Глава
XII
УСИЛЕНИЕ
ФЕОДАЛЬНОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И
ДВИЖЕНИЕ ИХВАНОВ
(1926-1934)
Положение в Хиджазе. После завоевания Хиджаза Ибн Сауд столкнулся с необходимостью управлять страной, гораздо более развитой, чем Неджд и даже Эль-Хаса. Административно-бюрократический аппарат Хиджаза формировался под влиянием османских стандартов и был самым усовершенствованным в Аравии. При короле Хусейне стал публиковаться даже бюджет с обеспечением расходов, хотя на практике он, конечно, не соблюдался. Появились зачатки регулярной армии. Были основаны средние школы. Официальная газета «Аль-Кыбла» демонстрировала осведомленность о внешнем мире, нередко уделяя большое внимание событиям в Европе. Она публиковала сообщения и об общественных работах, таких, как расширение телефонной сети, расчистка улиц.
Абд аль-Азиз решил не менять структуру управления, созданную Хусейном и Али. Он просто заставил ее служить себе 1.
Предстояло еще примирить недждийских и хиджазских богословов и приучить мекканских улемов к мысли, что они должны будут уступить первую роль риядцам. Чтобы сгладить теологические разногласия, улемы Эр-Рияда провели ряд совещаний со своими мекканскими коллегами, после которых заявили, что у обеих групп нет существенных расхождений.
Конечно, вряд ли можно считать, что все обстояло так просто. Разногласия между недждийцами и хиджазцами сохранялись 2.
Некоторые общественные работы, осуществляемые иностранными фирмами, начатые при Хусейне, продолжались 3.
К моменту захвата Хиджаза Ибн Сауд уже понимал значение телефона и радио как технических средств усиления своей власти и автотранспорта для хозяйственных и военных нужд. Но телефон и радио в глазах бедуинов и догматиков-улемов казались изобретением дьявола. Путешественники и историки оставили множество анекдотов об отношении ихванов к техническим средствам связи. Вопрос об их дозволенности религией был решен, когда прочитали отрывок из Корана по телефону, а затем по радио 4. Автомобили тоже казались ихванам изобретением безбожников, если не самого дьявола. Первый грузовик, который появился в городе Эль-Хаута, был сожжен, а его водитель едва избежал той же участи. Самолеты же, по мнению улемов, летали против воли Аллаха. Однако практические нужды общества оказались сильнее косности и догм, в королевстве Ибн Сауд а все шире недрялись и автомобили, и радио, и телефон. Спустя два-три десятилетия даже улемы пользовались самолетом 5. Граммофоны и кино остались табу. Их ввоз был запрещен, но в частных домах появились проигрыватели и кинопроекторы 6.
Король
понимал, что он должен принимать во
внимание интересы хиджазской знати.
Когда в августе
Консультативный
совет — маджлис аш-шура, который
был создан вслед за
провозглашением «конституции»,
состоял из эмира Фейсала в качестве
вице-короля, четырех его советников
и шести знатных хиджазцев.
Несомненно, что все представители
хиджазской аристократии, вошедшие
в совет, не поддерживали раньше ни
Хусейна, ни Али или, во всяком
случае, если поддерживали, то
отреклись от них. В 1924 и 1925 гг. в
Мекке существовали ассамблеи с
совещательными функциями,
сформированные из знати, улемов и
купцов. Они в некотором роде могли
претендовать на самостоятельность
и предъявлять претензии к королю.
Но ни один из их депутатов не попал
в консультативный совет
Разница между первыми ассамблеями и консультативным советом, состоявшим из безгласных лиц, разительна. Контроль Абд аль-Азиза над Хиджазом стал полным. Его признали королем Хиджаза и в самой стране, и в мусульманском мире, и он не нуждался в украшении фасада. Кроме того, Абд аль-Азиз, очевидно, чувствовал, что «конституция» Хиджаза могла бы оказаться заразительным примером для населения Неджда, и пресекал «крамолу» в зародыше.
В
последующие годы хиджазское
правительство Фейсала все больше
принимало характер
ближневосточной бюрократии в ее
примитивном виде, но отнюдь не
конституционной монархии. Эта
бюрократия функционировала с
помощью более образованных по
сравнению с недждийцами хиджазцев,
хотя и под контролем эмира Фейсала
и его ближайших советников.
