Глава
II
ТРЕТИЙ
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД. ФРИДРИХ I И СЛАВЯНЕ
Каждая новая волна, выбрасывавшая на сирийские и палестинские берега массы западных христиан, производила не то действие, какого от нее следовало ожидать. Крестоносцев постигали всевозможные неудачи, мусульмане постепенно усиливались и закрепляли за собой занятые позиции: горькое чувство тяжелой обиды распространялось на Западе против Восточной империи, коварной и антихристианской политике которой приписывались все потери. После второго крестового похода обе королевы-правительницы, Мелизинда в Иерусалиме и Констанца в Антиохии, окруженные временщиками и ничтожными искателями приключений, не были в состоянии ни понять, ни тем менее предотвратить угрожавшую со стороны магометан опасность. Все события здесь группируются около величественных фигур Нур ад-дина и Саладина. Саладин обладал всеми качествами, которые нужны были для того, чтобы осуществить идеальные задачи мусульманского мира и восстановить преобладание ислама. Характер его выясняется из истории третьего крестового похода, из его отношений к английскому королю Ричарду Львиное Сердце. Саладин напоминает черты рыцарского характера, а по своей политической сообразительности он стоял далеко выше своих врагов-европейцев. Не в первый раз во время третьего крестового похода Саладин является врагом христиан.
Он начал
свою деятельность еще во время
второго крестового похода; он
участвовал в войнах Зенги и Нур ад-дина
против христиан. После окончания
второго крестового похода он
отправился в Египет, где приобрел
большое значение и влияние на дела
и скоро захватил в свои руки высшее
управление в калифате, поддерживая
в то же время связи и сношения с
калифатом Багдадским. После смерти
Нур ад-дина его сыновья затеяли
междоусобную борьбу. Саладин
воспользовался этими раздорами,
явился в Сирию с войсками и
предъявил свои притязания на
Алеппо и Мосул. Враг христиан,
прославивший себя как завоеватель,
Саладин соединил вместе с
обширными владениями и грозными
военными силами энергию, ум и
глубокое понимание политических
задач своего времени. Взоры всего
мусульманского мира обратились на
него; на нем покоились надежды
мусульман, как на человеке, который
мог восстановить политическое
преобладание мусульманского мира
над христианами. Земли, завоеванные
христианами, были одинаково
священны как для египетских, так и
для азиатских мусульман.
Религиозная идея была столько же
глубока и реальна на Востоке,
сколько и на Западе. С другой
стороны, и Саладин понимал, что
возвращение этих земель
мусульманам и восстановление сил
мусульманства Малой Азии возвысит
его авторитет в глазах всего
мусульманского мира и даст прочное
основание его династии в Египте.
Таким образом, когда Саладин
захватил в свои руки Алеппо и Мосул
в
Если среди
рыцарей и баронов можно было
ожидать измены и коварства, то и
главные вожди — князья и короли —
были не лучше их. В Иерусалиме стал
королем Балдуин IV, человек,
лишенный всякого политического
смысла и энергии, который хотел
отказаться от своего княжения и
вместо себя намерен был короновать
своего малолетнего сына Балдуина V;
при этом возник спор из-за опеки:
спорили Гвидо Лузиньян, зять
Балдуина IV, и Раймонд, граф Триполи.
Представителем полного произвола
является Рейнальд Шатильонский,
который совершает разбойничьи
набеги на торговые мусульманские
караваны, шедшие из Египта; мало
того что своими набегами Рейнальд
возбуждал против христиан
мусульманский элемент, но он
наносил существенный вред самим
христианским княжествам, которые
жили этими караванами, и подрывал в
самом корне торговлю Тира, Сидона,
Аскалона, Антиохии и других
приморских христианских городов.
Во время одной из подобных
экскурсий, которые Рейнальд
совершал из своего замка, он
ограбил караван, в котором
находилась и мать Саладина. Это
обстоятельство и можно считать ближайшим
мотивом, вызвавшим столкновение
между мусульманским повелителем и
христианскими князьями. Саладин и
раньше указывал иерусалимскому
королю на недостойные поступки
Рейнальда, но у короля не было
средств обуздать барона. Теперь,
когда Саладину было нанесено
оскорбление чести и родственного
чувства, он, невзирая на перемирие,
которое было заключено между ним и
христианскими князьями, объявил
христианам войну не на живот, а на
смерть. События, которыми
сопровождалась эта война,
относятся к
В деле 5
июля
В сентябре
Весть о
том, что совершилось на Востоке,
получена была в Европе не сразу, и
движение началось на Западе не
раньше
Известно,
что третий поход осуществился при
обстоятельствах более
благоприятных, чем первые два. В нем
принимают участие: император
германский Фридрих I Барбарусса,
французский король Филипп II Август
и английский — Ричард Львиное
Сердце. Не было в походе только
общей руководящей идеи. Движение
крестоносцев в Св. Землю
направлялось разными путями, да и
самые цели вождей, участвовавших в
походе, были далеко не одинаковы.
