ГЛАВА
XI
ИСКУССТВО
НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ВЬЕТНАМА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛЬНЫХ
МЕНЬШИНСТВ
Вьетнам — страна многонациональная. Основная часть населения относится к народу кинь* и расселена в долинах. Кроме того, имеется более шестидесяти народов и народностей, преимущественно проживающих в горной местности. Часть этого населения автохтонна, проживает на территории Вьетнама с незапамятных времен, некоторые народы иммигрировали сюда несколько веков назад, имея к тому моменту уже определившиеся черты собственной культуры. Народы, длительно проживавшие на одном месте, имели более интенсивные контакты с развитыми соседними цивилизациями, и их взаимодействие с культурой киней более ощутимо. Культура населения высокогорных районов отличается замкнутостью и сохранила многие древние обычаи. Разница жизненного уклада обуславливает и различие форм народного искусства национальных меньшинств. В процессе продолжительных миграций представители одной народности иногда оказывались разобщены в силу, например, географических условий, и дальнейшее развитие новых групп проходило независимо друг от друга. Проживают во Вьетнаме и этнические группы, относящиеся к большим соседним народам, например китайцы и другие народы.
Многонациональный характер населения и особенности социального развития обуславливают большое разнообразие форм народного искусства. Не останавливаясь подробно на характеристике каждого народа, ограничимся рассмотрением народного искусства основных невьетнамских групп населения.
ИСКУССТВО ТЬЯМОВ
Географическое положение древней страны тьямов Тьямпы (Тиемтхань) благоприятствовало широким контактам с кхмерским государством Фунань (затем Камбуджадеша), что обусловило их ориентацию на индийскую культуру. Индийская культура сложилась под влиянием основных религий — брахманизма и буддизма, а позднее и мусульманства. Тьямская культура была основана на индуизме (т. е. реформированном брахманизме) и на буддизме. Эти религиозные корни прослеживаются в памятниках тьямского искусства в Мисоне (Ку-ангнам), Биньдине и Нячанге.
Благодаря влиянию индийской культуры (которая, кстати сказать, не уничтожила национального своеобразия тьямского искусства) и постоянному контакту древней Тьямпы с государством киней тьямское искусство отличается большой синтетичностью, оригинальностью.
В тьямском искусстве можно легко выделить несколько основных периодов. Это архаическое искусство Воканя (Ня-чанг) с еще не развитыми формами. С развитием государства и утверждением столицы в Индрапуре искусство достигает расцвета. Затем период упадка — [135] XVII век, когда столица переносится в Пандурангу. Архитектура храмов значительно деградирует — например, башня Пороме в Биньтхуане.
ТЬЯМСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Наиболее распространенной формой архитектуры тьямов является башнеоб-разный храм, известный под названием «калан». Это высокое прямоугольное сооружение из кирпича, с плоскостями часто квадратной формы, с равновесием архитектурных масс в целом. В отличие от кхмерской архитектуры тьямы не использовали камень в качестве строительного материала, а прекрасные сорта прочного кирпича позволяли им наносить скульптурную резьбу непосредственно на уже возведенную стену.
Тьямские башни, подобно кхмерским, многоэтажны. Чем выше этаж, тем меньше его площадь. Первый этаж, установленный на высоком фундаменте, представляет собой основную часть здания с прямыми высокими стенами и угловыми либо входными пилонами в виде колонн, придающими изящество и гармоничность архитектурному ансамблю. У капителей колонн — декор в виде бутонов лотоса. Вход в здание всегда обращен на Восток. Три другие стены снабжены ложными входными проемами (портиками). Над входом (и над ложными портиками) расположен портал в форме перевернутого челнока, украшенного скульптурным изображением чудовища (химеры). Вся башня с этажами, украшенными по углам и у входов, напоминает своими очертаниями гигантскую еловую шишку.
В качестве архитектурного декора тьямские мастера использовали растительный орнамент, перемежающийся с изображениями людей или химер.
