Глава
VII
ЗАРОЖДЕНИЕ
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО
ДВИЖЕНИЯ
ПРОБУЖДЕНИЕ
НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
Кризис испанского колониализма на Филиппинах был подготовлен всем ходом их исторического развития. Методы испанской колониальной политики, основанные на консервации средневековых способов эксплуатации, социальном угнетении, национальной и расовой дискриминации филиппинцев, порождали противоречия между колониальным режимом и филиппинским обществом в целом. Изменения в экономической и социальной структуре колониального общества в XIX в. способствовали углублению этих противоречий. Испанский колониализм, сопротивлявшийся развитию новых общественных отношений, служил тормозом экономического, социального и культурного прогресса, вызывал недовольство во всех классах и слоях филиппинского общества.
Узкая социальная база в лице филиппинских касиков, на которую опирались испанские колонизаторы в XVII—XVIII вв., была подорвана укреплением экономических позиций этого слоя. Хотя местная помещичье-бюрократическая верхушка продолжала выполнять свою основную социальную функцию, на первый план стали выступать ее противоречия с испанской колониальной системой. Касики были лишены гарантированного права на землю и другие виды собственности, подвергались политической дискриминации, в результате чего могли занимать лишь низшие посты в административном аппарате, терпели судебный произвол со стороны колониальных властей. Система расовой дискриминации, культивируемая испанцами, унижала национальное достоинство и самолюбие местных принсипалес. Экономические интересы филиппинских помещиков и зарождавшейся буржуазии приходили в столкновение с испанской колониальной политикой, препятствовавшей развитию в стране капиталистических отношений.
Основной
слой зарождавшейся местной
буржуазии — китайские метисы,
занимая ведущие позиции в
экономической жизни Филиппин,
были полностью лишены гражданских
прав, как и коренное население
колонии.
С начала XIX в. стали распространяться оппозиционные настроения среди увеличившейся прослойки филиппинского духовенства, которая формировалась главным образом из среды касиков. Борьба священников-филиппинцев за секуляризацию' приходов (передачу их представителям местного белого духовенства) и уравнение в правах с испанскими монахами приобретала в условиях всевластия церкви отчетливую антиколониальную направленность.
Существовала почва для проявлений недовольства колониальными порядками и среди малочисленного слоя креолов (испанцев, рожденных в колонии) и испанских метисов. Первые принадлежали к помещичьему классу и образовывали среднее звено в бюрократическом аппарате и армии. В социальной иерархии они занимали менее привилегированное положение, чем испанцы — уроженцы метрополии, что служило основой для появления в их среде оппозиционных настроений. Испанские метисы страдали от политической дискриминации: как и представители принсипалии, они не допускались к высшим постам, в чиновничьем аппарате, армии, церкви.
В начале XIX в. на зарождение оппозиции в имущих слоях филиппинского общества известное влияние оказали революционные события в метрополии и углубление кризиса колониального режима в американских владениях Испании.
В
годы первой буржуазной революции в
Испании (1808— 1814) на Филиппинах
появились либерально настроенные
чиновники — испанцы, прибывшие из
метрополии, отчего последовало
общее смягчение режима управления,
некоторое ограничение власти
церкви. В среде образованных имущих
слоев стали распространяться
взгляды о необходимости уравнения
их в гражданских правах с испанцами—уроженцами
метрополии. К числу сторонников
либеральных преобразований
принадлежал ряд влиятельных лиц,
выходцев из помещиков, коммерсантов
и бюрократических кругов.
Формированию их политических
взглядов способствовали
декларации испанского
правительства, получившие
отражение в Кадисской конституции
Едва
наметившаяся тенденция к оживлению
общественной жизни в колонии была
приостановлена после поражения
испанской революции 1808—1814 гг.
Однако оппозиционные настроения в
местных креольских и филиппино-метисских
имущих слоях продолжали расти. В
начале 20-х годов усилилось недовольство
среди офицеров-креолов и испанских
метисов, подвергавшихся
дискриминации со стороны испанцев.
Частичная замена местных
офицерских кадров присланными из
метрополии испанцами,
осуществленная генерал-губернатором
в
В оппозиционном движении местных имущих слоев в 30-х — начале 40-х годов XIX в. стали появляться достаточно четко сформулированные требования буржуазно-демократических преобразований. Выразителем пробуждающегося национального самосознания выступала филиппино-метисская интеллигенция.
