ГЛАВА VIII

ПЕРИОД ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ УСТАНОВЛЕНИЯ МИРА НА СЕВЕРЕ ДО КОНЦА 60-х ГОДОВ

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ СЕВЕРНОГО ВЬЕТНАМА

 

Большим вдохновляющим смыслом для деятелей литературы и искусства, как и для всего вьетнамского народа, были наполнены два события; победа под Дьенбьенфу* и Женевские соглашения. Во Вьетнаме был восстановлен мир. В жизни нашего народа начался слав­ный и нелегкий период строительства социализма на Севере страны и борьбы за воссоединение Родины. Немало новых трудностей и испытаний предстояло пре­одолеть деятелям литературы и искус­ства. В годы войны Сопротивления у них была одна общая задача — сра­жаться с врагом, и этой борьбе была под­чинена жизнь всего нашего народа. С восстановлением мира обстановка в стране изменилась. Когда деятели лите­ратуры и искусства вернулись в Ханой, их встретила действительность, полная новых, не менее сложных, чем прежде, проблем.

Во время войны Сопротивления ху­дожники хорошо знали, для кого создают они свои произведения, кто смо­трит их картины. Автор и зритель пони­мали друг друга, они были единомыш­ленниками, поэтому у художника не было сомнений в назначении его труда. Вернувшись в столицу и приступив к строительству нового общества, худож­ники увидели, какое множество разнооб­разных тем рождала жизнь. Изменились и зрители, в их числе был уже не только «родной и близкий народ» военных зон, а многие другие люди, представляющие разные общественные слои большого города. Новизна обстановки и сложность творческих проблем вызвали некоторую растерянность в среде художников.

В целом условия для творческой деятельности у них были весьма благо­приятные. Работы было много, и худож­ники с радостью отдавали ей все свои силы. Благодаря заботе Коммунистиче­ской партии, указавшей, что верный путь в творческой деятельности — служение народу, они смогли избежать многих серьезных ошибок. Важным фактором их успешной деятельности стали также и материальные условия, мирная обстанов­ка открывала простор для творческих поисков.

Сразу же после освобождения Ханоя Ассоциация деятелей литературы и ис­кусства организовала Национальную ху­дожественную выставку (1954), которая стала для деятелей изобразительного ис­кусства своеобразным подведением ито­гов труда за годы войны Сопротивления против французских колонизаторов. По­сле победы Августовской революции 1945 года это была первая столь пред­ставительная художественная выставка. На ней экспонировались работы, пока­занные прежде на художественной вы­ставке во Вьетбаке, а также работы художников из 5-й Объединенной зоны, Намбо, созданные в годы войны Сопро­тивления. Условия военного времени ограничивали возможности художников, но тем не менее их произведения отличались [103] тематическим богатством и жанро­вым разнообразием. Рисунки То Нгок Вана, сделанные в период военной опера­ции под Дьенбьенфу, стали ценными историческими и художественными доку­ментами о героической борьбе народа. Большой интерес вызвали также и работы художников Нгуен Шанга «Враги сожгли мою деревню» (масло), Нгуен Хиема «Бой под Тамву» и других.

Художественная выставка 1955 года ознаменовала новые успехи вьетнамско­го изобразительного искусства, проде­монстрировала новые направления в жи­вописи и скульптуре. Первый год долго­жданного мира принес в наше искусство новые чувства, новые мысли, новые образы людей, активно участвующих в созидательном труде, в строительстве но­вой счастливой жизни.

На выставке было представлено много картин, выполненных лаком, маслом, во­дяными красками на шелке, а среди ее посетителей были гости из братских социалистических стран.

Скульптура была представлена менее широко, чем живопись, но некоторые произведения вызвали большой интерес. Например, скульптурная композиция Фам Суан Тхи «Горсть земли Юга». Автор запечатлел южновьетнамского бойца, отправляющегося на Север страны для перегруппировки*, которо­му мать на прощанье дает горсть родной земли, чтобы он всегда помнил о люби­мом крае и самоотверженно боролся за воссоединение Родины. Маленькая де­вочка, прижавшаяся к бойцу, символизи­рует тесные узы армии и народа.

Картина Фан Ке Ана «Воспоминания об одном вечере в Тэйбаке» (лак) позво­лила продемонстрировать необычность и красочность сочетания золотого и зеле­ного цветов, придавших картине особую реалистичность.