Вершинами отдельных этапов тьямского искусства являются архитектурные сооружения в Мисоне, Донгзыонге, храм По Клаунг-Гарай в Пандуранге (Фан-жанге), башня Пороме в Биньтхуане и башня По Нагар в Нячанге.
Мисон, расположенный около Хойана, — целый индуистский храмовый город. Здесь насчитывают более шестидесяти больших и малых культовых сооружений. Большие здания окружены многочисленными мелкими храмами. Постройки искусно вписаны в окружающий ландшафт. Известен храм на склоне горы, которая огибает его в форме арбалета. Несмотря на большие разрушения, время сохранило наряду с каменными скульптурами и изящные архитектурные формы тьямского зодчества. Одними из наиболее древних построек в Мисоне следует считать шива-истские храмы VII века, построенные королем Бхадрешвараварманом.
Неподалеку от Мисона, по другую сторону горного хребта, расположен Донг-зыонг, где сохранились остатки больших храмов, посвященных буддийскому культу Авалокитешвары. В архитектуре Донгзыонга более явственно национальное своеобразие. Декоративный орнамент, изобилующий элементами тропической растительности горных районов, сообщает всему архитектурному облику сооружений особенную импозантность.
К этому же периоду относится окончательная перестройка башни По Нагар. Это памятник времен расцвета тьямской архитектуры. Башенные храмы в Фаттхе (Биньдинь) — так называемые Золотая, Серебряная и Медная башни — относятся к XI веку, когда тьямекая архитектура сохраняла свою пышность, но в ней уже не ощущалось обаяния, характерного для зодчества Мисона. Может быть, былое великолепие поблекло под действием времени, давно разрушившего внешнюю отделку пышных зданий? Эти [136] храмы относятся к индуистскому культу и посвящены Шиве, Брахме и Вишну. Встречается и изображение мифического существа Макары. Хотя архитектура многих сооружений сильно пострадала, скульптурные изображения в некоторых храмах сохранились в хорошем состоянии.
Несмотря на тяжеловесный характер ансамбля, красив башенный храм По Клаунг-Гарай XIV века в Фанжанге. Калан По-ро-ме относится к XVII веку — закату индуистского тьямского искусства.
ТЬЯМСКАЯ СКУЛЬПТУРА
Известно,
что наиболее интересной областью
кхмерского искусства является
скульптура. Подобно шедеврам храма
Боробурдур в Индонезии, Анкгора в
Камбодже, скульптура тьямов в
Чакиеу, Мисоне, Донгзыонге, будучи в
контакте с индийской культурой, не
потеряла национального
своеобразия. Для тьямского
искусства характерна круглая
скульптура. Декоративные элементы
вдоль стен храма также
представлены круглой скульптурой.
Божества индуистского пантеона в
изображении тьямских мастеров
становятся атрибутами тьямской
культуры. Лики Шивы, Дварапат лы, в
особенности лики богинь, не имеют
ничего общего с индийской скульптурой.
Следует заметить, что изображения
женщин в индийской скульптуре, как
правило, отличаются подчеркиванием
плотской, чувственной стороны.
Иначе обстоит дело в тьямской
скульптуре. Например, знаменитое
изображение танцовщицы из Чакиеу
является типичным портретом
тьямской женщины в антропологическом
смысле: продолговатый овал лица,
толстые губы, короткий нос. Все
части тела пропорциональны, а пластика
рук и ног удивительно естественна.
Для индийского искусства, напротив, характерна большая условность, отход от реальных человеческих пропорций к типизации на основе жестких формул. Тьямские скульптуры выполнены в явно реалистической манере. Это относится и к свирепому облику божества Дварапалы из Донгзыонга. Интересно, что некоторые неестественные выражения у отдельных изображений божеств выглядят как бы масками, надетыми на вполне реалистически выполненные скульптуры. Мало имеют общего с индийской эстетикой такие знаменитые скульптурные памятники, как Вишну верхом на павлине из Мисона, великолепный скульптурный портрет супруги Шивы — богини Парвати и т. д. Эти скульптуры мало напоминают эстетические идеалы индийского искусства. Известные образцы индийского искусства — например, женские фигуры в храмах Эллоры, — бесспорно, красивы, однако пропорции здесь идеализированы и нереальны. И напротив, изображение танцовщицы из Чакиеу невозможно созерцать равнодушно, так трогает нас этот реалистический образ.
