Глава
3
НАРОДЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И ОСМАНСКАЯ
ИМПЕРИЯ
В
XIV —XV вв.
§
1. Особенности международной
обстановки на Балканах во второй
половине XIV — первой половине XV в.
В двух предшествующих главах было показано, каким образом небольшой эмират на северо-западе Малой Азии (эта по существу еще племенная в момент своего возникновения политическая организация османов, опутанная множеством пережитков строя военной демократии) в ходе полутора столетий превратился в могущественное государство, ставшее важнейшим фактором международной жизни того времени как в Европе, так и в Передней Азии. В этих же главах отражены основные этапы османских завоеваний на Балканах, начиная от захвата полуострова Галлиполи (1354) вплоть до ликвидации венецианских владений в Северной Албании (1479), и охарактеризовано в общих чертах место пародов Юго-Восточной Европы, подчиненных Портой, в социально-политической структуре Османской империи.
Прежде чем перейти к более детальному освещению положения балканских народов под османской властью и к характеристике основных направлений дальнейшей экспансии Порты в Европе, необходимо вкратце остановиться на некоторых особенностях международной и внутренней обстановки на Балканах в конце XIV — первой половине XV в., без чего нельзя понять ни расстановки политических сил в Центральной и Юго-Восточной Европе во второй половине XV в., ни основных стратегических замыслов Порты 1.
Характерной чертой политической обстановки на Балканах в эпоху османской агрессии была крайняя феодальная децентрализация и обострение междоусобной борьбы феодальных группировок в странах изучаемого региона. Это явление было присуще почти в равной мере и Византийской империи, и южнославянским государствам (Болгарии, Сербии, Боснии), и Албании, и малым латинским княжествам Южной Греции и бассейнов Эгейского и Ионического морей. Ожесточенная борьба феодальных клик за престол в Византии фактически не прекращалась с 40-х годов до конца XIV в. 2 Острая вражда из-за власти вспыхивала неоднократно и в первой половине XV в., даже во время непосредственной османской угрозы самой столице империи — Константинополю.
Безусловно, османскому наступлению содействовали политическая раздробленность и географическая разобщенность владений некогда обширной могущественной Византийской империи. Уже в середине XIV в. единый комплекс византийских земель от Дирра-хия на западе до Константинополя на востоке распался на ряд изолированных княжеств (деспотатов) и городов, связи между которыми были крайне затруднены. Наиболее крупные и устойчивые из этих осколков империи (Морейский деспотат, г. Фессалоника с округой, княжество во Фракии с центром в Адрианополе) стали самостоятельными уделами различных представителей правящей в Константинополе династии.
Примерно в то же время Болгария также перестала быть единым государством: на северо-востоке возникло независимое княжество Добротицы (деспотат Добруджа), а затем и остальные болгарские земли разделились на два царства: одно — со столицей в Тырнове, другое — с центром в Видине.
Что касается самого обширного на Балканах в середине XIV в. Сербо-Греческого царства Стефана Душана, которое включало и южнославянские, и греческие, и албанские земли, то оно уже вскоре после смерти Душана (1355) распалось, по выражению византийского политического деятеля и писателя Иоанна Кантакузина, «на тысячу кусков» 3.
Другой специфической особенностью ситуации на Балканах во второй половине XIV в. было почти не прекращающееся соперничество друг с другом мелких и крупных государств, неоднократно перераставшее в напряженные войны, которые подтачивали силы враждующих сторон. Стремясь расширить свои владения за счет соседей, правители балканских стран оказались разобщенными перед могущественным общим врагом. Мало того, различные государи этих стран неоднократно старались использовать в борьбе со своими соперниками поддержку османов, усиливая тем самым их позиции на Балканах 4.
Углубление
процесса децентрализации, усиление
феодальной раздробленности и
междоусобной борьбы обусловили
крайнюю недолговечность попыток
как объединения мелких княжеств в
единое государство, так и создания
перед лицом османской угрозы
прочных коалиций балканских стран.
Так, закончилась неудачей попытка
объединения части южнославянских
земель под эгидой боснийской
династии Котроманичей. Подобно
Болгарии, Босния во второй половине
XIV — первой половине XV в. была
разделена на ряд фактически
независимых владений.
Провозглашенное боснийским баном
Твртко I в
Несколько
иначе сложилась ситуация в
сербских землях, где упрочилось и
расширилось одно из наиболее
крупных и устойчивых государств —
княжество Лазаря и его преемников (Стефана
Лазаревича и Бранковичей). Оно
получило в исторической литературе
название «Сербской деспотовины» (от
титула его правителей — «деспотов»).
