Глава
5
ВЬЕТНАМ
В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
(1914—1918)
Военно-политические
мероприятия
колониальных
властей
в годы первой мировой войны
Накануне войны генерал-губернатором Индокитая вновь был назначен Альбер Сарро, на которого французским правительством была возложена личная ответственность за проведение нового политического курса Франции в Индокитае. Основной смысл последнего сводился к тому, что наряду с репрессиями против национально-освободительного движения колониальные власти разработали целую систему политико-экономических мероприятий для отвлечения трудовых масс Вьетнама от антиколониальной борьбы и более полного использования экономических ресурсов страны для удовлетворения все возрастающих потребностей метрополии в годы войны.
В
С
первого же дня войны французскими
властями были приняты меры
предосторожности в связи с
введением военного положения.
Декрет о всеобщей мобилизации от 1
августа
В
ноябре
В
феврале
Согласно циркуляру министерства колоний от 13 августа 1914г. все купцы, колонисты и прочие лица, относящиеся к враждебным нациям, были высланы из Индокитая с начала военных действий. Министерство морского флота Франции направило в Индокитай и другие французские колонии инструкции о военной контрабанде и наблюдении за судами нейтральных стран.
Французские
власти также серьезно занялись
немецкими и австро-венгерскими
подданными в Индокитае и в
сопредельных с Индокитаем странах.
Еще в августе
Специальными
декретами от 5 и 22 августа
Немецкие
агенты распространяли на Дальнем
Востоке версию о том, что
французская нация якобы
остановилась в своем развитии на
революции
Следует
отметить, что, как правило, при
изучении европейских стран
вьетнамцы обращались к китайским
книгам, в которых часто преобладали
антифранцузские тенденции.
Последнее побудило французские
власти запретить в ноябре
Во весь рост встал вопрос об издании профранцузских газет я журналов, посредством чего французские власти стремились оказать влияние на местное общественное мнение. Соответственно генерал-губернатор Индокитая взял в свои руки инициативу по изданию «обозрения» на вьетнамском языке, предназначавшегося для жителей различных провинций Вьетнама и отвечавшего задачам французского образования и пропаганды.
Приказом
от 30 декабря
Поскольку основной темой указанного издания служило противопоставление греко-латинской цивилизации германских стран, то в этом смысле оно являлось соответствующим намеком на цель издания: «В названии „Нам фонг" („Южный ветер") можно было усмотреть намек на противопоставление вьетнамской цивилизации китайской».
В первом номере обозрения «Нам фонг» говорилось о том, что традиционная китайская культура более не способна противостоять веяниям с Запада. «Новая элита дальневосточных стран формируется в школах европейского образца. Элита старой формации испытывает потребность участвовать в новой жизни, но не может этого сделать, так как ей мешает отсутствие знания европейских языков, в силу чего она не может приобщиться к идеям и интересам Запада». «Нам фонг» ставил своей целью перевоспитание вьетнамской элиты в современном французском духе. В первом номере «Нам фонг» говорилось о необходимости близкого ознакомления правящих классов Индокитая с французскими философами и учеными, понимания ими мотивов, заставляющих их стать на защиту моральных и интеллектуальных достоинств Франции.
Обозрение «Нам фонг» пользовалось большим успехом у местной элиты.
Французские власти в Индокитае в противовес немецкой пропаганде на Дальнем Востоке опубликовали на китайском языке несколько томов по истории войны в Европе. Цель этих работ сводилась к разоблачению пропаганды кайзеровской Германии. В Кохинхине начала издаваться на французском языке газета под названием «Местная трибуна», которая давала информацию о положении на европейском театре военных действий. Французская пропаганда в Кохинхине была более эффективной, чем в остальных странах Индокитая, так как французский язык здесь имел большое распространение. Издававшиеся на средства колонизаторов местные газеты и журналы реакционного направления, такие, как «Донгзыонг» («Индокитай») и др., развернули широкую, пропагандистскую кампанию, бурно восхваляя «освободительную» миссию Франции в империалистической войне. Накануне и в годы первой мировой войны французские власти в Индокитае развернули на страницах местной прессы широкую пропаганду франко-вьетнамского сотрудничества. Инициатором этой кампании выступил генерал-губернатор А. Сарро. Этот хитрый политиканствующий демагог широко рекламировал идею франко-вьетнамского сотрудничества, социальную опору которого он видел в деятельности профранцузски настроенного императора Аннама и его правительства во главе с Фам Куинем. При поддержке последнего колонизаторы стремились осуществить широкую мобилизацию людских и материальных ресурсов Индокитая в интересах французского монополистического капитала. Именно с этой целью и был вновь провозглашен старый патриотический вьетнамский лозунг «Чунг куан» («Верность императору»), который сыграл в период движения «кан-выонг» (1885—1896) положительную роль, означая сопротивление захватчикам. Теперь же (в годы первой мировой войны) колонизаторы вложили в него новое содержание, которое означало «верность колониальным властям», ибо вьетнамский император фактически перешел на сторону колонизаторов, проводя в жизнь их политику.
