ГЛАВА
XII
САДОВО-ПАРКОВОЕ
ИСКУССТВО ВЬЕТНАМА
Важной и плодотворной областью эстетической и художественной деятельности человека представляется искусство парков и садов. Сады гармонично сочетают самые различные природные возможности эстетического воздействия: живописный ландшафт, аромат цветов и трав, волшебную музыку птичьих голосов и шум ветра... Это сложное искусство воссоздания на ограниченной территории волнующей картины «гор и вод». Человек, особенно городской житель, ощущает все более острую потребность хотя бы на время покинуть тесные пределы человеческого общежития с дефицитом жилых и производственных площадей и перенестись на лоно природы, чтобы развлечься или восстановить силы после напряженного труда.
Различные виды искусства служат отдельным группам людей; искусство парков и садов необходимо всем, оно самое массовое по своему характеру. Будучи средоточием вписанной в природный ландшафт архитектуры, скульптуры, сады и парки являются прекрасным средством эстетического воспитания народных масс.
Существует много направлений в садово-парковом искусстве, но среди них основных два: французские сады (регулярные), восходящие к римским традициям, и английские (в Европе) или китайские сады (пейзажные). Во Вьетнаме садово-парковое искусство следовало китайским образцам.
Французский сад разбит по принципу соблюдения геометрической правильности участков с ровными прямыми аллеями, уходящими до линии горизонта по всей громадной территории (сады Версаля). А. Ленотр — французский архитектор, мастер садово-паркового искусства — не любил пейзажи с заслоненной линией горизонта. И напротив, во вьетнамских, английских и китайских садах горизонт закрыт даже на большой территории. Дорожки прихотливо извиваются, имитируя дикую природу лесов и гор. Французский парк скомпонован в соответствии с определенными закономерностями, это сотканный из цветов, трав и кустарников ковер. Вьетнамский сад обычно ограничен стеной, и в нем соблюдается существенный принцип: ни одно дерево, ни один цветочный куст не повторяют друг друга. Глаз человека с удовольствием замечает постоянно меняющуюся картину деревьев, камней, цветущих кустов.
Садовое
искусство Вьетнама имеет давнюю
традицию. Старые хроники периода
Ранних Ле свидетельствуют, что в
середине седьмого месяца по
лунному календарю в шестой год
своего правления император Ле Дай
Хань (
МАТЕРИАЛЫ ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Основными «материалами» парка (сада) являются вода, деревья, камни. Из них садовник создает живописный ландшафт, подобно художнику, пользующемуся красками.
Вода — это не только природное зеркало, радующее глаз отражением деревьев, трав и цветов, она позволяет разнообразить садовую архитектуру беседками над водой, мостиками через водопады, живописными прудами с нежно-зелеными лотосами. Невообразимы без водного зеркала знаменитые парки Ханоя «Молодежный», «Единство», «Ботанический сад» и другие. Парковые озера иногда служат местом рыбной ловли или лодочных прогулок.
Вода играет большую роль не только в парке, но и в композиции «нон бо» — карликовых ландшафтах с искусственными горами (так называемые в Китае «горшечные пейзажи»).
Деревья, — неотъемлемая часть парка. Отсутствие воды обедняет пейзаж, не составят парка и беспорядочные, без всякого принципа и замысла посадки. Парковые деревья подразделяют на две основные категории: растущие свободно, без воздействия человека на развитие их форм, и деревья окультуренные, с «приданной» формой. Вьетнамский сад должен выражать пейзаж, идеализированный в соответствии с литературными и художественными принципами. Его деревья — не случайны, они воспеты в стихах и в живописи. Культурные виды деревьев — это не только обязательно фруктовые или буйно цветущие деревья. Обращается внимание и на форму ветвей, силуэт, на продолжительность жизни деревьев. Особой любовью пользуются сосна, бамбук, абрикос, персик, хризантема индийская и другие.
