ПРИМЕЧАНИЯ
Вьетнам
— древнейшая страна Юго-Восточной
Азии, обладающая богатыми
культурными традициями. Уже в
середине I тыс. до н. э. у лаквьетов —
предков вьетнамцев существовала
своя государственность (государства
Ванланг, Аулак), сложился комплекс
религиозных верований и
эстетических норм, нашедший свое
выражение в памятниках всемирно
известной донгшон-ской культуры,
оказавшей влияние и на соседние
народы. После многих веков
независимости в
С
начала X в. вьеты восстанавливают
свою независимость, а в
XI—XIV вв. — время формирования и укрепления сильного централизованного вьетнамского государства Дайвьет при династиях Поздних Ле (1009—1226) и Чан (1226—1400). Дайвьет вел успешные войны с китайской династией Сун и расположенным южнее Дайвьета государством Тьямпа. В 1257—1288 гг. вьетнамцы вели тяжелейшие войны с огромными монголо-китайскими армиями и одержали победу. В XIII—XIV вв. в культуре ощущается усиление влияния северных, китайских, элементов, укрепляются позиции конфуцианства. XV в. начался новой тяжелой войной с войсками китайской династии Мин, стремившейся захватить Дайвьет и свергшей династию Хо (1400—1407). После победы над Китаем страна переживает экономический и культурный подъем. В восстановленном Ле Лоем, основателем династии Поздних Ле (1428—1788), централизованном феодальном государстве во второй половине XV в. в литературе и искусстве активно идет процесс синтеза с элементами конфуцианской культурной традиции. В XVI—XVII вв. происходят значительные социальные сдвиги: постепенное ослабление общинной организации деревни и связанное с ним изменение структуры класса феодалов вызывают крупные политические потрясения и значительные изменения в культуре. У власти в стране оказываются феодальные дома Чинь (на Севере) и Нгуен (на Юге), правящие от имени потерявших власть императоров династии Поздних Ле. В эти века усиливается влияние буддизма и народной традиции во всех сферах духовной жизни. С XVIII в. самостоятельным фактором культурного развития становится культура городских слоев: купцов, промышленников, ремесленников.
Конец
правлению Чиней, Нгуенов и Ле положило
победоносное крестьянское
восстание Тэй-шонов (1771—1802). С 1802 по
Колониальный
период (1885—1945) отмечен постоянно
усиливающейся борьбой вьетнамских
патриотов за восстановление
независимости. С
К стр. 18
Каменный век во Вьетнаме датируется 300—3 тыс. гг. до н. э.
К стр. 20
Французская
школа Дальнего Востока — существующее
с
Культура Донгшон датируется X—I вв. до н. э.
К стр. 22
Топор напоминает букву «У», где короткая палочка — втулка, а длинная — лезвие. Топоры бронзового века во Вьетнаме и вообще в Восточной Азии имели не проушину для ручки, как в Европе и Западной Азии, а втулку, в которую вставлялась г-образная рукоятка.
К стр. 23
Кхен — небольшой ручной орган из кокосового ореха и бамбуковых трубок, широко распространенный во Вьетнаме до сих пор.
При интерпретации сцены необходимо учитывать и неполную сохранность статуэтки.
К стр. 24
Тхыонги — общее название горных земледельческих народов ряда областей СРВ.
Тэйнгуен — горная область в центральной части СРВ.
К стр. 25
...никто не гребет.
На других барабанах есть и лодки с гребцами, а значит, интерпретация автора — не единственно возможная.
К стр. 26
Имеется
в виду борьба со вторгшимися в
Северный Вьетнам армиями
китайских династий Цинь (255—207 гг.
до н. э.) и Западной Хань (
В этот период предки вьетнамцев переходили к изготовлению железных изделий.
Северное
господство (или северная зависимость)
— период многовековой оккупации
Северного Вьетнама китайскими
империями (традиционно считается
с
Ма Юань — китайский полководец, завоевавший страну вьетов в 42—44 гг. н. э. после подавления восстания, возглавлявшегося сестрами Чынг(40—44 гг.).
Жень Янь — тайшоу (губернатор) уезда Кыутян в составе области Зяо (бывший Аулак) в 25—29 гг. н. э.
Си Гуань — тайшоу уезда Зяоти в составе области Зяо в 1/5—29 гг. н. э.
Юань — монгольская династия, правившая Китаем в 1280—1367 гг.
Чан Нян Тон — вьетнамский император (правил в 1278—1293 гг.).