Вследствие этого история третьего
похода распадается на отдельные
эпизоды: движение англо-французское,
движение германское и осада Акры.
Существенный вопрос, долго
препятствовавший французскому и
английскому королям прийти к
соглашению насчет похода, зависел
от взаимных отношений Франции и
Англии в XII ст. Дело в том, что на
английском престоле сидели
Плантаге-неты, графы Анжу и Мена,
получившие английский престол
вследствие женитьбы одного из них
на наследнице Вильгельма
Завоевателя. Всякий английский
король, оставаясь в то же время
графом Анжу и Мена, герцогом Аквитании
и присоединенной сюда еще Гиени,
должен был давать французскому
королю ленную присягу на эти земли.
Ко времени третьего похода
английским королем был Генрих II
Плантагенет, а французским —
Филипп II Август. Оба короля
находили возможность вредить один
другому благодаря тому
обстоятельству, что земли их во
Франции были смежны. У английского
короля правителями его французских
областей были два его сына, Иоанн и
Ричард. Филипп II заключает союз с
ними, вооружает их против отца и не
раз ставит Генриха английского в
весьма затруднительное положение.
За Ричарда была сосватана сестра
французского короля Алиса, которая
жила тогда в Англии. Разнесся слух,
что Генрих II вступил в связь с
невестой своего сына; понятно, что
подобного рода слух должен был
оказывать влияние на расположение
Ричарда к Генриху И. Французский
король воспользовался этим
обстоятельством и начал раздувать
вражду между сыном и отцом. Он
подстрекал Ричарда, и последний
изменил своему отцу, дав ленную
присягу французскому королю; этот
факт способствовал только
большему развитию вражды между
французским и английским королем.
Было еще одно обстоятельство,
препятствовавшее обоим королям
подать возможно скорую помощь
восточным христианам. Французский
король, желая запастись
значительными денежными
средствами для предстоящего похода,
объявил в своем государстве
особый налог под именем «Саладиновой
десятины». Этот налог
распространялся на владения самого
короля, светских князей и даже на
духовенство; никто ввиду важности
предприятия не освобождался от
платы «Саладиновой десятины».
Наложение десятины на Церковь,
которая никогда не платила никаких
налогов, а сама еще пользовалась
сбором десятины, возбудило
недовольство среди духовенства,
которое и начало ставить преграду
этой мере и затруднять королевских
чиновников в сборе «Саладиновой
десятины». Но тем не менее эта мера
была довольно успешно проведена
как во Франции, так и в Англии и дала
много средств для третьего похода.
Между тем среди сборов в поход умер
английский король Генрих II (1189), и
наследство английской короны
перешло в руки Ричарда, друга
французского короля. Теперь оба короля
могли смело и дружно приступить к
осуществлению идей третьего
крестового похода. На успех
третьего крестового похода
оказало большое влияние участие
английского короля. Ричард,
человек в высшей степени энергичный,
живой, раздражительный,
действовавший под влиянием
страсти, был далек от идеи общего
плана, искал прежде всего рыцарских
подвигов и славы. В самых сборах его
к походу слишком рельефно
отразились черты его характера.
Ричард окружил себя блестящей
свитой и рыцарями, на свое войско,
по свидетельству современников, он
издерживал в один день столько,
сколько другие короли издерживали
в месяц. Собираясь в поход, он все
переводил на деньги; свои владения
он или отдавал в аренду, или закладывал
и продавал и таким образом
действительно собрал громадные
средства; его войско отличалось
хорошим вооружением. Часть
английского войска отправилась из
Англии на кораблях, сам же Ричард
переправился через Ламанш, чтобы
соединиться с французским королем
и направить свой путь через Италию.
