Глава
XXIII
ГРЕКО-БОЛГАРСКАЯ
ВОЙНА. ПОДЧИНЕНИЕ БОЛГАРИИ
Изложенными
в предшествующих главах событиями
закончилась скорбная летопись
первого десятилетия царствования
Василия. Освободившись от тревог и
волнений за целость империи и
личную безопасность, царь Василий
все внимание сосредоточил теперь
на войне с Самуилом. Хотя вообще
держава Самуила, равно как и личный
характер этого исключительного в
славянской истории государя,
представляются загадочными и не
вполне выясненными в источниках,
тем не менее исторический интерес,
связанный с этой эпохой,
поддерживается уже тем, что царь
Самуил был в состоянии выдержать
более чем 20-летнюю борьбу с
империей, обладавшей всеми
материальными средствами самого
сильного и самого культурного в то
время государства. Многое сделано в
прекрасной работе французского
ученого Шлумбергера, впервые
давшего надлежащее историческое
освещение эпохи Василия (1). Он с
любовью останавливал внимание на
сухих и отрывочных заметках
летописцев, пытался поставить их в
связь между собой и раскрыть их
смысл. Вследствие этого современники
Василия часто оживают под пером
французского автора и становятся
нам близкими по своим страстям и
настроениям и по мотивам действий.
Несмотря,
однако, на такое благоприятное
обстоятельство, все же болгарско-византийская
война, будучи чрезвычайно важна по
своим трагическим последствиям,
давшим новый политический вид
Балканскому полуострову, осталась
скудно освещена в своем
постепенном развитии и в
отдельных подробностях. Между тем
эта сторона вопроса приобретает
капитальное значение в переживаемые
дни, ввиду того что Самуил главные
средства для борьбы заимствовал из
западных частей Балканского полуострова
и опирался на этнографические
элементы, которым принадлежали
земли на север от Фессалии и Эпира
и на запад от Охриды и Преспы.
Обыкновенно думают, что держава
Самуила составилась из
малосвязанных между собой
народных групп и что в деятельности
комитопулов нельзя искать
политического смысла и культурного
значения. И упомянутый французский
историк неоднократным
применением к Самуилу эпитета «lе sauvage»[1]
нисколько не рассеял превратного
взгляда на ход политической
борьбы между эллинизмом и
славянством в занимающую нас
эпоху.
Само собой
разумеется, отсутствие летописных
данных многое может извинить в
односторонних заключениях по
отношению к эпохе Самуила.
Благодаря, однако, недавним
археологическим исследованиям в
центре державы, образованной
Самуилом, является возможность
бросить некоторый свет как на
политический смысл движения, так и
на культурное состояние этой эпохи.
На эти данные и позволяем себе
прежде всего обратить внимание (2).
Центр державы Самуила определяется
озером Пре-спой и его окрестностями.
Здесь, в селении Герман, по всей
вероятности, была фамильная
усыпальница комитопулов. В
На о-ве
Граде особенное внимание обращают
на себя кроме христианских
надписей остатки церквей. Такова,
между прочим, церковь св. Петра с
остатками фресок, принадлежащих,
впрочем, к позднейшему времени.
Более значения имеет о-в Ахилл (Аил).
С кургана, находящегося на юго-восточной
стороне, открывается вид на оба
озера, Большое и Малое, и на все
окрестности, так что есть полное
основание видеть здесь прежний
наблюдательный пункт и искать на
этом месте следов крепости.
