ГЛАВА
I
ИСТОКИ
ИСТОРИИ ТАИЛАНДА
1. Каменный век
Человек появился на территории Таиланда в глубочайшей древности. Археологические раскопки стоянок в Чандэ и Тхаманао (пров. Канчанабури в Центральном Таиланде) и в ряде других мест открыли каменные орудия того же типа, что и орудия, которыми пользовались питекантропы на Яве. Нижнепалеолитические орудия Таиланда относятся к группе археологических культур Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, которые принято называть галечными или чопперными. Чопперы — грубо отделанные рубящие орудия из каменной гальки, обработанные только с одной стороны (в отличие от европейских и переднеазиатских ручных рубил шелльского времени, обработанных с обеих сторон), — преобладают в нижнем палеолите Юго-Восточной Азии. Так как в этом регионе кремень встречается редко, древние люди изготовляли свои орудия из более трудных для обработки кварцита, туфа и других пород. Для резкого противопоставления местных нижнепалеолитических культур европейской шелльской культуре, однако, нет основания: на стоянках в Чандэ и Тхаманао, как и в ряде других мест Юго-Восточной Азии, обнаружены и классические ручные рубила (правда, в небольшом количестве); следовательно, местное население было знакомо и с этой техникой.
Средний и поздний палеолит Таиланда, как и всей Юго-Восточной Азии, пока изучен довольно слабо. В частности, не решен до сих пор вопрос, входили ли территория Таиланда и вообще Юго-Восточная Азия в область формирования Homo sapiens, или же люди современного типа проникли сюда из других регионов.
В антропологическом отношении первые неоантропы на территории Юго-Восточной Азии относились к негро-австралоидпой (экваториальной) большой расе. Древнейшие находки черепов этого типа датируются ХЬ тысячелетием до н. э. Чуть севернее, на территории Южного Китая, в то время уже существовали расовые типы, переходные между негро-австралоидами и монголоидами. Впоследствии постепенное продвижение монголоидов на юг повело к метизации, а еще позже — к почти полному поглощению древнейших жителей Юго-Восточной Азии монголоидной расой.
К каменным орудиям в 'верхнем палеолите добавляются костяные. Технические навыки совершенствуются. Первобытные охотники и собиратели верхнего палеолита в Таиланде жили на опушках тропических лесов, по берегам рек и озер. Они охотились, по всей видимости, на крупных животных (включая слона и носорога) загонной охотой, так как мелкие животные и птицы до изобретения лука были им практически недоступны; ловили рыбу, собирали съедобных моллюсков, птичьи яйца, плоды и ягоды.
В
мезолите появляется лук и
охотничьи возможности человека
сразу резко увеличиваются. На
территории Таиланда пещерные и
открытые мезолитические стоянки были
обнаружены в начале 60-х годов XX в. на
берегах рек Квэной и Квэян (в
В период неолита происходит важнейший экономический переворот в первобытной истории — переход от охотничье-рыболовецко-собирательского типа хозяйства к производящему, т. е. к земледелию и скотоводству, или так называемая неолитическая революция. Целый ряд орудий, найденных в таиландских стоянках этого времени, носит еще палеолитический характер, но это отсталость только по видимости. Технические навыки и знания неизмеримо возрастают по сравнению с палеолитом. По мнению ряда ученых, в том числе акад. Н. И. Вавилова, в Юго-Восточной Азии находился древнейший район одомашнивания растений, так что, несмотря на внешнюю архаичность некоторых орудий, Юго-Восточная Азия в это время обогнала регионы с более развитым каменным инвентарем (Западную Азию и Европу).
Недавние раскопки в Северо-Западном Таиланде пещерной стоянки с орудиями хоабиньского типа, где не было обнаружено ни керамики, ни типично палеолитических орудий, открыли остатки семи видов одомашненных растений (перец, арековый орех, тыква, огурец, китайский каштан, бобы и горох). Радиоуглеродным методом эти находки датируются 8550±200 лет и 9180±360 лет до нашего времени. Некоторые ученые считают, что одомашнивание растений, а следовательно, и неолит начались в Юго-Восточной Азии в XII—X тысячелетии до н. э. Этот вопрос, однако, может быть окончательно уточнен только в ходе дальнейших исследований.
Типичные
для неолита полированные каменные
топоры и тесла, а также керамика (с
отпечатками веревки), обнаруженные
на одной из стоянок Северо-Западного
Таиланда, датируются
Развитие земледелия, а также, видимо, и начатков скотоводства происходило в Юго-Восточной Азии крайне медленно. Только в III тысячелетии до н. э., по мнению большинства ученых, наступает развитой неолит, когда сказываются результаты «неолитической революции», значительно возрастает плотность населения и начинаются крупные передвижения племен, в основном с севера на юг.
