Глава
XIX
ПОЛИТИЧЕСКИЙ
РЕЖИМ
Клан Саудидов в системе власти. Саудовский монархический режим, сложившийся к началу 30-х годов, за несколько десятилетий претерпел определенные изменения. Клан Саудидов с его ответвлениями, и так достаточно многочисленный в период собирания аравийских земель вокруг Эр-Рияда, вырос, используя полигамию, настолько, что превратился как бы в господствующее племя. Только мужчин в нем было в середине 70-х годов от 2 тыс. до 5 тыс. 1. Именно Саудиды распоряжались основными ресурсами страны, ее нефтяными доходами, именно им служил государственный аппарат, верхушку которого они возглавляли. Однако сам государственный механизм вырос и усложнился, несколько модернизировался, приобрел новые функции.
Король, естественно, остался центральной фигурой в системе власти, будучи одновременно имамом, военачальником, верховным судьей. Хотя формально он не считался законодателем, так как в шариате все законы были изложены раз и навсегда, он издавал декреты, которые регулировали ситуации, не охваченные шариатом. В личности монарха сосредоточивалась высшая исполнительная, законодательная и судебная власть. На практике король передавал эти функции государственным учреждениям, институтам или личностям — совету министров или дворцовому дивану, заместителю председателя совета министров, если король был главой правительства, бюро жалоб при совете министров и министерству юстиции, министерству обороны, штабу вооруженных сил и командующему Национальной гвардией («белой армией»), консультативному совету, который вырабатывал рекомендации, ложившиеся в основу королевских декретов 2.
Власть короля ограничивалась необходимостью считаться с интересами и требованиями самых влиятельных групп в правящем клане Саудидов, улемов, а за последние годы представителей новых, зачастую еще аморфных социальных слоев, связанных с современными секторами в экономике, вооруженных силах, бюрократическом аппарате. Важные решения он в принципе должен был принимать, лишь прощупав мнение главных правящих групп 3. При этом использовался традиционный принцип консультаций. Было принято, чтобы король совещался с влиятельными членами клана Саудидов, с главными шейхами племенных конференций или племен, эмирами главных провинций, улемами.
«Его величество король известен своим страстным желанием уважать принципы мусульманской религии,— говорилось в одном из официальных сообщений о деятельности короля Фейсала.— Один из этих принципов состоит в том, что правительство должно советоваться. Так, его величество никогда не придерживается произвольного мнения, а знакомится с мнением государственных деятелей, улемов, знающих и знатных людей страны. Все это — несмотря на то, что мнение его величества — всегда самое лучшее мнение» 4.
Одна
из основ устойчивости власти клана
Саудидов заключалась в сохранении
его единства. Члены семейства Ааль
Саудов помнили, что обострение
борьбы за власть между Саудом и
Фейсалом в 1958—1964 гг., бунт «свободных
эмиров» и раскол королевской семьи
на враждующие группировки
сопровождались резким ослаблением
и кризисом режима. Единство клана
достигалось методом согласия —
консенсуса (иджма) его главных
представителей. Из 2—5 тыс. его
членов в принятии важнейших
решений участвовал сравнительно
узкий крут лиц числом не более ста.
68 подписей, которые появились 2
ноября
В эту сотню «делателей королей» входили авторитетные лидеры влиятельных ветвей многочисленного «племени» Ааль Сауд, между которыми шла скрытая борьба, не позволявшая ни одной из группировок монополизировать власть.
Старшая
ветвь королевской семьи была
представлена в 50— 60-е годы тремя
оставшимися в живых братьями
основателя Саудовской Аравии Абд
аль-Азиза — Абдаллахом, Ахмедом и
Мусаидом. Абдаллах был посредником
между Фейсалом и Саудом в период их
борьбы за власть, а Мусаид, который
родился через пятнадцать лет после
появления на свет своего
племянника, будущего короля
Фейсала, стал министром финансов и
национальной экономики в его
кабинете в
Самые
важные решения по текущим делам
принимала небольшая группа лиц,
окружавших короля. При Фейсале в
нее входили кроме его дядей сводные
братья — наследный принц Халид,
эмир Фахд, командующий
Национальной гвардией Абдаллах,
министр обороны и авиации Султан.
