ГЛАВА
I
ПЕРВОБЫТНАЯ
ЭПОХА И БРОНЗОВЫЙ ВЕК
ПЕРВОБЫТНАЯ
ЭПОХА
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
Изобразительное искусство в первобытном прошлом Европы достигло наивысшего расцвета во времена позднего палеолита. Памятники палеолита, обнаруженные к настоящему времени во Вьетнаме, на горе До (Тханьхоа), Чунг-дой или Иенлыонг (Ниньбинь), не столь значительны, особенно с точки зрения искусства. Памятники изобразительного искусства, относящиеся к неолиту, имеют очень примитивный характер, например в Нака (Бактхай) и Донгное (Намха). Поэтому мы не подразделяем, как обычно, каменный век на периоды, а рассматриваем его в целом, выделяя особенности, характерные для нашей страны этого периода.
Переход от простейших палеолитических орудий, которые были еще крайне примитивны, к ручному топору, подобному найденным в Тхиеузыонге (Тханьхоа), характеризуется стремлением найти наиболее удобную форму орудий. Некоторые виды орудий имели уже вполне устойчивые формы. Это обстоятельство свидетельствует об опытности тех, кто их изготовлял.
Ко времени хоабиньской культуры, типичной для мезолита Вьетнама и бакшон-ской культуры, типичной для неолита, искусство обработки камня стало носить более творческий характер. Каменные орудия, имевшие общие формы и фактически универсальный характер, сменились специализированными орудиями. Каждое орудие приобрело свою, специфическую форму и применялось в определенных видах работ: каменные и костяные топоры, костяные иглы для шитья. Внешний вид этих изделий свидетельствует о том, что их создатели не только заботились об их практическом применении, но придавали им и эстетическое значение.
Среди орудий позднего неолита есть такие, которые имеют важное значение как в плане истории вообще, так и в плане истории искусства в частности. Это лезвия каменных топоров, многими археологами называемые плечиковыми топорами или топорами с черенками. Они имели большое распространение в нашей стране в период позднего неолита. Специфическая форма и тщательность обработки этого вида топоров изумляли многих археологов.
Памятники каменного века* в нашей стране были обнаружены не только в горах, лесах и на равнинах. Многие из них были найдены в речных долинах и на морском побережье — в Тхиеузыонге (Тханьхоа), Дабуте (Хоабинь), Вандиене (Тханьчи, Ханой), Халонге (Куангнинь) и т. д. Это свидетельствует о том, что первобытный человек во Вьетнаме жил не только охотой, как во многих других странах, но и ловлей рыбы, крабов, креветок, улиток и т. д. Найденные жернова позволяют судить об употреблении первобытными [18] людьми зерновых культур. В пещерах, служивших убежищем для первобытного человека в нашей стране, изображений зверей значительно меньше, чем, скажем, в Европе и Африке, очевидно, они не играли первостепенной роли в его жизни.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КАМЕННОМ ВЕКЕ
До настоящего времени в нашей стране пока не найдено рисунков на камне или высеченных на нем изображений, которые имели бы достаточно высокий художественный уровень. Почти все они весьма примитивны, среди них изображения трех человеческих лиц, найденные в Донгное (Намха), изображение человеческого лица в Нака (Бактхай). В Донгное, кроме изображений людей, найдено также изображение головы животного неустановленного вида. Это единственное изображение животного каменного века, обнаруженное к настоящему времени.
Изображения людей выглядят крайне наивно, как будто их рисовал согласно своим представлениям трех- или четырехлетний ребенок, впервые взявший в руки уголь. Обращает на себя внимание такая деталь: на головах у людей, изображения которых находятся в Донгное, имеются разветвления, похожие на букву «У». Неясно, что они символизируют. Не являются ли эти примитивные линии воспроизведением головного убора из перьев птиц, который можно видеть на изображениях людей на бронзовых барабанах из Нгоклу и других предметах донгшонского периода? Трудно объяснить, почему памятники изобразительного искусства каменного века столь примитивны, в то время как в последующий период донгшонская культура достигает очень высокого уровня. Эта проблема требует длительного исследования, тщательного изучения новых находс открытий археологов.
