ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемый вниманию читателей коллективный труд совет­ских историков-вьетнамистов «Новая история Вьетнама» пред­ставляет собой первую в советской исторической науке попытку дать в обобщенном виде научное изложение исторического раз­вития вьетнамского народа с середины XVII в. до первой мировой войны и Октябрьской социалистической революции в России.

Как известно, основным содержанием новой истории человече­ства является утверждение капитализма в результате буржуазных революций. В связи с этим хронологические рамки новой истории историками-марксистами условно определяются с английской ре­волюции XVII в. и до октября 1917 г., т. е. до победы Великой Октябрьской социалистической революции, положившей конец су­ществованию в России капитализма и открывшей перед человече­ством новую эпоху — эпоху социализма и коммунизма. По словам В. И. Ленина, «уничтожение капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет содержание начав­шейся теперь новой эпохи всемирной истории»[1].

Во Вьетнаме, как и во многих других странах Азии, из-за ря­да причин капиталистические отношения начали развиваться го­раздо позднее, чем в европейских странах, а именно в XIX и осо­бенно в начале XX в. По мере развития капитализма разница в Уровне развития между передовыми странами Европы и Азии ста­новилась все более заметной, оказывая растущее влияние на страны Азии, в том числе и на Вьетнам. Несмотря на то что про­цесс становления капиталистических отношений во Вьетнаме про­текал крайне медленно, тем не менее естественное развитие этой страны неуклонно вело к созданию и утверждению капиталисти­ческого уклада.

Перерастание с конца XIX в. французского промышленного капитализма в империализм повлекло за собой глубокие социаль­ные изменения и в колониях Франции, в том числе и во Вьетнаме, где переход к империалистическим методам эксплуатации привел к серьезным изменениям в феодальном обществе. Эти изменения нашли свое выражение прежде всего в становлении ка­питалистических отношений, в зарождении и развитии национально-освободительного движения и в формировании его руководя­щих сил: пролетариата и буржуазии.

Центральными событиями новой истории Вьетнама были: про­буждение национального самосознания народа под влиянием идей революции 1905—1907 гг. в России, зарождение и развитие на­ционально-освободительного движения в период «пробуждения Азии», Синьхайская революция и первая мировая война 1914— 1918 гг., создание первых буржуазно-революционных организаций, ставивших своей целью борьбу против империализма и феодализ­ма, за установление буржуазно-демократической республики.

Основными движущими  силами  антиколониального движения во Вьетнаме в рассматриваемый исторический период были: кре­стьянство, зарождающаяся и развивающаяся буржуазия и пролетариат, патриотически настроенные солдаты колониальной армии. Руководителем национально-освободительного движения выступа­ла прогрессивная часть феодальной интеллигенции — шифу,— по­степенно переходившая на   позиции  буржуазного национализма.

Методологическую и теоретическую основу «Новой истории Вьетнама» составили труды классиков марксизма-ленинизма. В классических произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса вскрыта сущность колониальных захватов и  колониальной эксплуатации, показаны причины  возникновения  освободительного движения  в колониях в эпоху промышленного капитализма. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство», «Манифест Коммунистической партии», «Нищета философии», «Капитал», «Положение рабочего класса в Англии» и многие другие помогли авторам данной книги разобраться в вопросах зарождения и развития пролетариата и буржуазии, в причинах возникновения рабочего и  национально-освободительного движения.

В. И. Ленин, теоретически развивший марксизм в эпоху импе­риализма и пролетарских революций, изложил учение об империа­лизме и дал четкую теорию национально-освободительных револю­ций как неотъемлемой составной части всемирной борьбы между­народного рабочего класса за социализм. В. И. Ленин показал, что развитие национально-освободительного движения в эпоху империализма было обусловлено постоянным расширением сферы колониального грабежа, усилением колониальной эксплуатации народов колониальных и зависимых стран.

В. И. Ленин пророчески предсказал историческую неизбеж­ность крушения колониальной системы империализма, а также на­ционального освобождения угнетенных народов. Союзником рус­ской революции В. И. Ленин считал пролетариат Европы и США, а в Азии — народы колоний и полуколоний. «Вслед за русским движением 1905 года,— писал В. И. Ленин,— демократическая революция охватила всю Азию — Турцию, Персию, Китай. Растет брожение в английской Индии... Мировой капитализм и русское движение 1905 года окончательно разбудили Азию»[2].

