ГЛАВА
VIII
ПЕРИОД
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ
УСТАНОВЛЕНИЯ МИРА НА СЕВЕРЕ ДО
КОНЦА 60-х ГОДОВ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
СЕВЕРНОГО ВЬЕТНАМА
Большим вдохновляющим смыслом для деятелей литературы и искусства, как и для всего вьетнамского народа, были наполнены два события; победа под Дьенбьенфу* и Женевские соглашения. Во Вьетнаме был восстановлен мир. В жизни нашего народа начался славный и нелегкий период строительства социализма на Севере страны и борьбы за воссоединение Родины. Немало новых трудностей и испытаний предстояло преодолеть деятелям литературы и искусства. В годы войны Сопротивления у них была одна общая задача — сражаться с врагом, и этой борьбе была подчинена жизнь всего нашего народа. С восстановлением мира обстановка в стране изменилась. Когда деятели литературы и искусства вернулись в Ханой, их встретила действительность, полная новых, не менее сложных, чем прежде, проблем.
Во время войны Сопротивления художники хорошо знали, для кого создают они свои произведения, кто смотрит их картины. Автор и зритель понимали друг друга, они были единомышленниками, поэтому у художника не было сомнений в назначении его труда. Вернувшись в столицу и приступив к строительству нового общества, художники увидели, какое множество разнообразных тем рождала жизнь. Изменились и зрители, в их числе был уже не только «родной и близкий народ» военных зон, а многие другие люди, представляющие разные общественные слои большого города. Новизна обстановки и сложность творческих проблем вызвали некоторую растерянность в среде художников.
В целом условия для творческой деятельности у них были весьма благоприятные. Работы было много, и художники с радостью отдавали ей все свои силы. Благодаря заботе Коммунистической партии, указавшей, что верный путь в творческой деятельности — служение народу, они смогли избежать многих серьезных ошибок. Важным фактором их успешной деятельности стали также и материальные условия, мирная обстановка открывала простор для творческих поисков.
Сразу же после освобождения Ханоя Ассоциация деятелей литературы и искусства организовала Национальную художественную выставку (1954), которая стала для деятелей изобразительного искусства своеобразным подведением итогов труда за годы войны Сопротивления против французских колонизаторов. После победы Августовской революции 1945 года это была первая столь представительная художественная выставка. На ней экспонировались работы, показанные прежде на художественной выставке во Вьетбаке, а также работы художников из 5-й Объединенной зоны, Намбо, созданные в годы войны Сопротивления. Условия военного времени ограничивали возможности художников, но тем не менее их произведения отличались [103] тематическим богатством и жанровым разнообразием. Рисунки То Нгок Вана, сделанные в период военной операции под Дьенбьенфу, стали ценными историческими и художественными документами о героической борьбе народа. Большой интерес вызвали также и работы художников Нгуен Шанга «Враги сожгли мою деревню» (масло), Нгуен Хиема «Бой под Тамву» и других.
Художественная выставка 1955 года ознаменовала новые успехи вьетнамского изобразительного искусства, продемонстрировала новые направления в живописи и скульптуре. Первый год долгожданного мира принес в наше искусство новые чувства, новые мысли, новые образы людей, активно участвующих в созидательном труде, в строительстве новой счастливой жизни.
На выставке было представлено много картин, выполненных лаком, маслом, водяными красками на шелке, а среди ее посетителей были гости из братских социалистических стран.
Скульптура была представлена менее широко, чем живопись, но некоторые произведения вызвали большой интерес. Например, скульптурная композиция Фам Суан Тхи «Горсть земли Юга». Автор запечатлел южновьетнамского бойца, отправляющегося на Север страны для перегруппировки*, которому мать на прощанье дает горсть родной земли, чтобы он всегда помнил о любимом крае и самоотверженно боролся за воссоединение Родины. Маленькая девочка, прижавшаяся к бойцу, символизирует тесные узы армии и народа.
Картина Фан Ке Ана «Воспоминания об одном вечере в Тэйбаке» (лак) позволила продемонстрировать необычность и красочность сочетания золотого и зеленого цветов, придавших картине особую реалистичность.
