ГЛАВА
X
РАЗВИТИЕ
СТРАНЫ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД
(1918—1939)
1. Сиам от первой мировой войны до экономического кризиса 1929—1933 гг.
В
годы первой мировой войны, как и
сразу после нее, международная
торговая конъюнктура складывалась
благоприятно для Сиама. Если в
Несмотря
на повышение цен, поначалу очень
значительное, сельское хозяйство
Сиама уже не развивалось
ускоренными темпами, как до войны. В
1914—1919 гг. прирост посевных
площадей был равен приросту населения
и составлял 10,8% (площади
увеличились до 15,5 млн. раев, а
население — до 9,2 млн. человек), а в
1919—1929 гг. уже отставал от
последнего: он был менее 22% (в
Резервы для ускоренною развития сельского хозяйства, образовавшиеся после реформ Чулалонгкорна, стало быть, полностыо исчерпались.
Развитие сельского хозяйства затормаживается, несмотря на то что как раз в рассматриваемый период государство наконец начинает осуществлять разработанные еще в начале XX в. проекты ирригации страны. В 1916— 1922 гг. реализуется первый в истории Сиама крупный ирригационный проект (Рангсит), благодаря которому в Центральном Сиаме появляется новый большой массив высокоплодородных земель. Эти земли в основном попали в руки помещиков. Крестьяне же мало что получили от этого проекта.
Налоговая,
ростовщическая и арендная
эксплуатация в 20-х годах изымает, по-видимому,
уже почти весь прибавочный
продукт крестьянина. Растет
крестьянская задолженность. В
В
отличие от сельского хозяйства
промышленность в годы войны
развивалась ускоренными темпами.
Этому способствовало как улучшение
конъюнктуры на мировом рынке
продовольственных товаров, так и
ослабление в то время давления
иностранного капитала на сиамскую
экономику. В этот период было
осуществлено строительство
цементного завода в Бангкоке (к
Ускорилось в годы войны и развитие торговли. Значительно вырос, отчасти за счет конфискации германских судов, сиамский торговый флот.
После
первой мировой войны
рисоочистительная промышленность,
а также виды транспорта, связанные
с экспортом риса (хозяйство страны
по-прежнему оставалось
монокультурным; в
Но
в остальных отраслях развитие
местного капитала в 20-х годах
замедлилось. Причиной этому
явилось новое широкое наступление
иностранного (в первую очередь —
английского) капитала на экономику
страны. Так, в
Иностранный капитал (четыре английские, одна французская и одна датская компании) продолжал господствовать в лесоразрабатывающей промышленности Сиама. Ему на основе долгосрочных концессий принадлежало 85% тиковых разработок страны, в то время как местному капиталу — 14%, а государству — только 1 %. Иностранные компании платили государству за концессии в среднем 1 млн. бат в год, а вывозили тика из страны на 7—12 млн. бат в год. Если учесть, что капиталовложения концессионеров в лесную промышленность были относительно невелики, то можно заключить, что норма прибыли иностранных компаний достигала одной из самых высоких в промышленности Сиама величин. К 30-м годам половина тиковых лесов страны была истреблена.
По-прежнему
шла интенсивная эксплуатация Сиама
иностранным торгово-кредитным
капиталом. В 20-х годах на выплату
процентов и амортизационных
отчислений по иностранным займам
уходила восьмая часть государственного
бюджета. Зарубежные финансовые, экономические
и прочие советники (в
В
Политика
сиамской абсолютной монархии в 20-х
годах никак не сравнима с
кардинальными решениями, которые
принимались в бурную эпоху
Чулалонгкорна. Реформы
продолжались, но в основном носили
мелкий, незначительный характер.
Это изменение календаря, внедрение
обязательных оспенных прививок,
введение фамилий по европейскому
образцу. Несколько более существенным
нововведением был запрет
многоженства, но он затрагивал
только верхушку общества и к тому
же отражал уже начавшую
складываться практику. Рама VI
Вачиравуд большую часть жизни был
холост и не имел детей; бездетным,
при одной жене, был его младший брат
и наследник Прачатипок.
Значительно более важным в
правление Рамы VI явилось
дальнейшее развитие системы
просвещения. В
В целом все это было доделками здания, воздвигнутого Монгкутом и Чулалонгкорном.
В
области экономики также
чувствовалась исчерпанность
политических резервов сиамской
феодальной монархии. Идти дальше
по пути аграрных преобразований
она уже не могла и поэтому
ограничивалась слабыми полумерами.
