ГЛАВА
III
ПЕРИОД
ФЕОДАЛИЗМА
ИСКУССТВО
ЭПОХИ ДИНАСТИЙ ЛИ, ЧАН,* ХО*
ФЕОДАЛЬНЫЕ ДИНАСТИИ, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЕ ДИНАСТИИ ЛИ
Когда Нго Куен* поднял знамя независимости, одержал великую победу при Батьданге* и основал вьетскую феодальную династию, китайское влияние в нашей стране было все еще глубоким. Форма организации власти по-прежнему соответствовала феодальному китайскому образцу, установленному в период северной зависимости. Единственным видом письменности были китайские иероглифы, применявшиеся в ведении административных дел, в религии и литературном творчестве. Хотя конфуцианство еще сохраняло позиции среди феодальной верхушки, буддизм широко распространился к концу периода северной зависимости и господствовал во многих сферах жизни и деятельности в стране. Благоприятные политические и экономические условия привели к быстрому развитию искусства, и в значительной мере этому способствовал буддизм. Постоянные молитвы и бесчисленные поклонения перед Буддой и бодисат-вами требовали создания величественных храмов и множества статуй. Конкретным свидетельством этого является развитие искусства в периоды ашоки* в Индии, династий Суй и Тан* в Китае, в эпоху Нара в Японии*, династии Шайлендра в Индонезии*, преемников короля Джаявармана VII в Кампучии* и т. д.
В периоды правления династий Нго и Динь* буддизм был очень почитаем. Многие монахи высших рангов пользовались при дворе большим авторитетом. Однако в то время в стране обстановка была еще неспокойной, большую часть времени правители тратили на покорение неподчинявшихся шы куанов*. Правители этих династий еще не имели достаточной материальной базы, чтобы много строить. Строительство дворца Ле Дай Ханя* в 984 году — исключительный случай, результат победы, одержанной над Тьямпой, принесшей богатые трофеи.
В летописях сказано, что архитектура дворца в Хоалы* в период правления Ранних Ле величественна и грандиозна. На горе Дайван (Чыонгиен) Ле Дай Хань приказал построить дворец Бать-бао тхиен-туе, чтобы давать там аудиенции. Колонны этого дворца были инкрустированы золотом и серебром. На востоке был построен дворец Фаунг-лыу, на западе дворец Ты-хоа; слева дворец Бонг-лай; справа дворец Кык-лак. Кроме этого, народные мастера соорудили галерею Дай-ван и дворец Чыонг-суан, построили дворец Лонг-лок, крытый серебряной черепицей.
В летописи не говорится подробно об этом дворце; однако некоторые находки, обнаруженные в Хоалы, свидетельствуют о том, что наши архитектура и скульптура испытали влияние тьямского искусства*. Памятники искусства периода династии Ли в пагоде Фат-тить [33] также частично соответствуют образцам из дворца в Хоалы.
Из наиболее важных строительных сооружений периода независимости до правления династии Ли известны только эти дворцы. Очень жаль, что в наше время от них ничего не сохранилось. Архитектурные сооружения, которые мы видим в этом месте сейчас, были воздвигнуты позднее.
ХАРАКТЕР ИСКУССТВА ПЕРИОДА ДИНАСТИЙ ЛИ, ЧАН И ХО
Только к началу правления династии Ли было завершено создание централизованного феодального государственного аппарата; независимость была закреплена. На севере войска династии Ли разгромили могучую армию сунских феодалов*, защитив границы «Южного государства гор и рек»; на юге, одержав победу над войсками Тьямпы, раздвинули государственные границы. Более ста лет внутри страны не было разрушительных войн. В результате более расчетливой, чем ранее, эксплуатации народа аристократия, разбогатев, стала строить дворцы и резиденции, дабы наслаждаться радостями жизни и упрочить свое положение. В этот период также было построено очень много храмов. Буддизм широко распространился в стране. Ли Конг Уан, основатель династии Ли, будучи ребенком, жил при храме, поэтому все императоры династии Ли и аристократия по политическим соображениям весьма почитали буддизм. Прочитав текст на стеле храма Линь-сынг, построенного при династии Ли, можно понять, как буддизм был полезен феодальным властям в то время. На стеле монах Хай Тиеу пишет: «О! Среди нас, живых, нет никого больше правителя, поэтому мы должны его почитать, нет ничего выше благословения, поэтому мы должны преклоняться».
Так же как христианство в средние века в Европе, буддизм имел большое влияние при дворе. Монахи стали монахами-чиновниками, имевшими чины и должности. Феодальные власти династий Ли и Чан предоставляли храмам очень много земель, которые назывались «ты диен», «диен но», для обработки. Кроме этого, по праздникам люди, как богатые, так и бедные, жертвовали деньги и имущество храмам «для счастья в будущей жизни». С другой стороны, аристократия, сановники и военачальники на старости лет, соревнуясь друг с другом, возводили храмы, чтобы найти в них отдохновение и чтобы прославиться своей добродетелью.
В правление династии Чан позиции буддизма были по-прежнему еще сильны. Правители династии Чан, так же как и правители династии Ли, были приверженцами буддизма. Чан Нян Тон, являясь императором, покинул престол, ушел в монахи и стал жить в горах Иенты. Император вместе с монахами Фап Лоа и Хюен Куангом основал секту «Чук лам» («Бамбуковый лес». — Прим. перев.). Человек, сдавший экзамен, который назывался «до диеп», становился монахом и пользовался очень многими привилегиями — освобождался от налогов и прочих повинностей. Один только монах Фап Лоа проэкзаменовал пятнадцать тысяч человек, пожелавших стать монахами. Чыонг Хан Шиеу на стеле храма Кхай-нгием написал: «Во всех достопримечательных местах в стране имеются храмы, половина страны в храмах...»
Итак, в период правления династий Ли и Чан было построено несколько тысяч храмов и изготовлено несколько десятков тысяч статуй Будды. Одна только вдовствующая императрица, жившая в эру правления кан дык* династии Ли, руководила сооружением ста храмов. Поэтому храм становится весьма богатым [34] религиозным феодалом, союзником аристократии. К концу правления династии Ли старая аристократия большей частью разорилась вследствие своего расточительства, а храмы в этот период были по-прежнему богаты. Согласно докладу высокопоставленного чиновника двора императора Ли Као Тона*, «число монахов почти равнялось числу податных людей...» (т. е. людей, участвовавших в производительном труде).