Учение В. И. Ленина содержит подлинно научный анализ движущих сил национально-освободительных революций. «Большинство народов Востока, — говорил В. И. Ленин, — являются типичными представителями трудовой массы — не рабочими,  прошедшими школу капиталистических фабрик и заводов, а типичными представителями трудящейся, эксплуатируемой массы крестьян, которые страдают от средневекового гнета»[3]. В то же время В. И. Ленину принадлежит идея о прогрессивной роли нацио­нальной буржуазии в антиимпериалистической борьбе в странах Востока. В ленинской теории национально-освободительной рево­люции большое значение придается роли рабочего класса колониальных стран. Рабочий класс и его передовой коммунистический авангард играют исключительную роль в деле освобождения на­родов колоний и полуколоний как от местных, так и от иностран­ных эксплуататоров. В ленинском учении не только придается большое значение созданию единого революционного фронта про­летариата Запада и национально-освободительного движения на­родов Востока, но и содержится призыв к сплочению трудящихся колоний и полуколоний в борьбе за свое освобождение. Учение В. И. Ленина о национально-освободительных революциях соста­вило необходимую теоретическую базу для написания V разде­ла — «Вьетнам в эпоху империализма и „пробуждения Азии"».

«Новая история Вьетнама» в значительной части написана на основе ранее не публиковавшихся документов и материалов. В работе широко использованы вьетнамские хроники, а также вьетнамские, и французские архивы. Так, в разделах I, II и III данного труда впервые в отечественном вьетнамоведении широко привлечены хроники «Вьет шы тхонг зям кыонг мук» и «Дайнам тхык люк», переведенные с древнекитайского языка на современ­ный вьетнамский язык. Хроника «Вьет шы тхонг зям кыонг мук» охватывает период вьетнамской истории с 2879 г. до н. э. по 1789 г. В ней последовательно излагаются сведения об экономике, социальной структуре и о политических событиях во вьетнамском государстве, цитируются различные императорские законодатель­ные акты, содержатся материалы о крестьянских восстаниях и т.д. В хронике «Дайнам тхык люк», охватывающей период истории Вьетнама с 1558 по 1887 г., собран большой фактический мате­риал о династии Нгуенов. Заметное место в ней отводится кре­стьянскому восстанию Тэйшонов. Важный материал содержится в детальной хронике Нго Као Ланга, посвященной XVIIXVIII вв.

Другим  важным   источником для  написания  «Новой  истории Вьетнама» послужили документы и материалы архивов СРВ и Франции, а именно Центральный архив Индокитая (бывший архив Французского генерал-губернатора). Основные материалы фондов этого архива, освещающие империалистическую колониальную политику, были вывезены во Францию. Сохранились фонд верховного резидента Тонкина, включающий политические отчеты рези­дента о положении в Тонкине с 1889 по 1900 г., а также доклады верховного резидента Тонкина генерал-губернатору Индокитая о политическом положении Тонкина с 1904 по 1914 г. В политиче­ских отчетах приводится много фактов мужественного сопротив­ления вьетнамских патриотов французскому вторжению, дана до­статочно полная картина социально-экономического положения страны во время русско-японской войны 1904 г., содержатся ма­териалы о движениях «Донг зу», «Донг кинь нгиа тхук» и о пер­вых революционно-националистических организациях Вьетнама — «Вьетнам зуи тан» и «Вьетнам фук хой».

Для написания «Новой истории Вьетнама» были также ис­пользованы материалы колониальной полиции Индокитая под на­званием «Антифранцузские выступления в аннамитских странах в 1905—1918 гг.» (в двух томах)[4].

Многочисленные досье фонда верховного резидента Тонкина рассказывают о карательных операциях французских колонизато­ров против крестьянских выступлений, в том числе против выступ­ления под руководством Де Тхама, а также против забастовочно­го движения рабочих.

Фонды архива Музея революции в Ханое характеризуют рево­люционную борьбу трудящихся против колониального порабоще­ния. Особенно подробно были использованы документы фонда № 1 (1858—1929 гг.), и в частности досье с материалами о крестьян­ском движении в провинциях Чунгки (Центрального Вьетнама) в 1908 г., о выдающихся вьетнамских патриотах Фан Бой Тяу и Фан Тю Чине.