В
Чтобы
изыскать средства для развития
экономики, сиамское правительство,
как и в начале XX в., продолжало
прибегать к иностранным займам. В
В
области внешних сношений позиции
Сиама после первой мировой войны
улучшились. Немаловажную роль
здесь сыграло создание в
результате Великой Октябрьской
социалистической революции
Советского государства и
сделанное Советским
правительством 20 ноября (3 декабря)
Таким образом, юридический суверенитет Сиама был восстановлен. Что же касается таможенно-налогового суверенитета, то в этой области западные державы, в особенности Англия, на долю которой приходилась большая часть сиамской внешней торговли, не желали идти ни на какие уступки. Единственно, чего удалось добиться Сиаму в договоре с Англией, было повышение с 3 до 5% импортных пошлин на хлопчатобумажные ткани, машины, изделия из железа и стали. При этом Сиам давал обязательство в течение 10 лет больше не увеличивать импортные пошлины. В то же время Сиам подтвердил свои прежние обязательства не повышать экспортные пошлины на рис, олово и тик — основные продукты сиамского экспорта.
Эти положения договора вызвали возмущение сиамской общественности. Впервые в истории Сиама против правительства началась открытая кампания в газетах, одним из инициаторов которой был выдающийся сиамский публицист Кулаб Сайпрадит. Феодальную монархию обвиняли в бездарности и капитуляции перед иностранным капиталом. Правительство ответило на критику репрессиями.
В области идеологии сиамская абсолютная монархия не могла предложить обществу ничего, кроме старой идеи сплочения нации вокруг «патриархального» короля. Главным пропагандистом ее оставался сам король Вачиравуд. Не лишенный, как и многие из его предков, литературного дарования, он наводнял страну своими многочисленными беллетристическими и публицистическими опусами, в которых настойчиво проводил эту идею. По сравнению с довоенным временем он внес, однако, в свой «феодальный национализм» одну существенную поправку. Главным препятствием для единения и процветания тайской нации теперь, по мнению Вачиравуда, являлись не западные империалисты (сиамский крестьянин с ними лично практически не сталкивался), а проживающее в Сиаме китайское национальное меньшинство. Направление народного недовольства в сторону национальной вражды оказалось очень удобным средством удержания своих позиций для сиамского правящего класса и осталось на его вооружении и после падения абсолютной монархии.
2.
Мировой экономический кризис и
буржуазная революция
В
конце
Мировой
кризис сильно отразился на казне:
государственные доходы с 107 млн.
бат в
Особенно бурно процесс крестьянского обезземеливания шел в наиболее высокотоварных районах Центра, прилегавших к Бангкоку. Согласно обследованию, проведенному в 1930/31 г. в восьми центральных провинциях, доля безземельных крестьянских хозяйств составляла в этих провинциях: в Таньябури (область канала Ранг-сит) — 94%, в Бангкоке — 78, в Тонбури — 54, в Петчабури — 46, в Аютии — 42, в Сарабури — 36, в Лопбу-ри — 12, в Супанбури — 8%. Многие крестьяне центральных провинций, будучи не в силах прокормиться в таких условиях, бросали все и бежали на Север, в малоосвоенные районы, чтобы начать там жизнь заново. В Центре пустели деревни и целые районы. 216
Сильно
обезлюдел также Юг, где наиболее
остро ощущалось катастрофическое
падение цен на каучук. Если до
Наряду с крестьянством разорялись ремесленники. Росла безработица в городах. Королевское правительство было бессильно сделать что-нибудь существенное для ликвидации бюджетного дефицита. Король Рама VII Прачатипок (1925—1935) уменьшил свой пажеский корпус с 3 тыс. до 300 человек и начал сокращать штаты в министерствах и армии. Но это только резко обострило его отношения с чиновниками и приблизило падение абсолютной монархии, которая и так уже была обречена.
На
рассвете 24 июня
Король капитулировал. 25 июня он ответил слезливым посланием: он человек болезненный, бездетный, лишенный всякой амбиции, к тому же сам собирался дать конституцию; поэтому, а также чтобы избежать кровопролития, хаоса и вмешательства иностранных держав, он принимает ультиматум.
26 июня Прачатипок возвратился в столицу и официально объявил амнистию членам Народной партии за насилие, совершенное во время переворота (они не остались в долгу и несколько месяцев спустя, 7 декабря, принесли ему официальные извинения за насильственные действия). 27 июня король подписал представленную ему временную конституцию, а министров-заложников стали постепенно освобождать из-под ареста. 28 июня начали действовать первый парламент страны — Ассамблея народных представителей (70 человек, назначенных Военным советом Народной партии) и первое подотчетное этому парламенту правительство (Государственный совет).
Переворот
На Западе лидером буржуазных революций неизменно выступала сама буржуазия, увлекавшая за собой крестьянские массы и нарождавшийся рабочий класс. Европейская буржуазия всегда была отделена резкой сословной гранью от феодального класса и четко противопоставляла себя ему.
В Сиаме крупное купечество и даже нарождающаяся промышленная буржуазия всегда были тесно связаны с феодалами сотнями различных нитей. Купцы выступали и как посредники, и как подставные лица крупных феодалов в торговле и откупах. Не прекращая своей деятельности, они сами входили в состав феодального класса, получали феодальные титулы, становились чиновниками и землевладельцами. В свою очередь, феодалы, даже самые крупные, со времен средневековья отнюдь не брезгали заниматься торговлей в отличие от западных собратьев. Поэтому далеко не все буржуа Сиама стремились к буржуазным преобразованиям (купцов-откупщиков, например, они просто разоряли) и далеко не все чиновники-феодалы были противниками этих преобразований.
