Глава
4
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ
ДВИЖЕНИЕ
В
1908—1913гг. И СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВА
«ВЬЕТНАМ
КУАНГ ФУК ХОЙ»
Национально-освободительное движение в 1908—1913гг.
Выступления
крестьян Чунгки против налогов.
В конце XIX — начале XX в.
французские колонизаторы и местные
феодалы продолжали захватывать
общинные земли. Этот процесс
сопровождался усилением
налогового гнета, жесточайшей
эксплуатацией крестьянских масс и
ухудшением их общего материального
положения. Сумма налогов,
взимавшихся с крестьян, постоянно
росла. Так, если подушный налог в
За указанное время земельный налог увеличился примерно в 1,5 раза и взимался уже не натурой, как прежде, а деньгами[2]. Соответственно были увеличены и другие налоги и поборы. Помимо уплаты налогов население обязано было отбывать трудовую повинность: участвовать в сооружении плотин, рыть каналы, строить шахты и т. д. Эти работы не оплачивались, к тому же крестьяне сами должны были обеспечивать себя продовольствием во время отработок. Каждый крестьянин Чунгки ежегодно в среднем должен был участвовать в принудительных отработках до 15—16 раз[3]. Многие, возвратившись с принудительных работ, страдали тяжелыми болезнями, становились калеками. В тех провинциях, где подобная вербовка не проводилась, крестьян обязывали платить за это особый налог. Подобная система налогообложения разоряла крестьян, вызывая у них возмущение существующим режимом.
Задавленные непомерно высокими налогами и различными поборами, крестьяне стихийно выступали против колониальных и феодальных властей. Во многих провинциях Центрального Вьетнама (Куангнам, Куангнгай, Биньдинь, Фукиен, Тхыатхиен, Ха-тинь и Нгеан) прошли массовые манифестации крестьян.
Первыми
поднялись крестьяне уезда Дайлок (пров.
Куангнам). В этой провинции распространялись
листовки, в которых разоблачались
преступные действия куанов,
рассказывалось о тяжелом
положении местного населения. Одна
из таких листовок гласила: «Доводим
до сведения наших
соотечественников, что уже около
двух десятков лет наша страна
страдает под гнетом вероломных
куанов. Они постоянно притесняют
нас... Подушный и земельный налоги,
цены на монопольные товары (соль,
спиртные напитки) и различные
сборы непомерно возросли. Алчные
куаны занимаются только тем, что
причиняют зло своим соотечественникам
ради личного благополучия,
угождают иностранцам. Мы видим,
как все больше истощаются народные
ресурсы, усиливаются репрессии, и
мы не в состоянии их больше
переносить»[4]. С конца февраля
Крестьянское
движение в Куангнаме постепенно
переросло в широкое массовое
вооруженное сопротивление,
перекинувшееся на другие провинции
Чунгки, и в первую очередь на
соседнюю провинцию Куангнгай.
Чтобы подавить это движение, власти
провели в марте в уезде Биньшон
провинции Куангнгай широкую кампанию
арестов. Однако это послужило лишь
поводом для новых
антиправительственных выступлений.
В ходе борьбы был создан комитет
восстания, выдвинувший следующие
требования: 1) сокращение подушного
налога с 2,4 до 1,5 пиастра; 2)
ликвидация надбавки к земельному
налогу, установленной в
Указанные выступления не ограничились одним только выдвижением этих требований. В скором времени крестьяне перешли к решительным действиям: расправлялись с отдельными наиболее ненавистными представителями властей, уничтожали французские военные посты, громили и жгли дома куанов. Таким образом, ранее разрозненные, стихийные выступления постепенно переросли в широкую, подлинно массовую организованную борьбу.
В
апреле
В апреле движение против налогов охватило Хюэ и его окрестности, а в мае оно перекинулось на провинции Тханьхоа, Нгеан, Хагань, Куангбинь, Куангчи, Фунян. В провинции Тханьхоа большую роль сыграл клуб «Ха тхан тху са», поддерживавший связь с «Донг кинь нгиа тхук»[10].
Крестьянские
выступления в Чунгки продолжались
около трех месяцев (с марта по май
Движение
крестьян против налогов и
принудительных работ не имело
твердого руководства. Однако в этом
движении проявились разнообразные
формы борьбы, которых раньше не
было, а именно массовые
манифестации, окружение гарнизонов
колониальных войск;
распространение листовок и
прокламаций, выдвижение массовых
лозунгов. Для того чтобы подавить
движение, французские власти были
вынуждены стянуть крупные силы.
Репрессии были настолько жестокими,
что даже послужили основанием для
депутата социалиста Прессансэ
выступить 19 марта
В
провинции Куангнам были казнены
Чан Куй Кап и Тю Тхы Донг, сосланы на
каторгу па о-в Пулокондор Фан Тю
Чинь, Хюинь Тхук Кханг, Фан Тхук
Зюен, Ле Ба Чинь, Чан Као Ван. В провинции
Куангнгай были казнены четыре
человека, среди которых Нгуен Ба
Лоан, Ле Кхиет, шесть человек были
сосланы на Пулокондор: Нгуен Динь
Куанг, Чан Ки Фонг, Нгуен Тхюи, Фам
Као Тям, Нгуен Туйен, Нгуен Май;
большое число было сослано в Бато,
Шонха. Деревни, где зародилось
движение, были стерты с лица земли.
