ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в первой четверти XVIII века обновленная Петром русская дипломатия становится важным фактором международных отношений. Опираясь на растущие силы русского народа, она решительно соперничает с давно сложившимися, опытными дипломатическими службами европейских держав. Постепенно, особенно после Полтавы, петровские дипломаты все успешнее противостоят им, энергично защищая национальные интересы России.
Международные отношения того времени характерны двумя знаменательными явлениями: на западе Европы выдвигается, оттесняя Францию, Англия, вступающая в эпоху так называемого английского преобладания; на востоке континента появляется новая молодая, сильная держава — Россия. До этого из-за ее слабости, отсталости и изоляции в дипломатических кругах Запада восточной границей Европы в политическом отношении считался Днепр. Теперь эта граница отодвигается до своих естественных географических рамок, то есть до Урала. Международные отношения на нашем континенте приобретают действительно общеевропейский характер.
Бросается в глаза поразительная разница в возвышении России и Англии. Долго, постепенно, на протяжении веков назревало английское преобладание. Его предопределил очень длительный процесс военного, промышленного, торгового, культурного роста Англии. В середине XVII века здесь произошла буржуазная революция. Возвышение России осуществлялось в необычайно короткий срок. Петровские реформы резко усилили ее развитие. Но не произвол Петра, не историческая случайность, а объективная необходимость социально-политического развития России предопределили ее возвышение. Петр сначала интуитивно, а потом сознательно выразил национальные потребности и энергично ускорил то, что было продиктовано объективным ходом истории.
Его деятельность остается истинным подвигом во имя величия, славы и могущества нашей родины в те далекие времена. Снова обратимся к словам нашего национального поэта, писавшего о Петре, что он
«...над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы».
Наша страна действительно оказалась тогда на краю бездны. Это уже было показано. Приведем, однако, еще один красноречивый пример. В 1670 году, то есть за два года до рождения Петра, Лейбниц разработал план создания Европейского союза, призванного обеспечить Европе вечный мир. Для этого естественная, по мнению Лейбница, завоевательная энергия европейских государств должна направиться в другие районы земного шара. Каждая из крупных тогдашних держав получала свою зону колониальной экспансии: Англии и Дании предназначалась Северная Америка, Франции — Африка и Египет, Испании — Южная Америка, Голландии — Восточная Индия, Швеции — Россия.
Итак, нашей родине, подобно странам Африки, Азии и Америки, угрожало колониальное рабство. Но не был ли план Лейбница беспочвенной мечтой? Не преувеличивал ли Пушкин опасность, когда он изобразил Россию перед «бездной»? К несчастью, для России конца XVII века это было жестокой реальностью. Академик Е. В. Тарле в результате глубокого научного исследования пришел к заключению, что тогдашнее положение России «поставило еще в допетровском поколении перед сколько-нибудь прогрессивно и самостоятельно мыслившими людьми грозный вопрос о возможности дальнейшего сохранения государственной безопасности и даже о национальном самосохранении в широком смысле этого слова, если остаться при рутинном быте, политическом и общественном, при рутинной непримиримо консервативной идеологии, при отказе от сколько-нибудь активной внешней политики». Поэтому пушкинская «бездна» — не случайный взлет поэтической фантазии, а гениально выраженное опасение за судьбу России. К счастью, этого не случилось. Ибо поднятая на дыбы железной уздой Петра Россия ценой страшного напряжения всех своих сил перемахнула через бездну.
Но не для того, чтобы устремиться к завоеванию Европы. Получив лишь самое необходимое для своего естественного развития, Россия стала органической составной частью европейской системы международных отношений. Таким образом, эта система обрела недостающее ей равновесие.
В пятом томе классической французской «Всеобщей истории цивилизаций», изданной под редакцией Мориса Крузе двадцать лет назад, говорится о международных отношениях начала XVIII века: «Европейское равновесие требует, чтобы никакое государство не было бы достаточно могучим, чтобы угрожать независимости других. Эта доктрина имеет давнее происхождение. Ее придерживались французы и англичане. Она объясняет английскую континентальную политику с конца Столетней войны, длительную борьбу французского королевского дома против Габсбургов». Политика европейского равновесия проводилась в жизнь и в последующие века. Она разрабатывалась и обосновывалась теоретически, особенно в XIX веке. Известный знаток дипломатической истории Европы А. Дебидур так определял ее смысл: «То, что называется европейским равновесием, есть такое состояние моральных и материальных сил, которое на всем пространстве от Уральских гор до Атлантического океана и от Ледовитого океана до Средиземного моря так или иначе обеспечивает уважение к существующим договорам, к установленному ими территориальному размежеванию и к санкционированным ими политическим правам. Это такой порядок, при котором все государства сдерживают друг друга, чтобы ни одно из них не могло силой навязать другим свою гегемонию или подчинить их своему господству».
К несчастью для Европы, теория равновесия часто использовалась лишь для прикрытия попыток разных держав установить свое господство в Европе. Вспомним наполеоновскую эпопею, претензии пангерманистов, политику Бисмарка и Вильгельма II, преступную гитлеровскую авантюру... В разных, подчас грозных исторических обстоятельствах странам Европы удалось сохранить свою независимость от подобных поползновений. И это оказалось возможным лишь благодаря тому, что решающим фактором европейского равновесия стала с времен Петра Россия. Только с учетом такого положения дел можно правильно оценить роль и место петровской дипломатии в истории Европы.