Для раздела V истории Вьетнама в эпоху империализма и «пробуждения Азии» были широко использованы документы и материалы французского национального архива в Париже[5]. Фак­тически эти материалы представляют собой документы бывшего министерства колоний Франции. В указанном архиве хранится вся переписка между министерством колоний Франции и француз­скими генерал-губернаторами Индокитая, а также многочислен­ные годовые политические, экономические и финансовые отчеты генерал-губернатора Индокитая министру колоний с конца XIX в. и до первой мировой войны, распоряжения и указания министра колоний, информационные материалы об Индокитае, многочислен­ные досье, относящиеся к внутреннему положению в стране и ее внешним сношениям.

Важное место в работе заняли материалы, хранящиеся в ар­хиве генерал-губернатора Индокитая, который был вывезен из Вьетнама и ныне находится в г. Экс-ан-Прованс (Франция)[6]. В этом архиве хранятся фактически все материалы, относящиеся к Индокитаю (Вьетнам, Лаос и Камбоджа) с момента установления колониального господства и до поражения колонизаторов в этих странах. Из фондов этого архива были использованы досье № 8739, 8741, 8555, 23755, 2765, 21174, 36247, в которых рассказывается о революционном движении во Вьетнаме.

Документы и материалы перечисленных архивов явились ценными первоисточниками и были введены в научный оборот во вьетнамоведческой литературе благодаря содействию государст­венных организаций СРВ и Франции.

Написанию «Новой истории Вьетнама» во многом способствовало появление в советской и зарубежной марксистской литера­туре и прежде всего в литературе СРВ, коллективных и инди­видуальных монографических исследований, содержащих богатый фактологический материал. Нельзя забывать и того, что новый этап в освещении истории Вьетнама начался с победой Августов­ской революции 1945 г., создавшей благоприятные условия для развития марксистской историографии. С этого времени в стране уделяется все большее внимание изучению истории своего народа. Еще в годы первой войны Сопротивления в освобожденных райо­нах Северного Вьетнама был опубликован «Макет истории совре­менной вьетнамской революции»[7], автором которого был известный вьетнамский революционер и ученый Чан Хюи Лиеу. Упомя­нутый труд явился первой попыткой объективно изложить исто­рию революционной борьбы народа с начала колониального за­хвата Вьетнама (1858 г.) и до победы Августовской революции.

В ноябре 1958 г. был создан Государственный комитет наук, который обратил особое внимание наряду с другими науками на изучение истории. В состав комитета на первых порах входили как технические, так и гуманитарные институты, в том числе ин­ститут истории. В 1958 г. в ДРВ начал издаваться ежемесячный журнал «Изучение литературы, истории и географии» («Ван шы диа»), который в марте 1959 г. был переименован в «Историче­ские исследования» («Нгиен кыу лить шы»), став органом инсти­тута истории. На страницах этого журнала печатались и продол­жают печататься научные статьи по различным проблемам и пе­риодам вьетнамской истории.

Вьетнамские коллеги проделали большую работу по изучению истории восстания Тэйшонов (1771—1802). Среди изданных на эту тему работ наиболее значительной является монография Ван Тана «Тэйшонская революция» («Кать манг Тэйшон»), вышедшая в свет в 1958 г. В ней дан марксистский анализ возникновения, хода и поражения восстания Тэйшонов. Высоко оценивая это восста­ние, Ван Тан подчеркивает, что в результате его было покончено с раздробленностью страны и произошло ее объединение. Книга Нгуен Лыонг Битя и Фам Нгок Фунга «Военный гений Нгуена люэ» («Тим хиеу тхиен тай куан шы вуа Нгуен Хюэ»), изданная в ланое в 1966 г., является продолжением изучения эпохи Тэйшонов. В книге содержится богатый материал по политической, эко­номической и государственной истории страны. Ее авторы исполь­зовали опыт своих предшественников, особенно широко вьетнам­ские и китайские хроники. Работа Нгуен Лыонг Битя и Фам Нгок Фунга обогатила марксистскую литературу по истории восстания Тэйшонов.

В изучении истории захвата Вьетнама Францией (1858—1898) важное место занимает трехтомный труд Чан Ван Зяу[8], в кото­ром исследуются захват Южного (Намки), Центрального (Чунг-ки) и Северного (Бакки) Вьетнама, а также патриотическое дви­жение «кан-выонг».

