Глава 4

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

В 1908—1913гг. И СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВА

«ВЬЕТНАМ КУАНГ ФУК ХОЙ»

 

Национально-освободительное движение в 1908—1913гг.

 

Выступления крестьян Чунгки против налогов. В конце XIX — начале XX в. французские колонизаторы и местные феодалы про­должали захватывать общинные земли. Этот процесс сопровож­дался усилением налогового гнета, жесточайшей эксплуатацией крестьянских масс и ухудшением их общего материального поло­жения. Сумма налогов, взимавшихся с крестьян, постоянно росла. Так, если подушный налог в 1897 г. равнялся 1 пиастру, то в 1900 г. он составил 1,5 пиастра, а в 1906 г.— уже 2,4 пиастра[1].

За указанное время земельный налог увеличился примерно в 1,5 раза и взимался уже не натурой, как прежде, а деньгами[2]. Соответственно были увеличены и другие налоги и поборы. Поми­мо уплаты налогов население обязано было отбывать трудовую повинность: участвовать в сооружении плотин, рыть каналы, строить шахты и т. д. Эти работы не оплачивались, к тому же крестьяне сами должны были обеспечивать себя продовольствием во время отработок. Каждый крестьянин Чунгки ежегодно в сред­нем должен был участвовать в принудительных отработках до 15—16 раз[3]. Многие, возвратившись с принудительных работ, страдали тяжелыми болезнями, становились калеками. В тех провинциях, где подобная вербовка не проводилась, крестьян обя­зывали платить за это особый налог. Подобная система налого­обложения разоряла крестьян, вызывая у них возмущение суще­ствующим режимом.

Задавленные непомерно высокими налогами и различными по­борами, крестьяне стихийно выступали против колониальных и феодальных властей. Во многих провинциях Центрального Вьетнама   (Куангнам,  Куангнгай,  Биньдинь,  Фукиен, Тхыатхиен, Ха-тинь и Нгеан)  прошли массовые манифестации крестьян.

Первыми поднялись крестьяне уезда Дайлок (пров. Куанг­нам). В этой провинции    распространялись листовки, в которых разоблачались преступные действия куанов, рассказывалось о тя­желом положении местного населения. Одна из таких листовок гласила: «Доводим до сведения наших соотечественников, что уже около двух десятков лет наша страна страдает под гнетом веро­ломных куанов. Они постоянно притесняют нас... Подушный и зе­мельный налоги, цены на  монопольные товары (соль, спиртные напитки)  и различные сборы непомерно возросли. Алчные куаны занимаются только тем, что причиняют зло своим соотечествен­никам ради личного благополучия, угождают иностранцам. Мы ви­дим, как все больше истощаются народные ресурсы, усиливаются репрессии, и мы не в состоянии их больше переносить»[4]. С конца февраля 1908 г. среди населения Чунгки была тайно распростра­нена  листовка,  призывавшая  «не  платить  налоги  французам»[5]. Под воздействием антифранцузской агитации, которую вели члены общества «Зуи Тан», и антифеодальной пропаганды, осу­ществлявшейся сторонниками движения за социальные реформы «Донг кинь нгиа тхук», произошли крестьянские выступления во многих  провинциях Аннама (Центральный  Вьетнам).  Так,  кре­стьяне уезда Дайлок (пров. Куангнам) в ходе выступления по­требовали от местного губернатора и французского резидента ука­занного  уезда  справедливого  проведения  вербовки  крестьян  на принудительные работы. Несмотря на последовавшие репрессии со стороны  колониальных  властей,   манифестации крестьян  в  этом районе продолжались в течение месяца. Эти манифестации носили форму пассивного неповиновения: безоружные манифестанты обычно располагались вокруг резиденции представителя француз­ских властей, принося с собой пищу и циновки, и могли таким об­разом оставаться там продолжительное время. Выдвинутое мани­фестантами первоначальное требование о сокращении срока при­нудительных работ в ходе борьбы перешло в требование отмены принудительной отработки и сокращения налогов[6]. В связи с из­данием  указа об увеличении на 5% земельного налога ши-фу уезда Дайлок в феврале 1908 г. подали местным властям проше­ние с просьбой пересмотреть указ или полностью отменить его. Собрав около 500 подписей, ши-фу направили 11 марта к губер­натору провинции специальную делегацию. Когда же губернатор отказался принять делегатов, они проследовали к французскому резиденту. Тот пообещал сократить налоги, но одновременно отдал приказ об аресте руководителей выступления — Лыонг Тяу, Хыа Тао  и Чыонг Хоаня.  Подобный  акт вызвал  возмущение  как в самом уезде, так и за его пределами — в уездах Диенбан, Тханг-бинь, Тамки и др., где произошли серьезные столкновения, в результате которых с обеих сторон было много убитых и раненых. Городская жизнь в Хойане была парализована в течение месяца: были закрыты все магазины и торговые лавки. Повсюду происхо­дили манифестации, численность которых в ряде мест достигла 8 тыс. человек. Их участники требовали уменьшения подушного и поземельного налогов и освобождения арестованных манифестан­тов[7]. В одной из листовок, распространенных в указанное время среди населения Чунгки, это сопротивление оценивалось следую­щим образом: «Действия жителей Куангнам достойны самого вы­сокого уважения и подражания. Они зарекомендовали себя стой­кими и храбрыми людьми. Дело, совершенное ими, служит нам примером»[8].

Крестьянское движение в Куангнаме постепенно переросло в широкое массовое вооруженное сопротивление, перекинувшееся на другие провинции Чунгки, и в первую очередь на соседнюю про­винцию Куангнгай. Чтобы подавить это движение, власти провели в марте в уезде Биньшон провинции Куангнгай широкую кампа­нию арестов. Однако это послужило лишь поводом для новых антиправительственных выступлений. В ходе борьбы был создан комитет восстания, выдвинувший следующие требования: 1) сокращение подушного налога с 2,4 до 1,5 пиастра; 2) ликвидация надбавки к земельному налогу, установленной в 1897 г. в разме­ре 8% общей суммы налога, и отмена нового закона, по которому земельный налог был дополнительно увеличен на 5%; 3) отмена сборов на речных переправах, рыночных сборов и налога на соль; 4) наказание куанов, уличенных в коррупции; 5) открытие новых школ и больниц; 6) сокращение на четыре дня сроков ежегодной трудовой повинности[9].

Указанные выступления не ограничились одним только выдви­жением этих требований. В скором времени крестьяне перешли к решительным действиям: расправлялись с отдельными наиболее ненавистными представителями властей, уничтожали французские военные посты, громили и жгли дома куанов. Таким образом, ра­нее разрозненные, стихийные выступления постепенно переросли в широкую, подлинно массовую организованную борьбу.

В апреле 1908 г. начались волнения среди крестьян уезда Бонгшон (пров. Биньдинь), вошедшие в историю освободительной борьбы вьетнамского народа под названием движения «Донгбао» («Соотечественники»). Это движение приняло форму массового похода крестьян уезда к центру провинции. На всем пути следова­ния его участники разъясняли местному населению свои требова­ния и цели борьбы. 16 апреля свыше 10 тыс. крестьян начали оса­ду крепости Биньдинь, продолжавшуюся много дней. Колониаль­ные власти стянули к крепости войска, и в течение недели здесь происходили вооруженные столкновения между крестьянами и ко­лониальными войсками.

В апреле движение против налогов охватило Хюэ и его окрест­ности, а в мае оно перекинулось на провинции Тханьхоа, Нгеан, Хагань, Куангбинь, Куангчи, Фунян. В провинции Тханьхоа боль­шую роль сыграл клуб «Ха тхан тху са», поддерживавший связь с «Донг кинь нгиа тхук»[10].