Умение употреблять зерновые злаки в пищу произвело переворот в первобытном обществе. Не оно ли обеспечило возможность для людей оседлого существования, изменило их образ жизни и орудия, которыми они до сих пор пользовались? Каменные орудия уже недостаточны для повседневной жизни. Людям необходимы какие-то сосуды, горшки и кувшины, чтобы варить и хранить в пищу. В нашей стране начали очень рано изготовлять глиняную посуду. Начало изготовления глиняной посуды — чрезвычайно важное событие в жизни первобытного человека. Благодаря ему у наших предков создались и условия для развития орнаментации изделий.
С далеких первобытных времен в нашей стране было развито плетение. Первые люди, изготовлявшие глиняную посуду и еще не знавшие гончарного круга, делали плетенки в виде горшков и кувшинов, а затем обмазывали их толстым или тонким слоем глины. Когда глина подсыхала, осуществляли обжиг и выжигали плетенку. В Минькаме (около Лангшона), Баучо (Куангбинь) и в других местах находили куски глины со следами плетенки. В начальный период изготовления глиняной посуды первобытные люди во Вьетнаме нашли наиболее рациональную форму крынок, кувшинов и горшков. Современная глиняная посуда не слишком отличается от той, что изготовлялась в те далекие времена.
Плетенка, отпечатавшаяся на кувшм превращается в своеобразный орнамент. Когда технический уровень гончаров стал довольно высоким, люди перестали использовать плетенку, однако, в силу [19] привычки и художественных потребностей, они начали рисовать орнамент, имитируя следы плетенки. Поэтому вначале орнамент на глиняной посуде в первобытную эпоху по форме похож на плетенку. Постепенно этот орнамент становится более разнообразным, например двойная линия в виде волн (фрагмент сосуда, найденный в Кхетонге — Куан-гбинь), в форме буквы «Z», в форме плетенки (фрагмент сосуда из Тегень — Ниньбинь), в форме волчьего зуба (обнаружен во многих местах) и др.
На глиняной посуде, которая была найдена в Тхиеузыонге, а недавно (1968) в Фунгнгуене и Гобонге (Виньфу), мы встречаем орнамент, позднее очень распространенный на донгшонской меди. Это орнамент в виде буквы «S» и в виде соприкасающихся кругов.
Орнамент, нанесенный плетенкой, штампованный орнамент, орнамент в виде буквы «S» и в форме соприкасающихся кругов специфичны для орнаментации глиняной посуды во Вьетнаме.
Итак, в каменном веке во Вьетнаме не было значительных произведений искусства, однако среди каменных орудий выделяются плечиковые топоры, а на глиняной посуде сложился весьма характерный орнамент.
БРОНЗОВЫЙ
ВЕК. ДОНГШОНСКОЕ ИСКУССТВО
ОТКРЫТИЕ БРОНЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ
В 1924 году один наш соотечественник, ловивший рыбу на берегу реки Ма у деревни Донгшон (Тханьхоа), неожиданно нашел куски меди, которые были вымыты из земли потоками воды. Он продал свою находку Пажо, французскому чиновнику в провинции Тханьхоа. Узнав об этой новости, Французская школа Дальнего Востока (ФШДВ)* поручила Пажо провести археологические раскопки в Донгшоне. Пажо ничего не понимал в археологии, поэтому его раскопки свелись к «рытью земли в поисках золота». В результате было найдено множество бронзовых и других предметов, но раскопки велись беспорядочно, ненаучными методами, поэтому не было сделано точных выводов относительно датировки находок. Однако всеобщее внимание вызвал тот факт, что в числе найденных предметов были маленькие бронзовые барабаны и лезвия топоров особенной формы, великолепно орнаментированные. Орнаменты на лезвиях топоров походили на орнаменты на древних предметах, принадлежавших одному коллекционеру-французу который собирал их, но не знал их происхождения. Стиль орнамента найденных предметов был идентичен стилю орнамента двух больших бронзовых барабанов, обнаруженных в начале этого века: одного из селения мыонгов на берегу реки Да и другого из храма Нгоклу, что в Намха.
