Глава
XVII
КРИЗИС
ВЛАСТИ И ЕГО ВРЕМЕННОЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ
(1958—1973)
НОВАЯ
РОЛЬ САУДОВСКОЙ АРАВИИ
Борьба
за власть между Саудом и Фейсалом.
Первый этап: Фейсал берет власть (март
Оценивая саму возможность применения королем таких внешне-политических методов, авторы американского сборника «Саудовская Аравия: население, общество, культура» писали: «Во внешней политике Саудовской Аравии... убийства, ложь и предательство являются обычными. Подкуп или убийство — почти признанное оружие... Договоры подписываются и затем игнорируются без их формальной отмены. Внутренние восстания поощряются всеми конфликтующими сторонами с целью изменить внешнюю политику своих соседей» 1.
Популярность президента Насера была такой, что сообщение о саудовском заговоре с целью его убийства обострило обстановку в Саудовской Аравии, в частности в Эр-Рияде. Положение в высшей степени встревожило клан Саудидов и верхушку улемов2. Как раз в это время из-за чрезмерных трат короля и его окружения и уменьшения нефтяных доходов страна оказалась в тяжелейшем финансовом положении. Совсем недавно прошли рабочие волнения в Восточной провинции. Недовольство проявляли «разночинцы» — местные чиновники, интеллигенция, кое-кто из офицеров.
Каковы
были их настроения и требования,
можно судить по «Посланию к королю
Сауду» Насыра ас-Сайда, опубликованному
в
Опасаясь худшего, большая часть клана Саудидов и ведущие улемы стали склоняться к необходимости дворцового переворота, чтобы передать реальную власть наследному принцу Фейсалу.
Сауд засел в своем дворце «Насырийя» в Эр-Рияде, окруженный гвардией и телохранителями. Фейсал находился в пустыне, устанавливая связи с бедуинскими шейхами 4.
Фейсал потребовал передачи себе полноты власти в качестве главы правительства и невмешательства короля в дела кабинета. Не получив ответа, он заявил об отставке 5.
«Многочисленная королевская семья всегда была неоднородна; отдельные ее члены занимали далеко не одинаковое общественное положение и получали различное содержание из государственной казны, — писал Н. И. Прошин. — Однако трения внутри семьи при жизни Ибн Сауда не выливались в открытую вражду. Принцы боялись Ибн Сауда, ибо он мог лишить их содержания, как это он не раз делал в отношении непокорных. После смерти Ибн Сауда королевская семья распалась на различные группы, каждая из которых стремится урвать для себя самый жирный кусок из концессионных отчислений и занять важные правительственные посты» 6.
Наследный принц Фейсал, опытный и тонкий политик, собирал вокруг себя сторонников, недовольных усилением при дворе детей Сауда, упорно создавал впечатление о нем как о некомпетентном лидере. Фейсал, давно и тесно связанный с американцами, пытался выдавать себя за сторонника реформ и сближения с президентом Насером и исподволь готовил дворцовый переворот.
24
марта
Сауд попытался обратиться за помощью к американцам, но не встретил поддержки. Имея против себя большинство клана Саудидов, он не нашел опоры и в армии. В такой обстановке он был вынужден принять ультиматум принцев 7.
Королевским
декретом, опубликованным 31 марта
Политическая
мимикрия наследного принца,
выдававшего себя за националиста и
сторонника преобразований, оказалась
столь успешной, что первая реакция
западных средств информации на
события в Саудовской Аравии была
отрицательной. «Этот шаг, - писала
25 марта
В намерениях Фейсала обманулись не только некоторые западные органы информации. Кое-какие надежды с ним связывали и представители революционно-демократической оппозиции. Фронт национальных реформ Саудовской Аравии опубликовал в Дамаске обращение к Фейсалу 10, в котором содержались предложения, совпадавшие с теми, что были высказаны в «Послании к королю Сауду» Насыра ас-Сайда. Таковы были иллюзии саудовских «разночинцев» и их наивная вера в возможность реформ кланом Саудидов.
В апреле руководство Фронта национальных реформ приняло решение на базе своей организации создать новую — Фронт национального освобождения Саудовской Аравии. Вскоре эта оппозиционная организация отказалась от поддержки Фейсала и осудила его действия 11.
18 апреля Фейсал выступил по радио с заявлением, посвященным внешней политике. Он выразил желание установить дружбу с каждым государством, которое невраждебно относится к правительству Саудовской Аравии, верит в позитивный нейтралитет и не входит ни в какие военные блоки (очевидно, подразумевался Багдадский пакт). В его выступлении содержались ссылки на принципы ООН и исламские законы. Затем он подчеркнул трудности во взаимоотношениях с Великобританией в результате конфликта из-за Эль-Бурайми и выразил желание улучшить отношения с Францией при условии, что Алжиру будет предоставлена независимость. В заявлении утверждалось, что в Дахране якобы нет американской военной базы 12.
Декрет
короля, опубликованный 11 мая
Еще
в
Была
произведена девальвация риала.
Один доллар стал равен 4,5 риала, а не
3,75, как ранее. Золотое содержание
риала было установлено примерно в
К
Король
Сауд отнюдь не сложил оружия,
уступив реальную власть наследному
принцу. Монарх поддерживал хорошие
отношения с племенной
аристократией и с частью улемов,
подчеркивая верность традициям и
щедрой рукой раздавая подарки.
Посетив летом
Весь
В его руках и в распоряжении его детей по-прежнему находились значительные средства. Ближайший родственник короля — сын или брат, не имевший официального поста, получал из казны 10 млн. риалов в год, если был женат, и 2 млн., если был холост. Другие эмиры получали содержание в зависимости от степени родства с королем 19.
Решающим
в его борьбе с Фейсалом было
появление группы молодых эмиров
из клана Саудидов, находившихся под
влиянием насеровской пропаганды и
призывавших к реформам. Именно с
ними Сауд установил связи, в
осторожной форме пообещав им
поддержку. Он избегал давать
конкретные обязательства, не
будучи сам сторонником реформ и
опасаясь оттолкнуть от себя улемов.
Во время визита в Каир в мае
Принц
Таляль, один из младших братьев
Сауда, был отделен почти дюжиной
других принцев от надежды на то, что
обычным порядком он мог бы стать
королем. Поэтому он, исходя, как
показали события, исключительно из
личных амбиций, стал
пропагандировать идею
конституционного правления,
надеясь, что с помощью реформ он
приблизится к власти. В июне
В августе и начале сентября молодые эмиры представили королю проект конституции. Сауд отклонил его как слишком радикальный, но постарался сохранить связи с их группой 22.
В
мае
В
ноябре
18 декабря Фейсал представил королю проект королевского декрета о бюджете. Сауд отказался подписать его под предлогом, что в нем не было деталей. В тот же самый вечер, 18 декабря, Фейсал направил письмо протеста королю, в котором заявил: «Так как я не в состоянии продолжать выполнять свои функции, я прекращаю пользоваться властью, возложенной на меня, начиная с вечера сегодняшнего дня». Фейсал и его сторонники впоследствии утверждали, будто бы письмо наследного принца не было заявлением об отставке, так как это слово не было упомянуто. Видимо, Фейсал рассчитывал на отступление короля. Но Сауд решил интерпретировать слова «прекращаю пользоваться возложенной на меня властью» как отставку 23.
Второй
этап: Сауд возвращается к власти (декабрь
1960 — март
Возвращение
короля Сауда к власти в декабре
25
декабря
Ливанская газета «Аль-Джарида» опубликовала текст «Проекта конституции», состоявшего из двухсот параграфов, который был разработан египетскими юристами по заданию Таляля и других молодых эмиров из его группы. Видимо, этот проект был специально вывезен за границу. Однако саудовский директор департамента радиовещания и печати опроверг сообщение, будто король предлагал проект конституции27. В правящем клане Саудидов сложилось три центра, соперничавших в борьбе за власть. Король Сауд опирался на группу принцев и некоторых шейхов племен; эмир Фейсал пользовался поддержкой других принцев, многих улемов и влиятельного хиджазского купечества; третью группу возглавлял Таляль, которого поддерживала зарождающаяся интеллигенция — выпускники иностранных университетов и часть чиновников28. Борьба внутри королевской семьи продолжала оставаться главной чертой политической жизни Саудовской Аравии весь 1961 г. Переходы из одного лагеря в другой были обычными. Абдаллах ибн Абдуррахман, как и некоторые другие братья и дяди короля, вскоре принял сторону Фейсала. Из «свободных принцев» Таляль, Бадр и Абд аль-Мухсин вошли в правительство, а Фавваз стал губернатором Эр-Рияда. Навваф отказался от портфеля министра внутренних дел и остался нейтральным. Вскоре он стал главой королевского дивана 29.
