ГЛАВА
VII
ПЕРИОД
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСЛЕ
АВГУСТОВСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1945 ГОДА
ХУДОЖНИКИ
И РЕВОЛЮЦИЯ
Августовская революция 1945 года способствовала пробуждению сознания деятелей вьетнамской культуры, помогла им выйти из творческого тупика, глубже осознать задачу, поставленную самой историей, — отдать все творческие силы служению народа, борьбе за свободу и независимость Родины. Революция открыла перед деятелями культуры невиданные доселе творческие возможности. Происходившие в жизни общества коренные перемены стали темой для многих произведений деятелей искусства Вьетнама. Большинство вьетнамских художников, скульпторов, архитекторов, деятелей литературы пошли по пути, указанному свершившейся революцией.
Партия и правительство молодой независимой республики проявляли большую заботу о судьбах национальной культуры, национального искусства. Несмотря на серьезные трудности, связанные с тяжелым колониальным прошлым страны, Правительство ДРВ специальным постановлением вновь открыло Школу изобразительных искусств, призвало деятелей культуры отдать все силы созданию вьетнамского национального искусства. Важным шагом в этом направлении должны были стать художественные выставки, а также различные экспозиции, посвященные культурному строительству в стране.
Многие художники с воодушевлением откликнулись на призыв правительства внести свой вклад в общую борьбу народа. Они создавали агитплакаты, в которых отобразили решимость народа самоотверженно защищать независимость Родины. Этой теме посвящены работы художника Чан Ван Кана. Яркий, красочный плакат художника «Вьетнам — вьетнамцам», запечатлевший женщину с ребенком, был установлен перед зданием Земельного банка в Ханое. Художник Нгуен Шанг создал подлинно агитационную фреску «Весь народ един». Работы этих мастеров привлекали внимание новизной тематики и своеобразным художественным стилем. Художники все глубже познавали жизнь народа, которому они теперь посвящали свое творчество.
ПЕРВЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ В НЕЗАВИСИМОМ ВЬЕТНАМЕ
12 декабря 1945 года в помещении Просветительского общества «Кхай чи тиен дык» (сейчас здесь находится клуб «Единство») открылась первая после победы Августовской революции во Вьетнаме выставка. Она была подготовлена Ассоциацией деятелей культуры за спасение Родины и посвящена проблемам вьетнамской культуры. Важное место было уделено изобразительному искусству. С большим успехом экспонировались картины, выполненные маслом, лаком, на шелке, а также графика, круглая скульптура, агитплакаты.
В 1946 году, отмечая первую годовщину [94] победоносной Августовской революции, Ассоциация деятелей культуры за спасение Родины организовала в помещении Ханойского городского театра художественную выставку. Этой же дате была посвящена и выставка агитплаката, проходившая под девизом «Защитим независимость», ее экспозиция разместилась на улице Чангтиен.
Годами копилась у нашего народа ненависть к иноземным угнетателям, готовая взорваться, как бомба, фитиль которой был зажжен огнем революции. Агитплакаты явились действенным оружием борьбы и пропаганды, они гневно обличали преступления колонизаторов и империалистов. Наиболее значительными работами этого жанра стали работы художников То Нгок Вана «Рвем цепи» и «Освобожденный Вьетнам», Чан Ван Кана «Полевые работы», — запечатлевшего нелегкий крестьянский труд, Лы-онг Суан Ньи «Огонь» (о юном герое, взорвавшем вражеский склад боеприпасов), Фам Ван Донга «Всеобщее восстание», Зыонг Бить Лиена «Учимся родному языку», Чан Динь Тхо «Новый рис» и т. д. Большой интерес вызвали два портрета Президента страны Хо Ши Мина, выполненные художниками Нгуен До Кунгом и То Нгок Ваном.
ВОЙНА
СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОТИВ ФРАНЦУЗСКИХ
КОЛОНИЗАТОРОВ
(1946—1954)
ХУДОЖНИК И ВОЙНА
Когда началась война против иноземных захватчиков, многие патриотически настроенные художники влились в общую борьбу за освобождение Родины, которая велась под руководством коммунистической партии и президента Хо Ши Мина. Одни, взяв винтовку, сражались на передовой, другие же приближали день победы своим искусством: рисовали агитплакаты, воспитывали новое поколение художников, призванных продолжать славные традиции национального искусства.