Несмотря на отсутствие датировки найденных бронзовых предметов, стало ясно, что в нашей стране была открыта своеобразная бронзовая культура с чрезвычайно высоким для того времени уровнем искусства. Ученые назвали эту культуру донгшонской*.
Вслед
за Пажо в 1929 году Французская
школа Дальнего Востока направила
В. В. Голубева для организации
раскопок. В 1934—1935 годах этот институт
пригласил шведского специалиста-археолога
О. Йенса возглавить проведение
раскопок в районе Донгшона. [20] Раскопки
велись по научным методам и были
весьма успешными, однако О. Йене
многие ценные находки передал жене,
которая продала их музеям Европы и
Америки. Помимо этого, немало ценных
находок вывезли и французские
колонизаторы, когда они были вынуждены
покинуть нашу страну.
Основываясь
на документальных исследованиях,
В. В. Голубев и О. Йене написали ряд
статей по донгшонской культуре,
которые нашли отклик в кругах
археологов и историков всего мира.
С
того времени было найдено множество
бронзовых барабанов и других
предметов, относящихся к
донгшонской культуре. Наиболее
типичными для нее являются
бронзовые барабаны. В 1937 году был
обнаружен большой барабан в
Хоангха (Хатэй), в 1959 году в Фузюи (Хатэй)
и еще один в Матшоне, в 1961 году в
Вьеткхе (Хайфон), в 1963 в Нуйнапе (Тханьхоа)
и др. Если считать и маленькие
бронзовые барабаны, найденные в
нашей стране, то их количество
превосходит все, обнаруженные где-либо
еще.
В
1960 году в Даотхине (Иеыбай) был
найден бронзовый чан высотой 80
сантиметров. На его поверхности
нанесен орнамент с изображением
лодок и птиц, как и на бронзовых
барабанах. На крышке чана —
маленькие парные фигурки мужчин и
женщин в момент совокупления.
Одновременно
с находками памятников
донгшонской культуры в нашей
стране в соседних странах также
были найдены памятники этого
периода. Однако север нашей страны
по-прежнему остается местом
сосредоточения наиболее древних и
наиболее многочисленных
памятников этой культуры.
В
настоящее время у нас достаточно
доказательств, свидетельствующих о
том, что носителями донгшонской
культуры были обитатели Северного
Вьетнама, жившие там до нашей эры, а
не какой-то другой народ. Этими
обитателями являлись лаквьеты,
предки вьетнамцев. Обычаи, образ
жизни, отображенные в памятниках
Донгшона, найденных у нас, ныне еще
можно увидеть у мыонгов,
родственной ветви киней (вьетов).
С
точки зрения искусства донгшонскую
бронзу можно разделить на три вида:
1. Орудия повседневного обихода. 2.
Украшения и произведения искусства.
3. Бронзовые барабаны и чаны.
ОРУДИЯ
ПОВСЕДНЕВНОГО ОБИХОДА
Найденные
к настоящему времени орудия
повседневного обихода, относящиеся
к донгшонской культуре, довольно
многочисленны. Это бронзовые баки,
основания ламп, сосуды для
кипячения воды и более мелкие
предметы, такие, как кинжалы,
пряжки поясов и пр. Наши предки жили
уже цивилизованной жизнью.
Среди
находок много бронзовых баков,
одни в виде цилиндра с двумя ушками,
другие в виде перевернутого усеченного
конуса с плоским отогнутым венчиком.
Баки украшены орнаментом на
стенках или на венчике. Кроме
геометрического орнамента,
встречается орнамент в виде
соприкасающихся окружностей. Этот
орнамент очень часто повторяется
на донгшонских бронзовых предметах,
бронзовых барабанах, чанах.