Но прежде всего она обеспечивала важнейшее условие для преобразования России — включала ее в европейскую систему. Она устанавливала более тесные, близкие отношения со странами, обогнавшими Россию на пути промышленного, торгового, культурного развития. Дипломатия помогала получать от них новейшую для того времени технологию, более современное оружие — от линейного корабля до штыка, средства для их производства — станки, оборудование, материалы. Все это дало толчок огромным творческим возможностям, дремавшим в массе русского народа, скованного цепями отсталой социально-политической структуры, узами духовно-церковного консерватизма.
Россия получила сильный импульс к независимому развитию во всех областях жизни: от производства материальных продуктов и предметов жизненной необходимости до создания духовных ценностей — науки, литературы, искусства.
Однако резкое расширение связей с Европой имело и отрицательные последствия. Процесс преодоления внутриевропейского сепаратизма, временного частично раздельного развития запада и востока континента, превращения региональных связей в подлинно общеевропейские не был простым, одпоплановым, безболезненным. Вступление России в Европу мало походило на появление на свет в дружной большой семье нового человека, которого старшие встречают ласковой заботой и спешат помочь ему встать на ноги.
Сближение России с Европой происходило в условиях острой борьбы, ибо возвышение новой активной и сильной страны натолкнулось на боязнь конкуренции, на страх перед опасностью утраты привилегированного положения и нарушения монополии, необходимости чем-то поделиться с новым участником общеевропейской жизни. Россия должна была обрести свое право на место под солнцем в общеевропейской жизни ценой тяжелой борьбы, военной и дипломатической.
Россия шла к Европе с целью укрепления, упрочения своей независимости. Но необходимые для этого разнообразные связи порождали неизбежно новые формы ее зависимости. Происходил процесс развития взаимозависимости, в котором независимость нуждалась в постоянной и терпеливой защите, военной и дипломатической.
Не случайно в историографии петровской эпохи в разной форме возникали вопросы и сомнения в отношении осуществленного под влиянием Петра сближения с Западной Европой. Не поставил ли Петр Россию в своем увлечении Западной Европой па службу чуждым ей и враждебным интересам? Не лучше ли было продолжать замкнутое, изолированное существование в духе старомосковского благолепия ради сохранения исконно русских начал? Короче, не оказалась ли петровская европеизация России делом антинациональным и антипатриотическим? Не ликвидировал ли Петр отсталость России ценой утраты русской самобытности и пресловутого «русского духа»?
В данном случае уместно прислушаться к мнению иностранца, например такого компетентного ученого, как Роже Порталь: «Когда в связи с Петром Великим ставят проблему иностранного влияния, ликвидации отставания от Запада, отречения от прошлого, то забывают главное, заключающееся в том, что в момент, когда Петр взял власть, Россия находилась под угрозой экономической колонизации, от которой правительство и русские купцы должны были защищаться. Поэтому вся деятельность Петра, несмотря на внешнюю видимость подражания западным модам и призыв иностранных техников, служила ответом на эту угрозу. Отставание в материальном развитии России от западных государств в конце XVII века было таким, что оно ставило под вопрос само ее политическое существование. Поэтому все царствование Петра проходило под знаком национальной независимости, дух этого царствования был национальным духом... Петр не только не повернулся спиной к русскому прошлому, он прославлял его исторических деятелей и их военные победы; он всегда связывал себя с великими царями, своими предшественниками, и стремился продолжать и дополнять их дела. Слово «патриот» появилось при Петре Великом, которого менее чем через четверть века после его смерти считали национальным героем».
Соглашаясь с этим, не следует поддаваться искушению и, как это часто случалось, идеализировать Петра и его деятельность. Отлитый в бронзе монументальный исполин, каким он предстает на скалистом пьедестале легендарного памятника,— лишь идеальное символическое воплощение Петра, его художественно обобщенный образ. А в реальной жизни, в исторической действительности, в практической деятельности то был крайне сложный, противоречивый, порой непонятный, словом, живой человек. Мы видели, как сказывалось это в петровской дипломатии. Внутренняя преобразовательная «служба» Петра оказалась еще более многоликой.
Нередко он оказывался перед неожиданными, злосчастными обстоятельствами, которых он вовсе не хотел. По случаю Ништадтского мира Петр устроил в столице великолепный праздник. А не успел он пройти, как на Петербург обрушилось страшное наводнение. Закончив Северную войну, Петр хотел дать облегчение народу, а в 1721 —1724 годах Россия стала жертвой сильного неурожая, голода, эпидемий. Он хотел обеспечить народное процветание, а тысячи мужиков умирали от непосильного труда на строительстве каналов, крепостей, Петербурга. Он хотел справедливо распределить налоговые тяготы, а укрепил социальную отсталость. Он пытался сделать из дворян работников, образованных офицеров, инженеров, ученых, администраторов, а через три десятка лет после его кончины они стали освобождаться от обязательной службы. При всем своем уважении к передовым представителям европейской цивилизации Петр предусмотрительно не доверял иноземцам высшей власти, а наградил Россию немецкой, но существу, династией...
Петр был крайне озабочен, чтобы начатое им дело прогрессивного преобразования России продолжалось преемниками. Ради обеспечения этого он принес в жертву собственного сына, пройдя через мучительные для него самого перипетии дела Алексея. Но вопреки тревоге Петра за дальнейшее преобразование России русский престол остался на произвол судьбы: он стал игрушкой случая. Наступает долгий период, когда вместо Петра Великого во главе Российской империи сменяются лица по меньшей мере посредственные, практически неспособные к государственной деятельности, а иногда просто физические и нравственные выродки.
