ПРИМЕЧАНИЯ

 

Вьетнам — древнейшая страна Юго-Восточ­ной Азии, обладающая богатыми культурными традициями. Уже в середине I тыс. до н. э. у лаквьетов — предков вьетнамцев существовала своя государственность (государства Ванланг, Аулак), сложился комплекс религиозных верова­ний и эстетических норм, нашедший свое выраже­ние в памятниках всемирно известной донгшон-ской культуры, оказавшей влияние и на соседние народы. После многих веков независимости в 111 г. до н. э. государство лаквьетов было захва­чено войсками древнекитайской династии Хань. До середины I тыс. н. э. на территории современ­ного Северного Вьетнама власть китайских адми­нистраторов периодически свергалась и устанав­ливалось правление вьетских монархов или полу­независимых губернаторов-вьетов. В этот пе­риод вьетская культурная традиция активно взаимодействовала с индийской (принятие буд­дизма) и китайской (распространение иероглифи­ческой письменности) культурами. В 544—603 гг. вьеты восстановили свою независимость. В VIIIX вв. китайским императорам удалось снова подчинить земли Северного Вьетнама. Но китайское влияние уже ослабевает, формирую­щийся в это время в изобразительном искус­стве стиль — смешанный, вьето-китайский.

С начала X в. вьеты восстанавливают свою независимость, а в 939 г. официально провозгла­шают создание своего государства Дайковьет; правящей династией становятся Нго (939—965). Период X — начала XI вв., когда сменяют друг друга «короткие» династии Нго, Динь (967—980), Ранние Ле (980—1009), характеризуется борьбой пока еще относительно слабой центральной власти с наследственной земельной аристократи­ей. В культуре в это время еще больше ослабевает китайское влияние, преобладающие позиции при­обретает буддизм школы тхиен (дхьяна).

XIXIV вв. — время формирования и укреп­ления сильного централизованного вьетнамско­го государства Дайвьет при династиях Поздних Ле (1009—1226) и Чан (1226—1400). Дайвьет вел успешные войны с китайской династией Сун и расположенным южнее Дайвьета государством Тьямпа. В 1257—1288 гг. вьетнамцы вели тяже­лейшие войны с огромными монголо-китайскими армиями и одержали победу. В XIIIXIV вв. в культуре ощущается усиление влияния северных, китайских, элементов, укрепляются позиции кон­фуцианства. XV в. начался новой тяжелой вой­ной с войсками китайской династии Мин, стре­мившейся захватить Дайвьет и свергшей дина­стию Хо (1400—1407). После победы над Китаем страна переживает экономический и культурный подъем. В восстановленном Ле Лоем, основате­лем династии Поздних Ле (1428—1788), центра­лизованном феодальном государстве во второй половине XV в. в литературе и искусстве активно идет процесс синтеза с элементами конфуциан­ской культурной традиции. В XVIXVII вв. про­исходят значительные социальные сдвиги: посте­пенное ослабление общинной организации де­ревни и связанное с ним изменение структуры класса феодалов вызывают крупные политиче­ские потрясения и значительные изменения в культуре. У власти в стране оказываются феодальные дома Чинь (на Севере) и Нгуен (на Юге), правящие от имени потерявших власть императоров династии Поздних Ле. В эти века усиливается влияние буддизма и народной тради­ции во всех сферах духовной жизни. С XVIII в. самостоятельным фактором культурного разви­тия становится культура городских слоев: куп­цов, промышленников, ремесленников.

Конец правлению Чиней, Нгуенов и Ле поло­жило победоносное крестьянское восстание Тэй-шонов (1771—1802). С 1802 по 1885 г. страной правила династия Нгуенов. Социально-экономи­ческое и культурное развитие страны было пре­рвано колониальной войной (1858—1885), а в дальнейшем полным порабощением страны французскими колонизаторами (с 1885 г.).

Колониальный период (1885—1945) отмечен постоянно усиливающейся борьбой вьетнамских патриотов за восстановление независимости. С 1930 г., когда возникла Коммунистическая партия Индокитая, эта борьба приняла еще более широкий размах и завершилась победоносной Августовской революцией 1945 г., 2 сентября [155] 1945 г. стало днем рождения Демократической Республики Вьетнам (ныне — Социалистическая Республика Вьетнам), во главе которой стал вождь вьетнамской революции Хо Ши Мин. Но путь к полной победе и миру был трудным и долгим. В 1946—1954 гг. Вьетнам воюет с фран­цузскими колонизаторами, в 1955—1975 гг., ис­кусственно разделенный на две части, борется с американскими агрессорами и сайгонской кли­кой. В сложнейших условиях страна осущест­вляет сегодня глубокие социальные преобразова­ния, успешно продолжая строительство социа­лизма.

К стр. 18

Каменный век во Вьетнаме датируется 300—3 тыс. гг. до н. э.

К стр. 20

Французская школа Дальнего Востока — су­ществующее с 1900 г. научное учреждение с цен­тром в Ханое, в настоящее время — в Париже. Исследователи школы занимались историей, ар­хеологией, этнографией, филологией стран Юж­ной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Культура Донгшон датируется XI вв. до н. э.

К стр. 22

Топор напоминает букву «У», где короткая палочка — втулка, а длинная — лезвие. Топоры бронзового века во Вьетнаме и вообще в Восточ­ной Азии имели не проушину для ручки, как в Европе и Западной Азии, а втулку, в которую вставлялась г-образная рукоятка.