Между
древностями Аила самое важное
значение имеют развалины так
называемой Великой церкви, массивного
сооружения в форме базилики в два
яруса. Это самый капитальный
памятник времени Самуила,
свидетельствующий о политическом
и культурном значении предпринятого
им дела. Остановимся на некоторых
подробностях. Местами на этом
почтенном памятнике уцелела
штукатурка и следы фресковой
росписи, иногда можно подметить и
остатки надписей. В особенности алтарная
ниша сохранила значительный
интерес. Нижний пояс апсиды, в
середине которого виднеется
тройное окно, а над ним ряд
изображений во весь рост,
отмечается особенно тщательной
отделкой, состоящей из разнообразного
архитектурного орнамента — арки и
колонны. Здесь у апсиды и позади
престола устроены были кафедры, по-видимому,
для всех епископий вновь
организовавшегося царства. В
центре три кафедры отличаются от
других более значительными
размерами, по бокам с той и другой
стороны идут полукругом меньшие
кафедры. Рамки, образованные
колоннами, выведены розовой
краской, в них читаются надписи
черной краской. Благодаря сохранившимся
здесь надписям, часть которых могла
быть восстановлена без большого
труда, представляется возможным
прочитать наименование почти всех
епископских кафедр, входивших в
состав Самуилова царства. Кроме
трех центральных имеются более или
менее явные остатки девяти кафедр
с одной стороны и пяти — с другой.
Допуская необходимость симметрии в
расположении епископских мест,
должно принять, что вначале было по
девяти с той и другой стороны от
трех центральных и что недостающие
ныне разрушены вместе с частию
апсиды. Таким образом, можно бы
доводить до 21 число епископских
кафедр времени Самуила. Мы могли
без больших натяжек установить
следующие наименования тогдашних
тронов (??????): 1) Скопийский, 2)
Сардикский (София), 3) Видинский, 4)
Кефалонийский (Главиница), 5)
Веррийский, 6) Селасфорский (Деволь),
7) Ираклийский (Пелагония), 8)
Призренский, 9) Пелла (?). В высшей
степени любопытно отметить, что
здесь помечены две епископий,
принадлежащие к нынешней албанской
территории, и две епископий,
отнятые от Самуиловой державы в
самом начале XI в. (Видин и Веррия).
Этим до известной степени
определяется хронология
построения Великой церкви, т. е.
последнее десятилетие X в. Как
название острова по имени св.
Ахилла, так и следы почитания этого
святителя в построенной Самуилом
церкви служат иллюстрацией к
известному факту, связанному с
походом Самуила в Грецию, причем
из Лариссы он перенес в Болгарию
мощи св. Ахилла (986). По всей
вероятности, в Великой церкви положены
были и мощи покровителя города
Лариссы, и вместе с тем как бы
переносилась от греков к славянам
благодатная и чудодейственная сила
этого святителя. На том же острове
сохранились следы других церквей:
Двенадцати апостолов,
великомученика Димитрия. Богородицы
и др.
Что
касается Малого Града, это весьма
небольшой островок, спускающийся
к воде отвесными скалами и в настоящее
время совершенно пустынный. Здесь
сохранилась весьма любопытная
церковь, устроенная в пещере и имеющая
довольно богатую стенную роспись (3).
Приведенные
археологические данные могут служить
показателем, что предпринятое
Самуилом движение не может быть
рассматриваемо с той точки зрения,
какая дается византийской
летописью и которая частию усвоена
и новейшим французским историком,
рассматривающим этот период греко-славянской
борьбы с нескрываемым
пренебрежением к болгарскому вождю.
Попытаемся изложить в
последовательном порядке те, к
сожалению, весьма сухие и
отрывочные факты об этой войне,
какие сохранены летописью.
Возобновление войны с болгарами
зависело от окончательного
подавления внутреннего движения,
во главе коего стояли самозванцы
Фока и Склир. После поражения,
нанесенного Фоке при Абидосе и
сопровождавшегося смертью
бунтовщика (апрель
«С этого
страшного времени Василий стал
другим человеком. Он познал
обратную сторону царской
власти и все трудности, сопряженные
с управлением такой империей,
потерял свойственное ему
добродушие, перестал заботиться об
украшении тела, не носил ни цепи на
плечах, ни тиары на голове и не
одевался в порфировые одежды,
отказался от излишних перстней на
руках и от одеяний, окрашенных в
разные краски, стал сосредоточенным
и вдумчивым» (4). И в другом месте
рисует его характер: «непроницаемый
по внешности, мрачный взглядом,
подозрительный, скрывающий от
других свои мысли и намерения,
всегда сосредоточенный, подверженный
приступам гнева и немилосердный к
тем, кто совершил проступок».
В каком
положении находились в то время
взаимные отношения, трудно
выяснить. Во всяком случае, Самуил
вел наступление против Византии,
что легко усматривается из
опасного положения, в какое тогда
была поставлена болгарами Солунь.
