ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение всего сложного комплекса взаимоотношений Османской империи и стран Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европы в XV—XVI вв. в контексте международной европейской политики позволяет выявить характерные черты и основные тенденции этих отношений.
Рассмотрение социально-экономической и политической истории Османской империи со времени возникновения государства османов и до конца XVI в. показало, что развитие османского феодализма происходило одновременно со становлением империи, что оба процесса были взаимообусловлены. И действительно, с одной стороны, тимарная система, ставшая определяющей основой феодальных отношений в империи, требовала постоянного наличия свободных земель, необходимых для содержания той прослойки феодального класса, с помощью которой осуществлялись османские завоевательные походы и которая ко времени Мехмеда II стала главной опорой султанской власти. Иными словами, само развитие османских феодальных отношений обусловило постоянную практику завоевания новых территорий. С другой стороны, непрерывные походы султанов, стабильная потребность в материальных средствах для их осуществления воздействовали определенным образом на социально-экономическую основу империи, обусловливали сложение соответствующей структуры господствующего класса.
Оба эти процесса тесно взаимодействовали и с такими важными явлениями исторической жизни Османской империи, как формирование турецкой народности, миграция османского этнического элемента в страны Балканского полуострова, а иногда и прямая исла-мизация населения завоеванных территорий.
На направление внешнеполитической активности Османской империи оказывали влияние стратегические задачи политики Порты в тот или иной период, которые определялись экономическими потребностями империи, в том числе интересами торговли, являвшейся важным источником доходов султанской казны.
Главным объектом османской экспансии в XIV—XV вв. стала Юго-Восточная Европа. Феодальная децентрализация и обострение междоусобной борьбы внутри стран региона, соперничество мелких и крупных государств, перераставшее часто в ожесточенные войны, способствовали распространению завоеваний султанов на Балканах. Здесь османская экспансия встретилась с политикой католических держав Запада (Венеции, королевства Венгрии, самого Рима), стремившихся отстоять свои позиции в регионе. Венгерские короли вели борьбу с османами, чтобы сохранить свой сюзеренитет над рядом государств Юго-Восточной]|Европы. Но объективные результаты этой борьбы оказывали положительное воздействие на сопротивление балканских народов османскому завоеванию, имели значение в сдерживании натиска османов в районы Центральной Европы.
В результате османских завоеваний, последовавших после захвата Мехмедом II Константинополя, под властью султана оказались почти все балканские территории. К концу XV — началу XVI в. Османское государство превратилось в большую и сильную империю, оказывавшую влияние на судьбы стран Европы, Азии и Африки, стало определяющим фактором международной жизни.
Рассматриваемый в труде период характеризовался вмешательством Османской империи как в политическую жизнь каждого государства Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европы, так и в сложившуюся здесь всю систему международных отношений. Изучение взаимоотношений этих государств с османами показало, что противостояли тогда друг другу не только экспансия Порты и оборона ее северных соседей, но также и различные по своему характеру типы феодальной государственности, различные социально-экономические, политические и этносоциальные процессы.
Осуществлявшееся на протяжении XV в. развертывание военно-политической активности Османской империи на Балканах совпало во времени с формированием в Центральной и Восточной Европе ряда крупных феодальных государств, в частности таких, как Германская империя, Венгрия, Чехия, Польша и Московская Русь. В условиях сложных внутренних процессов эти государства вели в то время напряженную борьбу друг с другом за усиление своего влияния на международной арене, борьбу, приводившую постепенно к созданию нового соотношения сил в регионе, а в дальнейшем и к изменениям политической карты данной части европейского континента.
Представляя варианты общего закономерного процесса становления феодальных государств, указанные страны вносили в этот процесс элементы того или иного своеобразия, определявшегося разным их географическим положением, отнюдь не схожей предысторией, неодинаковой продвинутостью на путях превращения «моноэтнических» государств в государства «многонациональные».
Прослеживая общее и особенное в исторической жизни стран региона, необходимо отметить то обстоятельство, что Польша, Венгрия, Австрия значительно опережали в рассматриваемое время Московскую Русь и Чехию в создании многонациональных государственных комплексов. Так, например, Московское государство, считавшее на рубеже XV—XVI вв. своей главной задачей восстановление целостности «Русской земли», дольше других политических систем региона развивалось в рамках этнически однородного государственного образования. Тоже самое можно видеть и в развитии послегуситской Чехии, в частности Чехии эпохи Иржи Подебрада. Такое «отставание» одних государств региона и «опережение» других обусловливало специфику политического развития каждой страны, определяло в известной мере характер и особенности их внешней политики.