Следует заметить, что в тьямской скульптуре, подверженной влиянию индийской культуры, нет недостатка и в заимствованных образах. Всевозможные изображения химер из индийской мифологии в изобилии заполняют храмы. Однако и здесь можно указать на специфически тьямскую трактовку образов — например, волшебная птица-музыкант Киннари* с человеческим лицом, сейчас хранящаяся в Историческом музее, или изображения Макары как соединения слона, носорога, льва и крокодила.
ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Говоря о тьямском искусстве, нельзя обойти молчанием украшения из металла. В старину Тьямпа славилась как [137] «страна золота». Когда китайские феодалы времен династий Вэй и У господствовали в Северном Вьетнаме (Зяотяу), их войска неоднократно вторгались в Тьямпу. Особенно разрушительным было нашествие китайской армии в период династии Южных Сунов. Правитель Зяотяу Тань Хэ-Чжи* разорил тьямскую столицу Индрапуру и вывез в Китай огромное количество золота. Искусные тьямские ювелиры умело использовали имевшееся в достатке золото для изготовления великолепной продукции. Во время раскопок в храмах Ча-киеу, Мисон, По Нагар французские археологи в колониальный период находили большое количество украшений в фундаментах башен. Так были найдены королевский венец, серьги, цепочки, браслеты, пояса и т. д., мастерски украшенные растительным орнаментом. Большое количество высокохудожественных изделий было скрыто в труднодоступных районах горного плато Тэйнгуен местным населением. Там же в период общего упадка индуистской культуры с помощью духовенства были схоронены сокровища тьямской королевской династии. Тьямские клады привлекали в джунгли всевозможных авантюристов колониальной эпохи. В конце концов они были реквизированы французскими властями.
ТЬЯМСКОЕ ИСКУССТВО — НЕОТЪЕМЛЕМОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЬЕТНАМА
Некоторые ученые считают, что тьямская скульптура испытывала влияние собственно киньской культуры. Это представляется вполне вероятным. Но очевиден и другой факт: тьямское искусство оказывало положительное влияние на культуру киней в эпоху династий Ли и Чан. Каменные изваяния, обнаруженные у фундамента храма Фат-тить несколько десятилетий назад, скульптурные изображения мифической птицы Гаруды* в храме Тхэй (провинция Хатэй) и в других храмах, деревянная декоративная резьба с элементами символики в храме Тхай-лак (провинция Хайхынг), архитектура и декор ступы Бинь-шона (провинция Виньфу) — все это красноречиво свидетельствует о значительном вкладе тьямского искусства в общее развитие вьетнамской культуры.
ИСКУССТВО И БЫТ НАРОДОВ ГОРНЫХ РАЙОНОВ
В лесных районах и высокогорных плато Вьетнама проживает немало национальных меньшинств. Издавна эти народы ведут неустанную борьбу с окружающей их девственной природой субтропического леса, отличающейся богатством флоры и фауны. Как правило, люди селились вблизи горных рек или озер. Условия жизни горцев, естественно, значительно отличаются от жизни народов равнины. У горцев существует и особый тип жилища — дом на сваях.
Среди горных жителей распространены различные доклассовые верования. Колдуны и шаманы были непременными участниками религиозного культа, а вера во всевозможных духов и сверхъестественные силы, причиняющие беды, болезни, посылающие стихийные бедствия, была нормой человеческого мышления. Отсюда большое распространение статуэток и всевозможных изображений, имевших ритуальное, культовое назначение.
До революции население горных районов, испытывавшее «многоэтажный» гнет: местных вождей, феодалов, колонизаторов — не имело благоприятных условий для развития народных промыслов. Народное искусство горцев ограничивается небольшим количеством ритуальных [138] картинок, предметов быта. Искусство некоторых народов в основном представлено всевозможными образцами украшений на одежде.