Носителями идей буржуазно-демократического движения в Сиаме с конца XIX в. стали европейски образованные чиновники (как гражданские, так и военные). Их точнее всего было бы назвать дворянской интеллигенцией, так как все сиамцы, получавшие чиновничью должность, независимо от социального происхождения автоматически становились дворянами, хотя и не наследственными. Как и декабристы в России, не будучи сами буржуа, они выражали интересы буржуазного развития. Водораздел внутри господствующих классов проходил не столько между буржуазией и феодалами, сколько между наследственной аристократией — членами королевского дома (принцами), и ненаследственным дворянством — служилыми чиновниками. Специфика Сиама — многоженство — приводила к тому, что потомство правящей верхушки было чрезвычайно многочисленным. Вплоть до начала XX в. каждый король оставлял после себя несколько десятков детей (у Чулалонгкорна их было 123), а его братья, как правило, от него не отставали.
До первой половины XIX в. принцы как группа не принимали участия в управлении государством, а довольствовались зачастую скромной правительственной дотацией. 'Но со времен Рамы I, а особенно Рамы II началось широкое привлечение к власти королевских родственников. При Чулалонгкорне разросшийся клан принцев уже занимал почти все ведущие правительственные посты. Принцы первыми стали получать европейское образование, первыми стали выезжать на учебу за границу, и эта монополия на образованность еще более укрепила их власть во второй половине XIX в. Но с течением времени европейское образование начало становиться все более доступным и для служилого чиновничества. Этого требовали нужды государства. И принцы стали не такими уж необходимыми. В то же время они поглощали весьма существенную часть прибавочного продукта, производимого в стране.
Огромные
средства уходили также на
содержание самого короля и его
двора. В
Между
тем уже перед первой мировой войной
сиамская феодальная монархия стала
анахронизмом. Сильное
правительство Чулалонгкорна за 40
лет его правления постепенно, «прусским»
путем, уничтожило все основные
феодальные институты и открыло
дорогу буржуазному развитию
страны. Из всей феодальной системы
оно оставило непотревоженными
только два элемента: абсолютную
власть (самодержавие) короля и монополию
наследственной аристократии на все
ведущие посты в государственном
аппарате. Неудивительно поэтому,
что буржуазная революция
3. Внутриполитическая борьба в 1932—1934 гг.
Народная
партия, захватившая власть в июне
Во главе «старшей» группы стоял полковник Пья Сонг Сурадет. К нему примыкали полковник Пья Пахон Поппаюхасена, Пья Ритти Аканей и Пра Прасат Питтают. Всем им было около 40 или за 40 лет, все они получили военное образование в Германии перед первой мировой войной. Образцом европейской цивилизации для них была кайзеровская империя. Все они достигли на сиамской военной службе потолка, выше которого не могли подняться чиновники некоролевского происхождения. В то же время в их руках находилось достаточно рычагов военной власти для совершения переворота.
Другая
большая фракция Народной партии, «младшая»
группа, по своему составу была
более демократичной и менее
однородной, чем «старшая». Она
сложилась около
Во
главе гражданской группы (как и
всей «младшей» группы до весны
где
получил степень доктора права. В
К Приди тесно примыкали его товарищи по учебе во Франции — гражданские чиновники Дет Сахакон, Туа Лампанукорн, Нэб Пахониотин, Нарубет Манит, Тави Буньякет (все они впоследствии стали министрами).
После
24 июня
Армейскую
подгруппу возглавлял молодой
офицер Пибун Сонгкрам, родившийся в
Лидером морской группы был капитан (после революции адмирал) Синту Сопгкрамчай, к которому примыкали Тамронг Навасават (будущий адмирал и премьер-министр) и капитан Супа Чаласай.
«Старшая» группа Народной партии обеспечивала главным образом военную силу переворота, а «младшая» — его «идеологическую платформу». Так как ни Пья Сонг, ни Приди Паномионг не хотели уступать друг другу руководство Народной партией в целом, то официальным главой партии был избран второстепенный член «старшей» группы полковник Пья Пахон, обладавший многочисленными личными связями в обеих группах. После переворота он был назначен верховным главнокомандующим сиамской армии, в то время как Пья Сонгу пришлось удовлетвориться должностью заместителя командующего.
Одним
из первых шагов Народной партии
после 24 июня
В гражданском же аппарате Народная партия отнюдь не стала проводить столь решительную чистку старых кадров. Правда, здесь, как и в армии, принцы были полностью устранены от руководства, но все остальные высшие чиновники были оставлены на своих местах. Более того, именно им лидеры переворота предложили возглавить Ассамблею народных представителей и правительство, в котором все ключевые посты — министров с портфелями — были предоставлены старым чиновникам, не являвшимся членами Народной партии.
