ГЛАВА VII

ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСЛЕ АВГУСТОВСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1945 ГОДА

 

ХУДОЖНИКИ И РЕВОЛЮЦИЯ

 

Августовская революция 1945 года способствовала пробуждению сознания деятелей вьетнамской культуры, помогла им выйти из творческого тупика, глубже осознать задачу, поставленную самой ис­торией, — отдать все творческие силы служению народа, борьбе за свободу и независимость Родины. Революция от­крыла перед деятелями культуры неви­данные доселе творческие возможности. Происходившие в жизни общества ко­ренные перемены стали темой для многих произведений деятелей искусства Вьетнама. Большинство вьетнамских ху­дожников, скульпторов, архитекторов, деятелей литературы пошли по пути, ука­занному свершившейся революцией.

Партия и правительство молодой неза­висимой республики проявляли большую заботу о судьбах национальной культу­ры, национального искусства. Несмотря на серьезные трудности, связанные с тяжелым колониальным прошлым стра­ны, Правительство ДРВ специальным постановлением вновь открыло Школу изобразительных искусств, призвало де­ятелей культуры отдать все силы созда­нию вьетнамского национального искус­ства. Важным шагом в этом направлении должны были стать художественные вы­ставки, а также различные экспозиции, посвященные культурному строитель­ству в стране.

Многие художники с воодушевлением откликнулись на призыв правительства внести свой вклад в общую борьбу народа. Они создавали агитплакаты, в кото­рых отобразили решимость народа само­отверженно защищать независимость Ро­дины. Этой теме посвящены работы художника Чан Ван Кана. Яркий, красоч­ный плакат художника «Вьетнам — вьетнамцам», запечатлевший женщину с ребенком, был установлен перед зданием Земельного банка в Ханое. Художник Нгуен Шанг создал подлинно агитационную фреску «Весь народ един». Работы этих мастеров привлекали вни­мание новизной тематики и своеобраз­ным художественным стилем. Художни­ки все глубже познавали жизнь народа, которому они теперь посвящали свое творчество.

 

ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ В НЕЗАВИСИМОМ ВЬЕТНАМЕ

 

12 декабря 1945 года в помещении Просветительского общества «Кхай чи тиен дык» (сейчас здесь находится клуб «Единство») открылась первая после по­беды Августовской революции во Вьет­наме выставка. Она была подготовлена Ассоциацией деятелей культуры за спа­сение Родины и посвящена проблемам вьетнамской культуры. Важное место было уделено изобразительному искус­ству. С большим успехом экспонирова­лись картины, выполненные маслом, ла­ком, на шелке, а также графика, круглая скульптура, агитплакаты.

В 1946 году, отмечая первую годовщину [94] победоносной Августовской револю­ции, Ассоциация деятелей культуры за спасение Родины организовала в поме­щении Ханойского городского театра художественную выставку. Этой же дате была посвящена и выставка агитплаката, проходившая под девизом «Защитим независимость», ее экспозиция размести­лась на улице Чангтиен.

Годами копилась у нашего народа ненависть к иноземным угнетателям, го­товая взорваться, как бомба, фитиль которой был зажжен огнем революции. Агитплакаты явились действенным ору­жием борьбы и пропаганды, они гневно обличали преступления колонизаторов и империалистов. Наиболее значительны­ми работами этого жанра стали работы художников То Нгок Вана «Рвем цепи» и «Освобожденный Вьетнам», Чан Ван Кана «Полевые работы», — запечатлев­шего нелегкий крестьянский труд, Лы-онг Суан Ньи «Огонь» (о юном герое, взорвавшем вражеский склад боеприпа­сов), Фам Ван Донга «Всеобщее восста­ние», Зыонг Бить Лиена «Учимся род­ному языку», Чан Динь Тхо «Новый рис» и т. д. Большой интерес вызвали два портрета Президента страны Хо Ши Мина, выполненные художниками Нгуен До Кунгом и То Нгок Ваном.