Эта группа, собрав несколько
десятков ведущих представителей
клана Саудидов, смогла обеспечить
гладкую передачу власти после
убийства Фейсала 25 марта
Выходя
несколько за хронологические рамки
нашего исследования, отметим, что
короля Фейсала убил его двоюродный
племянник Фейсал ибн Мусаид. Его
отец был 14-м сыном основателя
королевства. Молодой принц только
что вернулся из США, где провел
несколько лет в школе и
университете. Его мать происходила
из клана Рашидидов. Старший брат
убийцы — Халид, религиозный
фанатик, был убит полицией, когда
возглавлял демонстрацию против
открытия телевизионной станции,
которую считал противоречащей
шариату, запрещающему человеческое
изображение. Молодой принц был
обручен с дочерью короля Сауда.
Были предположения, что Ибн
Мусаидом руководила американская
рука, которая мстила королю Фейсалу
за нефтяное эмбарго
Коронация Халида не означала ни прямую линию наследования, ни соблюдение порядка старшинства в чистом виде. После убийства Фейсала следующим по старшинству был его брат Мухаммед—четвертый сын основателя королевства. «Выбор» короля, видимо, определялся и его личными качествами, и соотношением сил между соперничающими группами 9.
Король Халид был через мать связан с могущественной ветвью Ааль Джилюви, полуавтономных наследственных правителей Восточной провинции. После смерти Абдаллаха Ааль Джилюви, двоюродного брата основателя королевства, правителем провинции стал его сын Сауд, а затем другой сын — Абд аль-Мухсин, сохранивший этот пост до середины 70-х годов. Другие важные посты в Эль-Хасе также занимали выходцы из клана Ааль Джилюви. Мать короля Халида, Джаухара бинт Мусаид, была из этого семейства, как и одна из жен короля Фейсала 10.
Эмир
Фахд, ставший в
У эмира Абдаллаха, ставшего третьим лицом в королевстве, не было родных братьев, но его мать вышла из могущественного северного племени шаммаров 13.
Группировка родных братьев Саада, Мусаида и губернатора Медины Абд аль-Мухсина пока ничем себя не проявила 14.
Еще
одна влиятельная ветвь правящего
клана — Ааль Сунайян. Они
происходят от Сунайяна — брата
Мухаммеда ибн Сауда, основавшего
династию в XVIII в. Абдаллах Ааль
Сунайян правил в Неджде в 1841 — 1843 гг.
Члены этого клана жили в Турции.
Ахмед Ааль Сунайян вернулся в Неджд,
стал доверенным лицом Абд аль-Азиза
и ездил с Фейсалом в Лондон и Париж
в
Внуки Абд аль-Азиза — особая группа, которая стала приобретать вес благодаря полученному образованию. Это так называемые «королевские технократы». Среди них выделились дети короля Фейсала, кооптированные в систему власти. Сауд аль-Фейсал, получивший образование в Принстоне, стал министром иностранных дел, Халид—губернатором юго-западной провинции Асир, Мухаммед возглавил департамент ирригации, Абдуррахман был командиром бронетанковой бригады, Саад — заместителем директора ПЕТРОМИН, Бандар — офицером в ВВС, Турки — заместителем директора департамента внутренней разведки, Абдаллах — поэтом и бизнесменом 16.
Сыновья свергнутого короля Сауда числом около сорока оказались выброшенными из круга тех, кто принимал решения в клане и имел какую-то власть. Они образовали группу недовольных 17.
После окончания фронды «свободных эмиров» Таляль перестал принимать участие в политической жизни. Но Бадр стал заместителем командующего национальной гвардией 18.
Потенциальное влияние среди клана Саудидов могут приобрести «араифы» — «опознанные». Они — потомки Сауда ибн Фейсала, который правил в Эр-Рияде в 70-х годах прошлого века во время смуты среди сыновей эмира Фейсала. «Араифы» не раз выступали против основателя королевства Абд аль-Азиза, но потом вынуждены были к нему присоединиться. Глава этой ветви — Мухаммед Сауд аль-Кабир по старшинству считал себя идущим вслед за королем 19.
Клан Саудидов вступал в родственные отношения с кланом Ааль аш-Шейха — потомков основателя ваххабизма, с феодальной семьей Ааль Судайри и с феодально-племенной аристократией самых «голубых кровей» Аравии. Женщины играли важную роль в создании особо тесных уз между своими сыновьями и братьями 20.
