Глава
3
ДВИЖЕНИЕ
«КАН-ВЫОНГ»
(1885—1896)
С
Хам
Нги, заняв патриотическую позицию,
по настоянию Тон Тхат Тхуета издал
в июле
Руководители «кан-выонга» были, как правило, из числа патриотически настроенных высших и средних слоев провинциального чиновничества и феодальной интеллигенции. Они возглавили как действия отрядов на местах, так и общее руководство борьбой в довольно больших районах, объединявших несколько провинций. Немалая роль в развернувшейся борьбе принадлежала широким слоям феодальной интеллигенции — носителям патриотической идеологии. Мы видим их как в числе руководителей отдельных отрядов, так и среди рядовых участников. Поддержка крестьянства носила разнообразный характер: помимо прямого участия в повстанческих отрядах и снабжения их продовольствием население деревень давало повстанцам сведения о противнике, укрывало отряды в случаях преследования их врагом. Только из-за такой широкой и разносторонней поддержки сельского населения руководителям отрядов «кан-выонга» часто удавалось скрываться от преследований, спасать живую силу. Доверенные люди повстанцев, находясь в деревнях, осуществляли снабжение продовольствием, сбор сведений о противнике, обеспечивали связи с другими группами. Документы той поры содержат бесчисленные примеры укрывательства населением деревень повстанческих отрядов и групп, тайных связей повстанцев с населением и должностными лицами в деревне, которые также нередко оказывали содействие повстанцам.
Весьма активную прослойку составили включившиеся в антиколониальную борьбу представители национальных меньшинств (мыонги, тхаи, ман, таи и др.). Однако поведение племенной верхушки нередко было непоследовательным: поддерживая какое-то время движение, они часто стремились при этом к сохранению своих привилегий и, достигнув своей цели, пойдя на соглашение с колониальной администрацией, отходили от борьбы.
Идеология движения сочетала в себе элементы общенациональные с классовыми. Основой патриотических воззрений феодального класса были конфуцианские доктрины «основ и норм», т. е. монархическо-этатистские концепции, вытекающие из трактовки социальных обязанностей «верхов» и «низов», а также из учения об идеале «благородного мужа». Понятие патриотизма объединяло в них долг перед государством, народом с долгом безусловной (и в первую очередь) преданности монарху. Это составило краеугольный камень морально-этического кодекса и социальные нормы поведения патриотических слоев чиновничества и феодальной интеллигенции на данном этапе развернувшейся борьбы.
Победа сторонников сопротивления в верхах, происшедшая после восстания в Хюэ и призыва к «кан-выонгу», вызвала изменение политического климата в стране. Если раньше очаги сопротивления возникали вопреки приказам двора, то теперь патриотическое движение получило одобрение «сверху». Был дан выход гневу и возмущению самых широких слоев населения, но социальной опорой государства оставались группы господствующего класса. Недаром в документах «кан-выонга» (воззваниях императора Хам Нги, обращениях «ученых») главное внимание обращалось па поддержку чиновников, ученого сословия и реже — деревенской верхушки. Их призывали быть верными принципам «основ и норм», т. е. в первую очередь проявлять самоотверженность и самопожертвование в борьбе за «правое дело». С течением времени во взглядах некоторых руководителей повстанческого движения начинают проявляться и более демократические тенденции, связанные с пониманием огромной роли масс в развернувшейся борьбе. Патриотическая литература периода «кан-выонга» выразила и настроения общего патриотического подъема, в связи с чем в ней большое место заняли темы и настроения, близкие широким слоям населения. Мотивы ненависти к иноземным захватчикам, любовь к родному краю, презрение к тем, кто пошел на сотрудничество с врагом, воспевание самоотверженности простых людей в борьбе — все это явилось выражением демократических тенденций идеологии освободительного движения. Патриотическими кругами правящего класса выдвигались также лозунги национального, т. е. межклассового, единства в борьбе. Необходимость сплочения диктовалась задачами борьбы, отвечала патриотическим устремлениям народных масс и историческим традициям народной борьбы Вьетнама с иноземными завоеваниями в, прошлом.
