Глава
VII
ВТОРОЕ
ГОСУДАРСТВО САУДИДОВ
(1843-1865)
В пятом десятилетии XIX в. Египет был практически устранен с аравиийской политической арены. Порта пока не имела ни возможностей, ни желания для активного вмешательства в недждийские дела. Англичане были заняты консолидацией своих позиций на побережье Персидского и Оманского заливов и в Омане. Центральная Аравия вновь оказалась предоставленной самой себе, создались условия для возрождения государства Саудидов на ограниченной территории.
От
эвакуации египтян до возвращения
Фейсала. Эмир Халид сумел
удержаться у власти лишь в течение
года после эвакуации войска
Хуршида из Центральной Аравии. В
Вновь
началась феодальная междоусобица.
В июне — июле
Халид смог сохранить в каком-то виде свое влияние в Восточной провинции и даже вновь снарядил Саада ибн Мутлака для действий в Омане. Однако его усилия не успели материализоваться 4.
В
августе
После
ухода Халида Ибн Сунайян установил
контроль над Недждом. Вначале у
него было лишь несколько сот
последователей, но в дальнейшем их
число значительно возросло. В конце
Ибн Сунайян попытался закрепиться в качестве риядского эмира, но его власть практически не распространилась на Касим, Джебель-Шаммар и Восточную провинцию. Первый поход он совершил в Эль-Хасу, где еще находился Халид вместе с отрядом египетских наемников. Халид попытался было сопротивляться с помощью бахрейнцев, но потерпел поражение, бежал на Бахрейн, затем в Кувейт, а оттуда — через Касим в Хиджаз, где и поселился, получая жалованье от Мухаммеда Али 6.
В Хуфуф был послан Омар ибн Уфайсан, который смог постепенно установить от имени недждийского эмира контроль над провинцией и даже отнять Эль-Укайр у бахрейнцев. Основные города и оазисы подчинились Эр-Рияду, однако попытки нового эмира продвинуться в сторону Омана столкнулись с сопротивлением англичан 7.
Ибн
Сунайян послал подарки в Мекку
шерифу Мухаммеду ибн Ауну, а также
Осман-паше, новому османскому
губернатору Джидды, который был
назначен на этот пост в январе
Методы Ибн Сунайяна, возможно унаследованные от египетской оккупации, были жестокими. Он часто казнил своих противников, например членов клана Ааль Сулайри, выступавших против нею, в то время как в аравийских традициях было прощать противников. Жители его ненавидели, потому что он, видимо, пытался собирать большие налоги с обнищавшей страны. Шаммарский летописец Дари ибн Рашид считал его «храбрым человеком, который, однако, пролил много крови и убил иного набожных людей; его ненавидели, в то время как Фейсала любили»9.
Фейсал
ибн Турки бежал из Египта в
Фейсал перебрался в Джебель-Шаммар, где Абдаллах Ааль Рашид с радостью встретил старого друга. По словам Валлина, Абдаллах и его брат Убайд. известный своей жестокостью, прочно контролировали Джебель-Шаммар. Если в прошлом жители Хаиля не решались в одиночку отправляться в соседнюю Кафару, то теперь можно было «спокойно пройти из конца в конец страны, неся золото на голове»11. Власть Абдаллаха распространилась на многие кочевые нешаммарские племена: «От Касима до Хаурана и от страны Ибн Сауда в Восточном Неджде до Хиджазских гор все кочевники были покорены и должны были признать власть Ибн Рашида, платя ему закят»12. Когда ветел вопрос о выборе между египетским господством (о том, что египтяне покидали Аравию окончательно, хаильскнй эмир, очевидно. не знал) и вассальной зависимостью от Фейсала, Абдаллах выбрал второе, тек более что Фейсал был его личным другом, что в аравийских условиях немаловажный политический фактор. Правитель Хаиля предложил эмиру людей, животных, деньги. Фейсал стал рассылать послания по Неджду, заявляя о своем возвращении и призывая население поддержать его. Когда Иби Сунайян узнал об этом, он мобилизовал своих сторонников, но вскоре в его войске началось дезертирство.
Планам Фейсала мешала вражда между Джебель-Шаммаром и Касимом, в особенности между Джебель-Шаммаром и городом Бурайда. Можно было ожидать, что губернатор Бурайды будет врагом Фейсала, потому что его сторонником стал Ибн Рапшд. Если бы весь Касим остался союзником Ибн Сунайяна, то он мог бы удержаться у власти. Однако город Анайза соединил свою судьбу с его соперником.
