Глава
XV
КОНСТАНТИН
VII ПОРФИРОРОДНЫЙ.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПЕРИОДА. ВОСТОЧНАЯ И ЗАПАДНАЯ
ГРАНИЦА
Со смертью
Льва VI, последовавшей 11 мая
Вследствие
этого Константин VII не командовал
войсками и не управлял, об нем даже
трудно сказать, что он «царствовал»,
так как и в этом отношении ему не
было удачи, большую часть
указанного периода царствовали за
него другие, а он довольствовался
участием в церемониях и парадах
второстепенными и
третьестепенными ролями. Гораздо
счастливей был Константин в своей
литературной, до известной
степени архивной и археологической
научной деятельности, благодаря
целесообразному направлению
которой и поощрениям просвещенного
мецената, занимавшего
императорский престол, Византия
сохранила многочисленные
драгоценные памятники своей
истории и может быть предметом
научного исследования как для
настоящего времени, так и для
будущих поколений. Из предыдущего
можно видеть, что исторический
материал, обнимающий период
Константина, должен быть
распределен по нескольким категориям.
Прежде всего следует выяснить
ближайшую обстановку, в которой
образовался характер Константина,
оказавшийся легко доступным
посторонним влияниям и слабо
реагировавшим против придворных
партий и честолюбцев, устранявших
его от власти. Затем историческое
изложение событий его царствования
должно быть рассмотрено вместе с
внутренними реформами, которые
или предприняты в его царствование,
или о которых получается
возможность судить лишь на
основании материалов, собранных,
переписанных и до некоторой
степени обработанных по инициативе
царя Константина. Наконец,
необходимо дать краткий обзор
литературной деятельности
Константина и вместе с тем обозначить
обширные научные и литературные
предприятия, которым он или положил
начало, или которые были продолжены
и распространены под его
просвещенным покровительством.
1
Константин
родился при исключительных обстоятельствах
осенью
Оставшись
по смерти дяди своего единственным
представителем семьи Македонского
дома, Константин некоторое время
находился под опекой регентства, состоявшего
из семи членов и составленного из
лиц, далеко не расположенных к
царевичу. Но худшее было в том, что
патриарх Николай, занимавший
теперь патриарший трон и имевший
влияние в регентстве, продолжал
ратовать против четвертого брака, с
его точки зрения, Константин не был
законным сыном Льва. Из других
членов регентства упомянем
выведенных в люди Александром —
Гаврилопуло и Василицу. Последний
пользовался особенной любовью
Александра и едва не был
провозглашен соимператором, о нем
замечено также в летописи, что он
происходил из славян (2). Но видным и
энергичным членом, более других
расположенным к царю, был магистр
Иоанн Еллада. Случайный состав регентства
и малолетство опекаемого
Константина подавали повод к
развитию честолюбивых притязаний и
к проявлению общего недовольства.
Нет ничего удиви- тельного, что в
это время появились искатели
власти и бунтовщики, таковы
Константин Дука, Лев Фока и адмирал
флота Роман Лакапин. Восьмилетний
ребенок, окруженный
недоброжелателями и лишенный
материнской заботливости,
возбуждал к себе сожаление. Наконец
при содействии магистра Еллады Зоя
была возвращена из заточения, и ей
было предоставлено прежнее положение
при дворе. Вместе с возвращением
Зои обстоятельства изменились к
лучшему, она переменила состав регентства,
указала патриарху Николаю
ограничить свою деятельность
сферой церковных дел и не мешаться
в политику, введя в состав
управления преданных ей лиц:
Константина паракимомена,
Константина и Анастасия Гонгилиев,
равно как важную военную должность
этериарха, или начальника наемных
дружин из иностранцев, поручила
Феофилакту Доминику (3). Уже в первое
время вслед за провозглашением
единодержавия Константина под
опекой регентства обнаружилась
важность иноземных отрядов. Когда
Константин Дука, приглашенный заговорщиками,
явился в Константинополь и
провозглашен был царем на
ипподроме, вызванное его появлением
движение было остановлено не
гвардией, а именно отрядами
иностранцев и моряками, которых
своевременно выслал магистр Иоанн
Еллада. Теперь августа Зоя, желая
утвердить положение свое и своего
сына, назначила этериархом
преданного человека, названного выше
Доминика, которого, впрочем, скоро
оклеветали в ее глазах. Тогда она
пост этериарха передала Иоанну
Гариде, а другой важный пост
начальника дворцовой стражи
поручила евнуху Дамиану. Этими
распоряжениями, равно как
благодаря поддержке магистра
Еллады, Зоя достигла того, что в
течение семи лет оставалась во
главе регентства, управляя
империей за малолетством сына.
Византийская летопись дает
следующую характеристику
царствования Константина:
«Семь
лет он управлял царством при
регентстве вместе с матерью,
двадцать шестьлет вместе с тестем
своим Романом, находясь в
подчинении у него, единодержавия
его было 15 лет, всего же
царствования сорок восемь лет».
Хотя
царица Зоя придала более единства
правительству, но со смертию ее
лучшего советника, магистра Еллады,
вновь начались несогласия между
членами регентства. Пользовавшийся
особенным доверием августы
паракимо-мен Константин оклеветал
начальника над иностранными
дружинами Доминика, и августа
передала эту должность Гариде.
Между тем внешнее положение
вследствие войны с болгарами
требовало крайнего напряжения правительственной
власти и военного искусства от
посланных против Симеона вождей.
Правительство, сознавая всю
опасность для столицы от военных
неудач на Балканском полуострове,
готово было сделать большие
уступки арабам в Малой Азии, лишь бы
иметь свободные войска для
действий против Симеона. Когда
патрикий Радин и Михаил Токсара
вели переговоры с сирийскими
арабами о мире, тогдашний
главнокомандующий войсками, или
доместик схол, магистр Лев Фока
перевел на запад восточные фемы и
располагал громадными средствами
для войны с Симеоном. Был
составлен обширный план, в осуществлении
которого значительная доля
предоставлена была союзникам
печенегам, имевшим вторгнуться в
Болгарию с севера, и имперскому
флоту, который под командой
адмирала Романа Лакапина должен
был крейсировать на Дунае и
перевезти печенегов на болгарский
берег. Но все предприятие, хорошо
соображенное в теории, при
практическом осуществлении
встретило непредвиденные
затруднения (4). Но между
главнокомандующими сухопутными и
морскими силами существовали
несогласия, из взаимной зависти и
вражды они не желали согласовать
свои действия, а патрикий Вога,
ведший переговоры с печенегами, с
своей стороны не желал подчиняться
ни адмиралу, ни доместику схол.