В Историческом музее имеется круглый чайник, сделанный в виде птицы. На носике чайника изображена голова птицы с длинным клювом. Отличительной особенностью является то, что на носике чайника, помимо головы птицы, изображены три человека, сидящие на корточках. Сидящий впереди держит руки на уровне груди, его волосы сложены в шиньон на затылке, голова обвязана, в ушах серьги, на нем набедренная [21] повязка, ноги босые. На заднем плане два других человека сидят в одинаковых позах. Хотя фигурки маленькие, можно разглядеть их форму и почувствовать настроение. Манера сидеть, одеваться, элементы одежды и пр. имеют четкий этнический характер. Другие статуэтки донгшонской культуры изображают тот же тип.
Еще одна небольшая по размеру находка, хранящаяся в настоящее время в Историческом музее Ханоя, по нашему мнению, имеет важное значение для изучения человека той эпохи. Это рукоятка кинжала в форме человека. С точки зрения искусства она уступает орнаменту на бронзовом барабане из Нгоклу, однако, представляя собой этнографический материал, она позволяет нам более полно судить о женской одежде и нарядах донгшонского периода. Художник изобразил стоящую женщину, ее руки прижаты к бедрам, сплетенные в косу волосы выпущены на затылок, голова повязана платком, так что волосы держатся над ним. В мочках ушей большие серьги, на каждом запястье по браслету. Вся одежда состоит из набедренной повязки в виде буквы «Т». У фигурки округлые груди. На удлиненном лице два круглых глаза, которые будто смотрят на что-то, находящееся перед ними. Несмотря на примитивность этого произведения древности, можно видеть, что автор стремился выразить определенные ощущения.
Своеобразным памятником донгшонского периода является бронзовый изогнутый втульчатый топор в форме ножа «сен». Этот топор* похож на нож, которым ремесленники обрабатывают кожу, и, если смотреть на него сбоку, напоминает башмак. Его особенность заключается в том, что по отношению к рукоятке лезвие прикреплено наклонно. И это делает его форму кривой. По словам одного нашего археолога, «основываясь только на форме такого топора, уже можно сделать вывод о том, что он — результат весьма высокого уровня искусства и своеобразной эстетики...»[1]
На
лезвиях и на втулках бронзовых
топоров, как правило, был нанесен
орнамент. Его составляют
танцующие люди, одетые в птичьи
перья, крокодилы со свернутым в
клубок хвостом, которых многие
историки считают тотемом лаквьетов.
Хотя чаще всего каждый предмет не
превышает
Что касается оружия, то можно добавить множество разнообразных форм копий и кинжалов, бронзовые наконечники стрел, бронзовые шлемы и латы. На бронзовых латах нанесен орнамент, типичный для донгшонской культуры.
УКРАШЕНИЯ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА
Народ, проявляющий вкус в изготовлении утилитарных вещей, уделял большое внимание и предметам украшения. Бронзовые серьги, браслеты, крючки поясов и др. отличались тонким исполнением. Однако что касается произведений искусства крупных форм, то до настоящего времени не обнаружено ни одного значительного памятника.
Среди
немногочисленных памятников
донгшонской скульптуры малых форм
заслуживает внимания одна
небольшая статуэтка, изображающая
человека, несущего на себе другого.
По нашему мнению, [22] эта
статуэтка не имеет никакого
прикладного значения, а является
собственно произведением
искусства. Она исполнена пока еще
примитивно, автор не везде
соблюдает пропорции. Так, головы
людей слишком велики, а ноги
слишком коротки по сравнению с туловищем.