Такое на первый взгляд парадоксальное развитие событий было результатом как общей слабости, так и неоднородности Народной партии. Военная фракция, и прежде всего «старшая» группа, ощущала свою тесную классовую связь со старыми чиновниками гражданских министерств и предпочла оставить большую долю гражданской власти в руках этих чиновников, чем передать ее молодым радикалам из группы Приди. Целиком же захватить аппарат государственной власти военная фракция, сама раздробленная на «старшую» и «младшую» группы, была не в состоянии. В итоге всего этого первые полтора года после переворота политическое развитие Сиама шло очень сложными зигзагами.
Поначалу программу революции диктовала группа Приди.
В день переворота, 24 июня, было распространено в виде листовки и дважды передано по радио обращение Народной партии к населению, основным автором которого был Приди Паномионг. В этом документе следующим образом объяснялись причины восстания:
«Король правил немудро и довел страну до упадка, как показывает теперешний кризис... Правительство не может исправить существующих зол, потому что оно правит не для блага народа, как правительства других стран. Правительство смотрит на народ как на слуг, рабов, даже животных, а не как на людей...
Король тратит каждый год много миллионов народных денег. А люди из народа, чтобы заработать гроши, должны потеть кровавым потом. У тех, кто не может заплатить налогов, конфискуют имущество или их заставляют работать даром...
...Эта страна принадлежит народу. Откуда берутся деньги, которые тратит королевский дом? У народа. Народ беден, потому что из него высасывают его богатство. Крестьяне вынуждены бросать свои поля, потому что те не приносят им никакого дохода. Студенты завершают образование и не могут найти работу. Солдаты уволены со службы и голодают. Все это — дело рук правительства, стоящего над законом. Оно угнетает низших гражданских чиновников и увольняет их без пенсии.
Деньги, собранные путем налогов, должны идти на благо науки, а не на обогащение королевского дома. Королевский дом переправляет свои деньги в иностранные банки в ожидании дня, когда разоренная нация будет покинута своими правителями. Это — злые дела.
По этой причине народ, гражданские чиновники, армия и флот создали Народную партию и захватили власть...».
Далее в листовке были указаны ближайшие цели Народной партии — введение конституции и созыв парламента, и говорилось, что, если король откажется принять эти требования, он будет считаться мятежником. «Тоща надо будет установить демократическую форму правления, т. е. президентом станет простолюдин, выбранный Ассамблеей на срок. При такой системе управления народ может надеяться на процветание и получение работы. Когда налоги употребляют на благо науки, наука процветает...»
Политическая программа Народной партии была сформулирована в шести пунктах:
1) обеспечение свободы и равенства всех граждан в политике, в судах и в предпринимательстве;
2) гарантия мира и спокойствия, непричинение вреда никому;
3) разработка национальной экономической политики, обеспечивающей каждому выгодную работу;
4) ликвидация привилегий для одних групп за счет
Других;
5) гарантия пользования свободами, кроме тех случаев, когда это противоречит первым четырем пунктам;
6) обеспечение
народу максимального образования.
Листовка заканчивалась воззванием, в котором население призывалось оказывать поддержку перевороту:
«Народ! Помоги Народной партии достичь этих целей! Народная партия призывает всех, кто не участвовал в захвате власти, спокойно оставаться дома, занимаясь своими делами мирным образом. Не мешайте работе Народной партии! Помогая Народной партии, вы помогаете нации, народу и себе. Нация станет независимой, народ будет в безопасности, все будут иметь работу, у всех будут равные права, никто не будет слугой или рабом».
Это был наиболее радикальный документ, опубликованный Народной партией. В нем не только беспощадно разоблачался старый режим, но и прямо ставился вопрос об учреждении республики. Однако три дня спустя листовку начали изымать. Она уже не считалась подходящей к данному политическому моменту, так как король и правящая верхушка капитулировали без боя.
Временная
конституция, подписанная королем 27
июня
Однако
первые выборы половины депутатов
Ассамблеи состоялись только через
полтора года после июньской
революции, а первые выборы всех
депутатов Ассамблеи — лишь 14 лет
спустя (в
Не осуществился и другой пункт программы Приди — о контроле Народной партии, которую он постепенно собирался развернуть в массовую партию, стоящую над государственным аппаратом.
На первых порах сторонники Приди, казалось, имели большинство во всех верховных органах власти. Во главе назначенной Пья Пахоном Ассамблеи народных представителей был поставлен старый чиновник, прежний министр просвещения, известный своими либеральными взглядами, Чао Пья Таммасак Монтри. Из 70 членов Ассамблеи 45 были членами Народной партии (в том числе лишь 16 военных из «старшей» и «младшей» групп). В Народном комитете, хотя его и возглавил чиновник — председатель Верховного суда Пья Мано Пакон, из 14 человек 11 были членами Народной партии (четыре представителя «старшей» группы, по одному представителю «младших» морской и армейской групп, пять представителей «младшей» гражданской группы). Совет министров под председательством того же Пья Мано Пакона состоял из восьми человек — не членов Народной партии, но был подчинен Народному комитету.