Король учредил высший комитет планирования; первым его председателем стал Таляль. Правительство наметило увеличить число учащихся до 100 тыс., а затем до 200 тыс. В государственных учреждениях были организованы трибуналы по административным делам, которые занимались служебными преступлениями чиновников, в том числе министров. Таляль пытался ввести строгое планирование, но у него не хватило ни поддержки, ни опыта. Он слишком явно хотел усилить свою власть, что оттолкнуло от него сыновей и ближайших родственников Сауда 30.
Безработица
в стране в
8 июня было сформировано министерство труда, рабочих и социальных дел. Министерство пыталось ввести запрет на сверхурочные работы и ограничить наем иммигрантов 32.
25 июля королевским декретом был создан высший совет обороны во главе с королем в составе заместителя председателя — министра обороны и авиации и членов — генерального инспектора армии, начальника штаба, министров внутренних дел, финансов и экономики, коммуникаций и иностранных дел. Задача совета состояла в том, чтобы вырабатывать «долгосрочную политику обороны для армии Саудовской Аравии» 33.
Вследствие роста оппозиции был издан специальный указ в защиту королевского режима, предусматривавший смертную казнь или пожизненное тюремное заключение за преступления против королевской семьи и государства. Смертная казнь угрожала тем, кто попытался бы изменить королевский режим, посягнуть на безопасность государства, вызвать раскол в рядах вооруженных сил. Тюремному заключению сроком от пяти до десяти лет подвергались лица, которые в сговоре с какой-либо иностранной державой совершили преступление против общих интересов государства или попытались подорвать экономику страны 34.
Группа Фейсала сосредоточила свои атаки на Таляле, избегая затрагивать короля. Тайные и открытые сторонники Фейсала внушали королю, что нововведения погубят его, предостерегали его против новых министров. Одновременно они саботировали мероприятия «свободных эмиров». В своих действиях консервативные принцы из клана Саудидов и высшие чиновники блокировались с религиозными кругами, опасавшимися, что реформы приведут к уменьшению роли улемов в стране.
Богословы во главе с муфтием Саудовской Аравии Мухаммедом ибн Ибрагимом Ааль аш-Шейхом и руководителем Лиги общественной морали шейхом Амром ибн Хасаном перешли в наступление. Муфтий направил королю письмо, в котором напоминал о своем праве знакомиться со всеми законами и распоряжениями правительства перед тем, как они войдут в силу, и выносить заключение, соответствуют ли они шариату. В частности, муфтий писал, что не согласен с законом о труде, так как он не соответствует духу ислама. По его мнению, рабочему, получившему, например, на производстве увечье, должна быть выплачена компенсация только за тот день, когда оно было нанесено, поскольку увечье — это приговор судьбы, рок. Вопреки мнению министра финансов Таляля Сауд согласился с муфтием, чтобы умиротворить улемов. Вскоре Лига общественной морали потребовала закрыть в Эр-Рияде фотографии. Король предложил правительству подчиниться Лиге. Выполнение этого приказа означало бы полный подрыв престижа правительства. Поэтому кабинет пошел на компромисс: он дал распоряжение снять вывески на фотоателье и ликвидировать их витрины 35.
Попытки Таляля навести порядок в финансах натолкнулись на сопротивление Сауда и придворных, которые вернулись к власти отнюдь не для того, чтобы ограничивать свои аппетиты. В своих воспоминаниях Таляль писал, что король принимал участие в спекуляциях землей, наносивших ущерб государственным финансам, захватывал долю в подрядах, сдаваемых правительством, получал большие денежные суммы по фальшивым распискам, действуя через чиновников министерства финансов. Предложение Таляля национализировать частную электрическую компанию в Эр-Рияде, чтобы получить дополнительные доходы, было отклонено Саудом. Группа Фейсала использовала эту попытку для разжигания неприязни к Талялю и другим «свободным принцам» в коммерческих кругах, распространяя слухи, будто Таляль собирается национализировать промышленные предприятия и торговые компании 36.
Король попытался найти компромисс с Фейсалом и решил пожертвовать Талялем.
В
августе
Эмира обвинили в том, что он превысил свои полномочия, выступая от имени правительства. 11 сентября король опубликовал декрет, которым удалил из кабинета Таляля, Бадра и Абд аль-Мухсина. 16 сентября эмир Навваф ибн Абд аль-Азиз, который считался нейтральным, был назначен министром финансов и национальной экономики. Остальные посты заняли сыновья Сауда 37.
В борьбу между братьями вмешался еще один фактор — здоровье короля. Оно ухудшилось настолько, что 16 ноября Сауда отвезли без сознания в американский госпиталь в Дах-ране, а затем он вынужден был уехать на лечение в США 38. Может быть, к его отъезду были причастны и американцы, интересам которых отвечало удаление из страны неудобного для них монарха. 21 ноября перед отлетом по настоянию ведущих членов королевской семьи Сауд назначил Фейсала регентом. Фейсал воспользовался его отсутствием, чтобы расправиться со своими противниками 39.
В марте
Весь остаток года Сауд находился в США, где ему сделали несколько операций.
Таляль продолжал говорить о реформах. Он, в частности, призывал к преобразованиям в рамках шариата на основе иджтихада. (Иджтихад — вынесение отдельным лицом суждений по религиозно-правовым вопросам методом аналогии (кыяса.) Фактически это означало введение в шариат дополнительных правовых норм для регулирования новых общественных явлений). Раскрывая двери иджтихада, новые слои общества могли бы выдвигать свои требования и оформлять их правовой практикой, интерпретируя в своих интересах шариат.
Не
найдя поддержки внутри страны,
Таляль и его группа эмигрировали.
15 августа
Ливанское правительство, опасаясь гнева Эр-Рияда, постаралось избавиться от бунтующих принцев, и они уехали в Каир, где Таляль встретился с президентом Насером. В Каире Таляль опубликовал книгу, в которой защищал свои идеи конституционных реформ, провозглашая социализм главным принципом ислама42. Революция в Йемене временно активизировала его группу.
В конце 50-х — начале 60-х годов борьба за власть ограничивалась королевской семьей, но вместе с тем на нее оказывали воздействие различные политические тенденции. Программа группы Таляля отражала либерально-националистические, реформистские идеи, и ее судьба показала, насколько мало эти идеи находили питательной среды в саудовском обществе.
Несмотря на то что королевская семья разрывалась противоречиями, у нее не было серьезных организованных противников. Молодое образованное поколение «разночинцев» представляло собой еще слишком малочисленную группу в Эль-Хасе и Джидде, Ее деятельность ограничивалась распространением листовок и публикацией открытых писем в иностранные газеты.
Влияние оппозиционной революционно-демократической организации Фронт национального освобождения было ограниченным. Ее требования состояли в отмене деспотической монархии и введении парламентского режима, выработке национальной экономической политики, пересмотре всех нефтяных соглашений, «позитивном нейтралитете» и отказе от сдачи в аренду базы в Дахране43.
Влияние
консерваторов — будь то принцы,
улемы или шейхи племен — было
определяющим. Например, под их
давлением Сауд в сентябре
28
сентября
Одновременно
шло сближение саудовского режима с
Иорданией.
30
августа
Йеменская
революция и реакция на нее
Саудовской Аравии. 19 сентября
Республиканское правительство конфисковало земельные владения, дворцы и часть другой собственности свергнутой династии Хамид ад-Динов и активных монархистов. Новый режим объявил об уравнении в правах всех граждан ЙАР независимо от религиозной и племенной принадлежности, отменил рабство, вместо шариатских судов начал вводить гражданские, стал открывать новые общеобразовательные школы.
Революция
в Йемене прозвучала грозным
предупреждением для правящей
королевской семьи в Саудовской
Аравии. Все объективные элементы
ситуации, которая привела к
революционному взрыву в соседней
стране, были и в Саудовской Аравии:
феодально-теократический режим с
его коррумпированным правящим
классом, нищее и полуголодное
население, только что заплатившее
снижением жизненного уровня и
увеличением безработицы за «упорядочение
экономики и финансов» в 1958—1960 гг., и
— самое главное — появление среди
офицеров, чиновников, торговцев,
лиц свободных профессий, рабочих,
учащихся активной прослойки «разночинцев»,
которые восприняли идеи
национального и социального
освобождения в различным формах —
марксистских, насеристских,
баасистских — и нетерпеливо
требовали перемен. Революционное
брожение в арабских странах в тот
период шло по восходящей.
