ГЛАВА
IV
ПЕРИОД
ФЕОДАЛИЗМА
ИСКУССТВО
ЭПОХИ ПОЗДНИХ ЛЕ
ЛЕ
ШО* И ЛЕ МАТ*
По поводу искусства Поздних Ле мнения расходятся. Большинство исследователей отмечают в нем признаки упадка, но есть и такие, которые, наоборот, утверждают, что уровень развития искусства был исключительно высоким. По нашему мнению, обе точки зрения не учитывают всех сторон явления. Правление династии Поздних Ле является самым продолжительным по времени из всех феодальных династий. В эту эпоху во вьетнамском обществе произошло множество существенных изменений. Поэтому искусство периода Ле Шо и периода Ле Мат по характеру и уровню развития весьма различно. Было бы ошибкой, рассматривая искусство Поздних Ле, не учитывать этого различия.
В период Ле Шо экономика нашей страны базировалась на сельском хозяйстве, а промышленность и торговля считались «низменным ремеслом» и потому не поощрялись. Первые императоры династии Ле жестко ограничили внешнюю торговлю, проводили политику изоляции страны, создавая препятствия для торговли с иностранными торговыми судами, прибывавшими в порт Ванд он*. В образе жизни следовали порядкам тысячелетней давности, кроме Китая, ни с какими другими странами культурные связи не поддерживались. Реформы Хо Куй Ли* и их последствия сделали первых императоров Ле осторожными, они не осмеливались нарушать заветы Конфуция и Мэнцзы. В произведении «Тхап-зяй ко-хон куок-нгы ван» Ле Тхань Тон* подверг критике буддизм и даосизм, восхваляя конфуцианство. Правители династии Ле Шо в политическом и социальном устройстве подражали Китаю, и культура вьетнамского феодального государства строилась на основе конфуцианской. Так в системе обучения история Севера (история Китая) была обязательным предметом, а национальная история Вьета даже не упоминалась. В школах страны, как и в китайских школах, ученики должны были знать наизусть Четверокнижие и Пятикнижие*, проходить Бать-зя ти-ты*, толкуя их, подражать Чинь Тю*... Писатели и художники исповедовали идеологию китайского феодального общества. Если при Ли и Чанах в памятниках культуры проявлялось влияние буддизма и индуизма (храм Фат-тить), то при Ле Шо определяющим стало воздействие конфуцианской культуры.
Ле Лой был императором, который жил среди народа, ведя войну сопротивления. После победы над захватчиками династии Мин, желая сохранить силы народа, он дал приказ чиновникам не строить слишком большие дворцы. Правившие после него императоры продолжили эту политику, поэтому архитектурных памятников этого периода осталось мало, да они и не были такими значительными, как при предшествующих династиях.
После десяти лет войны сопротивления [50] войскам династии Мин* наша страна была истощена. Институт крупных земельных владений периода правления династии Чан был разрушен. Новые аристократы еще не успели накопить достаточно денег и имущества и не имели возможности, кроме придворных императора, строить крупные сооружения. Феодалы династии Ле, как и прочих династий, желая подчеркнуть классовые различия, запрещали простому народу строить дома выше определенного уровня.
Ле Лой, как и другие императоры эпохи Ле Шо, в отношении буддийской общины продолжал политику Хо Куй Ли, направленную на чистку общины от «бездельников», которые уклонялись от служения государству, укрываясь в храмах. Он установил правила сдачи экзаменов для монахов, и тот, кто их не сдавал, должен был «расстричься». Стать монахом можно было, только достигнув пятидесяти лет. Если, «прикрываясь Буддой», монахи ели мясо и пили вино, их расстригали и отправляли на каторгу. Занимавшиеся развратом не только лишались монашеского сана, но должны были нести ответственность перед законом. При Ле Шо почиталось только конфуцианство, а буддизм и даосизм рассматривались как ересь и всячески притеснялись, поэтому при первых императорах Поздних Ле строительство храмов и возведение статуй не развивались.
По вышеперечисленным причинам в период Ле Шо наиболее важными архитектурными сооружениями были не храмы и ступы, как при Ли и Чанах; основное внимание уделялось восстановлению и строительству конфуцианских «Храмов литературы», таких, как ден Зям, и императорских могил в Ламшоне*. При Ле Мат, когда происходила борьба между Чинями* и Нгуенами, низложение и возведение на престол императоров и правителей стало обычным явлением. Страдал от этого не только народ, и положение аристократии также стало весьма шатким — никто не был уверен в своем будущем. Бессильные перед сложившейся ситуацией, многие перестали верить в данную свыше власть. Буддизм, утративший было свое влияние, вновь стал почитаем, как при династии Ли. Даже наиболее жестокие люди*, подобные Чинь Кыонгу* и Чинь Зянгу*, начали восстанавливать старые храмы или строить новые, потому что все стремились к успокоению, покровительству со стороны сверхъестественных сил. В данной ситуации буддийский храм представляет собой притягательную силу для мятущихся душ. Период, когда строилось много храмов и ступ, не был периодом процветания династии Ле, а был периодом наибольших страданий народа.
Страницей в истории бедствий нашего народа в правлении Чинь Зянга периода Ле Мат явилось восстановление и строительство таких сооружений, как храм Куинь-лам в Донгчиеу, Шай-нгием в Тилине, которое потребовало труда нескольких десятков тысяч людей (из трех уездов: Лонгчиеу, Тхюизыонга и Тили-ня), работавших днем и ночью в течение нескольких лет; а также возведение храмов Хо-тхиен в уезде Балок (Киньбак), Хынг-хай в Тилине (старый Хайзыонг) и других, которое потребовало труда населения провинции Тханьхоа.
Для такого строительства необходимы были благоприятные экономические условия. В правление Чиней, хотя народ подвергался крайнему угнетению, в Дангнгоае (т. е. в Северном Вьетнаме) ремесла и внешняя торговля получили относительно большее развитие, чем прежде. На севере разрабатывались рудники, на некоторых из них работало по несколько тысяч человек. Подобные предприятия были значительными источниками [51] накопления. С XVII века западные торговые суда все чаще и чаще стали заходить в Фохиен, значительно расширилась торговля со странами Азии. Связи и торговля с другими странами не только пополняли казну династии, но и оказывали влияние на культуру вообще и искусство в частности.
Ремесленники периода Поздних Ле — это в основном крестьяне, поэтому не следует удивляться, что среди них было много талантливых мастеров, создателей статуи в Тэй-фыонге, Бут-тхапе и других храмах.
Благодаря экономическим условиям и духовной атмосфере период Ле Мат характеризуется самым большим размахом строительства диней и храмов за всю феодальную историю нашей страны, а также высоким уровнем развития изобразительного искусства. Дошедшие до нас древние памятники искусства большей частью восстановлены или созданы руками ремесленников периода Ле Мат.
Поэтому, говоря об искусстве Поздних Ле, следует упомянуть дини и храмы, построенные при Ли и Чанах, но при Поздних Ле восстановленные и принявшие облик, отличный от первоначального. Период Поздних Ле отличается не только количеством памятников искусства, но и тем, что они более разнообразны, чем при Ли и Чанах; дошедшие до нас древнейшие произведения живописи также были созданы в эпоху Поздних Ле. Что касается народного искусства, то традиция относит наиболее древние юмористические картинки, критикующие развращенные нравы, к периоду Ле Мат. Можно утверждать, что именно с этого периода наше искусство, хотя еще и слабо, начинает отражать классовую борьбу между феодалами, стремящимися сохранить старое общество, и трудовым народом, который не хочет терпеть гнета и критикует господствующий класс с помощью иносказательных, но полных глубокого смысла образов.
