ЧАСТЬ
ПЕРВАЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
СТРАНЫ КХМЕРОВ
Глава
I
СТРАНА
И НАСЕЛЕНИЕ
История
стран Юго-Восточной Азии еще более,
чем история стран Запада,
находилась под влиянием экономических
факторов, связанных с климатом и
географической средой. Страна
кхмеров, предшественник современной
Камбоджи, не явилась исключением,
но, чтобы более точно представить
себе влияние этих факторов на
историю страны, нужно определить ее
территорию в период расцвета. Она
намного превышала площадь, занимаемую
современной Камбоджей, поскольку
охватывала современный Южный
Вьетнам, часть Центрального
Вьетнама и Таиланда.
При
первом взгляде на физическую карту
Индокитайского полуострова видно,
что костяк его составляет горная
цепь большой протяженности —
Вьетнамский хребет. Начинаясь в
крупном горном массиве, расположенном
на территории Северного Вьетнама,
Юньнани и Бирмы, представляющем
предгорья восточных Гималаев и
Тибетских нагорий, этот хребет
является как бы осью полуострова,
доминируя своими вершинами,
превышающими иногда
Вьетнамский хребет не просто орографическая неровность почвы. Он разделяет два неодинаковых по своим размерам района, совершенно различных по населению, языку, культуре, религии. Это, по существу, два мира, которые условно можно назвать индийским и китайским. Если Вьетнам принадлежит к китайскому миру, то страна кхмеров — к индийскому. В течение многих веков эта страна была лучшим образцом того, что обычно называют Внешней Индией.
Как мы уже отмечали, протяженность этих районов различна, различен и характер склонов хребта, обращенных к этим районам. На востоке между хребтом и морем заключена узкая полоска земли, которая и составляет Центральный Вьетнам. Несмотря на то что прибрежные воды его богаты рыбой, население этого района не могло бы обеспечить себя пищей без богатой Тонкинской дельты, которая обогащается аллювиальными отложениями рек Сонгхонг, Сонгда и Сонгма. На запад от хребта простирается обширная равнина — бассейн Меконга, «королевской реки», «матери рек», составляющей богатство Камбоджи. И здесь тоже проявляется один из основных законов географии и экономики Индокитая: первостепенная важность аллювиальных равнин и дельт крупных рек — рисовых житниц, мест сосредоточения населения, очагов цивилизации.
Своеобразное
величие чувствуется в
геологической простоте этого
обширного района, в прошлом
затопленного и оставшегося
плоским во вторичный и третичный
периоды. Он сформирован из
горизонтальных вторичных,
триасовых слоев песчаника, толщина
которых достигает
В
конце третичного и начале
четвертичного периода море
занимало всю южную часть
современной Камбоджи, образуя
громадный залив, который доходил до
гор Дангрек. В этот залив нес свои
воды Меконг, берущий начало в
горных ущельях Верхнего Лаоса.
Наносы Меконга, которые и сейчас
составляют
И еще один геологический фактор сыграл в экономике Камбоджи первостепенную роль, а именно процессы, связанные с деятельностью вулканов. В Кардамоновых горах, на плато Боловен, на плато Мои в результате вулканической деятельности образовались скопления базальтовых пород, при разрушении которых возникли знаменитые «красные земли», распространение в Камбодже и Южном Вьетнаме. Эти земли имеют толстый плодородный слой, хорошую структуру, богаты азотом, фосфоритами. На них разрослись пышные леса с ценными породами деревьев. Когда леса были выкорчеваны, на этих землях стали создавать крупные каучуковые плантации, которые вместе с ценными породами деревьев составляют одно из богатств Камбоджи. После того как старый камбоджийский залив оказался заполненным аллювиальными отложениями Меконга, на его северо-западном берегу осталась большая впадина — Большое озеро, или Тонлесап, самый большой водоем с пресноводной рыбой в Азии. Это озеро не только обеспечивает Камбоджу рыбой — основным продуктом питания населения, но и дает ей главный предмет экспорта в страны Юго-Восточной Азии.
Очень любопытна гидрография Меконга и Тонлесапа. Центр системы, обширное зеркало вод, на берегу которого расположен Пномпень, является результатом соединения четырех рек, которые на Западе называют «четыре рукава», а в Камбодже — «четыре лика». Самая большая из них — Меконг, увеличивающийся за счет притока, несущего воды из озера Тонлесап. Приток тоже называется Тонлесап. Громадные массы воды с большим содержанием ила несут к Сиамскому заливу Нижний Меконг и Бассак, два других рукава — «квадриги».
Во
время сезона дождей, с июня по
октябрь, уровень воды в Меконге
поднимается за счет таяния снегов
в Гималаях и притока дождевых вод в
районе Пномпеня до
В октябре сезон дождей заканчивается, начинается сухое время года и уровень воды в Меконге быстро понижается. Озеро Тонлесап, в свою очередь, берет озерх. В течение всего сухого сезона уровень воды в озере выше, чем в Меконге. Течение в р. Тонлесап изменяет свое направление, и вновь воды озера текут в Меконг. Большой праздник, религиозный и одновременно народный,— праздник вод — славит изменение течения в Тонлесапе.
Во время всего периода высокой воды Меконг и озеро Тонлесап выходят из берегов и затопляют равнину и лиственные леса по берегам, зеркало вод увеличивается в три — четыре раза. Рыбы и птицы получают новые значительные источники питания. Эти периодические наводнения являются благом и для прибрежных жителей, тогда как обычно наводнения в странах Азии приносят жителям лишь разорение. Ил, который остается на почве, чрезвычайно плодороден, и после отступления вод обновленная земля готова для новых посевов.
Этим благодатным действием периодических наводнений объясняется распределение сельскохозяйственного населения Камбоджи по берегам рек и озер. Позади кромки земель, окружающих реки при низком уровне воды, находятся обширные впадины плодородных полей (бенг), которые примитивными каналами соединяются с рекой. На этих землях растут кокосовые, арековые пальмы, капок с тонким стволом, манговые деревья, апельсины, хлебные деревья, сапотийе[1]. Именно здесь сажают кукурузу, хлопчатник, индиго, табак, овощи, тутовые деревья. Длинные деревянные шесты поддерживают светлые листья бетеля, применяемые вместе с тертым орехом арека и известью для приготовления жвачки, употребление которой придает камбоджийцам столько очарования. Она окрашивает в красный цвет губы старых крестьянок и оставляет на земле следы, похожие на сгустки крови.
Вода играет роль в плодородии земли не только на территориях, расположенных по берегам рек и озер. В течение шести месяцев, когда продолжается сезон дождей, вся страна превращается в царство воды и во многих районах лодка заменяет повозку. Затопленные земли станут плодородными рисовыми полями, которые будут обрабатываться крестьянами и их буйволами, тянущими примитивный плуг, по колено в грязи. А потом, по колено в воде, низко нагнувшись, женщины начнут пересаживать нежно-зеленые молодые побеги риса, растение за растением.
Такое чередование двух сезонов — сухого и дождливого, периодов высокой и низкой воды — оказало влияние и на тип камбоджийского жилища. В противоположность вьетнамскому или китайскому домам, которые и в Камбодже своим фундаментом стоят на земле, камбоджийский дом, даже в таком большом городе, как Пномпень, всегда приподнят, стоит на сваях. Стены у него из соломы, пол сплетен из бамбука, который приятен на вид и хорошо сохраняет прохладу в течение сухого времени года; крыша покрыта пальмовыми листьями красивого рыжеватого тона. И этот тип камбоджийского жилища, который сейчас можно видеть повсюду — в городе и в деревне, был изображен еще на барельефах Ангкор Тхома. На них можно видеть и буйволов, запряженных в маленькие повозки с приподнятым дышлом, точно такие, какими в Камбодже пользуются и сейчас. Такова неизменная страна кхмеров, как будто созданная богами на века.
