Глава 3

ДВИЖЕНИЕ «КАН-ВЫОНГ»

(1885—1896)

 

С 1885 г. патриотическая борьба против колониального завое­вания вступила в новый этап, длившийся с середины 80-х годов почти до конца столетия и получивший в исторической литерату­ре название движение «кан-выонг» («преданность императору»). Ему предшествовала попытка вооруженного восстания в Хюэ в июле 1885 г. Регент Тон Тхат Тхует и поддерживавшая его груп­па сановников представляли собой очаг антифранцузского сопро­тивления непосредственно при дворе. Французским властям было хорошо известно о непримиримых настроениях Тон Тхат Тхуета, так же как о проводимом по его указанию укреплении крепости Камло в провинции Куангчи[1] и об объявленной новой мобилиза­ции солдат в крепостной гарнизон столицы[2]. Все это говорило о готовящемся возобновлении открытой борьбы. Главнокомандую­щий французских военных сил де Курси стоял за насильственное смещение антифранцузски настроенных регентов молодого импе­ратора— патриота Хам Нги. Принципиальное согласие француз­ского правительства на переворот было получено еще в августе 1884 г. В начале июля 1885 г. он прибыл в Хюэ с большими воен­ными силами. Однако Тон Тхат Тхует, знавший о французских планах, предупредил события. В ночь на 5 июля 1885 г. вьетнам­ские вооруженные отряды под его командованием совершили вне­запное нападение на помещение французской резиденции и на один из крепостных фортов, где были сосредоточены французские войска. После ожесточенного боя 6 июля вьетнамские отряды, понеся большие потери, отступили, а Тон Тхат Тхует принял реше­ние вывезти императора Хам Нги в укрепленный пункт Камло, куда были подтянуты и остальные войска.

Хам Нги, заняв патриотическую позицию, по настоянию Тон Тхат Тхуета издал в июле 1885 г. воззвание, в котором, обра­щаясь ко всему населению, призвал к продолжению вооруженной борьбы. Тогда французские власти прибегли к верхушечному пе­ревороту: объявив в сентябре 1885 г. Хам Нги низложенным, они возвели на престол его брата Донг Кханя. Так попытка восстания в Хюэ и воззвание о борьбе положили начало освободительному движению, происходившему в форме вооруженной борьбы с за­хватчиками. Этот этап освободительной борьбы, подготовленный всей предыдущей историей войны с колонизаторами, ознаменовал­ся самым широким участием населения, в первую очередь кресть­янства, благодаря чему она приняла широкий народный характер. Целью ее было изгнание захватчиков, восстановление независи­мости вьетнамского государства.

Руководители «кан-выонга» были, как правило, из числа пат­риотически настроенных высших и средних слоев провинциаль­ного чиновничества и феодальной интеллигенции. Они возглавили как действия отрядов на местах, так и общее руководство борьбой в довольно больших районах, объединявших несколько провин­ций. Немалая роль в развернувшейся борьбе принадлежала ши­роким слоям феодальной интеллигенции — носителям патриотиче­ской идеологии. Мы видим их как в числе руководителей отдельных отрядов, так и среди рядовых участников. Поддержка кре­стьянства носила разнообразный характер: помимо прямого уча­стия в повстанческих отрядах и снабжения их продовольствием население деревень давало повстанцам сведения о противнике, укрывало отряды в случаях преследования их врагом. Только из-за такой широкой и разносторонней поддержки сельского населе­ния руководителям отрядов «кан-выонга» часто удавалось скры­ваться от преследований, спасать живую силу. Доверенные люди повстанцев, находясь в деревнях, осуществляли снабжение про­довольствием, сбор сведений о противнике, обеспечивали связи с другими группами. Документы той поры содержат бесчисленные примеры укрывательства населением деревень повстанческих от­рядов и групп, тайных связей повстанцев с населением и долж­ностными лицами в деревне, которые также нередко оказывали содействие повстанцам.

Весьма активную прослойку составили включившиеся в анти­колониальную борьбу представители национальных меньшинств (мыонги, тхаи, ман, таи и др.). Однако поведение племенной вер­хушки нередко было непоследовательным: поддерживая какое-то время движение, они часто стремились при этом к сохранению своих привилегий и, достигнув своей цели, пойдя на соглашение с колониальной администрацией, отходили от борьбы.

Идеология движения сочетала в себе элементы общенацио­нальные с классовыми. Основой патриотических воззрений фео­дального класса были конфуцианские доктрины «основ и норм», т. е. монархическо-этатистские концепции, вытекающие из трактов­ки социальных обязанностей «верхов» и «низов», а также из уче­ния об идеале «благородного мужа». Понятие патриотизма объ­единяло в них долг перед государством, народом с долгом безу­словной (и в первую очередь) преданности монарху. Это составило краеугольный камень морально-этического кодекса и социаль­ные нормы поведения патриотических слоев чиновничества и феодальной интеллигенции на данном этапе развернувшейся борьбы.