Но в целом статуэтка носит
реалистичный характер и исполнена
согласно определенным канонам
видения. Она изображает мужчину,
несущего на себе другого, который
играет на кхене*. Нога мужчины
выставлена вперед и прогибается от
тяжести. Обе его руки отведены
назад, чтобы тот, кого он несет, не
упал. Для устойчивости статуэтки
автор воспользовался головным платком,
спадающим до земли, превратив его в
дополнительную опору. Хотя лицо изображено
упрощенно, но, если приглядеться
внимательно, можно увидеть, что у
человека, который несет другого,
широкий рот, короткий нос, низкий и
покатый лоб, квадратный подбородок,
в ушах серьги. Тот, кто играет на
кхене, сидя на спине другого, сложил
вместе ноги, как обычно делают в
подобных случаях. Если можно
различить такие детали в статуэтке
высотой в пять-шесть сантиметров*,
значит, ее автор сумел их выделить
достаточно четко. Существенно, что,
изображая ноги, на которые падает
тяжесть двух человеческих тел,
художник, не обладающий
творческой фантазией, мог сделать
дополнительную опору
неестественной. В данном случае
автор, безусловно наделенный этим
качеством, очень удачно использует
спадающий головной платок как
противовес, чтобы статуэтка стояла
прочно. Хотя статуэтка
несовершенна во многих отношениях,
она тем не менее позволяет судить о
творческих способностях автора, а
это главное в данном произведении
искусства. Если сравнить элементы
одежды, украшения и характер этих
фигур с изображением человека на
упоминавшихся ранее рукоятке
кинжала и носике бронзового
чайника, можно легко заметить их
идентичность, одинаковые
этнические черты.
БРОНЗОВЫЕ
БАРАБАНЫ
С точки
зрения истории общества и истории
искусств бронзовые барабаны имеют
исключительно важное значение в
донгшонской культуре. Исследуя
бронзовые барабаны, найденные в
Юго-Восточной Азии, археолог Ф.
Хегер разделил их на четыре типа. К
первому типу он отнес наиболее
древние и особым способом
орнаментированные барабаны. В
числе найденных к настоящему
времени барабанов, отнесенных к первому
типу, четыре наиболее красивы, это
барабаны из Нгоклу, Хоангха, с реки
Да и из Кхайхоа. Три из них были
найдены во Вьетнаме, четвертый — в
провинции Юннань (юг современной
КНР).
Барабан с
реки Да французские колонизаторы
вывезли, он экспонировался во
Франции; в настоящее время в
Историческом музее находятся
только два из четырех — из Нгоклу
и Хоангха. Орнамент бронзового
барабана из Нгоклу весьма
разнообразен, благодаря ему мы
можем составить представление о
жизни наших предков в далекие
исторические времена.
Бронзовый
барабан из Нгоклу имеет в высоту
На поверхности верхней части барабана и его корпусе нанесены орнаменты, изображающие людей, животных и пр. Эти орнаменты весьма важны для изучения искусства, истории и этнографии.
В середине верхней поверхности барабана изображено солнце (или звезда) с четырнадцатью лучами. Вокруг этого солнца расположены 12 концентрических колец, на которых нанесен геометрический, зубчатый орнамент и орнамент в виде соприкасающихся кругов. Изображение переплетающихся улиток (меандр), встречающееся и на глиняной посуде из Фунгнгуена и Гобонга (Винь-фу), является развитием в угловатой форме более древних орнаментов в виде непрерывной спирали.
Из двенадцати орнаментированных колец на поверхности барабана из Нгоклу на четвертом, шестом и восьмом, считая от края к центру, нанесены изображения людей и животных. На шестом кольце изображены вперемежку олени и птицы. Эти животные имеют простые, но очень точные контуры; поза идущих оленей выглядит очень естественной. Все восьмое кольцо состоит из изображений различных птиц, поедающих рыбу, летящих и сидящих. Изображения птиц на бронзовых барабанах представляют проблему, по поводу которой много дискутируют археологи и историки. Одни полагают, что это птица лак — тотем лаквьетов, другие считают, что это цапля или журавль и т. п. Ясно одно, что эти птицы имели непосредственное отношение к жизни лаквьетов.
Наиболее важный орнамент нанесен на четвертом кольце. Можно сказать, это живая страница истории, рассказывающая о некоторых чертах жизни наших предков в эпоху до новой эры. По мнению многих ученых, в данном случае изображен лаквьетский погребальный обряд. В настоящее время мыонги еще сохраняют верования, похожие на те, которые были в древности.