В
Сходные
процессы политического развития в
рассматриваемое время были
характерны также и для албанских
земель. После распада царства
Стефана Душана на территории
Албании возникло несколько
независимых княжеств, враждовавших
друг с другом и с соседними
правителями. На короткий период
почти все албанские земли попали
под власть Балшичей, но созданное
ими обширное княжество после
гибели Балши II в
Одной из важных особенностей международной обстановки на Балканах в эту эпоху было также значительное усиление экспансии держав Западной и Центральной Европы, стремившихся, нередко с прямого благословения папства, установить здесь свое господство. В целом это был один из негативных факторов в судьбах балканских народов. Так, к исходу второй трети XV в. все те земли южнославянских и других балканских государств, которые не вошли в состав Османской империи, оказались под властью Венецианской республики (вся Далмация, Котор и часть Зеты, некоторые приморские города Албании и Греции) и королевства Венгрии (север Боснии, северная Сербия с Белградом). Венеция в это время соперничала за торговые преимущества, предоставляемые византийскими рынками и морскими портами (эмпориями), со своим главным конкурентом в Средиземноморье и на Черном море — с Генуей; на адриатиче-ском побережье основным конкурентом Венеции являлось королевство Венгрии, старавшееся расширить здесь свои позиции 6.
Генуя и Венеция вели настоящие войны друг с другом в гаванях и прибрежных водах Византийской империи и Адриатики. Они вовлекали Византию в свою междоусобную борьбу, вмешивались в династические раздоры в империи, получали от византийских императоров все более широкие льготы, наносившие непоправимый ущерб местному ремеслу и торговле. Войны венецианцев и генуэзцев на византийских землях (в том числе в самом Константинополе), контрибуции, которые они нередко взыскивали с императоров за понесенный ими ущерб или за лояльную позицию к империи, прямые убытки от враждебных действий флота итальянских республик в гаванях Византии — все это ослабляло не только силы самой империи, но в конечном счете подрывало военную мощь и финансовые возможности самих морских республик. Венецианцы и генуэзцы не отказывались от военных предприятий друг против друга даже тогда, когда волею обстоятельств часть их воинских контингептов должна была совместно участвовать в обороне византийской столицы от нападения турок 7.
Иной характер на Балканах носила политика феодального королевства Венгрии. Не имея, подобно Венеции и Генуи, крупного собственного флота и не стремясь к господству на путях левантийской торговли, венгерские правители старались упрочить свои позиции на полуострове либо путем непосредственного присоединения к своим владениям балканских земель, либо посредством превращения правителей балканских стран в своих вассалов 8.
Так,
в частности, во второй половине XIV в.
и в первой половине XV в. одной из
неизменных политических тенденций
королевства Венгрии было
подчинение и удержание под своим
сюзеренитетом Валашского и
Молдавского княжеств. Уже в
Усилению феодальной Венгрии также способствовала венгеро-польская династическая уния (1370—1382 гг.), когда венгерский король был реальным обладателем и польской короны 10.
Другим
направлением устремлений
королевства Венгрии было южное и
юго-западное, где короли Анжуйской
и Люксембургской династий
старались расширить владения
венгерской короны и поставить в
вассальную зависимость
южнославянских правителей. Так,
баны (а с
Сходным
был курс королевства Венгрии и в
отношении Болгарии. Пользуясь
разделением страны на два царства,
Лайош I присоединил Видинскую
Болгарию (1365). Однако сопротивление
местного населения политике
окатоличивания и протест
валашского воеводы обусловили уже
в
В конце XIV — первой половине XV в. вассальную зависимость от королевства Венгрии были вынуждены признавать и некоторые сербские правители (в частности, князь Лазарь, а затем его преемники Стефан Лазаревич и Бранковичи).
Решающей
причиной такого положения дел был,
разумеется, недостаток воинских
сил и материальных ресурсов у
правителей балканских государств в
силу названных выше факторов
внутреннего развития и
особенностей внешнеполитического
положения. Королевство Венгрии
оказалось в конкретных условиях
той эпохи значительно сильнее
каждого из отдельно взятых
балканских государств. В сложных
условиях соперничества Венгрии и
Османской империи друг с другом
правители балканских стран были
вынуждены следовать политике
лавирования, переходить с одной
стороны на другую, то отвергая, то
вновь признавая вассальную
зависимость от королевства Венгрии,
а иногда оказывались вассалами
одновременно и султана, и
венгерского короля (а
применительно к Молдавскому
княжеству — и польской короны).
Однако, если венгерский
сюзеренитет не означал — по
крайней мере на большей части контролируемых
королевством территорий —
ликвидации попавших в вассальную
зависимость государств на Балканах
* (* Подробнее о политике Венгрии на
Балканах см.: История Венгрии. Т.