Чередование сезонов отражается и на пейзаже страны. В сезон дождей камбоджийская равнина напоминает скорее бесконечное озеро с выступающими над водой основными дорогами, селениями, рощицами, укрывающими буддийские пагоды. На их черепичных крышах с поднятыми кверху углами, возвышающихся над морем зелени, различаются фигуры наг и гаруд[2]. Единственной вертикальной линией в этом царстве горизонтали являются стволы сахарных пальм, возносящие высоко в небо венчающие их вершину скудные пучки листьев.
В этом мире воды и жидкой грязи царит буйвол. Только он может тянуть плуг, которым обрабатывают затопленные рисовые поля. Бык, маленький, горбатый и сильный, похожий на зебу, используется только в сухое время года. В период дождей его оставляют в стойле, которое часто представляет собой всего лишь площадку на сваях, крошечный островок, держащий скот над водой. Для передвижения тогда камбоджийские крестьяне используют пироги, выдолбленные из стволов деревьев. Когда глубина невелика, они обычно передвигаются по жидкой грязи на своеобразных повозках с деревянными полозьями типа саней, влекомых парой буйволов.
В сухое время года картина меняется. Вода остается только в озерах, болотах и на рисовых полях. Крестьяне начинают ирригационные работы с помощью примитивных ковшовых подъемников. Постепенно земля превращается в тонкую пыль, которая поднимается густым облаком за повозками с одним дышлом, запряженными маленькими быками. Теперь, в отличие от периода дождей, настало их время. Растительность желтеет и увядает. Единственное, что веселит глаз в унылом пейзаже, выжженном ослепляющим, жестоким солнцем, — это рисовые поля, сверкающие всеми оттенками зеленого цвета.
Зона обрабатываемых площадей сменяется зоной редколесья, мелких, далеко отстоящих друг от друга деревьев. На свободном от деревьев пространстве располагаются бедные деревни, простираются саванны, где растет жесткая высокая трава желтоватого цвета, острая, как осока. Передвигаться в этой траве чрезвычайно трудно. Здесь царство слонов, диких буйволов, тигров, пантер, обезьян, скачущих с ветки на ветку.
На
плато и в горах, которые окружают
равнину, растут густые леса —
жуткий мир, где деревья стоят
плотной стеной в непроходимых
зарослях кустарника, переплетенные
лианами и колючими растениями. На
узких тропинках, ведущих в
маленькие деревушки, человек
чувствует себя раздавленным массой
зелени, затерянным в этом зеленом
океане, куда никогда не проникает
солнце. На земле, покрытой толстым
слоем гниющих листьев, царит тишина,
под покровом которой идет
таинственная и полная опасностей
жизнь — здесь обитают хищники,
гигантские насекомые,
пресмыкающиеся, орхидеи-эпифиты
болезненно-бледного цвета.
Наблюдая вблизи это разнообразие
форм, где жизнь и смерть, мир
живущего и мир небытия как бы
переплетаются, я впервые понял всю
глубину пантеизма, пронизывающего
большинство религий Дальнего
Востока[3].
В
маленьких горных деревушках,
затерянных в лесах, живут «горцы»,
которых чаще всего называют
цим именем «мои». Сами жители не
признают этого слова, ибо оно имеет
уничижительный оттенок — оно
означает по-вьетнамски «дикие».
Чаще всего горное население
называют искусственно
образованным словом «пемсьен»,
которое произошло от сокращенного
термина, употреблявшегося французской
колониальной администрацией,
ПМСИ (горные народности Южного
Индокитая[4]). Я предпочитаю термин «горцы»
или, что лучше и точнее,
определение их по племенам: радэ,
джараи, кхасы и т. д.[5].
* * *
Все физико-географические, климатические, а также социальные особенности Камбоджи тесно связаны с ее принадлежностью к муссонной Азии и с чередованием муссонов. В чем же состоит это явление природы, которое столь значительно, что оказывает влияние на всю Восточную Азию?
Оно состоит в противопоставлении громадного массива суши этого континента и не менее громадной массы вод Тихого и Индийского океанов и Южно-Китайского моря. В зимнее время Азиатский материк с его холодными пустынными просторами Тибета, Монголии и Сибири охлаждается намного сильнее соседнего с ним океаана, воды которого в силу своей природы дольше сохраняют летнее тепло.
В результате образуется антициклон, область высокого атмосферного давления с основным центром в районе Байкала и дополнительным в Панджабе, на северо-востоке Индостанского полуострова. Одновременно возникает область низких давлений в северной части Тихого океана и в экваториальной зоне Южно-Китайского моря. Это противостояние районов с низким и высоким давлением выражается в сильных и постоянных ветрах северо-западного направления в Северном Китае и на побережье Индокитая и в северо-восточных ветрах в более южных районах. Это зимние муссоны. Сам термин «муссон» происходит от арабского «маусим», что значит «время года». Антициклон приносит в большую часть Восточной Азии сухую зиму и голубое небо при береговом ветре; в Камбодже — это сухое время года, которое продолжается с ноября до конца апреля. В этот период входит холодный сезон в декабре — январе, когда обычная температура +25° иногда по ночам опускается до +17—18°. Это самое приятное время года, период отдыха и путешествий для жителей Камбоджи, период проповедей для бонз, время, когда природа страны раскрывает все свое очарование. Затем с февраля по май наступает сухая и жаркая погода. В этот период средняя температура равна +30°, а в апреле и мае может подниматься и до +37—38°. Жизнь тогда как бы замирает; земля раскаляется добела, растительный покров «а ней высыхает, и земля покрывается трещинами от жары; животные стремятся найти спасение от зноя в лесах.
Летние муссоны, в отличие от зимних, являются результатом противостояния между областью низких давлений на материке и высоким давлением в районе океана. На этот раз дуют северо-восточные ветры, от моря к суше, несущие влажные испарения и дождевые облака. В Камбодже наступает сезон дождей, который продолжается с мая по октябрь. Дожди достигают максимальной силы в августе, слегка ослабевают в сентябре с тем, чтобы вновь набрать силу в октябре. Количество осадков достигает 290 куб. см.
Мы
обратили внимание на муссоны не
потому, что они представляют
теоретический интерес как метеорологическое
или климатическое явление. Смена
сильных и постоянных ветров, то
северо-западных, то юго-восточных,
сыграла, облегчая мореплавание,
важную роль в формировании
кхмерской цивилизации,
происхождение которой, как мы уже
говорили, главным образом
индийское.
* * *
Путешествуя по Камбодже, поражаешься, насколько физический тип кхмеров разнится от внешнего облика других народностей Азии, которые живут с ними бок о бок, в частности вьетнамцев или китайцев. Более того, этот этнический тип, одинаковый как в городе, так и в деревне, запечатлен на барельефах Ангкор Вата и Ангкор Тхома, в большинстве кхмерских статуй, к какой бы эпохе они ни принадлежали. Каковы же основные черты и происхождение кхмерской расы, так хорошо отображенной в памятниках?
По
сравнению с ярко выраженным «азиатским»
типом — китайцами Юга и
вьетнамцами, как правило,
низкорослыми и худощавыми,
камбоджиец относительно высок (в
среднем
В юном возрасте кхмерские женщины прекрасны. Они тонки и гибки, с благородной осанкой, с миндалевидным разрезом восхитительных черных глаз, взгляд которых горяч и нежен, с длинной шеей, округлыми и нежными плечами, красивой полной грудью. Волосы коротко острижены, что придает им несколько мальчишеский и соблазнительный вид. Однако тяжелый труд на полях, многочисленные роды быстро иссушают и старят женщину, хотя она и увянув сохраняет гибкость и благородную осанку. Тогда они начинают брить себе голову, как бы посвящая себя религии и утешаясь употреблением бетеля, который делает рот старух похожим на кроваво-красное отверстие неправильной формы.
Но все лица — молодые и старые, женщин и мужчин — озарены улыбкой, свойственной только кхмерам,— той самой улыбкой, которая придает таинственное очарование изображениям будд в Байоне и так красит своей мягкостью и нежностью даже самые некрасивые лица.
Для нас невозможно составить себе полное впечатление о характере и образе мыслей кхмеров прошлых времен; мы можем высказывать лишь гипотезы, исходя из наблюдений над современными нам камбоджийцами, которые близки по своему физическому облику к своим предкам.
