ГЛАВА  XI

ИСКУССТВО НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ВЬЕТНАМА

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

 

Вьетнам — страна многонациональ­ная. Основная часть населения относится к народу кинь* и расселена в долинах. Кроме того, имеется более шестидесяти народов и народностей, преимуществен­но проживающих в горной местности. Часть этого населения автохтонна, про­живает на территории Вьетнама с незапа­мятных времен, некоторые народы им­мигрировали сюда несколько веков на­зад, имея к тому моменту уже определив­шиеся черты собственной культуры. На­роды, длительно проживавшие на одном месте, имели более интенсивные кон­такты с развитыми соседними цивилиза­циями, и их взаимодействие с культурой киней более ощутимо. Культура населе­ния высокогорных районов отличается замкнутостью и сохранила многие древ­ние обычаи. Разница жизненного уклада обуславливает и различие форм народ­ного искусства национальных мень­шинств. В процессе продолжительных миграций представители одной народно­сти иногда оказывались разобщены в силу, например, географических усло­вий, и дальнейшее развитие новых групп проходило независимо друг от друга. Проживают во Вьетнаме и этнические группы, относящиеся к большим сосед­ним народам, например китайцы и дру­гие народы.

Многонациональный характер населе­ния и особенности социального развития обуславливают большое разнообразие форм народного искусства. Не останавливаясь подробно на характеристике ка­ждого народа, ограничимся рассмотре­нием народного искусства основных не­вьетнамских групп населения.

 

ИСКУССТВО ТЬЯМОВ

 

Географическое положение древней страны тьямов Тьямпы (Тиемтхань) бла­гоприятствовало широким контактам с кхмерским государством Фунань (затем Камбуджадеша), что обусловило их ори­ентацию на индийскую культуру. Индий­ская культура сложилась под влиянием основных религий — брахманизма и буддизма, а позднее и мусульманства. Тьямская культура была основана на индуизме (т. е. реформированном брах­манизме) и на буддизме. Эти религиоз­ные корни прослеживаются в памятни­ках тьямского искусства в Мисоне (Ку-ангнам), Биньдине и Нячанге.

Благодаря влиянию индийской куль­туры (которая, кстати сказать, не уничто­жила национального своеобразия тьям­ского искусства) и постоянному контакту древней Тьямпы с государством киней тьямское искусство отличается большой синтетичностью, оригинальностью.

В тьямском искусстве можно легко выделить несколько основных периодов. Это архаическое искусство Воканя (Ня-чанг) с еще не развитыми формами. С развитием государства и утверждени­ем столицы в Индрапуре искусство дости­гает расцвета. Затем период упадка — [135] XVII век, когда столица переносится в Пандурангу. Архитектура храмов значи­тельно деградирует — например, башня Пороме в Биньтхуане.

 

ТЬЯМСКАЯ АРХИТЕКТУРА

 

Наиболее распространенной формой архитектуры тьямов является башнеоб-разный храм, известный под названием «калан». Это высокое прямоугольное сооружение из кирпича, с плоскостями часто квадратной формы, с равновесием архитектурных масс в целом. В отличие от кхмерской архитектуры тьямы не использовали камень в качестве стро­ительного материала, а прекрасные со­рта прочного кирпича позволяли им наносить скульптурную резьбу непосред­ственно на уже возведенную стену.

Тьямские башни, подобно кхмерским, многоэтажны. Чем выше этаж, тем меньше его площадь. Первый этаж, уста­новленный на высоком фундаменте, представляет собой основную часть зда­ния с прямыми высокими стенами и угловыми либо входными пилонами в виде колонн, придающими изящество и гармоничность архитектурному ансам­блю. У капителей колонн — декор в виде бутонов лотоса. Вход в здание все­гда обращен на Восток. Три другие стены снабжены ложными входными проемами (портиками). Над входом (и над ложными портиками) расположен портал в форме перевернутого челнока, украшенного скульптурным изображе­нием чудовища (химеры). Вся башня с этажами, украшенными по углам и у вхо­дов, напоминает своими очертаниями ги­гантскую еловую шишку.

В качестве архитектурного декора тьямские мастера использовали расти­тельный орнамент, перемежающийся с изображениями людей или химер.