На основании лишь восточной хроники
устанавливается тот факт, что царь
оставался на этот раз в Болгарии 4
года.
«И
выступил он зимой в области земли
болгарской, и воевал, и полонил, и
взял несколько их крепостей, и удержал
некоторые из них за собой, а
некоторые разрушил».
В числе
разрушенных крепостей названа «Бария»,
в которой нельзя не усматривать
Веррии. Для того чтобы составить
себе хотя приблизительное понятие
о результатах этого четырехлетнего
периода военных действий, мы должны
взвесить два обстоятельства,
отмеченные в источниках: во-первых,
рассказ о благочестивом
паломничестве Василия в Солунь для
поклонения мощам великомученика
Димитрия (5).
«Когда
болгаре поднялись против ромэев,
они опустошили всю Фессалию и
причинили большое огорчение царю.
Нельзя было провезти в столицу
собранные с крестьян налоги, ни
один грек не мог спокойно
путешествоватъ, не подвергаясь
опасности быть убитым или взятым в
плен».
При таких
обстоятельствах царь искал в
Солуни небесной помощи, где
вступил в сношения с св. Фотием, который,
как сообщает его житие,
сопутствовал царю во всех его
походах в Болгарию. В это время,
конечно, были возобновлены
укрепления вокруг города, который
был снабжен запасами на случай
обложения его, будучи поставлен под
команду магистра Григория Таронита,
весьма известного в истории того
времени армянского выходца
царского происхождения. Вторым
обстоятельством нужно считать походы
в Болгарию. Кроме отмеченного уже
выше пребывания царя в Димотике в
«И
встретил царь Василий болгар, и
обратил их в бегство, и взял в плен
их царя, и возвратил его в темницу,
из которой он бежал. И спасся
комитопул, начальник его войск, и
управлял государством болгарским.
И оставался царь Василий
враждовать с ними и воевать их
страны в течение четырех лет».
Самым
любопытным в этом известии
оказывается то, что восстание
комитопулов не представляется
самостоятельным движением, а
отождествляется с борьбой против
империи детей Петра Симеоновича, в
данном случае Романа. Следствием
походов царя Василия нужно
признать восстановление
византийской власти в Восточной
Болгарии и бегство комитопула в
западные области. Но это был пока
временный успех.
В 995—996 гг.
царь Василий находился на Востоке,
так что дальнейшие его
оборонительные меры в Болгарии были
приостановлены. Этим временем
воспользовался Самуил и теперь
уже начал самостоятельное движение
противимперии, объявив притязание
на царскую власть, так как за
смертию Романа сделался вакантным
трон. Ближайший затем период
отличается несколькими яркими
событиями, в которых византийско-болгарская
война достигла крайнего напряжения.
Пользуясь отсутствием Василия, Самуил
готовился нанести удар Солуни, где
во главе войска стоял Григорий
Таронит. Он послал для разведок
своего сына Анюта, который попал в
засаду, приготовленную ему
Самуилом, и сделался болгарским
пленником. Затем и сам Таронит пал в
битве с болгарами. Назначенный во
главе македонских войск магистр
Никифор Уран исправил положение
дел: «он разбил Самуила, убил из
болгар великое множество и привез в
Константинополь тысячу голов и 12
тысяч пленников». Но дошедшие до
Болгарии слухи о смерти царевича
Романа, содержавшегося в
Константинополе, вновь дали войне
неожиданное напряжение и раздвинули
поле военных действий. Самуил
объявил себя царем болгар и
старался утвердить свое положение
в Фессалии, Эпире и Греции, куда и
был им предпринят смелый поход.