Движение это началось летом
В Мессине Ричард начал ряд торжеств и праздников и своими поступками поставил себя в ложное положение по отношению к норманнам. Он хотел распоряжаться как полновластный повелитель страны, причем английские рыцари позволяли себе насилия и произвол. В городе не замедлило вспыхнуть движение, которое угрожало обоим королям; Филипп едва успел потушить восстание, явившись примиряющим элементом между двух враждебных сторон. Было еще одно обстоятельство, которое поставило Ричарда в ложное положение как по отношению к французскому, так и германскому королю, — это притязания его на норманнскую корону. Фактически он обосновывал свое право тем, что за умершим Вильгельмом II была замужем Иоанна, дочь английского короля Генриха II и сестра самого Ричарда. Временный узурпатор норманнской короны, Танкред, держал в почетном заключении вдову Вильгельма. Ричард потребовал выдать ему сестру и заставил Танкреда дать ему выкуп за то, что английский король оставит за ним фактическое обладание норманнской короной. Этот факт, возбудивший вражду между английским королем и германским императором, тоже имевшим право на Сицилию по браку Генриха VI на Констанции, дочери Рожера II, имел большое значение для всей последующей судьбы Ричарда.
Все это
ясно показало французскому королю,
что ему не удастся действовать по
одному плану с королем английским,
и потому в марте
Флот
Ричарда, отплывшего из Сицилии в
апреле
Ричард оставил наконец Кипр и прибыл к Акре, где два года вместе с другими христианскими князьями принимал участие в бесполезной осаде города. Самая идея осады Акры была в высшей степени непрактична и прямо бесполезна. В руках христиан были еще приморские города — Антиохия, Триполи и Тир, которые и могли обеспечивать им сообщение с Западом. Эта идея бесполезного предприятия была внушена эгоистическим чувством таких интриганов, как Гвидо Лузиньян. В нем возбуждало зависть, что в Анти-охии был свой князь, в Триполи владел другой, в Тире сидел Конрад из дома герцогов монферратских, а у него, иерусалимского короля, не было ничего, кроме одного имени. Этой чисто эгоистической целью и объясняется его приезд к английскому королю на остров Кипр, где он щедро расточал перед Ричардом заявления чувства преданности и старался расположить в свою пользу английского короля. Осада Акры составляет роковую ошибку со стороны деятелей третьего крестового похода; они бились, тратили время и силы из-за небольшого клочка земли, в сущности никому не нужного, вполне бесполезного, которым хотели наградить Гвидо Лузиньяна.
Большим несчастьем для всего крестового похода было то, что в нем вместе с английским и французским королем не мог принять участия старый тактик и умный политик император Фридрих Барбарусса. Он готовился к крестовому походу и участвовал в нем совсем иначе, чем французы и англичане. Он отправил посольства к византийскому императору, к иконийскому султану и к самому Саладину. Отовсюду были получены благоприятные ответы, ручавшиеся за успех предприятия. Если бы под Акрой участвовал Фридрих Барбарусса, ошибка со стороны христиан была бы устранена им. Дело в том, что Саладин обладал отличным флотом, который доставлял ему из Египта все припасы, а войска шли к нему из средины Азии — из Месопотамии; само собою разумеется, что при таких условиях Саладин мог успешно выдержать самую продолжительную осаду приморского города. Вот почему все сооружения западных инженеров, башни и тараны, все напряжение сил, тактики и ума западных королей — все пошло прахом, оказалось несостоятельным при осаде Акры. Фридрих Барбарусса внес бы в дело крестового похода идею практики и, по всему вероятию, направил бы свои силы туда, куда следовало: войну нужно было вести в Сирию и Месопотамию, ослаблять силы Саладина внутри страны, где находился самый источник пополнения его войск.
Крестовый поход Фридриха Барбаруссы предпринят был с соблюдением всех мер предосторожности, обеспечивавших возможно меньшую потерю сил на пути через византийские владения. Фридрих заключил предварительно с византийским императором договор (в Нюренберге), вследствие которого ему предоставлялся свободный проход через имперские земли и обеспечивалась доставка съестных припасов по установленным заранее ценам. Новое движение латинского Запада на Восток немало тревожило византийское правительство; ввиду неспокойного состояния Балканского полуострова Исаак Ангел заинтересован был в точном соблюдении договора. Еще крестоносцы не двинулись в поход, как в Византии получено было секретное донесение из Генуи о приготовлениях. «Я уже известился об этом, — писал в ответ Исаак, — и принял свои меры». Поблагодарив Балдуина Гверцо за эти извес-тия, император продолжает: «И на будущее время имей радение доводить до нашего сведения, что узнаешь и что нам важно знать». Само собой разумеется, несмотря на внешние дружественные отношения, Исаак не доверял искренности германцев, и в этом нельзя винить его.