Крестьянство, поднимали на борьбу не столько монархические лозунги и мечты о восстановлении старого правопорядка, сколько ненависть к захватчику, несущему дополнительный гнет. Ярким примером в этом отношении является послание отряда Де Тхама представителям французских властей: «Тот, кто надеется захватить землю других людей, тот жаден и жесток. Тот, кто потерпел поражение, но продолжает захват, тот ведет себя как безумный. Замышляющий захватить чужую землю насилием получает в результате лишь то, что увеличивает непокорность со стороны народа и армии, конечный же результат — только бунт и всеобщее восстание[3].
Руководителями
«кан-выонга» неоднократно
предпринимались попытки
организовать движение в масштабе
всей страны. Одновременно с
призывом Хам Нги были произведены
назначения лиц, ответственных за
организацию отрядов «кан-выонга» в
каждом районе Так, Хоанг Та Вьем был
назначен уполномоченным по всему
Бакки (правда, вскоре он отошел от
антиколониальной борьбы), Нгуен
Динь Нюан — его заместителем и
руководителем движения в районе
Шонтэя, Хынгхоа. В крупные районы,
состоявшие из нескольких
соседствующих друг с другом
провинций, также были назначены
главные организаторы борьбы: Нгуен
Куанг Бить — в северо-западные
районы Бакки, Нгуен Тхиен Тхуат — в
центральные районы, Та Хиен — в
южные. В Чунгки вооруженной борьбой
руководил сам Тон Тхат Тхует, а
после его выезда в Китай в
До
ареста Хам Нги (в конце
В горных районах, долгое время находившихся вне контроля колониальных властей, сохранялись базы повстанческих отрядов, действовавших не только в горах, но и в районе предгорий и равнин. Состав руководителей и основной массы участников отрядов здесь был пестрым в социальном отношении. Большое место в руководстве занимали выходцы из низших слоев чиновничества (Де Киеу, Кай Кинь), из беднейшего крестьянства (Док Нгы, Де Тхам и др.). Ряд действовавших в Бакки крестьянских отрядов не всегда входил в движение «кан-выонг», некоторые из них сохраняли независимость в действиях, что следует отнести за счет влияния антифеодальных традиций крестьянской борьбы. В борьбе подобного рода отрядов проявился ряд черт, характерных для крестьянских движений.
Если после ареста Хам Нги борьба для многих выходцев из господствующих слоев в известной мере утратила идейный смысл, то для крестьянства цель осталась прежней, и выступления крестьянских повстанческих отрядов в первой половине 90-х годов были столь же упорны, как и прежде.
Повстанческие отряды применяли, как правило, партизанскую тактику: они совершали нападения на почтовые, транспортные французские конвои, военные посты, вели бои с направленными против них отрядами карателей, свергали назначенных колонизаторами марионеточных чиновников. Иногда отряды объединялись для более крупных операций. При приближении карательных колонн они часто отходили к своим укреплениям, расположенным обычно в каком-либо труднодоступном предгорном или горном Районе, но после отхода карателей повстанцы вновь появлялись и возобновляли борьбу.
Большая активность повстанческих отрядов в эти годы, поддержка патриотической борьбы населением приводила к тому, что целые обширные районы находились фактически под властью «кан-выонга». Французский же колониальный аппарат в течение по крайней мере пяти-шести лет почти не функционировал даже в местах расположения основных военных сил колонизаторов. Встречая на каждом шагу явное и тайное сопротивление населения, французские власти не видели другого средства сломить его, как прибегнуть к массовым репрессиям в отношении жителей деревень, заподозренных в сочувствии или содействии повстанцам. Ими широко применялись такие средства расправы, как расстрелы заложников, деревенских старост, разрушение ирригационных сооружений, наложение штрафов, разрушения сел, переселение жителей в другие места и т. п.