Буддизм развивался, строилось много храмов, следовательно, надо было использовать большое число мастеров. В каждом храме должно было быть достаточно статуй, колоколов, они должны были быть украшены, в связи с этим возникало множество новых потребностей. Кроме этого, для строительства дворцов и резиденций после переноса столицы в 1010 году в Тханг-лонг в правление первых императоров династии Ли также требовалось много искусных мастеров. Специалистов было недостаточно, и, чтобы удовлетворить имевшиеся потребности, надо было готовить мастеров внутри страны.
Искусство в периоды правления Ли и Чан, в общем, служило феодалам и религии, однако в искусстве этих двух периодов было и отличие. При династии Ли в некоторых произведениях скульптуры еще ощутимо иностранное, влияние, оно не «вьетнамизировано» полностью, хотя работы наших художников и отличаются самобытностью. В правление династии Чан великие победы, одержанные над войсками захватчиков*, высоко подняли национальный дух, что отразилось в разных областях духовной и социальной жизни. По прошествии сотен лет после обретения независимости мастера в нашей стране, имея прочную национальную традицию, сумели переработать иностранные источники влияния и создать собственный жизнеспособный стиль.
Династия Хо правила очень короткое время вследствие агрессии китайских феодалов*, поэтому искусство этого периода не имеет характерных черт. Скульптура продолжала развиваться в том же стиле, что и при династии Чан. Политика дома Хо, как впоследствии и политика дома Ле, была направлена на ограничение буддизма, поэтому развитие религиозного искусства затормозилось. Тем не менее за короткий период правления династия Хо внесла свой вклад в архитектуру — это была огромная крепость династии Хо в Тханьхоа.
АРХИТЕКТУРА
Со времени Донгшона архитектура стала иметь свой особый стиль, сложившийся под влиянием климатических и географических условий, образа жизни и верований. В нашей стране много лесов с высокопрочными сортами древесины. Располагая таким богатым естественным сырьем, наши мастера ограничивались строительством домов из дерева. Контакты с Китаем и Тьямпой повлияли на архитектурные украшения, но не привели к коренным изменениям. Деревянная архитектура не позволяла создавать величественные строения, какие можно было бы построить из кирпича. Поэтому нашу архитектуру нельзя сравнивать по масштабам с архитектурой таких стран Азии, как Индия, Бирма, Кампучия и др., где для строительства использовались камень и кирпич, но мы можем гордиться тонким орнаментом и творческим самобытным исполнением.
Наша древняя архитектура подразделяется на несколько видов: архитектура феодальных верхов (дворцы, галереи, фамильные храмы, крепостные стены), религиозная архитектура (дены и храмы, храмы предков), жилища народа.
В правление династий Ли, Чан, Хо [35] феодальные власти запрещали простым людям строить большие красивые дома, подобные домам аристократии. Жилища, в которых жил народ, не сохранились, поэтому мы не можем представить себе, какими они были.
За исключением крепости династии Хо, из архитектуры периода правления династии Ли и Чан к настоящему времени не .сохранилось ничего значительного. Известно только, что императоры династий Ли и Чан заботились о строительстве денов* и храмов больше, нежели дворцов. Летописец Ле Ван Хыу* в книге «Полное собрание исторических записок о Великом Вьете» пишет: «После восшествия Ли Тхай То на престол прошло два года*. Храм предков еще не построен, государство не организовано, но зато построено восемь храмов в уезде Тхиендык, отремонтированы храмы во всех областях страны и присвоен ранг «до диеп» более чем тысяче людей, которых назначили в столице монахами... Император — основатель, сам должен быть усердным и бережливым, заботиться о расточительных потомках, а Тхай То делал все иначе, поэтому в последующих поколениях возвели стену до неба, поставили столб храма из камня, построили храм для поклонения Будде более великолепный, чем дворец императора...»[1]
Многие императоры династии Ли и Чан строили храмы, которые были для них местом длительного пребывания после того, как они слагали с себя сан императора. Поэтому из архитектуры этой эпохи к настоящему времени лучше всего сохранилась так называемая религиозная архитектура.
В ту эпоху простые люди не имели возможности учиться, роскошно одеваться, подобно именитым людям. И посещение величественных диней и храмов с великолепными украшениями, широко открывавших двери для «заблудших душ» в большие праздники, превращалось в своего рода эстетическое воспитание народа. Храмы в период феодализма стали своеобразными «художественными училищами» для людей, обучающихся специальности скульптора или живописца. Повсеместное строительство храмов в период династии Ли Чан оказало влияние на развитие архитектуры, скульптуры и живописи.
Религиозных
архитектурных памятников периода
Ли и Чан до нашего времени
сохранилось немного, в
первоначальном виде не сохранилось
совсем, но и то, что дошло до нас,
свидетельствует, что это были
прекрасные произведения искусства.
На стеле храма Линь-сынг (
Храмы,
знаменитые в истории, большей
частью построены в период династий
Ли и Чан, например, храм Тханг-нгием
(
Архитектура и украшения многих храмов поистине величественны. На стеле храма Линь-сынг мы читаем следующее: «Фасад обращен к югу, по обеим сторонам — дома для того, чтобы поститься. Строго посредине установлена статуя Будды Амитабхи*, блестящая золотая [36] гора высоко на лотосе, возвышающемся над водой в окружении 16 статуй архатов* и бесчисленных многообразных статуй. Позади храма ступа под названием Тиеу-ан, имеющая девять высоких этажей, в форме верши. С четырех сторон храма двери, все окружено балюстрадой. Золотые гонги колеблет ветер, их звон смешивается с голосами птиц леса Биеузынг, солнечный свет сливается с блеском золота. Высится балюстрада, на тхеме* цветы и трава. Перед храмом основные ворота, на которых подвешен бронзовый колокол... От них идет прямая дорога, по обеим сторонам ее прорыты каналы для стока воды во время наводнений. В изгибе реки отдельно построен постоялый двор. Здесь и пристань для лодок. Послы Тьямпы и Камбуджадеши*, прибывающие издалека, молятся, становясь на колени...»[2]
В эпоху династий Ли и Чан вьетнамские мастера умели сочетать в архитектуре приемы, которым они научились у соседних стран, с национальными особенностями, создавая много самобытного. Примером является храм Зиен-хыу, который обычно называют храмом на одном столбе*. Это маленький храм, украшения его просты, но форма необычна. Интересны истоки его происхождения. Согласно истории храма Зиен-хыу, император Ли Тхан Тон* во сне увидел бодисатву Авалокитешвару Куан-ам* и захотел построить храм в виде лотоса со статуей Куан-ам. Храм этот должен был служить символом Будды, сидящего на лотосе. Чтобы осуществить замысел, наши архитекторы построили храм на единственном столбе. Столб символизирует стебель лотоса, выросшего на озере; озеро — море человеческих страданий.... Храм неоднократно реставрировался при династиях Чан и Ле. Недавно, когда борьба против французских колонизаторов успешно завершилась, незадолго до полного освобождения Севера, французская армия и приспешники колонизаторов, прежде чем покинуть север, разрушили этот памятник древней культуры, так же как и многие другие. Народное правительство решило восстановить храм по старому образцу, чтобы сохранить привычный для народа образ.