24 мая
Около 25-го числа июля к Фридриху явились послы Стефана Немани, а по прибытии в Ниш, 27-го числа, император принимал и самого великого жупана Сербии. Здесь же, в Нише, велись переговоры с болгарами. Ясно, что в Нише не оставалось уже византийских властей, иначе они не допустили бы Стефана Неманю до личных объяснений с германским императором, которые, во всяком случае, не клонились в пользу Византии. И если крестоносцы на пути от Браничева до Ниша и потом до Софии подверглись неожиданным нападениям и терпели урон в людях и обозе, то, по справедливости говоря, византийское правительство едва ли должно нести за это ответственность. Нужно только удивляться, почему оно ни разу не сделало соответствующего заявления Фридриху I и не обратило его внимания на положение дел на полуострове (1). Сербы и болгаре предлагали крестоносцам, в сущности, одно и то же — союз против византийского императора, но в награду за то требовали признания нового порядка вещей на Балканском полуострове. Мало того, славяне готовы были признать над собою протекторат западного императора, если он согласится обеспечить за сербами сделанные ими на счет Византии завоевания и присоединить Далмацию и если Асеням предоставлена будет Болгария в бесспорное владение. В частности, великий жупан Сербии просил согласия императора на брак своего сына с дочерью герцога Бертольда, владетеля Далмации. Хотя не было тайной, что с этим брачным проектом соединялись виды на перенесение владетельных прав над Далмацией на дом Немани, тем не менее согласие Фридриха было получено. Это обстоятельство в соединении с новыми переговорами, имевшими место между германским императором и славянскими вождями, позволяет выставить некоторые сомнения против показания Ансберта, будто ответ Фридриха в Нише был определенно отрицательного свойства. Имея действительной целью крестовый поход, Фридрих, может быть, из осторожности и по нежеланию впутываться в новые сложные отношения уклонялся от прямого и решительного ответа на предложения славян. Но мы увидим далее, что славянский вопрос не раз еще заставлял его задумываться и колебаться. Будь на месте Фридриха Роберт Гвискар, Боемунд или Рожер, события приняли бы совершенно иной оборот и предложения славянских князей, вероятно, были бы оценены.
Нет причины не доверять словам Никиты Акомината, который обвиняет в недальновидности и обычной небрежности тогдашнего логофета дрома (Иоанн Дука) и Андроника Кантакузина, на ответственности которых лежало провести крестоносное ополчение. Взаимное недоверие и подозрения питались не только тем, что крестоносцы не получали иногда подвоза припасов, но и слухами, что опаснейшая клисура (Sancii Bacil, или Траяновы Ворота), ведущая через Балканские горы на Софию к Филиппополю, за- нята вооруженным отрядом. Конечно, нельзя не видеть нарушения Нюренбергского договора в тех мерах, какие принимало византийское правительство, чтобы задержать движение крестоносцев, порча дорог, запор клисур и снаряжение наблюдательного отряда; но оно старалось объяснить свои предосторожности и выражало открытое неудовольствие сношениями Фридриха с возмутившимися сербами и болгарами. Так, когда еще крестоносцы были около Ниша, к ним явился Алексей Гид, который высказал строгое порицание губернатору Браничева и обещал все устроить по желанию Фридриха, если только сам он запретит войскам грабить окрестные селения, прибавляя, что германцы не должны иметь никаких подозрений относительно вооруженного отряда, стерегущего клисуры, ибо это — мера предосторожности против жупана Сербии. Когда крестоносцы подвигались к главнейшей клисуре, ведущей в филиппо-польскую равнину, трудности путешествия увеличивались для них более и более. Мелкие отряды беспокоили их неожиданными нападениями в опаснейших местах, вследствие чего крестоносное ополчение шло медленно и в боевом порядке. Германское посольство, отправленное в Константинополь, по слухам, принято было недостойнейшим образом. Чем ближе крестоносцы подходили к Македонии, тем сильнее росло неудовольствие их против греков. Полтора месяца шли они от Браничева до Софии (Средец); как натянуты были отношения между греками и германцами, можно судить из того, что когда последние 13 августа достигли Софии, то нашли город оставленным жителями; само собой разумеется, здесь не было ни византийских чиновников, ни обещанных припасов.