Крестьянские выступления в Чунгки продолжались около трех месяцев (с марта по май 1908 г.) и имели характер массовых антиимпериалистических и антифеодальных бунтов. Указанные выступления вызвали серьезное беспокойство колониальной адми­нистрации. Против повстанцев были брошены войска, жестоко по­давлявшие крестьянские выступления.

Движение крестьян против налогов и принудительных работ не имело твердого руководства. Однако в этом движении проявились разнообразные формы борьбы, которых раньше не было, а именно массовые манифестации, окружение гарнизонов колониальных войск; распространение листовок и прокламаций, выдвижение массовых лозунгов. Для того чтобы подавить движение, француз­ские власти были вынуждены стянуть крупные силы. Репрессии были настолько жестокими, что даже послужили основанием для депутата социалиста Прессансэ выступить 19 марта 1909 г. в Па­риже с интерпелляцией. Многие ши-фу, участвовавшие в указан­ных мирных демонстрациях, были арестованы, сосланы на каторж­ные работы или казнены.

В провинции Куангнам были казнены Чан Куй Кап и Тю Тхы Донг, сосланы на каторгу па о-в Пулокондор Фан Тю Чинь, Хюинь Тхук Кханг, Фан Тхук Зюен, Ле Ба Чинь, Чан Као Ван. В про­винции Куангнгай были казнены четыре человека, среди которых Нгуен Ба Лоан, Ле Кхиет, шесть человек были сосланы на Пу­локондор:  Нгуен Динь Куанг, Чан  Ки  Фонг, Нгуен Тхюи,  Фам Као Тям, Нгуен Туйен, Нгуен Май; большое число было сослано в Бато, Шонха. Деревни, где зародилось движение, были стерты с лица земли. Многие арестованные были забиты в колодки. Упо­мянутое движение в ходе своего развития переросло в широкое массовое выступление крестьян  против  французских колонизато­ров и их приспешников из числа феодальной верхушки. Во мно­гих провинциях и уездах поднявшиеся на борьбу крестьяне захва­тили власть в свои руки. Несмотря на отсутствие организованно­сти, в этом движении отразились огромные силы широких народ­ных масс. В то время как широкие народные массы проявляли твердую волю к борьбе, руководство движением медлило, обна­руживало нерешительность, не было единым в своих действиях. Французская тайная полиция докладывала:  «По сведениям вер­ховного резидента в Аннаме, общее число осужденных участников движения, в подавляющем большинстве интеллигентов, составило 216 человек. Наиболее известным из них был Фан Тю Чинь. Он был арестован 31 марта в Ханое по требованию верховного рези­дента и приговорен в срочном порядке 10 апреля регентским со­ветом в Хюэ к смертной казни по обвинению в государственной измене. Это решение было одобрено французским верховным ре­зидентом Аннама. 14 апреля 1908 г. смертная казнь была замене­на ссылкой на Пулокондор»[11]. 24 июня 1910 г. Фан Тю Чинь был помилован и в марте 1911 г. вместе с сыном выехал во Францию[12]. Массовые убийства, жестокая расправа с демократически на­строенными ши-фу,  разгром школ и торговых обществ — таков был ответ французских колониальных властей и местных феода­лов на справедливые требования народных масс. Вот что писал по этому поводу Фан Тю Чинь в специальном послании, направ­ленном им в 1911 г. в Лигу прав человека и гражданина[13]: «Дан­ные, которые мне удалось получить, свидетельствуют о том, что в провинции Куангнгай было убито и ранено свыше 200 человек. В провинции Биньдинь число пострадавших — убитых, раненых и приговоренных к каторжным работам — превышает 100 человек». Будучи не только очевидцем, но и непосредственным участни­ком крестьянского движения в Чунгки, Фан Тю Чинь стремился во что бы то ни стало доказать в своем послании невиновность своих соотечественников, подвергшихся жестоким мерам  наказа­ния, и требовал освобождения заключенных. Фан Тю Чинь закан­чивал свое письмо требованием  полной амнистии всех осужден­ных и оставшихся в живых после событий 1908 г.[14].

На севере Аннама революционное движение развертывалось под сильным влиянием Фан Бой Тяу.

Авторитет Фан Бой Тяу оказывал воздействие на просвещенное население, способствовал созданию политических групп и сбору средств. Часть служителей культа и преподавателей также помо­гала патриотическим организациям. Служители культа, которые вели антифранцузскую пропаганду, подвергались жестоким ре­прессиям со стороны колониальных властей, их ссылали на ка­торжные работы на о-в Пулокондор. Власти усилили состав де­ревенских старост Виня и Хатиня. Прогрессивно настроенные фран­цузские офицеры доброжелательно относились к патриотическим силам и в ряде случаев помогали им в захвате оружия в цитадели. Патриоты провинций Нгеан и Хатинь вели большую работу среди населения, что признавал сам генерал-губернатор Индоки­тая, который докладывал министру колоний следующее об одном из них: «Данг Тхай Тхан, будучи образованным человеком, поль­зовался большим авторитетом среди верующих. Он был главным связным между Кыонг Де и Фан Бой Тяу и их сторонниками в Нгеане и Хатине. Данг Тхай Тхан занимался корреспонденцией общества „Зуи Тан", распределял материальные фонды, давал сведения руководству, находящемуся за границей. Ту Нгон был связным между руководителями общества „Зуи Тан" и местными базами в провинциях Нгеан и Хатинь и в ряде пунктов Тонкина: он часто ездил в Сиам, Лаос, Тонкин, неоднократно бывал у Де Тхама»[15].

В отчетах генерал-губернатора Индокитая упоминаются многие имена арестованных патриотов. Так, в Дананге был арестован Нам Хынг, в Тхыатхиене — Тон Тхат Тунг, в Куангнаме — До Тует, в Вине — Хинь и др. Из всего этого можно сделать вывод о наличии широко разветвленной сети местных баз общества «Зуи Тан» и о большой работе, проводимой ими среди населения.

Крестьянское движение в Чунгки еще раз показало, что вьет­намские феодалы окончательно перешли на сторону колонизато­ров и вместе с ними выступали против революционных масс. Дви­жение протеста против тяжелых налогов распространилось   на обширную территорию (им было охвачено десять провинций), силь­но пошатнув устои колониального режима. В этой связи обраща­ет на себя внимание донесение верховного резидента Франции в Тонкине. «Восстание в Аннаме против налогов,— писал этот ре­зидент,— несмотря на свою главную, внешне антифеодальную на­правленность, не в меньшей степени является также и антифран­цузским»[16]. Это не могло не беспокоить не только французских, но и английских, голландских и других колонизаторов, ибо, по их мнению, пример вьетнамских патриотов мог оказать сильное ре­волюционизирующее воздействие также и на другие колонии в Азии. На это обстоятельство указывал в те годы и В. И. Ленин. В статье «Горючий материал в мировой политике», появившейся вскоре после подавления французскими колонизаторами револю­ционно-демократического движения вьетнамских крестьян в Чунг­ки и вслед за карательными операциями на вьетнамо-китайской границе против вьетнамских и китайских революционеров, он пи­сал: «Что на этот раз некоторые участники колониального грабе­жа почувствовали себя обеспокоенными, это видно из поведения французов в Индо-Китае: они помогали китайской „исторической власти" расправляться с революционерами! Они боялись равным образом за целость „своих", по соседству находящихся, азиатских владений»[17].

Вслед за выступлением крестьян в Чунгки последовала попыт­ка массового отравления французских солдат в Ханое, подготов­ленная в июне 1908 г. сторонниками Фан Бой Тяу. Эта акция бы­ла частью их действий по захвату Ханоя.

