ГЛАВА
III
ПЕРВЫЕ
ТАЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА ЦЕНТРАЛЬНОГО
ИНДОКИТАЯ
(XIII—XIV
вв.)
XIII век был критическим периодом в истории Индокитая. К концу его рухнула не только Кхмерская империя, но и прекратили существование древнее бирманское царство Пагап и монское государство Харипунчайя.
Западные
историки в качестве основной
причины этой катастрофы называют
завершение завоевания Китая
монголами и последовавшую за тем (особенно
после падения в
Действительно, Монгольская империя во второй половине XIII в. оказывала немалое влияние на ход событий в Юго-Восточной Азии как дипломатическим, так и военным путем. Но продвижение тайских племен в Индокитай и образование ими там первых самостоятельных государств произошло задолго до начала монгольских завоеваний к юту от Янцзы. Главная же причина падения старых государств Индокитая в XIII в. заключалась не в монгольском и не в тайском нашествиях, а во внутренней дряхлости самих этих раннеклассовых государств, в исчерпании ими внутренних политических ресурсов для подавления народных масс. Как и Римская империя в свое время, древние государства Индокитая были окружены в течение столетий воинственной варварской периферией, но варвары смогли захватить в них власть только тогда, когда эти государства стали разваливаться изнутри.
В I тысячелетии н. э. предки нынешних тайских народов обитали на обширных пространствах к югу от р. Янцзы вплоть до северных границ Индокитая. В VII в. в Юго-Западном Китае сложилось крупное раннеклассовое государство Наньчжао. До недавнего времени оно считалось прямым предшественником тайских государств на территории Таиланда. Однако, по мнению одного из крупнейших французских востоковедов, Ж. Седеса, жители этого государства говорили не на тайских, а на тибето-бирманских наречиях. Кроме того, сложный, тщательно организованный аппарат подавления в Наньчжао не шел ни в какое сравнение с примитивным варварским устройством ранних тайских государств Индокитая.
Тайские
племена, оказавшие большое влияние
на индокитайскую историю XIII в., с VII
по XII в. занимали, по всей видимости,
широкую гористую полосу между государством
Наньчжао на севере и ранними
индокитайскими государствами на
юге. В эти века часть тайских племен
начала постепенно просачиваться в
более плодородные районы юга. В
первую очередь заселялись районы,
еще не освоенные монскими и
кхмерскими земледельцами,
например горные долины с редким
охотничьим населением. Так, уже в VIII
в. на крайнем севере Таиланда
существовало тайское княжество
Чиангсен (по лаосским хроникам,
город Чиангсен был основан в
С XI в., после присоединения Лаво к Кхмерской империи, у кхмерских царей появляются тайские наемники. Об этом свидетельствуют надписи государства Тямпа (совр. Южный Вьетнам), где при перечислении военнопленных наряду с кхмерами упоминаются также воины сиам, т. е. таи. На барельефах крупнейшего кхмерского храма Ангкор Ват (первая половина XII в.) имеются изображения тайских воинов в специфической одежде. Здесь их называли «сиам» (точное значение этого слова неизвестно, но как местные народы, так и китайские летописцы начиная с XIII в. называли так тайские государства на территории Таиланда — Сукотай, а затем Аютию), По-видимому, не позже чем при Сурьявармане II, а скорее раньше, кхмерские цари начали использовать таи в качестве военных поселенцев для охраны своих северных границ (к такой же практике в отношении варваров прибегали и поздние римские императоры).
До XI в., как показывают результаты археологических исследований, между монскими государствами Лаво и Харипунчайя в области среднего Менама существовала широкая нейтральная полоса, почти не заселенная. Эту-то пограничную полосу кхмерские цари и предоставили тайским переселенцам. В XI—XII вв. здесь возникают сильно укрепленные крупные города Сукотай, Саванкалак, Питсанулок и др., в архитектуре которых очень чувствуется кхмерское влияние.
По мере учащения в Кхмерской империи мятежей, народных восстаний, религиозных войн (1050—4066, 1080—1113, 1160—1181 гг.) скромные военные поселенцы набирали все большую силу, постепенно проникали и в чисто монские районы, разоренные тяжелым двойным гнетом кхмерских и монских вельмож. Без конца отрываемые от своего хозяйства разорительными великодержавными войнами кхмерских царей против Дайвьета (совр. Северный Вьетнам) и Тямпы и колоссальным культовым строительством, монекие крестьяне, выбирая из двух зол меньшее, предпочитали кхмерскому гнету власть патриархальных тайских князей. Такая же картина, по-видимому, наблюдалась и в тогдашней Бирме.