Неудачи военно-репрессивных методов борьбы с освободительным движением, применявшихся колонизаторами в 80-х годах, вынуждали их изменить свою тактику, расширив использование политических мер, направленных на раскол движения. В начале 90-х годов произошло изменение тактики колонизаторов по «умиротворению» страны. Если в предыдущий период она состояла главным образом в применении военных карательных средств подавления повстанческого движения, то с начала 90-х годов все большее место начинают занимать методы, направленные на политический и национальный раскол движения. При генерал-губернаторе Индокитая де Ланессане (1891—1894) были расширены полицейские функции вьетнамского чиновничества среднего и низшего звена в колониально-феодальном аппарате, к которому до сих пор относились с большим недоверием. Им было предоставлено право возглавлять местную вооруженную деревенскую охрану с целью более активного содействия в поимке и выдаче повстанцев. Наряду с этим увеличилась численность действовавшей под командованием французских офицеров полурегулярной милиции. В эти годы она равнялась 8 тыс. человек в Тонкине и 3 тыс. в Аннаме[4].
Была усилена политика раскола движения изнутри. Больше стало практиковаться заключение «пактов» с руководителями повстанческих отрядов о прекращении ими борьбы на определенных условиях, например при условии сдачи оружия, о назначении на должности при контроле со стороны французской администрации и даже просто за выплату определенной денежной суммы. Эти меры нашли известный отклик у наименее стойких руководителей повстанческих отрядов, некоторые из них заявили о прекращении борьбы (Док Сюйет, возглавлявший отряд в Донгчиеу, Лыонг Там Ки, Де Сат и др.).
Подобные же меры были приняты по отношению к участвовавшим в повстанческом движении национальным меньшинствам горных районов. Здесь была усилена политика разжигания национальной розни, одновременно колониальная администрация пошла на уступки племенным вождям, власть которых была восстановлена, разумеется с соответствующим контролем французских властей. Так, в районах р. Да, населенных мыонгами, была смещена ранее назначенная администрация из числа вьетнамцев, в результате чего усилились содействие племенной верхушки колониальным властям и раскол в самом движении[5]. Задачи поддержания «порядка» и здесь были возложены на племенную и деревенскую верхушку, которая получила некоторое количество французского оружия и обязана была вести борьбу с проникавшими во Вьетнам китайскими отрядами[6]. Значительно были реорганизованы и французские колониальные силы. Основная масса их была теперь брошена на борьбу в горные районы, территория которых была разделена на четыре военные зоны, начиная от залива Бакбо и кончая северо-западными районами. Вся полнота военной и гражданской власти в них принадлежала французским командующим зонами и округами.
Эта политика в сочетании с непрекращающимися военными мерами в течение 1892—1894 гг. дала известный результат. Движение стало испытывать значительные трудности. Повстанческие базы были вытеснены в горные районы, политика классовой и национальной розни, проводимая колониальной администрацией, ослабила движение изнутри.
В 90-е годы становится более систематической налоговая эксплуатация Вьетнама, начинается также период функционирования вновь возникших французских поместий и концессий, находившихся в собственности французских предпринимателей. Антиколониальная борьба в это время начинает приобретать характер борьбы против экономического закабаления, расхищения земель. Уже в 80-х годах в различных районах Бакки существовало несколько крупных французских земельных концессий, происходила экспроприация «покинутых» крестьянских земель, к которым причислялись земли «мятежников», а также земли, временно оставленные населением в районах долговременных военных действий[7].
1885—1887
годы, т. е. первые годы после
воззвания Хам Нги, были временем
наибольшего подъема движения «кан-выонг»
в масштабе всей страны:
повстанческие отряды действовали в
центре и на севере страны почти
повсеместно. Так, активным очагом
движения был район на границе
Куангбиня и Хатиня, где в горной
местности располагался штаб
руководства «кан-выонгом» во главе
с Хам Нги и Тон Тхат Тхуетом, а
военные операции осуществлялись
под руководством бывшего
военачальника Ханойского
гарнизона Ле Чыка. Общий подъем
движения и успешные операции в
Тханьхоа побудили Тон Тхат Тхуета
выехать в
В
Банки в течение долгих лет
освободительного движения не
сложилось единого центра
руководства. Назначенный (после отхода
от «кан-выонга» Хоанг Та Вьема)
общим руководителем борьбы на
севере, Нгуен Куанг Бить не сумел
объединить движение, которое
распалось на ряд районов. Тем не
менее здесь борьба велась широко и
упорно. Французские военные силы
занимали в
Освободительная
борьба в равнинных районах юга
Бакки (Намдинь, Тхайбинь) началась
еще в ходе войны под руководством
губернатора Та Хиена. Она
значительно усилилась летом и
осенью
На
протяжении 1889—1893 гг. район
провинций Шонтэй, Хын-гхоа считался
французскими властями одним из
наиболее опасных в Бакки. Здесь
выдвигаются в качестве
руководителей наиболее крупных
отрядов «кан-выонга» бывший
военачальник провинциального
гарнизона Де Киеу и офицер Док Нгы.