В борьбе против колонизаторов Фан Бой Тяу придавал боль­шое значение использованию колониальной армии. Он и его спо­движники вели среди вьетнамских солдат и офицеров колониальных войск активную антифранцузскую пропаганду. Многие вьет­намские военнослужащие поддерживали Фан Бой Тяу. Стремясь объединить все вооруженные отряды для  общей  борьбы  против колониального строя, Фан Бой Тяу установил связь с остатками отрядов Фан Динь Фунга в провинциях Хатинь, Нгеан, Куангнам, Куангнгай, а также с отрядами Чыонг Диня и Чан Чи. Прибыв в декабре 1906 г. в Фонсыонг, Фан Бой Тяу вступил в переговоры с Де Тхамом[18]. В результате переговоров между двумя лидерами была достигнута договоренность по наиболее важным конкретным вопросам. Во-первых, стороны договорились, что в случае восста­ния в Чунгки отряды Де Тхама придут на помощь восставшим. Во-вторых,  был  согласован  вопрос о  помощи  вооруженных  сил общества  «Зуи Тан» Де Тхаму также и  на  случай возможных военных действий последнего против колонизаторов. Кроме того, общество  «Зуи  Тан»  обязалось  помогать Де  Тхаму  оружием  и продовольствием.

Де Тхам вступил в общество «Зуи Тан», признав за Кыонг Де право на руководство обществом, и начал тесно координировать действия своих вооруженных отрядов с деятельностью «Зуи Тан».

Важное значение в этих объединенных действиях придавалось захвату Ханоя. С этой целью подпольная организация «Нгиа Хынг» (она была создана в Ханое незадолго до нелегальной по­ездки Фан Бой Тяу во Вьетнам) установила в июле 1907 г. связи с вьетнамцами, служившими в Ханойском военном гарнизоне. Члены этой организации неоднократно обсуждали с офицерами-вьетнамцами из числа служащих гарнизона вопрос о захвате вла­сти в городе. Окончательная дата штурма Ханоя была назначена на 27 июня 1908 г.

Конкретный план повстанцев состоял в том, чтобы силами мест­ных отрядов захватить штаб, склады с оружием, Индокитайский банк. Предполагалось, что отряд Де Тхама в 200 человек перепра­вится на левый берег Красной реки и захватит основные страте­гические районы города — вокзал, вагоноремонтные мастерские Залам; парализует движение на железной дороге, перережет ли­нии телефонной и телеграфной связи[19].

Чтобы осуществить задуманный план, руководители восстания приняли решение вывести из строя колониальных французских солдат городского гарнизона путем отравления. Но предатель­ство в рядах повстанцев помешало осуществлению этого плана. Узнав о готовящемся восстании, французские власти мобилизо­вали все имевшиеся в их распоряжении силы и средства для охраны города, объявили военное положение и арестовали основ­ных руководителей восстания. Но операцию по отравлению фран­цузских военнослужащих властям сорвать не удалось: свыше 200 французских солдат и офицеров получили отравления во вре­мя банкета 27 июня 1908 г.

События в Ханое явились первой попыткой вьетнамских сол­дат и офицеров свергнуть колониальный режим. Однако эта по­пытка оказалась неудачной, ибо действия повстанцев походили скорее на террористическую акцию, нежели на действительно ор­ганизованное широкое выступление народных масс.

В июле состоялся судебный процесс над виновниками отрав­ления. Многие были осуждены и сосланы на каторжные работы, руководители операции казнены. Были гильотинированы Нгуен Ти Бинь, Нгуен Ван Кок, Данг Динь Нян, чьи головы были выстав­лены для устрашения населения в городе. Лишь некоторым ре­волюционерам удалось избежать ареста; часть из них укрылась в районе Иентхе, который был центром крестьянского движения во главе с Де Тхамом[20].

Борьба крестьян под руководством Де Тхама. После провала плана захвата Ханоя положение сторонников общества «Зуи Тан» в стране значительно ухудшилось. Практически общество лиши­лось всех своих опорных баз. Исключение составлял район Иентхе, где были сосредоточены вооруженные отряды Де Тхама (Хоанг Хоа Тхама).

В течение 11-летнего мирного периода район Иентхе был сильно укреплен, превратившись в центр антифранцузских сил, куда стекались многие вьетнамские патриоты[21].

В политическом докладе от 16 сентября 1908 г. на имя гене­рал-губернатора Индокитая верховный резидент Тонкина отмечал, что «в лице Де Тхама мы имеем опасного врага, тем более что он не перестает заверять нас в своей лояльности. К нему, как к человеку, который воплощает в себе идеал независимости, сейчас обращены взоры и надежды недовольных в Аннаме и Тонкине». «Призывы Де Тхама,— отмечалось в другом документе верхов­ного резидента Тонкина Ж. Мореля,— завоевывают население Тонкина, Аннама и Кохинхины. Его престиж ежечасно возраста­ет». «Де Тхам является знаменем, вокруг которого группируются недовольные и злоумышленники. На него ориентируются члены антифранцузских организаций, скрывающиеся за границей»[22].

Именно этими соображениями можно объяснить стремление колониальных властей во что бы то ни стало подавить последний очаг национально-освободительного движения в Иентхе во главе с Де Тхамом.

Что представлял собой район Иентхе в географическом отно­шении? Район Верхнего Иентхе, в котором действовали отряды Де Тхама, располагался в 70 км к северу от Ханоя и в 20 км от Фулангтхыонга и представлял собой холмистую местность, по­росшую кустарником. На севере Иентхе — леса и скалы Кайкиня. Юг Иентхе находится в дельте Красной реки. В этом районе, чрез­вычайно благоприятном для ведения партизанской борьбы, Де Тхам создал свои укрепленные базы. Основным резервом его от­рядов служили крестьянские массы того же уезда. Успехам Де Тхама способствовала помощь остатков тайпинских отрядов под командованием Лю Юнфу, активно боровшихся вместе с вьетнамцами против колонизаторов.

Верховный резидент Тонкина Морель лично разработал план захвата Иентхе, выполнение которого было возложено на полков­ника Батая. Колониальные власти сосредоточили против Иентхе крупные военные силы, оснащенные первоклассной по тому вре­мени военной техникой, и предложили Де Тхаму сдаться. Послед­ний ответил отказом и принял решение принять бой. В ответ на это колониальные войска под командованием полковника Батая 29 января 1909 г. вторглись в район Иентхе. С этого момента на­чался третий период борьбы против отрядов Де Тхама, который охватывает четыре года (январь 1909 — февраль 1913 г.).

Против повстанческой армии Де Тхама были брошены много­численные войсковые подразделения: пехота, кавалерия, артилле­рия. Сюда же были стянуты сухопутные войска, дислоцированные в провинциях Бакзянг, Фукиен и Тхайнгуен. Общая численность французских войск превосходила 15 тыс. человек.

30 января 1909 г. полковник Батай направил два мобильных отряда во главе с майором Майе против повстанческих отрядов, руководимых Де Тхамом, Ка Зинем и Ка Хуинем, дислоцировав­шихся в Тього и Амдонге. Французские военные подразделения действовали также против повстанческих отрядов, руководимых Ба Биеу, Ли Тху, Де Бао, Лыонг Ти Хуаном и Хоанг Минь Зыон-гом. Кроме того, Батай создал специальный отряд, в задачу ко­торого входило задержание в оккупированных районах соратни­ков Де Тхама и создание препятствия для населения в оказании помощи повстанческим отрядам. Подразделения этого отряда бы­ли рассредоточены по всему Иентхе (Бакле, Мочанг, Тьофонг, Хатяу, Даптяу и др.).