В то время как Абд аль-Азиз с группой более или менее просвещенных советников пытался приспособить для своих нужд административный аппарат Хиджаза, ихваны были полны решимости «очистить» его от «скверны» и уничтожить места поклонения, которые они считали противоречащими исламу. Хафиз Вахба жаловался, что, «возможно, самое большое несчастье, с которым столкнулось ваххабитское реформаторское движение, был энтузиазм, с которым эти невежественные люди приняли ваххабизм» 9. Во время умиротворения Хиджаза перед феодальным правителем Абд аль-Азизом остро стала проблема, как вести себя с ихванами,
В
Мекке ихваны разрушили памятник
над местом рождении пророка, дома
Хадиджи и Абу Бакра
В
Когда
вскоре после падения Джидды в
декабре
Абд аль-Азиз опасался действий ихванов против мусульманских паломников, и действительно однажды они ранили несколько хаджи, что вызвало протест иностранных консулов. Через некоторое время ихваны попытались убить мусульманских работников ряда консульств 15. Король постарался направить энергию ихванов на завоевание городов и портов, расположенных между Джиддой и Акабским заливом, но вскоре весь Хиджаз уже был в его власти и его воины остались без дела.
Летом
Однако как для умиротворения ихванов, так и для усиления своего престижа и власти король стал вводить жесткую ваххабитскую регламентацию. Каждый, кто игнорировал общую молитву, подвергался заключению от 24 часов до 10 дней и штрафу. За употребление алкоголя заключали в тюрьму сроком до одного месяца и штрафу. Если провинившийся повторял преступление, его могли бросить в тюрьму на два года. Жестокие наказания распространялись на тех, кто делал вино или торговал им. Было запрещено курить табак, но насчет торговли им ничего не было сказано.
Введение ваххабитских принципов сочеталось с репрессиями против политических противников Саудидов. Лицам, которые участвовали в каких-либо собраниях с целью распространения «вредных идей», «ложных сведений» и «опасных слухов», а также тем, кто участвовал в собраниях, направленных против политики правительства, грозило заключение от двух до пяти лет или изгнание из королевства Хиджаз. Любое собрание, даже с благотворительной целью, должно было быть согласовано с властями 19.
Впрочем, религиозно-бытовая регламентация со всей строгостью соблюдалась недолго. Когда ихваны удалились из Хиджаза, запреты на курение табака были ослаблены, желающие могли доставать даже алкоголь и мало кто следил за длиною усов.
Для
того чтобы показать свою заботу о
чистоте религии, но одновременно
поставить религиозное рвение
ихванов под контроль, Абд аль-Азиз
летом
Эта
организация постепенно стала действовать
в качестве религиозной полиции.
Позднее комитеты общественной
морали В составе Лиги были
поставлены под общий контроль
директората полиции. В сферу
компетенции Лиги попали обман и
жульничество на базаре, невыплата
закята, несоблюдение поста,
нарушение правил паломничества,
убийство или членовредительство,
потребление или продажа
алкогольных напитков 21. К
лету
Руководители Лиги общественной морали «предали анафеме» президента Турции Мустафу Кемаля и короля Афганистана Амануллу за их реформы. «Трудно ожидать другого отношения к Кемаль-паше и Аманулле в стране, которая сама существует за счет святых мест и где всякое „вольнодумство" грозит ущербом материальных интересов большинства)», — писал советский генеральный консул в Джидде Н. Гюрякулов 24.
С помощью Лиги общественной морали из рук ихванов вырывалось право наблюдать за выполнением религиозных предписаний. Племенной демократизм в его религиозно-фанатической форме приносился в жертву государственному аппарат централизованного феодального государства.
В действиях ихванов, казавшихся европейским путсшественникам и более или менее образованным советникам из окружения короля «необузданным фанатизмом» и «дикостью», все-таки проглядывало стремление широких масс аравийских арабов к тому более простому образу жизни, какой проповедовали ваххабиты. Массы приняли на вооружение именно эгалитаристскую сторону учения и пытались по-своему осуществлять на практике свои идеалы. Ихваны не могли созидать нового общественного строя. Их идеалы были лишь зеркальной картиной старого порядка, в котором они ставили себя на место прежних господ. С древнейших времен такова была судьба эгалитаристских народных движений. Устремления и практика ихванов сталкивались с реальными интересами феодальной верхушки. Поэтому называть порывы ихванов «оголтелой реакцией», видимо, слишком однобоко и даже неверно — они были «реакционны» в той же мере, как и участники крестьянских восстаний в эпоху феодализма, со всей жестокостью и обреченностью народных движений средневековья.
