Глава
VII
ЦЕРКОВНЫЕ
ДЕЛА. ВТОРОЕ ПАТРИАРШЕСТВО ФОТИЯ
Постепенное
развитие кирилло-мефодиевского вопроса
происходило в обстановке тогдашних
отношений между патриархатом и
Римским престолом, между Западной
и Восточной империей. Поэтому нам
предстоит здесь рассмотреть эти
отношения со времени удаления с
патриаршего престола Фотия и
возведения Игнатия. Этот большой
церковный переворот произошел 25
сентября
«Выслушай
меня, всемилостивейший государь! Я
не защищаюсь ныне ни старой дружбой,
ни страшными клятвами и взаимными
соглашениями, не ссылаюсь и на
помазание и царское венчание, ни
даже на то, что из наших рук ты
приобщался страшных и чистых тайн,
ни на узы, которыми связывает нас
мое духовное усыновление твоего
милого дитяти[1]. Все
это оставляю в стороне и ссылаюсь
перед тобой только на то, на что
имею право по человечеству. По
варварским, а равно и эллинским законам
присужденных к смерти лишают жизни,
а если кому даруется жизнь, тех не
доводят до смерти голодом и
всяческими мучениями. Хотя я жив, но
испытываю смертные страдания; меня
держат в заключении, все у меня
отняли: родственников, знакомых,
прислугу — и лишили всяческих
жизненных удобств. И божественному
Павлу, когда он был вузах, не
возбраняли принимать у слуги от
знакомых и друзей, и последние его
минуты были облегчены
состраданием христоненавистных
язычников. С давнего времени, не
говорю уже об архиереях, но и преступники
не подвергались никаким страданиям.
Но что у меня отняли и книги — это
новое, и странное, и как будто для
меня изобретенное наказание. Для
чего это? С какой целью отняли у
нас книги? Если я виновен, то нужно
датьмне больше книг иучителей,
чтобы, читая их, я поучался и,
обличаемый, старался исправиться;
если же я невиновен, то за что
подвергаюсь обиде. Никогда ни один
православный не испытывал этого от
неправославных. Славный своими
подвигами Афанасий часто лишаем
был кафедры, но никто не присуждал
его к лишению книг.
Но зачем
вспоминать древние времена? Еще
помнят многие из нас нечестивого
Льва, который по природе был, более
похож на зверя, чем на человека, но и
он, лишив трона великого Никифора и
присудив его к изгнанию, не лишил
его, однако, общения с книгами и не
томил голодом, как томят меня... На
нас обрушились, увы, всяческие и
необыкновенные испытания; будучи
выброшены из сообщества друзей и
лишены круга монашествующих и поющих
псалмы, мы преданы военной страже и
окружены военными отрядами.
Подумай об этом, государь, с самим
собой и, если совесть тебе
подскажет, что ты прав, приложи и
новые нам мучения, может быть,
таковые и найдутся еще; а если
совесть этого не скажет, не жди, чтобы
она осудила тебя тогда, когда и
раскаяние бесполезно. Я обращаюсь к
тебе, может быть, с необычной
просьбой, но она соответствует
необычным обстоятельствам.
Останови зло одним из этих двух
способов: или отняв у меня жизнь,
или умерив испытываемые мной
бедствия.
Приведи
себе на память, что и ты человек,
хотя и царствующий; вспомни, что
одинаковое тело имеют и цари, и
простые смертные и все одарены той
же природой. Зачем злобой ко мне ты
уничижаешь свое милосердие и свою
благость порочишь наносимой мне
обидой? с какой целью гневом и
суровым ко мне отношением ты
посрамляешь человеколюбие,
лицемерно прикрываясь им?Я не прошу
возвращения престола, не гонюсь за
славой, благоденствием и успехами,
мне нужно только то, в чем не
отказывают узникам и пленникам, что
и варвары благодушно
предоставляют заключенным. Я унижен
и доведен до такого состояния, что
умоляю об этих вещах
человеколюбивейшего ромэйского
царя! В чем моя просьба? Позволь мне
или жить, но так, чтобы не
испытывать мучений, которые делают
жизнь тягостней смерти, или
немедленно прекрати мое существование.