Здесь в
Новый
поход в Сирию отвлек внимание
Василия от Балканских стран. Хотя
здесь не прекращалось военное
положение и хотя полководцы
патрикий Феодорикан и
протоспафарий Ксифий постепенно
стесняли границы владений Самуила,
тем не менее до
Несмотря
на то что теперь успех был явно на
стороне Византии, что Восточная
Болгария, Фракия и Македония были
очищены от болгарских гарнизонов и
вся сила Самуила
сосредоточивалась в горных
областях на запад и север от Охриды
и Преспы, царь Василий, как говорит
византийский летописец, каждый
год делал новые вторжения в
Болгарию, производя всюду
опустошения и пожары. Последним
военным делом его было вторжение в
горную область при верховьях
Вардара, где находится город Скопье,
или Ускюб, запирающий горный проход
из Македонии в нынешнюю Албанию и
старую Сербию. Здесь должна была
произойти решительная битва между
обоими войсками, разделенными
рекой Вардаром, которая вновь
окончилась поражением Самуила и
сдачей города грекам. Можно
догадываться, что и на этот раз
против Самуила была искусно
подготовлена измена. Оказывается,
что в Скопье командовал
представитель Болгарского царства
Роман, сын Петра, что он после сдачи
города принял предложение
поступить на службу империи и был
некоторое время византийским
стратигом в Абидосе. Это происходило
в 1004—1005 гг.
Нужно
признать, что после стольких побед
над болгарскими отрядами явный
перевес на стороне царя Василия
был бесспорным. В собственной
Болгарии и Македонии славянам не
оставалось средств поддерживать сопротивление.
Самуил лишился главных сил для
ведения войны, которые он мог
черпать в собственной Болгарии.
Последний период военных действий
характеризуется со стороны Самуила
исключительно обороной. Все показывает,
что сила его была надломлена уже
после
«Завладев
проходом и поставив в нем
заграждения и военные отряды,
Самуил ожидал наступления царских
войск. Когда же они подступили и
начали освобождать проход, Самуил
оказал мужественный отпор и сверху
наносил сильный удар нападавшим,
так что Василий начал приходить в
отчаяние и думал отказаться от
предприятия. Тогда стратиг
Никифор Ксифия предложил царю
сделать попытку обойти этот проход
и ударить на неприятеля в тыл. Было
у словлено, что царь будет продолжать
для вида демонстрации против
защищающих проход, а Ксифия с -небольшим
отрядом охотников прошел через
гору по едва проходимым тропинкам и
неожиданно спустился в долину, где
стояло болгарское войско. В смятении
и страхе перед неожиданным
появлением врага болгаре предались
бегству, в то время как царь Василий
вступил в проход и встретил
расстроенного неприятеля,
пытавшегося спастись в горы. Здесь
было захвачено в плен 15 тысяч
болгар».
В военном
смысле это, конечно, было весьма
решительное дело, которое ясно
показало превосходство византийской
тактики и слабость дисциплины у
болгар. Сам Самуил, оставив
победителю лагерь, едва спасся
бегством в Прилеп. Это поражение
вошло в историю военного дела в
империи, о нем упоминается в
стратегике Кекавмена X в. как
образце тактики (9). К чести, впрочем,
и в уважение к человеческому
достоинству, никто не нашел
достойным подражания то, что
приказал царь Василий сделать с
пленными болгарами. Он ослепил
всех пленных и, разделив их на
отряды по сотне человек, поставил в
вожаки каждой сотни такого,
которому был выколот только один
глаз. Затем военнопленные слепцы
были препровождены к Самуилу.
Рассказанное дело происходило 29
июля
Поражение
при Кимвалунге, или, как иначе
названа эта местность, в засеке
Загорской, при горе Беласице, а
равно последовавшая затем смерть
Самуила окончательно лишили
Болгарию возможности дальнейшего
сопротивления. И едва ли причина
того лежала только в материальном
истощении страны, которая, как
показывает история турецкого
господства, может в течение длинных
периодов быть в состоянии брожения
против центральной власти и
доставлять мелким военным отрядам
защиту в недоступных горных
проходах и лесах. Нет, конечно,
Болгария должна была смириться
перед византийской системой, перед
подкупом и изменой, перед
неожиданным переходом на сторону
империи высших лиц среди
гражданской и военной
администрации, даже среди
духовенства, которое в некоторой
части состояло из греков.
Заступивший место Самуила сын его
Гавриил не имел времени
утвердиться на престоле и
предпринять какие-либо меры против
Василия, как был изменнически убит
претендентом на престол Иоанном-Владиславом,
также опиравшимся на происхождение
от комитопула Шишмана.
