Глава
1.
СТАНОВЛЕНИЕ
ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА И НЕКОТОРЫЕ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОСМАНСКОГО
ФЕОДАЛИЗМА
§
1. Складывание османского
государства и его первые
завоевания
В XI—XIII вв. в Малой Азии произошли значительные этнополитические и социально-экономические изменения, вызванные массовой миграцией огузо-туркменских племен. Там сложилась новая для этой территории этнолингвистическая и культурная общность тюркских племен, связь которых с новой родиной не смогло уничтожить даже опустошительное монгольское нашествие 1.
Разгромив
в
Монгольское нашествие в Малую Азию сопровождалось новой волной тюркской миграции в этот район. В движение были включены не только кочевые племена, но и племена, в той или иной степени перешедшие на оседлость, и даже оседлые земледельцы и горожане 3. На территории Малой Азии происходили перегруппировки племен, складывались новые объединения, формирование которых происходило вокруг правящих родов, получавших для своего племени территории от Сельджукидов или Ильханов 4. В Центральной и Западной Анатолии в это время сложилось около двух десятков небольших бейликов (княжеств). В своих внутренних делах они не зависели фактически ни от монголов, ни от Сельджукидов. Наиболее крупным и влиятельным был бейлик Караманов. Он сложился в Западной Киликии, а затем, территориально расширившись и укрепившись, распространил свою власть на район Коньи, бывшей столицы Сельджукидов, и стал претендовать на роль наследника этой державы. Соперничал с ним бейлик Гермиянов с центром в городе Кютахья, включавший территории севера и юго-запада Анатолии.
Междоусобная
борьба этих бейликов за первенство
в Анатолии была одной из
причин относительно медленных
темпов их социального развития.
Они длительное время оставались на
переходной стадии от племенного
союза к феодальному государству.
Значительно быстрее развивались
мелкие западные бейлики, такие, как
расположившиеся на побережье
Эгейского моря Караси, Сурухан,
Айдынг Ментеше или северо-западный
бейлик Османов. Сюда, в пограничные
районы, откуда можно было вести
борьбу с «неверными» за новые земли
и военную добычу, устремлялись
многочисленные группы населения,
не нашедшего себе места и занятия
во внутренних областях Анатолии. Во
внутреннем развитии западных
бейликов было меньше племенной
традиционности. Население
отличалось большей этнической и
социальной пестротой. Наряду с
ортодоксальным суннитским исламом
и христианством распространялись
учения различных исламских сект.
Главным объектом завоевательных
устремлений этих бейликов стала
Византия, которая после отвоевания
у латинян Константинополя и
восстановления империи в
Вторжение
приморских бейликов в сферу
европейской средиземноморской
торговли и попытки соперничества с
многочисленными корсарами
Восточного Средиземноморья, среди
которых в это время особенно были
известны родосские рыцари 6,
вызвали совместный отпор
европейских держав. В 1343—1344 гг.
против них был предпринят
крестовый поход, в организации
которого приняли участие
французский король Филипп VI,
римский папа, Византия, Венеция,
неаполитанский король и феодальные
владетели ряда островов Эгейского
и Средиземного морей 7.
Крестоносцами был отвоеван у
бейлика Айдын г. Измир (Смирна),
который вернулся под власть мусульманских
правителей лишь после нашествия
Тимура в
По-иному развивались события на северо-западе Анатолии, где сложился бейлик Османов.
По преданию, Эртогрул, предводитель небольшой группы кочевников, происходивших из племени кайя, получил от сельджукского султана Алаеддина Кей-Кубада I (1219—1236) пограничный удж * (* Удж — пограничные территории, предоставлявшиеся Сельджукидами главам отдельных племен и передававшиеся по наследству. Здесь властители могли кочевать со своим племенем, собирать дань с подвластного оседлого населения, расширять свои владения в сторону соседних государств.) в районе Сегута, расположенном между Караджахисаром и Биледжиком. На бея, владевшего уджем в районе Сегута, возлагалась оборона северо-западной границы державы Сельджукидов. Вождем племени и уджбеем после Эртогрула стал его сын Осман (1258— 1324, по иным сведениям — 1326).