Венгерские короли вели антиосманскую борьбу (походы 1442, 1443, 1444 гг.) под флагом освобождения балканских народов от ига «неверных», получая иногда содействие местного населения (например, в 1442—1443 гг.)12. Однако целью экспансии венгерских феодалов на Балканах было обеспечение собственных материальных и политических интересов правящего класса Венгрии, что зачастую мешало сплочению антиосманских сил на севере Балкан для организации совместного отпора Порте. Антиосманское движение в подчиненных султану районах в этот период не обрело широких масштабов: восстания были эпизодическими и носили локальный характер (например, в Болгарии в начале XV в., в Албании в 30-х годах того же столетия)13. Вмешательство королевства Венгрии и Венеции вело к ослаблению самостоятельных балканских государств, обостряло порой распри между ними, а иногда приводило к разорению целых областей. Следствием были: усиление в отдельные периоды туркофильских настроений среди части балканского населения, выступления против проектов унии церквей с «латинянами», против преследования патаренов (богомилов) в Боснии. Все это, несомненно, делало чрезвычайно мало вероятным создание какой-либо действительно боеспособной коалиции христианских государств с участием балканских стран для борьбы с османской агрессией, той самой коалиции, о необходимости которой говорили наиболее дальновидные политические и культурные деятели того времени14.
Идея антиосманского союза становилась весьма популярной уже во второй половине XIV в. По всей вероятности, более влиятельным в балканском обществе того времени было то направление политики, которое ориентировалось на укрепление государственных и церковных связей православных государств полуострова как на главное условие успешного противодействия туркам.
Однако, осложненная церковно-вероисповедными и политическими противоречиями, идея балканского антиосманского союза с момента ее возникновения сразу стала в странах полуострова предметом ожесточенной идейно-политической борьбы. В 60-х годах XIV в. наметилось сближение Сербского царства, Видинской Болгарии и Валахии. Несомненно, на помощь Византии был рассчитан план братьев Мрнявчевичей (Вукашина и Углеши), правивших в центральных районах бывшего царства Стефана Душана и выступивших на «священную войну» против османов. Попытка эта, однако, завершилась сокрушительным поражением при Черномене и гибелью братьев (1371), так и не получивших поддержки Византии.
С
конца XIV в. возникают новые планы
создания антиосманской коалиции,
предусматривавшие привлечение к
союзу стран Центральной и
Восточной Европы. В 80-х годах Сербия
и Босния предприняли совместную
попытку отпора османам, но их
войска были разбиты в битве на
Косовом поле в
В начале XV в., в годы ожесточенных междоусобных войн внутри Османской империи, вызванных борьбой за трон сыновей султана Баязида I, Византия и Сербия поддерживали одних претендентов на султанский престол против других. Эта политика в известной мере замедлила развертывание османской экспансии, хотя и временно, лишь до 20-х годов XV в. 16
К
началу 60-х годов XV в. османы
ликвидировали последние
византийские владения на
полуострове. В
§
2. Положение южнославянских и
других балканских народов в период
османского завоевания (конец XIV —XV
в.)
История османских завоеваний в Европе и взаимоотношений Порты с балканскими странами и западноевропейскими державами имеет обширную литературу 18. Изучение этой проблематики выявило наличие многих спорных вопросов и показало расхождения в оценках важнейших процессов и событий той поры.
В современной марксистской литературе дан всесторонний анализ социально-экономических и политических перемен в странах балканского региона после османского завоевания. В буржуазной (западноевропейской, американской и турецкой) литературе зачастую преобладает тенденциозная трактовка истории Османской империи, роли османских завоеваний в Европе в истории подвластных Порте народов. Нередко имеет место несомненная идеализация османского строя и условий жизни подчиненных османами народов. Подобная трактовка встречается порой и в работах ученых зарубежных славянских стран 19.
В связи с этим представляется необходимым остановиться на основных, наиболее значительных тенденциях политического и социально-экономического развития южнославянских и других балканских народов в XIV—XV вв.
После османских завоеваний произошла кардинальная перестройка политической карты Юго-Восточной Европы, связанная с возникновением османской «Румелии», т. е. балканских провинций Порты на территории прежних владений Византийской империи, а также с созданием на Балканах уже в первые десятилетия османского продвижения сложной системы зависимых от Османской империи вассальных государств. Вторым этапом перестройки политической карты региона была полная ликвидация самостоятельной феодальной государственности южных славян и других балканских народов, в том числе и бывших вассальных государств (за исключением Дубровницкой республики, Валашского и Молдавского княжеств) 20-
Накануне османского завоевания балканское общество продолжало развиваться по пути дальнейшей феодализации 21.
Тенденция к резкому увеличению отработочной ренты (введение недельной барщины) в славянских областях Сербо-Греческого царства Стефана Душана оказалась недолговечной. Вскоре после распада державы Душана наблюдалось сокращение отработки и, напротив, установление более высоких норм натуральных податей. Вероятно, с этими переменами в системе феодального хозяйства было связано и распространение в этих землях аренды господской земли крестьянами за денежный чинш или определенную долю урожая (десятину и т. д.).