Герцогиня Курляндская, будучи формально русской по происхождению, утвердилась у власти при помощи известного нам Остермана. Императрица Анна Иоановна боялась русских, не доверяла им и притащила в Петербург свору курляндских проходимцев: воцарилась печально знаменитая бироновщина. Как пишет Ключевский, «немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении... Стоп и вопль пошел по стране». На русском троне проходит галерея отпрысков захудалых немецких князей, всех этих герцогов Мекленбургских, Голштейн-Готторпских, принцев Вольфенбюттельских, Ангальт-Цербстских. Представительница последних правила под именем Екатерины II и от герцога Голштинского, выступавшего у нас под «псевдонимом» Петра III, произвела на свет Павла I, за которым последовали его сыновья Александр I и Николай I. Эти, правда, числились русскими.
Ключевский писал о них: «Павел, Александр и Николай владели, а не правили Россией, проводили в ней свой династический, а не государственный интерес.., не желая и не умея понять нужд народа, истощали в своих видах его силы и средства».
Иностранцы стояли за кулисами многочисленных переворотов: Остерман привел к власти Анну, придворный лекарь Лесток — Елизавету, Миних — Анну Леопольдовну... А русское дворянство оставалось политически пассивным и все более праздным классом. Петр заставлял их работать, но политического сознания не привил.
И все же среди них постепенно просыпается чувство политической и патриотической ответственности. Но прежде всего его стали выражать выходцы из простого народа. М. В. Ломоносов, возмущенный господством немцев в Петербурге, в одном из своих стихотворений вложил в уста обожаемого им Петра Великого такие слова:
«На то ль воздвиг я град священный,
Дабы врагами населенный
Россиянам ужасен был?»
Надо признать, что в этом плачевном для России положении в чем-то повинен и сам Петр. Вольно или невольно, но он сделал фигуру немца на Руси респектабельной и достойной уважения, хотя при нем-то многие из них и вправду честно служили Росой и. Император умел держать их в ежовых рукавицах, отводя им служебную, вспомогательную и в целом вполне оправданную историческую роль.
Иное дело его бездарные наследники. Для них немцы стали опорой династии, ибо русским людям, в том числе и дворянам, они не доверяли. Николай I со своим солдафонским цинизмом откровенно признавал: «Русские дворяне служат государству, немецкие — нам».
То, что было смыслом существования и деятельности Петра — государственный интерес, уступает место интересам сохранения и укрепления власти правящей династии. Поэтому все послепетровское правление Романовых представляет собой громадный шаг назад по сравнению с более высоким и просвещенным пониманием задач абсолютистского государства, которое являлось особенностью петровской политической мысли. Для Петра использование иностранных специалистов служило средством ликвидации отсталости России путем подготовки и обучения национальных кадров. Для его преемников — орудием сохранения господства своей династии. Но историческое воздаяние не заставит себя ждать: возникнет движение дворянских революционеров, прежде всего — декабристов. Они разбудят революционных демократов, а те окажутся предвестниками рабочего движения и его союза с крестьянством,..
Однако объяснить послепетровский застой в политическом и социальном развитии России только деятельностью получивших непомерную власть иноземцев было бы неверно. Это служило лишь фактором, усиливающим действие главных классовых причин такого положения, заключавшихся в хищнической, эксплуататорской роли самого русского дворянства. Не случайно сразу после смерти Петра его приближенные выступают с предложениями об отмене некоторых его нововведений. При этом они даже пользуются поддержкой вдовы Петра — воцарившейся на троне Екатерины I. Их аргументы и доводы в пользу контрреформ часто используются некоторыми историками в качестве доказательства ошибочности самих петровских реформ. Между тем попытки контрреформ отражали не заботу о государственных интересах, а частные цели отдельных лиц или группировок в борьбе за власть, за укрепление своих позиций и т. п.
Возвращаясь к «немецкому» наследию Петра и к роли онемеченной династии Романовых, которая отреклась от главного, доминирующего принципа деятельности Петра — государственного интереса, заменив его интересом династическим, следует подчеркнуть одно важное обстоятельство. К счастью, пренебрежение к государственному интересу в наименьшей степени сказывалось в дипломатии, во внешней политике. Более того, здесь династический интерес; часто даже совпадает с национальными интересами России. Тем не менее и в этой области петровское наследие предается забвению подчас в форме, граничащей с прямыми антигосударственными действиями. Примером могут служить мероприятия русской дипломатии в связи с заключением Белградского договора 1739 года, считающегося самым неудачным во всей истории русской дипломатии, поскольку плоды войны с Турцией, ради которых положили 100 тысяч солдат, упустили с преступной легкостью.
Другим ярким примером того, как «защищала» династия русские государственные интересы, была непродолжительная, но весьма «эффективная» деятельность герцога Голштинского Карла-Петра-Ульриха, воцарившегося на русском престоле под именем Петра III. Шла Семилетняя война, русские ценой больших жертв громили войска Пруссии, и ее король Фридрих II был на краю гибели, когда наши войска заняли Берлин. Но Петр III обожал Фридриха II и еще до своего воцарения посылал ему сведения о русской армии. Заняв трон, он немедленно заключил мир с Фридрихом и не только отказался от всех русских завоеваний, но и повернул армию против союзников. Можно было бы привести немало других случаев явной профанации дипломатических интересов России. Однако в целом русская внешняя политика служила интересам России, опираясь на еще не растраченное до конца наследие Петра, особенно при Екатерине 11. При ней были отвоеваны земли в основном с православным русским, украинским и белорусским населением в семь миллионов человек. В победоносных действиях тогдашней русской армии оживала традиция Петра, ее победы были триумфом дела, начатого под Полтавой. Отцы тогдашних славных полководцев Румянцева, Суворова, Кутузова учились в военных школах, созданных Петром. К нему же восходят большинство тактических и стратегических принципов, использованных русской армией в войне против нашествия Наполеона.