Это
не единственный пример использования
в архитектуре символа лотоса; другой
подобный образец встречается в
архитектуре периода династии Чан —
башня храма Фо-минь (Намха). Высота
башни
Архитектура храмов, как правило, следует определенным формам; в зависимости от того, большие они или маленькие, их план бывает различным. Маленькие храмы строятся в виде буквы «Т» (Т); более крупные — в виде положенной боком буквы «Н», или в виде трех параллельных линий (=); еще более крупные — в виде положенной боком буквы «Н» внутри квадрата.
Перед храмом обычно устанавливаются ворота с Тремя входами[3], с башней для колокола, гонга и барабана. Ворота с Тремя входами — важное архитектурное сооружение большого храма; иногда это наиболее богатое архитектурное сооружение большого храма. В некоторых храмах вместо ворот с Тремя входами есть большие и красивые колокольни. Это строение квадратной формы, расположенное перед храмом, высота которого зависит от величины колокола. Хотя колокольни храмов периода династий Ли и Чан в результате многочисленных реставраций претерпели изменения, по сохранившимся основным линиям мы можем судить, что искусство архитектуры было превосходным. Это видно и на примере колокольни храма Тиен-лы (называемого также Чам-зян) в провинции Хатэй.
Крупные
храмы, как правило, имеют следующие
составные части: центральный зал,
одну его половину занимает алтарь,
где верующие могут молиться, другую
— зал Трех сокровищ с алтарями будд.
По обеим сторонам центрального
зала — открытые коридоры. На заднем
дворе расположен храм, где молятся
основателю религиозной секты или
данного храма. На переднем дворе с
одной стороны от центрального зала
обычно имеется ступа, построенная
из камня или кирпича. Красивы очень
высокие ступы, такие, как у храма
Ван-фук (Фат-тить), высотой
Ступа — важный элемент буддийской архитектуры; это видоизменение ступ Индии. Когда буддизм проник в Китай, под влиянием местных традиций архитектуры ступы превратились в многоэтажную башню. Вьетнамская ступа, в общем, и имеет такую форму. Поскольку в ней нет внутреннего помещения, ступу относительно легко построить при наличии сырья — камня и кирпича. Ступы не имеют ничего общего с традициями деревянной архитектуры диней и храмов; ступы периода династии Ли, как, например, Бинь-шон, скорее, отражают влияние кирпичной архитектуры Тьямпы.
В нашем древнем искусстве архитектура и скульптура были тесно связаны между собой. Скульптором создавались очень важные элементы дома, имеющие красивые формы: балки, консоли, ригели и др. Так архитектура способствовала развитию творческого таланта скульпторов. Скульпторы, как правило, в то время были и архитекторами, проектировавшими дома.
В деревянной архитектуре не было развито украшение балок, порогов, дверей, притолок, потолков и пр., как в архитектуре с применением кирпича и камня. Все [38] внимание скульптора было привлечено к каркасу дома, фрескам на дверях и к поперечным балкам. На притолоке, как правило, не встречается украшений; а вот консоль, поддерживающая верхние поперечные балки, — важная в смысле орнамента часть, помогающая нам определить стиль архитектуры. У нас не было фронтонов с рельефами, как в храмах Древней Греции, однако резные доски (ла зё) между поперечными балками обычно имеют красивый орнамент. В древних жилищах отсутствовал потолок, который можно было бы украсить, однако привлекают внимание блестящие скульптурные украшения на ригелях верхних продольных и боковых балок.
Поскольку архитекторы того периода были одновременно и скульпторами, в каркасе дома трудно найти похожие по форме, повторяющие друг друга части: боковые балки, стропила, чашеобразные подставки под поперечными балками (дау дои), верхние балки, ригели.
У наших древних диней спереди обычно был барабан, а у храмов почти весь фасад занимала трехстворчатая дверь, поэтому стены украшались очень мало. Художники снаружи расписывали трехстворчатую дверь и конек крыши. Украшение конька и боковых сторон крыши было очень важным элементом в архитектуре.
Из диней и храмов, построенных при династиях Ли и Чан, к настоящему времени мало что сохранилось; почти все много раз реставрировались. Раньше мы не имели верного представления о сохранении исторических памятников, поэтому реставраторы всякий раз стремились внести какие-то свои элементы, а это приводило к тому, что памятники постепенно меняли свой облик и уже не походили на когда-то созданные оригиналы. Некоторые храмы наших дней уже не имеют старого облика, они полностью построены по образцам более поздней архитектуры, прежде всего периода династии Поздних Ле, когда производилась капитальная перестройка храмов. Есть храмы, в которых, словно в музеях, можно найти все стили феодальных династий от Ли и Чан до Нгуенов*. Только немногие ступы, построенные из кирпича и камня, еще сохранили старые формы. Мы остановимся на нескольких примерах.
Храм
(тюа) Фат-тить (или монастырь Ван-фук)
— знаменитое сооружение, существовавшее
до недавнего времени, от которого
сегодня остались только фундамент
и несколько произведений скульптуры
из камня. Фат-тить, что значит «След
Будды», построен при Ли. Согласно
летописям, «в году Лонг-тхюи
тхайбинь» (1057) император Ли Тхань
Тон приказал построить ступу
высотой 70 чыонгов (
Храм Бут-тхап (монастырь Нинь-фук) также имеет рядом ступу в форме кисти. Старый храм был построен в правление Чан Тхай Тона* (XIII век), когда сюда пришел монах Хюен Куанг. Храм, монахом которого он был, имел много почитателей и постоянно расширялся. Хюен Куанг был образованным человеком — в пятом году эры правления Хынг-лонг (1297) он сдал экзамен и, получив [39] степень чанг-нгуена, стал крупным чиновником при дворе, а затем одним из трех основателей секты «Бамбукового леса». Он приказал построить каменную ступу в девять этажей, схожую с лотосом. Проходили века, но храм по-прежнему посещали знаменитые монахи. В 1644 году принцесса Зиеу Туе и вдовствующая императрица Зиеу Виен стали монахинями монастыря Нинь-фук, когда там был знаменитый монах Минь Хань. В 1647 году тюа Чинь Чанг* приказал вновь реставрировать храм. Минь Хань был родом из Цзянси (Китай) и потому перестроил храм по китайскому образцу.