Вершинами отдельных этапов тьямского искусства являются архитектурные сооружения в Мисоне, Донгзыонге, храм По Клаунг-Гарай в Пандуранге (Фан-жанге), башня Пороме в Биньтхуане и башня По Нагар в Нячанге.

Мисон, расположенный около Хойана, — целый индуистский храмовый город. Здесь насчитывают более шести­десяти больших и малых культовых соо­ружений. Большие здания окружены многочисленными мелкими храмами. Постройки искусно вписаны в окружа­ющий ландшафт. Известен храм на склоне горы, которая огибает его в форме арбалета. Несмотря на большие разрушения, время сохранило наряду с каменными скульптурами и изящные ар­хитектурные формы тьямского зод­чества. Одними из наиболее древних построек в Мисоне следует считать шива-истские храмы VII века, построенные королем Бхадрешвараварманом.

Неподалеку от Мисона, по другую сто­рону горного хребта, расположен Донг-зыонг, где сохранились остатки боль­ших храмов, посвященных буддийскому культу Авалокитешвары. В архитектуре Донгзыонга более явственно националь­ное своеобразие. Декоративный орна­мент, изобилующий элементами тропиче­ской растительности горных районов, со­общает всему архитектурному облику сооружений особенную импозантность.

К этому же периоду относится оконча­тельная перестройка башни По Нагар. Это памятник времен расцвета тьямской архитектуры. Башенные храмы в Фаттхе (Биньдинь) — так называемые Золотая, Серебряная и Медная башни — отно­сятся к XI веку, когда тьямекая архитек­тура сохраняла свою пышность, но в ней уже не ощущалось обаяния, характерного для зодчества Мисона. Может быть, былое великолепие поблекло под действием времени, давно разрушившего внешнюю отделку пышных зданий? Эти [136] храмы относятся к индуистскому культу и посвящены Шиве, Брахме и Вишну. Встречается и изображение мифического существа Макары. Хотя архитектура многих сооружений сильно пострадала, скульптурные изображения в некоторых храмах сохранились в хорошем состо­янии.

Несмотря на тяжеловесный характер ансамбля, красив башенный храм По Клаунг-Гарай XIV века в Фанжанге. Калан По-ро-ме относится к XVII веку — закату индуистского тьям­ского искусства.

 

ТЬЯМСКАЯ СКУЛЬПТУРА

 

Известно, что наиболее интересной об­ластью кхмерского искусства является скульптура. Подобно шедеврам храма Боробурдур в Индонезии, Анкгора в Камбодже, скульптура тьямов в Чакиеу, Мисоне, Донгзыонге, будучи в контакте с индийской культурой, не потеряла национального своеобразия. Для тьям­ского искусства характерна круглая скульптура. Декоративные элементы вдоль стен храма также представлены круглой скульптурой. Божества индуист­ского пантеона в изображении тьямских мастеров становятся атрибутами тьям­ской культуры. Лики Шивы, Дварапат лы, в особенности лики богинь, не имеют ничего общего с индийской скуль­птурой. Следует заметить, что изображе­ния женщин в индийской скульптуре, как правило, отличаются подчеркиванием плотской, чувственной стороны. Иначе обстоит дело в тьямской скульптуре. Например, знаменитое изображение тан­цовщицы из Чакиеу является типичным портретом тьямской женщины в антро­пологическом смысле: продолговатый овал лица, толстые губы, короткий нос. Все части тела пропорциональны, а пла­стика рук и ног удивительно естественна.

Для индийского искусства, напротив, ха­рактерна большая условность, отход от реальных человеческих пропорций к ти­пизации на основе жестких формул. Тьямские скульптуры выполнены в явно реалистической манере. Это относится и к свирепому облику божества Дварапалы из Донгзыонга. Интересно, что некото­рые неестественные выражения у отдель­ных изображений божеств выглядят как бы масками, надетыми на вполне реали­стически выполненные скульптуры. Мало имеют общего с индийской эстети­кой такие знаменитые скульптурные па­мятники, как Вишну верхом на павлине из Мисона, великолепный скульптурный портрет супруги Шивы — богини Парвати и т. д. Эти скульптуры мало напоми­нают эстетические идеалы индийского искусства. Известные образцы индийско­го искусства — например, женские фи­гуры в храмах Эллоры, — бесспорно, красивы, однако пропорции здесь иде­ализированы и нереальны. И напротив, изображение танцовщицы из Чакиеу не­возможно созерцать равнодушно, так трогает нас этот реалистический образ.