С этими передвижениями в западной науке связывают проблему трех типов шлифованных каменных топоров. Австрийский археолог Р. Гейне-Гельдерн еще в 30-х годах XX в. вывел стройную теорию, связывающую каждый из типов с определенным этносом. Простейшие, валиковые (т. е. овальные в сечении) топоры, по его мнению, принадлежали негро-австралоидньгм аборигенам Юго-Восточной Азии, которые постепенно были вытеснены монтолоидными пришельцами отсюда на юго-восток (на Новую Гвинею, в Меланезию и Австралию). Так называемые плечиковые топоры он связывал с пришлым монтолоидным населением, говорившим на аустроазиат-ских языках, — предками нынешних мон-кхмерских народов. Наконец, четырехгранные топоры, как он считает, представляли культуру монголоидных племен, говоривших на аустронезийских (т. е. малайско-полинезийских) язьгках.
Действительность оказалась сложнее этой теории (в ряде мест, например, было отмечено сосуществование всех типов топоров; в то же время эти топоры употреблялись различными этническими труппами далеко за пределами Юго-Восточной Азии). Но в целом можно говорить о преобладании в отдельных районах определенного типа топора. Так, плечиковые топоры на территории Таиланда явно связаны с культурой монских племен, которые мы застаем здесь к началу письменной истории. Предки этих племен приблизительно на рубеже III—II тысячелетий до н. э., как полагают современные исследователи, двинулись с прародины аустроазиатов, лежавшей в верховьях Иравади, Салуина, Меконга и Хонгха, на юг, постепенно оттесняя местное население, говорившее на языках папуасского типа, или смешиваясь с ним. В конце II — начале I тысячелетия до н. э. мон-кхмерские племена составляли, по-видимому, большинство населения Индокитая.
Раскопки неолитических памятников на западе Таиланда и на севере Малайзии показали, что в обоих этих районах существовала одна и та же культура (четырехгранные и плечиковые шлифованные топоры). Керамика выполнена либо вручную способом налепа, либо на гончарном круге, что указывает на выделение гончарного ремесла. Часть сосудов — гладкие, со следами лощения, другие — со шнуровым или текстильным орнаментом.
Ведущий тип хозяйства в это время — оседлое мотыжное земледелие в плодородных долинах рек. Охотничье-собирательский уклад сохранился только во внутренних гористых районах. В прибрежной полосе обитали преимущественно рыбацкие племена — возможно, предки современных маукенов Таиланда.
Поздний неолит в Юго-Восточной Азии (конец II — начало I тысячелетия до н. э.) часто называют мегалитическим периодом. Появление мегалитических сооружений указывает на то, что рост производства достиг уже такой стадии, когда общество может устойчиво производить избыточный продукт. В доклассовом обществе этот избыток (в форме избыточного рабочего времени) чаще всего потреблялся на культовые нужды. В Таиланде не сохранились такие грандиозные мегалитические памятники, как, например, в Лебаи Сибедуге (Ява). Однако сооружения подобного рода, служившие главным образом для отправления культа предков — охранителей племени, имели место и здесь.
2. Бронзовый век
Вопрос
о начале бронзового века на
территории Таиланда пока не решен
окончательно. Разные ученые считают
начальной датой донгшонской
бронзовой культуры в Индокитае (названной
по селению Донгшон во Вьетнаме)
время от 800 до
Собственное же производство бронзы началось в Индокитае с VI в. до н. э. Донгшонские бронзовые изделия отличались техническим и художественным совершенством. Одной из характерных черт донгшонской культуры являются бронзовые ритуальные барабаны, богато украшенные рисунками. При раскопках находят также многочисленные бронзовые кинжалы и топоры различных форм (втульчатые, широколезвийные и башмаковидные). Глиняная посуда изготовлялась на гончарном круге. Продолжали сооружаться мегалитические памятники. Слои с донгшонской культурой, как обнаружили раскопки во многих местах Западного Таиланда, лежат поверх слоев неолитической культуры, что доказывает непрерывность культурного развития этих поселений и автохтонность бронзовой культуры в данном регионе.
К III в. до н. э. донгшонцы перешли к производству железа.
Основными чертами хозяйства племен, населявших равнинные и приморские районы Таиланда к концу I тысячелетия до н. э., были: 1) рисоводство с применением ирригации; 2) приручение быков и буйволов и использование их при пахоте; 3) высокоразвитая техника обработки металла; 4) хорошее знакомство с мореходством. В социальном отношении для этих племен были характерны значительные пережитки материнского права, высокое положение женщины в обществе; в области религиозных представлений — анимизм, культ предков и богини плодородия, возведение мегалитических культовых памятников (сюда можно отнести каменные круги, открытые Н. Зейденфаденом в трех пунктах Восточного Таиланда, каменные террасы на горе Дойсутеп, группы мегалитов в Байябе).