20 августа крестоносцы держали путь через последнюю клисуру, которая была занята греческим отрядом; последний, однако, отступил, когда крестоносцы обнаружили покушение проложить дорогу с оружием в руках. К Филиппо-полю подошли крестоносцы уже в качестве врагов империи, и с тех пор до конца октября отдельные вожди делали нападения на города и села и вели себя в греческой земле совершенно как неприятели. Если нельзя оправдывать правительство Исаака Ангела за недоверие к крестоносцам, то и поступки последних не могут быть названы благовидными. Не доверяя грекам, Фридрих пользовался услугами угорских проводников и сербского отряда. Как бы крестоносцы ни желали доказать свою правоту, нельзя упускать из виду и показаний лиц, для которых не было повода скрывать настоящее положение дел. Фридрих не прерывал сношений со славянами, которые служили ему во все время перехода через Болгарию, хотя он не мог не знать, что это питало подозрительность Исаака Ангела.
Осенью
«Напрасно
греческий император не позволяет
нам идти вперед; никогда, ни теперь,
ни прежде, мы не замышляли зла
против империи. Сербскому князю,
врагу греческого императора,
который являлся к нам в Ниш, мы никогда
не давали в бенефицию ни Болгарию,
ни другой земли, подвластной грекам,
и ни с одним королем или князем не
замышляли ничего против греческой
империи».
Этому второму посольству удалось выручить, не без больших, однако, хлопот, первое, ранее того отправленное в Константинополь. Все послы возвратились в Филиппо-поль 28 октября. На следующий день в торжественном собрании вождей послы делали донесение о том, что они испытали в Константинополе, и рассказывали обо всем, что они видели и слышали.
«Император
не только весьма дурно обращался с
нами, но без всякого стеснения
принимал посла от Саладина и
заключил с ним союз. А патриарх в
своих проповедях, говоренных по
праздничным дням, называл псами
Христовых воинов и внушал своим
слушателям, что самый злой
преступник, обвиненный даже в
десяти убийствах, получит
разрешение от всех грехов, если
убьет сотню крестоносцев».
Собрание выслушало такое донесение перед тем, как введены были послы византийского императора. Нет ничего удивительного, что переговоры не могли быть дружелюбны, на высокомерные требования крестоносцев греческие послы отказались отвечать. До чего могли доходить греки и крестоносцы в чувстве взаимного раздражения и подозрительности, показывает, между прочим, следующий случай. Значительный отряд крестоносцев, сделав нападение на Градец, поражен был странными изображениями, найденными в церквах и в частных домах: на картинах были изображены латиняне с сидящими у них на спинах греками. Это так ожесточило крестоносцев, что они предали огню и церкви и дома, перебили население и без сожаления опустошили всю эту область. По всему вероятию, латиняне рассвирепели при взгляде на картины Страшного суда, в которых местные живописцы, для известных целей, могли пользоваться и западными типами. Обычай, во всяком случае, извинительный, если бы ненависть и нетерпимость латинян к грекам и без того не достигла крайних пределов. Византийское правительство имело полное основание предполагать, что сербский князь действует в союзе с Фридрихом, и было бы весьма трудно доказать, что Фридрих не обнадеживал Стефана Неманю в его честолюбивых замыслах. В то время, когда крестоносцы угрожали уже самой столице греческой империи (Адрианополь и Димотика были в руках крестоносцев), тыл их, защищенный сербскими войсками, был в полной безопасности, так что они нашли возможным перевести филиппопольский гарнизон в Адрианополь.