В исследованиях ученых СРВ истории своей страны с середи­ны XIX до начала XX в. важное место занимает изучение разви­тия капиталистических отношений, становления и развития анти­империалистических сил (буржуазии и пролетариата), националь­ного пробуждения. Значительную ценность в деле изучения проб­лем социально-экономического положения страны представляют такие работы, как «Методы эксплуатации Вьетнама французским капиталом» Нгуен Кхак Дама, «Краткая история развития ремес­ленного производства во Вьетнаме» Фан За Бена, «Вьетнамская буржуазия в период французского колониального господства» Нгуен Конг Биня и др. В упомянутых исследованиях показаны конкретные формы и методы эксплуатации народных масс фран­цузскими монополиями, что выгодно отличает их от трудов фран­цузских буржуазных экономистов.

По истории освободительной борьбы во Вьетнаме наиболее ценными являются труды тех вьетнамских авторов, которые непо­средственно участвовали в революционном движении. В связи с этим указанные работы могут в известной степени рассматривать­ся как первоисточники. К таким работам мы относим «Самокрити­ку» Фан Бой Тяу, «Историю 80-летней борьбы против французских колонизаторов» Чан Хюи Лиеу, «Историческую роль Фан Бой Тяу в революционной борьбе вьетнамского народа против француз­ских колонизаторов» Тон Куанг Фиета, «Рабочий класс Вьетна­ма» Чан Ван Зяу, «Историю вьетнамской революции» Дао Зуи Аня и др.

В 1955—1957 гг. вьетнамский институт истории издал много­томные сборники документов под названием «Современная вьет­намская революция»[9], содержащие ценный материал по новой и новейшей истории страны.

Исследование различных периодов и проблем позволило на­шим вьетнамским коллегам опубликовать обобщающие работы по истории своей страны. Так, в 1960—1963 гг. Ханойский универси­тет издал трехтомный коллективный труд под названием «История вьетнамского феодализма»[10]. В 1960—1961 гг. тот же университет выпустил трехтомный труд, озаглавленный «Новая история Вьетнама»[11]. В 1971 г. во Вьетнаме была опубликована «История Вьетнама» (том 1 — с древнейших времен до начала XIX в.) [12].

Эти произведения внесли много нового в изучение истории Вьетнама, с марксистских позиций разоблачая колониалистские концепции буржуазных историков.

До 1950 г. отечественное вьетнамоведение делало только первые шаги. Наши ученые располагали крайне ограниченными ис­точниками и материалами по истории этой страны, в силу чего приходилось в основном пользоваться трудами зарубежных, пре­имущественно французских, авторов, в которых исторические фак­ты нередко фальсифицировались, излагались колониалистские кон­цепции. Однако и в этот период в нашей стране появились первые работы, в которых имеются разделы по новой истории Вьетнама[13].

Изучение Вьетнама в Советском Союзе практически началось, после установления дипломатических отношений между нашими странами в 1950 г., когда были созданы благоприятные условия для научных контактов и возрос интерес советской общественно­сти к Вьетнаму. Центром вьетнамоведения в Советском Союзе стал Институт востоковедения Академии наук СССР.

За четверть века в нашей стране был опубликован ряд работ по новой истории Вьетнама, среди которых важное место заняло изучение социально-экономического строя вьетнамского феодаль­ного государства в XVIIIXIX вв., его политической, администра­тивной и военной систем[14].

Исследовано крупнейшее крестьянское восстание Тэйшонов в XVIII в., продемонстрировавшее кризис феодального строя Вьет­нама[15]. Была изучена также проблема вьетнамо-китайских отно­шений в XVIIXIX вв.[16]; начато изучение истории вьетнамской сельской общины в XXX вв.[17]; значительное внимание уделено изучению проблем национально-освободительного движения[18].

После установления дипломатических отношений между Вьет­намом и СССР советские ученые-вьетнамисты получили широкую возможность непосредственно в стране ознакомиться с источни­ками, оригинальной литературой и архивными материалами, уста­новить контакты с вьетнамскими учеными-историками и участни­ками революционного движения, что способствовало более углуб­ленному изучению различных периодов истории этой страны.

Были исследованы проблемы развития капиталистических от­ношений во Вьетнаме, формирования национального пролетариа­та и буржуазии, пробуждения национального самосознания вьет­намского народа, зарождения и развития национально-освободи­тельной борьбы и основные идеологические течения в националь­но-освободительном движении[19].