Камбоджиец весел, беззаботен, для него характерна насмешливая легкость в отношении к окружающему. Воздержанный и скромный в своих жизненных потребностях, камбоджиец удовлетворяет их, затрачивая минимум труда; однако не следует преувеличивать эту своеобразную «леность» и заключать, как это случается с путешественниками, поверхностно знакомыми со страной, будто камбоджийцы живут в райском безделье за счет благодатной природы. В действительности некоторые сельскохозяйственные работы, в частности сбор урожая с сахарных пальм, требуют немалой затраты сил, причем не следует забывать об особенностях местного климата — жаркого и влажного, с частыми грозами, климата, расслабляющего человека и лишающего его воли. Надо заметить также, что буддийская религия, которая в Камбодже пустила глубокие корни, не содействует развитию жизненной активности населения, скорее наоборот.
Камбоджиец отличается честностью и природным умом. У него умелые, «золотые» руки. Одаренный природным тонким чувством юмора, он склонен иронизировать даже над такими вещами, к которым испытывает самое глубокое уважение: например, он с насмешкой относится к буддийским монахам. В то же время, несмотря на это фрондерство, он уважает общественную иерархию. Нельзя забывать, что кхмерский народ был народом-победителем, который вел тяжелые и часто победоносные войны со своими соседями — Тямпой и Сиамом. Кроме того, кхмеры — замечательные строители. Все это заставляет думать, что нельзя слишком далеко заходить в аналогиях между образом камбоджийца прошлых веков и камбоджийца — нашего современника, которого новые, не столь суровые условия жизни лишили значительной части былой воинственности и творческой энергии.
Из-за отсутствия достаточно древних антропологических данных происхождение кхмеров остается неясным. В раскопках одного из трех доисторических поселений в Камбодже — в Самронгсене, к северу от озера Тонлесап (провинция Кампонгчам), обнаружены останки человека, но они в таком плохом состоянии, что по ним можно судить только о том, что жители этого региона в эпоху неолита были довольно высокого роста. Останки человека, найденные в других раскопках — палеолитической стоянки в Хоабине и неолитической в Бакшоне (Северный Вьетнам),— обладают характерными признаками, которые дают возможность говорить о родстве кхмеров с австралийцами и меланезийцами.
Вполне возможно, что первые обитатели побережий Южно-Китайского моря и Сиамского залива принадлежали к аустро-азиатской этнической группе и походили на тех ее представителей, которых обнаруживают и в наше время на островах Тихого и Индийского океанов,— представителей негроидного, индонезийского и меланезийского антропологических типов. Первая, индийская[7] примесь к этой первоначальной этнической ос-ве относится к очень древней эпохе. Ее внесло коренное население Южной и Восточной Индии незадолго до прихода ариев в этот район. Арии, захватившие северо-восток Индии в XVI в. до н. э., дошли до ее юго-восточных районов только к VII в. до н. э. Приблизительно в это время и произошло переселение из Индии в Индокитай, о котором говорилось выше. Вполне возможно, что причиной явилось нашествие ариев.
Эти первые этнические общности начали развиваться, применяясь к условиям тех районов Восточной Азии, где они поселились. В бассейне Меконга они получили из Китая примесь монгольской крови, а также в какой-то степени смешались с монами, появившимися из долин Менама и Иравади. Так образовалась монкхмерская этническая группа, о которой мы, по сути дела, почти ничего не знаем; ее этническое существование — чисто теоретическое, тем более что нам известны лишь ее языковые отличия.
Но как бы то ни было, мы знаем, что ко времени появления на исторической арене кхмерского государства, или, точнее, его далекого прототипа — Фунани, к началу проникновения туда индийцев там уже существовала автохтонная цивилизация, аустро-азиатская по своему происхождению. Эта примитивная цивилизация оставила, несмотря на позднейшее преобладание индусского влияния, свой след на всем облике страны кхмеров вплоть до наших дней.
Приблизительное представление об этой древней цивилизации можно получить из раскопок первобытных стоянок на территории Камбоджи: в Мелупрее, Самронгсене и Лонгпрао. Характерные находки здесь — орудия из отшлифованного камня и металла, предметы из кости, стекла, а также керамика и, наконец, мегалитические постройки. Все это говорит о том, что период доисторического[8] развития в Юго-Восточной Азии продолжался гораздо дольше, чем в Европе,— приблизительно до I в. до н. э. Этот район переживал еще затянувшуюся стадию позднего неолита, когда сюда проникла брахмано-буддийская культура из Индии.
Как жили предки современных камбоджийцев? Их поселения состояли из деревянных хижин на сваях. Археологи находят черепки керамической посуды, очаги из камней, служившие для приготовления пищи, а также кости животных и рыб, раковины, что говорит о том, что пища древних камбоджийцев состояла главным образом из мяса диких животных, рыбы и различных моллюсков. Из орудий труда найдены большие топоры из отшлифованного камня для рубки деревьев, топоры меньшего размера, каменные ножи, скребки для обработки кож, наконечники стрел, гарпуны, рыболовные крючки. Поселения были окружены рисовыми полями и фруктовыми деревьями. Под полом свайного дома жили быки, свиньи и собаки. Ремесленники выделывали глиняную посуду, не зная гончарного круга, тем не менее она была почти идеальной формы. Орнамент наносился на сырую глину ногтями. Для него был характерен геометрический рисунок или мотивы спирали. Изготовляли здесь и ткани — при помощи веретена и ткацкого челнока (остатки их попадаются при раскопках), украшения и браслеты из металла, выплавленного в печах. Погребений при раскопках обнаружить не удалось, ничего не известно и о похоронных обрядах. Все же можно предположить, что мертвых хоронили в положении сидя на корточках и надевали на них металлические браслеты и бусы.
По-видимому, жизнь доисторического камбоджийского поселения можно сравнить с жизнью, которую ведут в наши дни отсталые племена в горных районах Индокитая: на плоскогорьях и во Вьетнамских горах.
Таковы были жители и страна, на почве которой разрослась индийская цивилизация. Она и явилась тем ферментом, который содействовал зарождению и расцвету кхмерской цивилизации на базе древней примитивной культуры. Каковы были причины и формы этого культурного влияния? Каким образом возникло на врегу Сиамского залива первое индуизированное государство — Фунань? Попробуем ответить на эти вопросы.
Глава
II
КОРОЛЕВСТВО
ФУНАНЬ,
ПЕРВОЕ
ИНДУИЗИРОВАННОЕ
ГОСУДАРСТВО
Мы
уже видели, что связи
континентальной Индии и Индии
Внешней очень давние и, вероятно,
восходят к доарийским временам. С
другой стороны, нам известно, что
после буддийского собора в
Паталипутре, Проходившего около
Выход индийской культуры за пределы области ее образования имел самые различные причины, но, несомненно, одной из самых важных было распространение буддизма. Ведь по брахманским законам запрещалось пересекать море под угрозой лишения касты, что для брахмана было гораздо страшнее, чем лишение жизни. У буддистов, отвергавших систему каст, этот запрет не действовал; они могли пересекать океаны, чтобы распространить учение Будды по всей Восточной Азии.
Однако главным, хотя и косвенным фактором распространения культуры Индии была деятельность торговцев и моряков. Торговые связи облегчались техническим прогрессом в области мореплавания — использованием муссонов, чередование которых сильно облегчало плавание парусным кораблям, которые могли перевозить до 600—700 пассажиров.
Это время было особенно благоприятно для развития торговых связей. Были созданы громадные империи: в Индии — царство Маурьев и Кушанское царство, в Иране — империя Селевкидов, в средиземноморском бассейне — Римская империя. Эти государства были богаты и могущественны, и контакты, установленные между ними в результате походов Александра Македонского, послужили началом важных торговых связей, главным образом торговли предметами роскоши, которые очень ценились в бассейне Средиземного моря. Индия была удобно расположена для ведения этой торговли, оттуда направлялись корабли и торговцы в восточные страны, где дешево можно было приобрести пряности, благовония — сандал, корицу, душистые смолы, камфару, ладан, но прежде всего золото, которое встречается во многих географических названиях.