Не менее примечательна и другая закономерность, которая постепенно приобретала все большее значение в Сербии, Болгарии и других районах Юго-Восточной Европы. Тяжелая борьба с натиском османов, признание даннической зависимости от Порты побуждали феодальных правителей разных балканских стран к введению новых налогов и повинностей, к ограничению или полной отмене тех широких иммунитетных привилегий, которые получали прежде (в XIII и первой половине XIV в.) церковные и некоторые светские землевладельцы 22. В целом в данный период в ряде южнославянских государств, подвергнувшихся османскому нашествию, объем общегосударственных податей и повинностей крестьянства возрос за счет сокращения той феодальной ренты, которую ранее взимали крупные землевладельцы, церковь и монастыри.
Эти важные перемены в системе налогообложения были закономерно связаны с сильными секуляризационными тенденциями, характерными для развития феодальной земельной собственности во многих южнославянских государствах того времени 23. Как известно, в последний период существования доосманской феодальной государственности на Балканах многочисленные земельные владения православной церкви, некоторых православных и католических монастырей были отобраны славянскими правителями или властями Венецианской республики и частично переданы в руки светской феодальной знати. Таким образом, структура господствующего класса претерпевала перемены, сократились и налоговые привилегии и земельные владения церкви (в частности, в Сербии, Зете, Болгарии), заметно возросла роль мелкого дворянства, добивавшегося сословного равенства с феодальной аристократией. О последнем, в частности, можно судить по материалам, наглядно свидетельствующим о крушении попыток введения особых сословных терминов (например, термина «властеличи» в Сербии и Боснии) для обозначения низших прослоек феодального класса с целью создания и упрочения иерархических перегородок.
В это время в южнославянских странах продолжалась и постепенно приобретала все большее значение нивелировка прежних категорий крестьянства. В Сербии об этом можно говорить уже на основании документов второй трети XIV в. Здесь в эпоху османской экспансии термины, обозначавшие отдельные категории зависимого сельского населения, уже весьма редки. Обычным наименованием крестьян служили общие и неопределенные названия («люди», «кметы», «вилланы») 24. Исключение составляли скотоводы-влахи, сохранявшие особое положение в системе феодального хозяйства и среди категорий феодально зависимого крестьянства 25.
Перемены в системе феодального хозяйства и государственных повинностей были сопряжены с нуждами обороны страны от иноземных завоевателей, с привлечением к воинской повинности некоторых прослоек зависимого и свободного крестьянства. В некоторых горных районах Сербии, Зеты, Герцеговины и других&земель Балканского полуострова появились специфические патриархальные объединения местного крестьянства — «братства» и «племена», приобретавшие со временем полную независимость от крупных феодалов 26.
В тех районах Балканского полуострова (Хорватия и Далмация), которые еще не были захвачены османами, конкретные проявления аграрной динамики, сложное переплетение и многообразие форм крестьянской ренты находились отчасти также в зависимости от хода османской экспансии на Балканах. Так, например, в Хорватии, входившей тогда в состав Венгерского королевства, наблюдалась тенденция к замене отработочной ренты денежной и натуральной, хотя появилась высокая (недельная) барщина, поэтому отработочная рента занимала большое место в массе податей и повинностей хорватского крестьянства той эпохи. Как показано в советской литературе, хорватские феодалы в конце XV — начале XVI в. были вынуждены порой идти на снижение денежного чинша или отработочных повинностей для тех крестьян, хозяйства которых были истощены непосильной барщиной или пострадали от опустошительных набегов османских завоевателей 27.
Подобные меры, без сомнения, были обусловлены нарастанием недовольства народных масс тяжелыми налогами и повинностями, ухудшением их положения в результате разгула феодальной анархии и вторжений иностранных войск. Эти уступки свидетельствовали также об определенном ослаблении феодальной государственной власти в землях, испытавших особенно сильный натиск османских полчищ или войск католических государств. В этот период, как известно, имели место локальные выступления крестьян и горожан, вызванные возмущением политикой местных правителей и феодалов 88.
Все сказанное позволяет утверждать, что накануне османского наступления продолжалось поступательное развитие средневекового южнославянского общества, насильственно прерванное вторжением Османской империи. Установление на Балканах господства феодальной османской верхушки означало подчинение и неполноправное положение южнославянских и других балканских народов, исповедовавших христианство.
Нельзя не остановиться на сопоставлении политической и социально-экономической системы, существовавшей в балканских странах в период самостоятельной государственности, со структурой, складывавшейся здесь в эпоху османского завоевания и установления господства Османской империи. Эта проблема, все еще недостаточно разработанная и дискуссионная, требует всестороннего анализа разных политических и социальных институтов. Весьма важна подчеркнуть, что некоторые особенности социально-экономического развития, которые расценивались иногда в литературе как характерный признак именно раннеосманской феодальной системы румелийских областей (например, роль мелкого дворянства, большое значение военно-ленных институтов в системе феодальной земельной собственности и т. п.), отчетливо прослеживаются в отдельных балканских государствах накануне османского завоевания, т. е. не могут рассматриваться как результат замены местных феодальных институтов османскими. Вполне понятно, что с этим связана и проблема «преемственности», «континуитета» и определенной связи османского феодального строя (в частности, применительно к Румелии) с феодальной системой покоренных народов Юго-Восточной Европы. Решение этой проблемы во многом зависит от ответа на кардинальный вопрос о той роли, которую сыграло в судьбах южнославянских и других балканских стран османское завоевание 29.