Разгром этого самого знаменитого во французской истории полководца, его прославленной армии вряд ли был возможен, если бы за век до этого русские не имели опыта Полтавы, не сохранили и не использовали опыт и пример Петра.
Победа в Отечественной войне 1812 года была явным плодом петровских преобразований. К несчастью, потом, особенно в царствование Николая I, слишком многое было упущено, забыто, растеряно, и в первую очередь в делах внутренних. Верно, что Россия и спустя век по-прежнему, как при Петре, сохраняла роль великой державы. Но эту роль она играла только в военных и дипломатических делах. В социальном и культурном отношениях она из-за крепостного права, теперь уже совершенно изжившего себя, оставалась одним из наименее развитых европейских государств. Дух Петра, его постоянный творческий порыв к обновлению, к преобразованиям, к движению вперед был окончательно утрачен царизмом. Теперь главным стало управление без всяких изменений.
В результате в конце XVIII и в самом начале XIX века начинают все больше ощущаться последствия вновь резко усилившегося отставания в экономическом развитии страны, которая сделала такой скачок вперед при Петре.
В России родилось двойственное отношение царизма к Петру. Представители царствующей династии порой пытались предстать в роли продолжателей его дела. Но, будучи прежде всего трусливыми консерваторами, они опасались, что петровский пример может усилить стремление русских людей к радикальным переменам, внушит им веру в их осуществимость, то есть так или иначе разбудит общественную активность, политическое сознание народа. Вторая тенденция особенно усиливается после французской революции конца XVIII века и получает выражение в сочинениях придворного историка и писателя Н. М. Карамзина.
Противоречивое, в сущности своей отрицательное, отношение царского дома Романовых к Петру сказалось в любопытной истории с личным имуществом царя. Это были его отнюдь не роскошная одежда, книги, карты, чертежи, разные предметы быта и т. п. Особенно много осталось после него разных орудий труда: десяток станков, огромный набор инструментов, которыми он сам работал. Сначала все хранилось в основанной Петром Кунсткамере, а потом Николай I приказал перенести коллекцию, включая «Лизетту» — чучело лошади, на которой скакал Петр в огне Полтавского сражения, и другие реликвии, в дворцовый музей Эрмитаж. Устроили специальную галерею Петра Великого, расставили вещи в длинном неудобном коридоре. Свободный доступ публике туда был закрыт на протяжении 60 лет. Боялись показывать народу странный для царя образ жизни Петра, заполненной неустанным трудом.
Что подумают люди, увидев предметы, бывавшие в руках Петра, например тяжелые полосы железа, которые он отковал молотом на одном из заводов? Не скажут ли они то же самое, что, по преданию, восхищенно воскликнул некий безвестный крестьянин: «Вот это был царь! Даром хлеба не ел, пуще мужика работал!» Вообще, сравнение оказалось бы не в пользу преемников Петра на царском троне.
Незадолго до революции 1917 года кабинет Петра Великого по высочайшему повелению приказано было убрать из Эрмитажа с глаз долой...
Двойственным, противоречивым оказалось и отношение к Петру большинства господствующего дворянского сословия. Только самые передовые его представители, подобно Пушкину, подымались до глубокого, верного понимания личности и деяний преобразователя. Иные же пытались поставить под сомнение и даже осудить их. Это старался, например, сделать в своем знаменитом памфлете «О повреждении нравов в России» историк екатерининских времен князь М. Щербатов. Предубеждение крепостника и консерватора вступает в резкий конфликт с его личной интеллектуальной честностью уже в курьезной формуле: «нужная, но, может быть, излишняя перемена Петром Великим». Взявшись доказать, что «развращение» пошло от Петра, он сам, обращаясь к фактам, признает, что преобразователь был врагом распространенных пороков, таких, к примеру, как пьянство, и пишет: «Петр Великий сам не любил и не имел времени при дворе своем делать пиршества». Князь отмечает, что Петр учредил знаменитые Ассамблеи, но при этом внушал, что «общество ни в опивании и обжирании состоит». Признав, что преобразования Петра были все-таки «нужные», он указывает, что если бы такие реформы делались постепенно, то заняли бы 200 лет! Наконец, изложив свою критику петровских нравов и его дел, князь под влиянием искреннего голоса сердца, опровергает сам себя: «Могу ли я после сего дерзнуть, какие хулы на сего монарха изречи? Могу ли я данное мне просвещение, яко некоторый изменник, похищенное оружие противу давшего мне во вред ему обратить?»
Но самую верную, самую глубокую, самую справедливую оценку Петру дал наш народ в вековых преданиях и чувствах, в том, что называют народной мудростью. А на этот счет характерно свидетельство такого непримиримого и беспощадного врага русского царизма, каким был А. И. Герцен: «Крутой разрыв со стариной оскорблял, но нравился,— народ любил Петра, он его перенес в легенды и сказки. Точно будто русский человек догадался, что, чего бы ни стоило, надо было переломить лень и крепким государственным строем стянуть нашу распущенность... Петровский период сразу стал народнее периода царей московских. Он глубоко взошел в нашу историю, в наши нравы, в нашу плоть и кровь; в нем есть что-то необычайно родное нам, юное... С этим периодом связаны дорогие нам воспоминания нашего могучего роста, нашей славы и наших бедствий; он сдержал свое слово и создал сильное государство. Народ любит успех и силу».