Художник Чан Ван Кан, представивший на выставке свою картину «Сель­ская кузница в годы войны Сопротивле­ния» (шелк), воссоздал яркую световую гамму, сохранив при этом нежность шел­кового фона.

 

БОРЬБА ПРОТИВ РЕАКЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

В целом работы, представленные на двух художественных выставках (1954, 1955), продемонстрировали горячий па­триотизм и революционный пафос на­шего народа в борьбе против иноземных захватчиков, в деле строительства нового общества. Но тем не менее были и ошиб­ки, которые обсуждались на II Всевьет-намском съезде деятелей литературы и искусства: «Главным недостатком явля­ется ошибочная концепция реализма. На первом этапе тенденция «популяризовать политику» привела к тому, что произве­дениям недоставало глубины, жизненно­сти, их авторы впадали порой в схема­тизм. Родилось ошибочное мнение, будто бы пейзажи, портреты, натюрморты не являются социальной действительно­стью, а сюжет произведений должен отражать политические установки. По­этому окружающая действительность представала в некоторых произведениях весьма односторонне; отсутствовало творческое отображение реальной жиз­ни, замечательных людей, прекрасной страны. Ошибочные представления о со­циалистическом реализме породили нату­ралистический подход к творчеству среди некоторых художников, считавших, что отображение окружающей действитель­ности — это фотографирование; для них характерно отсутствие обобщений творческой мысли, неумение использо­вать изобразительные средства. На кар­тинах таких художников люди нередко [104] изображались с накрашенными губами и нарумяненными щеками, словно перед выходом на сцену; они всегда были одеты в новую одежду — показывалось только «движение вперед». В этой кон­цепции «массовизма» — следования за ошибочными вкусами масс — отсутству­ет такой фактор, как эстетическое воспи­тание масс. Помимо ошибочных пред­ставлений о социалистическом реализме, есть еще примеры слепого преклонения перед западноевропейским искусством, когда создаются произведения, копиру­ющие западноевропейскую живопись. Все это свидетельствует об отсутствии творческого начала, индивидуального вкуса, национального колорита. Мы не закрываем двери перед техническими приемами западноевропейского искус­ства, особенно перед парижской школой. Главное для нас — создание вьетнам­ского национального искусства, и это должно стать нашим девизом во взаимо­отношениях между вьетнамским и миро­вым изобразительным искусством...»[1].

В связи с ошибками, выявленными в ходе проведения земельной реформы, участники реакционной группировки «Нян-ван зяй-фам» («Гуманизм и шедев­ры») пытались гиперболизировать, раздуть вышеназванные недостатки в ис­кусстве. Они считали, что путь социали­стического реализма, путь служения на­роду неинтересен, а человек — это «ги­гант без сердца»; требовали отделить искусство от политики, критиковали ре­алистическое отображение действитель­ности, называя это «натурализмом», «фотографированием». «Борьба против натурализма» в действительности стала лишь вывеской, которая прикрывала их враждебную деятельность, направленную на отрыв масс от искусства и рево­люционной борьбы.

Деятели литературы и искусства Вьет­нама повели решительную борьбу против этой реакционной группировки, главари которой были разоблачены как лакеи империалистов, пытавшихся осуще­ствить свои преступные планы в Север­ном Вьетнаме. Победа, увенчавшая эту нелегкую борьбу, вдохновляла наших ху­дожников на новое освоение прекрасной действительности, правдивое отображе­ние жизни народа, строящего новое общество.

Продолжались творческие поиски в живописи (лак, шелк), обогатившие наше изобразительное искусство. Резуль­таты этих поисков были наглядно проде­монстрированы на Всевьетнамской худо­жественной выставке 1958 года и на Выставке изобразительного искусства социалистических стран в Москве (1958).

 

ВЫСТАВКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН В МОСКВЕ

 

Каждая художественная выставка ста­новилась важной вехой в развитии нашего изобразительного искусства. На­циональная выставка 1958 года была первой выставкой, которую проводил со­зданный в 1957 году Союз художников Вьетнама. На ней было представлено около 600 работ 250 вьетнамских худож­ников и скульпторов, запечатлевших жизнь нашего общества в первые после­военные годы. Главной темой произве­дений была героическая борьба против иноземных захватчиков и строительство нового общества. Выставка продемон­стрировала возросший профессиональ­ный уровень наших художников и скуль­пторов, творческие поиски которых стали залогом новых успехов нашего изобразительного искусства.