В своих трудах советские ученые исследуют богатую историю и самобытную, с многовековыми традициями вьетнамскую куль­туру, ее взаимодействие и контакты с мировой культурой. В ис­следованиях советских вьетнамистов разоблачаются измышления буржуазных фальсификаторов, искажающих подлинную историю этой страны.

Труды советских ученых пронизаны чувством глубокого интер­национализма, стремлением исследовать процессы исторического, социально-экономического и культурного развития вьетнамского народа с научных и партийных позиций.

Иными по своей методологии и освещению истории Вьетнама являются работы большинства буржуазных, и в первую очередь французских и американских, авторов. Большая часть этих ра­бот имеет преимущественно мемуарный характер. Это воспоми­нания военнослужащих, принимавших непосредственное участие в колониальном захвате, должностных лиц колониальной админи­страции, путешественников и миссионеров. Среди них заслужива­ют упоминания книги Ш. Госслена, Ж. Альберти, А. Томази, П. Думера, И. Л. Ланессана, Ж. Галамбера, П. Паскье, А. Варенна и др.

Труды указанных авторов, как правило, характеризуются крайним субъективизмом в оценке исторических фактов, резкой, непримиримой враждебностью к антиколониальным выступлени­ям местного населения. Они описывают антиколониальные выступ­ления народных масс тенденциозно, с позиций апологетов коло­ниализма, а их участников — как бунтарей, посмевших подняться против «незыблемости» политического строя колонизаторов. В ука­занных работах восхваляется «цивилизаторская» миссия империа­лизма в колониях, замалчивается варварская эксплуатация люд­ских и природных ресурсов покоренной страны.

Среди буржуазных историков и экономистов были и такие, как Ж. Масперо, А. Мэйбон, Е. Шасиньо, Е. Тестон, П. Першерон, А Дюмаре, П. Бернар, Ш. Робэкэн, П. Гуру, Ж. Анри и др., труды которых отличаются объективностью и достоверностью изло­женных фактов, широтой охваченного материала и его системати­зацией. Однако в этих книгах почти не рассматривались проблемы политической истории или национально-освободительного дви­жения.

Научным центром колониального Вьетнама, так же как Лаоса и Камбоджи, была Французская школа по изучению Дальнего Востока (Л'Эколь франсэз д'Экстрем ориент), основанная в на­чале XX в., в стенах которой работала большая часть француз­ских буржуазных ученых. Особенно известны имена таких круп­нейших ученых, как Ж. Масперо, А. Масперо, Кордье, П. Гуру, Ж. Анри и др. Эти исследователи в своей работе уделяли основ­ное внимание древней и средневековой истории, вопросам археологии, этнографии, географии, литературы и языка.

Проблемы национально-освободительного движения не нашли правдивого освещения и во вьетнамских работах, изданных в пе­риод колониального господства. Так, Чан Чонг Ким[20], Хоанг Као Кхай и другие вьетнамские авторы излагают историю Вьетнама с позиций французской буржуазной исторической школы. Это глав­ным образом описание правления императорских династий.

Новая история Вьетнама делится на следующие пять перио­дов: 1) середина XVII —середина XVIII в.; 2) 1771—1802 гг.; 3) 1802—1858 гг.; 4) 1858—1898 гг.; 5) конец XIX в.— 1918 г. Эти пять периодов хронологически совпадают с пятью разделами данной книги.

В разделе I «Феодальный Вьетнам в середине XVII — середине XVIII в.» — рассматривается социально-экономическое развитие Вьетнама, показываются основные тенденции развития в сель­ском хозяйстве, аграрных отношениях, ремесле, городской жизни и культуре. Важное место уделяется показу особенностей социаль­но-экономического развития Северного и Южного Вьетнама, где правили феодальные дома Чиней и Нгуенов при номинальном правлении династии Ле. В разделе говорится и о междоусобных воинах между Севером (Дангнгоай) и Югом (Дангчаунг), внутри- и внешнеполитической истории Вьетнама и крестьянских восста­ниях в конце XVIIXVIII в.

Раздел II —1771 —1802 гг. — посвящен истории самого крупно­го крестьянского движения во Вьетнаме — восстания Тэйшонов. В разделе исследуются проблемы развития социально-экономиче­ских отношений в этот период, отмечается, что тяжелое положение крестьян приводило к возникновению крупных крестьянских вос­стании, самым значительным из которых было антифеодальное восстание Тзишонов, свидетельствовавшее о кризисе вьетнамского Феодального общества. В разделе показаны ход восстания Тэйшо­нов, создание государства Тэйшонов, исследованы социально-эко­номические реформы в тэйшонском государстве и его внешняя политика. Раздел завершается рассмотрением междоусобной борь­бы, приведшей к падению государства Тэйшонов.

