Глава
VIII
СЕМЕЙНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В ДОМЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ.
ЛЕВ
VI. НИЗЛОЖЕНИЕ ПАТРИАРХА ФОТИЯ
Основатель
новой династии, которой суждено
было почти двести лет стоять во
главе империи, будучи сам скромного
происхождения, не привел с собой в
Константинополь толпы
родственников и друзей и не был при
вступлении на царство окружен
значительной семьей. Будучи около 55
лет при вступлении на престол, он,
конечно, имел свою семью, но об ней
его ближайший историк, внук его
Константин Порфирородный, сообщает
весьма неудовлетворительные
данные. В первый раз он был женат
еще в молодые годы жизни в Болгарии
или Македонии на девице также
незнатного происхождения по имени
Мария. Об ней почти ничего
неизвестно в тогдашней летописи.
Только в
Другой сын,
Лев, родился незадолго до смерти
Михаила, когда Василий был уже
соимператором. Нельзя сомневаться,
что по отношению к его
происхождению летописцы не из
злословия утверждают, что он
родился от Михаила и Евдокии.
Теперь становится понятной та драма,
которая разыгрывалась в царской
семье в последние годы жизни
Василия, который против своего
желания должен был признать
наследником Льва. Свое нерасположение
к нему он не скрывал, и оно
выступило наружу с особенной силой
по случаю выбора невесты для царевича
Льва (1). Как вообще в семейной
истории Василия, так, в частности, в
брачной жизни Льва имеется
значительная доля тайны, которая
осталась неразъясненной до сих пор.
С одной стороны, есть указания, что
царь Василий заставил царевича
Льва согласиться на брак с Феофано,
хотя невеста не нравилась жениху. С
другой стороны, Никифор Григора,
правда довольно поздний писатель,
сообщает, что Феофано была выбрана
из всех современных красавиц,
представленных ко двору, в силу
обыкновенного обычая выбора
невест для царей и что царь Лев пользовался
счастливым супружеством. Когда его
постигло несчастие и он подвергся
заключению, царица Феофано делила с
ним горе и оставалась при нем все
время, пока длилось заключение.
Нельзя
оспаривать того, что царю Василию,
по-видимому, было желательно
отстранить от власти Льва; может
быть, с этой целью был объявлен
соимператором и Александр,
предпоследний сын его. Во всяком
случае в последние годы жизни
Василия при дворе господствовали
значительные неблагоприятные для
наследника престола течения.
Большой двор явно был враждебно
настроен к малому. Весьма трудно
выяснить действительное положение
дела и определить роль царя Льва,
ограничимся передачей той версии,
которая сохранилась у Никифора
Григоры,
«Время
проходило, но отец клеветы диавол,
не вынося зрелища в царском дворце
такого прекрасного и отлично
подобранного супружества, в
котором душевные доблести
соединялись с телесным
совершенством, воспользовался
одним зловредным и развращенным
органом, т. е. некоторым монахом, по
имени Сантаварин, через которого
при посредстве правдоподобных наветов
предрасполагает мысли царя Василия
против сына его Льва. Вот
обстоятельства, при которых сей
Сантаварин проник в царские покои.
Когда неожиданная смерть постигла
Константина, второго сына царя, то
эта потеря чуть не свела в могилу и
отца, который в желании некоторого
успокоения и утоления снедавшей
его тоски обращался к помощи
священных мужей и просил их молитв,
дабы ему дано было каким бы то ни
было способом во сне или в
сновидении поговорить с сыном. Ибо
бывают часто сопровождающие душу
некоторые вещие сны, которые, как бы
играя человеком и услаждая его
льстивыми явлениями, вызывают в
спящем образы и подобия умерших и
таким образом несколько оживляют
дух страждущего[1].