Сведения
о начальных этапах истории
Османского бейлика носят
легендарный характер. Достоверно
известно лишь, что в
В военных действиях против Византии Осман, а затем и его преемники направляли свои усилия против ее малоазиатских территорий, тогда как правители других пограничных бейликов, имевших флот, совершали набеги главным образом на прибрежные районы Балканского полуострова. Эти набеги вызывали активные контрудары Византии, в которых, как это было, например, с крестовым походом против Измира, принимали участие и другие европейские страны. В малоазиатских же районах Византии после переноса столицы империи из Никеи в Константинополь значительно сократилось население, упало хозяйственное значение этих территорий, ослабло внимание правительства к обороне границ. Михаил VIII Палеолог в целях увеличения средств имперской казны отменил налоговые льготы, предоставлявшиеся военнообязанным крестьянам-акритам, ранее охранявшим границы. Запустение пограничных районов императоры пытались преодолеть, раздавая земли отдельным тюркским племенам, переселявшимся с Балкан10.
Все
это, разумеется, облегчало
османскому бейлику возможность
расширения своих территорий за
счет Византии. Уже Осман подготовил
плацдарм для завоевания
византийского города Пруссы,
который был взят его сыном Орханом
в
К этому времени значительные изменения происходят и во внутренней структуре бейлика. Осман и его племя вели полукочевой образ жизни. Завоевав новые территории, бей начинает раздавать своим приближенным земли в «кормление». Эти «кормления» или пожалования (тимары) Осман раздавал исключительно за военную службу. Тимариот получал право собирать заранее определенные беем налоги с предоставленного ему земельного участка (а на первых порах иногда и с неаграрных объектов, например в городе с проживавших там ремесленников, лавок городского базара и т. п.) и расходовать их на свои личные нужды и военную экипировку, чтобы по требованию бея выступить в поход в качестве воина-кавалериста (сипахи). С сохранением этого условия тимариот мог передать тимар своим наследникам. Уже при Османе наметилась некоторая градация между пожалованиями: рядовым воинам давались отдельные деревни, сыновьям бея и его приближенным — целые области, что свидетельствовало о происходившем в бейлике процессе социального расслоения. «Война за веру» (газават), во имя которой в пограничные с Византией бейлики собирались значительные массы гази, по сути дела стала войной за новые земли, необходимые феодализирующейся кочевой знати для утверждения собственной власти и увеличения материального достатка.
После смерти Османа беем стал его сын Орхан (1324—1360; по другим данным, 1326—1362), а его старший брат Алаэддин выполнял при нем обязанности везира 11. Первые османские правители были всего лишь вождями племени, опиравшимися на силу кочевого ополчения, к которому присоединялись воины, приходившие из других княжеств (бейликов), и многочисленные дервиши. Османский бей считался первым среди равных. Ему как военному командиру полагалась 1/5 добычи (пенчик)12. По инициативе Алаэддйна в бейлике начинает формироваться регулярная армия, состоявшая из двух родов войск — пехоты и конницы, что, однако, не означало отказа от племенных ополчений и иррегулярных частей. В пехоте наряду с пехотинцами-ополченцами (азапами) создавалось особое воинское формирование — яя. Оно комплектовалось из молодых турок, которые получали жалованье из казны во время участия в военных действиях; в мирное же время они трудились на предоставленных им участках земли, освобожденных от уплаты налогов в казну бейлика. В кавалерии широко использовались отряды добровольцев из Анатолии, которых привлекала перспектива захвата военных трофеев или получения тимара. Их называли акынджи (акын — набег). Отряды акынд-жи объединяли по 10, 100, 1000 воинов. Каждый кавалерист имел с собой обычно две лошади (одну для себя, другую для возможной добычи), был вооружен мечом, кривой турецкой саблей, щитом, а временами и просто дубиной. Акынджи — это наиболее типичная фигура османского воинства первого периода завоеваний. Алаэддин и Орхан учредили в дополнение к акынджи регулярную кавалерию, воины которой назывались мюселлемы; они, как и пехотинцы яя, получали жалованье в период военных действий и освобожденный от уплаты налогов участок земли, который обрабатывали в мирное время.
Создание частей яя и мюселлемов, помимо военного, имело и большое социальное значение. Через эту категорию воинства определенная часть османского полукочевого общества переходила к оседлому земледельческому образу жизни, получая на первых порах определенные льготы (в виде жалованья и освобождения от налогов), ставившие их в более выгодные условия, чем остальное — прежде всего местное, дотурецкое — крестьянство. Как кавалеристы участвовали в военных действиях и тимариоты, однако на первых порах их количество было незначительным.