В саудовской печати было запрещено публиковать что-либо, касающееся королевской семьи, кроме официальных сообщений. Внутри королевской корпорации могла идти борьба, но она не должна была становиться предметом публичного обсуждения. Религиозные, административные и судебные власти практически обращались с членами королевского клана как с лицами, стоящими над законом. Например, когда один из принцев убил английского консула на приеме в Джидде, он был приговорен к пожизненному заключению, но фактически остался жить на семейной вилле со всем комфортом 21.
При короле Фейсале дотации членам королевской семьи были формально уменьшены. В середине 70-х годов, по официальным данным, на семью Ааль Сауд тратилось около 300 млн. долл. в год, но подлинная цифра неизвестна и, видимо, в десятки раз выше. На принца формально шло от 60 тыс. до 150 тыс. долл. в год. Неизвестно, сколько выделялось для примерно двух тысяч женщин — членов королевской семьи 22.
Многие Саудиды занялись большим бизнесом. Принцы обогащались на земельных спекуляциях и получали комиссионные за импортные сделки на миллиарды долларов или же за правительственные контракты. Многие из них владели земельными участками рядом с крупными городами. Когда там намечалось промышленное или жилищное строительство, они делали бешеные деньги на продаже этой земли иногда государству, иногда частным компаниям 23.
Выходя опять-таки за хронологические рамки нашего исследования, отметим, что к концу 70-х годов клан Саудидов стал самой богатой «семьей» мира. Он фактически контролировал национальный доход страны, поднявшийся до примерно 90 млрд. долл. в год, и он же направлял за границу потоки саудовских инвестиций, превысившие, по некоторым данным, 100 млрд. долл. Сотни принцев стали мультимиллионерами 24.
Улемы.
Влияние улемов в Саудовской
Аравии несколько уменьшилось за
два-три десятилетия «нефтяной
эпохи» в результате
распространения образования,
появления современных отраслей
промышленности, новых видов
хозяйственной и административной
деятельности, частых поездок
саудовцев за границу, приезда
иностранцев, использования
транзисторных радиоприемников.
Однако главные позиции религиозной
знати, связанной с кланом Саудидов,
остались неприкосновенными.
Богословы представляли собой
консервативную силу, с которой
правительство всегда должно было
считаться. Когда, например, в
Решение
о свержении с трона Сауда и
провозглашении королем Фейсала в
В
качестве имама, главы саудовских
мусульман, король всегда
подчеркивал свою верность религии,
что подразумевало консультации с
улемами и признание их высокого
авторитета. Фейсал, будучи еще
наследным принцем, но фактически
главой государства, выступая в
Мекке в мае
В руках улемов сохранилось сильное орудие воздействия на общество—комитеты общественной морали. Созданные в 20-е годы с целью навязывать ваххабитскую доктрину, эти комитеты по-прежнему диктовали обществу нормы морали, быта, поведения, следили за неукоснительной сегрегацией женщин, запретом курения, алкоголя и танцев 27. В 60-е годы ревнители общественной морали смирились с появлением музыкальных проигрывателей, продажей табака, частными кинопросмотрами, распространением иллюстрированных газет и журналов, работой женщин на радио28. Но дальше этого богословы не отступили. Подчиняясь требованию улемов, министерство финансов и национальной экономики запретило ввозить в Саудовскую Аравию изображение человека или человеческой фигуры, любые товары, форма и упаковка которых напоминала бы крест 29.
Местные
комитеты общественной морали
подчинялись провинциальным
комитетам в Хиджазе, Неджде и
Восточной провинции, а те, в свою
очередь, — великому муфтию — главному
кади, как правило самому
влиятельному лицу из семьи Ааль аш-Шейха.
Верховный контроль над ними
осуществлял король. Хотя после
смерти великого муфтия в
Позиции улемов объективно укрепляло положение Саудовской Аравии в качестве родины ислама, где находятся две его главные святыни. Поддержание исламских канонов, институтов и морали отвечало не только внутренним задачам сохранения важнейшей, религиозной базы режима, авторитета короля в качестве имама и улемов как хранителей шариата, но и задачам упрочения международных позиций Саудовской Аравии. Наличие Мекки и Медины на ее территории всегда придавало ей особо высокий престиж в мусульманском мире. Современные коммуникации, воздушные, морские и сухопутные, повышение мобильности людей в мусульманских странах привело к резкому увеличению числа паломников.