Постепенно Неджд переходил на сторону Фейсала — сначала Касим, потом Судайр и Вашм. Ибн Сунайян бежал в Эр-Рияд. Бедуинские племена субай, сухуль. аджман, а также мутайр поддержали Фейсала. Его небольшое войско увеличивали многочисленные перебежчики от Ибн Сунайяиа. Фейсал предложил ему покинуть столицу со всей его собственностью, поселиться где-нибудь в Неджде и получать большое содержание. Но Ибн Сунайян отказался и заперся в крепости, хотя положение его стало безнадежным. Жители столицы перешли на сторону Фейсала.
Летом
После девяти лет хаоса, внутренней борьбы, иностранной оккупации Недждийский эмират вновь возродился. Примерно на два десятилетия Фейсал стал хозяином в своем доме. Тенденции централизации в Неджде были таковы, что он уже не мог вернуться к феодально-племенной междоусобице, которая продолжалась в течение несколько столетни до возвышения дома Саудидов. Центростремительные силы довольно быстро скрепляли воедино районы Центральной и Восточной Аравии каждый раз, когда появлялся сильный лидер и не было непосредственной внешней угрозы.
Фейсал, несомненно, был сильным правителем. У него были опыт жизни в более развитом Египте и опыт правления в аравийских условиях, умение сочетать жестокость с мягкостью, готовность к компромиссам с непреклонностью. Растущие контакты с египтянами, турками, англичанами заставляли риядского эмира все больше считаться с внешним миром, так как он понимал, что Центральная и Восточная Аравия не могла быть изолирована от событий в других странах.
Восстановление Риядского эмирата Саудидов. Новое государство Саудидов охватывало меньшую территорию, чем Диръийский эмират. Несмотря на растущую стабильность, сепаратизм в нем был силен. По словам Г. Филби, Неджд при Фейсале скоро «возобновил обычное течение нормальной жизни, но это ни в коем случае не было синонимом жизни в мире, процветания и гармонии, благословение которых всегда было редким или перемежающимся в пустыне»14.
Первой
задачей эмира после установления
контроля над центральными
районами Неджда было вернуть себе
Восточную провинцию. Осенью
В
марте
В Восточной провинции вспыхнули восстания, связанные с борьбой между племенами бану халид и аджман. Кочевники аджман следовали обычным путем переселения аравийских племен — с юга на север или с юго-запада на северо-восток. Они мигрировали из Наджрана слабыми, рассеянными. Пришельцы не имели собственных пастбищ, зависели от других племен и были их неравноправными клиентами. Однако их начал поддерживать эмир Турки, предоставив им возможность поселиться в Восточной провинции, в районе, традиционно принадлежавшем бану халид. Видимо, одной из целей этого решения было создать противовес племени бану халид и его аристократии, которая время от времени бунтовала против Эр-Рияда и даже была когда-то его соперником.
Постепенно
аджманы становились сильнее и
агрессивнее. В
В
ноябре
В
Установив
свой контроль над Восточной
провинцией, Фейсал занялся югом —
Эль-Афладжем и вади Эд-Давасир. В
В
то время как риядский эмир был
занят подавлением аджманов и наведением
порядка в южных провинциях Нелжда,
вновь вспыхнула старая вражда
между Касимом и Джебель-Шаммаром. В
сентябре
Пока
был жив Абдаллах ибн Рашид,
отношения Хаиля с Эр-Риядом
оставались дружественными.
Абдаллах признавал себя вассалом
Фейсала, сохраняя широкую
автономию. Связанные личной
дружбой эмиры еще и породнились:
старший сын Фейсала Абдаллах
женился на дочери Абдаллаха ибн
Рашида, а сын правителя Хаиля
Талялъ был женат на дочери Фейсала20.
Каждый год Убайд, брат эмира Хаиля,
два-три месяца проводил в Эр-Рияде в
качестве гостя Фейсала. В
В
мае — июне
Касим — нерешенная проблема. Борьба с аджманами. Фейсал так и не смог установить полный контроль над Касимом. Эта провинция, по подсчетам Ш. Юбера, относящимся к 70-м годам XIX в., включала около 20 городов и селений. Сама Бурайда, жившая главным образом торговлей верблюдамн и караванным извозом, насчитывала до 10 тыс. жителей 22. До начала 60-х годов ею правили крупнейшие феодалы области — Ааль Улайяны. Население Анайзы, по данным Ш. Юбера, насчитывало 18—20 тыс. человек. Еще около тысячи человек проживало в окрестных селениях 23. Правивший Анайзой феодальный дом Ааль Замилсй. как и другие эмирские кланы, принадлежал к осевшей бедуинской знати, но в противоположность им был существенно ограничен в своей власти. Путешественники называли Анайзу «городской республикой», а ее эмира — «первым среди равных» и даже «выборным президентом»24.