АРХИТЕКТУРА ЖИЛОГО ДОМА В ГОРНЫХ СЕЛЕНИЯХ
Строительство жилья — весьма существенная сторона деревенского быта как населения равнин, так и горных районов. К тому же для человека верующего постройка дома несет и религиозный смысл, так как в каждой семье есть домашний алтарь для отправления культа предков и других ритуальных церемоний. Вышеупомянутое жилище на сваях весьма характерно для многих национальных меньшинств севера и юга Вьетнама. И если размеры дома и внешние формы могут варьироваться у разных народов, принцип использования пространств внутри здания и под зданием в основном един. Дадим краткое описание обычной жилой постройки народности тхай, сооружения, характерного для горных строений любого национального меньшинства Северного Вьетнама. Пол дома устанавливается на небольшом расстоянии от земли — примерно на высоте человеческого роста. Пространство под домом оборудовано для свиного хлева (здесь же курятник) и отдельно для рогатого скота. Пол дома выстилается деревянными досками либо бамбуком, в зависимости от материального достатка семьи. К фасаду дома прикрепляется лестница. Перед дверью имеется небольшое пространство, так называемый «нижний дворик», где хранят рабочий полевой инвентарь, сушат на солнце белье или просто отдыхают в предвечерние летние часы. Сразу за входными дверьми расположена гостиная. Снаружи имеется коридор, соединяющий несколько спальных помещений, разделенных между собой плетеными перегородками. Алтарь предков установлен в семейной спальне, непосредственно у центрального опорного столба рядом с ложем главы семьи. Алтарь Будды находится на самом почетном месте, обычно в специальном шкафчике на алтаре предков. С обратной стороны дома находится лестница, такой же «верхний дворик» и кухня. Богатые семьи строят несколько домов подряд и соединяют их между собой галереями, чтобы можно было общаться, не прибегая к лестнице и не спускаясь на землю.
Для постройки такого дома используются дерево, различные сорта бамбука, листья деревьев. В отдельных местностях зажиточные семьи покрывают верх дома черепицей.
Для постройки такого дома не требуется специального образования, знаний и чертежей — вся работа выполняется самими жителями деревни в соответствии с вековыми традициями. И внешний вид, и внутреннее убранство — все подчинено издавна слохсившейся формуле. Таким образом, архитектурные принципы построек у народов горных районов отличаются большой консервативностью.
КУЛЬТОВАЯ КАРТИНА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО У НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ТАЙ, НУНГ, ТХАЙ
Несмотря на существенные различия в быте народов тай, нунг и тхай, в их религии много общего — это вера в Небо, Будду, в духов, культ предков. В далеком прошлом люди полагали, что колдуны, шаманы являются посредниками между сверхъестественными силами и человеком, и потому лучше других им известно, как следует изображать всевозможных духов. Чаще всего шаманам и принадлежало право изготовления ритуальных изображений, но в некоторых [139] случаях они могли поручать эту работу художественно одаренным людям — представителям «светских» занятий. Изготовление ритуальных изображений считалось священнодействием, а потому их исполнители (колдуны, шаманы или их помощники) предварительно должны были соблюдать строгий пост и различные воздержания в целях «очищения от скверны».
Ритуальные изображения отвечали требованиям народного вкуса и представляли собой смесь буддизма с народными верованиями. С изображениями «храма десяти святых царей» и Куан-ам соседствовали изображения главы верховной триады даосского пантеона Нефритового императора (Люк Тиня) и духов — покровителей ремесел, объектов поклонения шаманов и колдунов.
Распространялись и другие ритуальные картинки. У народности нунг мы встречаем изображения «Злой дух», «Добрый дух»; у народности каолан — «Верховное божество», «Дух дождя», «Дракон», «Феникс», «Предок» и т. д.
Манера исполнения культовой картины у народов горных районов во многом схожа с манерой народности кинь, хотя следует отметить большую изобретательность горцев в использовании цветовой палитры. Если в целом народную картину киней отличает чрезмерная пестрота (за исключением таких шедевров, как «Красавица»), то в картинах горцев, например народности каолан, различные цветовые сочетания искусно соединены в гармоничной гамме. В композиции их картин нет упрощения, характерного для некоторых народных картин у киней.