Большой интерес вызвали картины, [105] выполненные в технике лаковой живопи­си: «Подача воды на поля» (Чан Ван Кан), «Бригада трудовой взаимопомо­щи» (Хоанг Тить Тю), «Пейзаж Тэйнгуена» (Нгуен Ван Ти), «Рассвет в поле» (Нгуен Дык Нунг), «Ткачество» (Нгуен Дык Нунг), «Ночной поход» (Нгуен Хием), «Через знакомое село» (Ле Куок Лок), «Село Виньмок» (Хюинь Ван Тху-ан). Представленные на выставке работы выявили богатые художественно-изобра­зительные возможности лаковой живо­писи.

Декоративный характер лаковой живо­писи особенно ярко проявился в работах Нгуен Ван Ти «Пейзаж Тэйнгуена» (сверкающая зелень листьев хлебного дерева, золотистый бамбук на фоне багрового неба) и Хоанг Тить Тю «Бри­гада трудовой взаимопомощи» (бледно-голубая и серая дымка гор); пожалуй, никакими другими средствами, кроме лака, нельзя было создать такие запоми­нающиеся образы.

Торжественно и романтично показыва­ет художник Нгуен Дык Нунг начало трудового дня в картине «Рассвет в поле». На фоне безграничного гори­зонта изображена крепкая сильная фи­гура крестьянина.

Успешными поисками в области цвета и изобразительных средств отмечено творчество вьетнамских художников, ра­ботающих в технике лаковой живописи. Прошло немало времени, прежде чем они вышли за пределы трех цветов лака (красного, черного и темно-коричнево­го) и стали использовать богатую цвето­вую палитру.

Интерес у посетителей Национальной выставки вызвали и картины, выполнен­ные на шелке. Творчески развивая тра­диции национального искусства, наши молодые художники добились особой ре­алистичности и выразительности картин на шелке. В этой связи заслуживают внимания работы художников Чан Донг Лыонга «Герой Труда доктор Фам Нгок Тхать», Нгуен Чонг Киема «В родном доме», Нгуен Битя «Перевал» и других.

Масляная живопись не является тради­ционной для нашей страны, тем не менее произведения вьетнамских художников, выполненные в этой технике, отличаются особым национальным колоритом, это отмечали и наши коллеги из братских социалистических стран.

В соответствии с договорами о куль­турном сотрудничестве с социалистиче­скими странами вьетнамские художники представили свои работы на Выставке изобразительного искусства социалисти­ческих стран в Москве, для которой были отобраны произведения, уже выставляв­шиеся ранее на национальных художе­ственных выставках. Впервые независи­мый Вьетнам официально участвовал в столь значительном международном смо­тре изобразительного искусства, на кото­ром работы вьетнамских художников экспонировались наряду с работами из других социалистических стран. Подоб­ное сравнение помогло более правильно оценить уровень нашего изобразитель­ного искусства, наполнило вьетнамских художников верой в собственные силы. Многие произведения вьетнамского изо­бразительного искусства, особенно лако­вая живопись, получили высокую оценку художников братских стран. На состояв­шемся после Выставки творческом сим­позиуме деятели литературы и искусства обменялись мнениями о задачах развития изобразительного искусства в социали­стических странах. С большим интере­сом участники симпозиума говорили об изобразительном искусстве нашей моло­дой республики. Представители Совет­ского Союза, Болгарии, Монголии, Поль­ши подробно проанализировали рабо­ты вьетнамских художников, отметив их яркий и самобытный стиль, особое изящество [106] изобразительных средств. В сво­ем выступлении художник Б. В. Иогансон сказал: «Каким богатым и неожидан­ным явилось пред нами вьетнамское искусство! Картины повседневной жизни наполнены особым смыслом: это трудо­вая и мирная жизнь, завоеванная в дол­гой и тяжелой борьбе. Многочисленные современные сюжеты органично связа­ны с национальной формой лаковой живописи, в легкости и мягкости рисунка которой ярко проявилось худо­жественное своеобразие вьетнамской живописи, ее отличие от европейской. Удивительно светлыми, чуть приглу­шенными тонами привлекает масляная живопись вьетнамских художников... Содержание новой жизни обогатило возможности художественных традиций Вьетнама»[2].

Результаты выставки помогли нам увидеть, что путь, намеченный партией, был выбран правильно. Критика с осо­бой похвалой отзывалась о реалистиче­ском содержании и национальном коло­рите полотен наших художников, пред­ставленных на выставке.

