ПРЕДИСЛОВИЕ
Саудовская
Аравия в современном мире
приобрела гораздо большее влияние,
чем предполагает численность ее
населения — 4—5 млн. коренных
жителей в конце 70-х годов.
Обладая
почти третью разведанных ресурсов
нефти несоциалистических стран,
Саудовская Аравия стала ее самым
крупным после Советского Союза
производителем и первым в мире
экспортером. Не в силах освоить
внутри страны астрономические
доходы от этого ценнейшего сырья,
саудовский правящий класс
превратился и в крупнейшего
экспортера капитала, а королевский
клан Саудидов по абсолютным
размерам своего состояния
превзошел самых богатых финансовых
магнатов капитализма. Решения,
принимаемые в Эр-Рияде, хотя отнюдь
не всегда самостоятельные и часто
вынужденные, продиктованные внешними
силами, воздействуют прямо или
косвенно на платежный баланс США и
многих других капиталистических
государств, на темпы их
экономического развития и уровень
инфляции, на будущее доллара,
судьбу арабско-израильского
конфликта, на устойчивость
некоторых режимов в развивающихся
странах.
К
уникальным финансово-экономическим
факторам добавляется роль
Саудовской Аравии как родины
ислама. На территории страны
находятся две его главные святыни
— Мекка с Каабой, куда верующие
обращаются лицом во время молитвы и
куда религиозные каноны
предписывают совершить
паломничество — хадж, и Медина с
могилой основателя мусульманства
Мухаммеда. Усиление религиозных
чувств в мусульманских странах
придает религиозную окраску многим
происходящим в них социально-политическим
конфликтам. Поэтому в
мусульманском мире возрастает
значение «хранителя двух святых
мест ислама».
Социально-экономическая структура Саудовской Аравии буквально за одно поколение претерпела быстрые изменения. Рыночная капиталистическая экономика наложилась извне на традиционное феодально-племенное общество, которое не было готово к преобразованиям, не имело для них ни кадров, ни государственных и общественных институтов, ни соответствующей правовой системы. В Саудовской Аравии при сохранении одного из самых архаичных режимов на земном шаре стала происходить болезненная ломка экономики, общественных отношений, права, социальной психологии.
Естественно, что возрастание интереса к этой стране сопровождалось увеличением числа посвященных ей публикаций.
В
Советском Союзе только за
последние годы появилось несколько
десятков книг, брошюр, крупных
журнальных и газетных статей о
Саудовской Аравии. Но до сих пор у
нас не было труда, охватывающего
всю историю государства Саудидов,
его экономическую и социально-политическую
эволюцию, начиная с его основания в
середине ХVIII в. и кончая 70-ми годами
нашего столетия. Предлагаемая
читателю книга представляет собой
попытку восполнить этот пробел.
Она хронологически кончается
В качестве базы для разработки истории Саудовской Аравии было использовано несколько групп источников. Прежде всего — арабские хроники, написанные как сторонниками династии Саудидов и ваххабитского учения, так и их противниками и нейтральными наблюдателями. Затем идут работы Ибн Абд аль-Ваххаба, его последователей и видных аравийских богословов. Следующую группу источников составляют записки европейских путешественников, дипломатов, ученых, разведчиков, посетивших Аравию и соседние с нею страны в XVIII—XX вв. Материалы англо-индийской администрации проливают свет на некоторые проблемы XIX — начала XX в. В официальных саудовских публикациях можно найти сведения об экономике, социальных отношениях, правовой системе страны. Ряд американских публикаций со сводными данными о Саудовской Аравии могут быть приравнены к источникам. Использованы также документы, содержащие сведения о Саудовской Аравии из Архива внешней политики России и Архива внешней политики СССР.
Арабские
летописи. Лишь одна из
известных нам арабских хроник
написана человеком, который
наблюдал за развитием ваххабитского
движения и государства Саудидов с
первых лет их существования. Это «История
Неджда, называемая садом мыслей и
понятий» Хусейна ибн Ганнама*,
богослова из Эль-Хасы, который
умер в
Ибн Ганнам — последователь учения Ибн Абд аль-Ваххаба. Действия ваххабитов, по его мнению, вдохновлялись самим Аллахом, а их врагов подталкивала рука дьявола. Данные о социальной и политической структуре первого государства Саудидов приходится отыскивать буквально по крупицам. Тем не менее летопись Ибн Ганнама — исключительный по значению источник. Собранный в ней материал является результатом личных наблюдений автора или получен им из первых рук. Вторая хроника — «Символ славы в истории Неджда» — принадлежит перу недждийского летописца XIX в. Османа ибн Абдаллаха ибн Бишра, одного из известных в Аравии богословов оазиса Шакра провинции Вашм. Он был современником многих событий в Аравии после момента, на котором оборвалась хроника Ибн Ганнама. Умер Ибн Бишр в 1871/72 г.