Храм Куанг-нгием (также Тиен-лы, или Чам-зян), согласно летописям, основан в 1185 году монахом Ли Бинь Каном. Расположен на очень красивом месте, на холме, от подножия которого до двора храма ведет лестница. В связи с тем, что комплекс был сожжен китайским военачальником Ляо Шэном*, напавшим на нашу страну, а позднее реставрирован, он не представляет особого интереса, только колокольня перед пагодой является прекрасным образцом деревянной архитектуры, по стилю отличающейся от храмов Поздних Ле. Это редкий пример сохранения стиля старой архитектуры при реставрации. Основание каменной лестницы у ворот сделано в виде дракона, типичного для эпохи Ли, и является одним из редких сохранившихся до нашего времени, памятников.
Среди архитектурных памятников эпохи Ли ступа Бинь-шон — одно из интереснейших сооружений, сохранившееся в относительно нетронутом виде после нескольких реставраций. Многие французские ученые утверждали, что ступа построена в правление Гао Бяня, однако ее орнамент — изображение дракона в виде «червя» — и другие особенности напоминают орнамент храма Фат-тить и свидетельствуют о том, что ступа была построена в правление династии Ли.
Ступа
имеет 14 этажей, ее высота —
В общем Бинь-шон со своими четырнадцатью этажами, сводчатыми нишами, ложными столбами по обеим их сторонам, с украшениями основания столба весьма гармонична по своим очертаниям и особенно по стилю. Изображения драконов «червеобразной» формы в обрамлении листвы дерева — особенность периода Ли и не встречается ни в какой другой стране. Бинь-шон — прекрасный образец нашей архитектуры. Эта ступа является воплощением особого стиля Вьетнама, возникшего в результате удачной ассимиляции архитектурных стилей соседних стран.
Что касается архитектуры диней периодов Ли и Чан, то до настоящего времени не сохранилось ничего существенного, за исключениемнескольких памятников, таких, как, например, Бой-кхе (Хатэй), которые неоднократно реставрировались. Мы более полно осветим характер архитектуры диней в главе об архитектуре Поздних Ле.
Дини и храмы периода Ли и Чан имеют простое и изящное строение. Что касается размеров — высоты и ширины, — то здесь после периода Поздних Ле существенных изменений не было.
Наиболее
важное общественное сооружение
периода Ли, Чан и Хо — крепость
династии Хо, построенная в 1397 году в
Тханьхоа. Эта крепость —
крупнейшее древнее строение из
камня в нашей стране. Способ
строительства крепости династии
Хо заключался в плотном соединении [40]
друг с другом больших камней и
использовании силы тяжести
материала для сохранения
равновесия. Мастера, строившие
крепость, продемонстрировали
высокий уровень техники, построив
крепостные ворота со сводом
округлой формы из множества
каменных глыб длиной до
СКУЛЬПТУРА
СЛОЖНЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТА ВО ВЬЕТНАМСКОМ БУДДИЙСКОМ ХРАМЕ
Наше древнее искусство, дошедшее до настоящего времени, — в основном буддийское искусство. Поэтому, прежде чем анализировать состояние скульптуры периода династий Ли и Чан, а далее и Поздних Ле, мы должны иметь представление о соответствующих культах. В то далекое время буддийский храм был местом подготовки художников, независимо от того, были ли они последователями буддизма.
Как уже отмечалось, практически все храмы в нашей стране относятся к маха-яне, в них молятся многим буддам, боди-сатвам и др. Согласно учению махаяны, помимо нескольких воплощений Будды Шакьямуни и его учеников, люди поклоняются и богам индуизма — таким, как Фан Тхиену (Брахме), Де Тхитю (Индре) и др. ... Махаяна, до того как попала в нашу страну, побывала в Китае и восприняла ряд духов и святых китайского даосизма, таких, как Император неба, Высочайший государь Лао и др. ... Во многих храмах на алтари поставлена и статуя Конфуция. Круг лаханей (архатов) и других объектов поклонения был расширен; например, в Индии было только 16 архатов, а в Китае прибавили еще двух. Многие храмы посвящались китайским основателям-проповедникам. Из числа статуй будд и духов, пришедших к нам через Китай, некоторые «видоизменились»; например, бодисатва Ава-локитешвара (Куан-ам), будучи мужского рода, приобрел женский облик во Вьетнаме, т. к. существовала легенда о «Куан-ам и Тхи Кинь»*. Поэтому во многих храмах, кроме статуй Куан-ам мужского рода, с тысячью глаз и тысячью рук, и Куан-ам женского рода, есть еще статуи Тхи Кинь. Количество статуй Будд и духов постоянно увеличивалось, не говоря о Хо-фапе, Ким-кыонге и Тхиен-выонге*, статуи которым ставили вьетнамские феодалы.
СКУЛЬПТУРА ХРАМОВ
Скульптуру в храме Тхиен-Тон можно разделить на четыре вида: 1. Статуи Будды, 2. Статуи архатов Тон-зя*, Ким-кыонга, Тхиен-выонга и др., 3. Поминальные статуи «тян-зунг»*, 4. Орнаментальные скульптуры.
