ГЛАВА
VII
УПАДОК
ПОЗДНЕАЮТИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА (1688—1782)
1. «Закрытие» страны и изменения в ее экономике и внутренней политике
В
тяжелой борьбе последовательно с
Испанией, Португалией, Голландией,
Англией и Францией Сиам, изгнавший
к
Официального запрета европейцам посещать Сиам никогда не издавалось. На протяжении полутора веков «закрытого» периода в Сиаме продолжала действовать католическая Французская иностранная миссия. Сиамские власти не трогали ее, так как ее влияние на местное буддийское население было практически ничтожным. Никто не изгонял из Сиама и голландцев. Однако обширные кварталы сиамской столицы, заселенные в XVII в. европейскими, а также индийскими и арабскими купцами, пришли в запустение. Голландцы, например, сами закрыли свою факторию в начале XVIII в. как нерентабельную. Центр международной торговли переместился в Индонезию, где господствовал голландский торговый капитал и куда со второй половины XVIII в. начали прони- кать и английские купцы или их индийские торговые агенты, плававшие под британским флагом.
Почти полное прекращение внешней торговли повлекло за собой и упадок внутренней торговли и ремесла в Сиаме. Как сообщает в ХVIII в. французский ел и с коп Тюрпен, уже при сыне Петрачи — Пра Чао Сыа (1703— 1709) в основном занимались тем, что строили новые храмы, а торговля и ремесло захирели. В XVIII в. в ряде случаев происходил возврат от денежной ренты к натуральной.
Доходы
государства, поступавшие от
торговых монополий, исчезли, а
новые источники доходов изыскать
было крайне трудно. В
Одно
такое восстание вспыхнуло в
Повстанцы на первых порах добились значительных успехов. Им едва не удалось захватить в плен наследника престола Сарасака. Их войско подошло к летней столице аютийских королей Лопбури и начало ее осаду. На этом, однако, успехи закончились. Во время одного из сражений Там Тиен получил ранение, упал с боевого слона, был захвачен солдатами Петрачи и казнен. Как это часто бывало в крестьянских восстаниях, гибель вождя рассеяла войско. Не желая покорно возвращаться под иго сиамской феодальной деспотии, почти все повстанцы с семьями бежали в Бирму. Провинции Наконнайок, Лопбури и Сарабури опустели.
Другое
крестьянское восстание, в
Параллельно
с крестьянскими восстаниями в
правление Петрачи происходили
сепаратистские феодальные мятежи (в
Немалые
страдания населению приносили
стихийные бедствия. Так, в
Правительству пришлось приспосабливаться ко всем этим обстоятельствам.
Пра Чао Сыа имел достаточно здравого смысла, чтобы строить не только новые храмы, но и каналы и избегать войн. Его сын, король Тайера (1709—1733), также строил каналы. Кроме того, при нем была издана целая серия указов, которые в какой-то степени облегчали положение крестьян и должны были тормозить процесс их дальнейшего закрепощения.
В
указе
Указ
В
соответствии с указом
По
указу
Все эти указы помимо частичного облегчения положения крестьянства были направлены и на то, чтобы сократить постоянную утечку рабочей силы из сектора свободного (государственного) крестьянства. Крупные феодалы уже в первые десятилетия XVIII в. полностью восстановили позиции, утраченные при династии Прасат Тонгов, и посулами лучшей жизни, угрозами или использованием долговой зависимости с каждым годом перетягивали в свои крепостные все больше и больше свободных крестьян. Дело дошло до того, что, когда королю Боромакоту (1733—1758) понадобилось организовать многотысячную процессию на похоронах своего предшественника, ему не хватило людей и пришлось заполнять пустующие ряды королевскими гвардейцами.
Период правления Боромакота в западной историографии принято называть «золотым веком» Сиама. По если этот период и был для кого-то «золотым», то только для наиболее крупных феодалов.
Королевская власть так ослабла, что не была даже в состоянии вести сколько-нибудь активную внешнюю политику, хотя по-прежнему претендовала на роскошь времен великодержавных монархов XVII в.