К стр. 23

Кхен — небольшой ручной орган из кокосо­вого ореха и бамбуковых трубок, широко распро­страненный во Вьетнаме до сих пор.

При интерпретации сцены необходимо учиты­вать и неполную сохранность статуэтки.

К стр. 24

Тхыонги — общее название горных земледель­ческих народов ряда областей СРВ.

Тэйнгуен — горная область в центральной части СРВ.

К стр. 25

...никто не гребет.

На других барабанах есть и лодки с гребцами, а значит, интерпретация автора — не единствен­но возможная.

К стр. 26

Имеется в виду борьба со вторгшимися в Север­ный Вьетнам армиями китайских династий Цинь (255—207 гг. до н. э.) и Западной Хань (206 г. до н. э. —9 г. н. э.).

В этот период предки вьетнамцев переходили к изготовлению железных изделий.

Северное господство (или северная зависи­мость) — период многовековой оккупации Се­верного Вьетнама китайскими империями (тради­ционно считается с 111 г. до н. э. по 939 г. н. э., но в рамках этого периода вьетнамский народ неоднократно поднимал восстания и восстанавли­вал свою независимость.

Ма Юань — китайский полководец, завоевав­ший страну вьетов в 42—44 гг. н. э. после подав­ления восстания, возглавлявшегося сестрами Чынг(40—44 гг.).

Жень Янь — тайшоу (губернатор) уезда Кыутян в составе области Зяо (бывший Аулак) в 25—29 гг. н. э.

Си Гуань — тайшоу уезда Зяоти в составе области Зяо в 1/5—29 гг. н. э.

Юань — монгольская династия, правившая Китаем в 1280—1367 гг.

Чан Нян Тон — вьетнамский император (правил в 1278—1293 гг.).

Ле Нян Тон — вьетнамский император (правил в 1442—1459 гг.).

К стр. 27

Динь — общинный дом, центр общественной и религиозной жизни вьетнамской общины (рели­гиозной жизни в той мере, в которой она была связана с духом-покровителем данной общины; буддийский культ отправлялся в буддийском хра­ме — тюа). Самое красивое и большое здание общины, где собирались старейшины и прохо­дили общие праздники.

К стр. 28

Выонг Ан Зыонг — основатель и правитель (выонг) лаквьетского государства Аулак в 257(?) — 207 гг. до н. э., находящегося на терри­тории современного Северного Вьетнама.

К стр. 29

Чжао То — в ходе войны 208—207 гг. до н. э* правитель соседнего с Аулаком государства Нам-вьет, бывший китайским полководцем Чжао То, захватил Аулак.

Зяоти, Кыутян, Нятнам — три уезда, из кото­рых состояло государство Аулак, названное после захвата его китайцами в III в. до н. э. обла­стью Зяо.

Ши Ниеп — китайский губернатор вьето-ки-тайского происхождения, правил областью Зяо в 186—226 гг. н. э. На вьетских землях являлся монархом.

Мэнцзы (Мэн Кэ) — древний китайский фило­соф, взгляды которого составили одну из основ конфуцианства. (Жил приблизительно в 372—289 гг. до н. э.) [156]

Конфуцианство начало распространяться... с этого времени. — Многие исследователи отно­сят процесс распространения конфуцианства во Вьетнаме к более позднему времени.

Династия Восточная Хань — 25—220 гг. н. э.

К стр. 30

Тиеу Тханг — в советской литературе более распространен термин хинаяна, для средних ве­ков — теравада.

Дай Тханг — в советской литературе более распространен термин махаяна. В целом предло­женная автором схема значительно упрощена.

Махаяна в форме тхиен (санскритское дхьяна, китайское чань, японское дзен) преобладала во Вьетнаме до XIV в.

Эпоха Трех государств — период в истории Китая, соответствующий 221—264 гг.

Эпоха Пяти династий — период в истории Китая, соответствующий 907—959 гг. н. э.

Гао Пянь — китайский наместник вьетских земель в 866—878 гг. н. э.

Чыонг — мера длины, равная 320 см.

К стр. 31

Ли —династия, правившая во Вьетнаме с 1009 по 1226 г.

Суй —китайская династия, 589—619 гг.

Цзяндун — одно из названий в китайской лите­ратуре областей, расположенных к югу и востоку от р. Янцзы.

Бодисатва — согласно учению буддизма махаяны, человеческое существо, познавшее ис­тинный путь спасения и прошедшее его, достой­ное вступить в мир истинного знания (нирвану), г. е. в небытие, но находящееся в этом мире и оказывающее помощь другим людям в приближе­нии к нирване. С понятием бодисатвы в мир буд­дизма проникла и идея помощи верующему со стороны сверхъестественных сил, не выраженная столь четко в первоначальном буддизме.

Тхап — ступа, буддийское религиозное соо­ружение, реликварий. Ступа не имеет помещения внутри, это — сплошной массив кладки, внутри которого замурованы те или иные реликвии Будды или выдающихся буддистов. Первона­чально имела форму полушария с прямоуголь­ным реликварием наверху, позднее обрела новые формы, у разных народов имела и имеет разную форму и декор. Вьетнамские ступы — высокие тонкие кирпичные (реже — каменные) башни, квадратные в плане, иногда одна ниша бывает сквозной.

Наньчжао (Дали) — тайское государство на средней Янцзы (в пределах современной провин­ции Юннань). Существовало с VI (или ранее) по XIII в.,   затем   его   владения   были   захвачены китайскими феодалами.