Многие арестованные были забиты в
колодки. Упомянутое движение в
ходе своего развития переросло в
широкое массовое выступление
крестьян против французских
колонизаторов и их приспешников
из числа феодальной верхушки. Во
многих провинциях и уездах
поднявшиеся на борьбу крестьяне
захватили власть в свои руки.
Несмотря на отсутствие
организованности, в этом движении
отразились огромные силы широких
народных масс. В то время как
широкие народные массы проявляли
твердую волю к борьбе, руководство
движением медлило, обнаруживало
нерешительность, не было единым в
своих действиях. Французская
тайная полиция докладывала: «По
сведениям верховного резидента в
Аннаме, общее число осужденных
участников движения, в подавляющем
большинстве интеллигентов,
составило 216 человек. Наиболее
известным из них был Фан Тю Чинь. Он
был арестован 31 марта в Ханое по
требованию верховного резидента и
приговорен в срочном порядке 10
апреля регентским советом в Хюэ к
смертной казни по обвинению в
государственной измене. Это
решение было одобрено французским
верховным резидентом Аннама. 14
апреля
На севере Аннама революционное движение развертывалось под сильным влиянием Фан Бой Тяу.
Авторитет Фан Бой Тяу оказывал воздействие на просвещенное население, способствовал созданию политических групп и сбору средств. Часть служителей культа и преподавателей также помогала патриотическим организациям. Служители культа, которые вели антифранцузскую пропаганду, подвергались жестоким репрессиям со стороны колониальных властей, их ссылали на каторжные работы на о-в Пулокондор. Власти усилили состав деревенских старост Виня и Хатиня. Прогрессивно настроенные французские офицеры доброжелательно относились к патриотическим силам и в ряде случаев помогали им в захвате оружия в цитадели. Патриоты провинций Нгеан и Хатинь вели большую работу среди населения, что признавал сам генерал-губернатор Индокитая, который докладывал министру колоний следующее об одном из них: «Данг Тхай Тхан, будучи образованным человеком, пользовался большим авторитетом среди верующих. Он был главным связным между Кыонг Де и Фан Бой Тяу и их сторонниками в Нгеане и Хатине. Данг Тхай Тхан занимался корреспонденцией общества „Зуи Тан", распределял материальные фонды, давал сведения руководству, находящемуся за границей. Ту Нгон был связным между руководителями общества „Зуи Тан" и местными базами в провинциях Нгеан и Хатинь и в ряде пунктов Тонкина: он часто ездил в Сиам, Лаос, Тонкин, неоднократно бывал у Де Тхама»[15].
В отчетах генерал-губернатора Индокитая упоминаются многие имена арестованных патриотов. Так, в Дананге был арестован Нам Хынг, в Тхыатхиене — Тон Тхат Тунг, в Куангнаме — До Тует, в Вине — Хинь и др. Из всего этого можно сделать вывод о наличии широко разветвленной сети местных баз общества «Зуи Тан» и о большой работе, проводимой ими среди населения.
Крестьянское движение в Чунгки еще раз показало, что вьетнамские феодалы окончательно перешли на сторону колонизаторов и вместе с ними выступали против революционных масс. Движение протеста против тяжелых налогов распространилось на обширную территорию (им было охвачено десять провинций), сильно пошатнув устои колониального режима. В этой связи обращает на себя внимание донесение верховного резидента Франции в Тонкине. «Восстание в Аннаме против налогов,— писал этот резидент,— несмотря на свою главную, внешне антифеодальную направленность, не в меньшей степени является также и антифранцузским»[16]. Это не могло не беспокоить не только французских, но и английских, голландских и других колонизаторов, ибо, по их мнению, пример вьетнамских патриотов мог оказать сильное революционизирующее воздействие также и на другие колонии в Азии. На это обстоятельство указывал в те годы и В. И. Ленин. В статье «Горючий материал в мировой политике», появившейся вскоре после подавления французскими колонизаторами революционно-демократического движения вьетнамских крестьян в Чунгки и вслед за карательными операциями на вьетнамо-китайской границе против вьетнамских и китайских революционеров, он писал: «Что на этот раз некоторые участники колониального грабежа почувствовали себя обеспокоенными, это видно из поведения французов в Индо-Китае: они помогали китайской „исторической власти" расправляться с революционерами! Они боялись равным образом за целость „своих", по соседству находящихся, азиатских владений»[17].
Вслед
за выступлением крестьян в Чунгки
последовала попытка массового
отравления французских солдат в
Ханое, подготовленная в июне
В
борьбе против колонизаторов Фан
Бой Тяу придавал большое значение
использованию колониальной армии.
Он и его сподвижники вели среди
вьетнамских солдат и офицеров
колониальных войск активную
антифранцузскую пропаганду. Многие
вьетнамские военнослужащие
поддерживали Фан Бой Тяу. Стремясь
объединить все вооруженные отряды
для общей борьбы против
колониального строя, Фан Бой Тяу
установил связь с остатками
отрядов Фан Динь Фунга в провинциях
Хатинь, Нгеан, Куангнам, Куангнгай,
а также с отрядами Чыонг Диня и Чан
Чи. Прибыв в декабре
Де Тхам вступил в общество «Зуи Тан», признав за Кыонг Де право на руководство обществом, и начал тесно координировать действия своих вооруженных отрядов с деятельностью «Зуи Тан».