В
В
В завоеванной столице Па Мыанг передал полученный от кхмерского императора титул Банг Клангу, который под сокращенным именем Шри Индрадитья стал основателем династии сукотайских королей[1]. Мотивы передачи титула Па Мыангом в летописи не указаны. Возможно, помимо прочего, здесь сыграл роль вопрос политического престижа: правитель нового независимого государства был коронован на царство своим соплеменником, а не получил титул от кхмерского императора. Возможно, сказалось влияние и того, что Банг Клангбыл выходцем из древнейшего тайского княжеского рода — чиангсенского.
Политическая история государства Сукотай последующего сорокалетия освещена в источниках крайне слабо. Ясно только, что Шри Индрадитья и пришедший ему на смену его старший сын Пан Мыанг продолжали борьбу с кхмерами и в то же время подчиняли себе соседние мелкие тайские и тайеко-моиские княжества.
Первая
дошедшая до нас надпись на тайском
языке принадлежит преемнику Пан
Мыанга, его младшему брату Раме
Камхенгу (1275—1318), и датируется
«При жизни короля Рамы Камхента государство Сукотай процветает, — сообщает надпись. — В водах есть рыба, на полях — рис. Господа земель не повышают налогов на своих подданных, которые движутся по дорогам, ведя быков для торговли, и едут на лошадях, чтобы продать свои товары. Кто желает торговать слонами — свободно торгует. Кто желает торговать лошадьми — делает это беспрепятственно. Кто желает торговать серебром или золотом — торгует им... Когда кто-нибудь насаждает новую плантацию, король не запрещает этого...
...Если человек из народа, или знатный, или вождь заболеет и умрет, дом его предков, его слоны, его домашние, его амбары с рисом, его рабы, его насаждения ареки и насаждения бетеля, принадлежавшие ему и его предкам, переходят целиком и полностью к его детям.
...Если король видит чужой рис, он не зарится на него. Если он видит чужое богатство, он не возмущается.
Тем, кто приезжает к нему на слонах, чтобы отдать свою землю под его покровительство, он оказывает помощь и поддержку. Тем, кто приходит к нему, не имея ни слонов, ни лошадей, ни слуг, ни жен, ни серебра, ни золота, тем он дает все это и делает так, чтобы они чувствовали себя как в родной стране.
Если он захватывает пленных, он не убивает и не истязает их.
В нише у входа во дворец подвешен колокол. Если с жителем королевства случится какое-нибудь несчастье или что-то иное, что раздирает его внутренности и мучит его душу, и если он желает рассказать об этом королю, — это нетрудно, стоит лишь только позвонить в колокол, который там висит. Каждый раз как Рама Кам-хенг слышит этот призыв, он расспрашивает жалобщика и решает дело по справедливости».
Разумеется, сами по себе эти декларации еще не означали, что все в государстве Сукотай обстояло именно таким образом. Но главное здесь в том, что надпись Рамы Камхенга излагала политико-экономическую программу государства, противопоставлявшего себя Кхмерской империи, где все эти «свободы» отсутствовали.
Все торговые сделки, в том числе и продажа земли, в Кхмерской империи находились под строгим контролем правительства и несомненно облагались весьма тяжелыми налогами. Не исключено, что там существовала и государственная торговая монополия на целый ряд товаров. Государство, по всей видимости, контролировало и размещение сельскохозяйственных культур. Не только покупка, но и наследование земли в X—XII вв. утверждались императором. При отсутствии прямых наследников, а часто и по произволу властей наследство отходило в казну. Личная собственность даже высших чиновников не была незыблема. Как сообщала хвалебная надпись императора Сурьявармана I, «он лишал имущества и превращал в бедняков, как преступников, тех, кто нажил большие богатства, будь то через наследство или через верную службу ему самому». Наконец, громоздкий государственный аппарат со сложной системой судопроизводства делал правосудие недоступным для большинства населения.
Под флагом борьбы со всеми этими «злодеяниями» Кхмерской империи Рама Камхенг и развернул наступление на подчиненные ей земли.