Имей уважение к природе, постыдись
перед общими для всех
человеческими законами, прими во
внимание привилегии Ромэйской
империи. Не допусти, чтобы история
сохранила необыкновенное повествование,
что когда-то был царь, слывший
кротким и человеколюбивым, и что
этот царь, допустив патриарха до
тесной дружбы и удостоив его
кумовства и от рук его получив
помазание на царство, пользуясь его
особенной любовью, и дав ему
клятву и страшные ручательства, и
всем показывая любовь к нему и
расположение, тем не менее подверг
его заключению и голоду, и томил
бесчисленными муками, и предал его
смерти, когда архиерей молился за
него».
Что первое
время положение патриарха Фотия
было весьма тягостно, это
доказывается его перепиской и с другими
лицами, из коих большинство
занимало влиятельное положение в
Константинополе и могло оказать
ему помощь. Таково письмо к
препоситу и патрикию Ваану.
«Когда-то
у римлян и у эллинов наблюдался
обычай соблюдать границу в
притеснениях, причиняемых и самим
врагам, не говоря уже о
благодетелях. И варварам
свойственно не преступать границу
в мучениях. Я доведен состоянием, в
которое вы меня поставили, до тяжкой
болезни; нуждаясь во враче по
состоянию здоровья, вот уже 30 дней,
как я прошу прислать врача, и вы не
хотите исполнить моей просьбы».
Нужно
думать, что письма Фотия достигали
своего назначения и имели успех.
Сохранилось еще письмо к царю
Василию, в котором Фотий благодарит
его за облегчение его положения.
Сам
находясь в очень стесненном
положении, Фотий должен был в это
время поддерживать дух своих
друзей и приверженцев, которые, не
желая признать нового патриарха,
были лишены кафедр, сосланы в
заточение и так же страдали, как и
сам Фотий. В переписке с друзьями в
особенности рисуется величавый
характер Фотия. Он всем подавал
пример своей твердостью и, кроме
того, прекрасно умел действовать
на дух своих почитателей и учеников
в желательном для него направлении.
Сам он не шел на уступки и не
допускал никакого общения между
игнатиана-ми и своими
последователями. Приверженцы
павшего патриарха составили
особенную Церковь, члены которой не
желали иметь общения с Церковью
Игнатия и не участвовали в
богослужении, обрядах и
молитвословиях, совершаемых
священниками, посвященными
Игнатием, или им рукоположенными
епископами. Не только Фотий не
терял своих приверженцев, но даже
круг его почитателей распространялся
во всех слоях, в особенности среди
монахов. Нужно думать, что, получая
точные сведения через своих
корреспондентов о состоянии умов и
о церковных партиях, Фотий мог
предугадывать ближайший ход вещей
и питать надежду на
восстановление. С течением времени
и его собственное положение
изменилось к лучшему, и на его
ходатайства в пользу его друзей
стали обращать более внимания.
Царь Василий не пренебрегал
пользоваться ученостью Фотия для
некоторых занимавших его вопросов,
и это не могло его не сблизить вновь
с патриархом. Наконец в
«Я не
употреблял никаких стараний, чтобы
снова занять кафедру»... Но Бог
коснулся сердца нашего императора,
который и обратил ко мне свою
любовь — не ради, впрочем, меня, а
многочисленного народа Божия.
Доколе был жив блаженный Игнатий, я
не мог и думать занять кафедру, хотя
к этому многие побуждали меня, а в
особенности могла к тому поощрить
меня забота о судьбе моей братии и
соепископов, которые претерпевали
заточение, преследование и
изгнание. Я делал все, чтобы достигнуть
мира с Игнатием, и этот мир был
заключен, когда он прибыл ко мне и
мы пали друг другу в ноги и просили
взаимно прощения. Когда он сделался
болен, я навещал его много раз» (4).
По другому
случаю Фотий такими чертами
описывает положение оставшихся ему
верными епископов и священников.
«Когда я
был изгнан из Церкви и когда
множество епископов и пресвитеров
лишились своих мест, я говорил моим
врагам: если ваш гнев обращен
единственно на меня, то дайте
свободу моим друзьям, против меня
вымажете предъявлять сколько
хотите и какие хотите обвинения. Я
предаю себя вам в ваше полное
распоряжение, только об одном прошу,
чтобы Церковь Божия была избавлена
от тягостного зрелища, как народ
Божий, преданный истинной вере и
со мною согласный, предается смерти,
голоду, ссылкам, озлоблениям, как
святые христианские таинства
становятся предметом насмешек для
язычников и варваров».
