Глава
VIII
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ 1896 — 1898 гг. И СОЗДАНИЕ
ФИЛИППИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
КАТИПУНАН
И ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕВОЛЮЦИИ (АВГУСТ 1896
— ДЕКАБРЬ
23
августа
Так
началась филиппинская национально-освободительная
революция 1896—1898 гг., первая
успешная антиколониальная
революция в Азии. Четырехлетие,
предшествовавшее историческим
событиям августа
Радикализации освободительного движения способствовал ряд факторов. Политика испанского правительства, отказавшегося удовлетворить даже самые умеренные требования филиппинских реформаторов, привела к кризису буржуазно-националистического движения, породила разочарование в либеральной реформаторской программе, создавая почву для возникновения активных форм антиколониального протеста. Движение за реформы 80-х годов, оказавшееся бесплодным в смысле его практических результатов, сыграло большую роль в идейной подготовке национальной революции. Особое значение имело литературное и публицистическое творчество Хосе Рисаля, отразившее самые насущные проблемы борьбы с расовой дискриминацией, социальным и политическим угнетением, клерикальной реакцией. Беспощадная критика колониализма, которой были проникнуты произведения Рисаля и которая выходила за рамки его собственных идеалов, воспринималась на Филиппинах окак призыв к революционным действиям. Имя Рисаля, популярность которого еще более возросла после ссылки в Дапитан, стало символом борьбы за национальное освобождение, несмотря на отрицательное отношение самого Рисаля к вооруженной борьбе. Тесная связь с общественно-политическими идеалами буржуазно-националистического движения 80-х — начала 90-х годов прослеживалась в формирующейся революционной идеологии. Однако идеологи революционно-демократических сил пошли дальше своих предшественников, используя их теоретическое наследие для обоснования необходимости революции, сумели объединить просветительские и националистические идеи со стихийными революционными устремлениями народных масс.
В зарождении революционного движения большую роль играло масонство. На Филиппинах происходила быстрая демократизация масонского движения, расширение его социальной базы. В начале 90-х годов в нем определилось три основных направления. Одно объединяло представителей буржуазно-помещичьих кругов, придерживавшихся либерально-реформаторских взглядов. Другое было представлено мелкобуржуазной разночинной интеллигенцией, использовавшей масонские организации для пропаганды демократических, националистических и антиклерикальных идей. Это направление возглавлял Аполинарио Мабини, впоследствии видный революционный идеолог, в этот период, однако, еще сохранявший приверженность к буржуазно-либеральной программе реформаторов. К третьему, радикальному течению принадлежали многочисленные масонские организации, в которых преобладали народные элементы (крестьяне, ремесленники, городская беднота). По своему характеру они были близки к тайным обществам и крестьянским религиозным сектам — традиционным формам филиппинских народных движений. После основания Катипунана эти масонские организации влились в тайное революционное общество, были преобразованы в его отделения и секции.
Вся
подготовка к восстанию и его
проведение были осуществлены под
руководством Катипунана,
признанным вождем которого был
Андрес Бонифасио (1863—1897) — «великий
плебей», как его называют
филиппинцы, выходец из манильской
бедноты. Катипунан был народной
организацией, апеллирующей к
трудящимся массам и воплощающей их
стихийные революционные
устремления и чаяния. Руководители
Катипунана, в первую очередь Андрес
Бояифасио, пришли к пониманию того,
что задачи национального
освобождения и демократического
развития общества не могли быть
решены без активного участия в
освободительной борьбе народных
масс. В течение не- которого времени
после создания Катипунана
Бонифасио и его последователи,
оставаясь членами Филиппинской
лиги, пытались направить ее
деятельность в русло революционной
борьбы, однако натолкнулись на
упорное сопротивление ее буржуазно-помещичьих
лидеров. Напуганные очевидным
назреванием революционного
взрыва, руководители лиги в конце
После
ликвидации лиги Бонифасио
приступил непосредственно к
выработке планов вооруженного
восстания. За годы, предшествующие
революции, в освободительное
движение, возглавленное
Катипунаном, были вовлечены
десятки тысяч филиппинцев. К
Структура Катипунана создавалась по образцу масонских организаций. Катипунан возглавлял Верховный совет (в период подготовки и после начала восстания его председателем был Андрес Бонифасио), ему подчинялись провинциальные советы. Создатели Катипунана заимствовали у масонов их символику (использование псевдонимов, условных знаков, паролей и т. п.), сложную процедуру вступления в организацию, вкладывая при этом в масонские ритуалы содержание, отвечающее революционным и патриотическим целям тайного общества. Масонские формы организации оказались наиболее доступными и понятными для народных масс. Популярность Катипунана в немалой степени объяснялась тайным характером этой организации, сближавшим ее с традиционными религиозными сектами. Этические принципы масонства получили отражение в «Десяти заповедях сыновей народа», написанных Андресом Бонифасио, и «Доктринах Катипунана», автором которых был Эмилио Хасинто (1875—1898), ближайший друг и помощник Бонифасио. Содержавшиеся в них моральные правила, основанные на проповеди христианской добродетели и масонских принципах всеобщего братства и взаимопомощи, должны были воспитывать в катипунерос патриотизм и преданность революционному долгу. Накануне революции Андресом Бонифасио была разработана специальная программа для Катипунана, в которой ставилась задача завоевания национальной независимости. В программе выдвигались лозунга «всеобщего равенства, благоденствия и счастья», отражавшие интересы неимущих угнетенных слоев (прежде всего крестьянства), их стремление к социальной справедливости. Катипунан, который занимался подготовкой и руководством восстания, должен был, по планам Бонифасио, в ходе революции превратиться в высший орган новой, революционной власти.