В европейском парковом искусстве существует практика придания деревьям и кустам задуманной формы путем подрезания ветвей и листьев. Мастерство вьетнамского садовника заключается в изменении самого процесса развития дерева, задержка роста с сохранением пропорций взрослого дерева (так называемые карликовые деревья). Однако форма таких карликовых деревьев отнюдь не абсолютно произвольна. Здесь садовое искусство опирается на глубокие традиции, восходящие к знаменитым художникам периода династии Сун в Китае: Го Си, Ма Юаню, Лю Сун-няню.
В декоративном дереве различают два вида элементов: ствол и ветви. Основная характеристика ствола — его форма, положение относительно плоскости земли. Декоративное дерево имеет «фасад» [146] и «тыльную сторону». Различаются и определенные типы ветвей. Существуют специальные термины для ветвей в зависимости от их расположения относительно ствола.
В искусстве декоративных деревьев выделяют деревья типа сосны, где ветви прижаты к стволу, и типа абрикоса — с более отклоняющимися от ствола ветвями.
Существует традиционный «набор» основных положений и форм ствола, искусственно приданных дереву в результате усилий садовника. Кроме того, каждый «автор» может придумывать свои варианты, и в принципе количество форм представляет собой неограниченное множество. Например, на выставке в Литературном храме в Ханое мы видим следующие формы деревьев:
«Прямые». Ствол прямой, толстый, шероховатый, корявый. Вершина оканчивается тонкой веточкой, не отличающейся от боковых веток. Все дерево высотой в несколько десятков сантиметров. Искусство садовника состоит в придании как можно более естественных форм (пропорций) карликовому растению, в создании природной миниатюры, иллюзии отсутствия всякого человеческого вмешательства. В садовом искусстве форма «прямых» деревьев считается наиболее трудно достигаемой.
«Ползущие». Имитация деревьев, произрастающих на высоких утесах. Обычно высаживается в горшках и устанавливается на высоких тумбах, табуретах. Размеры очень невелики. Дерево очень красиво выглядит на декоративных садовых горках.
«Параллельные». Два дерева увязаны композиционно в едином ансамбле с параллельными расположениями стволов и заданным соотношением ветвей. Сложность состоит в придании ансамблю эстетически интересной формы.
«Водяной дракон». Аналогично предыдущей форме, с тем отличием, что стволы деревьев изгибают для придания им формы туловища дракона.
«Отец и сын», «Родственники» — композиция из нескольких деревьев различных размеров с гармоническими, ритмически соотносящимися силуэтами стволов и ветвей. Часто два ствола имеют общий корень.
«Танцующий феникс» — живописная форма дерева имитирует очертания сказочной птицы и т. д.
Выращивание декоративного дерева требует много сил и энергии. В специальных руководствах по садовому делу, например в «Хау кань» (эпоха Цин, Китай), где обобщен многовековый предшествующий опыт выращивания декоративных растений, говорится о необходимом составе почвы, чтобы в небольшом сосуде или на декоративной горке с минимумом земли можно было вырастить жизнеспособное дерево. Говорится о том, какой водой необходимо его поливать в начальный период, а какой — в период появления молодых ветвей. Как добиться гибкости и послушности ветвей для придания дереву желаемой формы, силуэта. Развитие карликового деревца отличается от процесса развития обычных растений, поэтому книга учит, как добиться завязи бутонов, цветения, полной имитации обычного дерева в условиях дикой природы, как нарастить на ствол мхи и лишайники, придающие особенно привлекательный вид и создающие впечатление векового дерева из густого леса.