Орхан впервые приступил к созданию принципиально нового войска (ени чери). Это были ставшие знаменитыми впоследствии янычары. Для их комплектования производился принудительный набор мальчиков из христианских семей. Такой принудительный набор, позднее проводившийся регулярно, получил название девширме. Мальчиков раздавали в турецкие семьи разного социального происхождения и материального достатка (представителей знати, ремесленников, крестьян), чтобы «обучить турецкому языку и рабскому служению». Через несколько лет их помещали в специальную военную школу при султанском дворце «Аджеми огланы» (чужеземные мальчики), где, уже будучи тюркизированными и обращенными в ислам, они подготавливались к военной службе, за которую получали жалованье.
Созданием янычарского корпуса, сыгравшего значительную роль в будущих завоевательных войнах и вообще в судьбах османского государства, турецкие правители обеспечивали себя надежным и хорошо обученным войском, не имевшим родственных отношений с османским обществом, не связанным с землей, зависящим исключительно от султана, его финансовых возможностей и функционирования бюрократического аппарата в его правление. При Орхане это войско лишь начинало создаваться и пока еще не оказывало заметного влияния на жизнь и политику страны 13.
В своей внешней политике Орхан, как и его отец Осман, проводил активную экспансионистскую политику против «неверных» и всемерно избегал военных конфликтов с соседними тюркскими бейликами, хотя и не отказывался, разумеется, от дипломатических способов, подкупов, династических браков и т. п. для расширения границ своих владений и здесь. В 1345г. была приобретена часть бывшего бейлика Караси, что дало османам доступ к восточному побережью Дарданелл, а следовательно,— плацдарм для набегов на Балканы. Воспользовавшись династической борьбой в Византии, помогая одному из претендентов на византийский трон, сын Орхана Сулейман в 1345—1348гг. вел военные действия во Фракии, Македонии, совершал походы в Сербию и Болгарию, за что получил крепость Цимпе на полуострове Галлиполи (1352). С этого времени начинается новый этап османских военных действий на Балканах, характеризовавшийся уже прочным завоеванием территорий. Первым объектом наступления османов стал город Галлиполи (1354), куда вслед за армией начало переселяться турецкое население.
Другие
бейлики также посылали свои отряды
на византийскую территорию, где они
действовали независимо друг от
друга. Наивысшим успехом османов в
этот период было взятие в
В дальнейшем почти на два десятка лет османы вынуждены были отказаться от активной политики на Балканах. После смерти Орхана в бейлике началась междоусобная борьба. Мураду I (1362— 1389) пришлось бороться за власть с местными беями и братом Халилом. Османские позиции на Балканах оказались утраченными, византийцы вновь вернули себе полуостров Галлиполи15. Османы возобновили активную политику на Балканах лишь в конце 70-х годов XIV в., когда византийский император Андроник (1376—1379), желая привлечь на свою сторону османов и получить от них помощь в борьбе за власть, снова передал им полуостров Галлиполи. Генуэзцы, союзники Андроника, помогли османам переправить их войска в Европу. Мураду удалось быстро склонить на свою сторону обосновавшихся в Румелии турецких беев, среди которых были бывшие ранее на службе у османов военачальники. Вновь был отвоеван Адрианополь, куда Мурад перенес свою резиденцию.
Итак,
центр Османского государства во
второй половине XIV в. переместился в
Европу. При Мураде I и его преемнике
султане Баязиде I (1389—1402) османы
захватили почти все византийские
территории на Балканах, кроме
Константинополя и небольшого района
вокруг него, ряда островов и
областей в Пелопоннесе, подчинили
Сербию после победы на Косовом поле
(1389), болгарские земли (к
Одновременно Мурад I и Баязид I сумели различными дипломатическими мерами подчинить себе бейлики Центральной и Западной Анатолии. К военным действиям здесь пришлось прибегать лишь в отношении бейлика Караманов (в 1387 и 1390—1392 гг.). Для идеологического оправдания войны с мусульманским княжеством были использованы сношения караманов с Венецией, Сербией, римским папой, которые пытались толкнуть этот бейлик к выступлению против османов. В военных действиях против караманов широко использовались христианские вспомогательные войска.
Осуществляя
захватническую политику на
Балканах, османы придавали
большое значение тому, чтобы сеять
вражду между своими противниками,
и прежде всего расколоть
господствующий класс, привлечь на
свою сторону определенную его
часть. Поэтому, подчиняя себе
балканские государства, на первых
порах, в XIV в., они создавали на своих
границах особую буферную зону
вассальных территорий 16.