 

ВОЙНА СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОТИВ ФРАНЦУЗСКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ

(1946—1954)

 

ХУДОЖНИК И ВОЙНА

 

Когда началась война против инозем­ных захватчиков, многие патриотически настроенные художники влились в об­щую борьбу за освобождение Родины, которая велась под руководством ком­мунистической партии и президента Хо Ши Мина. Одни, взяв винтовку, сража­лись на передовой, другие же прибли­жали день победы своим искусством: рисовали агитплакаты, воспитывали но­вое поколение художников, призванных продолжать славные традиции нацио­нального искусства.

Сменить гражданскую одежду на воен­ное обмундирование, научиться обра­щаться с винтовкой и познать прочие «азы» военного быта можно было за несколько дней; гораздо труднее было отбросить тяжелое носледие прошло­го — прежние концепции буржуазного искусства. Для этого требовалось время. Поэтому годы войны Сопротивления стали для многих художников не только школой гражданского мужества, но также и школой политического воспита­ния, позволившего им выработать твер­дое и правильное мировоззрение. Типич­ным примером этого может служить судьба художника То Нгок Вана, траги­чески погибшего уже перед самым окон­чанием войны. Его картина «Ханой, под­нимайся!», выполненная маслом, явилась откликом художника на призыв к всеоб­щей борьбе за независимость Родины. Известный художник, изображавший прежде красивых девушек в духе буржу­азного романтизма, решил показать под­нявшуюся на борьбу столицу, ее симво­лом он сделал образ юной, грациозной и прекрасной девушки — участницы все­народной войны Сопротивления. Спустя несколько лет То Нгок Ван создаст «Портрет женщины — кадрового ра­ботника», запечатлев совсем не характер­ный для его прежнего творчества образ крепкой крестьянки. Это был уже другой мир, другие герои, другие идеалы. Сам художник так сказал о своей работе: «На [95] этой картине — самая прекрасная жен­щина, которую я видел в своей жизни». Концепция красоты изменилась вместе с мировоззрением.

В годы войны Сопротивления перед художником была поставлена важная практическая задача: непосредственно участвовать в боевых действиях против врага, вести агитационно-пропагандист­скую работу и готовить молодые художе­ственные кадры. Эта задача была орга­нично связана с призывом президента Хо Ши Мина, обратившегося к деятелям культуры активно включиться своим творчеством в общенациональную борь­бу против иноземных захватчиков. В этой книге мы не будем подробно рас­сказывать о том, как воевали художники на фронте, на войне все люди одинако­вы и делают они одно общее дело — сра­жаются с врагом за свободу своей стра­ны. Хочется только упомянуть, что среди художников было немало настоящих ге­роев, вписавших славные страницы в летопись войны. Первый вражеский са­молет был сбит в Чавине (Намбо) воинским подразделением, которым командо­вал художник Нгуен Као Тхыонг. Таких примеров можно привести много. А сколько художников погибло, геро­ически защищая свое Отечество...

 

АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА

 

В годы войны Сопротивления большое число художников было вовлечено в сферу агитационно-пропагандистской деятельности, наиболее отвечающей за­просам военного времени. Такая работа позволяла с успехом использовать ма­стерство художников и создавать более масштабные произведения.

Условия военного времени, естествен­но, не благоприятствовали всесторонне­му развитию изобразительного искусства, особенно в районах боевых дей­ствий, таких, как Юг страны, где против­ник регулярно проводил карательные операции. Широкое распространение в это время получают такие своеобразные литературно-изобразительные формы, как иллюстрированные книги-рассказы, а также плакат, зарисовки, станковый рисунок, выполненный карандашом, ту­шью и т. д., многоцветный лубок. Как показал опыт, именно эти жанры и виды изобразительного искусства позволяют наиболее оперативно откликаться на важнейшие события и не требуют особых материальных и технических условий.