Важное
значение в этих объединенных
действиях придавалось захвату
Ханоя. С этой целью подпольная
организация «Нгиа Хынг» (она была
создана в Ханое незадолго до
нелегальной поездки Фан Бой Тяу во
Вьетнам) установила в июле
Конкретный план повстанцев состоял в том, чтобы силами местных отрядов захватить штаб, склады с оружием, Индокитайский банк. Предполагалось, что отряд Де Тхама в 200 человек переправится на левый берег Красной реки и захватит основные стратегические районы города — вокзал, вагоноремонтные мастерские Залам; парализует движение на железной дороге, перережет линии телефонной и телеграфной связи[19].
Чтобы
осуществить задуманный план,
руководители восстания приняли
решение вывести из строя
колониальных французских солдат
городского гарнизона путем
отравления. Но предательство в
рядах повстанцев помешало
осуществлению этого плана. Узнав о
готовящемся восстании, французские
власти мобилизовали все имевшиеся
в их распоряжении силы и средства
для охраны города, объявили военное
положение и арестовали основных
руководителей восстания. Но
операцию по отравлению французских
военнослужащих властям сорвать не
удалось: свыше 200 французских
солдат и офицеров получили
отравления во время банкета 27 июня
События в Ханое явились первой попыткой вьетнамских солдат и офицеров свергнуть колониальный режим. Однако эта попытка оказалась неудачной, ибо действия повстанцев походили скорее на террористическую акцию, нежели на действительно организованное широкое выступление народных масс.
В июле состоялся судебный процесс над виновниками отравления. Многие были осуждены и сосланы на каторжные работы, руководители операции казнены. Были гильотинированы Нгуен Ти Бинь, Нгуен Ван Кок, Данг Динь Нян, чьи головы были выставлены для устрашения населения в городе. Лишь некоторым революционерам удалось избежать ареста; часть из них укрылась в районе Иентхе, который был центром крестьянского движения во главе с Де Тхамом[20].
Борьба крестьян под руководством Де Тхама. После провала плана захвата Ханоя положение сторонников общества «Зуи Тан» в стране значительно ухудшилось. Практически общество лишилось всех своих опорных баз. Исключение составлял район Иентхе, где были сосредоточены вооруженные отряды Де Тхама (Хоанг Хоа Тхама).
В течение 11-летнего мирного периода район Иентхе был сильно укреплен, превратившись в центр антифранцузских сил, куда стекались многие вьетнамские патриоты[21].
В
политическом докладе от 16 сентября
Именно этими соображениями можно объяснить стремление колониальных властей во что бы то ни стало подавить последний очаг национально-освободительного движения в Иентхе во главе с Де Тхамом.
Что
представлял собой район Иентхе в
географическом отношении? Район
Верхнего Иентхе, в котором
действовали отряды Де Тхама,
располагался в
Верховный
резидент Тонкина Морель лично
разработал план захвата Иентхе,
выполнение которого было возложено
на полковника Батая. Колониальные
власти сосредоточили против Иентхе
крупные военные силы, оснащенные
первоклассной по тому времени
военной техникой, и предложили Де
Тхаму сдаться. Последний ответил
отказом и принял решение принять
бой. В ответ на это колониальные
войска под командованием
полковника Батая 29 января
Против повстанческой армии Де Тхама были брошены многочисленные войсковые подразделения: пехота, кавалерия, артиллерия. Сюда же были стянуты сухопутные войска, дислоцированные в провинциях Бакзянг, Фукиен и Тхайнгуен. Общая численность французских войск превосходила 15 тыс. человек.
30
января
После непродолжительного сопротивления повстанческие отряды приняли решение оставить Тього и отступить на север. Перед отступлением Де Тхам разделил свои вооруженные силы на пять отрядов, командирам которых было дано указание действовать по личному усмотрению с учетом местных условий. Де Тхам был вынужден рассредоточить свои силы и перенести военные действия в леса и горы. Используя партизанскую тактику борьбы, отряды Де Тхама причиняли большое беспокойство французским силам. Такая тактика давала Де Тхаму возможность широко и всесторонне использовать благоприятные местные географические условия и осуществлять большую маневренность боевых операций. После захвата Тього французами были проведены массовые облавы, а также были предприняты меры по изоляции сторонников Де Тхама с целью лишить возможности снабжать повстанческие отряды продовольствием и приостановить просачивание информации о деятельности французских войск. Задержанные лица (около 150 человек) были размещены в двух зданиях, которые до этого принадлежали местному префекту. Среди заключенных находились и родственники Де Тхама.
Наиболее
ожесточенные бои имели место в
районе Тамдао и Фукиен. В январе
1 февраля того же года французские войска навязали бой отряду Де Тхама у форта Хом (Жынгче), который длился целый день. Французское командование бросило дополнительные силы на этот участок боя, однако успеха так и не добилось. Вечером Де Тхам с отрядом отошел на новые позиции.
11 февраля произошли бои в Донгданге и деревне Шонкуа, в которых со стороны французов была использована артиллерия, поддержанная действиями пехоты. Несколько атак было отбито метким огнем повстанческих отрядов, и только ночью последние вынуждены были отступить. В этом бою французы понесли большие потери в живой силе.
