционной власти в балангаях. Таким образом, уже на самой ранней стадии колонизации создавалась основа для превращения в будущем этого слоя населения в социально-политическую опору колониального режима.
Немаловажную роль играли экономические и демографические факторы. На островах было мало золота, не было вовсе серебра и пряностей, т. е. отсутствовали те колониальные ресурсы, которые наиболее ценились в Европе. Испанская колониальная политика основывалась на примитивных методах эксплуатации (соответствовавших низкому уровню развития производительных сил в самой метрополии), сводившихся к прямому ограблению естественных богатств колоний. В условиях Филиппин основным источником колониальных доходов становился труд завоеванного населения. Поэтому испанцы были заинтересованы в сохранении людских ресурсов, тем более что население архипелага было немногочисленным. В XVII в. оно составляло немногим более 0,5 млн. человек. Наибольшая концентрация наблюдалась на Панае (более 60 тыс.), Центральном Лусоне (более 100 тыс.), в Маниле (около 30 тыс.). В основном же население было рассеяно небольшими группами по территории архипелага.
При общем низком уровне развития производительных сил, дробности населения, слабых внутриэкономических связях любое нарушение демографического баланса вызывало серьезные экономические осложнения. Первые десятилетия колонизации сопровождались продовольственными кризисами, связанными с тем ущербом, который наносил хозяйству архипелага процесс завоевания, с сокращением, хотя и сравнительно небольшим, местного населения и с увеличением потребляющего слоя — испанского колониального аппарата. Впрочем, в количественном отношении испанцы составляли менее 1% общей численности населения архипелага. Дважды — в середине 70-х и в начале 80-х годов — нехватка риса и другого продовольствия была настолько велика, что возникал вопрос о прекращении колонизации и об уходе испанцев с Филиппин. Все же колонизация не прекратилась, но среди испанцев прочно укоренилось мнение о Филиппинах как колонии, лишенной всякой экономической ценности. Испанская корона была заинтересована в сохранении азиатской колонии с точки зрения политического престижа монархии, обладания стратегической базой у границ португальской колониальной империи и поблизости от китайского рынка.
Не меньшую заинтересованность в колонизации архипелага проявляла католическая церковь, деятельность которой опиралась на военную и финансовую мощь государства. Ватикан по так называемому соглашению о королевском патронате передал испанским монархам верховную власть над «Церковью Индий» (т. е. в колониях Нового Света и на Филиппинах) и право на подбор кадров церковников для колониальных владений. Испанская же корона брала на себя все расходы по содержанию католического духовенства в колониях и предоставляла ему монопольное право на христианизацию населения завоеванных территорий. Эту функцию исполняли главным образом представители регулярного (черного) духовенства. Католические монахи, объединенные в религиозные ордена и братства, отличавшиеся дисциплинированностью и сплоченностью, были лучше подготовлены к миссионерской деятельности в колониальных странах, нежели представители секулярного (белого) духовенства. Жажда наживы, будь то стремление к личному обогащению или забота о процветании орденов, была главным мотивом религиозного рвения монахов, хотя, несомненно, были среди них и убежденные фанатики, искренне верившие в свою миссию «воинов христовых», готовые ради ее выполнения к любым невзгодам и лишениям.
На
Филиппинах религиозные ордена были
ударной силой испанского
колониализма. Их «заслуги» в деле
распространения и утверждения
испанского господства на
архипелаге высоко ценились
короной. «В каждом монахе, — писал
генерал-губернатор Филиппин начала
XVII в. Антонио де Морга, — король
имеет генерал-капитана и целую
армию». Многое из опыта религиозной
деятельности в Латинской Америке
было перенесено на Филиппинские
острова. Как и в отношении американских
колоний, в обоснование законности
завоевания Филиппин церковь
выдвигала идею о необходимости
освобождения «туземцев» от «власти
дьявола», олицетворявшейся в «варварском»
правлении местных вождей. На
начальном этапе колонизации,
когда перед испанцами стояла
задача разрушения доколониальных
традиций и институтов и ликвидации
политического влияния местной
эксплуататорской верхушки, религиозная
пропаганда, направленная на «защиту»
угнетенного населения, была весьма
своевременна и шла на пользу колонизаторам.
В 80-е годы XVI в. представители церкви
выступили против существовавшего
на островах домашнего рабства как
аморального, противоречившего
принципам христианства института.
Речь шла о низшем слое зависимых
общинников категории алипинг-сагигилид,
принадлежавших бывшим дато и
махарлика. Испанские конкистадоры
также пользовались трудом домашних
рабов, которых отбирали или
покупали у местной знати.