Как уже отмечалось, этот вопрос давно вызывает острые дискуссии в исторической литературе. Показательно, что в буржуазной историографии вплоть до настоящего времени распространена концепция, явно идеализирующая владычество Османской империи на Балканах. Утверждается, что османское нашествие было «благодетельным» для местного населения, потому что был уничтожен прежний феодальный класс, угнетавший народные массы, прекратились ожесточенные феодальные междоусобицы, был установлен режим «веротерпимости» и «законности», обеспечено «процветание» крестьянства и развитие городов и т. п. 30 Влияние данной концепции заметно иногда и в современной историографии зарубежных славянских стран, где порой встречаются тезисы о неких «позитивных» результатах османского завоевания, об «улучшении» положения южнославянских народов после гибели их самостоятельных государств 31.
Результаты исследований советских ученых и зарубежных историков-марксистов, основанные на тщательном анализе сохранившихся исторических памятников, свидетельствуют о тенденциозности и исторической несостоятельности этих и подобных теорий. Известно, что ликвидация османами балканских государств сопровождалась уничтожением соответствующих феодальных систем, устранением большей части местных феодалов. Одни из них были вынуждены эмигрировать, другие пали в ожесточенной борьбе с завоевателями, третьи лишились своих земельных владений (в данной связи следует учесть, что многие церкви и монастыри были разрушены либо лишены своих имений при османской власти).
При этом принципиально важное значение имеет тот факт, что после крушения балканской феодальной государственности в европейских провинциях Османской империи утвердилась османская феодальная военно-ленная (спахийская) система, типологически тождественная по своей классовой сущности феодальному строю балканских стран и многое усвоившая из прежних, местных феодальных институтов 32. Здесь достаточно сказать, например, о заметной близости византийской и южнославянской прении и османского тимара как одной из главных категорий феодальной земельной собственности, связанной с несением военной или иной службы. Определенная часть светских и церковных феодалов на Балканах включилась в состав османского господствующего класса в качестве довольно многочисленной прослойки т. н. «христиан-спахиев», которые зафиксированы в османских земельных реестрах середины и второй половины XV в. (в частности, в Болгарии, Македонии, Сербии, Боонии) 33. На первых порах наличие такой прослойки феодального класса содействовало определенной преемственности между османскими и прежними балканскими феодальными порядками. Ввиду исламизации части этих феодалов их число постепенно сокращалось. Для понимания реальной обстановки и соотношения сил внутри османского феодального класса важен тот бесспорный факт, что ключевые позиции в государстве, в военно-ленной системе принадлежали османам, тогда как христиане-спахии обычно получали лишь мелкие тимары, их число сильно уступало числу спахиев-турок, положение христиан-спахиев было неполноправным, для сохранения своих тимаров они нередко были вынуждены переходить в ислам (например, в Боснии и других южнославянских областях) 34.
Источники не подтверждают тезиса об уменьшении податей и повинностей вследствие того обстоятельства, что в первые столетия османского ига (XV—XVI вв.) спахии якобы «сами не занимались» эксплуатацией своих земельных владений. Документы свидетельствуют о существовании барщины, которую крестьяне должны были выполнять для своего помещика-спахия; нормы этой отработочной ренты были зафиксированы, например, в канун-наме (своде законов) султана Мехмеда II (1451—1481) 35. Не менее тяжелы и обременительны были для крестьян-христиан (т. н. «реайи») и денежные и натуральные поборы, детальнейшим образом перечисленные в обширных податных реестрах османских властей. Некоторые прослойки крестьянства (в частности, скотоводы-влахи, т. н. «реайя со специальными обязанностями», т. е. войнуки, дербенджи, мартолосы и пр.) получали определенные податные льготы и права. Но предоставление таких уступок Портой отдельным прослойкам местного населения имело, несомненно, лишь стратегические или тактические цели, иными словами, преследовало задачи облегчения османского завоевания и укрепления султанской власти 36.
Что же касается конкретного сопоставления доосманских и османских налогов и повинностей крестьянства, то эта проблема еще не может быть решена окончательно ввиду скудости сохранившихся данных, однако и в настоящее время сравнение некоторых османских и южнославянских источников показывает, что в ряде случаев денежные налоги и отработочные повинности османской эпохи (XV в.) были равны или превышали соответствующие нормы феодальной ренты, которые известны из славянских памятников времен существования на Балканах самостоятельных феодальных государств 37.
