ГЛАВА XII

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ВЬЕТНАМА

 

Важной и плодотворной областью эстетической и художественной деятель­ности человека представляется искусство парков и садов. Сады гармонично соче­тают самые различные природные воз­можности эстетического воздействия: живописный ландшафт, аромат цветов и трав, волшебную музыку птичьих голо­сов и шум ветра... Это сложное искусство воссоздания на ограниченной территории волнующей картины «гор и вод». Чело­век, особенно городской житель, ощу­щает все более острую потребность хотя бы на время покинуть тесные пределы человеческого общежития с дефицитом жилых и производственных площадей и перенестись на лоно природы, чтобы раз­влечься или восстановить силы после напряженного труда.

Различные виды искусства служат от­дельным группам людей; искусство пар­ков и садов необходимо всем, оно самое массовое по своему характеру. Будучи средоточием вписанной в природный ландшафт архитектуры, скульптуры, сады и парки являются прекрасным средством эстетического воспитания на­родных масс.

Существует много направлений в са­дово-парковом искусстве, но среди них основных два: французские сады (регу­лярные), восходящие к римским традици­ям, и английские (в Европе) или китай­ские сады (пейзажные). Во Вьетнаме садово-парковое искусство следовало ки­тайским образцам.

Французский сад разбит по принципу соблюдения геометрической правильно­сти участков с ровными прямыми алле­ями, уходящими до линии горизонта по всей громадной территории (сады Вер­саля). А. Ленотр — французский архи­тектор, мастер садово-паркового искус­ства — не любил пейзажи с заслоненной линией горизонта. И напротив, во вьет­намских, английских и китайских садах горизонт закрыт даже на большой тер­ритории. Дорожки прихотливо извива­ются, имитируя дикую природу лесов и гор. Французский парк скомпонован в соответствии с определенными законо­мерностями, это сотканный из цветов, трав и кустарников ковер. Вьетнамский сад обычно ограничен стеной, и в нем соблюдается существенный принцип: ни одно дерево, ни один цветочный куст не повторяют друг друга. Глаз человека с удовольствием замечает постоянно меня­ющуюся картину деревьев, камней, цве­тущих кустов.

Садовое искусство Вьетнама имеет давнюю традицию. Старые хроники пе­риода Ранних Ле свидетельствуют, что в середине седьмого месяца по лунному календарю в шестой год своего правле­ния император Ле Дай Хань (986 г.) повелел возвести искусственную гору посреди озера и любовался ею из своей лодки. В период династии Ли разбивка садов стала обычаем. Гора Дай-ван и дворцы столицы Хоалы — такие, как Чыонг суан (дворец «Долгой весны»), [145] Бонг-лай (дворец «Волшебной приро­ды»), Фунг-лыу (дворец «Безмятежных развлечений) — представляли собой огромные богатые парки. Типичными парками-садами являются и территории вокруг больших храмов и дворцов периодов династий Ли, Чан, Поздних Ле. Упомянуть следует и парковые комплек­сы столицы Нгуенов — Хюэ: Тинь-там (сад «Спокойствие»), Зя-вие («Искус­ственный сад»), территории император­ских мавзолеев и могил. В отличие от других видов искусства, сады и парки требуют постоянной заботы, иначе они приходят в запустение и пропадают. Вот почему до нас не дошли старые парки. Исключение составляет парк гробниц ди­настии Нгуенов, работа над поддержа­нием которого не прерывалась. Суще­ствующие «восстановленные» парки, например гора Зук-тхюи и Грот Яшмо­вого Персика в Северо-Западном Вьет­наме (провинция Ниньбинь), не имеют ничего общего с древними образцами.

 

МАТЕРИАЛЫ ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

 

Основными «материалами» парка (сада) являются вода, деревья, камни. Из них садовник создает живописный ланд­шафт, подобно художнику, пользующе­муся красками.

Вода — это не только природное зер­кало, радующее глаз отражением дере­вьев, трав и цветов, она позволяет разно­образить садовую архитектуру беседками над водой, мостиками через водопады, живописными прудами с нежно-зеле­ными лотосами. Невообразимы без вод­ного зеркала знаменитые парки Ханоя «Молодежный», «Единство», «Ботаниче­ский сад» и другие. Парковые озера ино­гда служат местом рыбной ловли или лодочных прогулок.