Родственные монам племена лава, живущие в Северном Таиланде, сохранили пережитки верований позднего родового общества до настоящего .времени. Подобно своим далеким предкам, они еще недавно сооружали менгиры и другие мегалитические памятники, а также вырезали символические изображения животных на фасадах мужских домов, в большинстве случаев заменяя камень более доступным и податливым строительным материалом — деревом.
В глазах людей первобытного, как и раннеклассового, общества культовая деятельность в сущности ничем не отличалась от чисто производственной: и та и другая воспринимались как в равной мере обеспечивающие материальное благосостояние людей (хороший урожай, приплод скота и т. п.). Отчасти это отражало реальность, так как жрецы, устанавливая сроки начала тех или иных сельскохозяйственных работ, руководствовались не только магическими гаданиями, но и накопленными за века астрономическими наблюдениями над связью явлений в природе (приметы), которые позволяли им в должной мере удовлетворительно регулировать сложный сельскохозяйственный календарь.
Указанные функции жрецов были столь важны, что у мон-кхмерских племен, как и у многих других племен древности, верховным жрецом обычно становился вождь. (Характерно, что даже в настоящее время, несмотря на многовековое господство буддизма, таиландский король выполняет некоторые жреческие функции, восходящие к первобытной эпохе.)
Первоначально вожди-жрецы не стояли над племенем, а были лишь ого представителями, которые осуществляли мистическую связь племени со священным камнем, олицетворявшим умерших предков-покровителей и Землю — производительницу всех благ. Они несли личную ответственность за неурожай и другие бедствия, которые могли постигнуть их народ. Этнографические исследования показывают, что в древнем Таиланде, как и в ряде других древних обществ, практиковался обычай умерщвления вождей (впоследствии царей)-жрецов, когда они, по мнению общества, уже не справлялись со своими обязанностями.
Но чем больше росли технические знания людей и соответственно чем устойчивее становился материальный избыток общества, тем больше укреплялись авторитет и власть вождей-жрецов, которые отчасти формально, а отчасти действительно руководили сельскохозяйственным процессом.
В то же время развитие производительных сил (улучшение обработки почвы, применение металлических орудий) создавало возможности для эксплуатации рабов и свободных общинников, для накопления богатств в отдельных семьях и в конечном счете для образования классов.
Создание государства и классов у монов в значительной степени было ускорено установлением на рубеже нашей эры тесных тортовых и культурных связей с Индией. Жители приморских областей Юго-Восточной Азии, превосходные мореходы, в этот период достигали на своих судах не только Индии и Китая, но даже Мадагаскара на западе и Полинезии на востоке. В то же время и индийцы обладали крупными (вместительностью до 700 пассажиров) кораблями, которые могли совершать дальние плавания. Индийские купцы, миссионеры, переселенцы, устремившиеся тогда в страны Юго-Восточной Азии, несли с собой технику и культуру более высоко развитой страны. Это движение индийцев на восток не носило завоевательного характера, пришельцы мирно уживались с местными племенами, главной целью их была торговля.
Образование в последних веках до нашей эры и в первых веках нашей эры Селевкидской и Римской империй на Западе, империи Маурья, а затем Кушан — в Индии и империи Цинь, а потом Хань — в Китае позволило на несколько веков установить непрерывный торговый путь от Атлантического до Тихого океана и способствовало развитию оживленной торговли между Востоком и Западом. В число товаров, пользовавшихся большим спросом в странах Средиземноморья, входили пряности, благовония, драгоценное дерево и золото Юго-Восточной Азии. Кроме того, примерно в эту же эпоху в результате передвижения кочевников был перерезан Бактрийский путь, по которому Индия получала драгоценные металлы из Сибири, а приток золота и серебра из Рима был пресечен в I в. н. э. указами римских императоров. Это особенно усилило интерес индийских купцов к легендарной Суварнабхуми (Золотой земле). Ученые до сих пор не пришли к единой точке зрения по вопросу о местоположении Золотой земли (это название, встречается и в греко-римских и в китайских источниках). Наиболее вероятно, что под Суварнабхуми индийцы понимали монские земли Южной Бирмы и Южного Таиланда. Небезынтересно, что название одного из центров монской, а затем ранне-тайской культуры на территории Таиланда — Супанбу-ри (Золотой город) является аналогом санскритского слова «Суварнабхуми».
Помимо драгоценных металлов и камней индийских купцов привлекали в монских землях драгоценные сорта дерева, благовония, изобилие дешевой слоновой кости и олова. Но еще важнее было то обстоятельство, что через территорию Таиланда проходил один из крупнейших торговых путей, связывающих Индию со странами Дальнего Востока.
