Глава XIX

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

Клан Саудидов в системе власти. Саудовский монархический режим, сложившийся к началу 30-х годов, за несколько десяти­летий претерпел определенные изменения. Клан Саудидов с его ответвлениями, и так достаточно многочисленный в период соби­рания аравийских земель вокруг Эр-Рияда, вырос, используя полигамию, настолько, что превратился как бы в господствую­щее племя. Только мужчин в нем было в середине 70-х годов от 2 тыс. до 5 тыс. 1. Именно Саудиды распоряжались основными ресурсами страны, ее нефтяными доходами, именно им служил государственный аппарат, верхушку которого они возглавляли. Однако сам государственный механизм вырос и усложнился, несколько модернизировался, приобрел новые функции.

Король, естественно, остался центральной фигурой в системе власти, будучи одновременно имамом, военачальником, верхов­ным судьей. Хотя формально он не считался законодателем, так как в шариате все законы были изложены раз и навсегда, он издавал декреты, которые регулировали ситуации, не охвачен­ные шариатом. В личности монарха сосредоточивалась высшая исполнительная, законодательная и судебная власть. На практи­ке король передавал эти функции государственным учреждениям, институтам или личностям — совету министров или дворцовому дивану, заместителю председателя совета министров, если король был главой правительства, бюро жалоб при совете министров и министерству юстиции, министерству обороны, штабу воору­женных сил и командующему Национальной гвардией («белой армией»), консультативному совету, который вырабатывал реко­мендации, ложившиеся в основу королевских декретов 2.

Власть короля ограничивалась необходимостью считаться с интересами и требованиями самых влиятельных групп в правя­щем клане Саудидов, улемов, а за последние годы представите­лей новых, зачастую еще аморфных социальных слоев, связан­ных с современными секторами в экономике, вооруженных силах, бюрократическом аппарате. Важные решения он в принципе должен был принимать, лишь прощупав мнение главных правя­щих групп 3. При этом использовался традиционный принцип консультаций. Было принято, чтобы король совещался с влиятель­ными членами клана Саудидов, с главными шейхами племенных конференций или племен, эмирами главных провинций, улемами.

«Его величество король известен своим страстным желанием уважать принципы мусульманской религии,— говорилось в одном из официальных сообщений о деятельности короля Фейсала.— Один из этих принципов состоит в том, что правительство должно советоваться. Так, его величество никогда не придерживается произвольного мнения, а знакомится с мнением государственных деятелей, улемов, знающих и знатных людей страны. Все это — несмотря на то, что мнение его величества — всегда самое луч­шее мнение» 4.

Одна из основ устойчивости власти клана Саудидов заклю­чалась в сохранении его единства. Члены семейства Ааль Саудов помнили, что обострение борьбы за власть между Саудом и Фейсалом в 1958—1964 гг., бунт «свободных эмиров» и раскол королевской семьи на враждующие группировки сопровождались резким ослаблением и кризисом режима. Единство клана дости­галось методом согласия — консенсуса (иджма) его главных представителей. Из 2—5 тыс. его членов в принятии важнейших решений участвовал сравнительно узкий крут лиц числом не более ста. 68 подписей, которые появились 2 ноября 1964 г. на решении королевской семьи о передаче трона Фейсалу, пока­зывают примерные размеры группы, которая определяла поли­тику и «выбирала» главных лиц, проводивших ее 5.

В эту сотню «делателей королей» входили авторитетные лидеры влиятельных ветвей многочисленного «племени» Ааль Сауд, между которыми шла скрытая борьба, не позволявшая ни одной из группировок монополизировать власть.

Старшая ветвь королевской семьи была представлена в 50— 60-е годы тремя оставшимися в живых братьями основателя Саудовской Аравии Абд аль-Азиза — Абдаллахом, Ахмедом и Мусаидом. Абдаллах был посредником между Фейсалом и Саудом в период их борьбы за власть, а Мусаид, который родился через пятнадцать лет после появления на свет своего племянника, будущего короля Фейсала, стал министром финан­сов и национальной экономики в его кабинете в 1962 г. 6.

Самые важные решения по текущим делам принимала не­большая группа лиц, окружавших короля. При Фейсале в нее входили кроме его дядей сводные братья — наследный принц Халид, эмир Фахд, командующий Национальной гвардией Абдал­лах, министр обороны и авиации Султан. Эта группа, собрав несколько десятков ведущих представителей клана Саудидов, смогла обеспечить гладкую передачу власти после убийства Фейсала 25 марта 1975 г., когда королем и премьер-министром стал Халид, наследным принцем и первым заместителем премье­ра — Фахд, вторым заместителем премьер-министра — коман­дующий Национальной гвардией Абдаллах — шестой из остав­шихся в живых сыновей Абд аль-Азиза 7.

Выходя несколько за хронологические рамки нашего исследования, отметим, что короля Фейсала убил его двоюродный племянник Фейсал ибн Мусаид. Его отец был 14-м сыном основателя королевства. Молодой принц только что вернулся из США, где провел несколько лет в школе и университете. Его мать происходила из клана Рашидидов. Старший брат убийцы — Халид, религиозный фанатик, был убит полицией, когда возглавлял демонстрацию против открытия телевизион­ной станции, которую считал противоречащей шариату, запрещающему человеческое изображение. Молодой принц был обручен с дочерью короля Сауда. Были предположения, что Ибн Мусаидом руководила американская рука, которая мстила королю Фейсалу за нефтяное эмбарго 1973 г., и это должно было послужить предупреждением другим членам семьи. Но как бы то ни было, истинные мотивы не были объявлены, и убийцу обезглавили 8.

Коронация Халида не означала ни прямую линию наследо­вания, ни соблюдение порядка старшинства в чистом виде. После убийства Фейсала следующим по старшинству был его брат Мухаммед—четвертый сын основателя королевства. «Выбор» короля, видимо, определялся и его личными качества­ми, и соотношением сил между соперничающими группами 9.