Однако, как показали дальнейшее развитие событий и относительная стабильность саудовского режима, лишь небольшой сегмент населения стремился к переменам и еще меньший был готов к решительным действиям во имя перемен. Общество в целом как в Саудовской Аравии, так и в самом Йемене, еще не поднялось выше феодально-племенного уровня, массы предпочитали прежнее общественное устройство, довольствуясь старыми социальными институтами, шли за традиционными, а значит, консервативными лидерами, не знали и не хотели знать другой идеологии, кроме ислама в его средневековой форме. Все это облегчало и задачу самосохранения саудовского режима (при могущественной поддержке США и других западных стран), и оказание помощи монархическим силам в Йемене.
Республиканский режим в Йемене за пределами городов и некоторых шафиитских районов не имел достаточной поддержки. Саудовская Аравия дала приют имаму аль-Бадру. В пограничных с Йеменом районах собрались видные йеменские монархисты, феодалы, шейхи племен. Саудовское правительство снабжало роялистов деньгами, оружием, давало ссуды племенам, настроенным враждебно к республике, поддерживало антиреспубликанские выступления внутри Йемена.
В борьбе против ЙАР Саудовская Аравия вновь оказалась в одном лагере с Великобританией. Опасаясь воздействия Йеменской республики на Аден и протектораты, усиления влияния насеровского Египта в Аравии, британские колониальные власти поддержали монархистов. В дальнейшем на помощь йеменским монархистам пришли также Иордания и Иран.
В начале октября Египет по просьбе ас-Саляля стал перебрасывать в Йемен по воздуху и морем свои войска. 5 октября Саудовская Аравия разрешила роялистам создать правительство в изгнании в Джидде. 11 октября вице-президент ЙАР Абдуррахман аль-Бейдани уже говорил о «состоянии войны» с Саудовской Аравией 47.
В октябре несколько саудовских летчиков, перевозивших военные грузы к йеменской границе, перелетели в Египет и попросили там политического убежища. Там уже находился иорданский летчик, который бежал в Египет из Эт-Таифа, куда король Хусейн направил несколько самолетов для поддержки саудовского режима. Египетская авиация бомбила скопления монархистов и наемников, собранных им на помощь. Саудовское правительство утверждало, что египетские самолеты бомбили в конце октября — начале ноября лагеря монархистов в Наджране и Джизане. Видимо, эти бомбардировки имели место, но группа иностранных журналистов, которую саудовцы перевезли в Джизан, не нашла следов бомб или ракет 48.
Один
из саудовских летчиков,
перелетевших в Египет, заявил
корреспондентам: «В Саудовской
Аравии есть подпольная организация,
в которую входят офицеры и
гражданские лица. Все они ожидают
только подходящего случая,
который, очевидно, очень скоро
представится». По его словам, эта
организация были создана еще до
революции в Йемене49.
После этого саудовские власти некоторое время опасались поднимать в воздух свои военные самолеты, а аэродромы стали охраняться частями Национальной гвардии.
«Высшие эшелоны саудовского общества были разделены по проблеме, нужно ли договариваться с новым режимом в Сане или поддержать имама в горах, — писал американский журналист Д. Шмидт. — Шесть членов саудовского кабинета, все те, кто не принадлежал к аристократии, подписали меморандум, рекомендуя, чтобы Саудовская Аравия признала республиканцев. Другие, возглавляемые принцем Халидом, уже помогали роялистам. Король Сауд, как обычно, колебался между активной поддержкой роялистоп и осторожным признанием революционеров»50.
В этой неопределенной ситуации наследный принц Фейсал вернулся 24 октября из Нью-Йорка, где возглавлял саудовскую делегацию в ООН, и заручился поддержкой США во время посещения им Белого дома. «Наследный принц обнаружил, что министры — не члены аристократии в кабинете, которые на деле представляли новый средний класс Саудовской Аравии, были пораженцами, — сообщал Д. Шмидт. — Имея мало веры в будущее Саудовской Аравии, в ее способность реформировать и защищать себя, они полагали, что Насеру удастся добиться успеха в его очевидной стратегии, которая заключалась в том, чтобы использовать йеменскую революцию вместе с военной угрозой и сломить структуру саудовской монархии. Это пораженчество разделяли некоторые молодые члены королевской семьи»51.
Саудовский
правящий клан перед лицом
опасности решил консолидировать
свои ряды. Большинство принцев было
настроено на то, чтобы лишить
короля Сауда активной роли в
политике. Он стал одиозной фигурой
в результате коррупции и роскошь и
одновременно дискредитировал себя
перед консервативными кругами
связями с реформаторами и «свободными
принцами». Вашингтон также
отдавал предпочтение Фейсалу, не
забыв националистических
высказываний и действий Сауда в
первый период пребывания его у власти
и в 1961 — 1962 гг. Под давлением
принцев и улемов король был вынужден
25 октября
31
октября
1. «Правительство его величества считает, что пришло время провозгласить основной закон управления страной, основанный на Коране, сунне пророка и деяниях правоверных халифов, — гласила программа. — Этот основной закон должен ясно выдвинуть фундаментальные принципы управления и отношений между правителем и управляемыми, организовать различные виды власти в государстве... и декларировать основные права гражданина, включая право свободно выражать свое мнение в рамках исламской веры и общего порядка...» (Далее в туманных выражениях программа обещала «развить» консультативный совет.) «Нам помогает достичь этой высшей цели то, что основы нашего высокого шариата эластичны и развиты, они подходят для того, чтобы соответствовать всем условиям, применимы везде и во все времена в соответствии с требованиями места и времени».
2. Фейсал заявил, что правительство изучило также вопрос о системе местной администрации и обещало в скором времени издать соответствующие положения.
3. «Правительство стремится обеспечить судебным органам иммунитет и высокое положение, потому что они являются факелом права и символом справедливости», — гласила далее программа. Правительство было намерено издать положения о независимости судебных органов и создать министерство юстиции, которому будет придана генеральная прокуратура.
4. «В то время как тексты Корана и сунны определенны и конечны, — говорилось в программе, — а реальности времени и новые ситуации для людей в светских делах развиваются, а не являются конечными, и, учитывая тот факт, что наше молодое государство управляется в соответствии с буквой и духом Корана и сунны, для нас стало необходимым оказывать большее внимание юриспруденции, а для наших юристов и богословов нести факелы, освещающие правильный путь, играть позитивную и действенную роль в обсуждении новых ситуаций для нации с целью прийти к решениям, основанным на шариате, в соответствии с интересами мусульман. Поэтому правительство его величества решило создать юридический совет, состоящий из 20 членов, выбранный из выдающихся юристов и богословов».
5. «Правительство полностью осознает необходимость прилагать серьезные усилия для распространения ислама, укрепления его и защиты его словом и делом».
6. Правительство решило реформировать комитеты общественной морали «в соответствии с возвышенными целями шариата и ислама».
7. Правительство заявило, что одной из его самых важных задач является «поднять социальный уровень нации», включая бесплатное медицинское обслуживание и образование, субсидии на товары первой необходимости, социальное обеспечение. «Когда государство... защитит рабочий класс от безработицы, мы достигнем социального уровня, который еще является мечтой многих цивилизованных наций мира, — утверждала программа. — Тогда мы добьемся цели подлинной социальной справедливости, без того, чтобы государство покушалось на личные свободы людей и отнимало их собственность и их права. Правительство серьезно стремится к тому, чтобы внести важные изменения в формы общественной жизни и сделать доступными средства развлечения для своих граждан».
8. «Правительство считает, что экономическое, торговое и социальное развитие, которое осуществлялось в нашем обществе в течение последних лет, во многих областях еще лишено регулирования, поэтому постепенно будет издано большое количество важных регламентов...». Для наблюдения за применением этих уставов должны быть созданы независимые органы.
9. Финансовое возрождение и экономическое развитие были объявлены «важной заботой правительства». «Правительство приняло и будет принимать важные и решительные меры, чтобы выработать программу конкретных реформ, которые поощрят постоянный экономический подъем».
10. Предусматривались абсолютная отмена рабства, его запрет и освобождение всех рабов.
