Глава
IX
ВОЗРОЖДЕНИЕ
РИЯДСКОГО ЭМИРАТА
В
НАЧАЛЕ XX в.
(1902
- 1914)
К началу XX в. в Аравии вновь сложилась благоприятная обстановка для возрождения Риядского эмирата. Власть Хаиля держалась на военном могуществе племени шаммар и их союзников и на помощи турок, но пользовалась все меньшей поддержкой недждийского населения. Великобритания стала вмешиваться в аравийские дела, стремясь ослабить зависимость местных княжеств от Порты и поставить их в конечном счете под свой протекторат. Поэтому она все чаще поддерживала противников Джебель-Шаммара. Семья Саудидов, обосновавшаяся в Кувейте, стала естественным центром притяжения для всех недждийцев, недовольных правлением Рашидидов.
Захват
Эр-Рияда Абд аль-Азизом и установление
контроля над соседними провинциями.
Осенью
Опасность вновь попасть в прямую зависимость от турецких властей подталкивала шейха Кувейта Мубарака на активизацию действий против Джебель-Шаммара 2. На основе общей политики, направленной против Рашидидов, шейх Кувейта объединил силы с вождем мунтафиков Саадун-пашой 3.
В
конце 1900 — начале
В этот момент сын Абдуррахмана — Абд аль-Азиз попытался захватить цитадель в столице предков Эр-Рияде. Его отряду вместе с кувейтцами удалось ворваться в город, но шаммарский губернатор Аджлян ибн Мухаммед засел в крепости Эль-Мисмак и успешно выдержал осаду. Узнав об итогах сражения при Эс-Сарифе, Абд аль-Азиз поспешно бежал в Кувейт. Однако он убедился, что жители столицы возмущены гнетом шаммаров и их симпатии принадлежат дому Саудидов 8.
Действия Кувейта и его союзников прямо или косвенно поощрялись Великобританией. По мнению А. Адамова, за спиной Мубараха стояла Англия, заинтересованная в ослаблении Джебель-Шаммара. Шейх Кувейта закупал на Бахрейне большие партии английских винтовок «мартини»9.
Ибн Митаб отметил свою победу расправой над жителями Бурайды и других городов Касима за их симпатии к кувейтцам и Саудидам, а затем послал жестокого военачальника Салима ибн Субхана, чтобы преподать такой же урок Эр-Рияду 10.
Турецкие
власти в Ираке стали
сосредоточивать военные силы,
чтобы нанести удар по Кувейту под
предлогом «наведения порядка», но
не решились это сделать, опасаясь
конфликта с англичанами 11. В
результате сложной борьбы
турецкой дипломатии при поддержке
Берлина удалось в сентябре
Правитель Хаиля, договорившись с турками, напал на Кувейт, ослабленный после поражения при Эс-Сарифе. Ибн Митаб осадил Эль-Джахру — селение на берегу залива. Однако англичане послали военный корабль, который обстрелял лагерь шаммаров. В княжество стали перебрасывать английское оружие, а в Стамбуле британский поверенный в делах протестовал на встрече с султаном против действий шаммаров. После двух-трех недель безнадежной осады Ибн Митаб по распоряжению султана отошел в Хаиль. Его успехи оказались кратковременными, и инициатива перешла к его противникам 14.
Кувейтцы
и их союзники — саудовские принцы
— решили снова нанести удар по
шаммарам в Центральной Аравии. Абд
аль-Азиз уговорил отца дать ему
возможность еще раз попытать
счастья в Эр-Рияде. Он отправился в
поход, имея, по большинству
источников, всего лишь 40 бойцов,
среди которых были его брат
Мухаммед ибн Абдуррахман и
двоюродный брат Абдаллах ибн
Джилюви. В ноябре — декабре
Когда
Ибн Митаб получил сведения о его
действиях, он направил в Багдад и
Басру письма османским властям с
просьбой удалить Абд аль-Азиза с
территории Эль-Хасы. Узнав об этом и
опасаясь турок, бедуины покинули
молодого эмира, и ои остался с
прежней группой примерно в сорок
последователей. Предполагая, что
действия сына превращаются в опасную
авантюру, Абдуррахман потребовал,
чтобы он вернулся в Кувейт и
отказался от плана захватить Эр-Рияд.
Турецкие власти в Эль-Хасе
заставили его отряд покинуть
провинцию. Месяц рамадан, который
пришелся на декабрь 1901 — январь
Ибн
Митаб, видимо, не стал придавать
особого значения вылазкам эмира, и
это обстоятельство сыграло тому на
руку. Несмотря на запрет отца, Абд
аль-Азиз решил рискнуть еще раз, и 12
января
Отдохнув в небольшом оазисе, он оставил в нем группу своих людей с верблюдами и лошадьми, приказав им уходить, если он к утру не вернется. Остальные направились к стенам города. Темной ночью воины во главе с Абд аль-Азизом перелезли через стену в районе ворот Шамсия, оставив в резерве десяток бойцов, и пробрались к своему стороннику Джувайсиру, который жил рядом с домом шаммарского губернатора Аджляна нбн Мухаммеда. Аджлян был женат на одной из жительниц Эр-Рияда и посещал ее днем, но ночи предпочитал проводить вместе с гарнизоном, насчитывавший примерно 80 человек, в цитадели Эль-Мисмак. Джувайсир накормил Абд аль-Азиза и его бойцов, а затем они проникли в дом, где находилась жена Аджляна. Самого губернатора там не нашли, но его жену и родственницу заперли в одной из комнат. Абд аль-Азиз послал за своим братом Мухаммедом и его десятью воинами, оставленными за городом. Весь отряд собрался в доме. Жена Аджляна сказала, что губернатор мог прийти к ней после утренней молитвы, и они решили ждать. Напряжение в маленькой группе воинов, которые уже явно чувствовали авантюризм своих действий, достигло предела.
Наступило
утро 15 января
Воспользовавшись элементом внезапности, воины Абд аль-Азиза расправились с шаммарским гарнизоном, находившимся в крепости, а затем перебили тех, кто был в городе. Два десятка шаммаров, запершихся в цитадели, были отпущены под честное слово. Молодой эмир потерял только двух человек убитыми и трех ранеными. Его неожиданная блестящая удача, естественно, захватила воображение жителей Неджда и впоследствии была воспета в многочисленных легендах и касыдах16.
Риядцы принесли присягу верности Абд аль-Азизу, который немедленно стал укреплять стены столицы. Когда Ибн Митаб узнал о падении Эр-Рияда, он пришел в ярость и поклялся отомстить своим традиционным врагам. Из низовьев Евфрата он откочевал в Хаиль, чтобы собрать войско и направиться к Эр-Рияду, но приготовления затянулись на несколько месяцев 17.
Тем временем к Абд аль-Азизу подошли подкрепления, посланные из Кувейта, — 70 бойцов во главе с его другим братом — Саадом. До прихода шаммаров молодой эмир успел провести поход на юг, завоевать Эль-Хардж, а также совершить рейд на бедуинов кахтан в Эль-Маджмаа.