Ибн
Бишр также придерживался
ваххабитского учения, но отличался
более широкими взглядами, чем его
предшественник. Недждийский
летописец включил в летопись
ценные факты о структуре первого
государства Саудидов и
общественной жизни Аравии. Хроника,
которую он начинает с
Летопись Ибн Бишра во многом совпадает с хроникой Ибн Ганнама. Ибн Бишр полностью приводит стихотворение своего предшественника на смерть Ибн Абд аль-Ваххаба, которое содержится и в «Истории Неджда». Однако они иногда дают различное описание одних и тех же фактов, делают акцент на разных событиях, их даты и цифры не всегда совпадают. Может быть, Ибн Бишр не был знаком с сочинением Ибн Ганнама. Во всяком случае в предисловии он не упоминает его имени среди известных ему летописцев. Сообщая о смерти Ибн Ганнама и перечисляя его достоинства как богослова и поэта, он ни слова не говорит о его исторических произведениях.
Достоверность данных Ибн Ганнама и Ибн Бишра подтверждается с помощью перекрестной проверки фактов, упоминаемых также европейцами. И арабским и европейским историкам эти две летописи стали известны лишь в XX в.
Из
поля зрения востоковедов, писавших
об Аравии, почему-то выпала хроника
государства Саудидов, приведенная
Ф. Манженом в приложении к его «Истории
Египта под властью Мухаммеда Али».
Французский историк составил
летопись на основе информации,
полученной от внука Ибн Абд аль-Ваххаба
(сосланного в Египет после
разгрома Эд-Диръии в
У Ф. Манжена в его «Истории Египта» есть ценные сведения об аравийском обществе, почерпнутые из отчетов египетской администрации в Неджде во втором десятилетии XIX в.
За последние годы внимание востоковедов и некоторых арабских историков привлекла хроника «Блеск метеора в житии Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба», оригинал которой хранится в Британском музее. Большинство авторов считают ее анонимной. Эта летопись объемом 764 страницы охватывает период аравийской истории примерно с четвертого десятилетия XVIII в. и обрывается внезапно на событиях декабря 1817г. Летописец относится к Ибн Абд аль-Ваххабу с уважением, но, ссылаясь на мнение «шейхов из Басры и Эз-Зубайра», считает его учение «ересью» (ибтида).
«Блеск метеора» представляет собой наброски, сделанные на основе рассказов участников событий, слухов и легенд. Это не мешает хронике иметь ряд несомненных достоинств, которые ставят ее в один ряд с тремя арабскими источниками того периода — Ибн Ганнамом, Ибн Бишром и манженовским изложением ваххабитской летописи. Созданная человеком, не согласным с учением ваххабитов, но достаточно объективным, она ценна именно своей самостоятельностью, неофициальностью. «Блеск метеора» содержит дополнительные сведения по ряду проблем: о характере феодальных и племенных отношений в Аравии, о торговле и ремесленном производстве в Неджде, о формах права в кочевых племенах, об организации власти, налогового аппарата, судебной системы, войска в первом государстве Саудидов.
Работы Ибн Абд аль-Ваххаба, приведенные в рукописи, — несомненно, одни из самых старых дошедших до нашего времени. Две из них — «Книга единобожия» и «Книга обнаружения сомнений в единобожии» — в своих основных положениях совпадают с недавними публикациями. Однако сочинения Ибн Абд аль-Ваххаба, выпущенные уже в нашем веке, подверглись значительному редактированию и чистке или же публиковались на основе других вариантов этих же работ.
Дополнительные сведения о ваххабитском движении и первом государстве Саудидов, а также материалы для проверки известных фактов можно почерпнуть у хиджазца Ахмеда ибн Зай-ни Дахлана, йеменца Мухаммеда ибн Али аш-Шаукани, оманца Салиля ибн Разика, знаменитого египетского историка Абдуррахмана аль-Джабарти, бахрейнца Мухаммеда ан-Набхани, басринца Османа ибн Санада, багдадца Ибрагима аль-Хайдари аль-Багдади.
