ПОСЛЕДНЯЯ ИМПЕРИЯ

 

Книга известного русского византиниста Федора Ивановича Успенского «Очерки истории Трапезундской империи» повествует о важном этапе в Жизни греческого Востока после IV крестового Похода. В результате этого похода в начале XIII в. наряду с другими державами, возникшими на осколках бывшей Византийской империи на южном побережье Черного моря, образуется новое государство. Оно появляется в районе старой византийской фемы Халдия и занимает узкую полосу по побережью Понта 1. Дело не только в том, что это государство просуществовало 250 лет, с 1204 по 1460 г., пережив тем самым падение Константинополя. И не только в том, что во главе новообразованной империи встали отпрыски византийской императорской фамилии Комнинов, получившие в Трапезунде наименование Великих Комнинов и принесшие с собой идеологию византийской императорской власти. Но, пожалуй, самым важным моментом становится то, что в Трапезундской империи удалось сохранить в полной мере черты так называемой «ромейской цивилизации»: греческий язык, культуру, имперское православие, а также тра­диции византийской администрации.

В то же время новообразованная империя име­ла и ряд специфических черт, которые отличали ее от Константинопольской империи Палеологов. Прежде всего это особые географические, этно­графические, политические и экономические усло­вия, в которых она существовала. Они наложили особый отпечаток на жизнь подданных трапезундского императора.

Территория Понта была отделена от западной части Малой Азии грядой труднопроходимых гор 2. Чтобы проникнуть на южное побережье Черного моря, путешественникам необходимо было преодо­леть довольно узкие горные перевалы, важнейшие из которых — Понтийские ворота и Зиганский про­ход. Поэтому Трапезундская империя оказалась как бы отрезанной от остальных греческих областей, и известно, что уже в эпоху Комнинов и Ангелов фема Халдия была практически полунезависимой об­ластью. В то же время Трапезунд и территория Пон­та — это пересечение важных торговых путей с За­пада на Восток 3. Главное направление деятельно­сти — это черноморская торговля, так как именно Трапезунд был наиболее крупным торговым пор­том в этом регионе. Через Трапезундскую импе­рию происходили основные контакты европейцев, византийцев с мусульманами и тюрко-монголами. Важно отметить, что через понтийское побере­жье проходил также торговый обмен с северными странами — Золотой Ордой, Русью и Литвой, поскольку Великие Комнины в отдельные периоды контролировали ряд ключевых пунктов на территории Крыма, включая город Херсон. Все это создавало благоприятные условия для того, чтобы Трапезундская империя исполняла функцию дипломатического посредника в регионе и была центром международных связей в регионе.

Еще одна специфическая черта, характеризую­щая государство Великих Комнинов, — это полиэтничность населения империи. Главенствующим народом продолжали оставаться греки, хотя они несколько отличались от своих западных собратьев и составляли особый этнический тип греков-понтийцев, говоривших на особом диалекте среднегреческого языка.  Несмотря  на то что  при трапезундском дворе большую роль играли и константинопольские греки, переселившиеся сюда после падения Константинополя в 1204 г., все же их число было незначительным. Зато многочисленной группой подданных трапезундского императора были жившие в этих районах грузины-картвелы, армяне, а также тюрки, персы и монголы. Представители этих народов также занимали административные посты в империи.

Такое разнообразие населения Понта привело к созданию особой этнокультурной модели, которая условно может быть названа восточно-византийской или понтийской и которая заключалась в том, что местные грузинские и армянские влияния во мно­гом изменили культурный облик византийцев 4.

В этой связи следует также отметить восточные, тюрко-иранские культурные влияния, поскольку го­сударство на протяжении всей своей истории было окружено этими восточными соседями. С юга им­перия граничила сначала с Иконийским султана­том сельджукидов, а затем, после его распада в конце XIII в., с сельджукскими эмиратами. На востоке Великие Комнины имели границу с Ильханами Ирана и их наследниками. Такое геополитическое положение и этническое многообразие сказалось и на религиозной принадлежности жителей Пон-та. Основу населения составляли православные хри­стиане, подчинявшиеся митрополиту Трапезунда. Но кроме них здесь проживали католики, армяне-мо-нофизиты, а также мусульмане 5.