В период испанской революции 1808—1814 гг. создались благоприятные условия для расширения образованной прослойки среди филиппинцев и метисов. Одно из немногих постановлений революционного правительства, проведенных в жизнь на Филиппинах, закрепляло за представителями местных имущих классов право получения образования за границей. В результате стало быстро расти число молодых филиппинцев и метисов из обеспеченных семей, уезжавших учиться в Европу — в университеты Испании, Англии, Германии. Впервые им был открыт доступ к светскому образованию. Среди филиппинских «илюстрадос» (просвещенных) получили распространение профессии адвокатов, журналистов, учителей, появились и представители творческой интеллигенции — архитекторы и художники, впервые обратившиеся в своем творчестве к светским сюжетам. Знакомство с европейской культурой, литературой, общественно-политической и философской мыслью способствовало духовному развитию молодой филиппинской интеллигенции и воздействовало на формирование ее мировоззрения, пробуждение национального и общественного сознания.
Испанское
правительство в связи с возросшими
потребностями экономической
эксплуатации Филиппин было
заинтересовано в увеличении слоя
местного образованного населения.
В
С самого начала процесс пробуждения национального самосознания в имущих образованных слоях приобрел общефилиппинский характер, что обусловливалось историческими особенностями развития Филиппин. Общность территории и складывающееся экономическое единство способствовали ускорению этнической консолидации крупных, наиболее развитых народов (тагалов, пампанганов, клоков, висайя) и одновременно появлению тенденции к общефилиппинскому национальному единству. Единство культуры создавалось в результате массовой христианизации и распространения единой системы образования. Выделившаяся уже в XVIII в. узкая просвещенная прослойка «илюстрадос», представители которой у каждого народа выступали провозвестниками и выразителями процесса этнической консолидации, формировалась из принсипалии — социального слоя, созданного колонизаторами и объединенного привилегированным общественным положением по отношению к основной массе коренного населения. Эта особенность не могла не оказать влияния на процесс развития национального самосознания. Формирующаяся филиппинская интеллигенция, ощущавшая себя представителем всего филиппинского народа, стала выразителем идеи общефилиппинского национального единства.
В
этом отношении показательна
история тагальской интеллигенции,
которая играла ведущую роль в
процессе культурного и
национального объединения
филиппинского общества в целом.
Этому способствовали исторически
сложившиеся условия, при которых
тагальское население в области
экономического, общественного и
духовного развития опередило
другие народы архипелага. В XIX в.
рост этнического самосознания
тагалов проявлялся в развитии
тагальской литературы и искусства.
Первым профессиональным поэтом на
Филиппинах считается Франсиско
Бальтасар (Балагтас, 1788—1862 гг.), основоположник
тагальской поэзии, творчество
которого в то же время послужило
основой для развития
общенациональной филиппинской
литературы. Появление в
Особенностью формирования идеологии зарождавшегося на Филиппинах национально-освободительного движения была ее ориентированность на общественные и духовные идеалы Запада. Эта особенность была связана с отсутствием у филиппинцев традиций феодально-патриотической идеологии (в силу ранней колонизации, осуществленной в то время, когда на архипелаге не успели сложиться государственность, единая культура и религия) и с характером их духовного развития в колониальный период под влиянием христианизации и испанизации культуры.
Мировоззрение передовых кругов филиппинского общества формировалось под воздействием европейских демократических и просветительских идей. С позиций буржуазного просветительства велась критика существовавших порядков, которая в условиях колониальной страны приобретала отчетливо выраженную антиколониальную направленность.
Буржуазно-просветительские идеи получили отражение в программах первых реформаторских организаций, появившихся на Филиппинах в конце 60-х годов XIX в. и объединивших всех, образованных представителей филиппинского общества.
Возникновению
организованного буржуазно-либерального
движения за реформы способствовала
политическая обстановка в
метрополии. Влияние событий
В
На Филиппинах, где влияние церкви распространялось на все сферы жизни общества, любая критика существовавших порядков неизбежно включала в себя элементы антиклерикализма и прежде всего обличения монашеского гнета. Филиппинские либералы отделяли всевластие орденов от общей системы испанского колониализма, видели в господстве орденов то главное зло, устранение которого откроет путь к прогрессивному развитию общества. Наиболее смелыми и активными обличителями монашеских орденов были руководители и идеологи местного духовенства. При этом в программу реформаторского движения были включены не только требования ограничения контроля церкви над общественной и духовной жизнью филиппинцев, но и изгнания из страны всех религиозных орденов, что в глазах церковников было равносильно призывам к революции.