Надпись
Как видно из этого перечисления, подкрепляемого другими документами, кроме страны кхмеров Рама Камхенг нанес тяжелый урон также индонезийской империи Шривиджайя и бирманскому государству Паган, которые в то время также находились в кризисном состоянии.
В
первой половине 90-х годов XIII в. Рама
Камхенг, по-видимому, оккупировал
весь Малаккский полуостров.
Дальнейшее его наступление на юг
было приостановлено только
прибытием в
На
западе, воспользовавшись
вторжением монголов в Северную
Бирму (в
Основную
массу новых подданных Рамы
Камхенга составляли моны, в
отношении которых он проводил политику,
направленную на постепенное
слияние их с тайским населением.
На первых порах (в 80—90-х годах) он
пошел даже на восстановление
старого монского государства Лаво,
правда в сильно урезанных границах
(левобережье нижнего Менама с
центром в Лопбури). Вплоть до
Дипломатический талант Рамы Камхенга ничуть не уступал его военным и политическим способностям. Он так же хорошо ориентировался в международной обстановке, как и во внутренних делах завоевываемых земель. Между тем эта обстановка была весьма сложной. Главным ее фактором в тот период являлось окончательное объединение Китая монгольской династией и начало китайско-монгольской экспансии на юг. На протяжении последней четверти XIII в. китайско-монгольские войска с переменным успехом вторгались в Северный и Южный Вьетнам, Камбоджу, Индонезию, Бирму и Северный Таиланд.
В западной исторической литературе бытует устойчивое мнение, что монголы поощряли нападения молодых тайских государств на Кхмерскую империю и другие старые государства Юго-Восточной Азии. Однако конкретное сопоставление событий и дат свидетельствует об ином.
В
В
следующем,
Борьба
в Бирме кончается в
В
этот драматический момент по
инициативе Рамы Камхенга в
Пайао,
небольшое княжество, возникшее в
конце XI в., играло в рассматриваемое
время второстепенную роль. Что же
касается государства князя
Менграя (1259—1317), ядром которого
было древнее тайское княжество
Чиангсен, то оно в тот период повторяло
путь развития Сукотай, энергично
расширяясь за счет пришедшего в
упадок монского царства
Харипунчайя. Уже на второй год своего
правления Менграй основывает г.
Чианграй и переносит туда столицу.
Затем, постепенно продвигаясь на юг,
он овладевает все новыми кусками
Харипунчайи. В
После заключения тройственного союза Менграй вновь обращается к своим планам завоевания Харипунчайи, но теперь он явно бережет свои войска и вместо прямого натиска прибегает, согласно легенде, к своеобразной военной хитрости. Он засылает в эту страну своего агента, который, войдя в доверие к царю Джибе и получив важный пост, доводит различными притеснениями народ до полного отвращения к существующей власти. Из этого беллетризированного рассказа напрашивается вывод, что, как и Рама Камхенг, Менграй умело использовал глубокое недовольство населения в переживавшем кризис деспотическом государстве.
В
В
такой критической обстановке Рама
Камхенг вновь проявляет свое
незаурядное дипломатическое
дарование. В том же,
Однако
монголо-тайские отношения еще не
были улажены. В
К
последнему пятилетию XIII в.
положение тайских государств
стабилизировалось настолько, что в
Уже
в следующем году Мепграй
включается в борьбу, которую шаны
и бирманцы вели против
монгольского господства, и
вторгается в княжество Чели (Чиенгрунг)
на бирмано-китайской границе. В
конце
Последний
набег монголов на Бирму и Чиангмай,
начавшийся осенью
Одновременно
исчезает угроза китайского
вторжения в Сукотай. И если с 1292 по
Рама
Камхенг, как видно уже из его
надписи
Разноплеменный состав обширной державы Рамы Камхепга обязывал правителя к особой осторожности в «национальной» политике. Хотя прямых свидетельств об этой стороне его деятельности не сохранилось, последующая история тем не менее показала, что он и здесь был весьма гибок.