Решающий голос в делах города имели состоятельные анайзиты, выставлявшие в ополчение одного-двух верблюдов с двумя-четырьмя всадниками и платившие постоянный налог на содержание стражников-абдов, оплату пастухов, общественное гостеприимство. Они же вместе с феодальной знатью участвовали в управлении Анайзой через эмирский совеет 25. Отношения между феодальной и купеческой знатью и городской беднотой бывали напряженными, о чем косвенно свидетельствует замечание Ч. Доути: «Немало бедняков в гневе открыто противоречат Замилю и поносят его, терпеливого в своей мудрости»26.
В 1846—1847 гг., когда шериф Мекки совершил вторжение в Неджд, касимцы продемонстрировали, что готовы сотрудничать с ним 27. После ухода хиджазцев риядский эмир сменил правителей в главных городах. Но зимой и весной 1848/49 г. ему пришлось подавлять новое восстание в Касиме. Назначенных центральной властью эмиров не признавала местная знать, которая поддерживала то одну, то другую ветвь старых правящих семей. Убийства следовали за предательствами, предательства — за периодами мира, но провинция оставалась непокоренной.
Против
центральной власти выступила
сначала Анайза, а потом и Бурайда.
Весной
В тот момент касимцы тоже были настроены примирительно и начали переговоры о мире. Условием мира было согласие касимцев платить закят и участвовать в рейдах Фейсала. Мирные переговоры закончились соглашением, которое вскоре было нарушено, когда начались взаимные набеги с участием племен, состоявших в союзе с разными группировками. В сражении под Ятимой силы касимцев во главе с правителем Бурайды Абд аль-Азизом Ааль Улайяном были разгромлены Абдаллахом, сыном Фсйсала 29.
Сопротивляться было бессмысленно, и попытки Абд аль-Азза Ааль Улайяна собрать силы не удались. Он и другие руководители касимцев бежали из Анайзы, и местная знать через посредничество шейха Абдаллаха Абу Бутайяна — местного кади — начала переговоры с эмиром Фейсалом. Принятие условий мира жителями Анайзы было гарантировано неким Мухаммедом ибн Абдуррахманом ибн Бассамом 30. Семья Ааль Бассамов — богатейших купцов Анайзы — имела торговые связи вплоть до Бомбея. Об одном из Ааль Бассамов писал и Чарльз Доути в своих «Путешествиях»31. Фейсал обещал простить жителей города, а они в ответ признали его сюзеренитет и позволили оккупацию их города. Войско риядского эмира вошло в Анайзу, а Фейсал объявил всеобщую амнистию.
Руководитель восстания Абд аль-Азиз Ааль Улайян еще находился в Бурайде. Фейсал не решился сместить традиционного правителя, чтобы не усиливать оппозицию своей власти в Касиме, и в ответ на просьбу о прощении, переданную семейством его противника, согласился оставить его эмиром Анайзы. Однако Фейсал назначил своего брата Джилюви с отрядом верных войск правителем всей провинции Касим с центром в Анайзе. Это был отход от старой практики. Раньше в провинции не было единого эмира, и Эд-Диръия ограничивалась назначением или подтверждением назначений правителя каждого из двух главных городов32.
Когда
Фейсал вернулся в Эр-Рияд, весть о
его победе дошла до Восточной
провинции, и из Хуфуфа и Эль-Катифа
прибыли делегации знати с
подтверждением покорности и
преданности. В
В
течение последующих трех лет
главной заботой Эр-Рияда были набеги
различных племен. Но в мае
Семейство Ааль Бассамов было против восстания, так как опасалось, что военные действия нанесут ущерб его торговле. Однако один из более бедных членов городского совета, Яхья ас-Салих, согласился возглавить восстание, если ему обеспечат пятьдесят сабель, которыми он вооружит своих сторонников. Когда оружие было предоставлено, отряд Яхьи подошел к цитадели и изгнал без кровопролития Джилюви35.