В
мае
Дерзким захватом Эр-Рияда Абд аль-Азиз доказал, что обладает качествами шейха и эмира: мужеством, умением руководить и удачливостью. Как доказали последующие события. Абд аль-Азиз был, несомненно, выдающейся фигурой. На этом сходятся все без исключения историки и путешественники, как европейские, так и арабские. Абд аль-Азиз закалился в изгнании, хорошо изучил нравы, обычаи, сильные и слабые стороны бедуинов, умел ими манипулировать. Вместе с тем он понимал, что опираться ему придется главным образом на оседлых жителей Неджда, и поэтому оказывал им постоянное внимание. Сознавая силу религии, он с самого начала установил хорошие отношения с улемами и использовал их для усиления центральной власти.
В европейской и частично арабской литературе основатель современной Саудовской Аравии известен под своим родовым именем Ибн Сауд. Поэтому будем и мы иногда использовать его.
Английская арабистка Гертруда Белл в книге «Арабская война» оставила литературный портрет Абд аль-Азиза, хотя и относящийся к более позднему периоду: «У него были тонкие руки с нежными пальцами — черта, распространенная среди племен чисто арабской крови. Несмотря на высокий рост и широкие плечи, он производил впечатление усталого человека, но это была неопределенная усталость, не индивидуальная, а расовая. Это была усталость древнего необщительного народа, который так сильно напрягал свои жизненные силы и так мало энергии черпал за пределами своих непреодолимых границ. Его неторопливые движения, его медленная приятная улыбка, его глаза, смотрящие с раздумьем из-под тяжелых век, — все это добавляло к его достоинству еще и очарование, но не согласовывалось с западной концепцией активной личности.Тем не менее рассказы о нем говорят о его физической выносливости, редкой даже в Аравии с ее тяжелыми условиями»19. Оставив на совести арабистки британской колониальной школы выражение «расовая усталость», отметим ее в целом очень высокую оценку личности риядского эмира.
Воспользовавшись передышкой, предоставленной ему шаммарами, Абд аль-Аэиэ наносил удары по всем направлениям, стремясь собрать вокруг Эр-Рияда хотя бы минимум земель, чтобы иметь необходимый военный и экономический потенциал для продолжения войны.
За это время события в Аравии снова привлекли внимание не только Стамбула, но и Лондона, Берлина, Петербурга. Германская дипломатия оказывала нажим на султана, стремясь обеспечить надежный выход Багдадской магистрали к Персидскому заливу. Правитель Хаиля, пытавшийся вернуть себе контроль над Южным Недждом, был уверен в турецкой поддержке. Но за спиной его противников кувейтцев, а на практике и Саудидов, стояла Великобритания 20.
Лишь
в июле — августе
Ибн
Сауд начал собирать ополчение из
горожан Арида и бедуинов давасир,
ааль мурра и шамир. Взять с ходу
хорошо укрепленный Эр-Рияд шаммары
уже не могли, поэтому Ибн Митаб
предпочел не штурмовать город, а
перерезать пути снабжения Абд аль-Азиза
из Кувейта. Узнав об этом, эмир
оставил в городе своего отца
Абдуррахмана с гарнизоном, а сам
ускользнул с небольшим отрядом в
Эль-Хардж. Шаммары последовали за
ним, но в своем продвижении должны
были с боем брать укрепленные
города-оазисы, присоединившиеся к
Саудидам. Наконец, под городом
Диламом Абд аль-Азиз, собрав
примерно две тысячи человек и
опираясь на свой гарнизон,
осажденный в Диламе, смог нанести
удар по войску Ибн Митаба. В это
время основная часть шаммаров
рассыпалась по Эль-Харджу, чтобы
грабить, рубить пальмы и пасти
лошадей и верблюдов, и правитель
Хайл я не смог воспользоваться
своим численным преимуществом.
Столкновения и стычки между двумя
сторонами продолжались с сентября
до ноября
В
этот момент Абдуррахман ибн
Фейсал посетил Кувейт, где встречался
с российским консулом в Бушире
25. Но это было предпринято
скорее для шантажа англичан, чтобы
заставить их оказать помощь
риядскому эмиру, а не для
установления реальных политических
связей с Россией. Весной
Первые
успехи Абд аль-Азиза означали
восстановление ядра Риядского
эмирата при активной поддержке
кувейтцев и косвенной — англичан.
Продвижение
в Касим. В январе
Весной
Тем
временем в международной
обстановке произошли серьезные
изменения — Великобритания
активизировала свое наступление в
бассейне Персидского залива против
германских и российских
конкурентов. В ноябре — декабре
Правитель
Хайл я настойчиво добивался
турецкой помощи и в начале
Но
город еще не был взят. В сражении,
которое произошло вблизи Анайзы,
Абд аль-Азиз разгромил войско шаммаров,
во главе которого стоял Маджнд ибн
Хамуд 33. На стороне шаммаров
в бою участвовали двоюродные
племянники Абд аль-Азиза, внуки
претендента на риядский престол
Сауда ибн Фейсала, брата его отца.
Их узнали и назвали «араиф» — «опознанными».
Это слово бедуины применяют к своим
верблюдам, захваченным
противниками и возвращенным в
контррейде. С великодушием,
которое было для него традиционным,
а точнее, с большой гибкостью и
умением смотреть в будущее и
обезоруживать ставших безопасными
врагов Ибн Сауд простил своих
родичей без условий и предложил им
или остаться с ним, или
присоединиться к Рашидидам. В тот
момент они приняли его предложение
примирения, гостеприимства и сотрудничества,
но через некоторое время вновь
стали одними из его самых опасных
противников 34.
Эмиром Анайзы Ибн Сауд назначил члена одной из знатных семей, которые вернулись из ссылки в Кувейте со своими вооруженными последователями, Абд аль-Азиза Ааль Суляй-ма. Он стал сводить счеты со своими противниками, не забывая укреплять стены города 35.
Вскоре после взятия Анайзы Абд аль-Азиз направил письмо шейху Кувейта Мубараку. описывая падение города. Письмо попало затем в руки англичан и оказалось в архивах британской Форин оффис. «...С помощью Аллаха и с твоим содействием мы остановили наших верблюдов около Ушайзийи на рассвете. Мы остановились там. мы и жители Касима, которые были с нами целый день. Жители Анайзы, которые были вместе с нами, направили людей к своим друзьям, чтобы объявить о нашем приходе. Когда было 4 часа ночи, мы поднялись и пошли в Анайзу... Совершив утреннюю молитву, мы послали против них Абдаллаха ибн Джилюви с сотней воинов из Эр-Рияда. Затем мы двинулись против Маджида, и когда он увидел наших кавалеристов, Аллах отвел свою руку от них и помог нам против них. Мы сломили их и убили из них 370 человек. Аллах вернул нам наших родственников из семьи Ааль Саудов, которые были пленниками в их руках... Благодаря всемогущему Аллаху с нашей стороны были убиты лишь два бедуина. Затем мы вернулись в селения наших друзей. Они захватили замок и наложили руки на семью Яхьи и других с ними, и убили их, и опустошили дома семейства Бассамов. Клянусь Аллахом, с Маджидом ушло только 15 верблюдов и 7 лошадей. Все остальное их войско и снаряжение мы захватили как трофеи с помощью Аллаха. Наше намерение — с благословения Аллаха быстро направиться к Бурайде, если желает Аллах»36.