Когда разочарованные ихваны удалились из Хиджаза в Центральную Аравию в свои хиджры и племена, стало ясно, что приближается их столкновение с централизованным феодальным государством Ибн Сауда.
Первый
период восстания ихванов.
Сотрудничество Абд аль-Азиза
с англичанами при определении
границ с Кувейтом, Ираком и Иорданией
и его политика в Хиджазе довели
отношения между центральной
феодальной властью и ихванами до
точки кипения. «Братья» считали себя
обездоленными при распределении
добычи в Хиджазе, а согласие Ибн
Сауда запретить набеги через
границы Кувейта, Ирака и Иордании
лишило их возможности поправить
свое материальное положение за
счет грабежа «неверных». В условиях
усугублявшегося кризиса
верблюдоводства, неразвитого
оазисного земледелия в хиджрах
газу под благочестивым лозунгом
казался ихванам естественным
выходом из нищеты и голода 25.
Масла в огонь подливало терпимое
отношение Ибн Сауда к шиитам Эль-Хасы
и Эль-Катифа 26.
Одно
из противоречий движения ихванов
состояло в том, что его вождями
были феодально-племенные шейхи,
которые стремились к тому, чтобы
превратиться в независимых феодальных
правителей. «Демократичное» по
своему составу и ряду Требований
ихванское движение стало служить
феодально-племенному сепаратизму.
Одним из главных лидеров «братьев»
был блестящий воин и военачальник,
главный шейх племени мутайр Фейсал
Ааль Давиш, который вскоре после
падения Джидды в конце
В оппозиции к Ибн Сауду оказался Зайдан ибн Хисляйн, шейх аджманов, старых и упорных противников Саудидов, лишь недавно покоренных и присоединившихся к ихванам, а также шейх атайба Султан ибн Хумайд ибн Биджад, хотя главой этого племени он стал с помощью Абд аль-Азиза. Ибн Биджад рассчитывал на место губернатора Эт-Таифа, но король решил иначе 29. Среди племен Центральной Аравии атайбы были самым сильным и многочисленным племенем после аназа. К движению против Ибн Сауда позднее присоединился один из шейхов руала. Таким образом, племена к востоку, северу, западу и юго-западу от Эр-Рияда становились враждебными центральной власти. Важно отметить, что среди тех, кто был настроен против Абд аль-Азиза, мы не находим представителей самого могущественного племени аназа (кроме руала), а также харбов и большей части шаммаров. Восстание кочевников не стало всеобщим, и это спасло королевский режим.
В
начале
1. Поездка его сына Сауда в Египет (как результат инцидента с махмалем).
2.
Поездка его сына Фейсала в Лондон (в
августе
3. Введение телеграфа, телефона и автомобиля на земле ислама. Этот пункт был смесью народного протеста против усилении централизованного государства с фанатизмом бедуинов.
4. Установление таможенных налогов на мусульман Неджда, что было протестом против усиления налоговой эксплуата ции населения централизованным путем.
5. Предоставление права племенам Иордании и Ирака пасти свои стада на землях мусульман — отражение межплеменной борьбы за пастбища.
6. Запрещение торговли с Кувейтом. Если население Кувейта «неверные», то тогда Абд аль-Азиз должен был вести против них священную войну; если они были мусульмане, то тогда он не должен был препятствовать торговле с ними.
7. Терпимое отношение к отколовшимся от веры (т. е. шиитам) в Эль-Хасе и Эль-Катифе. Абд аль-Азиз должен был обрати и. их в ислам или убить 30.
Почувствовав,
что недовольство ихванов может принять
характер открытого восстания, Абд
аль-Азиз поспешно покинул
Хиджаз и в январе 1927 г. вернулся
в Эр-Рияд. В конце января
В
феврале
В
начале апреля
Но
движение против Ибн Сауда не
ограничилось ихванскими
племенами. Летом
Не
решаясь бросить открытый вызов
королю, Фейсал стал готовиться к
набегам на Ирак. Он рассчитывал
обеспечить добычей своих
последователей и заставить короля
или вступить вместе с ним, или
доказать, что он уже не является
борцом за дело Аллаха35.