Бывшие христианские государи,
подчинившиеся османам, сохраняли
определенную независимость во
внутренних делах, но платили
ежегодную дань и поставляли
османским султанам воинские
контингенты. Османскими вассалами
стали болгарский царь Иван Шишман и
ряд других владетелей разрозненных
тогда болгарских земель 17.
После разгрома на Косовом поле
османский сюзеренитет признал
сербский деспот Стефан Лазаревич,
который в
Сохранили свои владения и те беи-военачальники, которые вели завоевание балканских территорий параллельно османам, а затем признали их главенство. Вокруг таких беев группировались значительные массы кавалеристов-акынджи, которые как вспомогательное войско просуществовали до конца XVI — начала XVII в., когда их функции окончательно перешли к крымским татарам 20. Османские султаны официально уступали беям-завоевателям в качестве безусловной собственности (мюльк) находившиеся в их распоряжении земли. Сами беи считали себя равными султану и в своих владениях, будучи почти независимыми от центральной администрации, наиболее отличившимся акынджи они от себя лично предоставляли тимары.
На Балканах обосновывались в это время и отдельные кочевые племена, получавшие от султанов территории для кочевок и сыгравшие в дальнейшем заметную роль в турецкой колонизации Балканского полуострова 21.
Все
эти разрозненные категории
населения, подчинившиеся османам
в процессе завоевания, ставили
перед ними новые административные
проблемы. В
В бейлербействах выделялись более мелкие административные единицы — санджаки. Само слово санджак (как и часто используемый его арабский эквивалент лиеа) в переводе означало «знамя», и его использование в качестве названия административной единицы указывало на единство административного деления и военной организации.
Санджакбей был не только правителем, но и командиром военного подразделения, которое первоначально, очевидно, получало для своего размещения определенную территорию. В дальнейшем же с этой территории (санджака) должно было регулярно выставляться соответствующее кавалерийское подразделение. Воины кавалерийского ополчения получали тимары. К XIV в. тимарная система стала характерной, очевидно, не только для османского, но и для других бейликов Анатолии 22, а оттуда с успехом распространилась в Румелию.
При Мураде и Баязиде I было установлено наследование тимаров по мужской линии. Издававшиеся неоднократно в это время строгие султанские указы, запрещавшие наследование тимаров женщинами, подтверждают сугубо военный характер этого условного земельного пожалования. Этим же объясняется запрещение Баязида I раздавать тимары различным чиновникам и секретарям.
Подчиняясь санджакбею как командиру отряда кавалерийского ополчения тимариот и в санджаке выступал как его полномочный представитель, выполнявший некоторые административные функции в отношении подвластного ему податного населения. Отношения тимариота с крестьянством носили публично-правовой характер, так как строго регламентировались султанским бератом (грамотой) на предоставленный ему тимар.
Первые
тимары, выделявшиеся сипахи, были
незначительны по размеру. Лишь
утверждаясь на Балканах, османские
султаны смогли предоставлять в
распоряжение своих воинов за
особые заслуги, а позже и за
выполнение каких-либо
административных функций большие
земельные участки. В
Параллельно с сипахийской кавалерией, создаваемой на тимарной, т. е. земельно-рентной основе, продолжали формироваться янычарские отряды. Их значение возрастало 24. Постепенно они оттесняют на задний план яя и мюселлемов и начинают соперничать с тимариотами.
Вместе с армией менялась и структура центральных органов власти. Первые османские правители строили свое государство прежде всего по сельджукским образцам, через ортодоксальных суннитских улемов (исламских богословов), воспринимая традиции и обычаи общественного устройства, свойственные странам Ближнего и Среднего Востока. Многие везиры и другие османские администраторы происходили из среды улемов — выходцев из старых центров Сельджукского государства, а также Ирана и Египта 25, либо султанских родственников. С расширением государства усложнялась его система управления. Уже при Орхане выделяется великий везир (пока, правда, еще не имевший этого титула, введенного при Мураде I), который сосредоточил в своих руках как военное, так и гражданское управление. Первым таким везиром был Чандарлы Халил Хайреддин-паша26. Везиру полагался соответствующий должностной символ — бунчук (пучок волос из лошадиного хвоста), свидетельство высокого титула и особой знатности. В дальнейшем произошла градация между беями: санджакбеи и лица, занимающие соответствующие этому рангу должности, стали получать один бунчук (однобунчужный паша), бейлербей — два бунчука, везир — три, султану полагалось четыре бунчука. Военно-административная линия управления страной — от султана через великого везира, бейлербея, санджакбея до рядового тимариота — была наиболее характерной и заметной в административной структуре османского государства первых веков его существования, однако не охватывала всех сфер управления страной.