С
12 по 20 февраля
Активные
боевые действия велись
повстанческими отрядами во главе с
Ка Хуинем, Кай Те, Ба Биеу, Хай Шоном,
Линь Тхуаном и Ка Зинем в районе
Фукиен. Особо следует отметить бой
в Хамлоне (15 марта), на юго-восточном
склоне горы Тамдао (уезд Кимань,
пров. Фукиен), в котором французское
командование применило
артиллерию, причинив большой ущерб
местному населению. После боев в
Хамлоне повстанческие отряды
начали активно прибегать к
партизанским методам борьбы,
появляясь неожиданно в самых
различных местах, даже в
Таким
образом, на протяжении двух месяцев
боев колониальным войскам удалось
захватить лишь Тього и несколько
деревень в Иентхе, тогда как
повстанческим отрядам не было
нанесено сколь-нибудь
чувствительных ударов, они по-прежнему
активно действовали, нанося на всех
участках неожиданные удары по колониальным
войскам. В апреле повстанческие
отряды во главе с Кай Те, Ба Биеу и
Ка Зинем вернулись в район Иентхе, а
затем перешли в Фукиен, куда прибыл
и отряд Де Тхама. Для их разгрома
французское командование создало
специальный фронт против Фукиена,
во главе которого был поставлен
майор Шоффле. С помощью пехоты,
артиллерии и мобильных частей 11
июля
19 июля отряд Хай Нама появился в деревне Лапти, которую утром 20 июля атаковали французские войска под командованием Буффе. Повстанцы, укрывшись за деревьями и в окопах, метким огнем отбивали атаки. Боясь засады, французы отступили, начав жечь солому и хворост и бросая их в окопы повстанцев, среди которых были женщины, героически сражавшиеся наряду с мужчинами. В этом бою погиб один из легендарных командиров Де Тхама — Хай Нам. Наутро 22 июля Де Тхам и Ба Биеу повели свои отряды на деревню Суанлай на берегу р. Кало. Французские войска, дислоцированные в Фуло, приняли решение окружить повстанцев, мужественно отбивавших атаки в течение всего дня. Наутро 23 июля французы возобновили военные действия, однако Де Тхаму и его отряду удалось скрыться, уйдя на запад.
После неудачи в использовании французского пленного Вуа-зена для переговоров 25 июля Де Тхам ушел с отрядом в Хиен-лыонг, куда французское командование направило свои войска. В ходе военных действий в этом районе французы понесли большие потери в живой силе. В течение целого дня 25 июля шли ожесточенные бои, и только ночью повстанцы отступили. После боев в Хиенлыонге большая часть повстанцев под командованием Де Тхама, Ка Зиня и Ка Хуиня ушла на север Виньиена, оставив в Фукиене небольшую группу под руководством Ба Биеу, который 13 августа дал бой в Батьда, 16 августа — в Чантхыонге и 6 сентября — в Иенло.
Большие потери, понесенные французами в многочисленных боях, заставили их сформировать специальные войсковые подразделения из числа вьетнамских солдат. На первых порах их численность достигала 400 человек, во главе их был поставлен губернатор Хайзыонга Ле Хоан[23].
Длительное время французское командование не могло обнаружить местонахождение отряда Де Тхама, и, только после того, как 21 сентября французский офицер Гени обнаружил его на горе Ланг, французское командование вывело основные силы из района Фукиена, перебросив их на север Винькена, приняв решение окружить гору Ланг, где находился Де Тхам.
5 октября развернулось широкое наступление на гору Ланг[24]. В ходе ожесточенных боев, которые велись несколько дней, обе стороны понесли много жертв.
В докладной записке верховного резидента Тонкина Симони на имя генерал-губернатора Индокитая отмечалось, что «после вступления 5 октября в горы Ланг Де Тхам, объединив свои силы, занял Шонгдау, намереваясь продвинуться к Тамдао».
В
течение всего октября Де Тхам,
искусно маневрируя, вел тяжелые
бои с французскими войсками на
склонах горы Тамдао. В том же
документе указывается, что
французские власти помимо
вооруженной борьбы прибегали к
политическим маневрам, чтобы
заманить некоторых руководителей
отрядов Де Тхама на свою сторону и
таким образом расколоть фронт
борьбы изнутри и тем самым ослабить
сопротивление Де Тхама[25]. Чтобы
помешать Де Тхаму сформировать
новые отряды, французское
командование решило создать в
районе Иентхе помимо военных
постов сеть патрулей, что позволило
им установить контроль практически
над всем этим районом. Более того,
из многих селений этого района
население было эвакуировано с
целью не дать возможности Де Тхаму
получить продовольствие, убежище и
живую силу для пополнения своего
отряда. В декабре
С
декабря
Однако
26 января
Чтобы
окончательно покончить с Де Тхамом,
колониальные власти на сей раз
прибегли к коварному приему,
подкупив трех наемных убийц из
числа выходцев из Китая (хоа киеу),
проживавших в Иентхе. 9 февраля
Таким образом, Де Тхам вел вооруженную борьбу против колонизаторов в районе Иентхе более 20 лет, вписав немало славных героических страниц в историю освободительной борьбы своего народа. Это был талантливый военачальник, умелый организатор крестьянских масс. Под его руководством район Иентхе на протяжении десятков лет оставался неприступной крепостью и базой освободительной борьбы. До конца своей жизни Де Тхам не покорился колонизаторам, продолжая мужественно бороться против ненавистного колониального режима.