Чтобы добиться поставленной цели, французские власти активно использовали все имевшиеся в их руках средства идеологической пропаганды: школу, религию, печать. Пресловутая доктрина «Франция и Вьетнам — единая семья» («Фап — Вьет нят зя») усиленно рекламировалась всеми средствами.
Для поощрения представителей высшего вьетнамского сословия были расширены их права в выборных административных органах, увеличено число чиновников индокитайского происхождения в колониальном аппарате управления. Вьетнамской буржуазии были предоставлены определенные экономические привилегии[9]. Указанными выше средствами колониальные власти всячески пытались превратить высшие слои вьетнамского общества в послушное орудие колониальной политики.
В
соответствии с политическим курсом
колонизаторов в 1914— 1918 гг. во
Вьетнаме был осуществлен ряд
мероприятий. Так, 16 июля
Проводя в жизнь указанные мероприятия, французские империалисты надеялись тем самым создать определенную политическую базу для последующего развития в странах Индокитая, и в частности во Вьетнаме, национал-реформизма, обеспечить еще более благоприятные условия для деятельности французского финансового капитала и таким образом превратить Индокитай в надежный экономический резерв метрополии с созданием в нем послушной социальной опоры в лице высшего сословия во главе с императорским двором.
Взывая
к верноподданническим чувствам
населения Индокитая, колонизаторы
не прекращали думать об укреплении
своих внешнеполитических позиций.
Колониальные власти вели активную
политику в сопредельных странах,
стоя на страже интересов
безопасности стран Индокитая. В
этих вопросах французские власти
активно сотрудничали с
колониальными властями Англии в
данном регионе. Французские и
английские власти на Дальнем
Востоке и в Юго-Восточной Азии
предприняли ряд мер по усилению
антигерманской пропаганды. Так, в
январе
Под
покровительством французской и
английской дипломатических
миссий в Шанхае издавался на
китайском языке иллюстрированный
информационный бюллетень («Нгеоу
тан че бао»), в котором освещались
военные действия на фронтах Европы.
Определенное количество
экземпляров указанного издания
периодически отправлялось в
Индокитай, где оно пользовалось
успехом у вьетнамской
интеллигенции. Это издание
субсидировалось генерал-губернатором
в размере 620 долл. ежемесячно[10].
Более того, согласно донесению
генерал-губернатора Индокитая, в
январе
Французские
власти внимательно следили за
деятельностью сопредельных с
Индокитаем стран, откуда могла
исходить угроза безопасности его
границ. Многочисленные немецкие
агенты на Дальнем Востоке на
следующий же день после начала
войны развернули активную
пропаганду против союзных наций,
чтобы вызвать беспорядки во
французских и английских
колониальных владениях. Их
первоочередной задачей было
вступить в контакт с любыми
мятежниками. Штаб-квартира
немецких агентов, как явствует из
информационных донесений
дипломатических и консульских
представительств, находилась в
Шанхае, а ее многочисленные
филиалы размещались в Бангкоке,
Кантоне, Маниле и др. Немцы снабжали
вьетнамских мятежников деньгами,
оружием и боеприпасами. Так, в
сентябре
Между
французскими властями Индокитая и
английскими властями в Индии было
достигнуто соглашение
относительно совместных
репрессивных мер против
национально-освободительных сил в
Индии и Индокитае и выдачи друг
другу их руководителей. 2 декабря
В
годы войны Япония занимала особую
позицию в индокитайском вопросе:
она непосредственно не участвовала
в войне и тем самым имела
возможность осуществлять
экспансию на Дальнем Востоке при
попустительстве Франции и Англии. «Каковы
бы ни были устремления Японии по
отношению к Китаю, мы, учитывая наши
союзнические отношения с Японией,
не должны противиться ей,
независимо от того, какие бы планы
она ни вынашивала. Япония в
настоящее время является гарантом
сохранения нашей власти в
Индокитае»,— писал в своем отчете
генерал-губернатор Индокитая от 22
февраля
Наряду с военно-политическими мероприятиями, проводимыми французскими колониальными властями для сохранения Индокитая, они вели активную экономическую политику по эксплуатации людских и материальных ресурсов этих стран в интересах империалистической войны и монополий метрополии.
Экономическое положение Вьетнама в 1914—1918гг.
Экономические меры, принятые в Индокитае колониальными властями с начала военных действий, преследовали три основные цели: содействовать снабжению метрополии, упростить снабжение колоний и парализовать торговлю противника[14].
Для
обеспечения поступлений товаров,
необходимых для метрополии, были
изданы два декрета — от 8 ноября и 21
декабря
Для
удовлетворения постоянно растущих
военных нужд Франции колониальные
власти усилили эксплуатацию
природных и людских ресурсов
Индокитая. «Индокитай,— писал Э.
Шасиньо,— поставил свою экономику
на службу Франции». Политика французских
властей во Вьетнаме сводилась к
максимальному использованию
материальных ресурсов для нужд
войны. В годы войны из Индокитая
было отправлено во Францию 240 тыс.