Выставка изобразительного искусства социалистических стран не только по­могла нашим друзьям лучше понять искусство Вьетнама, но была очень по­лезна для нас самих — это был взгляд на свое искусство как бы со стороны, в срав­нении с другими странами. Теперь нам яснее были видны и наши достижения, и наши недостатки. Среди достоинств — реалистичность содержания, интересная тематика и национальный характер; не­достатком было невысокое качество скульптурных произведений, слабость и невыразительность рисунка в ряде кар­тин. После Москвы работы вьетнамских художников и скульпторов демонстриро­вались во многих европейских странах, встречая повсюду теплый прием.

 

АРХИТЕКТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

 

Мир на Севере Вьетнама был восста­новлен, страна залечивала раны войны и уверенно строила социалистическое об­щество. Новая обстановка поставила пе­ред архитекторами и строителями весьма сложные задачи: в стране, прошедшей суровые годы войны Сопротивления и подвергшейся тяжелым разрушениям, нужно было многое восстанавливать и строить заново — предстояла работа ги­гантских масштабов. Художник, созда­вая картину, опирается на свое вообра­жение и использует бумагу (или холст) и краски. Архитектору же только для того, чтобы создать проект какого-либо соору­жения, одного творческого воображения явно недостаточно; он обязательно дол­жен учитывать общественную обстанов­ку в стране, уровень развития экономики и техники и множество необходимых в строительстве параметров (погодно-климатические условия, геологическую структуру почвы и т. д.), без учета кото­рых работа архитектора обречена на неудачу. Восстановление и развитие на­циональной экономики, культуры отно­сятся к числу самых актуальных задач общества. Необходимо было восстано­вить разрушенные войной города, по­строить школы, промышленные пред­приятия, больницы, жилые дома, театры, клубы, дома отдыха — все это нужно было трудовому народу, пережившему множество трудностей и лишений в усло­виях феодального ига и гнета колониза­торов.

Нелегко было найти в достаточном количестве необходимые стройматериалы [107] в отсталой сельскохозяйственной стране, трудно было и с квалифициро­ванной рабочей силой, с перебоями рабо­тали средства транспорта и коммуника­ции; архитекторам и строителям предсто­яла поистине гигантская работа, с кото­рой им еще никогда не приходилось стал­киваться. Только с большим напряже­нием сил, преодолевая трудности, можно было выполнить эту нелегкую задачу за относительно короткий период време­ни 1954—1965 годы.

Архитектура охватывает многие сто­роны жизни общества, но мы остано­вимся лишь на некоторых проблемах, касающихся архитектуры как вида искус­ства.

Сегодня вьетнамская архитектура при­обрела четкое социалистическое содер­жание. Теперь нельзя увидеть строящи­еся роскошные виллы, а вблизи от них — невзрачные, убогие жилища тру­дового народа. Все это ушло в прошлое. Основные объекты строительства в на­шей молодой республике — школы, больницы, промышленные предприятия, жилые дома, то есть сооружения для всенародного пользования. Коренным образом изменились пригороды Ханоя; печально известные прежде болотистые районы Ванхо, Вантьыонг, Кимлиен, ко­торые нередко были очагами различных эпидемий, превратились сейчас в пре­красные парки и сады, украсились новыми жилыми комплексами, обще­ственными и научными учреждениями, здесь построены: Институт ирригации и энергетики, Политехнический институт, Партийная школа имени Нгуен Ай Куока, Музыкальное училище, Мини­стерство тяжелой промышленности, та­бачная фабрика «Тханглонг», завод по переработке каучука, здание Госплана, новые жилые микрорайоны Кимлиен и Зянгво и т. д. Это не считая многих сотен промышленных предприятий и коммунальных сооружений, появившихся повсюду в стране за короткое время.

Значительным успехом национальной архитектуры следует считать построен­ные в столице страны здания Института ирригации и энергетики, Музыкального училища, Министерства тяжелой про­мышленности, Госплана республики, ад­министративные здания в районе Ванхо и т. д. Эти сооружения отличаются четко­стью линий, пропорциональностью архи­тектурных форм, изящным декором; их создатели стремились последовательно претворять в жизнь девиз «удобно в использовании, дешево, эстетично», они относятся к числу первых достижений нашей архитектуры. Но, к сожалению, у нас есть еще и недостатки.