Следствием этого было то, что
имперские войска понесли от
Симеона страшное поражение при
Ахелое (917), и спустя 70 лет историк
Лев Диакон видел еще кости
византийских воинов на месте этого
побоища. Для всех было ясно, что
главным виновником испытанного
поражения был адмирал Роман
Лакапин, который не исполнил
возложенного на него поручения
относительно переправки печенегов
и, с другой стороны, не предоставил
морских судов в распоряжение
воинов, бежавших с ахелойского
поля битвы. Ему угрожало лишение
зрения по приговору военного суда,
но его спасли благорасположенные
к нему члены регентства, патрикий
Константин Гонгила и магистр
Стефан (5). С тех пор регентство, в
котором не было определенной
политической системы и которое
руководилось более личными
интересами, разделилось на партии.
Паракимомен Константин думал воспользоваться
благоприятным положением дел для
лишения власти царя Константина и
возведения на престол своего зятя
Льва Фоки; приближенные к
Константину лица колебались,
каким путем легче обеспечить
власть за малолетним царем,
опереться ли для того на
главнокомандующего сухопутными
силами Фоку или предпочесть адмирала
Лакапина, так как ясно было для всех,
что главное влияние неизбежно
должно перейти к одному из них. Та и
другая партия одинаково находила
невозможным дальнейшее
управление регентства под
главенством августы, и, по-видимому,
устранение ее от дел составляло уже
предрешенный вопрос.
Константину
Порфирородному, которому было
тогда 14 лет, пришлось, под
посторонними, впрочем, влияниями,
в первый раз заявить свою волю.
Здесь выступает приставленный к
Константину воспитатель в лице
некоего Феодора, который объяснил
царю опасное положение дел и
доказал ему необходимость привлечь
к власти друнгария Романа Лакапина,
как надежное и благорасположенное
к нему лицо, которое одно в
состоянии в настоящих обстоятельствах
спасти империю и сохранить для
Константина престол. Это лицо
казалось более безопасным для той
партии, которая стояла за Феодором,
чем Лев Фока, гордый своим
происхождением от известного
генерала Никифо-ра, имевший большое
влияние в войске чрез своего брата
Варду и популярный в народе
вследствие заслуг св. Михаила
Малеина. Таким образом, Константин
своим личным обращением к Роману,
стоявшему с флотом близ столицы,
решил вопрос о перевороте в составе
регентства и дал совершенно новое
направление дальнейшей внутренней
политике. Паракимомен Константин,
подозревая опасность со стороны
друнгария, требовал удаления флота
от Константинополя, между тем как
друнгарий приводил разные предлоги,
не позволявшие ему уйти в море,
между прочим ссылаясь на задержку в
выдаче войскам жалованья. Паракимомен,
чтобы выяснить дело, имел
неосторожность лично отправиться к
месту стоянки кораблей, где был принят
друнгарием со всем внешним
почтением, а потом схвачен его
людьми и отведен на трииру адмирала.
Никто не подал ему помощи, и все его
спутники разбежались. Таким
образом, нанесен был непоправимый
удар Льву Фоке неожиданным
заключением под стражу главного
представителя его партии. Что Зоя
не была популярна в Константинополе,
видно из маленькой подробности,
сообщаемой летописью. Она
поспешила пригласить во дворец
патриарха и членов правительства
и поручила им осведомиться о
намерениях Романа Лакапина, но,
когда они направлялись к морю,
толпа бросала в них камнями. На
другой день августа спрашивала
сына по поводу происшедшего: «Что
значит произведенный переворот?» —
«Это произошло потому, — отвечал ей
воспитатель царя Феодор, — что Лев
Фока угрожал погубить ромэев, а
паракимомен был опасен во дворце».
Ближайшим
распоряжением Константина было
затем приглашение во дворец
патриарха и магистра Стефана,
вместе с которыми был составлен
план снятия опеки и принятия
Константином на себя управления (6).
На другой день царица была выведена
из дворца и отправлена в монастырь;
влиятельная должность доместика
схол передана от Льва Фоки Иоанну
Гариде, который потребовал предоставления
команды над иноземными отрядами
своим родственникам и в то же
время вступил в секретное соглашение
с адмиралом Лакапином.
24 марта
Дальнейшие
события, со всей безыскусственной
простотой изложенные в летописи,
весьма отчетливо рисуют
создавшееся положение, которым
навсегда определялась как
зависимая роль и приниженность
византийского самодержца, так и
характер его деятельности, лишенной
инициативы и обращенной к
кабинетным историко-археологическим
исследованиям. Роман Лакапин
приблизился ко двору как
покровитель и защитник царя против
заговорщиков и бунтовщиков, но с
первых же дней его властный
характер и безграничное честолюбие
наложили цепи на свободу
Константина и парализовали его
волю. Прежде всего Роман удаляет от
царя окружавших его лиц и замещает
своими приверженцами важнейшие
придворные и административные
места. Когда его честолюбивые
стремления, клонившиеся к ограничению
власти Константина, стали для всех
ясны, его соперники, также
прикрываясь государственными
целями и интересами царя, поднимали
против него почти каждый год
военное движение или тайный
заговор, что со стороны Романа
вызывало жестокие преследования,
конфискацию имущества, казни,
заточение в монастырь и пострижение
в монашество. Последовательно и
методично Роман Лакапин шел к
предположенной цели. Как мы видели
выше, 25 марта
Закулисная
сторона дела живо рисуется в
нижеследующих фактах, в которых
выражался протест против притязаний
Романа Лакапина. Лев Фока и
паракимомен Константин
согласились положить оружие под
известными условиями, но эти
условия были уже нарушены, так как
Роман явно покушался на устранение
Константина и во всяком случае
произвел переворот в
государственном устройстве. Можно
думать, что если не сам Константин,
то всего ближе стоявшие к нему лица,
как августа Зоя и воспитатель его
Феодор, который находился ранее в
прямых сношениях с Романом, глубоко
чувствовали всю обиду, нанесенную
принципу самодержавия и
наследственности царской власти.
Восстание Льва Фоки, представителя
сильной военной партии, было
выражением общественного
недовольства и протеста. Так как
восстание Фоки имело мотивом
защиту прав царя Константина
против домогательств
василеопатора, то понятно, что на
стороне бунтовщика оказались все
приверженцы партии царицы Зои и
Константина. Роману Лакапину
удалось, впрочем, легко
дискредитировать цель военного
движения благодаря своевременно
принятым мерам. Именно, он обратился
с воззванием к войскам, стоявшим
под знаменами Льва Фоки, в котором
как будто от имени царя Константина
давал совершенно другое объяснение
событиям. В этом акте Константин
выражал мысль, что он добровольно
предоставил Роману охрану своего
царского достоинства и почитает
его как своего отца и испытал от
него отеческую любовь и
расположение. Что же касается Льва
Фоки, то он всегда строил козни
против царя и всеми своими делами
оказывал противодействие царской
власти и стремился к тирании.