Если не считать труднодоступной, а потому второстепенной горной дороги, которая шла из Северо-Восточной Индии к Юго-Западному Китаю через Северную Бирму, существовало только два основных пути, связывающих Индию и Китай.
Один шел морем, вокруг Малаккского полуострова. Он был неудобен дальностью, обилием пиратов в индонезийских проливах и опасностью потерять попутный ветер (в этом регионе дуют сезонные ветры — муссоны). Многие купцы поэтому предпочитали срезать его, перебираясь из Андаманского моря в Сиамский залив другим путем — сухопутно-речным, существовавшим в двух вариантах.
Первый вариант этого пути начинался близ современного бирманского города Мьей (Мергуи) (в данном районе до сих пор живут моны). Отсюда корабли_шли по р. Тенассерим (совр. Танинтайи) к ее верховьям. Там товары перегружались на повозки и доставлялись через горные перевалы к верховьям р. Меклонг, впадающей в Сиамский залив. Неудобства двойной перегрузки искупались безопасностью и значительным сокращением пути. (Как показали недавние археологические раскопки, Меклонг использовался в качестве торгового пути еще в эпоху неолита.)
Другой вариант того же пути шел через перешеек Кра, где суда, видимо, иногда перетаскивали волоком. Еще южнее, в северной части Малаккского полуострова, принадлежащей ныне Таиланду, и на крайнем севере современной Малайзии (в нынешнем Кедахе), грузы сначала поднимались по небольшим речкам Малаккского полуострова, текущим на запад, а потом сплавлялись в Сиамский залив по другим речкам, текущим на восток. Именно вдоль этих торговых дорог и возникли первые государственные образования на территории Таиланда.
Раскопки в Понгтуке, Наконпатоме, Утонте, Петбури и других центрах монской цивилизации показали, что уже в первых веках нашей эры у монов были большие города, огражденные стенами и рвами, с обширными зданиями и величественными храмами. Фундаменты крупных строений складывались из латеритных блоков, надземные части зданий возводились из обожженного кирпича. Здания, в особенности храмы, облицовывались рельефной декоративной штукатуркой. Круглые в плане буддийские ступы возвышались на квадратных постаментах. Было найдено большое число скульптур и вотивных табличек, отражающих главным образом сюжеты буддийской мифологии. В то же время обнаружен ряд изображений, присущих индуистской религии (как шиваизму, так и вишнуизму). Найдены, наконец, памятники, на которых Будда изображен в окружении индуистских божеств.
О дальних торговых связях свидетельствуют обнаруженные в Юго-Западном Таиланде римская серебряная монета III в. н. э. и римская бронзовая лампа I—II вв. н. э. Последнюю находку нельзя считать случайной, так как в ранних монских поселениях найдены многочисленные местные керамические подражания лампе этого типа.
Архитектура, скульптура, штукатурные украшения и другие памятники искусства ранней монской культуры несут явные следы подражания индийскому искусству (сначала стиль Амаравати — III—IV вв., затем стиль Гупта — V—VI вв.). Со временем монские мастера создали на этой основе самобытное искусство, в котором, однако, ясно видны родственные связи с индийским искусством.
Причина глубокого влияния культуры Индии на культуру монов заключалась в значительной мере в том, что индийцы появились в монских землях, когда здесь уже начался распад родового строя. Крупная торговля, в которую индийские купцы вовлекли монских вождей, несомненно, ускорила этот распад, а вместе с ним и разложение родовой идеологии. Возникающее классовое общество нуждалось в новой идеологии, в новых, приспособленных к этому классовому обществу формах религии, права, искусства. Подобно тому как возникающие классовые общества германцев и славян заимствовали форму христианской культуры у Рима и Византии, моны и другие народы Юго-Восточной Азии, у которых возникало классовое общество, восприняли культуру Индии, в то время как племена, находившиеся на стадии родового строя (в горно-лесной зоне), остались совершенно незатронутыми этой культурой.
Принесенная индийцами в Таиланд буддийская религия (в форме хинаяны — «малой колесницы») сохранила там положение господствующей религии вплоть до наших дней. Принятие буддийской религии монами, а впоследствии и танцами имело тогда большое прогрессивное чение. Па смену первобытным верованиям, когда каждое отдельное племя поклонялось своим особым божкам и духам, пришла новая, универсальная религия, не делавшая различий между людьми по их родовой, племенной или кастовой принадлежности. Такая религия, естественно, должна была легко распространяться в условиях разрушения родо-племенных связей у монов, когда старые религиозные представления рушились, а новые, самобытные, соответствующие классовому обществу, еще не успели выработаться. Облегчала распространение буддизма и его исключительная веротерпимость, благодаря которой он сначала мирно уживался с индуистскими верованиями, а позднее стойко противостоял отличавшейся нетерпимостью мусульманской и христианской пропаганде.