Причины
поражения сопротивления Де Тхама
следует искать прежде всего в общей
слабости национально-освободительной
борьбы вьетнамского народа в
рассматриваемый период, движущую
силу которого составляли широкие
крестьянские массы. Руководство,
хотя и использовало народные массы
в борьбе против захватчиков, в
целом выступало за сохранение
старых, феодальных порядков и
монархии, несмотря на то что в самом
классе феодалов в это время
происходило резкое расслоение на
феодалов — сторонников
капитуляции и феодалов,
выступавших за оказание
вооруженного сопротивления
захватчикам. У самого Де Тхама не
было прочного единства взглядов и
действий, преобладали субъективные,
личные интересы. Положение
крестьян в Иентхе в ходе борьбы не
улучшилось: они так и не получили
земли. Кроме того, военные действия
Де Тхама в основном ограничивались
районом Иентхе, что давало
колонизаторам возможность
наносить основные свои удары по
базам, расположенным в указанном
районе. В крестьянском движении
остро ощущалось отсутствие
передового класса, способного
объединить разрозненные движения
широких народных масс в единую
революционную освободительную
борьбу против иноземных
поработителей. Крестьянское
движение Де Тхама не было связано с
другими выступлениями и было подавлено,
ибо представляло собой стихийные
изолированные бунты, которые
сравнительно легко подавлялись
колонизаторами и местными
властями, стоявшими на страже своих
интересов. С поражением Де Тхама
общество «Зуи Тан» лишилось в
стране своих вооруженных баз и
национально-освободительная
борьба временно пошла на спад.
Колониальные тюрьмы были
переполнены участниками
освободительного движения.
Французская колониальная охранка,
занимавшаяся расследованием
деятельности всех антифранцузских
движений, доносила, что «проходившие
после
Кохинхинцы, аннамцы и тонкинцы практически оказались неспособными координировать свои усилия и прийти к соглашению относительно необходимого плана действий, однако все они были охвачены одним и тем же стремлением добиться национальной независимости, сохранив политическое и социальное единство трех вьетнамских стран»[29]. И далее: «В Северном Аннаме (в провинциях Нгеан и Хатинь), где наиболее непосредственно ощущалось влияние Фан Бой Тяу и его друзей, пропаганда по поводу необходимости реформ была менее категоричной. Делался упор главным образом на освобождение страны любыми средствами, и в частности при помощи вмешательства японской армии... Движение стремилось к насильственному перевороту...
В центре и на юге Аннама, наоборот, по причине самого темперамента населения и влияния такого руководителя, как Фан Тю Чинь, который оставался в стране и находился в более тесном контакте с ним, движение приняло реформистский характер, националистические тенденции в котором едва проступали.
Несмотря на очевидное различие этих тенденций, необходимо признать, что все эти движения отлично совпадали между собой и имели одну конечную цель — изгнание хозяина-чужеземца».
Изучение всех рассматриваемых событий и деятельности упомянутых выше движений и организаций, исследование дошедших до нас материалов об этих организациях позволяют нам прийти к выводу о том, что все они представляли зародышевые формы национально-освободительного движения. Основной идейной направленностью этих организаций было стремление к завоеванию национальной независимости в составе единого Вьетнама, который был искусственно расчленен французскими колонизаторами после захвата. Указанные организации и их члены в своей просветительской деятельности не только выступали за обновление старых институтов, но и требовали осуществления коренных политических реформ — установление народной власти в форме парламента (Фан Тю Чинь). Деятельность этих организаций предусматривала широкое народное просвещение, введение в повседневное употребление родного языка, устранение старых, отживших законов. Вместе с тем, они готовились к грядущим битвам с колониализмом, собирая военные и политические силы из числа наиболее просвещенных слоев тогдашнего вьетнамского общества, которые были представлены новой интеллигенцией. Распространяемая ими пропагандистская литература в ряде случаев содержала прямые призывы к выступлению против ненавистного колониального строя (обращения к вьетнамским солдатам, состоявшим на службе во французской колониальной армии), восхваляла прежние освободительные выступления вьетнамского народа против иноземных захватчиков, резко критиковала колониальный строй во Вьетнаме и т. д.
Итак, национально-освободительное движение во Вьетнаме в период пробуждения Азии развивалось в двух направлениях — антиимпериалистическом и антифеодальном — и проявило себя в двух совершенно конкретных формах: в форме вооруженной борьбы против французских колонизаторов и в форме мирного движения за социальные реформы. Обе эти формы развивались в виде самостоятельных струй и лишь временами на практике переплетались между собой, но еще не слились в единый революционный поток в масштабе всей страны. Национально-освободительное движение на рассматриваемом этапе носило буржуазно-демократический характер. Основной движущей силой вооруженных выступлений во Вьетнаме в период пробуждения Азии было крестьянство. Однако эта мощная революционная сила не смогла еще в этот период полностью проявить себя. Она не могла сделать этого не только ввиду того, что в указанный период во Вьетнаме еще не был сформирован рабочий класс, способный направить крестьянское движение по пути, который позволил бы решить аграрный вопрос и довести национально-освободительную борьбу до победного конца. Неспособной на это проявила себя и патриотически настроенная интеллигенция, тесно связанная с землевладением. Показателен уже сам по себе тот факт, что в арсенале политических лозунгов и 'призывов группы Фан Бой Тяу не было ни одного, который бы нацеливал массы на антифеодальную борьбу. Наоборот, эта группа не только рассчитывала, но и прямо опиралась в своей практической деятельности на поддержку отдельных феодалов и чиновников императорской администрации.
После подавления выступления крестьян в Чунгки и сопротивления крестьян под руководством Де Тхама наступил период репрессий и временного спада национально-освободительного движения. Разгромив основные революционные базы и организации, колониальные власти обрушили волну жесточайших репрессий на участников движения «Донг Зу». Были распущены все организации, связанные с отправкой студентов в Японию или занимавшиеся сбором средств для «Донг Зу», разгромлены или закрыты многие торговые и промышленные компании, субсидировавшие это движение.