Король Халид был через мать связан с могущественной ветвью Ааль Джилюви, полуавтономных наследственных правителей Восточной провинции. После смерти Абдаллаха Ааль Джилюви, двоюродного брата основателя королевства, правителем провинции стал его сын Сауд, а затем другой сын — Абд аль-Мухсин, сохранивший этот пост до середи­ны 70-х годов. Другие важные посты в Эль-Хасе также занимали выходцы из клана Ааль Джилюви. Мать короля Халида, Джаухара бинт Мусаид, была из этого семейства, как и одна из жен короля Фейсала 10.

Эмир Фахд, ставший в 1975 г. наследным принцем, возглав­лял так называемую «семерку Судайри». Вместе с ним в нее входили еще шесть родных братьев, сыновей Абд аль-Азиза от его жены из могущественного феодального неджийского клана Ааль Судайри. Тесно связанные друг с другом, они образовали влиятельную группу. Султан, 12-й сын Абд аль-Ази­за, был в 60—70-е годы министром обороны и авиации; Турки, 20-й сын, — его заместителем; Найиф, 23-й сын,— министром внут­ренних дел; Сальман, 26-й сын, — губернатором провинции Эр-Рияд; Ахмед, 28-й сын, — заместителем губернатора Мекки; Саттам, 29-й сын, — заместителем губернатора Эр-Рияда 11. Абд аль-Азиз несколько раз женился на женщинах Ааль Судайри, и кроме этой семерки у него было еще шесть сыновей от других жен из этого клана 12.

У эмира Абдаллаха, ставшего третьим лицом в королевстве, не было родных братьев, но его мать вышла из могуществен­ного северного племени шаммаров 13.

Группировка родных братьев Саада, Мусаида и губерна­тора Медины Абд аль-Мухсина пока ничем себя не прояви­ла 14.

Еще одна влиятельная ветвь правящего клана — Ааль Сунайян. Они происходят от Сунайяна — брата Мухаммеда ибн Сауда, основавшего династию в XVIII в. Абдаллах Ааль Сунайян правил в Неджде в 1841 — 1843 гг. Члены этого клана жили в Турции. Ахмед Ааль Сунайян вернулся в Неджд, стал доверенным лицом Абд аль-Азиза и ездил с Фейсалом в Лондон и Париж в 1919 г. Он умер в 1921 г. В 1930 г. Фейсал проездом в Стамбуле посетил его вдову, пригласил ее в Саудовскую Аравию и женился на ее дочери Иффат, которая стала его любимой и самой влиятельной женой. Несколько Сунайянов переселились из Турции в Саудовскую Аравию и приобрели влияние и богатство. К концу правления Фейсала Иффат называли «королевой» в знак особого уважения к ней, так как жен королей никогда в Саудовской Аравии не считали королевами. Она активно занялась бизнесом 15.

Внуки Абд аль-Азиза — особая группа, которая стала приобретать вес благодаря полученному образованию. Это так называемые «королевские технократы». Среди них выделились дети короля Фейсала, кооптированные в систему власти. Сауд аль-Фейсал, получивший образование в Принстоне, стал министром иностранных дел, Халид—губернатором юго-запад­ной провинции Асир, Мухаммед возглавил департамент ирригации, Абдуррахман был командиром бронетанковой бригады, Саад — заместителем директора ПЕТРОМИН, Бандар — офи­цером в ВВС, Турки — заместителем директора департамента внутренней разведки, Абдаллах — поэтом и бизнесменом 16.

Сыновья свергнутого короля Сауда числом около сорока оказа­лись выброшенными из круга тех, кто принимал решения в клане и имел какую-то власть. Они образовали группу недовольных 17.

После окончания фронды «свободных эмиров» Таляль перестал принимать участие в политической жизни. Но Бадр стал заместителем командующего национальной гвардией 18.

Потенциальное влияние среди клана Саудидов могут приобрести «араифы» — «опознанные». Они — потомки Сауда ибн Фейсала, который правил в Эр-Рияде в 70-х годах прошло­го века во время смуты среди сыновей эмира Фейсала. «Араифы» не раз выступали против основателя королевства Абд аль-Азиза, но потом вынуждены были к нему присоеди­ниться. Глава этой ветви — Мухаммед Сауд аль-Кабир по старшинству считал себя идущим вслед за королем 19.

Клан Саудидов вступал в родственные отношения с кланом Ааль аш-Шейха — потомков основателя ваххабизма, с феодаль­ной семьей Ааль Судайри и с феодально-племенной аристо­кратией самых «голубых кровей» Аравии. Женщины играли важную роль в создании особо тесных уз между своими сыновья­ми и братьями 20.

В саудовской печати было запрещено публиковать что-либо, касающееся королевской семьи, кроме официальных сообщений. Внутри королевской корпорации могла идти борьба, но она не должна была становиться предметом публичного обсуж­дения. Религиозные, административные и судебные власти практически обращались с членами королевского клана как с лицами, стоящими над законом. Например, когда один из принцев убил английского консула на приеме в Джидде, он был приговорен к пожизненному заключению, но факти­чески остался жить на семейной вилле со всем комфортом 21.

При короле Фейсале дотации членам королевской семьи были формально уменьшены. В середине 70-х годов, по офи­циальным данным, на семью Ааль Сауд тратилось около 300 млн. долл. в год, но подлинная цифра неизвестна и, видимо, в десятки раз выше. На принца формально шло от 60 тыс. до 150 тыс. долл. в год. Неизвестно, сколько выделялось для примерно двух тысяч женщин — членов королевской семьи 22.

Многие Саудиды занялись большим бизнесом. Принцы обога­щались на земельных спекуляциях и получали комиссион­ные за импортные сделки на миллиарды долларов или же за правительственные контракты. Многие из них владели земельными участками рядом с крупными городами. Когда там намечалось промышленное или жилищное строительство, они делали бешеные деньги на продаже этой земли иногда государству, иногда частным компаниям 23.