Успехи
повстанцев в первые дни и недели
революции вызвали подъем массовой
народной борьбы, восстание быстро
росло вширь, охватывая новые районы
Центрального и Юго-Западного
Лусона. Вскоре после начала
революции по приказу генерал-губернатора
Бланко было введено военное
положение в нескольких провинциях
Лусона (Манила, Булакан, Тарлак,
Кавите, Лагуна, Нуэва-Эсиха,
Пампанга, Батангас), центрах
крестьянских антимонашеских
движений. С сентября
Разгул
террора еще более усилился при
сменившем Бланко (в декабре
Казнь Хосе Рисаля вызвала взрыв всеобщего негодования и протеста, способствовала переходу в лагерь революционеров многих до сих пор остававшихся нейтральными филиппинцев. Несмотря на политику массового террора, проводившуюся испанцами, и принятие мер по увеличению и укреплению вооруженных сил[4], испанские колонизаторы не могли справиться с восстанием. Все более массовый характер приобретало дезертирство солдат и офицеров — филиппинцев, переход их на сторону восставших. Значительно улучшилось вооружение революционной армии — повстанцы захватили несколько оружейных арсеналов, пороховых складов, пополняли свои запасы огнестрельного оружия, отбирая его в боях у испанцев. Повстанческие отряды отличались маневренностью, использовали партизанские методы борьбы. Испанцы не могли сосредоточить все силы для нанесения решающего удара по повстанцам и вынуждены были вести бои одновременно во многих пунктах Лусона.. Важнейшим морально-психологическим фактором была поддержка, оказываемая повстанцам местным населением.
К
концу
Весной
Во внутреннем развитии революционного движения в этот период определились тенденции, связанные с особенностями расстановки классовых сил в лагере революции. Всеобщий энтузиазм, внушительные победы восставших, появление реальной перспективы завоевания независимости, с одной стороны, и не прекращающиеся массовые репрессии, чинимые испанскими колонизаторами в отношении широких слоев филиппинского общества, — с другой, привлекли к участию в революционном движении значительную часть местной буржуазии и помещичье-бюрократических элементов. В лагере революции образовались два течения — левое, революционно-демократическое, возглавлявшееся Андресом Бонифасио и его соратниками, и правое, буржуазно-помещичье, представители которого старались захватить руководство освободительным дижением в свои руки, использовать его в собственных классовых интересах. По словам А. А. Губера, «в борьбе за руководство освободительным движением филиппинские угнетенные массы еще не могли сознательно противопоставить свои классовые интересы интересам местной эксплуататорской верхушки. Но общность интересов буржуазно-помещичьих элементов в революционном лагере перед лицом поднимавшейся плебейской стихии создавала предпосылки для блока филиппинской буржуазии и помещиков».
Центром
борьбы за гегемонию в революции
между левыми и правыми силами стала
провинция Кавите, которая была одним
из основных районов антииспанских
народных движений.