В это
именно время Сантаварин, в
неизвестности проводя монашескую
жизнь, получает доступ к царю Василию
и с притворным видом благочестия и
божественного вдохновения
обещает показать сына его Константина
и дать возможность побеседовать с
ним малое время. И, что в
особенности важно, это будет не во
сне, и царь не будет находиться в
постели, а будет в бодрст-венном
состоянии стоять на своих ногах и
глядеть своими глазами[2]. Ибо,
будучи египетского происхождения и
усвоив себе учение тамошних магов,
он изучил некромантию и искусство
вызывания духов, вследствие чего
при помощи некоторых заветных слов
и заговорных выражений он мог
выводить из ада на свет духов. Ибо
показываются и отвечают на
задаваемые им вопросы некоторые
подобия умерших близких лиц, но эти
являющиеся тени не суть души их, но
подземные демоны. Пользуясь на сей
раз таковым же коварством, этот
обманщик, подобно тому как
известная волшебница показала
Саулу образ Самуила, придумывает
способ, чтобы один из дружественных
ему демонов принял образ царевича
Константина. Увидев его и
поговорив с ним и не подозревая
обмана, царь питал уверенность, что
видел собственного сына, и с тех пор
стал считать Сантаварина
божественным мужем и имел к нему
великое уважение. Царь же Лев, муж
мудрый и рассудивший, что сделанное
Сантаварином не есть проявление
божественной воли, а сатанинская
вакханалия, начал порицать его
пред царем Василием и при всяком
случае публично унижать, называя
его обманщиком и соучастником
лживых демонов. С своей стороны
Сантаварин, негодуя за это на Льва,
подготовляет против него злобную
клевету и становится предателем неповинного
человека. Он внушает царю, что Лев
строит ему козни, что ему надоело
долголетнее правление царя и он
приготовляет оружие и ковы против
отца. Вследствие этого ни в чем не
повинный Лев подвергнут темничному
заключению, прежде чем произведено
было расследование и обнаружена
вина его».
«Глубокая
трещина в семейной жизни
основателя Македонской династии
обнаруживается в разных источниках,
но ни в одном из них не выяснена в
достаточной степени причина
неудовольствий не только между
царями Василием и Львом, но и между
братьями Львом и Александром,
которые соцарствовали своему отцу.
Не возвращаясь к этому темному
вопросу, мы должны, однако, сказать,
что темничное заключение могло
окончиться для Льва гораздо
худшим несчастием, ибо шла речь о
применении к нему того наказания,
которое делало членов царского
дома не способными к царствованию,
именно лишения зрения, но царь
Василий вовремя остановился.
В
Ватопедском монастыре, который с
древних времен имел близкие
сношения с царями Македонской
династии, в прекрасном кодексе X в. (2)
сохранились слова и беседы Льва
Мудрого всего числом 35. В одной из
бесед, сказанных в день памяти
пророка Илии, оратор дает место воспоминаниям
об испытанном им несчастии и об
освобождении от опасностей,
которые ему угрожали[3]. Сколько продолжалось
заключение Льва, об этом имеются
различные известия: или три месяца,
или три года (3). Во всяком случае это
не могло не остаться без влияния и
на последующие отношения между
отцом и сыном, и на общественное
мнение. /Продолжаем извлечения из
того же источника, которым
пользовались выше./
«Царица
Феофано с маленькой дочерью хотя и
оставалась на свободе, но стала
просить как милости разрешения
разделить с мужем несчастие. Ей
было позволено быть вместе с
узником, которого она утешала в
горе. В самом дворце несчастие Льва
произвело большое потрясение: его
жалели и мать его и царедворцы. Во
дворце во множестве водились
попугаи, привезенные из Египта и
Ливии. Слыша часто повторяемое имя
Льва, эти попугаи выучились
произносить печальным голосом имя
заключенного, так что в течение
целого дня можно было слышать в
залах дворца странный и трогательный
напев, ибо своды царских крытых
портиков и жилых помещений
отдавали воспринимаемые от птичьих
напевов звуки и производили
впечатление настоящей музыки.