АРХИТЕКТУРА
ПОЗДНИХ ЛЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Религиозное искусство в период Ле Мат достигло очень высокого уровня развития. Народное искусство, еще молодое, но полное жизненных сил, также находилось на подъеме. Поскольку независимое государство крепло и существовало уже длительное время, иностранные влияния, ранее заметные во многих произведениях, вьетнамизировались, приобретая национальный характер. Наиболее ярко это проявилось в архитектуре и скульптуре, например в архитектуре храма Кео в Тхайбине или диня Тю-куен в Хатэй.
В общей планировке большого храма архитекторы эпохи Поздних Ле следовали старым формам. Однако архитектура ворот «Три входа», архитектурный орнамент диней и храмов специфичны для эпохи Поздних Ле.
Отличительным признаком является то, что деревянная архитектура эпохи Поздних Ле более величественна по своим масштабам. Дини и храмы эпохи Ли и Чан, подвергшиеся нескольким реставрациям, но сохранившие свои старые размеры, такие, как Зиен-хыу, Тхай-лак (Хайхынг), молитвенный храм диня Бой-кхе (Хатэй), являются небольшими строениями. Термины «большой», «небольшой», употребляемые здесь, относительны, так как деревянная архитектура позволяет увеличивать размеры строения [52] только до определенного уровня. Значительное изменение размеров деревянного дома требует изменения всей строительной техники. В таком большом дине, как динь Тю-куен, с двумя рядами колонн посередине, достигающих 80 сантиметров в диаметре, а в высоту 6—7 метров, балки и стропила весят несколько тонн. Подъем таких кусков дерева на высоту и плотная подгонка их друг к другу представляли собой сложную проблему, требовавшую от ремесленников большого опыта и совершенной техники.
Архитектурные детали, которые отсутствуют в небольших строениях, становятся необходимыми в крупных динях и храмах. На верхние балки, консоли, ригели и другие детали, являвшиеся важными элементами в большом дине, наносился орнамент. На коньке крыши диней и храмов при Поздних Ле орнамент был более распространен, чем в эпоху Ли и Чан. Изображались «два дракона, обращенные к луне», «рыба», «морской змей». Эти произведения искусства требовали огромного труда.
Сюжетом архитектурного орнамента, специфичным для Поздних Ле и распространенным до настоящего времени, является изображение фениксов или карпов, борющихся друг с другом на вершине столба ворот. Этот архитектурный орнамент является подлинно национальным и очень часто встречается во вьетнамской деревне.
При Поздних Ле ворота «Три входа», являющиеся частью диней и храмов, превратились в чрезвычайно важное архитектурное сооружение, служащее для привлечения верующих. Во многих случаях эти ворота стали для архитектора возможностью показать все свои творческие способности. Дини и храмы Поздних Ле, расположенные вокруг столицы Ханой, позволяют убедиться в разнообразии архитектуры таких ворот. Ворота в динях Банг и Ха-хой, храме Ан-динь (около рынка Тиа), Литературном храме в Ханое являются прекрасными памятниками нашей архитектуры.
АРХИТЕКТУРА ФЕОДАЛЬНЫХ ВЕРХОВ
Административная архитектура Поздних Ле развивалась по двум основным направлениям — реставрация дворцов и храмов в Тханглонге и строительство Ламкиня*. После великой победы над войсками династии Мин Ле Лой занялся восстановлением города Донгкинь (Тханглонг), реставрацией дворцов Кинь-тхиен и Кан-тянь. При Ле Тхань Тоне были построены дворцы Кан-дык, Зянг-во; расширено здание Тхай-хок, построен динь Куанг-ван в целях развития культуры. Литературный храм в Ханое был сделан по образцу Литературного храма уезда Цюйфу провинции Шаньдун (Китай). Построенный при Ли Ань Тоне* по инициативе То Хиен Тханя, ко времени правления ,1с Тхань Тона этот Литературный храм был полностью реставрирован и достроен. Сохранившиеся до настоящего времени части этого сооружения не представляют интереса с точки зрения архитекторов, и только в орнаментах имеются темы, типичные для эпохи Поздних Ле.
Начиная с Ле Тхань Тона все императоры достраивали столичную крепостную стену, стремясь сделать ее более прочной, однако правители периода Ле Шо первостепенное значение придавали сооружению Ламкиня, базы Ламшонско-го восстания. Дворцы, поминальные храмы в наши дни почти полностью разрушены, не осталось ни одной целой постройки, поэтому нельзя дать им детальный анализ с точки зрения архитектуры. Однако основания столбов, развалины стен, битая черепица, ступени [53] разрушившихся лестниц позволяют судить о значительных масштабах Ламкиня. Сохранившиеся статуи людей и животных, хотя и сильно пострадавшие от времени, помогают нам в изучении скульптурного искусства периода Ле Шо.
В феодальный период строительство подобных сооружений стоило большого пота и крови народу, что вызывало его недовольство. Когда Лыонг Дак Банг*, подняв войско, убил Ле Уй Мука», в вину ему вменялось и следующее: «...Собирали налоги шелковой нитью вплоть до волос на голове, а имущество и пища были подобны грязи»[1]. Ле Уй Мук заставлял народ строить грандиозные дворцы и храмы, такие, как дворец Тяу-нгуен; дороги: дорога Бао-тхюи в деревне Футян, дорога Туен-зу в деревне Хоаланг и другие, расходуя огромные народные средства, в то время как народ голодал из-за обрушившихся на страну стихийных бедствий. Нгуен Зык в книге «Хонг-тхуан чунг-хынг ки» писал о строительстве в этот период следующее: «Когда вели строительство, не хватало дерева в горах Тхайнгуена и Туенкуанга*, чтобы насытить алчность; требовали соус и соль, а в Нгеане и Анбангбиене недоставало даже рыбьей чешуи, чтобы заткнуть голодные рты»[2].
После того как Ле Уй Мук был убит, на трон вступил Ле Тыонг Зык*, погрязший, как и его предшественник, в разврате, наслаждавшийся радостями жизни и не жалевший сил народа на строительство дворцов, углубление живописных рек, возведение крепостных стен. В то время строитель Ву Ни То* сделал из бамбука очень красивый дворец с сотней коньков на крыше, Ле Тыонг Зык, узнав об этом, призвал Ву Ни То ко двору, назначил до док зямом и повелел ему построить величественный Большой дворец и Башню девяти ступеней неба. В летописи «Тхонг-зям кыонг-мук» говорится: «Большой дворец имел более ста коньков, галерею; Башня девяти ступеней неба была огромна и прекрасна. Перед фасадом дворца было вырыто озеро, соединявшееся с рекой Толить, которая огибала его. Вдоль реки Толить была построена стена длиной в несколько тысяч чыонгов, которая защищала дворец Чыонг-куанг, приют для пилигримов Чан-ву и храм Ким-то тхиен-хоа. Стена, построенная с юго-востока на северо-запад, перегораживала реку Толить. За стеной был запретный город, под ней — сточная труба, сделанная из камня и кирпича с поперечными железными полосами...» К сожалению, эти крупные сооружения, построенные народом, не сохранились до нашего времени.
ДИНИ И ХРАМЫ
В XVII—XVIII веках в период Ле Мат феодальная административная архитектура не развивалась, в то время как религиозная архитектура процветала и не уступала архитектуре эпохи Ли и Чан.