Король выжидал. «Осторожность
всегда была отличительной чертой
Абд аль-Азиза ибн Сауда, — писал Дж.
Глабб. — Он был уверен в том, что мог
победить своих соперников —
аравийских князей, но он не был
готов вступать в военные действия
против Англии. Ихваны же были
готовы цитировать против него его
собственные ранние заявления. С их
точки зрения, иракцы были
мусульманами-ренегатами, врагами
Аллаха, чья жизнь и собственность
должны быть во власти ихванов —
единственных истинных верующих. Но
Абд аль-Азиз был образцом здравого
смысла и осторожности. Если он
поддерживал фанатизм, то только для
того, чтобы использовать как
инструмент для достижения своих
целей. Он сам никогда был фанатиком.
Однако для диких, неуправляемых
людей здравый смысл и благоразумие
были мало привлекательными» 36.
Хотя положение Ибн Сауда в королевстве становилось шатким, британская дипломатия по-прежнему видела в нем единственную реальную силу на полуострове, с которой она намеревалась сотрудничать. От надежд сохранить или установить протекторат над королевством Хиджаза, Неджда и присоединенных территорий Великобритания отказалась. Обширное, но малонаселенное аравийское королевство было окружено английскими колониями, протекторатами, зависимыми от Лондона государствами. Англичане рассчитывали, что, даже оставаясь независимым, оно не могло предпринимать никаких шагов, наносящих ущерб британским интересам.
В
мае
Вскоре
англичане дали ихванам предлог для
действий против Ирака. В сентябре
Фейсал
увидел в действиях иракцев
подходящий повод, чтобы
противопоставить ихванов Абд аль-Азизу
и нанести удар по «неверным». В ночь
с 5 на 6 ноября
В
начале декабря группа из 400
мутайров совершила налет на
кувейтскую территорию к северо-востоку
от Эль-Джах ры. 13 декабря Ибн Сабах
запросил поддержку английской
авиации против этих налетов. Но еще
до этого Абд аль-Азиз уведдмил и
иракское и кувейтское
правительства, что эти рейды
происходят вопреки его личным
приказам 40. 16 декабря форт и
Эль-Бусайе был вновь отстроен и
занят взводом иракской армии 41.
С декабря
«В
В
январе
В
апреле
В
начале апреля
В
мае
Все
лето
В
сентябре 1928 г. король вернулся
в Эр-Рияд и обнаружил, что
некоторые подразделения племени аджман
объединились с Фейсалом и Ибн
Биджадом. Абд аль-Азиз стал собирап,
новую общую ассамблею горожан и
ихванов, назначив ее на октябрь,
но она собралась лишь 6 декабря
Театральный жест с отречением воздействовал на собрлм шихся, особенно на жителей городов и оазисов Неджда — традиционной опоры Саудидов, которые хорошо понимали, что дли них значил бы уход Абд аль-Азиза и торжество Фейсала и Ибн Биджада. Под крики «Мы не хотим другого султана!» практически все выразили поддержку его политике и «низложили» трех восставших лидеров ихванов 51. X. Вахба отмечал, что ни один из собравшихся не считал, что Абд аль-Азиз отдаст трон без борьбы, Они хорошо знали, что он находился на вершине физическом и интеллектуальной зрелости и был готов бороться против ихвянон, Знать оазисов убедилась, что с ихванами надо кончать. Здесь сыграли роль и стремление защищать классовые интересы против масс восставших кочевников и традиционная неприязнь оседлых к бедуинам 52. Однако сложность состояла в том, что движение» происходило в религиозной форме и три лидера ихванов утверждали, что именно они подлинные защитники веры, а Абд аль-Азиз игнорирует веру в своих интересах, сотрудничая с неверными англичанами 53.
С началом сезона выпаса стало ясно, что гражданская война неизбежна, хотя многие племена заняли выжидательную позицию. Но вместо того чтобы выступить против Абд аль-Азиза, гри ихванских вождя решили напасть на Ирак, избегая обвинения в открытом восстании. Успехи в Ираке, по их замыслам, должны были принести поддержку других племен.