Вода играет большую роль не только в парке, но и в композиции «нон бо» — карликовых ландшафтах с искусствен­ными горами (так называемые в Китае «горшечные пейзажи»).

Деревья, — неотъемлемая часть парка. Отсутствие воды обедняет пейзаж, не составят парка и беспорядочные, без вся­кого принципа и замысла посадки. Пар­ковые деревья подразделяют на две ос­новные категории: растущие свободно, без воздействия человека на развитие их форм, и деревья окультуренные, с «при­данной» формой. Вьетнамский сад дол­жен выражать пейзаж, идеализирован­ный в соответствии с литературными и художественными принципами. Его де­ревья — не случайны, они воспеты в стихах и в живописи. Культурные виды деревьев — это не только обязательно фруктовые или буйно цветущие деревья. Обращается внимание и на форму вет­вей, силуэт, на продолжительность жизни деревьев. Особой любовью поль­зуются сосна, бамбук, абрикос, персик, хризантема индийская и другие.

В европейском парковом искусстве су­ществует практика придания деревьям и кустам задуманной формы путем подре­зания ветвей и листьев. Мастерство вьет­намского садовника заключается в изме­нении самого процесса развития дерева, задержка роста с сохранением пропорций взрослого дерева (так называемые кар­ликовые деревья). Однако форма таких карликовых деревьев отнюдь не абсо­лютно произвольна. Здесь садовое искус­ство опирается на глубокие традиции, восходящие к знаменитым художникам периода династии Сун в Китае: Го Си, Ма Юаню, Лю Сун-няню.

В декоративном дереве различают два вида элементов: ствол и ветви. Основная характеристика ствола — его форма, положение относительно плоскости зе­мли. Декоративное дерево имеет «фасад» [146] и «тыльную сторону». Различаются и определенные типы ветвей. Существуют специальные термины для ветвей в зави­симости от их расположения относи­тельно ствола.

В искусстве декоративных деревьев выделяют деревья типа сосны, где ветви прижаты к стволу, и типа абрикоса — с более отклоняющимися от ствола ветвями.

Существует традиционный «набор» основных положений и форм ствола, искусственно приданных дереву в ре­зультате усилий садовника. Кроме того, каждый «автор» может придумывать свои варианты, и в принципе количество форм представляет собой неограничен­ное множество. Например, на выставке в Литературном храме в Ханое мы видим следующие формы деревьев:

«Прямые». Ствол прямой, толстый, шероховатый, корявый. Вершина окан­чивается тонкой веточкой, не отлича­ющейся от боковых веток. Все дерево высотой в несколько десятков сантиме­тров. Искусство садовника состоит в при­дании как можно более естественных форм (пропорций) карликовому расте­нию, в создании природной миниатюры, иллюзии отсутствия всякого человече­ского вмешательства. В садовом искус­стве форма «прямых» деревьев считается наиболее трудно достигаемой.

«Ползущие». Имитация деревьев, про­израстающих на высоких утесах. Обычно высаживается в горшках и устанавлива­ется на высоких тумбах, табуретах. Раз­меры очень невелики. Дерево очень кра­сиво выглядит на декоративных садовых горках.

«Параллельные». Два дерева увязаны композиционно в едином ансамбле с параллельными расположениями ство­лов и заданным соотношением ветвей. Сложность состоит в придании ансамблю эстетически интересной формы.

«Водяной дракон». Аналогично предыдущей форме, с тем отличием, что стволы деревьев изгибают для придания им формы туловища дракона.

«Отец и сын», «Родственники» — композиция из нескольких деревьев раз­личных размеров с гармоническими, рит­мически соотносящимися силуэтами стволов и ветвей. Часто два ствола имеют общий корень.

«Танцующий феникс» — живописная форма дерева имитирует очертания ска­зочной птицы и т. д.

Выращивание декоративного дерева требует много сил и энергии. В спе­циальных руководствах по садовому делу, например в «Хау кань» (эпоха Цин, Китай), где обобщен многовековый предшествующий опыт выращивания де­коративных растений, говорится о необ­ходимом составе почвы, чтобы в неболь­шом сосуде или на декоративной горке с минимумом земли можно было вырас­тить жизнеспособное дерево. Говорится о том, какой водой необходимо его поли­вать в начальный период, а какой — в период появления молодых ветвей. Как добиться гибкости и послушности ветвей для придания дереву желаемой формы, силуэта. Развитие карликового деревца отличается от процесса развития обыч­ных растений, поэтому книга учит, как добиться завязи бутонов, цветения, полной имитации обычного дерева в условиях дикой природы, как нарастить на ствол мхи и лишайники, придающие особенно привлекательный вид и созда­ющие впечатление векового дерева из густого леса.