После разгрома Маков* в конце XVI века Чини потратили еще полвека на то, чтобы уничтожить всех родственников Мак Данг Зунга*, которые укрылись в горах Вьетбака*. Соперничество между династиями Чиней и Маков привело к опустошению страны; народ был поистине обессилен. Поэтому до начала XVII века архитектура не знала каких-либо значительных сооружений.
Во второй половине XVII века внутренняя война с домом Мак почти завершилась, соперничество между Чинями и Нгуенами временно прекратилось (после сражений 1672 года), а когда река [54] Зянь стала границей между ними*, у дома Чиней появились условия для большого строительства. Жестокая налоговая политика Нгуен Конг Ханга* явилась источником обогащения этой династии. Духовный климат благоприятствовал развитию религии, поэтому архитектура периода Ле Мат большей частью представлена динями и храмами.
Сохранившиеся до нашего времени религиозные архитектурные памятники, являясь сооружениями периода Ли и Чан, были все, в большей или меньшей степени, реставрированы строителями периода Ле Мат. Большие и красивые дини и храмы, упоминаемые в летописях, сохранившиеся или разрушенные, такие, как дини Банг, Тю-куен, Иен-шо, храмы Куинь-лам, Шунг-нгием (Миа), Дау, Хо-тхиен, Бут-тхап, Кео, Тэй-фыонг и другие, были построены или полностью реставрированы в период Ле Мат. Далее мы рассмотрим особенности архитектуры не очень больших, но многим известных диня Банг и храма Тэй-фыонг, представляющих собой два вида архитектуры периода Поздних Ле.
Динь является местом, где народ отправляет культ защитника справедливости, верноподданного или патриота родом из данной или другой местности, имеющего заслуги перед родиной, например: Ли Би, Чиеу Куанг Фук, Ли Фук Ман, Ли Фат Ты, Чан Хынг Дао*. Иногда это культ мифического персонажа из народной легенды. Динь является также местом, где по праздникам собираются жители деревни для совместной трапезы или обсуждения дел.
Динь
Банг был построен в 1736 году в эру
правления винь хыу* династии Поздних
Ле семьей купца Нгуен Тхе Лыонга с
помощью жителей деревни. Динь расположен
посередине деревни Диньбанг уезда
Донгнган (ныне Тиеншон, Хабак), в нем
отправляется культ духов Као Шона,
Бать Ле и Тхюи Ба. В общем плане динь
Банг построен в виде буквы «н» (как
почти все дини Северного Вьетнама).
Он состоит из семи больших отсеков
и двух узких флигелей. Столбы
пятиметровой высоты имеют в
диаметре 67 сантиметров. Коньки
крыши изогнуты, высота пола над
землей
Из всех наших древних архитектурных сооружений динь, вероятно, имеет наиболее ярко выраженный национальный характер. Основные требования, предъявляемые к диню, диктовались интересами народа, да и проектирование и строительство диней носило народный характер. Особенно отличались внутренняя планировка и украшения диней. В каждой местности хотели, чтобы у них был динь больше и красивее, чем у других, поэтому участие местного населения в строительстве диня было активным и добровольным. При строительстве диня Банг существовало разделение труда, ремесленники одной специальности выполняли свою часть работы. Естественно, чтобы прославиться, ремесленники, соперничая друг с другом, стремились [55] выполнить свою работу как можно лучше. Они были свободными людьми, не скованными в своем труде никакой властью, никаким принуждением, как это было на строительстве, осуществляемом правителями. Поэтому и произведения скульптуры в динях обычно носят более творческий характер. В дине Банг каждое изображение дракона, феникса, лошади имело свой неповторимый вид, ремесленники старались, чтобы каждое их творение было прекрасным и особенным. Во многих других динях, как, например, Тю Куен, изображения на балках, декоративных панно на досках отражали не официально принятые сюжеты, а мотивы народных легенд, являясь произведениями народного искусства.
В отличие от диней крупные храмы во Вьетнаме большей частью строились по приказу аристократов или их окружения. Поэтому их архитектурный стиль не носил народного характера. Не говоря о таких больших храмах, как Бут-тхап (среди монахинь которого были одна вдовствующая императрица и одна принцесса), построенный по проекту китайского монаха, возьмем для примера храм средних размеров Тэй-фыонг и убедимся, что и он был построен по заказу людей из высших слоев общества. При строительстве такого храма, если не следовали принципу «Буква «н» в квадрате», то брали за образец планировку в виде лежащего «н» или трех линий, что противоречило традиционно народным принципам строения зданий.
Согласно легенде, Тэй-фыонг был построен в период северной зависимости. По прошествии длительного времени древний храм много раз восстанавливался. В правление Мак Фук Нгуена* (в 1554 году) храм был переделан. В 1660 году тюа Чинь Так* посетил храм и после этого приказал перестроить его, чтобы он стал еще красивее. В правление Тэйшонов* храм был снова реставрирован и был отлит колокол, который назывался «Древние письмена Тэй-фыонга».
Тэй-фыонг состоит из трех основных зданий, которые расположены параллельно, их соединяет внешняя стена. Каждое здание имеет два этажа и восемь крыш, покрытых древней черепицей. На каменном основании столба высечено изображение лотоса. На углах крыш имеются изображения морского змея, сделанные из фаянса. Столбы, стропила и балки не представляют собой ничего особенного. В стенах имелись круглые проемы в соответствии с иероглифом, обозначающим Будду.
Итак, архитектура Поздних Ле знаменует собой период процветания феодального строя. Архитекторы этой эпохи сумели отразить национальный, народный стиль в динях, причем специфическая форма колокольни храма Кео, изящные линии ворот «Трех входов» диня Ха-хой придают этой архитектуре своеобразие, редко встречающееся в другое время.
СКУЛЬПТУРА
ПОЗДНИХ ЛЕ
Как мы отметили, архитектура Поздних Ле во многом отличалась своеобразием, однако наибольшие успехи в этот период были достигнуты в области скульптуры. Многие статуи и барельефы Вьетнама XVII и XVIII веков можно сравнить с прекрасными скульптурными произведениями других стран. Тем не менее в период Ле Шо это трудно было предвидеть. За исключением нескольких [56] статуй драконов на могиле Ле Лоя (Лам-шон) и дена Кинь-тхиен (Тханглонг), памятники скульптуры периода Ле Шо оставались на среднем уровне и ничем особенным не отличались. В XVII и XVIII веках, когда буддизм вновь обретает влияние, такое же как в эпоху Ли и Чан, создается целый ряд шедевров: статуи в Бут-тхапе, Тэй-фыонге, Миа и другие.