Последний
период этой отчаянной и
истребительной войны
сосредоточивался главным образом в
Северной Македонии и на границах
Албании. Как можно видеть из
кратких заметок византийской
летописи, за поражение при
Кимвалунге болгаре скоро отомстили
нападением на греков при другом
горном проходе, называемом Клидий (Ключ).
Об этом деле читаем в хронике (10)
следующее место, посвященное
царствованию Никифора Вотаниата (1078—1081).
«Род
Вотаниатов блистал, как искра, и
отличался в военном деле при кир
Василии Порфирородном, который,
сороковой год ведя войну с
болгарами, выступал против них
бесчисленными походами и давал
многократные сражения и имел в
Никифоре Вотаниате, деде царя того
же имени, лучшего союзника и
помощника, советника и в то же время
стратига и искусного
главнокомандующего. В конце же
войны, когда уже народ болгарский
был совершенно порабощен и
покорен его десницей и когда он достиг
высокого чина веста и был в сане
дуки, он умирает славной смертью на
поле брани, к какой стремятся истинные
воины. Ибо, обратив болгар в бегство
и преследуя их в теснинах,
называемых Клидий, он беспощадно
убивал и поражал их, пока, достигнув
вершины, на которой был другой
отряд болгар, он не сброшен был с
коня, который поскользнулся на
скале и скатился в пропасть вместе
с всадником».
Как
замечено выше, император не
прекращал военных действий, хотя
осенью
Так как
ближайшая горная область Моглена
представляла безопасное убежище
для болгар, то в
Вероятно,
к тому же году относится эпизод,
записанный в истории Кедрина (11).
«Настала
весна, и царь вторгнулся в Болгарию.
Давид Арианит и Константин Диоген в
долине Пелагония набрали много
пленных и захватили большие стада
скота».
При этом
по поводу сдачи крепости Лонга
сообщена следующая не лишенная для
нас значения подробность: «военная
добыча разделена на три части, одна
часть выдана русским, как
союзникам, другая грекам, а третья
царю». Затем, после небольшого
отступления, вызванного событиями
в Доростоле, которому угрожали
печенеги, привлеченные болгарами
на помощь, писатель снова
возвращается к прерванному.
«Возвратившись,
царь приступил к осаде другой крепости,
по имени Сетена, где был дворец
Самуила и большие хлебные запасы.
Предав запасы на разграбление, остальное
царь предал сожжению. Против царя
болгарского, который находился
неподалеку, послал полк западных
ехал и солунское ополчение под
предводительством Константина
Диогена. Но Иоанн устроил им засаду.
Царь, боясь, чтобы с его отрядом не
случилось несчастия, сел на коня и,
успев только сказать: «Кто
настоящий воин, тот за мной
последует», поспешил к отряду.
Болгарские воины, со страхом
подбежав к лагерю Иоанна, поселили
во всех страх и смятение своим
криком (12): «бежите, цесарь!»[2]
Тогда греки перебили многих,
захватили лагерь и 200
тяжеловооруженных, палатку Иоанна
и его племянника». Это было в конце
Василий
преследовал определенный план
относительно Болгарии, который
благоприятные обстоятельства
обещали ему привести к скорому
осуществлению. Он имел намерение
нанести последний удар болгарам в
самом центре державы Самуила, на
берегах Охридского озера и на
Преспе, где была столица Самуила. От
долины Пелагонии, где расположен
город Битоли, независимая Болгария
отделялась огромным перевалом
Черна с проходом Дербент, ведущим
к Преспе. Предстояло овладеть этим
перевалом, чтобы быть в состоянии
угрожать столице болгарских царей.
Можно
думать, что предпринятое Василием в
Весьма
вероятно, что постепенное
приближение Василия к центральной
области болгарской державы побудило
преемников Самуила искать точки
опоры в западных частях их владений,
примыкающих к морю. Выше мы видели,
что Драч сдался грекам посредством
измены, но оказывается, что вся
соседняя область, заселенная
славянами, продолжала быть под
властию Самуила и находилась под
управлением зятя его Владимира.