При Мураде I начало формироваться финансовое ведомство, личная султанская казна отделилась от государственной 27. В организации финансов и складывании фискальной практики государства значительным было влияние доосманских балканских традиций.
Обособливается и судебно-религиозная система, что характерно для всех мусульманских государств. Первоначально наивысшим авторитетом в религиозной сфере был кадий (мусульманский судья) Бурсы. Затем в 1360—1362 гг. учреждаются особые должности кадиаскеров 28, отдельно для Румелии и Анатолии, в ведение которых был передан шариатский контроль за деятельностью администрации и подданных. Им были подчинены все кадии.
Характерной чертой развития религиозных отношений в османском государстве первых двух веков его существования было то, что наибольшую активность в стране проявляли в это время не ортодоксальный ислам, а дервишские и подобные им религиозные организации и братства. Первые османские правители широко практиковали предоставление земель в распоряжение различных, зачастую далеких от суннитской ортодоксии дервишских организаций. Значительные земельные угодья передавали в их ведение и отдельные беи-завоеватели, действовавшие на Балканском полуострове. Дервиши разных исламских направлений, основывая свои обители (текке и завийе), играли заметную роль в османской колонизации Балкан, осваивали многие стратегически важные как для продолжения завоеваний, так и для укрепления османской власти районы. Они же сооружали и в дальнейшем содержали многочисленные караван-сараи, обслуживавшие торговые пути, в частности знаменитый константинопольский путь, связывавший Балканы с Центральной Европой. Среди дервишских организаций были такие, которые исповедовали воинствующий ислам, т. е. стремились к поголовному обращению христианского населения в мусульманство и превращению церквей в мечети. Такие настроения проявлялись и в действиях местной османской администрации. Однако подобные стремления не всегда встречали поддержку у ортодоксальных суннитских теологов, имевших значительное влияние при дворе османских султанов. Интересы государства требовали не массовой исламизации местного населения, а его подчинения и более высокого, чем мусульман, обложения налогом.
К началу XV в. османская власть на Балканах была уже относительно прочной, что и определило судьбу османского государства в период тех сложных испытаний, которые выпали на его долю в результате вторжения в Малую Азию полчищ среднеазиатского завоевателя Тимура (1370—1405). В битве под Анкарой (1402) Тимур наголову разбил султана Баязида. Единое османское государство распалось. Однако даже в этот период балканские владения оставались под властью турок: здесь уже была заложена прочная социальная и политическая база их власти 29.
§
2. Дальнейшая феодализация
османского общества. Становление
Османской империи
Тимур восстановил самостоятельность анатолийских бейликов, собственно же османские владения разделил между четырьмя сыновьями Баязида. Армия Тимура огнем и мечом прошла Малую Азию, опустошив целые районы, разрушив многие города, взяв в плен либо уничтожив тысячи жителей. На западе полуострова Тимур отвоевал у рыцарей Родоса г. Измир, но не затронул других владений христианских государств и балканских владений османских султанов.
После
того как в марте
На
первых порах выдвинулся Сулейман,
получивший от Тимура европейские
владения отца, затем в
Муса
пришел к власти как продолжатель
дела гази. Известно, что Сулейман в
Среди рядовых воинов, вовлеченных в процесс феодализации, шло расслоение. У части их была надежда получить тимары и войти в разряд сипахи. Однако усиление сипахийской кавалерии означало для большинства воинов перечисленных выше категорий оттеснение их на задний план и утрату надежд войти в состав феодального класса. Отсюда отчаяние и метания вытесняемой с исторической арены прослойки османского общества.
Установив свою власть над территориями, где развитие феодального общества имело уже определенную историю, и восприняв сложившуюся до них рентную основу, османы смогли, используя силу государства, ускоренными темпами формировать собственный феодальный класс. Наиболее чистые, спонтанные процессы развития феодальных отношений при переходе от кочевничества к земледелию, носителями которых явились, в частности, яя и мюсселемы, оказались нарушенными, смятыми государственно-феодальными отношениями, складывавшимися на базе тимарной системы. Способность османского общества к ускоренным темпам развития феодализма свидетельствовала о том, что оно уже далеко ушло от родо-племенных отношений. В завоеванных областях османы в отличие, например, от монголо-татар или таких более ранних тюркских кочевых государственных объединений, как государства протобулгар, печенегов, половцев, Данишмендидов и т. п., смогли установить не просто военно-политическое господство, но и господство социально-экономическое. Это означало, что османское общество находилось уже на более развитой по сравнению с упомянутыми выше кочевыми обществами ступени развития.
