Глава
XIV
ВОСТОЧНАЯ
ПОЛИТИКА МАНУИЛА. ТУРКИ И
ХРИСТИАНСКИЕ ГОСУДАРСТВА В СИРИИ И
ПАЛЕСТИНЕ
После второго крестового похода и частью в связи с печальными для христианских княжеств последствиями его восточная политика византийского императора определялась постепенно создавшимися в Сирии и Малой Азии следующими политическими и этнографическими группировками.
Прежде
всего в ближайшем соседстве с
империей выросло в пределах
прежних фем Анатолика и Вукелариев
государство сельджуков со столицей
в Иконии. К востоку от Иконийского
султаната, в фемах Армениак и
Харсиана, утвердились родственные
первым сельджуки под властию
династии Данишмендов, центрами их
владения были Сивас (Севастия),
Кесария, Мелитена. В горных
областях Тавра и Киликии возникли
полузависимые армянские княжества,
значение которых постепенно
возрастало по мере распространения
политического влияния Византии в
Северной Сирии, куда прямая дорога
вела через Киликию. Далее к востоку,
в Северной Сирии и Месопотамии,
образовался еще более сильный
политический центр мусульманской
власти в Мосуле и Алеппо,
представителями коего были
получившие крупную известность во
время крестовых походов эмиры
Зенги, Нур ад-дин и, наконец, Саладин.
Христианская империя в
Константинополе была в соседстве
со всеми этими мусульманскими
государствами и для достижения на
востоке хотя бы некоторого
обеспеченного положения должна
была сообразовать свою политику с
теми отношениями, в которых
находились между собой указанные
мусульманские государства. На ход
усвоенной при Мануиле восточной
политики влияло то, что
данишмендские владения, по смерти
султана Мохамеда в
Но главным руководящим мотивом в восточной политике были христианские княжества в Сирии и Палестине и одинаково всем царям из дома Комнинов присущее стремление возвратить Антиохию в непосредственную сферу влияния империи. Таким образом, несмотря на крайние затруднения, какие были на пути к сношениям с Сирией, царь Мануил с большой настойчивостью и систематичностью преследовал свои планы по отношению к Антиохии и в конце концов достиг того, чего так искренно желали его отец и дед: держал триумфальный въезд в Антиохию в качестве сюзерена антиохийского княжества и настоял на том, чтобы в этом латинском владении рядом с католическим патриархом был признаваем авторитет греческого. Приняв непосредственное и близкое участие в судьбах христианских государств в Сирии и Палестине, император Мануил должен был вступить в сношение с эмиром Алеппо и Дамаска Нур ад-дином, который во второй половине XII в. был грозой христианских владений, образовав в Сирии и Палестине новое мусульманское государство.
Таковы в общих чертах условия, в которых должна была развиваться восточная политика Мануила.
Независимо
от широких задач, внушаемых старыми
идеалами Римской империи,
ближайшие и прямые потребности на
Востоке обусловливались суровой
действительностью, которая
настоятельно давала себя чувствовать.
Турецкие опустошения почти каждый
год истощали плодородные
малоазийские долины и оттесняли
земледельческое население в горы,
следствием чего было то, что
культурные области постепенно
обращались в пустыни и степи,
пригодные для пастбищ, на которых
располагались туркмены. Нужно
было строить города и ставить в них
гарнизоны для защиты сельского
населения (1). Но этим не всегда
достигалась цель. С первых же лет
правления Мануила
предпринимались походы против
турок-сельджуков, так как султан на
требования царя обуздать
хищнические набеги обыкновенно
отвечал, что это набеги со стороны
вольных туркмен, которые не
признают его власти. Уже вслед за
венчанием Мануила на царство
получено было известие, что турки
появились вблизи Ма-лагины, большой
военной станции на дороге от Никеи
к Дорилею. В следующие годы поход
направлен был в Ло-падий, при
истоках реки Риндака, где также
предстояло построить укрепления и
поставить гарнизоны. Но в то время,
как греки укреплялись в одном месте,
турки открывали другие слабые
стороны: нельзя было отступать
перед решительными действиями.