Ибн Биджад совершил набег на селение Эль-Джумайма на границе с Ираком и перебил там множество торговцев, в том числе из Неджда, а затем напал на шаммаров. Повстанцы настроили против себя самое крупное племя аназа и хиджазское племя харб. Ибн Сауд, который еще месяц назад чувствовал себя неуверенно, получил поддержку от бедуинов и оседлых Неджда. Фейсал Ааль Давиш был более тонким политиком, чем Ибн Биджад, он нападал только на иракцев, выставляя себя как бы верным подданным короля и не порывая с ним окончательно. Между ним и Ибн Биджадом усиливались разногласия. После резни в Эль-Джумайме Ибн Сауд прибыл в Касим, где собрал двойной сбор ополченцев Неджда. Они охотно присоединялись к нему, потому что ни земледельцы, ни торговцы не были уверены в своей безопасности, пока их грабят и убивают бедуины-ихваны. За Ибн Саудом пошли часть племени атайба во главе с Абдуррахманом ибн Рубайином — соперником Ибн Биджада; Мишари ибн Бусайис из племени мутайр, Дуляйм ибн Баррак из Хитайм, большая часть племени харб, почти все шаммары Неджда, значительная часть племени зафир, часть племени аназа из Хиджаза, а также вульд сулейман, факир и другие. Основу войска составили оседлые жители Неджда 54.
В
начале марта
Последовал
период переговоров. Фейсал даже
посетил лагерь Абд аль-Азиза, затем
вернулся к своим ихванам 5б.
На следующий день 31 марта
Тяжело
раненный, Фейсал бежал в Эль-Артавию
и отправил группу женщин из своей
семьи, чтобы они, рыдая, обратились
к Абд аль-Азизу с просьбой пощадить
его жизнь. Когда король узнал, что
Фейсал тяжело ранен, он смягчился,
простил Фейсала и даже отправил ему
своего личного врача. Видимо, это
было сделано не только для того,
чтобы вылечить Фейсала, но чтобы
определить, насколько тяжело он
ранен. Во всяком случае Абд аль-Азиз
посчитал, что Фейсал как соперник
для него больше не существует 58.
Что касается Ибн Биджада, то вскоре после битвы он вернулся в Эль-Гатгат. Король послал ему письмо, требуя, чтобы он сдался вместе с теми племенными вождями, которые участвовали и восстании. Ибн Биджад повиновался и был заключен вместе с другими руководителями восстания в тюрьму в Эль-Хасе, где они и умерли. Абд аль-Азиз приказал отобрать все оружие в хиджре Эль-Гатгат и разрушить само поселение. До настоящего дня оно остается в руинах 59.
Считая,
что с восстанием ихванов покончено,
король направился в Медину, а затем
в Мекку, чтобы участвовать в
паломничестве в мае—июне
Второй период восстания. Однако Фейсал Ааль Давиш выжил. Его боевой дух не был сломлен, он снова начал планировать набеги на Ирак.
В этот момент Ибн Джилюви решил наказать племя аджман 60. Хотя ни Зайдан ибн Хисляйн, ни его племя не участвовали в битве при Сибиле, он посчитал их прежнее поведение достаточным поводом для нанесения удара. Абдаллах ибн Джилюви направил своего сына Фахда захватить Зайдана ибн Хисляйна недалеко от его хиджры — Эс-Сирар. Фахд заманил Зайдана на встречу в открытой пустыне и затем схватил его. Ихваны Ибн Хисляйна, обнаружив, что их вождь не вернулся, немедленно окружили лагерь Фахда, который приказал убить Зайдана и пять его спутников. В последующей битве Фахд был убит, а родственник Зайдана Найиф ибн Хисляйн, который сначала выступал против ихванов, переметнулся к восставшим. Руководители хиджры Эс-Сирар, понимая, что после смерти сына Абдаллах ибн Джилюви скоро двинется на них, быстро собрали скот и лагерное снаряжение и бежали на север 61. Диксон пишет, что в результате предательского убийства Зайдана бедуины Северо-Восточной Аравии настроились против Абд аль-Азиза, хотя он не нес за это ответственности 62. Большая группа аджманов, покинувшая территорию Кувейта под английским давлением, вернулась в Эль-Хасу и присоединилась к своим соплеменникам.
Приход лета, однако, положил конец крупным операциям, но аджманы смогли получить в Кувейте кое-какую помощь, закупив снаряжение на местных базарах. Абд аль-Азиз позднее протестовал против того, что англичане смотрели на их закупки сквозь пальцы 63. Однако в Ираке и Кувейте были те, кто симпатизировал повстанцам, и англичане просто не могли все контролировать. Но англичане все больше убеждались, что для достижения своих целей в Кувейте, Ираке и Иордании им нужно было помочь Ибн Сауду разгромить восстание ихванов и укрепить его режим.