Следует заметить, что в отличие от таких популярных и массовых видов деятельности, как парковое хозяйство, создание искусственного декоративного ландшафта, собственно выращивание де­коративных деревьев носит более огра­ниченный характер. Сады и искусствен­ные горы общедоступны для восприятия. [147] Декоративные деревья требуют кропот­ливого труда, но это искусство — для удовлетворения эстетических запросов элиты в старом обществе. Насколько целесообразна пропаганда этого искус­ства в нашем новом обществе? С точки зрения массового демократического ис­кусства несомненную пользу трудящимся приносят украшающие наш досуг живо­писные водоемы с традиционными золо­тыми рыбками, зеленые парки с миниа­тюрными искусственными горными ландшафтами, повторяющими удивительно разнообразную отечественную природу. И напротив, созерцание карли­ковых деревьев с традиционным набором форм, веками выработанные эстетиче­ские формулировки элитарного искус­ства угнетают зрителя. По нашему мне­нию, искусство выращивания декоратив­ных деревьев бесперспективно само по себе, если оно замкнется в старых тра­диционных формулах. Выращивание карликовых деревьев в наше время оправдано в том случае, если оно соче­тается с устройством искусственного миниатюрного ландшафта «нон бо».

В вышеуказанном легко убедиться, если вспомнить знаменитые парки тол­стосумов старого строя, унылые выхоло­щенные виды карликовых деревьев.

Искусство нового общества непремен­но должно быть массовым, жизне­утверждающим, всеми своими сторонами обращенным к народу — только в этом случае оно обеспечит себе историческую перспективу.

Необходимым материалом садово-пар­кового искусства является камень. К тому же камни — важный элемент при возве­дении искусственных гор. В прошлом некоторые любители увлекались коллек­ционированием интересных камней. И еще от династии Сун до нас дошло «описание красивых камней» — каталог Ду Гуаня.

Когда люди во всех вещах стремились определить религиозное содержание, они сводили многообразие мира к пяти эле­ментам: металл, дерево, вода, огонь, почва. Так было в Китае и во Вьетнаме. Причем полагали, что в камне сконцен­трировалась глубокая сущность как Неба, так и Земли. Прорвав поверхность земли, камни устремились вверх и засты­ли, приняв фантастические образы.

Еще в старом Китае камням приписы­вали чудесную силу и коллекциониро­вали их не только из эстетических сооб­ражений, но и по религиозным причи­нам. Коллекционеры декоративных кам­ней предпочитали известняки по берегам водоемов, обросшие мхом или водоро­слями, обветренные, с отверстиями и морщинами. Цвет таких известняков очень хорошо гармонирует с декоратив­ными деревьями.

Довольно часто для получения живо­писного эффекта декоративные камни объединяют композиционно с карлико­выми деревьями или цветами. Сочетание камня с деревом или цветами символизи­рует пейзаж и является как бы упрощен­ным искусственным ландшафтом. Традиционны композиции камня с сосной, абрикосом, бамбуком, орхидеей, хризан­темой. Здесь сложились определенные художественные критерии. Так, напри­мер, в композиции с сосной камень дол­жен иметь довольно крупные отверстия и складки, тогда как абрикос сочетается с менее обветренным камнем. Вообще форма камня подчинена силуэту дерева и должна гармонировать с ним.

На территории Вьетнама имеется огромное количество камней, которые возможно использовать в садово-парко­вом искусстве для создания декоратив­ных искусственных ландшафтов. Наибо­лее богатые в этом отношении районы протянулись от провинции Ниньбинь и вплоть до китайской границы, в том [148] числе удивительные по своей красоте многочисленные острова знаменитой бухты Халонг.

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ВЬЕТНАМА

 

Мастера парков и садов с помощью обычного материала — воды, деревьев, камней — создают идеализированные образы природы. Здесь вы увидите искусственные горки, пруды и ручейки, «вековые» деревья, извилистые дорож­ки — все как в настоящем лесу. Посреди маршрута высится павильон, где «путе­шественник» мог бы сделать привал и отдохнуть, через ручьи и водоемы пере­брошены мостки, где можно постоять и полюбоваться лотосами или игрой ры­бок в прозрачной воде.