Художник
Чан Ван Кан, представивший на
выставке свою картину «Сельская
кузница в годы войны Сопротивления»
(шелк), воссоздал яркую световую
гамму, сохранив при этом нежность
шелкового фона.
БОРЬБА
ПРОТИВ РЕАКЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ В
ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
В целом работы, представленные на двух художественных выставках (1954, 1955), продемонстрировали горячий патриотизм и революционный пафос нашего народа в борьбе против иноземных захватчиков, в деле строительства нового общества. Но тем не менее были и ошибки, которые обсуждались на II Всевьет-намском съезде деятелей литературы и искусства: «Главным недостатком является ошибочная концепция реализма. На первом этапе тенденция «популяризовать политику» привела к тому, что произведениям недоставало глубины, жизненности, их авторы впадали порой в схематизм. Родилось ошибочное мнение, будто бы пейзажи, портреты, натюрморты не являются социальной действительностью, а сюжет произведений должен отражать политические установки. Поэтому окружающая действительность представала в некоторых произведениях весьма односторонне; отсутствовало творческое отображение реальной жизни, замечательных людей, прекрасной страны. Ошибочные представления о социалистическом реализме породили натуралистический подход к творчеству среди некоторых художников, считавших, что отображение окружающей действительности — это фотографирование; для них характерно отсутствие обобщений творческой мысли, неумение использовать изобразительные средства. На картинах таких художников люди нередко [104] изображались с накрашенными губами и нарумяненными щеками, словно перед выходом на сцену; они всегда были одеты в новую одежду — показывалось только «движение вперед». В этой концепции «массовизма» — следования за ошибочными вкусами масс — отсутствует такой фактор, как эстетическое воспитание масс. Помимо ошибочных представлений о социалистическом реализме, есть еще примеры слепого преклонения перед западноевропейским искусством, когда создаются произведения, копирующие западноевропейскую живопись. Все это свидетельствует об отсутствии творческого начала, индивидуального вкуса, национального колорита. Мы не закрываем двери перед техническими приемами западноевропейского искусства, особенно перед парижской школой. Главное для нас — создание вьетнамского национального искусства, и это должно стать нашим девизом во взаимоотношениях между вьетнамским и мировым изобразительным искусством...»[1].
В связи с ошибками, выявленными в ходе проведения земельной реформы, участники реакционной группировки «Нян-ван зяй-фам» («Гуманизм и шедевры») пытались гиперболизировать, раздуть вышеназванные недостатки в искусстве. Они считали, что путь социалистического реализма, путь служения народу неинтересен, а человек — это «гигант без сердца»; требовали отделить искусство от политики, критиковали реалистическое отображение действительности, называя это «натурализмом», «фотографированием». «Борьба против натурализма» в действительности стала лишь вывеской, которая прикрывала их враждебную деятельность, направленную на отрыв масс от искусства и революционной борьбы.
Деятели литературы и искусства Вьетнама повели решительную борьбу против этой реакционной группировки, главари которой были разоблачены как лакеи империалистов, пытавшихся осуществить свои преступные планы в Северном Вьетнаме. Победа, увенчавшая эту нелегкую борьбу, вдохновляла наших художников на новое освоение прекрасной действительности, правдивое отображение жизни народа, строящего новое общество.
Продолжались творческие поиски в живописи (лак, шелк), обогатившие наше изобразительное искусство. Результаты этих поисков были наглядно продемонстрированы на Всевьетнамской художественной выставке 1958 года и на Выставке изобразительного искусства социалистических стран в Москве (1958).
ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН В МОСКВЕ
Каждая художественная выставка становилась важной вехой в развитии нашего изобразительного искусства. Национальная выставка 1958 года была первой выставкой, которую проводил созданный в 1957 году Союз художников Вьетнама. На ней было представлено около 600 работ 250 вьетнамских художников и скульпторов, запечатлевших жизнь нашего общества в первые послевоенные годы. Главной темой произведений была героическая борьба против иноземных захватчиков и строительство нового общества. Выставка продемонстрировала возросший профессиональный уровень наших художников и скульпторов, творческие поиски которых стали залогом новых успехов нашего изобразительного искусства.
