ЧАСТЬ II

 

Глава ХI

СОБИРАНИЕ АРАВИЙСКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ НЕДЖДА

(1918-1926)

 

Положение Недждийского эмирата после первой мировой войны стало гораздо более сложным, чем накануне ее. Если раньше риядский эмир мог использовать противоречия между Османской империей и Великобританией, то сейчас единственной реальной силой в этом районе оказались англичане. Абд аль-Азиз убедился в этом, когда они не позволили ему нанести удар ни по Хиджазу, ни по Джебель-Шаммару. Правда, Велико­британия избегала непосредственно вмешиваться в дела Аравий­ского полуострова и стремилась избавиться от расходов на ара­вийских правителей.

Недждийско-кувейтские отношения. Правителя Кувейта бес­покоило возвышение Недждийского эмирата. Присоединение пле­мени мутайр, для которого Кувейт был традиционным объектом набегов, к ихванскому движению создавало для него прямую военную угрозу. Под прикрытием защиты и распространения «единобожия» мутайры считали себя вправе грабить Кувейт, страну «многобожников», которая сотрудничала с англичанами.

В 1915 г. кувейтцы помогли племени аджман избежать раз­грома, предоставив им убежище на своей территории. Аджманы тогда нехотя подчинились Абд аль-Азизу. Ихванское движение захватило и их, но Абд аль-Азиз собирался разбить племя на два десятка мелких хиджр, разбросанных по внутренним областям Неджда. Не возражая против ихванского движения, аджманы были категорически против расселения за пределы своего дира в провинции Эль-Хаса 1.

Недждийцам неожиданно помогло ухудшение отношений между англичанами и правителем Кувейта. Англичане установили, что снабжение турок в Дамаске частично шло через Кувейт и его шейх Салим зарабатывал на контрабанде 2.

Правитель Кувейта Салим был в курсе англо-турецкого со­глашения 1913 г., которое устанавливало его границу в районе Джебель-Мунифа 3. Но он не знал, что по англо-недждийскому договору 1915 г. границы территории Кувейта не были опреде­лены 4. (Сам он претендовал на значительную часть Эль-Хасы.)

На самой границе Кувейта, но в пределах дира мутайр, Абд аль-Азиз устроил хиджру ихванов. Салим протестовал. Произошло столкновение между кувейтцами и ихванами, которыми командовал Фейсал Ааль Давиш, кончившееся разгромом кувейтцев 5.

Учитывая опасность вторжения недждийцев, вокруг г. Эль-Кувейта в течение двух месяцев возвели оборонительную стену. Стороны начали переговоры. Салим обратился к англичанам с просьбой о поддержке. Но те потребовали, чтобы враждующие стороны заранее согласились на решение англичан в качестве арбитров 6.

В сентябре 1920 г. эмиры приняли английские требования, но воен­ные действия продолжались. Кувейтцы обратились за помощью к шаммарам, и к ним прибыл отряд, посланный из Хаиля. Ибн Сауд приказал Фейсалу Ааль Давишу двинуться на Кувейт. В сентябре 1920 г. ихваны из пле­мени мутайр числом примерно 4 тыс. появились в нескольких километ­рах южнее г. Эль-Кувейта 7. В том же месяце П. Кокс провел переговоры в Эль-Укайре с Абд аль-Азизом 8, пытаясь найти приемлемое для англичан решение пограничных конфликтов. Но в октябре 1920 г. Фейсал под Эль-Джахрой атаковал и разгромил шаммарско-кувейтские силы, хотя и сам понес большие потери. Салим засел в крепости и стал вести переговоры, чтобы выиграть время; одновременно он обратился за помощью к англи­чанам. В октябре, решив помочь своему протеже, они направили к побе­режью Кувейта корабли и пригрозили вмешаться в конфликт на стороне Кувейта 9. Фейсал был вынужден отойти.

В конце февраля 1921 г. шейх Салим внезапно умер. Знатные жители Кувейта, уставшие от ненужной им войны, остановили свой выбор на Ах­меде иби Джабире Ааль Сабахе, популярном старшем сыне покойного шейха Джабира ибн Мубарака Ааль Сабаха. Сторонник компромисса с риядским эмиром 10, он в это время находился в Неджде, где вел перегово­ры с Ибн Саудом.

Абд аль-Азиз понимал, что англичане Кувейт ему не отдадут. Пока что его внимание было отвлечено намечавшимся походом против Хаиля и возможностью подчинить себе весь Джебель-Шаммар.

Присоединение Джебель-Шаммара. За прошедшие два года разногласия между семьями Субханов и Рашидидов дошли до точки кипения. В 1919 г. Сауд Ааль Субхан бежал в Зз-Лубайр. Его пост везира перешел к некоему Аккабу ибн Иджлю, который стал искать контакты с Абд аль-Азизом 11. В конце марта 1920 г. шаммарский эмир Сауд ибн Абд аль-Азиз был убит своим двоюродным братом Абдаллахом ибн Талялем, которого, в свою очередь, застрелил одни из слуг Сауда. В результате место эмира перешло к Абдаллаху ибн Митабу ибн Абд аль-Азизу 12.

Эмир Неджда получил сведения, что при дворе Рашидидов было мно­го сторонников шерифской семьи, и в условиях, когда англичане готови­ли Фейсалу трон короля Ирака, опасность объединения старых против­ников Саудидов была реальной 13. В марте — апреле 1921 г., заключив мирное соглашение с представителем Кувейта, Абд аль-Азиз решил предпринять поход против Хаиля. В это время Центральная Аравия была пновь поражена сильной засухой, цены выросли, и это усугубило трудности Джебель-Шаммара 11.

В апреле — мае 1921 г. отряды Ибн Сауда нанесли поражение шаммарским племенам и появились под стенами Хаиля. Началась длительная оса­да. Правитель Джебель-Шаммара, на этот раз уже Абдаллах ибн Митаб ибн Абд аль-Азиз, решил отсидеться за толстыми стенами Хаиля, но когда в городе подошло к концу продовольствие, он послал делегацию для пере­говоров. Он был готов согласиться на то, чтобы эмират Джебель-Шаммар ограничивался городом Хаилем и территорией племени шаммар. Одна­ко, чувствуя свою силу, Иби Сауд требовал полной капитуляции 15.