Таким образом, отныне он не может более
оставаться в должности доместика
схол «и я свидетельствую, что это
военное движение затеяно им не с моего
согласия, но предпринято
самовольно с целью захватить
царскую власть» (7).
Нужно
вдуматься в положение и
представить себе возможность того,
что восстание Льва Фоки
действительно было вызвано,
подстрекательством близких к
Константину лиц, если не с его
согласия, чтобы оценить весь
трагизм официального признания,
что в Романе он нашел своего отца и
покровителя. Кроме того, в лагерь
было подброшено много подметных
писем, в которых описывалось положение
дел с точки зрения Романа и
приглашались все истинные
патриоты отстать от Льва Фоки и
перейти да сторону царя. Смысл
восстания был утрачен, многие из
лагеря Фоки стали уходить, и сам
предводитель счел нужным спасаться
бегством. Но его нагнали и схватили
и, прежде чем получен был приказ о
том, как с ним поступить, лишили
зрения.
Несмотря
на суровые меры, предпринимаемые
против политических противников,
заговоры открываемы были ежегодно,
один за другим. Наконец, суровая
доля постигла и наиболее близких к
царю лиц. На августу Зою был сделан
донос, что она замышляла отравить
Романа, ее приказано было взять из
дворца и заключить в монастырь,
где она была пострижена в монахини.
Скоро затем воспитатель царя
Феодор вместе с его братом Симеоном
были арестованы во время обеда,
предложенного им пат-рикием
Феофилактом. По подозрению в
заговоре на Романа их отправили в
ссылку в фему Опсикий. Так постепенно
составилась для Константина
Порфирородного та исключительная
обстановка, в которой он провел 26
лет «в подчинении» у своего тестя.
Все это время он лишен был свободы
сношений с людьми, не мог выбирать
себе друзей и, нося царскую корону,
на самом деле был рабом самых
стеснительных условий, в которые
его поставил его тесть. По-видимому,
намерение Романа заключалось в том,
чтобы показать всем ничтожество
законного носителя царской власти,
заставить забыть о нем и постепенно
приучить общественное мнение к
новой династии, представляемой
Лакапинами. Это легко можно видеть
из дальнейших его мероприятий. По
смерти его супруги Фе-одоры он
приказал короновать и возвести в
сан августы Софию, жену своего
старшего сына Христофора, обеспечивая
за ним наследство в царской власти.
Ссылаясь на то, что постоянные
заговоры и возмущения не дают ему
покоя, он заявил желание занимать
первое место в официальных актах,
церемониях и провозглашениях и сделал
распоряжение в этом смысле (923). Чем
дальше, тем решительней были
действия Романа. В
Можно
удивляться, с одной стороны,
настойчивости Романа в проведении
мер, столь явно и в нарушение всякой
справедливости унижавших
Константина, и, с другой стороны,
тому спокойствию и «непротивлению»,
с которым Порфирородный относился
к этим мерам. Нужно иметь в виду, что
каждое распоряжение, нарушавшее
права Константина, должно было или
исходить от его имени, или по
крайней мере иметь его формальное
согласие. И он на все соглашался,
раздавал короны детям и внукам Романа
и не принял непосредственного
участия ни в одном движении против
тирании Лакапина. Философское отношение
к своему положению, которое он
понимал и оценивал во всей его
реальности, без сомнения, должно
возвышать характер Константина в
наших глазах. Находясь в исключительно
необычном для императора положении,
он, однако, с достоинством
относился к своей доле и нашел
возможным в высшей степени полезно
воспользоваться той свободой,
какая ему была предоставлена. Роман
Лака-пин при всех благоприятных
обстоятельствах, какие нашел он в
характере Константина, не достиг
цели своих заветных желаний и не
утвердил своей династии. Весь трагизм
постигшей его невзгоды заключается
в том, что те же самые сыновья, ради
которых он столько заботился и которых
возвысил до царского положения,
низвергли воздвигнутое им здание.
Уже и старший сын Христофор помышлял
свергнуть отца и самому стать на
его место; можно догадываться, что
его подстрекал к движению против
отца тесть его, магистр Никита,
которого и постигла обыкновенная
судьба заговорщиков при Романе[2]:
он был пострижен в монахи и сослан
в заточение (928). Но Роман жестоко
обманулся в своих расчетах на
утверждение власти в своем
потомстве. Прежде всего смерть царя
Христофора в
Романа его
старших сыновей. Принимал ли в этом
участие Константин Порфирородный,
на это нет никаких указаний. Более
определенно объясняется повод к
неудовольствиям царя Стефана и
его братьев тем известием, будто Роман
в конце своей жизни сознал
непригодность своих сыновей и
думал составить завещание о
наследстве в пользу Константина
Порфирородного. Так или иначе, в
Вслед за
свержением Романа некоторое время
у власти оставались сыновья его, но
они не пользовались никаким
авторитетом и уронили себя своим
неизвинительным поведением по
отношению к отцу. В общественном
сознании стали быстро вырастать
права полузабытого и оттесненного
на задний план Константина, который
и сам начал иначе оценивать свое
положение. Цари Стефан и Константин
должны были уступить законному
наследнику, над которым в течение
двух десятилетий с лишком тяжелым
гнетом лежала тирания Романа.
Спустя 40 дней после низложения
последнего Константин
Порфирородный решился окончательно
освободиться от семьи Лакапинов и
приказал преданным ему лицам
схватить их и отправить в ссылку на
острова, где они были пострижены в
монахи. Через несколько времени
низверженные цари семьи Лакапина
встретились на острове Проти.
Увидев своего отца в монашеском
одеянии, лишенные власти, сыновья
его испытали, говорит летописец,
невыносимую печаль. Роман будто бы
сказал: «Я родил детей и возвеличил
их, они же отвергли меня». Затем
Стефан был сослан в Приконнис, на
Мраморн. море, через несколько
времени местом ссылки для него назначен
был Родос, а лотом Митилена, где он и
умер в
Наконец
окончились для действительного и
законного преемника престола
продолжительные годы невольного
удаления от дел, притворного
подчинения и благодушного
перенесения всяческих оскорблений.
С
Константин
начал основательную чистку в
военных сферах. Прежде всего
удалены были начальник гвардейских
частей, или доместик схол, Панфирий,
родственник Романа, вместе с ним
друнгарий флота Радин, как наиболее
близкие к павшей династии чины.
Выбор заместителей определялся
самым положением вещей, и нужно
признать, что Константин имел
большое счастие опереться на лучших
людей того времени.