После Ибн Бишра хронику недждийских событий продолжал Ибрагим ибн Иса, родившийся в Шакре в 1853/54 г. Его работа «Жемчужное ожерелье событий, которые произошли в Неджде» заканчивается 1885/86 г., но написана или завершена во время правления основателя современной Саудовской Аравии Абд аль-Азиза (Ибн Сауда), которого он восхваляет во вступлении. Она осталась недоступной автору данной работы, но он воспользовался другим вариантом его хроники — «История некоторых событий, произошедших в Неджде».
Более поздняя летопись — «Символ счастья и славы в том, что хорошо продумано об истории Хиджаза и Неджда» принадлежит Абдуррахману ибн Насыру. Она доведена до середины 30-х годов XX в. Этой хроникой автор пользовался в изложении английского востоковеда Г. Филби и ряда арабских историков.
Важный источник — летопись Дари ибн Фухайда ибн Рашида, которая хороша тем, что выражает шаммарскую точку зрения на события в Неджде во второй половине XIX — начале XX в. «История королей Ааль Саудов» в конце XIX — начале XX в. написана Саудом ибн Хизлюлем, представителем клана Ааль Су-найянов — боковой ветви Саудидов.
Несколько рукописных хроник начали вводиться в научный оборот за последние годы. Одной из них, принадлежащей перу аль-Бассама, автор воспользовался при подготовке материалов, посвященных образованию Саудовской Аравии в первой трети XX в.
Сочинения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба и его последователей составляют группу источников, существенно важных для изучения идеологии ваххабизма. Они дошли до наших дней в многочисленных списках, часть из них хранится в западноевропейских библиотеках и музеях. Работы, в которых выражено кредо ваххабизма, — «Книга единобожия» (самая ранняя из всех, написана в 30-х годах XVIII в.), «Книга обнаружения сомнений в единобожии», «Книга смертных грехов», «Вопросы джахилийи, о которых спорили посланник Аллаха и люди джахилийи», «Краткое изложение жития посланника» — упоминаются еще Ибн Ганнамом, или Ибн Бишром, или и тем и другим. Другие сочинения вероучителя, в числе которых «Назидание извлекающему пользу из нечестивости покинувшего единобожие», «Принцип веры», «Достоинство ислама», «Совет мусульманам на основе преданий о печати пророков», «Три принципа и их доказательства», многочисленные «Послания» включены К. Броккельманом в библиографию его «Истории арабской литературы».
Произведения Ибн Абд аль-Ваххаба изданы сейчас по ранним спискам, относящимся к концу XVIII — первой половине XIX-столетия, хотя, видимо, отредактированным позднее. Данные об учении ваххабитов, собранные европейскими востоковедами, в целом соответствуют догмам, изложенным в этих источниках.
Сын
вероучителя Абдаллах также
известен как автор богословских
работ. Одна из них, «Послание»,
впервые была опубликована в
английском переводе с арабской
рукописи в
Много писал на богословские темы внук вероучителя Абдуррахман ибн Хасан. Его книга «Открытие славного» представляет собой обширнейший комментарий к «Книге единобожия» Ибн Абд аль-Ваххаба. Соответствует общим установкам ваххабизма и «Послание» одного из недждийских богословов, выходца из /знатной семьи Ааль Муаммаров — Ахмеда ибн Насыра ибн Османа.
Антиваххабитскую литературу сейчас найти значительно труднее. Помимо указанных работ Ибн Зайни Дахлана и Ибн Разика стоит упомянуть две рукописи по догматическим вопросам, хранящиеся в Тюбингенской библиотеке ФРГ. Это «Послание с возражениями Ибн Абд аль-Ваххабу», написанное Мухаммедом ибн Афаликом аль-Ханбали и «Стародавние вопросы в ответе ваххабитам» Ибн ас-Сувайди.
Информация европейцев, посетивших Аравию и сопредельные страны в XVIII — начале XIX столетия. Первые сообщения о ваххабитах принес в Европу более двухсот лет назад датский путешественник К. Нибур.
Хотя французский энциклопедист и путешественник К.-Ф. Вольней не был в Аравии, в 70-х годах XVIII в. он посетил Сирию и Палестину. Его заметки об арабах-бедуинах, составленные на основе наблюдений за племенем вахидат, кочевавшим недалеко от Газы, и рассказов о племенах внутренней Аравии, отличаются меткостью наблюдений и суждений.