Последний царь Болгарии, Иоанн-Владислав,
решился взамен утраченных владений
в собственной Болгарии освободить
из-под зависимости империи город
Драч и вместе с тем лишить власти
над ближайшей областью упомянутого
выше Владимира, которого он увлек
в засаду и умертвил. С тех пор в этой
приморской области начался период
сильного движения против
эллинизма, и самому Драчу стала
угрожать опасность. Уже царь
Василий готов был предпринять
движение в приморскую Болгарию на
выручку Драча, когда на восточной
границе, в Пелагонии, составился
отряд под начальством боярина
Иваца, который начал партизанскую
войну с царскими воеводами. Было
бы в высшей степени интересно
раскрыть этнографический состав
населения всей площади, объятой
борьбой эллинизма со славянством в
этот столь знаменательный период
для истории Балканского
полуострова. Ясное дело, что после
Это было
сигналом к общему разложению
державы Самуила; начался переход
под власть империи отдельных
племенных старшин и представителей
местных групп населения. Здесь
встречаем самостоятельных
владетелей: Кракра в Пернике и с ним
35 начальников отдельных укреплений,
владетелей городов Моровизда и
Липения, Драгомужа в Струмице,
Несторицу, Зарицу и Добромира со
своими дружинами, Ильицу и Никулину;
все эти бояре, вожди и старшины были
приняты царем с большой радостью,
удостоены разных почетных званий и
приняты на службу империи с
сохранением своих владений.
Самые
последние факты, относящиеся к
окончательному замирению
Болгарии, последовали также на
западе, куда считал необходимым
лично отправиться царь Василий в
этот роковой для Болгарии 1018г.
Находясь в Струмице, он принял
прибывшего к нему архиепископа
Болгарии Давида, который явился с
письмом от царицы Марии, вдовы
убитого Иоанна, отдававшейся на
милость царя и отказывавшейся от
всех своих прав и притязаний. Здесь
же он имел удовольствие принять
подчинение владетеля внугренних
крепостей Богдана, в лице которого
следует также видеть одного из
полузависимых владетелей албанского
происхождения. Таким образом,
собственная Болгария до перевала
за Битоли могла считаться уже
вполне замиренной, и Василий
поставил во главе ее патрикия Давида
Арианита, назначив ему пребывание в
Скопье и назвав его катепаном
Болгарии (13). Затем Василий II имел
торжественный въезд в столицу
царства, в Охриду, где ему была устроена
встреча духовенством и народом.
Здесь он нашел в царской
сокровищнице громадные богатства,
царские регалии и запасы золота,
которыми оделил войско. Здесь же
представилась ему царица Мария со
всем царским семейством,
состоявшим из 3 сыновей и 6 дочерей.
В свите ее были, кроме того, две
дочери Гавриила-Романа и пять его
сыновей и побочный сын Самуила по
имени Траян. Не было тогда налицо
трех сыновей Марии, из коих один
носил имя Прусиана (Фружин); эти три
царевича пытались поднять
движение в горах Тмора в Македонии,
но скоро были окружены
византийскими войсками и должны
были сдаться. Царь Василий
милостиво отнесся к царской семье
павшей династии, все члены которой
жили потом в Константинополе и
пользовались придворными почестями
и званиями.
От Охриды
и Преспы царь направился на юг в
Северную Фессалию и раскинул стан
в Деволе. Здесь ему были
представлены Прусиан вместе с
двумя братьями. Василий
благосклонно отнесся к несчастным
царевичам, старшего из них
пожаловал саном магистра, а двух
других возвел в патрикии. Сюда же
приведен был самый опасный начальник
отряда свободных болгар боярин
Ивац; он был вероломно обманут и
ослеплен стратигом Охриды
Евстафием Дафномилом. Дальнейшей
стоянкой была Кастория. Здесь были
приняты окончательные меры к
умиротворению западной,
собственно албанской, и приморской
Болгарии. В главных городах: Драче,
Янине (Дринополь) и Колонии —
оставлены были гарнизоны и
назначены гражданские и военные
начальники. Найдя в этих местах
много греческих поселенцев и
пленников, он предоставил им на выбор,
оставаться ли на занимаемых местах
или возвратиться на родину. В
Кастории царю представились две
дочери Самуила. Здесь произошла
тяжелая сцена. Как скоро упомянутые
царевны увидели царицу Марию, вдову
убийцы их брата, они с гневом
набросились на нее, и царю Василию
стоило немалого труда успокоить их.