Поход Мануила против самой
столицы Масуда представлял уже
большое военное предприятие.
Мануил известил неприятеля о походе,
а султан отвечал, что встретит царя
в Филомилии. Этот поход
«В это
время царь многократно простирал
на варваров и собственные руки и,
нападая на них неожиданно, казался
им чуть не молнией. Тогда, нисколько
не стыдясь, отступали перед ним
тысячи, а если угодно бывало судьбе,
то и десятки тысяч вооруженных и
закованных в железо. Доходя до
моего слуха, эти подвиги казались
мне менее вероятными, чем дела
Фоки и Цимисхия. Как поверить, что
один человек побеждает целые
тысячи и одно копье одолевает
мириады вооружений!.. Я думал, что
эти дела прикрашены сановниками и
придворными, пока не усмотрел их
собственными глазами, когда,
случайно замешавшись между
врагами, сам увидел вблизи, как этот
самодержец противостоял целым
фалангам... Царь устремился на
неприятелей со всей быстротой, не
надев панциря, а только оградив
тело щитом. Ворвавшись в середину
врагов, он совершил удивительные
боевые подвиги, поражая мечом
всякого встречного... долго бежали
турки без оглядки: ими в голову не
приходило, что за столъмно-голюдным
войском гонится один человек...»
За походом
Почти месяц продолжалось пребывание султана в Константинополе. По всему видно, что современников удивляло оказываемое сельджукскому султану внимание; он был непривлекательной наружности, плохо владел руками и хромал на обе ноги, так что в Константинополе немало острили над царским гостем, а патриарх отказал в разрешении воспользоваться церковными предметами в триумфальном шествии, устроенном по случаю празднеств в честь Кылыч-Арслана. Случившееся в тот же день землетрясение было истолковано в смысле божественного гнева против устроителей торжества. Желая вполне обворожить своего гостя, царь давал в его честь турниры и зрелища, наконец устроил для него особенное зрелище, приказав в одном из покоев дворца разложить все, что предположено было дать ему в подарок, т. е. драгоценные ткани, платье, вышитое золотом и серебром, кубки и чаши с золотом и серебром; царь вошел туда вместе с султаном и предложил ему указать те предметы, которые ему особенно нравятся. Когда же султан в смущении и нерешительности сказал, что он видит перед собой такие сокровища, на которые бы он мог покорить всех своих врагов, то царь сказал: «Отдаю тебе все, чтобы ты понял, какими богатствами владеет тот, кто в состоянии сделать такой подарок одному лицу». О роскоши приема и драгоценных дарах находим свидетельства как у византийских, так и у восточных писателей (4).
Судя по результатам, мы должны признать, что пребыванием в столице Кылыч-Арслана византийское правительство не умело воспользоваться в такой степени, чтобы поставить границы притязаниям иконийского султана и обуздать его воинственный пыл.
Относительно турок-сельджуков, власть которых простиралась и на христианское население греческого происхождения, политика царя Мануила была в особенности неосмотрительна. Султан иконийский был ближайший и опаснейший враг империи. Усиление Иконийского султаната прямо соединялось с ослаблением власти и авторитета империи на Востоке. Кылыч-Арслан не оставался глух к внимательности, тем более что это значительно возвышало его перед соперниками. Он соглашался признать себя в зависимости от императора, если этот последний поможет ему утвердиться в Иконии и усмирить Данишмендов.