Раздел III посвящен периоду 1802—1858 гг., когда после по­давления восстания Тэйшонов к власти пришла династия Нгуенов. В нем исследуются: дальнейший процесс социально-экономическо­го развития страны, формы феодального землевладения, станов­ление товарно-денежных отношений в стране, хозяйственных свя­зей между различными частями страны, развитие горнорудных промыслов, ремесла, торговли, городов и т. д. В области внутрен­ней политики Вьетнама уделяется особое внимание процессу об­разования централизованного государства с элементами абсолют­ной монархии — становления во Вьетнаме династии Нгуенов.

В разделе исследуются причины и анализируются развитие ан­тифеодальных крестьянских движений, классовый состав повстан­ческих отрядов, роль выходцев из различных прослоек феодально­го класса в руководстве движением, причины их участия в нем и т. д. Большое внимание в разделе уделяется развитию общест­венно-политической мысли Вьетнама — социально-экономическим причинам реформаторских течений, участию в них прогрессивных слоев феодального чиновничества и интеллигенции. В разделе рас­крываются отношения Вьетнама с Францией и Китаем в XIX в., а также с сопредельными странами Индокитая — Сиамом и Кам­боджей.

Раздел IV начинается с истории вооруженного захвата Вьет­нама французскими колонизаторами и охватывает период с 1858 по 1898 г. В главах этого раздела рассматриваются общие причи­ны колониальной экспансии во Вьетнаме и ее этапы — захват сна­чала Южного, затем Центрального и Северного Вьетнама. Боль­шое внимание уделяется в связи с этим вьетнамо-китайским и франко-китайским отношениям.

В разделе дается характеристика массового народного сопро­тивления, анализируется классовый состав этого движения, пока­заны особенности патриотической борьбы на разных этапах ее развития. Специальное внимание в разделе уделено исследованию патриотического движения «кан-выонг» и освободительной борьбы вьетнамского народа в 80—90-е годы. Особенно подчеркивается связь этого движения с освободительной борьбой патриотов Камбоджи. В разделе значительное место уделено развитию общест­венной мысли во Вьетнаме в этот период.

Раздел V посвящен Вьетнаму в эпоху империализма и «про­буждения Азии» (1898—1918). Этот период истории имеет важ­ное значение для понимания последующего исторического разви­тия Вьетнама.

Раздел открывается главой о социально-экономическом разви­тии Вьетнама с конца XIX в. до начала первой мировой войны. Здесь рассматривается переход Франции к новому этапу в разви­тии колониальной эксплуатации Вьетнама — к внедрению во Вьет­наме французского торгового и промышленного капитала, иссле­дуются общие вопросы развития капитализма во Вьетнаме в своеобразных условиях полуфеодальной и колониальной страны. В главе анализируется вопрос о зарождении и развитии вьетнам­кой национальной буржуазии и появлении первых отрядов вьет­намского промышленного пролетариата.

Большое внимание уделяется анализу французской системы ко­лониального управления, специфике французского административ­ного аппарата, его связи с местными административными служба­ми его роли в практическом осуществлении французской коло­ниальной политики во Вьетнаме.

В специальной главе раздела рассматривается развитие на­ционально-освободительного движения во Вьетнаме до первой ми­ровой войны, обращено особое внимание на влияние русской рево­люции 1905—1907 гг. на национально-освободительную борьбу во Вьетнаме. Подробно характеризуется деятельность Фан Бой Тяу — идеолога антифранцузской вооруженной борьбы и первой политической организации Вьетнама — «Вьетнам зуи тан», раскры­вается социальное содержание движения за социальные реформы и показана деятельность «Донг кинь нгиа тхук». Здесь разбира­ются взгляды и деятельность Фан Тю Чиня — лидера антифео­дального реформаторского крыла национально-освободительного движения. В главе отмечается различие во взглядах и методах борьбы между Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинем. В заключение под­черкивается влияние освободительных и просветительных идей «Вьетнам зуи тан» и «Донг кинь нгиа тхук» на широкие народ­ные массы, пробудившиеся к вооруженной борьбе с угнетате­лями.