Интересно посмертное отношение к Петру за границей. Известие о кончине императора вызвало огромный резонанс. В основном это был вздох облегчения, непроизвольно вырвавшийся у тех правителей западноевропейских стран, которые, особенно после Ништадтского мира, трепетали при одном упоминании его имени. Ликовали и в Константинополе. Надеялись, что смерть великого повелителя России вызовет замешательство, внутренние неурядицы, что страна вернется к прежнему жалкому замкнутому существованию отсталой окраины Европы. Конечно, уход Петра из жизни резко сказался на международном положении России. Первыми это почувствовали русские послы, привыкшие при Петре к уважению, которым была окружена могущественная Россия. А оно резко поубавилось, ибо иностранные дипломаты сообщали из Петербурга о том, что началась правительственная чехарда вокруг русского трона в борьбе клик и кланов за власть. Впрочем, некоторых русских представителей за рубежом радовало исчезновение жесткого контроля и твердого руководства Петра. Вот когда настала сладкая жизнь для любителей наживы. Если у власти оказался главный русский казнокрад Меншиков, то русские дипломаты могли больше не стесняться и брать взятки не хуже своих иностранных собратьев... Внешняя политика России постепенно утрачивает монолитную твердость великих замыслов Петра, она все чаще обнаруживает непоследовательность и слабость, хотя полностью ликвидировать петровское дипломатическое наследие было просто невозможно.
Сам факт, что Россия оказалась способной выдвинуть деятеля такого масштаба, как Петр, достигшего немыслимого прежде усиления могущества России, имел необратимый характер. За границей больше всего опасались, что вдруг появится какой-либо достойный продолжатель дела Петра. Еще больше боялись, что самая крупная европейская держава будет увеличивать свою мощь такими же головокружительными темпами, как и при Петре. Этого, к сожалению, не произошло, да и не могло произойти. Ведь в конце концов сам Петр не творил чудес, а лишь смело использовал объективные процессы и обстоятельства, хотя для Европы он оставался поразительным и совершенно необъяснимым историческим феноменом. Советский историк К. Н. Державин писал: «Для Западной Европы первой четверти XVIII века Россия и Петр Великий были не всегда понятными, но ясно ощутимыми в своей особой и беспримерной масштабности проблемами мировой политики.
Кончина Петра послужила поводом для подведения итогов его государственной деятельности, а успехи России на мировой политической арене вызвали страстное обсуждение вопросов ее дальнейшего участия в решении запутанных проблем европейской политической жизни».
Нет возможности даже кратко разобрать тот ноток литературы о Петре и России, который хлынул после его смерти и не иссякает до сих пор. Остановимся только на некоторых, самых общих ее тенденциях. XVIII век был веком Просвещения. В авангарде европейской политической мысли шли французские просветители. И они были выразителями передового европейского общественного мнения. Об одном из них, о Руссо, о его глубоко ошибочных, необъективных взглядах на деятельность Петра уже упоминалось в начале книги. Но верх брала иная, более справедливая и глубокая оценка петровских преобразований. Ее выразителем был Вольтер. Этот самый знаменитый из просветителей, в отличие от Руссо, являлся выдающимся историком. До создания книги о Петре он уже написал ряд крупных исторических произведений: «Век Людовика XIV», «История Карла XII», «Опыт о правах и духе народов». При этом, работая над книгой «Россия при Петре Великом», Вольтер пользовался обширным кругом источников. Российское правительство предоставило в его распоряжение исторические документы, в том числе такие щекотливые, как материалы о деле царевича Алексея. К сожалению, нет места для подробной характеристики труда Вольтера. Поэтому ограничимся лишь мнением блестящего знатока творчества великого французского мыслителя и литератора — К. Н. Державина, который писал по поводу книги Вольтера о Петре: «...мы ощущаем присутствие на ее страницах русского народа, чей выход на арену мировой исторической жизни потряс сознание Европы. Народ этот занимает свое место и в географическом описании России, и в патетической картине строительства Петербурга, и в больших батальных полотнах Нарвы, Полтавы, побед на юге, мастером которых был Вольтер как историк-художник... В Петре I, несмотря на все свое пристрастие и всю свою интимную любовь к веку Людовика XIV, Вольтер обрел идеал своего исторического героя в исторической действительности».
Важно подчеркнуть при этом, что Вольтер объективен, и это обусловлено его представлением о долге историка. Сам он так выражал свое кредо: «Историк, который, дабы угодить какой-либо могущественной семье, хвалит тирана,— трус; историк, намеревающийся запятнать память доброго государя,— чудовище; сочинитель романов, выдающий свои выдумки за правду,— презренен».
Осуждающие слова Вольтера целиком и полностью могут быть отнесены к другому направлению в петровской историографии XVIII века, связанному с именем прусского короля Фридриха II. Это был тот самый монарх, по адресу которого Маркс писал: «Всемирная история не знает короля, цели которого были бы так ничтожны». К этому можно добавить, что для достижения своих целей он использовал самые гнусные средства. Снедаемый патологическим тщеславием, Фридрих злобно завидовал славе Петра, приобретенной им в Европе еще при жизни. Поэтому он приказал своему чиновнику, бывшему секретарю прусского посольства в Петербурге Фоккеродту, сочинить памфлет, осуждающий Петра. Фоккеродт пустил в ход фантазию, собрал все мыслимые и немыслимые сплетни и слухи о русском царе, добавил к ним собственные дикие вымыслы и представил королю это сочинение. Но Фридрих счел пасквиль слишком мягким и добавил в текст собственные суждения, призванные развенчать славу Петра. Прусские сочинители изобразили прославленного императора дикарем, психически ненормальным человеком, трусливым и глупым, невежественным, невероятно жестоким и бесчестным. А очевидные достижения Петра объявили просто результатом случайностей. Так возникло фоккеродтовское направление в историографии Петра, которое существует и до сих пор. Все ненавистники, все враги России выбирают главной мишенью своей клеветы Петра. Без зазрения совести дикие нелепости возводятся в ранг исторических фактов.