Почти все
остальное время жизни Мануила
отношения империи к султанату
основывались на договоре, который
имел место в
В
Война с турками-сельджуками вызвана была вмешательством Мануила в отношение иконийского султана к Данишменду Зу-н-нуну, искавшему защиты в Византии. Кылыч-Арслан сначала не прочь был войти в мирное соглашение с греками, но скоро изменил намерение, увидев, что византийский полководец, севаст Михаил Гавра, не располагает такими силами, которые могли бы устрашить его. Так прошла весна, время особенно удобное для военных действий, говорит современный писатель. Летний поход в М. Азию под предводительством самого царя Мануила имел следствием возобновление и укрепление двух городов, опустошенных туркменами и находившихся под властью султана. Историк Киннам сообщает любопытные подробности о состоянии города Дорилея, в каком нашли его византийцы.
«Это был
некогда величайший и знаменитейший
из городов Азии. Он лежал в долине,
распространяющейся на большое
пространство и представляющей
прекрасный вид. На плодородных
полях ее росла сочная трава и
поднимались богатые нивы. Вид
украшала протекающая по долине
река, дающая вкусную воду; в реке
водилось множество рыбы, вполне
достаточной для продовольствия
жителей. У кесаря Мелиссина здесь
было прекрасное поместье и весьма
населенные деревни с самородными
горячими ключами, портиками и
купальнями. Эта местность
доставляла в обилии все, что служит
для удовольствия человеку. Но турки
разрушили город до основания и
сделали его необитаемой пустыней,
так что кругом не заметно и следа
прежней культуры. Теперь раскинул
здесь свои палатки туркменский
улус в 2000 человек».
Мануил прогнал кочевую орду и занялся возобновлением Дорилея, имея в виду основать здесь оплот против распространения номадов, угрожавших обратить в пастбища и покрыть кибитками культурные византийские области. В течение сорока дней греки выкопали ров, вывели стену и заложили здания для поселения гарнизона и колонистов. «Турки же, испугавшись, что их вытеснят с равнины, жирные пастбища которой были так привольны для их стад», всеми мерами старались препятствовать работам. Окончив укрепление города и снабдив его нужными средствами, Мануил роздал участки земли желавшим поселиться здесь колонистам греческого и латинского происхождения. В тот же поход при истоках Меандра найдено было еще весьма удобное место для крепости на остатках бывшего греческого города Сувлея. Но и здесь были уже пастбища и кибитки, которые понадобилось отодвинуть, чтобы приготовить место для земледельческих поселений.
Начатый
Мануилом в
Поход
Кылыч-Арслан прислал сюда посольство, предлагая царю мир на условиях предыдущих договоров. Старые генералы, понимавшие трудности похода, советовали воспользоваться этим благоприятным случаем и заключить мир с султаном. Но партия молодых любимцев, желавших отличиться на глазах царя, склонила его дать решительный ответ, что только под стенами Икония он согласится вступить в переговоры с султаном. От Мириокефала следовало идти через горный проход (клисура) Циврицу, роковое место для византийских войск и для военной чести империи. Этот проход был не что иное, как широкое ущелье с висящими над ним высокими горами, северная сторона которых, постепенно понижаясь, образовала холмы и овраги; с обеих сторон клисура заперта была скалами и загромождена камнями. Историк Никита Акоминат справедливо порицает Мануила за то, что он не принял надлежащих мер предосторожности, решаясь следовать этим проходом. Со стороны византийцев не был даже послан разведочный отряд, чтобы очистить проход от засевших в нем турок; не был оставлен тяжелый обоз, который в критическую минуту, при тесноте пространства, послужил более нападавшим, чем защищавшимся. В авангарде шли со своими отрядами два сына Константина Ангела — Иоанн и Андроник, за ними — Константин Макродука и Андроник Лапарда. В середине правое крыло вел шурин царя Балдуин, левое — Феодор Маврозом. За тяжелым обозом с припасами и военными снарядами следовал сам царь, окруженный блестящею свитою. В арьергарде был Андроник Контостефан.