В течение нескольких месяцев продолжались стычки между против­никами без существенных результатов. К недждийцам прибыли подкреп­ления во главе с сыном Абд аль-Азиза Саудом, который возглавил недждийское войско. Хотя жители Хаиля смогли добыть достаточно продоволь­ствия, чтобы выдержать осаду, в самом городе не утихала междоусобная борьба. Хаильская знать прогнала Абдаллаха ибн Митаба и посадила на его место Мухаммеда ибн Таляля (брата Абдаллаха ибн Таляля), который до того был в заточении. Абдаллах ибн Митаб попросил убежища у эмира Эр-Рияда. Осада пока что кончилась ничем, и Абд аль-Азиз приказал своему сыну вернуться в столицу 16.

Тем временем У. Черчиль на совещании в Каире определил послево­енную структуру Ближнего Востока. Англичане решили сделать Фейсала, сына шерифа Хусейна. королем Ирака, и вскоре состоялась его корона­ция, а Абдаллаха — эмиром Трансиордании. Ибн Сауд понял, что должен спешить, иначе Джебель-Шаммар выскользнет из его рук.

Перед началом новой кампании против Хаиля Абд аль-Азиз собрал совещание недждийской знати, вождей племен и улемов, которое решило для придания стране более высокого международного статуса впредь именовать эмира «султаном Неджда и присоединенных территорий». Бри­танские власти в Ираке вскоре признали его новый титул17.

В августе 1921 г. Абд аль-Азиз вернулся под Хаиль с войском, насчиты­вавшим, по некоторым данным, около 10 тыс. человек, включая ихванов во главе с Фейсалом Ааль Давишем. Положение щаммаров становилось безнадежным 18. Через два месяца осады знатные жители направили для переговоров одного из членов клана Субхаков и договорились о сдаче. В назначенное время ворота Хаиля были открыты перед войском Абд аль-Азиза. Ибн Таляль скрылся в крепости и послал отчаянный призыв о по­мощи британским властям в Ираке и к королю Фейсалу, но помощь не пришла, и через некоторое время он сдался на условии сохранения жиз­ни. Ибн Таляль стал жить в Эр-Рияде почетным пленником и выдал свою дочь замуж за Ибн Сауда. Последний независимый эмир Хаиля был убит в Эр-Рияде одним из своих собственных рабов в 1954 г.19

1 ноября 1921 г самостоятельный эмират Джебель-Шаммар перестал существовать. 2 ноября жители Хаиля принесли присягу верности Абд аль-Азизу, который назначил губернатором своей новой провинции Ибра­гима Ааль Субхана. Эмир Неджда запретил грабежи в городе и даже пере­дал голодающим кое-какое продовольствие. Больше всего за свою судьбу опасались шииты, но Ибн Сауд издал указ, гарантировав им защиту20. Характерно, что ихваны не были согласны с терпимостью своего эмира и открыто его критиковали за такое попустительство «неверным»21.

С падением Джебель-Шаммара вся Центральная Аравия оказалась в руках риядского эмира, и Неджд с присоединенными территориями стал главной силой на Аравийском полуострове. Джебель-Шаммар не смог ус­тоять против натиска более сильного южного соседа, воинов которого вдохновляли лозунги возрожденного ваххабитского учения. Опираясь глав­ным образом на одно крупное племя, он не стал ядром объединенного аравийского государства, а внутридинастическая борьба и отсутствие силь­ного лидера ослабили его перед лицом грозного и решительного соперника. Правители Джебель-Шаммара связали свою судьбу с Османской им­перией, в то время как национальное движение аравийских арабов носи­ло ясно выраженный антитурецкий характер. Великобритания в тот мо­мент не считала, что присоединение северной части Центральной Ара­вии к Неджду существенно угрожает ее интересам в Ираке и Трансиорда­нии, и предпочла умыть руки, хотя усиление Неджда доставило ей немало хлопот.

Установление границ с Ираком и Трансиорданией. После завоевания Джебель-Шаммара Недждийский эмират столкнулся с тремя враждебными ему государствами, в которых правила семья Хашимитов, не только на своих западных, но и на северных границах. Так как Ирак и Трансиордания фактически находились под английским контролем, Абд аль-Азиз все свои дальнейшие шаги предпринимал с учетом британской политики.

Границы Джебель-Шаммара с Ираком и Трансиорданией не были оп­ределены. Но дело еще было и в том, что в глазах аравийских правителей вопрос о твердо установленной сухопутной границе был несколько новым. Ибн Сауд считал, что ему подчиняются все племена конфедерации шаммар и аназа и, таким образом, его сюзеренитет распространяется на часть территории, которую англичане считали входящей в Ирак. Кроме того, в Ирак откочевали некоторые шаммарские и другие племена, отвергавшие притязания на них Саудидов 22. «В Центральной Аравии не было границ, — писал будущий командующий Арабским легионом в Иордании Глабб-паша. — Администрация никогда не делала попыток распространить контроль в пустыне на расстояние больше двух-трех миль от Евфрата... Само выжива­ние многих племен зависело от права свободно кочевать в районах ны­нешнего Ирака и Сирии. Так же делали и племена сирийские и иракские. Поэтому провести твердую границу казалось для них опасным»23.

Межплеменные разногласия и стычки привели к усилению трений между Ираком и Недждом. Осенью 1921 г. некий Юсеф ибн Саадун был назначен командующим только что сформированным верблюжьим корпу­сом Ирака. Но его личным врагом был шейх племени зафир Хамуд ибн Сувайт, который бежал в Эр-Рияд к Абд аль-Азизу и вернулся через неко­торое время со сборщиками закята, посланными риядским эмиром. К Хамуду присоединился отряд ихванов из племени мутайр во главе с Фейсалом Ааль Давишем, они напали на лагерь Юсефа в марте 1922 г. и истре­били почти всех его воинов. На помощь иракцам англичане послали авиа­цию. Ибн Сауд утверждал, что не имеет понятия о действиях ихванов, хотя никто его слова не принял всерьез. Иракское правительство расфор­мировало тогда верблюжий корпус и сняло с поста его командующего, Юсефа ибн Саадуна, который, обиженный, бежал в Эр-Рияд и предложил Абд аль-Азизу свои услуги 24.