Пример тому — пресловутое «Завещание Петра Великого», распространенное во Франции незадолго до нашествия Наполеона на Россию и предназначенное «идейно» оправдать эту авантюру. Явная фальшивка пускалась в ход при каждой новой агрессии против нашей страны. Ее использовали Геббельс и Гитлер. Она фигурирует и в идейном арсенале современной антикоммунистической пропаганды, хотя уже давно историки разных стран убедительно доказали, что «завещание» — обыкновенный подлог и мошенничество.
Возникает вопрос: а что общего может быть в деятельности Петра, от которой нас отделяют два с половиной столетия, с современностью? На первый взгляд — ничего: так резко изменился с тех пор весь мир, и особенно сама Россия.
А между тем большинство населения планеты стоит сейчас перед той же самой проблемой, которая поглощала все внимание и энергию Петра. Это прежде всего глобальная проблема ликвидации экономической и технической отсталости многочисленных стран так называемого «третьего мира». Ведь это — та же самая задача, перед которой оказалась Россия три века назад. Но, оказывается, в деятельности Петра содержится нечто такое, что волнует и тревожит даже наиболее развитые страны современного мира, стоящие перед проблемами своих острых противоречий. Они пытаются найти решение в применении теории технократии. Коротко говоря, ключ к решению всех социальных и политических проблем видят в рациональном применении новейших достижений науки и техники. А поскольку Петр пытался вытащить Россию из трясины гибельной отсталости путем внедрения в России передовой техники, то его объявляют если не основоположником, то предтечей пресловутой технологической революции, а то и образцовым технократом. Именно в этом увидел главное значение деятельности Петра самый крупный западный историк XX века Арнольд Тойнби. В одной из последних своих работ он писал: «Начиная с XVII века на Западе происходил непрерывный прогресс технологии, развитие которой представляло собой вызов остальному большинству человечества. У него не было другого выбора, кроме освоения западной технологии или подчинения державам, владевшим ею. Россия, столкнувшись с такой проблемой, первая решила сохранить свою независимость, приняв широкую программу технологического преобразования на западный лад... Пионером решения задачи был Петр Великий. Счастье России, что Петр оказался прирожденным технократом, который, кроме того, обладал диктаторской властью московского царя».
Тойнби прошел мимо еще одного, притом более существенного, сходства преобразований Петра с современными проблемами капитализма. Реформа Петра дала лишь частичные результаты, во многом Россия отставала от передовых европейских стран. Причина этого — социальный консерватизм. Точно так же надежды на решение проблем современного капитализма с, помощью лишь передовой технологии, без социальных изменений могут иметь крайне относительный эффект. Во всяком случае здесь мы имеем дело с искренним и добросовестным интересом к Петру, с попытками извлечь уроки из его поучительной деятельности.
Но, к сожалению, обращение к петровской проблематике в западной исторической литературе часто имеет далеко не столь оправданные причины. Петра пытаются злостно и недобросовестно использовать в современной идеологической борьбе, вернее, в психологической войне против нашей страны. Нот здесь-то мы и сталкиваемся с фоккеродтовской традицией, причем дело доходит до прямых ссылок на Фоккеродта и до щедрого заимствования при водимых им «фактов», то есть явных вымыслов.
Поэтому придется вернуться к уже упоминавшейся книге Анри Труайя «Петр Великий», вышедшей в Париже в конце 1979 года. Ничего необычного в этом не было, ибо книги о Петре за рубежом появляются довольно часто. Правда, на этот раз автором выступил один из «бессмертных», то есть французский академик, который кроме полусотни романов написал еще и десяток исторических книг о России. (Его настоящее имя — Лев Тарасов, он родился в России в семье крупных московских торговцев.)
Книга Труайя — само по себе явление довольно ординарное с обычным для западной литературы уклоном в личную жизнь Петра, с пересказом множества недостоверных пикантных сплетен и т. и. Однако она стала сенсацией. Несколько месяцев журнал «Экспресс», постоянно публикующий список из десятка книг, пользующихся наибольшим успехом, числил ее на первом месте среди других бестселлеров. А таковым ее сделала кампания в печати, совпавшая с сильнейшей антикоммунистической истерией, развернутой тогда во Франции. Лейтмотивом этой кампании служила тема об извечном варварстве России, о глубоко порочной наклонности русских к бесчеловечной жестокости и т. п. В этом, оказывается, коренятся все пресловутые нарушения «прав чело века» в СССР и прочие неискоренимые «пороки» советской системы. Вот что писал, например, в журнале «Нувель обсерватэр» некий Клод Мансерон: «Петр Великий, биографию которого описал Анри Труайя, — это истерический, но гениальный суперцарь, гигант, обезумевший от алкоголя и крови, палач своих подданных и своего сына...» Итак, Петр — воплощение чудовищной жестокости, а Советский Союз — продукт многовекового русского варварства. Естественно, что приведенная тирада не заслуживает ничего кроме презрения.
А вот другой, еще более характерный пример. В 1985 году крупнейшая американская телевизионная компания Эн-би-си сняла многосерийный фильм «Петр Великий», содержание которого охватывает все основные этапы жизни и деятельности Петра. Съемки фильма проводились с небывалым размахом. На это ассигновали около 30 миллионов долларов, то есть в два раза больше, чем обычно расходуется па постановку фильма такого масштаба. К работе над фильмом привлекли крупнейших западных постановщиков и актеров. Для «достоверности», придания колорита России петровской эпохи съемки важнейших частей фильма проводились в нашей стране. Знакомство со сценарием фильма поражает нагромождением колоссального количества фактических искажений и пренебрежением к хорошо известным историческим фактам.