Вследствие этого и присутствующие
легко были доводимы до слез, и это
не только случалось с местными
жителями, но даже и с прибывавшими
из чужих земель иноверными послами».
Приведенный
эпизод из отношений в царской семье
весьма живо характеризует
переживаемую царем Василием драму
и объясняет многое даже в
дальнейшей истории семейных
отношений Македонской династии. Супружеская
жизнь Феофано и Льва рисуется в
благоприятном свете у Никифора
Григоры, но совершенно иначе
представляется дело почти в
современном памятнике, в жизни св.
Евфимия (4), где Лев в разговоре со
своим духовным отцом признается,
что «он испытал от жены большие
неприятности» и «что все знают, что
не по своей воле он женился на ней,
а из страха перед царем». Кроме царевича
Льва у Василия было еще два сына:
Александр, бывший соимператором, и
Стефан, родившийся в
Уже из
сказанного можно вывести
заключение, что семейные отношения
не могли благоприятствовать правильной
постановке воспитания царских
детей. Сам царь Василий при всех
выдающихся природных способностях
и изумительной энергии был
человеком малообразованным,
царица же Евдокия по своему
характеру не могла создать
уютного семейного очага. И тем
любопытней то обстоятельство, что
основатель династии, вошедши в
культурную обстановку в
Константинополе, оценил преимущества
образования и нашел нужным дать
своим детям лучшее по тому времени
образование. Есть прекрасное
место в жизнеописании Василия,
хорошо поясняющее нашу мысль (5).
Говоря о великолепной росписи и
мозаиках в построенной царем Новой
церкви при Большом дворце,
жизнеописатель рисует следующую
композицию, изображенную на стене.
«Следует
другая восхитительная картина,
представляющая изображенного
мелкими золотыми камешками творца
этого произведения, императора с
супругой его Евдокией в царских
облачениях и в венцах. Дети же их,
как блестящие звезды, окружают свод,
все одеты в царские одежды и
украшены венцами. Из них мужески
пола держат в руках свитки,
обозначающие божественные
заповеди, коим следовать они
научены своим воспитанием, а женска
пола имеют книги, содержащие
божественный закон. Художник, по
всей вероятности, хотел показать,
что не только мальчики, но и девочки
учились священным книгам и не
остались чужды божественной
мудрости, хотя родитель их не был
вследствие жизненных перипетий сам
с детства склонен к наукам, но
озаботился всем своим детям дать
участие в образовании. Именно эту
мысль художник хотел выяснить для
зрителя без слов, при помощи одной
графики».
В самом
деле, царь Василий замечательно
быстро применился к условиям
культурного общества. В этом
отношении обращает внимание его
строительная деятельность. Многие
храмы он возобновил, многие украсил
и поддержал новыми сооружениями,
особенно он любил живопись и
мозаику в храмах. Но главным строительным
делом Василия были церкви: во имя
архистратига Михаила, пророка
Илии, Богородицы и св. Николая и
Новая. Эта последняя составляла
огромное предприятие, которое
долго было предметом удивления
современников и ближайшего
потомства. Постройка начата в
Большие
переделки были предприняты
Василием в храме свв. Апостолов, как
это описывает Константин Родий;
храм был украшен мозаиками, внизу
коих стены были облицованы
мрамором, и увенчан 5 куполами. В
своде был изображен Христос,
окруженный Богоматерью и
апостолами. На стенах были иапцата,
или картины, изображающие земную
жизнь Христа. Единственным
сохранившимся памятником
постройки Василия должна быть
названа церковь в Скрину. в
двухчасовом расстоянии от Ливадии,
она построена в 873—874 гг.
протоспафарием Львом. Строительная
деятельность Василия не
исчерпывалась церковным
искусством. В самом дворце ему
принадлежат большие предприятия,
которыми он заканчивал работы
Феофила. Василию принадлежит
Кенургий, или дворец, в котором
обыкновенно он жил, находившийся
рядом с хрисотриклином. Он состоял
из нескольких залов, из них
особенно подробно описаны у
Константина зал и спальня. Весьма
любопытно отметить, что стены зала
были украшены историческими
сюжетами, здесь был представлен
Василий, окруженный военными
людьми, которые ему передавали завоеванные
им города.