В
Для приема такого наплыва паломников в Хиджазе сооружались автострады, аэродромы, гостиницы. Доходы от хаджа уже перестали играть существенную роль в экономике страны, расходы на организацию паломничества все более возрастали. Большие средства шли на ремонт и расширение святых мест 34.
Опираясь на каноны ислама и используя авторитет богословов для укрепления своей власти внутри страны, клан Саудидов вышел со знаменем ислама и на международную арену. Естественно, что такой курс находил поддержку улемов и способствовал сохранению их влияния.
Органы
безопасности и вооруженные силы.
Хотя в 60—70-е годы саудовский
режим не сталкивался с серьезной
внутренней угрозой, министерство
внутренних дел продолжало
укрепляться. В совете министров
должность главы ведомства внутренних
дел всегда считалось одной из
ключевых и занималась людьми,
наиболее приближенными к королю
или представляющими наиболее
влиятельные группировки внутри
клана Саудидов. Наследный принц
Фахд ибн Абд аль-Азиз, например,
долгое время был министром внутренних
дел. В состав министерства входили
генеральный директорат
общественной безопасности, который
контролировал национальную
полицию, директорат охраны
побережья и пограничной полиции,
директорат пожарных бригад и
генеральный директорат
расследования уголовных дел.
Отдельно существовал департамент
внутренней разведки. В Мекке в
Развитие регулярной армии началось после второй мировой войны. Расходы на вооруженные силы росли из года в год. В Египет и Судан были посланы курсанты для обучения на механиков. В стране появились британская и американская военные миссии 37.
После войны была вновь открыта военная школа для подготовки офицеров, а также школы связи, летная, военно-медицинская. Созданы военные мастерские для ремонта автомобилей, военный госпиталь в Эт-Таифе на 500 коек. Выпускников летной школы в Эт-Таифе посылали на учебу в Англию, тех же, кто проходил летную подготовку на американской базе в Дахране, — в США. Министерство обороны стало создавать соответствующие департаменты и управления по родам войск 38.
В 50-е годы армия продолжала увеличиваться и совершенствоваться. Хотя после войны с Йеменом в начале 30-х годов Саудовская Аравия не участвовала ни в одном крупном военном конфликте, ее расходы на вооружение как в абсолютных размерах, так и в процентах к валовому национальному продукту были среди самых высоких на Ближнем и Среднем Востоке.
В
Саудовская
армия сначала была расположена
гарнизонами около главных городов.
После начала гражданской войны в
Йемене контингента саудовских и
иорданских войск были
сконцентрированы в районах Джизана
и Наджрана41.
Саудовские ВВС были разделены между двумя главными аэродромами — в Джидде и Дахране.
После
второй мировой войны главным
поставщиком вооружения были США.
Они же направляли большую часть
инструкторов. По соглашению
В
В военной области «Саудовская Аравия ориентируется в основном на США, ее офицеры проходят подготовку в американских военных школах и академиях,— констатировал „Региональный справочник". — США выступают в качестве союзника и контролируют подготовку армии, авиации и флота» 43.
Вооруженные
силы Саудовской Аравии быстро
росли. К концу 60нх годов в армии,
авиации и флоте было 36 тыс. человек,
из них в авиации —5 тыс. и во флоте 1
тыс. Опять-таки, выходя за
хронологические рамки нашего
исследования, отметим, что в
Армия была наемно-профессиональной и пополнялась добровольцами (срок контракта — пять лет с правом его последующего продления). В армию вступали мигранты из сельской местности.
Унтер-офицерами в пехоте, как правило, были отслужившие свой срок солдаты, но в технических частях среди них находилось немало выходцев из более образованных городских слоев. Офицерский корпус комплектовался из выпускников средних школ, в большинстве случаев сыновей чиновников, офицеров, купцов, предпринимателей. Среди офицеров было немало представителей феодально-племенной аристократии и членов правящей династии. Правительство высоко оплачивало личный состав вооруженных сил. Кроме основных окладов, которые в целом соответствовали шкале жалованья гражданских чиновников, военнослужащие получали многочисленные надбавки, «обязательные» и «технические». К «обязательным» относились надбавки на пошив обмундирования, наем жилья и питание, а для офицеров — и на оплату слуги. «Технические» включали надбавки личному составу ВВС, ВМС и технических родов войск. Общий размер этих надбавок обычно составлял около 40—50% к основному окладу.