В октябре
Наиболее прославленными в истории «кан-выонга» стали очаги сопротивления в Байшэе, Бадине, Хунглине, Хыонгшоне и крестьянское повстанческое движение в Иентхе.
Бадиньское
восстание в Тханьхоа. Начало объединению
местных повстанческих отрядов было
положено весной
В начальный период силы восставших насчитывали всего 300 человек. Впоследствии численность повстанцев возросла до 10 отрядов. В отрядах были и представители местных национальных меньшинств — мыонги, тхай. По сведениям французских властей, они располагали огнестрельным оружием. В боевой подготовке войск, а также во время самой обороны Бадиня особенно заметна роль Динь Конг Чанга, возглавлявшего военное обучение, следившего за поддержанием дисциплины. Последнее обстоятельство имело немаловажное значение для налаживания взаимоотношений с населением; существовала система поощрений за боевые заслуги, наказаний за дезертирство и др.
С
осени
В
начале февраля
Байшэйский
очаг сопротивления. Центром
повстанческих отрядов Бакки стал
район Байшэя («камышовых зарослей»),
к югу от Ханоя, сохранявший свое
значение в течение 1885—1887 гг.
Руководство борьбой возглавил
бывший военный советник Шонтэя
Нгуен Тхиен Тхуат (Тан Тхуат).
Отряды из Байшэя совершали
нападения на французские посты на
территории нескольких провинций (Хайзыонг,
Хынгиен, Хайфон, Ханой). Наибольшую
известность приобрели отряды Док
Тита, Дои Вана, Лань Занга, Док
Кхоата и др. Численность отдельных
отрядов составляла от 200 до 500—600
человек. Располагая значительным
количеством огнестрельного оружия,
уже с осени
Восстание
в Хунглине происходило под
руководством Тонг Зуй Тана[9], очень авторитетного и
энергичного руководителя. После
призыва Хам Нги он сформировал
отряд на территории своего уезда и
действовал в Тханьхоа совместно с
другими отрядами «кан-выонга»[10].
В
В
это время общая обстановка в стране
стала менее благоприятной для
повстанцев. Была значительно
увеличена сеть французских
военных постов, которые были
приближены к горной местности,
усилили контроль над окрестным
населением, затруднили доступ
повстанческих отрядов в равнинные
районы. Но отряды повстанцев в
декабре
В
1891 и в начале
Гибель видных руководителей была сильным ударом по движению в целом. После жестоких карательных мер по отношению к населению борьба в этой провинции была подавлена.
Восстание в Хыонгшоне. Восстание в провинции Ха-тинь, или, как его принято называть, восстание в Хыонгшоне (по названию горного района), было одним из крупных восстаний под лозунгом «кан-выонга». Оно принадлежит к числу наиболее организованных, имевших широкий размах и отклик во всем Вьетнаме. Повстанческое движение в этом районе длилось с небольшими перерывами в течение десяти лет. Руководителями восстания были Фан Динь Фунг и талантливый военачальник Као Тханг[12].
Еще
в
С
возвращением Фан Динь Фунга
организация повстанческих сил
укрепилась в целом. Сам он получил
военный титул генерала центра, а
впоследствии титул руководителя «кан-выонга»
всего Чунгки. К
В
С
конца 1892 до середины
Смерть
талантливого, энергичного
командира была большой потерей для
движения в этом районе. С осени 1893 и
в
До
середины
Положение
повстанческих отрядов стало
чрезвычайно тяжелым. Однако даже в
этих условиях осенью
Восстание под руководством Фан Динь Фунга было последним крупным восстанием под лозунгом «кан-выонга». Сам Фан Динь Фунг остался в народной памяти как один из самых почитаемых борцов за национальное освобождение, пламенный патриот.