Передовые части прошли благополучно, ибо пехотинцы, завидев турецких стрелков, взбирались сами на возвышенные места и прогоняли их вдаль. Как оказалось потом, в этом состояла своего рода хитрость тактики турецкой. Ибо, дав пройти клисуру передовым отрядам, турки отрезали им сообщение с следовавшими позади войсками и сделали ожесточенный натиск на правое крыло, предводимое князем Балдуином. Град стрел сыпался на несчастный отряд, люди погибали, не имея возможности защищаться. Повозки и тяжелый снаряд затормозили движение, впереди турецкие стрелки производили страшный урон в рядах византийских. Здесь погиб Балдуин и весь его отряд в беспомощной борьбе. Ободренные успехом, турки сделали фланговое движение и напали на центр армии, где находился император. Узкая дорога, заваленная повозками, убитыми и ранеными животными, прекращала всякую возможность движения. Защита казалась так же бесполезна, как невозможно бегство. Рвы наполнялись падавшими, кровь текла ручьями. Император перестал отдавать приказания и защищался сколько мог, как простой воин. Греков заперли и рубили, как стадо баранов в хлеве, по выражению историка, которому мы обязаны замечательными подробностями этого дела. Император потерял всю энергию, когда перед его глазами турки вонзили на копье голову Андроника Ватаци, только что убитого ими: «Потеряв дух, без слов и без слез, он переваривал тяжкую скорбь, выжидая событий и не зная, на что решиться». Наконец с некоторыми приближенными он ринулся в середину врагов, желая проложить себе путь, и, получив много ран, успел соединиться с передовым отрядом, еще ранее миновавшим проход. Греческая кавалерия, поражаемая со всех сторон, кинулась на близлежащий холм; передние всадники за столбом поднявшейся пыли не могли рассмотреть глубокого рва, разделявшего их от холма. Всадники и лошади, один ряд за другим, стремглав летели в пропасть. Кровавые сцены убийства и грабежа и неоднократно угрожавшая опасность за собственную жизнь сильно потрясли Мануила. Он, казалось, перестал слышать, что говорилось вокруг него, и не отдавал себе отчета в виденном (5).
Поздно вечером собрались около Мануила Андроник Контостефан и другие вожди, уцелевшие в этот страшный день. Поспешно укрепившись рвом, они ожидали наступления дня и нового нападения турок.
«Все
сидели печально, понурив головы,
воображая себе предстоящее
бедствие. Варвары подступали к
самому рву и приглашали своих
соплеменников, бывших на службе у
греков, сию же ночь оставить лагерь,
похваляясь на заре погубить всех,
кто там находится».
Мануил сообщил одному из своих приближенных намерение бежать ночью из лагеря, предоставив остальным свободу действовать, как кому вздумается. Скоро это стало известно по всему лагерю и возбудило общее неудовольствие. Андроник Контостефан представил императору вероятные последствия такого малодушного решения и убедил выжидать событий на месте.
Действительно, положение греков не было так безнадежно, как оно представлялось смущенной душе царя Мануила. Так, можно еще было надеяться на помощь от передового отряда, почти не участвовавшего в деле. Ночью собрали остатки армии и составили отряд, который наутро выслан был против турок, пускавших стрелы в лагерь. Оказалось возможным начать переговоры с Кылыч-Арсланом, который не предъявил неудобоисполнимых требований. И для него, конечно, победа не обошлась без потерь. Притом не входившие в состав его войска туркменские отряды с жадностью набросились на богатую добычу, захваченную у греков, и менее всего думали о продолжении войны. На другой день после дела при клисуре Кылыч-Арслан послал к Мануилу своего уполномоченного, именем Гавра, вести переговоры о мире, причем предложил в дар царю арабского коня и меч. Мануил здесь же в лагере подписал договор, которым обязывался, между прочим, срыть недавно возведенные укрепления Дорилей и Сувлей. Позволительно дополнить недосказанное у летописца: несчастное дело при Мириокефале положило конец притязаниям Зу-н-нуна, ибо оно надолго обеспечивало безраздельное господство иконийского султана в М. Азии. Через два дня греки начали отступление.