Статуи Будды. Наши художники феодального периода не были лишены творческого дара или таланта, но изваяние статуй Будды требовало соблюдения определенных условностей. Это были религиозные формулы, категоричные как догмы. Тысячелетия назад люди бессознательно исповедовали культ предков, никто не осмеливался оспаривать того, что касалось предков или «Шуцзина»*, и у наших мастеров не хватало сил освободиться от этого. Есть несколько поз сидящего Будды — «киет-зя»*, «тинь-тоа», «няп-динь», которые были догматизированы и в которых не допускалось ошибок. Поэтому художники [41] следовали заранее установленным образцам. Каким должны быть лицо, нос, руки, ноги, одежда, чтобы наиболее соответствовать образу Будды? В таких условиях никто не осмеливался над этим задумываться или изучать окружающих людей, чтобы сделать статую более реалистической. Мотивы верующих трудно понять. Поэтому множество статуй Шакьямуни, Амитабы, трех жертвенных животных (Там тхе), трех родственных отношений (Там тхан) похожи друг на друга, как будто они отлиты из одной формы. В том счастливом случае, когда скульптор оказывался талантливым, линии скульптуры были более четкими, пропорциональными, но в изображении лица, носа, ног, рук не допускалось никакого творчества. Религия закрепляла в людях веру и подражание, доказательств не требовалось; это проявлялось и в молитвах, и в создании статуй для поклонения. Людям не было нужды спрашивать, почему статуи были такими.
Надо учитывать и то обстоятельство, что художники, создававшие в древности статуи Будды, не могли следовать своим представлениям об искусстве; они должны были удовлетворять требования тех, кто стоял во главе верующих и жаждал лишь «заслуг» перед Небом и Буддой. А им нужны были статуи, похожие на другие статуи Будды, чтобы им молиться, ценность же их как произведений искусства была вопросом второстепенным. Поэтому прекрасных статуй Будды на удивление мало. Тем не менее такие образы Будды, как Шакьямуни и Куан-ам, имеют много воплощений, поэтому существовавшие формулы не препятствовали творчеству художников; среди статуй этих двух Будд имеется много шедевров.
Есть пять воплощений Будды Шакьямуни, отображающих важные периоды его жизни: Кыу лонг представляет новорожденного Шакьямуни; Тует шон изображает период, когда Шакьямуни искал свой путь, совершенствовался, ведя аскетический образ жизни; Нием хоа изображает Шакьямуни, держащего цветок лотоса и излагающего учение; Шакьямуни сидит на лотосовом троне, став Буддой, Шакьямуни вступает в нирвану — это лежащий Шакьямуни, положивший руку под голову в момент смерти.
Будда Куан-ам имеет шесть установленных воплощений: Куан-ам тюан-де (Будда мужского пола) — эта статуя имеет 3 лица и восемнадцать рук; Тхиен-тху тхиен-нён (Будда мужского пола), т. е. Будда тысячи глаз и тысячи рук (как статуя в Бут-тхапе); Куан-ам тоа-шон (Будда мужского пола) изображает Будду Куан-ам, сидящего на вершине горы; Будда-женщина изображает Будду-женщину Куан-ам, сидящую на лотосовом троне со скуфьей на голове; Будда-женщина, сидящая на лотосовом троне (без скуфьи), под лотосовым троном изображены волны; Куан-ам тонг-ты (Будда-женщина) изображает сидящую Будду-женщину Куан-ам, которая держит на руках ребенка, а рядом изображен попугай, т. е. Тхиен Ши*, муж Тхи Кинь. Эта статуя является типично вьетнамской.
Статуи архатов Тон-зя, Ким-кыонг, Тхиен-выонг. В отношении статуй архатов Тон-зя и Ким-кыонга художники были более свободны. Мы говорим «более свободны», но это не значит, что, создавая эти статуи, художники делали все по-своему. Существовали общие для всех видов искусства формулы, определяемые эстетическими и религиозными концепциями, которыми в те времена никто не мог пренебречь.
Статуи тян-зунг создавали в честь реальных личностей, однако древние статуи тян-зунг, дошедшие до нашего времени, практически все были связаны с [42] храмами, поэтому, работая над ними, художники также следовали некоторым формулам, как и в отношении культовых статуй. В то время не существовало определенного мнения о статуях тян-зунг, а потому для них не имело значения, какими они будут — сидящими или стоящими. Верующие хотели создать статую той или иной личности, чтобы оставить память о ней грядущим поколениям, и при этом изображали ее так, как велит религия. Поэтому облик статуй тян-зунг и статуй Будды был тоже ограничен определенными рамками, но все же у них могли быть те или иные отличительные особенности.
Статуи основателей храмов должны были бы принадлежать к статуям тян-зунг, однако все они сделаны по собственным понятиям мастеров; после изготовления им давали имена.
Орнаментальная скульптура играет весьма важную роль в храме, и именно она помогает нам установить время его создания. Основные изображения орнамента периодов Ли и Чан отличаются от орнаментов Поздних Ле и Нгуенов, например, изображения драконов, фениксов, облаков и т. д. В период династий Ли и Чан под влиянием тьямского искусства в орнаменте часто использовались изображения людей, а в период Поздних Ле и Нгуенов — редко. Кроме того, художники периодов Ли и Чан создавали статуи мифических птиц, таких, как Гаруда, Киннари, как это имело место в искусстве Тьямпы и других стран, где распространилась индийская цивилизация.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ СКУЛЬПТУРЫ
Согласно легенде, в высокой ступе храма Ван-фук, построенной при Ли Тхань Тоне, была замурована каменная статуя Будды. По прошествии длительного времени ступа разрушилась, обнажив статую Будды. Тогда статуя была покрыта тонким слоем лака и установлена посередине храма. Несколько десятков лет назад, при реставрации храма, копая землю перед алтарем Будды, обнаружили, помимо основания упоминавшейся выше ступы, горельефы и круглые статуи, такие, как основание каменного столба с горельефами, каменная статуя Ким-кыонга, статуя Гаруды у основания старой ступы.
На многих памятниках эпохи Ли отразилось влияние двух источников. В некоторых произведениях ощутимо влияние Тьямпы не только по духу, но и по манере исполнения. Например, изображение Гаруды у основания старой ступы Фат-тить. Имеются также статуи, среди них каменная статуя Будды и Ким кыонга (Фат-тить), которые отражают влияние китайского искусства. Каменная статуя Будды храма Фат-тить так же, как и статуя из Дунхуана* периода Танской династии из пещер № 79 и 384, имеет маленькое длинное туловище, маленькую шею, одежда как бы прилипла к телу, образуя упругие параллельные складки. На лицах статуй эпохи Ли и статуй периода правления Танов глаза небольшого размера, смотрят прямо перед собой. Пьедестал статуи украшает орнамент — изображение драконов в виде «червя», — характерный для эпохи Ли. Однако не выяснено — одновременно ли делались статуи и их пьедесталы.