На
рубеже 60—70-х годов участники
кампании за реформы получили
возможность легальной пропаганды и
деятельности. Летом
Манифестация,
организованная руководителями
движения за реформы, состоялась в
Маниле в июле
21
сентября
Обеспокоенный
возрастающей активностью
оппозиционного движения и сознавая
необходимость более гибких методов
колониальной политики, Торре в
начале 70-х годов попытался осуществить
свою программу преобразований. Он
стал шире привлекать к участию в
колониальной администрации
представителей креольской и
метисской верхушки, издал декреты о
запрещении монашеской цензуры и
распространении на Филиппины
свободы слова и печати. В
Однако
проведение в жизнь мероприятий
Торре было сорвано монашескими
орденами, которых поддержали
реакционные клерикальные и
бюрократические круги метрополии.
В начале
НАРОДНЫЕ
ДВИЖЕНИЯ
Формирование либеральной оппозиции с начала XIX в. происходило в обстановке подъема стихийной народной борьбы, В первые десятилетия XIX в. она развертывалась вне связи с оппозиционным движением имущих слоев. Ее подъем был вызван ухудшением положения народных масс в результате изменений в методах эксплуатации, связанных с перестройкой структуры колониальной экономики, усилением помещичьего гнета, обезземелением и разорением крестьян.
В крестьянских движениях преобладали антиколониальные лозунги и требования. Вместе с тем по мере роста противоречий между крестьянами и местным помещичьим слоем в них стали чаще появляться элементарные классовые требования.
Среди
крестьянских восстаний большой
активностью отличались
выступления крестьян-илоков. Одной
из причин крестьянских волнений в
Илокосе было ухудшение положения
крестьянства, вызванное действием
правительственных монополий (табачной
и винной), подрывавших основные
отрасли хозяйства илокосских
крестьян из-за введения запрета на
свободное выращивание табака и на
производство местного
алкогольного напитка «баси». На
характер крестьянских движений в
Илокосе большое влияние оказывало
также углубление противоречий
внутри илокосской деревни,
связанное с ростом экономического
и политического влияния местной
принсипалии и усилившимся
процессом обезземеления
илокосских крестьян в результате
захвата крестьянских участков
помещиками-касиками. Против гнета
правительственных монополий были
направлены крестьянские бунты
В 1828—1829 гг. испанские колонизаторы подавили последние очаги многолетнего крестьянского движения на о-ве Бохоль (восстание Дагохоя). К этому времени оно приобрело чисто крестьянский характер — представители принсипалии, принимавшие активное участие в восстании на его начальных этапах, полностью отошли от движения, повстанческие отряды стали возглавлять командиры из бохоланских крестьян.
Крупным
антиколониальным восстанием (1840—1842гг.),
отразившим рост всеобщего
недовольства испанским режимом,
было движение Аполинарио де ла
Круса. По своему характеру,
масштабам, воздействию на
общественно-политическую жизнь
страны оно было первым
антииспанским выступлением,
которое сыграло значительную роль
в пробуждении национального
самосознания филиппинцев. Движение,
облеченное в форму религиозного
сектантства, охватило тагальские
районы Центрального Лусона (провинции
Тайабас, Лагуна, Батангас). Его
руководитель Аполинарио де ла Крус
был выходцем из тагальских
касиков. В начале
К
началу
Хотя восстание носило локальный характер (оно охватывало только тагальские районы) и в братство принимались одни тагалы, а Аполинарио де ла Крус был провозглашен королем тагалов, движение стало привлекать все большее внимание и сочувствие передовой интеллигенции и местного духовенства.
Военные
успехи повстанцев (к осени
За подавлением движения последовали аресты широкого круга лиц, подозреваемых властями в сочувствии к восставшим. Жертвами репрессий оказались многие представители столичной интеллигенции и филиппинского духовенства.
Расправа
испанских колонизаторов с
повстанцами, казнь популярного
народного вождя, репрессии в
мятежных провинциях и столице
вызвали возмущение филиппинцев. В
начале
В
истории стихийной народной
антиколониальной борьбы на
Филиппинах XIX в. особое место
занимает восстание
Действительно, события в Кавите вышли за рамки локального мятежа, вызванного очередным беззаконием властей и усилением колониальной эксплуатации. Они способствовали росту патриотических чувств и настроений среди всех слоев филиппинского общества.
Восстание
в Кавите произошло в период
усиления реакционного
полицейского режима на Филиппинах.