Сменить гражданскую одежду на военное обмундирование, научиться обращаться с винтовкой и познать прочие «азы» военного быта можно было за несколько дней; гораздо труднее было отбросить тяжелое носледие прошлого — прежние концепции буржуазного искусства. Для этого требовалось время. Поэтому годы войны Сопротивления стали для многих художников не только школой гражданского мужества, но также и школой политического воспитания, позволившего им выработать твердое и правильное мировоззрение. Типичным примером этого может служить судьба художника То Нгок Вана, трагически погибшего уже перед самым окончанием войны. Его картина «Ханой, поднимайся!», выполненная маслом, явилась откликом художника на призыв к всеобщей борьбе за независимость Родины. Известный художник, изображавший прежде красивых девушек в духе буржуазного романтизма, решил показать поднявшуюся на борьбу столицу, ее символом он сделал образ юной, грациозной и прекрасной девушки — участницы всенародной войны Сопротивления. Спустя несколько лет То Нгок Ван создаст «Портрет женщины — кадрового работника», запечатлев совсем не характерный для его прежнего творчества образ крепкой крестьянки. Это был уже другой мир, другие герои, другие идеалы. Сам художник так сказал о своей работе: «На [95] этой картине — самая прекрасная женщина, которую я видел в своей жизни». Концепция красоты изменилась вместе с мировоззрением.
В годы войны Сопротивления перед художником была поставлена важная практическая задача: непосредственно участвовать в боевых действиях против врага, вести агитационно-пропагандистскую работу и готовить молодые художественные кадры. Эта задача была органично связана с призывом президента Хо Ши Мина, обратившегося к деятелям культуры активно включиться своим творчеством в общенациональную борьбу против иноземных захватчиков. В этой книге мы не будем подробно рассказывать о том, как воевали художники на фронте, на войне все люди одинаковы и делают они одно общее дело — сражаются с врагом за свободу своей страны. Хочется только упомянуть, что среди художников было немало настоящих героев, вписавших славные страницы в летопись войны. Первый вражеский самолет был сбит в Чавине (Намбо) воинским подразделением, которым командовал художник Нгуен Као Тхыонг. Таких примеров можно привести много. А сколько художников погибло, героически защищая свое Отечество...
АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКАЯ РАБОТА
В годы войны Сопротивления большое число художников было вовлечено в сферу агитационно-пропагандистской деятельности, наиболее отвечающей запросам военного времени. Такая работа позволяла с успехом использовать мастерство художников и создавать более масштабные произведения.
Условия военного времени, естественно, не благоприятствовали всестороннему развитию изобразительного искусства, особенно в районах боевых действий, таких, как Юг страны, где противник регулярно проводил карательные операции. Широкое распространение в это время получают такие своеобразные литературно-изобразительные формы, как иллюстрированные книги-рассказы, а также плакат, зарисовки, станковый рисунок, выполненный карандашом, тушью и т. д., многоцветный лубок. Как показал опыт, именно эти жанры и виды изобразительного искусства позволяют наиболее оперативно откликаться на важнейшие события и не требуют особых материальных и технических условий.
Продемонстрировали
свою действенность в эти годы и
агитационные листки, в которых
средствами изобразительного
искусства рассказывалось о
разрушениях, принесенных войной.
Они имели то же назначение, что и
листовки, их воздействие на солдат
неприятельской армии было велико.
Перед окончанием войны, во время
операции под Дьенбьенфу,
увенчавшей победой справедливую
борьбу вьетнамского народа, когда
французские войска были окружены
и испытывали большие трудности с
продовольствием, художники Май
Ван Хиен, Нгуен Бинь и Хюи Тоан
нарисовали большие плакаты (площадью
до
Большую роль в агитационно-пропагандистской работе сыграли гравюры на дереве, которые помогали мобилизовывать жителей тыла, поднимали их боевой дух и политическое сознание, звали на борьбу с врагом, с неграмотностью и т. д. На каждой листовке, в каждом пропагандистском листке или в каждой книге-рассказе помещались слова народных песен или небольшие стихотворения [96] с боевым, доходчиво изложенным патриотическим содержанием.