галлонов спирта, 1750 т каучука, 2800 т
касторового масла,
После пяти месяцев, прошедших с начала первой мировой войны, по признанию самих же французов, доходы от налогов увеличились на 1 млн. пиастров[18]. Однако сразу после объявления войны начались затруднения с перевозками грузов. Исчез немецкий торговый флот, и значительно уменьшилось количество грузовых судов, так как суда союзников и стран, соблюдавших нейтралитет, вернулись в порты Дальнего Востока, ожидая принятия мер, гарантирующих им свободу навигации. Кроме того, оказались реквизированными суда на субсидируемых линиях, которые потребовались для перевозки через Средиземное море африканских воинских частей.
Чтобы
облегчить сложившуюся ситуацию,
исполнявший обязанности генерал-губернатора
Индокитая распорядился страховать
за счет финансов Индокитая суда,
забиравшие грузы в его портах.
Позднее метрополия стала сама
страховать эти суда, предоставив
Индокитаю страхование каботажных
судов на Дальнем Востоке.
Одновременно на колонии был
распространен запрет на экспорт
пищевых продуктов (например, риса),
которые могли бы быть использованы
врагом. В
Индокитайская
элита, в особенности колониальные
советники и члены консультативных
палат, организовала сбор денежных
средств в фонд войны, составивший 2,5
млн. пиастров. Крупные землевладельцы
и торговцы Кохинхины собрались 30
сентября
Одновременно
кохинхинская элита просила генерал-губернатора
Индокитая и губернатора Кохинхины
о том, «чтобы вьетнамцы, их жены и
дети, а также их прямые
родственники пользовались правами
французских граждан при введении
ограничений для тех, кто не владеет
В
указанном письме также содержалась
просьба о том, чтобы французские
власти позаботились о расширении
системы образования, переводах
классиков французской и китайской
литературы на письменность куок-нгы,
за что кохинхинская элита обещала
ежегодно оказывать помощь Франции
до конца войны в сумме 4 млн.
пиастров. Были выпущены специальные
военные займы, проведены различные
сборы для военных нужд, что дало
Франции за четыре года войны около
190 млн. фр.[21]. На службу империалистическим
интересам Франции были поставлены
также и людские ресурсы колоний.
Французские власти в Индокитае произвели
максимальную мобилизацию людских
сил для отправки в метрополию в
качестве солдат для фронта либо
рабочей силы для военных заводов. 48922
вьетнамских рабочих были заняты
на военных заводах и на
строительстве военных объектов
Франции. Вьетнамские солдаты
сражались в рядах французской
армии на различных европейских
фронтах. Всего за годы первой
мировой войны французские власти
мобилизовали в Индокитае 97903 человека,
из которых 92441 были отправлены во
Францию[22], а остальные 5492
человека были посланы на советский
Дальний Восток для помощи
интервентам. Мобилизация людских
сил и выкачивание материальных
ценностей (особенно продуктов
сельского хозяйства и минерального
сырья), а также сбор денежных
средств вели к обнищанию и
разорению народа, к упадку
национальной экономики.
Одновременно резко сократился
экспорт французских товаров во
Вьетнам, а ввоз некоторых товаров
первой необходимости был прекращен
полностью. В указанное время
внимание империалистов было
приковано к европейскому театру военных
действий. За пять лет войны многие
крупные промышленные предприятия
Франции оказались разрушенными, в
связи с чем резко сократился
экспорт французских товаров во
Вьетнам. Так, если 1 в
Ввиду крайнего недостатка товаров первой необходимости индокитайский рынок стал нестабильным, в силу чего французские власти были вынуждены разрешить иностранным компаниям ввозить во Вьетнам свои товары. Однако те государства, которые получили право на ввоз своих товаров в Индокитай, сами испытывали в них острую нужду, в связи с чем они оказались не в состоянии ввозить необходимые товары в эти страны в достаточном количестве. Следствием этого явилось постоянное повышение цен на промышленные товары. Экономика страны оказалась в тяжелом положении.
В этих условиях перед вьетнамской буржуазией открылись известные возможности для развития национальной промышленности и торговли.
Вьетнамские
промышленники и торговцы,
воспользовавшись нехваткой
товаров, развернули широкую
предпринимательскую деятельность.
Промышленники закупали
оборудование у иностранных
капиталистов, расширяя деловые
связи с иностранными торговыми
компаниями, продавая им свои товары
не по заниженным ценам и закупая
промышленные товары у иностранцев
не по повышенным ценам, как это
было до войны. Такие сделки вьетнамские
предприниматели совершали, минуя
французские деловые круги.
Указанное положение
способствовало созданию
благоприятных условий для
развития национальной экономики и
развития торговли. Так, если в
Возникли
многочисленные торговые и
промышленные компании.
Создавались новые промышленные
предприятия. Так, в провинциях
Лонгсуен, Тяудок, Хадонг появились
новые национальные шелкоткацкие
мастерские, которые затем
превратились в фабрики. В Ханое
некий Лыу Кхань Ван открыл в
Появились относительно крупные вьетнамские предприниматели-капиталисты: Хо Та Танг, Нгуен Тхань Лиен, Бать Тхай Быой и др. В большей своей части это были выходцы из среды землевладельцев, чиновников, подрядчиков-компрадоров, торговцев-ростовщиков и частично из ремесленников.
