Глава
VI
СОСТОЯНИЕ
ИМПЕРИИ НАКАНУНЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
Есть
некоторая возможность
ознакомиться с мировоззрением и
умственными течениями в обществе
на основании учено-литературных
фактов. Во второй половине XI в.
наиболее популярными именами среди
константинопольских мыслителей и
ученых были философы Михаил Пселл и
Иоанн Итал. Первый был вместе с тем
и государственным деятелем, но оба
одинаково пользовались большим
влиянием в обществе, имели много
учеников и оставили после себя
сочинения, имеющие первостепенное
значение в истории византинизма.
Чтобы ввести читателя в существо
дела, обращаемся к судебному
процессу, производившемуся в духовном
и светском суде. В начале
Прежде всего судебное дело выдвигает главные вины Итала в 11 положениях, в которых главное внимание сосредоточено на философских положениях, совершенно поглощающих противоцерковный богословский элемент. Именно церковному суду подверглись и обвинены им как неправые следующие мнения: о переселении душ, о платоновских идеях как реальных сущностях, наконец, о создании мира из предвечной материи. Из этого можно видеть, что Иоанн Итал не был собственно богословом и не может быть рассматриваем как виновник особого еретического учения. Он был мыслитель и подвергся церковному осуждению за то, что не согласовал свою философскую систему с церковным учением. Итак, на Итала следует смотреть как на выразителя философской мысли в конце XI в. и с этой точки зрения отнестись к его учению.
Не лишено значения то обстоятельство, что византийский философ носит прозвание Итала. Он действительно не грек по происхождению и никогда не владел в совершенстве греческим языком. И первоначальное воспитание его относится к тому времени, когда он жил в Сицилии и Ломбардии, и когда он состоял уже на службе в Константинополе, не прерывал сношений с своими соотечественниками. Крупной известностью в столице был тогда Михаил Пселл, у которого Итал слушал уроки и влияние которого должно было отразиться на ученике. Но отношения ученика к учителю не были дружественные. Хотя свидетельство Анны Комниной (2) не может считаться вполне беспристрастным, но то обстоятельство, что Итала не удовлетворяли уроки Пселла, не может быть отрицаемо.
«Учителей
он не выносил и не терпел ученья,
полный же дерзости и варварского
нахальства, он считал себя выше
всех и без науки и поспорил с самим
Пселлом на первых же уроках».
При царях Дуках Иоанн Итал занял высокое положение и получил известность и, когда Пселл постригся в монахи, занял его место в Высшей школе, получив титул ипа-та философов. Следует полагать, что Итал в решении некоторых философских вопросов отдавал предпочтение мнениям древних эллинских или языческих писателей, с которыми в резком противоречии находилось церковное учение. Легко понять, что его взгляд не мог быть одобрен в то время, когда свобода философского мышления была ограничена высшим авторитетом Священного Писания и святоотеческих творений. Пселл в этом смысле был консервативней и держался в подчинении церковному учению. Итал объяснял в своей школе Платона и Прокла, Порфирия и Ямвлиха, в особенности же Аристотеля и его Органон.
«Не мог
он, — свидетельствует Анна Комнина,
— принести большой пользы
учащимся, так как тому
препятствовали его вспышки и
нескладный характер. Многих из них
я потом часто видывала во дворце. Ни
одной науки не знали они в точности,
выдавали же себя за диалектиков
беспорядочными движениями и
странными кривляниями. Не владея
реальными знаниями, они находили
себе защиту в идеях да в смутных
теориях о переселении душ».
Другое свидетельство позднейшего писателя об Итале приписывает ему притязание создать себе известность на аристотелевской риторике, и этим объясняется его популярность между учениками (3). Казалось бы несколько странным, что преподавательская деятельность Итала, состоявшая в толковании логики Аристотеля и его комментаторов, могла иметь последствием догматические уклонения. Но мы должны вспомнить, что в средние века, в период господства схоластики, философия тесно примыкала к богословию; философу невозможно было удержаться на середине метафизического мышления и не вдаться в область христианской догматики (4). И действительно, все философы необходимо приходили к постановке и решению богословских вопросов. Сама публика требовала от учителя философии мнения по поводу волновавших общество догматических вопросов, имевших общий интерес. Такой универсальный характер тогдашней философии весьма хорошо виден в лекциях Михаила Пселла, занимающегося и риторикой, и богословием, и естественными науками, и даже правом (5). Отсюда понятно, как трудно было, удержаться философу на золотой середине и не возбудить против себя подозрений в неправославии.