В
период между июнем и декабрем
Если
раньше король был подсуден
Ассамблее народных
представителей, то теперь его особа
была объявлена священной и
неприкосновенной. Король получил
право созывать внеочередные сессии
Ассамблеи, распускать Ассамблею,
объявлять войну, заключать
договоры, утверждать депутатов и
министров, издавать чрезвычайные
декреты, накладывать вето па
законопроекты, пользоваться
правом помилования. Правда, эти
полномочия короля были сильно
ограничены различными оговорками (в
случае роспуска Ассамблея должна
была быть переизбрана не позже чем
через три месяца, вето короля
Ассамблея могла отклонить простым
большинством голосов, каждый
декрет короля становился
действительным только в том случае,
если его подпишет и член Совета
министров). Но в целом королю
удалось восстановить свой внешний
престиж (что было отнюдь не
маловажно в отсталой стране), и,
пользуясь этим престижем как рычагом,
Прачатипок с декабря
Одновременно несколько упрочилось и положение аристократической верхушки. Хотя декабрьская конституция в вежливой форме повторяла положение июньской: «Принцы стоят над политикой», — однако членам королевского дома теперь разрешалось заниматься дипломатической деятельностью, а также быть советниками при правительственных органах.
Король Прачатипок и его окружение, конечно, понимали, что реставрация абсолютной монархии в данной обстановке совершенно безнадежна. Но у них оставалась надежда сохранить долю власти, отдав другую ее долю старым бюрократам типа Пья Мано, вместо того чтобы лишиться всякой реальной власти при радикальном режиме Приди Паномионга.
Опытный политик, Пья Мано при поддержке короля прежде всего постарался вбить клин между «старшей» и «младшей» группами Народной партии. Первым его успехом была ликвидация стоящего над правительством Народного комитета, по сути дела — Центрального комитета Народной партии. В декабрьскую конституцию раздел о Народном комитете не был включен как якобы вызывающий «большевистские аналогии». Бывшие члены Народного комитета перешли в правительство, где 11 лидеров Народной партии стали министрами без портфелей, тогда как девять министров — старых чиновников во главе с премьером Пья Мано — сохранили свои министерства.
Формально большинство в новом правительстве осталось за Народной партией, но четыре новых министра — члены «старшей» группы — по большинству вопросов стали примыкать к Пья Мано, что вскоре позволило тому нанести группировке Приди (семь человек) новый удар.
В
январе
Но
позиции Приди как главного
идеолога революции
План Приди заключался ни больше ни меньше как в полной национализации всей промышленности, торговли, транспорта и сельского хозяйства, — короче говоря, всей экономики страны. Предусматривалось, что эта национализация осуществляется не путем экспроприации собственников средств производства, а путем добровольной продажи государству земли, предприятий, фирм их владельцами. Средством выкупа служат государственные облигации. После национализации все население Сиама в возрасте от 18 до 55 лет превращается в государственных служащих (от этой повинности освобождаются только те, кто может документально доказать, что способен прокормить себя в случае болезни или старости). Таким образом, все население будет работать на государственных землях, заводах, фабриках, в мастерских, получая за это от государства заработную плату, пособия по болезни и старости и покупая необходимые товары в государственных магазинах.
Вверху каждой страницы своего обширного экономического плана Приди жирным шрифтом поместил следующее обращение: «Почему вы, чиновники, имеющие жалованье и пенсии, противитесь тому, чтобы народ тоже получал жалованье и пенсии?!». «Хорошо известно, что сиамцы любят работать на правительство и любят получать регулярное жалованье», — писал он, обосновывая свою гигантскую феодально-социалистическую утопию.
Приди считал, что его система представляет средний путь между капитализмом и коммунизмом. План его был антибуржуазен постольку, поскольку он предусматривал полное уничтожение частной торговли и замену ее государственной торговлей, а также постепенное вытеснение немногочисленной промышленной буржуазии. Детали этого процесса не освещаются в его плане, но при обсуждении Приди дал ясно понять, что правительство в конечном счете найдет средства принудить владельцев, не желающих добровольно продать свои предприятия, расстаться с ними. В то же время Приди всячески подчеркивал свою враждебность коммунистической идеологии, а в качестве положительного образца контроля государства над экономикой он привел гитлеровскую Германию (правда, фашистскому режиму тогда шел всего второй месяц).