Участие в восстании бедняков придавало ему новую окраску. Против притеснений риядского эмира выступила беднейшая часть населения, в то время как богатая купеческая семья не поддержала восставших. Вслед за Джилюви бежал из Анайзы шейх Абдаллах Абу Бутайян, который долго был кади этого города и верно служил Эр-Рияду. Эмиром Анайзы стал Абдаллах ибн Яхья Ааль Замиль, по прозвищу Суляйм.
Фейсал
начал собирать силы, и вскоре
войско во главе с Абдаллахом, сыном
Фейсала, появилось под Анайзой.
Нападавшие стали рубить пальмы.
Произошло несколько боев без
окончательной победы для той или
другой стороны. На помощь Фейсалу
пришел Таляль Ааль Рашид с оседлыми
и кочевыми шаммарами. Жители Анайзы
запросили мира. Фейсал не только
даровал прощение (аман) Анайзе, но
также позволил местному эмиру
Абдаллаху Ааль Замилю сохранить
его пост. В конце
К
середине 50-х годов прошли обильные
дожди, был хороший урожай, и цены упали.
Однако снова началась эпидемия
холеры. Она возникла в Индии,
пришла с паломниками в Мекку в
В
В
Но до полной победы было далеко. Аджманы сохранили много сил. Кроме того, они вступили в союз с могущественным племенем мунтафик в Южном Ираке. Вскоре два племени начали свои набеги в окрестностях Басры, Эз-Зубайра и Эль-Кувейта.
Фейсал
объявил джихад. Сражение
состоялось под Джахрой 27 марта
После побед на востоке Абдаллах направился в Касим. Опасаясь худшего, правитель Бурайды Абд аль-Азиз бежал. Он направился в Анайзу, а оттуда — в Мекку. Однако по дороге его перехватил отряд, посланный Абдаллахом ибн Фейсалом, и Абд аль-Азиз и его сын были убиты. Еще один сын правителя Бурайды, который участвовал в походе Абдаллаха против аджманов, был схвачен и умерщвлен в тюрьме 41.
Несмотря
на две крупные победы, одержанные в
1860—1861 гг., эмират Фейсала снова
оказался под угрозой. И на этот раз
она опять исходила из Касима, в
частности из Анайзы. Свои восстания
против Эр-Рияда в 1854—1855 гг. ее
жители называли «первой войной», а
военные действия, начавшиеся в
Воины
из Анайзы появились в окрестностях
Бурайды. По всей провинции шли
стычки. Фейсал снова провозгласил
священную войну. Большое сражение
произошло в окрестностях Анайзы 8
декабря
Жители
Анайзы были вынуждены укрыться за
стенами своего города. В начале
Отношения
Неджда с Хиджазом и османским
правительствам во время правления
Фейсала. Отношения Неджда с
Хиджазом всегда были сложными. И
османские паши в Джидде и Медине, и
шериф Меккн продолжали
претендовать на право вмешиваться
в дела Центральной Аравии. В
В
войско Мухаммеда ибн Ауна.
состоявшее примерно из тысячи человек,
в основном бедуинов, входил также
небольшой отряд регулярных
турецких войск. Весной
Риядский эмир послал своего брата с подарками для шерифа — восемь оманских скаковых верблюдов и четыре лошади. Шериф стоял тогда в Анайзе. Однако Ибн Аун вернул подарки и подарил одежду и лошадь брату Фейсала. По аравийским обычаям, это было оскорблением. Как только посланцы Фейсала выехали за ворота Анайзы, они немедленно послали обратно лошадь и одежду. Однако риядсккй эмир избегал открытого столкновения, а может быть, опасался вторжения турок вслед за хиджазцами. Он послал Мухаммеду ибн Ауну «подарок», а фактически разовую дань в 10 тыс. риалов, лошадей и верблюдов 47. Видимо, соглашение снова предусматривало выплату 10 тыс. риалов ежегодно, но как оно выполнялось, сказать трудно. В 1854—1855 гг.. во время волнений вХиджазе, Фейсал задержал отправку дани 48.
Видимо,
именно тогда Халид ибн Сауд, живший
в Хиджазе, снова обратился к
Высокой Порте с предложением
возглавить поход против Неджда.