Продемонстрировали свою действен­ность в эти годы и агитационные листки, в которых средствами изобразительного искусства рассказывалось о разрушени­ях, принесенных войной. Они имели то же назначение, что и листовки, их воздей­ствие на солдат неприятельской армии было велико. Перед окончанием войны, во время операции под Дьенбьенфу, увенчавшей победой справедливую борь­бу вьетнамского народа, когда француз­ские войска были окружены и испыты­вали большие трудности с продоволь­ствием, художники Май Ван Хиен, Нгуен Бинь и Хюи Тоан нарисовали большие плакаты (площадью до 20 кв. м), кото­рые были выставлены в нескольких сотнях метров от позиций противника. Это мероприятие имело целью деморали­зовать солдат французской армии и побудить их добровольно сдаться.

Большую роль в агитационно-пропа­гандистской работе сыграли гравюры на дереве, которые помогали мобилизовы­вать жителей тыла, поднимали их боевой дух и политическое сознание, звали на борьбу с врагом, с неграмотностью и т. д. На каждой листовке, в каждом про­пагандистском листке или в каждой книге-рассказе помещались слова народ­ных песен или небольшие стихотворения [96] с боевым, доходчиво изложенным па­триотическим содержанием.

Чтобы создавать такие «агитационно-пропагандистские произведения» изо­бразительного искусства, профессио­нального мастерства было недостаточно, требовались мужество и находчивость. Зачастую, находясь в окружении, когда противник перерезал все коммуникации, художникам приходилось самим изготав­ливать краски, кисти и все необходимое для работы. Кто бы мог подумать, что в условиях военного времени наиболее хо­довым материалом для художников ста­нут лекарство от малярии, антисептиче­ские препараты красного цвета, сажа, древесный уголь, старая черепица, ли­стья и кора деревьев, и т. д. Очень часто единственным инструментом гравера был перочинный нож. Наибольшим успе­хом у бойцов Народной армии и жителей страны пользовались книги-рассказы, пропагандистские листки и агитплакаты. Среди работ этого жанра следует особо отметить биографическую серию пропа­гандистских листков «Нгуен Тхи Хиен»*, подготовленную коллективом молодых художников под руководством Нгуен Ван Ти; «Хоанг Хань»* (художник Чан Ван Кан); «Нго Зя Кхам»* (худож­ник Нгуен До Кунг), а также литогра-вюры «Объединившаяся община преодо­левает трудности» (коллектив художни­ков: Минь Кау, Май Лонг, Конг Нян, Чинь Фонг), книга «Восстание в Хынг-нгуене» (художник Нгуен Дык Нунг) и другие.

Создавая агитационные плакаты, про­пагандистские листки, книги-рассказы, художники большое внимание уделяли тому, как и какими изобразительными средствами передать идею, раскрыть со­держание; многие из работ этого жанра имеют большую художественную цен­ность: картина «Народная армия» (ху­дожник Нгуен Ты Нгием), удостоенная 1-ой премии на выставке во Вьетбаке в 1948 году; картина «В лесу» (художник То Нго Ван); композиция из 4-х картин «Нерушимое братство» (художник Хю-инь Ван Гам), представленная на выставке в Зяпныоке (Камау); картина «Будни войны Сопротивления» (худож­ник Хюинь Ван Тхуан); «Земельная реформа» (художник Нгуен Дык Нунг); «Благодарность неизвестному бойцу» (художник Чан Ван Кан) и прочие. Эти и другие произведения вьетнамских худож­ников запечатлели трудную и героиче­скую действительность периода войны Сопротивления против французских ко­лонизаторов. К сожалению, многие кар­тины погибли во время военных дей­ствий.