Весной 1922 г. представители Абд аль-Азиза встретились с П. Коксом в Мохаммере. Англичане настаивали на установлении твердой границы между Ираком и Недждом. Недждийская делегация требовала определения гра­ницы на основе традиционных дира кочевых племен. 5 мая 1922 г. был подписан мохаммерский договор, который передал территории племен мунтафик и зафир, а также амарат, секции племени аназа, Ираку, а терри­торию шаммаров — Неджду. Но Абд аль-Азиз отказался ратифицировать документ под предлогом того, что зафир во главе с Хамудом ибн Сувайтом отда­лись теперь под его покровительство и отказались подчиняться Ираку25.

В июле 1922 г. ихваны начали продвигаться на северо-запад, в Трансиорданию. После захвата оазиса Джауф в июле 1922 г. они столкнулись с патрулями трансиорданского эмира. Затем они захватили оазисы Тайма и Табук и заставили их жителей платить закят Эр-Рияду 26. Далее ихваны продвинулись в Вади-Сирхан, который раньше также был частью Дже-бель-Шаммара, и вскоре атаковали оазис Бани-Шакир. Это уже приблизи­ло их к столице Трансиордании Амману 27. Одновременно недждийцы выходили на границу с Сирией, французской подмандатной территорией, и разрывали прямую связь между британскими владениями. В то время анг­личане изучали вопрос о строительстве железной дороги из Палестины в Ирак как раз по этому коридору, поэтому они начали действовать.

П. Кокс решил, что иужно добиться твердо установленной границы и договорился о личной встрече с эмиром Неджда. 21 ноября 1922 г. П. Кокс и Абд аль-Азиз начали шестидневные переговоры в Эль-Укайре. Их результатом были укайрские протоколы, подписанные 2 декабря 1922 г. и добавленные к мохаммерскому договору. Их подписание означало определенный успех английской дипломатии, которая заставила султана Неджда признать гра­ницы подмандатного Ирака28.

Протокол № 1 определил границы между Ираком и Недждом и уста­новил нейтральную зону, в которой иракцы и недждийцы имели равные права для выпаса скота. Племена Неджда, обычно использовавшие неко­торые колодцы в Ираке, могли продолжать ими пользоваться при усло­вии, что источники воды в районе границы не будут служить военным целям. Таким образом, это соглашение принимало во внимание традици­онные дира различных племен.

Протокол № 2 определял, что любое племя, которое захочет подчи­ниться другому правительству, будет иметь право сделать это.

Одновременно с установлением границы между Недждом и Ираком Абд аль-Азиз подписал конвенцию о границе с кувейтскими делегатами. Это соглашение также обеспечивало нейтральную зону для кочевников с двух сторон, которые могли ее использовать для выпаса скота29.

Сами переговоры в Эль-Укайре заслуживают того, чтобы остановиться на них подробнее. Вот что писал их участник, Диксон: «На шестой день сэр Перси... сказал обеим сторонам, что с той скоростью, с какой они продви­гаются на переговорах, они ничего не урегулируют за год. На частной встрече, в которой участвовали только П. Кокс, Ибн Сауд и я, П. Кокс потерял всякое терпение по поводу того, что называл детским отношени­ем Ибн Сауда к идее племенных границ. Арабский язык сэра Перси был не особенно хорош, поэтому переводил я. Было удивительно наблюдать, как верховный комиссар его величества упрекает султана Неджда, словно провинившегося школьника. Ибн Сауду было жестко сказано, что он сам, П. Кокс, определит характер и общую линию границ... Абд аль-Азиз был почти сломлен и патетически заметил, что сэр Перси был его отцом и матерью, которые создали его и подняли из ничтожества на тот пост, который он занимает, и что он готов отдать половину своего королевст­ва, не гоиоря о целом королевстве, если прикажет сэр Перси».

Затем Кокс достал красный карандаш и осторожно провел на карте Аравии линию от Персидского залива к Трансиордании. В тот же вечер, по словам Диксона, было «удивительное последствие». «Ибн Сауд попросил сэра Перси о встрече. Сэр Перси взял меня с собой. Ибн Сауд стоял в одиночестве в центре своего большого шатра, предназначенного для приемов. Он казался ужасно расстроенным. "Мой друг, — простонал он, — вы лишили меня половины моего королевства. Лучше возьмите его полностью и позвольте мне уйти в отставку". Все еще стоя, этот крупный, сильный мужчина, величественный в своей печали, неожиданно разра­зился слезами. Глубоко растроганный, сэр Перси схватил его за руку и также стал рыдать. Слезы катились по его щекам. Никто, кроме нас тро­их, не присутствовал при этой сцене, и я точно передаю то, что видел. Эмоциональная буря длилась недолго. Все еще удерживая руку Ибн Сауда, сэр Перси сказал: "Мой друг, я точно знаю, что вы чувствуете, и по этой причине я отдал вам две трети кувейтской территории. Я не знаю, каким образом Ибн Сабах воспримет удар"»30.

Как бы то ни было, мы не должны забывать, что и Абд аль-Азиз, и П. Кокс были хорошими актерами, и хотя все козыри были на руках у Кокса, так как именно Великобритания диктовала свои условия в Аравии, Абд аль-Азизу удалось добиться выполнения многих своих требований. Как раз в это время Ибн Сауд собирался начать военную камланию на западе Аравии, и Кокс мог намекнуть на то, что Англия будет смотреть сквозь пальцы на захват им Хиджаза31.