Его письмо привел турецкий историк
Джевдет. «Во времена, когда губернатором
Джидды был Шериф-паша (т.е. —
Османские
власти попытались добиться в Асире
и Йемене того, чего не удалось
египетскому паше. В апреле
Шериф
Мекки укрепил свои позиции,
установив хорошие отношения с
племенами Асира и хиджазским
племенем харб и поддерживая связи с
египетским пашой Аббасом. Но именно
такое поведение вызвало у османских
властей подозрение, и в
В
50-е годы Хиджаз был охвачен
серьезными волнениями, вызванными,
в частности, годичной задержкой
жалованья турецким солдатам. Восстание
вспыхнуло в октябре
В
Хотя
в то время Риядский эмират
практически был независим от
Османской империи, Фейсал вел себя
достаточно осторожно и старался не
сталкиваться с турками. Он не
совершал набегом на Сирию, Хиджаз
или Ирак. В 1855 и 1860 гг. в переписке с
англичанами по поводу дел в
Персидском заливе Фейсал утверждал,
что он является вассалом Высокой
Порты. Во взаимоотношениях с
англичанами ему было выгодно это
утверждение 54. Османские
чиновники, если того требовали их
интересы, также говорили о турецком
суверенитете над Центральной
Аравией. Например, в начале
Очевидно,
признание независимости
Недждийского эмирата развязывало
руки Великобритании для экспансии
в бассейне Персидского залива.
Противоречия
Риядского эмирата и Великобритании
в зоне Персидского залива. Дж.
Лоример так сформулировал
английскую политику по отношению к
Риядскому эмирату: «Невмешательство
в Договорном Омане, умеренное
сопротивление в султанате Оман и
бескомпромиссная оппозиция на
Бахрейне». По его мнению, эта
политика определялась «систематическими
агрессивными ак тами ваххабитов
вдоль береговой линии» 57.
Однако
риядский эмир рассматривал
прибрежные районы как свою вотчину.
Эмир Фейсал говорил Л. Пелли о своем
государстве: «Это аравийская земля
от Кувейта, через Эль-Катиф, Рас-эль-Хайма,
Оман, Расэль-Хадд (самый восточный
пункт Омана и Ара вии.— А. В.) и
все, что лежит за пределами этого —
дар нам Аллаха» 58. Позднее он
сказал: «Маскат — наш данник. Мы
взяли его силой оружия»59. По
мнению риядского эмира, англичане,
ставя под свой протекторат
прибрежных правителей, вмешивались
в дела, которые их не касались 60.
Чиновник саудовского двора Махбуб
ибн Джаухар, который был приставлен
к группе Л. Пелли, называл англичан
«удачливыми пиратами» 61. Но
Фейсал сознавал могущество
Великобритании.
Несмотря
на то что отряды недждийцев
совершали набсч и в окрестностях
Эль-Кувейта, они не стремились
захватить его Отношения между
Фейсалом и правителем шейхства
оставалисб дружественными 62.
Но между Недждом и Бахрейном шла
многолетняя война.
Очередные
столкновения между Риядским эмиратом
и Бахрейном в 1845—1846 гг. не
принесли победы ни одной из сторон
— бахрейнцы блокировали порты, контролируемые
недждийцами, но когда племя бану
халид, помогавшее бахрейнцам, перешло
на сторону недждийцев, соотношение
сил изменилось в пользу Эр-Рияда.
Мухаммед ибн Халифа согласился
платить дань — 4 тыс. талеров в год 63.
Мир,
однако, продолжался недолго, и
осенью
В
В
В
том же году англичане постарались
избавить себя от неожиданных
перемен в бахрейнской правящей
династии и послали Фейсалу
ультиматум, требуя изгнать из
Даммама соперника правителя
Бахрейна. Не дождавшись ответа,
британская эскадра бомбардировала
Даммам. Сидевший в крепости
Мухаммед ибн Абдаллах Ааль Халифа
бежал 67.
В
Оман
также находился в сфере
соперничества недждийцев и
англичан. Вскоре после своего
возвращения к власти, в
Вскоре после прибытия в Эль-Бурайми Саад иби Мутлак потребовал дань с ряда местных правителей, в том числе с султана Маската и с правители Эс-Сохара. Свои требования он подкрепил посылкой отряда к Маскату. Но англичане стали патрулировать побережье Эль-Батины, и Саад ибн Мутлак ушел, согласившись получать с Маската ежегодную дань в 7 тыс. риалов.