Вьетнамские предприниматели Бать Тхай Быой и Нгуен Хыу Тху в военное время владели десятками транспортных судов, барж и лодок, курсировавших по рекам Северного Вьетнама. Появились новые капиталисты, такие, как Нгуен Шон Ха, которому принадлежал лакокрасочный завод в Хайфоне; Ле Ван Фук и Нго Ты Ха — владельцы типографии в Ханое; Во Суан Хань, Во Ван Хинь, До Ван И и др. основали полиграфическое предприятие в Ратьзя, издававшее книги, газеты и журналы; Нгуен Ван Тан, Нгуен Ба Тинь открыли в Тханьчи (пров. Хадонг) гончарную фабрику. Значительно увеличилась доля вьетнамского национального капитала на транспорте, в текстильной, рисоочистительной и цементной промышленности. Были также построены фабрики по производству ковров, шляп, обуви, завод по производству известняка в окрестностях Хюэ, лесопильный завод в Тхыатхиене[24], мыловаренный завод в Хайфоне, шелкоткацкие фабрики в Тхайбине и Киенане. Расширилось производство местных товаров: лаковых изделий, кружев, циновок, плетеных изделий из бамбука и древесины.
Первая мировая война положила начало новому этапу в развитии вьетнамского капитализма, ознаменованному внедрением в производство новой машинной техники, что способствовало расширению сферы капиталистического предпринимательства. В национальной промышленности наряду с сохранением мануфактуры начался процесс перехода к стадии фабрично-заводского производства, которое в основном не было непосредственно связано с мануфактурой. Важную роль в этом сыграли первоначальное накопление и частично капиталистическая мануфактура. В годы войны из рассеянной мануфактуры стали возникать централизованные мануфактуры, появляться первые небольшие фабрики. Однако фабричное производство еще не господствовало в национальной промышленности. По мере развития капитализма помещики, торговцы, чиновники начали вкладывать свои капиталы в промышленное производство, и в частности в строительство лесопильных, кирпичных, рисоочистительных, мыловаренных заводов, шелкопрядильных, ткацких, мебельных, красильных фабрик, а также в транспорт. Но наиболее активной сферой деятельности вьетнамской буржуазии служили строительство, сельскохозяйственное предпринимательство и торговля[25]. Вьетнамская буржуазия на севере и на юге страны имела свои особенности и отличительные черты. Промышленная буржуазия юга в большей части вышла из среды помещиков, ростовщиков-компрадоров (Чан Чинь Чать, Нгуен Тан Ши, Буй Куанг Тиеу, Нгуен Фан Лонг, Нгусн Ван Тхинь и др.). Не известно ни одного случая, когда в Южном Вьетнаме капиталистом стал бы ремесленник, тогда как в Северном Вьетнаме, где ремесленное хозяйство было более развитым, отмечались отдельные случаи, когда промышленник в прошлом был ремесленником-мастеровым. К числу капиталистов, вышедших из среды таких ремесленников, относились владельцы фабрик — Ле Куанг Лонг (в Ханое), Буй Зыонг (в Хадонге), Ле Ван Нги (в провинции Намдинь) и др.
Таким образом, в годы первой мировой войны получили дальнейшее развитие национальная промышленность и торговля; появились относительно крупные промышленные предприятия с новой машинной техникой; возросла численность буржуазии, в том числе крупной. Все сказанное выше свидетельствует о том, что в рассматриваемый период были созданы благоприятные условия для перехода вьетнамского капитализма к новому этапу своего развития — этапу перехода к фабрике, хотя этот переход частично начался еще до начала общего кризиса капитализма.
Более того, все группы вьетнамской буржуазии (торговцы, промышленники, подрядчики и др.) в годы войны стали явно проявлять свое стремление к самостоятельной экономической и политической деятельности. Это обстоятельство способствовало обострению противоречий между вьетнамской буржуазией, с одной стороны, и французскими империалистами — с другой.
В
годы первой мировой войны
одновременно с дальнейшим
развитием вьетнамской буржуазии
происходил и рост вьетнамского
пролетариата на национальных
промышленных предприятиях. Первые
промышленные рабочие появились на
национальных рисоочистительных
фабриках Сайгона—Телона, на
шелкоткацких фабриках в Тхайбине (
Как уже отмечалось, французское правительство объявило в странах Индокитая широкую мобилизацию населения для несения военной службы в рядах французской армии и для работы на промышленных объектах Франции. Была усилена налоговая политика, увеличено производство стратегического сырья, удлинен рабочий день на заводах и фабриках; местных жителей в принудительном порядке обязывали покупать облигации французского государственного займа.
Такая систематическая выкачка материальных средств тяжело отражалась на положении широких народных масс, и в первую очередь крестьян. Оно еще более усугубилось несколькими неурожайными годами, в результате чего огромное число крестьянских дворов оказалось разоренными, их хозяева вынуждены были покинуть родные деревни и отправиться в город на заработки.