После падения Анайзы жители Бурайды направили делегацию к Ибн Сауду с просьбой разрешить им атаковать крепость в их собственном городе, которую удерживал гарнизон шаммаров. Захват Анайзы убедил бурайдитов, что события в тот момент развивались в пользу риядского эмира. Кроме того, семья Ааль Муханна (один из ведущих кланов Бурайды, находившийся ранее в изгнании в Кувейте) прибыла в Анайзу с небольшим отрядом, ожидая возможности вернуться к власти 37.
Дорога
на Бурайду была открыта, и Ибн Сауд
направил в город отряд во главе с
Салихом Ааль Муханна Аба аль-Хайлем.
Когда Абд аль-Азиз въехал в Бурайду,
ее жители принесли ему присягу
верности. Однако шаммарский
гарнизон из 150 человек заперся в
цитадели, надеясь выдержать осаду
до подхода подкрепления. Осада,
перестрелки и небольшие бои
продолжались около двух месяцев.
Наконец, риядцы заложили мину под
стену крепости и взрывом повредили
ее. Измученные страшной жарой и
нехваткой припасов, шаммары сдали
цитадель в июне
Со
взятием Анайзы и Бурайды Абд аль-Азиз
распространил свой контроль от Эр-Рияда
до Касима через Вашм. Однако Ибн
Митаб смог убедить турок оказать
ему более действенную поддержку.
Сначала османские власти не
доверяли его призывам о помощи, так
как предполагали, что это обычное
вымогательство вассала, требующего
больше денег, оружия, подкреплений.
Но когда узнали, что Абд аль-Азиз
присоединил к своему эмирату Касим,
то забеспокоились. Турецкий отряд
— примерно 2 тыс. солдат с 6 орудиями
— под командованием полковника
Хасана Шукри был направлен в Неджд 39.
В
июне
Перед
решающими военными действиями
Хасан Шукри послал Абд аль-Азизу
письмо, пока тот еще находился в
Анайзе, и предупредил о тяжелых
последствиях военных действий
против правителя Хаиля. «Его
величество великий халиф узнал о
смуте в стране Неджд и о том, что
этой смутой водила иностранная
рука, — писал турецкий полковник. —
По этой причине он послал меня к вам,
чтобы помешать кровопролитию и
иностранному вмешательству в
страну мусульман». Далее автор
письма сетовал на сотрудничество
Абд аль-Азиза с Мубараком, который
объединился с Британией —
иностранной и «гяурской державой».
Напыщенным тоном он предлагал Абд
аль-Азизу излагать свои жалобы
османским властям, а не Мубараку,
находившемуся в состоянии мятежа
против халифа. Шукри указывал, что
он является союзником не только
Рашидпдов, но всех, кто ищет помощи
и поддержки Османской империи, и
отмечал, что, сел и Ибн Сауд также
хочет этой помощи, он может
пользоваться тем же благоволением
османского правительства, что и
Рашидиды 41.
Риядский
правитель был обеспокоен, но
держался твердо. «Мы не принимаем
от вас совета и не признаем вашего
сюзеренитета,— писал он в
ответном послании.— Для тебя было
бы лучше покинуть эти края, если ты
не хочешь кровопролития. Если ты
совершишь на нас нападение, то,
несомненно, мы будем обращаться с
тобой как с агрессором... Если бы ты
был свободным и объктивным
человеком, ты бы заметил, что
причина моего неповиновения —
отсутствие доверия к вам». Далее
Абд аль-Азиз ссылался на положение
в Йемене, Басре и Хиджазе и на
поведение там турок для объяснения
своих действий. Он напоминал о грабеже
паломников властями Хнджаза на
виду у Каабы. В заключение письма
эмир предупредил полковника, что
сел и турки двинутся в район,
находящийся под его властью, то он «будет
считать их агрессорами и
соответствующим образом поступит с
ними» 42.
Летом
Это
были представители поколения
британских колонизаторов
чиновников, разведчиков, военных,
певцом которого стал Киплинг. С
большей или меньшей долей
искренности они считали, что несу: «бремя
белого человека», защищая
британские колониальные интересы,
но многие из них проводили глубокие
исследования и, в частности, хорошо
знали аравийские дела. П. Кокс
первым оценил Абд аль-Азиза по
достоинству и предложил
колониальным властям в Индии
расширить с ним связи. Но тогда с
его мнением не согласились 43.
Появление
турецких войск в Неджде
Великобритания воспрп няла как нарушение
соглашения 1901 г. о статус-кво.
Лондон направил Порте энергичный
протест 44.
Османские
власти и Ибн Митаб, видя, что
уговорить Абд аль Азиза
подчиниться их требованиям не
удается, решили открыть военные
действия. У турок было примерно две
тысячи пехотинцев, или восемь батальонов
(по другим данным—11 батальонов)
регулярных войск, шесть легких
орудий, большое количество денег,
снаряжение, оружие и
продовольствие. К войску правителя
Джебель-Шаммара кроме шаммаров
присоединились подразделении
племен хитайм и харб, а также
горожане из Хаиля. Абд аль-Азиз,
узнав о приближении противника,
решил встретить его в открытом поле.
Из Бурайды на запад вышло его
войско, составленное из жителей Эр-Рияда,
Касима, Эль-Харджа и членов племени
мутайр. Так складывалась
обстановка перед сражениями при
Эль-Букайрии и Шунане, которые были
столь же важны дли определения
будущего Центральной Аравии, как
взятие Абд аль Азизом Эр-Рияда 45.
Борьба
за Касим с турками и шаммарами (1904—1906).
Битва при Эль-Букайрии была не
одним решительным сражением, а
серией больших и малых стычек. Битва
произошла примерно в середине июля
Первые мелкие стычки в середине июля кончились для Ион Сауда неудачно, и он вынужден был отступить, видимо, в беспорядке. Но отступление в беспорядке в условиях пустыни отнюдь не означает конца военных действий. И действительно, в то время как войско Рашидидов и турецкие пехотинцы занялись грабежом и преследованием бегущего войска Абд аль-Азиза, отряд под командованием Ибн Джилюви, составленный из жителей Касима и племени мутайр, нанес удар с тыла и посеял панику в рядах противника. Сражение явно стало оборачиваться в пользу риядского эмира. По данным Дж. Лоримсра, был убит один из турецких командиров и большое число солдат 48. Все турецкие пушки и много военнопленных попали в руки Ибн Джилюви. Ибн Митаб занимался грабежом касимских селений и оставил всю свою провизию и тяжелое снаряжение под Эль-Букайрией с небольшой охраной. Услышав, что приближается войско Абд аль-Азиза, получившее подкрепление, он немедленно бросил часть сил на помощь охране, но было поздно. Абд аль-Азиз захватил все его склады, а также город Элъ-Букайрию 49.