Утверждение буржуазных авторов о «веротерпимости» османских властей, о «защите» ими православной церкви и т. п., как показал анализ имеющихся источников, не учитывает того главного факта, что турецкая народность и ислам как ее религия пользовались безусловными преимуществами в Османской империи. Не вызывает сомнений, что введенная османскими султанами система «миллетов» (религиозно-этнических общин) использовалась для укрепления власти Порты над подвластным христианским (южнославянским, греческим, албанским) населением. В Османской державе были официально признаны греко-православная, армяно-грегорианская и еврейская общины. Путем предоставления определенных прав и привилегий руководителям этих общин (в частности, высшему православному духовенству), церковной и отчасти гражданской юрисдикции Порта пыталась использовать их в своих целях (община обладала некоторыми правами при взыскании с населения разных поборов в пользу государства и данной церковной организации 38).
В греко-православной общине наибольшими правами обладало высшее греческое духовенство, прежде всего Константинопольская патриархия, которрй оказались подчиненными греки, албанцы, южнославянские народы (в большинстве — православного, отчасти — католического вероисповедания).
В
середине XIV в., к началу османской
экспансии на Балканах, большая
часть православного населения
южнославянских стран находилась в
ведении двух церковных организаций
— самостоятельных автокефальных
Сербской и Болгарской (Тырновской)
патриархий. Часть населения
исповедовала католическую веру; в
Боснии значительным влиянием
располагала местная боснийская (богомильская)
церковь. Уже на первом этапе
османских завоеваний (во второй
половине XIV в.) территория диоцеза
византийской церкви была
расширена за счет тех
южнославянских и других балканских
земель, правители которых признали
церковное верховенство Константинопольской
патриархии. Так, в это время под
власть византийской церкви попало
население Серрского княжества,
Видинского болгарского царства и
Добруджанского деспотата (т. е.
северо-восточной Болгарии). Более
того, в результате османского
нашествия и притязаний
византийского духовенства вскоре
после падения Тыр-новского царства
(1393) была окончательно
ликвидирована самостоятельная
болгарская церковь, а территория
бывшего Тырновского государства
была подчинена (к августу
Примерно так же складывалось положение православной церкви в других южнославянских землях. После распада Сербо-Греческого царства приобрела самостоятельность Охридская архиепископия, руководство которой принадлежало греческому духовенству, а по мере завоевания сербских земель в XV в. территория, еще подчиненная юрисдикции сербского (печского) патриарха, все более и более сокращалась вследствие присоединения ее различных областей к диоцезам либо Охридской архиепископии, либо самой Константинопольской патриархии. О снижении роли сербской церкви после окончательного покорения османами Сербского государства, Боснийского королевства и Герцеговины свидетельствует крайняя скудость свидетельств, которые позволили бы судить не только о ее правах, но даже о самом ее существовании в это время.
В историографии долгое время велись споры о времени ликвидации османскими властями сербской церкви (была ли она уничтожена одновременно с феодальным Сербским государством либо еще продолжала существовать вплоть до 30-х годов XVI в., когда все сербские земли были подчинены Охридской архиепископии) 40. Как нам представляется, сохранившиеся данные позволяют предположить, что самостоятельная сербская патриархия была ликвидирована в конце XV в., когда были полностью уничтожены самостоятельные южнославянские иерархии, а местное православное население было подчинено греческому клиру Константинопольской патриархии, и Охридской архиепископии. Ликвидация самостоятельных церковных организаций, несомненно, содействовала ухудшению положения южнославянских народов. Речь в данной связи идет не только об установлении иноязычной церковной власти, существующей за счет славянской паствы, но и об отсутствии достаточно влиятельной южнославянской церковной организации, которая могла бы более действенно противостоять исламизации и ассимиляции османами покоренных народов, подавлению народных традиций и обычаев 41.
Самый факт проведения османскими властями исламизации покоренного христианского населения Румелии (т. н. «добровольное» обращение в мусульманскую веру) служит убедительным опровержением тенденциозных утверждений о «веротерпимости» османских правителей и «процветании» балканских народов под властью Порты. Неполноправность и зависимость христианских церквей и миллетов в Османской империи нашли достаточное выражение хотя бы в том, что христианские миллеты и их руководители не имели возможностей прекратить или ограничить исламизацию, одним иэ важнейших методов которой был т. я. «налог кровью» — отбор христианских мальчиков для обращения их в ислам^ воспитания в духе ярой вражды ко всему немусульманскому и зачисления в корпус янычар — одну из самых надежных частей османской армии.
«Добровольное» принятие ислама в действительности было чаще всего вынужденным: ислам принимали те христиане, которые хотели таким образом сохранить свою жизнь, обеспечить за собой свои земельные владения либо улучшить свое тяжелое материальное положение, для крестьян — податный гнет. Возможно, подобными причинами объясняется и переход в ислам части боснийского населения, создавший предпосылки для образования в последующем особой южнославянской народности (т. е. боснийцев, или мусульман Боснии).