Военнослужащие пользовались другими привилегиями, в том числе бесплатным медицинским обслуживанием. В целом доходы военнослужащих были выше, чем у гражданских чиновников. В 60—70-е годы им несколько раз повышали оклады, вводили новые и увеличивали старые надбавки 46.
Привилегированное положение военнослужащих отражало стремление королевской семьи обеспечить лояльность армии режиму. Ставка на «подкуп» сочеталась с репрессиями в отношении всех политически неблагонадежных элементов внутри армии. Однако неоднократные заговоры с целью переворота, особенно в 60-х годах, показывали, что армейское офицерство не было полностью преданно династии. Среди части молодых офицеров находили отклик революционно-демократические настроения. Именно поэтому вместе с армией укреплялась и вооруженная Национальная гвардия, сформированная из более отсталых, бедуинских слоев населения.
В 70-х годах армия была удалена из обжитых районов в специально созданные военные городки и лагеря. Ее место в стратегически важных центрах заняла Национальная гвардия.
Механизм
власти. Администрация. Пропаганда.
Правительственный и
административный аппарат
Саудовской Аравии стал изменяться
и усложняться с начала 50-х годов.
Декретом от октября
Королевский диван занимался частными делами короля и вместе с правительством ведал такими центральными органами, как министерство финансов и национальной экономики и иностранных дел. У короля было также несколько советников по специальным делам 48.
Королевским
декретом от 12 мая
Члены правительства несли ответственность перед премьер-министром, который, в свою очередь, отвечал перед королем. Премьер-министр мог просить короля освободить любого члена правительства от его обязанностей. Выход в отставку премьер-министра означал выход в отставку всего кабинета. Премьер-министр нес ответственность за общую политику государства. Правительство разрабатывало бюджет и являлось высшей властью под руководством короля в финансовых делах. Кабинету министров подчинялась местная администрация.
Международные соглашения должны были одобряться советом министров, а затем королем. Две трети членов правительства составляли кворум, решения принимались большинством голосов. В случае равного разделения голосов слово премьер-министра было определяющим. У короля сохранялось право вето. Но премьер-министр мог принять любые меры, которые он считал необходимыми, если король не предпринимал никаких действий в течение тридцати дней 49.
При вступлении на пост министр произносил присягу: «Я клянусь великим Аллахом, что буду преданным моей религии, королю и стране. Буду хранить государственные тайны, охранять государственные интересы и режим, выполнять мои обязанности честно, преданно и верно» 50.
Членам кабинета министров за время их нахождения в правительстве запрещалось покупать и арендовать прямо или через посредников государственную собственность или продавать что бы то ни было государству 51. Это требование диктовалось возросшей коррупцией среди верхушки королевской семьи. Фактически министры продолжали наживаться через подставных лиц. В Саудовской Аравии сохранился консультативный совет, который к середине 60-х годов состоял из 34 членов. Он вырос из регионального консультативного совета, созданного в Хиджазе, и распространил свою компетенцию на всю страну. Этот орган вырабатывал рекомендации, которые ложились в основу королевских декретов и уставов 52.
В начале 60-х годов был основан институт администрации для подготовки служащих государственного аппарата. Это одна из мер, на которых настаивала миссия МБРР. За десятилетие этот институт подготовил более 10 тыс. чиновников53. Хотя саудовские деятели стали много говорить об улучшении государственного аппарата, дело кончилось лишь непомерным раздутием штатов.
Все
гражданские государственные
служащие разбиты на две категории:
«классифицированные», т. е.
собственно чиновники, и «неклассифицированные»
— вспомогательный и обслуживающий
персонал, а также рабочие
государственных учреждений и предприятий.
В отличие от «классифицированных»
служащих категория «неклассифицированных»
по своему составу была неоднородна.