Ле Нян Тон — вьетнамский император (правил в 1442—1459 гг.).
К стр. 27
Динь — общинный дом, центр общественной и религиозной жизни вьетнамской общины (религиозной жизни в той мере, в которой она была связана с духом-покровителем данной общины; буддийский культ отправлялся в буддийском храме — тюа). Самое красивое и большое здание общины, где собирались старейшины и проходили общие праздники.
К стр. 28
Выонг Ан Зыонг — основатель и правитель (выонг) лаквьетского государства Аулак в 257(?) — 207 гг. до н. э., находящегося на территории современного Северного Вьетнама.
К стр. 29
Чжао То — в ходе войны 208—207 гг. до н. э* правитель соседнего с Аулаком государства Нам-вьет, бывший китайским полководцем Чжао То, захватил Аулак.
Зяоти, Кыутян, Нятнам — три уезда, из которых состояло государство Аулак, названное после захвата его китайцами в III в. до н. э. областью Зяо.
Ши Ниеп — китайский губернатор вьето-ки-тайского происхождения, правил областью Зяо в 186—226 гг. н. э. На вьетских землях являлся монархом.
Мэнцзы
(Мэн Кэ) — древний китайский философ,
взгляды которого составили одну из
основ конфуцианства. (Жил
приблизительно в 372—289 гг. до н. э.)
[156]
Конфуцианство начало распространяться... с этого времени. — Многие исследователи относят процесс распространения конфуцианства во Вьетнаме к более позднему времени.
Династия Восточная Хань — 25—220 гг. н. э.
К стр. 30
Тиеу Тханг — в советской литературе более распространен термин хинаяна, для средних веков — теравада.
Дай Тханг — в советской литературе более распространен термин махаяна. В целом предложенная автором схема значительно упрощена.
Махаяна в форме тхиен (санскритское дхьяна, китайское чань, японское дзен) преобладала во Вьетнаме до XIV в.
Эпоха Трех государств — период в истории Китая, соответствующий 221—264 гг.
Эпоха Пяти династий — период в истории Китая, соответствующий 907—959 гг. н. э.
Гао Пянь — китайский наместник вьетских земель в 866—878 гг. н. э.
Чыонг
— мера длины, равная
К стр. 31
Ли
—династия, правившая во Вьетнаме
с 1009 по
Суй —китайская династия, 589—619 гг.
Цзяндун — одно из названий в китайской литературе областей, расположенных к югу и востоку от р. Янцзы.
Бодисатва — согласно учению буддизма махаяны, человеческое существо, познавшее истинный путь спасения и прошедшее его, достойное вступить в мир истинного знания (нирвану), г. е. в небытие, но находящееся в этом мире и оказывающее помощь другим людям в приближении к нирване. С понятием бодисатвы в мир буддизма проникла и идея помощи верующему со стороны сверхъестественных сил, не выраженная столь четко в первоначальном буддизме.
Тхап — ступа, буддийское религиозное сооружение, реликварий. Ступа не имеет помещения внутри, это — сплошной массив кладки, внутри которого замурованы те или иные реликвии Будды или выдающихся буддистов. Первоначально имела форму полушария с прямоугольным реликварием наверху, позднее обрела новые формы, у разных народов имела и имеет разную форму и декор. Вьетнамские ступы — высокие тонкие кирпичные (реже — каменные) башни, квадратные в плане, иногда одна ниша бывает сквозной.
Наньчжао (Дали) — тайское государство на средней Янцзы (в пределах современной провинции Юннань). Существовало с VI (или ранее) по XIII в., затем его владения были захвачены китайскими феодалами.
Легенда о попытке Гао Пяня «заклясть» сверхъестественные силы небесных покровителей вьетов отразила (в формах, типичных для собственно вьетских, не буддийских и не китайских, религиозных верований в духов предков, особенно предков — покровителей государства) попытки китайской администрации заменить духовное наследие вьетов китайской культурой. Примечательно, что эта легенда связана именно с Гао Пянем, одним из немногих наместников, деятельность которого принесла некоторую пользу и вьетам (совместное отражение нападений таи). Что же касается массовых находок моделей буддийских ступ, то они связаны, как и схожие глиняные плитки с изображением Будды и сцен из его жизни в Бирме в XI в. и др., с массовой пропагандой буддизма, когда изготовление таких моделей объявлялось богоугодным делом и принимало широкий размах. Вряд ли эти предметы изготовлялись по инициативе китайской администрации, но тенденция китайских авторов приписывать китайским губернаторам вьетнамские реалии, которые были слишком массовыми, чтобы их замалчивать, прослежена и на других примерах. Здесь, видимо, взаимодействовали оба указанных фактора.