При всем этом во внешнеполитических условиях всех феодальных государств Европы, начиная в особенности со второй половины XV в., общим становится усиливавшееся влияние Османской империи на международную жизнь континента. Хотя борьбу с османами вели главным образом народы Юго-Восточной Европы, находившиеся под непосредственной угрозой завоевания, османская опасность воспринималась всеми европейскими странами, все больше превращаясь в течение изучаемого времени в политический феномен, оказывавший непосредственное воздействие и на международные отношения в Европе. Существование османской опасности приводило ко все более настойчивым попыткам создания антиосманской коалиции европейских государств, к воскрешению в политической идеологии ряда стран Европы концепции христианского универсализма, идеи «крестовых походов». Однако реализация этих идей входила в противоречие с конкретным ходом международной жизни в Европе, с процессом формирования обширных феодальных государств на континенте, с тенденцией сохранения политического равновесия между ними. Одним из проявлений этого противоречия было, в частности, стремление таких стран, как Империя, Венгрия, Польша, использовать антиосманскую борьбу для осуществления своих политических программ. Само папство, выступавшее в роли защитника «христианского единства» и инициатора походов против османов, преследовало при этом прежде всего цели сохранения сфер своего влияния и источников дохода, отвлечения внимания Габсбургов и Франции от Италии; в то же время с помощью крестовых походов римская курия стремилась усилить позиции католичества в Европе в борьбе с реформацией и православием.
Тем не менее идея крестовых походов продолжала сохраняться в идейно-политической жизни европейских стран. Однако эволюция международной европейской политики в изучаемое время постепенно подтачивала ее. С конца XV в. ряд европейских правителей в соперничестве друг с другом начинают вступать в союзные отношения с Османской империей. Наличие этой тенденции в международной политике представляло главную сложность в дипломатических отношениях европейских держав в рассматриваемое время, когда Порта начала осуществлять программу расширения своих завоеваний в Европе.
В конфронтации европейских стран с Османской империей определенное место занимали Валашское и Молдавское княжества. Стороны придавали большое значение их географическому положению, экономическим и материальным ресурсам. Это учитывалось как в стратегических планах Порты по расширению завоеваний в Европе, так и в политических программах, в частности королевства Венгрии и Польско-литовского государства, стремившихся к утверждению своих позиций в устье Дуная и Причерноморье. Султан ставил задачу подчинения Дунайских княжеств. В этих условиях Венгрия и Польша были заинтересованы в их антиосманских действиях. В соответствии со своими целями каждая из сторон прилагала усилия к укреплению влияния в княжествах, используя их внутриполитическую неустойчивость, вызванную непрекращавшейся борьбой боярских группировок за власть. В такой ситуации валашский и молдавский господари, в свою очередь, в интересах сохранения власти и независимости княжеств стремились использовать конфронтацию европейских стран с Османской империей, постоянно лавируя между ними в зависимости от расстановки политических сил в регионе и внутреннего положения в княжествах.
Как показано в труде, расширение османских завоеваний в Юго-Восточной и Центральной Европе во второй половине XV— XVI в., складывавшаяся в связи с этим международная обстановка в регионе, а также состояние внутриполитического развития в самих Дунайских княжествах привели к окончательному установлению вассальной зависимости их от Османской империи (Валахии — к концу XV в., Молдавского княжества — в середине XVI в.). Эволюция отношений княжеств с Портой в изучаемое время характеризовалась возрастанием вмешательства султана во внутренние дела княжеств, несмотря на сохранение ими юридической автономии, усилением данничества и экономической эксплуатации, в области внешнеполитической — все более полным включением княжеств в сферу политики Османской империи.
Изучение конкретной истории взаимоотношений Османской империи и стран Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европы в XV—XVI вв. показало, что, поставив перед собой стратегическую задачу продвижения в Европу, Порта выработала при этом гибкую тактику, необходимую для ее успешного осуществления. Главный смысл этой тактики состоял в том, чтобы не допустить создания в регионе мощной антиосманской коалиции, способной начать эффективное контрнаступление против султана. Из этого основного условия вытекала необходимость предотвратить чрезмерное усиление какого-либо одного государства, которое было бы в состоянии консолидировать все остальные в антиосманский фронт. Намеченной цели Порта добивалась не только вооруженными выступлениями османско-крымских войск против какого-либо одного наиболее боеспособного тогда государства, но и путем умелого сталкивания государств региона друг с другом, провоцирования вооруженных конфликтов между ними. Использование султаном тех или иных тактических приемов для достижения поставленной цели определялось конкретным развитием международной и внутриполитической жизни Османской империи, складывавшейся в регионе расстановкой политических сил на том или ином этапе.