Несмотря на обилие фраз, надерганных из разных социальных учений, проект Приди обладал определенным национальным колоритом. Его наивное утверждение, что «сиамцы любят работать на правительство», прямо восходит ко временам феодальной деспотии, когда подневольный труд на государство отнимал у крестьянина три-шесть месяцев в году. Особая экономическая роль сиамского феодального государства, контролировавшего незадолго до того не только ирригацию, как в большинстве феодальных восточных государств, но и внешнюю торговлю и связанную с ней систему путей сообщения и транспорта, в психологии рядовых сиамских чиновников, к которым, собственно, и апеллировал Приди в своем лозунге вверху каждой страницы, легко могла увязаться с образом государства — хозяина всей экономики, на которого, как и прежде, должны работать так или иначе все жители страны. И не случайно в конце своего плана Приди прямо обращается к феодально-религиозной терминологии, заявляя, что осуществление этого плана явится началом обещанного нового царствования Будды на земле, когда человечество достигнет полного счастья.
Отдавая дань времени, Приди в своем плане подсчитывал выгоды от применения машинной техники (один человек на волах может вспахать в день 1/2 рая, а два человека на тракторе — 40 раев) и кооперирования труда. Но все же глазную причину отсталости экономики он видел не в отсутствии механизации, а в том, что у сиамского крестьянина слишком много свободного времени. По расчету Приди, пять-шесть месяцев в году крестьяне проводят в праздности, а вот если заставить их работать так, как работают на Западе, по 8 часов в день, то при 11-миллионном населении страны б млн. взрослых смогут выработать 1680 млн. человеко-дней в год, и это позволит Сиаму быстро догнать передовые страны.
На
дискуссии по плану Приди,
состоявшейся в специально
назначенном комитете из 14 членов 12
марта
План Приди, однако, так никогда и не был издан на тайском языке. Пья Мано и его сторонники очень скоро сумели убедить «старшую» группу, что попытка отделить крестьянина от земли, к которой он кровно привязан, вызовет страшные потрясения.
После серии закулисных переговоров, 1 апреля 1933г., Пья Мано внезапно опубликовал заявление о расколе внутри правительства, меньшинство которого во главе с Приди хочет внедрить в стране «коммунистические порядки». В тот же день последовал указ короля о роспуске Государственного совета и Ассамблеи. Функции последней вплоть до выборов взял на себя король. Пья Мано тут же начал формировать новое правительство. Приди и четырем его сторонникам из гражданской группы пришлось отказаться от министерских постов. Лидер моряков Синту, племянник тогдашнего министра обороны, после колебания остался в правительстве. Пибун Сонгкрам в знак протеста против ухода Приди подал в отставку, по, получив крупное повышение (его сделали заместителем командующего артиллерией), вернулся. На место пятерки ушедших Пья Мано назначил четырех старых чиновников и одного члена морской группы.
2
апреля
В
мае
Таким образом, вместо грандиозных проектов Приди намечалось в несколько расширенном виде проведение того экономического курса, который осуществлялся еще б 20-х годах.
В
области внутренней политики также
все более обнаруживался поворот к
старому. Пья Мано и его группа все
больше забирали власть в свои руки
и все меньше считались с
ослабленной уходом Приди Народной
ассоциацией. Чтобы вытеснить
активных участников переворота из
правительства, Пья Мано предпринял
попытку противопоставить «старших»
военных «младшим». Частично она
удалась. 10 июня
Приближалось 24 июня, когда «старшая» группа должна была сдать также и свои военные посты, но ни одна из борющихся сторон не могла добиться перевеса. В этой ситуации решающий голос неожиданно перешел к прежде второстепенному лидеру «младших» военных, Пибун Сонгкраму, ставшему к тому времени полковником.
В первой декаде июня Пибун помог Пья Мано вытеснить из правительства «старшую» группу, закрывавшую молодым офицерам путь к высоким постам в армии. Но после этого он оказался почти в полном одиночестве против сплоченной группы старых министров и чувствовал, что и его дни в правительстве сочтены. И тогда он впервые проявил свои способности незаурядного политика.
Пибун,
вступив в тайный сговор с Пья
Пахоном, который, как уже
говорилось, не обладая реально
сколько-нибудь значительной
властью, считался лидером всей Народной
партии. 20 июня
В
правительство, сформированное 21
июня и возглавленное Пья Пахоном,
вошли Пибун, три представителя
морской группы (Синту, Супа Чаласай
и Тамронг Навасават) и как символ
возвращения к власти гражданской
группы соратник Приди — Нарубет
Манит. Двенадцать министерских
постов заняли старые, чиновники, из
которых, однако, только трое
входили в кабинет Пья Мано. «Старшая»
группа, за исключением
отколовшегося от нее Пья Пахона, к
власти не вернулась. Ее влияние с
этого времени стало падать все
быстрее. Новое правительство
старалось подчеркнуть свою
демократичность. 27 июля
Ассамблея
народных представителей одобрила
почти все мероприятия
правительства Пья Мано,
проведенные со 2 апреля по 20 июня
Переворот
20 июня
12
октября
Из
трех лидеров мятежа только один,
бывший командир первого
армейского корпуса генерал Пья
Сена, был твердым роялистом. Он
являлся даже одним из немногих
защитников старого режима,
получившим ранение во время
бескровной революции 24 июня
Мятежники даже не пытались выдвинуть лозунг реставрации абсолютной монархии. Напротив, они утверждали, что выступают за демократию, попранную олигархией Народной партии. На деле они выступали за власть собственной клики при некотором участии в этой власти короля.