Фейсал Ааль Давиш, решивший снова поднять знамя восстания, присоединился к аджманам, и в середине июля они перерезали дорогу Эр-Рияд — Хуфуф. Атайба прервали связи между Хиджазом и Недждом. Первоначальной целью аджманов было напасть на Эль-Катиф и прибрежные города Эль-Хасы, но по дороге они столкнулись с племенем авазим. Не удержавшись, они напали на него с целью грабежа, но были отброшены. Для аджманов и мутайров это было позорное поражение, потому что авазим не считались племенем «голубой крови». Поэтому через два месяца они снова нападут на это племя около колодцев в Эн-Накира, чтобы получить вариант пирровой победы 64.
В стране шла гражданская война. Повсюду убивали сборщиков налогов. Караванные связи Хиджаза, Неджда и Эль-Хасы стали ненадежными 65.
В
июле
В сентябре Ибн Сауд решил расправиться с повстанцами. Он призвал эмиров Эль-Катифа, Эль-Хасы, Касима и Саиля снабдить его людьми, деньгами и оружием, мобилизовал жителей Неджда из горожан и бедуинов и также получил Помощь тех хиджр, которые не присоединились к Фейсалу Ааль авишу.
Большой удар Фейсалу Ааль Давишу был нанесен в сентябре, Когда войско, возглавляемое Ибн Мусаидом, разгромило мутайров под командованием Узайиза, сына Фейсала, и молодой военачальник вместе с элитой племени мутайр погиб в битве 67. Через несколько дней Фейсалу было нанесено еще одно поражение. Часть племени атайба, связанная с ихванами, была разгромлена своими соплеменниками, преданными Абд аль-Азизу, которых поддержал отряд под командованием Ибн Лювайя из Эль-Хурмы, отряды ихванов рассеялись68.
Наступал
конец восстанию. Фейсал в октябре
В
октябре 1929 г. Абд аль-Азиз объявил,
что у того, кто участвовал в
восстании, конфискуется имущество,
верблюды, лошади, оружие; у того, кто
не участвовал активно в восстании,
но уличен в связях с бунтовщиками,
отнимаются верховые верблюды,
лошади, винтовки; все, что берется
у бунтовщиков, придет на вознаграждение
тех, кто участвовал в боях на стороне
короля. Жители всех хиджр, где
преобладало «разложение»,
изгонялись без права собираться в
одном месте 70.
В
декабре
Не
исключено, что и англичане, и
иракские, и кувейтские власти
хотели бы сохранить руководителей
ихванов в своих руках в качестве
средства давления на Ибн Сауда. «Кто
был врагом вчера, сегодня стал
лучшим другом повстанцев, — писала
10 января
10
января
27
января трех лидеров восстания на
самолете доставили к Абд аль-Азизу.
Король встретил своего
побежденного смертельного врага
упреками. Фейсал отказался
признать, чго он сделал что-либо
неправильно. Заключенных перевели
в риядскую тюрьму 78. Фейсал
умер 3 октября
«Аравия
никогда не рождала более великого
воина, чем Фейсал Ааль Давиш, —
писал Диксон, несколько
романтизируя лидера ихванов, — и у
Ибн Сауда никогда не было более
преданного последователя, пока
политиканство и неблагодарность не
подтолкнули Фейсала к восстанию.
Мутайр, его племя, почти обожало его,
и ни один человек не упоминает его
имени сейчас без слез на глазах» 80.
Остальные вожди восстания довольно
скоро умерли в заключении, а может
быть, тюремщики «помогли» им умереть
81.
В
январе
Кочевники
Аравии попали на многие
десятилетия под контроль военно-бюрократической
машины, а «благородные племена»,
хотя не из числа активных
участников восстания, стали
поставлять воинов для «белой армии»,
преданной королевской семье.
Однако кто может с уверенностью
сказать, на чьей стороне окажутся
бедуины в случае возможных
катаклизмов будущего.
20
февраля
Казалось
бы, саудовский режим успешно решил
свои внешние и внутренние
проблемы и мог ожидать периода
относительной стабильности. Но
прежде чем она наступила, Ибн Сауд
должен был пройти через два новых
испытания — вооруженные
выступления в Хиджазе и Асире и
войну с Йеменом, которые, впрочем,
не представляли собой серьезной
угрозы для его власти.