Легенда о попытке Гао Пяня «заклясть» сверхъестественные силы небесных покровителей вьетов отразила (в формах, типичных для собственно вьетских, не буддийских и не китай­ских, религиозных верований в духов предков, особенно предков — покровителей государства) попытки китайской администрации заменить ду­ховное наследие вьетов китайской культурой. Примечательно, что эта легенда связана именно с Гао Пянем, одним из немногих наместников, деятельность которого принесла некоторую поль­зу и вьетам (совместное отражение нападений таи). Что же касается массовых находок моделей буддийских ступ, то они связаны, как и схожие глиняные плитки с изображением Будды и сцен из его жизни в Бирме в XI в. и др., с массовой пропагандой буддизма, когда изготовление таких моделей объявлялось богоугодным делом и при­нимало широкий размах. Вряд ли эти предметы изготовлялись по инициативе китайской админи­страции, но тенденция китайских авторов припи­сывать китайским губернаторам вьетнамские ре­алии, которые были слишком массовыми, чтобы их замалчивать, прослежена и на других приме­рах. Здесь, видимо, взаимодействовали оба ука­занных фактора.

К стр. 32

«Сань го чжи» — китайская хроника, описы­вающая события III в. н. э.

Да-ди (У Сю Цюань) — основатель и первый правитель южного китайского царства У (222—252 гг.).

К стр. 33

Чан — вьетнамская династия, 1226—1400 гг.

Хо — вьетнамская династия, 1400—1407 гг.

Нго Куен — вьетнамский вуа (монарх), разгро­мивший войска китайского государства Южная Хань и провозгласивший независимость вьет­намских земель в 939 г. Тогда же им была осно­вана династия Нго, 939—965 гг.

... победу при Батьданге — в битве при Бать-данге войска Нго Куена наголову разбили китай­ские войска и изгнали их из страны (938 г.).

Ашока — правитель индийского государства Магадха в 268—232/3 гг. до н.э. Активный пропагандист буддизма.

Тан — императорская династия в Китае. 618—907 гг. При Танах, хотя влияние конфу­цианства стало усиливаться, буддизм сохранял прочные позиции в культуре и духовной жиз­ни.

Период Нара — период в истории Японии, длившейся с 710 по 794 г., характеризовавшийся развитием высокой столичной культуры, основывавшейся [157] в первую очередь на буддийской иде­ологии.

Шайлендра — династия, правившая на Су­матре и, в течение VIII — начала IX в., на Цен­тральной Яве. Представители династии были активными пропагандистами буддизма, на Яве ими были построены великолепные по своим художественным достоинствам архитектурные комплексы (Боробудур и другие).

Джаяварман VIIимператор Камбуджадеши (кхмерской империи), правил в 1177/1181— 1220 гг., один из крупнейших политических дея­телей средневековой Кампучии, религиозный ре­форматор, при котором у кхмеров, буддизм стал господствующей религией.

Иго — вьетнамская династия, 939—965 гг.

Динь — вьетнамская династия, 968—980 гг.

Шы куаны — удельные княжья во Вьетнаме в период апогея феодальной раздробленности (965—968 гг). Сам период раздробленности продолжался в X — первой половине XI в.

Ле Дай Хань (Ле Хоан) — основатель и первый правитель вьетнамской династии Ранних Ле. Пра­вил в 980—1005 гг.

Хоалы — столица Дайковьета (Вьетнама) в 968—1010 гг. Расположена в гористом районе к югу от дельты Красной Реки, близ г. Ниньбиня.

Тъямское искусство — искусство тьямов, к X в. уже прошло основной период восприятия индийского влияния, в нем органически слились традиционные тьямские и индийские элемен­ты.

К стр. 34

На севере войска династии Ли разгромили могучую армию сунских феодалов — в войне 1075—1077 гг. вьетнамские войска под командо­ванием Ли Тхыонг Киета нанесли ряд поражений на своей и китайской территории армиям империи Сун (960—1279 гг.).

... эра правления — летосчисление в средневе­ковом Вьетнаме; велось по двум системам — по шестидесятиричному циклу, в рамках которого каждый год имел свое обозначение, и по эрам правления, каждая из которых имела собственное неповторяющееся название (например, «эра Дву­кратного процветания»). Эра правления могла содержать от одного до 20 (редко более) лет, и менялась в связи с изменением монарха (как пра­вило, но не обязательно), с изменением положе­ния в стране, которое оценивалось исходя из реальных и религиозных соображений и т. п. На правление одного вуа могла приходиться одна или несколько эр правления. Эра правления де­лилась на годы, нумеровавшиеся последова­тельно.

...Кан Дык — личное имя императора Ли Нян Тона, правившего с 1072 по 1128 г.

К стр. 35

Ли Као Тон — вьетнамский император, правил с 1175 по 1210 г.

... великие победы над войсками захватчи­ков — в 1258—1288 гг. вьетнамский народ трижды разгромил огромные монголо-китай­ские армии, насчитывавшие сотни тысяч вои­нов.

...агрессии китайских феодалов — в 1407 г. войска китайской династии Мин свергли вьет­намскую династию Хо и на двадцать лет устано­вили в стране оккупационный режим. Практи­чески все это время продолжалась освободитель­ная борьба, закончившаяся изгнанием китайских войск.

К стр. 36

Ден — поминальный храм предков данного рода или семьи. В зависимости от богатства и социального положения владельцев варьировал­ся от небольшой модели дома, стоящего на столбе и содержащего внутри табличку с именем, игра­ющей роль алтаря, до большого здания. Дены (большие здания) наряду с буддийскими храма­ми — тюа, динями и конфуцианскими миеу — образуют комплекс храмовой архитектуры Вьет­нама.

