ГЛАВА
V
ПЕРИОД
ФЕОДАЛИЗМА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО ЭПОХИ НГУЕНОВ
После того как Нгуен Хоанг*, положивший начало династии Нгуен, был послан Чинь Киемом* править Тхуанхоа*, район Тхуан-Куанга* стал рассматриваться как автономное государство на юге. Связь как по водным, так и по сухопутным путям сообщения с Дангнгоаем — «Внешним миром» (т. е. с Севером) была весьма затруднительной. Поэтому во времена, предшествовавшие Зя Лонгу*, Дангчаунг — «Внутренний мир» (т. е. Юг) во всех областях деятельности был самостоятельным. Естественно, что и культура оказалась в таком же положении. Однако в эпоху правления Нгуенов в Дангчаунге до конца XVIII в. формально еще не было благоприятных условий для создания императорской династии, и поэтому строительство крупных сооружений, таких, как королевский дворец, было пока неосуществимо. Окончательно феодальное искусство Нгуенов сформировалось после того, как Зя Лонг сделал столицей Хюэ*, сосредоточив там всю политическую и культурную деятельность. На Севере художественные традиции Поздних Ле сохранялись и в последующий период, прежде всего в архитектуре. Что же касается Зядиня*, шести провинций Намки, являвшихся тогда новыми землями, которые к тому же вскоре превратились в колонию французских колонизаторов, то здесь еще не сложилось каких-либо чисто национальных форм. Поэтому так называемое искусство Нгуенов является прежде всего искусством Хюэ.
Нгуены привели слаборазвитое при жизни первых правителей (в XVII—XVIII вв.) искусство Хюэ к вырождению.
АРХИТЕКТУРА ХЮЭ
В искусстве Хюэ наибольшего внимания заслуживает архитектура, поскольку она характеризуется созданием таких крупных и часто упоминаемых сооружений, как Императорский город и мавзолеи, и одновременно именно в архитектуре яснее всего ощущается деградация искусства Хюэ.
Императорский город в Хюэ не является сооружением, построенным по единому плану. Это район, застроенный многочисленными, не очень большими деревянными зданиями, именуемыми храмами и дворцами, соединяемыми друг с другом садами. Императорский город строился и расширялся со времен Зя Лонга. При жизни каждый из Нгуенов вносил свой вклад в строительство.
Дворцы Тхайхоа или Кан-тянь в действительности не имеют ничего величественного или колоритного в своей архитектуре. Если взять в отдельности какой-либо дворец и сравнить его с крупным храмом эпохи Поздних Ле на Севере, станет отчетливо видно различие между этими двумя формами. Архитектура храма Тю-куен эпохи Поздних Ле, хотя его размеры и ограничивались [69] строительным материалом, тем не менее позволяет нам ощутить его мощь, величие и национальный колорит; что же касается, например, дворца Кан-тянь, то это обыкновенный дом, обширность его площади не создает впечатления величия и грандиозности. Это, очевидно, объясняется несоразмерностью масштабов архитектурных деталей. На украшение колонн затрачено много труда, но они выглядят беспомощно, в сравнении с колоннами храма Тю-куен. Строители императорского дворца в Хюэ уделяли больше внимания тонкой, филигранной резьбе, чем общей планировке, симметрии, гармонии линий. Тонкой резьбой прикрывалась слабость формы.
Примером бедности творческой фантазии архитекторов Хюэ являются ворота Нгомон. Они представляют собой слабую копию, созданную по типу Южных ворот Пекина той эпохи. Здесь в Хюэ мы также видим здание, параллельное основному, центральному зданию ворот; эти здания, как и у Южных ворот Пекина, двухэтажные. Однако промежуток между двумя этажами Нгомон в Хюэ увеличен в высоту и превращен в отдельный тяжеловесный этаж, в то время как колонна внизу, в пустоте, выглядит ненадежной, неспособной удержать навалившуюся сверху тяжесть.