Если в
соседней Бирме ассимиляция монов
тянулась века (я так и не
завершилась) и в XIV—XVIII вв. не раз
вызывала войны, то на территории
Таиланда она прошла быстро и
безболезненно. Тайская знать
охотно вступала в брачные союзы с
монской знатью, за которой были сохранены
многие ключевые посты в
государстве. Вытеснение монского
языка тайским (хотя последний и
заимствовал, слегка модифицировав,
монский алфавит), судя по надписям,
в основном было завершено уже в XIV в.
(Нынешние моны, живущие в Таиланде
и говорящие на монском языке, —
потомки эмигрантов, бежавших сюда
из Бирмы в XVI—XVII вв., после
неудачной борьбы за независимость.)
Такое резкое различие в исторических судьбах западных и восточных монов, возможно, связано с экономическими различиями средневековых Бирмы и Таиланда.
В Северной и Центральной Бирме сельское хозяйство было не только главным, но и почти единственным занятием жившего здесь чисто бирманского населения. Приморская Южная Бирма (монский район) экономически была больше связана с торговыми государствами Южных морей. Для бирманских феодалов-землевладельцев она служила главным образом объектом грабежа.
А между Северным и Южным Таиландом не было такого экономического антагонизма. Здесь, по крайней мере с XIII в., если не раньше, происходило энергичное передвижение тайцев к югу, постоянное перемешивание населения, поощрявшееся правительством, которое было заинтересовано в росте населения на южных границах ради дальнейшей экспансии на юг. Дискриминация монов, занимавших ведущее место во внешней торговле и ремесле, никак не входила в планы Рамы Камхенга.
Политическая организация государства Рамы Камхенга также способствовала слиянию тайской и монской знати в единый правящий класс. Непосредственную власть король Сукотай осуществлял только в своем сравнительно небольшом домене (земли вокруг столицы). Согласно древней восточноазиатской традиции столицу («космический центр» державы) окружали четыре удельных княжества, соответствующих четырем сторонам света — Саванкалок (на севере), Питсанулок (на востоке), Пичит (на юге), Кампенгпет (на западе). В этих княжествах правили сыновья короля. Остальную часть державы Сукотай составляли вассальные княжества (Прэ, Пан, Луангпрабанг, Вьентьян, Наконпатом, Наконситамарат), где власть принадлежала тайским, монским или малайским правителям, пользовавшимся большой самостоятельностью. Их вассальные обязанности зачастую сводились только к посылке символической дани и оказанию военной помощи королю, когда она требовалась. К этому прибавлялось, однако, важное «негативное» обязательство — не вести междоусобных войн и не препятствовать движению торговцев по всей территории державы.
Так как сама держава Сукотай (как и Ланнатаи) родилась в войнах, ведущую роль в ней играла военная аристократия. Об этом свидетельствует сукотайская феодальная терминология. Ниже куна (князя) стояли мын (десятитысячник, темник) и пан (тысячник).
Самоназвание народности таи (свободные), аналогичное самоназванию западноевропейской варварской народности — франков, указывало на то, что коренные тайцы в отличие от древнего населения долины Менама не знали никаких форм личной зависимости. Тайский крестьянин платил налог кровью, сражаясь под предводительством своих военных вождей. Что же касается местного населения, то его положение зависело от степени сопротивления тайцам. Выступавшие против завоевателей обязаны были нести повинности в их пользу и не имели равных с ними гражданских прав. В то же время часть ранее закрепощенных мон-кхмерскими феодалами коренных жителей получила за поддержку завоевателей статус свободных (таи), что и обеспечило столь быстрое слияние тайцев и местного населения.
Цементирующую роль в становлении нового общества сыграло также распространение в Таиланде в XIII в. хинаянского буддизма (сингалезского толка). Дело тут было не в догматических различиях между новыми для страны и старыми, ранее господствовавшими в ней формами религии (в том числе и буддийской), а в том, что сторонники новой веры отвергали строительную гигантоманию прежних религий, истощавшую силы народа. В новой вере упор делался на приобретение духовных благ путем доступного для всех ухода в монахи или же путем материальной поддержки монахов, что обходилось гораздо дешевле, чем возведение гигантских храмов.
В то же время Рама Камхенг тактично поддерживал древние народные верования, восходящие еще к культам первобытнообщинного строя и упорно сохранявшиеся в местной крестьянской среде.
«К востоку
от мыанга Сукотай... — сообщает надпись
[1] Начиная с этого периода мы будем именовать таиландских монархов (по аналогии со средневековыми европейскими) королями.