Следует заметить, что в отличие от таких популярных и массовых видов деятельности, как парковое хозяйство, создание искусственного декоративного ландшафта, собственно выращивание декоративных деревьев носит более ограниченный характер. Сады и искусственные горы общедоступны для восприятия. [147] Декоративные деревья требуют кропотливого труда, но это искусство — для удовлетворения эстетических запросов элиты в старом обществе. Насколько целесообразна пропаганда этого искусства в нашем новом обществе? С точки зрения массового демократического искусства несомненную пользу трудящимся приносят украшающие наш досуг живописные водоемы с традиционными золотыми рыбками, зеленые парки с миниатюрными искусственными горными ландшафтами, повторяющими удивительно разнообразную отечественную природу. И напротив, созерцание карликовых деревьев с традиционным набором форм, веками выработанные эстетические формулировки элитарного искусства угнетают зрителя. По нашему мнению, искусство выращивания декоративных деревьев бесперспективно само по себе, если оно замкнется в старых традиционных формулах. Выращивание карликовых деревьев в наше время оправдано в том случае, если оно сочетается с устройством искусственного миниатюрного ландшафта «нон бо».
В вышеуказанном легко убедиться, если вспомнить знаменитые парки толстосумов старого строя, унылые выхолощенные виды карликовых деревьев.
Искусство нового общества непременно должно быть массовым, жизнеутверждающим, всеми своими сторонами обращенным к народу — только в этом случае оно обеспечит себе историческую перспективу.
Необходимым материалом садово-паркового искусства является камень. К тому же камни — важный элемент при возведении искусственных гор. В прошлом некоторые любители увлекались коллекционированием интересных камней. И еще от династии Сун до нас дошло «описание красивых камней» — каталог Ду Гуаня.
Когда люди во всех вещах стремились определить религиозное содержание, они сводили многообразие мира к пяти элементам: металл, дерево, вода, огонь, почва. Так было в Китае и во Вьетнаме. Причем полагали, что в камне сконцентрировалась глубокая сущность как Неба, так и Земли. Прорвав поверхность земли, камни устремились вверх и застыли, приняв фантастические образы.
Еще в старом Китае камням приписывали чудесную силу и коллекционировали их не только из эстетических соображений, но и по религиозным причинам. Коллекционеры декоративных камней предпочитали известняки по берегам водоемов, обросшие мхом или водорослями, обветренные, с отверстиями и морщинами. Цвет таких известняков очень хорошо гармонирует с декоративными деревьями.
Довольно часто для получения живописного эффекта декоративные камни объединяют композиционно с карликовыми деревьями или цветами. Сочетание камня с деревом или цветами символизирует пейзаж и является как бы упрощенным искусственным ландшафтом. Традиционны композиции камня с сосной, абрикосом, бамбуком, орхидеей, хризантемой. Здесь сложились определенные художественные критерии. Так, например, в композиции с сосной камень должен иметь довольно крупные отверстия и складки, тогда как абрикос сочетается с менее обветренным камнем. Вообще форма камня подчинена силуэту дерева и должна гармонировать с ним.
На территории Вьетнама имеется огромное количество камней, которые возможно использовать в садово-парковом искусстве для создания декоративных искусственных ландшафтов. Наиболее богатые в этом отношении районы протянулись от провинции Ниньбинь и вплоть до китайской границы, в том [148] числе удивительные по своей красоте многочисленные острова знаменитой бухты Халонг.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ВЬЕТНАМА
Мастера парков и садов с помощью обычного материала — воды, деревьев, камней — создают идеализированные образы природы. Здесь вы увидите искусственные горки, пруды и ручейки, «вековые» деревья, извилистые дорожки — все как в настоящем лесу. Посреди маршрута высится павильон, где «путешественник» мог бы сделать привал и отдохнуть, через ручьи и водоемы переброшены мостки, где можно постоять и полюбоваться лотосами или игрой рыбок в прозрачной воде.
Для создания эффекта природной первозданности ландшафта каменные глыбы разбросаны в беспорядке и кое-где вздымаются из самой воды. Вот из тесной расщелины выглядывают головки орхидей. Там склонились к воде нарциссы. Тропинка то расширяется, то сужается, то взбегает на холмик, то стремится вниз, огибает «вековые» деревья — полная иллюзия настоящего леса. Внезапно путники попадают в густые, полные зловещего сумрака заросли, но дорожка выводит их в светлую, зеленую «залу», где можно присесть и провести время в приятной беседе, укрывшись под листвой от полуденного зноя...