Вооруженные
выступления против Ибн Сауда в
Хиджазе и Асире. Деспотический
режим Ибн Сауда, навязанный вооруженной
рукой Хиджазу, вызвал недовольство
части местной знати. Многие ее
представители, особенно из клана
шерифов, сохранили связи с братьями
Али — последнего хашимитского
монарха. Король Трансиордании
Абдаллах ибн Хусейн никогда не
забывал своего поражения от
ихванов под Турабой и, хотя сам не
решился оказать большую помощь
своему брату Али, был недоволен
официальным иракским признанием
захвата недждийцами Хиджаза. Еще
большее его раздражение вызвал
последующий договор о дружбе между
королем Ирака Фейсалом и Абд аль-Азизом.
Несмотря на британское присутствие
в Трансиордании и ясно выраженное
признание Великобританией саудовского
режима, он решил помочь
оппозиционным элементам в Хиджазе
деньгами и оружием.
Казалось,
что обстановка общего недовольства,
сложившаяся в Хиджазе к концу 20-х
годов, работала на оппозиционеров.
Два года подряд Неджд и Хиджаз
поражала засуха. Гражданская
война ихванов против режима Ибн
Сауда разорила страну, подорвала
экономику. Мировой экономический
кризис 1929—1933 гг. тяжело отразился
на Аравии. Экспорт скота, кожи,
фиников упал. За импорт
продовольствия нечем было платить.
Катастрофически уменьшилось
паломничество (со 191 тыс. в
Однако
тяжелое экономическое положение и
недовольство населения оказались
недостаточными предпосылками для
сколько-нибудь серьезных успехов
антисаудовских выступлений внутри
страны.
Вскоре
после падения Джидды в Египте была
организована так называемая Лига
защиты Хиджаза, среди руководителей
которой были шейх Абд ар-Рауф ас-Саббан
и братья ад-Даб-баги. Конфликт между
египетским королем Фуадом и Ибн
Саудом подтолкнул египтян к
поддержке этой эмигрантской
организации 87.
К
концу 20-х годов хиджазские
оппозиционеры, поощряемые королем
Абдаллахом, основали так называемую
Хиджазскую либеральную партию
с целью изгнать недждийцев из
Хиджаза и образовать самостоятельное
государство. Во главе ее стал Тахир
ад-Даббаг, бывший при короле Али
секретарем Хиджазской
национальной партии, а в числе
руководителей были шериф Шакир ибн
Хайд, шериф Халид, Хусейн ад-Даббаг,
Али ад-Даббаг, Мухаммед Амин аш-Шункайди.
Хиджазские либералы попытались
создать отделений партии в
различных городах арабского мира.
Хусейн ад-Даббаг, снабженный большой
суммой денег, отправился в Каир. Он
установил контакты с Хамидом ибн
Салимом ибн Рифадой, по прозвищу
Одноглазый, одним из шейхов
племени билли, часть которого после
антисаудовских выступлений в
Были
сделаны попытки найти
сочувствующих в Южной Аравии, и
Хусейн ад-Даббаг посетил Аден, где
встретился с несколькими членами
клана Идрисидов, жившими в
эмиграции. Он надеялся, что
вооруженные операции на севере
могут быть поддержаны восстанием
в Асире, а затем всеобщим
восстанием населения Хиджаза.
Когда Хусейн ад-Даббаг вернулся в
Каир, он заверил Ибн Рифаду, что на
юге созрело народное недовольство
и там лишь ждут сигнала к
выступлению.
В
середине мая
Видимо,
активность «хиджазских либералов»
не была тайной для Ибн Сауда.
Узнав о появлении отряда Ибн Рифады,
он в июне 1932 г. распорядился
немедленно арестовать всех
оппозиционеров в Мекке, среди
которых было несколько ад-Даб-багов,
и запретил все политические партии
в Хиджазе 90.
Одновременно
Абд аль-Азиз отправил на
автомобилях отряды в Дабу и в Эль-Бид,
чтобы окружить Ибн Рифаду. Король
потребовал от англичан, чтобы из
Трансиордании не поставлялось
никакого снаряжения повстанцам.
Британский верховный комиссар в
Аммане официально заявил, что
никакой помощи повстанцам со
стороны Трансиордании не будет. Английские
подразделения закрыли границу, а в
Акабу прибыл английский корабль,
чтобы помешать переброске
снаряжения и продовольствия в
Хиджаз. Абд аль-Азиз со своей
стороны тоже закрыл границу 91.