К стр. 32
«Сань го чжи» — китайская хроника, описывающая события III в. н. э.
Да-ди (У Сю Цюань) — основатель и первый правитель южного китайского царства У (222—252 гг.).
К стр. 33
Чан — вьетнамская династия, 1226—1400 гг.
Хо — вьетнамская династия, 1400—1407 гг.
Нго
Куен — вьетнамский вуа (монарх),
разгромивший войска китайского
государства Южная Хань и
провозгласивший независимость
вьетнамских земель в
...
победу при Батьданге — в битве
при Бать-данге войска Нго Куена
наголову разбили китайские войска
и изгнали их из страны (
Ашока — правитель индийского государства Магадха в 268—232/3 гг. до н.э. Активный пропагандист буддизма.
Тан — императорская династия в Китае. 618—907 гг. При Танах, хотя влияние конфуцианства стало усиливаться, буддизм сохранял прочные позиции в культуре и духовной жизни.
Период
Нара — период в истории Японии,
длившейся с 710 по
Шайлендра — династия, правившая на Суматре и, в течение VIII — начала IX в., на Центральной Яве. Представители династии были активными пропагандистами буддизма, на Яве ими были построены великолепные по своим художественным достоинствам архитектурные комплексы (Боробудур и другие).
Джаяварман VII — император Камбуджадеши (кхмерской империи), правил в 1177/1181— 1220 гг., один из крупнейших политических деятелей средневековой Кампучии, религиозный реформатор, при котором у кхмеров, буддизм стал господствующей религией.
Иго — вьетнамская династия, 939—965 гг.
Динь — вьетнамская династия, 968—980 гг.
Шы куаны — удельные княжья во Вьетнаме в период апогея феодальной раздробленности (965—968 гг). Сам период раздробленности продолжался в X — первой половине XI в.
Ле Дай Хань (Ле Хоан) — основатель и первый правитель вьетнамской династии Ранних Ле. Правил в 980—1005 гг.
Хоалы — столица Дайковьета (Вьетнама) в 968—1010 гг. Расположена в гористом районе к югу от дельты Красной Реки, близ г. Ниньбиня.
Тъямское искусство — искусство тьямов, к X в. уже прошло основной период восприятия индийского влияния, в нем органически слились традиционные тьямские и индийские элементы.
К стр. 34
На севере войска династии Ли разгромили могучую армию сунских феодалов — в войне 1075—1077 гг. вьетнамские войска под командованием Ли Тхыонг Киета нанесли ряд поражений на своей и китайской территории армиям империи Сун (960—1279 гг.).
... эра правления — летосчисление в средневековом Вьетнаме; велось по двум системам — по шестидесятиричному циклу, в рамках которого каждый год имел свое обозначение, и по эрам правления, каждая из которых имела собственное неповторяющееся название (например, «эра Двукратного процветания»). Эра правления могла содержать от одного до 20 (редко более) лет, и менялась в связи с изменением монарха (как правило, но не обязательно), с изменением положения в стране, которое оценивалось исходя из реальных и религиозных соображений и т. п. На правление одного вуа могла приходиться одна или несколько эр правления. Эра правления делилась на годы, нумеровавшиеся последовательно.
...Кан
Дык — личное имя императора Ли
Нян Тона, правившего с 1072 по
К стр. 35
Ли
Као Тон — вьетнамский император,
правил с 1175 по
... великие победы над войсками захватчиков — в 1258—1288 гг. вьетнамский народ трижды разгромил огромные монголо-китайские армии, насчитывавшие сотни тысяч воинов.
...агрессии
китайских феодалов — в
К стр. 36
Ден — поминальный храм предков данного рода или семьи. В зависимости от богатства и социального положения владельцев варьировался от небольшой модели дома, стоящего на столбе и содержащего внутри табличку с именем, играющей роль алтаря, до большого здания. Дены (большие здания) наряду с буддийскими храмами — тюа, динями и конфуцианскими миеу — образуют комплекс храмовой архитектуры Вьетнама.
Ле
Ван Хыу — вьетнамский летописец XIII
в., автор созданных в
... прошло два года — то есть наступил 1011 год.