Эти
претензии больше всего сказывались
на положении крестьянства,
страдавшего и от гнета короля, и от эксплуатации
феодалов. В указе
Положение
мелких феодалов тоже было не
особенно завидным. В условиях
многоженства сиамская знать всегда
производила больше потомства, чем
требовалось для заполнения
вакантных мест в государственном
аппарате (как упоминалось, даже
дальний потомок короля мог стать
податным крестьянином). Поэтому
часть правящего класса постоянно
опускалась в низы. Существовавшая
ранее большая социальная
мобильность в обратном
направлении, когда сын низшего
чиновника или даже крестьянина
мог достигнуть высоких постов в феодальной
иерархии, была ликвидирована
указом Боромакота, изданным в
Итак, в середине XVIII в. сиамское феодальное государство находилось в глубоком кризисе, и достаточно было внешнего толчка, чтобы все рухнуло.
2.
Падение Аютийского королевства в
К
концу 50-х годов XVIII в. над Сиамом
нависла грозная опасность: в
В качестве предлога для войны Алаунпая использовал бегство монских повстанцев в Тенассерим, куда он и направил свою армию. Слабо защищенный Тенассерим. пал. Вслед за тем Алаунпая быстро очистил от сиамских войск все побережье Андаманского моря и, повернув на Малаккском полуострове на север, вторгся в сердце Сиама — Менамскую долину с юга, оттуда, где его меньше всего ожидали. Захватив Петбури и Ратбури, Алаунпая двинулся на Аютию.
В
сиамской столице началась паника.
Авторитет короля Экатата (1758—1759,
1760—1767) пал настолько, что ему
перестало подчиняться даже
ближайшее окружение. Его прямо
обвинили в происшедшей катастрофе
и заставили отречься от престола.
Король-монах Утумпоя (после смерти
Боромакота в
Сиам
получил несколько лет передышки —
сначала благодаря династическим
смутам в Бирме, затем в результате
того, что преемники Алаунпаи в 1763—1765
гг. были заняты завоеванием
Чиангмая и Луангпрабанга. Но эта
передышка не была эффективно
использована. Когда летом
В то же время террор бирманских войск в захваченных областях стал порождать народное сопротивление. На первых порах оно еще было слабым и неорганизованным. Но в районе деревни Банграчан пятитысячный партизанский отряд в течение многих месяцев оказывал героическое сопротивление и выдержал семь атак превосходящих сил противника, прежде чем был рассеян. И это явилось первым предвестником народно-освободительной войны, которая разгорелась полтора года спустя.
Между тем осада Аютии продолжалась. Надежда на то, что бирманцы уйдут с началом летних дождей, оказалась тщетной. Командующий осадной армией генерал Маха Нората возвел вокруг Аютии форты на холмах, лежащих выше зоны затопления, и реквизировал достаточное количество лодок, чтобы блокировать сиамскую столицу и во время разлива. Голод и болезни в осажденном городе приняли огромные размеры. Очевидец, французский миссионер Корре, который рассматривал события со своей, специфической точки зрения, доносил в это время в Париж: «Гром войны загнал весь народ в столицу, и провидение, таким образом, приблизило к нам то, что в прошедшие годы мы искали вдали. Я говорю об умирающих детях. Раньше с колоссальным трудом нам приходилось их разыскивать по деревням. Сейчас господь нас избавил от этого труда и столица дает нам обильный урожай. Раньше за 15 дней непрерывной ходьбы с утра до вечера удавалось окрестить от силы 40 таких детей. Теперь же благодаря милосердию нашего любимого спасителя не редкость, что за один день их набирается до 60. И вечером мы не возвращаемся удовлетворенные в семинарию, если окрестили их за день меньше 30». По сводкам французских католических миссионеров, за год осады (февраль 1766—апрель 1767) в Аютии и ее окрестностях было крещено 10 тыс. умирающих детей. Число детей, умерших без этого обряда, никто не подсчитывал.
Попытки сиамцев прорвать блокаду во время разлива Менама (против бирманцев было выслано 160 судов с тремя пушками каждое) потерпели крах. Бездарный и неуравновешенный Экатат требовал, чтобы каждый выстрел крепостной артиллерии согласовывался с ним, и срывал свою злобу на наиболее способных военачальниках. Вызвавший его гнев генерал Пья Таксин вынужден был бежать из Аютии вместе с 500 своими приверженцами. Этим, кстати, он доказал, что линия бирманской блокады не так уж непреодолима.