Исламизация, проводившаяся Османским государством в балканских провинциях, отнюдь не исчерпывалась перечисленными выше методами. Осуществлялась практика обращения в ислам, в особенности тех, кто был захвачен в плен и обращен в рабство, равно как и меры по депортации христианского (болгарского, албанского, сербского) населения в уже полностью исламизированные районы Балкан или Малой Азии и переселения на Балканы турецких колонистов, в частности скотоводов-юрюков. Все эти мероприятия османских властей обеспечили появление в разных городах и областях Балканского полуострова (уже в конце XIV и особенно к концу XV в.) достаточно многочисленного тюркоязычного и исламизированного населения, служившего опорой господства Порты в Юго-Восточной Европе и дальнейшей экспансии османов в Центральной и Восточной Европе 42.
Непосредственным следствием разорительных нашествий османских войск на южнославянские земли в XIV—XV вв. были миграции славянского населения. Уже в период ожесточенной борьбы против натиска османов значительная часть сербского и болгарского населения была вынуждена покинуть родные места, спасаясь на севере и западе в поисках защиты и укрытия от завоевателей. Особенно значительным был отлив сербского населения на север, за Дунай, в южные области Венгерского королевства (в совр. Воеводину), а также на запад — в Боснию, отчасти в Хорватию, Далмацию. Чрезвычайно велики были демографические потери южнославянских народов в результате завоевания османами балканских государств и постоянных набегов их войск на те земли, которые не находились под властью турок (Хорватии, Словении). Лишь за столетие османских набегов на словенские земли (1408—1508) погибло или попало в плен, как полагают, до 200 тысяч словенцев 43; потери других южнославянских народов за этот период были гораздо более значительными и не поддаются точным подсчетам 44.
Итак, османские завоевания на Балканах имели отрицательные последствия для южнославянских народов, причем не только для населения областей, постепенно попавших в XIV—XV вв. под османское господство, но и для жителей тех земель, которые входили в состав католических государств (Венгрии, Австрии, Венеции) и испытывали постоянный натиск экспансии Порты.
Иноземный
гнет, неполноправие христиан с
мусульманами, исламизация — все
это представляло серьезную угрозу
для дальнейшего развития и самого
существования уже сложившихся
сербской и болгарской народностей.
Проводившаяся османскими властями
политика (в особенности с конца XV в.)
привела к сокращению численности
тех прослоек и категорий
южнославянского населения, которые
были включены в османскую
феодальную систему и в той или иной
мере оказались на службе у
османских властей (уменьшение
числа христиан-спахиев,
постепенное сокращение налоговых
льгот отдельным категориям
крестьянства — влахам, войнукам и т.
п.). Все это создавало предпосылки
для нарастания сопротивления
южнославянских народов и
постепенного перехода к открытой
освободительной борьбе за
свержение османского ига, к
вооруженным народным восстаниям XVI
в. против власти османов на Балканах.
Эти социально-экономические процессы находили уже в данный период определенное отражение и в сфере общественно-политической мысли. Весьма показательно, что в XIV—XV вв. в различных произведениях историографии и литературы балканского региона звучит тревога за судьбы покоренных османами народов. В литературных и исторических памятниках беспокойная мысль их авторов постоянно ищет ответа на вопрос о причинах османских побед, о причинах слабости и гибели самостоятельных балканских государств, на вопрос, какую позицию следует занять в эпоху порабощения и какой путь нужно избрать для освобождения от власти Османской Порты. В свою очередь, все это ставило новые задачи и перед османскими феодальными правителями, в той или иной мере отдававшими себе отчет в необходимости упрочить свое владычество на Балканах.
1
История Византии. Т.
2
История Византии, т. 3, с. 123—134.
3
loannis Cantacuzeni historiarum libri IV/Ed. J. Schopen. Bonnae,
1835, v. 3, p. 315.
4
Достян И. С. Борьба
южнославянских народов против
турецкой агрессии в XIV—XV вв.— ВВр,
1953, т. 5, с. 99—104.
5
Арш Г. Л., Сенкевич И. Г., Смирнова Н.
Д. Краткая история Албании, с. 22.
6
Соколов Н. П. Образование
Венецианской колониальной империи.
Саратов, 1963; Карпов С. П. Трапезундская
империя и западноевропейские
государства в XШ-XVвв. М., 1981.
7
Скржинская Е. Ч. Генуэзцы в
Константинополе в XIV в. — ВВр, 1947, т. 1;
Удалъцова 3. В. Центробежные и
центростремительные силы в византийском
мире.— In: XV Congres International des etudes byzantines. Rapports
et co-rapports. Athenes, 1975; Шитиков М. М. Венецианское
купечество в первой половине XV в. в
его торговых сношениях с Византией.
— УЗМГПИ, 1965, № 237, История средних
веков; Он же. Константинополь и
венецианская торговля в первой
половине XV в. по данным книги счетов
Джакомо Бадоера. — ВВр, 1969, т. 30; Balard
G. P. Gli studi genovesi sulle coloniedel Mar Nero.— In:
Colloquio romeno-italieno «I genovesi nel Mar Nero durante i
secoli XIII e XIV». Bucuresti, 1977; Balbi M.