Тяжелая
участь постигла руководство
общества «Зуи Тан», а также многих
политических эмигрантов и
студентов в Японии. Общество «Зуи
Тан» в 1909—1911 г. находилось в
состоянии упадка, фактически оно
не действовало, многих его членов
охватило чувство разочарования и
бесперспективности. Штаб общества
находился в эмиграции, членами его
были Кыонг Де, Фан Бой Тяу, Као Дат,
Май Лао Банг[30]. В рассматриваемый
период был подписан императорский
указ, согласно которому Кыонг Де
объявлялся вне закона, позднее, в
Создание «Вьетнам куанг фук хой» («Союз возрождения Вьтнама»)
Синьхайская буржуазная революция 1911—1913 гг. свергла маньчжурское господство и монархический строй (цинскую династию) в Китае и провозгласила республику. В. И. Ленин писал о значении Китайской республики следующее: «Каковы бы ни были судьбы великой китайской республики, на которую теперь точат зубы разные ,,цивилизованные" гиены, но никакие силы в мире не восстановят старого крепостничества в Азии, не сметут с лица земли героического демократизма народных масс в азиатских и полуазиатских странах»[31].
Синьхайская
революция в Китае оказала большое
влияние: на судьбы национально-освободительного
движения народов Дальнего Востока
и Юго-Восточной Азии. Прав был
великий китайский революционер-демократ
Сунь Ятсен, когда в феврале
Значение Синьхайской революции признавали и французские колониальные власти в Индокитае. Так, в политическом отчете генерал-губернатора Индокитая на имя министра колоний Франции указывалось, что «в связи с событиями в Китае (Синьхайская революция.— Авт.) обстановка в Индокитае и в Юго-Восточной Азии сильно осложнилась». «В Сингапуре восторженная реакция китайцев на первые успехи республиканцев. Китайцы, проживающие в Сингапуре, в большинстве своем являются выходцами из Южного Китая. В связи с событиями в Китае они срезали свои косы, демонстрируя тем самым отказ подчиниться царствующей династии. Кроме того, они украсили свои дома революционными флагами»[34].
Подобным образом вели себя китайцы в Сайгоне и Телоне, выражая свое одобрение временным представителям республиканского правительства в Кантоне. Генерал-губернатор прямо отмечает, что «события, происходящие на Дальнем Востоке, имели резонанс в Индокитае, а в Аннаме они нашли живой отклик». Упомянутый генерал-губернатор считал, что события в Китае заинтересовали только просвещенных лиц, а народ пока не проявлял большого интереса, однако, по его мнению, через некоторое время и все население заинтересуется кризисом, охватившим соседнюю империю. «Китайская революция способствует укреплению националистических идей в Индокитае и выявит стремление народа к прогрессу. Важно, чтобы эта эволюция происходила под руководством французов, в противном случае она явится серьезной угрозой нашему господству в Индокитае». Тот же генерал-губернатор отмечал, что Кохинхина уже достигла значительного развития, Лаос и Камбоджа развиваются очень медленно. Французам придется главным образом обратить внимание на Аннам и Тонкин[35].
В своем докладе генерал-губернатор Индокитая дает очень интересную расстановку классовых и социальных сил, указывая, что мандарины положительно восприняли французское влияние. Будучи привилегированной прослойкой, они обычно настроены консервативно, ибо опираются на французские власти. Служащие, секретари, переводчики, врачи и т. п., находящиеся на службе у французов, владеют французским языком и контактируют с французами.
В разряд недовольных генерал-губернатор относит мятежников типа Кыонг Де, который претендует на престол. Многие интеллигенты, недовольные своим положением, также выступают против французских властей. Почти все они воспитаны в духе традиционной китайской культуры и хотят создать свою партию, их вожаки укрываются в Японии, Сиаме и Китае, откуда они руководят революционным движением и пропагандой в Аннаме, Тонкине и Кохинхине. Тот же генерал-губернатор считал необходимым при создавшейся политической ситуации опереться на лояльно настроенную часть населения и постепенно переманить на свою сторону остальных. С этой целью он предложил по всем вопросам советоваться с вьетнамской элитой.- Чтобы расположить к французским властям вьетнамских чиновников и служащих, он предложил министру колоний Франции пересмотреть положение о них в государственной администрации. В цитированном документе генерал-губернатор предлагал провести реформы в области просвещения с таким расчетом, чтобы усилить влияние французов среди местного населения. «Только при условии развития системы обучения французскому и вьетнамскому языкам и определения узких границ китайской традиционной культуры можно будет установить авторитет Франции и сохранить положение хозяев этой страны». Французские власти стремились к тому, чтобы вьетнамцы восприняли современные западные идеи при посредстве французов. «В настоящий момент западная культура знакома вьетнамцам по плохим китайским учебникам, зачастую неблагоприятно истолковывающим действия и намерения французов. Такая ситуация может привести к серьезным недоразумениям. Китай оказывает значительное влияние на эту страну, издавна прививая здесь свой язык и распространяя свою литературу. Французы должны стремиться привить здесь свой язык и распространить свою литературу и таким образом завоевать население Вьетнама».