Большой
интерес вызвали картины, [105] выполненные
в технике лаковой живописи: «Подача
воды на поля» (Чан Ван Кан), «Бригада
трудовой взаимопомощи» (Хоанг
Тить Тю), «Пейзаж Тэйнгуена» (Нгуен
Ван Ти), «Рассвет в поле» (Нгуен Дык
Нунг), «Ткачество» (Нгуен Дык Нунг),
«Ночной поход» (Нгуен Хием), «Через
знакомое село» (Ле Куок Лок), «Село
Виньмок» (Хюинь Ван Тху-ан).
Представленные на выставке работы
выявили богатые художественно-изобразительные
возможности лаковой живописи.
Декоративный
характер лаковой живописи
особенно ярко проявился в работах
Нгуен Ван Ти «Пейзаж Тэйнгуена» (сверкающая
зелень листьев хлебного дерева,
золотистый бамбук на фоне
багрового неба) и Хоанг Тить Тю «Бригада
трудовой взаимопомощи» (бледно-голубая
и серая дымка гор); пожалуй,
никакими другими средствами, кроме
лака, нельзя было создать такие
запоминающиеся образы.
Торжественно
и романтично показывает художник
Нгуен Дык Нунг начало трудового дня
в картине «Рассвет в поле». На фоне
безграничного горизонта
изображена крепкая сильная фигура
крестьянина.
Успешными
поисками в области цвета и
изобразительных средств отмечено
творчество вьетнамских художников,
работающих в технике лаковой
живописи. Прошло немало времени,
прежде чем они вышли за пределы
трех цветов лака (красного, черного
и темно-коричневого) и стали
использовать богатую цветовую
палитру.
Интерес
у посетителей Национальной
выставки вызвали и картины,
выполненные на шелке. Творчески
развивая традиции национального
искусства, наши молодые художники
добились особой реалистичности и
выразительности картин на шелке. В
этой связи заслуживают внимания
работы художников Чан Донг Лыонга «Герой
Труда доктор Фам Нгок Тхать», Нгуен
Чонг Киема «В родном доме», Нгуен
Битя «Перевал» и других.
Масляная
живопись не является традиционной
для нашей страны, тем не менее
произведения вьетнамских
художников, выполненные в этой
технике, отличаются особым
национальным колоритом, это
отмечали и наши коллеги из братских
социалистических стран.
В
соответствии с договорами о культурном
сотрудничестве с социалистическими
странами вьетнамские художники
представили свои работы на
Выставке изобразительного
искусства социалистических стран
в Москве, для которой были отобраны
произведения, уже выставлявшиеся
ранее на национальных художественных
выставках. Впервые независимый
Вьетнам официально участвовал в
столь значительном международном
смотре изобразительного
искусства, на котором работы
вьетнамских художников
экспонировались наряду с работами
из других социалистических стран.
Подобное сравнение помогло более
правильно оценить уровень нашего
изобразительного искусства,
наполнило вьетнамских художников
верой в собственные силы. Многие
произведения вьетнамского изобразительного
искусства, особенно лаковая
живопись, получили высокую оценку
художников братских стран. На
состоявшемся после Выставки
творческом симпозиуме деятели
литературы и искусства обменялись
мнениями о задачах развития
изобразительного искусства в
социалистических странах. С
большим интересом участники
симпозиума говорили об
изобразительном искусстве нашей
молодой республики. Представители
Советского Союза, Болгарии,
Монголии, Польши подробно
проанализировали работы
вьетнамских художников, отметив их
яркий и самобытный стиль, особое
изящество [106] изобразительных
средств. В своем выступлении
художник Б. В. Иогансон сказал: «Каким
богатым и неожиданным явилось
пред нами вьетнамское искусство!
Картины повседневной жизни
наполнены особым смыслом: это трудовая
и мирная жизнь, завоеванная в долгой
и тяжелой борьбе. Многочисленные
современные сюжеты органично связаны
с национальной формой лаковой
живописи, в легкости и мягкости
рисунка которой ярко проявилось
художественное своеобразие
вьетнамской живописи, ее отличие от
европейской. Удивительно светлыми,
чуть приглушенными тонами
привлекает масляная живопись
вьетнамских художников...
Содержание новой жизни обогатило
возможности художественных
традиций Вьетнама»[2].