В
В
марте
В
декабре
Общественно-политическое устройство и хозяйство второго государства Саудидов. Как и в первом государстве Саудидов, риядский эмир был имамом, т. е. главой мусульманской общины, главнокомандующим, верховным судьей, а также главой исполнительной власти. Он лично решал важные вопросы внутренней и внешней политики, проблемы фискальные и военные, принимал решения о набегах или мире, сам руководил их исполнением, контролировал прием и отправку дипломатических представителей и официальных посланий, занимался делами, касающимися союзников, вассалов, соседей, кочевых племен.
Его двор был небольшой и не оброс формальностями и бюрократической машиной. В самых важных вопросах эмир советовался с близкими родственниками, чья преданность была выше каких-либо местных интересов. Семья аш-Шейха также играла важную роль, хотя никто не поднимался до статуса вероучителя 71.
Распределение
прибыльных и престижных постов
помогало удовлетворить
конфликтующие запросы членов семьи.
Фейсал объявил Абдаллаха своим
наследником, привлекал его к
участию в военных делах и в
управлении Эр-Риядом и
центральными районами. Второму
сыну — Сауду, сопернику Абдаллаха,
была предоставлена значительная
автономия в управлении южными
районами. Третьему сыну —
Мухаммеду, были переданы районы к
северу от столицы. Мухаммед
склонялся на сторону Абдаллаха в
его ссоре с Саудом. Самый младший
сын Абдуррахман, который станет
отцом основателя нового
саудовского государства, родился
около
В последние годы жизни Фейсала его здоровье пошатнулось. Находясь в Египте, он получил болезнь глаз, возможно трахому, и полностью ослеп ко времени визита предствителя англо-индийской администрации полковника Л. Пелли в Эр-Рияд. В тот момент Фейсалу было около 70 лет и не не мог активно управлять государством, передав дела Абдаллаху.
«Семья Саудидов в решительные моменты выдвигала обладающих умом и характером сильных людей, которые могли контролировать сепаратистские элементы в своем обширном королевстве и обеспечивать суровую справедливость». — писал Р. Уиндер 73. Таким руководителем и был Фейсал ибн Турки. Несмотря на враждебное отношение англичан к эмирату Саудидов, британский резидент Л. Пелли признавал: «Я не мог не замечать, что, по общему мнению, эмир Фейсал был справедливым и строгим правителем, беспрецедентно успешным в подавлении хищнических обычаев племен. Он хотел внедрить среди них более упорядоченные обычаи и повернуть их умы к сельскому хозяйству и торговле. Как казалось, никто не любил эмира, но все восхищались им. О нем говорили с той боязнью, в которой уважение и ненависть любопытным образом перемешивались»74.
После первой встречи с Фейсалом Пелли дал его портрет: «Я нашел имама сидящим в дальнем конце комнаты на маленьком привлекательном ковре, опираясь спиной на тяжелую подушку... Когда я приблизился, имам встал, но с трудом. Он взял мою руку и ощупал ее. Затем он попросил меня сесть рядом с ним на ковер. Он был совершенно слеп, но его лицо было замечательным, с правильными чертами, безмятежным, суровым, смиренным. Он выглядел старше семидесяти лет и был одет богато, но со вкусом. Поверх арабской куфии — головного убора — он надел тюрбан из зеленой кашемировой шали. Его голос был хорошо модулирован, его слова — спокойными и взвешенными. Он держался достойно, почти мягко. Однако вы чувствовали, что он может быть беспощадно жестоким»75.
Степень центрального контроля, осуществляемого в различных районах и провинциях второго государства Саудидов, как и первого, различалась от района к району и уменьшалась с расстоянием от Эр-Рияда. Играли роль и внутреннее положение в той или иной провинции, и относительный ее вес, и религиозные убеждения ее жителей. В центральных районах правитель Эр-Рияда назначал эмиров, так же как богословов и кади. Во многих случаях назначенное лицо принадлежало к местной знати, иногда присылался человек со стороны.
Волнения в Касиме вызывались в значительной мере попытками риядского эмира усилить там свою власть, и он вынужден был оставлять на местах выходцев из местной знати. Отношения с Джебель-Шаммаром были на удивление ровными, в частности, потому, что Эр-Рияд не пытался утвердиться в Джебель-Шаммаре, установить над ним прямой контроль и довольствовался номинальным вассалитетом. Между правящими семьями существовали дружеские отношения, скреплявшиеся династическими браками, и они нуждались в военной помощи друг друга.
Эмирами в Хуфуфе неизменно назначались недждийцы. Жители Восточной провинции питали мало симпатий к Эр-Рияду и к ваххабизму, но значение ее было настолько велико, что риядский эмир считал нужным держать в ней постоянные гарнизоны.