Победа сторонников сопротивления в верхах, происшедшая после восстания в Хюэ и призыва к «кан-выонгу», вызвала изме­нение политического климата в стране. Если раньше очаги сопро­тивления возникали вопреки приказам двора, то теперь патрио­тическое движение получило одобрение «сверху». Был дан выход гневу и возмущению самых широких слоев населения, но социаль­ной опорой государства оставались группы господствующего клас­са. Недаром в документах «кан-выонга» (воззваниях императора Хам Нги, обращениях «ученых») главное внимание обращалось па поддержку чиновников, ученого сословия и реже — деревенской верхушки. Их призывали быть верными принципам «основ и норм», т. е. в первую очередь проявлять самоотверженность и са­мопожертвование в борьбе за «правое дело». С течением времени во взглядах некоторых руководителей повстанческого движения начинают проявляться и более демократические тенденции, свя­занные с пониманием огромной роли масс в развернувшейся борь­бе. Патриотическая литература периода «кан-выонга» выразила и настроения общего патриотического подъема, в связи с чем в ней большое место заняли темы и настроения, близкие широким слоям населения. Мотивы ненависти к иноземным захватчикам, любовь к родному краю, презрение к тем, кто пошел на сотруд­ничество с врагом, воспевание самоотверженности простых людей в борьбе — все это явилось выражением демократических тенден­ций идеологии освободительного движения. Патриотическими кру­гами правящего класса выдвигались также лозунги национально­го, т. е. межклассового, единства в борьбе. Необходимость спло­чения диктовалась задачами борьбы, отвечала патриотическим устремлениям народных масс и историческим традициям народной борьбы Вьетнама с иноземными завоеваниями в, прошлом.

Крестьянство, поднимали на борьбу не столько монархические лозунги и мечты о восстановлении старого правопорядка, сколько ненависть к захватчику, несущему дополнительный гнет. Ярким примером в этом отношении является послание отряда Де Тхама представителям французских властей: «Тот, кто надеется захва­тить землю других людей, тот жаден и жесток. Тот, кто потерпел поражение, но продолжает захват, тот ведет себя как безумный. Замышляющий захватить чужую землю насилием получает в ре­зультате лишь то, что увеличивает непокорность со стороны наро­да и армии, конечный же результат — только бунт и всеобщее вос­стание[3].

Руководителями «кан-выонга» неоднократно предпринимались попытки организовать движение в масштабе всей страны. Одно­временно с призывом Хам Нги были произведены назначения лиц, ответственных за организацию отрядов «кан-выонга» в каждом районе Так, Хоанг Та Вьем был назначен уполномоченным по всему Бакки (правда, вскоре он отошел от антиколониальной борьбы), Нгуен Динь Нюан — его заместителем и руководителем движения в районе Шонтэя, Хынгхоа. В крупные районы, состояв­шие из нескольких соседствующих друг с другом провинций, так­же были назначены главные организаторы борьбы: Нгуен Куанг Бить — в северо-западные районы Бакки, Нгуен Тхиен Тхуат — в центральные районы, Та Хиен — в южные. В Чунгки вооруженной борьбой руководил сам Тон Тхат Тхует, а после его выезда в Китай в 1886 г.— Чан Суан Соан.

До ареста Хам Нги (в конце 1888 г.) между высшими уполно­моченными и императором поддерживалась постоянная связь, после его ареста она сохранилась с Тон Тхат Тхуетом, находив­шимся в Китае. Руководители повстанческих отрядов различных районов поддерживали в ряде случаев между собой связь, обме­нивались сведениями и планами. Некоторые из них осуществляли совместные операции (например, Нгуен Тхиен Тхуат и Та Хиен в Бакки, Тонг Зуй Тан и Док Нгы). Руководители местных отря­дов подчинялись приказам верховных уполномоченных и выпол­няли их распоряжения при постройке укрепленных лагерей, снаб­жении продовольствием, вербовке людей в отряды и т. д.

В горных районах, долгое время находившихся вне контроля колониальных властей, сохранялись базы повстанческих отрядов, действовавших не только в горах, но и в районе предгорий и рав­нин. Состав руководителей и основной массы участников отрядов здесь был пестрым в социальном отношении. Большое место в ру­ководстве занимали выходцы из низших слоев чиновничества (Де Киеу, Кай Кинь), из беднейшего крестьянства (Док Нгы, Де Тхам и др.). Ряд действовавших в Бакки крестьянских отрядов не всег­да входил в движение «кан-выонг», некоторые из них сохраняли независимость в действиях, что следует отнести за счет влияния антифеодальных традиций крестьянской борьбы. В борьбе подоб­ного рода отрядов проявился ряд черт, характерных для крестьян­ских движений.