СТАТУИ БУДДЫ
Создание статуи Будды регламентировалось определенными условностями — от манеры сидеть до положения рук и ног, — поэтому художники были скованы и не могли полностью проявить свой талант. Умение и искусство ремесленников заключалось в том, чтобы сохранить статуи в «чистоте», изображая детали лица, руки, складки одежды, точно «как в действительности». Такие прекрасные статуи Будды, как «Куан-ам тысячи глаз и тысячи рук» или «Тэй-Тхиен Донг-до Вьет нам лить дай-то»* из Бут-тхапа, являются неповторимыми произведениями искусства. Аристократ Чыонг Ван Тхо заказал одному мастеру статую «Будды Куан-ам тысячи глаз и тысячи рук», чтобы подарить ее храму. Имя этого мастера неизвестно, так же как и имена авторов многих древних статуй во Вьетнаме. Статуя тысячи глаз и тысячи рук из Бут-тхапа — одна из красивейших древних вьетнамских статуй Куан-ам. Пройдя через многие войны, Вьетнам подвергался большим разрушениям, однако эта статуя сохранилась в неприкосновенности. Скульптурное решение статуи Куан-ам из Бут-тхапа не является специфическим для Вьетнама. Индийские и китайские статуи «Куан-ам многих глаз и многих рук» решены в той же манере. Особенность статуи Куан-ам из Бут-тхапа заключается в том, что автор благодаря отточенной технике сумел придать такому причудливому изображению с многими головами и руками естественный и гармоничный вид. Три изображения лика, снизу лик Будды — относятся к прекраснейшим образцам вьетнамского религиозного искусства. Четыре руки, расположенные спереди, весьма упруги, естественны, они не падают бессильно, как у многих других статуй, — ив этом заслуга художника. Общее расположение и пластика больших рук (очень свободные) свидетельствуют о высоком мастерстве художника, умело изображающего столь сложную форму. На выставке нашего искусства в Индии в 1959 году индийские критики признали, что статуя «Куан-ам тысячи глаз и тысячи рук» из Бут-тхапа является выдающимся памятником культуры.
Другой не менее известной статуей из Бут-тхапа является статуя «Тэй-тхиен Донг-до Вьет нам лить дай-то». Эта статуя символизирует образ миссионеров — основателей буддизма в древнем Вьетнаме. Художник не следовал обычным формам статуи Будды. Статуя «Вьет нам лить дай-то» — памятная статуя престарелого монаха, сидящего в позе «созерцания». Выражение лица старца ясное и красивое, какое не встречается в других изображениях. В отношении одежды автор в какой-то степени следовал традиции, однако обнаженные части тела слишком натуралистичны: форма ребер, костей рук, коленей — видимо, художник тщательно изучил анатомию человека. Это редкий случай в древнем вьетнамском искусстве. И с какими бы другими известными статуями периода Ле, например статуей Тует-шон (Тэй-фыонг), мы ее ни сравнивали, не вызывает сомнений, что автор статуи «Вьетнам лить дай-то» знал анатомию человека достаточно глубоко. Однако [57] следует также отметить излишнюю нарочитость черт, делающую эту статую несколько сухой. Такого недостатка нет у автора статуи Тует-шон. Поэтому статуя «Вьет нам лить дай-то» кажется более древней, чем статуя Тэй-фыонга.
Что касается других известных статуй Будды, то в настоящее время у нас есть статуя «Куан-ам тхиен-тху» из храма Ким-лиен (ныне перенесена в храм Куан-шы), статуя из храма Фо-минь (Намха), статуя «Ван-тху бо-тат», «Фо-хиен бо-тат» из храма Фо-минь, статуя «Фат-няп Ниет-бан» из храма Тем (находится сейчас в Историческом музее) и другая статуя «Фат-няп Ниет-бан» из храма Фо-минь; все они отличаются довольно высокой техникой исполнения, но имеют общий недостаток — они выполнены в строгом соответствии с принятыми условностями.
СТАТУИ АРХАТОВ И ТОН-ЗЯ («ПОЧИТАЕМЫХ», СВЯТЫХ)
Как уже отмечалось, вьетнамские художники были талантливы, однако, связанные догматическими условностями, они не могли свободно проявлять свой талант. И только тогда, когда они нарушали установленные каноны, они создавали бессмертные произведения. Что касается статуй архатов или тон-зя, никто не заставлял художника создавать их по какому бы то ни было образцу, поэтому художники могли работать согласно своим представлениям и видению. За исключением общепринятых понятий о красоте и религиозных норм (например, «человек, черты лица которого выражают блаженство», имеет длинные мочки ушей), мы можем сказать, что статуи архатов и тон-зя являются статуями, в которых наиболее полно в древнем вьетнамском искусстве проявилась творческая инициатива их авторов.
Из 18 архатов, а также тон-зя каждый имел свои отличительные особенности. Исходя из этого, художники могли создавать статуи согласно своему видению. Поскольку тему можно было развивать свободно, художники Поздних Ле изваяли много прекрасных статуй архатов и тон-зя, которые делают честь нашему искусству. Обращает на себя внимание обстоятельство, что такие статуи во всех храмах не похожи друг на друга, а некоторые — из Тэй-фыонга, Бут-тхапа и Миа — являются выдающимися в нашей скульптуре.
Несколько статуй в Тэй-фыонге, по всей вероятности, сделаны одним автором или художником, под руководством которого работало несколько человек. Все выполнены в одном стиле, с большим мастерством передан характер персонажей. По мнению некоторых ученых, эти статуи созданы по рисункам книги, автор которой жил в правление династии Мин в Китае. Что ж, даже если статуи созданы по рисункам книги, их художественная ценность от этого отнюдь не снижается. Поэма «Киеу»* написана по мотивам более раннего китайского произведения, это, однако, не означает, что ее автор Нгуен Зу* не является великим поэтом Вьетнама. По нашему мнению, в Тэй-фыонге есть несколько статуй, которые можно расценить как выдающиеся во вьетнамской скульптуре. Остановимся на некоторых из них, наиболее известных — статуе Рахульг и статуе Тует-шон (Будда-аскет в Гималаях).
Рахула на ханвьете читается как «Ла-хау-ла»; это — сын Будды Шакьямуни, который вслед за отцом ушел в монахи и познал учение в совершенстве. Рахула Тэй-фыонга не индийский, а «вьетнами-зированный». Статуя изображает пожилого монаха с плоским лицом, маленькими глазами, тонкими губами и [58] немного скошенными уголками рта, приплюснутым носом, выдающимися скулами... Одним словом, типичные черты лица вьетнамского старца. Под широкой одеждой, падающей естественными складками, угадывается худое тело. Изображение складок на одежде Рахулы, так же как и у статуи Тует-шон в том же храме, — редкий случай во вьетнамском искусстве. Ни в древнем китайском искусстве, ни в классическом индийском искусстве мы не встретим произведения, где одежда была бы изображена так реалистично и красиво. Изображение открытых частей тела (грудь или рука) свидетельствует о том, что автор сведущ в анатомии. Руки так худы, что видны суставы. Одна рука держит палку, другая свободно лежит на колене, и в ней ощущается слабость престарелого и мало работавшего человека. Если бы не длинные мочки ушей, являющиеся, согласно религиозным догмам, обязательными для подобных статуй, можно было бы считать, что статуя Рахулы — поминальная статуя (тян зунг) конкретного человека, изображающая погруженного в размышления вьетнамского старца, который устало смотрит прямо перед собой. Рядом с Рахулой лежит, повернув голову, олень.
Со времени создания статуи «Вьетнам лить дай-то» из Бут-тхапа до статуи Рахулы художники Поздних Ле сделали довольно большой шаг вперед. Статуя Рахулы — одно из наиболее замечательных произведений вьетнамского искусства — типична для этого периода. Статуя «Будда-аскет» из Тэй-фыонга является не менее известным произведением. Она отражает уход от мирской жизни Будды Шакьямуни, его обращение к аскетизму. Будда, так же как и Рахула, «вьетнамизирован» — это изображение старца, очень истощенного, сидящего в позе «махараджа лилисана» (руки и ноги лежат на коленях). Во всех своих элементах, кроме чрезмерно длинных мочек ушей, статуя «Будда-аскет» — произведение реалистическое. Надо хорошо знать жизнь монахов-аскетов, чтобы оценить тонкую наблюдательность автора. Рассматривая статую буддийского монаха, мы ощущаем сосредоточенность его духа и в выражении худого лица, и во впалых щеках, и в ввалившихся глазах. Надо видеть не привыкшие к работе руки и ноги монахов, чтобы понять, как верно чувствовал автор реальность и как искусно сумел отразить ее. Одухотворенное лицо старца, естественная поза великолепно передают его чувства. Мы воспринимаем эту статую как прекрасное произведение искусства и не замечаем недостатков в строении груди, в пропорциях правой руки и т. д.