Будда Амитабха — один из десяти Будд, непосредственно предшествовавших Будде Шакья-муни, последнему из Будд, пребывавших в этом мире, и жившему, согласно традиции, в 623— 543 гг. до н. э. Грядущий Будда, которому суждено, согласно доктрине, прийти в этот мир, — Будда Майтрейя.
К стр. 37
Архат — согласно буддийской идеологии, человек, достигший истинного знания, позволяющего выйти из цепи перерождений и перейти в мир Будды из этой жизни, сансары, но еще живущий физически в этом мире, обычно ни с кем в нем не общаясь.
Тхем — каменное или глинобитное возвышение у дома (обычно богатого), типа веранды.
Камбуджадеша
(Ангкорская империя) — одна из
величайших империй средневекового
Востока, созданная кхмерами в
Храм Зиен-хыу — Храм на одном столбе построен в XI в. в Ханое.
Ли Тхан Тон — вьетнамский император, правил в 1128—1138 гг.
Куан-ам (кит. Гуанинь) — бодисатва Авалоки-тешвара, чрезвычайно популярный во Вьетнаме и на Дальнем Востоке; среди его многочисленных воплощений и ипостасей есть и мужские, и женские, и неопределенные по полу.
... был воплощением Будды Шакьямуни — вьетнамский буддизм направления тхиен, еще почти не изученный, имел ряд положений, отличных от положений более массовых школ. В частности, распространенная в Юго-Восточной Азии концепция бога-царя привела здесь (в рамках буддийской концепции о перерождении) к отождествлению монарха с высшим для буддиста религиозным авторитетом — последним из Будд, воплотившимся в этом мире в человеческий образ — Буддой Шакьямуни.
К стр. 39
Нгуен
— последняя династия
феодального Вьетнама. Первые
Нгуены правили в XVII—XVIII вв. на юге
страны как династия потомственных
главнокомандующих (тюа). С
Чан Тхай Тон — вьетнамский император, правил в 1226—1258 гг.
К стр. 40
Тюа Чинь Чанг — тюа северной части страны, Дангнгоая, принадлежали к династии Чинь. Чини и Нгуены были самостоятельны, но номинально подчинялись императорам (вуа) из династии Поздних Ле, живших в Тханглаунге под контролем Чиней. Чинь Чанг правил в 1623—1657 гг.
Военачальник
Ляо Шэн — крупный сановник
династии Мин, один из командующих
войсками в войне 1407—1427 гг. Погиб во
Вьетнаме в
К стр. 41
Тхи Кинь — добродетельная женщина, монахиня, якобы жившая во Вьетнаме в средние века.
Хо-фап, Ким-кыонг — дхармапалы, «стражи Будды» или «стражи закона Будды», божества-охранители в буддизме; изображались во Вьетнаме в виде воинов.
Тиенг-выонг — небесный правитель, Деварад-жа, Царь богов во вьетнамском буддизме.
Тон-зя — буддийские святые (ученики Будды, прославленные учителя и др.)
Тян-зунг — статуи конкретных людей, способствовавших распространению или укреплению буддизма во Вьетнаме, отличавшихся буддистскими добродетелями, строивших храмы и т. д.
Шуцзин — древнекитайское собрание текстов, первоначально имевших ритуальный характер или приобретших его впоследствии.
«Киет-зя» и другие — канонические позы изображений Будды (в данном случае — сидящего), каждой из которых соответствовало определенное состояние духа Будды, передававшееся через созерцание этой позы верующему.
К стр. 42
Тхиен Ши — человек, имевший религиозные добродетели, муж Тхи Кинь до ее ухода в монахи.
К стр.43
Дунхуан — раннесредневековый монастырь в западной части КНР, в замурованных пещерах которого в XX веке было открыто много древних документов. Известен также настенными росписями, отразившими смешение западных и восточных влияний.
Каталанг — общее название небесных музыкантов — киннари.
К стр. 44
дерево Бодхи — Ficus religiosa — дерево, под которым, согласно традиции, Будда предавался аскетическим подвигам и под которым ему открылось истинное знание, наступило Просветление.
Чакиеу — современное название тьямского храмового комплекса в Центральном Вьетнаме, близ старой тьямской столицы г. Индрапура. Основные памятники в Чакиеу относятся к IV—VII вв.
К стр. 45
Дан — старинный струнный вьетнамский инструмент.