Социальный облик населения также был раз­нородным. Основная часть городских жителей Понта были ремесленниками и торговцами. Трапезунд в этом смысле был типичным торгово-ремесленным центром Южного Причерноморья, городом-эмпорием. В нем в XIII—XV вв. существовала круп­ная международная ярмарка. В городе развивалось ремесленное производство — прежде всего кораб­лестроение, ткачество, металлообработка и ювелир­ное дело. Но оно было ориентировано на посредни­ческую торговлю.

Сельское население было в основном оседлым, занималось крестьянским трудом, а также ското­водством. Земледельцы являлись, как правило, кре­стьянами-собственниками, домохозяевами, о чем говорят, в частности, акты Вазелонского монастыря. К периоду XIII—XIV вв. появляется также крупное землевладение, как светское, так и церковное. Важную роль играли также представители местной родовой знати, греческого и грузинского происхождения, которые занимали ответственные посты в Трапезундской империи.

Оседлому населению противостояло кочевое, как правило, тюркского происхождения и проживавшее в южных областях империи и на востоке. Его столкновение с земледельцами и оседлыми скотоводами происходило в центральных равнинных областях Трапезундской империи. Об этих столкновениях и контактах свидетельствуют нам как «Трапезундская хроника» Михаила Панарета, так и агиографическая литература.

Такая непростая ситуация сделала трапезундских великих Комнинов как бы двуедиными правите­лями. Английский исследователь Э. Брайер отме­тил, что они играли двойную роль: были византий­скими василевсами для греческих и лазских под­данных и маликами Джаника для мусульманских полунезависимых эмиров, зависимых от императо­ров 6. Как бы то ни было, чресполосность этно-социальной структуры делала власть императоров неустойчивой, о чем свидетельствуют многочислен­ные периоды нестабильности в государстве, в том числе и гражданские войны середины XIV в.

Трапезундская империя, к изучению которой обратился Ф. И. Успенский в начале XX в., до него была объектом внимания европейских историков Византии и стран Востока. И прежде всего здесь следует выделить немецкого ученого Я. Фальме­райера 7. На основе только что открытых источни­ков из истории Трапезунда, в том числе «Хроники» Михаила Панарета, ему удалось наметить основные этапы политической истории этого го­сударства.  Немецкий исследователь пришел к выводу, что уже в XII в. сепаратистские тенден­ции понтийских жителей привели в дальнейшем к образованию независимого государства с торго­выми интересами в черноморском бассейне. По­следующая деятельность трапезундских Великих Комнинов была направлена на борьбу с Констан­тинополем и с Иконийским султанатом за геге­монию в Южном Причерноморье, а также с гру­зинскими царями за свою независимость. Иссле­дования и выводы Я. Фальмерайера послужили основой для дальнейшего изучения Трапезундской империи.

Во второй половине XIX в. исследователи в це­лом повторяли выводы Я. Фальмерайера при изуче­нии причерноморского государства и при создании обобщающих трудов. Поэтому в особенности сле­дует выделить мнение академика Императорской Академии Наук А. А. Куника. Последний пришел к убедительному выводу, что грузинская царица Тама­ра была инициатором образования греческой импе­рии в Трапезунде, поддержав своих родственников Алексея и Давида Комнинов в 1204г.8 Он объяс­нял такую политику царицы желанием создать силь­ное христианское государство для борьбы с сельджукскими султанами Малой Азии. Эта точка зрения в дальнейшем весьма успешно развивалась в отечественной историографии.

Ф. И. Успенский в первой четверти XX в., впервые привлекая археологический материал, который он исследовал в результате двух экспедиций 1916 и 1917 гг., и поставив ряд новых проблем, открыл другую эпоху изучения Трапезундской империи. I частности, ученому удалось вывезти из Трабзона и впоследствии издать очень важный источник по экономической и социальной истории — кодекс актов Вазелонского монастыря.