Соглашение о границе с Трансиорданией не было достигнуто. В нача­ле 1923 г. небольшая группа ихванов совершила новый набег на Трансиорданию. Они были схвачены, и одиннадцать из них казнили в Аммане 32. Тем временем племена, жившие на границе Ирака и Неджда, те самые племена, чью судьбу решили за них в Эль-Укайре, продолжали сводить свои счеты. Юссф ибн Саадун смог мобилизовать группу ихванов, чтобы напасть на своих противников из племени зафир, но Абд аль-Азиз, узнав об этом рейде, направил отряд, чтобы наказать его. Тогда Юсеф бежал вместе со своими сторонниками (в том числе и ихванами) и попросил убежища у иракского правительства33.

Оценивая британскую политику в этом районе в начале 20-х годов, вряд ли можно утверждать, что в интересах Лондона было доводить анта­гонизм между Недждом, Ираком и Иорданией до взрыва. Англичане предпочитали спокойно осваивать свои новые владения. Кроме того, они еще выделяли значительные субсидии всем правителям этого района, прекратив их лишь с 31 марта 1924 г. 34

В декабре 1923 г. в Кувейте по английской инициативе состоялась конференция представителей Трансиордании, Ирака и Неджда, целью кото­рой было урегулирование спорных вопросов, но стороны ни до чего не договорились. Взаимные рейды племен через формально установленную границу продолжались, и в марте 1924 г. Абд аль-Азяз приказал Фейсалу Ааль Давишу наказать племена, которые совершали набеги против Неджда с территории Ирака. Конференция в Кувейте возобновилась в марте 1924 г. и продолжалась до апреля, но также без результатов 35.

В середине августа большое соединение ихванов через Вади-Сирхан направилось к Амману. Они прошли под самым фортом в Кафе, недавно построенном англичанами, но так как у его гарнизона не было связи, то их появление в нескольких километрах от Аммана оказалось неожиданным. Используя самолеты, броневики, а также подразделения арабского леги­она, англичане отогнали ихванов, нанеся им значительные потери 36.

Хотя к лету 1924 г. обстановка на границах с Иордаиией, Ираком и Кувейтом оставалась напряженной, внимание эмира Неджда все боль­ше приковывал Хиджаз.

Уже многие годы недждийцы с вожделением смотрели на священные города Хиджаза, а их лидеры подсчитывали возможные доходы от палом­ников и от таможни в Джидде. Религиозный энтузиазм и фанатизм сочетались с завоевательными планами правя­щей недждийской аристократии.

Отношения между Недждом и Хиджазом после битвы при Турабе ос­тавались исключительно напряженными. Когда же Абд аль Азиз направил вооруженный отряд, чтобы захватить город Абха в Северном Асире в мае 1920 г., Хусейн запретил недждийцам при­нимать участие о паломничестве в августе — сентябре 1920 г. Недждийцы пожаловались П. Коксу как своему арбитру, и по настоянию англичан Хусейн в следующем году разрешил хадж, но ограничил число паломников, опасаясь увидеть большое число ихванов в Хиджазе. К 1923 г. недждийцы уже твердо закрепились в Асире, и опасения Хусейна возросли. Он заявил, что не позволит увеличить чис­ло паломников из Неджда, пока Абд аль-Азиз не выведет свои гарнизоны как нз района недждийско-хиджазской границы, так и из Асира 37.

Захват северной части Асира. С 1871 г. до первой мировой войны турки прямо управляли провинци­ей Асир. При эмире из клана Ааль Аидов был турецкий мютесарриф. Ког­да разразилась война, турки оставили Асир, и эмир Хасан ибн Али Ааль Аид стал фактически самостоятельным. Но многочисленные племена, та­кие, как кахтан, захран и гамид, выступили против него и ушли во внут­ренние районы Аравии, послав одновременно делегацию с выражением преданности Абд аль-Азизу. Риядский эмир направил шесть улемов, чтобы те обучали асирцев «единобожию»38.

Хотя большинство населения Асира составляли шафинты, еще со времен первого государства Саудидов они испытывали симпатии к ваххабизму, и их связи с Недждом не прерывались 39. Приняв посланцев племен, Абд аль-Азиз направил письмо эмиру Хасану, требуя уважать их права. Хасан потребовал, чтобы Абд аль-Азиз не вмешивался во внутренние дела Асира. В мае 1920 г. войско, составленное из жителей Арида и бедуинов пле­мени кахтан, общей численностью 3 тыс. человек во главе с Абд алъ-Азизом ибн Мусаидом ибн Джилюви появилось в горах Асира. К нему присо­единились некоторые местные жители. На подступах к Абхе эмир Хасан потерпел поражение, и Ибн Джилюви занял территорию вплоть до райо­на, контролируемого Мухаммедом Ааль Идриси. Не имея сил для установ­ления прямого контроля над эмиратом, Ибн Сауд вывез в Эр-Рияд эмира Хасана и его двоюродного брата Мухаммеда, а через несколько месяцев вернул их в Абху в качестве вассальных губернаторов Эр-Рияда. Внутренняя борьба в Асире продолжалась, и, наконец, эмиром стал некий Фахд аль-Акили; но Хасан смог организовать против него восстание и после не­скольких дней осады захватил Абху. Шериф Хусейн из Мекки помогал ему против ставленника недждийцев40.

После падения Хаиля Абд аль-Азиз подготовил войско в составе при­мерно 6 тыс. человек, во главе которого формально встал его сын, подросток Фейсал, а фактически — Ибн Лювай. Они двинулись из Эр-Рияда в июне — июле 1922 г. По пути к войску присоединилось 4 тыс. бедуинов племен кахтан, захран и шахран. Захватив оазис Биша, Фейсал в сентябре — октяб­ре 1922 г. подошел к Абхе и взял город без боя. Хасан Ааль Аид бежал в горы. Поптыка короля Хиджаза вмешаться на его стороне окончилась неудачей, и отряд хиджазцев был разгромлен ихванами. Установив контроль над этой частью Асира, Фейсал назначил Саада ибн Уфайсана эмиром Абхи, оставил с ним гарнизон и в январе 1923 г. вернулся в Эр-Рияд 41. Ибн Уфайсан вскоре умер, и Абд аль-Азиз назначил на его место некоего Абд аль-Азиза ибн Ибрагима. Через некоторое время Хасан сдался и был отправлен в Эр-Рияд в качестве почетного пленника42. Попытка клана Ааль Аидов создать независимое княжество в северной части Асира потерпела неудачу.