Следует заметить, что в тьямской скульптуре, подверженной влиянию ин­дийской культуры, нет недостатка и в заимствованных образах. Всевозможные изображения химер из индийской мифо­логии в изобилии заполняют храмы. Однако и здесь можно указать на специ­фически тьямскую трактовку образов — например, волшебная птица-музыкант Киннари* с человеческим лицом, сейчас хранящаяся в Историческом музее, или изображения Макары как соединения слона, носорога, льва и крокодила.

 

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

 

Говоря о тьямском искусстве, нельзя обойти молчанием украшения из метал­ла. В старину Тьямпа славилась как [137] «страна золота». Когда китайские фе­одалы времен династий Вэй и У господ­ствовали в Северном Вьетнаме (Зяотяу), их войска неоднократно вторгались в Тьямпу. Особенно разрушительным было нашествие китайской армии в период династии Южных Сунов. Прави­тель Зяотяу Тань Хэ-Чжи* разорил тьямскую столицу Индрапуру и вывез в Китай огромное количество золота. Ис­кусные тьямские ювелиры умело испо­льзовали имевшееся в достатке золото для изготовления великолепной продук­ции. Во время раскопок в храмах Ча-киеу, Мисон, По Нагар французские археологи в колониальный период нахо­дили большое количество украшений в фундаментах башен. Так были найдены королевский венец, серьги, цепочки, бра­слеты, пояса и т. д., мастерски украшен­ные растительным орнаментом. Большое количество высокохудожественных изде­лий было скрыто в труднодоступных районах горного плато Тэйнгуен мест­ным населением. Там же в период общего упадка индуистской культуры с помощью духовенства были схоронены сокровища тьямской королевской дина­стии. Тьямские клады привлекали в джунгли всевозможных авантюристов колониальной эпохи. В конце концов они были реквизированы французскими властями.

 

ТЬЯМСКОЕ ИСКУССТВО — НЕОТЪЕМЛЕМОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЬЕТНАМА

 

Некоторые ученые считают, что тьямская скульптура испытывала влияние собственно киньской культуры. Это представляется вполне вероятным. Но очевиден и другой факт: тьямское искус­ство оказывало положительное влияние на культуру киней в эпоху династий Ли и Чан. Каменные изваяния, обнаруженные у фундамента храма Фат-тить несколько десятилетий назад, скульптурные изобра­жения мифической птицы Гаруды* в храме Тхэй (провинция Хатэй) и в других храмах, деревянная декоративная резьба с элементами символики в храме Тхай-лак (провинция Хайхынг), архитектура и декор ступы Бинь-шона (провинция Виньфу) — все это красноречиво свиде­тельствует о значительном вкладе тьямского искусства в общее развитие вьет­намской культуры.

 

ИСКУССТВО И БЫТ НАРОДОВ ГОРНЫХ РАЙОНОВ

 

В лесных районах и высокогорных плато Вьетнама проживает немало на­циональных меньшинств. Издавна эти народы ведут неустанную борьбу с окру­жающей их девственной природой суб­тропического леса, отличающейся бо­гатством флоры и фауны. Как правило, люди селились вблизи горных рек или озер. Условия жизни горцев, естествен­но, значительно отличаются от жизни народов равнины. У горцев существует и особый тип жилища — дом на сваях.

Среди горных жителей распростране­ны различные доклассовые верования. Колдуны и шаманы были непременными участниками религиозного культа, а вера во всевозможных духов и сверхъесте­ственные силы, причиняющие беды, бо­лезни, посылающие стихийные бедствия, была нормой человеческого мышления. Отсюда большое распространение стату­эток и всевозможных изображений, имевших ритуальное, культовое назначе­ние.

До революции население горных рай­онов, испытывавшее «многоэтажный» гнет: местных вождей, феодалов, коло­низаторов — не имело благоприятных условий для развития народных промы­слов. Народное искусство горцев огра­ничивается небольшим количеством ритуальных [138] картинок, предметов быта. Ис­кусство некоторых народов в основном представлено всевозможными образцами украшений на одежде.