8
Homan B. XIII—XIV. szazad.— In: Homan B., Szekfu Gy.
Magyar tortenet. Bp., 1942, 29, 63, 84. 1.
9
SRH, 1, p. 174; Pataki J. Anjou kiralyaink es a ke"t
roman vajdasag. Kolozsvar, 1944, p. 52; CDH, t. 9, v. 2, p. 399;
MTT, II, 186.1.
9a
HOP, t. 1, 263-267.
10
Динин М. Босанска феудална
држава од XII до XV в.— ИНТ, 1, с. 531 ел.
11
Thalloczy L. Magyar-bolgar osszekottetesek. — Sz.,
1899; Idem. Nag Lajos es a bulgar bansag. — Sz., 1900,
531; Ovary L. Magyar-bolgar-olah erintkezes Nagy Lajos
alatt. Bp., 1907; lorga
12
Цветкова Б. Паметна битка..., с. 268—272
и др.
14
Медведев И. П. Мистра. Очерки
истории и культуры
поздневизантийского города. Л., 1973,
с. 103 сл.
15
Греков И. Б. Восточная Европа и
упадок Золотой Орды (на рубеже XV— XVI
вв.) М., 1975, с. 358 ел.
16
Matschke Kl.-P. Die Schlacht bei
17
Арш Г. Л., Виноградов В. Н., Достян И. С.,
Наумов Е. П. Балканы в
международной жизни Европы (XV —
начало XX в.) — ВИ, 1981, № 4, с. 30-32.
18
Литература по этому кругу проблем
весьма обширна, поэтому мы приводим
ссылки лишь на некоторые, наиболее
важные работы. См., например:
История Болгарии. Т.
19
Подробнее об этих тенденциях в
историографии см., например: Курбатов
Г. Л. История Византии (историография).
Л., 1975, с. 250—251; ср. в нашей рец.: Наумов
Е. Н. Османское господство в
Центральной и Юго-Восточной Европе.—
ССл, 1980, № 4, с. 114—115.
21
Наумов Е. П. Балканское
крестьянство в феодальной системе XIII—XV
вв. (К вопросу об эволюции
крестьянских категорий и
повинностей в южнославянских
странах и в северной Албании).— В кн.:
Балканские исследования. Вып.
23
Ср.: Наумов Е. П. Секуляризация в
феодальном развитии балканских
стран в XIV—XV вв. М., 1966; ср. также: Горина
Л. В. Об особенностях развития
феодальной земельной
собственности в Болгарии в XIII—XIV вв.—
В кн.: Проблемы развития феодальной
собственности на землю. М., 1979, с. 116,
117, 119.
26
Ср.: Наумов Е. П. Южнославянский
эпос и проблемы сербского средневековья.—
В кн.: Славянский и балканский
фольклор. М., 1971, с. 20.
27 Бромлей
Ю. В. Крестьянское восстание
29
Ср.: Наумов Е. П. Динамика
сербского феодализма и проблема
типологических сдвигов на
Балканах (в эпоху турецкой
экспансии).— В кн.: Карпато-Дунайские
земли в средние века. Кишинев, 1975, с.
53—54.
30
Подробнее об этих концепциях см.,
например: История южных и западных
славян, с. 101; Цееткова Б. А. Проблеми
от историята на Европейския Юго-изток
през периода на османското
проникване.— ИП, 1974, № 6, с. 83—85.
31
Критику этих построений см.,
например: Наумов Е. П. Османское
господство..., с. 114—115; ср.: Преглед
историjе j'угословенских народа.
Београд, 1960, д. 1, с. 120; Тодоров Н. Балканский
город XV—XIX в. М., 1976, с. 33-34.
32
Ср.: Мейер М. С., Орешкова С. Ф. Некоторые
типологические черты османского
феодализма.— В кн.: История и
филология Турции (тезисы докладов и
сообщений). М., 1976, с. 27—29; Новичев А.
Д. Турция..., с. 24.
85
Тверитинова А. С. О домениальном
землевладении феодалов-ленников^ в
Османской державе в XV—XVI вв.— В кн.:
О генезисе капитализма в странах
Востока. М., 1962, с. 314—315, 317.
37
Ср. например: Тверитинова А. С. О
домениальном землевладении..., с. 315,
317 Наумов Е. П. Господствующий
класс..., с. 49—50.
42
Ср., например: История южных и
западных славян, с. 104—105; Тодоров
Н. Балканский город..., с. 57—64; Гандев
X. Българската народност през 15-и
век. София, 1972, с. 56 cл.; Osmanska mos..., sv. 2, с.
394 (в докладе Н. Филиповича).
43
Osmanska mos..., sv. 1, с. 148 (в докладе И. Войе).
44
Гандев X, Българската народност...,
с. 17 сл.