После непродолжительного сопротивления повстанческие отря­ды приняли решение оставить Тього и отступить на север. Перед отступлением Де Тхам разделил свои вооруженные силы на пять отрядов, командирам которых было дано указание действовать по личному усмотрению с учетом местных условий. Де Тхам был вынужден рассредоточить свои силы и перенести военные дейст­вия в леса и горы. Используя партизанскую тактику борьбы, от­ряды Де Тхама причиняли большое беспокойство французским си­лам. Такая тактика давала Де Тхаму возможность широко и все­сторонне использовать благоприятные местные географические условия и осуществлять большую маневренность боевых операций. После захвата Тього французами были проведены массовые облавы, а также были предприняты меры по изоляции сторонни­ков Де Тхама с целью лишить возможности снабжать повстанче­ские отряды продовольствием и приостановить просачивание ин­формации о деятельности французских войск. Задержанные лица (около 150 человек) были размещены в двух зданиях, которые до этого принадлежали местному префекту. Среди заключенных находились и родственники Де Тхама.

Наиболее ожесточенные бои имели место в районе Тамдао и Фукиен. В январе 1909 г. от­ряд повстанцев под командова­нием Хай Нама появился в Тханьламе (уезд Кимань, пров. Фукиен) и дал бой фран­цузскому пехотному подразде­лению в Намли (юго-восточный склон горы Тамдао).

1 февраля того же года французские войска навязали бой отряду Де Тхама у форта Хом (Жынгче), который длил­ся целый день. Французское ко­мандование бросило дополни­тельные силы на этот участок боя, однако успеха так и не добилось. Вечером Де Тхам с отрядом отошел на новые по­зиции.

11 февраля произошли бои в Донгданге и деревне Шонкуа, в которых со стороны французов была использована артиллерия, поддержанная действиями пехоты. Несколько атак было отбито метким огнем повстанческих отрядов, и только ночью последние вынуждены были отступить. В этом бою французы понесли большие потери в живой силе.

С 12 по 20 февраля 1909 г. французские войска вели операции по прочесыванию района Жынгче (от Нянама до шахты Налы-онг). 20 февраля они навязали бой в районе Донден, у высоты 208 и у местечка Текхе. 1 марта повстанческие отряды вынудили французский отряд под командованием лейтенанта Курне обра­титься в бегство в направлении к Нянаму, а 16 апреля отряд Де Тхама дал бой у Мотхо (район Бакзянг).

Активные боевые действия велись повстанческими отрядами во главе с Ка Хуинем, Кай Те, Ба Биеу, Хай Шоном, Линь Тхуаном и Ка Зинем в районе Фукиен. Особо следует отметить бой в Хамлоне (15 марта), на юго-восточном склоне горы Тамдао (уезд Кимань, пров. Фукиен), в котором французское командова­ние применило артиллерию, причинив большой ущерб местному населению. После боев в Хамлоне повстанческие отряды начали активно прибегать к партизанским методам борьбы, появляясь не­ожиданно в самых различных местах, даже в 15 км от Ханоя. Де Тхам и командиры его отрядов специально растянули фронт действий на огромной территории, чтобы не дать возможности французскому командованию нанести решающий удар по своим силам в одном месте и добиться превосходства в военных дей­ствиях.

Таким образом, на протяжении двух месяцев боев колониаль­ным войскам удалось захватить лишь Тього и несколько деревень в Иентхе, тогда как повстанческим отрядам  не  было нанесено сколь-нибудь чувствительных ударов, они по-прежнему активно действовали, нанося на всех участках неожиданные удары по ко­лониальным  войскам.  В  апреле повстанческие отряды  во  главе с Кай Те, Ба Биеу и Ка Зинем вернулись в район Иентхе, а затем перешли в Фукиен, куда прибыл и отряд Де Тхама. Для их раз­грома    французское командование создало специальный фронт против Фукиена, во главе которого был поставлен майор Шоффле. С помощью пехоты, артиллерии и мобильных    частей  11  июля 1909 г. было начато наступление в этом районе. Штаб-квартира Де Тхама находилась в это время в деревне Лай, на юго-восточ­ном склоне горы Тамдао. Французское командование приняло ре­шение окружить указанную деревню, а для того чтобы усыпить бдительность Де Тхама, оно начало с ним переговоры, концентри­руя в то же время свои войска вокруг деревни Лай. Узнав о пла­нах французского командования, Де Тхам в ночь с 13 на 14 июля под проливным дождем покинул эту деревню и пытался проник­нуть в район Иентхе, однако все дороги в этот район уже на­ходились под контролем французских военных постов.

19 июля отряд Хай Нама появился в деревне Лапти, которую утром 20 июля атаковали французские войска под командованием Буффе. Повстанцы, укрывшись за деревьями и в окопах, метким огнем отбивали атаки. Боясь засады, французы отступили, начав жечь солому и хворост и бросая их в окопы повстанцев, среди ко­торых были женщины, героически сражавшиеся наряду с мужчи­нами. В этом бою погиб один из легендарных командиров Де Тхама — Хай Нам. Наутро 22 июля Де Тхам и Ба Биеу повели свои отряды на деревню Суанлай на берегу р. Кало. Французские войска, дислоцированные в Фуло, приняли решение окружить пов­станцев, мужественно отбивавших атаки в течение всего дня. Наутро 23 июля французы возобновили военные действия, однако Де Тхаму и его отряду удалось скрыться, уйдя на запад.

После неудачи в использовании французского пленного Вуа-зена для переговоров 25 июля Де Тхам ушел с отрядом в Хиен-лыонг, куда французское командование направило свои войска. В ходе военных действий в этом районе французы понесли боль­шие потери в живой силе. В течение целого дня 25 июля шли оже­сточенные бои, и только ночью повстанцы отступили. После боев в Хиенлыонге большая часть повстанцев под командованием Де Тхама, Ка Зиня и Ка Хуиня ушла на север Виньиена, оставив в Фукиене небольшую группу под руководством Ба Биеу, кото­рый 13 августа дал бой в Батьда, 16 августа — в Чантхыонге и 6 сентября — в Иенло.

Большие потери,  понесенные    французами  в  многочисленных боях, заставили их сформировать специальные войсковые подраз­деления из числа вьетнамских солдат. На первых порах их чис­ленность достигала 400 человек, во главе их был поставлен гу­бернатор Хайзыонга Ле Хоан[23].

Длительное время французское командование не могло обна­ружить местонахождение отряда Де Тхама, и, только после того, как 21 сентября французский офицер Гени обнаружил его на горе Ланг, французское командование вывело основные силы из района Фукиена, перебросив их на север Винькена, приняв ре­шение окружить гору Ланг, где находился Де Тхам.

5 октября развернулось широкое наступление на гору Ланг[24]. В ходе ожесточенных боев, которые велись несколько дней, обе стороны понесли много жертв.

В докладной записке верховного резидента Тонкина Симони на имя генерал-губернатора Индокитая отмечалось, что «после вступления 5 октября в горы Ланг Де Тхам, объединив свои си­лы, занял Шонгдау, намереваясь продвинуться к Тамдао».

В течение всего октября Де Тхам, искусно маневрируя, вел тя­желые бои с французскими войсками на склонах горы Тамдао. В том же документе указывается, что французские власти поми­мо вооруженной борьбы прибегали к политическим маневрам, что­бы заманить некоторых руководителей отрядов Де Тхама на свою сторону и таким образом расколоть фронт борьбы изнутри и тем самым ослабить сопротивление Де Тхама[25]. Чтобы помешать Де Тхаму сформировать новые отряды, французское командование решило создать в районе Иентхе помимо военных постов сеть патрулей, что позволило им установить контроль практически над всем этим районом. Более того, из многих селений этого района население было эвакуировано с целью не дать возможности Де Тхаму получить продовольствие, убежище и живую силу для по­полнения своего отряда. В декабре 1909 г. многие бойцы отрядов Де Тхама, а также его жена и дети попали в руки колониальных властей. Сам Де Тхам вместе с близкими друзьями скрылся в го­рах. Фактически с этого времени Де Тхам прекратил сопротив­ление, скрываясь от преследований колониальных властей.