Ламшон — деревня в Северном Вьетнаме (провинция Тхань-хоа), родина полководца Ле Лоя, основателя династии Поздних Ле, правил в 1428—1433 гг. При Поздних Ле стала священным городом, номинально — второй столицей государства и местом погребения всех императоров династии. В Ламшоне (ставшем называться [159] Ламкинь) возникли важнейшие храмовые и погребальные комплексы XVI—XVIII вв. К стр. 46
Чан
Нге Тон — вьетнамский император,
формально правил с 1370 по
Чжоу Гун, Хо Гуан, Чжугэ Лян — персонажи, заимствованные из китайской литературы, образы верных помощников императора.
...
То Хиен Тхань помогает Ли Као
Тонгу — То Хиен Тхань — один из
высших сановников Дайвьета в 60—70-х
гг. XII в. В
К стр. 47
Сун — императорская династия в Китае, 960—1279 гг.
К стр.50
Ле
Шо, или первые Поздние Ле — период
правления Поздних Ле между
основанием династии в
Ле Мат, или вторые Поздние Ле — период, когда у власти номинально стояли представители династии Поздних Ле (1530—1789 гг.), но фактическая власть была поделена между родами Мак, Чинь и Нгуен (с начала XVII в. — практически только между родами Чинь и Нгуен).
Вандон — небольшой остров и порт на нем близ устья северного протока Красной Реки в ее дельте. В средние века был основным портом для иноземной торговли в Северном Вьетнаме.
..Хо
Куи Ли — крупный политический
деятель конца XIV —начала XV в.,
основатель династии Хо (1400—1407 гг.).
В 80-х гг. XIV в. начал проведение
крупных реформ, направленных на
ограничение власти крупных
феодалов. Реформы вызвали
ожесточенное сопротивление при
дворе и острую политическую борьбу,
в ходе которой Хо Куй Ли сверг
династию Чан (
Ле
Тхань Тон — вьетнамский
император, правил с 1460 по
Четверокнижие и Пятикнижие — Четверокни-жие (Сышу) — первая часть конфуцианского канона (содержит «Мэнцзы», «Да-сюэ», «Лунь-юй» и Чжун-юн»); Пятикнижие (Уцзин) следующая часть канона (содержит Шицзин, Шуцзин и др.); всего он состоит из тринадцати книг.
Бать-зя ти-ты («чжуцы байцзя») — общее название в старой конфуцианской литературе философских работ и трактатов по отдельным проблемам.
Чинь Тю (Чэн и Чжу) — китайские философы-неоконфуцианцы братья Чэн (Чэн Хао, 1032— 1085 гг. и Чэн И, 1033—1107 гг.) и Чжу Си (1130—1200гг.)
К стр.51
...десять
лет войны Сопротивления войскам
династии Мин — имеется в виду
война вьетнамского народа в 1418—1427
гг. под руководством полководца Ле
Лоя против войск китайской династии
Мин, вторгшихся во Вьетнам в
...могилы в Ламшоне — комплекс мавзолеев вуа династии Поздних Ле в Ламшоне.
Чинь — династия наследственных главнокомандующих — тюа, фактических правителей Дангнгоая в 1539—1787 гг.
...наиболее жестокие люди — то есть плохие буддисты, нарушившие одно из основных положений буддийской доктрины — о ненанесении вреда живым существам.
Чинь
Кыонг — тюа из династии Чинь,
правил с 1709 (фактически — с 1704) по
Чинь
Зянг — тюа из династии Чинь,
правил с 1729 по
К стр. 53
Ламкинь — название Ламшона при Поздних Ле, после провозглашения его священной столицей Дайвьета.
Ли
Ань Тон — вуа из династии Поздних
Ле, правил с 1138 по
К стр. 54
Лыонг
Дак Банг — вьетнамский вельможа
при дворе Поздних Ле, возглавил
заговор, повлекший за собой
убийство в
Туенкуанг
— горный район в северной части
Северного Вьетнама.
Ле
Тыонг Зык — вьетнамский
император, правил [160] с 1510
по
Ву
Ни То — выдающийся архитектор
средневекового Вьетнама.
Потомственный строитель, он
привлек внимание двора в начале
правления Ле Тыонг Зыка. По его
проекту и под его руководством
началось строительство
уникального обширного дворцового
комплекса «Зал для аудиенций со
ста крышами». Уже в начале
строительства в
Мак
— вьетнамский феодальный род,
присвоивший себе в
Мак
Данг Зунг — глава рода Мак,
провозгласивший себя императором
в
Вьетбак — обширный горный район в Северном Вьетнаме, расположен к северу от Ханоя вплоть до китайской границы.