 

ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ

 

Человек привыкает к любым трудно­стям. Повседневная действительность в период войны Сопротивления была на­полнена множеством трудностей и лише­ний, и в таких нелегких условиях наши художники продолжали свою творческую и исследовательскую деятельность, со­здавая подлинные шедевры изобрази­тельного искусства. Одна за другой стали открываться художественные сту­дии во Вьетбаке, 4-ой зоне* и других местах, они становились своеобразными центрами материальной помощи воен­ным художникам. Важным шагом в развитии изобразительного искусства в военных зонах стало образование худо­жественных мастерских, специализиро­вавшихся по лаковой живописи, в Футхо (затем мастерская была переведена в Тхайнгуен) и в 4-ой зоне. Создание этих мастерских способствовало укреплению творческих связей художников, ознако­млению их с новыми достижениями в изобразительном искусстве, повышению их профессионального уровня. Но, пожалуй, [97] одним из самых знаменательных событий культурной жизни в период войны Сопротивления стало открытие курсов художников, перед которыми была поставлена насущная практическая задача — подготовить кадры молодых художников для армии, различных учре­ждений и т. д. Вскоре такие курсы стали создаваться повсюду — стране нужны были художники, которые своим искус­ством могли бы участвовать во всенарод­ной войне Сопротивления. На этих кур­сах в основном обучали общим профес­сиональным навыкам, необходимым в повседневной агитационно-пропаган­дистской работе, но не следовали строго какой-либо программе. Поэтому вскоре возникла насущная необходимость в от­крытии специальных художественных за­ведений, которые готовили бы профес­сиональных художников, и в конце 1949 года партия и правительство при­няли решение о создании художествен­ной школы во Вьетбаке.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ВО ВЬЕТБАКЕ

 

Художественная школа во Вьетбаке начала функционировать в середине 1950 года, когда война Сопротивления вступила в этап трудной и ожесточенной борьбы. Вся жизнь в стране была подчи­нена лозунгу «Все для фронта!» И тем не менее, несмотря на большие мате­риальные трудности, в стране была открыта художественная школа. Первы­ми студентами школы стали солдаты, крестьяне, а также учащиеся различных художественных школ, которым война помешала закончить образование. В основу обучения была положена уста­новка партии в области культурного строительства: «Народность, массовость, научность; искусство служит интересам рабочих, крестьян, солдат».

Обучение в школе было связано с практическими задачами, стоявшими пе­ред населением Вьетбака. Темы для своих произведений студенты черпали в окружающей жизни. В 1953 году в связи с развернувшимся движением по­литического самообразования и изучени­ем письма президента Хо Ши Мина и товарища Чыонг Тиня*, направленного деятелям литературы и искусства, сту­денты школы, как и другие представи­тели творческих организаций страны, определили свою революционную пози­цию и концепцию в области художе­ственного творчества. Возросло сознание учащихся, повысился их идейный уро­вень, а их произведения приобрели еще более народный характер.

Студенты школы принимали активное участие в различных агитационных и пропагандистских мероприятиях, откли­каясь своим творчеством на важнейшие события периода войны Сопротивления: призыв молодежи в армию, уплата сель­скохозяйственных налогов, движение за экономию на производстве, движение за снижение арендной платы, аграрная ре­форма, Международный фестиваль мо­лодежи и студентов в Берлине, и т. д. Конечно, для получения глубоких теоре­тических знаний студенты школы не имели благоприятных условий, но мно­гое компенсировалось богатым жизнен­ным опытом. Численность студентов школы была невелика, однако их творче­ский и практический вклад в общенацио­нальное дело освобождения Родины был весьма значителен. Во многих произведе­ниях отражены глубокие чувства нашего народа, отстаивающего свою независи­мость. Эти произведения были зачастую созданы самодельными красками на ста­рых газетах или на листах обычной бума­ги, но они стали неотъемлемой частью вьетнамского изобразительного искус­ства. [98]

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ В ВОЕННЫХ ЗОНАХ

 