3. Возникновение государственности
Политическая история первых монских государственных образований почти неизвестна. Пока невозможно с точностью восстановить даже названия монских государств начала нашей эры. Древнейший систематический письменный источник по географии Юго-Восточной Азии — «География» Клавдия Птолемея (составлена в середине II в. н. э., но с использованием более ранних источников) — свидетельствует главным образом о том, что Малаккский полуостров и побережье Сиамского залива к этому времени были довольно густо усеяны городами и торговыми факториями.
На
крайнем севере западного берега
Золотого Херсонеса (т. е.
Малаккского полуострова) Птолемей
помещает порт Такола. Это
соответствует санскритскому названию
Таккола (Рынок кардамона), которое
часто упоминается в индийских
буддийских книгах II—IV вв. н. э. («Милинда-панья»
и «Маха-ниддеса») как крупнейший
торговый порт, при перечислении
стоящий в одном ряду с Александрией,
Суратом, Бенгалом, Китаем. Такжола (под
именем Туцзюли или Цзюгули)
встречается и в китайских
летописях. В
На восточном побережье Малаккского полуострова Птолемей поместил порт Коли. В китайских летописях он упоминается как Цзюли или Цзючжи. Особого расцвета он достиг, видимо, в VIII—X вв., когда арабские географы, именовавшие его Кала(х), называли его основные перевалочным пунктом на пути из Китая в Индию и часто переносили это название на весь Малаккский полуостров. Богатое оловом царство Кала(х) упоминается даже в «Сказках 1001 ночи».
К северу от Коли Птолемей помещает г. Самарада, который по своему местоположению мог быть предшественником современного южнотаиландского города Наконситамарата.
На северном побережье Перимулийского (т. е. Сиамского) залива Птолемей отмечает устье р. Собана. Это явно греческая транскрипция палийского слова «суванна» («золотая»). В Таиланде до сих пор существуют упомянутый выше город Супанбури и р. Супам (Золотая) в дельте Менама.
К востоку от устья р. Собана (которая могла быть как Менамом, так и имеющим с ним общую дельту Меклонгом) Птолемей располагает крупнейший, по его сведениям, порт Юго-Восточной Азии — Забай. Это единственный пункт в данном регионе, говоря о котором Птолемей приводит астрономические наблюдения, позволившие ему установить его координаты. В предисловии же к «Географии» Птолемей, ссылаясь на своего предшественника Марина Тирского (который сам ссылается на еще более ранний источник), пишет о Забай как о важном посредническом пункте между Золотым Херсонесом и Китаем.
Лежащую к северу от Сиамского залива страну Птолемей называет Страной лейстов (пиратов, разбойников), намекая этим на склонность некоторой части местного населения к морскому разбою. Эти лей-сты, по его словам, жили в пещерах и обладали кожей, прочной, как у гиппопотамов, т. е. явно отличались от цивилизованных жителей приморских городов.
Учитывая, что приведенные здесь сведения Птолемея восходят к периоду до нашей эры, можно заключить, что процесс складывания государств в рассматриваемом районе шел неравномерно и первые города-государства, имевшие небольшую территорию, были еще окружены варварской периферией.
Для получения более подробных сведений о древней (и раннесредневековой) истории Таиланда необходимо обратиться к китайским источникам. Первое упоминание о территории будущего Таиланда здесь встречается в летописи «Цяиь Хань шу» («История династии Ранняя Хань»), составленной в I в. н. э. Южный путь из Китая в Индию был освоен китайцами уже в период правления династии Хань. Как сообщает летописец, от южных границ Китая мореходы после пяти месяцев плавания достигали страны Дуюапь, затем, миновав страну Илумо, они в неизвестном нам пункте (страна Шэиьли) Малаккского полуострова пересекали его по суше за 10 дней и попадали в страну Фугандуло (возможно, речь идет о двух странах — Фуган и Дуло, так как последнее название встречается в летописях и отдельно). Оттуда за два месяца морского пути они достигали Индии. Судя по продолжительности, путь все время шел вдоль побережья.
«Эти страны, — сообщает летописец, — обширны, их население многочисленно, многие их товары необычны. Со времени императора Ву все они приносят дань.
Главные переводчики (китайские чиновники. — Э. Б.)... вместе с добровольцами отправляются в море, чтобы покупать блестящий жемчуг, стекло, редкие камни и необычные продукты в обмен на золото и шелк. Все страны, которые они посещают, оказывают им гостеприимство и снабжают пищей. Торговые суда варваров доставляют китайцев по назначению. Это выгодное дело для варваров, которые также грабят и убивают».
Из этого отрывка мы видим, что «варвары» Юго-Восточной Азии в конце I тысячелетия до н. э. далеко обогнали Китайскую империю в морском деле и что торговля здесь на раннем этапе, как и всюду, была тесно связана с пиратством.