 

АРХИТЕКТУРА ЖИЛОГО ДОМА В ГОРНЫХ СЕЛЕНИЯХ

 

Строительство жилья — весьма суще­ственная сторона деревенского быта как населения равнин, так и горных районов. К тому же для человека верующего постройка дома несет и религиозный смысл, так как в каждой семье есть домашний алтарь для отправления культа предков и других ритуальных церемоний. Вышеупомянутое жилище на сваях весьма характерно для многих нацио­нальных меньшинств севера и юга Вьет­нама. И если размеры дома и внешние формы могут варьироваться у разных народов, принцип использования про­странств внутри здания и под зданием в основном един. Дадим краткое описание обычной жилой постройки народности тхай, сооружения, характерного для гор­ных строений любого национального меньшинства Северного Вьетнама. Пол дома устанавливается на небольшом рас­стоянии от земли — примерно на высоте человеческого роста. Пространство под домом оборудовано для свиного хлева (здесь же курятник) и отдельно для рога­того скота. Пол дома выстилается дере­вянными досками либо бамбуком, в зави­симости от материального достатка се­мьи. К фасаду дома прикрепляется лест­ница. Перед дверью имеется небольшое пространство, так называемый «нижний дворик», где хранят рабочий полевой инвентарь, сушат на солнце белье или просто отдыхают в предвечерние летние часы. Сразу за входными дверьми распо­ложена гостиная. Снаружи имеется кори­дор, соединяющий несколько спальных помещений, разделенных между собой плетеными перегородками. Алтарь пред­ков установлен в семейной спальне, непосредственно у центрального опорно­го столба рядом с ложем главы семьи. Алтарь Будды находится на самом почет­ном месте, обычно в специальном шкаф­чике на алтаре предков. С обратной сто­роны дома находится лестница, такой же «верхний дворик» и кухня. Богатые семьи строят несколько домов подряд и соединяют их между собой галереями, чтобы можно было общаться, не прибегая к лестнице и не спускаясь на землю.

Для постройки такого дома использу­ются дерево, различные сорта бамбука, листья деревьев. В отдельных местно­стях зажиточные семьи покрывают верх дома черепицей.

Для постройки такого дома не требу­ется специального образования, знаний и чертежей — вся работа выполняется са­мими жителями деревни в соответствии с вековыми традициями. И внешний вид, и внутреннее убранство — все подчинено издавна слохсившейся формуле. Таким образом, архитектурные принципы по­строек у народов горных районов отли­чаются большой консервативностью.

 

КУЛЬТОВАЯ КАРТИНА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО У НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ТАЙ, НУНГ, ТХАЙ

 

Несмотря на существенные различия в быте народов тай, нунг и тхай, в их рели­гии много общего — это вера в Небо, Будду, в духов, культ предков. В дале­ком прошлом люди полагали, что кол­дуны, шаманы являются посредниками между сверхъестественными силами и че­ловеком, и потому лучше других им известно, как следует изображать всевоз­можных духов. Чаще всего шаманам и принадлежало право изготовления риту­альных изображений, но в некоторых [139] случаях они могли поручать эту работу художественно одаренным людям — представителям «светских» занятий. Из­готовление ритуальных изображений считалось священнодействием, а потому их исполнители (колдуны, шаманы или их помощники) предварительно должны были соблюдать строгий пост и различ­ные воздержания в целях «очищения от скверны».

Ритуальные изображения отвечали требованиям народного вкуса и пред­ставляли собой смесь буддизма с народ­ными верованиями. С изображениями «храма десяти святых царей» и Куан-ам соседствовали изображения главы вер­ховной триады даосского пантеона Не­фритового императора (Люк Тиня) и духов — покровителей ремесел, объек­тов поклонения шаманов и колдунов.

Распространялись и другие ритуаль­ные картинки. У народности нунг мы встречаем изображения «Злой дух», «До­брый дух»; у народности каолан — «Верховное божество», «Дух дождя», «Дракон», «Феникс», «Предок» и т. д.

Манера исполнения культовой карти­ны у народов горных районов во многом схожа с манерой народности кинь, хотя следует отметить большую изобретатель­ность горцев в использовании цветовой палитры. Если в целом народную кар­тину киней отличает чрезмерная пестрота (за исключением таких шедевров, как «Красавица»), то в картинах горцев, например народности каолан, различные цветовые сочетания искусно соединены в гармоничной гамме. В композиции их картин нет упрощения, характерного для некоторых народных картин у киней.