Как
ни старались колониальные власти
отвлечь вьетнамскую
общественность от революционного
Китая, им не удалось этого добиться,
напротив, Синьхайская революция
окрылила вьетнамских
революционеров, начавших
съезжаться в республику Сунь
Ятсена из различных стран, где до
этого они вынуждены были
скрываться от преследований
французской охранки. Под непосредственным
влиянием Синьхайской революции в
национально-освободительном
движении Вьетнама появились
качественно новые черты. Под ее
воздействием вьетнамские патриоты
и революционеры предприняли
конкретные шаги, направленные на
создание руководящего центра
освободительной борьбы. С этой
целью в Гуандуне (южнокитайская
провинция) в феврале
1) Определение характера вьетнамской революции, путей ее развития и политического строя страны в будущем.
2) Создание действенной организации, способной взять на себя руководство национально-освободительным движением.
3) Установление тесного контакта с революционной партией Сунь Ятсена.
Острая борьба разгорелась вокруг вопроса о характере государственной власти во Вьетнаме после изгнания колонизаторов. Часть участников конференции настаивала на сохранении монархического режима, другая — выступала за республику. Фан Бой Тяу высказался в пользу республики. Его предложение было поддержано большинством участников конференции. Исключение составили лишь несколько представителей Кохинхины, к которым присоединились Кыонг Де и его сторонники[37].
Расхождения по вопросу о характере государственной власти породили серьезную угрозу раскола, хотя Фан Бой Тяу всячески старался предотвратить его и использовать сторонников Кыонг Де в интересах национально-освободительного движения.
В связи с этим небезынтересно привести материалы, опубликованные во Вьетнаме в 60-е годы. На страницах вьетнамского исторического журнала «Изучение истории» печатались статьи, в которых делалась попытка проанализировать взаимоотношения, существовавшие между Фан Бой Тяу и Кыонг Де, а также ставился вопрос об оценке роли Кыонг Де в истории Вьетнама[38].
Публикация
серии таких статей, по-видимому,
была обусловлена тем, что в Южном
Вьетнаме в те годы (до
Синьхайская революция и провозглашение республики в Китае во главе с Сунь Ятсеном оказали революционизирующее влияние на многих вьетнамских патриотов и революционеров, в том числе и на Фан Бой Тяу. Синьхайская революция способствовала переходу Фан Бой Тяу с позиций монархизма на позиции республики.
Вспоминая
об этом периоде, Фан Бой Тяу
впоследствии писал, что в
На указанной конференции по личной инициативе Фан Бой Тяу было принято решение о создании вместо общества «Зуи Тан» нового — Общества возрождения Вьетнама («Вьетнам куанг фук хой»). Большинство членов «Зуи Тан» вступили в новое общество. Председателем был избран принц Кыонг Де, генеральным секретарем — Фан Бой Тяу. Опорой Общества возрождения Вьетнама стали передовые, патриотически настроенные интеллигенты, чиновники, разночинцы, мелкая буржуазия и солдаты. Основная цель Общества возрождения Вьетнама состояла в том, чтобы «изгнать французских захватчиков, восстановить былую независимость страны и провозгласить демократическую республику»[42]. В отличие от общества «Зуи Тан», ориентировавшегося на Японию, Общество возрождения Вьетнама основные свои планы связывало с республиканским Китаем, во главе которого стоял тогда Сунь Ятсен. По своей политической программе это Общество представляло собой значительный шаг вперед по сравнению с обществом «Зуи Тан».
Общество возрождения Вьетнама имело три отдела: отдел, ведавший общими делами (во главе его стояли Кыонг Де и Фан Бой Тяу); совещательный отдел, куда входили представители всех трех частей Вьетнама (представителем от Бакки был Нгуен Тхы-онг Хиен, от Чунгки — Фан Бой Тяу и от Намки — Нгуен Тхань Хиён), и так называемый исполнительный отдел, который состоял из 10 членов и ведал экономикой, путями сообщения, просвещением и т. д.
С первых дней своего существования Общество поставило перед собой совершенно конкретные задачи. Главной из них было создание Армии возрождения (Куок фук куан). Предполагалось, что армия будет комплектоваться из вьетнамцев и представителей национальных меньшинств, проживавших в районе китайско-вьет-намской границы. Командный состав армии планировалось укомплектовать лицами, получившими образование в Китае и Японии.
Общество возрождения Вьетнама имело свой флаг — полотнище желтого цвета с пятью красными звездами. Знаменем Армии возрождения служило красное полотнище с белыми звездами.
Общество получало значительную материальную помощь из республиканского Китая. Чтобы сделать эту помощь как можно более эффективной, была создана смешанная (с резиденцией в Гуанчжоу) китайско-вьетнамская революционная организация «Обновление Китая — путь к процветанию Азии» («Хой тан хоа хынг а»)[43]. Председателем этой организации был китаец Данг Кань[44], его заместителем — Фан Бой Тяу. В принятом новой организацией манифесте говорилось: «Еще до объявления Китаем войны Франции необходимо оказать самую эффективную помощь вьетнамской революционной партии (очевидно, имеется в виду Общество возрождения Вьетнама.— Авт.). Такая помощь причинит много беспокойства французам и позволит партии выполнить роль авангарда китайских войск в деле освобождения Вьетнама»[45].
В дальнейшем в связи с резким увеличением расходов решено было начать выпуск собственных бумажных банкнотов достоинством в 5, 10, 20 и 100 пиастров. На оборотной стороне банкнотов было указано, что они вводятся в обращение руководством Общества возрождения Вьетнама и после прихода к власти Общества и создания национального правительства будут обмениваться по льготному курсу: за 5 пиастров — 10.