Прибывшему в Манилу в
Церковь в отличие от светских властей проводила лишь более гибкую и изощренную политику в отношении местного населения, учитывая, что колониальный режим был еще недостаточно прочен. Но уже в начале XVII в., когда испанцы укрепили свои позиции на архипелаге, церковники отказались от проповедей гуманности и справедливости, превратившись в главных проводников колониальной эксплуатации.
Основную
группу церковников образовывали
монахи — представители четырех
религиозных орденов. Первыми на
островах обосновались августинцы (с
Представителей
белого духовенства было намного
меньше монахов (в
Христианизация
осуществлялась одновременно с
военной экспансией и колонизацией.
Задача миссионеров заключалась в
том, чтобы с помощью религиозной
пропаганды окончательно «замирять»
захваченные территории и готовить
их жителей к подчинению новой
власти. На первых порах новая
религия встречала недоверие, а
нередко и откровенную враждебность
состарены филиппинцев, для
которых фигуры миссионера и конкистадора
одинаково олицетворяли иноземную
агрессию. Элементы насилия играли
значительную роль, но в целом
процесс христианизации Филиппин
протекал более мирно, нежели религиозная
экспансия в странах Латинской
Америки (как и весь процесс
завоевания и колонизации). За 1565—1570
гг. миссионерам удалось окрестить
лишь 100 филиппинцев. Среди первых
обращенных преобладали
дружественные испанцам «союзные»
дато и их семьи в развитых районах
архипелага. Медленные темпы
христианизации были связаны с
малочисленностью миссионеров (по
всей стране тогда действовало лишь
несколько десятков августинцев),
языковым барьером (монахи еще не
успели изучить местные языки),
продолжавшимся процессом
завоевания. Со второй половины 70-х
годов, когда в основном закончился
военный этап колонизации, а число
миссионеров увеличилось,
положение резко изменилось. К
началу 80-х годов было окрещено уже
100 тыс. филиппинцев, к
Быстрая и массовая христианизация Филиппин была обусловлена особенностями их исторического развития. Испанцы появились на архипелаге в период, когда там шло разложение первобытного строя и зарождение классового общества, нуждавшегося в отвечавшей его потребностям идеологической надстройке. Возникающее классовое общество создавало почву для утверждения единой господствующей религии. В южных районах архипелага этой новой религиозной идеологией, сменившей раннеклассовые религиозные представления, стал ислам. Испанское завоевание приостановило распространение ислама, очистив путь для христианства. Успехи испанских миссионеров в распространении католицизма объяснялись отсутствием на островах развитой религиозной идеологии, которая могла бы противостоять религии колонизаторов. Не случайно португальские миссионеры, действовавшие с не меньшим рвением в странах Востока, где задолго до появления европейцев утвердились мировые религии — ислам и буддизм, добивались ничтожных результатов. То же происходило и с испанскими миссионерами в Китае и Японии.
К
началу массовой христианизации
Филиппин католическая церковь
располагала богатым арсеналом
методов и приемов привлечения «язычников»
в свое лоно, к их числу относилось
изучение монахами местных языков,
обычаев, культурных традиций,
благодаря чему преодолевались
недоверие и отчужденность
филиппинского населения.
Религиозные представления
внушались уже детям в доступных для
их восприятия формах. Так, учитывая
врожденную музыкальность
филиппинцев, миссионеры обучали
детей католическим молитвам,
которые перелагались стихами и
пелись на мотивы народных песен.
Всячески поощрялась организация
театрализованных представлений
на библейские сюжеты и пышных
религиозных процессий, которые
привлекали филиппинцев своей
красочностью и способствовали
пробуждению интереса к католицизму.
Религиозная пропаганда велась в
форме устных проповедей, так как
религиозная литература была
недоступна филиппинцам. В
Серьезные
трудности для деятельности церкви
создавала географическая
дробность архипелага и
разбросанность населения по
мелким, слабо связанным друг с
другом балангаям. В 80—90-х годах XVI в.
церковь при поддержке светских властей
попыталась осуществить так
называемую редукцию — сокращение
числа сельских поселений за счет
присоединения мелких балангаев к
более крупным, что означало на
практике насильственное
переселение подавляющего
большинства крестьян. Инициатором
этого мероприятия считается монах-францисканец
Хуан де Пласенсиа, который прибыл
на Филиппины в
Отказавшись от планов концентрации сельского населения, церковь создала систему церковноприходского управления, при которой центры приходов с приходской церковью (кабесера) размещались в самых крупных населенных пунктах. В менее крупных балангаях, относившихся к приходу, строились собственные церкви, называвшиеся «висита», которые подчинялись кабесере и обслуживали «ситио» — мелкие поселения из одного-двух десятков семей. Все жилые строения должны были возводиться «под колоколами», т. е. на таком расстоянии от церкви, чтобы был слышен колокольный звон. Введенное церковноприходское управление обеспечивало церкви довольно эффективный контроль над всей массой прихожан-филиппинцев.