Для мореплавателей из Индии страны Юго-Восточной Азии были настоящим Эльдорадо. Их жители были добры и приветливы; многие торговцы, соблазнившись прелестью здешних мест, основали тут свои фактории. У них не было переводчиков, и они по необходимости изучали местные языки; одни приезжали с семьями, другие женились на местных девушках из знатных семей и постепенно осваивались в стране. Это мирное и дружеское проникновение проходило без всякого плана, на основе личной инициативы, где сентиментальная привязанность сочеталась с торговыми интересами,— связь, без которой невозможно говорить о колонизации.
Индийские
торговцы часто были культурными
людьми. Довольно скоро к ним
присоединилась брахманская и
буддийская элита, и простые
торговые фактории превратились в
очаги культуры, обрастая ремесленниками,
художниками, учеными и духовными
лицами. Человечный характер этих
контактов, любознательность и
учение местных жителей к
цивилизации, которая ни в коей мере
не оскорбляла их чувств,
способствовали ее распространению.
Новая цивилизация внесла в местную
культуру те элементы, которых этой
последней недоставало: новую
технику, религию, отвечавшую
духовным потребностям жителей,
язык ученых, обладающий
неограниченными возможностями, —
санскрит.
Ранее мы отмечали важную роль, которую сыграл буддизм благодаря отсутствию кастовых предрассудков в развитии этой миграции; действительно, самыми ранними свидетельствами индийского проникновения в страны Индокитая являются чаще всего изображения Будды школы Амаравати. Однако почти всюду они встречаются вместе с шиваитскими образазами, славящими культ королевских линг[9]. Это был символ первых государств, где в правящих кругах преобладали ассимилировавшиеся индусы или представители местной знати, воспринявшие индуизм благодаря смешанным бракам в нескольких поколениях. Можно было бы удивляться тому, что индусы из касты брахманов или кшатриев так легко шли на эти браки, которые в Индии стоили бы им утраты касты; однако социальная структура брахманизма, такая жесткая в Индии, в контактах с местными жителями претерпевала существенные изменения. Данные эпиграфики говорят о том, что брахманский ритуал приема в общину постоянно соблюдался и многочисленная местная знать таким окольным путем проникала в касту кшатриев[10].
* * *
Один из таких смешанных союзов, как говорится в легенде, привел в I в. н. э. к образованию первого крупного индуизированного государства, от которого и пошла кхмерская империя. Нам о нем известно только из китайских хроник, которые приводят донесения двух посланцев императора, посетивших страну в середине III в. н. э. Название Фунань, под которым она упоминается, является не чем иным, как современным произношением двух китайских иероглифов, фонетически воспроизводящих старокхмерское слово бнам, сейчас пишущееся как фном [11], что значит «гора».
Один из китайских посланцев передает легенду, связанную с основанием первой династии Фунани: «Первый король Фунани был неким Каундиньей, брахманом из Индии. Он имел видение, что его божественный покровитель вручил ему волшебный лук и приказал сесть на торговый корабль. Наутро, отправившись в храм, Каундинья у подножия священного дерева нашел лук. Тогда он вышел в море на корабле, которому его дух-покровитель велел пристать у Фунани. Королева страны Лю-е, «Ивовый лист», хотела захватить корабль и разграбить его. Однако стрела, выпущенная Каундиньей из волшебного лука, пронзила королевский корабль насквозь. Испугавшись, Лю-е подчинилась, и Каундинья взял ее в жены. Так как он был недоволен тем, что она нагая, то он сложил кусок ткани и заставил жену просунуть голову сквозь отверстие в ткани. Каундинья до-т-го правил страной и передал власть своим потомка ч». Эта история не что иное, как китайский вариант индийской легенды, изложенной в санскритской надписи Тямпы. Согласно этой легенде, брахман Каундинья, получив священное копье, высадился на песчаной косе, окруженной водой, — на месте будущей Камбоджи, и метнул свое копье, чтобы определить место будущей столицы. Дочь короля змей племени нага (королевских ко<бр)—нага Сома, отличавшаяся большой красотой, пришла в это время на отмель, чтобы искупаться, и Каундинья влюбился в нее без памяти. Он попросил у короля наг ее руки. Король же, чтобы помочь своему зятю выстроить столицу, выпил всю воду, которая покрывала страну.
Эти
легенды имеют аллегорический смысл.
В их основе лежит тот факт, что в
Камбодже существуют земли,
затопляемые в определенное время
года. Король наг символизирует
Меконг, наносы которого заполнили
залив и образовали сушу; брахман
Каундинья олицетворяет влияние
индийской культуры, а голая
принцесса «Ивовый лист» — символ
примитивного состояния страны до
прихода цивилизаторов — индийцев.
Фунань находилась на юге современной Камбоджи и была во II—IV вв. н. э. наиболее значительным государтвом Индокитайского полуострова, простирая свое влияние на Сиам, Бирму и побережье Явы. История Фунани загадочна; единственные источники, которыми мы располагаем, — китайские хроники: «История Лянской династии», «История Цинов», «История южных Ци».
После смерти Каундиньи и его ближайших потомков титул короля перешел к военачальнику Фань Ши-маню; располагая мощными армией и флотом, он начал завоевание соседних королевств, но в одном из походов умер (около 205—210 гг.). Во время правления одного из его преемников, узурпатора Фань Чжана, Фунань установила дипломатические отношения с Индией и Китаем. Китай направил в Фунань двух послов, и в донесении одного из них — Кан Тая мы находим первые сведения о стране и ее населении.
Правители
сменяли друг друга, не оставляя
после себя никаких следов, вплоть
до
Об этом нам известно из другой легенды, героем которой является еще один Каундинья, брахман из Индии[12]. «Божественный голос сказал ему: Иди в Фунань и правь там! Каундинья возрадовался в сердце своем. Он прибыл в Пань-пань, на юге. Люди Фунани узнали об этом; все жители королевства испытали радость, они вышли навстречу Каундинье и избрали его королем».
Единственным
его преемником, оставившим след в
истории, был Каундияья Джаяварман.
Он попытался получить от
китайского императора помощь для
борьбы с королевством Ченла,
которое угрожало Фунани, но умер в
Пожалуй, мы располагаем большими сведениями о культуре Фунани, чем об ее истории, благодаря многочисленным указаниям, имеющимся в китайских хрониках, хотя до сих пор невозможно точно установить местонахождение столицы Вьядхапуры, которую иногда идентифицируют с Ангкор Бореем, недалеко от современного Камлота. «Великий царь Фунани» носил титул «царя горы». Он жил в окружении придворных, чиновников и знати. Государство было феодальным. Казна королевства пополнялась за счет налогов.
Раскопки
Луи Маллере в Окео в Южном Вьетнаме
впервые дали материал о фунаньском
городе, а собранные здесь
многочисленные предметы быта
позволили представить нам жизнь
его населения. Город вытянут
прямоугольником длиной в 3, шириной
в
Жители города были искусными ремесленниками. Об их мастерстве можно судить по найденным здесь гончарным изделиям из серой или розовой глины, кувшинам и амфорам безупречной формы, предметам из шлифованного камня. При раскопках обнаружено особенно много монет и украшений, предметов из золота, серебра, бронзы, олова, свинца; бусины из горного хрусталя, аметиста, оникса, сердолика, иногда оправленные в золото; золотые кольца и браслеты, серебряная посуда, подвески, перстни, украшенные драгоценными камнями и надписями на санскрите, и т. д.
Надписи и донесения китайских посланцев, посетивших страну, дают нам ценные сведения о том, как жило население города. «Имеются города, обнесенные стенами, внутри них — дворцы и жилые дома. Жители некрасивые, с черной кожей и вьющимися волосами; они ходят голыми и босыми. Характера они простого, не отличаются хитростью; занимаются сельским хозяйством; один год сеют, а три последующих года снимают урожай. Кроме того, они любят вырезать орнаменты и заниматься чеканкой. Посуда, из которой они едят, большей частью из серебра. Налоги платят золотом, серебром, жемчугом, благовонными смолами. У них есть книги, хранилища письменных документов и других вещей. Их письменность похожа на письменность ху»[13].