Следует
припомнить, что Лакапины в своих
честолюбивых притязаниях
встретили серьезных соперников в
лице Льва и Барды, имевших
прозвание Фока. Что было натуральней
при начавшейся реакции против
старого порядка, как выдвинуть
фамилию Фоки, которая не только
могла разделять с Константином VII
чувства обиды и недовольства
старым порядком, но вместе с тем
представляла собой большую
материальную и духовную силу,
весьма полезную для вновь
организовавшейся
правительственной системы?
Представителем фамилии Фоки был
Варда, брат того Льва Фоки, который
проиграл партию в борьбе с Романом
двадцать с лишком лет тому назад и
был ослеплен. Ему был передан
важный военный пост доместика схол
вместе с саном магистра. Сыновьям
Варды поручены были важнейшие
военные начальственные места в
азиатских фемах. Никифор Фока,
будущий император и знаменитый
воитель, назначен стратигом
анатолийской фемы, Лев — стратигом
каппадокийской, а Константин —
селевкий-ской. Равным образом
командование флотом после отставки
Радина поручено было Константину
Гонгиле, еще при матери Константина
VII Зое призванному к высшим
служебным званиям. Наконец, главное
начальство над иноземными
дружинами возложено было на
Василия Петина, который вместе с
тем возведен в патрикии. Из других
лиц, выдвинувшихся с переходом
власти к Константину
Порфирородному, укажем Мариана
Аргира, возведенного в сан патрикия
и комита, или начальника
конюшенного ведомства, Мануила
Куртикия, также получившего сан патрикия
и начальника царской стражи, или
друнгария виглы. До известной
степени обезопасив себя этими
новыми назначениями от
сторонников павшей династии, царь
Константин не провел, однако, до
беспощадных последствий своей
системы и принужден был
впоследствии, когда вновь
возникали попытки возвратить к
власти сыновей Лакапина, принимать
против остававшихся сторонников их
разные оборонительные меры. Трудно
составить точное понятие о
характере самостоятельного
правления Порфирородного. Он
достиг единодержавия в возрасте,
близком к сорокалетнему. При
благоприятных обстоятельствах это
мог бы быть период полного развития
сил и накопленного опыта и знания.
Но Константин прошел суровую школу
«подчинения», и, будучи по природе
наделен гуманными качествами и
мягкостью характера, он мало был
подготовлен к практической жизни,
и в особенности к государственной
деятельности. Слишком доверяясь во
всем, что касалось
правительственных дел,
приближенным лицам и предоставив
много власти честолюбивой и гордой
царице Елене, он не был в состоянии
изменить нравов своего времени и
окружающего его общества и в общем
заботился более всего о том, чтобы
не иметь помех в своих кабинетных
занятиях, в которых сначала он
искал забвения, а потом, конечно,
находил полное удовлетворение и,
вероятно, наслаждение. Таким
образом, Константин не имел ни
желания, ни особенных побуждений,
хотя бы из честолюбия, изменить
свой образ жизни, с которым он
сжился и который ставил его весьма
далеко от реальных государственных
нужд. Читателя может пленять его
доброта, кротость, семейные
добродетели; можно приписывать ему
много похвал за необыкновенно
удачные его личные литературные
труды и за просвещенное
покровительство обширным научным
предприятиям, которые без него,
может быть, никогда бы не
осуществились, за его любовь к
просветительным учреждениям и
искусству, которому он также уделял
много времени; но вместе с тем не
следует закрывать глаза и на то,
что как правитель, допустивший поборы,
взяточничество, продажу должностей
и нарушение закона как в столице,
так и в провинциях, Константин VII не
выделяется из большинства
посредственностей, занимавших
византийский престол. Для историка,
желающего дать характеристику
Константина VII, встречаются немаловажные
к тому трудности в состоянии самых
источников, которые частию
утрачены, частию же составлены в
его царствование и до некоторой
степени по его внушению. В этой
литературе, весьма сочувственно
говорящей о Константине, нужно
различать реальное от фиктивного,
благие пожелания от практического
их исполнения. Чувства и желания,
которыми так обильны предисловия в
новеллах X в. и которыми часто
щеголяег сам царственный писатель,
суть условные и весьма
субъективные понятия, которые
приятны для слуха и составляют
достойный образец для подражания,
но не переходят в подвиг и конкретный
факт. В качестве доброго человека и
просвещенного государя,
воспитанного в лучшей школе того
времени и дорожившего высокими
преданиями Римской империи,
Константин весьма высоко полагал и
славу Македонского дома, так что,
конечно, в его тайные расчеты
входило обессмертить свое имя
большими благотворительными и просветительными
учреждениями. В одном месте его
сочинения «Об управлении империей»
так характеризуется его взгляд,
выраженный косвенно в приложении к
Роману Ла-капину.
«Кир
Роман был простой человек и
неграмотный и не был ознакомлен с
придворными нравами и с обычаями,
заимствованными из Римской
империи; не происходя из царского
рода и не имея благородных предков,
он не сообразовался в своих
действиях с хорошими принципами, а
поступал как вздумается, не следуя
ни голосу Церкви, ни велениям
великого Константина» (9).
Для
просвещенного же писателя X в.,
которому принадлежат приведенные
слова, высокие принципы были законом,
и, подчиняясь велениям обычая и
придворного устава, равно как
следуя традициям, идущим от деда и
отца, император Константин с полным
одушевлением предавался полезным
делам, за какие восхваляют его
сочувствующие ему писатели. Он был
и кроток, и снисходителен, и
милостив. Он был озабочен планами
облегчить тягости податной системы,
приносил жертвы на выкуп пленных,
не щадил средств на устройство
новых больниц и богаделен,
принимал меры к тому, чтобы
правосудие исполнялось
нелицеприятно и без подкупа.
Константин заботился об устройстве
новых учебных заведений и о
поддержании старых, понимая, что из
хорошей школы могли выйти достойные
общественные деятели: ученые,
преподаватели, судьи, правители
областей и епископы. Но как все это
осуществлялось на практике, об
этом скажем ниже, при рассмотрении
событий его царствования.
2
Обращаясь
к изложению внешних событий, обнимающих
обширный период царствования
Константина VII, мы должны начать
речь с тех окраин, которыми
Византия соприкасалась с
мусульманским миром. Мусульманские
государства, окружавшие империю со
всех сторон, за исключением ее
северной границы на Балканском
полуострове, представляли собой
три политические системы:
1)
восточный калифат со столицей в
Багдаде, с зависимыми от калифа
эмирами в Азии под властью
Аббасидов,
2)
африканский под управлением
Фатимидов с подвластными эмирами
в Южной Италии и Сицилии, а также в
Египте и Сирии и, наконец, 3)
испанский под властию Омейядов и с
эмирами в Танжере и Марокко. В
начале X в. империя испытала от
арабов два сильных поражения, которые
надолго изменили не в пользу
империи взаимное отношение сил, это
было взятие и разграбление арабами
второго по богатству и торговому
значению города — Солуни и
уничтожение греческого флота при
Лемносе. Этими преимуществами
арабы не успели воспользоваться
Лишь вследствие исключительных
обстоятельств, какие переживал в
особенности Багдадский калифат; в
противном случае Византия,
поставленная часто в безвыходное
положение неудачными делами на
северной границе, должна бы была
поступиться в пользу арабов
многими областями в Малой Азии.