После
создания Общества возрождения
Вьетнама делегаты конференции
разъехались, с тем чтобы принять
непосредственное участие в борьбе
против колониальных властей. Об
активизации действий членов
Общества возрождения Вьетнама
свидетельствуют многочисленные
доклады и донесения французских
дипломатов из Китая. Так, вице-консул
Франции в Лонгчиеу и Наннине 2
января
Упомянутый вице-консул высказывал предположение о том, что во Вьетнаме существуют очаги мятежа, которые связаны с Кантоном и у которых налажена связь с китайскими властями.
Вице-консул также предполагал, что «китайские власти и впредь будут создавать трудности французам руками их подопечных, которых они инструктируют и вооружают, но сами вступят в игру только при наличии успеха восстания»[46].
25
февраля
Наконец,
генеральный консул Франции в
Гонконге 13 апреля
5 тыс. пиастров для уплаты за оружие. В связи с этим генконсул высказал мнение, что вьетнамские «мятежники» могут атаковать французские военные посты в районах Лангшона и Каобанга, прося усилить охрану границ.
Члены
Общества произвели ряд
террористических актов. Так, в
ноябре
Террористическая сектантская деятельность Общества вызвала волну новых репрессий. Участники террористических актов были схвачены французской полицией и казнены. Сотни вьетнамцев, подозревавшихся в соучастии, были брошены в тюрьмы или сосланы на каторгу.
Несмотря
на то что члены Общества
возрождения Вьетнама и проявляли
определенную политическую
активность, тем не менее как
внутренняя, так и
внешнеполитическая обстановка в
тот период была неблагоприятной
для развития революционной ситуации
во Вьетнаме. Поражение Синьхайской
революции, разгул реакции в Китае
и последовавший затем сговор
французских властей в Индокитае с
китайскими реакционерами привели к
тому, что руководители Общества
возрождения Вьетнама, находившиеся
в Китае, оказались полностью
оторванными от родины. Индокитайские
власти договорились с китайскими
милитаристами об арестах
руководителей Общества. В июле
Таким образом, накануне первой мировой войны общество «Вьетнам куанг фук хой», душой которого был Фан Бой Тяу, переживало трудные дни.
[1]
Cach mang can dai Viet-Nam. T. III, с. 59.
[2]
Ton Quang Phiet.
[3]
Lich su can dai Viet-Nam. Т. III. с. 163.
[4]
АМРВ, ф. 1-А, д. 1, док. 1.
[5]
Cach mang can dai Viet-Nam. Т. III, с. 67.
[6]
L'Аgitation antifrancaise, с. 58.
[7]
Ton Quang Phiet.
[8] АМРВ, ф. 1-А, д. 1, док. 1.
[9]
Lich su can dai Viet-Nam. Т. III. с. 170.
[10] Известно, что после своего возвращения из Японии Фан Тю Чинь работал среди ши-фу провинции Тхамыхоа, а с начала выступлений крестьян — в провинциях Куангнам и Куангнгай, где пользовался большой популярностью.
[11] АNSОМ.
Indochine А-30 (155).
[12] L'Аgitation
antifrancaise..., с. 63.
[13] Лига прав человека и гражданина — буржуазно-демократическая организация, созданная в Г898 г. во Франции в связи с преследованием правящими кругами страны писателя Эмиля Золя.
[14] АМРВ, фI-А, д. 4, док. 1, я. 18.
[15] ANSOM. Indochine А-20
(64).
[16] АСI. F-03.
Rapport politique avril 1908, с. 2.
[17] В. И. Ленин. Горючий материал в мировой политике. — Т. 17, с. 179.
[18] Dinh Xuan Lam,
Nguyen Van Su, Tran Hong Viet. Hoang
[19] L'Аgitation antifrancaise...., с. 69.
[20] АСI. F-ОЗ.
Rapport politique du mois de juillet 1908, с. 9.
[21] ANSOM. Indochine
NF-592.
[22] АС1. F-ОЗ.
Rapport politique du mois d`aout 1908, с. 16; то же, juin
1908.
[23] Dinh Xuan Lam. Ноang
Ноа Тham... с. 135.
[24] АСI. F-013.
Dossier 35972, dос. «Rapport du 21 осtоbrе 1909 au
Gouverneur General».
[25] ANSOM. Indochine НF-591.
[26] ANSOM. Indochine А-20
(65).
[27] Там же.
[28] Dinh Xuan Lam. Ноang
Ноа Тham... с. 150—151.
[29] L'Аgitation
antifrancaise dans les pays annamites, с. 54.
[30] ANSOM. Indochine А-20
(64).
[31] В. И. Ленин. Исторические судьбы учения Карла Маркса.— Т. 23, с. 3.
[32] См.: С. Л. Тихвинский. Сунь Ят-сен... с. 149.
[33]
[34] ANSOM. Indochine А-20
(65).
[35] Там же.
[36] Ton Quang Phiet.
[37] L'Аgitation
antifrancaise…, c. 117.
[38] NCLS. 1962, №
43, с. 37.
[39] Во второй
период, продолжавшийся с 1925 по
[40] Ton Quang Phiet.
[41]
[42] Ton Quang Phiet.
[43] См.: С. Л. Тихвинский. Сунь Ят-сен..., с. 151.
[44] Дается во вьетнамской транскрипции.
[45]
[46] ANSOM. Indochine NF-605.