Выходя опять-таки за хронологические рамки нашего исследования, отметим, что к концу 70-х годов клан Саудидов стал самой богатой «семьей» мира. Он фактически контроли­ровал национальный доход страны, поднявшийся до пример­но 90 млрд. долл. в год, и он же направлял за границу потоки саудовских инвестиций, превысившие, по некоторым данным, 100 млрд. долл. Сотни принцев стали мультимиллионерами 24.

Улемы. Влияние улемов в Саудовской Аравии несколько уменьшилось за два-три десятилетия «нефтяной эпохи» в резуль­тате распространения образования, появления современных отраслей промышленности, новых видов хозяйственной и административной деятельности, частых поездок саудовцев за границу, приезда иностранцев, использования транзистор­ных радиоприемников. Однако главные позиции религиозной знати, связанной с кланом Саудидов, остались неприкосновен­ными. Богословы представляли собой консервативную силу, с которой правительство всегда должно было считаться. Когда, например, в 1950 г. была предпринята попытка ввести подоходный налог, под влиянием улемов этот налог распространился только на иностранцев.

Решение о свержении с трона Сауда и провозглашении королем Фейсала в 1964 г. было одобрено фетвой, подписан­ной двенадцатью улемами, пользующимися наиболее высоким престижем 25.

В качестве имама, главы саудовских мусульман, король всегда подчеркивал свою верность религии, что подразуме­вало консультации с улемами и признание их высокого авто­ритета. Фейсал, будучи еще наследным принцем, но фактически главой государства, выступая в Мекке в мае 1963 г., говорил: «Мы должны верить в Аллаха, ислам и в Мухаммеда, нашего пророка. Но что значит эта вера? Вера означает и верование и действие. Недостаточно для человека говорить: „Я верующий", чтобы быть настоящим верующим. Недостаточно просто гово­рить: „Я искренний", чтобы быть по-настоящему искренним. Надо еще тяжело и много работать. Мы обладаем величайшим и благороднейшим наследием — Кораном. Мы должны следовать его заветам и воздерживаться от того, что он запрещает... Мы должны попытаться понять его правильное значение и его дух. Мы не можем соглашаться, чтобы о нашей религии говорили как о религии отсталости, косности и упадка» 26.

В руках улемов сохранилось сильное орудие воздействия на общество—комитеты общественной морали. Созданные в 20-е годы с целью навязывать ваххабитскую доктрину, эти комитеты по-прежнему диктовали обществу нормы морали, быта, поведения, следили за неукоснительной сегрегацией женщин, запретом курения, алкоголя и танцев 27. В 60-е годы ревнители общественной морали смирились с появлением музы­кальных проигрывателей, продажей табака, частными кинопрос­мотрами, распространением иллюстрированных газет и журналов, работой женщин на радио28. Но дальше этого богословы не отступили. Подчиняясь требованию улемов, министерство финансов и национальной экономики запретило ввозить в Сау­довскую Аравию изображение человека или человеческой фигуры, любые товары, форма и упаковка которых напоминала бы крест 29.

Местные комитеты общественной морали подчинялись провинциальным комитетам в Хиджазе, Неджде и Восточной провинции, а те, в свою очередь, — великому муфтию — глав­ному кади, как правило самому влиятельному лицу из семьи Ааль аш-Шейха. Верховный контроль над ними осуществлял король. Хотя после смерти великого муфтия в 1970 г. новый не был назначен, клан потомков вероучителя по-прежнему пользовался огромным влиянием 30. В 1971 г. Ибрагим Ааль аш-Шейх был назначен министром юстиции, что вернуло в руки клана контроль над судебной системой 31.

Позиции улемов объективно укрепляло положение Саудов­ской Аравии в качестве родины ислама, где находятся две его главные святыни. Поддержание исламских канонов, институтов и морали отвечало не только внутренним задачам сохранения важнейшей, религиозной базы режима, авторите­та короля в качестве имама и улемов как хранителей шариата, но и задачам упрочения международных позиций Саудовской Аравии. Наличие Мекки и Медины на ее территории всегда придавало ей особо высокий престиж в мусульманском мире. Современные коммуникации, воздушные, морские и сухопут­ные, повышение мобильности людей в мусульманских странах привело к резкому увеличению числа паломников.

В 1972 г. в первый раз за тринадцать веков существования ислама их число превысило миллион человек, хотя большая часть паломников была из самой Саудовской Аравии. Для участия в хадже прибыло 479 тыс. иностранцев. Примерно треть паломников составляли женщины 32. Большинство паломников были пожилые люди. Все они требовали питания, крова, медицинского обслуживания, транспорта 33.

Для приема такого наплыва паломников в Хиджазе сооружались автострады, аэродромы, гостиницы. Доходы от хаджа уже перестали играть существенную роль в экономике страны, расходы на организацию паломничества все более возрастали. Большие средства шли на ремонт и расширение святых мест 34.

Опираясь на каноны ислама и используя авторитет богосло­вов для укрепления своей власти внутри страны, клан Саудидов вышел со знаменем ислама и на международную арену. Естественно, что такой курс находил поддержку улемов и способствовал сохранению их влияния.

Органы безопасности и вооруженные силы. Хотя в 60—70-е годы саудовский режим не сталкивался с серьезной внутренней угрозой, министерство внутренних дел продолжало укрепляться. В   совете   министров   должность   главы   ведомства   внутренних дел всегда считалось одной из ключевых и занималась людьми, наиболее приближенными к королю или представляющими наи­более влиятельные группировки     внутри клана Саудидов. Наследный  принц Фахд  ибн  Абд  аль-Азиз,   например,  долгое время был министром  внутренних дел. В состав министерства входили генеральный директорат общественной безопасности, который контролировал национальную полицию,   директорат охраны побережья и пограничной полиции, директорат пожарных бригад и генеральный директорат расследования уголовных дел. Отдельно существовал департамент внутренней разведки. В Мекке в 1960 г. был создан полицейский колледж35. Национальная гвардия, очень мобильная и хорошо вооружен­ная, подчинялась до начала    60-х годов непосредственно королю, а затем влиятельному члену клана Саудидов — Абдаллаху ибн Абд аль-Азизу. Она помогала полиции в поддержании безопасности и   порядка и служила для противовеса армии. Члены Национальной гвардии набирались из    «благородных племен», преданных королю, в то время как полиция и армия рекрутировались из всех групп населения. Подразделения Национальной гвардии обычно изолировались от населения36. До начала 60-х годов формально, а в 60-е годы фактически местные эмиры-губернаторы, кроме полиции, находившейся в системе министерства внутренних дел, имели собственную гвардию. Личная гвардия Ааль Джилюви использовалась, например, для расправы с забастовщиками — рабочими АРАМКО в 1953 и 1956 гг. Армейские части регулярно патрулировали портовые районы и обычно помогали полиции и Национальной гвардии поддерживать порядок во время рамадана и сезона паломничества.