Для создания эффекта природной первозданности ландшафта каменные глы­бы разбросаны в беспорядке и кое-где вздымаются из самой воды. Вот из тес­ной расщелины выглядывают головки орхидей. Там склонились к воде нарцис­сы. Тропинка то расширяется, то сужает­ся, то взбегает на холмик, то стремится вниз, огибает «вековые» деревья — пол­ная иллюзия настоящего леса. Внезапно путники попадают в густые, полные зло­вещего сумрака заросли, но дорожка выводит их в светлую, зеленую «залу», где можно присесть и провести время в приятной беседе, укрывшись под листвой от полуденного зноя...

Для придания большей естественности искусственному пейзажу мастера стре­мятся максимально изрезать почвенный рельеф. Ровная местность противопока­зана вьетнамскому саду. Потому и про­рывают водоемы, устраивают водостоки, возводят холмы, чтобы любой ценой избежать монотонности рельефа. В об­щем, вьетнамский сад — произведение человека, созданное по образу и подобию дикой природы во всей ее живописной красе и привлекательности. Наиболее примечательным, своеобразным элемен­том этого произведения являются искус­ственные декоративные горы.

 

ДЕКОРАТИВНЫЕ ГОРЫ «НОН БО». ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ «НОН БО»

 

Декоративные, искусственные горы («нон бо») обязательно устраиваются на водной поверхности. Существует дли­тельная традиция этого искусства во Вьетнаме и в Китае. Во Вьетнаме оно распространено повсеместно. Сад, как было сказано выше, изображает идеали­зированный пейзаж. Декоративная горка воссоздает воображаемый или копирует в миниатюре реально существующий в природе конкретный объект. «В малом зерне хранится огромный мир», — гла­сят классические стихи. Искусство «нон бо» имеет дело с простым материалом: камень, глина, живое растение. Иногда горку оживляют фаянсовыми или глиня­ными фигурками, придавая всему произ­ведению почти сюжетный характер. Ис­кусство «нон бо» очень трудоемко. Здесь выделяют три основных этапа: подбор камней, соответствующих общему замы­слу картины; посадка и выращивание декоративных растений, придание им нужной конфигурации; подбор или изго­товление мелких скульптурных деталей для придания картине сюжетности.

Подбор нужного камня оказывается совсем не легким делом. Это должен быть известняк вполне определенной формы. В природе формы гор очень прихотливы; их вершины бывают изре­заны утесами, многочисленные складки переходят в ущелья, иногда встречаются пещеры и гроты, поражающие вообра­жение человека.

Мастер «нон бо» должен подобрать такой камень, чтобы все это можно было [149] отразить в миниатюре, в малом воссо­здать величественный образ природы. Иногда задача облегчается путем компо­новки нескольких камней в один ансамбль. Здесь противопоказано искус­ственное изменение формы камня, его обточка, так как пропадает эффект есте­ственности и к тому же на нарушенной поверхности не смогут произрастать де­коративные растения. Удачно подобран­ный камень — это уже большое дело при возведении декоративной горки.

Однако «интересный» камень должен быть установлен в соответствии с суще­ствующими традиционными принципами искусства «нон бо», чтобы возник худо­жественный образ. Эти принципы сфор­мировались в процессе изучения приро­ды, в процессе постижения ее красоты. Они лаконично определяют основные формы и положения камней, например: «высокая гора», «удаленная вершина», «причудливый пик», «обрывистая стена», «старые горы», «таинственный лан^ дшафт», «суровая природа» и т. д. Художник стремится соблюсти основные принципы изобразительного искусства: композиционную увязанность, уравнове­шенность, гармоничность, выразитель­ность заднего и переднего планов. Сопо­ложение низкой и высокой горок (в спе­циальной терминологии «гора — хозяин ландшафта» и «гора — гость ландшаф­та») создает впечатление глубокой пер­спективы, удаленности одной горки от Другой.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕКОРАТИВНЫХ ГОР

 

По существующей давней традиции специалистов «нон бо», «гора — хозя­ин» должна иметь величественный вид и всем своим массивом царить над окружа­ющим миниатюрным ландшафтом, по­этому она еще называется «бить лап», что значит «отвесная стена». Далее, мастер должен тщательно продумать от­дельные детали горы. Например, на самой вершине могут возвышаться от­дельные небольшие утесы в форме нависшей стрехи крыши, как бы грозя­щие обвалом, что придает пейзажу эле­менты сказочности.