Не вызывает сомнения, что влияние Тьямпы сказалось на двух обнаруженных в Фат-тите статуях с головой человека и туловищем птицы (калатанг)*. Однако есть что-то национальное, вьетнамское в чертах внешности и характере этих двух фигур, одна из которых играет на дане, а другая на барабане, похожем на наш рисовый барабан, что заставило одного [43] французского археолога признать, что статуи эти сделаны не тьямским мастером, а человеком национальности кинь (вьетнамцем), находившимся под тьямским влиянием.
Среди особенностей искусства эпохи Ли и Чан, пожалуй, наиболее ярко выражает его своеобразие изображение драконов. Так же как изображение облаков в виде пламени при поздних Ле, изображение драконов эпохи Ли и Чан позволяет установить время создания произведения. Дракон в нашей стране — мифический персонаж, о происхождении которого сложено немало легенд. Наши предки с древнейших времен называли себя «потомками дракона». В эпоху Донгшона на многих памятниках мы видим существо, голова которого похожа на голову крокодила, а туловище и хвост свернулись в клубок. Многие историки считают, что это предшественник дракона — тотем лаквьетов. Кроме того, в период северной зависимости встречается изображение китайского дракона, имеющего иное происхождение. Китайский дракон периода древности изображался на четырех высоких лапах, его туловище было относительно недлинным. Дракон эпохи Ли совсем не похож на китайского: это длинная змея, на ее теле нет крупной чешуи, изгибаясь, она образует много колен, имеет голову без рогов, бороды и усов. Важнейшей особенностью искусства эпохи Ли является то, что художники очень широко использовали в орнаментах изображение дракона. Почти на каждом орнаментированном произведении можно увидеть изображение дракона, «похожего на червя» (на изображениях листьев смоковницы, лепестков лотоса, на пьедестале статуй, на створках дверей денов и храмов — короче, на многих предметах из дерева, камня или обожженной глины). Изображение дракона встречается на памятниках эпохи Ли, таких, как каменное основание статуи Будды из Фат-титя, основание лестницы в Тиен-лы (Куанг-нгием), в Фо-мине (Намха) и на многих предметах из фаянса и обожженной глины, найденных в Кимма, Нгокха и др.
Дракон периода Чан отличается от дракона периода Ли большим размером головы и тем, что борода и волосы выделяются заметнее, чешуя более выпуклая и иногда на спине имеются плавники.
ШЕДЕВРЫ СКУЛЬПТУРЫ
Среди шедевров эпохи Ли, Чан, Хо, сохранившихся до настоящего времени, по нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает рельефная скульптура основания столба из Фат-титя. Можно утверждать, что это произведение типично для стиля эпохи Ли. Основание столба имеет форму квадратной коробки, на каждой из ее сторон рельефный орнамент. В центре изображения расположено дерево Бодхи*, символизирующее Будду Шакьямуни. По каждую сторону дерева Бодхи — пять человек, танцующих и играющих на музыкальных инструментах. Их позы имеют сходство с индийским «трибангга». Изображение на каменной глыбе — по характеру расположения орнамента и элементам одежды — напоминает нам статуи тьямских танцовщиц из Чакиеу*. Но в то же время на столбе мы видим и дракона в виде «червя», характерного для эпохи Ли, дракона, изображений которого нет ни в искусстве Индии, ни в других странах, воспринявших индийскую цивилизацию. В этом произведении сочетание нескольких влияний выглядит очень естественно и гармонично.
Особенности рельефной скульптуры основания столба из Фат-титя характерны и для многих других произведений эпохи Ли и начала эпохи Чан. Например, [44] рельефная скульптура на дереве в храме Тхай-лак (Хайхынг), изображающая «Группу небожителей, желающих долголетия». Эта рельефная скульптура — наиболее важное произведение искусства эпохи Чан из сохранившихся до нашего времени. Небожители здесь не стоят на земле, подобно танцовщицам на основании столба из Фат-титя, а изображены верхом на фениксах. Фениксы имеют необычную для них форму — у них большой клюв, круглое туловище, грузный вид, два маленьких крыла, похожие на полумесяцы. Короче говоря, это «сородичи» птиц с головой человека и туловищем птицы, бьющих в барабан и играющих на дане*, о которых говорилось выше. Женщины-небожительницы верхом на птицах имеют вид, уже знакомый для тех, кто видел изображения птицы с головой человека и туловищем птицы или танцовщиц с рельефной скульптуры на основании столба из Фат-титя. Подобно этим танцовщицам, голова не-божительницы из Тхай-лак наклонена так, будто она следует ритму танца. Вокруг птиц изображены облака, но они не закрывают ни одной детали. Рассматривая рельефную скульптуру «Группы небожителей, желающих долголетия», люди не задаются вопросом: как такие маленькие крылья поднимают столь грузное тело, да еще с небожительницей, почему клюв столь велик и т. д., а замечают лишь, что произведение очень красиво.
Говоря о шедеврах эпохи Ли, Чан, Хо, можно упомянуть о четырех деревянных створках дверей, на которых вырезаны драконы, и каменных драконах из Фо-миня (Намха). Мы знаем, что храм Фо-минь сооружался с большим размахом в правление династии Чан в 1310 году, когда в Тыкмаке были построены загородные дворцы правителя и его двора. Створки двери с вырезанными на них драконами (в настоящее время находятся в Историческом музее) уцелели после сожжения храма Фо-минь войсками династии Мин. Подобно изображению дракона из Тхай-лака, изображение дракона из Фо-миня близко тем, которые были характерны для искусства эпохи Ли: туловище длинное, чешуя мелкая, голова небольшая, неразвитый волосяной покров; облака в виде свернувшейся улитки расположены вокруг дракона и не закрывают его.
Четыре каменные статуи дракона у основания лестницы храма и статуи у четырех сторон ступы Чан Нян Тона исполнены силы и имеют массивные формы, типичные для произведений скульптуры эпохи Ли и Чан. Не установлено точно, в какое время были сделаны каменные статуи слонов и лошадей в Фат-тите; нам известно лишь, что на каменной стеле, установленной в 1686 году, упомянуто, что они созданы ранее. Эти статуи животных относятся к прекрасным произведениям нашей древней скульптуры. Если сравнить их со статуями животных в Ламшоне* первого периода Поздних Ле, можно заметить, что они почти не скованы установившимися нормами и сделаны в более реалистической манере. Возможно, эти статуи животных были созданы одновременно с комплексом Фат-тить.