Читатель легко поймет, что, встретившись с двумя крупными в византийской философской литературе именами, мы не можем пройти мимо них, не попытавшись выяснить их значение, тем более что в философских теориях Пселла и Итала есть точка соприкосновения с современным им умственным движением в Западной Европе. Весьма любопытно при этом отметить, что точкой отправления в наших дальнейших заключениях служит по превосходству, можно сказать, византийско-церковный акт — это известный Синодик в неделю православия, в котором подвергаются отлучению 11 положений, заимствованных из сочинений Итала.
Мы привели выше основные положения, заимствованные из Синодика, из которых с полной ясностью вытекает, что основание неправых, с церковной точки зрения, мнений лежало в увлечении эллинской наукой и преклонении пред языческими мудрецами. Вопрос сводится, в сущности, к философскому направлению, представителями коего были Пселл и Иоанн Итал. Хотя окончательного суждения нельзя здесь высказать, так как большинство философских трактатов того и другого писателя, а в особенности последнего из них, находится еще в рукописях, тем не менее на основании тех отрывков, которые были изданы в последнее время (6), можно заключить, что они занимают свое определенное место в схоластической философии средних веков. Достаточно сказать, что он уделяет обширное место учению о родах и видах. Остается несколько сомнений по отношению к тому, признать ли Итала последователем Аристотеля или Платона. В своих «Очерках» мы высказывались за то, что в Синодике остались следы борьбы платонизма и аристотелизма, что Церковь усвоила себе аристотелевское направление и с конца XI в. поражала анафемой тех, кто придерживался Платона. Но на это было замечено ученым рецензентом, что, если в сочинениях Итала и оказывается некоторое влияние Платона, все же ввиду преобладающего влияния Аристотеля мы не имеем достаточного основания называть Итала платоником.
Важней в
занимающем нас вопросе сравнение
философского мышления на Западе и
в Византии. Решение этого весьма
тонкого вопроса не подготовлено
еще в такой степени, чтобы можно
было отнестись к нему без оговорок.
Единственный ученый, судивший на
основании личного знакомства о
рукописи, в которой находится
главное философское сочинение
Итала, выразился о нем в том смысле,
что оно влияло на средневековую
западную науку (7). Но как это
доказать и в какой степени следует
допускать взаимодействие между
Западом и Востоком на почве
философского мышления, — это
составляет еще задачу будущего.
Нужно признать, что византинизм в
некоторых отношениях значительно
принижен, но есть и почитатели его,
в сочинениях которых ему придано неподобающее
высокое умственное значение.
Увлечением, между прочим, следует
назвать и часто повторяющееся на
веру утверждение о громадном и
всестороннем влиянии эллинских
ученых на начальных деятелей
итальянского Возрождения. Это
влияние нужно вообще принимать в
очень ограниченном и условном
смысле (8) и не рассматривать
вопрос о Возрождении исключительно
с точки зрения знакомства ранних
гуманистов с греческими
рукописями и языком. Для конца XI в.
такое же подверженное
ограничениям и весьма невыясненное
положение занимает вопрос о
логике Пселла. По мнению Прант-ля,
аристотелевская логика в переделке
Пселла имела продолжительное
господство в западной школе, так
как легла в основание всех школьных
руководств. Принимая в соображение,
что парижская рукопись Петра Испанского,
умершего в
Таким образом, в настоящее время нужно пока отказаться от той мысли, которая руководила и моими заключениями, изложенными более 20 лет назад (11) насчет влияния византийской науки на Запад через посредство логики Пселла. Хотя при Дуках и Комнинах, несомненно, был умственный и художественный подъем, но живым творческим духом не обладал и век Комнинов, между тем как на Западе организующая просветительная и эмансипационная работа шла своим путем независимо от Византии.