Вьетнамский народ любит и ценит про­изведения изобразительного искусства, ему свойственно тонкое понимание пре­красного. Но так сложилась судьба стра­ны, что в ней не было надлежащих усло­вий для развития эстетического и худо­жественного вкуса народных масс. В пе­риод феодализма простому народу «разрешалось» жить в холоде и голоде, терпеть нужду и непосильный гнет. С приходом французских колонизаторов на плечи народа обрушился двойной гнет — иноземных угнетателей и мест­ных богатеев. Жизнь народных масс была настолько тяжела, что нередко кре­стьянину приходилось вместо буйвола са­мому впрягаться в плуг, чтобы обрабо­тать поле. До искусства ли тут было! Августовская революция 1945 года ко­ренным образом изменила жизнь народа, дала ему не только материальные блага, но и духовные, в которых он прежде испытывал недостаток. Когда по при­зыву партии и президента Хо Ши Мина весь народ поднялся на борьбу против иноземных захватчиков, в сельской местности и в горах стали создаваться опорные пункты войны Сопротивления, жители этих районов впервые познако­мились с достижениями цивилизации, с изобразительным искусством, что позволило им глубже почувствовать кра­соту своей Родины, глубже понять смысл революции и свершенных ею преобразо­ваний, яснее осознать свой долг перед родиной. Очень часто реалистическая картина гораздо дольше сохраняется в памяти людей, нежели роман или серьез­ное научное исследование.

Каждая художественная выставка становилась школой познания как для зрителей, так и для художников, картины которых были на ней представлены.

Писатель Хоанг Шен так вспоминал об атмосфере, царившей на художественной выставке в 4-й Объединенной зоне (1949): «Войдя в помещение, начинаешь испытывать удивительное чувство. Сама атмосфера здесь отлична от величествен­ности столичных выставок, проводив­шихся в мирное время. Это отличие ощу­щается и в тематике произведений, и даже в оформлении помещения выстав­ки. Картины в простых деревянных рамах белого цвета, между опорными столбами дома постелена белая тканевая дорожка. Очень просто и красиво! Но особенно впечатляют зрители — про­стые люди, живущие в 1949 году. И это делает атмосферу выставки еще более непосредственной и волнующей...»

Еще один пример: в густой чаще коко­совых пальм, в глухом уголке, расположенном вдали от культурных центров, Комитет деятелей литературы и искус­ства Намбо по случаю Съезда работни­ков литературы и искусства Юга решил организовать художественную выставку, экспонаты которой должны были позна­комить с достижениями в культурном строительстве. Для этой цели в Зяпныоке было построено несколько домиков, в одном из них были представлены работы художников Намбо. Если бы не свершив­шаяся революция, трудно было бы пред­ставить, что жители этих богом забытых мест, не знавшие даже слова «паровоз», смогут приобщаться к великой красоте искусства: любоваться картинами, запе­чатлевшими жизнь народа, слушать но­вые музыкальные произведения южно­вьетнамских композиторов, слушать вы­ступления известных на юге писателей и поэтов!.. Еще более удивительными были выступления самих крестьян, пора­жавшие четкостью и искренностью су­ждений. В этой связи вспоминается исто­рия, происшедшая с одним известным художником-южанином. На выставке [99] была представлена его картина, на кото­рой изображены солдаты, помогающие сельским жителям покрывать черепицей крышу дома. К автору подошел пожи­лой крестьянин и сказал: «Я не знаю, как можно таким образом покрывать крышу черепицей. Так не бывает!» И действительно, крестьянин оказался прав: черепицу всегда укладывают снизу вверх. Художнику пришлось признать свою ошибку. А сколько образованных людей — художников, литераторов — смотрели на эту картину, и никто из них не заметил искажения.

В годы войны Сопротивления во Вьетбаке, а также в 5-й Объединенной зоне и в Намбо были организованы художе­ственные выставки, на которых побы­вало много людей.