С декабря 1909 г. не было никаких вестей о Де Тхаме, и даже высказывались предположения о его смерти.

Однако 26 января 1910 г. Де Тхам появился в Тього, где на­ткнулся на французский патруль, но сумел скрыться. Затем он появлялся в Люкзоне, Бангкуе и в Тхункау. В сентябре 1911 г., вновь появившись в Иентхе, он создал базу в районе Иенле[26], которая была атакована в ноябре того же года. Под прикрытием темноты Де Тхаму вновь удалось скрыться в районе Нянмам. В это время генерал-губернатор Индокитая докладывал министру колоний Франции, что Де Тхам уже не представляет собой опасного руководителя восстания, ибо он остался без армии и без оружия и является лишь «блуждающим преступником»[27].

Чтобы окончательно покончить с Де Тхамом, колониальные власти на сей раз прибегли к коварному приему, подкупив трех наемных убийц из числа выходцев из Китая (хоа киеу), прожи­вавших в Иентхе. 9 февраля 1913 г. Де Тхам был злодейски умерщвлен в лесу Тоху, в 2 км от Тього. На следующий день наемные убийцы, отрубив голову Де Тхама, отнесли ее в форт Нянам, где французские колонизаторы выставили ее на воротах форта[28] для устрашения окрестного населения.

Таким образом, Де Тхам вел вооруженную борьбу против ко­лонизаторов в районе Иентхе более 20 лет, вписав немало слав­ных героических страниц в историю освободительной борьбы свое­го народа. Это был талантливый военачальник, умелый органи­затор крестьянских масс. Под его руководством район Иентхе на протяжении десятков лет оставался неприступной крепостью и ба­зой освободительной борьбы. До конца своей жизни Де Тхам не покорился колонизаторам, продолжая мужественно бороться про­тив ненавистного колониального режима.

Причины поражения сопротивления Де Тхама следует искать прежде всего в общей слабости национально-освободительной борь­бы вьетнамского народа в рассматриваемый период, движущую силу которого составляли широкие крестьянские массы. Руковод­ство, хотя и использовало народные массы в борьбе против за­хватчиков, в целом выступало за сохранение старых, феодальных порядков и монархии, несмотря на то что в самом классе феода­лов в это время происходило резкое расслоение на феодалов — сторонников капитуляции и феодалов, выступавших за оказание вооруженного сопротивления захватчикам. У самого Де Тхама не было прочного единства взглядов и действий, преобладали субъ­ективные, личные интересы. Положение крестьян в Иентхе в ходе борьбы не улучшилось: они так и не получили земли. Кроме того, военные действия Де Тхама в основном ограничивались районом Иентхе, что давало колонизаторам возможность наносить основ­ные свои удары по базам, расположенным в указанном районе. В крестьянском движении остро ощущалось отсутствие передового класса, способного объединить разрозненные движения широких народных масс в единую революционную освободительную борьбу против иноземных поработителей. Крестьянское движение Де Тхама не было связано с другими выступлениями и было подав­лено, ибо представляло собой стихийные изолированные бунты, которые сравнительно легко подавлялись колонизаторами и мест­ными властями, стоявшими на страже своих интересов. С пора­жением Де Тхама общество «Зуи Тан» лишилось в стране своих вооруженных баз и национально-освободительная борьба временно пошла на спад. Колониальные тюрьмы были переполнены участниками освободительного движения. Французская колониальная охранка, занимавшаяся расследованием деятельности всех анти­французских движений, доносила, что «проходившие после 1908 г. во вьетнамских странах (имеются в виду Тонкин, Аннам и Кохин­хина.— Авт.) беспорядки политического характера являлись пря­мым результатом пропаганды и деятельности общества „Зуи Тан" и ,,Донг кинь нгиа тхук" и были проявлением единого движения по происхождению и по цели.

Кохинхинцы, аннамцы и тонкинцы практически оказались не­способными координировать свои усилия и прийти к соглашению относительно необходимого плана действий, однако все они были охвачены одним и тем же стремлением добиться национальной независимости, сохранив политическое и социальное единство трех вьетнамских стран»[29]. И далее: «В Северном Аннаме (в провин­циях Нгеан и Хатинь), где наиболее непосредственно ощущалось влияние Фан Бой Тяу и его друзей, пропаганда по поводу необ­ходимости реформ была менее категоричной. Делался упор глав­ным образом на освобождение страны любыми средствами, и в частности при помощи вмешательства японской армии... Движение стремилось к насильственному перевороту...

В центре и на юге Аннама, наоборот, по причине самого тем­перамента населения и влияния такого руководителя, как Фан Тю Чинь, который оставался в стране и находился в более тесном контакте с ним, движение приняло реформистский характер, на­ционалистические тенденции в котором едва проступали.

Несмотря на очевидное различие этих тенденций, необходимо признать, что все эти движения отлично совпадали между собой и имели одну конечную цель — изгнание хозяина-чужеземца».

Изучение всех рассматриваемых событий и деятельности упо­мянутых выше движений и организаций, исследование дошедших до нас материалов об этих организациях позволяют нам прийти к выводу о том, что все они представляли зародышевые формы национально-освободительного движения. Основной идейной на­правленностью этих организаций было стремление к завоеванию национальной независимости в составе единого Вьетнама, кото­рый был искусственно расчленен французскими колонизаторами после захвата. Указанные организации и их члены в своей про­светительской деятельности не только выступали за обновление старых институтов, но и требовали осуществления коренных поли­тических реформ — установление народной власти в форме пар­ламента (Фан Тю Чинь). Деятельность этих организаций преду­сматривала широкое народное просвещение, введение в повсе­дневное употребление родного языка, устранение старых, отжив­ших законов. Вместе с тем, они готовились к грядущим битвам с колониализмом, собирая военные и политические силы из числа наиболее просвещенных слоев тогдашнего вьетнамского общества, которые были представлены новой интеллигенцией. Распространяемая ими пропагандистская литература в ряде случаев содер­жала прямые призывы к выступлению против ненавистного коло­ниального строя (обращения к вьетнамским солдатам, состоявшим на службе во французской колониальной армии), восхваляла прежние освободительные выступления вьетнамского народа про­тив иноземных захватчиков, резко критиковала колониальный строй во Вьетнаме и т. д.

Итак, национально-освободительное движение во Вьетнаме в период пробуждения Азии развивалось в двух направлениях — ан­тиимпериалистическом и антифеодальном — и проявило себя в двух совершенно конкретных формах: в форме вооруженной борь­бы против французских колонизаторов и в форме мирного дви­жения за социальные реформы. Обе эти формы развивались в виде самостоятельных струй и лишь временами на практике пере­плетались между собой, но еще не слились в единый революцион­ный поток в масштабе всей страны. Национально-освободитель­ное движение на рассматриваемом этапе носило буржуазно-демо­кратический характер. Основной движущей силой вооруженных выступлений во Вьетнаме в период пробуждения Азии было кре­стьянство. Однако эта мощная революционная сила не смогла еще в этот период полностью проявить себя. Она не могла сделать этого не только ввиду того, что в указанный период во Вьетнаме еще не был сформирован рабочий класс, способный направить крестьянское движение по пути, который позволил бы решить аг­рарный вопрос и довести национально-освободительную борьбу до победного конца. Неспособной на это проявила себя и патриоти­чески настроенная интеллигенция, тесно связанная с землевладе­нием. Показателен уже сам по себе тот факт, что в арсенале по­литических лозунгов и 'призывов группы Фан Бой Тяу не было ни одного, который бы нацеливал массы на антифеодальную борьбу. Наоборот, эта группа не только рассчитывала, но и прямо опира­лась в своей практической деятельности на поддержку отдельных феодалов и чиновников императорской администрации.