Наполеоновский
агент испанец Бадия-и-Леблих,
путешествовавший под именем Али-бея,
посетил в
Выдающееся место среди путешественников занимает И. Буркхардт. Швейцарец по происхождению, британский подданный, он был движим неукротимой страстью к путешествиям, и Хиджаз, где он был в 1814—1815 гг., представлял собой лишь этап в его странствованиях. Он собрал обширнейшие сведения об Аравии и жизни арабов на основе личных бесед с хиджазцами и недждийцами. И. Буркхардт изучал не только историю ваххабитов, их идеологию и структуру первого государства Саудидов, но и общественные отношения и право как бедуинов, так и оседлых, интересовался формами семьи, собственности, налоговой системой. Большая культура путешественника и широта кругозора, соединенные с научной добросовестностью, позволили ему написать книги, без которых наши знания об Аравии XVIII—XIX вв. были бы гораздо более скудными. Ко многим достоинствам И. Буркхардта следует добавить увлекательный стиль, который избавляет читателя от утомительной скуки многих путевых заметок европейцев.
В
Об
Аравии сообщали европейцы и из
сопредельных стран. На первое место
из такого рода работ следует
поставить «Историю ваххабитов»,
выпущенную в
Французский артиллерист на службе багдадского паши Ж. Раймон собирал свои материалы в Ираке и изложил их в донесении во французское министерство иностранных дел.
Лишь
спустя несколько десятилетий после
возвращения из арабских стран
опубликовал свои воспоминания
политический агент Ост-Индской
компании в Басре (с
В
русскую печать информация о
ваххабитах проникала в основном
через западноевропейские каналы.
Самое раннее из обнаруженных
сообщений (после публикации «Путешествия»
К.-Ф. Вольнея) появилось в
Европейские путешественники после Дж. Сэдльера, посетившие Аравийский полуостров в XIX в., дают богатый и первоклассный материал для выяснения его общественно-политической жизни. Добавляя, подтверждая или опровергая И. Буркхардта, К.-Ф. Вольнея, К. Нибура и арабских летописцев, они помогают изучить аравийское общество XVIII, XIX, начала XX в.
В
30-х годах английский офицер Д.
Уэлстед побывал в Омане и объехал
аравийское побережье; примерно в
это же время француз М. Тамизье
посетил Хиджаз и Асир; в 40-х годах
финский ученый Г. Валлин
путешествовал по Хиджазу и
Северной Аравии; англичанин Р.
Бэртон в 50-х годах побывал в Хиджазе
и Сирийской пустыне. В
Поездка в Эр-Рияд английского резидента в Бушире Л. Пелли относится к 1864—1865 гг. Примерно в это же время в Северном Неджде был итальянец К. Гуармани.
Английский археолог и писатель Ч. Доути путешествовал по Северному Неджду и Хиджазу в 1876—1878 гг. Его сочинение В английской литературе считается шедевром путевых заметок. Сведения Ч. Доути чрезвычайно содержательны.
Из других путешественников стоит отметить француза Ш. Юбера, побывавшего в Северном Неджде и Хиджазе в 1878, 1883—1884 гг. и убитого там, англичан, супругов Блант, посетивших Сирийскую пустыню и Джебель-Шаммар в 1878—1879, 1881 гг., русских коннозаводчиков С. А. Строганова и А. Г. Щербатова с женой, совершивших поездки в Сирийскую пустыню в 1888. и 1890 гг., и русского офицера Давлетшина, который был в Хиджазе в конце 90-х годов.
Из важных работ по аравийским кочевникам отметим труды М. фон Оппенгейма, германского арабиста и разведчика, который путешествовал по Сирийской пустыне в 90-х годах прошлого века, но его трехтомный труд о бедуинах появился лишь спустя несколько десятков лет.
Золотой
период европейских исследователей
Аравии продолжался и в первой
половине нашего столетия. Среди
всех имен два стоят особняком — Г.
Филби и X. Диксон. Оба провели в
Аравии большую часть жизни и
изучали ее в географическом,
социальном, этнографическом
отношениях. Г. Филби, офицер англо-индийской
службы, с
Диапазон поездок X. Диксона более ограничен. Он был британским политическим агентом в княжествах Восточной Аравии, затем политическим резидентом в Кувейте, посещал центральные районы полуострова. Его две книги «Арабы пустыни» и «Кувейт и его соседи» содержат важные, иногда единственные в своем роде описания жизни, хозяйственной деятельности, социальной структуры бедуинских племен, а также ряд важных сведений об истории Саудовской Аравии и Кувейта.