В разделе анализируются вооруженные выступления во Вьет­наме против колониально-феодального режима в 1908—1913 гг. Большое значение для понимания развития Вьетнама имеет за­ключительная глава раздела, посвященная освободительному дви­жению во Вьетнаме в годы первой мировой войны. В ней подчер­кивается усиление эксплуатации природных и людских ресурсов Индокитая в годы первой мировой войны: систематическое выка­чивание стратегического сырья, сельскохозяйственных продуктов и товаров первой необходимости для нужд метрополии. 100 тыс. человек из Индокитая, главным образом вьетнамцев, было моби­лизовано во французскую армию, использовалось для работы на военных заводах и строительстве военных объектов. Резкое сокра­щение экспорта французских товаров в Индокитай, рост экономи­ческих трудностей и противоречий между вьетнамским капита­листическим предпринимательством и французским империализ­мом содействовали созданию благоприятных условий для развития вьетнамской национальной промышленности, развития капита­лизма, накоплению капитала и ускорению процесса формирования пролетариата и буржуазии.

Это послужило основой дальнейшего подъема национально-освободительного движения, создания «Вьетнам куанг фук хой», программа и установки которого подробно анализируются в ра­боте.

Особое внимание уделяется зарождению и развитию рабочего движения во Вьетнаме, подчеркивается экономический характер выступлений пролетариата, отсутствие политических требований. В то же время отмечается, что выступления рабочих показали, что во вьетнамском национально-освободительном движении по­явилась новая активная сила в лице наиболее передового в поли­тическом отношении класса вьетнамского общества; подчеркива­ется, что в ходе развития национально-освободительного движе­ния во Вьетнаме в 1900—1917 гг. создались необходимые предпо­сылки для появления нового, еще более мощного революционного движения против империализма и феодализма, развернувшегося уже после победы в России Великой Октябрьской социалистиче­ской революции.

Раздел VI «Новой истории Вьетнама» посвящен культуре Вьетнама. В разделе имеются главы о науке, идеологии, просве­щении, литературе, театре, архитектуре, изобразительном искус­стве.

Читатель встретит на страницах книги короткие биографиче­ские сведения о руководителях освободительного и буржуазно-демократического движения — Фан Динь Фунге, Фан Бой Тяу Фан Тю Чине, Де Тхаме — и их соратниках. В работе также рас­сматриваются участие народных меньшинств Вьетнама в нацио­нально-освободительном движении и деятельность тайных рели­гиозных обществ. Главное внимание авторов данной работы обра­щено на изучение внутренних процессов развития вьетнамского феодального, а позднее колониального и полуфеодального об­щества.

Авторы отдают себе отчет в том, что данной работой невоз­можно исчерпать сложную и богатую событиями историю этой страны, тем более что некоторые важные проблемы новой исто­рии Вьетнама (формирование вьетнамской нации, сельская общи­на и др.) до сих пор остаются еще недостаточно исследованными.

Авторский коллектив:

Введение — С. А. Мхитарян.

Раздел I:

Глава 1—Д. В. Деопик.

Глава 2— Д. В. Деопик (раздел «Крестьянские восстания» — И. А. Огнетов).

Раздел II:

Глава 1 — И. А. Огнетов.

Глава 2 — И. А. Огнетов.

Глава 3 — И. А. Огнетов.

Раздел III:

Глава   1 — Социальное устройство вьетнамского общества — Д. В. Деопик; Государственное устройство — Г. Ф. Мура­шева; Феодальное чиновничество, Внутриполитическое положение страны — А. Л. Рябинин;  Крестьянские движения — И Д. Бакшт.

Глава 2 —Аграрные отношения. Общие черты — И. Д. Бакшт; Основные категории земель и государственная аграрная поли­тика — А. Л. Рябинин; Горнорудные промыслы, Ремесло, Торговля — С. А. Мхитарян (раздел «Внутренняя торговля» — совместно с В. М. Мазыриным.); Город — В. М. Мазырин.

Глава 3 — Г. Ф. Мурашева.

Раздел IV:

Глава 1 — Ю. П. Дементьев.

Глава 2 — И. Д. Бакшт.

Глава 3 — И. Д. Бакшт.

Раздел V:

Глава 1 — Ю. П. Дементьев, О. В. Новакова.

Глава 2 — С. А. Мхитарян.

Глава 3 — С. А. Мхитарян.