Первые дни мятежа были критическими для правительства Пья Пахона. Войска мятежников заняли Петбури, подошли к окраинам Бангкока. Между тем занимавшие большинство главных постов в армии офицеры «старшей» группы, за несколько дней до мятежа уехавшие в «образовательное путешествие» за границу, не спешили возвращаться, выжидая развития событий: они рассчитывали, что создавшийся кризис даст им возможность в конечном счете захватить всю полноту власти.
В этот напряженный момент руководство правительственными войсками взял на себя Пибун Сонгкрам. 16 октября мятежники были выбиты из Бангкока. На следующий день был освобожден столичный аэродром Донмыанг. 18 октября был подавлен мятеж в Петбу-ри и освобождена Аютия. Войска мятежников начали откатываться на восток. 24 октября полковник Си Ситти был убит в бою. Три дня спустя принц Боворадет, бросив остатки своих войск, улетел на самолете во Французский Индокитай. Мятеж был подавлен, а соблюдавшая нейтралитет «старшая» группа Народной ассоциации отстранена от руководства армией.
Сопротивление, новому правительству продолжал оказывать только Прачатипок. Учитывая сложившуюся обстановку, он, как и принц Боворадет, предпочитал критиковать правительство Пья Пахона «слева» — за недемократичность и недопущение народа к власти вопреки обещаниям конституции.
Чтобы
частично парализовать эту
пропаганду, новое правительство в
ноябре
Не
находя поддержки ни в массах, ни в
консолидирующейся политической
верхушке, король Прачатипок
прибегнул к последнему средству. 12
января
Итак, в результате более чем двухлетней борьбы власть в Сиаме консолидировалась в руках группы под формальным руководством Пья Пахона,
4. Сиам в 1934—1938 гг.
После
революции
Средства на возросшие государственные расходы отчасти были получены за счет конфискации некоторых королевских имений, но главная тяжесть этих расходов легла на трудящиеся массы, и без того страдавшие от кризиса. Половинчатая экономическая программа Пья Мано не могла облегчить их положения.
Поэтому
первые годы после революции в Сиаме
знаменуются значительным
подъемом как рабочего, так и
крестьянского движения. Уже в
августе
Чтобы
сдержать разбушевавшуюся стихию,
правящим классам нужна была
твердая власть. Возможно, это было
одной из причин, ускоривших
консолидацию власти в Сиаме в конце
1933 — начале
Главной
силой для подавления трудящихся
масс и центром, вокруг которого
стала сплачиваться вся организация
правящего класса, постепенно
становится армия. При этом
официально дух милитаризма
раздувается под предлогом обороны
страны от внешней угрозы, хотя такой
угрозы тогда не существовало (когда
же она появилась, в декабре
Политика
«твердой власти», опиравшейся на
армию, проявилась в запрещении
многих политических организаций.
«Пока я имею влияние в
правительстве, — заявил в самом
начале своего правления Пья Пахон,
— ни один элемент коммунизма не
просочится в Сиам». При этом запрет
политической деятельности
относился не только к левым партиям.
Так, весной
Во
внешней политике правительство Пья
Пахона, используя благоприятную
для Сиама международную обстановку,
повело борьбу за полную отмену
неравноправных договоров.
Центральную роль в этой
дипломатической борьбе сыграл
Приди, занимавший с сентября 1934г. по
декабрь
Торговля
с Японией стала занимать все
больший удельный вес во внешней
торговле Сиама. Если в
В
ноябре — декабре
Ряд
мер правительства Пья Пахона,
притом относительно робких, был
направлен на ограничение позиций
иностранного капитала внутри
страны. Первым актом такого рода
явился принятый в
Основное же давление до конца 30-х годов оказывалось не столько на иностранный капитал, сколько на местных китайских предпринимателей, находившихся в более уязвимом положении. Меры правительства в этой области являлись частью дискриминационной политики в отношении китайского национального меньшинства, ударявшей в большей степени по китайским трудящимся, нежели по китайской буржуазии. Последняя могла откупиться от сиамских чиновников как взятками, так и официальными платежами, что она и делала. Происходило, таким образом, перераспределение части национального дохода в пользу сиамского чиновничества, которое в этом случае, проводя формально антибуржуазную политику, приобретало первоначальные накопления, позволявшие ему самому войти в ряды буржуазии.
Начинается
также создание государственно-капиталистического
сектора в соответствии с
экономической программой Пья Мано.