Результаты
выставки помогли нам увидеть, что
путь, намеченный партией, был
выбран правильно. Критика с особой
похвалой отзывалась о реалистическом
содержании и национальном колорите
полотен наших художников, представленных
на выставке.
Выставка
изобразительного искусства
социалистических стран не только
помогла нашим друзьям лучше
понять искусство Вьетнама, но была
очень полезна для нас самих — это
был взгляд на свое искусство как бы
со стороны, в сравнении с другими
странами. Теперь нам яснее были
видны и наши достижения, и наши
недостатки. Среди достоинств —
реалистичность содержания,
интересная тематика и национальный
характер; недостатком было
невысокое качество скульптурных
произведений, слабость и
невыразительность рисунка в ряде
картин. После Москвы работы
вьетнамских художников и
скульпторов демонстрировались во
многих европейских странах,
встречая повсюду теплый прием.
АРХИТЕКТУРА
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Мир
на Севере Вьетнама был восстановлен,
страна залечивала раны войны и
уверенно строила социалистическое
общество. Новая обстановка
поставила перед архитекторами и
строителями весьма сложные задачи:
в стране, прошедшей суровые годы
войны Сопротивления и подвергшейся
тяжелым разрушениям, нужно было
многое восстанавливать и строить
заново — предстояла работа гигантских
масштабов. Художник, создавая
картину, опирается на свое воображение
и использует бумагу (или холст) и
краски. Архитектору же только для
того, чтобы создать проект какого-либо
сооружения, одного творческого
воображения явно недостаточно; он
обязательно должен учитывать
общественную обстановку в стране,
уровень развития экономики и
техники и множество необходимых в
строительстве параметров (погодно-климатические
условия, геологическую структуру
почвы и т. д.), без учета которых
работа архитектора обречена на
неудачу. Восстановление и развитие
национальной экономики, культуры
относятся к числу самых
актуальных задач общества.
Необходимо было восстановить
разрушенные войной города, построить
школы, промышленные предприятия,
больницы, жилые дома, театры, клубы,
дома отдыха — все это нужно было
трудовому народу, пережившему
множество трудностей и лишений в
условиях феодального ига и гнета
колонизаторов.
Нелегко было найти в достаточном количестве необходимые стройматериалы [107] в отсталой сельскохозяйственной стране, трудно было и с квалифицированной рабочей силой, с перебоями работали средства транспорта и коммуникации; архитекторам и строителям предстояла поистине гигантская работа, с которой им еще никогда не приходилось сталкиваться. Только с большим напряжением сил, преодолевая трудности, можно было выполнить эту нелегкую задачу за относительно короткий период времени 1954—1965 годы.
Архитектура охватывает многие стороны жизни общества, но мы остановимся лишь на некоторых проблемах, касающихся архитектуры как вида искусства.
Сегодня вьетнамская архитектура приобрела четкое социалистическое содержание. Теперь нельзя увидеть строящиеся роскошные виллы, а вблизи от них — невзрачные, убогие жилища трудового народа. Все это ушло в прошлое. Основные объекты строительства в нашей молодой республике — школы, больницы, промышленные предприятия, жилые дома, то есть сооружения для всенародного пользования. Коренным образом изменились пригороды Ханоя; печально известные прежде болотистые районы Ванхо, Вантьыонг, Кимлиен, которые нередко были очагами различных эпидемий, превратились сейчас в прекрасные парки и сады, украсились новыми жилыми комплексами, общественными и научными учреждениями, здесь построены: Институт ирригации и энергетики, Политехнический институт, Партийная школа имени Нгуен Ай Куока, Музыкальное училище, Министерство тяжелой промышленности, табачная фабрика «Тханглонг», завод по переработке каучука, здание Госплана, новые жилые микрорайоны Кимлиен и Зянгво и т. д. Это не считая многих сотен промышленных предприятий и коммунальных сооружений, появившихся повсюду в стране за короткое время.
Значительным успехом национальной архитектуры следует считать построенные в столице страны здания Института ирригации и энергетики, Музыкального училища, Министерства тяжелой промышленности, Госплана республики, административные здания в районе Ванхо и т. д. Эти сооружения отличаются четкостью линий, пропорциональностью архитектурных форм, изящным декором; их создатели стремились последовательно претворять в жизнь девиз «удобно в использовании, дешево, эстетично», они относятся к числу первых достижений нашей архитектуры. Но, к сожалению, у нас есть еще и недостатки.