Развитие регулярной армии началось после второй мировой войны. Расходы на вооруженные силы росли из года в год. В Египет и Судан были посланы курсанты для обучения на механиков. В стране появились британская и американская военные миссии 37.

После войны была вновь открыта военная школа для подготовки офицеров, а также школы связи, летная, воен­но-медицинская. Созданы военные мастерские для ремонта автомобилей, военный госпиталь в Эт-Таифе на 500 коек. Выпускников летной школы в Эт-Таифе посылали на учебу в Англию, тех же, кто проходил летную подготовку на американ­ской базе в Дахране, — в США. Министерство обороны стало создавать соответствующие департаменты и управления по родам войск 38.

В 50-е годы армия продолжала увеличиваться и совершен­ствоваться. Хотя после войны с Йеменом в начале 30-х годов Саудовская Аравия не участвовала ни в одном крупном воен­ном конфликте, ее расходы на вооружение как в абсолют­ных размерах, так и в процентах к валовому национальному продукту были среди самых высоких на Ближнем и Среднем Востоке.

В 1965 г. вооруженные силы насчитывали около 40 тыс. человек, включая армию, небольшие ВВС, очень маленький флот, а также Национальную гвардию. Регулярная армия и Националь­ная гвардия имели примерно по 20 тыс. человек. Прежняя королевская гвардия из 4 тыс. человек весной 1964 г. была включена в регулярную армию в качестве пехотного полка39. Высшие командиры армии и Национальной гвардии на­бирались из членов королевской семьи с безупречной лояль­ностью королю. Армейское офицерство вербовалось главным образом из Арида. Армии было запрещено заниматься поли­тикой специальным декретом от 20 марта 1960 г.40.

Саудовская армия сначала была расположена гарнизо­нами около главных городов. После начала гражданской войны в Йемене контингента саудовских и иорданских войск были сконцентрированы в районах Джизана и Наджрана41.

Саудовские   ВВС   были   разделены   между   двумя   главными аэродромами — в Джидде и Дахране.

После второй мировой войны главным поставщиком во­оружения были США. Они же направляли большую часть инструкторов. По соглашению 1947 г. США создали подготови­тельную базу в Дахране. В том же году англичане начали готовить механизированную дивизию по образцу арабского легиона в Иордании. В 1951 г. США и Саудовская Аравия подписали соглашение о взаимопомощи и обороне. США сохранили базу в Дахране и предоставили новое оружие и военное снаряжение. Для подготовки саудовской армии в 1952 г. США направили специальную миссию вместо английской, отозванной в результате англо-саудовского конфликта из-за Элъ-Бурайми. В 1957 г. на пять лет продлилась аренда Дахрана, и США продолжали участвовать в подготовке саудовских вооруженных сил. В 1962 г. саудовское правительство отказа­лось возобновить сдачу в аренду базы в Дахране. Однако военная миссия американских инструкторов сохранилась 42.

В 1950 г. Саудовская Аравия присоединилась к пакту о совместной обороне в рамках Лиги арабских стран, а в 1951 г. в саудовские ВВС была направлена египетская миссия. Но никаких военных акций в рамках этого пакта Саудовская Аравия не предпринимала. В октябре 1955 г. Саудовская Аравия и Египет подписали пакт о совместной обороне, который предусматривал объединенное командование вооруженными силами в условиях войны и мира. Спустя два с половиной года, выступив против Объединенной Арабской Республики, король Сауд выслал египетскую миссию.

В военной области «Саудовская Аравия ориентируется в основ­ном на США, ее офицеры проходят подготовку в американских военных школах и академиях,— констатировал „Региональный справочник". — США выступают в качестве союзника и контролируют подготовку армии, авиации и флота» 43.

Вооруженные силы Саудовской Аравии быстро росли. К концу 60нх годов в армии, авиации и флоте было 36 тыс. человек, из них в авиации —5 тыс. и во флоте 1 тыс. Опять-таки, выходя за хронологические рамки нашего исследования, отметим, что в 1976 г. регулярные вооруженные силы насчитывали 42 тыс. человек, а Национальная гвардия —33 тыс.44. К концу 70-х годов в армии было 45 тыс. человек, имевших на вооружении 75 танков, 150 легких танков, 400 бронетранспортеров, в авиации—15 тыс. человек (полторы сотни современных боевых самолетов, 33 транс­портных, четыре десятка вертолетов), в ВМФ—2500 человек. Вооружение ввозилось в основном из США, но также из Велико­британии и Франции45.

Армия была наемно-профессиональной и пополнялась добро­вольцами (срок контракта — пять лет с правом его последующего продления). В армию вступали мигранты из сельской местности.

Унтер-офицерами в пехоте, как правило, были отслужившие свой срок солдаты, но в технических частях среди них находилось немало выходцев из более образованных городских слоев. Офи­церский корпус комплектовался из выпускников средних школ, в большинстве случаев сыновей чиновников, офицеров, купцов, предпринимателей. Среди офицеров было немало представителей феодально-племенной аристократии и членов правящей династии. Правительство высоко оплачивало личный состав вооружен­ных сил. Кроме основных окладов, которые в целом соответствова­ли шкале жалованья гражданских чиновников, военнослужащие получали многочисленные надбавки, «обязательные» и «техни­ческие». К «обязательным» относились надбавки на пошив об­мундирования, наем жилья и питание, а для офицеров — и на оплату слуги. «Технические» включали надбавки личному составу ВВС, ВМС и технических родов войск. Общий размер этих надба­вок обычно составлял около 40—50% к основному окладу.