Для придания большей естественности искусственному пейзажу мастера стремятся максимально изрезать почвенный рельеф. Ровная местность противопоказана вьетнамскому саду. Потому и прорывают водоемы, устраивают водостоки, возводят холмы, чтобы любой ценой избежать монотонности рельефа. В общем, вьетнамский сад — произведение человека, созданное по образу и подобию дикой природы во всей ее живописной красе и привлекательности. Наиболее примечательным, своеобразным элементом этого произведения являются искусственные декоративные горы.
ДЕКОРАТИВНЫЕ ГОРЫ «НОН БО». ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ «НОН БО»
Декоративные, искусственные горы («нон бо») обязательно устраиваются на водной поверхности. Существует длительная традиция этого искусства во Вьетнаме и в Китае. Во Вьетнаме оно распространено повсеместно. Сад, как было сказано выше, изображает идеализированный пейзаж. Декоративная горка воссоздает воображаемый или копирует в миниатюре реально существующий в природе конкретный объект. «В малом зерне хранится огромный мир», — гласят классические стихи. Искусство «нон бо» имеет дело с простым материалом: камень, глина, живое растение. Иногда горку оживляют фаянсовыми или глиняными фигурками, придавая всему произведению почти сюжетный характер. Искусство «нон бо» очень трудоемко. Здесь выделяют три основных этапа: подбор камней, соответствующих общему замыслу картины; посадка и выращивание декоративных растений, придание им нужной конфигурации; подбор или изготовление мелких скульптурных деталей для придания картине сюжетности.
Подбор нужного камня оказывается совсем не легким делом. Это должен быть известняк вполне определенной формы. В природе формы гор очень прихотливы; их вершины бывают изрезаны утесами, многочисленные складки переходят в ущелья, иногда встречаются пещеры и гроты, поражающие воображение человека.
Мастер «нон бо» должен подобрать такой камень, чтобы все это можно было [149] отразить в миниатюре, в малом воссоздать величественный образ природы. Иногда задача облегчается путем компоновки нескольких камней в один ансамбль. Здесь противопоказано искусственное изменение формы камня, его обточка, так как пропадает эффект естественности и к тому же на нарушенной поверхности не смогут произрастать декоративные растения. Удачно подобранный камень — это уже большое дело при возведении декоративной горки.
Однако «интересный» камень должен быть установлен в соответствии с существующими традиционными принципами искусства «нон бо», чтобы возник художественный образ. Эти принципы сформировались в процессе изучения природы, в процессе постижения ее красоты. Они лаконично определяют основные формы и положения камней, например: «высокая гора», «удаленная вершина», «причудливый пик», «обрывистая стена», «старые горы», «таинственный лан^ дшафт», «суровая природа» и т. д. Художник стремится соблюсти основные принципы изобразительного искусства: композиционную увязанность, уравновешенность, гармоничность, выразительность заднего и переднего планов. Соположение низкой и высокой горок (в специальной терминологии «гора — хозяин ландшафта» и «гора — гость ландшафта») создает впечатление глубокой перспективы, удаленности одной горки от Другой.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕКОРАТИВНЫХ ГОР
По существующей давней традиции специалистов «нон бо», «гора — хозяин» должна иметь величественный вид и всем своим массивом царить над окружающим миниатюрным ландшафтом, поэтому она еще называется «бить лап», что значит «отвесная стена». Далее, мастер должен тщательно продумать отдельные детали горы. Например, на самой вершине могут возвышаться отдельные небольшие утесы в форме нависшей стрехи крыши, как бы грозящие обвалом, что придает пейзажу элементы сказочности.
Поверхность скалы не должна быть гладкой, полированной на манер искусственных стен, а напротив, ее должны испещрять различные трещины, морщины, выступы, образуя замысловатую картину своенравной природы. Эти трещины, складки напоминают кровеносные сосуды живого организма и оживляют каменную громаду. Вокруг горы, внизу, разбросаны как бы сорвавшиеся с вершины обломки скал — характерная деталь, очень украшающая «нон бо».