В обстановке замешательства при дворе епископ Бри-го, опиравшийся на христианские формирования, снова стал видной политической фигурой. Рушащаяся аютийская монархия готова была удовлетворить все притязания епископа. Ему выделили 30 пушек с боеприпасами для давно уже превращенных в небольшие крепости трех загородных церквей и крупную сумму денег. Вскоре, однако, епископ решил, что поставил не на ту карту. Современным наблюдателям казалось, что Сиам ожидают долгие годы бирманского господства. В такой обстановке миссионеры сочли за лучшее заранее наладить хорошие отношения с новым хозяином.
21
марта
Все население было уведено в плен в Бирму. Туда же, хотя и с гораздо большим комфортом, отправился епископ Бриго. Бирманское командование предоставило ему 12 носильщиков. Экатат пропал без вести. Некоторые говорили, что он умер от голода, скитаясь в джунглях.
Катастрофа, казалось, была полной. Аютия как город перестала существовать (впоследствии она была отстроена на новом месте). В огне погибли не только исторические летописи (их хранение было запрещено частным лицам), но и обширные архивы центрального бюрократического аппарата (регистрационные и податные списки, договоры, жалованные грамоты и даже свод законов). Сам бюрократический аппарат также фактически перестал существовать. Многие высшие чиновники-феодалы (особенно из центра) были угнаны в Бирму. Из тех феодалов, которые остались на местах (в ранге губернатора и ниже), большинство перешло на бирманскую службу. 142
Но, разрушив старый государственный аппарат, веками охватывавший крестьян и ремесленников своими всепроникающими щупальцами, король Схинбьюшин не был в состоянии быстро создать на его месте столь же эффективную административную систему. Выжимание не только избыточного, но и необходимого продукта из народных масс Сиама велось самым примитивным методом военного грабежа, не ограниченного никакими рамками. Это обстоятельство в условиях, когда кризис сиамского феодализма в последние десятилетия перед бирманским нашествием уже подготовил взрыв, неизбежно должно было породить мощную крестьянскую войну, в которой народно-освободительные цели смыкались с антифеодальными.
3. Освободительная война и государство Пья Таксина
Сиамские феодальные историки, восстанавливавшие позднее историю Сиама рассматриваемого периода, естественно, стремились по возможности затушевать антифеодальный характер народного движения 60—70-х годов XVIII в. и как можно больше скомпрометировать его вождей. Но отрывочные данные летописей, свидетельства европейских очевидцев и, наконец, сама последующая политика сиамской монархии убедительно доказывают, что на рубеже 60—70-х годов XVIII в. в Сиаме несомненно бушевала крестьянская война.
Первые центры народной войны возникли там, где бирманских войск не было или где они не могли поддерживать эффективный контроль: на крайнем юго-востоке страны (у побережья Сиамского залива) и на крайнем северо-востоке ее (в горно-лесном районе близ чиангмайской границы). Первый очаг сопротивления организовал бывший генерал Экатата — Пья Таксин, второй — буддийский монах Рыан.
История Пья Таксина дошла до нас хотя и в весьма искаженном, но все же в более полном изложении, чем история Рыана.
Пья
Таксин был до войны губернатором
маленькой пограничной провинции на
северо-западе Сиама, т. е. феодалом
средней руки, не имевшим связей с
аристократической верхушкой.
Своим выдвижением он был обязан
личному военному дарованию. Еще в
конце
Осенью
Вплоть
до захвата Аютии бирманцами оба
сиамских губернатора (самозванный
и официальный) занимали
выжидательную позицию. Но когда
столица пала, чантабурийский
губернатор, внешне проявляя
дружеские чувства к Пья Таксину,
стал тайно готовиться к нападению
на Районг. Однако хорошо
осведомленный Таксин опередил его
и в июне
Теперь
в руках Таксина находилось все юго-восточное
побережье Сиама, куда бирманцы не
решались вторгнуться. Со всех
концов страны поодиночке и
группами на эту свободную
территорию стали стекаться люди,
вдохновленные действиями Таксина.