Начальные годы царствования Алексея Комнина дают драгоценный материал для суждения об экономическом и финансовом положении государства. Вынужденный прекращением всяческих доходов из Малой Азии вследствие распространения власти турок-сельджуков и всеми вредными последствиями норманнского нашествия на Балканский полуостров, царь Алексей решил прибегнуть к крайнему средству для изыскания денежных средств. Он коснулся священных сокровищ в богатых церквах и употребил их на государственные нужды. Но это произвело дурное впечатление на общественное мнение в столице, о котором говорит Анна Комнина (12). Он только в крайней необходимости, во время тяжких народных бедствий и при оскудении государственной казны, обращался к такому средству и считал это займом, а не грабежом или насилием. У него было намерение по окончании предстоявших войн возвратить церквам взятое у них украшение. Чтобы положить конец обвинениям в святотатстве, царь решился подвергнуть этот вопрос рассмотрению на церковном Соборе и сам выступил защитником сделанного им распоряжения о позаимствовании из церковных средств.
«Нашедши
царство со всех сторон окруженным
варварами и не имея ничего
достаточного для своей защиты от
приближающихся врагов... без денег и
оружия в кладовых, я употребил
взятое у церквей на необходимые
расходы, как поступал в свое время
Перикл и как царь Давид, находясь в
крайней нужде, вкусил со своими
воинами от священного хлеба».
После того
императору снова пришлось
приносить покаяние за присвоение
церковных имуществ и употребление
их на государственные цели в
новелле
Нет
сомнения, что только крайняя нужда
побудила царя Алексея к
рискованной для того времени
финансовой мере. Исключительная
материальная скудость государственного
казначейства и бедность империи во
второй половине XI в. хорошо
выясняется из истории тогдашней
стоимости денежных знаков. Чтобы
легче ориентироваться в
нижеследующих объяснениях,
напомним, что господствовавшей
денежной единицей был золотой империал,
называемый номисмой и иперпиром (перпер).
Из фунта золота чеканилось 72
номисмы, каждая весом
Царь Алексей ввиду трудных экономических условий не только не улучшил способа податного обложения — напротив, допустил новые ухудшения, легшие тяжелым бременем на население. Именно ему посылается следующий упрек:
«Нашедши номисму испорченною его предшественниками, он стал ее выделывать из меди и употреблять такую монету для расплаты по казенным покупкам, между тем как поступления в казну обязательно взимались полновесной золотой монетой» (13).
Пущенный в обращение сплав, долженствовавший иметь принудительный курс номисмы, или 12 милиарисиев, на самом деле стоил лишь 4 милиарисия, т. е. в три раза был ниже настоящей номисмы. Мы не можем допустить, чтобы правительство совершенно не принимало к уплате своей низкопробной монеты, но все ведет к мысли, что принудительный курс плохой монеты оплачивался именно теми, кто имел дело с казенными учреждениями. Есть весьма любопытный финансовый памятник, относящийся ко времени Алексея Комнина, в котором наглядно, в таблицах, представлена господствовавшая система взимания налогов и податей (14). Прежде чем представить картину того, каким тяжелым бременем был принудительный курс, приведем образец самой обычной раскладки. Если принять за норму податной итог в 100 номисм, какой требовался с той или другой сельской общины, то при фактической уплате сборщику указанный податной налог выражался в следующей величине. На 100 номисм следовало добавочных статей: дикерата 100 милиарисиев, или 8 и 1/3 ном., эксафолла (6 фоллов) 25 милиарисиев, или 2 и 1/12 номисмы, так называемого обычного 3 номисмы и погонного 1 ном. Всего вместо 100 номисм с плательщиков собиралось 114 с лишком номисм, т. е. увеличение было на 14%. Но если принять в расчет не такой большой итог, как 100 номисм, а меньшую сумму, например 1 номисму, то подлежащая уплате сумма со всеми надбавочными статьями увеличивалась почти вдвое (1 5/6 ном.).
Еще хуже
стояло дело при сборе податей новой
монетой, введенной в обращение
царем Алексеем. По-видимому, в одно
и то же время практиковались две
системы в разных частях империи. Во
Фракии и Македонии собирали по
старому образцу, с надбавкой 14%
накладных. Но на