Поверхность скалы не должна быть гладкой, полированной на манер искус­ственных стен, а напротив, ее должны испещрять различные трещины, морщи­ны, выступы, образуя замысловатую картину своенравной природы. Эти тре­щины, складки напоминают кровенос­ные сосуды живого организма и ожив­ляют каменную громаду. Вокруг горы, внизу, разбросаны как бы сорвавшиеся с вершины обломки скал — характерная деталь, очень украшающая «нон бо».

Канонические формы «нон бо» лишь помогают художнику ориентироваться в отдельных сторонах этого своеобразного искусства. Главное же состоит в неустан­ном наблюдении природы, в поисках в натуре наиболее своеобразных и живо­писных фигур.

Определенные исторические (или рели­гиозные) события могут лечь в основу большого и великолепного художествен­ного произведения. Так и в искусстве «нон бо»: его тема только горы и лес, ландшафт, но для воображения худож­ника оно предоставляет безграничные возможности творчества.

 

ДЕРЕВЬЯ В СИСТЕМЕ «НОН БО»

 

Посадка декоративного дерева, прида­ние ему нужной формы, установка мел­ких скульптурных фигурок и подчинение их какому-либо культурному содержа­нию, сюжету — все это необходимо искусственной горе «нон бо».

Одна из первых трудностей заключается [150] в том, чтобы добиться гармоничного (по возможности), пропорционального соотношения между деревом и миниа­тюрной скалой.

В свою очередь дерево своими про­порциями должно имитировать «веково­го долгожителя» лесов и гор. Для этого художник выбирает красивые экземпля­ры с наиболее мелкими листьями и соот­ветствующими соотношениями частей. Обычно в искусстве «нон бо» исполь­зуют такие виды растений, как сосна бать сить, китайская сосна, столистник палисандровый, разновидности фикуса, шунг*, «белая голова», «тигровый гриб», тростник «каменная роса», «жем­чужная трава», столетник, «хвост фени­кса», саке, ива, абрикос, «императорский советник», нитевидный бамбук, водяной бамбук — сосна, «небесный узор», «фейерверк», «кость дракона», «заколка из раковины», ти муй хонг, «парчевые водоросли», «рыбья кость», австралий­ский каркас.

Перечисленные растения отличаются внешней красотой и неприхотливостью: они могут расти на каменистой почве. Выбор растений зависит от вкуса художника, тематического содержания «нон бо», а также от различных терри­ториально-климатических условий.

Правильный подбор растений, прида­ние им красивой формы свидетельствует об уровне мастерства художника. Не­удачно подобранное дерево разрушает впечатление от всего произведения. На­пример, если на «скале» высотой в пять­десят-шестьдесят сантиметров посадить деревце смоковницы или баньяна, то не только крупная листва внесет дисгармо­нию в общий вид, но и сами деревца очень быстро разрастаются и поглощают собой весь «пейзаж». Вот почему многие очень красивые горшечные растения не могут быть использованы в искусстве «нон бо». И наоборот, растения, которые в естественном состоянии, в природе достигают огромных размеров, напри­мер некоторые виды фикуса или дерево «шунг», благодаря искусству специали­ста так изменяют свою природу, что в виде карликовых экземляров украшают искусственные миниатюрные горки «нон бо».

Кроме того, в действительно красивых образцах «нон бо» широко используется специальный вид мха — так называ­емый парчовый мох, создающий иллю­зию травяного покрытия. Своим блестя­щим нежно-зеленым бархатистым вор­сом он придает искусственной скале осо­бую прелесть.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «НОН БО»

 

Как правило, декоративные горки украшаются фаянсовыми фигурками, которые своими чистыми тонами разно­образят цветовую и изобразительную гамму «нон бо», весело поблескивая на фоне густой зелени деревьев и мхов. Их роль аналогична фигурам людей, живот­ных на пейзажах традиционной живопи­си. Издавна «нон бо» отображала темы из китайских классических книг, а фигурки были, как правило, китайского производства. В последнее время во Вьетнаме фаянсовые цеха стали выпу­скать отдельные фигурки, преимуще­ственно на фольклорные, простонарод­ные мотивы, придающие произведениям «нон бо» более национальный характер.

В целом можно выделить три основ­ные группы отображаемых в «нон бо» тем.