Ближайшая
задача правительства теперь
заключалась в том, чтобы
восстановление Фотия оправдать со
стороны церковной практики и
канонических правил и достигнуть
признания совершившегося факта со
стороны Рима. До известной степени
это было подготовлено уже самим
Фотием: есть следы переписки его с
Анастасием Библиотекарем, с
которым он свел знакомство в
Константинополе, когда Анастасий
прибыл сюда послом от императора Людовика
И. Был, по-видимому, составлен план
мероприятий насчет оказания
содействия Фотию (5). Во всяком
случае, как сейчас увидим,
происшедший в Константинополе
переворот в пользу Фотия не
встретил таких препятствий в Риме,
каких можно было ожидать. Чтобы
выяснить, однако, сложившиеся в то
время условия, необходимо
несколько раздвинуть
исторический кругозор. Еще при
жизни Игнатия царь Василий не раз
обращался в Рим с просьбой послать
легатов для примирения враждебных
партий в патриархате и для
принятия в общение с Церковью тех
многочисленных епископов и
священников, которые находились
под запрещением вследствие
соборных постановлений против
Фотия в
Из
приведенных актов ясно, до какой
степени доходили притязания
Римского престола по отношению к
Константинополю и как они не
соответствовали взглядам на
взаимное отношение Церквей Фотия,
который занимал кафедру в
Константинополе, когда прибыли
сюда папские послы. Положение дел
быстро изменилось. Новый патриарх,
опираясь на благорасположение царя
и на значительную партию
преданного ему духовенства, нашел
возможным настоять на полном
восстановлении своего церковного
авторитета, для чего необходимо
было собрать вселенский Собор,
который бы мог отменить постановления
Собора 869—870 гг., отлучившего Фотия.
Так как прибывшие из Рима легаты не
имели полномочий ни вступать в
сношения с Фотием, ни тем более
участвовать в Соборе, то немедленно
начаты были переговоры с папой
насчет изменившихся условий в
Константинопольской Церкви. В Рим
был отправлен митрополит
Евхаитский Феодор Сантаварин, один
из преданнейших Фотию иерархов,
чтобы уведомить папу о вступлении
Фотия на престол и просить о
признании совершившегося факта.
Посол был снабжен несколькими
документами, которые давали полную
возможность разобраться в Риме в
совершившихся событиях. Так, было
присоединено ходатайство
митрополитов патриархата
Константинопольского, письма
восточных патриархов —
Антиохийского, Александрийского и
Иерусалимского и рекомендательное
письмо самого царя. В мае
Папские
письма и данные легатам личные
поручения действительно не вполне
соответствовали тому, что извлечено
было из них и из благоприятно
сложившихся обстоятельств
византийским правительством и
патриархом Фотием. Но нельзя не
отметить и того, что политические
обстоятельства в описываемое время
так были исключительны, что
даровитому дипломату и редкому
государственному уму, каким
рисуется папа Иоанн VIII, не оставалось
другого исхода, как склониться пред
необходимостью и посредством
уступок царю Василию приобрести
его военное содействие.
Действительно, для папы шла речь о
сохранении Церковной области,
существованию которой угрожали
сарацины и христианские князья Италии,
вошедшие с первыми в соглашение.
Арабы доходили до устьев Тибра, и
единственным союзником папы в это
время оказался стратиг города Бари
Григорий; герцог Ламберт
Сполетский и маркграф Тусции
Адальберт подвергли Рим тесной
осаде и поставили папу в необходимость
обратить заискивающий взор на
византийский Восток. В начале
В ноябре
«Фотий
был не из таких, чтобы не
воспользоваться благоприятными
обстоятельствами для осуществления
своих планов. Патриархом уже
признавали его все в Риме, на
Востоке и в Константинополе, даже
сам император. Итак, Собором он мог
воспользоваться лишь для своего
личного возвышения, и в этом
отношении легаты соответствовали
его желаниям. Незнакомые с греческим
языком, обязанные пользоваться
переводчиками и, по-видимому, люди
ограниченных способностей, оба епископа
и кардинал-пресвитер позволили
ввести себя в обман — если верить
греческим актам и допустить трудно
допустимое, что они не подделаны, —
и согласились на все, чего желал
Фотий. Таким образом, патриарх не
только на Соборе не выполнил ни
одной канонической формальности,
потребованной папой, и уклонился от
обязательства по поводу
возвращения Болгарии и избрания
на будущее время патриарха из
светских лиц, но в согласии с своими
друзьями и при их посредстве он
решительно отверг высший
авторитет апостольского престола
и отменил и подверг анафеме акты
пап Николая I и Адриана II и самый V
Вселенский Собор, т.е. Собор 8б9 г., и
на развалинах римского могущества,
окончательно поверженного в прах,
он воздвиг свою собственную славу,
заставив признать себя высшим над
всеми как величайшего архиерея
Божия, имеющего власть вязать и
решить. Таков был первый шаг Фотия
на том пути, по которому он мог уйти
далеко, т. е. до заговора против царя,
задуманного с целью все захватить в
свои руки, и духовную и светскую
власть».