Каменные статуи дракона периода Хо, расположенные вблизи крепости династии Хо, можно считать прекрасными образцами скульптуры данного периода, дошедшими до нашего времени.
ЖИВОПИСЬ
Правители династий Ли, Чан, Хо, возводившие храмы, уделяли внимание не только развитию скульптуры, но и живописи. В летописи «Тхонг-зям кыонг-мук» сказано: «После второй победы над [45] войсками династии Юань император (Чан Нян Тон. — Прим. автора) приказал нарисовать портреты людей, имевших заслуги в войне, в книге «Чунг-лыонг тхык-лук».
Согласно той же летописи, когда, к концу правления династии Чан, Хо Куй Ли узурпировал власть, бывший император Чан Нге Тон*, обеспокоенный этим, решил прибегнуть к помощи живописи, чтобы воздействовать на Куй Ли. Он приказал художнику нарисовать картины «Чжоу Гун* помогает Чэн Вану», «Хо-Гуан* помогает Чжао Ди», «Чжугэ Лян* помогает Хоу Чжу», «То Хиен Тхань помогает Ли Као Тонгу»*, назвал их «Рисунки о четырех помощниках», и передал Куй Ли, посоветовав: «помогать куан-зя (как называл себя император. — Прим. автора), подражая этим людям».
Указанные картины относятся к разряду исторических. Художники должны были иметь определенный уровень знаний для воспроизведения таких сюжетов. Жаль, что ни одно из произведений живописи эпохи Ли, Чан, Хо не дошло до нашего времени. Это легко понять. Художники того времени писали на бумаге; в условиях климата нашей страны бумага не могла сохраняться долго, кроме того часто ее уничтожали термиты. Даже если бы какие-то произведения случайно уцелели от воздействия климата и насекомых, они погибли бы во время бесконечных войн, которые приходилось вести нашим предкам с многочисленными врагами.
КЕРАМИКА
Памятники эпохи Ли, Чан, Хо претерпели испытание временем, до наших дней лучше всего сохранились глиняные изделия. Именно изделия из глины помогли нам в исследовании искусства этого периода, в том числе скульптуры и живописи.
В течение почти тысячелетней северной зависимости наш народ вынужден был нести бремя тяжелых налогов в пользу; господствовавших иностранных феодалов и собственной аристократии. Для развития ремесел не было благоприятных условий. Только когда династии Нго, Динь, Ле восстановили независимость страны и особенно когда укрепилась ее самостоятельность, возникли более благоприятные условия для развития искусства вообще и гончарного ремесла в частности. Архитектура и скульптура достигли высокого уровня, а наши изделия из фарфора были прекрасны во все времена. Изделия из фаянса и фарфора периода Ли, выставленные в настоящее время в музее, происходят из двух источников: 1) изделия, найденные при раскопках в Кимма, Нгокха, Виньфук, Хатэй и др., и 2) изделия из фарфора, обнаруженные в Тханьхоа.
В изделиях из глины, относящихся к первому источнику, таких, как черепица, кирпичи, украшения крыш домов, художники эпохи Ли, умело сочетая элементы тьямского искусства с китайским влиянием, создали особый национальный стиль. Этот стиль находит отражение в изображениях дракона в виде «червя», листвы деревьев, подобной кружеву и т. д. Изделия из обожженной глины, найденные в окрестностях Ханоя и центре провинции Хатэй, являются важным источником исследования нашего древнего искусства, так как многие из них датированы разными эрами правления эпохи Ли. Они и помогают нам классифицировать изделия из фаянса, раскопанные в Нгокха, Кимма, Виньфуке, Хатэй, как изделия, сделанные древними мастерами Вьетнама. Среди них башня с изображением драконов, блюдо с рельефной резьбой и изображением лотоса, [46] крышка коробки с изображениями двух драконов в виде «червя» и др., находящиеся в настоящее время в Историческом музее. По форме, стилю и характеру орнамента они схожи с изделиями из обожженной глины, о которых упоминалось выше. Изделия из фаянса представляют собой предметы для приношения духам или украшения денов и храмов. Они покрыты глазурью белого, голубого или коричневого цвета, не встречается глазури синего цвета и цвета нефрита, которая обычно называется глазурью «донг-тхань».
Изделия из второго источника (из Тханьхоа), с водяной глазурью, по формам и орнаменту не имеют ничего общего с упоминавшимися выше изделиями из фаянса. Например, маленький флакон с выпуклым изображением дракона по китайскому образцу, называемый «дот-диеу» с синей яшмовой глазурью, которая была широко распространена в правление династии Сун*. В нашем музее считают, что глазурь сделана из китайского сырья. Если поставить этот фарфоровый флакон рядом с фаянсовыми изделиями из Кимма и Нгокха, можно увидеть, что по стилю и обработке эти два вида изделий весьма далеки друг от друга.
В 1959 году сотрудники ханойского музея нашли осколки блюд с глазурью «донг-тхань» эпохи Ли. Открытие свидетельствует о том, что существовал наш цех по изготовлению изделий из глины, который и производил фаянс с этой глазурью. Однако эти сосуды грубы, и их нельзя сравнить по качеству с тонким фарфором многих чаш, блюд и флаконов, найденных в Тханьхоа. Тонкий и чистый фарфор был прославленной продукцией Китая, равной которой не было во всем мире.
На основе вышеизложенного мы полагаем, что необходимо уточнить источники крышка коробки с изображениями двух драконов в виде «червя» и др., находящиеся в настоящее время в Историческом музее. По форме, стилю и характеру орнамента они схожи с изделиями из обожженной глины, о которых упоминалось выше. Изделия из фаянса представляют собой предметы для приношения духам или украшения денов и храмов. Они покрыты глазурью белого, голубого или коричневого цвета, не встречается глазури синего цвета и цвета нефрита, которая обычно называется глазурью «донг-тхань».
Изделия из второго источника (из Тханьхоа), с водяной глазурью, по формам и орнаменту не имеют ничего общего с упоминавшимися выше изделиями из фаянса. Например, маленький флакон с выпуклым изображением дракона по китайскому образцу, называемый «дот-диеу» с синей яшмовой глазурью, которая была широко распространена в правление династии Сун*. В нашем музее считают, что глазурь сделана из китайского сырья. Если поставить этот фарфоровый флакон рядом с фаянсовыми изделиями из Кимма и Нгокха, можно увидеть, что по стилю и обработке эти два вида изделий весьма далеки друг от друга.