Таким образом, наследный принц и премьер-министр выдвинул программу укрепления и сохранения феодально-деспотического режима без существенных изменений его основ. Туманными обещаниями выработать конституцию, основанную на Коране и сунне, с учетом изменений в обществе, преобразовать судебную систему, Лигу общественной морали, вызывавшую осуждение многих саудовцев, новая программа правительства ставила целью сбить революционные настроения среди части населения, удовлетворить сторонников умеренных реформ. Растущему классу буржуазии глава правительства обещал ввести новое законодательство и создать «независимые органы» для наблюдения за его проведением в жизнь, а также обеспечить экономический подъем. Широким слоям населения Фейсал сулил поднять их жизненный уровень, снизить цены, предоставить различные социальные блага, гарантировать от безработицы. В соответствии с духом времени он счел необходимый ввести невинные развлечения, отойдя от жесткого пуританизма. Наконец, планировалась отмена рабства, ставшего наиболее печально известным символом саудовского режима.
Программа Фейсала никогда не была выполнена. В дальнейшем саудовские органы пропаганды и официальные издания замалчивали этот важный документ, опасаясь привлекать внимание к забытым обещаниям реформ.
Реальные
меры правительства были очень
ограниченного характера. 7 ноября
Рабы, отпущенные на свободу, как правило, вынуждены были оставаться у прежних хозяев, так как им было трудно найти занятие в стране с большим числом безработных, или оставались без средств к существованию 54.
Фейсал и его окружение или сами или по совету американских экспертов пришли к выводу о необходимости более активного вмешательства правительства в хозяйственную жизнь Речь шла об образовании госсектора в экономике.
Декретом
от 22 ноября
В
начале
В
своей речи в Эт-Таифе 5 сентября
Главой комиссии по разработке проекта декрета об образовании министерства юстиции и других юридических учреждений был назначен представитель семейства Ааль аш-Шейх, а ее членами — принцы королевской семьи 58.
Конец
двоевластия. Фейсал — король.
Объявив с 1 января
Осенью
27
апреля
После вторичного отъезда короля Фейсал снял всех его сыновей с важных правительственных постов и заменил их тремя ; своими братьями — принцами Халидом, Фахдом и Султаном, а также дядей — принцем Мусаидом ибн Абдуррахманом, который был предан ему. Затем наследный принц удалил из столицы большую часть королевской гвардии. Она состояла из трех батальонов, оснащенных танками и зенитными орудиями, большинство ее офицеров прошли обучение в США. Солдаты королевской гвардии получали высокое жалованье, дома с земельными участками, ссуду для обзаведения жильем. Фейсал перебросил два батальона королевской гвардии (пехотный и бронетанковый) на юг страны, к саудовско-йеменской границе и включил их в состав регулярной армии 61.
Королю
Сауду было разрешено возвратиться
на родину при условии, что он не
станет вмешиваться в дела страны.
Король вынужден был согласиться и 13
сентября
22
марта
29 марта улемы издали фетву, поддержанную членами королевской семьи, о передаче всей полноты власти Фейсалу, оставляя за Саудом титул короля. Улемы подчеркивали, что это решение якобы было вызвано плохим здоровьем Сауда 64.
Вслед за фетвой улемов совет министров серией решений 28— 30 марта отнял у короля Сауда контроль за королевской гвардией, так же как и за его личной гвардией, передав эти подразделения соответственно министерствам обороны и внутренних дел. Совет министров ликвидировал двор Сауда, уменьшив вдвое ежегодное содержание монарха — до 183 млн. саудовских риалов (4,5 риала = 1 ам. долл.). Сауд уже не мог руководить делами государства, все королевские прерогативы были переданы наследному принцу Фейсалу. 68 принцев королевской семьи подписали заявление, поддерживающее передачу власти Фейсалу 65.
События
марта
Летом
28 октября ведущие улемы собрались в доме великого муфтия Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Ибрагима Ааль аш-Шейха, а затем провели совещание вместе с принцами в отеле «Сахара» в Эр-Рияде. Всего в совещаниях, по данным де Гори, участвовало примерно сто принцев и 65 улемов — вся верхушка саудовской политико-религиозной иерархии 66.
2
ноября совет министров одобрил два
решения: фетву улемов,
провозглашавшую королем Фейсала, и
письмо, подписанное всеми членами
королевской семьи, с клятвой
верности Фейсалу в качестве
монарха. Новому королю присягнули
члены консультативного совета и
представители важнейших провинций.
Члены кабинета во главе с Халидом
отправились к Сауду, чтобы передать
ему это решение. 4 ноября
Национальная гвардия присягнула
Фейсалу. Сауд еще колебался,
надеясь на чудо. Ему пригрозили
лишить имущества и посадить под
домашний арест, если он будет
упорствовать. Тогда король
подписал отречение. В январе
Период шестилетней борьбы за власть, раздиравшей клан Сау дидов, окончился. В первый же год правления Фейсал объединил посты короля и премьер-министра, принял на себя реальную исполнительную власть, назначал, освобождал и принимал отставку министров. Все министры стали непосредственно подчиняться королю, который приобрел практически столь же большую власть, какая была у его отца Абд аль-Азиза.
Оппозиция в 60-к — начале 70-х годов. Йеменская революция и египетско-саудовская конфронтация временно активизировали группу эмира Таляля.
23
октября
В состав так называемого «политбюро» Фронта вошли эмиры Бадр, Саад, Фавваз, видный коммерсант Мухаммед Ахмар Ибрагим, бывший диктор радио Сауд ибн Иса, бывший руководитель администрации по вопросам труда в Эр-Рияде Дайхан Абд аль-Азиз, бывший министр здравоохранения Хасан Насиф, шейх племени хувайтат Ибрагим Абу Такиха, шейх племени атия Салим Абу Дамик. Остальные шесть членов «политбюро» якобы находились в Саудовской Аравии, и их имена не указывались 68.
В начале 60-х годов в Каире организационно оформилась другая оппозиционная группа — Федерация сынов Аравийского полуострова (позднее — Союз народа Аравийского полуострова). Во главе ее стал Насыр ас-Сайд, бывший рабочий АРАМКО. Организация заявила, что является «представителем всех отрядов трудящихся», включая «крестьян, рабочих, студентов, служащих, солдат, офицеров и врачей». Она распространяла в Джидде, Эр-Рияде и Мекке антимонархические листовки. В своих выступлениях по каирскому радио эта организация призывала ликвидировать саудовскую монархию и создать «национальную ассамблею, в которой были бы представлены все слои народа», высказывалась в поддержку Насера, осуждала иорданского короля Хусейна 69.
После
революции в Йемене руководство
Союза народа Аравийского
полуострова перебралось из Каира в
Сану. Эта организация учредила
Верховное командование для
практических действий в Саудовской
Аравии. В него вошел и Насыр ас-Сайд70.
Естественно, что группы Таляля (либеральные
феодалы и торговая буржуазия) и
Насыра ас-Сайда («разночинцы») были
разными по социальному составу,
политическим устремлениям, методам
борьбы. Они подвергали друг друга
взаимным нападкам. Что касается
Фронта национального освобождения,
то он пытался объединить
оппозиционные силы и в декабре
Однако
в августе
Внутри
страны организованной
революционно-демократической
оппозиции не удалось добиться
успеха. В декабре
В
1962—1966 гг. в стране происходили
рабочие волнения. В
В
том же году произошла стачка на
цементной фабрике. Полиция
пригрозила локаутом, и
забастовщики были вынуждены
вернуться на свои рабочие места.
Нефтяники Нейтральной зоны провели
забастовку, требуя уменьшить
рабочую неделю с 48 до 40 часов. В
Однако
все эти выступления не носили
массового характера. Вплоть до
начала
Из оппозиционных организаций, действовавших в Саудовской Аравии в 1966—1967 гг., сохраняли жизнеспособность Союз народа Аравийского полуострова и Фронт национального освобождения . Появилась другая группа — Народный фронт освобождения Аравийского полуострова. Саудовские органы безопасности производили сотни арестов, в том числе йеменцев и палестинцев 76.
9
января
В
декабре
В
апреле
Во время июньской войны в Рас-Таннуре и Дахране прошли антиизраильские и антиамериканские демонстрации. Демонстранты в Дахране напали на консульство США. После этого были произведены аресты, а по некоторым данным — убийства арестованных. Из страны были изгнаны сотни палестинцев. В конце июня арабские служащие АРАМКО провели частичную забастовку, которая продолжалась несколько дней 79.
В
В
правящем клане политика
постепенных и осторожных перемен,
проводимая королем Фейсалом,
вызывала недовольство
одновременно у тех, кто считал, что
перемены слишком либеральны и
динамичны, и у тех, кто находил их
слишком медленными и
нерешительными. Обе эти точки
зрения имели защитников среди
принцев, что приводило к трениям,
вызванным личным соперничеством.