Тем не менее, хотя архитектура эпохи Нгуенов с Зя Лонга до Ты Дыка*, подверженная влиянию китайской культуры эпохи Цин*, выглядит слабой, в целом архитектурные сооружения императорского дворца и мавзолеи все-таки обладают собственным стилем. Но император Кхай Динь* — марионетка колонизаторов, в котором не осталось ни на йоту национального достоинства, — ив искусстве проявил свой продажный, сумбурный и вульгарный характер. Относительно дворцов, построенных в эпоху Кхай Диня, писатель Тхань Тинь в статье
«Последняя столица феодалов в дни агонии» писал следующее: «Массу денег, собранных ранее... вместе с суммами, полученными в результате повышения подушной подати на пять процентов, на что Кхай Динь получил согласие французов, император немедленно использовал на строительство трех архитектурных сооружений, самых блистательных и самых смехотворных. Одним из них является дворец Киен-чунг, построенный в запретном саду непосредственно за дворцом Кан-тянь. В нем множество столовых, спален, туалетов, ломберных, биллиардных, гостиных, он ничем не отличается от большой гостиницы. Во дворце помещен бронзовый бюст Кхай Диня, увешанный серебряными и золотыми медалями. Вторым является дворец Ан-динь, построенный на берегу реки Анкыу. Это большой особняк. Его можно назвать и большим театром, поскольку в нем достаточно трибун и сцен, достаточно тоннелей под сценами на случай, если при исполнении туонг по ходу представления потребуется провалиться под землю. По обе стороны от дворца Ан-динь расположены цепочкой клетки, где содержатся тигры, пантеры, львы, олени, медведи, удавы, игуаны, крокодилы, обезьяны и т. д. — как в зоопарке. Таков дворец Ан-динь...
Третьим является дворец Тхиен-динь, императорский мавзолей, построенный на самой вершине высокого холма в районе Хюэ; этот дворец, ожидающий императора после его смерти, больше дворца, упомянутого выше. Он сооружен из извести, кирпича, черепицы и камня, строился с большим напряжением почти восемь лет подряд... Гробница императора устроена непосредственно под огромным, высоким и обширным храмом.
Таковы три дворца: место пребывания, место развлечений и место упокоения, [70] которые Кхай Динь непрерывно совершенствовал и украшал со дня вступления на престол и до конца своих дней. Три эти места являются одновременно экспозицией рабского изобразительного искусства, сочетающего в себе в наиболее смехотворном виде элементы искусства Востока и Запада. Возьмем ряд примеров: перед дворцом Ан-динь расположены восемь цементных статуй, «Восемь фей»; эти феи, однако, не держат в руках, как принято, музыкальные инструменты, цветы и зелень, а, в соответствии с указанием Кхай Диня, вздымают вверх восемь светильников. Однако на это все же не так тяжело смотреть, как на имеющиеся во дворце Тхиен-динь фигуры двух журавлей, держащих в клювах часы в форме мандарина...».
Писатель рассказал о смешных особенностях устройства трех дворцов Кхай Диня, что свидетельствует об отсутствии эстетического вкуса императора. Рядом с декоративными изображениями драконов и фениксов, сделанными из осколков фарфоровых тарелок, которые по указанию Кхай Диня были закуплены, разбиты и вмазаны в цемент, во дворце имеются витые колонны — самый ужасный вариант стиля «рококо». Перед лицом такой деградации искусства приходится сожалеть, что утрачен хотя и слабый, однако не столь смехотворный стиль эпохи предшествующих императоров дома Нгуенов.
МАВЗОЛЕИ В ХЮЭ
Сооружениями, имеющими художественную ценность, являются мавзолеи императоров (или, правильнее говоря, парки вокруг мавзолеев императоров), предшествовавших эпохе Кхай Диня. Каждый из императоров Нгуенов, вступив на престол, расходовал массу народных денег на сооружение мавзолея, своего будущего вечного жилища. В отличие от мавзолеев императоров Ле в Ламшоне, служивших лишь местом захоронения останков императоров, крупные мавзолеи таких императоров из династии Нгуенов, как Зя Лонг, Минь Манг и Ты Дык, — это грандиозные парки с дворцами, напоминающие императорский город в миниатюре. Мавзолей Ты Дыка явился сооружением, на строительство которого было потрачено больше всего денег и народного труда. В прошении к Ты Дыку Тхан Ван Ниеп писал: «По моему разумению, на Севере в нынешнее время дела таковы: враги наступают, земли захватывают, повсюду тайфуны, наводнения и засуха, а тем временем ведется строительство мавзолея Ван-ниеп, который в десять раз больше мавзолея Тхиен-тху»[1].