Завоевание Хиджаза. К 1923 г. стало ясно, что приближается военное столкновение между королем Хусейном и Абд аль-Аэизом. В Хиджазе росло недовольство его влас­тью. Коррупция и взяточничество все больше разъедали государственный аппарат. Собирая обычный налог с паломников, король увели­чил и закят, чтобы укрепить свои вооруженные силы. Попытка посылать войска для сбора налогов вызвала возмущение племен. Много недовольных бежало в Неджд. Король Хусейн все еще считал Асир своим владени­ем, и в апреле 1923 г. военный отряд из Хиджаза безуспешно осаждал Абху43.

По данным Хафиза Вахбы, Абд аль-Азиз решил завоевать Хиджаз уже в 1923 г. Однако он не знал, какую позицию займут англичане. Султан Неджда хорошо помнил, что в 1919 г., они заставили его вывести военные силы после победы под Турабой и предупредили, чтобы он не двигался дальше44. Естественно, Ибн Сауд знал о недовольстве режимом Хусейна в Хиджазе, и это было одним из факторов, подталкивавших его к действиям. Одновременно начались трения между Хусейном и паломниками из Индии и Египта из-за плохого санитарно-медицинского обслуживания хаджа 45.

Отношения короля Хусейиа с англичанами ухудшались. В знак протес­та против передачи Сирии французам и мандата на Палестину англича­нам он отказался ратифицировать Версальский договор. В 1921 г. Лоуренс привез Хусейну предложение об англо-хиджазском договоре. Прави­тели Мекки должен был получить английские субсидии и заключить воен­ный договор с Великобританией, а в обмен признать ее особые интересы в Хиджазе 46. Хусейи подчеркивал: не может быть мира в Палестине, пока арабы подозревают, что конечной целью сионизма является создание на ее территории еврейского государства за счет их национальных чаяний. Король Хиджаза не подписал договор и призвал премьер-министра Великобритании вы­полнить обещания, данные во время войны, но ответа так и не получил47.

Все эти трения отошли на второй план после того, как в марте 1924 г. Хусейн провозгласил себя халифом (в это время халифат был ликвидирован в Турции, ставшей республикой). Принятием титула халифа он на­деялся укрепить свою власть и подтвердить претензии на роль государя всех арабов, во всяком случае к востоку от Суэца. Если этот шаг был вос­принят с недовольством в Египте, король которого тоже примеривался к мантии халифа, и среди мусульман Южной Азии, то в Неджде его расце­пили как вызов религиозным чувствам ихванов и политике султана Ибн Саулн. Кроме того, это решение обостряло отношения между Хусейном и англичанами, которые были обеспокоены тем, что контроль над Хиджазом ускользает из их рук. В Хусейне они видели потенциального и реального противника, мешающего спокойному осуществлению их колониального господства на Ближнем Востоке.

В июле 1924 г. в Джидде было открыто советское генеральное кон­сульство, что вызвало раздражение англичан. В том же месяце Хусейн вновь отказался подписать англо-хиджазский договор 48.

Не стоит забывать, что между Великобританией и Недждом по-прежнему существовал формальный договор о протекторате, заключенный в 1915 г. Султан Неджда понял, что на этот раз Великобритания, видимо, останется нейтральной в случае его конфликта с Хиджазом 49.

В июле 1924 г.. в дни празднования ид аль-адха, Абд аль-Азиз собрал лидеров ихванов, которые прибыли в Эр-Рияд, чтобы решить с ними вопрос о завоевании Хиджаза. Его призыв к джихаду был воспринят с энтузиазмом 50. Ихваны хотели «очи­стить» священные города в богоугодной войне, вознаградив себя матери­альной добычей за религиозное рвение.

Абд аль-Азиз решил нанести удар прежде всего по Эт-Таифу, горному курорту недалеко от Мекки, и проверить реакцию на это Великобрита­нии. 5 сентября 1924 г. ихваны ворвались в Эт-Таиф, где остановились, ожидая распоряжений Абд аль-Азиза. Главные их силы составляли контингенты из хиджры Эль-Гатгат во главе с Султаном ибн Биджадом, вои­ны из других хиджр атайба и кахтан, а также более мелких племен. К ним присоединился отряд из Эль-Хурмы во главе с Ибн Лювайем. В Эт-Таифо ихваны захватили запасы военного снаряжения. Три дня в городе шел грабеж, творились насилия и убийства. Многие жители бежали, а оставшиеся пали под ударами ихванов. Хиджаз содрогнулся 51. Уже 22 сентября Абд аль-Азиз издал указ, строго предупреж­дая против повторения такой жестокости и обещая, что в будущем гаран­тирует жизнь и имущество жителям Хиджаза 52. По некоторым данным, в Эт-Таифе было убито 400 мужчин, женщин и де­тей 53.

Сын короля Хусейна, Али, пытался собрать войско в Хадде, чтобы за­держать продвижение ихванов на Мекку, но в конце сентября потерпел новое поражение54.

Положение Хусейна стало безнадежным, и на этот раз знать Хиджаза, включая клан шерифов, улемов и крупных торговцев, собралась в Джидде и решила низложить Хусейна, надеясь умиротворить Ибн Сауда. После дол­гих уговоров король согласился расстаться с троном, и 6 октября 1924 г. Али был объявлен королем Хиджаза. Хиджазская знать создала националь­ный представительный совет — как бы парламент, и Хиджаз стал своего рода «конституционной монархией». Через три дня Хусейн был отправлен с багажом в Джидду, а в середине октября он отплыл в Акабу, откуда англи­чане переправили его на Кипр 55.