Определенную напряженность в
королевской семье вызывало слабое
здоровье короля Фейсала и
подспудная борьба за потенциальное
политическое наследство. В октябре
Несколько революционно-демократических организаций подпольно действовали в Саудовской Аравии в конце 60-х — начале 70-х годов — Фронт национального освобождения Саудовской Аравии, Союз народа Аравийского полуострова, а также новые группы — Революционная недждийская партия, объявившая о намерении вести борьбу с «реакционной правящей кликой», Национально-демократический фронт Саудовской Аравии, образованный бывшими баасистами и наееристами. Центры их деятельности были за пределами королевства, но они, возможно, имели активных членов внутри страны 81.
5
июня
В
месяцы, которые последовали за
раскрытием заговора, за пределами
королевства публиковались
постоянные сообщения о массовых
арестах, расстрелах и пытках
арестованных. Еще несколько
попыток переворота, по данным
прессы, якобы произошли в сентябре
Ливийская
революция в сентябре
Фейсал
продолжал принимать меры для
дальнейшего экономического
развития, включая разработку
пятилетнего плана, одобренного в
конце
События в Йемене переросли местные рамки. В них оказались вовлечены два главных антагониста на ближневосточной арене в 60-е годы — Египет и Саудовская Аравия. Если учитывать, что поддержку ОАР оказывал Советский Союз, а Саудовской Аравии — США и Англия, то события в Йемене при всей их локальной ограниченности приобретали международное значение.
Саудовско-египетская
конфронтация в связи с войной в
Йемене. С началом
йеменских событий Эр-Рияд
обратился за помощью к Вашингтону.
Президент США Дж. Кеннеди в письме,
адресованном премьер-министру
Фейсалу после его прихода к власти,
отмечал, что «Саудовская Аравия
может рассчитывать на США в деле
сохранения безопасности и
целостности королевства»87. 16
ноября
19
ноября ЙАР и ОАР заключили Пакт об
обороне. Египет стал оказывать все
возрастающую военную и
экономическую помощь
республиканцам. Интересно отметить,
что и ОАР и Саудовская Аравия
считали юридической основой для
помощи соответственно и
республиканцам и монархистам Пакт
о совместной обороне между
Египтом, Саудовской Аравией и
Йеменом, подписанный в Джидде в
1
января
Несколько позднее правительство США согласилось помочь Саудовской Аравии в создании системы противовоздушной обороны вдоль йеменской границы близ Неджрана. 6 февраля начались совместные учения американских и саудовских парашютистов в районе Джидды. В них участвовали 100 американских парашютистов, прибывших из ФРГ 90.
Гражданская
война в Йемене и конфликт между
Саудовской Аравией и Египтом все
разрастались. Саудовцы
финансировали монархистов и
поставляли им оружие, боеприпасы,
продовольствие, медикаменты.
Египет в декабре довел численность
своих войск в стране до 13 тыс., а к
февралю
27
ноября
В
Вашингтоне, видимо, решили, что в
конечном счете дело монархистов
безнадежно. 14 декабря
В
начале
«Если мы
внимательно исследуем
четырехлетний период, то обнаружим
конвульсивные усилия обеих сторон
вырваться из тупика, — писал Д. А.
Шмидт. — Первое из этих усилий было
сделано египтянами в феврале и
марте
Третье
усилие начали египтяне этим же
летом, сконцентрировав войска на
северо-западе, где в августе —
сентябре прошла сам-ая большая из
всех наступательных операций — в
районе Харада. Ее целью было
закрыть границу с Саудовской
Аравией, захватить или убить имама.
Но ни одна из этих целей им не
удалась. Тем временем роялисты
создали на севере и северо-востоке
условия для своего самого большого
наступления, сделав четвертое
усилие за четырехлетний период.
После полного срыва соглашения в
Александрии между королем Фейсалом
и президентом Насером
республиканцы потерпели поражение,
которое привело к Джид-динскому
соглашению в августе
Весной
В
начале марта
Йеменский
конфликт угрожал перерасти в
настоящую войну между ОАР и
Саудовской Аравией. В интервью
корреспонденту бейрутской газеты «Ан-Нахар»
в начале сентября
Позиция
Египта оставалась неизменной, но в
ходе египетско-саудовских
переговоров на конференции глав
арабских государств в Александрии
в сентябре
Затянувшиеся
военные действия в Йемене
создавали большие трудности не
только для ЙАР, но и для Египта и
Саудовской Аравии. К тому времени
численность египетских
вооруженных сил на территории ЙАР
была доведена с 3 тыс. человек до 50
тыс. С октября
Насер
переоценил свои силы, послав
экспедиционный корпус на помощь
республиканцам. Он, видимо, полагал,
что вся операция займет несколько
недель, максимум — месяцев. Потенциальные
результаты этих действий казались
ему стоящими усилий— изгнание
англичан из Южного Йемена, включая
Аден, революционный взрыв в
Саудовской Аравии, который мог бы
привести к созданию дружественного
ему национально-демократического
режима в богатой нефтью стране и
оказать давление на позиции Запада
в бассейне Персидского залива. Но
война затянулась. Йеменское
общество еще не было готово к столь
глубоким революционным изменениям,
которые начались в стране.
Монархисты имели сильные позиции
внутри Йемена и мощную поддержку
извне. Египетские солдаты — дети
крестьян, выросшие в долине и
дельте Нила, были плохо
приспособлены для действий в горах
и пустынях. Экспедиционный корпус
увеличился до 60— 70 тыс. в
Но с судьбой Йемена и Египет и Саудовская Аравия связывали не только свои планы в этой стране или даже на всем Аравийском полуострове. Йеменская проблема стала одним из ключевых пунктов всей арабской политики этих стран.
ОАР
с конца
В
конце июня
Однако
к середине
В
начале мая
Так
обстояли дела к моменту встречи
президента ОАР Насера с королем
Саудовской Аравии Фейсалом в
Джидде 22 августа
Джиддинское
соглашение
«Конференция в Джидде,— пишет советский историк Л. Валькова,— свидетельствовала о том, что Саудовская Аравия и ОАР были готовы пойти на некоторые уступки друг другу, чтобы сдвинуть с мертвой точки гроблему прекращения кровопролитной войны в Йемене» 111. В Джидде, видимо, была достигнута договоренность об отстранении от политической деятельности на длительный срок президента ЙАР ас-Саляля и имама аль-Бадра. Эти предположения подкреплялись тем фактом, что ас-Саляль после заключения соглашения выехал в Каир, а аль-Бадр — в Эт-Таиф.
Харадская
конференция открылась 23 ноября
С
конца
В
первых числах марта
22
марта 1966г. Насер высказал намерение
оставить египетские вооруженные
силы в Йемене до тех пор, пока
республиканская армия не
укрепится настолько, чтобы быть в
состоянии защитить свою страну 115.
1 мая
21
июня
Внутри
ЙАР углублялись разногласия. В
августе
Отношения
между Саудовской Аравией и Египтом
оставались в высшей степени
напряженными. 9 февраля
Конец
конфронтации с Египтом. Израильская
агрессия в июне
В условиях невиданного ранее роста антиизраильских настроений на Арабском Востоке правящие круги Саудовской Аравии ради сохранения своего престижа в арабском мире и удержания власти внутри страны вынуждены были солидаризироваться с Египтом как жертвой израильской агрессии.
31
августа
На Хартумской конференции Кувейт, Саудовская Аравия и Ливия обещали предоставлять ОАР и Иордании, т. е. странам, наиболее пострадавшим от агрессии Израиля, ежегодную помощь в размере 135 млн. ф. ст., из которых 95 млн. предназначались Египту и 40 млн.— Иордании. Кувейт согласился отчислить на эти цели 55 млн. ф. ст., Саудовская Аравия — 50 млн. и Ливия — 30 млн. ф. ст. 121. Однако Саудовская Аравия предупредила, что выполнит свое обещание лишь после того, как египтяне завершат вывод своих войск из Йемена.
10
октября
Эвакуация
египетских войск поставила ЙАР в
трудное положение, так как
Саудовская Аравия продолжала
оказывать весьма значительную
поддержку йеменским монархистам,
включая обучение на своей
территории военных формирований
племен, поддерживавших
монархистов. Хартумское соглашение,
подписанное ОАР после израильской
агрессии
Взаимоотношения
Саудовской Аравии с ЙАР и Южным
Йеменом (1967—1973).