В годы войны крайне тяжелым было и положение городского населения. Нехватка квалифицированной рабочей силы и постоянные срочные военные заказы сильно удлинили и без того продолжительный рабочий день. Война породила крутой рост цен на товары первой необходимости и продукты питания. Империалистическая война пагубно сказалась на положении трудящихся Вьетнама, порождая недовольство широких народных масс существующим колониальным режимом. Обострение противоречий между империализмом и Вьетнамом ускорило классовую дифференциацию вьетнамского общества: реакционные феодалы и помещики, высшее чиновничество и компрадоры оказались в лагере империалистов, превратившись в их внутреннюю агентуру, тогда как рабочие, крестьяне, мелкая и национальная буржуазия, а также часть выходцев из старой, феодальной интеллигенции стали на путь антиимпериалистической и антифеодальной борьбы за национальную независимость.
Таким образом, до конца первой мировой войны во Вьетнаме были созданы благоприятные условия для развития капитализма, происходил ускоренный процесс формирования пролетариата[27] и буржуазии. Однако до начала общего кризиса капитализма ни пролетариат, ни буржуазия еще окончательно не оформились как класс вьетнамского общества, развиваясь в условиях господства французского монополистического капитала и при медленном разрушении феодальных отношений. Экономическая и политическая слабость их позиций, естественно, не могла не сказаться на характере национально-освободительного движения 1914—1918 гг.
Национально-освободительное
движение во Вьетнаме
в годы первой мировой войны
Общество возрождения Вьетнама и вооруженные антиколониальные выступления в 1914 — 1916 гг. В. И. Ленин справедливо отмечал, что первая мировая война содействовала росту революционного движения на Востоке. В борьбу империалистов Европы оказались втянутыми целые полки колониальных народов. «Империалистическая война,— писал В. И. Ленин,— разбудила и Восток, втянула его народы в международную политику»[28].
Появление во Вьетнаме новых, свежих сил — представителей национальной интеллигенции, выражавшей интересы буржуазии,— обусловило характер национально-освободительного движения в этой стране в годы первой мировой войны: лозунгом освободительного движения здесь стало завоевание национальной независимости и объединение трех политико-административных частей страны в рамках буржуазно-демократической республики.
Под влиянием Синьхайской революции требование установления конституционной монархии было заменено требованием буржуазно-демократической республики. Фан Бой Тяу и его единомышленники предполагали осуществить свой план с помощью индивидуального террора и вооруженных мятежей, возлагая при этом определенные надежды на материальную помощь правительства кайзеровской Германии.
С какими же конкретными внешними и внутренними факторами было связано развитие различных форм национально-освободительной борьбы, и прежде всего борьбы вооруженной? Как протекал процесс пробуждения национального самосознания представителей различных слоев населения Вьетнама, включая и представителей национальных меньшинств? И, наконец, какие именно выступления, организованные Обществом возрождения Вьетнама, были наиболее крупными и значительными? Таковы вопросы, которые неизбежно возникают при анализе событий внутренней жизни Вьетнама в годы первой мировой войны.
В рассматриваемое время Общество возрождения Вьетнама, воспользовавшись неудачами Франции в первые годы войны на европейском театре военных действий, развернуло активную антифранцузскую пропаганду, начав готовить вооруженные выступления против колониального режима. Руководители Общества вступили в переговоры в Таиланде с германским консулом на предмет получения финансовой и военной помощи. В результате переговоров было достигнуто соглашение, по которому немцы обязались предоставить вьетнамским патриотам заем в сумме 10 тыс. индокитайских пиастров.
Получив финансовую помощь от Германии, Общество возрождения Вьетнама заметно усилило свою активность: за границей было закуплено оружие, началась вербовка бойцов для Армии возрождения Вьетнама, которая должна была стать основной ударной силой повстанцев. Вербовка в ряды этой армии велась преимущественно среди представителей национальных меньшинств Северного Вьетнама и китайских поселенцев. Руководство Общества возрождения Вьетнама серьезно рассчитывало на поддержку в ходе восстания некоторых антифранцузски настроенных землевладельцев, патриотически настроенных ши-фу и части мелкой и национальной буржуазии. Главные же надежды возлагались на вьетнамских солдат — служащих колониальной армии, и в первую очередь на Ханойский гарнизон.
В план восстания, разработанный лично Фан Бой Тяу, был полностью посвящен его соратник До Тян Тхиет, вступивший в контакт с вьетнамскими служащими французской железнодорожной компании «Шемен дю фер дю Юннань» и привлекший их для работы в ячейке Общества возрождения Вьетнама. Под руководством До Тян Тхиета члены ячейки провели среди местного населения большую подготовительную работу, закупили и доставили в условленные места необходимое оружие и боеприпасы, создали мастерские по производству гранат, пороха и т. д.
Общество
возрождения Вьетнама не случайно
делало основную ставку на
вьетнамских солдат, в большинстве
своем вчерашних крестьян.