Другая статуя меньших размеров «Будда-аскет в Гималаях»* из Миа также заслуживает внимания. Этой статуе присущи черты реализма, редко встречающегося в древнем искусстве. Автор изобразил очень истощенного человека, сидящего в позе, подобной той, которую мы видим у «Будды-аскета» из Тэй-фыонга, человек этот настолько истощен, что обнаженные части его тела представляют собой «кожу да кости». Шея, руки, тело сплющены, чтобы сделать выпуклыми кадык, кости рук, коленей, ног и т. д. При таком истощении не может быть умиротворенности. У статуи Будды-аскета из Миа изможденное лицо недоедавшего человека, который, однако, принуждает себя к размышлениям. И хотя найти такого худого натурщика для создания статуи было нетрудно, художник, осмелившийся изучать действительность, чтобы создать реалистическое произведение, заслуживает высокой похвалы, ибо в тот период существовало мнение, будто художник не должен следовать натуре. Ценность статуи [59] из храма Миа не только в этом, произведение это не оставляет равнодушным.
Деревянная статуя архата из Бут-тхапа (местные жители называют ее Тхи Кинь) также является прекрасным реалистичным произведением. По всей вероятности, это поминальная статуя (тян-зунг) деревенской женщины в зрелом возрасте. Не упросил ли художник позировать ему какую-нибудь монахиню? Кроме позы, эта статуя ничем не похожа на другие статуи «Куан-ам Тхи Кинь». Лицо некрасивое, но в нем есть что-то типично национальное, в чем невозможно ошибиться: глаза обычного размера, не маленькие, как у других статуй Будды, нос слегка приплюснут, губы припухлые. В уголках рта — морщины, как у человека пожилого возраста. Черты лица простые и добрые, это обычная деревенская женщина. Художнику удалось добиться прекрасного соотношения пропорций человеческого тела, высокого мастерства в изображении деталей фигуры, складок одежды. По стилю эта статуя напоминает поминальные статуи из Бут-тхапа, изображающие императрицу Зиеу Виен* периода тюа Чинь Чанга* (1647), поэтому мы считаем, что статуя Тхи Кинь была создана в то же самое время, а возможно, и одним и тем же автором.
Буддизм «Большой колесницы» во Вьетнаме имел тенденцию к сближению с даосизмом. Статуи даосских мудрецов ставились рядом со статуями архатов и тон-зя. В храме Миа находится прекрасная статуя Высочайшего государя Лао (даосское божество), сделанная из клееной бумаги, меньше чем в натуральную величину человека. Автору этой статуи удалось достичь довольно высокого уровня в отражении внутреннего мира персонажа. Это пожилой человек, одетый как даосский монах. Выражение лица «государя Лао» такое, будто он чем-то недоволен, он смотрит вдаль, хмурит брови, губы надуты, вид скучающий. Все части тела — лицо, шея, руки, ноги выполнены с большим мастерством. Одежда изображена так искусно, что можно даже различить грубую ткань, которую обычно носили монахи. Все в статуе исполнено гармонии — и черты лица, и свободная осанка, и передача настроения, что свидетельствует о высоком уровне мастерства художника, о его неповторимости.
Есть
еще много прекрасных образцов
статуй тон-зя и архатов в других
храмах, реставрированных или
созданных в период Ле Мат. Выше мы
назвали лишь некоторые из них,
наиболее известные.
СТАТУИ
КИМ ЗЫОНГА (ОХРАНИТЕЛЬ БУДДЫ ИЛИ
ЗАКОНА БУДДЫ) И ТХИЕН ВЫОНГА (НЕБЕСНЫЙ
ВЛАДЫКА)
Создание статуй Ким Кыонга, так же как статуй архатов и тон-зя, не требовало от скульптора соблюдения условностей. Основываясь на особенностях каждого божества, художник мог по своему усмотрению трактовать позу или детали одежды персонажа. Чтобы верно воспроизвести образ, он должен был приложить немало усилий для изучения персонажа и окружающей его действительности, хорошо разбираться в тонкостях военного искусства того времени, так как божество Ким Кыонг изображалось в образе полководца. Поэтому статуи Ким Кыонга дают нам ценный материал об историческом прошлом Вьетнама. Статуи Ким Кыонга в Миа и Тэй-фыонге являются выдающимися произведениями вьетнамского искусства. Если статуи Будды-аскета и Рахулы из Тэй-фы-онга — произведения, мастерски передающие сосредоточенность духа, то статуя Ким Кыонга из Миа является классической [60] в нашем искусстве по мастерству изображения черт лица.
В древнем вьетнамском искусстве у художников была одна общая особенность — нарушение пропорций. Создавая статуи из камня или дерева, скульпторы изображали людей такими, какими их себе представляли. Большая часть художников не имела условий для изучения анатомии человека, и это приводило к нарушению пропорций. Зачастую, когда они заканчивали верхнюю половину статуи, нижняя оказывалась по сравнению с ней слишком короткой. Статуи Ким Кыонга из Миа и Тэй-фыонга не имеют подобного недостатка.
В отличие от Ким Кыонга, Тхиен Выонг в храмах всегда изображается в виде гражданского чиновника. Статуя не является изображением какого-либо исторического персонажа, как статуи тон-зя и архатов, а представляет собой типичную статую божества, такую же, как Будда Трех существований, Трех обличий. Поэтому вьетнамские художники делали статуи Тхиен Выонга похожими друг на друга. Статуя Тхиен Выонга играет как бы роль статиста, она нужна для полного набора статуй в храме, но не имеет большого значения с точки зрения искусства. В период Поздних Ле подобное назначение имели и некоторые очень известные статуи, например статуя духа Чан Ву, называемая Куан тхань в дене Куан-тхань.
Статуя
духа Чан Ву известна не только
своими размерами — ее высота более
трех метров, а вес достигает шести
тонн, — но и искусством отливки. Она
была создана в 1678 году. Другая
статуя, также сделанная из черной
меди и примерно таких же размеров,
из деревни Кылинь (Хабак) на берегу
реки Красной, согласно легенде,
была сделана, чтобы охранять
Тханглонг.
СТАТУИ ТЯН-ЗУНГ
Статуи тян-зунг периода Поздних Ле в общем относятся к религиозному искусству. Основными прототипами для них служили монахи или их ученики из аристократической среды, статуям которых поклонялись в храмах. Статуй в честь людей из других слоев населения было мало. Несмотря на то что статуи тян-зунг являются наиболее реалистичными, вьетнамские художники, создавая их, все же были ограничены неизменными условностями. Основным недостатком статуй тян-зунг периода Поздних Ле, так же как и предыдущих периодов, является то, что они изображали не реального человека в его обычном виде, а человека идеального в соответствующей ритуальной позе и одежде. Поэтому часто статуи выглядели неестественными, безжизненными. Но как только наши древние художники получали возможность сделать статую с реального живого человека, они создавали прекрасные произведения. Некоторые статуи тян-зунг периода Ле Мат изображают людей, которые на склоне лет предавались религиозным размышлениям с целью обрести самоуспокоение.