Как отмечалось выше, в условиях колониального строя многие вьетнам­ские архитекторы не могли получить работу по специальности, а тем, кому это удавалось, приходилось заниматься лишь проектами частных вилл, и очень-очень редко — проектами больших обществен­ных сооружений. Как и в любой профес­сии, в архитектуре без практического опыта нет роста профессионального ма­стерства. В годы войны Сопротивления против французских колонизаторов соо­ружения носили временный характер; как правило, в качестве строительных материалов использовались бамбук и арундинария. Поэтому архитекторы не могли накопить опыта работы с совре­менными строительными материалами и техникой. С наступлением мира нужно было строить много объектов, необходи­мых молодой независимой стране; глав­ным девизом для нас стали быстрота и дешевизна, при этом мы нередко забы­вали о таком важном факторе, как эсте­тика строительства. Создавая новое об­щество, мы не могли говорить, что цель архитектуры только в том, чтобы защи­тить от палящего зноя и проливного [108] дождя; нужно было воплотить в архитек­туре все прекрасные черты социалистиче­ского строя. Кроме того, наша страна, находившаяся еще недавно под гнетом феодалов и колонизаторов, вынужденная отстаивать свою свободу и независи­мость в суровой войне Сопротивления, очень бедна, поэтому строить нужно хорошо и красиво, чтобы потом не пере­делывать еще раз.

Красота архитектурных сооружений заключается не только в правильности линий и форм, она еще во многом зави­сит от гармонического сочетания с окру­жающей природой. Совсем не обяза­тельно сооружать такие грандиозные парки и дворцы, как в Версале; красоту можно найти и в простом. В новых жилых микрорайонах между зданиями нужно создавать небольшие сады, цвет­ники, скверы, в которых могли бы отды­хать трудящиеся после трудового дня, тем более что уже имеются примеры таких «зеленых островков здоровья», ставших неотъемлемой частью многих архитектурных сооружений.

Один архитектор из братской страны высказал такую интересную мысль: «Уже многие столетия люди носят одеж­ду, но при этом мы придаем большое вни­мание цвету, качеству материала, фасону. Если путать такие понятия, как практич­ность и эстетичность, считая, что главный критерий красоты — практичность, то машина будет самой красивой вещью... Невнимание к внешней красоте и абсо­лютизирование практических свойств приведет только к утилитаризму в вопро­сах архитектуры...»

Ряд сооружений последних лет свиде­тельствует о том, что проблеме эстетики уделяется большое внимание, хотя к создателям некоторых крупных сооруже­ний в центре Ханоя (например, к авторам архитектурного комплекса Бадинь) мож­но предъявить серьезные упреки за неудовлетворительное композиционное решение.

Застройка Ханоя, как и многих старых городов, велась не по единому плану — и это серьезный недостаток. Но сейчас в местах новостроек мы можем полностью следовать принципам социалистического строительства. Наличие единого плана позволяет эстетично расположить стро­ящиеся здания, подобно тому как гармо­нично сочетаются звуки музыкального аккорда. Каждое здание — это часть общей картины, красота и единство кото­рой зависят от органичности сочетания составляющих ее деталей. Когда же зда­ния строятся без учета общего плана (как, например, микрорайон Тхайха), то весь район застройки теряет гармонич­ность и привлекательность.

В каждом новом деле возможны недо­статки. Вьетнамские архитекторы сдела­ли правильные выводы из ошибок, допу­щенных в строительстве отдельных зда­ний и жилых массивов, они серьезно изу­чают опыт своих коллег в братских социалистических странах, большое вни­мание уделяют эстетическим законам в архитектуре, что, несомненно, послужит залогом их будущих успехов.

 

АРХИТЕКТУРА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕРЕВНИ

 

Сельская архитектура не менялась сто­летиями: величественные храмы, крытые черепицей, дома чиновников и помещи­ков, бамбуковые хибарки крестьянской бедноты с земляными стенками, огоро­женные высокой бамбуковой изгородью. Немыми свидетелями далеких феодаль­ных времен во многих селах Северного Вьетнама стали ворота деревенской ограды, защищавшей от нападения вра­гов.