После
сказанного мы можем ограничиться
лишь самым существенным по
отношению к деяниям этого Собора,
не останавливаясь на подробностях.
Председательство на Соборе и
направление всего
делопроизводства принадлежало
патриарху Фотию, римские легаты
занимали первое после него место.
Что касается представителей восточных
патриархов, то Иерусалимский и
Александрийский имели таковыми
простых священников, а
Антиохийский хотя был представлен
митрополитом Мартиропольским, но
последний явился только на
четвертое заседание, происходившее
накануне Рождества. Но почти все
члены в числе 383, принадлежавшие
главным образом к Константинопольскому
патриархату, были приверженцами
Фотия и поддерживали его
предложения. Непримиримые же противники,
Митрофан Смирнский и Стилиан
Неокесарий-ский, не принимали
участия в соборных деяниях. Уже на
первом заседании делопроизводству
дан был такой оборот, что могло
казаться, что Собору предстоит
заниматься не местным делом
патриархата — умиротворением двух
партий, — а отношениями между
Западной и Восточной Церковью,
нарушенными постановлениями
Собора
«Причину
нужно искать в том, — говорит он, —
что возвышенные свойства и славные
дела Фотия, его необыкновенные
познания и ученость, чистота души,
врожденная ему мудрость, кротость,
благоразумный и умеренный образ
действий, его смирение,
привлекавшее к нему всех, и в
особенности епископов, его
ревность к обращению грешников,
еретиков и неверующих[2]
возбудили к нему зависть и
ненависть, подобно тому как
Спаситель навлек на себя ярость
иудеев. Доблесть благочестивейшего
царя вознаградила за понесенное
поражение. Он всем доказал
ложность изветов, приходящих с
Востока, в то же время папа Иоанн
пришел к прекрасному решению не
настаивать более на мерах, принесших
столько вреда Церкви (разумеются
меры против Фотия). Церкви
возвращено то, что ей принадлежит,
она получила своего Жениха; и все,
что произнесено против Фотия,
вменяется в болтовню и в суесловие.
Большинство епископов подчинилось
совершившемуся повороту
немедленно, многие присоединились
спустя короткое время, и лишь
небольшая часть остается в схизме.
Если кто спросит у них причину, по
которой они продолжают свое
упорство, у них готово следующее
оправдание: таков приказ Римской
Церкви. Это все равно, если бы
грабители храмов и убийцы стали
говорить в свое извинение: мы
совершаем злодеяния по приказанию
римлян. И вот эта Церковь,
соблюдающая у себя церковный мир и
заботливо охраняющая его в других
Церквах, ныне становится
виновницей смут, вражды и скандалов
и всяческих бедствий, угнетающих
нашу Церковь, —я не говорю, что это
правда, но так говорят наши враги.
Ради этого созвал вас
благочестивейший наш царь. И вы, —
обращается оратор к папским послам,
— прибыли сюда с той целью, чтобы
опровергнуть те обвинения и
укоризны, которые, по их словам,
тяготеют на вас за
несправедливости по отношению к
нам. Если говорить прямо, этот Собор
состоялся ради вас, для защиты
Римской Церкви, дабы никто из
схизматиков не считал ее
виновницей смут и раздоров. И в
настоящее время по милости Божией,
при благожелательном содействии
благочестивейшего царя, молитвами
владыки нашего святейшего
патриарха и трех восточных
престолов и богоугодным предста-тельством
святейшего папы Иоанна все пришло в
надлежащий порядок и не нуждается
в исправлении. Это не мое мнение, а
голос всего собрания».
Эта смелая
речь была вполне одобрена отцами Собора,
и митрополит Захария присоединил
еще несколько слов.