Памятниками паркового искусства Вьетнама, сохранившимися до наших дней, являются мавзолеи Минь Манга и Ты Дыка; мавзолей Ван-ниеп (Ты Дыка) — наиболее крупный и самый живописный. Здесь отражены все особенности паркового искусства Восточной Азии: тенистые деревья, извилистые дорожки, мостики через водные потоки, живописные плавучие домики и т. д. Парк — такое произведение, которое трудно сохранить, при недостатке ухода через некоторое время он превращается в чащу. Мавзолеи в Хюэ оказались в этом смысле в благоприятных условиях — за ними постоянно ухаживали, поэтому до настоящего времени они полностью сохранили свой первоначальный вид.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ХЮЭ
Говоря об изобразительном искусстве Хюэ, мы коснемся здесь лишь официального искусства Нгуенов, о народном [71] искусстве речь пойдет в другой главе. Такой вид изобразительного искусства, как скульптура, получил наиболее концентрированное воплощение в мавзолеях.
В прежние времена вьетнамские феодалы считали, что портреты пишутся и статуи ваяются не ради искусства, а для того, чтобы им поклонялись, и, поступая в соответствии с этими представлениями, при жизни заказывали свои посмертные статуи. Такое изображение рассматривалось как символическое. Помимо скульптур, имевших религиозное значение, других видов статуй во дворцах не найдено. До эпохи Кхай Диня скульптурные изображения конкретных людей или животных встречаются лишь в мавзолеях, общинных домах и храмах.
Императорский мавзолей в соответствии с верованиями той эпохи был уменьшенной копией «императорского двора» покойного монарха, и потому «путь следования духа», ведущий к гробнице императора, рассматривался как двор для официальных приемов, где должны были находиться лица, «прибывшие на аудиенцию». Эти лица изображались в виде статуй. Примером могут служить известные каменные скульптуры в «Тринадцати мавзолеях» (Китай) и другие статуи меньшего размера в мавзолеях королей эпохи Поздних Ле в Лам-шоне.
Представители династии Нгуенов были весьма реакционными и отсталыми, поэтому и отношение их к проблемам изобразительного искусства было иным, чем у китайских феодалов, которым Нгуены подражали, иным, чем у предшествовавших поколений вьетнамских монархов. Статуи в мавзолеях времен Зя Лонга и более позднего времени можно охарактеризовать как искусство наивное. Скульптуры людей, слонов и коней неумело скопированы со статуй из мавзолеев императоров династии Мин или эпохи Поздних Ле в Ламшоне. Ряд скульптурных изображений людей в гробнице Хоанг Као Кхай в деревне Тхайха помогает нам в понимании концепции такого «искусства» ваяния. В статуях такого рода нет ничего выразительного. Примером может служить скульптурное изображение лошади в мавзолее Тхиеу Чи, а также во многих других мавзолеях. Представим себе огромное тело лошади, не соответствующее никаким законам анатомии, лежащее на четырех трубооб-разных ногах, стоящих вертикально, как четыре древесных ствола. Чтобы изобразить копыта, автор подставил внизу более короткие трубы, похожие на четыре консервные банки. И это каменная лошадь! Такое изображение вызывает один вопрос: неужели автор никогда не видел лошади? Статуи людей в мавзолеях ничем не лучше статуи лошади. Они не имеют никакой художественной ценности.
В эпоху Кхай Диня в императорской гробнице, именуемой дворцом Тхиен-динь, наряду со статуями персонажей появляется несколько портретных статуй из бронзы, изготовленных французским скульптором Дюкюэном. Такие же статуи были выставлены во дворцах Кие-чунг и Ан-динь. О бронзовой статуе императора Кхай Диня во дворце Ан-динь писатель Тхань Тинь писал: «...человек, осмотревший два ряда клеток зверей, имеет удовольствие[2] посмотреть на большую бронзовую статую Кхай Диня в рост человека, стоящую в восьмиугольном здании перед дворцом. На императоре покрывало с вытканным драконом и гетры, тоже с изображением дракона. На груди императора прямоугольная доска [72] для указов, расположенная среди множества «медалей» разнообразной формы — крестообразных, круглых и овальных. На поясе короля — европейский меч, однако на ножнах меча выгравированы изображения абрикосов, орхидей, хризантем и бамбука. На плечах короля — эполеты с высеченными гримасничающими головами драконов, пасти которых раскрыты...» Во дворце Тхиен-динь имеется бронзовая статуя Кхай Диня в парадной форме.
Эти бронзовые статуи отнюдь не примитивны, но они не принадлежат вьетнамскому искусству.
ФАРФОРОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ ХЮЭ
На протяжении веков Вьетнам славился изготовлением керамики, однако здесь никогда не производились изящные изделия из фарфора. Красивые вазы и посуда предшествовавших эпох вьетнамского происхождения изготовлены из хорошего фаянса. Нельзя сказать, что в нашей стране не было сырья для производства фарфора. По мнению специалистов, во Вьетнаме имеется каолин и другие вещества, необходимые для этого производства. Скорее всего, тонкий фарфор не производился у нас из-за недостатка опыта и незнания технологии. С наступлением эпохи Нгуенов, особенно при Минь Манге и Ты Дыке, начинают появляться изделия из хорошего фарфора, украшенные глазурью цвета индиго, которую называют «синей глазурью Хюэ». На этих изделиях встречаются надписи двух видов. На одних изображен девиз правления Минь Манга или Ты Дыка, на других надпись — «сокровищница императорского двора». Изделия украшены пейзажем на китайские темы. Но встречаются чайники и чайные чашки, на которых изображен журавль, стоящий на берегу водоема, и две фразы вьетнамскими иероглифами ном: «Позови животное твоей родины, завтра оно станет твоим старым другом, журавль — знакомым».
На посуде с надписью «сокровищница императорского дворца» обычно изображался дракон с пятью когтями; эта посуда красива, отделана темно-синей глазурью, она не имела хождения в быту народа и была специально предназначена для императора. И после наступления французского господства богатые люди стремились приобрести такую посуду как ценность, считая ее формой помещения капитала.
Техника изготовления и искусство украшения фарфоровых изделий Хюэ значительно отличаются от способов изготовления фаянсовых изделий Батчан-га, Кимма или Нгокха в предшествующие эпохи. Не только сам фарфор прозрачен и легок, но и искусство украшения отличается изяществом штрихов, что несвойственно фаянсовым изделиям Бат-чанга. За исключением стихов, написанных иероглифами ном, и девизов правления на некоторых изделиях: чайниках, пиалах и тарелках — нет ничего, что придавало бы им национальный характер.
По мнению некоторых специалистов, «фарфоровые изделия Хюэ» изготовлялись в Цзянси (Китай). Властители династии Нгуенов во всем стремились подражать правителям китайской династии Цин. Фарфоровые мастерские в Цзин-дэчжэне, изготовлявшие посуду для цин-ских императоров, также получали заказы от императоров Нгуенов на изготовление посуды «сокровищница императорского двора» с их девизами власти для использования в императорском дворце. Ты Дык любил стихи, он взял приведенные выше стихотворные фразы, написал их иероглифами ном и попросил мастеров из Цзянси изображать их на заказанной посуде. В Китае нет стихотворного [73] размера лукбат*, и потому китайские мастера фарфора по ошибке поставили первое слово второй строфы в конец первой строфы. «Голубая глазурь Хюэ» — это глазурь Дацина*, а краситель для нее Китай закупал в Иране... Фарфоровые мастерские Цзиндэчжэна выполняли заказы многих стран. Изготовление образца заказываемых изделий или «подписание образца» было самым обычным делом, вследствие чего хорошие фарфоровые изделия обычно называют «образцовыми».
После капитуляции императора и чиновников династии Нгуенов перед французскими империалистами императорский двор Хюэ направил определенное число люд ей в Париж на учебу. В первой группе из шести человек четверо (в их числе был Хоан Чанг Фу) обучались на чиновников, один — профессии инженера (Нгуен Хыу Тхыонг) и один — изящным искусствам (Ле Ван Миен). По окончании учебы и возвращении на родину Тхыонгу не удалось работать по специальности и пришлось стать чиновником. Что касается Ле Ван Миена, первого вьетнамца, учившегося живописи в Европе, он, после приезда во Вьетнам, не имея условий для профессионального совершенствования, в конце концов стал «чиновником аппарата просвещения» в королевской академии и инспектором народного образования школы кандидатов на занятие вакансий. Портрет конфуцианского ученого Нгуен Винь Мау явился первым произведением Миена, созданным им по возвращении на родину. Этот портрет показывает, что у Миена были высокие профессиональные достоинства. Художник сумел сочетать западноевропейскую технику живописи с национальным духом. К сожалению, придворное общество не создало условий для развития его таланта, и он был обречен на увядание.