Как отмечалось выше, в условиях колониального строя многие вьетнамские архитекторы не могли получить работу по специальности, а тем, кому это удавалось, приходилось заниматься лишь проектами частных вилл, и очень-очень редко — проектами больших общественных сооружений. Как и в любой профессии, в архитектуре без практического опыта нет роста профессионального мастерства. В годы войны Сопротивления против французских колонизаторов сооружения носили временный характер; как правило, в качестве строительных материалов использовались бамбук и арундинария. Поэтому архитекторы не могли накопить опыта работы с современными строительными материалами и техникой. С наступлением мира нужно было строить много объектов, необходимых молодой независимой стране; главным девизом для нас стали быстрота и дешевизна, при этом мы нередко забывали о таком важном факторе, как эстетика строительства. Создавая новое общество, мы не могли говорить, что цель архитектуры только в том, чтобы защитить от палящего зноя и проливного [108] дождя; нужно было воплотить в архитектуре все прекрасные черты социалистического строя. Кроме того, наша страна, находившаяся еще недавно под гнетом феодалов и колонизаторов, вынужденная отстаивать свою свободу и независимость в суровой войне Сопротивления, очень бедна, поэтому строить нужно хорошо и красиво, чтобы потом не переделывать еще раз.
Красота архитектурных сооружений заключается не только в правильности линий и форм, она еще во многом зависит от гармонического сочетания с окружающей природой. Совсем не обязательно сооружать такие грандиозные парки и дворцы, как в Версале; красоту можно найти и в простом. В новых жилых микрорайонах между зданиями нужно создавать небольшие сады, цветники, скверы, в которых могли бы отдыхать трудящиеся после трудового дня, тем более что уже имеются примеры таких «зеленых островков здоровья», ставших неотъемлемой частью многих архитектурных сооружений.
Один архитектор из братской страны высказал такую интересную мысль: «Уже многие столетия люди носят одежду, но при этом мы придаем большое внимание цвету, качеству материала, фасону. Если путать такие понятия, как практичность и эстетичность, считая, что главный критерий красоты — практичность, то машина будет самой красивой вещью... Невнимание к внешней красоте и абсолютизирование практических свойств приведет только к утилитаризму в вопросах архитектуры...»
Ряд сооружений последних лет свидетельствует о том, что проблеме эстетики уделяется большое внимание, хотя к создателям некоторых крупных сооружений в центре Ханоя (например, к авторам архитектурного комплекса Бадинь) можно предъявить серьезные упреки за неудовлетворительное композиционное решение.
Застройка Ханоя, как и многих старых городов, велась не по единому плану — и это серьезный недостаток. Но сейчас в местах новостроек мы можем полностью следовать принципам социалистического строительства. Наличие единого плана позволяет эстетично расположить строящиеся здания, подобно тому как гармонично сочетаются звуки музыкального аккорда. Каждое здание — это часть общей картины, красота и единство которой зависят от органичности сочетания составляющих ее деталей. Когда же здания строятся без учета общего плана (как, например, микрорайон Тхайха), то весь район застройки теряет гармоничность и привлекательность.
В каждом новом деле возможны недостатки. Вьетнамские архитекторы сделали правильные выводы из ошибок, допущенных в строительстве отдельных зданий и жилых массивов, они серьезно изучают опыт своих коллег в братских социалистических странах, большое внимание уделяют эстетическим законам в архитектуре, что, несомненно, послужит залогом их будущих успехов.
АРХИТЕКТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕРЕВНИ
Сельская архитектура не менялась столетиями: величественные храмы, крытые черепицей, дома чиновников и помещиков, бамбуковые хибарки крестьянской бедноты с земляными стенками, огороженные высокой бамбуковой изгородью. Немыми свидетелями далеких феодальных времен во многих селах Северного Вьетнама стали ворота деревенской ограды, защищавшей от нападения врагов.