На четвертом кольце можно увидеть дом на сваях с крышей в виде полуцилиндра, как тент на лодке. В доме изображен человек, который обеими руками держит палку и бьет в нечто похожее на гонги, висящие по обе стороны от перегородки. Справа от дома изображен человек с длинными волосами, одетый в юбку, который протягивает вверх руки, будто прогоняя большую птицу, прилетевшую со стороны дома. За ним с правой стороны изображены два человека, по всей вероятности мужчина и женщина, которые толкут рис длинными ручными пестами, как это еще и теперь можно увидеть во многих районах, где проживают тхыонги*. На верхушке этого песта — украшение из птичьих перьев. Рядом еще один дом на сваях; он изображен таким образом, что можно видеть только его фасад. Крыша дома изогнута и по форме напоминает крыши домов жителей Тэйнгуена*. На коньке крыши две птицы, похожие на петуха и павлина. Художник изобразил и сидящего человека. Рядом с домом, с правой стороны, высокий помост, на котором находятся четыре человека, из которых один стоит, а три сидят; все держат длинные палки, нечто вроде песта для молотьбы риса, и бьют ими в четыре бронзовых барабана, расположенных под помостом. Таким способом бьют в барабаны мыонги из Мангшона или Тханыпона (провинция Виньфу). Справа от помоста семь человек, одетые в птичьи перья, танцуют, держа в руках оружие или музыкальные инструменты.
По мнению В. В. Голубева, картина, изображенная на четвертом кольце бронзового барабана из Нгоклу, похожа на погребальный обряд, называемый тиеу-ва (тивах, tiwah) у даяков, которые живут на острове Калимантан и которых многие [24] ученые считают близкими по расовой принадлежности к лаквьетам. Этот погребальный обряд длится семь дней. Прежде всего строится красиво украшенный дом; считается, что в этом доме в раю живет умерший. Дом наполняют подношениями. Тело умершего несут, держа оружие и музыкальные инструменты, с музыкой и танцами. Оружием изгоняют духов, дабы душа умершего освободилась. Колдуют для того, чтобы злой дух-птица не забрал душу умершего. Одновременно с этим молотят рис, чтобы сварить его и помянуть умершего, а вслед за этим устраивают совместную трапезу. Далее следует шествие, как бы переносящее душу умершего в «золотую лодку», которая должна добраться до «Озера облаков», или рая даяков. Именно перенесение души покойного в лодку, по мнению В. В. Голубева, и запечатлено на корпусе барабана.
На широкой части корпуса барабана изображены шесть лодок. Сверху и снизу лодок нанесен орнамент в виде соединенных кругов. С лодками перемежается изображение птицы (цапли, журавля), которую мы видим и на поверхности барабана.
Это морская лодка с рулем на носу и без весел. На лодке высокий помост, на котором стоит человек с луком в такой позе, будто он целится в кого-то. Под помостом находится бронзовый барабан. Нос и корма сделаны в виде головы и хвоста птицы. Количество людей в лодках неодинаково; кроме стрелка из лука на помосте, остальные, держащие руль или стоящие с оружием, имеют украшения из перьев птиц.
По преданию, это «золотые лодки», имеющие отношение к молитвенному ритуалу. Для подтверждения такой версии необходимы дальнейшие исследования. Но говорить о том, что это лодочные гонки (старинный обряд, устраиваемый для того, чтобы пошел дождь), нет оснований. Лодочные гонки в нашей стране устраивались на гребных лодках, лучшими из которых считались самые легкие, поэтому в гонках не могли использовать морские лодки, изображенные на барабане, где никто не гребет*. Ясно, что на барабанах запечатлен ритуал, имеющий отношение к верованиям.
Те, кто изготовлял барабаны, должны были отливать две-три формы, которые затем соединялись. Следы пайки четко видны на барабане. Соблюсти все пропорции и не повредить изображения на поверхности барабана можно было только благодаря весьма высокому уровню техники изготовления форм и заливки бронзы. Исправление изображений на барабане после того, как отливка закончена, — труд, требующий высокого мастерства и искусства.