Французская колонизация подорвала силу и авторитет феодальных законов. [109] Зарождавшаяся городская буржуазия, нажившая большие капиталы на эксплу­атации своего народа, строила роскош­ные виллы; не хотели от них отставать и деревенские помещики, которые стали «воздвигать двухэтажные европейские дома», стремясь еще более возвысить себя в глазах простого народа. Такая ситуация царила в деревне вплоть до вос­становления мира на севере страны. Лицо вьетнамской деревни стало рази­тельно меняться после проведения аграр­ной реформы и начала кооперирования сельского хозяйства. Новая жизнь требо­вала новой архитектуры. Нужно было строить здания правлений кооперативов, государственные магазины, школы, клу­бы, медпункты, зернохранилища и т. д. Благодаря аграрной реформе и коопери­рованию сельского хозяйства уровень жизни крестьян значительно возрос, стали строить красивые дома с кирпич­ными стенами и черепичной крышей. Вьетнамская деревня преобразилась: по­всюду на фоне зеленой бамбуковой изго­роди вырастали новые дома крестьян, заживших счастливо и зажиточно при народной власти.

Став подлинными хозяевами страны, крестьяне стали большое внимание уде­лять эстетической стороне своей жизни. Во многих общинах были созданы свое­образные «культурные центры» — административные здания, окруженные цветниками и небольшими скверами. Ар­хитектура новых общественных зданий в деревне довольно проста, обычно они украшены различными декоративными элементами национального зодчества. Вряд ли можно говорить о каких-то осо­бых успехах в области сельской архитек­туры, самым большим достижением яв­ляется то, что канули в прошлое мрачные и убогие хижины крестьян, а на их месте появились просторные и красивые дома.

Искусство архитектора проявляется не только в точности геометрических про­порций и технических расчетов, но также и в умении композиционно правильно расположить строящееся здание (объект) среди ландшафта в сочетании с храмами, динем, вековыми деревьями и т. д. Не все сейчас верят в «небесные силы», но старинные храмовые сооружения, воз­двигнутые народом в глубоком про­шлом, являющиеся ценными памятника­ми национального искусства, мы обя­заны сохранить. В плоть и кровь каждого вьетнамца вошли образы древ­них памятников национального зодче­ства, вековых деревьев, раскидистая крона которых дарит волшебную про­хладу, они стали своеобразными симво­лами красоты родного края. Поэтому уничтожение памятников старины или отрицательное к ним отношение вызы­вает справедливое чувство возмущения народных масс. К сожалению, в некото­рых местах без особой на то необходимо­сти уничтожаются вековые деревья, став­шие достопримечательностью деревни, чтобы перед храмом или динем построить здание правления кооператива или ка­кое-нибудь другое общественное соору­жение. Вызывает удивление и тот факт, что до сих пор еще есть люди, которые считают памятники древней архитектуры пережитками феодальных времен, подле­жащими уничтожению. С каждым годом строится все больше и больше школ, мед­пунктов, зернохранилищ и т. д., все это является достижением нашего социали­стического строя, но нельзя мириться с тем, что при созидании нового уничтожа­ется культурное наследие народа, причи­няется ущерб красоте родного края.

Кооперирование сельского хозяйства позволило быстро развивать экономику, постоянно повышать жизненный уровень крестьян. Растут и требования, предъяв­ляемые к сельской архитектуре. Из-за нехватки специалистов строительство зачастую [110] ведется произвольно, без учета эстетических факторов. Новый быт кре­стьян и новый способ производства ста­вят перед нашими архитекторами важ­ные задачи, решение которых позволит сделать наши деревни еще краше и бо­гаче.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

Испокон веков славятся изделия вьет­намских народных умельцев и ремеслен­ников. Как свидетельствуют летописи, во времена северной зависимости наместни­ки китайских императоров собирали во Вьетнаме в большом количестве изделия из шелка, чтобы потом преподнести их в качестве подарка правителю Китая — прославленной «шелковой державы» мира.

В первые сто лет правления династии Поздних Ле (1427—1527) большой из­вестностью за границей пользовались фаянсовые изделия из Батчанга. Вьет­намские ремесленники тогда еще не занимались инкрустацией перламутром, но позднее жители западных стран все­гда отмечали тонкость работы и высокое мастерство вьетнамских изделий. Первые французские колонизаторы были тоже восхищены работами наших народных умельцев.

В период господства колонизаторов вьетнамские ремесленники не выдержи­вали конкуренции, снизился уровень их мастерства и качество изделий. После освобождения Северного Вьетнама Ком­мунистическая партия и правительство стали проявлять большую заботу о раз­витии народных промыслов в стране. Кончился период жалкого прозябания Школы прикладного искусства, связан­ный с годами временной оккупации. Туда были направлены опытные пре­подаватели, специалисты, перед которы­ми была поставлена задача: провести реорганизацию преподавания, подгото­вить опытных мастеров, способных вер­нуть былую славу народным промыслам Вьетнама (изделия из лака, керамика, многоцветная вышивка и т. д.), и нала­дить производство этих имеющих боль­шие экспортные возможности товаров.