Если у народностей тай и нунг мало внимания обращается на украшение одежды, то у народностей тхай, наоборот, впечатляют своей неброской красотой интересные рисунки на платках и пледах (в селении Тхуан-тяу), узоры на юбках (у жительниц Май-шоня), вышивки на длинных платьях (в селении Мыонг-лай) и т. д.
Женская одежда у народов черные тхаи, белые тхаи не только отличается красотой и изяществом, но и искусно подчеркивает силуэт фигуры.
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО У НАРОДНОСТЕЙ МЕО И ЗАО
Жизнь жителей гор довольно проста, и их имущество в основном состоит из одежды и предметов домашнего обихода, среди которых нет места собственно произведениям изобразительного искусства. Художественный вкус и мастерство горцев проявляются прежде всего в покрое одежды и вышивках. Красивой формой одежды отличаются белые мео. Для народностей мео и зао в целом не характерен интересный покрой одежды, в этом они уступают народу тхай с его великолепным, подчеркивающим силуэт фигуры женским облачением. Зато мео и зао искусно и богато украшают свою одежду.
Примечательно, что в декоративном искусстве зао орнамент не носит отвлеченный характер. Большое значение имеет смысловое содержание образа, и поэтому вышивки на одеждах часто в миниатюре отображают величественную панораму зеленых гор, живописные сосны, пернатое царство, различных зверей. Все великолепие природы, среди которой из поколения в поколение протекает жизнь красных зао и зао-тьен, в преображенных, стилизованных формах отражено в искусстве народных умельцев. Но природа для горцев не только средоточие красоты. Леса полны диких зверей, злых духов, готовых воспользоваться любой оплошностью человека. Для защиты от них нужны талисманы. И горец верит, что собака, верный союзник человека, [140] в лесу защитит его от хищного зверья, а изображение буддийского креста (печати сердца Будды), символизирующее могущество божества, оградит его от нечистой силы. Поэтому изображения собаки* и буддийского креста — с приданием им чудесных амулетных свойств — являются столь частым элементом украшения на одежде у народа зао-тьен.
Ожерелье, расшитое черным и белым бисером, — необходимый предмет женского туалета — охраняет его владелицу от чар водяного дракона. Обувь иногда украшается изображением лошади, и в этом скрыт очень важный для горца смысл — пожелание, чтобы ноги никогда не уставали от трудных переходов. Не лишены художественной привлекательности начертания китайских иероглифов на головных платках, имеющих значение благополучия или защиты человека от злых духов. Особенно ярко бывают расписаны брюки (у красных зао); иногда они напоминают настоящий ковер с растительным орнаментом. В одежде зао превалируют привычные декоративные элементы узора, которые постепенно становятся художественной нормой и эстетической потребностью.
Очень важным слагаемым декоративного искусства является типизация образа, стилизация форм. Декоративное искусство — не слепое подражание природе. От мастера требуется умение найти в проявлениях окружающей среды наиболее характерные линии движения, цвета, обобщить и упростить их, исходя из потребности эстетики, вкуса, и, наконец, органически вплести эти обработанные элементы в живую ткань своего произведения. Стилизация и заключается в упрощении либо в преувеличении (гротеске). Она — один из элементов творчества мастера-декоратора. Горцы племен зао — талантливые декораторы. Они мастерски используют в своих орнаментах стилизованные фигуры людей, горы, сосны, собак, птиц, цветы и листья, изображая все это обобщенно, простыми линиями, сохраняя существо и красоту образа. Элементы декоративного узора должны соответствовать материалу украшаемого предмета, игнорирование этого принципа при любом уровне мастерства исполнителя не позволит добиться должного эффекта. В этом смысле вышивка одежды народа зао выполнена с редким мастерством. Это амулетные сдвоенные изображения собак, буддийского креста, искусно вышитые на различные лады пояса в одежде зао-тьен, стилизованное изображение сосны на головных платках у красных зао и другие образцы.