В октябре
Снарядив флот из 100 боевых лодок, он внезапно появился перед Тонбури (часть современного Бангкока на западном берегу Менама), взял город штурмом и казнил его губернатора — изменника Най Тонг Ина. Командующий бирманскими оккупационными войсками генерал Суджи, стоявший лагерем близ развалин Аютии, выслал против Таксина корпус под командованием Маунг Я, укомплектованный в значительной части сиамцами. Корпус еще не дошел до Тонбури, когда солдаты Маунг Я стали массами дезертировать или перебегать к Таксину. Маунг Я спешно повернул обратно. Таксин же устремился за ним в погоню и, ворвавшись в главный бирманский лагерь, разгромил наголову бирманцев. Генерал Суджи был убит в сражении. Шесть месяцев спустя после падения столица Сиама (вернее, ее развалины) была освобождена.
Бирманский король, занятый борьбой с вторгнувшимися с севера китайцами, не имел возможности послать против Таксина большую армию. Поэтому события последующих двух лет в Сиаме имели в основном характер гражданской, а не сиамо-бирманской войны.
К
началу
Это, последнее, государство представляет наибольший интерес. К сожалению, сведения о нем, дошедшие до нас, очень скупы. Но известно, например, что глава этого государства получил прозвище короля-монаха, потому что он, приняв королевский сан, не снял монашеской рясы. Впрочем, по мнению враждебного Рыану сиамского источника, в нем только и было монашеского, что ряса. Все его чиновники и военные командиры также носили желтые рясы. Имеются сведения, что в государстве Фанг были распространены эгалитарные идеи крестьянского утопического коммунизма. Как известно, крестьянские движения в средневековье очень часто выступали под оболочкой религиозной ереси и под лозунгом уравнительных идей. Движение Рыана не являлось, таким образом, исключением.
Своеобразные
формы приняла крестьянская война в
Центральном Сиаме — районе
максимальной эксплуатации
трудящихся масс и максимальной
концентрации феодалов. Здесь на
первых этапах движения не только религиозные,
но и монархические лозунги не имели
большого распространения (характерная
деталь: сиамские летописи,
составленные задним числом,
утверждают, что Пья Таксин
короновался в конце
В
письме от 1 ноября
Главным лозунгом Пья Таксина и небольшой группы мелких и средних феодалов, примкнувших к нему, было: «Долой монахов!». Народ с готовностью подхватил его. И это было естественно. Светские феодалы центра к большинстве своем или находились тогда в плену, или сражались на стороне бирманцев (т. е. и так поставили себя вне закона). Королевская казна была вывезена завоевателями в Бирму. И только самый крупный феодальный собственник Сиама — буддийская церковь — сохранял в неприкосновенности свои богатства.
«Возмущенные бедой сиамцы обратились против пагод, — пишет Корре. — Они разоряют их, ломают кирпичных идолов, плавят медных». В пагоде Ват Па Ду было изъято пять кувшинов золота и серебра. С купола пагоды Ват Пу Рай сняли столько золота, что им нагрузили три корабля, и т. д. и т. п.
Дело
не ограничивалось только
конфискацией ценностей.
Разгневанный народ уничтожал и
сами буддийские храмы. «Какое
утешение для меня видеть эти пагоды
разрушенными и почерневшими как
печи, покрытые углями и осколками
идолов... Пагоды Аютии полностью разрушены,
— сообщает Корре в письме от 7
апреля
«Новый король, — замечает Корре о Таксине, — презирает монахов, считая их лодырями. Я слыхал, как он говорил, что скорее будет давать милостыню бродягам, чем монахам. Те по крайней мере могут служить и приносить пользу, а монахи — только лишние рты».
По словам епископа Тюрпена, писавшего по горячим следам событий, в это время был предан суду и приговорен к смертной казни за аморальное поведение санкрат — глава буддийской церкви в Сиаме. Приближенным Пья Таксина с большим трудом удалось уговорить своего вождя не приводить приговор в исполнение.
Конфискованные у церкви богатства Пья Таксин использовал для помощи голодающему населению. Так как за золото в разоренной стране почти ничего нельзя было купить, Таксин стал закупать продовольствие за границей. Его флот принял активное участие в импорте продовольственных товаров. Несмотря на трудности военного времени, он уменьшил срок государственной повинности с шести до четырех месяцев. «Он нашел средство поддерживать бедняков. Он возвысился более благодаря щедрости, чем хитроумию» — так резюмирует Корре свой рассказ о внутренней политике Таксина.