Ле Ван Хыу — вьетнамский летописец XIII в., автор созданных в 1272 г. конфуцианских по духу «Исторических записок о Великом Вьете», до­шедших до нас в отрывках.

... прошло два года — то есть наступил 1011 год.

Будда Амитабха — один из десяти Будд, не­посредственно предшествовавших Будде Шакья-муни, последнему из Будд, пребывавших в этом мире, и жившему, согласно традиции, в 623— 543 гг. до н. э. Грядущий Будда, которому сужде­но, согласно доктрине, прийти в этот мир, — Будда Майтрейя.

К стр. 37

Архат — согласно буддийской идеологии, че­ловек, достигший истинного знания, позволяю­щего выйти из цепи перерождений и перейти в мир Будды из этой жизни, сансары, но еще жи­вущий физически в этом мире, обычно ни с кем в нем не общаясь.

Тхем — каменное или глинобитное возвыше­ние у дома (обычно богатого), типа веранды.

Камбуджадеша (Ангкорская империя) — одна из величайших империй средневекового Востока, созданная кхмерами в 802 г. и включавшая боль­шую часть континентальной Юго-Восточной [158] Азии в период своего расцвета, в XI — начале XIII в.

Храм Зиен-хыу — Храм на одном столбе по­строен в XI в. в Ханое.

Ли Тхан Тон — вьетнамский император, пра­вил в 1128—1138 гг.

Куан-ам (кит. Гуанинь) — бодисатва Авалоки-тешвара, чрезвычайно популярный во Вьетнаме и на Дальнем Востоке; среди его многочисленных воплощений и ипостасей есть и мужские, и жен­ские, и неопределенные по полу.

... был воплощением Будды Шакьямуни — вьетнамский буддизм направления тхиен, еще почти не изученный, имел ряд положений, отлич­ных от положений более массовых школ. В част­ности, распространенная в Юго-Восточной Азии концепция бога-царя привела здесь (в рамках буддийской концепции о перерождении) к ото­ждествлению монарха с высшим для буддиста религиозным авторитетом — последним из Будд, воплотившимся в этом мире в человеческий образ — Буддой Шакьямуни.

К стр. 39

Нгуен — последняя династия феодального Вьетнама. Первые Нгуены правили в XVIIXVIII вв. на юге страны как династия потомственных главнокомандующих (тюа). С 1802 г. они правили всем Вьетнамом, в 1886 г., после окончательного захвата страны французскими колонизаторами, превратились в марионетку колониальной администрации, снача­ла французской, а в 1945 г. — японской. Дина­стия свергнута в 1945 г.

Чан Тхай Тон — вьетнамский император, пра­вил в 1226—1258 гг.

К стр. 40

Тюа Чинь Чанг — тюа северной части страны, Дангнгоая, принадлежали к династии Чинь. Чини и Нгуены были самостоятельны, но номинально подчинялись императорам (вуа) из династии Поздних Ле, живших в Тханглаунге под контро­лем Чиней. Чинь Чанг правил в 1623—1657 гг.

Военачальник Ляо Шэн — крупный сановник династии Мин, один из командующих войсками в войне 1407—1427 гг. Погиб во Вьетнаме в 1427 г.

К стр. 41

Тхи Кинь — добродетельная женщина, мона­хиня, якобы жившая во Вьетнаме в средние века.

Хо-фап, Ким-кыонг — дхармапалы, «стражи Будды» или «стражи закона Будды», божества-охранители в буддизме; изображались во Вьет­наме в виде воинов.

Тиенг-выонг — небесный правитель, Деварад-жа, Царь богов во вьетнамском буддизме.

Тон-зя — буддийские святые (ученики Будды, прославленные учителя и др.)

Тян-зунг — статуи конкретных людей, способ­ствовавших распространению или укреплению буддизма во Вьетнаме, отличавшихся буддист­скими добродетелями, строивших храмы и т. д.

Шуцзин — древнекитайское собрание текстов, первоначально имевших ритуальный характер или приобретших его впоследствии.

«Киет-зя» и другие — канонические позы изо­бражений Будды (в данном случае — сидящего), каждой из которых соответствовало определен­ное состояние духа Будды, передававшееся через созерцание этой позы верующему.

К стр. 42

Тхиен Ши — человек, имевший религиозные добродетели, муж Тхи Кинь до ее ухода в монахи.

К стр.43

Дунхуан — раннесредневековый монастырь в западной части КНР, в замурованных пещерах которого в XX веке было открыто много древних документов. Известен также настенными роспи­сями, отразившими смешение западных и восточ­ных влияний.

Каталанг — общее название небесных музы­кантов — киннари.

К стр. 44

дерево Бодхи — Ficus religiosa — дерево, под которым, согласно традиции, Будда предавался аскетическим подвигам и под которым ему откры­лось истинное знание, наступило Просветление.

Чакиеу — современное название тьямского храмового комплекса в Центральном Вьетнаме, близ старой тьямской столицы г. Индрапура. Основные памятники в Чакиеу относятся к IVVII вв.

К стр. 45

Дан — старинный струнный вьетнамский ин­струмент.