Ибн Митаб направился в западную часть Касима, в район Эр-Расса и Шунаны, куда прибыл в августе того же года, видимо, в надежде получить помощь турок из Хиджаза. Однако ранее покорный ему Эр-Расс на этот раз решил присоединиться к риядскому эмиру, и шаммары стали лагерем в Шунане. Сюда прибыл Абд аль-Азиз с основными силами, но оба противника, возможно из-за летней жары, оставались в бездействии. В лагере Ибн Митаба вспыхнула эпидемия холеры, и бедуины с обеих сторон, не видя для себя добычи, начали разбегаться. У Ибн Митаба сохранились только турецкие подразделения из Ирака и городские жители Джебель-Шаммара. В саудовском лагере остались одни лишь горожане, преданные Абд аль-Азизу. В конце сентября между противниками все же произошло сражение недалеко от Шунаны, и турки вместе с шаммарами бежали. Они потеряли лишь несколько десятков человек, но зато все их лагерное снаряжение, верблюды, овцы, продовольствие, оружие, несколько ящиков с золотыми монетами достались победителям 50.
Недждийский
летописец Халид аль-Фардж писал в
своей хронике: «Именно эта битва (при
Шумане. — А. В.) укрепила
положение Ибн Сауда в Нсджде и
покончила с турецким влиянием. В
этой битве рухнула одна из опор
Ааль Рашида»51. Победа Абд аль-Азиза
была тем более важна, что он одержал
ее против нескольких батальонов
регулярных войск, хотя стоит
подчеркнуть, что турецкие войска
страдали от дезертирства,
действовали к незнакомых и
исключительно неблагоприятных
условиях в разгар страшной летней
жары.
Но
сам разгром турок показался Абд аль-Азизу
слишком опасным успехом, и он
направил губернатору Басры письмо,
запрашивая субсидию, изображая из
себя османского вассала 52 и
пытаясь отвести угрозу новой
турецкой экспедиции. Османские
власти в Месопотамии, получив
заверения Абд аль-Азиза в
преданности султану, все же отрядили
из Самавы в Неджд войско из 3 тысяч
человек с артиллерией во главе г
Ахмадом Файзи-пашой из армейского
корпуса со штаб-квартирой в Багдаде.
Впрочем, Файзи-паша, больше
заинтересованный в личной наживе,
чем в успехе экспедиции, скупил по
дешевке совершенно негодных вьючных
животных и не смог обеспечить
своевременной переброски в глубь Аравии
ни людей, ни снаряжения 53.
Объявленной целью его экспедиции,
начавшейся в январе
Однако войско Файзи-паши уже продвигалось в Центральный Неджд, и ему на помощь спешили из Медины 750 человек с батареей полевой артиллерии во главе с Сидки-пашой.
Ибн Митаб болезненно воспринимал свою усиливающуюся зависимость от турок и вскоре поссорился с Ахмедом Файзи-пашой и покинул своих слишком сильных покровителей 55.
После поражения под Шунаной правитель Джебель-Шаммара все время проводил среди кочевников, поклявшись не возвращаться в Хаиль, пока не отомстит своему врагу. Как отмечал летописец аль-Фардж, чем слабее Ибн Митаб становился, тем больше усиливалась его жестокость 56. Дело, видимо, было в том, что он просто боялся вернуться в Хаиль, опасаясь интриг в правящем клане.
Позицию
Абд аль-Азиза серьезно подорвал
эмир Бурайды Салих ибн Хасан Ааль
Муханна. Он пытался освободиться
как от Рашидидов, так и от Саудидов
и предпочитал вассальное
подчинение Османской империи. В
апреле
Неджд был поделен на административные единицы в соответствии с обычной турецкой практикой. Бурайда стала казой, т.е. волостью, во главе с Салихом ибн Хасаном Ааль Муханна, а Анайза объявлена мюдюрлюком во главе с Абд аль-Азизом ибн Абдаллахом. Эти уезды административно зависели от Басры. Южный Неджд также считался казой, а Абд аль-Азиз был как бы каймакамом с центром в Эр-Рияде и формально подчинялся Басре 58.
В тот момент Ибн Сауд чувствовал, что сила не на его стороне, и, опасаясь провокаций, приказал своим отрядам не совершать никаких враждебных действий против турок. Риядский эмир и его отец встретились с Файзи-пашой, который повторил свои требования сохранить турецкие гарнизоны в Бурайде и Анайзе до тех пор, пока не будет заключен мир между Рашидидами н Саудидами, а Касим считать нейтральной, буферной зоной. Однако Абд аль-Азиз и его отец уклонились от принятия обязательств 59.
В
этот момент внимание турок было
отвлечено событиями в Йемене.
Османские войска оказались не в
состоянии подавить движение имама
Яхьи ибн Хамид ад-Дина из Саны.
Ахмеда Файзи-пашу решили
перебросить из Неджда в Йемен. Он
передал командование войсками в
Касиме Сидки-паше. Примерно в
апреле
Туркам приходилось в Неджде тяжело: продовольствия не хватало, болезни косили солдат, дезертирство стало повальным. Османские гарнизоны в Касиме отнюдь не стабилизировали обстановку. Местные феодальные кланы считали, что у них появился шанс оторваться и от Рашидидов и от Саудидов, и пытались добиться большей независимости. Особенно активно выступая правитель Бурайды Салих ибн Хасан Ааль Муханна. Абд аль-Азиз придерживался тактики выжидания. Шаммары возобновили набеги на Касим, и симпатии его жителей опять стали склоняться к Саудидам. Помощь Ибн Сауду пришла с неожиданной стороны — к нему присоединились мутайры во главе с выдающимся вождем, будущим лидером ихванов Фейсалом Ааль Давишем 61.
13
апреля
В
июне
Вскоре Абд аль-Азиз достиг соглашения с новым эмиром Хаиля Митабом ибн Абд аль-Азизом ибн Митабом. поделив Центральную Аравию. Территория и племена к северу от Касима отдавались правителю Хаиля, а Касим и территории южнее его — Ибн Сауду 64.
Но в Касиме еще находились турецкие войска, и их симпатии явно принадлежали Рашидидам. Высокая Порта выдавала Митабу субсидию в 200 турецких лир в месяц и продовольствие, а Ибн Сауд получал всего лишь 90 турецких лир в месяц 65.
В этот момент против риядского эмира выступили мутайры, подстрекаемые турками. Разгромив кочевников, Абд аль-Азиз двинулся в Бурайду, где находился турецкий отряд 66.
Во
главе турецких войск в Неджд летом
Пост
в рамадане, который выпал на
октябрь
Турки находились в Аравии более двух с половиной лет. Они голодали. Им не хватало даже табака. Их форма износилась до лохмотьев. Значительную часть солдат составляли арабы, но они настолько ненавидели Центральную Аравию, что называли ее «дочерью сатаны». Чтобы прокормиться, многие солдаты продавали свое оружие и снаряжение жителям Касима. Болезни и дезертирство стали массовыми. В этих условиях у Сами-паши не было другого выбора, кроме эвакуации71.
