ГЛАВА
II
ПЕРИОД
СЕВЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
СОЦИАЛЬНАЯ
ОБСТАНОВКА ВО ВЬЕТНАМЕ
Донгшонская бронзовая культура дает нам основание гордиться ею. Однако общество, породившее ее, в период правления Ан Зыонга, основателя первого вьетского государства Аулак, было завоевано войсками китайского полководца Чжао То*. Только началось создание государства, как страна попала в зависимость от более многочисленного, имевшего более древнюю цивилизацию народа. Развитие нашего самобытного, расцветающего искусства приостановилось; мы были вынуждены общаться с более зрелой, но совершенно иной культурой.
В начальный период северной зависимости императоры династии Хань не могли непосредственно управлять населением Зяоти, Кыутяна и Нятнама* по своему образцу, поэтому они избрали метод «опутывания» (кими), т. е. использовали для управления народом прослойку родовой и племенной аристократии — лак тыонгов и бо тиней, возникшую во вьетском обществе вследствие расслоения первобытной общины. В подобной ситуации не происходило больших, изменений ъ с&аасга тсулътуры вообще и искусства в частности. Очевидно, в этот период донгшонские традиции продолжали существовать. Только после того, как Ма Юань подавил восстание сестер Чынг и занялся непосредственно организацией системы управления, произошли коренные изменения. Солдаты Ма Юаня, часть которых была набрана из бродяг, не вернулись на родину, когда восстание было подавлено. Они остались жить под покровительством губернаторских властей. Народ называл их «бродягами Ма». Они принадлежали к числу переселенцев из Китая, поток которых был особенно велик во время наместничества Си Гуаня, Жень Яня и Ши Ниепа*. Среди этих переселенцев были представители интеллигенции, бежавшие от мятежей, торговцы и преступники, которые, как уже говорилось, стремились найти новые земли, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Пользуясь поддержкой наместнических властей, многие из них весьма разбогатели. Семьи, жившие много поколений на нашей земле, вьетнамизировались. Они стали насаждать в стране культуру Конфуция и Мэнцзы*. Конфуцианство, оказавшее впоследствии определенное влияние на нашу культуру, начало распространяться именно с этого времени*. В правление династии Восточная Хань* вьетнамцы, такие, как Ли Тиен и Ли Кам, хорошо изучившие китайский язык и успешно сдавшие экзамены, стали чиновниками в империи. В правление династии Тан Кхыонг Конг Фу сдал экзамен на чин цзинь ши и, став чиновником, достиг должности первого министра.
Чрезвычайно важным событием в области культуры в период северной зависимости явилось проникновение буддизма в нашу страну. С начала новой эры распространение буддизма шло двумя путями, [29] морским и сухопутным. Первыми миссионерами, прибывшими по морскому пути с юга, были индийцы, следовавшие учению «Малой колесницы» (Тиеу тханг)*. Сторонники этого учения поклонялись только Будде Шакьямуни, основателю этой религии. Сухопутным путем прибывали монахи, проповедовавшие учение «Большой колесницы» (Дай тханг)*, среди которых были индийцы и китайцы, ездившие в Индию изучать религию. Это учение до его проникновения в нашу страну китаизировалось в процессе его распространения в Китае. Последователи «Большой колесницы» поклоняются многим изображениям Будды, а также духам китайского даосизма. Учение «Малой колесницы» имело приверженцев в нашей стране только до V века. С пятого века господствующим в верованиях стало учение «Большой колесницы».
Конфуцианство
и буддизм — два основных источника
влияния на феодальную культуру
Вьетнама. Это влияние, вначале
распространившись в верхних слоях
общества, постепенно переходило в
народные массы. Для развития
искусства в нашей стране в период
феодализма, так же как и в любом
другом обществе, нужны были
объективные условия. Но одних
только объективных условий —
процветающей экономики — недостаточно.
Существуют еще субъективные
условия — создание господствующим
классом благоприятных
возможностей для творчества
художников. В период северной
зависимости в нашей стране не было
достаточных ни объективных, ни
субъективных условий. Страна была
аграрной и отсталой. Крестьяне
подвергались двойной
эксплуатации — богатых
землевладельцев и феодалов-чиновников.
Кроме того, они страдали от стихийных
бедствий и войн и, несмотря на
упорный труд, жили в бедности.
Развитие промышленности не
стимулировалось, мастеровых людей
насильно отправляли в Китай. В
таких условиях народное искусство
едва ли могло развиваться.
В период северной зависимости начал! постепенно формироваться класс вьетнамских феодалов, который, однако, был разобщен на маленькие группировки и не имел единого центра. Кроме того, находясь под контролем китайских наместников, вьетнамские феодалы не имели возможности поощрять развитие национального искусства.
АРХИТЕКТУРА
Политика иностранных феодальных властителей в ту эпоху мешала народу создать что-либо грандиозное. Но Зяоти (так называлась наша страна в то время) была землей с богатыми природными ресурсами. Во времена Трех государств и Пяти династий* она стала местом, куда бежали от мятежей китайские интеллигенты и торговцы. Чтобы остаться здесь надолго, они были вынуждены заботиться о строительстве, которое велось только для них самих. Многие наместники, такие, как Ши Ниеп, воздвигали главный город Люилау, превратившийся в величественную резиденцию. Вокруг главного города были построены грандиозные храмы Фап-ван, Фапву, Фаплой и Фапдиен.