В другом месте: «Люди Фунани хитры и коварны. Они силой захватывают жителей соседних городов, которые не воздают им почестей, и превращают их в рабов. В качестве товаров у них идут золото, серебро, изделия из шелка. Мужчины из знатных семей носят саронг из ларчи; женщины вырезают в ткани отверстие для головы[14] и таким образом делают себе одежду. В бедных семьях прикрываются куском холста. Жители Фунани выделывают перстни и браслеты из золота, посуду из серебра. Они срубают деревья для строительства жилищ. Король живет во дворце с многоярусной крышей. Стены его — частокол из дерева. На берегу моря растет высокий бамбук, листья которого достигают 8—9 футов длины. Этими листьями кроют крыши домов. Население живет в постройках, приподнятых над землей. Здесь строят суда длиной в 80—90 и шириной 6—7 футов. Нос и корма этих судов похожи на голову и хвост рыбы. Король и его жены выезжают верхом на слонах. Для развлечения жители устраивают петушиные и кабаньи бои. У них нет тюрем. В сомнительных случаях, при решении спорных вопросов, они бросают в кипящую воду золотые кольца и мясо, и их нужно оттуда достать. Или же они накаляют докрасна цепь, которую надевают на руки и заставляют сделать с ней семь шагов. У виновного при этом с рук сходит вся кожа; руки же невиновного остаются здоровыми. Кроме того, используют погружение в воду. Правый в воде не тонет; виновный же тонет»[15]. Здесь мы видим дальневосточный вариант наших средневековых способов дознания, которые нам известны из песен и легенд.
«История Лянской династии» дает нам новые сведения: «Там, где они живут, они не роют колодцев. На несколько десятков семей у них имеется водоем, из которого они берут воду. У них в обычае поклонение небесным духам. Изображения этих духов они делают из бронзы; те из них, которые имеют по два лица, имеют по четыре руки, те же, у кого четыре лица, имеют восемь рук. В каждой руке они что-нибудь держат: иногда ребенка, иногда птицу, или же солнце, или луну. Король выезжает всегда на слоне; так же поступают его наложницы и придворные. Когда король отдыхает, он садится боком, согнув правое колено, а левую ногу опускает на землю[16]. Перед королем расстилают кусок хлопчатобумажной ткани, на которую ставят золотые вазы и курильницы с благовониями. Во время траура полагается брить бороду и волосы. Погребения бывают четырех видов: в воде, когда труп бросают в реку; в огне, когда труп превращается в пепел; в земле, когда труп зарывают; с помощью птиц, когда труп оставляют открытым в поле»[17].
С религиозной точки зрения, Фунань как и другие кхмерские империи в период их расцвета, дает нам замечательные примеры терпимости, часто даже синкретизма между брахманизмом в его двух главных формах — шиваизмом и вишиуизмом — и буддизмом, как Большой, так и Малой колесницы[18].
Оба
Каундиньи, о которых говорит
легенда, были брахманы. Несомненно,
они ввели в Фунани брахманизм в
форме шиваизма, который, как мы
знаем из надписей, был наиболее
распространен в V в. Действительно,
в «Истории южных Ци» говорится, что
в правление Каундиньи Джаявармана
«обычаем страны было поклоняться
богу Махешваре. При этом бог
постоянно нисходит на гору Мотан».
Махешвара — одно из имен бога Шивы,
а гора Мотан — возвышенность,
находящаяся неподалеку от столицы,
центр королевства, где происходит
общение между богами и людьми. Кроме
того, бронзовые статуи, как
говорится в уже цитировавшемся
выше отрывке из «Истории Лянской
династии», изображают божества
неба многоликими и многорукими, что
в традициях кхмерской скульптуры, т.
е. передают образы Шивы и Вишну,
объединенные в одном изображении
под именем Харихары. Эти статуи
были предметом восторженного
почитания у брахманов, которые «только
и делают, что день и ночь напролет
читают священные книги, полученные
от небожителей, и усердно приносят
им в жертву благовония и цветы». О
культе Вишну также упоминают
многочисленные надписи.
Буддизм тоже процветал здесь, особенно в последние годы правления королей Фунани; он распространился в III в. в форме буддизма Малой колесницы. Некоторые тексты, в которых говорится о милосердии бодисатв, позволяют предположить, что буддизм Большой колесницы также был известен в Фунани и что монах Нагасена, сопровождавший Каундинью Джаявармана, исповедовал именно эту форму буддизма.
Нам довольно хорошо известна фунаньская скульптура благодаря многочисленным доангкорским статуям, найденным в Пном Да, около Ангкор Борея. Из них наиболее интересны изображение восьмирукого Вишну, одетого в длинный сампот[19], в митре, покрывающей его завитые волосы, статуя другого вишнуитского божества — Кришны и статуя Харихары, причесанного, как Шива в образе аскета — с высоким шиньоном, поддерживаемым лентой.
В Ангкор Борее также были обнаружены статуи буддийского культа; хотя они и более позднего происхождения, но могут дать представление и об этой стороне скульптурного мастерства в Фунани. Эти изображения будд схожи обычно по стилю с изображениями будд стиля Гупта, задрапированных в одежды, или буддийскими изображениями Амаравати и Цейлона с овальным лицом, миндалевидными глазами и носом иногда с горбинкой.
В то же время нам ничего не известно об архитектуре Фунани, а развалины в Окео и Ангкор Борее сохранили лишь остатки фундамента от здания неопределенного назначения. Некоторые из гротов Пном Да, неподалеку от древней столицы, несомненно, относятся ко времени Фунани, но они находятся в плохом состоянии и на них нет никаких следов той эпохи; лучше всего сохранился крытый резной вход, на фризе которого имеются миниатюрные изображения алтарей.
Это все, что мы знаем о королевстве, игравшем первостепенную роль в Юго-Восточной Азии благодаря мастерству ремесленников, материальной и духовной культуре своему искусству, а также благодаря военной мощи и деятельности моряков и торговцев. Фунань в большой степени обязана своей цивилизацией индийскому влиянию, но все то, что мы о ней знаем, говорит, что с самого начала индийская культура пустила ростки на почве местной аустро-азиатской культуры, чтобы создать глубоко оригинальную цивилизацию и искусство. Четыре века, в течение которых складывалась фунаньская культура, имеют основное значение для судеб Камбоджи, ибо именно здесь надо искать истоки кхмерского искусства. С самого начала кхмерское искусство, хотя и произошло от индуистского искусства и сохраняет многие его черты, отличалось от него своим радостным характером, натурализмом более человечным, чем божественным, который ярко проявился затем в прекрасных статуях эпохи Байона, вершине кхмерского искусства.
Глава
III
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ЧЕНЛЫ
Фунань сменило королевство Ченла, возникновение которого тоже связано с легендой, как об этом рассказывает надпись на стеле X в., найденной в Баксен Тямкронге. Некий аскет по имени Камбу взял в жены небесную нимфу — апсару Меру, которая была ему послана богом Шивой. От их союза пошло поколение правителей королевства, которое называлось Камбоджа, по имени аскета Камбу, и дало позднее название современной Камбодже. Что же касается названия Ченла, под которым это королевство появилось в китайских текстах, то происхождение его неизвестно. Королевство вначале занимало средний бассейн Меконга, южную часть современного Лаоса, и его первая столица — Шрестхапура, основанная вторым правителем Шрестхаварманом, по-видимому, была расположена на месте Ват Пху, находящегося недалеко от Бассака на Меконге.
Ченла долгое время оставалась вассалом могущественной Фунани. В середине VI в. один из членов королевской семьи Фунани, Бхававарман, стал править в Ченле, на родине его жены, объединив, если верить уже упоминавшейся надписи, солнечную династию, к которой причислял себя, Камбу, и лунную династию, к которой, согласно легенде, принадлежали короли Фунани. Это, естественно, явилось залогом исключительности его дальнейшей судьбы.