Ламшон — деревня в Северном Вьетнаме (про­винция Тхань-хоа), родина полководца Ле Лоя, основателя династии Поздних Ле, правил в 1428—1433 гг. При Поздних Ле стала священ­ным городом, номинально — второй столицей государства и местом погребения всех императо­ров династии. В Ламшоне (ставшем называться [159] Ламкинь)    возникли    важнейшие   храмовые    и погребальные комплексы XVIXVIII вв. К стр. 46

Чан Нге Тон — вьетнамский император, фор­мально правил с 1370 по 1372 г., но фактически до смерти в 1394 г. был главой династии Чан.

Чжоу Гун, Хо Гуан, Чжугэ Лян — персонажи, заимствованные из китайской литературы, об­разы верных помощников императора.

... То Хиен Тхань помогает Ли Као Тонгу — То Хиен Тхань — один из высших сановников Дайвьета в 60—70-х гг. XII в. В 1175 г., будучи регентом при малолетнем Ли Као Тонге (1175— 1210 гг.), остался верен малолетнему, но «закон­ному» вуа и твердой рукой подавил выступление одного из претендентов на престол, хотя боль­шинство придворных колебалось или было на стороне претендента.

К стр. 47

Сун — императорская династия в Китае, 960—1279 гг.

К стр.50

Ле Шо, или первые Поздние Ле — период правления Поздних Ле между основанием дина­стии в 1428 г. и 1527 г., когда род Мак отстра­нил Ле от власти и провозгласил собственную династию (1527—1530 гг.).

Ле Мат, или вторые Поздние Ле — период, когда у власти номинально стояли представители династии Поздних Ле (1530—1789 гг.), но фак­тическая власть была поделена между родами Мак, Чинь и Нгуен (с начала XVII в. — практи­чески только между родами Чинь и Нгуен).

Вандон — небольшой остров и порт на нем близ устья северного протока Красной Реки в ее дельте. В средние века был основным портом для иноземной торговли в Северном Вьетнаме.

..Хо Куи Ли — крупный политический деятель конца XIV —начала XV в., основатель династии Хо (1400—1407 гг.). В 80-х гг. XIV в. начал проведение крупных реформ, направленных на ограничение власти крупных феодалов. Реформы вызвали ожесточенное сопротивление при дворе и острую политическую борьбу, в ходе которой Хо Куй Ли сверг династию Чан (1400 г.)

Ле Тхань Тон — вьетнамский император, пра­вил с 1460 по 1497 г. При нем укрепилась власть государства, а в духовной жизни конфуцианство достигло наибольшего распространения за всю историю Вьетнама.

Четверокнижие и Пятикнижие — Четверокни-жие (Сышу) — первая часть конфуцианского канона (содержит «Мэнцзы», «Да-сюэ», «Лунь-юй» и Чжун-юн»); Пятикнижие (Уцзин) следующая часть канона (содержит Шицзин, Шуцзин и др.); всего он состоит из тринадцати книг.

Бать-зя ти-ты («чжуцы байцзя») — общее на­звание в старой конфуцианской литературе фи­лософских работ и трактатов по отдельным про­блемам.

Чинь Тю (Чэн и Чжу) — китайские философы-неоконфуцианцы братья Чэн (Чэн Хао, 1032— 1085 гг. и Чэн И, 1033—1107 гг.) и Чжу Си (1130—1200гг.)

К стр.51

...десять лет войны Сопротивления войскам династии Мин — имеется в виду война вьетнам­ского народа в 1418—1427 гг. под руководством полководца Ле Лоя против войск китайской ди­настии Мин, вторгшихся во Вьетнам в 1407 г.

...могилы в Ламшоне — комплекс мавзолеев вуа династии Поздних Ле в Ламшоне.

Чинь — династия наследственных главноко­мандующих — тюа, фактических правителей Дангнгоая в 1539—1787 гг.

...наиболее жестокие люди — то есть плохие буддисты, нарушившие одно из основных поло­жений буддийской доктрины — о ненанесении вреда живым существам.

Чинь Кыонг — тюа из династии Чинь, правил с 1709 (фактически — с 1704) по 1729 г. Круп­ный реформатор периода надвигавшегося кри­зиса развитого феодального общества во Вьет­наме.

Чинь Зянг — тюа из династии Чинь, правил с 1729 по 1740 г. Известен как расточительный тюа, при котором положение в Дангнгоае резко ухудшилось; погиб в результате восстания в сто­лице.

К стр. 53

Ламкинь — название Ламшона при Поздних Ле, после провозглашения его священной столицей Дайвьета.

Ли Ань Тон — вуа из династии Поздних Ле, правил с 1138 по 1175 г. Его правление при­шлось на конец периода политической стабильно­сти в стране в XIXII вв.

К стр. 54

Лыонг Дак Банг — вьетнамский вельможа при дворе Поздних Ле, возглавил заговор, повлекший за собой убийство в 1510 г. императора Ле Уй Мука. Ле Уй Мук — вьетнамский император, правил с 1505 по 1510 г. Вошел в историю как жестокий и расточительный правитель.

Туенкуанг — горный район в северной части Северного Вьетнама.

Ле Тыонг Зык — вьетнамский император, правил [160] с 1510 по 1516 г., в период острого социаль­ного и политического кризиса.

Ву Ни То — выдающийся архитектор средневе­кового Вьетнама. Потомственный строитель, он привлек внимание двора в начале правления Ле Тыонг Зыка. По его проекту и под его руковод­ством началось строительство уникального об­ширного дворцового комплекса «Зал для аудиен­ций со ста крышами». Уже в начале строительства в 1512 г. согнанные на работы войска и кре­стьяне жили в очень тяжелых условиях, высока была смертность от эпидемий. Строительство еще не было закончено, когда в стране разразилось крестьянское восстание и феодальные усобицы. Разорительное строительство вызывало всеобщее негодование, и, когда покровитель Ву Ни То, вуа Ле Тыонг Зык, был убит, архитектора казнили на рыночной площади в 1516 г. по приказу главы одной из борющихся клик, и толпа издевалась над его телом. Здание осталось недостроенным.