После подавления выступления крестьян в Чунгки и сопротив­ления крестьян под руководством Де Тхама наступил период ре­прессий и временного спада национально-освободительного движе­ния. Разгромив основные революционные базы и организации, ко­лониальные власти обрушили волну жесточайших репрессий на участников движения «Донг Зу». Были распущены все организа­ции, связанные с отправкой студентов в Японию или занимав­шиеся сбором средств для «Донг Зу», разгромлены или закрыты многие торговые и промышленные компании, субсидировавшие это движение.

Тяжелая участь постигла руководство общества «Зуи Тан», а также многих политических эмигрантов и студентов в Японии. Общество «Зуи Тан» в 1909—1911 г. находилось в состоянии упад­ка, фактически оно не действовало, многих его членов охватило чувство разочарования и бесперспективности. Штаб общества на­ходился в эмиграции, членами его были Кыонг Де, Фан Бой Тяу, Као Дат, Май Лао Банг[30]. В рассматриваемый период был подпи­сан императорский указ, согласно которому Кыонг Де объявлялся вне закона, позднее, в 1913 г., он был заочно приговорен к смерт­ной казни, а его жена с тремя детьми были арестованы еще 28 де­кабря 1911 г. Многие вьетнамские революционеры как в стране, так и вне ее оказались в тяжелом положении. В таком состоянии Вьетнам застала Синьхайская революция, начавшаяся в соседнем Китае в октябре 1911 г.

 

Создание «Вьетнам куанг фук хой» («Союз возрождения Вьтнама»)

 

Синьхайская буржуазная революция 1911—1913 гг. свергла маньчжурское господство и монархический строй (цинскую дина­стию) в Китае и провозгласила республику. В. И. Ленин писал о значении Китайской республики следующее: «Каковы бы ни бы­ли судьбы великой китайской республики, на которую теперь точат зубы разные ,,цивилизованные" гиены, но никакие силы в мире не восстановят старого крепостничества в Азии, не сметут с лица земли героического демократизма народных масс в азиатских и полуазиатских странах»[31].

Синьхайская революция в Китае оказала большое влияние: на судьбы национально-освободительного движения народов Дальне­го Востока и Юго-Восточной Азии. Прав был великий китайский революционер-демократ Сунь Ятсен, когда в феврале 1912 г. пи­сал о том, что примеру Синьхайской революции, утвердившей рес­публиканский строй в Восточной Азии, должны будут последовать и другие страны этого региона[32]. Это хорошо сознавал и; передовые люди Вьетнама. «Я понял, — писал Фан Бой Тяу, — что нам нужно ориентироваться на партию китайских революционеров»[33]. Южный Китай стал центром политической эмиграции революционеров из различных стран Юго-Восточной Азии, в том числе и из Вьетнама.

Значение Синьхайской революции признавали и французские колониальные власти в Индокитае. Так, в политическом отчете ге­нерал-губернатора Индокитая на имя министра колоний Франции указывалось, что «в связи с событиями в Китае (Синьхайская революция.— Авт.) обстановка в Индокитае и в Юго-Восточной Азии сильно осложнилась». «В Сингапуре восторженная реакция китайцев на первые успехи республиканцев. Китайцы, проживаю­щие в Сингапуре, в большинстве своем являются выходцами из Южного Китая. В связи с событиями в Китае они срезали свои косы, демонстрируя тем самым отказ подчиниться царствующей династии. Кроме того, они украсили свои дома революционными флагами»[34].

Подобным образом вели себя китайцы в Сайгоне и Телоне, вы­ражая свое одобрение временным представителям республиканско­го правительства в Кантоне. Генерал-губернатор прямо отмечает, что «события, происходящие на Дальнем Востоке, имели резонанс в Индокитае, а в Аннаме они нашли живой отклик». Упомянутый генерал-губернатор считал, что события в Китае заинтересовали только просвещенных лиц, а народ пока не проявлял большого интереса, однако, по его мнению, через некоторое время и все на­селение заинтересуется кризисом, охватившим соседнюю империю. «Китайская революция способствует укреплению националистиче­ских идей в Индокитае и выявит стремление народа к прогрессу. Важно, чтобы эта эволюция происходила под руководством фран­цузов, в противном случае она явится серьезной угрозой нашему господству в Индокитае». Тот же генерал-губернатор отмечал, что Кохинхина уже достигла значительного развития, Лаос и Камбод­жа развиваются очень медленно. Французам придется главным об­разом обратить внимание на Аннам и Тонкин[35].

В своем докладе генерал-губернатор Индокитая дает очень ин­тересную расстановку классовых и социальных сил, указывая, что мандарины положительно восприняли французское влияние. Буду­чи привилегированной прослойкой, они обычно настроены консер­вативно, ибо опираются на французские власти. Служащие, секре­тари, переводчики, врачи и т. п., находящиеся на службе у фран­цузов, владеют французским языком и контактируют с францу­зами.

В разряд недовольных генерал-губернатор относит мятежников типа Кыонг Де, который претендует на престол. Многие интелли­генты, недовольные своим положением, также выступают против французских властей. Почти все они воспитаны в духе традицион­ной китайской культуры и хотят создать свою партию, их вожаки укрываются в Японии, Сиаме и Китае, откуда они руководят ре­волюционным движением и пропагандой в Аннаме, Тонкине и Ко­хинхине. Тот же генерал-губернатор считал необходимым при соз­давшейся политической ситуации опереться на лояльно настроен­ную часть населения и постепенно переманить на свою сторону остальных. С этой целью он предложил по всем вопросам совето­ваться с вьетнамской элитой.- Чтобы расположить к французским властям вьетнамских чиновников и служащих, он предложил ми­нистру колоний Франции пересмотреть положение о них в госу­дарственной администрации. В цитированном документе генерал-губернатор предлагал провести реформы в области просвещения с таким расчетом, чтобы усилить влияние французов среди мест­ного населения. «Только при условии развития системы обучения французскому и вьетнамскому языкам и определения узких гра­ниц китайской традиционной культуры можно будет установить авторитет Франции и сохранить положение хозяев этой страны». Французские власти стремились к тому, чтобы вьетнамцы восприняли современные западные идеи при посредстве французов. «В настоящий момент западная культура знакома вьетнамцам по плохим китайским учебникам, зачастую неблагоприятно истолко­вывающим действия и намерения французов. Такая ситуация мо­жет привести к серьезным недоразумениям. Китай оказывает зна­чительное влияние на эту страну, издавна прививая здесь свой язык и распространяя свою литературу. Французы должны стре­миться привить здесь свой язык и распространить свою литерату­ру и таким образом завоевать население Вьетнама».

Как ни старались колониальные власти отвлечь вьетнамскую общественность от революционного Китая, им не удалось этого добиться, напротив, Синьхайская революция окрылила вьетнам­ских революционеров, начавших съезжаться в республику Сунь Ятсена из различных стран, где до этого они вынуждены были скрываться от преследований французской охранки. Под непо­средственным влиянием Синьхайской революции в национально-освободительном движении Вьетнама появились качественно но­вые черты. Под ее воздействием вьетнамские патриоты и револю­ционеры предприняли конкретные шаги, направленные на создание руководящего центра освободительной борьбы. С этой целью в Гуандуне (южнокитайская провинция) в феврале 1912 г. была созвана специальная конференция, на которой присутствовало 100 делегатов[36]. Внимание конференции было сосредоточено на следующих основных вопросах.