Чтобы создавать такие «агитационно-пропагандистские произведения» изобразительного искусства, профессионального мастерства было недостаточно, требовались мужество и находчивость. Зачастую, находясь в окружении, когда противник перерезал все коммуникации, художникам приходилось самим изготавливать краски, кисти и все необходимое для работы. Кто бы мог подумать, что в условиях военного времени наиболее ходовым материалом для художников станут лекарство от малярии, антисептические препараты красного цвета, сажа, древесный уголь, старая черепица, листья и кора деревьев, и т. д. Очень часто единственным инструментом гравера был перочинный нож. Наибольшим успехом у бойцов Народной армии и жителей страны пользовались книги-рассказы, пропагандистские листки и агитплакаты. Среди работ этого жанра следует особо отметить биографическую серию пропагандистских листков «Нгуен Тхи Хиен»*, подготовленную коллективом молодых художников под руководством Нгуен Ван Ти; «Хоанг Хань»* (художник Чан Ван Кан); «Нго Зя Кхам»* (художник Нгуен До Кунг), а также литогра-вюры «Объединившаяся община преодолевает трудности» (коллектив художников: Минь Кау, Май Лонг, Конг Нян, Чинь Фонг), книга «Восстание в Хынг-нгуене» (художник Нгуен Дык Нунг) и другие.
Создавая агитационные плакаты, пропагандистские листки, книги-рассказы, художники большое внимание уделяли тому, как и какими изобразительными средствами передать идею, раскрыть содержание; многие из работ этого жанра имеют большую художественную ценность: картина «Народная армия» (художник Нгуен Ты Нгием), удостоенная 1-ой премии на выставке во Вьетбаке в 1948 году; картина «В лесу» (художник То Нго Ван); композиция из 4-х картин «Нерушимое братство» (художник Хю-инь Ван Гам), представленная на выставке в Зяпныоке (Камау); картина «Будни войны Сопротивления» (художник Хюинь Ван Тхуан); «Земельная реформа» (художник Нгуен Дык Нунг); «Благодарность неизвестному бойцу» (художник Чан Ван Кан) и прочие. Эти и другие произведения вьетнамских художников запечатлели трудную и героическую действительность периода войны Сопротивления против французских колонизаторов. К сожалению, многие картины погибли во время военных действий.
ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ
Человек привыкает к любым трудностям. Повседневная действительность в период войны Сопротивления была наполнена множеством трудностей и лишений, и в таких нелегких условиях наши художники продолжали свою творческую и исследовательскую деятельность, создавая подлинные шедевры изобразительного искусства. Одна за другой стали открываться художественные студии во Вьетбаке, 4-ой зоне* и других местах, они становились своеобразными центрами материальной помощи военным художникам. Важным шагом в развитии изобразительного искусства в военных зонах стало образование художественных мастерских, специализировавшихся по лаковой живописи, в Футхо (затем мастерская была переведена в Тхайнгуен) и в 4-ой зоне. Создание этих мастерских способствовало укреплению творческих связей художников, ознакомлению их с новыми достижениями в изобразительном искусстве, повышению их профессионального уровня. Но, пожалуй, [97] одним из самых знаменательных событий культурной жизни в период войны Сопротивления стало открытие курсов художников, перед которыми была поставлена насущная практическая задача — подготовить кадры молодых художников для армии, различных учреждений и т. д. Вскоре такие курсы стали создаваться повсюду — стране нужны были художники, которые своим искусством могли бы участвовать во всенародной войне Сопротивления. На этих курсах в основном обучали общим профессиональным навыкам, необходимым в повседневной агитационно-пропагандистской работе, но не следовали строго какой-либо программе. Поэтому вскоре возникла насущная необходимость в открытии специальных художественных заведений, которые готовили бы профессиональных художников, и в конце 1949 года партия и правительство приняли решение о создании художественной школы во Вьетбаке.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ВО ВЬЕТБАКЕ
Художественная школа во Вьетбаке начала функционировать в середине 1950 года, когда война Сопротивления вступила в этап трудной и ожесточенной борьбы. Вся жизнь в стране была подчинена лозунгу «Все для фронта!» И тем не менее, несмотря на большие материальные трудности, в стране была открыта художественная школа. Первыми студентами школы стали солдаты, крестьяне, а также учащиеся различных художественных школ, которым война помешала закончить образование. В основу обучения была положена установка партии в области культурного строительства: «Народность, массовость, научность; искусство служит интересам рабочих, крестьян, солдат».