В 1948 году по случаю Всевьетнамской конференции по вопросам культуры во Вьетбаке (Футхо) проводилась художе­ственная выставка, на которой были представлены произведения живописи маслом и на шелке, гравюры, гуашь и т. д. Спустя некоторое время подобная выставка состоялась и в 3-й зоне. К со­жалению, большинство из выставляв­шихся произведений не удалось сохра­нить: они погибли во время карательной операции противника. Это была большая потеря для нашего изобразительного ис­кусства, ведь в числе погибших произве­дений — известная картина Нгуен Ты Нгиема «Народная армия», картины и рисунки художников То Нгок Вана, Чан Ван Кана, Нгуен Ван Ти, Лыонг Суан Ньи и другие.

На выставке в Управлении народного ополчения (1957) были представлены картины, рисунки, эскизы. Особое вни­мание посетителей привлекли картины, выполненные лаком, посвященные пар­тизанам и участникам народного ополче­ния.

В 1951 году в связи с изучением письма президента Хо Ши Мина и товарища Чыонг Тиня, направленного художникам страны, художественная выставка была организована в Тьемхоа.

В 1954 году в Тхайнгуене проводилась художественная выставка, которая после восстановления мира была перевезена в столицу и стала основой для состояв­шейся вскоре Национальной художе­ственной выставки. На ней были также представлены работы южновьетнамских художников, переехавших на Север стра­ны.

На художественных выставках в 5-й Объединенной зоне в Бонгшоне (1949) и Лонгми (1952) экспонировались работы художников-баталистов, запечатлевших военные операции в Мангзу, Закдоа, Анкхе. Выставки, проводившиеся в На­мбо, состоялись в Тхиенхо (работы художников-баталистов) и в Зяпныоке (по случаю Съезда работников литера­туры и искусства Намбо). Большой попу­лярностью среди населения страны по­льзовались передвижные выставки, пе­ред которыми стояла задача просвещать народные массы, пропагандировать изобразительное искусство.

Проводимые художественные выстав­ки наглядно демонстрировали заботу партии и правительства о судьбе нацио­нального искусства; художникам были созданы необходимые условия, позволив­шие взяться за значительные, крупнома­сштабные произведения. Особо вдохнов­ляющими были успехи в освоении тех­ники лаковой живописи, об этом свиде­тельствуют картины художника То Нгок Вана «Враг идет», Нгуен Ты Нгиема «Старики учатся», «Народное ополчение в ночном дозоре», «Народное ополчение на привале» Ши Нгока «Чашка», Нгуен Ван Ти «Море» и другие. Немало значи­тельных произведений было выполнено в технике гуаши: «Солдатские учения», «Военный склад» (художники Нгуен До [100] Кунг), «Бой под Тамву» (художник Нгуен Хием). Эти и другие произведения вьетнамских художников свидетельство­вали не только об их самоотверженном труде в годы войны Сопротивления, но и об активных творческих поисках, способ­ствовавших дальнейшему развитию на­ционального изобразительного искус­ства.

Организация выставок обычно совпа­дала с проведением различных диспутов и дискуссий, на которых обсуждались представленные произведения, в газетах публиковались рецензии и подробные от­четы; все это способствовало выработке правильной линии развития националь­ного искусства и постановке новых задач, которые предстояло решать деяте­лям изобразительного искусства. Боль­шую дискуссию вызвали агитационно-пропагандистские произведения, а также лаковая живопись. Широкое, поистине всенародное обсуждение работ вьетнам­ских художников помогло им правильно определить свои творческие и идеологи­ческие позиции в революционной борьбе народа. Многие художники, находивши­еся прежде под влиянием концепций бур­жуазного искусства (как, например, То Нгок Ван), полностью перешли на сто­рону революции, посвятив свой талант служению интересам народа. Проводи­мые дискуссии помогали яснее ощутить роль народных масс в формировании искусства, а также увидеть перспективы, открывающиеся во вьетнамском изобра­зительном искусстве перед лаковой жи­вописью.