Военнослужащие пользовались другими привилегиями, в том числе бесплатным медицинским обслуживанием. В целом доходы военнослужащих были выше, чем у гражданских чиновников. В 60—70-е годы им несколько раз повышали оклады, вводили новые и увеличивали старые надбавки 46.

Привилегированное положение военнослужащих отражало стремление королевской семьи обеспечить лояльность армии ре­жиму. Ставка на «подкуп» сочеталась с репрессиями в отношении всех политически неблагонадежных элементов внутри армии. Од­нако неоднократные заговоры с целью переворота, особенно в 60-х годах, показывали, что армейское офицерство не было пол­ностью преданно династии. Среди части молодых офицеров находили отклик революционно-демократические настроения. Имен­но поэтому вместе с армией укреплялась и вооруженная Нацио­нальная гвардия, сформированная из более отсталых, бедуинских слоев населения.

В 70-х годах армия была удалена из обжитых районов в спе­циально созданные военные городки и лагеря. Ее место в стра­тегически важных центрах заняла Национальная гвардия.

Механизм власти. Администрация. Пропаганда. Правитель­ственный и административный аппарат Саудовской Аравии стал изменяться и усложняться  с начала 50-х годов. Декретом  от октября  1953 г. был создан совет министров для всего королев­ства. До этого формально в компетенцию совета министров (маджлис аль-вукаля) входили только дела Хиджаза, хотя фактически в некоторых сферах его деятельность распространялась на всю Саудовскую Аравию. После смерти Ибн Сауда уже не назначался ни  вице-король  Хиджаза — пост, занимаемый ранее Фейсалом, ни эмир Неджда, которым раньше был наследный принц Сауд 47. Департаменты королевского дивана — канцелярии — по-преж­нему могли вмешиваться в деятельность совета министров, но это не регулировалось какими-либо положениями, а зависело от реальной власти короля по отношению к премьер-министру и веса отдельных лиц в дворцовых ведомствах.

Королевский диван занимался частными делами короля и вместе с правительством ведал такими центральными органами, как министерство финансов и национальной экономики и иностран­ных дел. У короля было также несколько советников по специальным делам 48.

Королевским декретом от 12 мая 1958 г. были определены новая структура и функции совета министров. В состав прави­тельства входили назначаемые королем премьер-министр, его за­меститель и министры, которых рекомендовал премьер-министр. В кабинет могли быть введены министры без портфеля и королев­ские советники. Министром мог стать только подданный Саудов­ской Аравии.

Члены правительства несли ответственность перед премьер-министром, который, в свою очередь, отвечал перед королем. Премьер-министр мог просить короля освободить любого члена правительства от его обязанностей. Выход в отставку премьер-министра означал выход в отставку всего кабинета. Премьер-министр нес ответственность за общую политику государства. Правительство разрабатывало бюджет и являлось высшей властью под руководством короля в финансовых делах. Кабинету минист­ров подчинялась местная администрация.

Международные соглашения должны были одобряться советом министров, а затем королем. Две трети членов правительства составляли кворум, решения принимались большинством голосов. В случае равного разделения голосов слово премьер-министра было определяющим. У короля сохранялось право вето. Но пре­мьер-министр мог принять любые меры, которые он считал необ­ходимыми, если король не предпринимал никаких действий в тече­ние тридцати дней 49.

При вступлении на пост министр произносил присягу: «Я кля­нусь великим Аллахом, что буду преданным моей религии, королю и стране. Буду хранить государственные тайны, охранять госу­дарственные интересы и режим, выполнять мои обязанности чест­но, преданно и верно» 50.

Членам кабинета министров за время их нахождения в пра­вительстве запрещалось покупать и арендовать прямо или через посредников государственную собственность или продавать что бы то ни было государству 51. Это требование диктовалось воз­росшей коррупцией среди верхушки королевской семьи. Факти­чески министры продолжали наживаться через подставных лиц. В Саудовской Аравии сохранился консультативный совет, ко­торый к середине 60-х годов состоял из 34 членов. Он вырос из регионального консультативного совета, созданного в Хиджазе, и распространил свою компетенцию на всю страну. Этот орган вырабатывал рекомендации, которые ложились в основу королев­ских декретов и уставов 52.

В начале 60-х годов был основан институт администрации для подготовки служащих государственного аппарата. Это одна из мер, на которых настаивала миссия МБРР. За десятилетие этот институт подготовил более 10 тыс. чиновников53. Хотя саудовские деятели стали много говорить об улучшении государст­венного аппарата, дело кончилось лишь непомерным раздутием штатов.

Все гражданские государственные служащие разбиты на две категории: «классифицированные», т. е. собственно чиновники, и «неклассифицированные» — вспомогательный и обслуживающий персонал, а также рабочие государственных учреждений и пред­приятий. В отличие от «классифицированных» служащих катего­рия «неклассифицированных» по своему составу была неоднород­на. Например, в 1966 г. из 45,5 тыс. «неклассифицированных» служащих около 4 тыс. были промышленными рабочими и желез­нодорожниками, примерно 14 тыс. — работниками сферы обслуживания, 7 тыс. — стражниками и полицейскими, более 3 тыс.— служащими комитетов общественной морали 54. В зависимости от образования, должности, стажа работы чиновнику присваивал­ся тот или иной ранг, а служащему — разряд. Каждому рангу и разряду соответствовало определенное жалованье. Кроме того, чиновники и служащие пользовались привилегиями в медицинском обслуживании, обеспечении жильем. «Неклассифицированные» служащие получали от 250 до 800 риалов в месяц, низшее чинов­ничество — от 400 до 1000, среднее — от 1200 до 3500, высшее — от 3 тыс. до 6 тыс., министры и их заместители — от 8 тыс. до 10 тыс. риалов в месяц 55.