Надежды на умиротворение Ибн Сауда не оправдались. Прошло немно­го времени, и ихваны уже приблизились к Мекке. Али был вынужден отойти в Джидду с отрядом в 400 чело­век. В середине октября 1924 г. ихваны вошли в священный город, повернув дула винтовок к земле. Нужно отме­тить, что в момент победы первоначальное намерение Абд аль-Азиза вы­ждать реакцию англичан, прежде чем захватить Мекку, было забыто. По султан Неджда предпочел остаться в Эр-Рияде и в случае вмешательства англичан возложить вину за нападение на Хиджаз на ихванов. Хотя после захвата Мекки многие дома шерифского клана были ограблены, кровавой бани не было. Эмиром Мекки стал шериф Халид ибн Лювай, а Ибн Биджад остался в Эт-Таифе 56.

Джиддинская и мекканская знать надеялась, что, сделав Али королем, она избавится от недждийского завоевания, так как многим казалось, будто причиной действий султана Неджда была его ссора с королем Хусейном. Но риядский султан хотел изгнать все семейство Хашимитов из Хид­жаза и не соглашался на мир на других условиях 57.

Члены хиджазского маджлиса («парламента») попытались провести переговоры. Ибн Сауд настаивал на том, чтобы Али покинул Хиджаз. Пред­ставители хиджазской знати в октябре 1924 г. вернулись в Джидду и по­просили Али отречься от престола. Начались переговоры между его сто­ронниками и противниками, после чего маджлнс был вынужден саморас­пуститься, а в декабре 1924 г. значительное число противников Али оказа­лось в тюрьме 58.

Консулы иностранных держав, находившиеся в Джидде, отправили Халиду ибн Лювайю письмо, в котором заявляли о своем нейтралитете и требовали обеспечить права и неприкосновенность собственности поддан­ных своих государств в Джидде, если будет продолжаться война. Халид обещал, что ихваны гарантируют безопасность иностранным подданным 59. В конце октября Абд аль-Азиз двинулся из Эр-Рияда во главе 50-ты­сячной армии (возможно, что эта цифра сильно преувеличена). Его переход до Мекки занял три недели, так как он опасался, что англичане вмеша­ются в конфликт. Но когда по пути в Мекку он встретил курьера от иност­ранных консулов в Джидде, которые заявили о своем полном нейтралитете, он понял, что Хиджаз отдан в его распоряжение 60.

5 декабря 1924 г. Абд алъ-Азиз вошел в Мекку. 13 декабря 1924 г. начавшая выходить официальная газета «Умм аль-кура» опублико­вала его заявление, в котором он изложил свою программу для Хиджаза: «Первое. Моей самой большой заботой будет очистить этот священный район от тех врагов религии, которых ненавидит исламский мир, а именно от Хусейна, его детей, его последователей. Второе. Вопрос о будущем этой священной земли будет урегулирован затем путем консультаций между мусульманами. Мы уже уведомили всех мусульман, попросив их направить своих делегатов для того, чтобы созвать общеисламскую конференцию для определения формы правления, которую они сочтут нужной для того, чтобы проводить решения Аллаха в этой чистой земле. Третье. Правовой базой Хиджаза будет Коран, то, что ниспослано (с небес) с посланником Аллаха, и то, что улемы ислама установили путем кыяса (аналогии. — А. В.). Четвертое. Мы сообщаем каждому из числа богословов этой земли или из тех, кто был занят раньше в обслуживании святыни, что они останутся здесь, как и раньше»61.

Пока Али сидел в Джидде, Ибн Сауд в декабре 1924 г. провел в Мекке выборы якобы для того, чтобы создать какую-то форму самоуправления, привлекая этим ходом на свою сторону местную аристократию и купечество. Был избран совет Мекки из одиннадцати че­ловек во главе с шейхом Абд аль-Кадиром аш-Шайби. Губернатором Мек­ки был назначен Хафиз Вахба 62.

Вскоре Ибн Сауд получил еще одно подтверж­дение нейтралитета от иностранных консулов. Это было глав­ное, в чем он нуждался. Когда же аэроплан, посланный Али, сбросил листовки над Меккой, в которых король выражал намерение вновь взять го­род, Абд аль-Азиз решил, что настало время действовать63. 5 января 1925 г. объединенное войско ихванов появилось под стенами Джидды, и нача­лась осада, которая с перерывами продолжалась почти год 64. Али укрепил город, окружил его минными полями. В Джидду прибыло несколько групп вооруженных сирийцев, палестинцев, йеменцев, очевидно, завербованных шерифской семьей 65. Аз-Зирикли оце­нивал саудовское войско в 5 — 6 тыс. человек, в основном из атайбов, а также мутайров и хиджазских племен гамидов и захраков. У Али было около 500 хиджазских воинов, а также несколько сот палестинцев, египтян, йеменцев, сирийцев. В Медине гарнизон состоял из 200 бедуинов, более 300 палестинцев и трансиорданцев, около 250 йеменцев, а в Янбо — около 300 воинов из атайба и укайль, несколько сот человек было разбросано по другим районам. Однако войско Ибн Сауда во время осады Джид­ды редело, потому что бедуины не могли вынести долгого пребывания на жарком и влажном побережье 66.

Серьезной помощи ни из Ирака, ни из Траисиордании Али не получил. «Англичане вели себя так, будто стремились обеспечить победу Ибн Сауду», — писал аль-Хатыб, автор книги «Справедливый имам»67. Абдаллах, эмир Трансиордании, согласился, чтобы англичане убрали его отца, Хусейна, из Акабы, опасаясь вторжения войск Ибн Сауда под предлогом нахождения здесь Хусейна. В Суэце в мае 1925 г. бывшего короля встретили пове­ренный в делах Хиджаза в Каире Абд аль-Малик аль-Хатыб и его брат — автор книги «Справедливый имам». Хусейи сказал им, что на самом деле его изгнали из Хиджаза англичане; они предали его потому, что он не признал декларации Бальфура и не отказался от прав арабов на независи­мое государство 68.