Если после ареста Хам Нги борьба для многих выходцев из господствующих слоев в известной мере утратила идейный смысл, то для крестьянства цель осталась прежней, и выступления кре­стьянских повстанческих отрядов в первой половине 90-х годов были столь же упорны, как и прежде.

Повстанческие отряды применяли, как правило, партизанскую тактику: они совершали нападения на почтовые, транспортные французские конвои, военные посты, вели бои с направленными против них отрядами карателей, свергали назначенных колониза­торами марионеточных чиновников. Иногда отряды объединялись для более крупных операций. При приближении карательных ко­лонн они часто отходили к своим укреплениям, расположенным обычно в каком-либо труднодоступном предгорном или горном Районе, но после отхода карателей повстанцы вновь появлялись и возобновляли борьбу.

Большая активность повстанческих отрядов в эти годы, поддержка патриотической борьбы населением приводила к тому, что целые обширные районы находились фактически под властью «кан-выонга». Французский же колониальный аппарат в течение по крайней мере пяти-шести лет почти не функционировал даже в местах расположения основных военных сил колонизаторов. Встречая на каждом шагу явное и тайное сопротивление населе­ния, французские власти не видели другого средства сломить его, как прибегнуть к массовым репрессиям в отношении жителей де­ревень, заподозренных в сочувствии или содействии повстанцам. Ими широко применялись такие средства расправы, как расстре­лы заложников, деревенских старост, разрушение ирригационных сооружений, наложение штрафов, разрушения сел, переселение жителей в другие места и т. п.

Неудачи военно-репрессивных методов борьбы с освободитель­ным движением, применявшихся колонизаторами в 80-х годах, вы­нуждали их изменить свою тактику, расширив использование по­литических мер, направленных на раскол движения. В начале 90-х годов произошло изменение тактики колонизаторов по «уми­ротворению» страны. Если в предыдущий период она состояла главным образом в применении военных карательных средств по­давления повстанческого движения, то с начала 90-х годов все большее место начинают занимать методы, направленные на по­литический и национальный раскол движения. При генерал-губер­наторе Индокитая де Ланессане (1891—1894) были расширены полицейские функции вьетнамского чиновничества среднего и низ­шего звена в колониально-феодальном аппарате, к которому до сих пор относились с большим недоверием. Им было предостав­лено право возглавлять местную вооруженную деревенскую охрану с целью более активного содействия в поимке и выдаче повстан­цев. Наряду с этим увеличилась численность действовавшей под командованием французских офицеров полурегулярной милиции. В эти годы она равнялась 8 тыс. человек в Тонкине и 3 тыс. в Аннаме[4].

Была усилена политика раскола движения изнутри. Больше стало практиковаться заключение «пактов» с руководителями повстанческих отрядов о прекращении ими борьбы на определен­ных условиях, например при условии сдачи оружия, о назначении на должности при контроле со стороны французской администра­ции и даже просто за выплату определенной денежной суммы. Эти меры нашли известный отклик у наименее стойких руководителей повстанческих отрядов, некоторые из них заявили о пре­кращении борьбы (Док Сюйет, возглавлявший отряд в Донгчиеу, Лыонг Там Ки, Де Сат и др.).

Подобные же меры были приняты по отношению к участвовав­шим в повстанческом движении национальным меньшинствам горных районов. Здесь была усилена политика разжигания нацио­нальной розни, одновременно колониальная администрация пошла на уступки племенным вождям, власть которых была восстанов­лена, разумеется с соответствующим контролем французских вла­стей. Так, в районах р. Да, населенных мыонгами, была смещена ранее назначенная администрация из числа вьетнамцев, в резуль­тате чего усилились содействие племенной верхушки колониальным властям и раскол в самом движении[5]. Задачи поддержания «по­рядка» и здесь были возложены на племенную и деревенскую вер­хушку, которая получила некоторое количество французского ору­жия и обязана была вести борьбу с проникавшими во Вьетнам китайскими отрядами[6]. Значительно были реорганизованы и французские колониальные силы. Основная масса их была теперь брошена на борьбу в горные районы, территория которых была разделена на четыре военные зоны, начиная от залива Бакбо и кончая северо-западными районами. Вся полнота военной и граж­данской власти в них принадлежала французским командующим зонами и округами.

Эта политика в сочетании с непрекращающимися военными мерами в течение 1892—1894 гг. дала известный результат. Дви­жение стало испытывать значительные трудности. Повстанческие базы были вытеснены в горные районы, политика классовой и на­циональной розни, проводимая колониальной администрацией, ослабила движение изнутри.

В 90-е годы становится более систематической налоговая экс­плуатация Вьетнама, начинается также период функционирования вновь возникших французских поместий и концессий, находивших­ся в собственности французских предпринимателей. Антиколо­ниальная борьба в это время начинает приобретать характер борь­бы против экономического закабаления, расхищения земель. Уже в 80-х годах в различных районах Бакки существовало несколько крупных французских земельных концессий, происходила экспро­приация «покинутых» крестьянских земель, к которым причисля­лись земли «мятежников», а также земли, временно оставленные населением в районах долговременных военных действий[7].