Известно, что кочевое хозяйство, коль скоро оно остается кочевым, способно развиваться в социальном плане лишь до известных пределов. Современные исследователи видят этот предел в военной демократии или стадии раннеклассового общества 32. Причем после распада огромных и сильных в военно-политическом отношении кочевых империй у подвижных скотоводов неизменно возрождается общинно-кочевая организация. Османы же далеко ушли от этой стадии развития. Об османском государстве XIV в. можно говорить как о смешанной земледельческо-кочевнической державе, где главную роль в хозяйственной жизни и социальной структуре играло уже земледельческое население. Появление таких категорий османского общества, как яя и мюзеллемы, свидетельствовало об интенсивно идущем в этом обществе процессе внутренней феодализации, связанном с синтезом кочевого и оседлого населения на земледельческой культурно-хозяйственной основе.
В
начале XV в., однако, в османском
обществе наметился социальный
кризис, суть которого — в
противоречии этой спонтанно развивающейся
линии феодализации османского
общества и тимарной системы.
Тимарная система, становясь одной
из главных опор султанской власти,
пришла в противоречие также с
интересами фактически независимых
от султанов пограничных беев.
Поэтому при Мусе наметился союз
пограничных беев, интересы которых
выражал назначенный бейлербеем
Михал-оглы, и рядовых воинов — яя,
мюселлемов, акынджи. В это же время
имел место взрыв настроений воинственного
исламизма, породивший серию
жестоких репрессий против
христианского населения Румелии. В
Османские султаны пытались играть на соперничестве могущественных беев. Что же касается низших прослоек османского воинства — яя, мюселлемов ж различных акынджи, то они выступали не только как инструмент династической борьбы, но и в какой-то степени самостоятельно. Их интересы отражал бывший кадиаскер Мусы суфийский шейх Бедреддин. Проповедь Бедреддина, взгляды которого сформировались после нескольких лет странствий по Анатолии, посещения Египта, Тебриза, знакомства с жизнью кочевых племен, румелийских христиан и даже христиан других стран (в частности, о. Хиоса) 33, включала элементы исламской мистики, шиитских мессианских надежд и некоторых христианских идей. Попытки сближения ислама с православным христианством 34 были безусловно новыми идеями, которые могли возникнуть лишь в среде смешанного исламско-христианского населения Западной Анатолии и Румелии. Шейх пользовался большим авторитетом, который внушала его аскетическая жизнь, ореол справедливого государственного деятеля, сложившийся вокруг его фигуры во время пребывания на посту кадиаскера при Мусе, проповеди социальной и религиозной справедливости.
Его ученики Мустафа Берклюдже и Кемаль шли еще дальше своего учителя: Берклюдже в своих проповедях высказывал идеи всеобщего равенства, что, весьма очевидно, было близко крестьянству и рядовому кочевничеству. Кемаль был дервишем-шиитом, связанным с туркменскими кочевыми племенами. Шейх Бедреддин и его ученики в 1416г. подняли восстание, Мустафа Берклюдже действовал в районе бывшего бейлика Айдын (на Чешменском полуострове), где к восстанию примкнули и представители греческого населения. Терлак Кемаль поднял восстание в районе Манисы. Восстания были жестоко подавлены. Сам шейх пытался найти поддержку среди анатолийских беев, в частности у Исфендияр-оглу в Кастамону, но не получив ожидаемой помощи, переправился в Румелию, оде в Дели Ормане (Южная Добруджа) попытался собрать своих сторонников. Он объявил себя Махди, т. е. скрытым имамом, явившимся, наконец, людям, мессией, сотрудничал с валашским господарем Мирчей, привлекал пограничных беев обещанием должностей и тимаров. Разногласия в среде восставших помогли султану подавить и эту вспышку восстания 35.