Что в его
семье, т. е. в первом поколении от
безграмотного крестьянина, мог
развиться не только литературный
вкус, но и замечательная
литературная производительность,
какая характеризует царевича Льва,
в этом следует видеть счастливое
сочетание весьма благоприятных
условий, какие создавала
тогдашняя среда. «Царское величество
украшается не оружием только, но
законами и науками», и основатель
Македонской династии, а равно его
сын и особенно внук достойно
иллюстрировали это положение
своими законодательными и
литературными предприятиями,
составляющими лучший венок в
украшении Македонского дома.
«Стоило
посмотреть собрания преподобных
мужей и зрелища мудрых риторов и
всяческие проявления словесной
доблести, все это
сосредоточивалось здесь отовсюду и
делало из царского дворца новую
сократовскую и платоновскую стою,
академию и лицей. Вследствие этого
получили тогда большое приращение
и благолепие церкви Божий. Ибо не
только сам царь (разумеется Лев)
украсил своими словами и
песнопениями многие праздники, но
поощрял многих из тогдашних ученых
людей на подобный же труд. Из
последних был один[5], который, с одной стороны,
перелагал жития на красноречивый
язык, с другой — составил
множество житий подвижников и
борцов за добродетель».
Трудно
допустить, что Василий вполне
примирился со своим сыном и после
возвращения ему свободы и
официального положения. Самые
последние годы жизни царя были
вновь омрачены придворной интригой,
которая до некоторой степени
связана была с именем Льва. Тем
более необходимо выяснить это
обстоятельство, что в
историографии того времени
встречаем следы существовавшего
мнения, что в придворной интриге
принимал участие и патриарх Фотий.
Именно, в письме Стилиана, епископа
Неокесарийского, от
Нужно
признать, что положение наследника
престола, за которого были и
общественное мнение и административные
сферы Константинополя, оказалось
весьма затруднительным по
отношению к отцу. Имея в виду, что
одним из первых мероприятий Льва по
смерти царя Василия был суд над
Фотием и лишение его патриаршей
кафедры, можно высказать догадку,
что Фотий не был между
сторонниками царя Льва, и это тем
более важно отметить, что
литературным и богословским
образованием Лев был обязан именно
Фотию. Можно, конечно, допустить
догадку, что для честолюбивых
планов Фотия лучше было иметь в
перспективе малолетнего царя
Александра и регентство, чем
царствование Льва, который имел уже
около себя другую партию,
составившуюся в конце царствования
Василия и мечтавшую о влиянии на
дела и о первенствующем в империи
положении. Но выставляемым здесь
предположениям мы можем придавать
лишь значение вероятности.
В
При оценке
характера и правительственной деятельности
преемника Василия Льва (886—911)
необходимо принять в соображение
ненормальные условия, какие
создались в семействе царя Василия.
/ Старший сын и соимператор не был
любим отцом, и для сына было весьма
трудно сохранить доверие и
расположение отца, который желал бы
передать наследство не Льву, а
другому сыну. / Вместе с
вступлением на престол Льва во
главе империи становится весьма
начитанный в богословской и
церковной литературе государь,
больше знакомый с книгой и лучше
себя чувствовавший в домашней
обстановке, чем на арене
политических и в особенности военных
дел. Почти целое столетие в лице
Льва и его сына Константина
Порфирородного империя управляема
была кабинетными людьми, прекрасно
судившими о военных делах, о
дипломатии и тактике, но
практически мало знакомыми с
искусством управлять людьми. Хотя
еще в
Несмотря
на отсутствие качеств правителя
государством и полководца, царь
Лев тем не менее вполне вошел в
историческую обстановку, какая
создалась вокруг него; будучи
кабинетным ученым, духовным
писателем и церковным оратором, он
предоставил внешние события и внутреннюю
жизнь государства естественной
эволюции, вследствие которой
период Македонской династии развивался
без особенных потрясений внутри, но
имел много неожиданных и
потрясающих коллизий извне,
которые были бы в состоянии нанести
непоправимый ущерб империи, если
бы она не могла опираться на
окрепшие устои внутренних
учреждений.