1885—1887 годы, т. е. первые годы после воззвания Хам Нги, были временем наибольшего подъема движения «кан-выонг» в масштабе всей страны: повстанческие отряды действовали в цен­тре и на севере страны почти повсеместно. Так, активным очагом движения был район на границе Куангбиня и Хатиня, где в гор­ной местности располагался штаб руководства «кан-выонгом» во главе с Хам Нги и Тон Тхат Тхуетом, а военные операции осу­ществлялись под руководством бывшего военачальника Ханойско­го гарнизона Ле Чыка. Общий подъем движения и успешные операции в Тханьхоа побудили Тон Тхат Тхуета выехать в 1886 г. в Китай, чтобы добиться неофициальной поддержки цинских вла­стей вьетнамскому освободительному движению[8]. Усиление кара­тельных операций, проводившихся французами в течение всего 1887 года, нанесло движению ощутимый удар, а в ноябре 1888 г. был схвачен и сам Хам Нги, вскоре высланный в Алжир. В Нгеане—Хатине борьбу в эти годы возглавил Нгуен Суан Он.

В Банки в течение долгих лет освободительного движения не сложилось единого центра руководства. Назначенный (после от­хода от «кан-выонга» Хоанг Та Вьема) общим руководителем борьбы на севере, Нгуен Куанг Бить не сумел объединить движе­ние, которое распалось на ряд районов. Тем не менее здесь борьба велась широко и упорно. Французские военные силы занимали в 1885 г. лишь главнейшие центры, и только постепенно (в течение 1886—1887 гг.) были введены в провинциальные цент­ры отдаленных районов Лангшон, Каобанг, Лаокай. Там было установлено некоторое количество военных постов по рекам Да, Ло, Красной и близ границы с Китаем. Районы же в между­речьях находились всецело под властью повстанческих отрядов вплоть до 90-х годов, когда военные операции перешли непосред­ственно на эти территории.

Освободительная борьба в равнинных районах юга Бакки (Намдинь, Тхайбинь) началась еще в ходе войны под руковод­ством губернатора Та Хиена. Она значительно усилилась летом и осенью 1885 г. В 1885—1887 гг. наибольшую известность получи­ли отряды под командованием Док Ньыонга, Дои Во, Док Дена. В конце 1886 г., соединившись с отрядами Нгуен Тхиен Тхуата, действовавшими в более северных районах, они предпринимали нападения на французские посты близ Хайзыонга, Хынгиена. В начале 1887 г. повстанческие силы Намдиня—Тхайбиня были рассеяны, арестован и казнен Та Хиен.

На протяжении 1889—1893 гг. район провинций Шонтэй, Хын-гхоа считался французскими властями одним из наиболее опас­ных в Бакки. Здесь выдвигаются в качестве руководителей наи­более крупных отрядов «кан-выонга» бывший военачальник про­винциального гарнизона Де Киеу и офицер Док Нгы. В октябре 1890 г. отряды совершили нападение на тюрьму Шонтэя, осво­бодив 174 человека из числа участников антиколониальной борьбы. В борьбе активное участие принимали местные народности — мыонги, маны, составлявшие иногда до половины численности от­рядов. Успешные операции отрядов Док Нгы в 1891—1892 гг. сде­лали их известными в более широком масштабе. Руководители «кан-выонга» назначили его ответственным за ведение борьбы в районе Ханоя — Бакниня.

Наиболее прославленными в истории «кан-выонга» стали очаги сопротивления в Байшэе, Бадине, Хунглине, Хыонгшоне и кре­стьянское повстанческое движение в Иентхе.

Бадиньское восстание в Тханьхоа. Начало объ­единению местных повстанческих отрядов было положено весной 1886 г., когда Тон Тхат Тхует собрал руководителей различных отрядов для обсуждения вопросов об объединении сил и для ак­тивизации борьбы. Так началась постройка бадиньской крепости, ставшей одним из значительных центров сопротивления. Французские власти считали подавление восстания в Бадине «самой серьезной операцией 1886—1887 гг., занявшей большую часть войск и причинившей больше всего забот». Хорошо налаженная организация и помощь со стороны населения помогли повстанче­ским отрядам построить бадиньские укрепления всего за один ме­сяц, что позволило им совершать нападения на важном стратеги­ческом пути, связывающем центр и север страны. Разветвленная сеть водных путей помогала бадиньским отрядам проникать в самые отдаленные районы провинции. Одновременно была созда­на другая укрепленная база в горном районе (Макао), где мест­ные силы сопротивления возглавил Ха Ван Мао, бывший коман­дир одного из отрядов «Черных флагов», примкнувший к «кан-выонгу».