Сменивший Торре генерал-губернатор
Искьердо, покончивший с
либеральными начинаниями своего
предшественника, проводил
традиционную политику жесткого
социального и национального
угнетения филиппинцев. Будучи
одним из районов крупного
орденского землевладения,
провинция Кавите с начала 70-х годов
была охвачена крестьянскими
волнениями, заставившими
колониальные власти ввести военное
положение на ее территории и в
соседней Пампанге. В такой
обстановке 20 января
Правительственные войска, стянутые в Кавите, сумели в течение двух дней расправиться с мятежниками. Искьердо стал проводить политику массового террора в отношении филиппинцев. Первыми были арестованы все руководители движения за реформы — Пардо де Тавера, Хосе Баса, Рехидор-и-Хурадо и др. — и лидеры местного духовенства. К смертной казни были приговорены 41 из подозреваемых организаторов заговора, 28 из них смертный приговор был заменен ссылкой на Каролинские и Марианские острова. Общее же число сосланных составляло около 200 человек. Среди 13 казненных были наиболее популярные священники — Бургос, Гомес и Самора (которых архиепископ не решился лишить перед казнью священнического сана), почитаемые в наши дни на Филиппинах как национальные герои, борцы против колониализма.
Известия о
терроре колониальных властей
распространились по всей стране.
Политика массовых репрессий,
проводимая испанскими
колонизаторами, рождала протест в
разных социальных слоях,
способствовала углублению
противоречий между колониальным
режимом и филиппинским обществом в
целом.
ДВИЖЕНИЕ
ЗА РЕФОРМЫ (1682—1892)
В
обстановке реакции, воцарившейся в
стране после подавления восстания
На рубеже 70—80-х годов усилилось брожение среди студенческой молодежи, принадлежавшей к той молодой филиппинской интеллигенции, которую впоследствии Хосе Рисаль назвал «поколением 72-го года», указывая на глубокое влияние трагических событий в Кавите как фактора, ускорившего пробуждение национального сознания филиппинской молодежи. Хосе Рисаль (1861—1896), в будущем крупнейший идеолог филиппинского буржуазно-националистического движения, а в то время 20-летний студент-медик Университета св. Фомы, стал одним из признанных лидеров манильского студенчества.
Несмотря
на рост оппозиционных настроений в
филиппинских образованных кругах,
в стране не было условий для возрождения
сколько-нибудь широкого,
организованного движения за
реформы. Такие условия сложились в
начале 80-х годов в метрополии, где к
этому времени появилась
многочисленная эмигрантская
колония филиппинцев (в Мадриде и
Барселоне) из числа ссыльных (после
событий
Началом
мадридской кампании за реформы на
Филиппинах (известной в
филиппинской литературе как «период
пропаганды») считается 1882 год,
когда в Мадриде возникла первая
организация реформаторов — Испано-филиппинский
кружок, основанный креолом Хуаном
Атайде. Он просуществовал всего год,
распавшись в
В последующие годы (1883—1888) происходило дальнейшее собирание сил эмигрантской интеллигенции, определение идейных позиций, подготовка условий для проведения широкой и организованной пропагандистской кампании за реформы. Филиппинское реформаторское движение пользовалось поддержкой со стороны испанской интеллигенции, части либеральной буржуазии и республиканских элементов, представлявших собой оппозиционные силы, которые выступали против феодально-клерикальной реакции. Умеренно-либеральная программа филиппинских реформаторов вполне устраивала представителей испанской оппозиции — в большинстве своем сторонников сохранения колониальной империи, которые в отличие от правых колонизаторских кругов выступали лишь за модернизацию и либерализацию системы колониального управления, создание условий для развития в колониях капиталистических отношений, привлечение с помощью этих мер имущих образованных слоев колониального общества. Филиппинским реформаторам была предоставлена возможность выступать на страницах испанской либеральной и республиканской печати. Сотрудничество в испанской прессе служило в то время единственным средством для пропаганды реформ, критики колониальных порядков, воздействия на общественное мнение в метрополии.