Чтобы создать благоприятные условия для своей экспансии, султан был заинтересован в поддержании необходимого ему баланса сил в регионе. Это достигалось тем, что Порта была в полной мере осведомлена о происходивших в Европе процессах, учитывала специфику внутреннего развития каждой страны в отдельности и их внешнеполитические устремления в различные периоды международной жизни континента. Султанская дипломатия не только знала перипетии политической жизни региона, но и умело использовала противоречия между европейскими державами, вступая с конца XV в. в переговоры и союзные отношения то с одной, то с другой страной в целях создания выгодной для Порты международной конъюнктуры. Рассмотренный в труде конкретно-исторический материал свидетельствует о том, что выработанная османской дипломатией тактика позволяла Порте осуществлять и координировать военно-политическую активность в разных направлениях. При этом наступательная политика в одном районе региона подкреплялась созданием в других районах выгодной для османов ситуации с помощью соответствующих приемов султанской дипломатии.
Так, в 50—60-е годы XV в., направив экспансию прежде всего против королевства Венгрии и Венецианской торговой республики, султан поддерживал добрососедские отношения с Польско-Литовским государством, скованным затяжным конфликтом с Орденом. Однако, установив контроль над основными балканскими территориями, подойдя вплотную к Среднему Подунавью, султан счел рискованным дальнейшее продвижение вверх по Дунаю при сохранении необеспеченных флангов в Северном Причерноморье и на Адриатике, в частности при сохранении независимых Крымского ханства и Молдавского княжества, а также остававшихся под властью Венеции важных опорных пунктов адриатического побережья Балканского полуострова.
Поэтому в 70-е годы XV в. Османская империя сосредоточила внимание на решении стратегических задач в Северном Причерноморье и на Адриатике. В 1475 —1478 гг. был подчинен Крым, в конце 70-х годов Порта заняла Албанию, Скутари, укрепила свои позиции на адриатическом побережье. С этого времени, как показано в труде, важную роль в проведении османской политики в регионе, и особенно в Восточной Европе, начинает играть в качестве вассала султана Крым. Действуя в рамках внешнеполитической программы Порты, крымские ханы в своих отношениях с северными соседями умело чередовали политику мира и войны, осуществляя тем самым задачу выравнивания их сил, сохранения равновесия между ними, а вместе с тем и задачу предотвращения возможности создания антиосманской коалиции в регионе. По мнению авторов, существенным было то обстоятельство, что Османская империя по особым тактическим соображениям часто маскировала свое сотрудничество с Крымом, намеренно создавая впечатление несогласованности поведения Стамбула и Бахчисарая на международной арене. Разумеется, «эффект раздвоенности», по существу, единой османо-крымской политики дезориентировал европейские державы, а тем самым и значительно облегчал осуществление замыслов Порты в регионе.
В
70-е годы XV в. Османская империя
столкнулась с фактом усиления
Польско-литовского государства,
добившегося не только подчинения
себе Тевтонского ордена в
Султанско-крымская дипломатия в 80—90-е годы XV в. ставит задачу ослабления Польши и Литвы. Этой цели служили систематические набеги крымских татар на польско-литовские окраины. Важное значение Порта придавала установлению антиягеллонско-го союза как с Московской Русью, так и с Венгрией. В Стамбуле хорошо учитывали весьма сложный характер политики королевства Венгрии в это время, допускавшего, с одной стороны, довольно тесное сотрудничество с Портой (особенно в период правления Матьяша Корвина), а с другой — проявлявшего готовность политического сближения с польским правящим домом Ягеллонов.
В этих условиях Османская империя и ее вассал крымский хан встали на путь противодействия планам сближения Польши с Чехией и Венгрией, стремлениям Ягеллонов подчинить Молдавское княжество и выйти к берегам Черного моря, поощряли антипольскую активность Русского государства. Союз Порты и Крыма с Иваном III сохранялся до самого начала XVI в., отношения Стамбула с Венгрией заметно осложнились уже в 90-е годы, когда на венгерском престоле оказался представитель ягеллонской династии — чешский король Владислав.
Закрепившись в конце XV в. в Крыму и Адриатике, добившись отказа Польши от планов утверждения в Причерноморье и убедившись в общем ослаблении Польско-литовского государства, Османская империя повела с начала XVI в. приготовления к открытой конфронтации с королевством Венгрия.