В начальный период силы восставших насчитывали всего 300 человек. Впоследствии численность повстанцев возросла до 10 отрядов. В отрядах были и представители местных националь­ных меньшинств — мыонги, тхай. По сведениям французских вла­стей, они располагали огнестрельным оружием. В боевой подго­товке войск, а также во время самой обороны Бадиня особенно заметна роль Динь Конг Чанга, возглавлявшего военное обуче­ние, следившего за поддержанием дисциплины. Последнее обстоя­тельство имело немаловажное значение для налаживания взаи­моотношений с населением; существовала система поощрений за боевые заслуги, наказаний за дезертирство и др.

С осени 1886 г. бадиньские отряды, имея прочную базу и раз­ветвленную организацию по провинции, участили нападения на французские военные посты, конвои, на карательные отряды из числа вьетнамцев. Это вынудило французские власти сформиро­вать карательную колонну (500 солдат, артиллерия), которая в декабре 1886 г. подошла к Бадиню и после боев захватила не­сколько укреплений на подходах к самой крепости, взять которую не удалось. Лишь после увеличения карательных войск до 3,5 тыс. началась настоящая осада Бадиня, продолжавшаяся месяц и со­провождавшаяся ожесточенными каждодневными боями. Несмот-ря на героизм защитников крепости, выдерживавших и успешно отражавших атаки карателей, кольцо осады постепенно сжима­лось. В январе 1887 г. было принято решение сдать крепость, со­хранив оставшиеся силы для последующей борьбы.

В начале февраля 1887 г. были взяты и укрепления Макао, повстанческие войска рассеялись. Бадинь явился одной из слав­ных страниц истории «кан-выонга». Мужество, храбрость защитни­ков крепости были воспеты уже их современниками.

Байшэйский очаг сопротивления. Центром повстан­ческих отрядов Бакки стал район Байшэя («камышовых зарос­лей»), к югу от Ханоя, сохранявший свое значение в течение 1885—1887 гг. Руководство борьбой возглавил бывший военный со­ветник Шонтэя Нгуен Тхиен Тхуат (Тан Тхуат). Отряды из Бай­шэя совершали нападения на французские посты на территории нескольких провинций (Хайзыонг, Хынгиен, Хайфон, Ханой). Наибольшую известность приобрели отряды Док Тита, Дои Вана, Лань Занга, Док Кхоата и др. Численность отдельных отрядов составляла от 200 до 500—600 человек. Располагая значительным количеством огнестрельного оружия, уже с осени 1885 г. они стали предпринимать активные боевые операции. Прерывая связь между основными провинциальными центрами, они держали французские гарнизоны в состоянии постоянной боевой тревоги. В конце 1885 г. в район Байшэя были посланы три французские военные колонны, которые разрушили укрепления в деревнях, укрывавших повстанцев, обрушили карательные меры на населе­ние окрестных уездов. Осенью 1886 г. повстанческие отряды возоб­новили свои нападения. В конце 1886 — начале 1887 г. колониаль­ная администрация усиливает посылку карательных отрядов в этот район. После разгрома Бадиньского восстания она увеличила численность войск, использовала силы местных карателей, в ре­зультате чего основные отряды были разгромлены или отошли в другие провинции.

Восстание в Хунглине происходило под руководством Тонг Зуй Тана[9], очень авторитетного и энергичного руководителя. После призыва Хам Нги он сформировал отряд на территории своего уезда и действовал в Тханьхоа совместно с другими отря­дами «кан-выонга»[10]. В 1887 г., спасаясь от преследований и розысков руководителей повстанцев после разгрома восстания в Бадине, он выехал к Тон Тхат Тхуету в Китай, а затем возвратил­ся в Тханьхоа для продолжения борьбы. По возвращении он объ­единил оставшихся в живых руководителей повстанческих отрядов прежних лет: Као Диена (в прошлом военного чиновника), ставшего одним из лучших военачальников его отрядов, Тон Тхат Ха­ма (сына Тон Тхат Тхуета), Кам Ба Тхыока — одного из вождей мыонгов.

В это время общая обстановка в стране стала менее благопри­ятной для повстанцев. Была значительно увеличена сеть француз­ских военных постов, которые были приближены к горной мест­ности, усилили контроль над окрестным населением, затруднили доступ повстанческих отрядов в равнинные районы. Но отряды повстанцев в декабре 1889 г. успешно выдерживали бои с кара­телями. Вскоре повстанцы совершили два дерзких налета на бли­жайший военный пост в Иенлыоке. В марте 1890 г. отряды Тонг Зуй Тана и Као Диена совершили новые нападения на военный пост в Нонгконге. После нескольких успешных операций отряды зачительно увеличили свою численность. Хотя район непосред­ственных действий повстанческих отрядов не выходил за пределы провинции, но благодаря своей боевой активности и организован­ности они получили большую известность далеко за ее пределами. Немалая заслуга в этом принадлежит самому Тонг Зуй Тану, ко­торый с самого начала прилагал много усилий для объединения сил различных отрядов. Он установил и поддерживал связь с ру­ководителями борьбы в других районах — с Фан Динь Фунгом в провинции Нгеан и Док Нгы, действовавшим в Бакки, в бассейне р. Да.