Антиколониальные настроения были
распространены и среди местной
принсипалии, занимавшей прочные
экономические и политические
позиции. В начале
Уже
осенью
С
начала
Вслед
за тем Агинальдо организовал
широкую клеветническую кампанию
против Бонифасио, стараясь
подорвать его престиж и разжечь
враждебное отношение к нему в
кавитском населении. В середине
апреля
С
гибелью Андреса Бонифасио укрепились
позиции Агинальдо,
сосредоточившего в своих руках
верховную исполнительную и
военную власть. Руководящая роль в
революционном движении перешла к
правому буржуазно-помещичьему
блоку. Но влияние левого крыла на
движение было еще довольно
сильным. Под давлением
демократических элементов в
октябре
Тенденция
к сговору с испанскими
колонизаторами стала
обнаруживаться среди буржуазно-помещичьих
элементов уже задолго до созыва
Ассамблеи в Биак-на-Бато.
Неуверенность в собственных силах
и страх перед растущей активностью
народных масс (в особенности перед
углублением антифеодальной
направленности крестьянской
борьбы) толкали их на путь компромисса
с испанцами. Испанские власти,
убеждаясь в бесперспективности
военного подавления
революционного движения, также
склонялись к политике компромиссов.
Тайные переговоры между Агинальдо
и генерал-губернатором Примо де
Ривера начались в августе
Соглашательская политика правительства Агинальдо встретила решительную оппозицию со стороны многих представителей левых революционно-демократических сил. Революционная борьба не прекратилась после заключения капитулянтского биакнабатского договора. Часть революционных генералов и командиров отказались сложить оружие и ушли в горы, где стали формировать партизанские отряды из бывших солдат повстанческой армии, крестьян, интеллигенции.
ВТОРОЙ
ЭТАП РЕВОЛЮЦИИ И ПОЛИТИКА США НА
ФИЛИППИНАХ
Новый
революционный подъем начался
весной
Международная
обстановка весной
Обстановка
в стране, сложившаяся к началу
войны и определявшаяся ростом
масштабов освободительного
движения, как нельзя более отвечала
планам Соединенных Штатов. Американское
правительство еще до объявления
войны Испании решило оказать
помощь Агинальдо, вернуть его на
острова, использовать национально-освободительную
борьбу филиппинцев в собственных
интересах. В марте и апреле
Переговоры
Агинальдо с американцами и
достижение договоренности об
американской помощи
способствовали росту его
популярности на Филиппинах. В
первые же дни после возвращения на
родину он взял на себя функции
главнокомандующего
повстанческими силами. Декреты 23 и
31 мая
Революционный подъем вовлек в освободительное движение широкие массы филиппинцев. С началом второго этапа образовался общенародный фронт революции. С точки зрения расстановки классовых сил, как и на первом этапе, сохранялись два основных лагеря: демократические силы, наиболее последовательно и решительно боровшиеся за ликвидацию колониального режима, и буржуазно-помещичьи круги, представлявшие умеренное крыло, противостоящее народу и мелкобуржуазной демократии. В каждом из этих лагерей по сравнению с первым этапом существовала значительно большая внутренняя дифференциация, отражавшая сложное переплетение классовых устремлений и интересов. Явный провал политики компромисса с испанскими властями, победы революционной армии, сотрудничество с американцами, все более очевидная обреченность колониального режима способствовали вовлечению в ряды повстанцев многих представителей крупных помещиков, консервативных бюрократических элементов, до сих пор стоявших в стороне от революционного движения. Усилилась активность интеллигенции, которая не представляла какого-то единого слоя, а выражала интересы самых различных общественных сил. Значительно более массовый и активный характер приобрела народная борьба, в особенности увеличился размах крестьянских движений, направленных в первую очередь против наиболее крупного слоя феодальных землевладельцев — монашеских орденов.
В
обстановке революционного подъема,
когда решалась задача
окончательной ликвидации
колониального режима и завоевания
национальной независимости,
правительство Агинальдо, в
котором преобладали
консервативные элементы, не могло
не считаться с позицией левых
демократических сил. Среди военных
лидеров активную роль играли
революционные генералы и
командиры, продолжавшие руководить
вооруженной борьбой после
заключения биакнабатского
соглашения. С начала второго этапа
революции одним из ведущих лидеров
и идеологов левого крыла
революционных сил стал Аполинарио
Мабини (1864—1903), мелкобуржуазный
демократ, завоевавший популярность
в патриотических кругах своей
пропагандистской и
публицистической деятельностью в
1897 — начале
Агинальдо пригласил Мабини в Кавиг для участия в работе правительства. Он занял официальный пост личного советника президента. Сотрудничество Мабини с Агинальдо, его активная государственная и политическая деятельность на втором этапе революции отражали влияние левого мелкобуржуазного крыла на буржуазно-помещичье правительство. Привлекая к сотрудничеству Мабини, Агинальдо учитывал помимо его авторитета и растущей популярности некоторые субъективные факторы, а именно взгляды Мабини на характер власти в период революционных войн. Будучи убежденным сторонником республиканских и демократических форм правления, он вместе с тем выступал за централизацию власти в условиях вооруженного восстания, диктовавшуюся необходимостью мобилизации всех революционных сил, координации их действий для завершения задачи национального освобождения. Мабини считал Агинальдо именно тем типом политического и военного лидера, который наиболее соответствовал роли главы революционного правительства.