Глава 4 — С. А. Мхитарян.

Глава 5 — С. А. Мхитарян.

Раздел VI:

Глава 1 — П. В. Познер.

Глава 2 — П. В. Познер.

Глава 3 — Н. И. Никулин.

Глава 4 — В. И. Мещеряков.

Глава 5 — Г. В. Шмелева.

Научно-техническая подготовка рукописи осуществлена Г. В. Шмелевой. Указатель имен и географических названий со­ставлен И. Д. Бакшт и Г. В. Шмелевой.

Коллектив авторов и ответственный редактор выражают свою искреннюю благодарность сотрудникам Отдела Кореи, Монголии и Вьетнама Института востоковедения АН СССР, а также коллегам из других учреждений, принявшим участие в обсуждении настоя­щей работы и содействовавшим своими советами и замечаниями ее улучшению.

Авторский коллектив выражает надежду на то, что предлага­емая читателю «Новая история Вьетнама» будет способствовать лучшему взаимопониманию, укреплению дружбы между народа­ми Советского Союза и Социалистической Республики Вьетнам.

 



[1] В. И. Ленин. О борьбе внутри итальянской социалистической партии.— 41, с. 425 (Произведения В. И. Ленина даются по Полному собранию сочи-й.)

[2] В. И. Ленин. Пробуждение Азии.—Т. 23, с. 145—146.

[3] В.И. Ленин. Доклад на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г.— Т. 39, с. 329.

[4] L'agitation antifran^aise dans les pays annamites de 1905 a 1918. T. I— II. Confidentiel. Gouvernement general de 1'Indochine. Surete generate.

[5] Les Archives Nationales de la France. Section d'Outre-mer a Paris.

[6] Archives Nationales depot des archives d'outre-mer Aix-en-Provence.

[7] Tran Hui Lieu. Ban du thao su cach mang can dal Viet-Nam (18851945). Ban su dia, 1951.

[8] Trаn Van Glаu.  Ghоng xam laag (1858—1893). Hа-nоi, 1956—1957.

[9] Tаi liеu tham khаo lich su each mwg can dai Viеt-Nam.   T. I—XII. Hа-nоi, 1955—1957.

[10] Lich su che do phong kign Viet-Nam. T. I—III. Hа-nоi, 1960. 1962, 1963.

[11] Lich su can dai Viet-Nam. T. I—III. Hа-nоi, 1960—1961.

[12] Lich su Viet-Nam. 1. I. Ha-noi. 1971.

[13] Cм.: В. Я. Васильева. Индокитай. М., 1947; А. А. Губер. Вьетнам.— Новая история стран Зарубежного Востока. Т. II. М., 1952.

[14] См.: М. А. Чешков. Очерки истории феодального Вьетнама. М., 1967; Д. В. Деопик. Вьетнам в новое время (1660—1858 гг.); А. А. Губер. Вьет­нам в новое время (1858—1917 гг.). — История стран Азии и Африки в новое время. М., 1971.

[15] См.: И. А. Огнетов. Восстание Тэйшонов во Вьетнаме   (1771 — 1802) М., 1960.

[16] См.: Г. Ф. Мурашева. Вьетнамо-китайские отношения XVIIXIX вв. М., 1973.

[17] А. И. Мухлинов. Вьетнамская сельская община (X в.— первая поло­вина XIX в.).— «Восточноазиатский этнографический сборник». М., 1961; он же. Вьетнамская сельская община (вторая половина XIX — первая половина XX в.). — Социальная организация народов Азии и Африки. М., 1975.

[18] И. Я. Подкопаев. Очерки борьбы вьетнамского народа за незави­симость и единство своей страны. М., 1957; С. А. Мхитарян. Борьба вьет­намского народа за национальную независимость, демократию и мир. М., 1957; А. П. Шилтова и В. Ф. Мордвинов. Национально-освободительное дви­жение во Вьетнаме. М., 1958, и др.

[19] М. А. Чешков. Особенности формирования вьетнамской буржуазии. М., 1968. С А. Мхитарян. Рабочий класс и национально-освободительное дви­жение во Вьетнаме (1885—1930). М., 1967; Вьетнам. — Зарождение идеологии национально-освободительного движения (XIX — начало XX в.). М, 1973.

[20] Тran Trong Kim. Viet-Nam su luoc. Saigon, 1953.

Сайт управляется системой uCoz