После подписания Хартумского
соглашения в ЙАР произошел резкий
поворот вправо. 1 ноября
К
власти в стране пришла феодальная и
племенная верхушка, которая
стремилась к сотрудничеству с
Саудовской Аравией и империалистическими
государствами. 8 ноября
Йеменские монархисты перешли в наступление и окружили Сану. Понимая, что речь идет о жизни или смерти, республиканцы в начале декабря стали создавать отряды народного сопротивления из учащихся, служащих, рабочих, ремесленников, торговцев. Ополчение численностью 20 тыс. человек освободило армию для операций на фронте и посылало ей подкрепления. Осада Саны продолжалась 70 дней. Республиканцы отстояли столицу, отбросили монархистов и сами перешли в наступление 126.
С
февраля
Отряды
народного сопротивления,
отстоявшие Сану зимой 1967/68 г. и
объединявшие наиболее
последовательных республиканцев,
были распущены премьер-министром
генералом аль-Амри и в мае
Революционное
развитие ЙАР было прервано
йеменскими правыми. Консервативный
республиканский режим в ЙАР стал
противовесом Народной Республике
Южного Йемена (НРЮР1), что
устраивало Фейсала. Он решил
отказаться от восстановления
имамата и сократил субсидии
представителям династии Хамид ад-Динов.
В
середине апреля
23
июля
В
марте
Саудовское влияние в 70-х годах оставалось доминирующим в ЙАР. Сближение с Эр-Риядом привело к улучшению отношений Северного Йемена с США, Англией и ФРГ и к ослаблению сотрудничества с социалистическими странами.
Основное
внимание Саудовской Аравии в
районе Аравийского юга в 60-х годах
было сосредоточено на Северном
Йемене. Но в
Не исключено, что в Эр-Рияде планировали создать на месте Восточных Аденских протекторатов зависимую от Саудовской Аравии федерацию и, может быть, даже обеспечить для королевства прямой выход к Индийскому океану. Предусматривалось также, что Саудовская Аравия будет оказывать финансовую помощь Федерации Южной Аравии (ФЮА) — объединению княжеств преимущественно Западного Аденского протектората, правительству которого английские правящие круги намеревались передать власть после ухода из Южного Йемена 134.
На заключительном этапе, когда борьба за национальную независимость слилась с борьбой за социальные перемены, многие феодалы еще до получения Южным Йеменом независимости были вынуждены бежать в Саудовскую Аравию. К власти в Южном Йемене пришел Национальный фронт — революционно-демократическая организация, а не федеральное правительство, которому англичане намеревались передать руководство страной. Политическая организация феодалов — Лига Южной Аравии — была объявлена вне закона и почти полностью перенесла свою деятельность в Саудовскую Аравию. Другой организацией, постепенно переориентировавшейся на Саудовскую Аравию, стал Фронт освобождения оккупированного йеменского Юга (ФЛОСИ). Объявленный вне закона на территории Южного Йемена, он перебазировался в ЙАР, где создал штаб-квартиру в Таиззе.
Саудовская
Аравия использовала экономические
трудности Южного Йемена,
разногласия внутри Национального
фронта и недовольство правых сил,
чтобы инспирировать мятежи против
правительства. Летом
Саудовская
Аравия способствовала созданию на
своей территории, на границе с
Южным Йеменом, так называемой «Армии
национального спасения» из числа
бежавших из страны оппозиционных
деятелей. Борьба против
правительства Национального
фронта велась под лозунгом «спасения
страны от влияния красного
коммунизма». 25 февраля
В
марте
В
сентябре
Убедившись в невозможности свалить силой национально-демократический режим в Южном Йемене, Саудовская Аравия установила с ним дипломатические отношения, но осталась на враждебных НДРЙ позициях.
Саудовско-английские
отношения в 60-х — начале 70-х годов.
В январе
Стал меняться и характер англо-американских отношение на Аравийском полуострове. Американское противодействие восстановлению позиций Англии в Саудовской Аравии постепенно уступало место сотрудничеству.
В
декабре
В
мае
Начав
в
В
начале мая
Но англо-американское согласие в поставках вооружений продолжалось недолго. В 70-е годы соблазнительный рынок оружия в Саудовской Аравии стал объектом ожесточенной конкуренции между американскими и английскими военно-промышленными монополиями.
Проблемы Персидского залива. 60-е — начало 70-х годов были отмечены резкой активизацией саудовской дипломатии в странах бассейна Персидского залива, особенно в аравийских княжествах. Это вызывалось несколькими причинами. В тот период возросли роль, могущество и влияние шахского Ирана, и саудовская политика по отношению к нему строилась на сложном сочетании сотрудничества и соперничества. Великобритания наметила и осуществила военную эвакуацию из зоны залива. Саудовская Аравия и здесь выступила одним из претендентов на «английское наследство» с учетом американских стратегических установок, придававших бассейну Персидского залива все возрастающее значение.
«Косвенным образом Саудовская Аравия считала все пограничные государства, за исключением Ирака, своей зоной влияния,—писал бывший американский посол в Саудовской Аравии Салливэн. — Если она не вмешивалась в первое время в конфликты, которые были за этими пределами, то только потому, что они не могли затронуть ее жизненно важных интересов» 142. В середине 60-х годов Саудовская Аравия и Иран сблизились как две монархии, заинтересованные в подавлении национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке в целом и в бассейне Персидского залива в частности и в противостоянии Египту, в то время лидеру антиимпериалистической политики в регионе и пионеру социально-экономических преобразований.
Шах
Ирана, в то время глава государства
с 30-миллионным населением,
претендовавший на историю своей
монархии в 2,5 тысячи лет, не мог
признать руководящую роль короля
Фейсала в мусульманском мире. Но
почва для сотрудничества была. Оба
монарха оказывали, хотя и в разной
степени, поддержку роялистам в
Йемене. Шах в
В бассейне Персидского залива Саудовская Аравия, имевшая военный потенциал по крайней мере в пять раз меньше иранского, с большой опаской относилась к его «имперским» планам и действиям, но ни разу не доводила дело до конфликта или столкновения. Правители мелких государств по аравийскую сторону залива маневрировали между двумя своими сильными соседями.
В
январе
Приняв
это решение, Лондон активно искал
возможности сохранить здесь свое
экономическое и политическое
влияние. В этих целях он выдвинул
план создания федерации девяти
эмиратов, раньше находившихся под
британским протекторатом, и
попытался заручиться поддержкой со
стороны Саудовской Аравии и
Кувейта, а также в какой-то мере
Ирана и Ирака. В феврале
Иран, однако, выступал против включения Бахрейна в арабскую федерацию, заявив, что считает его иранской территорией. Король Фейсал поддерживал с шейхом Бахрейна дружественные отношения и отвергал иранские притязания на княжество. Разногласия разделяли Иран и Саудовскую Аравию и по другим вопросам. Английский журнал «Экономист» сообщал, что шах Ирана пытался склонить короля Фейсала к более активной совместной политике в районе залива, включая военное сотрудничество, которое поставило бы Саудовскую Аравию в подчиненное положение 144. Учитывая свою военную слабость, Фейсал предпочитал использовать финансовую помощь как средство закрепления саудовского влияния в мелких аравийских княжествах.
На
переговорах с шахом в
Весной
Федерация из девяти княжеств оказалась нереальной затеей. Эмиры Бахрейна и Катара стремились к независимости, против федерации «девяти» фактически выступало иранское правительство. Великобритания решила создать новое государство из семи эмиратов Договорного Омана, где наибольшим весом пользовался шейх Абу-Даби Заид — противник Саудовской Аравии из-за бурайминского конфликта.
14
августа
После
провозглашения независимости
Бахрейна Иран формально отказался
от притязаний на это княжество.
Поэтому разногласия шаха с
королем Фейсалом уменьшились. Но
планы Ирана в зоне залива не
ограничивались Бахрейном. В ноябре
Попытки
Ирана добиться от шейха Рас-эль-Хаймы,
чтобы он отказался от своих -прав на
стратегически важные острова
Большой и Малый Томб, расположенные
в Ормузском проливе, у входа в
Персидский залив, не увенчались
успехом. Но когда Англия 30 ноября
Захват островов Томб и Абу-Муса наносил удар по интересам Саудовской Аравии, так как вел к значительному укреплению Ирана, но официально Саудовская Аравия так и не осудила экспансионистскую политику шаха 148. Можно предположить, что Саудовская Аравия чувствовала себя недостаточно сильной для открытого противоборства с Ираном и рассчитывала, что действия шаха подтолкнут к сотрудничеству с ней членов федерации.
2
декабря
Саудовская
Аравия в течение нескольких лет не
устанавливала официальных
дипломатических отношений с ОАЭ,
так как ее территориальные споры с
самым влиятельным членом федерации
— Абу-Даби — еще не были разрешены.
Но это не исключало в целом
благожелательного отношения
Саудовской Аравии к федерации.