Деятельность Мабини в правительстве Агинальдо выходила за рамки функций советника президента. Большинство правительственных декретов и документов по дипломатическим, военным, административным вопросам были написаны Мабини. Он принимал непосредственное участие в руководстве военными действиями против испанских колонизаторов, организации, власти на освобожденных территориях[8], разрабатывал основы внешнеполитического курса правительства, добивавшегося международного признания независимости Филиппин.
В
течение июня повстанческие силы
одержали ряд побед. Уже к началу
июля
Действия
США не могли не вызывать тревоги на
Филиппинах. Энтузиазм, с которым
филиппинцы первоначально относились
к союзу с американцами, не ставя под
сомнение искренность обещаний
американского правительства[10],
стал сменяться настроениями
беспокойства и неуверенности.
Первые признаки сомнений в
бескорыстии американской политики
появились в период осады и
капитуляции Манилы, когда
американское командование не
только отстранило филиппинцев от
участия в боевых операциях, но и
потребовало отвода филиппинских
войск от столицы. Напряженность в
отношениях между филиппинцами и
американцами усилилась осенью
Среди руководителей революции не было единства в отношении к политике Соединенных Штатов. Рьяным поборником филиппино-американского союза продолжал выступать Агинальдо, прилагавший немало усилий для смягчения филиппино-американских противоречий.
В
окружении президента
последовательную антиимпериалистическую
позицию занимал Мабини. Число
единомышленников его стало расти.
Антиимпериалистические взгляды
распространились среди многих
радикально настроенных
политических деятелей,
революционных генералов и
командиров, интеллигенции. Мабини
старался использовать
дипломатические, политические и
пропагандистские средства, для
того чтобы добиться международного
признания Филиппин как суверенного,
независимого государства до
подписания мирного договора между
США и Испанией. Правительственные
декреты, автором которых был
Мабини, появившиеся в августе —
сентябре
В
осенние месяцы
МАЛОЛОССКИИ
КОНГРЕСС И ОБРАЗОВАНИЕ
ФИЛИППИНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
15
сентября
Предметом острых дебатов стал вопрос о правомерности и целесообразности выработки и принятия конституции. По существу, речь шла о форме и характере государственной власти — сохранении или ограничении диктаторских полномочий Агинальдо как президента и верховного главнокомандующего. Большинство участников конгресса (несмотря на то, что преобладали делегаты, назначенные президентом) высказались против сохранения неограниченной власти Агинальдо. Противниками авторитарной формы правления оказались как представители мелкобуржуазной и буржуазной интеллигенции — приверженцы парламентарного республиканского строя, так и правые буржуазно-помещичьи элементы, стремившиеся обеспечить себе господствующие позиции в государстве и потому опасавшиеся усиления единоличной власти президента. Именно для обеспечения гарантий против укрепления диктатуры Агинальдо большинство делегатов выступили за немедленное принятие конституции. Сторонники сохранения чрезвычайных полномочий президента также объединяли представителей разных общественных сил. Меньшинство конгресса, выступавшее против выработки конституции, возглавлял Мабини, позиция которого по этому вопросу была связана с его убеждениями в необходимости централизации верховной власти в период до «триумфа революции», укрепления единого руководства и усиления дисциплины в революционной армии.
Доводы
Мабини против выработки
конституции были отвергнуты
большинством делегатов. Тогда он
предложил свой конституционный
проект, в котором опять-таки
решающая роль отводилась
исполнительной власти, а
полномочия законодательной были
сведены к минимуму[11].