Например, в
В
октябре
Провинции делились на округа (минтака) во главе с префектами (мухафиз) и районы (маркяз) во главе с начальником района — раисом. Кроме провинций Неджда, Эл'ь-Хасы, Хиджаза и Асира была выделена Северная пограничная провинция, администрации которой подчинялись бедуины на границах с Ираком и Иорданией и вдоль трансаравийского нефтепровода 58. В 50-е годы Наджран и Биша еще считались эмиратами, подчиненными непосредственно Эр-Рияду 59. Неясно, изменился ли их статус после введения нового уложения о провинциях.
Совет министров по рекомендации министра внутренних дел назначал провинциальные советы в составе не более 30 членов. Большая часть доходов этих советов поступала от центрального правительства, хотя кое-какие налоги собирались на месте 60.
Границы провинций и округов были подвержены изменениям и зависели, в частности, от личности губернатора, его взаимоотношений с племенами, его престижа в определенном районе, его семейных связей 61.
Места губернаторов провинций считались денежными и престижными и распределялись среди членов клана Саудидов и издавна преданного ему семейства Ааль Судайри 62. В некоторых делах местная администрация продолжала действовать с большой степенью автономии 63. Влияние прочно укоренившихся местных кланов, например ветви Ааль Джилюви в Восточной провинции, сохранилось. Многие декреты и постановления, хотя и имели какое-то влияние, на практике проводились в жизнь в той мере, в какой они соответствовали интересам местной знати.
В середине 70-х годов Саудовская Аравия была разделена на 18 провинций. Но пять из них считались главными — Мекка, включая Джидду и Эт-Таиф, Эр-Рияд, Восточная провинция, Северная пограничная провинция и Хаиль, а также две несколько меньшие по значению— Касим и Медина. Они подчинялись непосредственно министру внутренних дел, остальные — его заместителю 64.
В каждом маленьком селении был староста — шейх, занимавший свой пост благодаря клановым связям, богатству, мудрости и зрелости, умению разбирать споры в селении, поддерживать хорошие отношения с соседями и кочевыми племенами, сотрудничать с высшей администрацией. В более крупных селениях или оазисах местный эмир или шейх добивался признания своего назначения ведущими знатными гражданами, улемами, местными кади, купцами. Должность административного главы селения или оазиса утверждалась главой более крупной административной единицы. В селениях, где сохранились крепкие племенные связи, шейхи обычно выходили из семей племенной аристократии. Но в деревнях, где эти связи были ослаблены, такой принцип не считался обязательным 65.
Более половины населения Саудовской Аравии все еще было организовано в племена, и даже жители деревень и городов поддерживали широкие клановые связи. Шейхи племен и в 50-е годы были наследственными, точнее, подбирались из семей знати. Центральное правительство контролировало кочевые племена при помощи администрации территориальных провинций. Налоги собирались с племен агентами эмиров, как и в 30—40-е годы, но для кочевников закят превратился в символическую плату.
Король,
как и раньше, считался главным
шейхом. Еще в
Получение и распределение централизованным путем колоссальных доходов от нефти имело еще одно бесспорное значение — оно резко ослабило, а может быть, и ликвидировало центробежные силы в аравийском обществе. До «нефтяной эпохи» в Саудовской Аравии различалось несколько основных районов: Неджд как политический центр государства, родина ваххабизма и средоточие наиболее преданного Саудидам населения, Хиджаз с его святыми местами и торговой активностью, связанной с паломниками, Асир с его сельскохозяйственным потенциалом, Восточная Аравия с ее торгово-экономическим значением, хотя и меньшим, чем у Хиджаза. Но создание нефтяной промышленности сделало экономическим сердцем страны Эль-Хасу. Без нее все другие части государства оказались бы лишенными ресурсов и доходов и были бы отброшены назад, к средневековому уровню. Поэтому сепаратизм, как таковой, в Саудовской Аравии стал бессмысленным и угас 67. Его отголоски сохранились в виде конкуренции в бюрократическом аппарате и других государственных службах, например между уроженцами более культурного Хиджаза и недждийцами.