К стр. 55
...река
Зянъ стала границей между ними — с
Нгуен Конг Ханг — премьер-министр Данг-нгоая при тюа Кыонге в начале XVII века, своей реформаторской и административной деятельностью сумевший на определенное время укрепить власть феодалов Дангчаунга.
Ли
Би (Ли Бон) — крупный сановник в
области Зяо, возглавивший
освободительное восстание против
китайских губернаторов в
Чиеу
Куанг Фук — вьетнамский
полководец VI в., преемник Ли Би,
правил Вансуаном с 548 по
Ли Фук Ман — как Чиеу Куанг Фук, один из сподвижников Ли Би в его борьбе за восстановление вьетнамской государственности в середине VI в.
Ли
Фат Ты —— последний правитель
династии Ранних Ли, правил с 571 по
Чан Хынг Дао (1226—1300 гг.) — выдающийся вьетнамский полководец, организатор победоносного военного сопротивления монго-ло-китайским войскам в 1258—1288 гг. В средние века почитался как дух — покровитель армии и военного дела. Автор военного устава и ряда прозаических и стихотворных сочинений.
Эра правления винь хыу династии Поздних Ле— 1735—1740 гг.
...дерево лим — так называемое «железное» дерево, обладающее очень плотной древесиной.
К стр.56
Мак
Фук Нгуен — член дома Мак, правил
во владениях Маков с 1546 по
Чинь Так — тюа из рода Чинь, фактический правитель Дангнгоая в 1657—1682 гг.
Тэйшоны
— восставшие в
К стр. 57
Тэй Тхиен Донг-до Вьет нам лить дай то — статуя относится к группе изображений архатов, во вьетнамской традиции символизирует первых проповедников буддизма во Вьетнаме.
К стр. 58
Поэма «Киеу» — одно из величайших произведений вьетнамской литературы, созданное поэтом Нгуен Зу (1765—1820 гг.). Она обычно называется по именам главных героев «Ким, Ван, Киеу», хотя данное автором название — «Стенания истерзанной души». Поэма посвящена тяжелой и страшной судьбе девушки Киеу, которой, несмотря на жестокие испытания, удалось сохранить чистоту и благородство.
Нгуен Зу — автор поэмы «Киеу» (1765— 1820 гг.), один из крупнейших поэтов традиционной вьетнамской литературы.
Рахула — по буддийской традиции, сын и последователь Будды Шакьямуни, один из святых буддийской религии.
К стр. 59
Будда-аскет
в Гималаях — согласно биографии
Будды Шакьямуни, он значительную
часть своей жизни предавался
аскетическим подвигам. Статуя
изображает его в то время, когда он
жил в Гималаях как аскет. [161]
К стр. 60
Императрица
Зиеу Виен — жена императора Ле
Ням Тонга, находившегося на троне с
1643 по
Чинь
Чанг — тюа из рода Чинь, правил с
1623 по
К стр. 62
...слепо следовали древним установлениям — имеются в виду древнекитайские классические образцы.
К стр. 63
Ван
Тун — один из полководцев армии
китайской династии Мин,
вторгшейся в Дайвьет в
Тхиеу-бинь
— одна из эр правления вьетнамского
императора Ле Тхай Тонга (1433—1442 гг.),
длилась с 1434 по
Кхонг Минь Кхонг, т. е. Ли Куок-шы — вьетнамский буддийский монах эпохи династии Ли, носил титул «куокши», высший титул в иерархии вьетнамской буддийской сангхи в XI—XII вв., когда она имела общегосударственную организацию.
К стр. 64
Эра
канъ-хынг династии Ле — 1740—1787 гг.
Хуань Гун — персонаж из популярного на Дальнем Востоке и во Вьетнаме китайского романа «Троецарствие».
К стр. 65
Нгуен
Чай — поэт средневекового
Вьетнама, крупный политический
деятель (1380—1442 гг.). Участвовал в
освободительной борьбе против
китайских захватчиков в 1407—1427 гг.
Казнен по ложному обвинению в
Фунг Кхак Кхоан (1528—1613) —вьетнамский писатель, политический деятель и дипломат конца XVI — начала XVII в.
К стр. 66
Зьем выонг — Яма, правитель мира теней.
Фыонг — деревня-цех или квартал-цех в средневековом Вьетнаме, специализирующийся на производстве и продаже определенного изделия.