Конституционная комиссия отвергла
проект Мабини, выдвинув для
постатейного обсуждения текст
проекта, составленного Фелипе
Кальдероне, энергичным защитником
буржуазно-парламентарной формы
государственного устройства (его
обсуждение продолжалось с конца
октября до начала декабря
Конституция провозглашала Филиппины независимой и свободной республикой. Статья 4 определяла ее правительство как «народное, представительное, выборное и ответственное», осуществляющее свои функции через три раздельные власти (законодательную, исполнительную и судебную), причем подчеркивалось, что «ни одно лицо или корпорация не могут быть облечены более чем одной из этих властей». О явном стремлении составителей конституции воспрепятствовать тенденции к возникновению авторитарных форм правления свидетельствовали детально разработанные положения о функциях законодательной власти в лице Собрания представителей нации, созываемого ежегодно. Деятельность президента «ак главы исполнительной власти была поставлена под контроль законодательной власти. Большое место в конституции занимали статьи, посвященные утверждению в стране буржуазного правопорядка и гарантиям демократических прав и свобод гражданам республики.
В Малолосской конституции получил отражение новый важный фактор — расширение территориальных и этнических рамок революционного движения. Если на первом этапе революции освободительная борьба в основном развертывалась на территории Лусона и ее главным центром были тагальские провинции (во многих официальных документах революционного правительства, относящихся к 1896—1897 гг., используется термин «тагальская революция»), то на завершающем этапе в активное революционное движение были вовлечены народы не только Лусона, но и Висайских островов. В отличие от Биакнабатской конституции, объявившей тагальский официальным языком Филиппинской республики, новая конституция провозгласила свободное пользование (ст. 93) всеми «языками, употребляемыми на Филиппинах» (для официальных актов и судебных дел продолжал использоваться испанский). По конституции, создание независимого государства основывалось на принципе унитаризма (в ст. 1 записано: «Политическое объединение всех филиппинцев составляет нацию, государство которой именуется Филиппинской республикой»), в чем получила несомненное отражение объективно действующая тенденция к общефилиппинскому национальному единству. Создание единого государства диктовалось и необходимостью защиты национальной независимости, так как все более очевидной становилась угроза военного конфликта с США.
Ни в одной из статей конституции не указаны территориальные границы Филиппинской республики. Процесс создания независимого унитарного государства зарождался на территории Лусона и Висайских островов, в центрах революционного восстания. В тексте конституции отсутствует упоминание о южных районах Филиппин. На основании некоторых других документов и источников можно, однако, сделать вывод, что термин «филиппинская территория», используемый в тексте конституции (ст. 6), подразумевал распространение власти филиппинского правительства на всю территорию архипелага в тех границах, которые установились при испанском режиме, включая присоединенные во второй половине XIX в. мусульманские районы.
Руководителям
филиппинской революции не был ясен
будущий статус мусульманских
территорий — либо они должны были
стать со временем частью
унитарного филиппинского государства
с сохранением известной автономии,
либо вступить в федеративные
отношения с ним. Последнее было
сформулировано в послании
Агинальдо конгрессу 1 января
Все эти шаги, предпринимавшиеся революционным руководством, не находили отклика в среде мусульман. Сказывались традиционная враждебность к христианскому населению, длительная изоляция южных районов, их социально-экономическая отсталость и политический застой, господство мусульманской идеологии, ориентировавшей филиппинцев-мусульман на принадлежность к «миру ислама» и культивировавшей религиозную обособленность мусульманской общины. При существовавшем уровне общественного и духовного развития моро им, естественно, были чужды и непонятны демократические и националистические идеи, пропагандировавшиеся филиппинскими революционерами. Правители султанатов воспринимали филиппинское республиканское правительство как преемника испанской колониальной администрации, проявляя недоверие, а зачастую и откровенную враждебность к любым его действиям, направленным на вовлечение южных районов в общий процесс освободительной борьбы[12].
Самый
краткий третий раздел Малолосской
конституции, озаглавленный «Религия»,
содержит только одну статью (5), в
которой записано, что «государство
объявляет равноправие всех
вероисповеданий и отделение церкви
от государства». В лаконичной
формулировке была выражена суть
программы буржуазных
националистов по вопросам религии
и церкви, которая была выработана
еще в период движения за реформы.
Однако именно эта формулировка
стала предметом продолжительных и
ожесточенных дискуссий. Часть
делегатов конгресса (представителей
различных течений — от умеренного
либерала Кальдероне до радикала
Мабини) выступила против отделения
церкви от государства. Их позиция
основывалась на конкретной
ситуации, сложившейся на
Филиппинах в годы революции в
результате развивавшейся в течение
всего XIX в. борьбы филиппинского
духовенства. Подавляющее
большинство местных священников
выступало с поддержкой
антиколониальной революции.