Летописцы много раз упоминают о послах сербского великого жупана и о сношениях крестоносцев со славянами. Известно, что труднее всего было удовлетворить притязания Стефана Немани на Далмацию — обстоятельство, которое могло вовлечь Фридриха в неприятные столкновения с норманнами и утрами. Не лишено значения, что каждый раз выдвигается в переговорах с сербами герцог Бертольд, тот самый, которого дочь была обещана за сына Стефана Немани. В трудные минуты, когда терялась всякая надежда на соглашение с византийским императором, помощь славян была для крестоносцев истинным благом, которым они не могли пренебрегать на случай окончательного разрыва с греками. Но так как все же оставались некоторые признаки, что греческий император также опасается разрыва, то славянские посольства выслушивались, по обычаю, милостиво, принимаемы были на службу небольшие отряды из сербов, к решительным же мерам Фридрих опасался прибегнуть во все время своего пребывания на Балканском полуострове. На тогдашнее положение дел проливает свет донесение клирика Эбергарда, посла императора Фридриха к венгерскому королю, возвратившегося, между прочим, с письмом от последнего для Исаака. Письмо, правда, не заключало в себе ничего важного: в нем Бела выставлял на вид Исааку, какие опасности может навлечь на империю его строптивость с крестоносцами. Но посол мог личными наблюдениями иллюстрировать содержание письма и дать ему совершенно новое объяснение.
«Король,
— говорил он, — весьма смущен и
поражен победоносными успехами
крестоносцев и внесенным ими в
греческую землю опустошением.
Когда получена была весть об
опустошении крестоносцами округа
Димотики, король совсем
переменился в обращении с послом. С
тех пор он уже не был так добр и
милостив, как прежде, посол не
получал более ни кормовых, ни
карманных из королевской камеры».
Между другими новостями тот же клирик Эбергард сообщил, что, проходя Болгарией, он нашел разрытыми все могилы крестоносцев, умерших на пути, и что трупы вытащены из гробов и валяются по земле.
К началу
Есть
возможность объяснить до некоторой
степени мотивы, по которым Фридрих
и в январе
«Поелику
я не надеюсь совершить переправу
через Босфор, разве только получу
от императора Исаака избраннейших
и родовитых заложников или подчиню
своей власти всю Романию, то я
прошу твое королевское величество
послать нарочитых послов в Геную,
Венецию, Антиохию и Пизу и в другие
места и отправить на кораблях
вспомогательные отряды, чтобы они,
подоспев к Царъграду в марте месяце,
начали осаду города с моря, когда мы
окружим его с суши».
К половине февраля отношения, однако, уладились: 14 февраля в Адрианополе подписаны были Фридрихом условия, на которых византийский император соглашался дозволить крестоносцам переправу в Малую Азию,
Пребывание Фридриха I в Болгарии, во всяком случае, было не бесполезно для болгар и сербов. Первые, поощряемые германским императором, нарушили мир, заключенный прежде с греками, и, хотя обманулись в надежде теснить греков заодно с немцами, тем не менее не без выгоды для себя воспользовались замешательствами в Константинополе и в последующей борьбе с Византией приняли решительно наступательные действия. Сербы, значительно распространив в то же время свои владения к северо-востоку до Моравы и к юго-западу до Софии, пришли к сознанию важности одновременных действий с болгарами: они заключили союз с Петром и Асенем и вели с тех пор одно и то же с ними дело. Как бы уклончивы ни были обещания Фридриха I, все же он не прерывал переговоров со славянами и питал в них враждебное к Византии настроение. Пусть он не заключал ни с болгарами, ни с сербами договора, который бы обязывал тех и других выставить к весне 60 тысяч войска (со стороны болгар 40 и от сербов 20 тысяч); но войска были собраны и без участия крестоносцев начали отвоевывать у Византии города и области. Прошествие крестоносцев сопровождалось всеми последствиями неприятельского вторжения, вызвав в Болгарии новые элементы недовольства византийским правительством: беглые, голодные, лишенные домов и достатков поселяне должны были пристать к болгарским или сербским вождям.
Переправа
крестоносцев через Босфор
происходила в конце марта
Путь
Фридриха шел по западным областям
Малой Азии, частию разоренным
вследствие войн с сельджуками, час-тию
занятым этими последними.
Туркменские отряды беспокоили
крестоносцев и заставляли их
постоянно быть настороже. В
особенности христиане страдали от
недостатка продовольствия и корма
для вьючных животных. В мае они
подошли к Иконии, одержали
значительную победу над
сельджуками и вынудили их дать
провиант и заложников. Но в
Киликии немецкое войско постигло
несчастие, погубившее все их
предприятие. 9 июня при переходе
через горную реку Салеф Фридрих
увлечен был потоком и вытащен из
воды бездыханным. Часть немецкого
отряда отказалась от продолжения
похода и возвратилась морским
путем в Европу, часть под
предводительством герцога
Фридриха Швабского вступила в
Антиохийское княжество, и затем
осенью
С 1188 по
В войне попеременно принимали участие то итальянцы, в особенности приморские города — Венеция, Генуя и Пиза, то французы, то немцы, то англичане, смотря по тому, какой народ в данный момент был в более значительном количестве. К этому неудобному положению присоединилось еще соперничество восточных вождей. Гвидо Лузиньян был во вражде с Конрадом Монферрат-ским. Их соперничество разделило и крестоносный лагерь на две враждебные партии: итальянские народы сосредоточились около тирского князя; англичане приняли сторону Гвидо.