Риядский
эмир, спеша избавиться от турок, дал
полные гарантии их безопасности и
предоставил верблюдов для
перевозки людей и снаряжения. Сами-паша
должен был проследовать в Медину с
сирийским контингентом, но не
переправлять его вХаиль. В качестве
заложников в Бурайде оставался
отряд из Ирака 72. Примерно в
конце октября
По оценке Дж. Лоримера, в 1904—1905 гг. в Центральную Аравию было послано примерно 4,5 тыс. османских войск. Лишь одна тысяча вернулась в Медину и в Ирак. Турки потеряли около 3,5 тыс. человек от дезертирства, болезней или в боях 74. Это было полным поражением. По словам летописца Сауда ибн Хизлюля, когда османские войска покинули Касим, «они еще были за это благодарны»75. Турки так и не смогли удержать даже призрачного контроля над Касимом76.
Консолидация
власти Эр-Рияда в Южном Неджде и
Касиме (1906—1912). 29 декабря
Организатор
переворота непопулярный Султан ибн
Хамуд удержался у власти до января
Эмират
Рашидидов все больше слабел. На
Джауф претендовал шейх племени
руала Нури Ааль Шаалян, резко
расширивший племенную территорию
— дира в нынешних Южной Сирии и
Восточной Иордании. Волнениями в
Джебель-Шаммаре воспользовались
Саудиды, чтобы привлечь в Касим
караваны с иракскими и персидскими
паломниками. Среди правящих
кланов Хаиля борьба обострилась, и
лица, формально стоявшие во главе
эмирата, быстро менялись. Сауда ибн
Хамуда сменил малолетний Сауд ибн
Абд аль-Азиз, которого в
Ослабленный Джебель-Шаммар не мог воспользоваться временной приостановкой саудовской экспансии, хотя Касим волновался, поощряемый из Хаиля. Бурайдиты вновь попытались утвердить свою самостоятельность и во главе с новым эмиром тоже из клана Ааль Муханна интриговали за спиной Абд аль-Азиза. Его поход в Джебель-Шаммар кончился неудачно. От риядского эмира откололся Фейсал Ааль Давиш и другие лидеры племени мутайр, вступив в секретный союз с правителем Бурайды Абдаллахом Аба аль-Хайлем. Когда Ибн Сауд узнал об этом, он собрал войско, главным образом из членов племени атайба, которые считались естественными врагами как шаммаров, так и мутайров. Его союз с атайбами блокировал союз Рашидидов с мутайрами. Опасаясь за свою судьбу, Аба аль-Хайль переметнулся к Абд аль-Азизу. В этот момент риядский эмир был не в состоянии расправиться с Бурайдой, так как должен был сосредоточить усилия на действиях против Фейсала Ааль Давиша80.
В
апреле — мае
В
августе — сентябре
В
Бурайде просаудовская фракция
становилась все сильнее. Когда в
мае
Тем временем Султан ибн Хамуд был убит в Хайле. Во главе эмирата встал Сауд ибн Хамуд 84.
В
октябре — ноябре
В
Упадок
сельского хозяйства, голод и
разорение бедуинов усиливали общую
нестабильность и подрывали еще
непрочную власть Абд аль Азиза.
Одним из признаков неустойчивости
в эмирате было восстание против Ибн
Сауда в провинции Эль-Харик, где
эмир аль-Хазаки был убит соперниками
из своего же клана. Это произошло,
видимо, в феврале — апреле
Авторитет риядского эмира в его собственных владениях еще не стал безоговорочным. Ему помогало отсутствие сильных противников, но тенденции к децентрализации, феодально-племенные усобицы временами подрывали центральную власть в Риядском эмирате. Бедуинские отряды часто изменяли Ибн Сауду, а на верные племена кочевников нельзя было положиться безусловно. Постоянно волновалась Бурайда.
В то время как риядский эмир занимался внутренними делами, с запада ему стал угрожать энергичный шериф Мекки Хусейн. Османское правительство постоянно подталкивало его на действия против Неджда.
Абд аль-Азиз не забывал, что на западе, на севере и на востоке он был окружен османскими владениями и враждебными ему турецкими вассалами. Было очевидно, что рано или поздно его стремление создать сильное государство в Центральной Аравии вновь столкнется с интересами турок. Его смелые дальние набеги говорили о возможности восстановления ваххабитского государства в его прежних обширных размерах, что беспокоило и турок, и аравийских правителей, зависимых как от Великобритании, так и от Османской империи.
В
В
марте — апреле
Взаимоотношения
Джебель-Шаммара с османскими
властями в Хиджазе развивались
неровно. Замиль Ааль Субхан в июне
1910г. даже изгнал из оазиса Тайма
турецкий отряд. Но Нури ибн Шаалян
из племени руала в
За два года правления шериф Хусейн постарался доказать Высокой Порте свою преданность, совершив поход в Асир, в то время как турки были заняты подавлением восстания имама Яхьи в Йемене. Хусейн завоевал провинцию Асир для своих хозяев и вернулся в Мекку через оазисы Бита, Ранья и Тураба, лежащие на границе Неджда, утвердив над ними свой сюзеренитет.
В
конце лета
После отключения мира с шерифом Мекки Абд аль-Азиз вновь направился в Эль-Харик, чтобы подавить восстание, которое на этот раз возглавил один из «араифов». Все захваченные члены клана Ааль Хаззани, участвовавшие в мятеже, были казнены. Но главу восстания, своего двоюродного племянника Сауда ибн Абдаллаха ибн Сауда, он простил, и тот верно служил ему до конца жизни. Другие «араифы» бежали в Хиджаэ, где шериф предоставил им убежище 93.
Вначале
В
Восточная
провинция постоянно притягивала к
себе внимание правителей Эр-Рияда.
Дело было не только в том, что они
считали ее своей законной вотчиной.
Богатые оазисы Эль-Хасы и
таможенные доходы могли укрепить
финансовое положение Саудидов.
Риядскому эмирату нужен был выход к
морю. Положение в Эль-Хасе
благоприятствовало планам Абд аль-Азиза,
так как местное население
ненавидело турок. Но Ибн Сауд по
опыту жизни в Кувейте понимал, что
главная сила в Персидском заливе
— англичане, и с
В
В
В
начале
Терпя поражения на Балканах, османское правительство настойчиво пыталось сделать Ибн Сауда своим союзником в Аравии. Турецкая делегация, прибывшая в Эр-Рияд, предложила ему изложить его соображения и жалобы. На это Абд аль-Азиз ответил губернатору Басры Сулейману Шафих-паше: «Вы не обращаетесь хорошо с арабами и не проявляете ни малейшей справедливости. Я знаю, что вы просите моего совета, чтобы разведать настроения и узнать мои намерения. Вот вам мое мнение: вы несете ответственность за раздоры, которые происходят между арабами. Вы ограничились только тем, что правите, и даже этого не можете делать. Вы забыли, что правитель несет ответственность за благосостояние управляемых. Дело правителя устойчиво лишь благодаря справедливости и великодушию. Вы забыли, что арабы не прощают обид. Они готовы потерять все, что у них есть, лишь бы сохранить честь». Вместе с тем Абд аль-Азиз предложил созвать конференцию арабских лидеров в нейтральном городе для того, чтобы предоставить им возможность свободно высказать свое мнение. Он предложил, чтобы турки пересмотрели свои отношения с арабскими народами с целью установления более подходящей формы правления с участием арабов. Риядский эмир предлагал, чтобы в рамках Османской империи существовало несколько арабских государств, или одно объединенное арабское государство во главе с одним правителем, или отдельные политические единицы во главе с местными правителями, которые действовали бы как автономные турецкие губернаторы 105. Предложения риядского эмира шли настолько вразрез с политикой младотурок, что лишь их военно-политическая слабость не позволяла им ответить на дерзкие предложения Абд аль-Азиза военной экспедицией.