В 1959 году сотрудники ханойского музея нашли осколки блюд с глазурью «донг-тхань» эпохи Ли. Открытие свидетельствует о том, что существовал наш цех по изготовлению изделий из глины, который и производил фаянс с этой глазурью. Однако эти сосуды грубы, и их нельзя сравнить по качеству с тонким фарфором многих чаш, блюд и флаконов, найденных в Тханьхоа. Тонкий и чистый фарфор был прославленной продукцией Китая, равной которой не было во всем мире.
На основе вышеизложенного мы полагаем, что необходимо уточнить источники происхождения изделий из тонкого фарфора с синей глазурью, обнаруженных в Тханьхоа. Уяснение этих источников поможет во многом разобраться и с точки зрения истории, и с точки зрения искусствоведения.
До 1959 года не было найдено ни одного изделия из глины эпохи Чан, которое было бы типичным для этой эпохи в истории нашего народа. Как известно, в конце правления династии Чан наша страна пережила довольно длительный период смуты, а вскоре подверглась нападению китайских войск под командованием Чжан Фу, полководца династии Мин. Захватчики произвели жестокие разрушения в нашей стране, нанеся огромный ущерб национальной культуре. Почти все памятники культуры династии Чан были уничтожены войсками Чжан Фу либо были вывезены. Поэтому от производства изделий из фаянса и фарфора, имевшего довольно широкие масштабы в области Тхиенчы-онг, община Тыкмак (Намха), после уничтожения общины китайскими войсками не осталось никаких следов, так же как и от обширного района старых дворцов династии Чан (рядом с сохранившимся деном династии Чан, который был установлен династией Поздних Ле). В 1959 году сотрудник музея обнаружил примерно под 80-сантиметровым слоем, состоявшим сплошь из битой черепицы, место расположения старых дворцов. Под слоем черепицы находился слой угля. Под слоем угля множество осколков чаш, блюд и других предметов, сделанных из фаянса или обожженной глины. Некоторые фаянсовые осколки покрыты красивой глазурью, на которой сохранились иероглифы «тхиен-чыонг фу-те». Фаянс «тхиен-чыонг» сделан из материала, по качеству близкого к материалу, из которого был изготовлен фаянс из Кимма, Виньфука и Нгокха [47] эпохи Ли. Повседневно употребляемые предметы, такие, как чашка с крышкой, горшок, большой глиняный кувшин, чаша, блюдо и др., в отношении которых установлено, что они были изготовлены в правление династии Чан, большей частью были покрыты белой глазурью и орнаментированы глазурью цвета индиго или коричневой. Только на осколках чаш и блюд, найденных в области Тхиен-чыонг, была нанесена глазурь синего и нефритового цвета, называемого «донг-тхань», который у нас был широко распространен.
Половина большого глиняного кувшина, украшенного изображением воина, найденная в Тханьхоа, которая сейчас находится в Историческом музее, представляет собой весьма ценный материал для исследования редких в наше время глиняных изделий того периода. Очевидно, что большая часть фаянсовых изделий была украшена темно-коричневой глазурью по белому ангобу.
В 1959 году в общине Тыкмак (На-мха) был найден высокий глиняный кувшин с ручками, похожий на тыкву. Этот кувшин орнаментирован листьями деревьев, глазурь — коричневая на белой основе. Цвет глазури и орнамент такие же, как на многих других предметах, которые датируются эдохой Чан. Но орнамент на этом кувшине, в отличие от них, нанесен уверенными линиями, а такая техника встречается весьма редко. Это, на наш взгляд, одно из интереснейших глиняных изделий древности.
Анализируя изделия из глины, бесспорно относящиеся к эпохе Чан или приписываемые этой эпохе, можно отметить следующее: прежде всего эти изделия носят ярко выраженный национальный характер, в них сохраняются традиции изготовления глиняных изделий предшествующего времени, найденных в Винь-фуке, Кимма, Нгокха и др. Изображения на них посвящены отдаленной, полной грандиозных боевых подвигов эпохе в истории нашего народа. Некоторые из них использовались в повседневной жизни, и манера исполнения их носит народный характер. В их орнаменте нет изображений драконов, фениксов, которые обычно имеются на памятниках эпохи феодализма, зато есть изображения аистов, рыб, листвы деревьев, всего того, что хорошо знакомо народу. Часто орнамент очень примитивен, но отличительной особенностью его является жизнеутверждающий характер. На смену этим изделиям придут фаянсовые изделия из Батчанга эпохи Поздних Ле.
Что
касается кустарного производства
вообще, то в период эпохи Чан оно
получило довольно значительное
развитие. После славных военных
побед, чтобы показать стремление
нашей нации к миру и установить
добрые отношения с большой
соседней страной (Китаем), был осуществлен
обмен некоторыми изделиями с
династией Юань. В книге «Тхоунг-зям,
кыонг-мук» написано: «В числе
товаров, которыми производился
обмен с династией Юань, были: одна
штука парчи, две штуки атласа, 20
штук тонкого цветного шелка... далее
одна штука цветной парчи, 50 штук
тончайшего цветного шелка...». Мы
послали товары из шелка стране,
знаменитой своими шелками, не
только для того, чтобы
продемонстрировать свое
стремление к миру, но и для того,
чтобы показать искусную технику
этого ремесла у нас.
* * *
С
самого начала завоевания страной
национальной независимости в
искусстве эпохи Ли, Чан, Хо нашел
отражение дух этой независимости.
Это было положительным моментом.
Однако в укладе [48] жизни
верхушки общества по-прежнему
ощущалось китайское влияние. Для
освобождения нации от
политической зависимости
требуется относительно короткий
промежуток времени, а освобождение
от зависимости культурной,
развитие национального искусства,
требует длительного периода. В
общем, в эпоху династий Ли, Чан, Хо,
хотя еще и существовало иностранное
влияние, произошло становление национального
искусства, которое оставило нам
много прекрасных произведений. Эти
произведения явились ценным капиталом,
который сумели использовать
художники эпохи Поздних Ле для
создания шедевров, прославивших
искусство родины. [49]
[1]
Dai Viet su ky toan thu. Tap I, Nhа хuаt ban Кhоа hос ха
hoi, 1967, trang 191.
[2] Tran Quoc Vuong, Ha Van Tan: Lich su che do
phong kien Viet-nam, tap I, Nha xuat ban Giao duc, 1963, tr 416
[3] Согласно буддийской теории, три входа обозначают небытие. — Прим. автора.