В Эль-Бурайми находились и гарнизон недждийцев, и эмир, назначенный из Эр-Рияда. Но эта группа оазисов больше, чем Хуфуф, сохраняла черты прифронтового поста.
Как и в прежние времена, лояльность провинций и племен обеспечивалась удержанием в столице заложников. Пригласив Л. Пелли посетить тюрьму, Фейсал сказал: «Вы увидите, что в настоящий момент здесь около семидесяти вождей» — и добавил: «Да, мы очень суровы, но справедливы»76.
Крупные и мелкие государства, платившие недждийцам дань, — Маскат, оманские эмираты на побережье Персидского залива и Бахрейн — сохраняли полунезависимое существование. Эр-Рияд никогда не назначал туда эмиров, хотя и мог держать агента с каким-то дипломатическим статусом, чтобы наблюдать за уплатой дани и представлять недждийские интересы.
Кочевые племена находились в разной степени зависимости от риядского эмира, но Фейсал никогда не смог добиться такого контроля над ними, какой существовал во времена первого государства Саудидов. Годы его правления были полны нескончаемыми мятежами бедуинов.
Ваххабизм во втором государстве Саудидов частично потерял свой фанатичный, непримиримый характер. Личный опыт жизни Фейсала в Египте, видимо, научил его, что египтяне и османское правительство гораздо сильнее Неджда и провоцировать их проявлениями религиозной нетерпимости означало бы призывать собственную гибель. Но временами религиозные чувства обострялись.
Когда в середине 1850-х годов Неджд был опустошен эпидемией холеры, ваххабитские законоучители объясняли ее наказанием за несоблюдение единобожия. В Эр-Рияде был создан особый трибунал из 22 «ревнителей», облеченных правом штрафовать и подвергать телесным наказаниям за нарушение жестких религиозных требований. «Ревнители» действовали беспощадно, что вызвало крайнее возмущение горожан Касима и Хуфуфа. Риядский эмир вынужден был ослабить религиозно-бытовую регламентацию и ограничить права «ревнителей»77.
Военная организация Риядского эмирата во времена Фейсала была такой же, как и при первых Саудидах. Каждый город или племя в случае призыва должны были поставлять определенное число воинов и животных. Эти цифры фиксировались в реестрах, которые служили также основой для сбора налогов. Отдавая приказ о мобилизации, эмир указывал местным правителям, сколько воинов ему нужно, а те несли ответственность за их снаряжение и сбор. Обычно призывали половину обязательного числа воинов. В случае чрезвычайных обстоятельств, конечно, призывались все силы. Предполагалось, что ополчение собирается с собственным оружием и животными. Амуницию теоретически предоставляло правительство. В особенности ценились кавалеристы, и те, кто являлся на лошадях, получали привилегии.
Каждое племя или город в войске риядского мира составляли отдельное подразделение или часть с собственным флагом.
Когда военная кампания заканчивалась, все войско распускалось. Ополчение не получало регулярного жалованья, но четыре пятых добычи делилось между воинами — доля пехотинцу или сидящему на верблюде и две доли коннику. Пятую часть трофеев забирали в бейт аль-маль. Эмир содержал отряд телохранителей примерно из 200 рабов и вольноотпущенников, которые в случае нужды выполняли полицейские функции. Ядро недждийского войска составляли оседлые жители 78.
У кедждийцев было несколько пушек, но сомнительно, чтобы они находили применение, за редким исключением. Фейсал не предпринимал серьезных попыток создать военный флот. Вместо этого он рассчитывал на полувассалов, таких, как Бахрейн. Естественно, что прибрежные правители находили причины, чтобы уклоняться от выполнения его требований. Кроме того, навязанные им англичанами договоры ограничивали их возможность действовать совместно с Эр-Риядом 79.
Налоговая система во времена Фейсала мало отличалась от той, которая была установлена в первом государстве Саудидов. Земледельцы платили закят только с зерновых и тех плодов, которые можно было измерить и сохранить: 10% урожая брали с богариых земель и 5% — с орошаемых. Бедуины платили налог со скота в пределах 2,5 — 5% от своих стад. 2,5% взимали со стоимости золота и серебра, столько же — со стоимости товаров купцов. Существовала практика освобождении от налогов тех, кто получал годовой доход меньше определенного размера. Но в случае войны вводились дополнительные поборы 80.