Однако
переписка Ибн Сауда с губернатором
Басры продолжалась. «Эмир Неджда
Ибн Сауд написал здешнему валию
письмо, требуя, чтобы турецкое
правительство признало его
независимым, — сообщало российское
консульство в Басре 17 июля
В
конце весны — начале лета
Зарождение движения ихванов. Несмотря на первые успехи, Абд аль-Азиз не имел достаточно устойчивой и широкой опоры в Центральной Аравии. Ему не хватало поддержки такого религиозно-политического учения, которое сплачивало население вокруг дома Ааль Саудов во времена его предков. Клан Саудидов был связан с религиозной идеей, которая и саму борьбу за централизацию в интересах эмира и правящей знати и грабительский набег освящала знаменем «истинного ислама». Но в первом десятилетии деятельности Абд аль-Азиза мы ие находим признаков того, чтобы он делал особый упор на религию для утверждения законности своей власти, укрепления преданности населения, придания динамизма своим завоевательным походам.
В этот момент в Неджде зародилось движение ихваиов — «братьев». Абд аль-Азиз вряд ли был одним из авторов идеи ихванизма или основателем движения. Духовными отцами ихвакизма считаются риядский кади Абдаллах ибн Мухаммед ибн Абд аль-Латыф из семьи Ааль аш-Шейха, кади Эль-Хасы шейх Иса и некий Абд аль-Керим аль-Магриби, который прибыл в Аравию примерно на рубеже века и поселился в районе будущей хиджры (поселения) Эль-Артавия 110.
Помимо строгого соблюдения пяти основных положений ислама к ихванам предъявлялись требования быть преданными своим «братьям» — участникам движения, подчиняться эмиру-имаму, всячески помогать друг другу, а также отказываться от общения с европейцами и жителями управляемых ими стран 111.
Точная
дата основания первой колонии, Эль-Артавии,
неизвестна, но она, видимо,
появилась в первой половине
Первые поселенцы-ихваны обосновались у группы колодцев в вади с хорошими пастбищами и многочисленными деревьями. Эта долина находилась в районе дира одного из самых могущественных и гордых племен Центральной Аравии, мутайров, на караванном пути из Кувейта в Касим. Багдадский журнал «Люгат аль-араб» утверждал, будто «грабеж и убийство — в крови мутайров»114.
Некоторые
члены племени мутайр добровольно
продали часть своих верблюдов и кое-какое
лагерное снаряжение, необходимое
для поддержания бедуинского
образа жизни, на рынках в Кувейте.
Они поселились в районе Эль-Артавии
и стали строить жилища, решив
посвятить себя исключительно
земледелию и изучению единобожия. К
мутайрам присоединились члены
подразделения племени харб —
ураймат, или араймат. Они
осуществили большую часть
строительства в поселении, потому
что у них были необходимые навыки в
ремесле, строительстве и
земледелии в отличие от бывших
бедуинов. Урайматы вырыли
многочисленные колодцы 115.
Традиционные
узы родо-племенной взаимопомощи
трансформировались во
взаимопомощь ихванов: если кто-либо
из них терял свое имущество в
результате набега или падежа скота,
«братья» организовывали сбор
пожертвований в его пользу 116.
За
хиджрой Эль-Артавия последовали
многие другие. Племя атайба
организовало хиджру в Эль-Гатгате,
впоследствии разрушенную. К
Естественно,
что хиджры появлялись у колодцев
или же в оазисах, где были
возможности для более широкой
земледельческой деятельности. И
засуха и кризис кочевничества, т. е.
хозяйственная необходимость,
подталкивали бедуинов к оседанию
на землю. Их миграция на север, в
районы, находившиеся под контролем
османских властей, была ограничена
из-за нежелания бедуинов
оказываться в зависимости от
произвола турок, а затем англичан.
Ибн
Сауд, поощряя процесс оседания на
землю, помогал ихванам деньгами,
семенами; сельскохозяйственными
орудиями, материалом для
строительства мечетей, школ и
поселений, а также посылал
религиозных учителей — мутавва.
Кроме того, он обеспечивал воинов
оружием и снаряжением для «защиты
религии».
Эмиры
хиджр, приезжая со свитой к Абд аль-Азизу
не менее раза в год, получали от
него денежное пособие,
пользовались его гостеприимством.
Имена эмиров регистрировались в
специальных книгах, и размер
пособия определялся в зависимости
от их заслуг и числа последователей.
Ежегодное вознаграждение получали
ихваны — воины, занесенные в
реестровые книги в канцелярии Ибн
Сауда. В качестве разового пособия
по отдельным просьбам выдавались
средства для получения
продовольствия, скота или покрытия
долга, на свадьбу или строительство
дома 121.
Формальным условием для принятия в хиджру был отказ от привычек и обязанностей племенного образа жизни. Однако это требование на практике не соблюдалось и в хиджрах селились в основном на племенной основе. Фактически поселения ихванов стали ставками шейхов крупнейших племен. Попытка Ибн Сауда лишить племена с помощью ихванского движения их традиционных лидеров не удалась. Фейсал Ааль Давиш из мутайров обосновался в Эль-Артавии, Ибн Биджад из атайбов — в Эль-Гатгате. Иби Нухайт из харбов — в Духна и Ибн Джибриль и Ибн Сунайян из шаммаров — в Эль-Аджфаре 122.
Религиозный
энтузиазм ихванов должен был
направляться на поклонение Аллаху
и. естественно, на службу его
представителям на земле. Их
религиозное и светское рвение
должно было вознаграждаться, как и
раньше, военной добычей, но не в
результате межплеменных рейдов и
грабежей на дорогах, а в войне с «многобожниками».
Хозяйственная и социальная
необходимость в оседании
кочевников и в переходе к
земледелию сочетались с
религиозным рвением и военными
потребностями, но эти задачи могли
противоречить друг другу, и
некоторые хиджры разрушались.
Конечно, вряд ли можно было ожидать,
что бывшие бедуины быстро
расстанутся с прежними навыками и
привычками кочевничества и
превратятся в хороших земледельцев.
Довольно часто при работе в поле им
не хватало надолго религиозного
энтузиазма, и бывшие бедуины с
большей охотой становились «воителями
за единобожие», чем феллахами.