В 1891 и в начале 1892 г., когда отряды Док Нгы понесли большие потери и были окружены, Тонг Зуй Тан оказал им по­мощь, послав на соединение с ними группу бойцов и предписав сельским властям и начальникам уездов призвать народ оказать пришедшему отряду помощь продовольствием[11]. Тяжелое положе­ние отрядов вынудило Тонг Зуй Тана в сентябре 1892 г., собрав начальников, объявить о роспуске войск. В октябре того же года он был схвачен оккупантами и казнен в Тханьхоа.

Гибель видных руководителей была сильным ударом по дви­жению в целом. После жестоких карательных мер по отношению к населению борьба в этой провинции была подавлена.

Восстание в Хыонгшоне. Восстание в провинции Ха-тинь, или, как его принято называть, восстание в Хыонгшоне (по названию горного района), было одним из крупных восстаний под лозунгом «кан-выонга». Оно принадлежит к числу наиболее орга­низованных, имевших широкий размах и отклик во всем Вьетна­ме. Повстанческое движение в этом районе длилось с небольшими перерывами в течение десяти лет. Руководителями восстания бы­ли Фан Динь Фунг и талантливый военачальник Као Тханг[12].

Еще в 1885 г., во время пребывания императора Хам Нги и Тон Тхат Тхуета в Тханьхоа, Фан Динь Фунг согласился принята пост главного организатора патриотической борьбы в Хатине. В 1887—1889 гг. он находился в Шонтэе и устанавливал контакты с другими отрядами сопротивления. Организацией повстанческого движения в Хатине в период его отсутствия занимался Као Тханг. Ему удалось сплотить для совместной борьбы целый ряд руково­дителей повстанческих отрядов из числа как феодалов, так и вы­ходцев из беднейших слоев населения. Главной базой повстанче­ских отрядов стала гора Вукуанг, на подходах к которой были созданы базовые укрепления. Удобное географическое положение позволило впоследствии создать сеть отрядов на территории близ­лежащих провинций. Кроме того, руководителям удалось через доверенных лиц установить связи с некоторыми представителями сиамских властей и организовать закупку пороха в Сиаме.

С возвращением Фан Динь Фунга организация повстанческих сил укрепилась в целом. Сам он получил военный титул генерала центра, а впоследствии титул руководителя «кан-выонга» всего Чунгки. К 1890 г. повстанческие отряды насчитывали 1000 чело­век, имели на вооружении 500 ружей, действовали на территории 15 уездов четырех провинций[13]. Возглавляемый Фан Динь Фун-гом штаб по общему руководству борьбой поддерживал постоян­ную связь между отдельными отрядами. По селам была создана сеть доверенных людей как для сбора и переправки отрядам продовольствия, так и для сбора сведений о планах и маневрах врага, для агитации среди сельского населения. Действия отрядов Фан Динь Фунга проходили главным образом на территории Ха-тиня и Нгеана. Они вели борьбу в весьма тяжелых условиях: в это время французские власти сильно расширили сеть военных постов вблизи района действий повстанческих отрядов — в одном лишь районе Хыонгшон было в то время более 20 укрепленных постов с гарнизонами хорошо вооруженных солдат.

В 1891 г. повстанческим отрядам в Нгеане было нанесено не­сколько ударов в районе расположения их баз. После этого борь­ба несколько утихает, но весной 1892 г. вновь возобновляется, так как повстанцы сумели за это время укрепиться. В августе 1892 г. французское военное командование решило нанести удар непосредственно по основному лагерю повстанцев на горе Ву­куанг. Отряды Фан Динь Фунга ответили налетом на провин­циальный центр. Основные повстанческие силы ворвались в Ха-тинь, совершили нападение на местный военный пост и тюрьму.

С конца 1892 до середины 1893 г. между повстанцами и ка­рательными отрядами происходили постоянные столкновения в горных районах, несколько укреплений были разрушены, однако отряды продолжали совершать нападения на военные посты. В это время Као Тханг предложил повстанческому штабу план захвата крепости Нгеана, с тем чтобы открыть отрядам путь на север. Одновременно предлагалось организовать захват крепостей Куангбиня и Хатиня и в результате повсеместно развернутой борь­бы добиться изгнания врага с территорий этих провинций. В ок­тябре 1893 г. отряды численностью 1000 человек, разделившись яа две колонны, выступили по направлению к Нгеану, но вскоре в одном из боев Као Тханг был смертельно ранен, план наступ­ления был сорван.

Смерть талантливого, энергичного командира была большой потерей для движения в этом районе. С осени 1893 и в 1894 г. повстанческие районы стали объектом непрерывных атак, местом действия колонн по прочесыванию. Одновременно колониальная администрация попыталась, но безуспешно склонить Фан Динь Фунга к прекращению борьбы.