Многие священники-филиппинцы
непосредственно участвовали в
вооруженной борьбе (особенно на
втором этапе революции) в
качестве военных капелланов и
одновременно солдат и командиров
революционной армии, оказывали
большую помощь республиканскому
правительству в мобилизации и
сплочении патриотических сил для
завершения задачи национального
освобождения. К тому времени, когда
открылись заседания конгресса в
Малолосе, испанское духовенство
оказалось в полной изоляции от
верующих филиппинцев[13]. Стала
складываться национальная
католическая иерархия, во главе
которой стал филиппинский
священник Грегорио Аглипай (1860—1940),
выдвинувшийся в качестве революционного
лидера и одного из руководителей
духовенства в начале 1898г.[14]. В октябре
Учитывая
популярность филиппинских
священников среди населения и
растущий авторитет национальной
иерархии, Мабини и его сторонники
опасались, что включение в конституцию
статьи об отделении церкви от
государства лишит правительство
республики поддержки со стороны
многочисленной и политически
активной группы местного
духовенства и, следовательно,
приведет к падению авторитета
революционного руководства среди
верующих филиппинцев. Немаловажное
значение имела позиция самих
представителей местного духовенства,
участвовавших в работе конгресса,
которые решительно выступали
против отделения церкви от
государства, в поддержку
выдвинутой в
Дискуссию
вызвал также вопрос о церковной
собственности. В период работы
конгресса большинство орденских поместий
уже были захвачены крестьянами-арендаторами.
Однако конгресс под давлением
буржуазно-помещичьих делегатов,
опасавшихся вообще подрыва права
собственности помещиков на землю,
не решился законодательно
подтвердить ликвидацию орденского
землевладения. Лишь в январе
Работа
конгресса была прервана известием
о подписании в Париже (10 декабря
23
января
С
ратификацией Парижского договора
Филиппины вступили: в новый, самый
сложный этап национально-освободительною
борьбы.
[1] Налоговые карточки, которые обязаны были иметь при себе все жители колонии с 16-летнего возраста.
[2] Первоначально предполагалось начать восстание позднее, но раскрытие заговора испанцами заставило руководителей Катипунана выступить до срока, хотя подготовка к восстанию еще не была завершена.
[3] Рисаль, находясь в
ссылке в Дапитане (с июля
[4] К началу революции
регулярные военные силы на
Филиппинах насчитывали немногим
более 6 тыс. человек, причем были
рассеяны по всему архипелагу (в
мусульманских провинциях на
Минданао и Сулу и в горных районах
Северного Лусона). Несомненно, эта
дробность в размещении вооруженных
сил и их сравнительная
малочисленность и слабость в
столичном районе способствовали в
немалой степени первым решающим
победам революционных отрядов.
Явно не в пользу колонизаторов было
и то обстоятельство, что почти две
трети регулярных военных сил
составляли солдаты-филиппинцы. Уже
с сентября
[5] Летом
[6] В. И. Ленин. Тетради по империализму.— Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 28, с. 186.
[7] Мабини перешел на
революционные позиции на рубеже 1896—1897
гг. С начала
[8] Мабини был, в частности,
автором декрета 18 июня
[9] В дальнейшем то обстоятельство, что Манила была взята американскими войсками, неоднократно использовалось правительством США как один из главных аргументов в обосновании американских прав на Филиппинский архипелаг.
[10] Среди немногих революционных лидеров, сумевших с самого начала разобраться в действительных намерениях империалистических кругов США в отношении Филиппин, в первую очередь следует назвать Мабини.
[11] Позиция Мабини по вопросу о конституции и полномочиях президента» проистекавшая в значительной мере из практических задач революционного движения, воспринималась многими его современниками лишь как откровенная поддержка диктаторских устремлений президента, связанная с его личным отношением к Агинальдо. Подобная оценка получила отражение и в ряде исторических исследований филиппинских и американских авторов.
[12] Войска
буайанского дато Пианга нападали и
истребляли отряды революционной
армии, пытавшиеся установить
контроль над Замбоангой (осень
[13] Архиепископ и руководство орденов укрылись в Маниле, оккупированной американцами. Некоторым монахам удалось бежать из страны, многие были арестованы революционными властями либо убиты повстанцами.
[14] Грегорио Аглипай происходил из семьи илокосских крестьян. Высшее духовное образование получил в Университете св. Фомы. С начала революции служил военным капелланом в революционной армии.