Покоряет своим мастерством искусство вышивальщиц из племен мео и зао. Много труда уходит на украшение рубах, брюк, головных платков, сумок для ношения бетеля. Иногда женщина в течение ряда лет посвящает весь свой досуг тому, чтобы расшить лишь один комплект наряда.
Кроме вышивки, орнамент может наноситься и краской (обычно так украшают подол платья). У горцев существует оригинальный способ нанесения узора крашением. На материю жидким пчелиным воском наносится нужный рисунок. Затем материя опускается в краситель, при этом залитые воском участки оказываются неокрашенными. Выкрашенную ткань опускают в кипяток, воск растворяется, и на материи остается узор*, соответствующий замыслу мастера и назначению ткани.
На одежду сине-зеленого цвета (индиго) у народов тай, нунг, мео и других наносится вышивка светлых и сочных тонов. В целом декоративное искусство народов мео и зао обладает большими возможностями. Женская одежда киней, например, тоже должна была пройти эволюцию в покрое на протяжении нескольких [141] последних десятилетий, чтобы, наконец, прийти к современным, эстетически общепризнанным формам. Благодаря творческим поискам народных хореографических коллективов приобрел удивительное изящество силуэт национального женского костюма племени мео. Ни один вид искусства не может ограничиться навсегда заданными формами. Благодаря труду народных умельцев горных районов и развивающимся потребностям современного образа жизни искусство изготовления народной одежды в дружной семье народов Вьетнама составляет предмет национальной гордости.
БЫТОВОЕ ИСКУССТВО НАРОДА МЫОНГ
По свидетельству этнографов, народ мыонг находится в непосредственном родстве с народом кинь. Поразительная близость языка, обычаев, мифологии позволяет считать, что эти народы восходят к общим предкам — древнему племени лаквьетов. Причем мыонги обнаруживают даже больше сходства с этими предками, чем собственно вьеты (кини). Во многих мыонгских деревнях, например в Мангшоне, Тханшоне (Виньфу), сохранился обычай бить в бронзовые барабаны по праздникам (ср. с рисунками на бронзовом барабане из Нгоклу), чего уже давно нет у народа кинь. Многие стороны культуры мыонгов напоминают более древнюю культуру киней. Мы ограничимся рассмотрением образцов мыонгского искусства в повседневном быту, ибо именно в прикладном искусстве наиболее ярко проявляется творческий гений и эстетическое богатство любого народа.
В декоративном искусстве мыонги, подобно киням, широко используют темы дракона, черепахи, феникса, символы счастья, богатства, долголетия и т. д.
Одежда, в особенности обрядовая, очень близка к архаическим формам вьетнамской одежды. По праздникам женщины мыонгов по-прежнему широко пользуются головными уборами в форме корзины с завязками, как это делают в некоторых районах кини. Привязная тесьма (завязки) шляпы иногда представляет собой настоящее произведение искусства/ Серебряная пряжка и цепочка могут быть богато украшены, звенья цепочки иногда напоминают растительный орнамент, выполненный на круглой или в форме полумесяца основе. Пряжка имеет форму прямоугольника с поперечной горизонталью посредине. В верхней части прямоугольника — изображение летучей мыши, внизу — феникса. Посредине — стилизованные облака. Величиной изделие не превышает фаланги указательного пальца, поэтому изображения миниатюрны.
Разнообразен набор украшений у мы-онгской женщины. Наряду с ожерельями, браслетами, серьгами и другими серебряными изделиями тонкой работы встречаются и распространенные полвека назад среди жителей долин когти тигра с искусно сделанной серебряной коронкой в виде летучей мыши, обнимающей коготь. Когтю тигра, так же как и изображениям этого животного на картине, приписывали свойства амулета, в силу чего этот вид украшения очень популярен.