Мак — вьетнамский феодальный род, присво­ивший себе в 1527 г. верховную императорскую власть. Уже в 1530 г, противники Маков провоз­гласили восстановление династии Поздних Ле; периодом императорского правления Маков счи­таются 1527—1530 гг. Но до 1677 г. Маки сохраняли за собой часть страны, вначале — ее центральную часть, затем — северную провин­цию Каобанг.

Мак Данг Зунг — глава рода Мак, провозгла­сивший себя императором в 1527 г.

Вьетбак — обширный горный район в Север­ном Вьетнаме, расположен к северу от Ханоя вплоть до китайской границы.

К стр. 55

...река Зянъ стала границей между ними — с 1672 г., после последнего похода Чиней на Нгуенов, войны между ними прекратились на столетие и границей Дангчаунга и Данг-нгоая стала река Зянь близ современного г. Донгхоя.

Нгуен Конг Ханг — премьер-министр Данг-нгоая при тюа Кыонге в начале XVII века, своей реформаторской и административной деятель­ностью сумевший на определенное время укре­пить власть феодалов Дангчаунга.

Ли Би (Ли Бон) — крупный сановник в обла­сти Зяо, возглавивший освободительное восста­ние против китайских губернаторов в 541 г. Основатель династии Ранних Ли (544—603 гг.) и первый правитель этой династии, правил с 544 по 548 г. Страна при нем называлась Вансуан.

Чиеу Куанг Фук — вьетнамский полководец VI в., преемник Ли Би, правил Вансуаном с 548 по 571 г. Вел удачные войны с китайскими армиями.

Ли Фук Ман — как Чиеу Куанг Фук, один из сподвижников Ли Би в его борьбе за восстанов­ление вьетнамской государственности в середине VI в.

Ли Фат Ты —— последний правитель династии Ранних Ли, правил с 571 по 603 г.

Чан Хынг Дао (1226—1300 гг.) — выдаю­щийся вьетнамский полководец, организатор победоносного военного сопротивления монго-ло-китайским войскам в 1258—1288 гг. В сред­ние века почитался как дух — покровитель армии и военного дела. Автор военного уста­ва и ряда прозаических и стихотворных сочине­ний.

Эра правления винь хыу династии Поздних Ле— 1735—1740 гг.

...дерево лим — так называемое «желез­ное» дерево, обладающее очень плотной древеси­ной.

К стр.56

Мак Фук Нгуен — член дома Мак, правил во владениях Маков с 1546 по 1562 г.

Чинь Так — тюа из рода Чинь, фактический правитель Дангнгоая в 1657—1682 гг.

Тэйшоны — восставшие в 1771 г. крестьяне создали собственную династию, правившую под этим названием до 1802 г.

К стр. 57

Тэй Тхиен Донг-до Вьет нам лить дай то — ста­туя относится к группе изображений архатов, во вьетнамской традиции символизирует первых проповедников буддизма во Вьетнаме.

К стр. 58

Поэма «Киеу» — одно из величайших произве­дений вьетнамской литературы, созданное поэтом Нгуен Зу (1765—1820 гг.). Она обычно называ­ется по именам главных героев «Ким, Ван, Киеу», хотя данное автором название — «Стенания истерзанной души». Поэма посвящена тяжелой и страшной судьбе девушки Киеу, которой, несмо­тря на жестокие испытания, удалось сохранить чистоту и благородство.

Нгуен Зу — автор поэмы «Киеу» (1765— 1820 гг.), один из крупнейших поэтов традици­онной вьетнамской литературы.

Рахула — по буддийской традиции, сын и последователь Будды Шакьямуни, один из свя­тых буддийской религии.

К стр. 59

Будда-аскет в Гималаях — согласно биогра­фии Будды Шакьямуни, он значительную часть своей жизни предавался аскетическим подвигам. Статуя изображает его в то время, когда он жил в Гималаях как аскет. [161]

К стр. 60

Императрица Зиеу Виен — жена императора Ле Ням Тонга, находившегося на троне с 1643 по 1649 г.

Чинь Чанг — тюа из рода Чинь, правил с 1623 по 1657 г.

К стр. 62

...слепо следовали древним установлениям — имеются в виду древнекитайские классические образцы.

К стр. 63

Ван Тун — один из полководцев армии китай­ской династии Мин, вторгшейся в Дайвьет в 1407 г. Захват столицы Тханглаунга и ряда других городов китайскими войсками озна­меновался варварскими разрушениями памят­ников культуры, вывозом вьетнамских книг и др.

Тхиеу-бинь — одна из эр правления вьет­намского императора Ле Тхай Тонга (1433—1442 гг.), длилась с 1434 по 1440 г.

Кхонг Минь Кхонг, т. е. Ли Куок-шы — вьет­намский буддийский монах эпохи династии Ли, носил титул «куокши», высший титул в иерархии вьетнамской буддийской сангхи в XIXII вв., когда она имела общегосударственную органи­зацию.

К стр. 64

Эра канъ-хынг династии Ле — 1740—1787 гг.

Хуань Гун    персонаж из популярного на Дальнем Востоке и во Вьетнаме   китайского романа «Троецарствие».