В 60-е годы ряд постов, требующих современных знаний, стал заполняться саудовцами, получившими светское образование сначала за границей, а потом и в своей стране. Это позволило, например, американскому исследователю аравийского общества У. Ру говорить о «новом среднем классе» в Саудовской Аравии, объединяя в него лиц со светским образованием 68. Подобная методология относит в один «класс» и крупных оптовых торговцев из Джидды, и саудовских членов правления АРАМКО, и квалифицированных рабочих, инженеров и техников, врачей и преподавателей современных дисциплин, а фактически и второстепенных членов клана Саудидов. Такое «классовое» деление, с точки зрения марксиста, неприемлемо. Однако в рамках одних и тех же социальных групп трения, конкуренция и даже противоречия между лицами с ориентацией на модернизм, имеющими светское образование, и консерваторами, получившими в основном традиционное образование, существовали. Правда, эти различия не были всеобщими и определяющими. Достаточно упомянуть, что в группе принца Таляля, хотя бы в виде фронды требовавшей реформ, были люди с традиционным образованием, а среди консерваторов встречалось немало лиц с дипломами американских и западноевропейских университетов.
В
Когда
в
В начале 70-х годов король Фейсал назначил министром юстиции кади из Джидды. Новый министр получил традиционное богословское образование и стал во главе юридической системы, которая в основном покоилась на шариате. Но в то же время в деловых кругах Джидды он приобрел достаточно богатый опыт по светским проблемам и методам их решения. Вслед за ним пост министра хаджа и вакфов был передан саудовцу, принадлежавшему к семье торговцев Джидды, у которого был диплом Каирского университета.
Портфель
министра образования находился в
руках у члена клана Ааль аш-Шейха,
но с
С помощью распространения образования и привлечения во все звенья административного аппарата лиц, имевших современное образование, правящий класс инстинктивно или сознательно, что не так уж важно, пытался несколько осовременить архаичную систему власти, не меняя ее сути. Конечно, между быстро продвигающимися по службе чиновниками с американскими дипломами и старыми бюрократами возникали трения. Но в конечном счете главную роль все равно играли семейно-клановые связи. Несколько сот, а затем тысяч саудовцев с современными дипломами действовали в атмосфере, где господствовали традиции и прежние феодально-племенные привязанности.
В
Саудовской Аравии, как и в других
странах Ближнего Востока,
пропаганда в руках правящего
класса стала мощным орудием
воздействия на массы. Ей стали
уделять первостепенное внимание,
когда убедились в действенности
египетской радиопропаганды на
саудовское население в 50-х — начале
60-х годов. Видимо, проповеди в
мечетях и деятельность религиозных
наставников — мутавва — остались
главным каналом влияния на умы
людей. Но радио, а затем и
телевидение дали правящей верхушке
современные технические средства
для распространения своих идей. С
Пресса
играла незначительную роль. Первая
ежедневная газета «Аль-Биляд ас-Саудийя»
появилась в Джидде в
Правопорядок и судебная система. «Законодательство в Саудовской Аравии столкнулось со старыми бедуинскими обычаями, но также и с группой консерваторов, которые усматривают во всем, чего нет в шариате, неприемлемое бида,— писал в середине 50-х годов арабский юрист Субхи аль-Мухаммасани.— Однако, несмотря на эти трудности, караван новой жизни идет вперед в соответствии с нуждами современного общества. В этом движении ему помогают промышленная революция, основанная на нефти, и распространение образования и школ, оседание бедуинов, новые общественные и экономические реформы... За четверть века Саудовская Аравия прошла больший путь, чем за 14 веков до этого» 71.
Однако оказалось, что «караван новой жизни» в правовой области шел гораздо медленнее, чем предполагал четверть века назад аль-Мухаммасани.
В XX в. в большинстве мусульманских стран были введены новые коммерческие, уголовные и даже гражданские кодексы. Лишь личный статус (брак, развод, наследство) почти во всех мусульманских странах, за исключением Турции и Туниса, оставался в руках шариата, но и он был видоизменен. Саудовская Аравия — единственная страна, где шариат сохранялся в своей «первоначальной чистоте».
Судебная и правовая система в Саудовской Аравии, приспособленная для феодального централизованного государства, не была готова к социально-экономическим проблемам, созданным развитием аравийского общества. Ваххабитское учение ограничивалось канонами, выработанными в первые три века ислама, и отвергало как бида — «новшество» — все, что появилось в исламе после этого 72.