Восстание Бедреддина и его учеников было довольно широким народным движением, которое вовлекло в выступление против султанских властей массы крестьянства, кочевников, низшие звенья османского воинства. Оно было утопическим по своей идейной направленности, так как пыталось остановить процесс феодализации, интенсивно шедший в османском обществе в это время, а свои идеи социального равенства черпало во многом из воспоминаний об идеализированных родо-племенных порядках. Сам шейх Бедреддин, однако, был более умерен в своих преобразовательных стремлениях, чем его ученики. Доказательством этого служит его сотрудничество с представителями феодального класса. Идеи исламо-христианского союза после поражения восстания Бедреддина не получили дальнейшего развития. Для христианского населения османского государства «исчезла последняя надежда на уравнение его с завоевателями и совместного участия в создании нового по своему характеру государства. Вновь поднимается призрак деспотической теократии»36. Мехмед I, восстановивший, хотя и в урезанном виде, государство Баязида, в первые годы своего правления был занят борьбой против Дюзме (Лже) Мустафы, назвавшегося сыном Баязида, подавлением восстаний Бедреддина и его мюридов (учеников). В это время он вынужден был мириться с большой самостоятельностью крупных бейских родов, таких, как Чандарлы, Эвренос и др., и даже опираться на них. Завоевательная политика на Балканах, приостановившаяся в первые годы его правления, продолжалась лишь силами отдельных крупных беев либо вождей кочевых племен. Наследнику Мехмеда I Мураду II (1421—1451) в первые годы также пришлось бороться за свои права на престол. Против него действовали братья и снова выступил Дюзме Мустафа, оказавшийся особенно опасным, так как за ним шли все те же силы, которые потрясали устои империи в первые два десятилетия XV в., — яя, мюселлемы, акынджи и т. п. Это восстание явилось отражением борьбы феодализирующихся масс тюркского общества с османской верхушкой, феодализация которой шла более быстрыми темпами, так как опиралась на сложившуюся ранее рентную основу, т. е. возможность эксплуатировать христианское земледельческое население завоеванных районов. Отстававшие в своем социальном развитии категории османского воинства неизбежно должны были потерпеть поражение от нового османского феодального класса — заимов и тимариотов. Упомянутые выступления против султанской власти были объективной попыткой заинтересованных в этом групп османского общества задержать темпы феодального развития, способствовать его архаизации и даже де-феодализации 37.
При Мураде II был восстановлен и укреплен янычарский корпус. Причем принцип его формирования — девширме — превратился в более или менее регулярный налог на немусульманское население империи. Молодые люди, поступавшие после соответствующего обучения в распоряжение султана, считались его рабами (капыкулу). Из них формировали армию, состоявшую на жалованье у султана. Состав армейских подразделений капыкулу стал дифференцированным: пехота составляла янычарский корпус, кавалерия — алты булюк халкы, артиллерия — топчу оджагы38. Отдельных выходцев из капыкулу султан начал назначать на высшие должности государства. Он использовал их в противовес старым беям, державшим себя независимо в отношении султана. Как отмечает американский исследователь С. Шоу, Мурад II, используя соперничество капыкулу и старого нобилитета, балансируя между этими двумя группами, равными по силе, сумел значительно укрепить авторитет султанской власти39. Продолжала совершенствоваться также и система тимаров, которые Мурад раздавал своим приближенным и наиболее отличившимся воинам. Тогда же, при султанах Мехмеде I и Мураде II, стал создаваться османский флот 40, без которого было невозможно достаточно прочное объединение двух частей государства — Анатолии и Румелии.
Утвердив свою власть, Мурад II присоединил к своим владениям ряд небольших анатолийских бейликов, которые были втянуты в династическую борьбу начала XV в. (Ментеше, Айдын, Сурухан, Хамид), а также отвоевал у Византии и Венеции территории, которые им удалось присоединить к своим владениям в период османских междоусобиц. В Анатолии главным соперником османских султанов, как и в XIV в., продолжал оставаться бейлик Караманов, в Европе византийский император (снова, впрочем, обязавшийся платить дань султану), а основными объектами турецкой экспансии стали Босния, Герцеговина, фактически независимые до этого сербские земли, территории Северной Греции и Пелопоннеса.
Мехмед II (1451—1481) сумел захватить Константинополь, осуществив таким образом считавшуюся в мусульманском мире со времен арабских завоеваний главную цель «священной войны с неверными». Бывшая столица Византии к этому времени оказалась отрезанной от остального христианского мира. Среди ее защитников не было единства. Готовность императора идти на уступки римскому папе в церковных вопросах, чтобы получить помощь католического мира, встречала резкое противодействие местного населения.
Несмотря
на предательство отдельных
представителей византийской
аристократии и генуэзцев Галаты (квартал
в Константинополе), население
героически отстаивало город 41.