Канонические формы «нон бо» лишь помогают художнику ориентироваться в отдельных сторонах этого своеобразного искусства. Главное же состоит в неустанном наблюдении природы, в поисках в натуре наиболее своеобразных и живописных фигур.
Определенные исторические (или религиозные) события могут лечь в основу большого и великолепного художественного произведения. Так и в искусстве «нон бо»: его тема только горы и лес, ландшафт, но для воображения художника оно предоставляет безграничные возможности творчества.
ДЕРЕВЬЯ В СИСТЕМЕ «НОН БО»
Посадка декоративного дерева, придание ему нужной формы, установка мелких скульптурных фигурок и подчинение их какому-либо культурному содержанию, сюжету — все это необходимо искусственной горе «нон бо».
Одна из первых трудностей заключается [150] в том, чтобы добиться гармоничного (по возможности), пропорционального соотношения между деревом и миниатюрной скалой.
В свою очередь дерево своими пропорциями должно имитировать «векового долгожителя» лесов и гор. Для этого художник выбирает красивые экземпляры с наиболее мелкими листьями и соответствующими соотношениями частей. Обычно в искусстве «нон бо» используют такие виды растений, как сосна бать сить, китайская сосна, столистник палисандровый, разновидности фикуса, шунг*, «белая голова», «тигровый гриб», тростник «каменная роса», «жемчужная трава», столетник, «хвост феникса», саке, ива, абрикос, «императорский советник», нитевидный бамбук, водяной бамбук — сосна, «небесный узор», «фейерверк», «кость дракона», «заколка из раковины», ти муй хонг, «парчевые водоросли», «рыбья кость», австралийский каркас.
Перечисленные растения отличаются внешней красотой и неприхотливостью: они могут расти на каменистой почве. Выбор растений зависит от вкуса художника, тематического содержания «нон бо», а также от различных территориально-климатических условий.
Правильный подбор растений, придание им красивой формы свидетельствует об уровне мастерства художника. Неудачно подобранное дерево разрушает впечатление от всего произведения. Например, если на «скале» высотой в пятьдесят-шестьдесят сантиметров посадить деревце смоковницы или баньяна, то не только крупная листва внесет дисгармонию в общий вид, но и сами деревца очень быстро разрастаются и поглощают собой весь «пейзаж». Вот почему многие очень красивые горшечные растения не могут быть использованы в искусстве «нон бо». И наоборот, растения, которые в естественном состоянии, в природе достигают огромных размеров, например некоторые виды фикуса или дерево «шунг», благодаря искусству специалиста так изменяют свою природу, что в виде карликовых экземляров украшают искусственные миниатюрные горки «нон бо».
Кроме того, в действительно красивых образцах «нон бо» широко используется специальный вид мха — так называемый парчовый мох, создающий иллюзию травяного покрытия. Своим блестящим нежно-зеленым бархатистым ворсом он придает искусственной скале особую прелесть.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «НОН БО»
Как правило, декоративные горки украшаются фаянсовыми фигурками, которые своими чистыми тонами разнообразят цветовую и изобразительную гамму «нон бо», весело поблескивая на фоне густой зелени деревьев и мхов. Их роль аналогична фигурам людей, животных на пейзажах традиционной живописи. Издавна «нон бо» отображала темы из китайских классических книг, а фигурки были, как правило, китайского производства. В последнее время во Вьетнаме фаянсовые цеха стали выпускать отдельные фигурки, преимущественно на фольклорные, простонародные мотивы, придающие произведениям «нон бо» более национальный характер.
В целом можно выделить три основные группы отображаемых в «нон бо» тем.
Во-первых, известные события и популярные сюжеты из китайской истории и литературы, например «Дунь чжоу ле го», «Троецарствие»* и т. д., или памятные места, достопримечательности [151] Китая, например озеро Дунтинь.
Во-вторых, это буддийские и даосские темы — изображение святых мифических гор Бонглай, Фыонгчыонг, Лоан-тяу с их знаменитыми пещерами: «Небесное убежище», «Храм Куан-ам», «Обиталище Грома» и т. д.