Он обещал доставить им при дворе
почетное положение и снабдить богатыми
средствами, затем приказал
отправиться в Константинополь
всему семейству павшей династии. Из
Кастории царь пошел еще далее на юг
и сделал роздых в Стаге, у подошвы
Пинда. Здесь византийская хроника
сообщает весьма ценное известие о
новом добровольном подчинении царю.
На этот раз речь идет, несомненно,
об албанском кланном начальнике,
владельце области Берата, или
Белграда, по имени Елемаг. Он явился
не один, но с несколькими другими
старшинами, которые все сдались на
волю царя (14). К сожалению, во всех
известиях об эллино-славянской
войне только приведенное место
дает несомненные указания на
албанский элемент, для которого
закончившаяся война открывала
блестящие перспективы на
Балканском полуострове, если бы он
дорос до сознания своих
национальных задач. После
подчинения Елемага царь Василий не
имел больше опасений насчет Албании
и приморской области и спешил в
конце
Как ни
скудны подробностями рассказанные
события греко-болгарской войны, как
ни бедна характерами, за исключением
главных двух героев, и резкими,
надолго остающимися в памяти,
фактами изложенная в настоящей
главе драма, за исключением
беспримерного ослепления 15 тысяч
военнопленных болгар, тем не менее
мы питаем надежду, что глубокий
смысл ее и важное историческое
значение будет отмечено читателем.
Прежде чем нетерпимый и притязательный
эллинизм не был сам принижен и
вконец ослаблен мусульманским
завоеванием, на Балканском полуострове
делили господство греки и славяне.
Рассматривая взаимные отношения
империи и славянства в IX и X вв., мы
не можем признать, что ход событий
был благоприятен для вновь
складывавшихся политических
организаций в среде славянства.
Византинизм носил в себе слишком
много неподвижности и
консерватизма и не казался
способным приспособляться к новым
историческим условиям. Византинизм
при царях Македонской династии
принял такое направление, которое
казалось несовместимым с развитием
политической и церковной жизни в
славянских государствах на
Балканском полуострове. Войны царя
Василия с болгарами составляют
один из кульминационных фактов греко-славянских
отношений. В них выразилась вся
противоположность народных
характеров и исторических
призваний греков и славян. У тех и у
других есть естественное
стремление владеть береговыми
областями на Эгейском и
Адриатическом морях; у славян давно
уже пробудилась идея к завладению
побережьями Мраморного моря и
Босфора; в течение своей
тысячелетней истории они неоднократно
близки были к осуществлению этой
идеи. С указанной точки зрения
следует взглянуть на результаты
победы Василия II. Несомненно, в
Эллинизм
воспользовался всеми ресурсами,
какие предоставила в его
распоряжение вековая империя с ее
передовой для того времени
культурой и громадными военными
средствами. Нанеся смертельный
удар славянству, поощряя
колонизацию свободных земель
разными азиатскими народами, царь
Василий вместе с тем бессознательно
способствовал росту и усилению на
полуострове инородческого
элемента. Вследствие рокового
исхода войны, разредившего
славянское население и лишившего
его господствующего положения,
Балканский полуостров на долгое
время утратил внутреннюю силу
сопротивления и сделался легким
орудием в руках соседей, одинаково
враж- дебных для Византии и для
славян. Ввиду грозных испытаний,
какие средневековье готовило
Византии, и в частности
Балканскому полуострову,
отсутствие здесь большой
политической силы и твердой
национальной организации, какую
Болгария могла постепенно
выработать и с успехом выставить
против крестоносцев, с одной
стороны, и против турок — с другой,
давало себя чувствовать и сопровождалось
неисчислимыми последствиями,
одинаково вредными и для греков, и
для славян.