Руководство Обществом было хорошо
осведомлено о большом недовольстве,
царившем среди крестьян, насильно
мобилизованных в колониальную
армию.
И действительно, положение вьетнамских солдат в колониальных войсках Франции было чрезвычайно тяжелым. Об этом свидетельствует, например, следующее откровенное признание французского офицера Гарби: «Из дневного рациона одного французского солдата можно составить рацион четырех вьетнамских солдат»[29].
Вьетнамских солдат использовали главным образом для несения службы в самых тяжелых в климатическом и географическом отношении районах страны. Условия жизни вьетнамских военнослужащих, находившихся в одном звании с французскими, были более тяжелыми, тогда как оплачивались значительно ниже. Так, младший лейтенант француз получал ежегодно 5 тыс. фр., тогда как младший лейтенант вьетнамец — только 900 фр. Аналогичная дискриминация наблюдалась и при продвижении по служебной линии (вьетнамский военнослужащий мог получить чин лишь младшего офицера).
Обращались с вьетнамскими солдатами самым бесчеловечным образом, наказывая за малейшую провинность. В то же время им всячески стремились привить чувство жестокости в отношении местного населения, что даже специально поощрялось французским командованием. Культивируя политику «разделяй и властвуй», колонизаторы сталкивали вьетнамских солдат с местными жителями, вызывая у них чувство злобы и недоверия к своим соотечественникам, одетым в военную форму.
С началом империалистической войны французские власти стали регулярно отправлять вьетнамских солдат на европейский фронт, где они использовались наряду с солдатами из других колоний в наиболее тяжелых и кровопролитных сражениях. В. И. Ленин, говоря об этом периоде, пророчески писал: «Англия и Франция вооружали колониальные народы и помогали им познакомиться с военной техникой и усовершенствованными машинами. Этой наукой они воспользуются против господ империалистов»[30]. Участие вьетнамских солдат в империалистической войне на стороне Франции объективно способствовало пробуждению их политического самосознания, превращая их в важную боевую силу освободительного движения.
Согласно
плану, разработанному Обществом
возрождения Вьетнама, восстание
должно было парализовать
французский колониальный аппарат
управления и тем самым создать
благоприятные условия для
перехода вьетнамской границы
революционной армией Вьетнама из
Китая. Против отдельных членов
колониально-административного
аппарата и чинов французской армии
планировалось провести ряд
террористических актов. Более того,
руководство Общества возрождения
Вьетнама рассчитывало на то, что
французская армия в Индокитае
сильно ослаблена. Дело в том, что в
годы войны французские власти были
вынуждены пойти на резкое
сокращение своих вооруженных сил
во Вьетнаме. По некоторым данным, к
началу
В
этой связи газета «Ла депеш
колониаль» отмечала, что еще в
январе—феврале
В этом же донесении отмечалось, что немецкий консул в Шанхае обещал выделить крупную сумму вьетнамским националистам для организации беспорядков в пограничных районах, «этим преследуется цель поставить в затруднительное положение правительство Индокитая, лишив его возможности произвести новую отправку офицеров и солдат во Францию»[33].
В докладе генерал-губернатора Индокитая от 28 декабря 1914г. на имя министра иностранных дел Франции говорилось, что руководители вьетнамских революционеров, находящиеся в Южном Китае, пытаются привлечь в ряды тайной организации вьетнамских служащих железнодорожной линии Ханой—Юннань. В том же докладе утверждается, что арестованный вьетнамец по имени До Тян Тхиен признался в этом. «После ареста он сознался, что стремился организовать внутри страны переворот, с тем чтобы парализовать нашу деятельность, тогда как члены революционных организаций, находящиеся в Китае, должны были перейти границу и заняться террористическими действиями против колониальных военных и гражданских властей»[34].
В
октябре
В
начале января
В ответ на вооруженные выступления членов Общества возрождения Вьетнама колониальные власти усилили репрессии, арестовали и бросили в тюрьмы многих членов этой организации, а инициаторов и непосредственных исполнителей отдельных террористических актов казнили.
Индокитайскими властями был заключен тайный союз с реакционными властями Китая, Таиланда и с английской охранкой об арестах и высылке из этих стран членов Общества возрождения Вьетнама.
Французские
власти в Индокитае использовали
нападение, организованное членами
Общества на пограничный с Китаем
военный пост Талунг (март
Несмотря на то что все упомянутые выступления Общества возрождения Вьетнама в 1914—1915 гг. так и не имели успеха и были жестоко подавлены ввиду отсутствия единого руководства и недостаточной согласованности действий, равно как и слабой организованности, они тем не менее сыграли весьма положительную роль в деле пробуждения национального самосознания и дальнейшего развития национально-освободительной борьбы вьетнамского народа.
В
сентябре
В
феврале
По
вопросу о форме государственной
власти мнения участников
конференции разделились. Одни из
них, следуя политической линии,
выработанной Обществом
возрождения Вьетнама в
Упомянутая
конференция утвердила конкретный
план восстания, которое
предполагалось начать в мае
Сразу
же после окончания работы
конференции члены комитета
разъехались, приступив к
подготовке восстания. И хотя подготовка
эта велась неравномерно (в то время
как в провинциях Куангнам и
Куангнгай все приготовления были
закончены, в других провинциях к
ним еще только приступили),
император Зуи Тан предложил начать
восстание раньше намеченного срока
— 3 мая
Как
это неоднократно случалось и
раньше, о плане восстания стало
известно французским властям.