Особое место занимает англичанин Т. Лоуренс, бывший офицером связи при шерифе Мекки во время восстания арабов Хиджа-за против турок. После первой мировой войны официальной британской пропаганде нужны были герои, и она одним из них сделала Лоуренса. Его сочинения, написанные с несомненными проблесками литературного таланта, умножили его славу. Но это скорее не книги об Аравии и арабском восстании против турок, а сочинения Лоуренса о собственном месте в этом восстании, причем не подлинном, а том, каким он его видит через призму своего болезненного самолюбия. Научное значение его сочинений невелико.
Чешский
ученый А. Мусил с конца 90-х годов по
Стоит указать на исследование А. Жоссана, посвященное бедуинам Северной Аравии, а также на труды Р. Монтаня.
Свои
записи в разной форме оставили
британский натуралист Д. Каррутерз,
работавший в
Другие авторы этого периода позволяют лучше ориентироваться в социально-экономической и политической обстановке Аравии 30—40-х годов. Среди них английский путешественник У. Сибрук, голландский консул в Джидде Ван дер Мелен, будущий командующий арабским легионом в Иордании и плодовитый писатель на арабскую тему Дж. Глабб.
Ряд книг, в которых изредка приводятся малоизвестные и новые факты об аравийском обществе, принадлежит перу европейцев и американцев, посетивших Аравию в 30 — 50-е годы, — К. Наллино, Дж. де Гори, А. Зишке, Дж. Хайраллаху, Ф. Бальзану, Г. Армстронгу, Д. Хауэрсу, Э. Раттеру, Ф. Томише, К. Твитчелу, А. Фальк, М. Чини, Р. Сэнджеру, П. Харрисону. Их информация позволяет отчетливо судить о переменах в аравийском обществе за последние несколько десятков лет, а также лучше изучить общественные институты, известные здесь на протяжении столетий и сохранившиеся почти до наших дней.
Подробные сведения о европейских исследователях Аравии можно найти в книгах А. Цеме, А. Ралли, С. Цвемера, Д. Хогарта, В. В. Бартольда, Р. Кирнена, Ж. Пирен.
Важную
группу источников и литературы,
которая лишь последние полтора-два
десятилетия начала включаться в
научный оборот, составляют документы
и публикации англо-индийской
администрации. Среди них
выделяется сборник соглашений
между Индией и сопредельными
странами, составленный К.
Эйтчисоном в конце XIX в., впервые
опубликованный в
Чиновник англо-индийской администрации Дж. Лоример в 1908—1915 гг. издал капитальный труд «Хроника событий в Персидском заливе, Омане и Центральной Аравии» объемом в несколько тысяч крупноформатных страниц. Его сочинение долгое время предназначалось для служебного пользования, и ученые других стран смогли познакомиться с ним лишь после второй мировой войны. Оно ценно тем, что представляет взгляд англо-индийской администрации на положение дел в странах бассейна Персидского залива и сумму информации, которой оно обладало об этом регионе с XVIII до начала XX в. Недостаток работы Дж. Лоримера — редкие ссылки на источники. Часто не понятно, почерпнул ли он те или иные сведения из известных работ Буркхардта, Корансеза, Манжена, Бриджеза и других или из донесений британских агентов.
В этом смысле ценны публикации Дж. Салданы, посвященные бассейну Персидского залива XIX — начала XX в. и сделанные на основе англо-индийских архивных материалов. Но они остались недоступными автору данной работы, и ими можно было пользоваться по обширным ссылкам Р. Уиндера в его «Истории Саудовской Аравии в XIX в.»
Официальные саудовские публикации. Важная саудовская статистика, в том числе по составу саудовского общества, публиковалась в «Статистическом ежегоднике». Представляют интерес сборники саудовских документов и заявлений.
Саудовско-британский конфликт из-за группы оазисов Эль-Бурайми привел к появлению трехтомной «Памятной записки правительства Саудовской Аравии» и двухтомной «Памятной записки» британского правительства. Саудовская публикация ставила своей задачей доказать принадлежность спорной территории Саудовской Аравии, но вместе с тем содержала ряд новых материалов о налоговой системе и племенах.
В XX в. среди источников на арабском языке, написанных участниками событий, появился один, сопоставимый по значению для изучения общества Саудовской Аравии XX в. с «Символом славы в истории Неджда» и «Блеском метеора» для XVIII — первой половины XIX в. Речь идет о четырехтомнике Хайр ад-Дина аз-Зирикли «Аравийский полуостров в эпоху Абд аль-Азиза». Конечно, этот труд — безудержная апологетика основателя Саудовской Аравии, клана Саудидов и в целом саудовского режима. Но вместе с тем он представляет собой богатое собрание фактических сведений самого различного свойства о стране — от ее истории до организации армии, от судебной и правовой системы до этнографии, от экономики до анекдотических подробностей быта при королевском дворе. Аз-Зирикли, долгое время служивший в министерстве иностранных дел, включил в свою книгу ряд ценных документов из саудовского дипломатического ведомства. В числе недостатков его работы — очень частое отсутствие ссылок на источники. Перу Аз-Зирикли принадлежат и другие работы.