Во-первых, известные события и попу­лярные сюжеты из китайской истории и литературы, например «Дунь чжоу ле го», «Троецарствие»* и т. д., или па­мятные места, достопримечательности [151] Китая,  например озеро Дунтинь.

Во-вторых, это буддийские и даосские темы — изображение святых мифиче­ских гор Бонглай, Фыонгчыонг, Лоан-тяу с их знаменитыми пещерами: «Небес­ное убежище», «Храм Куан-ам», «Обита­лище Грома» и т. д.

В-третьих, не восходящие к каким-либо конкретным историям, обобщенные традиционные образы: «рыбак», «дрово­сек», «пастух», «пахарь».

Таков традиционный набор тем, отра­жаемых в «нон бо», и мы должны отме­тить, что здесь прослеживается влияние идеологии и литературы старого фео­дального общества. Однако мы считаем, что не обязательно темой «нон бо» долж­ны быть старые сюжеты типа «Трое­кратное посещение тростникового ша­лаша» (из «Троецарствия») или «То Ву пасет баранов». Разве не интересна для «нон бо», например, тема: «Нгуен Чай провожает Фи Кханя»*. Почему бы вместо архаического сюжета «Трое по­братимов в персиковом саду» (из «Трое­царствия») не изобразить средствами «нон бо» заседание генерального штаба в период героической битвы под Дьен-бьенфу, которое состоялось на огромной скале близ живописного ручья в живописных лесах Тэйбака?

Во вьетнамской литературе нет недо­статка в интересных образах и сюжетах, могущих вдохновить мастеров «нон бо» на глубоко национальные и содержа­тельные произведения. Конечно, необхо­димо наладить отечественное производ­ство фаянсовых изделий, но практика показывает, что это вполне по силам нашим мастерам. Только отечественное производство всех необходимых элемен­тов, а в особенности имеющих отноше­ние к содержанию, к теме, обеспечит необходимый творческий и художествен­ный уровень оригинальному искусству «нон бо».

 

СОСУД ДЛЯ ВОДЫ В КОМПОЗИЦИИ «НОН БО»

 

Резервуар для воды является необходи­мым компонентом всей композиции, ибо «нон бо» представляет собой миниатюр­ное изображение традиционного мотива гор и вод — шаныпуй. Горы в составе «нон бо» символизируют земную твердь, а сосуд с водой — безбрежный океан, именно поэтому выбирают резервуар круглой формы, а не другой (прямо­угольный, например).

Искусство «нон бо» отличается от всех других видов искусства тем, что «коллек­ционеры» произведений этого искусства тоже в какой-то мере являются художни­ками, они должны сохранять «нон бо» в нужном состоянии, следить за развитием растений, поддерживать необходимый микроклимат для роста водорослей и мхов. Если не ухаживать за миниатюр­ным ландшафтом, то через некоторое время растения засохнут от недостатка влаги либо непомерно разрастутся от ее избытка, что приведет к разрушению гармоничного ансамбля. Однако весь ин­терес для любителя «нон бо» именно и заключается в постоянной заботе о своем микромире.

Садово-парковое искусство и миниа­тюрные ландшафты «нон бо» призваны служить удовлетворению духовных по­требностей широких народных масс. И они нужны не просто для развлечения, а для эстетического и патриотического воспитания граждан. И как всякий вид творчества, они требуют глубокого изу­чения в целях стимулирования их даль­нейшего развития. Ибо подлинные про­изведения искусства возникают не случайно, а опираются на глубокие на­циональные традиции. Развитие садово-паркового искусства — непременный фактор успешного культурного стро­ительства в нашей стране. [152]

*          *          *

Сколько раз за тысячелетия своей истории вьетнамский народ подвергался длительным иностранным агрессиям. Иностранные оккупанты использовали всевозможные способы, чтобы порабо­тить наш народ. Однако народ Вьетнама выстоял перед лицом этой угрозы: высо­кое чувство самосознания поднимало на­род на восстания, он громил войска захватчиков, надежно охраняя независи­мость страны.