В октябре 1963 г. было введено новое провинциальное деление, в результате которого правительство получило больший контроль над местной администрацией. Государство было разбито на четыре главные провинции (мукатаа) во главе с губернатором (хаким) и вице-губернатором (вакиль хаким). Губернатор являлся ад­министративным главой провинции и представлял в ней пра­вительство 56. Его кандидатуру рекомендовало министерство внут­ренних дел, а назначался он королевским декретом по предложе­нию главы правительства, хотя фактически главных губернаторов подбирал сам король. Губернаторы давали присягу на верность религии, стране и королю. Среди функций губернатора было исполнение судебных приговоров, поддержание безопасности и порядка, сотрудничество с советом провинции в муниципальных делах 57.

Провинции делились на округа (минтака) во главе с префекта­ми (мухафиз) и районы (маркяз) во главе с начальником района — раисом. Кроме провинций Неджда, Эл'ь-Хасы, Хиджаза и Асира была выделена Северная пограничная провинция, ад­министрации которой подчинялись бедуины на границах с Ираком и Иорданией и вдоль трансаравийского нефтепровода 58. В 50-е годы Наджран и Биша еще считались эмиратами, подчиненными непосредственно   Эр-Рияду 59.   Неясно,   изменился   ли   их   статус после введения нового уложения о провинциях.

Совет министров по рекомендации министра внутренних дел назначал провинциальные советы в составе не более 30 членов. Большая часть доходов этих советов поступала от центрального правительства, хотя кое-какие налоги собирались на месте 60.

Границы провинций и округов были подвержены изменениям и зависели, в частности, от личности губернатора, его взаимо­отношений с племенами, его престижа в определенном районе, его семейных связей 61.

Места губернаторов провинций считались денежными и пре­стижными и распределялись среди членов клана Саудидов и из­давна преданного ему семейства Ааль Судайри 62. В некоторых делах местная администрация продолжала действовать с большой степенью автономии 63. Влияние прочно укоренившихся местных кланов, например ветви Ааль Джилюви в Восточной провинции, сохранилось. Многие декреты и постановления, хотя и имели какое-то влияние, на практике проводились в жизнь в той мере, в какой они соответствовали интересам местной знати.

В середине 70-х годов Саудовская Аравия была разделена на 18 провинций. Но пять из них считались главными — Мекка, включая Джидду и Эт-Таиф, Эр-Рияд, Восточная провинция, Северная пограничная провинция и Хаиль, а также две несколько меньшие по значению— Касим и Медина. Они подчинялись непо­средственно министру внутренних дел, остальные — его замести­телю 64.

В каждом маленьком селении был староста — шейх, занимав­ший свой пост благодаря клановым связям, богатству, мудрости и зрелости, умению разбирать споры в селении, поддерживать хорошие отношения с соседями и кочевыми племенами, сотруд­ничать с высшей администрацией. В более крупных селениях или оазисах местный эмир или шейх добивался признания своего назначения ведущими знатными гражданами, улемами, местными кади, купцами. Должность административного главы селения или оазиса утверждалась главой более крупной административной единицы. В селениях, где сохранились крепкие племенные связи, шейхи обычно выходили из семей племенной аристократии. Но в деревнях, где эти связи были ослаблены, такой принцип не считался обязательным 65.

Более половины населения Саудовской Аравии все еще было организовано в племена, и даже жители деревень и городов поддерживали широкие клановые связи. Шейхи племен и в 50-е годы были наследственными, точнее, подбирались из семей знати. Центральное правительство контролировало кочевые племена при помощи администрации территориальных провинций. Налоги со­бирались с племен агентами эмиров, как и в 30—40-е годы, но для кочевников закят превратился в символическую плату.

Король, как и раньше, считался главным шейхом. Еще в 1954 г., когда король Сауд посетил северную часть страны, ему оказала гостеприимство племенная знать из Сирии и Ирака, которая перешла границу, чтобы приветствовать его как своего «шейха шейхов». По мнению авторов сборника «Саудовская Аравия: народ, общество, культура», это был «ясный случай, который показывал, что преданность по племенному признаку имела преи­мущества над чисто географическими соображениями» 66. На са­мом же деле племенная знать, скорее всего, просто ожидала богатых подарков от короля, не очень заботясь, как на это по­смотрит администрация Сирии или Ирака, или же надеялась на лучшие пастбищные земли на территории Саудовской Аравии.

Получение и распределение централизованным путем колоссальных доходов от нефти имело еще одно бесспорное значение — оно резко ослабило, а может быть, и ликвидировало центробежные силы в аравийском обществе. До «нефтяной эпохи» в Саудовской Аравии различалось несколько основ­ных районов: Неджд как политический центр государства, родина ваххабизма и средоточие наиболее преданного Саудидам насе­ления, Хиджаз с его святыми местами и торговой активностью, связанной с паломниками, Асир с его сельскохозяйственным по­тенциалом, Восточная Аравия с ее торгово-экономическим зна­чением, хотя и меньшим, чем у Хиджаза. Но создание нефтяной промышленности сделало экономическим сердцем страны Эль-Хасу. Без нее все другие части государства оказались бы лишен­ными ресурсов и доходов и были бы отброшены назад, к сред­невековому уровню. Поэтому сепаратизм, как таковой, в Саудов­ской Аравии стал бессмысленным и угас 67. Его отголоски сохрани­лись в виде конкуренции в бюрократическом аппарате и других государственных службах, например между уроженцами более культурного Хиджаза и недждийцами.

В 60-е годы ряд постов, требующих современных знаний, стал заполняться саудовцами, получившими светское образование сначала за границей, а потом и в своей стране. Это позволило, например, американскому исследователю аравийского общества У. Ру говорить о «новом среднем классе» в Саудовской Аравии, объединяя в него лиц со светским образованием 68. Подобная методология относит в один «класс» и крупных оптовых торговцев из Джидды, и саудовских членов правления АРАМКО, и квали­фицированных рабочих, инженеров и техников, врачей и пре­подавателей современных дисциплин, а фактически и второсте­пенных членов клана Саудидов. Такое «классовое» деление, с точки зрения марксиста, неприемлемо. Однако в рамках одних и тех же социальных групп трения, конкуренция и даже противоречия между лицами с ориентацией на модернизм, имеющими светское образование, и консерваторами, получившими в основном тра­диционное образование, существовали. Правда, эти различия не были всеобщими и определяющими. Достаточно упомянуть, что в группе принца Таляля, хотя бы в виде фронды требовавшей реформ, были люди с традиционным образованием, а среди кон­серваторов встречалось немало лиц с дипломами американских и западноевропейских университетов.