Египтянин Хафиз Вахба, проведший полсотни лет на службе саудовских королей, оставил записки, которые пополняют наши знания об эволюции саудовского общества. Он был доверенным лицом Ибн Сауда на дипломатических переговорах, занимал важные административные посты в Хиджазе после его завоевания, возглавлял департамент просвещения, был саудовским послом в Лондоне. Он оставил после себя несколько сочинений. X. Вахба сообщает о хозяйственной деятельности и социальной организации оседлых и кочевников Центральной Аравии до появления нефтяной промышленности, о религиозно-политическом движении ихванов.
Сириец Фуад Хамза, также находившийся на службе саудовских королей, написал несколько книг, содержащих, в частности, информацию социально-политического и экономического характера о Саудовской Аравии «донефтяной эпохи».
Литература саудовской оппозиции, в том числе революционно-демократической, немногочисленна. Но она ценна тем, что раскрывает установки организаций, борющихся против саудовского режима.
В
арабской литературе 30—70-х годов
вместе с сотнями легковесных
работ, практически не имеющих
научной ценности, стали появляться
более серьезные. Среди них
исследование социально-экономических
сдвигов в недждийской провинции
Касим, проведенное в середине 60-х
годов саудовцем Абдуррахманом аш-Шарифом.
Лига арабских стран в
Обширное толкование кодекса о труде дал Наззар аль-Кияли. Арабский автор (видимо, египтянин) Мухаммед Садик исследовал эволюцию саудовского административного аппарата.
Арабская литература по истории Саудовской Аравии построена главным образом на аравийских хрониках, она мало использует европейские источники и литературу. Арабские авторы ограничиваются, как правило, лишь изложением исторических событий, не вникая в их политическое содержание, не говоря уже о социальном. Это относится даже к лучшим из них — Махмуду Шукри аль-Алюси, Амину ар-Рейхани, Ахмеду Али, Амину Сайду, Саляху ад-Дину аль-Мухтару, Ахмеду Абд аль-Гафуру Аттару, Мухаммеду Абдаллаху Мады, Рагибу Харразу, Муниру аль-Аджляни. Особое внимание на изложение ваххабитского учения обращает Абдаллах аль-Касими, Ахмед Амин, Мухаммед Хамид аль-Факи, Аббас Махмуд аль-Аккад, а также один из деятелей мусульманской реформации в Египте — Мухаммед Рашид Рида. Мухаммед аль-Ахсаи сконцентрировал свое исследование на Восточной Аравии. Для выяснения процесса складывания Саудовской Аравии помогают книги Мухаммеда аль-Мадани и Хусейна Насыфа.
Несколько более высоким уровнем отличается книга хиджазца Абд аль-Хамида аль-Хатыба «Справедливый имам», рассказывающая об эпохе Абд аль-Азиза. Она содержит ряд малоизвестных или неизвестных исторических фактов и написана бывшим противником Саудидов, одним из организаторов хиджазской либеральной партии. Ее руководители через некоторое время после разгрома были амнистированы Ибн Саудом и кооптированы его режимом. Идеологии и литературе общества Саудовской Аравии в XX в. посвящены книги Абдаллаха Абд аль-Джаббара и Фахда аль-Марика.
Арабский юрист Субхи аль-Мухаммасани подробно разбирает правовую систему Саудовской Аравии.
Некоторые новые материалы из египетских и других архивов для истории первого государства Саудидов привлек Абдуррахим Абдуррахман Абдуррахим, а второго государства Саудидов — Абд аль-Фаттах Абу Алия.
Полемические сочинения в защиту ваххабизма, написанные Сулейманом ибн Сахманом, содержат помимо ваххабитской догматики выдержки из работ противников этого учения.
В «нефтяную эпоху» количество западноевропейских и американских работ по Саудовской Аравии увеличивается во много раз. Естественно, что социально-политические и экономические изменения затрагиваются многочисленными европейскими путешественниками. К ним следует добавить ряд важных трудов.
В начале 50-х годов полевое изучение оазисов Эль-Хасы провел по заданию администрации АРАМКО Ф. Вайдэл, собрав ряд новых сведений о хозяйственной и общественной жизни их жителей.