1) Определение характера вьетнамской революции, путей ее развития и политического строя страны в будущем.

2) Создание действенной организации, способной взять на себя руководство национально-освободительным движением.

3) Установление тесного контакта с революционной партией Сунь Ятсена.

Острая борьба разгорелась вокруг вопроса о характере госу­дарственной власти во Вьетнаме после изгнания колонизаторов. Часть участников конференции настаивала на сохранении монар­хического режима, другая — выступала за республику. Фан Бой Тяу высказался в пользу республики. Его предложение было под­держано большинством участников конференции. Исключение со­ставили лишь несколько представителей Кохинхины, к которым присоединились Кыонг Де и его сторонники[37].

Расхождения по вопросу о характере государственной власти породили серьезную угрозу раскола, хотя Фан Бой Тяу всячески старался предотвратить его и использовать сторонников Кыонг Де в интересах национально-освободительного движения.

В связи с этим небезынтересно привести материалы, опубли­кованные во Вьетнаме в 60-е годы. На страницах вьетнамского ис­торического журнала «Изучение истории» печатались статьи, в ко­торых делалась попытка проанализировать взаимоотношения, существовавшие между Фан Бой Тяу и Кыонг Де, а также ставился вопрос об оценке роли Кыонг Де в истории Вьетнама[38].

Публикация серии таких статей, по-видимому, была обуслов­лена тем, что в Южном Вьетнаме в те годы (до 1962 г.) все чаще раздавались голоса в защиту исключительной роли Кыонг Де в антифранцузской борьбе. Однако для правильной оценки роли Кыонг Де в освободительном движении необходимо в первую оче­редь учитывать то обстоятельство, что он не всегда действовал в интересах национального освобождения. Так, в первый период своей деятельности (1906—1925) Кыонг Де в сотрудничестве с Фан Бой Тяу вел борьбу против французских колонизаторов, на­ходясь в рядах вьетнамских патриотов, боровшихся за национальную независимость[39]. Однако впоследствии он выступил против национально-освободительного движения и активно сотрудничал с японскими милитаристами, что ярко проявилось в годы второй ми­ровой войны. И если в начале XX в. Кыонг Де еще находился в рядах национально-освободительной борьбы, то это было заслугой Фан Бой Тяу, который всячески пытался использовать в интере­сах, освободительного движения антифранцузские взгляды Кыонг Де. Известный историк и политический деятель Тон Куанг Фиет отмечал, что «если бы Фан Бой Тяу не вошел в контакт с Кыонг Де, то у него было бы мало шансов на привлечение на свою сто­рону куанов и он неизбежно столкнулся бы с огромными трудностями»[40].

Синьхайская революция и провозглашение республики в Китае во главе с Сунь Ятсеном оказали революционизирующее влияние на многих вьетнамских патриотов и революционеров, в том числе и на Фан Бой Тяу. Синьхайская революция способствовала пере­ходу Фан Бой Тяу с позиций монархизма на позиции республики.

Вспоминая об этом периоде, Фан Бой Тяу впоследствии писал, что в 1912 г. перед ним со всей остротой встал очень принципиаль­ный вопрос: за что бороться — за монархию или республику? «Со времени моего отъезда в Японию,— писал Фан Бой Тяу,— я по­стоянно занят изучением причин революций в других странах, а также существовавших там политических течений. У меня вызы­вают живейший интерес идеи Жан Жака Руссо. После установ­ления контактов с китайскими товарищами я отказался от моих прежних монархических концепций. Я изложил участникам кон­ференции точку зрения по поводу демократизма. Она была одоб­рена подавляющим большинством»[41].

На указанной конференции по личной инициативе Фан Бой Тяу было принято решение о создании вместо общества «Зуи Тан» но­вого — Общества возрождения Вьетнама («Вьетнам куанг фук хой»). Большинство членов «Зуи Тан» вступили в новое общество. Председателем был избран принц Кыонг Де, генеральным секре­тарем — Фан Бой Тяу. Опорой Общества возрождения Вьетнама стали передовые, патриотически настроенные интеллигенты, чинов­ники, разночинцы, мелкая буржуазия и солдаты. Основная цель Общества возрождения Вьетнама состояла в том, чтобы «изгнать французских захватчиков, восстановить былую независимость страны и провозгласить демократическую республику»[42]. В отли­чие от общества «Зуи Тан», ориентировавшегося на Японию, Об­щество возрождения Вьетнама основные свои планы связывало с республиканским Китаем, во главе которого стоял тогда Сунь Ятсен. По своей политической программе это Общество представ­ляло собой значительный шаг вперед по сравнению с обществом «Зуи Тан».

Общество возрождения Вьетнама имело три отдела: отдел, ве­давший общими делами (во главе его стояли Кыонг Де и Фан Бой Тяу); совещательный отдел, куда входили представители всех трех частей Вьетнама (представителем от Бакки был Нгуен Тхы-онг Хиен, от Чунгки — Фан Бой Тяу и от Намки — Нгуен Тхань Хиён), и так называемый исполнительный отдел, который состоял из 10 членов и ведал экономикой, путями сообщения, просвещени­ем и т. д.

С первых дней своего существования Общество поставило пе­ред собой совершенно конкретные задачи. Главной из них было создание Армии возрождения (Куок фук куан). Предполагалось, что армия будет комплектоваться из вьетнамцев и представителей национальных меньшинств, проживавших в районе китайско-вьет-намской границы. Командный состав армии планировалось укомп­лектовать лицами, получившими образование в Китае и Японии.

Общество возрождения Вьетнама имело свой флаг — полотни­ще желтого цвета с пятью красными звездами. Знаменем Армии возрождения служило красное полотнище с белыми звездами.

Общество получало значительную материальную помощь из республиканского Китая. Чтобы сделать эту помощь как можно более эффективной, была создана смешанная (с резиденцией в Гуанчжоу) китайско-вьетнамская революционная организация «Обновление Китая — путь к процветанию Азии» («Хой тан хоа хынг а»)[43]. Председателем этой организации был китаец Данг Кань[44], его заместителем — Фан Бой Тяу. В принятом новой организацией манифесте говорилось: «Еще до объявления Китаем войны Франции необходимо оказать самую эффективную помощь вьетнамской революционной партии (очевидно, имеется в виду Общество возрождения Вьетнама.— Авт.). Такая помощь при­чинит много беспокойства французам и позволит партии выполнить роль авангарда китайских войск в деле освобождения Вьет­нама»[45].

В дальнейшем в связи с резким увеличением расходов решено было начать выпуск собственных бумажных банкнотов достоин­ством в 5, 10, 20 и 100 пиастров. На оборотной стороне банкнотов было указано, что они вводятся в обращение руководством Об­щества возрождения Вьетнама и после прихода к власти Общества и создания национального правительства будут обмениваться по льготному курсу: за 5 пиастров — 10.

После создания Общества возрождения Вьетнама делегаты конференции разъехались, с тем чтобы принять непосредственное участие в борьбе против колониальных властей. Об активизации действий членов Общества возрождения Вьетнама свидетельству­ют многочисленные доклады и донесения французских диплома­тов из Китая. Так, вице-консул Франции в Лонгчиеу и Наннине 2 января 1913 г. докладывал генерал-губернатору Индокитая о том, что к нему поступили сведения о подготовке мятежа в Тат­ке, назначенного на март того же года. Вьетнамские революционе­ры намерены поднять мятеж с помощью членов общества «Донг-ти», которое возглавлял Т'У-Коан в районе Хадонга. Вице-консул сообщал также о том, что генерал Туту Лук обещал вьетнамцам продать оружие, поступавшее из Гонконга. В том же донесении сообщалось о прибытии в Тонкин из Китая по распоряжению Лу­ка пяти вьетнамских артиллеристов. Последних переправили до границы в направлении к Татке.