Пропагандистская
кампания в испанской печати,
способствуя идейному сплочению
националистически мыслящей эмигрантской
интеллигенции, оказывала
воздействие и на развитие
оппозиционного движения в самой
колонии. Сочинения Рисаля, Хаэны,
других авторов-эмигрантов
нелегально доставлялись на
Филиппины и распространялись среди
местной интеллигенции. В начале
Рост
национального самосознания
филиппинской интеллигенции в 80-е
годы проявлялся не только в
усилении ее политической
активности, развитии передовой
общественной мысли, но и в подъеме
национальной культуры. Традиции
гражданской патриотической
поэзии, заложенные в творчестве
Балагтаса, продолжали развивать
поэты Эдуарде де Лете, Хосе де
Вергара, Эваристо Агирре —
участники движения за реформы в
Мадриде, писавшие на испанском и
тагальском языках. Крупнейшим
событием культурной и общественной
жизни Филиппин был выход в свет в
В
этот период стало развиваться и
филиппинское изобразительное
искусство, в котором утвердились
светские жанры (портрет, пейзаж). В
творчестве художников влияние
европейских школ сочеталось с
национальными мотивами и сюжетами,
обращением к гражданственной
патриотической тематике, К этому
времени относится творчество
художника-портретиста Ф. Рохаса (1842—1899),
начало творческой деятельности
мастера бытового жанра Ф. де ла
Роса (1869—1937). Своеобразным
живописцем и скульптором был Хосе
Рисаль, обращавшийся в своих
произведениях к изображению
народной жизни. Большой
известностью в Испании
пользовались работы двух талантливых
филиппинских художников — Феликса
Ресуррексьона Идальго (1853—1913) и
Хуана Луны (1857—1899), идейно тесно
связанных с участниками
филиппинского реформаторского
движения. Луна, работавший в
академической манере, создавал
композиции на сюжеты из
доколониального прошлого Филиппин,
оставил серию портретов деятелей
реформаторского-движения (Рисаля и
др.). Произведения Идальго (пейзажи,
жанровые картины, рисунки),
испытавшего влияние импрессионизма,
были проникнуты любовью к родной
стране, ее природе, простым людям. В
В
итоге пропагандистской кампании
за реформы 1882—1887 гг. внутри
филиппинской эмиграции изменилось
соотношение сил. Креолы,
недовольные и напуганные усилением
антиколониальной направленности
пропаганды, отошли от руководства
движением, их сменили
представители филиппинской и
метисской интеллигенции. По мере
развития и углубления реформаторского
движения на первый план выступила
задача создания
пропагандистского центра в
метрополии и установления прочных
связей с оппозиционными силами на
архипелаге. Как и ранее, большие
надежды возлагались на поддержку
филиппинского реформаторского
движения со стороны испанских либеральных
и республиканских кругов. В
возникшую в ноябре
Программы обеих организаций (мадридской и барселонской) сохраняли умеренно-либеральный характер. Но сам по себе факт создания чисто филиппинской по составу организации под лозунгом единства патриотических сил свидетельствовал об усилении националистического характера реформаторского движения. Руководители «Ла Солидаридад» не ограничивались пропагандой экономических и политико-административных реформ, они выдвигали на первый план задачи национальной консолидации, политического просвещения филиппинцев, воспитания их в духе патриотических идеалов, разоблачения колониального гнета.
Главным
пропагандистом этих идей стала
газета «Ла Солидаридад», печатный
орган одноименной организации,
издававшаяся с начала
Деятельность филиппинских реформаторов, заключавшаяся в широкой пропаганде реформ и критике колониальных порядков с целью привлечения внимания испанского правительства к положению в колонии, основывалась на убеждении в реальности осуществления буржуазно-демократических преобразований в условиях колониального режима. Сохранение лояльности Испанки поддерживалось иллюзиями о возможности получения реформ от правительства метрополии.
Движение
за реформы развертывалось как
мирная пропагандистская кампания.
Для руководителей филиппинского
буржуазно-либерального движения
были характерны полное отрицание
революции, непонимание сущности
революционного процесса, страх перед
революционной инициативой народа.
На взгляды филиппинских
реформаторов по вопросу о
революции негативное влияние оказали
анархистские идеи, получившие
в то время широкое распространение
в Испании. Призывы анархистов к
мировой революции, террору,
ликвидации института государства
и т. п. отпугивали филиппинских
либералов, порождали в их среде
негативное отношение к
революционным методам борьбы
вообще. Подобное анархистское (бакунинское)
понимание революции мы находим в
ряде публицистических
произведений Рисаля и в его романе
«Флибустьеры» (
Деятельность масонов способствовала сплочению и организации реформаторов, усилению антиклерикальной пропаганды и критики колониальных порядков. В то же время она поддерживала сохранение реформаторских иллюзий среди филиппинцев, их лояльности в отношении метрополии, поскольку политические установки масонских организаций в «филиппинском вопросе» основывались на необходимости ассимиляции колонии с Испанией и проведения испанским правительством демократических преобразований на архипелаге. В идеологической области распространение масонских идей препятствовало формированию радикальных течений, ознакомлению эмигрантской интеллигенции с европейскими революционными теориями (в частности, с социализмом). Основные идеологические принципы испанского масонства, восходящие к традиции общественной и философской мысли французских буржуазных просветителей, были усвоены идеологами филиппинского буржуазно-националистического движения, которые с их помощью пытались теоретически обосновать программу буржуазно-демократических преобразований да архипелаге.