В
Во
второй половине 30-х годов, после
окончания мирового кризиса и в
условиях известного оттеснения
китайской буржуазии, оживляется и
частный сиамский капитал. В
Предпринимались
некоторые попытки создать рабочее
законодательство. Но проект закона
о труде, устанавливавшего
минимальный возраст рабочих,
твердую заработную плату и
пособие по болезни, был отвергнут
Ассамблеей в январе
В области
сельского хозяйства правительство
Пья Пахона в 1936—1938 гг.
осуществляет некоторые меры, облегчавшие
положение какой-то части
крестьянства. В
5. Политика правительства Пибун Сонгкрама накануне войны
При
правительстве Пья Пахона Ассамблея,
контролируемая властью
посредством назначения депутатов,
все же время от времени допускала
критику правительства. Например, в
сентябре
В
сентябре
Назначение Пибун Сонгкрама премьер-министром сопровождалось окончательным сосредоточением всех рычагов власти в руках «младшей» группы. К ней перешло 20 важнейших постов в правительстве (против пяти-девяти при Пья Пахоне): восемь министров дала армейская труппа, четыре — флотская и восемь — гражданская. Сам Пибун кроме поста премьера взял себе портфели министров обороны и внутренних дел. Глава гражданской группы Приди получил пост министра финансов, который в конкретно сложившейся обстановке делал его вторым человеком в правительстве.
Старые
чиновники были решительно
оттеснены от власти «молодой
кликой», которая за предыдущие четыре-пять
лет успела завязать связи и пустить
корни в государственном аппарате.
Попутно была окончательно
ликвидирована как политическая
сила «старшая» группа бывшей
Народной партии. 29 января
Пользуясь крайней обостренностью предвоенной международной обстановки и тем, что оба империалистических лагеря стремились перетянуть Сиам на свою сторону, правительство Пибуна сразу же после прихода к власти повело весьма энергичную атаку на позиции иностранного капитала в стране.
Экономическая
политика правительства Пибуна, в
разработке которой активное
участие принимал Приди, включала в
себя: 1) протекционизм во внешней
торговле (в конце 30-х — начале 40-х
годов импортные пошлины
многократно повышались); 2)
запрещение иностранных инвестиций
в наиболее прибыльные отрасли
обращения и производства; 3) строгий
контроль над лицензиями на
открытие новых предприятий и
компаний; 4) повышение
конкурентоспособности сиамской
национальной буржуазии путем
предоставления государственных
кредитов и ссуд; 5) образование
смешанных, государственно-частных,
акционерных национальных
предприятий. Частично эта политика
проводилась и до декабря
Так,
сиамское правительство нанесло
сильный удар английской компании «Сайэм
Стил Пэкет Компани», которой в
декабре
Закон
о нефтеперегонных предприятиях и
торговле нефтепродуктами, изданный
ъ марте
В
Лесные концессии иностранных компаний были продлены на 15 лет, но принадлежащая им площадь сократилась с 88 до 50% площади всех лесоразработок страны. К тому же концессионеры были обложены высокими налогами.
Для
вытеснения иностранных
посредников из внутренней
торговли была организована в
В
Видную роль в сиамской экономике на рубеже 30— 40-х годов стала играть компания «Тахан пансык» (Компания военных ветеранов), занявшаяся торгово-посредническими операциями на внутреннем рынке. Она была создана на государственные средства, а заправляли в ней члены военной группы бывшей Народной партии, финансовый вклад которых в дело был, разумеется, чисто номинальным.
Так, в противовес иностранному капиталу в конце 30-х годов в Сиаме начал бурно расти государственный капиталистический сектор и в то же время стала рождаться новая группа национальной буржуазии — чиновники, становящиеся капиталистами за счет накоплений, полученных государством, которые они легально или полулегально присваивали себе.
Борьба правительства Пибуна с иностранным капиталом объективно носила антиимпериалистический характер. Но антиимпериализм Сиама конца 30-х — начала 40-х годов был антиимпериализмом особого рода.
Во-первых,
меры против иностранного капитала
практически не касались японского
империализма. Сиам даже
демонстративно не голосовал в Лиге
наций за осуждение японской
агрессии в Китае. В
Во-вторых,
что более существенно, Сиам при
правительстве Пибуна сам стал
претендовать на роль империи. 24
июня
В
области развития национальной
экономики политика правительства
Пибуна также была двойственной. В
программной речи, произнесенной в
феврале
Но,
всячески способствуя расширению
нарождающегося сектора тайского
национального капитала, правительство
Пибуна в то же время всемерно
препятствовало росту уже
сложившегося сектора местной
китайской буржуазии. Один сектор
местной капиталистической экономики
возводился в значительной степени
за счет ущемления и разрушения
другого, что отрицательно
сказывалось на развитии
национальной экономики в целом.
Местный капитализм (и
государственный и частный)
развивался слабо и однобоко,
главным образом в торговле, сулившей
более быстрые прибыли. В
Общая политика дискриминации
китайцев (в июле