К стр. 65

Нгуен Чай — поэт средневекового Вьетнама, крупный политический деятель (1380—1442 гг.). Участвовал в освободительной борьбе против китайских захватчиков в 1407—1427 гг. Казнен по ложному обвинению в 1442 г.

Фунг Кхак Кхоан (1528—1613) —вьетнамский писатель, политический деятель и дипломат конца XVI — начала XVII в.

К стр. 66

Зьем выонг — Яма, правитель мира теней.

Фыонг — деревня-цех или квартал-цех в сред­невековом Вьетнаме, специализирующийся на производстве и продаже определенного изде­лия.

К стр. 67

Бат-дан — чаши из обыкновенной глины.

Вазы лукбинь — «зеленая ваза», особый вид вытянутых ваз, один из наиболее популярных в украшениях интерьера.

К стр. 69

Нгуен Хоанг — основатель владения рода Нгуен на юге Дайвьета, в Дангчаунге. Правил в 1558—1613 гг.

Чинь Кием — основатель рода тюа Чинь в се­верной части Дайвьета, Дангнгоая. Правил с 1539 по 1569 г. под номинальной властью вуа из династии Поздних Ле.

Тхуанхоа — традиционное название централь­ной части Центрального Вьетнама, центром ее является г. Хюэ.

Тхуан-Куанг — сокращенное название двух ис­торических провинций Центрального Вьетнама: Тхуанхоа и Куангнам, составлявших ядро Данг-чаунга — владения Нгуенов.

Зя Лонг — название эры правления первого императора династии Нгуенов, имевшего офи­циальное имя Тхе То (Нгуен Тхе То). Все правление состояло из одной эры Зя-лонг (1802—1820 гг.), и в исторической литературе, европейской, возник обычай именовать Нгуен Тхе То (личное имя — Нгуен Фук Ань) Зя Лонгом. Эта традиция была соблюдена и при переводе данной книги.

Хюэ — город в Центральном Вьетнаме (старое название — Фусуан). В XVIIXVIII вв. был столицей Дангчаунга, большую часть XIX в. — столицей феодального Вьетнама, до 1945 г. — столицей марионеточной Империи Аннам под протекторатом Франции — части французской колониальной империи в восточной части Индо­китайского полуострова. Будучи «император­ской» столицей, Хюэ дольше остальных горо­дов сохранял старый облик.

Зядинь — историческая провинция в Южном Вьетнаме, его самая древняя часть. Иногда этим именем называли весь Южный Вьетнам в XVIIII половине XIX в.

К стр. 70

Ты Дык — название, охватывающее весь период правления императора Нгуен Зык Тонга и ставшее в европейской литературе именем этого императора. Длилась с 1847 по 1883 г.

Цин — маньчжурская династия, правившая Китаем в 1644—1911 гг.

Кхай Динь — эра правления (1916—1925 гг.) «императора» Нгуен Хоанг Тонга, марионетки при генерал-губернаторе Французского Индо­китая.

К стр. 74

Лукбат — стихотворный размер, типичный для вьетнамской поэзии.

Дацин, Цзиндачжэн — центры фарфорового производства в Китае.

К стр. 75

...союзы ста профессий — общее название для группы фыонгов. [162]

...чиновничий ранг, начиная с девятого — все вьетнамские чиновники эпохи феодализма дели­лись на девять рангов, самым низшим был девя­тый.

Тэт — праздник Нового года по лунному календарю, обычно приходится на начало февра­ля. Длится несколько дней и является основным народным праздником, во многом связан с куль­том предков.

Тхыок — мера длины, приблизительно 40 см.

Так — 1/10 тхыока, около 4 см.

Ли — около 1 мм.

К стр. 78

Г. Зядинь — г. Хошимин, бывший Сайгон.

«Кан выонг» — название массового антиколо­ниального движения в поддержку независимой монархии во Вьетнаме в конце XIX в., возглав­ленное интеллигенцией и патриотически настро­енными чиновниками.

К стр. 79

...высшее учебное заведение — университет был впервые открыт в 1906 г., но год спустя за­крыт колониальной администрацией.

...перед войной — имеется в виду первая миро­вая война 1914—1918 гг.

...аннамиты — название вьетнамцев во фран­цузской литературе колониальных времен.

К стр. 80

Большой Совет экономических и финансовых интересов Индокитая — совещательный орган при генерал-губернаторе французского Индоки­тая.

Империя Аннам — официальное название северной и центральной части Вьетнама в коло­ниальный период, «император» этой части Вьет­нама никакой реальной властью не обладал, Южная часть страны была объявлена фран­цузской колонией Кохинхиной.

К стр. 84

Намбо (Намки) — Южная часть Вьетнама. Средняя часть — Чунгбо (Чунгки), Северная — Бакбо (Бакки).

К стр. 87

Династия Чжоу — древняя китайская династия, формально правила с 1027 или с 1122 по 247 г. до н. э., но фактически уже с VIII в. до н. э. ее пред­ставители правили лишь небольшой частью Чжоуского государства, а потом утратили и эту власть.

К стр. 90

«Душа бабочки в волшебном сне» и «Трудная жизнь» — произведения Кхай Хынга, видного писателя-романтика предреволюционного Вьет­нама, члена группы «Своими силами».

К стр. 91

Верховный резидент Аннами — фактический правитель Центрального Вьетнама в колониаль­ный период.

Бао Дай — эра правления последнего предста­вителя династии Нгуенов, Нгуен Винь Тхюи, занимавшего трон марионеточного императора Аннама в 1926—1945 гг.