Нелегко
при указанных свойствах характера
нового царя понять его
решительность и инициативу,
проявленные в деле патриарха
Фотия. Только что приняв власть (1
сентября
Если
принять во внимание громадный
церковный авторитет патриарха
Фотия и сильную партию в патриархате
его учеников и ставленников, то
мысль об его насильственном
низвержении должна бы
представляться вполне невозможной
и опасной для нового государя. Но
при этом нельзя не взвесить и того
обстоятельства, что Фотий не мог не
иметь особенной близости к царю
Льву и как воспитатель детей
Василия. Ввиду указанных
обстоятельств следует
предполагать особенные мотивы,
побудившие Льва к мысли отстранить
от управления Церковью престарелого
патриарха. Хотя идея обладания
двумя высочайшими на земле
преимуществами — царством и
священством — не могла не льстить
церковно настроенному воображению
царя, но едва ли в этом следует
видеть основной мотив, каким он
руководился. Мы должны прийти к
другому предположению, что второе
падение Фотия было вызвано теми же
мотивами, что и первое. Прежде, при
Василии I, нужно было пожертвовать
Фотием ради сближения с Римской
Церковью, на этот раз необходимо
оказалось новой жертвой войти в
расположение папы. В истории
Византии до такой степени
переплетаются политические дела с
церковными, что часто нельзя
бывает отделить церковную политику
от политической истории. И историку
Византии так часто следует
отвлекаться в сторону чисто
церковной истории и так много
давать места епископским спорам и
несогласиям, что он находит здесь
уместным, подражая одному древнему
церковному историку, предпослать
следующее обращение к читателю.
«Обращаюсь
к тем, — говорится у церковного историка
Сократа (V в.), — кому случится
пользоваться настоящим сочинением,
пусть не посетуют на меня, что,
предполагая составить церковную
историю, я привношу в нее изложение
фактов современной военной
истории, дабы дать истинное
освещение историческим событиям.
На это есть много причин: первая,
чтобы выяснить факты; вторая, чтобы
не наскучить читателю, не давая ему
отдыха от епископских раздоров и
козней. Самая же главная — чтобы
привести к со- знанию, каким образом
политические смуты отражаются,
как бы по некоторой симпатии, и в
церковной истории. Если
внимательно присмотреться, то
нельзя не заметить, что
общественные смуты идут рука об
руку с церковными».
Чтобы
выяснить положение церковных дел
ко времени вступления на престол
Льва, нам необходимо возвратиться
к тому, что последовало за
Константинопольским Собором 879 —
880 гг. Как выше было объяснено, этот
Собор происходил при такой
обстановке, которая позволила
патриарху Фотию восстановить
авторитет Вселенского патриарха и
вполне обеспечить независимость
Восточной Церкви. / Вопрос о
возвращении Болгарии под власть
Римского епископа не был даже
поднят и обсуждаем с той точки
зрения, как того желал папа Иоанн
VIII; все распоряжения и акты пап
Николая и Адриана и постановления
Собора
Преемник
Иоанна, вступивший на папский трон
в конце
В письме к
царю Василию папа сильными
красками, напоминающими эпоху
борьбы за инвеституру, обрисовывает
права и привилегии священного и
апостольского на земле достоинства
и императорской власти. Императору
Богом вручена власть над земными
делами, Римскому епископу — над
духовными.