Последние поспешили стянуть
крупные воинские части и ввели
военное положение. Вьетнамские
солдаты были разоружены и заменены
французскими легионерами.
Начались повальные аресты.
Основные руководители восстания
были казнены, многие его участники
сосланы на о-в Пулокондор. Сам
император Зуи Тан был схвачен в мае
Таким образом, планам Общества возрождения Вьетнама не суждено было сбыться. В этом в немалой степени были повинны сами его руководители, ибо они не увидели глубоких перемен, которые переживало в это время вьетнамское общество, и по-прежнему рассчитывали на императора. Сектантские позиции, на которых стояли эти руководители Общества, помешали им понять, что императорский феодальный режим, каким бы относительно прогрессивным он ни был, уже не мог пользоваться авторитетом в народе. Феодалы как класс в рассматриваемый период уже находились на стороне империалистов, превратясь в их опору.
Отмечая, что первая мировая война стала эпохой кризиса для наций Западной Европы и для всей системы империализма, В. И. Ленин писал, что в результате этого кризиса движение угнетенных народов и наций усилилось. «В колониях,— писал В. И. Ленин,— ряд попыток восстания, которые, конечно, угнетающие нации при содействии военной цензуры всячески старались скрыть. Известно тем не менее, что англичане зверски расправлялись в Сингапуре с восстанием своих индийских войск; что были попытки восстания во французском Аннаме... и в немецком Камеруне...»[43].
Деятельность тайных религиозных обществ. Одной из форм национально-освободительного движения во Вьетнаме была активная деятельность тайных религиозных обществ, объединявших крестьян и служителей культа (буддийских и конфуцианских монахов). Эта форма движения была особенно широко распространена в Кохинхине и частично в Тонкине. Указанные тайные организации ставили своей целью свержение колониального гнета и восстановление национальной независимости. Фактически тайные религиозные общества являлись политическими организациями, скрывавшими свою подлинную направленность под видом религиозных сект. На Дальнем Востоке политические общества обычно пропагандировали какую-нибудь псевдорелигию для воздействия на неграмотную и доверчивую массу. Количество тайных обществ и религиозных сект, скрывающих свое истинное назначение, на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии всегда было значительным. В прошлом деятельность подобных обществ была обычно локализована в определенном районе, границы которого она не переходила. В XX в. развитие путей сообщения способствовало созданию более крупных обществ, лучше организованных и более умело руководимых, которые стремились объединиться в единую организацию.
Политические
объединения возникали и
развивались при наличии в правящих
классах большого числа недовольных
существующим режимом. Такие
противники объединялись в тайные
общества под девизом «Объединение
порождает силу»[44].
Руководители вьетнамского
Общества возрождения Вьетнама
Кыонг Де и Фан Бой Тяу следовали
традиционной тактике своих
китайских предшественников,
создавая в стране большое число
тайных обществ. Наиболее известным
примером такого политико-религиозного
общества является секта Там Тхань («Трех
святых») в Тонкине[45]. В отчете
верховного резидента Тонкина за IV
квартал
Наибольшее число упомянутых тайных религиозных организаций отмечалось в Кохинхине. Так, в провинции Митхо действовали общества «Нгиа хоа ти хой», «Зуй тан хой», «Тхи тинь хой», «Фук хынг хой», в провинции Шадек — «Хой ай куок», в провинции Бария — «Нян хоа дыонг» и др.
Самой популярной и влиятельной организацией этого типа являлось «Общество неба и земли» («Тхиен диа хой»), созданное в провинции Тхузаумот вьетнамцем Беп Хаем[47]. Задача организаторов этого Общества облегчалась наличием в Кохинхине большого числа китайцев, среди которых было много подготовленных людей, обладавших опытом создания тайных религиозных обществ. По французским данным, «Общество неба и земли» выделилось из китайского общества «Нгиа хоа ти хой»[48], в основе которого была взаимопомощь всех его членов, сбор членских взносов для проведения антиманьчжурской пропаганды. Многие вьетнамцы, жившие в Кохинхине, вступали в это общество для того, чтобы, с одной стороны, избежать притеснения со стороны китайцев, а с другой — чтобы иметь возможность под его покровительством притеснять своих соотечественников, не являющихся его членами. В указанное Общество вступило огромное число вьетнамских крестьян, стремившихся обезопасить себя и свои владения. В скором времени число вьетнамцев, вступивших в эту организацию, значительно превысило ее китайский состав, и китайцы стали испытывать серьезное беспокойство за собственные позиции в ее руководстве. Этим объясняется стремление выделить вьетнамцев из своего состава в новое общество — под названием «Небо и Земля».