В
заключение следует сказать об
устройстве, данном побежденной
Болгарии. Самое капитальное
известие в этом отношении
заимствуется не из греческих и не
из славянских источников: всего
лучше был осведомлен историк,
писавший в Антиохии (15).
«И
написали вожди болгар царю Василию,
унижаясь перед ним и выражая свое
желание, чтобы он принял находившиеся
в их руках крепости и области, и
прося его разрешения прибыть к нему
и действовать согласно его
приказаниям, И пошел тогда царь в
Болгарию... и вышли ему навстречу
все тамошние вожди, и были также
выведены жена... царя болгар и дети
его. И принял он их крепости и
оказал им милости и дал каждому из
них должности согласно тому, чего
требовали его заслуги. И оставил
себе сильные крепости и назначил
над ними правителей из греков и
срыл остальные. И устроил дела
Болгарии и назначил туда василиков,
т. е. управляющих всеми делами и
имуществами. И стало
государство болгарское
присоединенным к государству
греков, и сделал он его катепанатом.
И было это в сорок четвертом году
его царствования. И вступили в брак
дочери болгар с сыновьями греков и
дочери греков с сыновьями болгар, и
смешал одних с другими и тем
уничтожил старую вражду, которая
была между ними».
В
памятниках X—XI вв. катепанатом[3]
называется и городской округ,
данный в управление одному лицу, и
целая область и даже страна (16),
таким образом, едва ли можно настаивать
на этом термине сравнительно с
проноитом (?????????), обыкновенно
встречающимся на свинцовых печатях,
принадлежавших наместникам
Болгарии. Нужно принять в
соображение то обстоятельство, что,
подчинив Болгарию огнем и мечом,
царь Василий в последние годы
борьбы пришел к мысли привлечь на
свою сторону болгарских вельмож,
епископов и поместную аристократию
посредством наделения их
привилегиями и пожалованиями и
принятием в состав византийского
служилого сословия. Эта система
практиковалась им в обширных размерах,
даже по отношению к изменникам, и
принесла хорошие плоды. Ясно, что
по замирении страны царь не мог
изменить своей политики и не
прибегал к крутым переменам
существовавшего в Болгарии строя.
Это, впрочем, отмечено и у историка
Кедрина в единственном у него месте,
затронувшем интересующий нас
вопрос (17).
«Царь
Василий, подчинив Болгарию, не имел
намерения вводить новшеств или
изменять данное ей устройство, но
оставил весь прежний порядок и
приказал действовать по
установлениям Самуила».
Болгария
получила автономию от византийских
императоров, но об ней мы можем
судить лишь по намекам. Память о ней
удержалась в новеллах,
обеспечивающих права Болгарской
Церкви. Должна быть, однако, связь
между привилегиями,
предоставленными в пользу Церкви, и
политическими правами, дарованными
нации или некоторым в ней
сословиям. Мы увидим, что в конце XI и
начале XII в. Болгарский
архиепископ ратует за привилегии,
опирающиеся на основной закон;
можно также заметить, что
центральное правительство
нарушает гарантированные
новеллами не только церковные
права, но и право частных лиц. Из
ряда многочисленных наблюдений над
подобными фактами мы были
приведены к соображению, что
конституция, дарованная Болгарской
Церкви, имеет многие аналогии с
политическими правами, данными
гражданским учреждениям и
сословиям; словом, что по новеллам в
пользу Церкви можно составить
некоторое по- нятие об утраченных
законах гражданского устроения
Болгарии. Всматриваясь в хрисовулы
с этой точки зрения, мы замечаем в
них некоторые знаменательные факты.
С одной стороны, это дарственная
грамота, подтверждающая
нераздельность болгарской
церковной области и не-нарушимость
ее прав после перехода Болгарии под
византийскую власть; здесь
император лишь дает авторитет и
юридическую санкцию старым
грамотам болгарских царей. В
хрисовулах была отмечена только
эта сторона, далеко не самая
важная; этим документом
пользовались для определения
сначала церковных, потом
политических границ Болгарии (18).
[1] Дикарь (франц.). (Ред.)
[2] ??????? ? ???????.
[3] В конце X в. во главе управления византийской Италии также стоит катепан вместо прежнего экзарха и стратига.