«Выслушай
благосклонно, — говорит папа, —
следующее. Тебе поручена забота о том,
чтобы оружием посекать безбожных и
грубых тиранов, творить правый суд
среди подданных, создавать законы и
управлять войсками на суше и на
море. Вот главные задачи императорской
власти. Наши же задачи — попечение
о духовной пастве — тем
возвышенней, чем больше различия
между земным и небесным». Переходя
к реальным фактам, папа пишет: «Кто
осквернил твои богопослушные уши
наветами против святейшего Марина,
тот позволил себе употребить свой
гнусный язык против Господа
нашего И. Христа, все направляющего
по своей воле. Кто же это имел
дерзновение хулить непорочного
жениха и священника и мать всех
Церквей? Скажи, кто тебя обманул,
что ты вселенского первосвященника
терзаешь бранными словами и
насмешками и злословишь святую
Римскую Церковь, которой ты обязан
глубоким почитанием. В чем
прегрешила святая Римская Церковь,
что развращенные люди настроили
тебя изощрять против нее свой язык?
Не онали посылала в
Константинополь легатов во время
твоего царствования; не прилагала
ли она особенное попечение о
Константинопольском Соборе?
Спросишь, к кому посылала Римская
Церковь легатов? К частному
человеку Фотию; ибо если бы был у
тебя настоящий патриарх, то наша
Церковь чаще бы с ним сносилась. Но,
увы! такой знаменитый и
богохранимый город не имеет епископа
и украшается только царским
присутствием. Если бы только не
сдерживала нас любовь к тебе и не
побуждала сносить нанесенное нашей
Церкви оскорбление, то мы бы
оказались вынужденными принять
против преступного Фотия более
суровые меры наказания, чем это
допущено нашими предместниками, за
его нечестивые и недостойные
против нас речи. Марин при его
величайшем благочестии хотел
дословно исполнить и защитить
определения святейшего папы Николая,
вследствие чего подвергся у вас
величайшему порицанию. И поелику
он не согласился принять чужое мнение
и не захотел признать
недействительными соборные акты,
то подвергся на 30 дней заключению в
темнице».
В
заключение, выразив удовольствие
по поводу назначения на церковную
службу царского сына Стефана, папа
просит вооружить и снабдить
необходимым запасом морские суда,
чтобы они находились у итальянских
берегов и оберегали Римскую
область от сарацинских набегов.
Если
преемник Василия, которому было
вручено это письмо, имел уже
основания быть недовольным Фотием,
то, конечно, столь резко выраженное
порицание Константинопольскому
патриарху и непризнание за ним ни
священства, ни епископства должно
было дать в руки царя Льва весьма
сильное оружие против Фотия. Между
духовенством
Константинопольского патриархата
было много лиц, питавших к Фотию
давнюю вражду, таковы приверженцы
бывшего патриарха Игнатия. Один из
них, епископ Неокесарии Стилиан,
оставил для потомства весьма
любопытный документ, именно, доклад
папе Стефану VI о деле Фотия,
составленный сейчас же по вступлении
на престол Льва Мудрого. Этот
документ, хотя и внушенный злобой
к павшему уже врагу, так как Фотий
тогда уже был в заточении,
представляет, однако, большой исторический
интерес, восполняя наши сведения об
обстоятельствах низложения Фотия
новыми фактами, лишь несколько
преувеличенно рассказанными и
односторонне освещенными. Поэтому
сообщим некоторые данные из письма
Стилиана.
Речь о
неустройствах в
Константинопольской Церкви автор
начинает с иконоборческого периода,
который ставит в ближайшее
соотношение с делом патриарха Фотия.