В 1960 г. король Сауд отдал пять министерских портфелей, в том числе два, которые до сих пор были у принцев, относительно молодым «разночинцам». Четыре из этих новых министров имели диплом Каирского университета. Что касается пятого, который тогда возглавил вновь созданное министерство нефти и минераль­ных ресурсов, то ему едва исполнилось 35 лет и он имел диплом Техасского университета.

Когда в 1963 г. было создано министерство информации, во главе его назначили саудовца — выпускника Каирского универ­ситета. С этого года члены королевской семьи удерживали лишь пять из 14 министерских портфелей. Правда, эти пять министер­ских постов — внутренних дел, обороны, Национальной гвардии, финансов и иностранных дел — были ключевыми, и клан Саудидов сохранял бразды правления в своих руках. Но на более низких постах в этих министерствах, как и на всех уровнях в других министерствах (нефти, торговли, информации, сельского хозяйства, коммуникаций, финансов), все больше стало появлять­ся лиц неаристократического происхождения со светским образованием. Именно эти ведомства играли активную роль в модер­низации королевства. Что касается министерств образования и труда, которые, казалось бы, должны быть затронуты модерни­зацией, то там прочно обосновались консервативные религиозные деятели.

В начале 70-х годов король Фейсал назначил министром юс­тиции кади из Джидды. Новый министр получил традиционное богословское образование и стал во главе юридической системы, которая в основном покоилась на шариате. Но в то же время в деловых кругах Джидды он приобрел достаточно богатый опыт по светским проблемам и методам их решения. Вслед за ним пост министра хаджа и вакфов был передан саудовцу, принадле­жавшему к семье торговцев Джидды, у которого был диплом Каирского университета.

Портфель министра образования находился в руках у члена клана Ааль аш-Шейха, но с 1971 г. два его заместителя имели дипломы американских университетов. В том же, 1971 г. были назначены два новых заместителя, тоже с американскими дип­ломами,— министра труда и министра социальных дел. Четырех других саудовцев подняли на уровень государственных секре­тарей со статусом министров. Два из них — руководители цент­ральной организации планирования и службы кадров — имели американские дипломы, а два — дипломы Каирского университета. Примерно к тому же времени король назначил шесть молодых принцев — выпускников английских и американских колледжей государственными секретарями и губернаторами 69.

С помощью распространения образования и привлечения во все звенья административного аппарата лиц, имевших современное образование, правящий класс инстинктивно или сознательно, что не так уж важно, пытался несколько осовременить архаичную систему власти, не меняя ее сути. Конечно, между быстро про­двигающимися по службе чиновниками с американскими дип­ломами и старыми бюрократами возникали трения. Но в конечном счете главную роль все равно играли семейно-клановые связи. Несколько сот, а затем тысяч саудовцев с современными диплома­ми действовали в атмосфере, где господствовали традиции и преж­ние феодально-племенные привязанности.

В Саудовской Аравии, как и в других странах Ближнего Востока, пропаганда в руках правящего класса стала мощным орудием воздействия на массы. Ей стали уделять первостепенное внимание, когда убедились в действенности египетской радио­пропаганды на саудовское население в 50-х — начале 60-х годов. Видимо, проповеди в мечетях и деятельность религиозных нас­тавников — мутавва — остались главным каналом влияния на умы людей. Но радио, а затем и телевидение дали правящей верхушке современные технические средства для распространения своих идей. С 1963 г. правительство стало строить мощные ра­диостанции, а с 1965 г. начались телепередачи. В стране массовой неграмотности транзисторный радиоприемник и телевизор пре­вратились в главные средства информации. Религиозные про­граммы и чтение Корана занимали центральное место в про­граммах радио и телевидения.

Пресса играла незначительную роль. Первая ежедневная га­зета «Аль-Биляд ас-Саудийя» появилась в Джидде в 1953 г. К концу 60-х годов в Саудовской Аравии выходило более полутора десятков газет, но очень ограниченными тиражами. В середине 70-х годов четыре газеты на арабском языке выходили в Хиджазе — «Аль-Медина», «Аль-Указ», «Ан-Надва», «Аль-Биляд ас-Саудийя», не считая официозного еженедельника «Умм аль-кура», а также «Эр-Рияд» в Неджде, «Аль-Яум» в Восточной провинции. Пресса была поставлена под контроль правительственных чинов­ников, хотя и до этого без правительственных субсидий газеты и журналы существовать не могли 70.

Правопорядок и судебная система. «Законодательство в Сау­довской Аравии столкнулось со старыми бедуинскими обычаями, но также и с группой консерваторов, которые усматривают во всем, чего нет в шариате, неприемлемое бида,— писал в середине 50-х годов арабский юрист Субхи аль-Мухаммасани.— Однако, несмотря на эти трудности, караван новой жизни идет вперед в соответствии с нуждами современного общества. В этом дви­жении ему помогают промышленная революция, основанная на нефти, и распространение образования и школ, оседание бедуинов, новые общественные и экономические реформы... За четверть века Саудовская Аравия прошла больший путь, чем за 14 веков до этого» 71.

Однако оказалось, что «караван новой жизни» в правовой области шел гораздо медленнее, чем предполагал четверть века назад аль-Мухаммасани.

В XX в. в большинстве мусульманских стран были введены новые коммерческие, уголовные и даже гражданские кодексы. Лишь личный статус (брак, развод, наследство) почти во всех мусульманских странах, за исключением Турции и Туниса, оста­вался в руках шариата, но и он был видоизменен. Саудовская Аравия — единственная страна, где шариат сохранялся в своей «первоначальной чистоте».