ПРИЧИНЫ ДЕГРАДАЦИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПРИ НГУЕНАХ
Существовало множество причин деградации официального искусства при Нгуенах, в их числе слабость политического строя, консервативность и реакционность феодалов и другие, о которых говорилось выше. Необходимо остановиться еще на одной причине — крайне реакционной политике династии Нгуенов по отношению к ремесленникам всех профессий, по отношению к людям искусства. Известно, что уже в прежние феодальные эпохи существовала система «повинности по изготовлению статуй», согласно которой на работу набирались умелые мастера различных профессий, чтобы служить императору. Однако с наступлением эпохи Нгуенов эта повинность превратилась в форму жестокого угнетения, удушающего развитие ремесел и искусства. Двор посылал чиновников для набора на местах опытных мастеров, их делили на группы, которые поочередно работали под суровым надзором чиновников. Шеньо, один из французов, служивший чиновником при Зя Лонге, живший долгое время во Вьетнаме, описывал тяжелую участь мастеров, которых император и чиновники набирали для безвозмездной работы в мастерских императорского двора. По словам Шеньо, эти мастера жили на казарменном положении по меньшей мере лет десять, и, если мастер приходился по душе императору, его могли оставить на работе и дольше, в результате он не знал, когда сможет вернуться к своей семье. Поэтому иметь талант было несчастьем.
В статье «Промышленность и торговля при династии Нгуенов» Тю Тхиен рассказывает о конкретных событиях: «...все крупные купцы или западные миссионеры, приезжавшие в нашу страну в XVIII веке, признают, что работники [74] мелкой и кустарной промышленности, а также мастера-ремесленники были весьма умелыми. Миссионер Бенинь де Ваше писал: «Как в области науки, так и в области изобразительного искусства, можно лишь мечтать о таких прекрасных способностях, как у людей Дангчаунга».
И
несмотря на это, реакционная политика
Нгуенов препятствовала развитию
ремесел. Частные ремесленные
мастерские не подвергались
жесткой цеховой регламентации, как
в феодальной Европе, однако и они
следовали весьма сложному и
своеобразному цеховому «порядку»
(здесь также имелись цеха корпорации,
или «союзы ста профессий»*), служившему
препятствием для свободного
развития мелкой промышленности, поскольку
инициатива и способности мастеров
жестоко ущемлялись. Старшина цеха
или корпорации приравнивался властями
к деревенскому старосте; если он
долго занимал должность и имел
заслуги перед феодальным
государством, ему присваивался
чиновничий ранг*, начиная с
девятого до восьмого. В профессиональном
плане старшие мастера пользовались
особыми полномочиями; чтобы стать
мастером, нужно было долгие годы
работать на старшего мастера,
делать дорогостоящие подношения в
праздники, на поминание предков и
на Тэт*. Пока был жив старший мастер,
другим мастерам почти невозможно
было получить это звание. Старший
мастер занимал положение хозяина,
жестоко эксплуатировавшего
других. Кроме того, мастера должны
были строго следовать определенным
образцам гравировки или архитектурной
формы, не имели права проявлять
инициативу и совершенствовать свое
мастерство. В деревнях и фыонгах к
тому же скрывали секреты ремесла,
пресекали всякую инициативу и
распространение техники; в ряде
мест девушек не отдавали замуж в
другую деревню, не учили их ремеслу.
Императорский двор устанавливал
законы, наносившие большой вред
развитию ремесел. Простым людям
запрещалось строить дома сложной
планировки и многоэтажные дома, не
разрешалось производить картины,
изображающие четыре времени года,
заниматься тонкой гравировкой,
использовать древесину четырех
твердых пород: лим, чай, чак и гу. Не
допускалось, чтобы простые люди
носили обувь, одевались в одежду
из дорогих тканей, шелка. Им
разрешалось лишь носить одежду из
белой, черной, коричневой ткани, черной
ткани из шелковых оческов и ходить
босиком... Деревня Лакхе (провинция
Хатэй), известная тем, что в ней
ткали прозрачную шелковую ткань,
при Зя Лонге и Минь Манге должна
была ежегодно сдавать в качестве
налога 600 штук ткани, каждая штука
длиной 27 тхыоков 6 таков* при ширине
от 9 таков до 9 таков 4 ли*. С
наступлением эпохи Тхиеу Чи
королевский двор повелел записать
все население этой общины в
ремесленную корпорацию Тик-тао-кук,
присвоив старшине корпорации,
некоему Чан Кюи, ранг чиновника
седьмого класса, а двум его
заместителям — Нгуен Хок Хуку и
Нгуен Ван Чи — ранги чиновников
девятого класса, чтобы, помимо
вышеупомянутого налога, обязать
эту деревню изготовлять товары из
прозрачной шелковой ткани для
императорского двора. Так
феодальное государство тормозило
развитие промышленности. Люди,
желавшие заниматься производством,
не только не поощрялись в своем
стремлении, но и сталкивались с
запретами. [75]
[1]
Thong giam cuong muc. Quoc trieu chinh bien.
[2] По-вьетнамски здесь игра слов — эту часть фразы можно перевести и как «имеет еще одного зверя». Прим. перев.