Если у народностей тай и нунг мало внимания обращается на украшение оде­жды, то у народностей тхай, наоборот, впечатляют своей неброской красотой интересные рисунки на платках и пледах (в селении Тхуан-тяу), узоры на юбках (у жительниц Май-шоня), вышивки на длинных платьях (в селении Мыонг-лай) и т. д.

Женская одежда у народов черные тхаи, белые тхаи не только отличается красотой и изяществом, но и искусно подчеркивает силуэт фигуры.

 

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО У НАРОДНОСТЕЙ МЕО И ЗАО

 

Жизнь жителей гор довольно проста, и их имущество в основном состоит из оде­жды и предметов домашнего обихода, среди которых нет места собственно про­изведениям изобразительного искусства. Художественный вкус и мастерство гор­цев проявляются прежде всего в покрое одежды и вышивках. Красивой формой одежды отличаются белые мео. Для народностей мео и зао в целом не харак­терен интересный покрой одежды, в этом они уступают народу тхай с его велико­лепным, подчеркивающим силуэт фигу­ры женским облачением. Зато мео и зао искусно и богато украшают свою оде­жду.

Примечательно, что в декоративном искусстве зао орнамент не носит отвле­ченный характер. Большое значение имеет смысловое содержание образа, и поэтому вышивки на одеждах часто в миниатюре отображают величественную панораму зеленых гор, живописные со­сны, пернатое царство, различных зве­рей. Все великолепие природы, среди которой из поколения в поколение проте­кает жизнь красных зао и зао-тьен, в пре­ображенных, стилизованных формах от­ражено в искусстве народных умельцев. Но природа для горцев не только средо­точие красоты. Леса полны диких зверей, злых духов, готовых воспользоваться любой оплошностью человека. Для за­щиты от них нужны талисманы. И горец верит, что собака, верный союзник человека, [140] в лесу защитит его от хищного зве­рья, а изображение буддийского креста (печати сердца Будды), символизиру­ющее могущество божества, оградит его от нечистой силы. Поэтому изображения собаки* и буддийского креста — с прида­нием им чудесных амулетных свойств — являются столь частым элементом укра­шения на одежде у народа зао-тьен.

Ожерелье, расшитое черным и белым бисером, — необходимый предмет жен­ского туалета — охраняет его владелицу от чар водяного дракона. Обувь иногда украшается изображением лошади, и в этом скрыт очень важный для горца смысл — пожелание, чтобы ноги нико­гда не уставали от трудных переходов. Не лишены художественной привлека­тельности начертания китайских иерог­лифов на головных платках, имеющих значение благополучия или защиты чело­века от злых духов. Особенно ярко бывают расписаны брюки (у красных зао); иногда они напоминают настоящий ковер с растительным орнаментом. В одежде зао превалируют привычные декоративные элементы узора, которые постепенно становятся художественной нормой и эстетической потребностью.

Очень важным слагаемым декоратив­ного искусства является типизация об­раза, стилизация форм. Декоративное ис­кусство — не слепое подражание приро­де. От мастера требуется умение найти в проявлениях окружающей среды наибо­лее характерные линии движения, цвета, обобщить и упростить их, исходя из потребности эстетики, вкуса, и, наконец, органически вплести эти обработанные элементы в живую ткань своего произве­дения. Стилизация и заключается в упро­щении либо в преувеличении (гротеске). Она — один из элементов творчества мастера-декоратора. Горцы племен зао — талантливые декораторы. Они мастерски используют в своих орнаментах стилизованные фигуры людей, горы, сосны, собак, птиц, цветы и листья, изо­бражая все это обобщенно, простыми линиями, сохраняя существо и красоту образа. Элементы декоративного узора должны соответствовать материалу укра­шаемого предмета, игнорирование этого принципа при любом уровне мастерства исполнителя не позволит добиться долж­ного эффекта. В этом смысле вышивка одежды народа зао выполнена с редким мастерством. Это амулетные сдвоенные изображения собак, буддийского креста, искусно вышитые на различные лады пояса в одежде зао-тьен, стилизованное изображение сосны на головных платках у красных зао и другие образцы.