Риядсхне улемы издали фетву в
пользу земледелия, оседлого образа
жизни и торговли 123. Оседание
шло, как правило, добровольно, но
были случаи насильственного
обращения в ихваны, особенно с
В хиджрах сохранялись элементы кастовых различий между «благородными» племенами, поставлявшими воинов-земледельцев, и «неблагородными», которые должны были заниматься ремеслами и строительством и обеспечивать функционирование вновь образованных поселений 125. Действительно, секция племени харб, одного из самых «благородных» племен в Аравии, осевшая в Эль-Артавин вместе с мутайрами, была из подчиненных «неблагородных» урайматов 126. Они и в хиджре фактически остались в подчиненном, униженном положении.
Часто ремесленники и мелкие торговцы считались некомбатантами, т.е. людьми, на которых не распрострняются военные действия, они должны были подковывать лошадей, изготовлять и чинить оружие и сельскохозяйственные орудия. Когда начиналась война, они оставались в поселениях 127.
Что
касается мутавва — религиозных
наставников, то они представляли
собой как бы низший эшелон улемов,
учеников богословов,
подготовленных в Эр-Рияде и в
других центрах. Практически
мутавва в поселениях выполняли
роль проповедников и агентов
центральной власти — риядских
улемов и лично эмира 128. В
самые крупные хиджры Абд аль-Азиз
назначал судей — кади, обычно из
семейства Ааль аш-Шейха.
Военнообязанные жители хиджр были разбиты на три категории. В первую входили те, которые постоянно находились в состоянии боевой готовности и должны были откликнуться на первый призыв к джихаду. Во вторую — люди, находившиеся в резерве. Затем шли те, которые в случае войны обычно оставались в поселениях, но по решению улемов также могли быть призваны в армию эмира в чрезвычайных обстоятельствах. Жители хиджр несли службу со своими верблюдами, оружием и продовольствием. Лишь некоторые хиджры, расположенные в центре Недждд, поставлявшие бойцов, периодически получали пособие из казны на военные нужды129.
«Ихваны сделались "белым ужасом Аравии", — писая А. Першиц. — ...с их помощью Абд аль-Азиз уже к началу 20-х годов XX в. в основном сломил сопротивление самых сильных бедуинских племен и установил в стране "беспрецедентный", по выражению Филби, порядок, или же, как назвали новый режим бедуины, — "время намордника". Старинные привилегии шейхских домой — освобождение от уплаты закята, взимание хувы с более слабых соседей — были отменены (хотя и сохранились в других формах и в ограниченных масштабах. — А.В.). Их традиционный промысел — грабительские набеги — стал наказываться настолько непреложно и строго, что кочевой знати оставалось либо смириться, либо бежать за пределы Нсдждийского эмирата. Монтань приводит характерную касыду, записанную в среде недждийских эмигрантов:
—
Беговые верблюды разжирели от
спячки.
Они
забыли, как мчались в битвах.
О
Абу Забан! Нет больше сражений:
Их
запретили власти.
Сколько
ушло, гневных,
В
землю чужих племен
Из-за
того, что, наказываемые тюрьмой,
Они
утратили вкус к набегам»130.
Бедуины,
которые поселились в хиджрах,
считали, что они покинули джахилийю,
т. е. состояние доисламского
невежества, и приняли подлинный
ислам. Они с таким рвением
принимались распространять свои
убеждения, что избивали не
присоединившихся к ним кочевников
и оседлых, считая их немусульманами.
Дело приняло столь серьезный
оборот, что Абд Аль-Азиз был
вынужден в октябре
Известно, что неофиты более решительны и фанатичны в своем рвении, чем старые последователи религиозных доктрин. Поэтому почти не знавшие ранее ислама бедуины с особым рвением выполняли религиозные предписания, такие, как пять молитв в день, и наказывали палками уклонявшихся. Чтобы отличаться от других мусульман, которых они считали «многобожниками», ихваны стали носить белые тюрбаны вместо обычной куфии, подбривать усы и укорачивать бороды, иногда подкрашивая их хной. Они укоротили свой дишдаш (длинную рубаху до пят) так, что он лишь немного закрывал колени. По замечанию Диксона, они выглядели просто оборванцами133. Ихваны запретили любую музыку, кроме военных барабанов, не пили кофе, потому что он не был известен во времена пророка, и избегали табака, как яда 134. Алкоголь был безусловно запрещен, как и шелк, и золотой орнамент для мужской одежды. Проклятие было наложено на азартные игры, предсказание судьбы и колдовство 135. Отметим здесь, как и в раннем ваххабите, эгалитаристский характер многих религиозно-бытовых запретов ихванов. Это была форма протеста народных «низов» против «роскоши» (по аравийским понятиям) правящих классов.
На приветствия других мусульман ихваны отвечали только в том случае, если те сами были ихваны. Когда же ихваны встречали европейца или араба из Ирака или прибрежных государств Персидского залива, они закрывали лицо руками, чтобы не быть оскверненными их взглядом. Диксон писал, что однажды он появился на маджлисе самого Ибн Сауда и тогда группа ихванских шейхов встала и покинула совещание, закрыв свои лица от гостя. Он мог слышать их сдержанные проклятия в свой адрес, хотя и был гостем их имама 136.
Ихваиы считали «многобожниками» всех, кто к ним не присоединился, — как жителей оазисов и городов, так и кочевников 137. Во имя обновленной религии члены «братства» совершили немало жестокостей, хотя их фанатизм усиливал боеспособность войска Ибн Сауда 138. Диксон считал, что в результате ихванского движения между 1913 и 1930 гг. пришел в упадок бедуинский рыцарский кодекс «фирусийя»139.
Многие авторы подчеркивали, что сам Ибн Сауд никогда не был фанатиком. Он использовал ихвансхое движение в своих целях, умело обходя его крайние требования. Уже во время первой мировой войны, согласившись на британский протекторат и получая месячную субсидию от английского правительства. Абд аль-Азиз объяснял, будто она была всего лишь налогом «джизия», который христиане платили первым мусульманским халифам 140. Но даже на начальной стадии движения он до конца не доверял ихванам как в силу их бедуинского происхождения, так и из-за чрезмерного, с точки зрения крупного феодала, распространения в ихванском движении эгалитаристских черт. В окружении риядского эмира против ихванов особенно сильно был настроен его близкий родственник и сподвижник Абдаллах ибн Джилюви 141.
Присоединение
Эль-Хасы. Узнав о поражении
турок в первой балканской войне,
Абд аль-Азиз стал готовиться к
походу на Эль-Хасу. В начале
В тот момент ихваны уже входили в его войско, но не составляли большинства воинов. Собрав оседлых жителей Неджда и присоединившихся к ним бедуинов, Ибн Сауд направился в Эль-Хасу. Перед тем как начать эту военную кампанию, он встретился с английским офицером Дж. Личменом и, видимо, предупредил его о плане нападения на турок 143.