В результате испанской колонизации произошли серьезные изменения в системе землевладения, существовавшей на архипелаге. Юридически вся земля была объявлена собственностью испанской короны. Королевские подданные испанцы и филиппинцы формально обладали лишь правом пользования определенными земельными территориями. На практике же они становились собственниками земельных угодий с правом их наследования и отчуждения. С появлением испанцев исчезает общинная форма собственности, уступая место помещичьему и крестьянскому частному землевладению. Испанцы оставили дато, махарлика и свободным крестьянам те земли, которые принадлежали им до прихода колонизаторов. Там, где обрабатываемая земля находилась в собственности балангаев, она либо переходила во владение, а фактически в собственность представителей бывшей общинной знати, либо раздавалась правительством в качестве земельных пожалований орденам и испанцам-колонистам. Крестьяне-общинники, издавна обрабатывавшие эти земли, становились безземельными арендаторами-издольщиками. Земли, не числившиеся в частном владении и отнесенные к разряду королевских, или коронных, служили фондом для земельных пожалований церкви и колонистам.
Экономическая
политика испанских колонизаторов
основывалась на различных формах
налогообложения и принудительном
труде местного населения. Еще в
процессе завоевания на Филиппины
была распространена
энкомьендарная система (
Энкомьенды
были частные, раздававшиеся
конкистадорам в качестве награды
за службу короне, и королевские, или
коронные, за которыми
первоначально была закреплена
треть населения архипелага.
Формально размеры налогов,
собираемых энкомендеро с населения,
были определены государственным;
законодательством. По закону
Разорение
крестьянских хозяйств в
результате грабительской
эксплуатации энкомендеро угрожало
подрывом сельской экономики, а
начавшееся вымирание филиппинцев
приводило к сокращению рабочей
силы, в которой нуждались
колонизаторы. Стабилизации
испанского режима мешали стихийные
выступления против гнета и
злоупотреблений энкомендеро, которые
вспыхивали повсюду на архипелаге.
Крупные антииспанские
восстания произошли в
В первые десятилетия после завоевания Филиппин одним из главных источников доходов для колонизаторов была внешняя торговля. В этот период испанское правительство старалось реализовать планы проникновения на восточные рынки, служившие одной из главных целей испанской экспансии на Филиппины. Важнейшую роль в развитии филиппинской внешней торговли играла Манила, население которой быстро росло и к началу 90-х годов XVI в. достигло 30 тыс. У стен Интрамуроса возникли торгово-ремесленные пригороды и села. В конце XVI в. Манила превратилась в центр двух основных направлений внешней торговли Филиппин — азиатского и американского. В Манилу стекались восточные товары (китайский шелк, фарфор, индийские ткани, ювелирные изделия, пряности и др.), пользовавшиеся огромным спросом на европейских и американских рынках. Они перекупались испанцами и отправлялись на галионах в Мексику, откуда частично экспортировались в Европу. Возвращаясь на Филиппины, испанцы везли сюда мексиканское серебро, которое почти не использовалось для нужд колониального хозяйства, а обильными потоками: устремлялось в Китай и другие азиатские страны, обмениваясь на новые партии восточных товаров.
Во внешнеторговом обороте Филиппин первое место занимал Китай, экспорт которого состоял из наиболее ценимых в Европе предметов (шелк, фарфор). Ежегодно Манильский порт посещали по 200 и более судов, принадлежавших китайскому частному торговому капиталу, и это несмотря на проводившуюся минским правительством Китая политику ограничения морской торговли. Подобная политика китайских императоров была связана с изменением общей обстановки в Юго-Восточной Азии (которая издавна входила в сферу экономических и политических интересов Китая) в результате экспансии европейских держав. Хотя в Китае, следуя древней имперской традиции, продолжали считать страны Юго-Восточной Азии вассалами Поднебесной, минские императоры были слишком слабы, чтобы отстаивать свои интересы в соседнем районе, — они были заняты в основном поисками способов ограждения собственно китайских территорий от натиска европейцев. Курс на всемерное ограничение внешнеторговых связей, ущемлявший интересы частных китайских торговцев, рассматривался китайским правительством именно как средство защиты от европейской экспансии. Одним из последствий этого курса был рост китайской эмиграции из южных и восточных приморских провинций Китая в страны Юго-Восточной Азии, где существовали более благоприятные условия для частной торговой инициативы.