Летом
В июле
Акра доведена была до истощения, и
гарнизон начал договариваться о
сдаче. Саладин не прочь был заключить
мир, но со стороны христиан были
предложены слишком суровые
условия: христиане потребовали
сдачи Акры, мусульманский гарнизон
города получит свободу только
тогда, когда христианам будут
возвращены Иерусалим и другие
завоеванные Саладином области,
кроме того, Саладин должен был дать
2 тысячи заложников из знатных
мусульман. Саладин, по-видимому,
соглашался на все эти условия.
Христианские князья ввиду скорой
сдачи города стали зорко следить за
тем, чтобы в город не были
доставляемы съестные припасы. 12
июля
При самом завладении Акрой оказалось, что значительная часть городского населения состояла из христиан, которые под владычеством мусульман пользовались различного рода привилегиями. По освобождении Акры от мусульман как французы, так и англичане хотели захватить побольше власти в городе и начали притеснять население; короли не заботились о том, чтобы были исполнены со стороны мусульман другие пункты договора. Французский король дошел до крайнего раздражения; неприязнь Филиппа к Ричарду раздувала слухи о том, что английский король замышляет продать все христианское войско мусульманам и даже готовится посягнуть на жизнь Филиппа. Раздраженный Филипп оставил Акру и отправился домой. Само собою разумеется, что преждевременное возвращение французского короля наносило чувствительный ущерб делу крестового похода. Заправляющая роль оставалась за Ричардом, который со своим пылким рыцарским характером, лишенный политического чутья, являлся слабым соперником Саладина, умного и хитрого политика.
Во время осады Акры бременские и любекские купцы по примеру других военно-религиозных орденов, возникших во время первого крестового похода, устроили на свои средства братство, которое имело целью оказывать помощь бедным и больным немцам. Герцог Фридрих Швабский принял это братство под свое покровительство и исходатайствовал в пользу его папскую грамоту. Это учреждение впоследствии получило военный характер и известно под именем Тевтонского ордена.
Ричард, оставаясь в Акре, ожидал исполнения со стороны Саладина остальных пунктов мирного договора. Саладин отказался возвратить Иерусалим, не освобождал пленников и не платил военных издержек. Тогда Ричард сделал один шаг, который напугал всех мусульман и который должен считаться самым характерным для той печальной славы, которую приобрел он на Востоке. Он велел заколоть до 2 тысяч знатных мусульман, которые находились в его руках в качестве заложников. Такого рода факты были необычным явлением на Востоке и вызвали со стороны Саладина только озлобление.
Ричард не предпринимает никаких решительных и правильных действий против Саладина, а ограничивается мелкими нападениями. Эти наезды с целью грабежа характеризуют, правда, рыцарское время, но в приложении к главе крестоносного ополчения, который представлял интересы всей христианской Европы, обличали только неуменье взяться за дело. Раз Саладин пожертвовал Акрой, христиане не должны были допустить его укрепиться в другом месте, а должны были тотчас идти на Иерусалим. Но Гвидо Лузиньян, этот номинальный король без королевства, вражду которого к Конраду Монферратскому можно объяснить только завистью, уговаривал Ричарда очистить от мусульман прежде всего береговую полосу; Гвидо Лузиньяна поддерживали также и венецианцы, преследовавшие торговые цели: для них было удобнее, чтобы приморскими городами владели христиане, а не мусульмане. Ричард, поддавшись этому влиянию, двинулся из Акры на Аскалон — предприятие совершенно бесполезное, которое было внушено торговыми интересами итальянских городов и честолюбием Гвидо.
Сам
Саладин не ожидал подобного
бессмысленного шага со стороны
Ричарда; он решился на экстренное
средство: велел срыть крепкие
стены Аскалона и превратить в груду
камней самый город. Всю осень
К началу