Покоряет своим мастерством искус­ство вышивальщиц из племен мео и зао. Много труда уходит на украшение рубах, брюк, головных платков, сумок для ношения бетеля. Иногда женщина в тече­ние ряда лет посвящает весь свой досуг тому, чтобы расшить лишь один ком­плект наряда.

Кроме вышивки, орнамент может наноситься и краской (обычно так укра­шают подол платья). У горцев суще­ствует оригинальный способ нанесения узора крашением. На материю жидким пчелиным воском наносится нужный ри­сунок. Затем материя опускается в краси­тель, при этом залитые воском участки оказываются неокрашенными. Выкра­шенную ткань опускают в кипяток, воск растворяется, и на материи остается узор*, соответствующий замыслу мастера и на­значению ткани.

На одежду сине-зеленого цвета (инди­го) у народов тай, нунг, мео и других наносится вышивка светлых и сочных тонов. В целом декоративное искусство народов мео и зао обладает большими возможностями. Женская одежда киней, например, тоже должна была пройти эво­люцию в покрое на протяжении нескольких [141] последних десятилетий, чтобы, нако­нец, прийти к современным, эстетически общепризнанным формам. Благодаря творческим поискам народных хореогра­фических коллективов приобрел удиви­тельное изящество силуэт националь­ного женского костюма племени мео. Ни один вид искусства не может ограни­читься навсегда заданными формами. Благодаря труду народных умельцев горных районов и развивающимся по­требностям современного образа жиз­ни искусство изготовления народной оде­жды в дружной семье народов Вьетнама составляет предмет национальной гордо­сти.

 

БЫТОВОЕ ИСКУССТВО НАРОДА МЫОНГ

 

По свидетельству этнографов, народ мыонг находится в непосредственном родстве с народом кинь. Поразительная близость языка, обычаев, мифологии по­зволяет считать, что эти народы восходят к общим предкам — древнему племени лаквьетов. Причем мыонги обнаружива­ют даже больше сходства с этими предка­ми, чем собственно вьеты (кини). Во мно­гих мыонгских деревнях, например в Мангшоне, Тханшоне (Виньфу), сохра­нился обычай бить в бронзовые бара­баны по праздникам (ср. с рисунками на бронзовом барабане из Нгоклу), чего уже давно нет у народа кинь. Многие сто­роны культуры мыонгов напоминают более древнюю культуру киней. Мы ограничимся рассмотрением образцов мыонгского искусства в повседневном быту, ибо именно в прикладном искус­стве наиболее ярко проявляется творче­ский гений и эстетическое богатство любого народа.

В декоративном искусстве мыонги, по­добно киням, широко используют темы дракона, черепахи, феникса, символы счастья, богатства, долголетия и т. д.

Одежда, в особенности обрядовая, очень близка к архаическим формам вьет­намской одежды. По праздникам жен­щины мыонгов по-прежнему широко пользуются головными уборами в форме корзины с завязками, как это делают в некоторых районах кини. Привязная тесьма (завязки) шляпы иногда представ­ляет собой настоящее произведение ис­кусства/ Серебряная пряжка и цепочка могут быть богато украшены, звенья цепочки иногда напоминают раститель­ный орнамент, выполненный на круглой или в форме полумесяца основе. Пряжка имеет форму прямоугольника с попереч­ной горизонталью посредине. В верхней части прямоугольника — изображение летучей мыши, внизу — феникса. Пос­редине — стилизованные облака. Вели­чиной изделие не превышает фаланги указательного пальца, поэтому изобра­жения миниатюрны.

Разнообразен набор украшений у мы-онгской женщины. Наряду с ожерелья­ми, браслетами, серьгами и другими серебряными изделиями тонкой работы встречаются и распространенные полве­ка назад среди жителей долин когти тигра с искусно сделанной серебряной коронкой в виде летучей мыши, обнима­ющей коготь. Когтю тигра, так же как и изображениям этого животного на кар­тине, приписывали свойства амулета, в силу чего этот вид украшения очень популярен.