Испанцы, захватив Манилу, обнаружили там всего несколько десятков китайских переселенцев. В 1588—1590 гг. китайская община в Маниле насчитывала уже около 10 тыс. человек, т. е. составляла треть ее населения. На рубеже XVI—XVII вв. на Филиппинах (в Маниле и портах Южного Лусона и Висайев) проживало 25 тыс. китайцев. В начале 80-х годов XVI в. китайцы были поселены в районе Манилы, получившем название Париан[8], на расстоянии, как указывают испанские источники, «пушечного выстрела от Интрамуроса» (к северу от испанского города). Манильские китайцы монополизировали посредническую торговлю, обеспечивая испанских колонистов восточными товарами для загрузки галионов, отправлявшихся в Мексику. В руках китайских переселенцев находились внутренняя розничная торговля и городское ремесленное производство.
Китайские иммигранты на Филиппинах (как и в других странах Юго-Восточной Азии) были лишены поддержки центрального правительства Китая, в котором преобладали сторонники ограничения внешних связей. Испанские же власти по мере увеличения китайской иммиграции стали относиться к китайским переселенцам с растущей настороженностью, усматривая в усилении их экономических позиций угрозу собственному влиянию. С начала XVII в., убедившись в отсутствии защиты китайского населения со стороны императорской власти, испанцы перешли к откровенно дискриминационной политике в отношении китайцев и к поощрению антикитайских настроений среди филиппинцев, которые выливались в периодически вспыхивавшие погромы, резню и т. п. В то же время испанцы были заинтересованы в сохранении в колонии китайского населения, учитывая посредничество китайцев во внешнеторговых операциях и обеспечение китайскими торговцами и ремесленниками потребностей колониального аппарата. Поэтому испанские власти, культивируя антикитайские настроения филиппинцев, поощряя время от времени открытые вспышки антагонизма, вместе с тем оставляли китайским переселенцам довольно широкие возможности для торговой инициативы, ремесленного производства и торгово-посреднической деятельности.
Во внешней
торговле Филиппин важное место
занимало также другое
дальневосточное государство —
Япония. Филиппино-японские
торговые связи установились еще до
появления на островах испанских
колонизаторов. Центр торговли с Японией
сложился в прибрежных районах
Северного Лусона. Испанские «конкистадоры,
завоевывая эти территории, обнаружили
там несколько торговых пунктов (один
из них — Лингаен — был даже назван
испанцами Японским портом) и поселений
японских колонистов, которые они
уничтожили. Японские торговцы
проникали и в Манилу. После
завоевания Филиппин Испанией
филиппино-японские торговые связи
были прерваны. Но уже в
Что касается торговых отношений Филиппин со странами Юго-Восточной Азии, то в этом регионе испанцы с самого начала столкнулись с серьезной конкуренцией других европейских держав (Португалии и позже Голландии) и сопротивлением южных мусульманских султанатов, стремившихся удержать монопольные позиции в филиппино-индонезийской торговле. Тем не менее, по свидетельству испанских источников, Филиппины вели довольно оживленную торговлю со странами Индокитайского п-ова и с Индонезией при посредничестве китайских торговцев.
Торговля восточными товарами на американских рынках приносила колоссальные прибыли (до 1000%). В ней участвовали все группы испанских колонистов (генерал-губернатор, чиновники, военные, купцы и монахи). Доходы от внешней торговли служили главным источником личного обогащения и почти не использовались на нужды хозяйственного развития Филиппин. Расцвет внешней торговли продолжался в течение короткого периода — с начала XVII в. Испания перешла к политике экономической изоляции своих колоний и ограничения их внешнеторговых связей.
[1] Территория Португалии была освобождена от арабов уже в середине XIII в., в Испании процесс реконкисты продолжался до начала XVI в.
[2] К. Маркс. Революционная Испания.— К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 10, с. 431.
[3] Первоначально испанцы, появившиеся на Филиппинском архипелаге с экспедицией Легаспи, называли «моро» жителей Лусона, куда уже проник ислам. Позже испанцы отказались от этого названия в применении к ним, объясняя это тем, что местные народы в большинстве были не мусульманами, а язычниками. Жителей Лусона и Висайев, принявших христианство, они стали называть «индио», т. е. индейцами (так же, как коренное население Латинской Америки), вкладывая в это название уничижительный оттенок, а наименование «моро» употребляли только в отношении народов мусульманского Юга Филиппин.
[4] Отмена рабства носила в общем формальный характер. Существование домашних рабов и закабаление за долги продолжались в последующие периоды испанского господства на Филиппинах.
[5] В начале XVII в. (1606) на островах появились представители еще одного ордена — реколетов («босоногие августинцы»).
[6] К концу XVII в. на Филиппинах, исключая район Манилы, насчитывалось лишь около 20 населенных пунктов с числом жителей более 2 тыс.
[7] От налоговой повинности освобождались только бывшие дато и махарлика.
[8] Название «Париан» произошло от китайского и означает «рыночная, или базарная, площадь».