Ко II в. н. э. приморские города, пережив уже довольно сложный, хотя конкретно нам неизвестный период исторического развития, начинают соединяться в более крупные государственные образования. Инициатором выступает государство Фунань, расположенное в низовьях Меконга. Официальная история Фунани начинается с I в. н. э., .когда, согласно летописям, прибывший в эту страну индийский брахман Каупдинья встретился с местной царицей по имени «Ивовый лист», которая тут же вознамерилась захватить и ограбить его корабль (сюжет, уже знакомый нам из приводившихся выше сообщений). Дело, однако, окончилось полюбовно. Царица вышла замуж за Каундинью и вручила ему бразды правления, а он, в свою очередь, ознакомил ее и своих новых подданных с основами индийской культуры и религии, которые они восприняли.
Западные историки, считающие, что государство Фунань появилось именно в этот момент, не учитывают ни постепенности процесса образования государств, ни того, что сама эта легенда отражает не возникновение государства, а его, так сказать, официальный переход от «языческого» периода к индуистскому, что отнюдь не одно и то же.
Как сообщает китайская летопись «Лян шу», «один из его (Каундиньи. — Э. Б.) наследников, Хунь Пань-хуан, благодаря хитростям умел разделять города и возбуждать в них взаимную подозрительность. Потом он собирал войска, нападал на них и подчинял. Затем он посылал своих сыновей и внуков править каждым городом отдельно. Их называли малыми царями. Хунь Пань-хуан умер в 90-летнем возрасте. Его второй сын, Пань Пань, стал царем, но поручил ведение государственных дел своему полководцу Фань Ши-маню... весь народ (после смерти Пань Паня. — Э. Б.) избрал царем Фань Ши-маня. Фань Ши-мань был храбрый и способный. Он снова стал нападать на соседние царства и подчинил их. Все признали себя его вассалами. Он принял титул великого царя Фунани. Затем он построил большие суда, пересек обширный океан и завоевал более десяти царств, в том числе Цюйдукунь, Цзючжи и Дяньсунь.
Он расширил свою территорию на 5—6 тыс. ли. Затем он пожелал подчинить царство Цзиньлинь, но заболел и послал в поход вместо себя своего сына-наследника Цзинь Шэна». Последнее событие произошло приблизительно между 225 и 230 гг. н. э.
Это сообщение свидетельствует, что Фунань была довольно типичным раннеклассовым государством, делившимся на удельные княжества, правители которых, как правило, были связаны между собой родством. Власть верховного правителя не отличалась особой прочностью. Ее можно было, видимо, получить по решению «народного собрания» (остаток отмирающего родового строя) либо захватить в результате дворцового переворота. Китайская летопись сообщает: «...племянник Фань Ши-ма-ня Фань Чжан, начальник двух тысяч воинов, убил Цзинь Шэна и стал царем. Примерно двадцать лет спустя другой сын Фань Ши-маня, Цан, собрал людей и убил Чжана. Но генерал Чжана, Фань Сюнь, в свою очередь, убил Цана и сам стал царем. Он построил павильон и беседки, где любил прогуливаться утром, и в полдень он давал три или четыре аудиенции. Иностранцы и простые люди приносили ему в дар бананы, сахарный тростник, черепах и птиц».
'Как видим, в III в. монарх в Фунани еще сравнительно доступен для народа и нравы довольно патриархальны. В еще большей степени это должно было относиться к удельным княжествам, входившим в Фунань. Однако социальное развитие, ускоряемое интенсивной внешней торговлей и притоком иммигрантов из Индии, шло теперь относительно быстрыми темпами, и, когда в середине VI в., после распада Фунаньской империи, подчиненные государства вновь выходят на историческую арену, мы наблюдаем здесь уже другую, гораздо более сложную картину.
Анализ источников позволяет прийти к выводу, что к этому времени на территории современного Таиланда существовало пять государств, каждое из которых контролировало какой-нибудь важный торговый путь.
На крайнем юге полуостровного Таиланда, отчасти захватывая северную часть нынешней Малайзии (княжество Кедах), находилось государство Дангкасука, возникновение которого местные предания относили к I в. н. э. По его территории проходил самый длинный, но вместе с тем наиболее удобный путь через полуостров. Скорее всего именно эту страну греки называли Коли, а китайцы — Цзюли (Цзючжи).
Лангкасука,
как самая дальняя, была, видимо,
одним из первых княжеств,
отколовшихся от Фунаньской империи.
Уже е
VI
век, вероятно, был веком наивысшего
расцвета Лангкасуки. Как сообщает
китайская хроника «Лян шу» (охватывающая
период с 502 по
Помимо обширных доходов от посреднической торговли правящая верхушка Лангкасуки получала также большие доходы от продажи местных продуктов. Из страны вывозили слоновую кость, рога носорога, лучшие сорта алоэ, камфору.