«Зрелище,
представшее глазам, было достойно
слез, или, лучше сказать, зло было
так велико, что его невозможно
оплакать: рвы, доверху наполненные
трупами, в оврагах целые холмы
убитых, в кустах горы мертвецов; все
трупы были скальпированы, у многих
вырезаны детородные части.
Говорили, что это сделано с тем,
чтобы, нельзя было отличить
христианина от турка, чтобы все
трупы казались греческими: ибо
многие пали и со стороны турок.
Никто не проходил без слез и стонов,
рыдали все, причитая погибших —
друзей и сродников».
Проходя мимо Сувлея, греки разрушили город; что же касается Дорилея, то император не решился исполнить эту статью договора, вследствие чего враждебные действия между турками и греками продолжались и в следующие затем годы.
Поражение византийских войск при Мириокефале по своим последствиям выходит из ряда обыкновенных неудач империи. В глазах Западной Европы война Мануила с иконийским султаном была делом общехристианским и общеевропейским. Этим поражением не только обнаруживалась слабость Византийского государства в устройстве его собственных дел на Востоке, но и подрывалось доверие к восточному императору в глазах западноевропейских союзников и друзей Мануила. Предпринимая войну с иконийским султаном, царь Мануил был столько же выразителем стремлений национальной греческой партии, сколько благородным рыцарем и господином данного слова перед папой, французским и английским королями. Он дал слово очистить христианам путь ко Гробу Господню и тем исполнить священный долг римского императора, оказывавшийся не по силам для представителей империи на Западе. Неудача на Востоке влекла за собою весьма чувствительные для честолюбивых притязаний Мануила потери на Западе: она возвышала авторитет германского императора, ослабляла греческую партию в Италии и снова соединяла против Византии папу и Фридриха.
Дух царя
Мануила был глубоко потрясен
несчастными событиями войны с
иконийским султаном, так что до конца
жизни он не мог освободиться от
постигшего его тяжкого удара. В
«Хотя мы
слишком огорчены потерей погибших
наших родственников, однако сочли
за нужное обо всем известить тебя
как любезного друга нашего, тесно
соединенного с царством нашим
родством наших детей».
Лучшее
свидетельство о душевном состоянии
Мануила, расстроенном неудачной
войной с иконийским султаном,
представляет Вильгельм Тирский,
которому случилось провести
несколько времени в
Константинополе в
«С того
дня, — говорит он, — такими
неизгладимыми чертами
запечатлелись в памяти императора
обстоятельства этого несчастного
случая, что он никогда уже, несмотря
на старания приближенных, не
обнаруживал той ясности духа и
веселости, какою особенно отличался,
и до самой смерти не мог
восстановить свои телесные силы,
которыми был наделен в избытке.
Постоянное живое представление
события так мучило его, что не оставляло
места ни душевному покою, ни
обычной умственной ясности».
Поражение при Мириокефале, которое сам Мануил сравнивал с несчастным делом при Манцикерте, нанесло непоправимый ущерб военной чести империи и надолго подорвало военные силы государства. Мануил не предпринимал более решительных военных мер против турок, которые продолжали с прежней настойчивостью наступать на пограничные города и обращать в пастбища культурные малоазийские области.
Особенного
внимания также требовали христианские
княжества в Сирии и Палестине.
Нужно припомнить, что Мануил
принес на престол самые тяжелые впечатления,
вынесенные из похода в Сирию в
последний год жизни отца его, когда
антиохийский князь Раймонд, в
нарушение верности и присяги, нанес
глубокое оскорбление царю.
Отомстить нанесенную обиду и
возобновить политическое влияние
на христианские княжества
составляло излюбленную идею
Мануила, воспринятую от отца и деда.
В
Андронику
Комнину принадлежит значительное
место в истории Византии, и мы
надеемся выяснить его роль
впоследствии; теперь же следует
заметить, что он далеко не оправдал
возлагавшиеся на него надежды.