В старину вьетнамцы верили, что тян-зунг — второе тело прототипа. Его нельзя было расчленять на куски, а нужно было сохранять в неприкосновенности. Когда прообраз статуи умирал, тян-зунг становился его воплощением, и потомки могли его с почтением созерцать. Поэтому вьетнамские художники никогда не делали статуи тян-зунг на продажу.
В правление Поздних Ле статуи тян-зунг большей частью делались из дерева и только немногие — из камня; статуй тян-зунг из меди не было. Если сосчитать все статуи тян-зунг периода Поздних Ле, то их окажется очень много. В основном [61] эти статуи изготовлялись мастерами тян-зунга после смерти человека, в память о нем; поэтому статуи имели лишь весьма общее сходство с ним и обычно не представляли собой выдающегося произведения искусства. Они имели такое же значение, как таблички с именами предков, которые выставлялись в храмах в алтаре. Приведем некоторые известные статуи тян-зунг периода Ле Мат: тян-зунг монаха Минь Ханя из Чать-лама (Ха-чунг, Тханьхоа), каменная статуя монаха из храма Чан-куок, статуя принцессы Чинь Нгок Ту также из Чать-лама, статуя императрицы Зиеу Виен из Бут-тхапа, статуя императора Ле Тхань Тона из Матшона и др. Один ученый сравнивал тян-зунг императрицы Минь Хань с древнеегипетской статуей Сидящего писца — произведением, стоящим в ряду шедевров мирового искусства. Тян-зунг императрицы Минь Хань сделан искусно и естественно, ярко передает этнический тип. Статуя не имеет архаичного вида, присущего другим произведениям этого времени (XVII век). Образ императрицы отличает изящество и нежность, это свидетельствует о том, что автор делал ее с натуры.
Статуя монаха из храма Чан-куок и тян-зунг Строителя из храма Куан-тхань также относятся к прекрасным произведениям периода Поздних Ле. В этих статуях автор сумел передать специфические черты персонажа простыми средствами, но с высокой степенью мастерства. Согласно легенде, когда был построен храм Куан-тхань и отлиты статуи, была сделана также статуя человека, надзирающего за строительством, чтобы выразить ему заслуженную благодарность. Поэтому вполне вероятно, что автор тян-зунг Строителя является одновременно и автором большой медной статуи монаха. Если наша догадка верна, она доказывает, что вьетнамские средневековые художники способны были создавать убедительные и искусные произведения. А когда они слепо следовали древним установлениям*, их произведения становились безвкусными и невыразительными.
Статуя императрицы Зиеу Виен из Бут-тхапа — одна из тех, которые привлекают внимание. Эта тян-зунг относится к «казенному искусству», поэтому автор старался сделать ее отвлеченно-красивой, стремился сделать все гладко и аккуратно, в результате облик императрицы утратил естественный вид. В тот период человеческая жизнь ничего не значила для феодалов, поэтому любая небрежность, допущенная в изображении, могла иметь серьезные последствия для художника. Все это и многое другое приводило к тому, что у художника не было стимула искать что-либо новое. Удобнее всего было следовать установленным формам, чтобы избежать неприятностей. Именно такое впечатление возникает при виде статуи императрицы Зиеу Виен. Лицо ее имеет округлые, невыразительные черты, она изображена в позе «киет-зя», как статуя Будды. Автор изобразил человека, сознающего свое величие, помнящего о своем аристократическом происхождении, хотя и ушедшего в монахи. Шапка на императрице, ее украшения свидетельствуют о том, что автор был талантливым мастером, а может быть, еще и ювелиром. В Бут-тхапе есть еще много статуй, изображающих членов рода Чиней, по всей вероятности, того же автора, что и статуя императрицы Зиеу Виен. Эти статуи выполнены на довольно высоком уровне,- однако, так же как и в статуе императрицы Зиеу Виен, им не хватает естественности.
Другим статуям тян-зунг «казенного стиля» присущ тот же недостаток.
Мы хотели бы здесь привести в пример несколько статуй тян-зунг, о которых [62] мало вспоминают, но которые, на наш взгляд, очень естественны и вызывают в нас гордость и манерой исполнения, и высоким художественным уровнем. Речь идет о тян-зунг из храма Ли Куок Шы, которые должны занять достойное место в числе других тян-зунг периода Поздних Ле. Храм Ли Куок Шы был построен в правление династии Ли для поклонения Кхонг Минь Кхонгу, монаху, вылечившему императора Ли Тхан Тона от болезни. Сколько минуло поколений, а этот храм с высокой ступой Бао-тхиен занимает свое прежнее место. Ступа Бао-тхиен была разрушена китайскими войсками Ван Туна* в начале XV века. В году тхиеу-бинь* правления династии Ле храм был реставрирован и стал еще более величественным. Когда французские колонизаторы захватили нашу страну, они значительно сократили территорию храма, а затем разрушили его, чтобы построить церковь. Оставляя Ханой в 1954 году, они сожгли внешние покои (позднее восстановленные по решению правительства Демократической Республики Вьетнам), сохранился только внутренний алтарь и некоторые статуи. К счастью, остались в целости такие памятники вьетнамского искусства, как статуи Будд, статуи Кхонг Минь Кхонга* т. е. Ли Куок Шы, его отца и матери, императора Ли Тхан Тона, нескольких принцесс — дочерей Ли Тхан Тона, и чиновников династии Ли, построивших храм.
Согласно народной традиции, эти тян-зунг были созданы в правление династии Ли. Однако исследования показали, что наиболее древние статуи в храме: каменная статуя Ли Тхан Тона, родителей Кхонг Минь Кхонга и другие выполнены в том же стиле (вероятно, одним автором), что и статуя правительницы дома Мак из храма Фо-минь (Намха). Они сделаны из каменных брусков одинаковой формы, на них — те же древние линии резьбы, те же ошибки в масштабе, та же манера помещать изображение персонажа на узкой подставке. У этих каменных статуй только черты лица реалистичны и отражают национальный характер. Все вышеперечисленные детали говорят о том, что, по всей очевидности, эти каменные статуи были созданы во время реставрации храма при правлении дома Мак. Если же взять деревянные статуй Кхонг Минь Кхонга, четырех принцесс и другие, можно заметить, что они сделаны в совершенно ином стиле и уровень их исполнения гораздо выше. Не являются ли эти статуи творениями выдающегося художника периода правления Чинь Кыонга — Чинь Зянга, которого посылали реставрировать большую часть пагод в Дангнгоае и прежде всего в Тханглонге?
Самыми прекрасными произведениями в Ли Куок Шы являются не статуи Кхонг Минь Кхонга, а статуи четырех принцесс династии Ли и трех сановников той же династии, напоминающие живых людей. Мы не знаем, сколько статуй принцесс и сановников было сделано по старым образцам, одно безусловно: создавая их, автор видел живых натурщиков, тщательно изучал их, именно потому эти статуи, особенно женские, выполнены на высоком художественном уровне. Число их невелико. Две из этих статуй изображают не просто красивых женщин, но и ярко отражают специфические черты лица, присущие северовьетнамским женщинам. На эту особенность творчества художника следует обратить особое внимание.