Специальное, этнографическое и социально-экономическое полевое исследование поселений в вади Фатима в Хиджазе, между Меккой и Джиддой, осуществила в конце 60-х годов японка Мотоко Катакура. Оно ценно описанием оседлых поселений, их взаимоотношений с кочевыми племенами, традиционных общественных связей, внедрения товарно-денежных отношений.
Американец У. Ру — глава информационной службы посольства США в Эр-Рияде — провел анализ системы образования в Саудовской Аравии и ее воздействия на общество. Он собрал интересные факты, хотя его методология — попытка объединить в один «класс» людей по критерию полученного образования — не может считаться серьезной.
Ряд
солидных американских работ по
Саудовской Аравии, которые
формально не могут быть включены в
число источников, фактически
являются ими. Это сборники «Аравия
Ибн Сауда», написанный
сотрудниками АРАМКО Лебкичером,
Ренцем и Стейнике, опубликованный в
Эти книги построены на основе материалов, собранных непосредственно в Саудовской Аравии, в том числе полевых этнографических, антропологических, социальных, экономических исследований. Авторы «Регионального справочника», например, использовали отчеты и исследования американской разведки, посольства США, ряда департаментов АРАМКО. Они имели доступ к архивам и некоторым подлинным статистическим выкладкам различных саудовских ведомств. Эти книги предназначены в первую очередь не для широкой публики, а для специалистов, для лиц, непосредственно связанных с Саудовской Аравией, — бизнесменов, инженеров, дипломатов, журналистов. Поэтому они насыщены большим количеством фактов и цифр, содержат некоторые объективные оценки. Однако их общая слабость, как и всей американской литературы по Саудовской Аравии,— апологетический характер в подходе к американской политике и деятельности АРАМКО. Их оценки саудовского режима в высщей степени осторожны и напоминают скорее расшаркивание, чем научный анализ. Но из этой литературы можно почерпнуть сведения о характере поземельных отношений и землепользования, изменениях в сельском хозяйстве, особенностях формирования рабочего класса и буржуазии, социальных сдвигах в саудовском обществе, перестройке механизма власти, развитии правовой системы.
Р. Кнауэрхейз написал ценный труд по саудовской экономике середины 70-х годов. Он приводит много цифр и фактов, полученных непосредственно из саудовских источников.
Среди последних работ, которые носят больше политический или, скорее, публицистический характер, но содержат тем не менее важные детали о положении в Саудовской Аравии, следует упомянуть «Аравию без султанов» англичанина Ф. Холлидея и две книги, написанные совместно французами Л. Шампенуа и Ж.-Л. Сулье. К серьезной журнальной публицистике относятся статьи Бонанфана.
Из западных авторов, писавших по нефтяным проблемам Ближнего и Среднего Востока, выделяются С. Лонгригг, Б. Швадран, Ш. Клебанофф, Ф. Рухани, Ж.-М. Шевалье, Ш. Р. Али, авторы справочника АРАМКО.
Правовую систему Саудовской Аравии разбирает Г. Баруди.
Большое внимание социально-политическим проблемам, в том числе структуре власти, праву, уделяют П. Хобдей, А. Келидар, Д. Лонг, авторы сборника «Королевство Саудовская Аравия», вышедшего в Лондоне.
Ряд публикаций по Саудовской Аравии, участившихся за последнее десятилетие, появился в периодических изданиях, как западных, так и арабских.
Западноевропейская и русская дореволюционная литература по истории Аравии отличается в основном описательством, игнорированием социальной стороны событий и поверхностными замечаниями об их политических мотивах. Большинство европейских востоковедов отказываются признавать какое-либо развитие аравийского общества вплоть до XX в. Не выделяется из этого ряда и сочинение А. Крымского.
Единственной
европейской работой, охватывающей
довольно подробно всю саудовскую
историю, была «Саудовская Аравия»
упоминавшегося уже Г. Филби,
вышедшая в
Арабские хроники использованы также чешским исследователем А. Мусилом.
Из опубликованных американских работ по отдельным периодам аравийской истории выделяются уже упомянутая «Саудовская Аравия в XIX в.» Р. Уиндера и «Рождение современной Саудовской Аравии» Г. Троллера, посвященная первым двум десятилетиям XX в. Обе книги основаны на многих и разнообразных источниках. Но они ограничиваются в основном изложением политических событий.