До середины 1895 г. между повстанческими силами и кара­тельными отрядами продолжались непрерывные столкновения. С августа 1895 г. начался последний этап героической борьбы от­рядов Хатиня. Для окончательного разгрома повстанцев коло­ниальная администрация начала осуществление плана каратель­ных операций в широком масштабе. Сюда были стянуты большие военно-карательные силы (3 тыс.). Чтобы пресечь взаимодействие и связь повстанческих отрядов как между собой, так и с населе­нием, а также предотвратить возможный отход их в северные районы, был установлен строгий контроль за перемещением тор­говцев и прочих частных лиц[14]. Для того чтобы отрезать отрядам путь на территорию Сиама и пресечь доставку боеприпасов, коло­ниальная администрация приказала усилить контроль над горны­ми дорогами в Лаосе.

Положение повстанческих отрядов стало чрезвычайно тяжелым. Однако даже в этих условиях осенью 1895 г. небольшие группы повстанцев продолжали действовать на территории двух провин­ций. Лишь после того, как в результате всех действий француз­ской администрации повстанческим силам был нанесен серьезный удар, колониальная администрация предприняла охоту за самим Фан Динь Фунгом. В одном из столкновений с карателями он был ранен и умер в декабре 1895 г. С января по май 1896 г. каратель­ные силы продолжали преследовать остатки повстанческих групп.

Восстание под руководством Фан Динь Фунга было последним крупным восстанием под лозунгом «кан-выонга». Сам Фан Динь Фунг остался в народной памяти как один из самых почитаемых борцов за национальное освобождение, пламенный патриот.

В целом по стране движение «кан-выонга» к концу 90-х годов было подавлено, хотя на севере еще долгое время продолжал существовать очаг крестьянской антиколониальной борьбы (отря­ды Де Тхама).

Антифранцузское крестьянское движение в Иентхе. Район к северу от Ханоя (Бакзянг — Иентхе) надолго стал центром крестьянского антиколониального движения. Отличи­тельной чертой действовавших здесь отрядов был полувоенный, полукрестьянский характер их организации: часть бойцов обычно несла военную службу, остальные занимались сельскохозяйствен­ным трудом и превращались в солдат лишь в случае приближения карательных колонн. В глухих окрестных лесах были устроены тайники со складами оружия, боеприпасов. Многие деревни, окру­женные густыми зарослями, были хорошо укреплены земляными валами, подходы к ним были тщательно замаскированы, снабжены наблюдательными пунктами, обеспечивая контроль над мест­ностью.

Борьба против захватчиков началась здесь, как и во многих других местах, с 1885 г. К началу 90-х годов, в период усилив­шихся посылок карательных войск, Иентхе стал местом ожесто­ченной борьбы. С этого времени в качестве руководителя анти­французской борьбы выдвигается Де Тхам (Хоанг Хоа Тхам)[15]. Выходец из беднейшего крестьянства, талантливый военачальник и организатор, он стал непримиримым борцом антиколониального движения. В конце 1891 — начале 1892 г. в Иентхе были брошены крупные карательные силы (около 2000 человек), начавшие на­ступление на укрепленные позиции повстанцев. Последние оказы­вали упорное сопротивление, но вынуждены были оставить многие пункты, закрепившись в Хыунюе, взять который французам не удалось. В 1893 г. возобновились активные выступления Де Тхама. Это вынудило французские власти пойти с ним на перегово­ры, в результате которых в 1894 г. было заключено соглашение о прекращении военных действий при условии сохранения за Де Тхамом права на управление четырьмя волостями, освобождения от налогов в течение трех последующих лет и получения денеж­ной суммы 15 тыс. серебряных пиастров[16]. Все это было использо­вано Де Тхамом для постепенного накапливания военных сил и укрепления своего района с целью последующего возобновления борьбы. Французы, в свою очередь, использовали это время для строительства вокруг Иентхе военных фортов и для попыток под­купить Де Тхама. Убедившись в бесплодности своих усилий, ко­лониальные власти в конце 1895 г. предприняли новое наступление на Иентхе, поставив перед Де Тхамом ультиматум о сдаче без всяких условий. Преследование отрядов Де Тхама, оказавших упорное сопротивление и рассредоточившихся по провинциям Бакзянг, Бакнинь, Тхайнгуен, продолжалось в течение двух последующих лет. Территория Иентхе была поставлена на положение специального военного округа, военные действия приняли затяж­ной характер. Отряды Де Тхама, действуя совместно с более мел­кими повстанческими группами, оставались неуловимыми для ко­лониальных войск. В декабре 1897 г. после новых переговоров с колониальными властями было заключено новое соглашение о пе­редаче Де Тхаму волости Фонсыонг. Но и в это время, будучи уже значительно урезан в свободе действий, Де Тхам не оставил мыс­лей о возобновлении борьбы. Она продолжалась в последующий период и происходила под другими лозунгами.