Как и раньше, в казну поступали поборы с паломников, дань с Маската, Бахрейна и других княжеств и доходы с собственных владений риядского правителя. Стоит отметить, что Аравия ХIХ в. практически не знали различий между государственной казной и частным кошельком имама.
Методы сбора налогов оставалось неизменными до периода после второй мировой войны и повторяли практику, знакомую нам по Диръийскому эмирату 81.
Общие доходы государства не могут быть подсчитаны со сколько-нибудь удовлетворительной степенью надежности. Самую приблизительную оценку численности населения, уровня дохода и состояния военных сил сделал полковник Л. Пелли во время своей поездки в Эр-Рияд. По его подсчетам, население Неджда и Эль-Хасы, видимо, только оседлые жители, составляло 115 тыс. человек, доходы в талерах Марин Терезии — 692 тыс. и число бойцов, которых они выставляли, — 7900 82. Что касается кочевников, то общее их число он определял в 20 тыс., а доходы с них — в 114 тыс. талеров. Таким образом, по мнению Л. Пелли, доходы государства составляли 806 тыс. талеров. К ним он добавлял дань Маската, Джебель-Шаммара, Бахрейна и других районов, а также 2 млн. талеров — поборы с паломников 83. Возможно, цифры доходов преувеличены, а численность оседлого и кочевого населения преуменьшена. Видимо, Л. Пелли учитывал только взрослых мужчин.
Пэлгрев оценивал общие доходы государства в 160 тыс. ф. ст.84
Еще меньше данных о расходах второго государства Саудидов. Если не считать содержания семьи эмира и его двора, то, вероятно, половина расходов шла на военные цели, а оставшееся предназначались на общественные работы — поддержание колодцев и мечетей, а также пенсии бедным и престарелым, жалованье чиновникам, назначенным центральным правительством, богословам, субсидии местным вождям, эмирам провинций н также на довольно эффективную разведывательную систему 85.
Большую часть налогов платили натурой, но в некоторых районах — деньгами. Главной валютой был риал — талер Марии Терезии, но в обращении находились также английский соверен, турецкие и персидские золотые и серебряные монеты. В Восточной провинции довольно часто использовалась индийская валюта. На побережье Персидского залива в ходу были тк называемые «тавила» — длинные металлические денежные знаки, похожие на женские заколки с вычеканенной на них арабской надписью. Они делались из меди с добавлением серебра. Были также и серебряные тавила86.
Во
время правления Фейсала устойчивые
доходы приносил экспорт
чистокровных арабских лошадей,
которые прославились во всем мире.
Регулярно поставляли лошадей в
Индию. Шаммарские лошади экспортировались
через Эль-Кувейт, а другие — через
Элъ-Катиф и Эль-Укайр. В
До
обнаружения нефти ловля жемчуга
была главным занятием жителей
побережья Персидского залива.
Однако Восточная провинция
уступала в этом промысле Бахрейну,
Договорному Оману или Катару. Может
быть, причиной этого было
существование обширных оазисов в
Эль-Хасе и Эль-Катифе, что давало
возможность населению заниматься
земледелием. Жемчуг Персидского
залива отправляли в Бомбей, откуда
перепродавали в Европу. У Дж.
Лоримера мы находим детальное
описание этого промысла с его
неукоснительно навязываемыми
социальными и финансовыми
правилами. Хотя обзор был сделан Дж.
Лоримсром в
*
* *
Второе государство Саудидов смогло возродиться потому, что внешнее вмешательство в дела Нсджда прекратилось. И заинтересованность в объединении значительной части недждийской знати, купцов, ремесленников, земледельцев, и поддержка ваххабитских богословов, и престиж дома Ааль Саудов помогли Фейсалу поставить под власть Эр-Рияда значительную часть Центральной и Восточной Аравии. Однако признаки слабости, а временами просто бессилия центральной власти, сепаратизм феодалов и своеволия бедуинских племен были слишком очевидными, чтобы кто-нибудь из современников предсказал Риядскому эмирату долгую жизнь. Усиливавшийся Джебель-Шаммар был, скорее, союзником, чем покорным вассалом, Касим отстоял свою автономию в неоднократных восстаниях, кочевые племена снова и снова бросали вызов Фейсалу, со стороны Персидского залива и Аравийского моря нависала тень Британской империи, которая уже фактически поглотила мелкие эмираты на побережье полуострова. Все это дополнялось углублявшимся разладом в семье риядского эмира.