Немедленно
по смерти Александра последовало
возмущение Константина Дуки. Это
был сын Андроника, бывшего вместе с
Имерием начальником флота,
посланного против арабов. Он
сделался орудием интриги,
сотканной коварным Самоной, не
исполнил воли царя, приказавшего
ему соединиться с Имерием и начать
вместе с ним движение против арабов,
а затем из страха перед ответственностью
бежал на границу арабских владений,
вместе со своими родственниками и
приверженцами начал восстание и
укрепился близ Конии в местечке
Кабала. Но так как долго
сопротивляться императорским войскам
он не мог, то решился перейти в
арабские владения, где и был
ласково принят, отправлен в Багдад
и там перешел в мусульманство.
Впоследствии Андроник, однако,
сожалел о своем поступке, вступил в
переписку с патриархом Николаем
Мистиком, которому это было
поставлено в вину и вменено в
измену (10). Сын Андроника Константин,
бежавший от арабов и принятый на
службу в империи, составил себе
большое имя военными делами против
арабов и вместе с тем приобрел в
народе популярность своими
приключениями и знакомством с восточными
землями. При вступлении
Константина на престол он занимал
важнейший военный пост доместика
схол и считался самым способным
вождем, который один мог вывести
империю из затруднительного положения,
создавшегося угрожавшими империи
замыслами Симеона на северной
границе. При таких условиях Константин
Дука был призван своими
приверженцами и некоторыми
членами регентства в
Константинополь и провозглашен
царем. Из ипподрома, где
происходило провозглашение,
Константин Дука направился через
Халку в Большой дворец и готов был
захватить пребывавшего в нем
малолетнего царя. Но тогдашний
командир иноземных отрядов Еллада
выступил против него с бывшими и
его распоряжении силами и одержал
верх над повстанцами. Константин
Дука пытался спастись бегством на
коне, но был сброшен на землю и
обезглавлен. Его тесть Иви-рица и
известный Лев Хиросфакт искали
спасения в церкви св. Софии, но были
оттуда вытащены и пострижены в
монахи. Преследование партии Дуки
было жестокое, весь род его был
истреблен. Появляющиеся во второй
половине XI в. Дуки происходили из
боковой линии.
Мы уже
видели выше, что первые годы
управления регентства за
малолетством Константина были в
высшей степени тревожным периодом,
который и способствовал Роману
Лакапину под личиной спасителя
отечества достигнуть высшего
положения в государстве. Неудачная
война с Симеоном требовала
крайнего напряжения материальных
сил, сосредоточения войска в
западных провинциях и весьма
естественно содействовала тому,
что арабы на восточных границах
начали наступление. Правителем
пограничной области с центром в
Тарсе и начальником флота в
восточных водах Средиземного моря
после Дамиана, известного
победителя Имерия, был назначен ибн-Малик.
По обычной системе, давно уже
установившейся, Византия была в
нескончаемой войне с арабами,
которые ежегодно с наступлением
весны предпринимали наезды в фемы
Анатолику и Каппадокию, успевали
произвести опустошения в
пограничных селениях и городах и с
большим полоном возвращались
назад. Было бы слишком утомительно
следить за отдельными
подробностями в этой малой пограничной
войне (11), которая склонялась
попеременно то в пользу арабов, то в
пользу греков. Можно отметить лишь
появление нового элемента в
отношениях между враждующими
сторонами, участие которого
постепенно склоняло перевес на
сторону греков в Месопотамии, это
были армяне, с которыми цари
Македонской династии вступили в
особенно близкие отношения и
которые приняли деятельное
участие в войнах с арабами в X в.
Иметь на Востоке хотя некоторую
опору в союзном христианском
народе побуждало империю то
обстоятельство, что она принуждена
была иногда все восточные войска
переводить на Балканы. При сознании
грозной опасности со стороны
Симеона Тогдашняя правительница,
мать Константина Зоя, решилась
вступить в переговоры с багдадским
калифом о заключении более или
менее прочного мира, который должен
был сопровождаться обменом
пленными, накопившимися на той и
другой стороне в огромном числе,
начиная с взятия Солуни и с походов
Имерия. В связи с этими
обстоятельствами находится
посылка на Восток патрикия Иоанна
Радина и Михаила Токсары; об этом
посольстве, только упомянутом в
византийской летописи (12), весьма
подробные сведения сохранились у
арабских писателей. Когда послы
дошли до города Текрита на Тигре, их
приказано было задержать там на два
месяца. 25 июня 917г. они прибыли в
Багдад и помещены были в ожидании
приема в особенном дворце. Для
приема послов дворец калифа был украшен
занавесями, коврами и богатой
утварью. Придворные чины
расставлены были по рангам и
достоинствам по портикам, залам и
дворам, по которым двигались послы.
Войска в парадной форме, конные и
пешие, образовали двойную линию по
пути. Все улицы и площади Багдада были
полны любопытных, лавки и балконы
отдавались внаем для зрителей. Вся
обстановка приема была рассчитана
на эффект, и послы не могли не быть
поражены виденными ими чудесами.
Калиф ал-Муктадир принял их во всем
своем величии и блеске и
благосклонно отнесся к посланию
царя.
Слишком
подробно описаны
достопримечательности Багдада,
которые были показаны послам по
желанию калифа. Здесь было много
такого, чем византийские императоры
у себя в Константинополе приводили
в восхищение европейцев:
серебряное дерево с золотыми
птицами, древесные листья,
приводимые в движение легким
ветерком, изображения 15 всадников с
длинными дротиками в руках,
великолепные конюшни с золотыми и
серебряными конскими украшениями,
сад с дикими зверями. Во всех
дворцах, посещенных послами,
славянские евнухи предлагали для
питья холодную воду. После осмотра
достопримечательностей послы
были вновь приняты калифом, который
передал им свой ответ на послание
царя и наградил их богатыми
подарками. Вследствие этих
переговоров произошел обмен
пленными на реке Ламус, но столько
желаемого империей мира не было
достигнуто, так что на восточной
границе вновь происходили военные
столкновения. Таковы были
отношения на восточной границе в
первые годы царя Константина VII.