Слишком преданный личным интересам,
честолюбивый и самостоятельный,
хотя, бесспорно, даровитейший в
семье Комнинов, Андроник мало
оценил значение Тороса и потерпел
от него страшное поражение под
стенами Мопсуестии. И в другом
отношении планы Мануила потерпели
неудачу, так как в Антиохии не
согласились на предложенный царем
брак Констанцы с кесарем Иоанном,
его зятем по умершей дочери Марии.
Военными и дипломатическими
поражениями Византии воспользовался
Торос, который после того
становится во главе всей Киликии, и
в его власти оказались важные
города: Таре, Адана, Аназарб, Сие и
Мопсуестия. Ко благу империи,
которая занята была по
преимуществу на западной границе,
дальнейшие успехи армянского
владетеля были остановлены
иконийским султаном,
распространившим свои притязания
на владения Данишмендов в Каппадо-кии.
Тем не менее царь Мануил не мог
забыть нанесенных ему обид и
поражений. Антиохийская регентша
Констанца, отказавшая в руке своей
кесарю Иоанну, в
В
Константинополе созрел план похода
на Восток. Нельзя было оставить без
внимания и без наказания ничем не
оправдываемый поступок Рейнальда
Антиохийского, нужно было также
восстановить утраченное господство
в Киликии и обуздать князя Тороса.
Вот почему предложения
иерусалимского короля были приняты
благосклонно и в Иерусалим
отправлена Феодора, дочь
севастократора Исаака Комнина, с
богатым приданым и со свитой, в
качестве невесты короля Балдуина.
Этим обеспечивалось участие
иерусалимского короля в военных
действиях, которые были
предположены в
«Заметив, что латинское войско очень гордится своим копьем и хвастает искусством обращаться с ним, царь назначает день для потешного сражения на копьях и, когда настал определенный день... выезжает и сам с веселым видом и с всегдашнею своей улыбкой на обширную равнину, где удобно могли располагаться конные фаланги, разделившись на две половины. Держа поднятое вверх копье и одетый в великолепную хламиду, он ехал на прекрасном и златосбруйном боевом коне, который сгибал шею и подпрыгивал, словно просился на бег и будто спорил с блеском седока» (7).
Раз на охоте король Балдуин упал с коня и сломал себе руку. Произвело большое впечатление, когда Мануил немедленно соскочил с коня и первым подал помощь королю.
В мае
началось отступление от Антиохии.
По-видимому, предстояло начать
военные действия против Нур ад-дина,
который слишком теснил
христианские владения, но здесь
все ограничилось переговорами,
следствием которых была выдача
пленных, большею частью европейцев,
содержавшихся в плену со времени
второго крестового похода. На
возвратном пути с Востока Мануил
держал путь через владения
иконийского султана и близ Котиэя,
в долине Тембрис, имел горячее дело
с турками, стоившее ему больших
потерь. Вследствие того уже весной
Непосредственно за возвращением из похода Мануил отправил в Палестину торжественное посольство с деликатным поручением к Балдуину III просить для императора руки латинской принцессы. При этом имелась в виду или сестра графа триполийского Мелизинда[1], или дочь антиохийского князя Раймонда Мария. Хотя как в Иерусалиме, так и в Триполи предложение царя было принято с совершенно понятным, впрочем, чувством удовольствия, которое выразилось и в поспешных сборах невесты к путешествию в Константинополь и в изготовлении ее приданого, тем не менее странным и неожиданным образом Мануил не давал своего ответа на посланное ему донесение. Целый год томились ожиданием положительных известий и наконец решились спросить царя через специального посла, как относиться к вопросу, о котором трактовали его послы. К чрезвычайному удивлению короля иерусалимского и графа Раймонда, получен был ответ, что царь не согласен на предположенный брак. Граф триполийский был крайне раздражен всем этим делом и выразил свое неудовольствие тем, что приказал напасть на остров Кипр и грабить прибрежные области Византии. Чтобы объяснить причины странного отношения Мануила к делу о браке, нужно вспомнить, что его послам предстояло сделать выбор между двумя невестами. Оказывается (8), что в это же самое время велись царем переговоры с антиохийской княгиней Констанцей о браке с ее дочерью Марией и что именно этот союз по политическим соображениям признавался тогда более полезным, чем брак с сестрой графа Раймонда. Независимо от всего прочего принцесса Мария была красавица, каких тогда не было.