Хотя эти статуи выполнены в стиле, отличающемся от стиля прекрасных статуй из Тэй-фыонга, они тем не менее несут в себе национальные черты и потому вызывают наше восхищение. Изображение складок одежды — не [63] простое копирование натуры, это искусство прекрасной гармонии. Так же как и все деревянные статуи прежних времен, эти тян-зунг покрыты слоем устойчивого лака нежных цветов, который не портит вид произведений.
Три статуи сановников династии Ли не уступают статуям принцесс. Сложность в создании этих статуй заключается в обязательности для художника следовать принятой форме: изображаемый персонаж должен «сидеть прямо, смотреть перед собой» и т. д., при этом художник должен добиться того, чтобы статуи не были одинаковыми. Если статуи Тхиен-выонгов будет делать бездарный художник, он сделает их похожими друг на друга как братья-близнецы. Автор статуй трех сановников династии Ли не страдал таким недостатком, он постарался сделать их лица разными. Эти статуи, так же как и статуи принцесс, очень пропорциональны, что не характерно для храмовой скульптуры.
Самая крупная статуя в храме — статуя Ли Куок Шы — это также тян-зунг. Лицо продолговатое, большой нос, маленькие глаза; мы видим перед собой умного, уверенного в себе человека. Наиболее удачно изображены руки. Правая рука протягивает цветок лотоса, левая лежит на бедре.
Сделана ли эта статуя с живого натурщика при реставрации храма в правление Поздних Ле? Этот вопрос требует дополнительных исследований.
БАРЕЛЬЕФЫ
Барельефы — очень распространенный вид вьетнамской скульптуры. Нет диня или храма, на которых бы не было барельефов. В период Поздних Ле они встречаются довольно часто. Следуя древней традиции, наши художники обращали мало внимания на форму бруска
и перспективу. Детали изображений передаются не выпуклостями, а линиями. Во многих динях и храмах изображения, вырезавшиеся на обех сторонах дверей, были барельефами.
С
начала XVIII века по сравнению с
предыдущим периодом увеличились
связи с зарубежными странами, хотя
они все еще ограничены. Во Вьетнам
прибывали западные торговцы и
миссионеры. Происходило взаимное
влияние искусства Востока и
Запада. В барельефах Ле Мат мы это
четко видим. Примером может служить
барельеф в пещере горы Ней (Тханьхоа),
который был создан в эру правления
кань хынг*. В пещере пять
барельефов, вырезанных на камне,
— четыре снаружи и один внутри.
Наиболее важный барельеф в пещере
изображает Хуань Гуна* и его
приближенных — довольно
распространенный сюжет в искусстве
Вьетнама периода нового времени.
Высота изображения равна почти
человеческому росту. Автор
соблюдает пропорции, и фигуры
выглядят очень естественно. Наиболее
высокая выпуклость барельефа —
Как мы уже отметили, барельефы — очень распространенный вид искусства в нашей стране, поэтому поистине трудно перечислить все имеющие художественную ценность барельефы в динях и храмах, созданные или реставрированные в период Поздних Ле. Сколько среди них прекрасных произведений, которых никто, кроме местного населения, не видел! Не говоря о знаменитых барельефах из Бут-тхапа или деревянных рельефах в дине Динь-банг, мы хотели бы упомянуть об имеющем яркий национальный характер барельефе в таком крупном дине, как Тю-куен. Здесь нашли весьма интересное [64] воплощение народные сказания. Эти скульптурные изображения воистину являются драгоценной сокровищницей нашего национального искусства.
ЖИВОПИСЬ
В ЭПОХУ ПОЗДНИХ ЛЕ
Наиболее древние произведения живописи Вьетнама, сохранившиеся до наших дней, относятся лишь к эпохе Поздних Ле. Эти произведения не позволяют нам узнать, кто являлся их автором, более того, существуют сомнения в отношении авторства ряда картин, а именно: являются ли их авторами вьетнамцы. Произведения живописи эпохи Поздних Ле можно подразделить на четыре основные категории: портреты, картины из жизни, религиозные картины, народные картины. Из четырех этих категорий наиболее ярко выраженный национальный характер носят народные картины, о них мы будем говорить в отдельной главе.
Из портретов, сохранившихся до нашего времени, много говорят о портрете Нгуен Чая* и портрете Фунг Кхак Кхоана*. Оба произведения отличаются относительно высоким художественным уровнем и замечательны по колориту, однако в обоих художник был связал формальными ограничениями. Не трудно понять, что художник не просто запечатлел персонажи в какой-то определенный момент жизни, а писал картины для того, чтобы им поклонялись. Вследствие этого портретам не хватает жизненности.
Что касается портрета Фунг Кхак Кхоана, то почти все считают его прекрасным. По признанию потомков Фунг Кхак Кхоана, существующий в настоящее время портрет является четвертой копией, написанной после того, как предыдущие пришли в негодность. Несомненно, что копии писались вьетнамскими художниками.
Картин,
отражающих жизнь эпохи Поздних Ле,
немного, однако в числе
сохранившихся до сих пор имеется
весьма важная серия из диня
Деревни Донгнгак (Ты-лием, Ханой).
Эта серия включает в себя 48 картин,
написанных цветным лаком на
деревянных дощечках, на них мы
видим изображения людей, надписи
иероглифами, а также растительный
орнамент. Среди изображений людей
представлены такие классические
сюжеты, как «воин, крестьянин,
князь, старец» или «рыбак,
дровосек, стражник, пастух». Цвета
картин поистине прекрасны, мазки
кисти весьма тонкие... По преданию,
эта серия картин была подарена
диню одним чиновником — уроженцем
Донгнгака, который купил их,
находясь проездом с посольской
миссией в Китае. В старые времена из-за
самоуничижения, а также
вследствие длительного влияния
китайской культуры люди, чтобы
поднять цену той или иной вещи,
обычно говорили о ее китайском
происхождении. В литературе часто
описывались события китайской
истории, в живописи — китайский
пейзаж. И в том, что по стилю и
тематике коллекция храма Донгнгак
напоминает китайские картины, нет
ничего странного. Внимательно
изучая эту коллекцию, мы заметили,
что на картине «Рыбак» имеется
изображение женщины в переднике,
какие носят у нас в сельской
местности. Мы беседовали с одним
много путешествовавшим китайцем
об этом рисунке, и он решительно
заявил, что в Китае женщины нигде
так не одеваются! Художник в Пекине
не мог знать, как носит передник
женщина из сельской местности
Вьетнама, изображенная на картине
«Рыбак».
Что касается картин религиозного содержания, [65] то в настоящее время имеется серия картин «Десять дворцов» в храме Тхэй (Хатэй) и картина «Поклонение Будде» в храме Хоа-зиай (Ханой), относящиеся, несомненно, к эпохе Поздних Ле.
Серия «Десять дворцов», по словам настоятеля храма, существует около пятисот лет. Эта коллекция картин изображает «Десять дворцов» Зьем выонга* в соответствии с буддийской концепцией. Письмо картины более грубое, чем на картинах Донгнгака, однако цвет также прекрасен. В больших храмах обычно имеется макет «Десяти дворцов» из глины или папье-маше, но здесь они изображены средствами живописи.
На картине «Поклонение Будде», находящейся в храме Хоазиай, автор в соответствии с концепцией многих древних индийских школ не изобразил Шакьямуни, а нарисовал предмет, символизирующий Будду. Животные, пришедшие поклониться Будде, тигры и слоны изображены довольно естественно. К сожалению, необдуманная реставрация, предпринятая около пятидесяти лет назад, лишила произведение исторической ценности: настоятель велел одному мастеру, основываясь на старых красках, обновить картину.