 

АРХИТЕКТУРА В ВОЕННЫХ ЗОНАХ

 

Достаточно успешно развивалась в годы войны Сопротивления и архитекту­ра, хотя условия военного времени отнюдь не благоприятствовали этому. Многие архитекторы работали не по специальности — в военных мастерских и на предприятиях, участвовали в боевых действиях, строили мосты и другие соо­ружения, необходимые для военных опе­раций... Но как только предоставлялась благоприятная возможность, с радостью занимались любимым делом. В 1948 году под руководством архитек­торов Та Ми Зуата, Нгуен Као Люена и Хоанг Ньы Тиепа были построены красивые помещения для торжественных церемоний, в которых проходила работа Съезда деятелей литературы и искусства, Объединенной конференции Вьетминя и Льенвьета* и т. д. Эти большие и про­сторные помещения, построенные из бамбука и арундинарии, отличались ори­гинальностью интерьера и простотой де­коративной отделки. Следует также упо­мянуть и о Резиденции для приема ино­странных гостей, построенной в 1949 году в лесных массивах Тхайнгу-ена и Тюенкуанга по проекту архитекто­ров Та Ми Зуата, Нгуен Као Люена и Хоанг Ньы Тиепа. Интерьер Резиденции оформили художники То Нгок Ван, Чан Ван Кан и Нгуен Кханг. Резиденция для приема иностранных гостей была распо­ложена в густом лесу, что, с одной сторо­ны, было необходимой мерой предосто­рожности, а с другой — помогло архи­текторам и художникам создать единую, гармоничную, сочетающуюся с окружа­ющим ландшафтом композицию.

Вообще задача создания гармоничного ансамбля с природой была всегда осо­бенно актуальной для наших архитекто­ров. Интерьер помещений обычно укра­шался орнаментом, выполненным из рез­ного и плетеного бамбука, а также боль­шими картинами на простом полотне, которые писались самодельными краска­ми, изготовленными из коры и листьев деревьев, глины, древесного угля и т. д. Художник То Нгок Ван оформил Комнату бойцов основных подразделений и [101] военно-медицинской службы, Чан Ван Кан — Комнату бойцов народного опо­лчения, а Нгуен Кханг — Комнату народных носильщиков*, оказывающих помощь в проведении военных операций.

Красоту и изящество этих помещений, украшенных орнаментом из плетеного бамбука, подчеркивала окружающая природа. По углам каждого здания выси­лись могучие вековые деревья, ветви которых напоминали извивающихся змей, а листья — гигантские зонтики. Между зданиями пролегала широкая, удобная дорога. Эти сооружения стали еще одним наглядным свидетельством творческих поисков наших архитекторов и художников в суровой обстановке войны Сопротивления.

Наши архитекторы подготовили также множество проектов жилых домов, адми­нистративных помещений, колодцев и других сооружений — с учетом техниче­ских требований и эстетики сельского строительства и материальных возмож­ностей военного времени.

Война Сопротивления явилась важной вехой в истории вьетнамского изобрази­тельного искусства. Именно в эти годы были заложены основы дальнейшего успешного развития национальной жи­вописи. Это было время суровых испыта­ний, в которых закалились патриотиче­ские чувства и гражданская ответствен­ность нашего народа; это было время борьбы с буржуазными концепциями в области искусства и утверждения идей революции. Пройдя через эти испытания, деятели литературы и искусства стали жить и трудиться в неразрывном един­стве со всем народом. В Отчетном докладе исполнительного комитета Ас­социации деятелей литературы и искус­ства на II Всевьетнамском съезде деяте­лей литературы и искусства отмечалось, что в годы войны Сопротивления против французских колонизаторов «наши де­ятели литературы и искусства не были больше оторваны от интересов народа, теперь их связывали с народом нераз­рывные узы, и высшим идеалом их жизни и творчества стало служение наро­ду...» [102]

Сайт управляется системой uCoz