Особенно много внимания и места уделяется сценам кровопролития и жестокости, а также сексуально-порнографическим эпизодам. «Сверхзадачу» этой грандиозной политико-идеологической затеи раскрывают многочисленные статьи в западной печати о фильме «Петр Великий», где прямо говорится, что зрителю показывают исторические корни «империи зла», как называют антикоммунисты Советский Союз.
Между тем, несмотря на высокое профессиональное мастерство создателей фильма, предназначенного для демонстрации в большинстве стран мира, его фальсификаторский, грубо тенденциозный характер очевиден. Приведем лишь один пример. Чтобы вызвать у зрителя чувство неприязни ко всему русскому, фильм наполнен сценами непрерывного, отвратительного пьянства. Видимо, авторы воображают, что они нашли новый «художественный поворот» для достижения своих целей. Однако это весьма старый, избитый прием русофобии. Еще в 1835 году А. С. Пушкин перевел с французского «Записки бригадира Моро-де Бразе», участника Прутского похода 1711 года. В этих записках, в частности, бригадир писал, что для русских офицеров обычным делом было пьянство, будто бы поощряемое Петром. А. С. Пушкин, готовя перевод к печати, счел необходимым сделать, к этому месту следующее подстрочное примечание: «Пьянство никогда достоинством не почиталось. Петр I, указав содержать при монастырях офицеров, отставленных за болезнями, именно исключает больных от пьянства и распутства».
История с книгой А. Труайя и особенно с американским фильмом «Петр Великий» — наиболее свежие примеры использования Петра в качестве важнейшей мишени в современной русофобии. Подобных примеров много, и они отнюдь не новы. Любопытно другое — смыкание, слияние русофобии с антикоммунизмом. Собственно, это началось сразу же после нашей Великой революции. Каждый раз, когда против Советского Союза затевается очередное крупное враждебное дело, буржуазная историческая наука, как будто случайно, предоставляет в распоряжение антисоветских сил новое «научное» сочинение о Петре, о его деятельности, о его эпохе.
Лейтмотивом при этом всегда служит главная идея: признается, что Петр, конечно, очень многое сделал для России, но для Европы, для остального мира он олицетворял извечное зло, смертельную угрозу, против которой необходимо бороться. При этом грубо извращаются роль и место петровского преобразования во всемирной истории, положительное значение ликвидации отсталости России не только для нее самой, но и для всего мира. Совершенно игнорируются смысл и масштабы выхода России на арену всемирного исторического процесса. А этот смысл и значение прекрасно показал еще С. М. Соловьев. Соображение замечательного русского историка заслуживает того, чтобы воспроизвести его полностью:
«Так называемая новая история начинается расширением сферы деятельности европейского человека чрез открытие Нового Света и новых путей в отдаленные части Старого. Через два века после этого новое великое, богатое результатами явление: восточная часть Европы, до сих пор мало известная, жившая одиноко, является на сцену, входит в общую жизнь Европы; европейская земля собирается (кроме Балканского полуострова). Это новое расширение исторической сцены гораздо важнее, чем то, которое произошло в конце XV века и которым начинается новая история. Тогда европейский человек познакомился с новыми странами и народами, которые страдательно подчинились его влиянию; теперь же вошло в общую жизнь сильное европейско-христианское государство, представитель многочисленного европейского, исторического племени славянского, бывшего до сих пор под спудом. Если, входя в общую жизнь, Россия необходимо подчиняется влиянию других европейских народов, то, с другой стороны, при условиях своей силы, она обнаруживает сильное влияние на судьбу других народов, на общую жизнь Европы».
В те времена, когда были написаны эти слова, то есть больше века тому назад, влияние России на историю остального человечества сказывалось еще далеко не так явно и сильно, как это проявилось потом. Нельзя не привести известных слов А. И. Герцена о русском народе, «который на императорский приказ образоваться ответил через сто лет громадным явлением Пушкина». В самом деле, в XIX веке Россия начинает небывало щедро отдавать другим народам плоды гения лучших представителей своей культуры, науки, искусства, общественной жизни. А ведь это были плоды того, что посеял на почве русской истории Петр Великий...
Вот почему стремятся принизить, исказить, очернить его образ. Это стремление резко усиливается после 1917 года, когда такая тенденция в дополнение к шовинистическим корням получает новую мощную базу классовой ненависти буржуазии к Великой русской революции XX века. Логика современного фоккеродтовского антипетровского направления русофобии исходит прежде всего из того простого факта, что Россия продолжает существовать в облике Советского Союза, поэтому искусственно и поверхностно отождествляется старая Россия с нынешним Советским Союзом. Отсюда выводится идея, что внешняя политика СССР идентична прежней российской внешней политике. Затем доказывается, что раз сам Петр Великий смог осуществить далеко не все свои замыслы, то большевикам и подавно это не удалось, и поэтому Россия поныне остается «варварской». При этом вымыслы незаметно смешиваются с совершенно реальными фактами. Например, с тем, что русский народ, состоящий из потомков людей петровской эпохи, и ныне представляет наиболее крупную и производительную нацию в объединении народов СССР.