Объектом украшения служат у мы­онгов предметы, связанные с обычаем жевания бетеля, столь распространен­ным и среди киней; на серебряных коро­бочках (для хранения извести)* гравируют живописное изображение дракона. Ста­рики обычно подвешивают коробочку к поясу на цепочке. Богато расшиты женские головные платки. По обычаю, приходящая в дом невеста приносит в качестве приданого расшитые платки, зананеси, [142] шторы, портьеры. Деревянная подставка для лампы — обычный пред­мет обихода, но только у мыонгов она становится образцом богатого традици­ями народного творчества, будучи укра­шена изображениями собаки, кошки, ку­рицы, аиста, т. е. образами животных из окружающего мира, умело стилизован­ными для декоративных целей.

Населяющие горный район Тэйнгуен многочисленные народности, седанг, зя-рай, бана, эде, раде, хре, тьома* — различаются как по языку, так и по обы­чаям. Некоторые народы еще не перешли к оседлому образу жизни и занимаются подсечным земледелием. Другие часто меняют место жительства по случайным причинам: заболевание члена коллектива опасной болезнью побуждает племя сни­маться с обжитой территории. Поэтому постройки у многих народов носят вре­менный, «нестационарный» характер.

Издавна население плоскогорья и джунглей вело замкнутый образ жизни, и мало что менялось в жизненном укладе племен и в художественных формах народного искусства. Оригинальными чертами отмечена архитектура и скуль­птура. В провинциях Контум, Плейку типичный населенный пункт — «буон» — насчитывает от десяти до ста домов. Среди них выделяется высотой и размерами общественное здание «жонг» по типу общинных домов «динь» у киней в равнинных районах. В отличие от про­стых, лишенных примечательности как снаружи, так и изнутри жилых домов, архитектура «жонга» своеобразна и не повторяется в других районах Вьетнама.

Как и обычные дома, «жонг» построен из дерева, с дощатыми перегородками и бамбуковой основой кровли. Конек кры­ши, в отличие от жилого дома, поднят очень высоко и прихотливо украшен: посреди конька высится столб наподобие громоотвода. Вдоль конька крыши укре­плены декоративные бамбуковые кольца и решетки. С двух сторон конька высту­пают большие деревянные изогнутые и отполированные доски, украшенные резьбой. Иногда на них привязывают из религиозных и эстетических соображе­ний куски материи. Как и в обычных домах, объектом особого внимания стро­ителей является лестница. Она сделана из большого куска дерева, ступеньки тща­тельно обтесаны, и в верхней части сде­лан характерный изгиб, чтобы ее можно было зацепить за край платформы — пола дома.

В художественном отношении представляют интерес характерные для некоторых народов Тэйнгуена (седанг, зярай и др.) деревянные надгробные скульптуры. Есть два вида надгробий: изображение человеческого лица на конце куска дерева; изображение сидя­щего человека с головой, опущенной на руки. Интересны изобразительные прин­ципы: туловище человека и конечности предельно упрощены, а лицо не пред­ставляет композиционно единого целого, подобно некоторым африканским скуль­птурам, — здесь черты лица представ­лены лишь набором элементов (глаза, нос, рот), размещенных на гладком осно­вании, заключенном в абрис. Создается впечатление, что голова выполнена в манере плоской резьбы и насажена на круглую скульптуру.

Кроме фигур человека, горцы Тэйнгу­ена вырезают животных в упрощенной стилизованной манере. [143]

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ГОРНЫХ РАЙОНОВ

 

До революции народы горных районов, как и население равнин (народ кинь) подвергались жестокой эксплуатации со стороны феодалов и колониальных властей. Приходили в упадок такие выдающиеся явления культуры, как тьямская скульптура и зодчество. Творческие возможности народов горного Вьетбака ограничивались, проявляясь в украшении одежды.

После полного освобождения страны Коммунистическая партия Вьетнама уделила серьезное внимание разви­тию национального искусства. К кон­курсным экзаменам и набору в художест­венные училища стали широко привле­каться представители национальных меньшинств: тай, нунг, тхай, мыонг, жители горных районов Тэйнгуен и дру­гие. В процессе учебы многие из представителей этих народов показали большие художественные способности, особенно в области прикладного искус­ства, и успешно сдали выпускные испы­тания. Многие проявили большой талант в технике цвета, а искусство владения цветом — необходимое условие, чтобы стать хорошим живописцем. [144]

Сайт управляется системой uCoz