Обучение в школе было связано с практическими задачами, стоявшими перед населением Вьетбака. Темы для своих произведений студенты черпали в окружающей жизни. В 1953 году в связи с развернувшимся движением политического самообразования и изучением письма президента Хо Ши Мина и товарища Чыонг Тиня*, направленного деятелям литературы и искусства, студенты школы, как и другие представители творческих организаций страны, определили свою революционную позицию и концепцию в области художественного творчества. Возросло сознание учащихся, повысился их идейный уровень, а их произведения приобрели еще более народный характер.
Студенты
школы принимали активное участие в
различных агитационных и
пропагандистских мероприятиях,
откликаясь своим творчеством на
важнейшие события периода войны
Сопротивления: призыв молодежи в
армию, уплата сельскохозяйственных
налогов, движение за экономию на
производстве, движение за снижение
арендной платы, аграрная реформа,
Международный фестиваль молодежи
и студентов в Берлине, и т. д.
Конечно, для получения глубоких
теоретических знаний студенты
школы не имели благоприятных
условий, но многое
компенсировалось богатым жизненным
опытом. Численность студентов
школы была невелика, однако их
творческий и практический вклад в
общенациональное дело
освобождения Родины был весьма
значителен. Во многих произведениях
отражены глубокие чувства нашего
народа, отстаивающего свою
независимость. Эти произведения
были зачастую созданы самодельными
красками на старых газетах или на
листах обычной бумаги, но они
стали неотъемлемой частью
вьетнамского изобразительного
искусства. [98]
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ В ВОЕННЫХ ЗОНАХ
Вьетнамский народ любит и ценит произведения изобразительного искусства, ему свойственно тонкое понимание прекрасного. Но так сложилась судьба страны, что в ней не было надлежащих условий для развития эстетического и художественного вкуса народных масс. В период феодализма простому народу «разрешалось» жить в холоде и голоде, терпеть нужду и непосильный гнет. С приходом французских колонизаторов на плечи народа обрушился двойной гнет — иноземных угнетателей и местных богатеев. Жизнь народных масс была настолько тяжела, что нередко крестьянину приходилось вместо буйвола самому впрягаться в плуг, чтобы обработать поле. До искусства ли тут было! Августовская революция 1945 года коренным образом изменила жизнь народа, дала ему не только материальные блага, но и духовные, в которых он прежде испытывал недостаток. Когда по призыву партии и президента Хо Ши Мина весь народ поднялся на борьбу против иноземных захватчиков, в сельской местности и в горах стали создаваться опорные пункты войны Сопротивления, жители этих районов впервые познакомились с достижениями цивилизации, с изобразительным искусством, что позволило им глубже почувствовать красоту своей Родины, глубже понять смысл революции и свершенных ею преобразований, яснее осознать свой долг перед родиной. Очень часто реалистическая картина гораздо дольше сохраняется в памяти людей, нежели роман или серьезное научное исследование.
Каждая художественная выставка становилась школой познания как для зрителей, так и для художников, картины которых были на ней представлены.
Писатель Хоанг Шен так вспоминал об атмосфере, царившей на художественной выставке в 4-й Объединенной зоне (1949): «Войдя в помещение, начинаешь испытывать удивительное чувство. Сама атмосфера здесь отлична от величественности столичных выставок, проводившихся в мирное время. Это отличие ощущается и в тематике произведений, и даже в оформлении помещения выставки. Картины в простых деревянных рамах белого цвета, между опорными столбами дома постелена белая тканевая дорожка. Очень просто и красиво! Но особенно впечатляют зрители — простые люди, живущие в 1949 году. И это делает атмосферу выставки еще более непосредственной и волнующей...»
Еще один пример: в густой чаще кокосовых пальм, в глухом уголке, расположенном вдали от культурных центров, Комитет деятелей литературы и искусства Намбо по случаю Съезда работников литературы и искусства Юга решил организовать художественную выставку, экспонаты которой должны были познакомить с достижениями в культурном строительстве. Для этой цели в Зяпныоке было построено несколько домиков, в одном из них были представлены работы художников Намбо. Если бы не свершившаяся революция, трудно было бы представить, что жители этих богом забытых мест, не знавшие даже слова «паровоз», смогут приобщаться к великой красоте искусства: любоваться картинами, запечатлевшими жизнь народа, слушать новые музыкальные произведения южновьетнамских композиторов, слушать выступления известных на юге писателей и поэтов!.. Еще более удивительными были выступления самих крестьян, поражавшие четкостью и искренностью суждений. В этой связи вспоминается история, происшедшая с одним известным художником-южанином. На выставке [99] была представлена его картина, на которой изображены солдаты, помогающие сельским жителям покрывать черепицей крышу дома. К автору подошел пожилой крестьянин и сказал: «Я не знаю, как можно таким образом покрывать крышу черепицей. Так не бывает!» И действительно, крестьянин оказался прав: черепицу всегда укладывают снизу вверх. Художнику пришлось признать свою ошибку. А сколько образованных людей — художников, литераторов — смотрели на эту картину, и никто из них не заметил искажения.
В годы войны Сопротивления во Вьетбаке, а также в 5-й Объединенной зоне и в Намбо были организованы художественные выставки, на которых побывало много людей.
В 1948 году по случаю Всевьетнамской конференции по вопросам культуры во Вьетбаке (Футхо) проводилась художественная выставка, на которой были представлены произведения живописи маслом и на шелке, гравюры, гуашь и т. д. Спустя некоторое время подобная выставка состоялась и в 3-й зоне. К сожалению, большинство из выставлявшихся произведений не удалось сохранить: они погибли во время карательной операции противника. Это была большая потеря для нашего изобразительного искусства, ведь в числе погибших произведений — известная картина Нгуен Ты Нгиема «Народная армия», картины и рисунки художников То Нгок Вана, Чан Ван Кана, Нгуен Ван Ти, Лыонг Суан Ньи и другие.
На выставке в Управлении народного ополчения (1957) были представлены картины, рисунки, эскизы. Особое внимание посетителей привлекли картины, выполненные лаком, посвященные партизанам и участникам народного ополчения.
В 1951 году в связи с изучением письма президента Хо Ши Мина и товарища Чыонг Тиня, направленного художникам страны, художественная выставка была организована в Тьемхоа.
В 1954 году в Тхайнгуене проводилась художественная выставка, которая после восстановления мира была перевезена в столицу и стала основой для состоявшейся вскоре Национальной художественной выставки. На ней были также представлены работы южновьетнамских художников, переехавших на Север страны.
На художественных выставках в 5-й Объединенной зоне в Бонгшоне (1949) и Лонгми (1952) экспонировались работы художников-баталистов, запечатлевших военные операции в Мангзу, Закдоа, Анкхе. Выставки, проводившиеся в Намбо, состоялись в Тхиенхо (работы художников-баталистов) и в Зяпныоке (по случаю Съезда работников литературы и искусства Намбо). Большой популярностью среди населения страны пользовались передвижные выставки, перед которыми стояла задача просвещать народные массы, пропагандировать изобразительное искусство.
Проводимые художественные выставки наглядно демонстрировали заботу партии и правительства о судьбе национального искусства; художникам были созданы необходимые условия, позволившие взяться за значительные, крупномасштабные произведения. Особо вдохновляющими были успехи в освоении техники лаковой живописи, об этом свидетельствуют картины художника То Нгок Вана «Враг идет», Нгуен Ты Нгиема «Старики учатся», «Народное ополчение в ночном дозоре», «Народное ополчение на привале» Ши Нгока «Чашка», Нгуен Ван Ти «Море» и другие. Немало значительных произведений было выполнено в технике гуаши: «Солдатские учения», «Военный склад» (художники Нгуен До [100] Кунг), «Бой под Тамву» (художник Нгуен Хием). Эти и другие произведения вьетнамских художников свидетельствовали не только об их самоотверженном труде в годы войны Сопротивления, но и об активных творческих поисках, способствовавших дальнейшему развитию национального изобразительного искусства.