В области идеологии здесь, по-видимому, господствовал буддизм. Известный китайский путешественник И-цзинь в конце VII в. упоминает Лангкасуку как порт между Вьетнамом и Явой, в котором хорошо принимают китайских буддистов.
Процветание Лангкасуки, однако, было недолгим. Уже в следующем столетии на нее надвигается тень грозного соперника — индонезийской империи Шривид-жайи, захватившей контроль над Малаккским проливом и не желавшей терпеть торговых конкурентов. Во второй половине VIII в. Лангкасука подпадает под власть Шри-виджайи и практически исчезает со страниц истории.
Севернее Лангкасуки было расположено княжество Тамбралинга, центр которого скорее всего находился в районе современного Наконситамарата, где найдена санскритская надпись VI в. Название княжества в палийской форме — Тамбралингам — появляется уже в буддийском памятнике II в. н. э. «Маха-ниддесе».
Тамбралинга была явно слабее и беднее как своего южного соседа, так и северного (государства Паньпань, о котором речь пойдет ниже). О посольствах Тамбралин-ги в Китай ничего не известно, поэтому не исключено, что после распада Фунани княжество попало в какую-то зависимость от одного из соседей.
По сообщениям китайских авторов, правитель Тамбралинги отличался от своих подданных главным образом покроем и расцветкой одежды. В дни аудиенций он поднимался на открытую платформу, так как дворцов в княжестве якобы вообще не было. Вместо посуды жители пользовались пальмовыми листьями, а вместо ложек и палочек для риса — собственными пальцами. На культовые расходы, однако, и здесь не скупились. По сообщению того же информатора, на горе Вунунг по случаю явления Будды была воздвигнута большая бронзовая статуя слона.
Во
второй половине VII в. Тамбралинга
становится вассалом первого
крупного государства на территории
Таиланда — Дваравати, но столетие
спустя меняет хозяина. Надпись
царя Шривиджайи с датой
История третьего полуостровного государства, занимавшего земли у северо-западного угла Сиамского залива, в основном на перешейке Кра, более сложна, чем двух предыдущих. Его центром был, по всей видимости, уже упоминавшийся несколько выше город Таккола. Название же самой страны неоднократно менялось. В момент ее завоевания Фань Ши-манем китайцы называли ее Дяньсунь. У более поздних авторов устанавливается транскрипция «Дуньсунь».
Китайский историк V в. Чжу Чжи так описывает эту страну: «Дуньсунь — вассал Фунани. Его царя называют Куньлунь[1]. В стране имеются 500 семей купцов ху (жителей Индии и более западных стран. — Э. Б.), два буддийских [монастыря] и свыше тысячи индийских брахманов. Люди Дуньсуня исповедуют их учение и дают им своих дочерей в жены. Поэтому многие брахманы не уезжают отсюда. Они ничего не делают, только изучают священный канон, умащивают себя благовониями и проявляют благочестие днем и ночью».
В летописи «Лян шу» содержатся некоторые явно более ранние сведения о Дуньсуне, а также факты, выявляющие экономическую основу особой щедрости дуньсуньцев к благочестивым бездельникам:
«Более чем в 3 тыс. ли от южной границы Фунани находится царство Дуньсунь, расположенное на океанском перешейке. Протяженность этой земли — тысяча ли[2]. Город — в 10 ли от моря. Здесь пять царей, и все они признают себя вассалами Фунани. От восточной границы Дуньсуня идет путь к Цзяочжоу, от западной — к Тяньчжу и Аньси (соответственно Северный Вьетнам, Индия, Парфия. — Э. Б.).
Люди из всех иноземных стран приходят сюда для торговли, потому что Дуньсунь закругляется и выступает в море более чем на тысячу ли (здесь имеется в виду весь Малаккский полуостров. - Э. Б.). Чжанхай (Сиамский залив. — Э. Б.) весьма велик, и морские джонки еще не пересекали его прямо.
На этой ярмарке встречаются Восток и Запад. За день здесь бывает более 10 тыс. людей. Драгоценности, редкие товары — нет ничего, чего бы здесь не было».
Наряду с посреднической деятельностью дуньсуньцы занимались производством медикаментов, парфюмерных изделий и изысканных вин из цветочного сока.
Как сообщает танская энциклопедия, «в стране Дунь-сунь более 10 видов цветов, которые не вянут ни зимой, ни летом. Ежедневно собирают десять видов этих цветов. Когда их высушат, их благоухание усиливается, и их порошком посыпают тело».