В своей книге Ф. И. Успенский впервые задал вопрос: представляла ли Трапезундская империя продолжение и естественную эволюцию византинизма или это естественное образование с другими целями? Вопрос о византийском наследии с этого момента становится одним из основных при изучении истории Трапезунда. Проанализировав целый комплекс  источников и  изучив  эконо­мическую, социальную, политическую и этническую историю империи, исследователь пришел к выводу, что весь период ее существования — это борьба эллинского и местного, прежде всего грузинского,  начала. А образование данной империи — это противоречие византинизму. Хотя экономически Трапезундское государство являлось аналогом Византии, но в целом оно было форпостом борь­бы Грузии за преобладание в Причерноморье. Ф. И. Успенский также начал изучать вопрос о этническом компоненте понтийских земель. Здесь он высказал ряд идей, главная из которых — это доминирование неэллинского элемента, что также сыграло важную роль в формировании облика Трапезундской империи.

Проблемы, намеченные в работе Ф. И. Успен­ского, получили дальнейшее развитие в после­дующей историографии. Основной проблемой про­должала оставаться проблема преемственности Трапезундской империи от Византийской. В вопросе о доминировании грузинского элемента и грузин­ской политики нашего исследователя поддержал А. А. Васильев, хотя он и не развил этого тезиса, а просто повторил выводы Ф. И. Успенского 9. В це­лом по этому пути пошла впоследствии отечест­венная историография, а также иностранные иссле­дователи, которые занимались историей Грузии.

В противоположность этой трактовке истори­ческого развития Трапезундской империи возник­ла концепция, которая условно получила название «ромейской». Впервые ее высказал в рецензии на статью А. А. Васильева румынский византинист Н. Йорга 10. Сочтя сомнительными отношения ран­них Комнинов с грузинскими царями, он высказал предположение, что Трапезундская империя возник­ла в результате действия эмигрантов из Констан­тинополя при поддержке местного греческого на­селения. Грузия в таком случае оказалась ни при чем, а восточные и местные влияния минимальны, Позже эту концепцию поддержал специалист в ис­тории Трапезунда Э. Брайер, который назвал пери­од существования Трапезундского государства пе­риодом «упадка эллинизма в Малой Азии» 11.

Несколько скорректировали эти две точки зре­ния современные отечественные исследователи С. П. Карпов и Р. М. Шукуров 12. С. П. Карпов предложил рассматривать Трапезундскую империю как своеобразное образование, выросшее на тран­зитной торговле между Западом и Востоком. Имен­но через Трапезунд происходил торговый и инфор­мационный обмен в бассейне Черного моря. В связи с этим очень важен баланс между западными и восточными влияниями в Трапезунде, который и стремилась поддерживать императорская власть.

Как бы то ни было, книга Ф. И. Успенского до сих пор не утратила научного интереса, поскольку в ней впервые автор создал целостную концеп­цию исторического развития Трапезундской импе­рии и тем продвинул дело изучения ее истории вперед. Написанная прекрасным языком, она будет также интересна всем любителям поздневизантийской истории.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Карпов С. П. От фемы Халдия к империи Великих Комнинов //Византия и ее провинции. Свердловск, 1982. С. 54-58.

2 Bryer A. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Washington, 1985. Vol 1-2.

3 Карпов С. П. Трапезундская империя и западно­европейские государства в ХШ-ХУ вв. М., 1981.

4 Bryer A. Trebizond: the Last Byzantine Empire // History Today. 1960. T. 10. P. 129.

5 Шукуров Р. М. Великие Комнины и Восток (1204— 1461). СПб, 2001. С. 51-57.

6 Bryer A. Trebizond... P. 100.

7 Fallmerayer J. Geschichte des Kaisertums von Trapezunt. Munchen, 1827.

8 Куник А. А. Основание Трапезундской империи в 1204 г. //УЗ имп. АН. По I и III отд. 1854. Т. 2. С. 705-733.

9 Vasiliev A. A. The Foundation of the Empire of Trebizond (1204-1222) //Speculum. 1936. Vol II. P. 5.

10 lorga N. Une nouvelle theorie sur 1'origine et le caractede 1'empire de Trebizonde //Revue historique du Sud-Est europeen. 1936. T. 13. P. 173-175.

11 Bryer A. Trebizond... P.130.

12 Карпов С. П. Трапезундская империя... С. 12-14; Шукуров Р. М. Великие Комнины... С. 55.

 

Сайт управляется системой uCoz