Упомянутый вице-консул высказывал предположение о том, что во Вьетнаме существуют очаги мятежа, которые связаны с Канто­ном и у которых налажена связь с китайскими властями.

Вице-консул также предполагал, что «китайские власти и впредь будут создавать трудности французам руками их подо­печных, которых они инструктируют и вооружают, но сами всту­пят в игру только при наличии успеха восстания»[46].

25 февраля 1913 г. французский консул в Кантоне писал ге­нерал-губернатору Индокитая о том, что «ему известно о денеж­ных затруднениях вьетнамских революционеров и что они намере­ны сделать денежный заем у китайских торговцев, проживающих в Кантоне». Тот же консул писал: «Наша бдительность на фоне безденежья революционной вьетнамской партии может свести на нет все ее усилия».

Наконец, генеральный консул Франции в Гонконге 13 апреля 1913 г. секретно сообщал генерал-губернатору Индокитая об отъ­езде Фан Бой Тяу на китайско-вьетнамскую границу (Тунгхинг), где он предполагал встретиться с вьетнамскими «мятежниками». Помимо предложения своего плана ареста Фан Бой Тяу тот же генконсул доносил, что Фан Бой Тяу по совету старшего брата Сунь Ятсена отправился 13 апреля в Макао, где он получил

5 тыс. пиастров для уплаты за оружие. В связи с этим генконсул высказал мнение, что вьетнамские «мятежники» могут атаковать французские военные посты в районах Лангшона и Каобанга, прося усилить охрану границ.

Члены Общества произвели ряд террористических актов. Так, в ноябре 1912 г. группа членов Общества во главе с Нгуен Хай Тханом совершила неудачное покушение на генерал-губернатора Индокитая Альбера Сарро. 19 апреля 1913 г. в Тхайбине взрывом бомбы был убит Нгуен Зуи Хан, глава одного из уездов в провин­ции Тхайбинь; в конце апреля была брошена бомба в гостиницу «Ханой», в результате чего было убито и ранено несколько фран­цузских военнослужащих.

Террористическая сектантская деятельность Общества вызва­ла волну новых репрессий. Участники террористических актов бы­ли схвачены французской полицией и казнены. Сотни вьетнам­цев, подозревавшихся в соучастии, были брошены в тюрьмы или сосланы на каторгу.

Несмотря на то что члены Общества возрождения Вьетнама и проявляли определенную политическую активность, тем не менее как внутренняя, так и внешнеполитическая обстановка в тот пе­риод была неблагоприятной для развития революционной ситуа­ции во Вьетнаме. Поражение Синьхайской революции, разгул ре­акции в Китае и последовавший затем сговор французских властей в Индокитае с китайскими реакционерами привели к тому, что руководители Общества возрождения Вьетнама, находившиеся в Китае, оказались полностью оторванными от родины. Индокитай­ские власти договорились с китайскими милитаристами об арестах руководителей Общества. В июле 1913 г. в Сянгане был схвачен Кыонг Де, а в январе 1914 г. в Гуанчжоу были арестованы Фан Бой Тяу и многие его соратники.

Таким образом, накануне первой мировой войны общество «Вьетнам куанг фук хой», душой которого был Фан Бой Тяу, переживало трудные дни.


[1] Cach mang can dai Viet-Nam. T. III, с. 59.

[2] Ton Quang Phiet. Phan Boi chau va mot giai doan lich su… c. 29.

[3] Lich su can dai Viet-Nam. Т. III. с. 163.

[4] АМРВ, ф. 1-А, д. 1, док. 1.

[5] Cach mang can dai Viet-Nam. Т. III,  с. 67.

[6] L'Аgitation antifrancaise, с. 58.

[7] Ton Quang Phiet. Phan Boi chau va mot giai doan lich su… с.  93.

[8] АМРВ, ф. 1-А, д. 1, док. 1.

[9] Lich su can dai Viet-Nam. Т. III. с.  170.

[10] Известно, что после своего возвращения из Японии Фан Тю Чинь работал среди ши-фу провинции Тхамыхоа, а с начала выступлений крестьян — в провин­циях Куангнам и Куангнгай, где пользовался большой популярностью.

[11] АNSОМ. Indochine А-30 (155).

[12] L'Аgitation antifrancaise..., с. 63.

[13] Лига прав человека и гражданина — буржуазно-демократическая органи­зация, созданная в Г898 г. во Франции в связи с преследованием правящими кругами страны писателя Эмиля Золя.

[14] АМРВ, фI-А, д. 4, док. 1, я. 18.

[15] ANSOM. Indochine А-20 (64).

[16] АСI. F-03. Rapport politique avril 1908, с. 2.

[17] В. И. Ленин. Горючий материал в мировой политике. — Т.  17, с. 179.

[18] Dinh Xuan Lam, Nguyen Van Su, Tran Hong Viet. Hoang Hoa Tham va phong trao nong dan Yen-The. Ha-noi. 1958, с. 110.

[19] L'Аgitation antifrancaise...., с. 69.

[20] АСI. F-ОЗ. Rapport politique du mois de juillet 1908, с. 9.

[21] ANSOM. Indochine NF-592.

[22] АС1. F-ОЗ. Rapport politique du mois d`aout 1908, с. 16; то же, juin 1908.

[23] Dinh Xuan Lam. Ноang Ноа Тham... с. 135.

[24] АСI. F-013. Dossier 35972, dос. «Rapport du 21 осtоbrе 1909 au Gouverneur General».

[25] ANSOM. Indochine НF-591.

[26] ANSOM. Indochine А-20 (65).

[27] Там же.

[28] Dinh Xuan Lam. Ноang Ноа Тham... с. 150—151.

[29] L'Аgitation antifrancaise dans les pays annamites, с. 54.

[30] ANSOM. Indochine А-20 (64).

[31] В. И. Ленин. Исторические судьбы учения Карла Маркса.— Т. 23, с. 3.

[32] См.: С. Л. Тихвинский. Сунь Ят-сен... с. 149.

[33] Phan Boi Chau nien bieu..., с.  117—118.

[34] ANSOM. Indochine А-20 (65).

[35] Там же.

[36] Ton Quang Phiet. Phan Boi chau va mot giai doan lich su..., с. 133.

[37] L'Аgitation antifrancaise…, c. 117.

[38] NCLS. 1962, № 43, с. 37.

[39] Во второй период, продолжавшийся с 1925 по 1937 г., Кыонг Де уже отошел от национально-освободительных сил и не принимал участия в поли­тической борьбе за национальную независимость. В третий период (1937—1951) своей деятельности Кыонг Де фактически состоял на службе у японцев, высту­пая как против французов, так и против национально-освободительного движе­ния, которым в то время руководила Коммунистическая партия Индокитая.

[40] Ton Quang Phiet. Phan Boi chau va mot giai doan... с. 229.

[41] Phan Boi Chau nien bieu, с. 140—141.

[42] Ton Quang Phiet. Phan Boi chau va mot giai doan... с. 133—134.

[43] См.: С. Л. Тихвинский. Сунь Ят-сен..., с. 151.

[44] Дается во вьетнамской транскрипции.

[45] Phan Boi Chau nien bieu. с. 150—152.

[46] ANSOM. Indochine NF-605.

Сайт управляется системой uCoz