К стр. 97

Нгуен Тхи Хиен — партизанка, героиня войны Сопротивления французским колонизаторам (1946—1954 гг.).

Хоанг Ханъ — передовик сельскохозяйствен­ного производства.

Нго Зя Кхам — известный изобретатель пе­риода войны Сопротивления.

4-я зона — в годы войны Сопротивления вся территория Вьетнама была разделена на несколько военных зон, более крупных, чем про­винции.

К стр. 98

Чыонг Тинь (род. в 1907 г.) — Председатель Постоянного Комитета Национального Собра­ния СРВ, видный деятель рабочего и коммунисти­ческого движения во Вьетнаме.

К стр. 101

Вьетминь — сокращенное название Лиги неза­висимости Вьетнама (1941—1951 гг.), патриоти­ческой организации, руководимой вьетнамскими коммунистами.

Льенвьет — сокращенное название массового общенародного патриотического фронта, возник­шего в 1946 г. в ДРВ. В 1951 г. слился с Вьетминем, сохранив свое название, в 1955 г. преоб­разован в Отечественный фронт.

К стр. 102

...народные носильщики — движение народ­ных носильщиков в условиях горного по преиму­ществу театра военных действий, бездорожья и отсутствия транспорта сыграло огромную роль в победе вьетнамского народа; народные добро­вольцы перенесли основную массу грузов воен­ного времени.

К стр. 103

Победа под Дьенбьенфу — в мае 1954 г. войска ДРВ разгромили в этом горном районе отборные [163] части французских колониальных войск, погибло и сдалось в плен более 16 тыс. человек. По­сле падения Дьенбьенфу французское прави­тельство вынуждено было пойти на прекра­щение войны с Вьетнамом и на подписание мирных Женевских соглашений по Индокитаю (1954г.).

К стр. 104

...на Север страны для перегруппировки — по Женевским соглашениям, до проведения всеоб­щих выборов (сорванных впоследствии ставлен­никами колонизаторов) вооруженные силы ДРВ должны были быть временно отведены, в рамках перегруппировки вооруженных сил сторон, на Север страны.

К стр. 124

Чан-ву — один из почитаемых в старом Вьет­наме духов.

К стр. 127

То Ву — китайский чиновник древности, про­славившийся верностью своему императору, эпоха Западная Хань, III в. до н. э.

К стр. 129

Император. Неба — первое лицо даосской тро­ицы высших богов.

К стр. 130

Сестры Чынг — Чынг Чак и Чынг Ньи — две сестры, возглавившие восстание против китай­ских захватчиков в 40—44 гг. н. э.

Чиеу Ау — руководительница восстания против китайского правителя в 248 г. н. э.

Динъ Тиен Хоанг — основатель и первый пра­витель династии Динь, правил с 968 по 979 г. Рас­сказы из его жизни вошли во вьетнамский фоль­клор.

Ли Тхыонг Киет — знаменитый вьетнамский полководец XI в., руководитель победоносных войн с китайской империей Сун и государством Тьямпа.

Ли Тиеу Хоанг — правительница из династии Ли, последняя в роде (1224—1226 гг.).

Нго Куен-громящий разбойников Хань — име­ется в виду битва при Батьданге в 938 г. с китай­скими войсками.

Тхюи Кьеу, Ким Чаунг — герои поэмы «Стена­ния истерзанной души» Нгуен Зу.

Тхать Сань — герой одноименной анонимной вьетнамской поэмы XVIII в., бедняк, наделенный чертами эпического героя.

Ба тюа Ба — один из почитаемых духов нацио­нального пантеона, женского рода.

К стр. 132

Ван  Тиен — герой литературного произведе­ния.

К стр. 135

Кинь («горожанин») — один из этнонимов вьетнамцев, в настоящее время более употребите­лен этноним «вьет».

К стр. 137

Волшебная птица Киннари — мифический персонаж, божественная небесная музыкант­ша — киннари в индийской мифологии.

К стр. 138

Тань Хэ-Чжи — китайский правитель вьет­намских земель в 436—447 гг.

Гаруда — небесная птица-хранитель в индий­ской мифологии.

К стр. 141

...изображения собаки — у тайских народов собака была почитаемым животным и играла заметную роль в их мифологии.

...воск растворяется, и на материи остается узор — эта техника окраски широко распростра­нена у народов Индонезии и Малайзии и называ­ется батик; в континентальной Юго-Восточной Азии встречается редко.

К стр. 142

...для хранения извести — известь — один из компонентов легкого тонизирующего сред­ства — бетеля, состоящего из листьев одноимен­ного растения, плодов арековой пальмы и изве­сти, причем вместе они имеют вид пакетика из листа бетеля, который медленно жуют.

К стр. 143

Седанг, зярай... тьо-ма — горные малые наро­ды мон-кхмерской и индонезийской языковых семей.

К стр. 151

Шунг — сикомора, дерево из семейства туто­вых.

«Троецарствие» — популярный китайский ро­ман, приписываемый Ло Гуаньчжуну (приблизительно [164] 1330—1400 гг.), первые издания известны с конца XV в.

К стр. 152

Нгуен Чай провожает Фи Кханя — сюжет из истории Вьетнама XV в., когда китайские окку­панты посылали в Китай крупнейших сподвижников реформатора Хо Куй Ли, в том числе одного из наиболее известных — Нгуен Фи Кханя, наставника поэта Нгуен Чая.

К стр. 154

Ап-фить — плакат.

Да-китъ — карикатура. [165]

Сайт управляется системой uCoz