Замечательным является то обстоятельство, что донгшонские художники не изготовляли формы по каким-либо образцам. Рисунки на них не похожи друг на друга. Каждый рисунок — индивидуальное творческое произведение. Например, изображения лодки на корпусе барабана из Нгоклу не похожи друг на друга. Число людей на лодках и их позы неодинаковы. Поэтому, хотя изображения на барабанах носят декоративный характер, мы с удовольствием рассматриваем каждую деталь, словно наблюдаем жизненную картину. Детали эти свидетельствуют о том, что художники, тщательно изучавшие действительность, отражали свое собственное видение. Фигуры идущих и пляшущих людей, положение рук и ног, детали оружия или музыкальных инструментов, особенности изображения животных — результат верных наблюдений их авторов. Поэтому, помимо своей художественной ценности, эти изображения помогают исследованиям археологов и историков. [25]
Как
уже говорилось, в 1960 году в Даотхине
(Иенбай) был найден медный чан
высотой в
ВЛИЯНИЕ
ДОНГШОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура, подобная донгшонской, непременно должна была оказывать длительное влияние, если только она не была уничтожена вследствие каких-либо чрезвычайных исторических событий. Известно, что техника изготовления бронзовых изделий неуклонно развивалась до начала агрессий войск китайских империй*, против которых поднялся наш народ. Обнаруженная в Колоа мастерская по изготовлению медных стрел и несколько десятков тысяч искусно сделанных наконечников стрел свидетельствуют об этой традиции.
По нашему мнению, традиции донгшонской культуры прервались со времени северного господства*, когда правители династий Хань и Тан проводили политику ассимиляции нашей культуры. В китайских хрониках не раз отмечалось, что после завоевания нашей страны Ма Юань* приказал из найденных в ней бронзовых барабанов отлить статуи бронзовых коней и отправить их императору династии Хань, а также отлить бронзовый столб, известный под названием «столб Ма Юаня». В период правления наместников Жень Яня и Си Гуаня* китайская администрация заставляла народ и в большом и в малом следовать китайским образцам. Сколько памятников национальной культуры, сколько национальных традиций наших предков было уничтожено в это время!
Однако никакое политическое господство, никакое бедствие не в силах уничтожить культуру, глубоко укоренившуюся в народе. Поэтому и после тысячелетнего северного господства наши феодальные династии по-прежнему продолжают считать бронзовый барабан важным музыкальным инструментом в религиозных обрядах. В стихах Чань Ган Чжуна (посла династии Юань*), посетившего нашу страну в правление Чан-Нян Тона*, о бронзовых барабанах, имевших в то время широкое применение, говорится следующее: «Сверкание железных мечей стесняет грудь, тревожные звуки бронзовых барабанов делают волосы белыми...» В книге «Отражение истории Вьета, основа и частности» написано: «Император (Ле Нян Тон*. — Прим. автора) прибыл в Ламкинь. По случаю дня полнолуния император вместе с чиновниками посетил могилу в горах, приготовил подношения, чтобы обратиться к предкам, бил в бронзовый барабан; играл большой оркестр...»[2]. До недавнего времени в районах проживания мыонгов все еще использовали бронзовые барабаны на больших торжествах.
ВЬЕТНАМСКАЯ АРХИТЕКТУРА В ДРЕВНОСТИ
Во времена длительного периода палеолита основным местом обитания первобытного человека в нашей стране были естественно образовавшиеся пещеры в бесконечно простирающихся горных хребтах Северного и Центрального Вьетнама. Что касается архитектуры, то в это время ее не существовало. К концу неолита жизнь и хозяйственная деятельность начали упорядочиваться. В это [26] время человек покидает пещеры и ищет места проживания, удобные для ловли рыбы, крабов, сбора ракушек, сажает зерновые культуры, строит дома, чтобы укрыться от жары, дождя и зверей. И это было везде.