 

КЕРАМИКА

 

Самым известным центром керамиче­ского производства является Батчанг. В годы французской колонизации про­изводство керамических изделий искус­ственно тормозилось, что привело к сни­жению качества изделий. В соответствии с директивами плана восстановления экономики и развития культуры были созданы благоприятные условия для вос­становления и налаживания керамиче­ского производства в Батчанге, предпри­ятия которого работают на отечествен­ном сырье. Хорошие практические ре­зультаты принесло сотрудничество с Ин­ститутом художественной промышленно­сти. Фаянсовые изделия из Батчанга отличаются красотой обработки, они де­шевы и пользуются большим спросом у населения.

Благодаря усилиям Института художе­ственной промышленности повысилось качество внешнего оформления многих изделий (чайники, чашки, пиалы, вазы); налажено массовое производство посу­ды, покрытой глазурью зеленого цвета, которая была разработана специалиста­ми Института. Традиционной является также и посуда, покрытая глазурью коричневого цвета, отличающаяся осо­бым национальным колоритом.

В стране развертывается производство и фарфоровой посуды, являющейся не­отъемлемым атрибутом быта во многих странах Дальнего Востока. В провинции Хайхынг началось строительство круп­ного современного фарфорового завода. [111] Группа выпускников Высшего художе­ственного училища была направлена на учебу в Китай на крупнейшие предпри­ятия, выпускающие фарфоровую посуду, для ознакомления с технологией произ­водства фарфора, изучения традиционно­го рисунка и т. д. Многие из них стали теперь ведущими специалистами отече­ственного фарфорового производства.

Строительство фарфорового завода явилось своевременным и нужным де­лом. Впервые в нашей стране возникло такое мощное предприятие, оснащенное новейшим оборудованием; оно является одним из крупнейших в Юго-Восточной Азии. Открытые недавно богатые за­лежи белой глины позволяют нам опти­мистически оценивать наши производ­ственные возможности.

После реорганизации и кооперирова­ния производства начинают вновь рабо­тать керамические предприятия в Монг-кае. По примеру заводов Батчанга здесь изыскивают дополнительные ресурсы для преодоления трудностей в снабжении сырьем.

Недавно в Ханое Институт художе­ственной промышленности совместно с фарфоровыми заводами Батчанга и Хай-зыонга организовал выставку фарфоро­вой и керамической посуды, которая про­демонстрировала возросший уровень качества изделий и познакомила с пер­спективами этого производства в нашей стране.

 

ВЫШИВКА, ПЛЕТЕНИЕ

 

Были времена в истории нашей стра­ны, когда такие народные промыслы, как вышивка, ковроткачество, плетение корзинок и т. д., развивались особенно бурно. Следует всячески поощрять про­изводство этих изделий, имеющих боль­шой спрос не только внутри страны, но и за рубежом.

Заслуженной славой за пределами Вьетнама издавна пользуется художе­ственная вышивка, в том числе много­цветная, украшающая различные покры­вала, занавеси, одежду и т. д. Нацио­нальные меньшинства, проживающие в горных районах северной части Вьет­нама, занимаются домашним ткачеством. Красивые и прочные домотканые мате­рии высоко ценятся знатоками, они отли­чаются богатством красок, разнообрази­ем и изяществом рисунка. Сегодня ткаче­ство изучается в художественных школах и промышленных училищах.

Искусство плетения из бамбука, трост­ника и камыша является наиболее рас­пространенным видом народного худо­жественного ремесла во Вьетнаме. Из бамбука делают веера, корзины, вазы для цветов, мебель; из тростника плетут корзинки, сумки, циновки и т. д. Многие эти изделия пользуются большим спро­сом за рубежом.

Благодаря неустанной заботе партии и правительства народные промыслы во Вьетнаме успешно развиваются, способ­ствуют повышению жизненного уровня населения и популяризируют традицион­ное народное творчество во многих стра­нах мира.