Роман
Лакапин пришел к мысли
воспользоваться союзом с Арменией
для более правильного и
систематического воздействия
против арабов. Патриарх Николай
Мистик в
«За
надежной стеной вашей силы и ради
страха, какой вы внушаете врагам,
мы находимся как бы в укрепленном
лагере или среди прекрасного
города. Мы ставим себя под вашу
защиту, мы ваши верные слуги. Враг
окружает и осаждает нас со всех
сторон; защитите ваших детей и слуг,
которые все пьют из чаши южного
тирана... Мы ищем союза с империей ромэев,
что представляется нам наиболее
верным и отвечающим нашему положению».
За этой
перепиской последовало посещение
христианской столицы армянским
царем Ашотом, который поразил
греков своей необыкновенной силой,
так как мог согнуть в кольцо
железный стержень (13). Обласканный
вниманием и одаренный дарами Ашот
получил от царицы Зои военный
отряд, при помощи коего утвердил в
Армении свою власть. На первых
порах, впрочем, союз с армянами
мало давал себя чувствовать. Правда,
в
Соперником
Иоанна Куркуа является в это время
Сейф ад-Дауле из племени Хамданидов
(17), которые в X в. получили
чрезвычайно важное значение в
истории Византии. Хамдан ибн-Хамдун
происходил из племени таглиб в области
Мосула. От него происходили Хасан и
Али, основатели династии
Хамданидов в Мосуле и Алеппо,
которые, пользуясь постепенным
ослаблением Багдадского калифа-та,
достигли независимости в своих
областях. Это был пе- риод
наибольшего падения Аббасидов,
когда калифы стали игрушкой в
руках персидской или турецкой
гвардии и когда отдельные
провинции стали организоваться в
независимые княжения под властью
самостоятельных эмиров. Более
известный в истории Византии Али,
иначе Сейф ад-Дауле, правитель
Алеппо, почти каждый год
предпринимал военные вторжения в
византийские области и оставил по
себе печальную известность в
летописи. Но этот «нечестивый
Хамда» был в тоже время
покровителем науки и любителем
художников и поэтов, которые жили
при его дворе и воспевали его
подвиги, таковы поэты ал-Мутанадби,
Абу-Фирас и др. В первый раз о
походах его упоминается в
Было бы
затруднительно следить за этими
ежегодными походами арабского
героя в имперские области, где
доместик Иоанн Куркуа оказывался
достойным ему соперником. Ему
удалось войти в тесные сношения с
египетским наместником в Сирии
Магометом ибн-Тугджу или ал-Ихшиду,
с которым империя поддерживала с
тех пор дружеские сношения, и
несколько обезопасить себя, по
крайней мере со стороны Тарса. Но
зато Сейф ад-Дауле спокойно
распространял свою власть в
области калифата и овладел
Антиохией, Дамаском и Эмесой (Хомс),
чему способствовали споры в
Багдаде из-за наследства в калифате.
При избрании ал-Муттаки-Биллахи
после смерти ар-Рада (940—941)
Хамданиды приняли деятельное
участие в смутах и некоторое время
были даже господами в калифате.
Пользуясь этим временем, империя
могла поправить свое положение на
восточной границе и даже начать
вновь наступательное движение
против мусульманских владетелей. В
На
следующий день «вышли к Золотым
воротам два сына царя (т. е. Романа
Лакапина), Стефан и Константин, и
зять его Константин с патриархом
Феофаном и, приняв святыню с
подобающими почестями, в
сопровождении сената и большой
процессии со свечами отнесли ее в
храм св. Софии и отсюда в дворцовую
церковь Богородицы Фара» (19).
Описанное
торжество весьма подняло
религиозное настроение столицы и
возвысило авторитет предводителя
восточных войск доместика Куркуа.
На восточной границе успехи
империи осенью того же года
сказались в движении Варды Фоки к
киликийскому проходу, где были заняты
сирийские города Мараш и Баграс.
Выше мы
видели, что в
Военные
приготовления и поход на Крит
должны были отвлечь внимание от
сирийской границы, чем с успехом
воспользовался Сейф ад-Дауле,
предпринявший в
3
Переходим
к изложению событий на западной и
юго-западной границах. Западная
граница не представляла такого
однообразного географического
построения, как восточная. Смотря
на карту империи в период Македонской
династии, нельзя не прийти к выводу,
что на западной границе,
расчлененной морем и раздробленной
на несколько отдельных областей,
из коих каждая нуждалась в
особенной системе обороны,
Византия никоим образом не могла
защищать свои искусственные и
легко доступные внешнему врагу
владения теми же средствами, какими
она пользовалась на востоке. В той
же мере можно признать правильной
политику безостановочного
движения к востоку, как безусловно
ошибочной мысль — во что бы то ни
стало держаться за фикцию целости
империи на западной границе и не
отказаться заблаговременно от
Южной Италии и Сицилии, с
сосредоточением обороны на Балканском
полуострове. Жизненный нерв
Византии в материальном и
этнографическом отношениях был в
ее азиатских фемах; равно как
центральное значение ее
политической и церковной миссии,
выражающейся в борьбе с
притязаниями на мировое значение
Западной империи и латинской
Церкви, было бы осуществлено в
полной мере, если бы она
ограничилась пределами распространения
славянских племен и не развивала
свои притязания на западе далее
Истрии, поступившись Сицилией и
Южной Италией в пользу Западной
империи. Между тем в течение X в. мы
присутствуем при постоянной и
напряженной борьбе из-за Южной
Италии, которая ставила империю в
необходимость приносить для этого
в жертву свои интересы на других
окраинах.
На
западной границе империя
сталкивалась с арабами и с
различными западными властителями,
разделявшими господство и
политическое влияние в Италии.
События, о которых предстоит нам
здесь говорить, уже и потому имели
связь с происходившими на
восточной границе явлениями, что
Ихшиды и Фатимиды, владевшие
Египтом, час- то держали в
вассальной зависимости эмиров,
управлявших сицилийскими и
итальянскими областями, захваченными
мусульманами. Третий калифат в
Испании со столицей в Кордове, с
династией Омейядов во главе, имел
зависевшие от него владения в
Марокко; критские арабы, столь
много вреда наносившие империи
своими грабежами и набегами на
прибрежные области, были выходцами
из Испании. Таким образом,
западная часть Средиземного моря,
омывающего византийские владения в
Южной Италии и в части Сицилии,
находилась в области политического
и морского влияния мусульман,
против которых империя должна была
действовать исключительно своими
морскими военными силами. Три
калифата составляли три отдельные
политические группы, разделенные и
религиозными воззрениями, и
политическими стремлениями. Империя
находила способ поддерживать
иногда союзные и дружественные
отношения с той или другой
политической группой, при
Константине VII чаще всего были
сношения с испанскими Омейядами,
хотя в самом начале царствования
была попытка заручиться союзом с
египетскими Фатимидами.