Лишь после 54 дней осады (с 7 апреля
по 29 мая
После завоевания Константинополя возрос международный престиж османских султанов как в мусульманском мире, так и в Европе. Османские султаны начиная с Мехмеда II стали смотреть на себя как на наследников византийских императоров. В титулатуре османских султанов появился даже термин «кайсер-и-Рум», т. е. «римский император» 42.
По
исторической традиции к османскому
государству после
1
Подробнее см.: Еремеев Д. Е. Этногенез
турок (происхождение и основные
этапы этнической истории). М., 1978, с.
132; Новичев А. Д. История Турции.
Т.
2
Об Ильханахсм.: Boyle J. A., Dynastic and
Political History of the Il'Khan.— In: Cambridge History of
Iran. Cambridge, 1975, v. 5, p. 303—421.
3
Еремеев Д. Е. Этногенез..., с. 125—129.
4
Тверитинова А. С. Фальсификация
истории средневековой Турции в ке-малистской
историографии.— ВВр, 1953, т. 7, с. 12—13.
6
Heyd W. Histoire du Commerce du Levant au Moyen age.
Leipzig, 1885, t. 1, p. 443.
7
Об организации этого крестового
похода и истории бейликов см.
подробнее: Шамсутдинов А. К
вопросу об организации Османского
княжества.— Тр. ИВАН, 1947, № 5, с. 129-152.
8
Asik pasa zade. Tevarih-i al-i Osman.
9
Шамсутдинов А. К вопросу..., с. 142.
11
Nesri M. Kitab-i cihah-niima, Nesri tarihi.
12
W Beldiceanu-Steinher I. En marge d'un acte concernant le
pencyck (pengyck) et les aqingi. — Bevue des etudes islamiques,
1969, v.
13
Подробнее о нововведениях Орхана и
Алаэддина см.: Хюсейн, Беда и уль-ве-ка'и.
М., 1961, ч. 1 (Памятники литературы
народов Востока. Тексты. Большая
серия, т. 14), л. 43 об,— 45 об.
16
Inalcik H. The
18
Об этом см. воспоминания участника
битвы Иоганна Шильберга: Бруп Ф. Путешествия
Ивана Шильберга по Европе, Азии и
Африке с 1394 по
19
Beldiceanu N. N. Les roumaine out-ib's participe a bataill
le d'Ankara? — Balcanica (Buc.), 1945, v. 8, p. 145—155.
20
Cook M. A. Population Pressure in rural
21
Shaw S. History of the Ottoman Empire and modern
23
Наиболее подробно данные турецких
хроник о тимарной системе в Османском
государстве XIV в. изучены в работе: Шамсутдинов
А. Феодальные отношения в
Османском государстве в XIV в.—Тр.
ИВАН, 1941, № Зг с. 163—178. К
сожалению, в настоящее время эта
работа является библиографической
редкйстью.
24
Shaw S. History..., p. 23, 26.
25
Inalcik H. The
26
Uzuncarfih I. H. Osmanli devletin merkez ve bahriye
teskilati.
27
Ibidem.
28
Asik pasa zade. Tevarih..., s. 52; Uzuncarsih I. H. Osmanh
devletin merkez..., s. 223.
29
Werner E., Markov W. Geschichte..., S. 29.
30
Ibid., S. 40.
31
Inalcik H. The
33
Werner E. Seich Bedr-eddin Burkluge Mustafa und Chios.—
Sitzungsberichte des Sachsischen Akademie des Wissenschaften (Leipzig),
Philologisch-histori-sche Klasse, 1974, Bd. 116, H. 5, S. 27-57.
34
Gokbilgin M. T. XV— XX yiizyilarda merkezi ve Giiney-Bogu
Avrupada koylu hareketleri konusu hakkinda. — Belleten (
35
Тверитинова А. С. К вопросу об
изучении первого антифеодального
восстания в средневековой Турции.
— ВВр, 1956, т. 15; Новичев А. Д. Крестьянское
восстание в Турции в начале XV в.—
Проблемы востоковедения, 1960.
36
Werner E. Seich Bedr-eddin..., S. 57.
37
Werner E. Die Geburt einer Grofimacht — Die Osmanen.
38
О развития системы капыкулу см.: Uzuncar$
39
Shaw S. History..., p. 46.
40
Uzuncarsih I. H. Osmanh devletin merkez..., s. 391—392.
41 История
Византии, т. 3, с. 194—196.