Искусство — одно из духовных прояв­лений нации. Искусство Вьетнама с древ­нейших времен до наших дней доказы­вало и доказывает свою жизнеспособ­ность. После блистательного периода донгшонской культуры развитие изобра­зительного искусства долгое время сдер­живалось китайской феодальной культу­рой. Специфика искусства, которую мы видим в памятниках Донгшона, в основ­ном была уничтожена. Но возникновение более или менее благоприятных предпо­сылок возродило вьетнамское искусство, вернуло ему силы, позволившие создать бессмертные творения в архитектуре и скульптуре в правление династий Ли, Чан, Хо, Поздних Ле: храмы Фат-тить, Бинь-шон, Тхай-лак, Тэй-фыонг, Бут-тхап, Шунг-нгием, Тю-куен, Линь-банг и другие — гордость нашей нации. Такие статуи, как Рахула, Тует-шон из храма Тэй-фыонг, монах Минь Хань из Фо-ката, Куан-ам тхиен-тху тхиен-нён, Вьетнам лить дай то, Тхи Кинь из Бут-тхапа составляют славу нашего искус­ства.

Пройдя через многие тяжелые испыта­ния, вьетнамские художники сохранили вековые традиции и применили их в новых условиях, обогащая искусство, ко­торое не теряло своего национального характера. Наше искусство, полное жизненных сил, благодаря руководству пар­тии рабочего класса не скатилось к фор­мализму. Художники, специализирующи­еся в области изобразительного искус­ства, нашли свой путь. Именно поэтому в относительно короткий исторический от­резок они сделали значительный шаг вперед в области и техники, и искусства. Новый живительный источник помог распуститься цветам искусства. В 1958 году в Москве на выставке искусств социалистических стран мы слышали слова похвалы от друзей из других стран; Наша лаковая живопись, картины на шелке и другие произведения отразили самобытность и могучие твор­ческие силы поднимающейся нации. Та­лантливость нашего народа, его высокий патриотический дух помогут ему до­биться в искусстве больших успехов, достойных поколения Хо Ши Мина.

Период борьбы против американского империализма за спасение родины и победа над ним — славные страницы в истории нашего народа. Художники ви­дели свою задачу в отражении героизма нации. Никогда еще они не черпали такого обилия сюжетов для своих произ­ведений в окружающей их действитель­ности. Художники и скульпторы шли на «линию огня» вместе с штурмовыми молодежными отрядами, транспортными колоннами, несли на себе орудия, про­должая дело Нгуен Вьет Суана, сража­лись на «Стальном острове», отражая непрерывные атаки захватчиков с неба и с моря, вместе с крестьянами пахали землю, держа в одной руке плуг, а в другой винтовку, работали на предпри­ятиях, в школах, больницах, изучая жизнь и дело бойцов тыла, внесших свой вклад в дело разгрома американских захватчиков.

Под ливнем бомб и ураганом сна­рядов, работая днем и ночью, наши художники создали бесчисленное множество [153] зарисовок о боевых действиях.

Произошло, казалось бы, невозмож­ное. В условиях жестокой войны, когда существовали многочисленные трудно­сти, наше искусство сделало огромный шаг вперед. Начали развиваться такие виды искусства, как ап-фить*, да-кить*. Значительные успехи были до­стигнуты в отношении детской, истори­ческой, военной и производственной те­матики.

Увеличилось число учащихся, поступа­ющих в профессиональные училища ис­кусств, появилось и большое количество художников-любителей. В письме Цен­трального комитета Партии трудящихся Вьетнама, направленном IV съезду ра­ботников литературы и искусства, отме­чалось: «Литература и искусство — дело народных масс, помимо профессиональ­ных художников, необходимо наличие «ополченцев и народных партизан» лите­ратуры и искусства». Для претворения в жизнь этого лозунга были открыты курсы заочного обучения, курсы для рабочих. Многие из художников-любителей проявили незаурядные способности в искусстве. Безусловно, в их числе ока­жутся и такие, которые прославят наше искусство.

Нельзя обойти вниманием художни­ков, находившихся в огне войны на Юге нашей страны. Картины, написанные ак­варелью, карандашом, кистью, еще пах­нущие порохом, присылались к нам на выставки. Перед этими картинами ка­ждый испытывал радость и волнение оттого, что мы ощущали высокий патриотизм наших художников, не бо­ящихся опасностей и устремляющихся в бой, чтобы запечатлеть для потомков грандиозные картины из жизни своего народа.

Многие художественные произведе­ния, созданные в огне войны, вселяют в нас гордость не только потому, что они отражают славную эпоху вьетнамской истории, но и потому, что они с точки зрения художественной свидетельствуют о быстром становлении нашего нацио­нального искусства. [154]

Сайт управляется системой uCoz