 

ВЬЕТНАМСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО НА ЮГЕ СТРАНЫ И ЗА РУБЕЖОМ

 

Искусство — это цветок, в котором сконцентрированы духовные богатства нации. Он расцветает на земле, родившей его, а вдали от родных мест он вянет и становится похожим на засушенный экспонат гербария. Именно в такой ситу­ации находилось вьетнамское искусство во временно оккупированных районах Юга. Произведение получает междуна­родное признание, когда оно обладает ярким национальным своеобразием, неповторимостью [112] и оригинальностью. Именно такими являются картины «го-хуа» китайского художника Ци Байши, фрески мексиканца Сикейроса, японские гравюры Хокусаи и Хиросигэ. Люди смотрят на картины и пытаются понять душу народа, создавшего их. Поэтому, когда какой-нибудь художник надолго покидает свою родину или вынужден в течение многих лет жить в оккупирован­ном врагом районе, его произведения, как бы ни была высока их техническая сторона, будут лишены глубокого на­ционального содержания, стандартны и похожи на множество таких же картин.

Во времена французской колонизации некоторые деятели вьетнамского изобра­зительного искусства по тем или иным причинам переселились в Париж и рабо­тали там. Их профессия позволяла им жить безбедно, но с годами их искусство, казавшееся многим на Западе необыч­ным и неповторимым, постепенно утра­тило национальный колорит — точно так же увядает сорванный цветок. Мы уже не говорим о художниках, которые получили образование за границей и остались там жить. Их искусство, как искусство десятков тысяч других париж­ских художников, не принадлежит ника­кой стране, никакому народу, оно пре­вратилось в обычный товар.

Почти в такой же ситуации находились деятели изобразительного искусства, жи­вущие во временно оккупированных рай­онах на Юге страны. Хотя они жили на вьетнамской земле, но она находилась под гнетом империалистов и их приспеш­ников, и им нелегко было создавать про­изведения, национальные по содержа­нию. Американские империалисты пыта­лись подкупить южновьетнамских деяте­лей искусства и заставить их служить своим замыслам, как они делают это в других странах мира. В условиях жесто­кого подавления свободы многим художникам нелегко было сохранить предан­ность Родине и народу. Для многих аби­туриентов художественных школ амери­канский доллар стал чем-то вроде созвез­дия Большой медведицы для древних мореплавателей. Как сообщала сайгонская газета «Бать Кхоа» (1962), один южновьетнамский юноша спрашивал у директора художественной школы: «Сколько времени потребуется, чтобы научиться писать картины, которые можно было бы успешно продавать?»

Профессор сайгонской Школы изо­бразительных искусств так высказывал­ся относительно модернистского искус­ства: «Многочисленные выставки созда­ют серьезную опасность для живописи... Они не демонстрируют кропотливый труд над произведениями, они преврати­лись в сорное дерево в густом саду искус­ства...» И еще одно высказывание: «Со­хранить национальный дух так же труд­но, как помешать ветру погасить огонь лампы».

Но были южновьетнамские художни­ки, правдиво отражающие действитель­ность в своем творчестве; это участники боевых сражений, шедшие по верному пути, который указал Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама. Свои произведения им приходилось со­здавать в нелегких условиях под градом бомб и снарядов врага, они пользовались самодельными красками и другими под­ручными средствами. Чтобы запечатлеть героическую действительность охвачен­ного войной Юга, они были на полях сражений, участвовали в военных опера­циях в Кхешане, Куангнаме, Кути, Бенче и т. д. Сколько картин, обогативших наше боевое искусство, обагрено кровью их создателей!

В огне боевых сражений проходило становление живописи партизанского Юга. В 1965 году впервые на Север были присланы агитплакаты южновьетнамских [113] художников-патриотов, а в 1968 году они прислали уже около 2000 произведений различных жанров. Это был большой шаг вперед — и всего за три года! Среди присланных произведе­ний — агитплакаты, сатирические ри­сунки, зарисовки, эскизы, гравюры, ли­тографии, картины, выполненные ма­слом, акварели, фотографии скульптур. Их творческий успех был бы невозможен без горячей любви к Родине, без страст­ного стремления к свободе и независимо­сти. Бесконечно дорогими для вьетнам­ского изобразительного искусства явля­ются произведения Хюинь Фыонг Дон­га, Ле Лама, Тхай Ха, Хонг Хая, Лонг Тяу, Нгуен Ван Киня, Чанг Фыонга, Хонг Тинь Хиена и др. В них — жизненная сила и боевой дух сражавшегося и побе­дившего народа. [114]



[1] Отчетный доклад II Съезду деятелей литера­туры и искусства(1957).

[2] Выступление на открытии Выставки изобра­зительного искусства Социалистических стран в Москве в 1958 г.

Сайт управляется системой uCoz