По его словам, схизматики, или
несогласные с патриархом Игнатием,
в свое время воспользовались
содействием Фотия и достигли
свержения с патриаршего престола
Игнатия. Вся история патриарха
Фотия, начиная с посвящения его
митрополитом Григорием Асвестой и
отделения от него значительной
партии вместе с автором
настоящего письма, изложена весьма
подробно, в согласии с известными
из других источников данными. Ясно
и определенно ставится вопрос о
подкупе папских легатов,
посланных для участия в
деятельности Собора: Родоальда и
Захарии. Папе Николаю I раскрыл
глаза на все это дело донос монаха
Феогноста, который в мирском
платье тайно ушел из
Константинополя. Переходя к
периоду второго патриаршества
Фотия, когда папские легаты Петр,
Павел и Евгений, обманутые и
подкупленные, признали Фотия,
именем папы, законным патриархом
Константинополя, Стилиан говорит,
что этот последний, ободренный
безнаказанностью, принял на себя и
политические дела и таким образом
покушался предвосхитить себе
самую царскую власть[8]. Сославшись далее на
известные из других источников
связи Фотия с магом и чародеем
Сантаварином, принадлежавшим по
отцу к манихейской секте и
посвященным в священнический сан
самим Фотием, автор приводит далее
легенду о том, как Фотий постепенно
завладевает расположением царя при
помощи царского спальничего Никиты
Клеусы, который подкладывал в пищу
и питье царя даваемые Сантаварином
снадобья. Завладев во второй раз
патриаршим престолом, Фотий
приблизил к царю Сантаварина и возвел
его в епископы города Евхаиты,
обогатив эту кафедру богатыми
владениями и монастырями, которые
были отняты от других епископий.
«Сей
Сантаварин вместе с Фотием
умыслили злой совет против ныне
царствующего Льва, настроив против
него царя Василия, отца его, как
против злоумышленника и противника
отеческой воли. Ибо, когда царь впал
в неизлечимую болезнь и был близок
к смерти, заговорщики держали на
уме, что в случае его смерти они
отстранят от царства его сына и или
сами завладеют властью, или вручат
оную угодному им лицу. Но Промысл
Божий не допустил совершиться их
злому намерению. Ибо хотя царь
Василий поэтому держал своего сына
Льва на положении частного лица[9] и
заключил его под стражу, тем не
менее по смерти отца он вступил на
царский престол. ЦаръЛев
немедленно лишает власти Фотия за
его преступные и беззаконные
действия, меня же, не имевшего с ним
общения и ради этого испытавшего
много огорчений, возвратил к
прежнему положению».
В
заключение письма выдвигается
канонический вопрос по отношению
к громадному числу духовенства в
патриархате, принявшего посвящение
от Фотия. Если он не признан в сане,
если его принимать за частного человека
и даже схизматика, то, конечно,
следует признавать
недействительными и все его
рукоположения и таким образом
изгнать из клира всех его
ставленников. Стилиан
ходатайствует о том, чтобы принята
была мера сострадания к духовным
лицам, получившим от Фотия посвящение.
Сообщаемая
в приведенном документе версия о поводах
к низвержению Фотия слишком выдает
свою искусственность. Что Фотий не
мог держаться в стороне от недоразумений
между большим и малым двором, что он
должен был выступать посредником
между отцом и сыном, это
соответствует его положению и роли
и подтверждается летописями. Но
план захватить политическую
власть с устранением от нее Льва
представляется внушенным злобой и
ненавистью и не имеет для себя
подтверждения. Конечно, эта легенда
составилась в провинции, в среде
части духовенства, недовольного
патриархом Фотием, и легко могла
быть принята на веру в Риме, где не
имели оснований проверять ее.
Скорей можно согласиться с тем, что
патриарх Фотий в последние годы
жизни Василия должен был явно стать
на сторону отца, когда между
приверженцами молодого царя
возникла мысль о насильственном в
пользу его перевороте (10). Таким
образом, ход событий можно
представлять в таком освещении, что
царь Лев весьма рад был отделаться
от слишком авторитетного патриарха
и вместе с тем провести фамильный
план о передаче патриаршей кафедры
царевичу Стефану. Насколько для
последней цели важно было
заручиться согласием Римского
престола, настолько низвержение
Фотия было желательно для папы и
обеспечивало с его стороны
всяческие уступки и снисхождение
по церковным делам.