Судебная и правовая система в Саудовской Аравии, при­способленная для феодального централизованного государства, не была готова к социально-экономическим проблемам, созданным развитием аравийского общества. Ваххабитское учение ограни­чивалось канонами, выработанными в первые три века ислама, и отвергало как бида — «новшество» — все, что появилось в исламе после этого 72.

В ранние века ислама существовал иджтихад — возможность для юристов самим толковать основы права и находить в них ответы на возникающие проблемы. После создания четырех ор­тодоксальных школ двери иджтихада были практически закрыты. Улемы-ханбалиты категорически отвергали иджтихад. Поэтому саудовские правоведы пытались искать решения проблем XX в. в традициях VII, VIII и IX вв., что неизбежно заводило их в ту­пик 73.

Два примера могут показать трудность применения средне­векового права для ситуаций XX в. Коран запрещает барыш и лихву, проценты за ссуженные деньги, но современная капи­талистическая экономика не может функционировать без денеж­ного рынка, которым управляет механизм прибыли. Устав Валют­ного агентства Саудовской Аравии запрещает брать проценты. В законодательстве по поводу коммерческих банков вопрос про­центов просто игнорируется. Для того чтобы обойти религиозную догму, была придумана формулировка — собирать «взнос» за услуги, что служит просто эвфемизмом для процента 74.

Другая проблема — отсутствие коммерческого права. В шари­ате есть многочисленные юридические нормы, связанные с тор­говлей. Но многие аспекты современной экономической деятельно­сти не покрываются шариатом. Попытка разработать коммер­ческий кодекс провалилась из-за сильной оппозиции улемов 75.

Необходимость примирения шариата с требованиями современ­ного общества признавали некоторые саудовские государственные деятели. Так, Ахмед Заки Ямани, министр нефти и минеральных ресурсов, в лекции в американском университете в Бейруте в фев­рале 1967 г. заявил, что «для шариата слишком поздно регулировать современные проблемы». По мнению министра, для того чтобы применять шариат, государство должно «выбирать принципы из различных юридических школ без исключения; критерием должно быть то, что больше подходит для нужд каждой кон­кретной страны. Она может вводить законы исходя из общих принципов шариата и соображений общественного интереса и благосостояния общества». Это был явный разрыв с вахха­битской догматикой, он не мог найти поддержки у улемов, и призыв министра остался его частным мнением 76.

Также не нашел положительного отклика и более ранний призыв руководителя фронды «свободных эмиров» Таляля «рас­крыть шире двери иджтихада» 77. Что касается других социаль­ных групп, в частности революционно-демократической оппози­ции, то они искали решения главных общественных проблем вообще за рамками шариата.

Саудовские улемы все же нашли лазейку в шариате для одобрения новых правовых норм, необходимых для функциони­рования экономики и общества. В соответствии с классифика­цией правоведов раннего ислама, все человеческие действия разбивались на пять категорий: 1) те, которые Аллах ясно тре­бовал, 2) рекомендовал, 3) в которых был (юридически) индиф­ферентным, 4) которые осуждал или 5) запрещал. Таким обра­зом, для государства оставалась одна область законодательст­ва — та, в которой Аллах был индифферентным, безразличным. В Саудовской Аравии, используя эту лазейку, уже с 20-х годов вводились «низамы» — уставы или «марсумы» — королевские декреты, которые формально не считались законами, но факти­чески были ими 78.

Саудовские суды, основанные на шариате, были вынуждены передать часть судебных функций административным органам либо таким социальным институтам, как торговые и промыш­ленные палаты 79. Сначала все ситуации, не охваченные шариа­том, рассматривались на основе османского гражданского пра­ва эпохи танзимата, затем была разработана на основе декре­тов, указов, решений консультативного совета фактически но­вая система права. В качестве примеров можно назвать введе­ние правил уличного движения, трудового кодекса, декрет о запрещении забастовок, декреты, регулирующие налоги, дея­тельность корпораций и компаний, вложения иностранного капитала 80. Еще в 1926 г. в Джидде был создан торговый совет—вариант торговой палаты, а с 1931 г. использовались «торговые правила», основанные на османском коммерческом кодексе 1850 г., но исключая все статьи о процентах и прибылях. В 1954 г. этот совет был заменен министерством торговли, а торговые палаты уже сложились в ряде саудовских городов. С начала 70-х годов стало применяться страхование на все формы собственности, но не страхование жизни. В 1970 г. общие правила для персонала, принятые в 1957 г., были заменены дисциплинарным кодексом, обязательным для чиновников  и служащих 81.

Судебная   система,   сложившаяся   в   Саудовской   Аравии   и 20—30-е годы, продолжала функционировать  и  в  последующие десятилетия. Однако комиссия юридического надзора в 70-е го­ды была заменена министерством юстиции и высшим юридиче­ским советом.

Для рассмотрения особо важных и спорных дел в середине 50-х годов при совете министров было создано так называемое бюро жалоб — диван аль-мазалим. Оно в какой-то мере выполняло роль арбитража. Это был одновременно и административный трибунал, который рассматривал жалобы на правительственную администрацию, вопросы о взятках, о бойкоте Израиля, крупные споры, затрагивающие племена и иностранцев. Бюро жалоб, по мнению некоторых американских и английских исследователей, уходило своими корнями в доисламскую персидскую судебную традицию и оттуда было воспринято шариатом. Возрождение и расширение функций бюро жалоб в Саудовской Аравии свидетель­ствует, по мнению американских и английских востоковедов, о достаточной гибкости ханбалитских богословов 82.

Формально все жители Саудовской Аравии были равны перед законом. На практике, однако, и члены королевской семьи, и ки­дающиеся богословы, и члены главных аристократических кланов пользовались фактическим судебным иммунитетом, стояли над законом. Напротив, даже существующие законы попирались, ког­да властям нужно было расправляться с революционно-демокра­тической оппозицией.

Сайт управляется системой uCoz