В начале 1925 г. представители индийской халифатской партии, а также ряд иностранных консулов пытались посредничать между Али и Абд аль-Азизом. В апреле того же года состоялась даже безрезультатная встреча министра ино­странных дел джиддинского правительства, аль-Хатыба с Ибн Саудом 69.

В июне из-за летней жары осада Джидды была снята, в августе Али вновь обратился к англичанам за помощью, но они отказались, утверждая, что могут вмешаться лишь в том случае, если на это согласится Абд аль-Азиз 70.

В середине октября английский представитель полковник Дж. Клейтон, которй до этого был главным секретарем правительства Палестины, проезжая через Джидду, заметил в своем дневнике, что Али был сломлен физически и морально. Джидда голодала, Клейтон просто удивлялся, поче­му Абд аль-Азиз не брал города. Возможно, недждийский султан опасался кровопролития и предпочитая подождать, пока Джидда капитулирует 71.

И в ходе и после завоевания Хиджаза набеги на Ирак продолжались. Ихваны продвинулись за Вади-Сирхан до сирийской границы и отрезали Трансиорданию от Ирака. Опять британские ближневосточные владения могли оказаться территориально разделенными 72. Когда с молчаливого благословения англичан Абд аль-Азиз занял Мекку, он понял, что ему надо ограничить свои аппетиты на севере.

Это было время, когда англо-французские отношения накануне заклю­чения Локарнских соглашений обострились из-за Мосульского нефтяно­го района в Ираке, а английские позиции были подорваны арабским на­ционалистическим движением в Палестине. Поэтому Великобритания не хотела открыто вмешиваться в недждийско-хиджазский конфликт.

В октябре 1925 г. в хиджазскую ставку Абд аль-Азиза прибыл полков­ник Клейтон. Ибн Сауд показал, что является гибким политиком, и согла­сился на уступки на севере взамен фактического признания Великобрита­нией аннексии Хиджаза. Результатом переговоров были соглашения в Бахре и Хадде, подписанные соответственно 1 и 2 ноября 1925 г. Соглаше­ние в Бахре касалось Ирака и Неджда и устанавливало, что любой набег племен через границу на территорию другого государства считался актом агрессии и требовал наказания со стороны правительства, которому под­чинялось племя, совершившее рейд. Соглашение устанавливало также специальный трибунал, составленный из представителей каждого государства, чтобы разбирать дела о племенных набегах. Это со­глашением предусматрвиало, что племя могло пересекать границу для выпаса скота после того, как получало на это разрешение.

Соглашение в Хадде в первый раз фактически установило границу между Недждом и Трансиорданисй. Султан Неджда уступал Трансиордании ко­ридор, связывающий ее с Ираком. Набеги племен между двумя странами также стали считаться актом агрессии, и был создан трибунал, чтобы рассматривать случаи набегов. Племена могли пас­ти скот на своих традиционных пастбищах, но только после получения разрешения. Наконец, религиозная пропаганда на территории другого государства запрещалась. Этот пункт явно касался проповеди ихванов73.

Таким образом, были установлены границы с Кувейтом, Ираком и фактически с Трансиорданией, хотя пограничные конфликты вскоре обострились.

Когда король Хиджаза Али узнал о соглашениях в Бахре и Хадде, а Клейтон отказался поддерживать его, он понял, что дни его правления со­чтены. Видя, что его братья в Ираке и Трансиордании больше озабочены сохранением собственных тронов, чем помощью ему, Али решил прекра­тить борьбу, 16 декабря 1925 г. он послал английского консула обсудить с Ибн Саудом условия капитуляции. Джидда сдалась 22 декабря; Али поки­нул ее, и иа следующий день Абд аль-Азиз вошел в город 74.

В начале февраля 1925 г., когда еще только начиналась осада Джидды, Абд аль-Азиз направил ихванов ио главе с Фейсалом Ааль Давишем к Ме­дине. Но этому войску был отдан строгий приказ не захватывать город без разрешения султана. Он опасался, что мавзолей пророка и мединские святыни могут быть разрушены. Когда осада сде­лалась для жителей Медины невыносимой, они направили к Абд адь-Азизу посланца, выразив готовность капитулировать, но только кому-нибудь из членов семьи Саудидов, а не ихванам. Ибн Сауд направил в октябре к Медине своего сына Мухаммеда, однако к этому времени перед гарнизоном Медины забрезжила надежда на избавление после получения ободряющей телеграммы от Али. Они задержали капитуляцию. В середине ноября положение Медины стало критическим, никакой по­мощи не предвиделось, и местная знать решила сдать го­род75. 6 декабря 1925 г. Мухаммед вступил в Медину и совершил молитву в мечети пророка. Подражая своему отцу, он распределил среди изголодавшихся жите­лей города немного риса и оказал им кое-какую денежную помощь 76.

Еще накануне падения Джидды знать Мекки, ее улемы, представители купечества информировали Абд аль-Азиза о своей готовности принести ему при­сягу как королю Хиджаза. 11 декабря 1925 г. после пятничной молитвы люди собрались у Баб ас-Сафа в Мекке. Поднялся чтец-хатиб, и огласил текст присяги верности. Из пушки был дан салют 100 выстрелами. Затем принесли присягу шерифы, улемы, члены шариатского суда, имамы и чте­цы Корана, члены национального представительного совета, представите­ли Медины и Джидды, проводники паломников, прислужники при Земземе и Каабе и представители других слоев населения Медины и Мекки. «Слава Аллаху... — гласил текст присяги. — Мы даем обязательство тебе, султан Абд аль-Азиз ибн Абдуррахман Ааль Фейсал Ааль Сауд, что ты будешь королем Хиджаза в соответствии с Кораном, с сунной посланника Аллаха, с преданиями спутников пророка Мухаммеда (сахаба).., что Хиджаз будет только для хиджазцев и что люди, которые живут в нем, будут заниматься его делами, что Мекка будет столицей Хиджаза и что Хиджаз будет общиной в ведении Аллаха и вашего величества»77. Англий­ский путешественник, принявший ислам, Элдои Раттер, присутствовал при этой сцене и оставил ее описание 78.