В-третьих, не восходящие к каким-либо конкретным историям, обобщенные традиционные образы: «рыбак», «дровосек», «пастух», «пахарь».
Таков традиционный набор тем, отражаемых в «нон бо», и мы должны отметить, что здесь прослеживается влияние идеологии и литературы старого феодального общества. Однако мы считаем, что не обязательно темой «нон бо» должны быть старые сюжеты типа «Троекратное посещение тростникового шалаша» (из «Троецарствия») или «То Ву пасет баранов». Разве не интересна для «нон бо», например, тема: «Нгуен Чай провожает Фи Кханя»*. Почему бы вместо архаического сюжета «Трое побратимов в персиковом саду» (из «Троецарствия») не изобразить средствами «нон бо» заседание генерального штаба в период героической битвы под Дьен-бьенфу, которое состоялось на огромной скале близ живописного ручья в живописных лесах Тэйбака?
Во вьетнамской литературе нет недостатка в интересных образах и сюжетах, могущих вдохновить мастеров «нон бо» на глубоко национальные и содержательные произведения. Конечно, необходимо наладить отечественное производство фаянсовых изделий, но практика показывает, что это вполне по силам нашим мастерам. Только отечественное производство всех необходимых элементов, а в особенности имеющих отношение к содержанию, к теме, обеспечит необходимый творческий и художественный уровень оригинальному искусству «нон бо».
СОСУД ДЛЯ ВОДЫ В КОМПОЗИЦИИ «НОН БО»
Резервуар для воды является необходимым компонентом всей композиции, ибо «нон бо» представляет собой миниатюрное изображение традиционного мотива гор и вод — шаныпуй. Горы в составе «нон бо» символизируют земную твердь, а сосуд с водой — безбрежный океан, именно поэтому выбирают резервуар круглой формы, а не другой (прямоугольный, например).
Искусство «нон бо» отличается от всех других видов искусства тем, что «коллекционеры» произведений этого искусства тоже в какой-то мере являются художниками, они должны сохранять «нон бо» в нужном состоянии, следить за развитием растений, поддерживать необходимый микроклимат для роста водорослей и мхов. Если не ухаживать за миниатюрным ландшафтом, то через некоторое время растения засохнут от недостатка влаги либо непомерно разрастутся от ее избытка, что приведет к разрушению гармоничного ансамбля. Однако весь интерес для любителя «нон бо» именно и заключается в постоянной заботе о своем микромире.
Садово-парковое
искусство и миниатюрные ландшафты
«нон бо» призваны служить
удовлетворению духовных потребностей
широких народных масс. И они нужны
не просто для развлечения, а для
эстетического и патриотического
воспитания граждан. И как всякий
вид творчества, они требуют
глубокого изучения в целях
стимулирования их дальнейшего
развития. Ибо подлинные произведения
искусства возникают не случайно, а
опираются на глубокие национальные
традиции. Развитие садово-паркового
искусства — непременный фактор
успешного культурного строительства
в нашей стране. [152]
*
* *
Сколько раз за тысячелетия своей истории вьетнамский народ подвергался длительным иностранным агрессиям. Иностранные оккупанты использовали всевозможные способы, чтобы поработить наш народ. Однако народ Вьетнама выстоял перед лицом этой угрозы: высокое чувство самосознания поднимало народ на восстания, он громил войска захватчиков, надежно охраняя независимость страны.