Получив благодаря такой политике широкую социальную опору, Таксин сумел за несколько лет не только восстановить Сиам в прежних границах, но и увеличить его территорию почти вдвое. Начал он с похода против бывшего губернатора Питсанулока.
Король
Руанг не признавал власти Бирмы, но
и не хотел отступать от
традиционной феодальной политики.
Его государство держалось главным
образом благодаря субъективному
фактору — сильной личности
правителя. Поэтому оно и рухнуло
первым, однако не под ударами
Таксина. В мае
Наследник Руанга, его брат Пра Ин, был казнен повстанцами. Теперь государство Фанг получило общую границу с государством Таксина. В последующие полтора года оба эти государства придерживались политики взаимного невмешательства.
Прежде
чем помериться силами с Рыаном,
Таксин решил присоединить к
своему государству юг и восток
страны. Осенью
Сразу
же после этого Таксин организует
поход в Камбоджу по просьбе короля
Анг Нона, которого с помощью
вьетнамских войск согнал с трона
его брат Анг Тонг. В начале
Между
тем военные действия на юге
затянулись до весны
Мусика попадает в плен. По традиции он должен быть казнен. Но Таксин, как обычно, мало считается с традициями. Если он без колебаний казнил феодального правителя, принца-изменника Тен Пипита, то Мусику, который был прежде всего представителем малайского сепаратизма, он приглашает к себе в столицу, дает ему важный пост, а вскоре возвращает его на должность губернатора Наконситамарата. Благодаря такой гибкости Таксин не только укрепил свой авторитет на мятежном юге, но и подготовил почву для компромисса с другими феодалами, которые до сих пор были к нему враждебны.
К
В
начале
В
том же,
Чтобы
окончательно обезопасить открытую
северную границу, Таксин в конце
Чтобы
взять реванш за ряд поражений,
король Схинбьюшин организует в
начале
В
мае
Одновременно
с обороной от бирманцев Пья Таксин
вел агрессивное наступление на
Камбоджу. В
В
По мере того как росло военное могущество державы Таксина и укреплялась его власть в центре и на местах, его внутренняя политика начала претерпевать серьезные изменения. Прежде всего это стало заметно на внешних формах монархии Пья Таксина.
В
первые годы его правления
современники подчеркивали
простоту и демократичность нового
короля. «Ему чужда недоступность
восточного короля. Он хочет все
знать и слышать», — писал о нем
Корре. В мае
Но с течением времени Таксин все более восстанавливает в своем быту черты восточной деспотии. Он окружает себя охраной из чужеземных наемников-христиан. Он решительно настаивает на периодическом принесении ему присяги даже теми, кто при прежних королях был освобожден от нее по религиозным соображениям. Наконец, он объявляет себя воплощением Будды и требует соответствующих почестей.
Одновременно с этим начинается наступление на права, завоеванные народом в крестьянской войне. Единственный дошедший до нас целиком указ Пья Таксина предписывает татуировать податное сословие знаками тех кромов, к которым они приписаны. Полностью возрождается бюрократический аппарат. Если раньше Таксин широко тратил государственные деньги на ввоз продовольствия для раздачи населению, то теперь он прежде всего заботится о нерушимости государственной монополии на внешнюю торговлю. При нем, по-видимому, она была всеобъемлющей (а не охватывала, как раньше, отдельные виды товаров). На ведение агрессивных войн постоянно требовались огромные суммы денег, и, чтобы легче было их добывать, он завел целую сеть доносчиков. Теперь для обвинения в нарушении закона достаточно было одного свидетеля, что, даже по юридическим нормам восточной деспотии, считалось беззаконием.
Крестьянство стало все больше охладевать к Пья Таксину, светские феодалы после укрепления государственного аппарата все меньше стали в нем нуждаться, а его враги — буддийские монахи — ждали лишь удобного момента, чтобы нанести ему решительный удар.
Благоприятная
для переворота обстановка
сложилась в начале
На вакантный трон появилось сразу
несколько претендентов, но
большинство феодалов предпочло
главнокомандующего Чао Пья Чакри,
в руках которого находилась
реальная сила — армия. 20 апреля
[1] Известную роль в обороне Аютии сыграл французский епископ Бриго, создавший военный отряд из местных христиан. Он был приглашен в это время участвовать в заседаниях Королевского совета, где, между прочим, требовал снести в «стратегических целях» все пагоды в окрестностях Аютии.