Абд аль-Азиз стал именоваться королем Хиджаза, султаном Неджда и присоединенных областей.

16 февраля 1926 г. правительство Хиджаза было официально признано СССР. «...Правительство СССР, исходя из принципа самоопределения на­родов и глубоко уважая волю геджазского народа, выразившуюся в избра­нии Вас своим королем, признает Вас королем Геджаза и султаном Неджда и присоединенных областей, — говорилось в ноте, врученной Ибн Сауду. — В силу этого Советское правительство считает себя в состоянии нормаль­ных дипломатических отношений с Правительством Вашего Величества».

В ответной ноте король писал: «Его превосходительству Агенту и Ге­неральному консулу СССР. Имели честь получить Вашу ноту от 3 шаабана 1344 г. (16 февраля 1926 г.) за № 22, сообщающую о признании Правитель­ством СССР нового положения в Геджазе, заключающегося в присяге на­селения Гсджаза нам в качестве короля Геджаза, султана Неджда и присо­единенных областей, за что Правительству СССР мое Правительство вы­ражает свою благодарность, а также полную готовность к отношениям с Правительством СССР и его подданными, какие присущи дружественным державам... Король Геджаза и султан Неджда и присоединенных областей Абдул-Азиз ибн Сауд. Составлено в Мекке 6 шаабана 1344 г. (19 февраля 1926 г.)»79.

Вслед за СССР Ибн Сауда признали другие государства.

Подчиняясь султану Неджда, но опасаясь господства «недждийских бедуинов» над более развитым Хиджазом, местная знать сделала попытку сохранить за собой довольно широкие права. 56 представителей местной аристократии, улемов и купечества созвали нечто вроде учредительного собрания, которое решило, что Хиджаз должен быть независимым в сво­их внешних и внутренних делах от Неджда. Оба королевства будут объ­единены только личной унией короля, в Хиджазе создается мусульман­ское правительство, вводится конституция на основе Корана и сунны. «Уч­редительное собрание» предлагало разработать форму внутреннего уст­ройства и административные положения в соответствии с местными ус­ловиями. Некоторые хиджазцы опасались, что Ибн Сауд еще находится под воздействием договора 1915 г. с Великобританией, ставящего его под ан­глийский протекторат, а это противоречило глубоко укоренившемуся стремлению к независимости 80.

Хиджазская знать пыталась ограничить монарха, но соотношение сил было безусловно в пользу Ибн Сауда. Он учел пожелания хиджазцев, одна­ко выполнил их лишь в той мере, в какой это не противоречило его абсо­лютной власти. В 1926 г. указом короля были созданы совещательные советы в Мекке, Медине, Джидде, Янбо и Эт-Таифе, принявшие затем муниципальный характер, а также консультативный совет с совещательными функциями из 13 членов 81.

Предстояло еще добиться признания власти Ибн Сауда над Хиджазом со стороны государств с преобладающим мусульманским населением, хотя это был лишь вопрос времени.

После захвата педждийцами Хиджаза в Джидду прибыла мусульман­ская миссия из Индии, которая потребовала передать контроль над священ­ными городами комитету, представляющему все мусульманские страны. Ибн Сауд терпел ее недолго и вскоре отправил на корабле в Индию82.

В 1926 г. Ибн Сауд решил созвать в июне, после паломничества, му­сульманский конгресс, чтобы лишний раз «легализовать» свой контроль над Хиджазом. Новый король Хиджаза направил послания королю Египта, королю Афганистана, президенту Турецкой Республики, шаху Ирана, королю Ирака, эмиру Республики Риф, имаму Яхье в Йемене, другим мусульман­ским правителям, главе высшего исламского совета в Иерусалиме, главе халифатистской лиги в Бомбее с обещанием заботиться о святых местах и об улучшении условий для паломничества.

На мусульманский конгресс в Мекке собрались 69 представителей му­сульманских организаций Индии, Египта, СССР, Явы, Палестины, Лива­на, Сирии, Судана, Неджда, Хиджаза, Асира, Афганистана, Йемена, Египта и др. Абд аль-Азиз дал ясно понять собравшимся, что именно он хозяин в Хиджазе и что он не потерпит вмешательства в свои дела. Те, кто был недоволен им, покинули конгресс, но ничего изменить, естественно, не могли. Оставшиеся приняли существующее положение 83.

В интервью корреспонденту ТАСС глава делегации мусульман России и Туркестана на конгрессе, председатель центрального духовного управ­ления мусульман муфтий Ризауддии Сахреддинов сообщил о признании конгрессом Ибн Сауда в качестве «хранителя святых мест». Его участники призвали вернуть Акабу и Маан Хиджазу и практически поддержали ново­го короля 84.

Победы недждийского войска, вынужденно благожелательный нейт­ралитет Великобритании, которая при завоевании Ибн Саудом Хиджаза выбрала меньшее из двух зол и пожертвовала Хусейном, умная политика нового короля, соединявшего твердость с достаточной гибкостью, — все это делало беспредметной дискуссию о том, кому должны принадлежать «святые места».

«Владение Геджазом с его доходами от паломничества, от таможни и т. п. предоставляет Ибн Сауду возможность все эти ресурсы с большой политической пользой для своей власти (одно паломничество ежегодно приносит до 2 млн. ф. ст.) использовать в Неджде (помощь новым поселен­цам, субсидии шейхам бедуинских племен)... — отмечалось в письме совет­ского генерального консула в Джидде, отправленном в Москву в 1929 г. — Главная сила в Хиджазе — купечество, ориентирующееся на Британскую империю, выступает за соглашение с англичанами. Бедуины недовольны: 2,5 процента закята, нельзя грабить, ввоз автомашин лишил их доходов, нет султанских субсидий; недовольны проводники хаджа, обиравшие па­ломников, так как государство упорядочивает хадж и берет себе доходы»85.

Над Абд аль-Азизом нависла опасность, но не извне, а изнутри, со сто­роны тех самых ихванов, которые присоединили к его владениям Хиджаз.

Сайт управляется системой uCoz