В настоящее время в нашем Историческом музее, а также у частных владельцев много других прекрасных произведений живописи, которые, как принято считать, созданы в эпоху Поздних Ле. Мы упомянули здесь только о нескольких классических примерах каждой категории.
ФАЯНСОВЫЕ
ИЗДЕЛИЯ БАТЧАНГА
Эпоха Поздних Ле является и эпохой значительного развития ремесел. Весьма распространенным было производство предметов из серебра, меди и олова. Однако ремеслом с наиболее древними традициями является изготовление фаянсовых изделий в таких местах, как Хыонгкань (Виньфу), Вандинь (Хатэй), Хамжонг (Тханьхоа) и особенно в Батчанге (уезд Зялам). Фаянсовые изделия из Батчанга не только получили широкое распространение внутри страны, но и стали известны за рубежом благодаря ярко выраженному национальному колориту.
По
обнаруженным местным письменным
источникам и деревенским преданиям,
Батчанг основан примерно пять столетий
назад мастерами по изготовлению
керамических изделий — выходцами
из деревни Бобат (Ниньбинь).
Старшиной фыонга* в Бобате был
влиятельный человек по имени Хыа
Винь Киеу, отличавшийся
жестокостью и часто притеснявший
мастеров. Эти люди, опасаясь, что
Хыа Винь Киеу их разорит, договорились
уехать в удаленные от родных мест
края. Новым местом, где они поселились,
был Батчанг. Первоначально ремесленники
назвали свое новое поселение «Батьтхо
фыонг», т. е. «цеховая слобода на
белой земле» — земле, из которой
хорошо делать фаянс, затем изменили
название на «Батчанг фыонг», т. е. «слобода
с сотнями печей для обжига пиал».
Изменение названия уже показывает,
как развивалось это ремесло! В
конце концов было взято название
Батчанг — «место, где изготовляют
пиалы» — простое и полное значения,
это название сохранилось до наших
дней.
Из мастерских в Батчанге вначале приходилось ездить до самого Хайзыонга, чтобы купить для изделий глину, которую возили из Холао и Холе. Такая перевозка глины стоила больших трудов, [66] а вскоре была найдена желтая глина в деревне Кодиен (деревня Зау провинции Хабак), это месторождение было расположено ближе, и дорога к нему была удобнее. Но обычная глина из деревни Зау не была такой красивой и белой, как глина из Холао, поэтому мастера Бат-чанга пользовались глиной из Холао и Холе для внешнего покрытия изделий (ангоб), внутренняя же часть изготовлялась из глины деревни Зау. Лишь дорогие фаянсовые изделия целиком делались из белой глины, обычные же делались из желтой глины и назывались бат-дан*. Глазурь, которой покрывались изделия снаружи, изготовлялась из глины Холао, смешивавшейся с пеплом от сжигания шелухи риса. Техника изготовления внешнего покрытия фарфоровых и фаянсовых изделий во Вьетнаме, по словам мастеров Батчанга, была найдена случайно и использовалась в течение длительного времени. Мастерские в Бат-чанге следовали древнему обычаю.
Благодаря удачному местоположению — близ столицы Тханглонга и на берегу Красной реки, являющейся удобным путем сообщения, — Батчанг рос день ото дня. известность его распространилась во всех районах страны, достигнув и деревни Бобат, места, откуда в прошлом вышли основатели Батчанга. Периодом наибольшего расцвета Батчанга является XVIII век. Когда Нгуены перенесли столицу в Хюэ, производство фаянсовых изделий в Батчанге начало приходить в упадок.
Известность Батчанга на протяжении многих веков объяснялась тем, что здесь производились главным образом товары, необходимые в быту простому народу, — изделия были красивые и недорогие, доступные большинству населения.
Особенностью производства фаянсовых изделий в Батчанге в прежние времена являлось то, что использовалось целиком отечественное сырье и сюда не приглашались иностранные мастера. Благодаря этому фаянсовые изделия Батчанга имели национальный колорит, что отличало их от других фарфоровых и фаянсовых изделий периодов Ли и Нгу-енов. Изобразительное, декоративное искусство изготовления фаянсовых изделий Батчанга отличается самобытностью и по колориту не похоже ни на китайское, ни на какое-либо другое.
Мастера Батчанга были весьма искусны: изображения драконов, свившихся клубками, которые служат кольцами для ваз лукбинь* и курильниц, декоративные изделия с растительным орнаментом, похожие на кружева, сплетенные из фарфора, свидетельствуют о том, что они умели воплощать в глине свои замыслы. Они обладали и практической сметкой, используя близлежащее к месту производства сырье, чтобы снизить себестоимость продукции, они создали знаменитые в нашей керамике чаши дан; однако мастера Батчанга легко удовлетворялись своими успехами, не искали путей совершенствования сюжетов в целях дальнейшего повышения ценности продукции, не изучали существующие на протяжении многих поколений прекрасные национальные формы для создания высокохудожественных произведений.
Мастера Батчанга, несомненно, должны были знать, что в те времена в нашей стране имелся хороший белый каолин, например в Нгашоне, Иендине (Тхань-хоа), Битьнёе, Тылаке (Хайхынг), однако они не стремились к использованию этих глин для улучшения качества изделий. Они могли бы изучать технику и искусство производства фарфоровых изделий в Китае и одновременно сохранять национальный колорит.
Было бы неверно предполагать, что мастера Батчанга не стремились сделать свои изделия красивыми; они создавали [67] искусные произведения, такие, как ритуальные светильники, вазы лукбинь, курильницы и т. д., которые тщательно украшались. Эти изделия создавались мастерами Батчанга, по-видимому, в порыве вдохновения, а не в результате систематического изучения формы и расположения украшений. Поэтому их изделия отличались пышностью форм, а не особой тонкостью исполнения. Ритуальные светильники, сохранившиеся до настоящего времени, которые находятся в Историческом музее, подтверждают это — им присущ национальный колорит, но они не являются произведениями высокохудожественными.
В
производстве бытовых предметов:
чаш, столовых тарелок, пиал для чая,
мисок, горшков, — не требующих изысканных
украшений, мастера Батчанга сумели
развить национальное стремление к
простоте и красоте. В одной японской
книге о керамике говорится: «С XVII по
XIX век кувшины и горшки в Японии
изготовлялись по типу «Лотти»» (т.
е. Зяоти). И в одном из фотоальбомов
прекрасных керамических изделий
японского музея имеется фотография
широко распространенной чаши дан,
украшенной синей глазурью Батчанга.
* * *
Эпоха
Поздних Ле была прекрасной эпохой
вьетнамского изобразительного
искусства. Статуи в Тэй-фыонге, Бут-тхапе,
Фо-кате, Миа и т. д. относятся к
лучшим произведениям нашего искусства.
Хотя по тематике произведения
скульптуры и графики большей
частью связаны с религией и
господствующим классом — что было
неизбежно в те времена, — можно
смело сказать, что изобразительное
искусство Поздних Ле делает честь
национальной культуре. Многие
произведения этой эпохи отличаются
не только весьма высоким
художественным уровнем, но и тем,
что они очень «вьетнамские», и это
заслуживает особого внимания.
Художники того времени создавали
статуи Будды, таинственных духов,
но на деле изображали вьетнамцев,
их духовный мир. Благодаря чувству
национальной гордости, неприятию
иностранного рабства художники
эпохи Поздних Ле оставили
бессмертные произведения. [68]
[1]
[2]
Sach da dan.