Ибн
Рифада и бойцы из племени билли, не
получив поддержки населения,
укрылись в горах Шар, примерно в
Авантюристические
действия Ибн Рифады и «хиджазских
либералов» потерпели поражение еще
до начала вооруженного выступления
их союзников в Асире.
По
договору с Ибн Саудом от
После
взятия Ходейды войско Ахмеда, сына
Яхьи, выступило на север и угрожало
основным асирским центрам —
Джизану, Эс-Сабье, Абу-Аришу. Имам
Яхья явно намеревался присоединить
к Йемену весь Южный Асир.
Опасаясь
йеменцев, новый эмир Асира аль-Хасан
Ааль Идриси 21 октября
Йемен
не был готов к расширению конфликта.
На его южных границах происходили
частые столкновения с войсками
Англии и ее протекторатов. В
27
октября
В
1931 —1932 гг. происходили вооруженные
конфликты на саудовско-йеменской
границе 93.
В
Восстание
началось в ноябре
Вскоре
саудовское войско во главе с
Халидом ибн Лювайем и Абд аль-Азизом
ибн Мусаидом заняли весь Асир.
Пользуясь горной местностью,
Идрисиды и верные им племена
пытались оказать сопротивление, но
затем бежали в Йемен. Король Абд аль-Азиз
потребовал, чтобы повстанцев
выдали, но имам Яхья соглашался
отпустить их только в том случае,
если король обещает им свое
прощение. В мае
Уже
летом
В
сентябре
18
сентября
Следуя
своей обычной тактике прощать
противников, вовремя прекративших
борьбу против него, и подкупать
оппозиционеров, Ибн Сауд в
Саудовско-йеменская война. Между двумя правителями — Йемена и Саудовской Аравии — было немало общего. Оба они примерно в одно время возглавили движение за объединение своих стран. Оба они боролись против турок и смогли окончательно завоевать независимость после первой мировой войны. Оба чувствовали на себе давление британского империализма. Но борьба из-за Асира привела их к военному столкновению.
В апреле 193В г. принц Ахмед, подавлявший антиимамские выступления племен на севере Йемена, захватил Наджран под предлогом того, что жившее там племя ям, которое считалось секцией йеменского племени хамдан, оказывало помощь мятежникам. Переговоры саудовской делегации в Сане с целью урегулировать конфликт кончились неудачей. Имама подстрекали и итальянцы, обещавшие помощь и стремившиеся усилить свое влияние в Йемене, и англичане, заинтересованные в том, чтобы отвлечь внимание Яхьи от аденских протекторатов.
В
октябре
Опасаясь
саудовского удара, имам Яхья пошел
на частичные уступки
Великобритании, чтобы обезопасить
себя с юга. В феврале
В
конце февраля — начале марта
Саудовская Аравия была лучше подготовлена к войне. К этому времени она получила заем от компании «Стандард Ойл оф Калифорниа» и смогла купить оружие. Появились первые подразделения регулярной армии.
Саудовцы наступали двумя колоннами — вдоль Тихамы и в горах. Колонне, которую возглавлял Сауд, удалось быстро захватить Наджран, но его продвижение в горах, где каждое селение было крепостью, замедлилось.
Войско во главе с Фейсалом прошло по Тихаме и 2 мая без боя заняло Ходейду. Отдельные саудовские отряды появились в окрестностях Таизза. Фейсал просил отца разрешить ему наступать на Сану, но получил отказ. Труднодоступная местность мешала продвижению саудовцев, не готовых к действиям в горных районах. Кроме того, к Ходейде подошли английские, французские и итальянские корабли. Итальянцы, поддерживавшие имама, высадили в Ходейде десант. Хотя саудовцы собирались обосноваться в Ходейде надолго, даже заказали цемент для расширения порта, они поняли, что ни Ходейды, ни всего Йемена им присоединить не позволят 100. Ибн Сауд решил довольствоваться малым.
15
мая
Отношения между двумя странами начали нормализоваться, хотя во время хаджа в следующем году три йеменских паломника попытались кинжалами убить Абд аль-Азиза в Мекке. Эмир Сауд, защищавший отца, был ранен в спину и плечо. Телохранители убили нападавших.
После
войны