«Схизматики
простирают дерзость до того, что самую
Римскую Церковь ставят в ложное
зависимое положение. Принимая
акты Николая и Адриана, они отвергают
постановления святейшего папы
Иоанна и этим доказывают, что они,
не желая подчиняться папам, хотят
принудить этих архипастырей
соображаться с их желаниями. Таким
образом, легатам предстоит задача
очистить Римскую Церковь от
подобного унизительного рабства и
освободить ее от всех обвинений».
Когда
после этих слов читаем в соборных
деяниях произнесенные кардинал-пресвитером
Петром слова: «благодарим Бога за
все, он совершит все на общую пользу»,
то невольно приходим к мысли, что он
не понял значения речи греческого
митрополита, иначе должен был бы
всячески протестовать.
На
четвертом заседании папские послы
внесли предложение о принятии
некоторых требований, которые им
необходимо было провести в
интересах Рима. Прежде всего
ставился вопрос об отказе
Константинопольского патриарха
посвящать для Болгарии епископов и
пресвитеров. Но предложение не
нашло сочувствия, и против него
выступило несколько ораторов,
доказывавших, что этот вопрос
подлежит решению светской власти,
что, когда царь силой оружия
восстановит границы Римской
империи, тогда установлены им будут
и пределы патриархатов. Наконец,
митрополит Смирнский Никита высказался
в том смысле, что если папа и
патриарх питают один к другому
такую любовь, что составляют как бы
одну душу, то нет и нужды делить
церковные провинции, так как можно
владеть ими сообща. Точно так же не
прошли и другие предложения
относительно недопущения светских
лиц к посвящению в епископы
Константинополя; но зато почти
единодушно были приветствуемы предложения:
1) считать недействительными бывшие
в Риме и Константинополе Соборы
против Фотия, 2) признавать
отлученными от Церкви тех, кто
отделился от Фотия и не признает
его патриархом. В заключение этого
заседания легат папы произнес: «Соблазны
устранены, истина заблистала» — и
выразил пожелание, чтобы литургия в
праздник Рождества Христова была
совершена самым торжественным
образом патриархом Фотием при
участии папских легатов и чтобы все
члены Собора приняли причащение в
свидетельство того, что Фотий
принят в общение Церквами Запада и
Востока и что мир между Церквами
восстановлен.
Можно
считать, что этим заседанием
закончилась деятельность Собора,
так как главный вопрос казался
вполне решенным в интересах
Восточной Церкви. Но 26 января
«Василий,
верный во Христе самодержец и царь
ромэйский, соглашаюсь с сим святым
и Вселенским Собором во всем, как
относительно утверждения седьмого
Вселенского Собора, так и по
отношению к признанию и
утверждению Фотия, святейшего
патриарха Константинополя и
нашего духовного отца, а равно и
касательно осуждения всего того,
что против него писано и выражено
на словах, что и утверждаю
собственноручной подписью».
Весной
[1] Подразумевается восприятие от купели царевича Стефана.
[2] Речь построена, однако, на реальной почве: ?? ??????? ??? ??? ?????????, ??????? ?? ??? ???????, ??? ?? ???? ?????; ???? ?? ?????? ???????? ??? ??? ???????? ???? ?????? ??? ?????????? ?????????? ??????????? [и это многих еретиков, многих неверных — пет, не так я говорю, — всех язычников собираясь обратить в нашу непорочную христианскую веру]. Оратор здесь мог сослаться па обращение Моравии, Болгарии и России.
[3] ?? ??? ??? ??? ???
?????????? ?????? ???????? ???????
??? ??? ??? ??????? ????????? ??
????? ?????????????. ?????? ??
??????? ?? ???? ?? ?????????
???????? ??? ?? ???? ?? ???
???????? ????????? ????? ?????
?????? ??? ????? ????-?????? (Мansi XVII.
Со1. 500).
[4] ???????? ?'?????? ??'
???????? ????? ??? ??? ?????????
?????? ??? ?????????? ??????? ???
????? ??? ???????????? ??????? ???
???? ????/ (Маnsi XVII. Соl. 521).
[5] /??? ?????????? ???????
?'??? ??????????? ??? ????
????????? ?? ???? ???? ??????????,
????? ???????????, ?????
????????????, ????? ??????????,
????? ???????-?????? / (Мansi XVII. Со1. 516).