Фейсал поддержал ОАЭ при их
вступлении в ООН и Лигу арабских
государств. Велись оживленные
неофициальные переговоры между
Саудовской Аравией, новой
федерацией и другими государствами
Аравийского полуострова.
Саудовское правительство
стремилось не отдавать
политическую инициативу Ирану,
который признал ОАЭ уже в октябре
После
визита в Саудовскую Аравию султана
Омана Кабуса 14 декабря
Саудовская Аравия сумела приобрести в княжествах существенное влияние. Она стала оказывать значительную финансовую помощь участникам федерации, лишенным нефти. Ряд членов ОАЭ опирались на Саудовскую Аравию, стремясь не допустить опасного усиления иранского влияния.
И
Фейсал и шах, несмотря на свои
противоречия, стремились подавить
освободительное движение народов
залива. Хотя Саудовская Аравия
была заинтересована в укреплении
своего влияния в Омане, с которым
она граничит и который имеет важное
стратегическое значение, Фейсал
проявил осмотрительность, когда в
разгар освободительного движения в
Дофаре султан Омана Кабус
обратился к нему за помощью.
Открытое вмешательство в оманские
дела не отвечало характеру
политики Фейсала. Но в то же время
саудовское правительство, по сути
дела, попустительствовало
иранскому вмешательству в Омане.
Уже в апреле
Военные действия иранских войск продолжались несколько лет. Народный фронт освобождения Омана практически прекратил вооруженную борьбу. Осудив в весьма неопределенных выражениях действия Ирана, саудовское правительство выступило против «иностранного вмешательства» в султанате, направив свой протест, по сути, не против интервенции Ирана, а против действий сил, которые помогали Народному фронту освобождения Омана 151.
Саудовская
Аравия в межарабских отношениях от
Хартумской конференции
Саудовская Аравия восстановила с насеровским Египтом внешне дружественные отношения на условиях существенных уступок Каира. Соотношение сил было уже не то, что в середине 50-х годов. Саудовская Аравия из страны, погруженной в долги, начала превращаться в экспортера капитала, источник финансовой помощи для государств, противостоящих Израилю. С американским и английским участием она укрепила свои немногочисленные, но хорошо оснащенные вооруженные силы. Египет, истощенный войной в Йемене, потерпевший поражение от Израиля, лишившийся Синайского полуострова и доходов от Суэцкого канала, должен был сосредоточивать все усилия для восстановления своего оборонного потенциала, проводить более сдержанную внешнюю политику и идти на вынужденные компромиссы с Саудовской Аравией.
Но
и для Эр-Рияда установление «согласия»
с Каиром было вынужденным шагом,
так как Фейсал никогда не считал
президента Насера своим союзником,
не разделял насеров-ских идей.
Несмотря на поражение арабов в
войне
Саудовская бригада из 3 тыс. солдат была направлена на юг Иордании. Там она была далеко от фронта с Израилем, но достаточно близко, чтобы поддержать короля Хусейна. Фейсал, очевидно, считал, что Иордания служит для него буферным государством, отделяя его от Израиля. Фейсал постоянно подталкивал США и Великобританию к поддержке Хусейна 152.
В
мае
Президент
Насер, даже потерпев поражение в
Положение
изменилось после смерти Гамаля
Абдель Насера 28 сентября
Отношения
Саудовской Аравии с садатовским
режимом укреплялись. Этому
способствовала политика отказа от
насеровского курса внутри и вне
Египта, вызванная прежде всего
внутренними причинами, но
поощряемая и саудовскими деньгами.
В течение 1970—1973 гг. были смещены с
важных государственных и партийных
постов многие наиболее последовательные
сторонники Насера. Первые признаки
политики экономической «либерализации»
проявлялись и до войны
Несмотря
на подписанный 27 мая
Во
время визита в Каир саудовского
короля Фейсала в мае
Сближение Египта и Саудовской Аравии закладывало основу для разрыва Садатом сотрудничества с СССР и превращения страны в будущем в американского сателлита, оказавшегося в состоянии пойти на сепаратный мирный договор и сговор с Израилем.
«Исламский пакт». К середине 60-х годов в ряде арабских стран антиимпериалистический курс во внешней политике дополнялся и углублялся внутренними реформами, направленными не только против феодалов, но и против местной крупной буржуазии. Прежний национализм обогащался идеологией социальных преобразований, поисками новых, национально-демократических структур. На этом пути в 60-е годы первенствовал Египет. Он же был и самым сильным арабским государством, а его президент Гамаль Абдель Насер — самым влиятельным арабским лидером. Египет не создал устойчивых блоков арабских стран под своим руководством, но в Лиге арабских стран многие другие ее члены следовали курсу Каира добровольно или вынужденно.
Саудовская Аравия, вышедшая к началу 60-х годов на авансцену ближневосточной политики, стала главным центром противостояния насеровскому Египту. Ее правящий класс, пытаясь подорвать влияние Египта, Сирии, Ирака, искал пути и методы, чтобы сплотить страны с «умеренными», консервативными режимами. Даллесовская идея военных пактов с участием западных держав была настолько дискредитирована, что ее не пытались и возродить. Монархический строй был в большинстве стран непопулярен. Чтобы противопоставит» какие-то привлекательные лозунги идеям арабского национализма и солидарности, совмещенными с призывами к социальным преобразованиям, Саудовская Аравия обратилась к исламу.
Мощное влияние ислама никогда не угасало даже в таких светских, «европеизированных» государствах, как Турция, а в конце 60-х — начале 70-х годов начался процесс «исламскою возрождения». В арабских странах подавляющая часть масс видела в мусульманских традициях, обычаях и институтах естественные формы своего общественного бытия и сознания. Религия могла быть использована правящим классом как в антиимпериалистических, так и в антисоциалистических целях. Естественно, что саудовский режим видел в исламе орудие для борьбы против своих противников и внутри и вне.
Выдвинув план создания «исламского пакта», король Фейсал надеялся противопоставить его Лиге арабских государств. Вашингтон и Лондон, которые традиционно считали религию препятствием на пути распространения социалистических и освободительных идей, позитивно отнеслись к идее Фейсала.
В
декабре
С первых же шагов Фейсал столкнулся с трудностями. Положительное отношение к идее «исламского пакта», высказанное шахом, врагом Насера и другом Израиля, вызвало опасения даже многих арабских монархов. В конечном счете только шах Ирана и король Иордании согласились на созыв конференции исламских государств. Остальные мусульманские страны высказывались против инициативы Фейсала 158.
22
февраля
В различной форме идею «исламского пакта» осудили Алжир, ЙАР, Ирак, Сирия, Кувейт, многие другие страна Азии и Африки с мусульманским населением, ряд арабских и международных организаций. Даже союзники Ирана не СЕНТО отмежевались от идеи пакта, и ее пришлось отложить. Тогда Саудовская Аравия стала прибегать к практике созыва мусульманских конференций на различных уровнях 160.
Израильская агрессия 1967 г. возродила планы сближения мусульманских государств, но на неожиданно новой основе, которую создавало ускорение процесса «исламского возрождения». Оккупация силой арабских земель была осуждена всеми развивающимися странами, независимо от их режимов. В действиях Тель-Авива они увидели отголосок старого колониализма в его худшем виде — изгнание коренных жителей с земли и замены их поселенцами. Даже для тех государств, от которых Палестина и ближневосточный конфликт, казалось, были далеки, агрессия Израиля представлялась опасным прецедентом. Правители стран с преобладающим мусульманским населением считались с религиозными чувствами масс, которые в израильской оккупации Восточного Иерусалима и мечети Аль-Акса видели надругательство над исламом. Саудовский режим, основанный на доктрине ваххабизма, управляемый на основе шариата, провозглашающий чистоту «истинного» ислама, гордый зарождением ислама на своей земле и являющийся хранителем Каабы и мечети пророка в Медине, не мог признать оккупации Восточного Иерусалима, не подрывая своих основ. Изгнание палестинцев с их родины означало введение элемента дестабилизации в лице палестинских беженцев в те страны, в том числе монархические, где они оседали, и усиливало революционные настроения. Продвижение Израиля на Синай и на Западный берег реки Иордан означало территориальное приближение его непосредственно к Саудовской Аравии. Для того чтобы играть роль лидера арабских стран, чтобы увеличить свой вес и влияние в мусульманском мире, защищать государственные интересы Саудовской Аравии, король Фейсал должен был занять более четко выраженную антиизраильскую позицию, а его призывы к «мусульманской солидарности» обрести конкретного противника.