В то время как одни китайские летописцы довольно много рассказывают о Дуньсуне, другие авторы (зачастую их современники) как будто не знают о существовании такого государства и помещают па его место в этот же период другое государство — Паньпань. Но это кажущееся противоречие легко разрешить, если принять гипотезу, что Фань Ши-мань, завоевав Дуньсунь, переименовал его в честь своего предшественника и благодетеля Пань Паия. Новое, официальное название прижилось у некоторых авторов, тогда как другие продолжали пользоваться старым.
Источники, в которых государство на перешейке называется Паньпань, освещают в основном политическую и идеологическую историю страны, хотя отчасти затрагивают и другие вопросы. Эти материалы выявляют особо тесные политические связи данной вассальной страны с Фунаныо и, более того, свидетельствуют, что, являясь самой развитой в социально-экономическом отношении частью Фунаньской империи, страна-вассал оказала глубокое влияние на дальнейший ход развития идеологии и политической организации государства-сюзерена.
В дошедшем до нас сообщении Ма Дуань-линя, писавшего в XIII в., по опиравшегося на гораздо более ранние источники, дается такое описание страны Паньпань:
«Большинство населения живет на берегу моря. Эти варвары не знают, как строить оборонительные стены. Они ограничиваются палисадами[3].
Король (на приемах. — Э. Б.) полулежит в золотом ложе в виде дракона. Важные лица из его окружения становятся перед ним на колени, выпрямив тело и скрестив руки на плечах».
При дворе много брахманов, которые «приезжают из Индии и в большом почете у царя...»
Далее излагается устройство государственного аппарата, состоящего из четырех главных министров и множества мелких чиновников, в титулах которых, несмотря на китайскую транскрипцию, угадываются индийские термины.
Более подробно эту систему, однако, можно представить не по довольно скудным материалам о Паньпане, а по источникам камбоджийской истории начиная с V в. Причину этого объясняет следующая запись в хронике:
«Цзяо Чжэн-ю (Каундинья II. — Э. Б.) был брахманом из Индии. Однажды божественный голос сказал ему: „Ты должен править Фунанью". Каундинья возрадовался всем сердцем и отправился на юг, в Паньпань. [Затем] народ Фунани узнал его. Все царство преисполнилось радостью, народ явился к нему и избрал его царем. Он изменил все законы и привел их в соответствие с обычаями Индии».
Ниже
сообщается, что один из его
преемников (Шри Индраварман) начал
проводить активную международную
политику и в 434, 435 и 438 гг. направлял
посольства в Китай. Таким образом,
полулегендарная деятельность
Каундиньи II должна была
приходиться примерно на первую
треть V в. н. э. Это было важное время
в истории Юго-Восточной Азии.
Западные историки связывают с ним
так называемую вторую волну
индианизации региона.
Победоносные походы индийского
императора Самудрагупты,
закончившего к
Таким образом, отнюдь не обаятельная личность Каундиньи II обеспечила ему «всенародное избрание» на трон Фунани, а энергичная поддержка паньпаньских аристократов и торговцев, за которую он и его преемники щедро их отблагодарили.
Данная конкретная историческая ситуация повела, видимо, также « тому, что с этого времени в Восточном Индокитае индуизм на несколько веков занял положение господствующей религии, а буддизму пришлось ограничиться второстепенной ролью, тогда как в Западном Индокитае с самого начала сложилось скорее обратное положение. Даже на территории Паньпаня, в точение по крайней мере двух веков игравшего роль важнейшего индуистского центра, археологические раскопки до сих пор выявляют почти исключительно буддийские памятники.
О существовании проповедников буддийской и даосской религий в Паньпане, опиравшихся в то время на поддержку простого народа, которому они импонировали своей скромностью в быту, свидетельствуют китайские летописи:
«В этой стране есть десять монастырей для монахов и монахинь, которые изучают буддийские священные книги и не пьют вина, хотя едят мясо. Есть также даосский монастырь. В нем правила очень строги. Его монахи воздерживаются и от вида и от мяса».
После распада Фунаньской империи в середине
VI в. политическая и торговая активность Паньпаня постепенно начинает замирать. Если в первой половине VI в. отсюда было направлено в Китай девять посольств, то во второй половине — только два. В VII в. Паньпань лишь дважды напоминает о себе внешнему миру — посольствами в Китай в 616 и 635 гг. В работах И-цзиня Паньпань исчезает с карты Индокитая. По всей вероятности, вскоре после[1] Искаженное старокхмерское курунг — царь.
[2] Это примерно
соответствует расстоянию от
Такуапы (Такколы?) до северо-западного
угла Сиамского залива (ли — около
[3] По-видимому, небольшое торговое государство более полагалось на всеобщую заинтересованность в существовании международной ярмарки, чем на свою военную мощь; собственное войско, однако, в Паньпане было, так как несколько ниже Ма Дуань-линь довольно подробно говорит о его вооружении.