В целом по стране движение «кан-выонга» к концу 90-х годов было подавлено, хотя на севере еще долгое время продолжал существовать очаг крестьянской антиколониальной борьбы (отряды Де Тхама).
Антифранцузское крестьянское движение в Иентхе. Район к северу от Ханоя (Бакзянг — Иентхе) надолго стал центром крестьянского антиколониального движения. Отличительной чертой действовавших здесь отрядов был полувоенный, полукрестьянский характер их организации: часть бойцов обычно несла военную службу, остальные занимались сельскохозяйственным трудом и превращались в солдат лишь в случае приближения карательных колонн. В глухих окрестных лесах были устроены тайники со складами оружия, боеприпасов. Многие деревни, окруженные густыми зарослями, были хорошо укреплены земляными валами, подходы к ним были тщательно замаскированы, снабжены наблюдательными пунктами, обеспечивая контроль над местностью.
Борьба
против захватчиков началась здесь,
как и во многих других местах, с
Почти вся вторая половина XIX в. прошла под знаком упорной и мужественной борьбы народов Вьетнама против иностранных поработителей, вписавшей одну из замечательных страниц в историю национальных освободительных движений. Оно не увенчалось победой в силу ряда объективно сложившихся исторических условий и субъективных факторов: экономической, военной отсталости страны, капитулянтской позиции двора в течение всех этапов войны с Францией, ограниченности идеологической программы руководителей «кан-выонга». С поражением движения «кан-выонг» заканчивается феодально-патриотический этап борьбы. Освободительные идеи этого движения стали важным фактором в пробуждении самосознания нации на последующих этапах исторического развития[17].
[1] В крепость постепенно вывозились казна, оружие, собирались войска.
[2] По французским сведениям, численность его в это время составила 20 тыс. человек (Histoire militaire... с. 123).
[3]
Dinh Xuan Lam и др. Hoang
[4] De Lanessan. La colonisation francaise en
Indochine. Р., 1895, с. 33, 35. (К
[5]
De Lanessan. La colonisation... с. 80—82.
[6] Там же.
[7] В
[8] Ему удалось
осуществить закупки оружия и
переправить его во Вьетнам,
получить разрешение местных
властей на переход в случае
необходимости повстанческих
отрядов из Бакки на китайскую
территорию и даже на посылку
небольших военных отрядов во
Вьетнам. Определенное содействие
Тон Тхат Тхует получил и от Лю Юнъфу,
сохранявшего сочувственное
отношение к продолжавшейся
антифранцузской борьбе и
принимавшего у себя деятелей вьетнамского
освободительного движения.
Начавшаяся в
[9] Тонг Зуй Тан, уроженец
Тханьхоа, происходил из семьи
среднего чиновника. Успешно сдав
конкурсный экзамен в
[10] Первоначально отряд Тонг Зуй Тана выбрал в качестве своей укрепленной базы местность у горы Хунглинь, по названию которой принято именовать восстание.
[11] NCLS. 1966, № 87, с. 22.
[12] Фан Динь
Фунг родился в
Као Тханг
— выходец из бедняков, юношей
участвовал в восстании
[13] Lich su can dai...
t. III, с. 266.
[14] NCLS. 1966, № 85, с. 49.
[15] Хоанг Хоа
Тхам родился в деревне Чунг (уезд
Иентхе) примерно в 1856— 1858 гг., в
детстве работал батраком. Во время
вторжения колонизаторов вступил в
один из местных отрядов, а вскоре
создал самостоятельный отряд. С
этого времени популярность Де
Тхама среди окрестного населения
быстро возросла (Dinh Xuan Lam. Hoang
[16] Dinh Xuan Lam.
Hoang
[17] С. А. Мхитарян. Рабочий класс и национально-освободительное движение во Вьетнаме (1885—1930 гг.). М., 1967, с. 64.