Хотя султан в начале XVI в. был занят завоевательными походами на Ближнем Востоке, Порта не сократила свою активность в изучаемом регионе. С помощью традиционных приемов османско-крымская дипломатия развернула деятельность по созданию необходимого на данном этапе баланса сил в Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европе. В Центральной Европе Порте все больше начинают в это время противостоять Габсбурги. Серьезное значение султан придавал попыткам австро-московского сближения и планам возможного формирования антиосманской коалиции на юго-востоке Европы.
В
этих условиях. Порта широко
использует методы своей дипломатии.
После того как Волжская Орда
окончательно потеряла свой военно-политический
потенциал (после событий
Такое поэтапное рассмотрение истории взаимоотношений Османской империи и стран Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европы XV—XVI вв. позволяет, по мнению авторов, преодолеть существующий в историографии подход к изучению проблемы с точки зрения двусторонних отношений с Портой одной из стран, с которым логически связана и бытующая в литературе гиперболизация роли одних стран и недооценка других в развитии международных отношений в регионе в указанный период.
Осуществленное в труде изучение эволюции взаимоотношений стран Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европы с Османской империей в органической связи с их внутриполитической историей и в контексте международной политики XV—XVI вв. дает возможность выявить объективно-историческую роль каждой из стран, понять причины ослабления одних и усиления других важных тенденций в историческом развитии славянских и неславянских народов юго-восточной части европейского континента, показать роль Османской империи в процессе формирования здесь новых многонациональных государств, в утверждении новой политической карты юго-востока Европы.
В то же время предпринятое авторами комплексное исследование проблемы, выявляя ведущие тенденции во взаимоотношениях стран региона с Портой, раскрывает характерные черты османской политики и тактики османско-крымской дипломатии, способствовавшие устойчивым успехам Османской империи в регионе на протяжении двух-трех столетий.
Возникшая в последней трети XV в. тенденция формирования политического комплекса в Центральной и Юго-Восточной Европе под эгидой Ягеллонов не получила развития. Одной из причин неудачи плана польско-чешско-венгерской унии была тогдашняя политика Стамбула в этом регионе.
Полной
неудачей завершились и усилия
королевства Венгрии противостоять
продвижению османов в Юго-Восточной
и Центральной Европе. Изучение
хода политической и военной борьбы
королевства Венгрии с Османской
империей показало, что Венгрия в
силу внутренних социально-экономических
причин не только не смогла
сохранить свои позиции в Юго-Восточной
Европе, но и потерпела в
Весьма значительной была роль османско-крымского фактора в политической жизни Восточной Европы второй половины XV— XVI в. Использование дипломатией Крыма и Порты соперничества между Русским и Польско-литовским государствами оказало во многом влияние на формирование межгосударственных границ в данном регионе. В результате одна из магистральных тенденций восточноевропейского исторического процесса периода феодализма — тенденция восстановления этнически однородных государств, реализованная на древнепольских территориях еще в начале XIV в., на древнерусских землях оказалась «заблокированной» воздействием, между прочим, и такого фактора, как восточноевропейская политика Османской империи и Крыма, ставившая тогда своей целью поддерживать нужное ей равновесие сил в данном регионе как путем поощрения роста Польши за счет западнорусских, белорусских и украинских земель, так и путем противодействия попыткам Москвы форсировать воссоединение всего восточного славянства. Одним из следствий этой политики было доминирование в политической жизни Восточной Европы XV—XVI вв. той тенденции, которая привела в ходе указанного выравнивания сил к утверждению политической карты, не совпадавшей с этнической, к формированию двух больших многонациональных феодальных государств, разделивших между собой древнерусские территории и создавших тем самым условия для обособленного развития отдельных частей «русской земли».
Как показано в труде, взаимоотношения Османской империи со странами Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европы в XV—XVI вв. находили прямое отражение во внешнеполитических концепциях этих стран, влияли на их идеологическую жизнь. Идеи освободительной борьбы с османской экспансией стали источниками многочисленных памятников и публицистической литературы народов указанного региона. Об этом свидетельствует, в частности, представленный в труде анализ литературных и публицистических памятников славянских народов. Изучение же всего комплекса памятников, связанных с формированием и развитием в Европе в XV—XVI вв. антиосманских идей, является задачей будущих исследований.
Таковы некоторые итоги исследования проблемы взаимоотношений Османской империи и государств Юго-Восточной, Центральной и Восточной Европы в
XV—XVI вв.