Существенным обстоятельством,
обусловливавшим эти временные
союзы и сношения, были южноитальянские
отношения, в которых Византия во
что бы то ни стало желала сохранить
свою прежнюю роль.
Три
большие нации — греки, сарацины и
немцы — встретились на почве
итальянского полуострова. Южные
провинции подвластны были
ломбардским герцогам и князьям
Беневента. Их могущество
остановило завоевания Каролингов,
их просветительные стремления
создали из Южной Италии приют для
философов и грамматиков. Разделение
этого государства сопровождалось
соперничеством между Беневентом,
Салерно и Капуей, которое имело
последствием вмешательство
сарацин. В течение бедственного 200-летнего
периода Италия подвергалась страшным
опустошениям, и временные
завоеватели не могли доставить ей
покоя. Каждый год из Палермо
отправлялись в Италию свежие
отряды, которыми пользовались
христианские владетели в своих
усобицах. Сарацинская колония
утвердилась в Бари и
господствовала в Адриатическом море.
Опустошения сарацин вызвали первые
попытки к сношениям между
восточным и западным императором.
Но продолжительность подобных
союзов не была обеспечена, так как
на место ослабевшей власти сарацин
должно было усилиться в Италии либо
греческое, либо немецкое влияние. И
взаимодействие двух империй всякий
раз нарушалось, когда одна из них
казалась другой успевшею ослабить
арабов. Падение Каролингского дома
необходимо должно было
сопровождаться торжеством
греческих политических планов.
Несмотря на бездеятельность флота,
несмотря на скупые средства,
отпускаемые на войну с арабами, в X
в. Южная Италия от горы Гаргано до
Салернского залива пришла в
зависимость от Византии.
Республика Амальфи и Неаполь
пользовались политической
свободой. Князья Беневента, Салерно
и Капуи насильственно были
отторгнуты от общения с латинским
Западом. Между всеми
южноитальянскими городами
возвысился Бари, метрополия
греческой фемы Ломбардии, которая
подчинена бвша греческому
губернатору с титулом катапана.
Опираясь на город Бари, владея
флотом, какого не имела Западная
империя, Византия всегда готова
была приостановить успехи
немецкого императора, если они
угрожали ее притязаниям. А эти
притязания формулируются так Капуя
и Беневент подвластны Восточной
империи, которая никогда не теряла
надежды на полное их подчинение, и
ни в какие соглашения с Западом
Византия не может вступить, если
ей не будет обеспечено господство в
Южной Италии. При Константине не
могло уже быть речи о Сицилии,
которая после потери Тавромения в
«Едва
северные пилигримы, шедшие в Рим,
спускались с Альп, как им
преграждали путь испанские мавры,
укрепившиеся с
Легко
понять, что главная причина
бедствий лежала во взаимных
раздорах самих итальянских князей,
которые частию
покровительствовали арабам и
пользовались их услугами для
сведения личных счетов. Наконец
папа Иоанн X в
Положение
южноитальянских владений подвергалось,
однако, постоянным угрозам со
стороны сицилийских арабов. К
счастию, после поражения при
Гарильяно в Сицилии начались
внутренние смуты, отвлекшие силы мусульман
от Италии; к тому же Византия, чтобы
пользоваться некоторым
спокойствием в Италии, согласилась
платить Фатимидам ежегодную
денежную дань, что было, вызвано,
по всей вероятности, ночным
нападением на Региум в
Очень
любопытный эпизод в истории
рассматриваемых событий
представляет участие славян
далматинского побережья и островов
в морских походах против империи.
Уже попытка заключить союз с
египетским калифом ал-Махди со
стороны Симеона Болгарского,
искавшего союзников против
Византии и на Востоке, и на Западе и
желавшего завладеть
Константинополем (23), достаточно
выясняет подготовлявшееся
настроение против христианской
империи среди славян. Это роковое и,
конечно, имеющее важные причины
антивизантийское движение среди южных
славян обошлось им весьма дорого и
должно быть взвешено со всех сторон
при оценке последовательного
развития славянской истории. Как
известно, египетский калиф
согласился на предложения Симеона
и с своей стороны послал
уполномоченных для заключения
окончательного договора, но его
послы были захвачены византийскими
моряками и доставлены в
Константинополь, где Роман успел
так подействовать на них своими
подарками, роскошью и вниманием,
что после доклада их обо всем виденном
калиф прекратил сношения с
болгарами (924). Тем не менее идея
совместного с арабами движения на
Византию не умирала среди славян и
обнаружилась на другом театре.
Известно, что славяне, владевшие
флотом на Адриатическом море, в
занимающее нас время состояли в тесной
дружбе с египетскими арабами и
совершали по их указаниям
опустошительные набеги на
имперские владения. Хотя о корсарах
из славян у побережья Далмации мы
знаем еще в IX в., но после военных
экспедиций адмирала Орифы, по-видимому,
корсарству нанесен был удар, по
крайней мере до 924—925 гг. с этой
стороны не было более угрозы
южноитальянским владениям. Но на
службе арабов в X в. в значительном
числе появляются славянские
матросы. Они распространяются,
кроме того, большими колониями в
Сицилии, в Африке и даже в Испании.
Не входя здесь в подробности этого
вопроса, бросающего новый свет на
историю южных славян, ограничимся
некоторыми более яркими фактами (24).
В IX и X вв. и гораздо позже
адриатические славяне вели
постыдный торг военнопленными,
которых они набирали посредством
разбоя на морях и набегов на
прибрежные области. Этот товар
главным образом шел в Африку. В
мусульманских владениях было
множество таких рабов из греческой
и славянской народности; они
переходили в мусульманство,
достигали важных должностей на
службе и нередко играли значительную
роль в событиях. Эти славяне, жившие
во множестве в Африке и Сицилии
между сарацинами, должны были служить
посредниками в сношениях арабов с
свободными славянами. В описании
города Палермо у арабского писателя
ибн-Хаукала есть любопытное место о
славянах (Sacalibab). «Квартал Сакалиба
есть самый населенный из других
кварталов города. Здесь находится
морской порт». Если славяне
занимали отдельный квартал в таком
населенном городе, как Палермо, то
очевидно, что их было здесь большое
количество. В египетских владениях
Фатимидов славяне имели военное
значение. Военные походы из Египта
в Апулию в
Политическое
значение славян того времени, их
предприимчивость, смелость и
способность к большим, хотя, может
быть, и мало соображенным в
подробностях, предприятиям вполне
оценены в известиях арабов. Ал-Бекри,
указав на эти качества современных
ему славян (X в.), заключает: «Никакой
народ в мире не мог бы выстоять
против них, если бы они не были
разделены на большое число племен
и колен». Другой писатель (Массуди),
также X в., признавая за славянами
военные качества и способность к
смелым предприятиям, еще точней
определяет их главный недостаток,
который мешал им занять в истории
надлежащее положение: внутренние
смуты и взаимные раздоры.