С
начала 90-х годов масонство в
широких масштабах стало
распространяться и на Филиппинах. В
Газета
«Ла Солидаридад» и масонские
общества проводили широкую
кампанию по обличению монашеского
гнета, сопровождавшуюся смелой
критикой наиболее тяжелых и
уродливых проявлений колониализма.
При этом глубина и разоблачительный
характер критики не
соответствовали умеренности и ограниченности
программы реформаторов в целом.
Формированию критического отношения к католицизму у филиппинских просветителей и буржуазных националистов способствовало их увлечение масонскими идеями. Влиянием масонства, а также строго религиозным воспитанием филиппинской интеллигенции, воздействовавшим на ее психологию и мироощущение, очевидно, объяснялась отсутствие в передовых, образованных кругах Филиппин атеистических идей и материалистических воззрений. Большинство представителей филиппинского буржуазно-националистического движения оставались верующими католиками. Так, Рисаль, Пилар, Хаэна и другие выступали против официальной религиозной идеологии с позиций буржуазной реформации религии, освобождения католической доктрины от «наиболее реакционных обрядов и суеверий», догматических «наслоений и извращений», которые, по их мнению, искажали сущность христианского учения и превращали католицизм в «синоним мракобесия».
Вполне понятно, что выступления филиппинских реформаторов за отделение церкви от государства, свободу совести, веротерпимость, против религиозной исключительности и дискриминации вызывали ненависть церковников, обвинявших передовую интеллигенцию в атеизме, «флибустьерстве» (вольнодумстве) и распространении сепаратистских взглядов.
На
завершающем этапе мадридской
кампании за реформы был не только
создан пропагандистский центр
движения, расширены средства
пропаганды, усилена ее антиколониальная
направленность, но, что особенно
важно, установлены систематические
контакты с оппозиционными
общественными силами,
действовавшими на Филиппинах. В
развитии этих контактов ведущая
роль принадлежала газете «Ла
Солидаридад». Она нелегально
доставлялась на архипелаг и
пользовалась огромной
популярностью среди интеллигенции
и студенческой молодежи. К началу 90-х
годов появились условия для организованного
общественного движения, социальная
база которого была значительно
шире, нежели в метрополии. Движение
за реформы стало привлекать не
только представителей помещичье-буржуазных
кругов, но и выходцев из народа и
мелкобуржуазных слоев.
В
то время как в колонии намечался
подъем оппозиционного движения,
кампания за реформы в метрополии в
начале 90-х годов явно пошла на убыль.
Политика испанского правительства,
сопротивлявшегося проведению даже
самых незначительных и
ограниченных преобразований,
привела к кризису реформаторского
движения. Спад пропагандистской
деятельности в метрополии ощущался
и на Филиппинах, где усилилась
тенденция к образованию
собственного национального центра.
Такой центр был создан Хосе Рисалем,
вернувшимся на родину в
Вернувшись
на родину, Рисаль старался
развивать на филиппинской почве
те формы пропагандистской
деятельности, которые были
характерны для реформаторского
движения в метрополии. В
То
обстоятельство, что основателем
лиги был Хосе Рисаль, чье имя
пользовалось необычайно широкой
популярностью на Филиппинах,
привлекало в организацию
многочисленных последователей из
разных слоев общества. Однако очень
быстро активная деятельность
Рисаля по созданию и расширению организации
вызвала недовольство колониальных
властей. В июле
Внутри
лиги после ареста Рисаля стали явно
обнаруживаться две группировки:
умеренная, представленная
буржуазно-помещичьими элементами,
и радикальная, объединившая
выходцев из мелкой буржуазии и
народа, которые стремились к более
действенным методам борьбы.
Противоречия между представителями
левых сил и либеральной буржуазно-помещичьей
интеллигенцией, находившейся у
руководства лигой и не собиравшейся
отказываться от прежних
либеральных принципов и установок,
привели уже в июле
[1] Первый и последний раз
представитель от коренного
филиппинского населения был
избран делегатом в испанские
кортесы 1834—1837 гг. (адвокат Хуан
Франсиско Лекарос). Принятая на
одной из сессий новая испанская
Конституция