«В сравнении с нею, — говорит очевидец, — решительно ничего не значили и всегда улыбающаяся и золотая Венера, и белокурая и волоокая Юнона, и знаменитая Елена, которых древние за красоту обоготворили, да и вообще все женщины, которых книги и повести выдают за красавиц» (9).
Переговоры
велись так секретно, что в
Иерусалиме узнали о них только
тогда, когда все уже было окончено и
когда за принцессой Марией прибыло
в Антиохию специальное посольство
летом
Между тем
начиная с
Ввиду
указанного положения дел на
Востоке отношения Антиохийского
княжества к империи по необходимости
становились все теснее. Когда в
Летом
«Услышав
о необыкновенном плодородии Египта,
царь решил положить на море руку
свою и на реках десницу свою, чтобы
увидеть собственными глазами и осязать
руками те блага египетские, в
которые влюбился по слуху. И это
замыслил он, не обращая внимания на
то, что все по соседству было еще в
волнении. А побудило его к тому
неуместное славолюбие и желание
сравняться со знаменитыми царями,
которых владения некогда
простирались от пределов восточных
до столпов западных. Сообщив о
своем намерении иерусалимскому
королю и получив от него обещание,
что он будет помогать ему в этом
предприятии, царь снаряжает огромный
флот».
Египетский поход, предпринятый под начальством великого дуки Алексея Контостефана, хорошо подготовленный и обильно снаряженный продовольствием и запасами, напоминает по своим результатам поход против вандалов.
Алексею
Контостефану приказано было
действовать совместно с
иерусалимским королем, который
очень замедлил своим прибытием к
сборному месту к острову Кипру и
вообще далеко не обнаружил
готовности к облегчению задачи
Контостефана. Главной целью была Да-миетта,
к которой подступили в самом конце
октября. Прежде чем началась
правильная осада, Саладин успел
снабдить город припасами и послать
в него сильный гарнизон, — это было
уже дурным предзнаменованием для
всего предприятия. Затем
обнаружились раздоры в лагере
осаждающих: греки не могли
доверчиво относиться к латинянам,
и наоборот. Дело затягивалось, а
между тем у греков подходили к
концу запасы, которых взято было на
три месяца. Хотя латиняне имели
хорошие заготовки, но продавали их
по весьма высокой цене. Кроме того,
не было согласия между главными
начальниками насчет плана
действий. Все это привело к крайне
печальным последствиям и побудило
Контостефана начать
самостоятельные действия, не
соображаясь с желаниями короля. Он
отдал приказ начать приступ, а
король объявил, что им ведутся
переговоры о сдаче Дамиетты. Таким
образом, король заключил мир с
турками совершенно самостоятельно,
нисколько не заботясь о своих
союзниках. В греческом лагере стали
говорить об измене, и историк
ничем не может опровергнуть этих
слухов. В переговорах о мире со
стороны египетских мусульман
главную роль играл знаменитый
впоследствии Саладин. Отступление
византийского войска от Дамиетты и
возвращение флота представляло
трагическое зрелище. Все были
крайне раздражены против
начальников, побросали оружие и
сожгли осадной материал. При
возвращении же на море ожидали
бури и всевозможные лишения, так
что немногим удалось после разных
приключений пристать к
византийским гаваням. Полное
крушение египетской экспедиции не
только подняло политическое и
военное значение мусульман, но и
доказало совершенную
безнадежность в будущем всяких
совместных действий между
латинянами и греками. Хотя король
Амальрик ввиду крайней опасности
со стороны Нур ад-дина посетил
Константинополь в
[1] Дочь графя Раймонда II и Годиерны, сестры иерусалимского короля Балдуина II.