Весьма
вероятно, что полученное от папы
Стефана письмо, в котором Фотию
приписывались всяческие преступления
и интриги, расстроившие отношения
между Восточной и Западной
Церковью, в котором, далее, он
ставился на одну линию с мирянином
и признавался схизматиком и
отчаянным злодеем, над которым
висит меч страшного церковного
наказания, — что это письмо весьма
кстати развязывало царю руки, давая
ему благоприятный предлог и
личину законности в принятых против
Фотия мерах. Низложение патриарха
последовало без соблюдения
установленных каноническими правилами
форм. Не видно, чтобы его дело
обсуждалось на Соборе, чтобы он
был предан суду; он уступил без
борьбы и не пытался оправдываться;
местом его ссылки был один из
монастырей города в Псаматии.
Первым затем делом царя было
возвращение утраченных мест тем
членам церковного клира, которые
причислялись к партии Игнатия и не
имели общения с Фотием. Им
предстояла задача разрешить
вопрос о каноническом значении
избрания в патриархи юного 16-летнего
Стефана, принявшего пострижение от
Фотия. Дело о ставленниках Фотия,
как видно из письма Стилиана,
должно было пойти на окончательное
разрешение Римского престола, но
папа Стефан потребовал новых
разъяснений, так как в Константинопольской
Церкви были противоречивые мнения
насчет духовного сана, какой можно
признавать за Фотием. Сношения по
этому вопросу продолжались до
смерти папы Стефана (891). Между тем
в Константинополе удаление Фотия
от дел сопровождалось возбуждением
среди его приверженцев и
недовольством. Чтобы дать объяснение
резким против патриарха действиям,
правительство выдвинуло предлог —
политическую его измену. Но назначенное
следствие, произведенное
доместиком Андреем, магистром
Стефаном и логофетом дрома
Агиополитом, не дало никакого
материала для обвинения. Тем не
менее подозреваемый вместе с
Фотием архиепископ Евхаитский
Сантаварин был подвергнут
телесному наказанию и ослеплению
и сослан в заточение, а Фотию определено
было жить в предместье Гиерии, что
против Константинополя.
Дальнейшая судьба его совершенно
неизвестна. Время его смерти, по
некоторым догадкам, можно относить
к
[1] /Приводим это пропущенное Гергенрётером место по: Соd. Тheolog. Сraecus — в Вене. № 279. Fо1 118: ???????? ??? ??? ?'?????? ???????? ?????????? ????? ????????? ?????????? ?? ?? ??????????? ??? ??????????? ?????? ??? ?????? ??????? ??? ????????? ??? ???????????? ???? ???? ??? ????????? ??? ?????, ????? ????????? ????? ??? (???????? ??? ???? ??????????? ???????./
[2] /Опять пропущенное место: ??? ?? ??????, ??? ?? ???? ??? ????? ???????? ??? ????????? ???????, ???? ???????????? ??? ????????? ??? ????????? ?? ???? ??? ?????????./
[3] Ibid. Fо1. 350. К сожалению, за риторикой трудно распознать реальные факты (Vatopedi cod. Fol. 350).
[4] Циканистерия. (Ред.)
[5] /?? ??? ?? ??? ???????, ?'?
?? ?? ???? ????????? ???? ??
????????????? ??? ???? ??????? ???
?? ??? ?????? ??????? ??? ???????
??????????? ?????; —место весьма важно
для вопроса о Метафрасте./
[6] Dromones vestros, qui pro defensione
terrae S. Petri in nostro manerent serviitio, nobis misistis [вы
послали нам ваши быстроходные суда,
чтобы они были в нашем распоряжении
для защиты земли св. Петра].
[7] Разумеем письмо к
архиепископу Аквилеи, относящееся
к
[8] ??? ????????? ????????? ??? ?????? ?????????, ??? ???? ????? ??? ????????? ???-????? ????????? ???????? (Маnsi XVI. Соl. 432).
[9] Откуда взята мысль, что Лев был пострижен (in oredinem redactus privatus ageret — Маnsi XVI. Соl.434), это трудно понять.