Население
Эль-Хасы, измученное турецкими
вымогательствами и гнетом,
смотрело на неджднйцев как на
избавителей. Еще в
Большие силы, которые Абд аль-Азиз собрал в районе колодцев и пастбищ между Эр-Риядом и Кувейтом, обеспокоили турок. Губернатор Багдада Джемаль-паша пригрозил направить два батальона в Неджд, чтобы пройти его из конца в конец. Риядский эмир дерзко ответил, что скоро он облегчит задачу Джемалю. сократив расстояние, которое предстоит пройти этим батальонам для встречи с ним 145. Турецкий мютесарриф Эль-Хасы Надим-бей направил к Абд аль-Азизу своего представителя, чтобы разузнать о его намерениях. Ибн Сауд утверждал, что собирается всего лишь напасть на одно из племен в Кувейте. Одновременно он направил людей в Хуфуф, чтобы закупить большое количество ряса и фиников. Через своих агентов в Эль-Хасе правитель Неджда узнал расположение турецких гарнизонов и установил связи с местными жителями146.
«Власть турок над Эль-Хасой была призрачной, — доносил российский консул в Басре. — Она почти кончалась за пределами городов... В первых числах мая Ибн Сауд. собрав около 8 тыс. хорошо вооруженных арабов, внезапно вторгся в Эль-Хасу и произвел нападение на Хуфуф. Большого труда ему овладеть городом не представляло»147.
Атака на город началась ночью с помощью заранее заготовленных пальмовых стволов, веревок и лестниц. Скоро город пал, как и цитадель Кут, за исключением мечети Ибрагим-паши в самой крепости. Мютесарриф и часть его гарнизона укрепились в мечети. Всего в Хуфуфе в тот момент было 1200 турок148.
Под мечеть была подведена мина, и осажденных предупредили, что если они не сдадутся, то мину взорвут и начнется штурм. Мютесарриф решил сложить оружие. Гарнизон был выведен из города под эскортом, которым командовал Ахмед ибн Сунайян. дальний родственник Абд аль-Азиза. Турки отплыли на Бахрейн.
Через некоторое время они высадились в порту Эль-Укайр, чтобы попытаться вернуть контроль над Эль-Хасой. Некоторые из них были захвачены в плен, остальные опять бежали на Бахрейн. Затем недждийцы захватили и Эль-Катиф. Абд аль-Азиз написал англичанам письмо, жалуясь на то, что они позволили туркам использовать Бахрейн как базу для действий против него. Видимо, он был уверен в поддержке англичан и его разочаровало их бездействие149.
Восточная провинция была теперь в его власти. «Вполне возможно, что все это случилось не без ведома, а может быть, и советов англичан, интриги которых среди арабских шейхов хорошо известны»150. — писал российский консул в Басре.
Риядский правитель, не теряя времени, стал «умиротворять» шиитов, традиционно настроенных враждебно к Саудидам и ваххабитской доктрине. Губернатором Эль-Хасы Абд аль-Азиз назначил своего двоюродного брата Абдаллаха ибн Джилюви, и тот начал беспощадно расправляться с активными шиитами, особенно в Эль-Катифе151.
Во времена османской администрации доходы с провинции составляли 37 тыс. лир в год, а расходы на содержание гарнизонов и администрации — 52 тыс. Но, по мнению российского консула в Басре, доходы с Эль-Хасы можно было увеличить152, что и решил сделать Абд аль-Азиз. Он выслал иностранных купцов из Эль-Хасы и Эль-Катифа и на весь импорт в Восточную провинцию со стороны моря наложил 8%-ную пошлину153. Абдаллах ибн Джилюви железной рукой искоренил грабеж на караванных путях, и купцы могли теперь путешествовать по провинции в относительной безопасности154.
Риядский эмират отнял у Османской империи относительно богатую аравийскую провинцию и получил выход к Персидскому заливу от Кувейта до Катара. Значение Эль-Хасы для Риядского эмирата трудно переоценить. Территория, которую до того времени контролировали Саудиды. была лишена каких-либо природных ресурсов. Урожай фиников в ее границах едва покрывал нужды оседлого и кочевого населения. Зерна не хватало, и эмират нуждался в его импорте. Оседлое население почти целиком зависело от ввоза тканей. Войско нуждалось в закупках за границей оружия. Захват богатой провинции и выход к Персидскому заливу гарантировали жизнеспособность и дальнейшее укрепление государства Саудидов.
Великобритания,
рассчитывая в конечном счете
превратить его в свой протекторат,
не препятствовала изгнанию турок
из Эль-Хасы. Английский
представитель на Бахрейне нанес
визит вежливости Абд аль-Азизу в
порту Эль-Укайр после падения Эль-Хасы.
В конце
Однако
информация, которую Шекспир не мог
или не хотел сообщить Абд аль-Азизу,
заключалась в том, что
Великобритания вела двойную игру.
В июне
В
марте
После
падения Эль-Хасы последовали
переговоры Абд аль-Азиза с
представителями османских властей.
Ни сил, ни денег для возвращения потерянной
провинции у Порты не было, и турки
хотели лишь «сохранить лицо». «Посылка
в Эль-Хасу экспедиционного корпуса
для турок в настоящее время
представляется совершенно
невозможной, ни в Багдаде, ни в
Бассоре у турок нет достаточного
количества солдат, — сообщало российское
консульство в Басре 27 мая
Риядский
эмир, как пишет Г. Филби, согласился
устно признать сюзеренитет султана
над своей территорией в обмен на
турецкое оружие и деньги, которые
позволили бы ему обеспечить
безопасность прибрежной провинции 159.
«Генерал-губернатор получил из
Константинополя фирман для
вручения Ибн Сауду, — сообщал
российский консул в Басре в июне
Американский
исследователь Г. Троллер
категорически утверждал, что 15 мая
Г. Филби считал, что с началом первой мировой войны Абд аль-Азиз освободился от «устного обязательства» перед турками. Во всяком случае, поведение недждийского эмира с началом военных действий показывало, насколько мало он считался со своими обязательствами по отношению к султану и насколько мало рычагов имели турки, чтобы заставить его действовать в их интересах 162. «Памятная записка правительства Саудовской Аравии» утверждала, будто бы «в саудовских архивах не нашлось никакого документа, содержащего заключенное саудовско-турецкое соглашение»163. Отсутствие такого документа в саудовских архивах, если его там действительно не было, ничего не доказывает. Вместо подписанного соглашения могла существовать устная договоренность, которую обе стороны могли выполнять, если это было в их интересах. Во всяком случае, Г. Троллер дал полный текст турецко-недждийского договора, хотя на нем действительно не стояло подписи Абд аль-Азиза.
В
Стамбуле понимали, что, несмотря на
договор с Великобританией о
разделе Аравии и устные заверения
Ибн Сауда в преданности султану, реальный
контроль над Недждом и Эль-Хасой
утерян. Поэтому османские власти
стали укреплять Джебель-Шаммар и, в
частности, обещали предоставить
ему 10 тыс. винтовок, продовольствие
и деньги 164. Абд аль-Азиз,
узнав об этом соглашении, лишний
раз убедился, что Стамбул сделал
ставку на Хаиль и потенциальная
турецкая угроза Риядскому эмирату
сохранялась.