В августе
Президент Насер вынужден был поддержать призыв короля Фейсала, хотя он вряд ли был заинтересован в том, чтобы конференция состоялась, и сам на нее не приехал. Турция и Нигерия не поддержали призыва короля Фейсала, заявив, что их государства являются светскими. Иран тоже вначале проявил осторожность, решив более тщательно изучить обстановку и цели созыва конференции 162.
Конференция
мусульманских стран на высшем
уровне все же состоялась в сентябре
Серьезный конфликт в связи с созывом мусульманской конференции в Рабате произошел между Индией и Пакистаном, который заявил протест против приглашения Индии принять участие в конференции. Из 35 мусульманских стран, приглашенных в Марокко, только 25 прислали свои делегации, причем лишь 10 стран были представлены главами государств 163.
Однако
по некоторым вопросам участники
конференции смогли найти общий
язык, потребовав, чтобы Иерусалиму
вернули статус, который у него был
до июня
23—25
марта
После
арабо-израильской войны
Саудовская Аравия в ОПЕК. Саудовское правительство тщательно изучало международный рынок нефти и начинало понимать, какие колоссальные прибыли получают нефтяные компании за пределами Саудовской Аравии, несмотря на формальный принцип «50 на 50» («фифти-фифти»).
В
апреле 1959 г. был созван первый
арабский нефтяной конгресс, на котором
присутствовали и представители Саудовской
Аравии. Нефтеэкспортирующие
страны начали осознавать
необходимость коллективных
действий. Особенное их
беспокойство вызывало уменьшение
справочных цен. С 1957 по
В
сентябре
Первоначальные требования ОПЕК, учитывая последующее развитие событий, были скромны и не выходили за чисто коммерческие рамки. Мало кто верил тогда, что новая организация окажется жизнеспособной. Слишком различны были режимы в странах-участницах, слишком многое их разъединяло. Международные нефтяные компании пытались игнорировать новую реальность. «Мы не признаем так называемую ОПЕК», —заявил президент АРАМКО Браун.
Пока на международном рынке был относительный избыток нефти и покупатели, а не продавцы диктовали условия, участники ОПЕК предъявляли умеренные требования. Однако из года в год они накапливали опыт коллективных действий, который показывал, насколько выгодно выступать вместе.
В
Когда
12 января
Соглашение,
заключенное 14 февраля
1. Увеличение уровня налогов и отчислений до 55%.
2. Общее увеличение справочной цены на баррель на 33% плюс увеличение на 2 цента за баррель, «чтобы удовлетворить требования за различия фрахтовых ставок».
3.
Дополнительное увеличение
справочных цен на 5 центов с 1 июня
4.
Пересмотр цен на 2,5% с 1 июня
Освоив метод коллективного торга, ОПЕК добилась выдающегося успеха — вырвала контроль за справочными ценами из рук компаний.
Однако
в декабре
Тегеранские
соглашения продемонстрировали, что
члены ОПЕК добились целей,
намеченных в
Эр-Рияд выбрал третий путь. Саудовский министр нефти Ахмед Заки Ямани стал главным представителем ОПЕК в переговорах с международными нефтяными компаниями 173.
Саудовское правительство и АРАМКО договорились о следующем:
1.
Вслед за первоначальным участием в
25% доля государства в компании
будет подниматься каждый год на 5% с
1 января 1979 по
2. Компания получает компенсацию за свои вложения с учетом инфляции, первоначально —500 млн. долл. за передачу 25% акций АРАМКО Саудовской Аравии.
3. Правительство будет иметь право на сырую нефть, добываемую компанией, в соответствии с долей своего участия 174.
Взаимоотношения
между Саудовской Аравией как
ведущим участником ОПЕК и первым
экспортером нефти в мире и нефтяными
компаниями к началу 70-х годов вышли
за чисто экономические рамки
спора из-за доли прибылей от
продажи сырой нефти. Весь комплекс
нефтяных проблем — от контроля над
ее добычей и транспортировкой до
распределения и цен — стал одним из
главных вопросов мировой политики.
Начиная с «плана Маршалла», через
иранский нефтяной кризис, Суэцкий
кризис, прекращение поставок нефти
в 1956—1957 гг., нефтяной бойкот
В
50-е годы контроль США над нефтью
бассейна Персидского залива
обеспечивал прибыли корпораций и
сохранение в американских руках
нефтяного шланга, питающего
экономику несоциалистического»
мира. В
Свое
влияние Саудовская Аравия
продемонстрировала во время арабо-израильской
войны в октябре
«Нефтяное оружие». В Эр-Рияде явственно ощущали колебания американского курса на Ближнем Востоке. Одной рукой Вашингтон стремился обеспечить «энергетическую безопасность США», интересы своих корпораций, контроль за поставками ближневосточной нефти союзникам в Западную Европу и Японию, а все это требовало укрепления отношений с арабскими странами, хотя бы с теми государствами, где находятся основные нефтяные ресурсы, прежде всего с Саудовской Аравией. Другой рукой Вашингтон оказывал экономическую, военную и политическую поддержку Израилю, что разрушало основу тесных отношений с арабскими государствами.
Саудовское правительство, чувствуя свой возрастающий вес в мире нефти и финансов, претендовало на роль общеарабского лидера, а это неизбежно требовало проведения антиизраильского курса. Задача освободить Восточный Иерусалим соответствовала не только пропагандистским и внешнеполитическим установкам, но и потребностям внутренней консолидации режима — хранителя двух «святых мест», провозглашающего своей «конституцией» Коран. Поэтому, будучи жизненно заинтересованным в поддержке США и широком сотрудничестве с ними, саудовское правительство вынуждено было декларировать конфронтацию с Вашингтоном в арабо-израильском конфликте.
18
апреля
6
июля
В
недели и месяцы, предшествовавшие
октябрьской арабо-израильской
войне, Фейсал не раз предупреждал
американское правительство, что
поддержка Вашингтоном Израиля
может подорвать саудовско-американские
отношения. Тон саудовского
правительства становился все более
решительным. Саудовская Аравия
призывала Вашингтон оказать давление
на Израиль, с тем чтобы тот выполнил
резолюцию Совета Безопасности №
242 от 22 ноября
Эти предупреждения в США и Западной Европе не принимались всерьез 179. Предыдущие нефтяные бойкоты 1956 и 1967 гг. оказались малоэффективными. Но тогда предложение превышало спрос и монополии располагали крупными резервами жидкого топлива. Кроме того, США могли обойтись без импорта нефти. В начале 70-х годов обстановка коренным образом изменилась.
Летом
6
октября
Арабские государства сумели проявить солидарность, несмотря на различие существовавших в них режимов. Участие в боях на сирийском фронте приняли иракцы. Иордания, Марокко, Тунис, Саудовская Аравия, Кувейт, Алжир направили в арабские страны, воюющие с Израилем, воинские подразделения, хотя, как правило, символические. Саудовская Аравия и Ливия приняли решение увеличить финансовую помощь Египту и предоставить помощь Сирии для возмещения финансово-экономических затрат этих стран, связанных с войной.
7 октября
9 октября
17
октября
Когда же США организовали «воздушный мост» для снабжения Израиля вооружением, Саудовская Аравия и другие арабские страны перешли к более решительным действиям. 20—22 октября арабские страны одна за другой объявили о прекращении поставок нефти США, а вскоре и Голландии, которая заняла произраильскую позицию. Они ввели эмбарго также на поставки сырья тем нефтеперерабатывающим заводам, которые обычно экспортируют нефтепродукты в США или продают их американскому военно-морскому флоту 184.
Параллельно
с конференцией арабских стран в
Кувейте встретились представители
нефтеэкспортирующих государств
зоны Персидского залива, включая
Иран. Они договорились поднять
справочную цену на нефть почти на 70%,
а в декабре, после Тегеранского
совещания, удвоили и новую цену. С
января 1973 по январь
Нефтяной
бойкот поставил в трудное
положение США, у которых в первой
половине
5
ноября
Но
вслед за прекращением военных
действий многие арабские государства
— экспортеры нефти стали
высказываться против введенных
ограничений под предлогом того, что
они наносят ущерб дружественным
арабам странам. В начале декабря
25
декабря
18
марта
Но вместе с тем проведение внешней политики только с помощью чековой книжки демонстрировало и слабость Саудовской Аравии, так как не подкреплялось ни военным потенциалом, ни наличием кадров для реализации поставленных задач, ни устойчивостью ее режима. Сотрудничество с США и проимпериалистический курс наталкивались на противоречия в подходе к Израилю и на глубокие антиамериканские чувства массы населения Саудовской Аравии.