Французская колонизация подорвала силу и авторитет феодальных законов. [109] Зарождавшаяся городская буржуазия, нажившая большие капиталы на эксплуатации своего народа, строила роскошные виллы; не хотели от них отставать и деревенские помещики, которые стали «воздвигать двухэтажные европейские дома», стремясь еще более возвысить себя в глазах простого народа. Такая ситуация царила в деревне вплоть до восстановления мира на севере страны. Лицо вьетнамской деревни стало разительно меняться после проведения аграрной реформы и начала кооперирования сельского хозяйства. Новая жизнь требовала новой архитектуры. Нужно было строить здания правлений кооперативов, государственные магазины, школы, клубы, медпункты, зернохранилища и т. д. Благодаря аграрной реформе и кооперированию сельского хозяйства уровень жизни крестьян значительно возрос, стали строить красивые дома с кирпичными стенами и черепичной крышей. Вьетнамская деревня преобразилась: повсюду на фоне зеленой бамбуковой изгороди вырастали новые дома крестьян, заживших счастливо и зажиточно при народной власти.
Став подлинными хозяевами страны, крестьяне стали большое внимание уделять эстетической стороне своей жизни. Во многих общинах были созданы своеобразные «культурные центры» — административные здания, окруженные цветниками и небольшими скверами. Архитектура новых общественных зданий в деревне довольно проста, обычно они украшены различными декоративными элементами национального зодчества. Вряд ли можно говорить о каких-то особых успехах в области сельской архитектуры, самым большим достижением является то, что канули в прошлое мрачные и убогие хижины крестьян, а на их месте появились просторные и красивые дома.
Искусство архитектора проявляется не только в точности геометрических пропорций и технических расчетов, но также и в умении композиционно правильно расположить строящееся здание (объект) среди ландшафта в сочетании с храмами, динем, вековыми деревьями и т. д. Не все сейчас верят в «небесные силы», но старинные храмовые сооружения, воздвигнутые народом в глубоком прошлом, являющиеся ценными памятниками национального искусства, мы обязаны сохранить. В плоть и кровь каждого вьетнамца вошли образы древних памятников национального зодчества, вековых деревьев, раскидистая крона которых дарит волшебную прохладу, они стали своеобразными символами красоты родного края. Поэтому уничтожение памятников старины или отрицательное к ним отношение вызывает справедливое чувство возмущения народных масс. К сожалению, в некоторых местах без особой на то необходимости уничтожаются вековые деревья, ставшие достопримечательностью деревни, чтобы перед храмом или динем построить здание правления кооператива или какое-нибудь другое общественное сооружение. Вызывает удивление и тот факт, что до сих пор еще есть люди, которые считают памятники древней архитектуры пережитками феодальных времен, подлежащими уничтожению. С каждым годом строится все больше и больше школ, медпунктов, зернохранилищ и т. д., все это является достижением нашего социалистического строя, но нельзя мириться с тем, что при созидании нового уничтожается культурное наследие народа, причиняется ущерб красоте родного края.
Кооперирование сельского хозяйства позволило быстро развивать экономику, постоянно повышать жизненный уровень крестьян. Растут и требования, предъявляемые к сельской архитектуре. Из-за нехватки специалистов строительство зачастую [110] ведется произвольно, без учета эстетических факторов. Новый быт крестьян и новый способ производства ставят перед нашими архитекторами важные задачи, решение которых позволит сделать наши деревни еще краше и богаче.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Испокон веков славятся изделия вьетнамских народных умельцев и ремесленников. Как свидетельствуют летописи, во времена северной зависимости наместники китайских императоров собирали во Вьетнаме в большом количестве изделия из шелка, чтобы потом преподнести их в качестве подарка правителю Китая — прославленной «шелковой державы» мира.
В первые сто лет правления династии Поздних Ле (1427—1527) большой известностью за границей пользовались фаянсовые изделия из Батчанга. Вьетнамские ремесленники тогда еще не занимались инкрустацией перламутром, но позднее жители западных стран всегда отмечали тонкость работы и высокое мастерство вьетнамских изделий. Первые французские колонизаторы были тоже восхищены работами наших народных умельцев.