Чтобы показать, как это делается на практике, придется упомянуть кроме книги А. Труайя еще о некоторых аналогичных фактах. Ведь в том, как его сочинение включили в кампанию антисоветской политики, не было, по существу, ничего нового. Такая тенденция странным образом оживлялась всякий раз, когда против нашей страны готовилась какая-либо крупная враждебная акция. Вспомним 1929 год — время наступления великого экономического кризиса, потрясшего до основания мир капитализма. Надо было отвлекать от него внимание вымышленными опасностями и даже попытаться найти выход путем организации если не военного, то хотя бы идеологического крестового похода против СССР. Тогда центром антисоветской активности оказалась Франция, еще сохранившая свою гегемонию в Европе, закрепленную Версальским договором. И вот именно во Франции в 1929 году «случайно» выходит книга Жоржа Удара «Жизнь Петра Великого». Это типично фоккеродтовское сочинение, даже с прямыми цитатами из писем Фридриха П. Автор заканчивает книгу такой сентенцией: «Московия вернулась к своему естественному варварству... Она терпеливо ждет случая, чтобы снова броситься на Европу, которую она ненавидит».
Но вот наступает 1939 год. Гитлер собирается поработить весь мир, и в фашистской Германии выходит «научный» труд Генриха Дерриса «Русское вторжение в Европу в эпоху Петра Великого».
Собственно, уже само название книги говорит о ее направленности, о том, что она предназначена оправдать идею жизненной необходимости для Германии покончить с извечной русской опасностью. К тому же надо вдохновить немцев легкостью предстоящей задачи. А поэтому следует, по примеру Фридриха II, снова попытаться доказать мысль этого короля, который писал, что только «стечение счастливых обстоятельств, благоприятных событий, неведение иностранцев сделали из царя героический призрак, в величии которого никто не смел усомниться». Деррис, по-немецки педантично собрав множество цитат, пытается развенчать Петра. За неимением убедительных аргументов Деррис использует для этого нехитрый прием: слово «Великий» в применении к Петру он употребляет в кавычках! Это снова постоянная фоккеродтовская тенденция, родившаяся от болезненного ощущения Фридрихом II собственной неполноценности.
Подобные нередкие попытки смешны, ибо в сознании народов всего мира эпитет «Великий» в применении к Петру давно уже стал не элементом пышного царского титула, а просто как бы частью его имени. Для всех совершенно бесспорно, что Петр является такой исторической фигурой, которая абсолютно не нуждается в специальном подчеркивании, выяснении или обосновании его гениальности и величия. Ведь еще В. О. Ключевский писал о бессмысленности подобных усилий: «Чтобы сделать Петра великим, его делают небывалым и невероятным. Между тем надобно изобразить его самим собою, чтобы он сам собою стал велик». Кстати, чем действительно Петр совершенно не страдал, так это мелким тщеславием, столь обычным для всякого рода знаменитых деспотов. Когда Сенат преподнес ему титул «Императора Всероссийского, Отца Отечества и Петра Великого», он согласился принять только титул императора, ибо считал это необходимым для интересов России. Остальным словесным возвеличиванием он просто пренебрег.
Вообще все попытки очернить, извратить или принизить Петра до такой степени нелепы, что лишь заставляют вспомнить высказывание Вольтера: «Большое счастье иметь врагов, не способных лгать с умом».
Лучшее и незаменимое средство борьбы против русофобии как одного из важных, направлений современного антикоммунизма — сама русская история. А это значит, что следует знать подлинное прошлое нашей страны и рассказывать правду о нем, ничего не приукрашивая и ничего не скрывая. Вот что, кроме всего прочего, побуждало автора не жалеть труда и времени, чтобы написать книгу об одной из сторон деятельности Петра Великого. Ведь, как писал А. С. Пушкин, «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
В этой книге сделана попытка воссоздать реальный образ Петра-дипломата, показать его деятельность на сложнейшей стезе внешней политики. Конечно, многое здесь оказалось далеким от портрета «живого бога», как называл Петра М. В. Ломоносов. Он вовсе не был и тем богочеловеком, которому В. Г. Белинский предлагал воздвигнуть алтари во всех городах российских. Просто он был и навсегда останется тем коронованным деятелем старой России, который действительно заслужил всемирную славу и вечную признательность своих соотечественников.
Николай Николаевич МОЛЧАНОВ
ДИПЛОМАТИЯ
ПЕТРА
ПЕРВОГО
Редактор
Е. Ю. ПРОКУДИНА
Оформление художника
В. В. СУРКОВА
Художественные редакторы
Н. Д. СМОЛЬНИКОВА, И. А. ЗАЙЦЕВА
Ретушь
Л. Г. РОЗЕНФЕЛЬД
Н. И. ХРОМОВ
Технический редактор
Т. С. ОРЕШКОВА
Корректор
Л. А. СУРКОВА
ИБ № 1140
Сдано в набор 25.11.85. Подписано в печать 17.02.86. А 04214. Формат 60Х90 1/16. Бумага офсетная № 1. Гарнитура Обыкновенная новая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 28,0+вкл. 3,75 (бум. офс. пл. 100 гр.)- Усл. кр.-отт. 50,75. Уч.-изд. л. 34,85. Тираж 100000 экз. Заказ № 227. Цена 3 р. Изд. № 57И/82. Издательство «Международные отношения». 107053. Москва, Б-53, Садовая-Спасская, 20. Диапозитивы текста изготовлены полиграфической фабрикой «Красная звезда» МППО им. Я. Коласа. Отпечатано на Минской фабрике цветной печати. 220600. Минск, Корженевского, 20.
Молчанов
Н. Н.
М 75 Дипломатия Петра Первого.— 2-е изд.— М.: Междунар. отношения, 1986.—448 с. (Библиотека «Внешняя политика. Дипломатия»)
В книге проф. Н.Н. Молчанова освещается внешняя политика и дипломатия Росси в период петровских преобразований. В ней раскрывается яркая картина борьбы русского народа за укрепление независимости, могущества России, за превращение ее в великую европейскую державу. Для художественного оформления книги использованы картины и гравюры лучших русских и зарубежных художников.