Продолжая дело своих предшественников, Шрутавармана и Шрестхавармана, которые, согласно той же надписи из Баксеи Шамкронга, «постепенно увеличили могущество страны» и «освободили население от бремени налогов», Бхававарман осуществил попытку освободить принявшую его страну от владычества Фунани, хотя она и была его родиной. Обстоятельства оказались исключительно благоприятными для осуществления его замысла.
В это время, к середине VI в., Фунань находилась в полном упадке; ее цивилизация, очень древняя, может быть слишком рафинированная, была сосредоточена в нескольких больших городах, но совершенно не затронула деревню. Деревня была опустошена страшными наводнениями, плодородные равнины на месте будущей Кохинхины превратились в болота, дома разрушались, жители вынуждены были переселиться в более высокие районы. И наконец, другое обстоятельство способствовало иностранному завоеванию: приход на трон Фунани Руддравармана. Рожденный от наложницы, он устранил законного наследника и завладел троном, нажив себе множество врагов.
Используя все эти обстоятельства, Бхававарман с помощью своего брата Читрасены напал на Фунань, прошел вдоль долины Меконга и быстро захватил всю страну, последние правители которой укрылись на юге. Эта победа является первым чисто камбоджийским эпизодом в цепи постоянно действующих факторов в истории стран Индокитая: движения населения горных районов в долины и их стремления к плодородным землям равнины юга.
Из завоевания Фунани Ченлой и слияния этих двух стран и родилась страна кхмеров, поэтому мы можем рассматривать Бхававармана как основателя этой страны. Еще долгое время, однако, в объединенном королевстве будут существовать следы дуализма его происхождения, дуализма в культуре и традициях, а может быть и дуализма этнического. Хотя население Ченлы так же как и население Фунани, принадлежало к большой монкхмерской этнической группе, оно, несомненно, имело некоторые отличия благодаря примеси монгольской крови, полученной от пришельцев из Юньнани и Верхней Бирмы.
Бхававарману
наследовал его брат Читрасена, принявший
при восшествии на престол имя
Махендраварман. Он оставил после
себя множество надписей, рассказывающих
о сооружении линг и шиваитских
статуй как свидетельство своих «побед
над всеми землями». Читрасена
поддерживал хорошие отношения со
своим беспокойным соседом — Тямтюй
и направил туда посольство. Его
сын Ишанаварман завершил
завоевание Фунани, как говорят
надписи, найденные в провинциях
Кандал, Кампонгчам, Прей Венг, Такео
и даже в Чантабуме, в современном
Таиланде. Единственные даты,
которые нам известны, взяты из
китайских хроник — «Истории
Сунской династии» и «Новой истории
Танской династии». Эти даты
относятся к двум посольствам,
которые Ишанаварман направил в
Китай: первое в
Правление его преемников—Бхававармана II, Джаявармана I и его жены Джаядеви, занявшей престол после его смерти, не представляет интереса. Управление таким большим государством было тяжелым бременем, непосильным для пожилой женщины. К тому же в Юго-Восточной Азии возникли сильные государства: Шривиджайя на Суматре, Дваравати в Бирме[20], Шалендра на Яве. Большое и богатое королевство Ченла было для них сильным искушением. Тем не менее трудно судить, какую роль сыграли эти полные динамизма молодые государства в упадке Ченлы, в ослаблении ее могущества.
Первая цивилизация Ченлы оставила многочисленные следы: храмы, статуи, надписи — все, что является так называемым доангкорским искусством[21]. Архитектура храмов Самбор Прей Кука, древней столицы, еще очень близка к индийской архитектуре: храмы из кирпича, входы выложены камнем. Скульптура также сохраняет много индийских черт, хотя и в ней уже проявляются особенности, характерные для древнего; кхмерского искусства,— скованность и фронтальность. Все же от этого периода остались такие прекрасные произведения, как статуя Харихары из Самбор Прей Кука и бюст Умы.
Надписи Ченлы обычно делались не на санскрите, а на старокхмерском языке; в них содержатся ценные сведения, в частности о религиозной жизни страны. Здесь было представлено большинство индуистских сект как шиваитов, так и вишнуитов. Наиболее распространен был культ Харихары, синкретического божества, статуи которого соединяют в себе образы двух великих богов Индии — Шивы и Вишну — с отличительными признаками каждого из них. Это был апогей культа Харихары, который в последующие времена исчез. В то же время, как об этом говорят некоторые надписи и изображения в стиле Гупта, буддизм сохранил большую жизнеспособность, правда, по всей вероятности, район его распространения сократился по сравнению с периодом существования Фунани. Несомненно, на это указывает китайский путешественник И Цзин, побывавший в Ченле в конце VII в., когда пишет: «Закон Будды процветал и распространялся. Но сейчас злой правитель его полностью уничтожил, и в стране совсем нет бонз».
Есть еще одна китайская хроника — «История Сунской династии», которой мы обязаны наиболее содержательными сведениями о цивилизации Ченлы и жизни ее населения: «Резиденция короля находится в городе И-шо-на, в котором живет более двадцати тысяч семей. В центре города находится большая зала, где король дает аудиенции и где находится его двор. В королевстве имеется, кроме того, еще тридцать городов, каждый из которых населен многими тысячами семей и подчиняется своему правителю.
Каждые три дня король торжественно появляется в зале приемов и садится на трон, изготовленный из пяти сортов благовонного дерева и украшенный семью драгоценными предметами. Над троном — балдахин из великолепных тканей, который поддерживается колоннами из инкрустированного дерева, а стенки трона сделаны из слоновой кости, украшенной золотыми цветами. Все вместе — трон и балдахин — являются как бы дворцом в миниатюре, в глубине которого подвешен диск с золотыми лучами в форме пламени. Перед троном в золотой курильнице курятся благовония, за чем наблюдают два человека. Король носит пояс из хлопчатобумажной материи цвета алой утренней зари, который ниспадает до ног. На голове у него головной убор с украшениями из золота и драгоценных камней, с подвесками из жемчуга. На ногах — сандалии из кожи, иногда из слоновой кости; в ушах короля золотые серьги. Его одежда изготовлена из очень тонкой белой ткани, называемой пе-тие. Когда король обнажает голову, в волосах его видны драгоценные камни. Одежда военачальников почти такая же, как у короля; военачальников, или министров, всего пять, число младших офицеров весьма значительно.
Тот, кто предстает перед королем, трижды касается лбом земли. Если король ему приказывает приблизиться, он на коленях поднимается по ступенькам, держа руки скрещенными па плечах. Затем он и другие усаживаются вокруг короля, чтобы принять участие в обсуждении дел королевства. Когда заседание заканчивается, его участники вновь становятся на колени, простираются ниц, затем удаляются. Более тысячи стражников, одетых в панцири и вооруженных копьями, выстроены у трона, в залах дворца, у дверей и колонн. Обычно жители ходят одетыми в панцири и вооруженными, так что любая ссора приводит к кровавым стычкам,
Только сыновья королевы, законной жены короля, могут наследовать трон. В день, когда провозглашается новый король, все его братья подвергаются уродующей их операции: одному отрубают палец, другому нос и т. д., затем их рассылают порознь в отдаленные места страны и никогда не призывают на службу.
Мужчины отличаются маленьким ростом и черной кожей; однако у многих женщин кожа белая. Все они укладывают свои волосы и носят серьги. Они отличаются живым, хотя и твердым характером. Их дома и мебель похожи на те, которыми пользуются Че-ту. Они считают правую руку чистой, а левую руку — нечистой.
Каждое утро они совершают омовение, чистят зубы маленькими палочками из дерева породы тополей, не забывая при этом читать молитвы. Омовение они делают каждый раз перед приемом пищи, затем чистят зубы деревянными зубочистками и произносят молитвы. В пищу употребляют много масла, кислого молока, сахарной пудры, риса и проса, из которого они делают нечто вроде пирожков и едят их, пропитав мясным соусом, в качестве закуски.