В период господства колонизаторов вьетнамские ремесленники не выдерживали конкуренции, снизился уровень их мастерства и качество изделий. После освобождения Северного Вьетнама Коммунистическая партия и правительство стали проявлять большую заботу о развитии народных промыслов в стране. Кончился период жалкого прозябания Школы прикладного искусства, связанный с годами временной оккупации. Туда были направлены опытные преподаватели, специалисты, перед которыми была поставлена задача: провести реорганизацию преподавания, подготовить опытных мастеров, способных вернуть былую славу народным промыслам Вьетнама (изделия из лака, керамика, многоцветная вышивка и т. д.), и наладить производство этих имеющих большие экспортные возможности товаров.
КЕРАМИКА
Самым известным центром керамического производства является Батчанг. В годы французской колонизации производство керамических изделий искусственно тормозилось, что привело к снижению качества изделий. В соответствии с директивами плана восстановления экономики и развития культуры были созданы благоприятные условия для восстановления и налаживания керамического производства в Батчанге, предприятия которого работают на отечественном сырье. Хорошие практические результаты принесло сотрудничество с Институтом художественной промышленности. Фаянсовые изделия из Батчанга отличаются красотой обработки, они дешевы и пользуются большим спросом у населения.
Благодаря усилиям Института художественной промышленности повысилось качество внешнего оформления многих изделий (чайники, чашки, пиалы, вазы); налажено массовое производство посуды, покрытой глазурью зеленого цвета, которая была разработана специалистами Института. Традиционной является также и посуда, покрытая глазурью коричневого цвета, отличающаяся особым национальным колоритом.
В стране развертывается производство и фарфоровой посуды, являющейся неотъемлемым атрибутом быта во многих странах Дальнего Востока. В провинции Хайхынг началось строительство крупного современного фарфорового завода. [111] Группа выпускников Высшего художественного училища была направлена на учебу в Китай на крупнейшие предприятия, выпускающие фарфоровую посуду, для ознакомления с технологией производства фарфора, изучения традиционного рисунка и т. д. Многие из них стали теперь ведущими специалистами отечественного фарфорового производства.
Строительство фарфорового завода явилось своевременным и нужным делом. Впервые в нашей стране возникло такое мощное предприятие, оснащенное новейшим оборудованием; оно является одним из крупнейших в Юго-Восточной Азии. Открытые недавно богатые залежи белой глины позволяют нам оптимистически оценивать наши производственные возможности.
После реорганизации и кооперирования производства начинают вновь работать керамические предприятия в Монг-кае. По примеру заводов Батчанга здесь изыскивают дополнительные ресурсы для преодоления трудностей в снабжении сырьем.
Недавно в Ханое Институт художественной промышленности совместно с фарфоровыми заводами Батчанга и Хай-зыонга организовал выставку фарфоровой и керамической посуды, которая продемонстрировала возросший уровень качества изделий и познакомила с перспективами этого производства в нашей стране.
ВЫШИВКА, ПЛЕТЕНИЕ
Были времена в истории нашей страны, когда такие народные промыслы, как вышивка, ковроткачество, плетение корзинок и т. д., развивались особенно бурно. Следует всячески поощрять производство этих изделий, имеющих большой спрос не только внутри страны, но и за рубежом.
Заслуженной славой за пределами Вьетнама издавна пользуется художественная вышивка, в том числе многоцветная, украшающая различные покрывала, занавеси, одежду и т. д. Национальные меньшинства, проживающие в горных районах северной части Вьетнама, занимаются домашним ткачеством. Красивые и прочные домотканые материи высоко ценятся знатоками, они отличаются богатством красок, разнообразием и изяществом рисунка. Сегодня ткачество изучается в художественных школах и промышленных училищах.
Искусство плетения из бамбука, тростника и камыша является наиболее распространенным видом народного художественного ремесла во Вьетнаме. Из бамбука делают веера, корзины, вазы для цветов, мебель; из тростника плетут корзинки, сумки, циновки и т. д. Многие эти изделия пользуются большим спросом за рубежом.
Благодаря неустанной заботе партии и правительства народные промыслы во Вьетнаме успешно развиваются, способствуют повышению жизненного уровня населения и популяризируют традиционное народное творчество во многих странах мира.
ВЬЕТНАМСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА ЮГЕ СТРАНЫ И ЗА РУБЕЖОМ
Искусство — это цветок, в котором сконцентрированы духовные богатства нации. Он расцветает на земле, родившей его, а вдали от родных мест он вянет и становится похожим на засушенный экспонат гербария. Именно в такой ситуации находилось вьетнамское искусство во временно оккупированных районах Юга. Произведение получает международное признание, когда оно обладает ярким национальным своеобразием, неповторимостью [112] и оригинальностью. Именно такими являются картины «го-хуа» китайского художника Ци Байши, фрески мексиканца Сикейроса, японские гравюры Хокусаи и Хиросигэ. Люди смотрят на картины и пытаются понять душу народа, создавшего их. Поэтому, когда какой-нибудь художник надолго покидает свою родину или вынужден в течение многих лет жить в оккупированном врагом районе, его произведения, как бы ни была высока их техническая сторона, будут лишены глубокого национального содержания, стандартны и похожи на множество таких же картин.
Во времена французской колонизации некоторые деятели вьетнамского изобразительного искусства по тем или иным причинам переселились в Париж и работали там. Их профессия позволяла им жить безбедно, но с годами их искусство, казавшееся многим на Западе необычным и неповторимым, постепенно утратило национальный колорит — точно так же увядает сорванный цветок. Мы уже не говорим о художниках, которые получили образование за границей и остались там жить. Их искусство, как искусство десятков тысяч других парижских художников, не принадлежит никакой стране, никакому народу, оно превратилось в обычный товар.
Почти в такой же ситуации находились деятели изобразительного искусства, живущие во временно оккупированных районах на Юге страны. Хотя они жили на вьетнамской земле, но она находилась под гнетом империалистов и их приспешников, и им нелегко было создавать произведения, национальные по содержанию. Американские империалисты пытались подкупить южновьетнамских деятелей искусства и заставить их служить своим замыслам, как они делают это в других странах мира. В условиях жестокого подавления свободы многим художникам нелегко было сохранить преданность Родине и народу. Для многих абитуриентов художественных школ американский доллар стал чем-то вроде созвездия Большой медведицы для древних мореплавателей. Как сообщала сайгонская газета «Бать Кхоа» (1962), один южновьетнамский юноша спрашивал у директора художественной школы: «Сколько времени потребуется, чтобы научиться писать картины, которые можно было бы успешно продавать?»
Профессор сайгонской Школы изобразительных искусств так высказывался относительно модернистского искусства: «Многочисленные выставки создают серьезную опасность для живописи... Они не демонстрируют кропотливый труд над произведениями, они превратились в сорное дерево в густом саду искусства...» И еще одно высказывание: «Сохранить национальный дух так же трудно, как помешать ветру погасить огонь лампы».
Но были южновьетнамские художники, правдиво отражающие действительность в своем творчестве; это участники боевых сражений, шедшие по верному пути, который указал Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама. Свои произведения им приходилось создавать в нелегких условиях под градом бомб и снарядов врага, они пользовались самодельными красками и другими подручными средствами. Чтобы запечатлеть героическую действительность охваченного войной Юга, они были на полях сражений, участвовали в военных операциях в Кхешане, Куангнаме, Кути, Бенче и т. д. Сколько картин, обогативших наше боевое искусство, обагрено кровью их создателей!
В огне боевых сражений проходило становление живописи партизанского Юга. В 1965 году впервые на Север были присланы агитплакаты южновьетнамских [113] художников-патриотов, а в 1968 году они прислали уже около 2000 произведений различных жанров. Это был большой шаг вперед — и всего за три года! Среди присланных произведений — агитплакаты, сатирические рисунки, зарисовки, эскизы, гравюры, литографии, картины, выполненные маслом, акварели, фотографии скульптур. Их творческий успех был бы невозможен без горячей любви к Родине, без страстного стремления к свободе и независимости. Бесконечно дорогими для вьетнамского изобразительного искусства являются произведения Хюинь Фыонг Донга, Ле Лама, Тхай Ха, Хонг Хая, Лонг Тяу, Нгуен Ван Киня, Чанг Фыонга, Хонг Тинь Хиена и др. В них — жизненная сила и боевой дух сражавшегося и победившего народа. [114]
[1] Отчетный доклад II Съезду деятелей литературы и искусства(1957).
[2] Выступление на
открытии Выставки изобразительного
искусства Социалистических стран в
Москве в