В ранние века ислама существовал иджтихад — возможность для юристов самим толковать основы права и находить в них ответы на возникающие проблемы. После создания четырех ортодоксальных школ двери иджтихада были практически закрыты. Улемы-ханбалиты категорически отвергали иджтихад. Поэтому саудовские правоведы пытались искать решения проблем XX в. в традициях VII, VIII и IX вв., что неизбежно заводило их в тупик 73.
Два примера могут показать трудность применения средневекового права для ситуаций XX в. Коран запрещает барыш и лихву, проценты за ссуженные деньги, но современная капиталистическая экономика не может функционировать без денежного рынка, которым управляет механизм прибыли. Устав Валютного агентства Саудовской Аравии запрещает брать проценты. В законодательстве по поводу коммерческих банков вопрос процентов просто игнорируется. Для того чтобы обойти религиозную догму, была придумана формулировка — собирать «взнос» за услуги, что служит просто эвфемизмом для процента 74.
Другая проблема — отсутствие коммерческого права. В шариате есть многочисленные юридические нормы, связанные с торговлей. Но многие аспекты современной экономической деятельности не покрываются шариатом. Попытка разработать коммерческий кодекс провалилась из-за сильной оппозиции улемов 75.
Необходимость
примирения шариата с требованиями
современного общества признавали
некоторые саудовские
государственные деятели. Так, Ахмед
Заки Ямани, министр нефти и
минеральных ресурсов, в лекции в
американском университете в
Бейруте в феврале
Также не нашел положительного отклика и более ранний призыв руководителя фронды «свободных эмиров» Таляля «раскрыть шире двери иджтихада» 77. Что касается других социальных групп, в частности революционно-демократической оппозиции, то они искали решения главных общественных проблем вообще за рамками шариата.
Саудовские улемы все же нашли лазейку в шариате для одобрения новых правовых норм, необходимых для функционирования экономики и общества. В соответствии с классификацией правоведов раннего ислама, все человеческие действия разбивались на пять категорий: 1) те, которые Аллах ясно требовал, 2) рекомендовал, 3) в которых был (юридически) индифферентным, 4) которые осуждал или 5) запрещал. Таким образом, для государства оставалась одна область законодательства — та, в которой Аллах был индифферентным, безразличным. В Саудовской Аравии, используя эту лазейку, уже с 20-х годов вводились «низамы» — уставы или «марсумы» — королевские декреты, которые формально не считались законами, но фактически были ими 78.
Саудовские
суды, основанные на шариате, были
вынуждены передать часть судебных
функций административным органам
либо таким социальным институтам,
как торговые и промышленные
палаты 79. Сначала все
ситуации, не охваченные шариатом,
рассматривались на основе
османского гражданского права
эпохи танзимата, затем была
разработана на основе декретов,
указов, решений консультативного
совета фактически новая система
права. В качестве примеров можно
назвать введение правил уличного
движения, трудового кодекса, декрет
о запрещении забастовок, декреты,
регулирующие налоги, деятельность
корпораций и компаний, вложения
иностранного капитала 80. Еще
в
Судебная система, сложившаяся в Саудовской Аравии и 20—30-е годы, продолжала функционировать и в последующие десятилетия. Однако комиссия юридического надзора в 70-е годы была заменена министерством юстиции и высшим юридическим советом.
Для рассмотрения особо важных и спорных дел в середине 50-х годов при совете министров было создано так называемое бюро жалоб — диван аль-мазалим. Оно в какой-то мере выполняло роль арбитража. Это был одновременно и административный трибунал, который рассматривал жалобы на правительственную администрацию, вопросы о взятках, о бойкоте Израиля, крупные споры, затрагивающие племена и иностранцев. Бюро жалоб, по мнению некоторых американских и английских исследователей, уходило своими корнями в доисламскую персидскую судебную традицию и оттуда было воспринято шариатом. Возрождение и расширение функций бюро жалоб в Саудовской Аравии свидетельствует, по мнению американских и английских востоковедов, о достаточной гибкости ханбалитских богословов 82.
Формально все жители Саудовской Аравии были равны перед законом. На практике, однако, и члены королевской семьи, и кидающиеся богословы, и члены главных аристократических кланов пользовались фактическим судебным иммунитетом, стояли над законом. Напротив, даже существующие законы попирались, когда властям нужно было расправляться с революционно-демократической оппозицией.