Тот, кто хочет жениться, сначала посылает подарки девушке, которой он добивается, затем семья девушки выбирает счастливый день, чтобы под охраной посредника проводить девушку в дом жениха. Семьи мужа и жены проводят вместе восемь дней, не выходя из дома. День и ночь в доме горит свет. Когда заканчивается церемония свадьбы, жених получает часть имущества своих родителей и поселяется в собственном доме. В случае смерти родителей, если у них остаются еще неженатые дети, эти дети наследуют оставшееся имущество, но если все дети женаты и уже получили свою часть приданого, то имущество, которое сохранили родители для себя лично, поступает в государственную казну.
Похороны происходят так: дети покойного семь дней ничего не едят, бреют голову в знак скорби и громко плачут. Родственники собираются вместе с буддийскими бонзами и монахинями Фо[22] или служителями культа Тао[23], которые следуют за телом, распевая и играя на различных инструментах. Тело умершего сжигается на костре, сложенном из различных пород ароматических деревьев, пепел собирается в золотую или серебряную урну, которую бросают в реку. Бедняки пользуются урнами из глины, раскрашенными в различные цвета. Бывает, что оставляют тело покойного в горах, где его пожирают дикие звери.
На севере Ченла покрыта горами, изрезанными долинами. На юге страны болота и такой жаркий климат, что здесь никогда не бывает ни снега, ни заморозков; почва там выделяет миазмы и кишит ядовитыми насекомыми. В этом королевстве выращивают рис, рожь, немного мелкого и крупного проса».
В
этом описании Ченлы и жизни ее
населения можно найти много черт,
которые наблюдаются и в жизни современной
Камбоджи.
*
* *
Согласно
«Истории Танской династии», около
История этих соперничавших королевств неясна, особенно Ченлы-на-суше. Она занимала горный район, соответствующий современному Нижнему Лаосу и части сиамской территории. Это было независимое королевство, правители которого считали себя законными преемниками королей прежней, единой Ченлы и посылали в VIII в. несколько посольств в Китай. Столица королевства — Бхавапура находилась на Среднем Меконге, в районе Пак Хим Бун. Королевство сохранило свою независимость до середины X в., когда было захвачено Камбоджей.
Ченла-на-воде, напротив, пережила много потрясений, распалась на множество княжеств, феодальных кланов, которые в этот период ссорились из-за обломков агонизирующей Фунани, а во времена единой Ченлы существовали мирно. Наиболее значительным было расположенное на юге страны княжество Анандитапу-ра, во главе которого стоял Баладитья. Столица княжества Баладитьяпура, которую китайцы называли Бо-ло-ди-бо, считалась ими столицей Ченлы-на-воде. Баладитья утверждал, что был потомком мифических основателей Фунани: аскета Каундиньи и наги Сомы, и это утверждение рассматривалось последующими королями Ангкора как связь, устанавливающая преемственность их власти от первого правителя Фунани, основателя династии кхмерских королей.
Далее к северу простиралось другое княжество, во владениях которого находилось озеро Тонлесап. Его столицей была Самбхупура, расположенная на месте раскопок в Самборе, на Меконге, к северу от Кра-тие.
Княжеством
правила принцесса Джаядеви,
которая, вероятно, была вдовой
Джаявармана I. Она передала затем
власть принцу Пушкаракше, который
стал ее вторым мужем, как об этом
говорит надпись
Этот упадок облегчил молодой и динамичной династии Шалендра с Явы вторжение в страну. Шалендра направили свои войска на континент и навязали свою власть самому слабому государству Индокитая, Ченле-на-воде. Поэтому первый из ангкорских королей отметил позднее свое восшествие на престол праздником освобождения королевства от яванского господства.
С этой победой связана легенда. Ее беллетристический вариант, из которого мы получаем ценные сведения о жизни кхмеров, сообщает арабский писатель начала X в.: «Кхмер — это страна, откуда привозят алоэ. Эта страна не остров и расположена на той части Азиатского материка, которая граничит со странами арабов. Нет королевства более многонаселенного, чем Кхмер. Все кхмеры передвигаются пешком. Разврат и алкогольные напитки у них запрещены, в городах и во всей империи не найти ни одного распутника или пьяницы. Кхмер находится на той же долготе, что и королевство Махараджи, т. е. остров, который называется Джавага[24]. Между этими двумя странами лежит расстояние в 10—20 дней пути морем, если плыть по направлению с севера на юг или наоборот.
Рассказывают, что когда-то кхмерский король получил царство. Он был молод и скор на поступки. Однажды он сидел в своем дворце над рекой, похожей на Тигр в Ираке, перед ним стоял его министр. Он говорил с министром, и речь у них зашла о королевстве Махараджи, о его блеске, о его многочисленном населении и островах, которые находятся под его властью. «У меня есть желание,— сказал тогда король,— и мне бы очень хотелось, чтобы оно исполнилось». Министр был искренне предан королю и, зная, что тот любит быстро принимать решения, спросил у него: «Что это за желание, о король?» Тот сказал: «Я бы хотел, чтобы передо мной на блюде лежала голова Махараджи, короля Джаваги».
Министр понял, что зависть внушила королю эту мысль, и ответил ему: «Я бы не хотел, о король, чтобы мой господин выражал такое желание. Народы Кхмера и Джаваги никогда не проявляли ненависти друг к другу ни в словах, ни в поступках. Джавага не сделала нам ничего плохого. Это далекий остров, который никогда не был соседом нашей страны. Его правитель никогда не выражал желания захватить Кхмер. Нужно, чтобы никто не узнал о том, что сказал сейчас король, и чтобы он никогда не повторял таких речей». Король Кхмера рассердился на своего министра, не послушался совета, данного ему мудрым сановником, и повторил свои слова перед военачальниками и придворными. Эти речи его передавались из уст в уста, пока не достигли ушей Махараджи.
То был правитель энергичный, смелый и опытный. В это время ом уже достиг зрелого возраста. Он вызвал своего министра и сообщил ему об услышанном, а затем добавил: «Этот глупый кхмерский король высказал публично свое желание увидеть мою голову перед собой на блюде; и хотя он это сделал только потому, что молод и легкомыслен, но если уж эти слова произнесены публично, нужно мне им заняться. Оставить без внимания подобное оскорбление — значит нанести ущерб самому себе, унизить себя перед ним». Король приказал своему министру сохранить разговор в тайне, подготовить тысячу судов среднего размера и снарядить их, поместить на борту каждого как можно больше оружия и храбрых воинов. Чтобы объяснить эти приготовления, король объявил, что собирается предпринять увеселительную прогулку на острова своего королевства, и написал губернаторам подвластных ему островов, что намерен посетить их. Новость распространилась повсюду, и каждый губернатор готовился принять Махараджу подобающим образом.
Когда приказания были исполнены и приготовления закончены, король сел на корабль и вместе со своим флотом и войском двинулся на кхмерское королевство.
Король Кхмера ничего не подозревал до тех пор, пока Махараджа не появился на реке, ведущей к кхмерской столице, и не двинул вперед свои войска. Они неожиданно осадили столицу, окружили дворец и захватили в плен короля. Кхмеры отступили перед врагом. Махараджа объявил через глашатаев, что он обещает сохранить всем жизнь, затем занял трон короля Кхмера, которого взял в плен, и приказал привести пленного короля и его министра.
Он сказал королю кхмеров: Что заставило тебя высказать желание, которое не в твоей власти было осуществить, которое не принесло бы тебе счастья, если бы оно осуществилось, и которое было ничем даже не оправдано, если бы и было легко осуществимо? Король кхмеров молчал. Махараджа продолжал: Ты хотел увидеть перед собой мою голову на блюде, но если бы ты хотел также завладеть моей страной и троном или только разрушить часть ее, я бы то же самое сделал с Кхмером. Ввиду того, что ты выразил только первое из этих желаний, я поступлю с тобой так, как ты хотел поступить со мной, и затем вернусь в свою страну, не завладев ничем в Кхмере, будь то предметы большой или ничтожной ценности. Моя победа послужит уроком твоим преемникам; никто отныне не будет стремиться сделать что-либо, превышающее его силы, и желать того, что свершить ему не предназначено судьбой. Пусть считают себя счастливыми уже тем, что обладают хорошим здоровьем.