Объектом украшения служат у мыонгов предметы, связанные с обычаем жевания бетеля, столь распространенным и среди киней; на серебряных коробочках (для хранения извести)* гравируют живописное изображение дракона. Старики обычно подвешивают коробочку к поясу на цепочке. Богато расшиты женские головные платки. По обычаю, приходящая в дом невеста приносит в качестве приданого расшитые платки, зананеси, [142] шторы, портьеры. Деревянная подставка для лампы — обычный предмет обихода, но только у мыонгов она становится образцом богатого традициями народного творчества, будучи украшена изображениями собаки, кошки, курицы, аиста, т. е. образами животных из окружающего мира, умело стилизованными для декоративных целей.
Населяющие горный район Тэйнгуен многочисленные народности, седанг, зя-рай, бана, эде, раде, хре, тьома* — различаются как по языку, так и по обычаям. Некоторые народы еще не перешли к оседлому образу жизни и занимаются подсечным земледелием. Другие часто меняют место жительства по случайным причинам: заболевание члена коллектива опасной болезнью побуждает племя сниматься с обжитой территории. Поэтому постройки у многих народов носят временный, «нестационарный» характер.
Издавна население плоскогорья и джунглей вело замкнутый образ жизни, и мало что менялось в жизненном укладе племен и в художественных формах народного искусства. Оригинальными чертами отмечена архитектура и скульптура. В провинциях Контум, Плейку типичный населенный пункт — «буон» — насчитывает от десяти до ста домов. Среди них выделяется высотой и размерами общественное здание «жонг» по типу общинных домов «динь» у киней в равнинных районах. В отличие от простых, лишенных примечательности как снаружи, так и изнутри жилых домов, архитектура «жонга» своеобразна и не повторяется в других районах Вьетнама.
Как и обычные дома, «жонг» построен из дерева, с дощатыми перегородками и бамбуковой основой кровли. Конек крыши, в отличие от жилого дома, поднят очень высоко и прихотливо украшен: посреди конька высится столб наподобие громоотвода. Вдоль конька крыши укреплены декоративные бамбуковые кольца и решетки. С двух сторон конька выступают большие деревянные изогнутые и отполированные доски, украшенные резьбой. Иногда на них привязывают из религиозных и эстетических соображений куски материи. Как и в обычных домах, объектом особого внимания строителей является лестница. Она сделана из большого куска дерева, ступеньки тщательно обтесаны, и в верхней части сделан характерный изгиб, чтобы ее можно было зацепить за край платформы — пола дома.
В художественном отношении представляют интерес характерные для некоторых народов Тэйнгуена (седанг, зярай и др.) деревянные надгробные скульптуры. Есть два вида надгробий: изображение человеческого лица на конце куска дерева; изображение сидящего человека с головой, опущенной на руки. Интересны изобразительные принципы: туловище человека и конечности предельно упрощены, а лицо не представляет композиционно единого целого, подобно некоторым африканским скульптурам, — здесь черты лица представлены лишь набором элементов (глаза, нос, рот), размещенных на гладком основании, заключенном в абрис. Создается впечатление, что голова выполнена в манере плоской резьбы и насажена на круглую скульптуру.
Кроме
фигур человека, горцы Тэйнгуена
вырезают животных в упрощенной
стилизованной манере. [143]
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА ГОРНЫХ РАЙОНОВ
До
революции народы горных районов,
как и население равнин (народ кинь)
подвергались жестокой
эксплуатации со стороны феодалов и
колониальных властей. Приходили в
упадок такие выдающиеся явления
культуры, как тьямская скульптура и
зодчество. Творческие возможности
народов горного Вьетбака
ограничивались, проявляясь в
украшении одежды.
После полного освобождения страны Коммунистическая партия Вьетнама уделила серьезное внимание развитию национального искусства. К конкурсным экзаменам и набору в художественные училища стали широко привлекаться представители национальных меньшинств: тай, нунг, тхай, мыонг, жители горных районов Тэйнгуен и другие. В процессе учебы многие из представителей этих народов показали большие художественные способности, особенно в области прикладного искусства, и успешно сдали выпускные испытания. Многие проявили большой талант в технике цвета, а искусство владения цветом — необходимое условие, чтобы стать хорошим живописцем. [144]