Организация выставок обычно совпадала с проведением различных диспутов и дискуссий, на которых обсуждались представленные произведения, в газетах публиковались рецензии и подробные отчеты; все это способствовало выработке правильной линии развития национального искусства и постановке новых задач, которые предстояло решать деятелям изобразительного искусства. Большую дискуссию вызвали агитационно-пропагандистские произведения, а также лаковая живопись. Широкое, поистине всенародное обсуждение работ вьетнамских художников помогло им правильно определить свои творческие и идеологические позиции в революционной борьбе народа. Многие художники, находившиеся прежде под влиянием концепций буржуазного искусства (как, например, То Нгок Ван), полностью перешли на сторону революции, посвятив свой талант служению интересам народа. Проводимые дискуссии помогали яснее ощутить роль народных масс в формировании искусства, а также увидеть перспективы, открывающиеся во вьетнамском изобразительном искусстве перед лаковой живописью.
АРХИТЕКТУРА В ВОЕННЫХ ЗОНАХ
Достаточно успешно развивалась в годы войны Сопротивления и архитектура, хотя условия военного времени отнюдь не благоприятствовали этому. Многие архитекторы работали не по специальности — в военных мастерских и на предприятиях, участвовали в боевых действиях, строили мосты и другие сооружения, необходимые для военных операций... Но как только предоставлялась благоприятная возможность, с радостью занимались любимым делом. В 1948 году под руководством архитекторов Та Ми Зуата, Нгуен Као Люена и Хоанг Ньы Тиепа были построены красивые помещения для торжественных церемоний, в которых проходила работа Съезда деятелей литературы и искусства, Объединенной конференции Вьетминя и Льенвьета* и т. д. Эти большие и просторные помещения, построенные из бамбука и арундинарии, отличались оригинальностью интерьера и простотой декоративной отделки. Следует также упомянуть и о Резиденции для приема иностранных гостей, построенной в 1949 году в лесных массивах Тхайнгу-ена и Тюенкуанга по проекту архитекторов Та Ми Зуата, Нгуен Као Люена и Хоанг Ньы Тиепа. Интерьер Резиденции оформили художники То Нгок Ван, Чан Ван Кан и Нгуен Кханг. Резиденция для приема иностранных гостей была расположена в густом лесу, что, с одной стороны, было необходимой мерой предосторожности, а с другой — помогло архитекторам и художникам создать единую, гармоничную, сочетающуюся с окружающим ландшафтом композицию.
Вообще задача создания гармоничного ансамбля с природой была всегда особенно актуальной для наших архитекторов. Интерьер помещений обычно украшался орнаментом, выполненным из резного и плетеного бамбука, а также большими картинами на простом полотне, которые писались самодельными красками, изготовленными из коры и листьев деревьев, глины, древесного угля и т. д. Художник То Нгок Ван оформил Комнату бойцов основных подразделений и [101] военно-медицинской службы, Чан Ван Кан — Комнату бойцов народного ополчения, а Нгуен Кханг — Комнату народных носильщиков*, оказывающих помощь в проведении военных операций.
Красоту и изящество этих помещений, украшенных орнаментом из плетеного бамбука, подчеркивала окружающая природа. По углам каждого здания высились могучие вековые деревья, ветви которых напоминали извивающихся змей, а листья — гигантские зонтики. Между зданиями пролегала широкая, удобная дорога. Эти сооружения стали еще одним наглядным свидетельством творческих поисков наших архитекторов и художников в суровой обстановке войны Сопротивления.
Наши архитекторы подготовили также множество проектов жилых домов, административных помещений, колодцев и других сооружений — с учетом технических требований и эстетики сельского строительства и материальных возможностей военного времени.
Война
Сопротивления явилась важной вехой
в истории вьетнамского изобразительного
искусства. Именно в эти годы были
заложены основы дальнейшего
успешного развития национальной живописи.
Это было время суровых испытаний,
в которых закалились патриотические
чувства и гражданская ответственность
нашего народа; это было время
борьбы с буржуазными концепциями в
области искусства и утверждения
идей революции. Пройдя через эти
испытания, деятели литературы и
искусства стали жить и трудиться в
неразрывном единстве со всем
народом. В Отчетном докладе
исполнительного комитета Ассоциации
деятелей литературы и искусства
на II Всевьетнамском съезде деятелей
литературы и искусства отмечалось,
что в годы войны Сопротивления
против французских колонизаторов «наши
деятели литературы и искусства не
были больше оторваны от интересов
народа, теперь их связывали с
народом неразрывные узы, и высшим
идеалом их жизни и творчества стало
служение народу...» [102]