Затем он приказал отрубить голову королю кхмеров. Потом он приблизился к кхмерскому министру и сказал ему: Я награжу тебя за то добро, которое ты пытался совершить, поступая как хороший министр; ибо я знаю, как мудро ты советовал своему господину, жаль, что он тебя не послушал. Найди же того, кто мог бы стать хорошим королем вместо этого дурака и возведи его на трон.
Махараджа тотчас же отбыл в свою страну; и ни ой, и никто из сопровождавших его ничего не взяли с собой из страны кхмеров. Вернувшись в свое королевство, он сел на трон, который возвышался над озером и стоял на слитках золота, и приказал поставить перед собой блюдо с головой кхмерского короля. Затем он созвал высших сановников королевства, рассказал им о том, что произошло, и о причинах, заставивших его выступить в поход против короля кхмеров.
Узнав все это, народ Джаваги вознес молитвы за своего короля и пожелал ему всяческого счастья. Затем Махараджа приказал обмыть голову короля кхмеров и набальзамировать ее, после этого ее положили в вазу и отослали королю, заменившему на троне Кхмера обезглавленного правителя. Одновременно Махараджа написал ему письмо: Я вынужден был поступить так, как я поступил по отношению к твоему предшественнику, потому что он проявил по отношению к нам ненависть, и мы его наказали, чтобы дать урок тем, кто захотел бы ему подражать. Мы поступили с ним так, как он хотел поступить с нами. Мы посылаем тебе его голову, так как сейчас нет необходимости держать ее здесь. Мы не видим ничего славного в победе, которую одержали над ним. Когда весть об этих событиях дошла до правителей Индии и Китая, Махараджа возвысился в их глазах. С этого времени короли Кхмера каждое утро, встав, поворачивают лицо в сторону Джаваги и кланяются до земли, чтобы воздать почести Махарадже»[25].
Этот рассказ, составленный для прославления яванского государя, явно тенденциозен. Цель его, несомненно, заключается в оправдании завоевания Ченлы-на-воде ее южными островными соседями и замены по крайней мере одного из правящих в ней королей ставленником Шалендров. Впрочем, короли Явы в своем стремлении захватить гибнущую Ченлу имели соперников в лице правителей малайского государства Шривиджайя, находившегося в тот период, как и Яванское, в расцвете.
Возможно,
этим двойным нашествием и следует
объяснить распространение в
Камбодже начиная с конца VIП в.
буддизма большой колесницы. Во
время правления королей династии
Шалендра, ярых приверженцев
буддизма, были построены во второй
половине VIII в. замечательные храмы,
которые и сейчас составляют славу
Явы: Чанди Калассан, посвященный
богине Тора, на котором сохранилась
надпись о дате его постройки -
Расцвет
Махаяны во Внешней Индии совпадает
с приходом к власти династии Пала
на северо-востоке Индии и с
расцветом буддийского
университета в На-ланде,
преподаватели которого привлекали
ученых и известных своей святостью
монахов со всей Азии. В буддизме
Ченлы находят характерные для
поздней Махаяны черты: тантризм,
употребление магических формул,
заимствованных у шиваизма, большое
значение культа мертвых. В Камбодже
господствующим был культ
Авалокитешвары, или Локешвары; от
того времени до нас дошла статуя
Благоприятная обстановка, сложившаяся для буддизма Большой колесницы, ни в коей мере не затрагивала брахманских культов, в частности культа Хари-хары, очень распространенного в объединенной Ченле. Прекрасная статуя этого синкретического божества была найдена в Прасат Андете; она замечательна чистотой линий, рельефными формами, концентрическим расположением складок одежды.
Известны несколько памятников той эпохи. Они представлены стилями Прей Кменг (конец VII — середина VIII в.) и Кампонгпрах (вторая половина VIII в.), являющимися промежуточными между стилями Самбор Прей Кук и Кулен. Сооружения выстроены из кирпича, появляется ступенчатая пирамида. Множество стилизованных листьев, обычно расположенных в виде посоха, украшают перемычки. Стволы маленьких колонок также перегружены украшениями из листвы. На стенах начинают появляться изображения отдельных персонажей, которых, к сожалению, невозможно опознать из-за плохой сохранности: несомненно, здесь можно видеть влияние яванского и тямского искусства. Человеческие фигуры изображаются стилизованно. Лучшие образцы стиля Кампонгпрах можно наблюдать и в Пум Прасате и Пном Бассете, к северо-западу от Пномпеня.
Таким образом, несмотря на исторические перемены и политические беспорядки, кхмерское искусство продолжает развиваться. Не уходя от индийских образцов, оно все более приобретает свои собственные, только ему присущие черты. Восстановление мощного единого королевства вскоре помогло кхмерам лучше осознать себя, развить свой оригинальный стиль и совершенствовать классическое кхмерское искусство.
[1] Фруктовое
дерево с плодами, похожими на
персик. (Прим. перев.)
[2] Нага — мифическая змея, почитаемая за то, что под своим капюшоном укрыла Будду. Ее изображение стало главным декоративным элементом кхмерского искусства. Гаруда — тоже важный декоративный элемент у кхмеров — мифическая птица, носившая бога Вишну. (Примечания, кроме специально оговоренных, принадлежат автору.)
[3] В понятие «Дальнего Востока», «Восточной Азии» автор включает государства, которые в советской литературе относят к районам Южной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. (Прим. перев.)
[4] Рорulations montagnardes
du Sud-Indochinois.
[5] Радэ, джараи (жараи) — представители малайско-полинезийской этнической группы. Окраинные горные районы Камбоджи и Южного Вьетнама населяют также племена горных кхмеров (монкхмерская этническая группа) —пнонги, мнонги, брао, стиенги, куи, кхасы и др. (Прим. перев.)
[6] Это результат
привнесения крови негроидных
элементов — народов, живших в
районе Тибета (G. Оliver, Аnthropologie des cambodgiens,
Раris, 1968, стр. 41). (Прим. перев.).
[7] ' Мы используем здесь классическую терминологию: термин «индиец» относится ко всем обитателям Индии, термин «индус» — исключительно к индийцам, исповедующим индуизм.
[8] Т. е. период доклассового общества. (Прим. перев.)
[9] Фаллическое изображение. (Прим. перев.)
[10] Из четырех основных каст первой была каста брахманов, или священников, второй — кшатриев, или благородных и воинов, остальные две включали торговцев и ремесленников.
[11] Иногда это слово
транскрибируется как Пном. (Прим.
перев.)
[12] В «Истории Лянской династии» говорится, что это был индийский брахман Цзяо Чжень-ю; по-видимому, это китайский вариант имени Каундинья. (Прим. перев.)
[13] Р. Рelliot, Lе Fou-nan,— «Вulletin de l`Ecole Francaise d`Extreme-Orient», 1903, vol. III, № 2. Племя ху жило в Центральной Азии и пользовалось письменностью, схожей с санскритом.
[14] Отзвук легенды о Каундинье?
[15] Р. Рelliot, Техtes
chinois concernant l`Indochine indouisee.
[16] Эта поза, так называемый царский отдых, часто повторяется в индийских и кхмерских скульптурных изображениях.
[17] Р. Рelliot, Техtes
chinois concernant l`Indochine indouisee.
[18] Далее мы дадим более подробный обзор религий страны кхмеров.
[19] Вид юбки из квадратного куска ткани, собранной в складки и схваченной в талии,— одежда современных камбоджийцев, мужчин и женщин.
[20] Ошибка — государство Дваравати находилось в Сиаме. (Прим. перев.).
[21] См.: Н. Раrmentier,
L`art khmer primitive, Раris, 1927.
[22] Буддийские монахи и монахини.
[23] Исповедующие даосизм (таосизм).
[24] Остров
Ява.
[25] G. Ferrand, Voyage
du marchand arabe Sulayman en Indie et en Chine (redige en 851).