Некоторые европейские востоковеды, например венгерский ученый И. Гольдциер, в общих чертах верно воссоздали догматически-богословскую сторону ваххабизма и отметили специфические черты ваххабитского культа. Подробное изложение ваххабитской догматики можно найти в статье Марголиуса, опубликованной в первом издании четырехтомной «Энциклопедии ислама». Ряд важных работ, посвященных Ибн Таймийе, предшественнику ваххабитов, и воздействию его учения на идеологию правящего класса в саудовском обществе написал французский востоковед А. Ляуст. Он же автор статьи о Мухаммеде ибн Абд аль-Ваххабе в новом издании «Энциклопедии ислама».
В советской литературе первым к теме ваххабизма и истории государства Саудидов обратился М. Томара. Ему же принадлежит честь постановки вопроса о социальных корнях ваххабизма. Однако выводы его в настоящее время по большей части устарели.
Ряд работ по Аравии, ее социально-политическому строю, этнографии написан А. И. Першицем. Итоги многолетних исследований он суммировал в превосходной книге «Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX — первой трети XX в.», которая послужила основой при подготовке первой главы настоящей работы. Эта книга насыщена большим количеством систематизированных фактов, взятых у большинства европейских путешественников по Аравии; сделан марксистский анализ аравийского общества. Монография А. И. Першица позволила лучше ориентироваться в группе европейских нарративных источников. Часть цитат из них дана в его переводе. Некоторые положения А. И. Першица, однако, не бесспорны. Взгляды А. И. Першица претерпели определенную эволюцию, что нашло отражение в его статье «Некоторые особенности классообразования и раннеклассовых отношений у кочевников-скотоводов», появившейся позднее.
М. В. Чураков пересказывает в своей работе «Историю современного Неджда» Амина ар-Рейхани (в которой события вплоть до середины XIX в. описаны по Ибн Бишру), выбирая места, интересные для изучения этнографии и общественных отношений Центральной Аравии.
Работа «Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье» Е. А. Беляева дает историческую глубину при изучении аравийского общества и его идеологии на протяжении столетий.
Труды Н. А. Иванова об арабских племенах Северной Африки, истории Марокко и арабо-османском обществе и И. М. Смилянской о Передней Азии XVIII — XIX вв. представляют в распоряжение исследователя Аравии важные социально-исторические параллели.
Н. И. Прошиным была выпущена монография «Саудовская Аравия». Ее историческая часть представляет интерес описанием событий 40-х — начала 60-х годов. Довольно подробно изложено восстание ихванов в 20-е годы. Первым в нашей литературе Н. И. Прошин предпринял попытку проанализировать генезис саудовского капитализма, появление и развитие в стране капиталистических отношений, формирование рабочего класса.
Две серьезные книги о Саудовской Аравии были выпущены В. В. Озолингом. Они посвящены прежде всего экономике страны, но вместе с тем содержат добротный материал о ее обществе, об эволюции социально-экономических институтов и организаций. Экономический анализ В. В. Озолинга использован в главе о социально-политической структуре Саудовской Аравии «нефтяной эпохи».
Работа о внешней политике Саудовской Аравии, в основном 60—70-х годов, написана Л. В. Вальковой. В ней собран обширный материал на эту тему.
Книга Г. Л. Бондаревского, посвященная бассейну Персидского залива на рубеже XIX—XX вв., проливает свет на некоторые проблемы аравийской истории тех лет. По книге М. С. Лазарева «Крушение турецкого господства на Арабском Востоке» можно проследить ход первой мировой войны в Аравии.
Уяснению некоторых правовых вопросов служат материалы по саудовскому государственному устройству, опубликованные в сборнике «Конституции государств Ближнего и Среднего Востока», хотя перевод ряда текстов нуждается в уточнении.
Работы о Саудовской Аравии выпущены И. П. Беляевым, В. Л. Бодянским и М. С. Лазаревым, О. Г. Герасимовым. В ряде советских журналов появились статьи, в которых затрагиваются различные аспекты общественной жизни и политики Саудовской Аравии.
Советские авторы много внимания уделяли проблемам нефти, воздействию нефтяной промышленности на общество стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе Саудовской Аравии. Из этих работ выделяются труды Р. Н. Андреасяна, Б. В. Рачкова.
В
заключение нелишне упомянуть специальные
библиографические работы по
Аравии Э. Макроу, Г. Хейуорт-Дюна,
Дж. Стивенса и Р. Кинга, саудовцев
Яхья Махмуда Саати и Абдаллаха
Салима аль-Кахтани, справочник,
изданный в Вашингтоне в
* Здесь и далее работы упомянутых авторов см. в разделе «Библиография».