Почти вся вторая половина XIX в. прошла под знаком упор­ной и мужественной борьбы народов Вьетнама против иностран­ных поработителей, вписавшей одну из замечательных страниц в историю национальных освободительных движений. Оно не увен­чалось победой в силу ряда объективно сложившихся историче­ских условий и субъективных факторов: экономической, военной отсталости страны, капитулянтской позиции двора в течение всех этапов войны с Францией, ограниченности идеологической про­граммы руководителей «кан-выонга». С поражением движения «кан-выонг» заканчивается феодально-патриотический этап борь­бы. Освободительные идеи этого движения стали важным факто­ром в пробуждении самосознания нации на последующих этапах исторического развития[17].



[1] В крепость постепенно вывозились казна, оружие, собирались войска.

[2] По французским сведениям, численность его в это время составила 20 тыс. человек (Histoire militaire... с. 123).

[3] Dinh Xuan Lam и др. Hoang Hoa Tham va phong trao nong dan Yen The. Ha-noi, 1958, с. 46.

[4] De Lanessan. La colonisation francaise en Indochine. Р., 1895, с. 33, 35. (К 1891 г. численность этой охраны была около 3 тыс. человек, затем увеличена до 4 тыс., после 1892 г. она была довольно сильно сокращена — примерно до 2600 человек.)

[5] De Lanessan. La colonisation... с. 80—82.

[6] Там же.

[7] В 1890 г. число французских земельных владений в Бакки и Чунгки было лишь 16, а в 1896 г.— уже 62 общей площадью 37354 га (10 владений в Чунгки площадью около 4 тыс. га и 52 — в Бакки площадью 33,5 тыс. га).

[8] Ему удалось осуществить закупки оружия и переправить его во Вьетнам, получить разрешение местных властей на переход в случае необходимости по­встанческих отрядов из Бакки на китайскую территорию и даже на посылку небольших военных отрядов во Вьетнам. Определенное содействие Тон Тхат Тхует получил и от Лю Юнъфу, сохранявшего сочувственное отношение к про­должавшейся антифранцузской борьбе и принимавшего у себя деятелей вьет­намского освободительного движения. Начавшаяся в 1894 г. японо-китайская война заставила цинское правительство пойти на улучшение отношений с Фран­цией, тогда же было достигнуто соглашение о границах. После этого Франции удалось добиться активизации содействия китайских властей в борьбе против освободительного движения во Вьетнаме, более строгого контроля за границей преследования отрядов, переходивших границу, и т. п.

[9] Тонг Зуй Тан, уроженец Тханьхоа, происходил из семьи среднего чинов­ника. Успешно сдав конкурсный экзамен в 1875 г., он получил одно из высших званий, служил начальником уезда, но покинул официальный пост и стал пре­подавать в родном селе. Впоследствии по просьбе Тон Тхат Тхуета занял долж­ность инспектора просвещения провинции.

[10] Первоначально отряд Тонг Зуй Тана выбрал в качестве своей укреплен­ной базы местность у горы Хунглинь, по названию которой принято именовать восстание.

[11] NCLS. 1966, № 87, с. 22.

[12] Фан Динь Фунг родился в 1847 г. в чиновничьей семье в провинции Ха-тинь, получил одну из высших конкурсных степеней; в 70-х годах занимал долж­ность начальника уезда в Ннньбине, а затем был назначен на службу в при­дворный цензорат. Будучи при дворе, он обличал недостатки высших правящих кругов, а в 1883 г. из-за разногласий с позицией Тон Тхат Тхуета по поводу методов действий при дворе сторонников сопротивления был разжалован и сос­лан по месту рождения.

Као Тханг — выходец из бедняков, юношей участвовал в восстании 1874 г., был арестован, но по просьбе брата Фан Дияъ Фунга освобожден, после чего принял участие в выступлениях крестьянства (Tran Van Giau. Chong xam lang. Т. III. с. 210—215).

[13] Lich su can dai... t. III, с. 266.

[14] NCLS. 1966, № 85, с. 49.

[15] Хоанг Хоа Тхам родился в деревне Чунг (уезд Иентхе) примерно в 1856— 1858 гг., в детстве работал батраком. Во время вторжения колонизаторов вступил в один из местных отрядов, а вскоре создал самостоятельный отряд. С этого времени популярность Де Тхама среди окрестного населения быстро возросла (Dinh Xuan Lam. Hoang Hoa Tham va phong trao nong dan Yen The. Ha-noi, 1958, с. 37).

[16] Dinh Xuan Lam. Hoang Hoa Tham... с. 71— 72.

[17] С. А. Мхитарян. Рабочий класс и национально-освободительное дви­жение во Вьетнаме (1885—1930 гг.). М., 1967, с. 64.

Сайт управляется системой uCoz