К стр. 67
Бат-дан — чаши из обыкновенной глины.
Вазы лукбинь — «зеленая ваза», особый вид вытянутых ваз, один из наиболее популярных в украшениях интерьера.
К стр. 69
Нгуен Хоанг — основатель владения рода Нгуен на юге Дайвьета, в Дангчаунге. Правил в 1558—1613 гг.
Чинь
Кием — основатель рода тюа Чинь в
северной части Дайвьета,
Дангнгоая. Правил с 1539 по
Тхуанхоа — традиционное название центральной части Центрального Вьетнама, центром ее является г. Хюэ.
Тхуан-Куанг — сокращенное название двух исторических провинций Центрального Вьетнама: Тхуанхоа и Куангнам, составлявших ядро Данг-чаунга — владения Нгуенов.
Зя Лонг — название эры правления первого императора династии Нгуенов, имевшего официальное имя Тхе То (Нгуен Тхе То). Все правление состояло из одной эры Зя-лонг (1802—1820 гг.), и в исторической литературе, европейской, возник обычай именовать Нгуен Тхе То (личное имя — Нгуен Фук Ань) Зя Лонгом. Эта традиция была соблюдена и при переводе данной книги.
Хюэ
— город в Центральном Вьетнаме (старое
название — Фусуан). В XVII—XVIII вв. был
столицей Дангчаунга, большую часть XIX
в. — столицей феодального Вьетнама,
до
Зядинь — историческая провинция в Южном Вьетнаме, его самая древняя часть. Иногда этим именем называли весь Южный Вьетнам в XVIII—I половине XIX в.
К стр. 70
Ты
Дык — название, охватывающее
весь период правления императора
Нгуен Зык Тонга и ставшее в
европейской литературе именем
этого императора. Длилась с 1847 по
Цин — маньчжурская династия, правившая Китаем в 1644—1911 гг.
Кхай Динь — эра правления (1916—1925 гг.) «императора» Нгуен Хоанг Тонга, марионетки при генерал-губернаторе Французского Индокитая.
К стр. 74
Лукбат — стихотворный размер, типичный для вьетнамской поэзии.
Дацин, Цзиндачжэн — центры фарфорового производства в Китае.
К стр. 75
...союзы
ста профессий — общее название
для группы фыонгов. [162]
...чиновничий ранг, начиная с девятого — все вьетнамские чиновники эпохи феодализма делились на девять рангов, самым низшим был девятый.
Тэт — праздник Нового года по лунному календарю, обычно приходится на начало февраля. Длится несколько дней и является основным народным праздником, во многом связан с культом предков.
Тхыок
— мера длины, приблизительно
Так
— 1/10 тхыока, около
Ли
— около
К стр. 78
Г. Зядинь — г. Хошимин, бывший Сайгон.
«Кан выонг» — название массового антиколониального движения в поддержку независимой монархии во Вьетнаме в конце XIX в., возглавленное интеллигенцией и патриотически настроенными чиновниками.
К стр. 79
...высшее
учебное заведение — университет
был впервые открыт в
...перед войной — имеется в виду первая мировая война 1914—1918 гг.
...аннамиты — название вьетнамцев во французской литературе колониальных времен.
К стр. 80
Большой Совет экономических и финансовых интересов Индокитая — совещательный орган при генерал-губернаторе французского Индокитая.
Империя Аннам — официальное название северной и центральной части Вьетнама в колониальный период, «император» этой части Вьетнама никакой реальной властью не обладал, Южная часть страны была объявлена французской колонией Кохинхиной.
К стр. 84
Намбо (Намки) — Южная часть Вьетнама. Средняя часть — Чунгбо (Чунгки), Северная — Бакбо (Бакки).
К стр. 87
Династия
Чжоу — древняя китайская
династия, формально правила с 1027
или с 1122 по
К стр. 90
«Душа бабочки в волшебном сне» и «Трудная жизнь» — произведения Кхай Хынга, видного писателя-романтика предреволюционного Вьетнама, члена группы «Своими силами».
К стр. 91
Верховный резидент Аннами — фактический правитель Центрального Вьетнама в колониальный период.
Бао Дай — эра правления последнего представителя династии Нгуенов, Нгуен Винь Тхюи, занимавшего трон марионеточного императора Аннама в 1926—1945 гг.
К стр. 97
Нгуен Тхи Хиен — партизанка, героиня войны Сопротивления французским колонизаторам (1946—1954 гг.).