Вьетнам находится в тропиках, здесь много дождей, густая растительность. В древности леса занимали большую часть страны, дикие звери обитали в этих густых лесах. Из-за наводнений и диких зверей наиболее удобными были дома на сваях. В книге «Линьнам тить куай» написано: «Когда государство было только основано, пищи для жителей не хватало. Из коры деревьев делали одежду, из сыти плели циновки, из рисовой гущи делали вино, из муки куан ланг (дерева дао) делали лепешки, из мяса птиц, зверей, рыбы и креветок приготовляли соус. Убирали урожай ножами, выжигали траву огнем. Было много риса, в бамбуковых трубках варили рис (голубой рис), складывали дерево, делая дом (на сваях), чтобы тигры не наносили вреда...»[3]. Сколько поколений прошло, а тип домов на сваях все еще находит применение у наших соотечественников, живущих в горах.
С далекой древности наши предки обращали внимание не только на практическую, но и на эстетическую сторону вещей. И конек крыши, сделанный в форме головы птицы, и крыша дома со спускающейся бахромой, как это изображено на бронзовом барабане из Нгоклу, свидетельствуют о том, что наши предки сочетали свои практические потребности с потребностями религиозными и эстетическими...
Форма
домов на сваях, изображенных на
барабане из Нгоклу, связана с
условиями жизни в то время. У двух
домов, которые мы видим на
бронзовом барабане, сваи очень
низкие. Это результат стилизации;
вероятно, в действительности сваи
были намного выше, только тогда они
могли защитить человека от диких
зверей и наводнений. Существование
домов на сваях подтверждается
многочисленными находками при
раскопках О. Йенса. Около места, где
Пажо нашел несколько кусков дерева,
О. Йене обнаружил много столбов,
врытых вертикально, среди которых
был столб высотой
Хотя изображения этих двух домов отличаются друг от друга, но оба они симметричны, пропорциональны и создают ощущение свободы. Это одно из простых и основных правил архитектурной эстетики. Мастера тех отдаленных времен твердо усвоили эти правила. [27]
ГОРОД КОЛОА
Говоря об архитектуре древности, нельзя не сказать о величайшем архитектурном сооружении начального периода существования вьетнамского государства. Это город выонга Ан Зыонга* — Колоа. Город имеет также названия Тылонг или Кхалау. В танскую эпоху он назывался Конлон, так как был высоким. Возникновение Колоа непосредственно восходит к истокам нашей нации, поэтому с ним связаны легенды. Название Колоа ассоциируется с легендой о Золотой черепахе, чудесном арбалете и т. д. Быть может, и город существует только в легендах, созданных нашими предками? Нет, Колоа — реальность. Для нас это величественный памятник и никто не сможет это опровергнуть. Его масштабы кажутся настолько несоизмеримыми с человеческими возможностями в тот начальный период государственности, что люди древности смешали действительность с чудесными легендами.
Колоа имел
земляные стены. Согласий летописям,
всего было девять концентрических
стен, к настоящему времени
сохранилось только три. Форма его
отдаленно напоминает свернувшуюся
улитку, поэтому его называли город*
(крепость. — Прим. перев.) — улитка,
или Колоа. Несмотря на разрушения,
производимые в течение тысячелетий
стихией и людьми, сохранившиеся до
настоящего времени части стен
стоят словно высокие холмы, в
некоторых местах превышая
десятиметровую высоту. Этот
памятник свидетельствует о том, что
наши предки уже в тот период
истории достигли довольно высокого
уровня организации строительных
работ. [28]
[1]
Le Van Lan: «Nhung chiec riu co cua ta» Тар san Nghien cuu
lich su so 36 nam 1962, tr 23.
[2]
Viet su tong giam cuong muc. Chin — Тар
X (quyen 18—19). Nha xuat ban Van Su Dia 1959, tr.28
[3] Lich su co dai Viet-nam (Va de Ang Duong
Vuo'ng va van de Au-lac). Тар sаn Dai hoc Van Khoa, 1957, tr.
31.