В
настоящее время легко заменить
данную арабами квалификацию более
отвечающею современности: славяне
всегда страдали недостатком
политического смысла и
государственной организации, им
недоставало характера и дисциплины
ума, из которой выковывается
величие народов.
Что
морские силы империи были весьма
незначительны, можно убедиться из
состава эскадры, которая послана
была в Италию в
Когда
Константин стал править империей
самостоятельно, в Египте также на
место умершего калифа ал-Махди
вступил ал-Мансур, который назначил
в Сицилию нового эмира в лице ал-Хассана,
получившего приказание утвердить
авторитет калифа и потребовать
возобновления дани с византийской
Калабрии. Император Константин
организовал значительные силы с
целью открытия военных действий
против сицилийских арабов. Все силы
подчинены были стратигу Макрояни,
под его начальство должны были
стать местные отряды стратига
Калабрии Пасхалия и патрикия
Малакина. Из Египта прибыли также
подкрепления, и во главе
присланного отряда стоял снова
славянин ал-Фарадж. Несмотря на
довольно значительные силы,
византийский главнокомандующий на
этот раз действовал весьма вяло,
может быть, потому, что не все силы
прибыли своевременно в Калабрию.
Так или иначе, в
Почти
каждый год империя должна была
принимать новые меры, стоившие
больших материальных средств и
отвлекавшие ее внимание от более
важных и более существенных задач,
и это с целью во что бы то ни стало
поддержать фикцию на господство в
Италии. Но ни разу мы не видим
больших вооружений или применения
таких мероприятий, которые бы в
состоянии были обеспечить успех
выполнения замышляемого плана, ни
разу не была снаряжена такая
экспедиция, какая, например, была
организована против Крита.
Южноигальянские дела могли быть
поставлены совершенно иначе, это
прекрасно было доказано во время
Никифора Фоки. Но при царе
Константине дальше полумер дело не
шло. Чтобы дать характеристику этих
мер, приводим одну страничку из
византийской летописи (27).
«Царь
Константин назначил военную силу
против лангобардов и неаполитанцев
и поставил во главе ее патрикия
Мариана, так как западные провинции
взбунтовались и разорвали узы,
соединявшие их с империей. Жители
Лангобардии и Калабрии позволили
себе эту дерзость, рассчитывал на
свою отдаленность от царственного
города. Поэтому, находясь постоянно
в состоянии смуты, они дошли до
такой распущенности, что вступали в
союзы с агарянами и захватывали
военной силой соседние города,
крепости и селения. И сами неаполитанцы,
стряхнув с себя иго послушания
Христу, вступили на путь открытого
восстания. Итак, озабочиваясь тем,
чтобы возмутившийся народ не
развил далее своих дерзостных
замыслов и чтобы привести его к надлежащему
подчинению, Порфирородный посылает
на них войска из фракийских и
македонских фем и обуздывает их
дерзость и сумасбродство военными
судами, снабженными живым огнем.
Патрикий Мариан Аргир, осадив
Неаполь с суши и моря, предал огню
доступные с суши части города, а
имевшие доступ к морю подверг
обложению. Тогда жители города,
доведенные осадой до голода и
утеснения, обратились к царю
Константину с просьбой и снова
подчинились ему, как было прежде».
На самом
деле успех этой экспедиции не был
так прочен, как это сказано в
указанной хронике. Столкновения в
Южной Италии не окончились
экспедицией
Чтобы
представить более или менее полную
картину мусульманского мира на
окраинах империи, мы должны еще
бросить взгляд на испанский
калифат под властию династии
Омейядов, имевших столицу в Кордове.
Владения Омейядов не соприкасались
с византийскими, и потому
непосредственного отношения к
империи кордовские калифы не
имели. Но испанские арабы владели
Критом, принимали некоторое
участие в европейской истории и
обменивались посольствами с
империей. В
Византийский
флот, приблизившись к берегам Прованса,
навел страх на сарацин греческим
огнем и обратил их в бегство. Но
экспедиция не принесла ожидаемых
плодов, так как возникшие между
начальником греческого флота и
предводителем сухопутных
итальянских отрядов недоразумения
нарушили между ними согласие и
заставили отступить греческий
флот.
Независимо
от рассказанного эпизода, имевшего
лишь косвенное отношение к общей
политике империи в Италии,
Кордовский калифат занимал
особенное место в планах
Константина VII, имевших предметом
своим остров Крит. Критские арабы
были бельмом на глазу у империи.
Они угрожали не границам, которые
всегда находились на военном
положении, а внутренним областям;
они свободно плавали по Эгейскому
морю, опустошая Грецию, Афон и
прибрежные места. Правительство
никогда не забывало критских
корсаров, но требовалась слишком
сложная операция, чтобы
организовать против Крита новую
экспедицию. Известно, что в
В связи с
этими сношениями стоит любопытное
посольство знаменитого арабского
ученого того времени еврея Хасдая
ибн-Башрута к правителю хазарского
царства кагану Иосифу. Император
Константин, однако, отказался
отправить в Хазарию испанское
посольство, сославшись на
опасности со стороны враждебных
народов и на свирепствовавшие бури
на море. Сношения с кордовским
калифом этим не ограничивались.
Испанский посол Хишам ибн-Хузейла,
имевший поручение заключить с
императором мир, был торжественно
принят 24 окт.
[1] Все акты этого времени подписаны от царей в порядке старшинства: Romani, Constantini et Christophori, а затем: Romani, Christophori еt Constantini. Мотивом летопись выставляет требование болгар. Zachariae. Jus graeco-rom. P. III. Р. 234 и ел.; Тheoch. Соntin. Р. 414. 15/
[2] /?????????? ?? ???????
? ????????? ??? ????????.
??????????? ???????? ??
???????????? ???? ???? ??? ?????
???????? ?????? ??? ??? ?????????
????? ?????? [был обвинен и магистр Никита,
тесть государя Христофора, в том, что
подстрекал его против родного отца и
наставлял свергнуть его с царства]./
[3] * /????? ????? ???????
?? ??????? ??? ????? ????????????
??? ?? ??????????? ??? ??? ????????
??????????? (Sym. Маg. Р. 750. 11)./
[4] ?????????? ???? ??? ?????? ???????? [соучастников его самого и будущих царей] — это единственное основание подозревать участие Константина. Sym. Маg. Р. 752. 12.
[5] ' То ??? ??????? ????? ?????????
(Thеорh. Соntin. Р. 432. 8).