Хоанг Ханъ — передовик сельскохозяйственного производства.
Нго Зя Кхам — известный изобретатель периода войны Сопротивления.
4-я зона — в годы войны Сопротивления вся территория Вьетнама была разделена на несколько военных зон, более крупных, чем провинции.
К стр. 98
Чыонг
Тинь (род. в
К стр. 101
Вьетминь — сокращенное название Лиги независимости Вьетнама (1941—1951 гг.), патриотической организации, руководимой вьетнамскими коммунистами.
Льенвьет
— сокращенное название
массового общенародного
патриотического фронта, возникшего
в
К стр. 102
...народные носильщики — движение народных носильщиков в условиях горного по преимуществу театра военных действий, бездорожья и отсутствия транспорта сыграло огромную роль в победе вьетнамского народа; народные добровольцы перенесли основную массу грузов военного времени.
К стр. 103
Победа
под Дьенбьенфу — в мае
К стр. 104
...на Север страны для перегруппировки — по Женевским соглашениям, до проведения всеобщих выборов (сорванных впоследствии ставленниками колонизаторов) вооруженные силы ДРВ должны были быть временно отведены, в рамках перегруппировки вооруженных сил сторон, на Север страны.
К стр. 124
Чан-ву — один из почитаемых в старом Вьетнаме духов.
К стр. 127
То Ву — китайский чиновник древности, прославившийся верностью своему императору, эпоха Западная Хань, II—I в. до н. э.
К стр. 129
Император. Неба — первое лицо даосской троицы высших богов.
К стр. 130
Сестры Чынг — Чынг Чак и Чынг Ньи — две сестры, возглавившие восстание против китайских захватчиков в 40—44 гг. н. э.
Чиеу
Ау — руководительница восстания
против китайского правителя в
Динъ
Тиен Хоанг — основатель и первый
правитель династии Динь, правил с
968 по
Ли Тхыонг Киет — знаменитый вьетнамский полководец XI в., руководитель победоносных войн с китайской империей Сун и государством Тьямпа.
Ли Тиеу Хоанг — правительница из династии Ли, последняя в роде (1224—1226 гг.).
Нго
Куен-громящий разбойников Хань — имеется
в виду битва при Батьданге в
Тхюи Кьеу, Ким Чаунг — герои поэмы «Стенания истерзанной души» Нгуен Зу.
Тхать Сань — герой одноименной анонимной вьетнамской поэмы XVIII в., бедняк, наделенный чертами эпического героя.
Ба тюа Ба — один из почитаемых духов национального пантеона, женского рода.
К стр. 132
Ван Тиен — герой литературного произведения.
К стр. 135
Кинь («горожанин») — один из этнонимов вьетнамцев, в настоящее время более употребителен этноним «вьет».
К стр. 137
Волшебная птица Киннари — мифический персонаж, божественная небесная музыкантша — киннари в индийской мифологии.
К стр. 138
Тань Хэ-Чжи — китайский правитель вьетнамских земель в 436—447 гг.
Гаруда — небесная птица-хранитель в индийской мифологии.
К стр. 141
...изображения собаки — у тайских народов собака была почитаемым животным и играла заметную роль в их мифологии.
...воск растворяется, и на материи остается узор — эта техника окраски широко распространена у народов Индонезии и Малайзии и называется батик; в континентальной Юго-Восточной Азии встречается редко.
К стр. 142
...для хранения извести — известь — один из компонентов легкого тонизирующего средства — бетеля, состоящего из листьев одноименного растения, плодов арековой пальмы и извести, причем вместе они имеют вид пакетика из листа бетеля, который медленно жуют.
К стр. 143
Седанг, зярай... тьо-ма — горные малые народы мон-кхмерской и индонезийской языковых семей.
К стр. 151
Шунг — сикомора, дерево из семейства тутовых.
«Троецарствие» — популярный китайский роман, приписываемый Ло Гуаньчжуну (приблизительно [164] 1330—1400 гг.), первые издания известны с конца XV в.
К стр. 152
Нгуен Чай провожает Фи Кханя — сюжет из истории Вьетнама XV в., когда китайские оккупанты посылали в Китай крупнейших сподвижников реформатора Хо Куй Ли, в том числе одного из наиболее известных — Нгуен Фи Кханя, наставника поэта Нгуен Чая.
К
стр. 154
Ап-фить
— плакат.
Да-китъ
— карикатура. [165]