Искусство — одно из духовных проявлений нации. Искусство Вьетнама с древнейших времен до наших дней доказывало и доказывает свою жизнеспособность. После блистательного периода донгшонской культуры развитие изобразительного искусства долгое время сдерживалось китайской феодальной культурой. Специфика искусства, которую мы видим в памятниках Донгшона, в основном была уничтожена. Но возникновение более или менее благоприятных предпосылок возродило вьетнамское искусство, вернуло ему силы, позволившие создать бессмертные творения в архитектуре и скульптуре в правление династий Ли, Чан, Хо, Поздних Ле: храмы Фат-тить, Бинь-шон, Тхай-лак, Тэй-фыонг, Бут-тхап, Шунг-нгием, Тю-куен, Линь-банг и другие — гордость нашей нации. Такие статуи, как Рахула, Тует-шон из храма Тэй-фыонг, монах Минь Хань из Фо-ката, Куан-ам тхиен-тху тхиен-нён, Вьетнам лить дай то, Тхи Кинь из Бут-тхапа составляют славу нашего искусства.
Пройдя через многие тяжелые испытания, вьетнамские художники сохранили вековые традиции и применили их в новых условиях, обогащая искусство, которое не теряло своего национального характера. Наше искусство, полное жизненных сил, благодаря руководству партии рабочего класса не скатилось к формализму. Художники, специализирующиеся в области изобразительного искусства, нашли свой путь. Именно поэтому в относительно короткий исторический отрезок они сделали значительный шаг вперед в области и техники, и искусства. Новый живительный источник помог распуститься цветам искусства. В 1958 году в Москве на выставке искусств социалистических стран мы слышали слова похвалы от друзей из других стран; Наша лаковая живопись, картины на шелке и другие произведения отразили самобытность и могучие творческие силы поднимающейся нации. Талантливость нашего народа, его высокий патриотический дух помогут ему добиться в искусстве больших успехов, достойных поколения Хо Ши Мина.
Период борьбы против американского империализма за спасение родины и победа над ним — славные страницы в истории нашего народа. Художники видели свою задачу в отражении героизма нации. Никогда еще они не черпали такого обилия сюжетов для своих произведений в окружающей их действительности. Художники и скульпторы шли на «линию огня» вместе с штурмовыми молодежными отрядами, транспортными колоннами, несли на себе орудия, продолжая дело Нгуен Вьет Суана, сражались на «Стальном острове», отражая непрерывные атаки захватчиков с неба и с моря, вместе с крестьянами пахали землю, держа в одной руке плуг, а в другой винтовку, работали на предприятиях, в школах, больницах, изучая жизнь и дело бойцов тыла, внесших свой вклад в дело разгрома американских захватчиков.
Под ливнем бомб и ураганом снарядов, работая днем и ночью, наши художники создали бесчисленное множество [153] зарисовок о боевых действиях.
Произошло, казалось бы, невозможное. В условиях жестокой войны, когда существовали многочисленные трудности, наше искусство сделало огромный шаг вперед. Начали развиваться такие виды искусства, как ап-фить*, да-кить*. Значительные успехи были достигнуты в отношении детской, исторической, военной и производственной тематики.
Увеличилось число учащихся, поступающих в профессиональные училища искусств, появилось и большое количество художников-любителей. В письме Центрального комитета Партии трудящихся Вьетнама, направленном IV съезду работников литературы и искусства, отмечалось: «Литература и искусство — дело народных масс, помимо профессиональных художников, необходимо наличие «ополченцев и народных партизан» литературы и искусства». Для претворения в жизнь этого лозунга были открыты курсы заочного обучения, курсы для рабочих. Многие из художников-любителей проявили незаурядные способности в искусстве. Безусловно, в их числе окажутся и такие, которые прославят наше искусство.
Нельзя обойти вниманием художников, находившихся в огне войны на Юге нашей страны. Картины, написанные акварелью, карандашом, кистью, еще пахнущие порохом, присылались к нам на выставки. Перед этими картинами каждый испытывал радость и волнение оттого, что мы ощущали высокий патриотизм наших художников, не боящихся опасностей и устремляющихся в бой, чтобы запечатлеть для потомков грандиозные картины из жизни своего народа.
Многие
художественные произведения,
созданные в огне войны, вселяют в
нас гордость не только потому, что
они отражают славную эпоху
вьетнамской истории, но и потому,
что они с точки зрения
художественной свидетельствуют о
быстром становлении нашего национального
искусства. [154]