Гао Пянь* построил город Тонгбинь (Дайла), периметр которого достигал двух тысяч чыонгов* с более чем пятьюдесятью наблюдательными вышками. Внутри города было расположено четыреста тысяч зянов, домов для чиновников и военачальников. Хотя эти сооружения были построены по указанию наместников, они были созданы силами и мастерством нашего народа. [30]
СКУЛЬПТУРА
Во время беседы с императрицей И Дан династии Ли* монах Чи Кхонг напомнил слова монаха Дам Тхиена, жившего при династии Суй*, который говорил о буддизме в нашей стране следующее: «Из Цзяочжоу были торговые пути в Индию. Когда буддизм, проникнув в Срединное государство, распространился до Цзяндуна*, в Люилау уже было более 20 храмов с пятьюстами монахами, которые перевели 15 канонических книг. Таким образом, эта местность стала следовать буддизму раньше нас (Китая. — Прим. автора)...» Буддизм начал распространяться в нашей стране в правление династии Тан. У него было много последователей, и естественно, что было построено немало храмов. В храме, согласно учению махаяны, поклонялись многим изображениям Будды. Помимо статуй Будды и бодисатв», в каждом храме были статуи прибывших к нам миссионеров и людей, построивших храм. Согласно легенде, девушка из народности ман, жившая в период правления Ши Ниепа, за заслуги перед храмом Фап-ван (в настоящее время храм Зау), удостоилась того, что для поклонения ей люди вырезали ее статую из тутового дерева. Подобные статуи наши мастера, естественно, в основном создавали по собственной инициативе. К сожалению, время и войны полностью разрушили архитектурные сооружения и скульптурные произведения этого периода, и сегодня нам трудно об этом судить. Такие сохранившиеся статуи, как статуя духа Фап-ван и Девушки из манов в храме Зау, согласно легенде, созданы во время господства Танской династии, что в принципе маловероятно. Судя по стилю, эти статуи были сделаны позднее вместо старых.
Памятником скульптуры, без сомнения созданным нашими мастерами в период северной зависимости, является ступа (тхап)* Бат-ван. После победы над Наньчжао* Гао Пянь реорганизовал административное управление, чтобы укрепить систему наместничества в нашей стране. Используя народные суеверия, существовавшие в то время, этот чиновник приказал сделать восемьдесят тысяч маленьких изображений ступ из обожженной глины, чтобы «скрыть могилы государей (вьетов)», «разрушив жилы дракона» в стране, дабы в нашем народе больше «не надеялись, что найдется человек, который станет государем и возглавит восстание (против китайцев. — Прим. ред.)». Эти модели ступ все еще находят в большом количестве в районе Тиензу (Хабак). Высота этих башен-ступ 30—40 сантиметров, они имеют девять этажей, по форме похожи на ступу Биньшон. На каждом этаже — ложные проемы-ниши, внутри которых помещены маленькие изображения Будды. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что среди множества найденных моделей ни одна не похожа на другую, хотя все они сделаны по единому образцу. Если восемьдесят тысяч таких моделей оказались неодинаковой формы, следовательно, их должно было делать огромное множество людей. Многие башни-ступы обработаны очень умело. Каждый этаж ступы вырезан с большой тщательностью, а маленькие изображения Будды, подобные зернам бобов, в рамке ложных проемов по виду напоминают обычные статуи. Эти модели ступ являются конкретным свидетельством возможностей изобразительного искусства наших мастеров той эпохи.
Так же как и закопанные ступы Бат-ван, многие погребальные предметы, найденные в китайских могилах во Вьетнаме, восходящих ко времени северной зависимости, были сделаны руками вьетнамских [31] мастеров. Среди них есть и изделия из глины.
КЕРАМИКА
Обнаруженные фаянсовые изделия этого периода, такие, как чайники, чашки для еды, лампы, вазы для курительных свечей и пр., были покрыты кремовой глазурью, совершенно отличной от широко распространенной на китайских фаянсовых изделиях синей глазури. Фаянсовые изделия с кремовой глазурью широко применялись и в период независимости.
В Историческом музее есть фаянсовый чайник в виде головы слона с хоботом, сделанный очень искусно. Общеизвестно, что изображение слона довольно распространено в нашем искусстве и редко встречается в китайском. Несомненно, что этот предмет не был привезен из Китая.
В Историческом музее экспонируется блюдо из обожженной глины с орнаментом в виде трех рыб, повернутых друг к другу головами. По краю блюда изображен орнамент в виде соприкасающихся кругов, хорошо знакомый нам по бронзовым донгшонским изделиям. И это не случайность, а подтверждение преемственности традиции в развитии нашего национального искусства.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ШЕЛКА
В нашей стране китайские наместники использовали шелковую ткань в качестве подношения своим императорам еще с начала III в. н. э. В «Сань го чжи»* сказано, что каждый год Ши Ниеп выплачивал налог Да-ди*, монарху южно-китайского царства У, налог включал несколько тысяч штук «грубой шелковой ткани».
Одним из многих видов налога, который должен был платить наш народ, были и шелковые изделия. В некоторых случаях шелковые изделия служили своего рода деньгами при обмене. Это свидетельствует о том, что производство шелка у нас начало развиваться очень рано и, по всей вероятности, качество шелковых изделий было достаточно высоким.
В
условиях зависимости вьетнамские
мастера, несмотря на
многочисленные трудности, в своей
деятельности проявляли сноровку.
И несмотря на то что произведения
этого периода в чем-то испытывали
влияние иностранного искусства,
по-прежнему сохранялся их национальный
характер. В результате ко времени
независимости, когда условия стали
более благоприятными, вьетнамские
художники сумели создать самобытные
произведения искусства. [32]