До Синьхайской революции большая часть взносов «Общества неба и земли» вносилась в кассы китайской революционной партии. Во французских материалах отмечается, что «наивность кохинхинцев и страх, который им внушали китайцы, были так велики, что они не порывали связей с этими иностранцами, которые их изрядно эксплуатировали. Вьетнамцы, добровольно делавшие пожертвования в пользу китайской революции, в настоящий момент недовольны тем, что китайцы не ответили взаимностью».
«Общество неба и земли» распространяло свою деятельность на многие районы Кохинхины. Эта широкая религиозная организация состояла из множества секций в различных провинциях Кохинхины (Зядинь, Биенхоа, Шадек, Лонгсуен, Митхо, Сайгон—Телон и др.).
Начало
активной деятельности «Общества
неба и земли» приходится на
По свидетельству историка Чан Хюи Лиеу, «ввиду того что общество было прикрыто как бы мистической вуалью, члены его и люди вне его рассматривали это Общество как нечто сверхъестественное и грозное»[49], ниспосланное для борьбы с иностранными поработителями. Основной своей целью Общество ставило изгнание колонизаторов, борьбу против их приспешников в лице феодалов-помещиков и восстановление национальной независимости.
«Общество
неба и земли» поддерживало связь с
Кыонг Де и Фан Бой Тяу. Еще в
Доход Общества составляли взносы, при этом особо вознаграждалось ограбление богатых домов. Воинствующие члены Общества (ань-хынг) были всегда готовы выполнить любой приказ, даже если их жизни грозила опасность.
В Кохинхине в годы первой мировой войны имелось около 80 патронов и секций «Общества неба и земли». Руководящий комитет Общества был известен только патронам. Комитет заседал в предместье Сайгона либо в горах. Он: имел связь с Кыонг Де и Фан Бой Тяу, которые находились за границей. Связь с последними осуществлялась через связных, постоянно курсировавших между Сайгоном и Бангкоком, Гонконгом и Сингапуром.. Упомянутое Общество не имело четкой организационной, структуры. Однако все члены каждой из многочисленных секций соблюдали строгую конспирацию, прибегая к особому жаргону в разговоре друг с другом. Неграмотные крестьяне видели в лице «Общества неба и земли» всемогущего избавителя от всех бед, учителя и наставника в деле борьбы с колонизаторами. Наибольшим авторитетом у населения пользовались служители культа — монахи Нгуен Ван Сы из провинции Шадек, Нгуен Ван Ван из провинции Тяудок и Нгуен Ван Хиеп из провинции Бенче.
Чтобы
парализовать деятельность членов «Общества
неба и земли», колониальные власти
учредили в Сайгоне специальные
суды по уголовным делам, делая
попытки арестовать и судить его
руководителей. Однако это было
чрезвычайно сложно, так как лица,
заинтересованные в деятельности
Общества, располагали
значительными средствами, при
помощи которых они подкупали
полицейских и местных властей. В
своей практической деятельности
члены «Общества неба и земли»
широко использовали тактику
индивидуального террора. Наряду с
убийством местных реакционных
феодалов и помещиков, старост и
чиновников Общество вело среди
населения агитационную
антиколониальную кампанию,
распространяя листовки и
литературу антиколониального содержания.
Многие пагоды служили для членов
Общества не только местом
собраний и встреч, но зачастую и
опорными базами. Члены «Общества
неба и земли» вели беседы среди
крестьян на темы «Любовь и верность»,
«Долой несправедливость»[51]. Руководство
«Общества неба и земли» приняло
решение о выступлении против
колониальных властей. В
соответствии с этим решением по
инициативе Нгуен Хыу Чи, Нгуен Ван
Хиепа и самого Фан Фат Шаня на
границе с Камбоджей, в горах
Тхатшон (пров. Тяудок), были созданы
вооруженные опорные базы. В ночь на
24 января
После
выступления в Сайгоне,
организованного упомянутым
Обществом, губернатор Кохинхины
докладывал генерал-губернатору
Индокитая следующее: «В заключение
данного доклада считаю
необходимым еще раз обратить ваше
внимание на заговоры, которые
продолжают осуществляться в
Кохинхине сторонниками Фан Бой Тяу
и Кыонг Де. Среди лиц, представших
перед уголовной комиссией Ханоя,
среди повстанцев, укрывшихся в
соседних иностранных портах,
находится большинство тех, кто
обвинялся в
В
Несмотря на указанные настроения и предупреждения, генерал-губернатор Индокитая дал указание произвести вербовку солдат второй очереди для отправки во Францию, признав, однако, что против вербовки солдат выступал не только Курбе, но и многие другие. «Если бы я, — писал генерал-губернатор, — к ним прислушался, то я должен был бы признаться в невозможности выполнить требования метрополии в отношении Индокитая и мы не могли бы с легкостью, которая в целом опровергает пессимистические прогнозы, обеспечить отправку 20 тыс. стрелков и дополнительно 30 тыс. рабочих»[54].
Вербовка
началась на месяц позднее
установленного срока — в середине
января
Естественно, что описанные условия вербовки солдат порождали большое недовольство местного населения. Многочисленные повстанческие отряды, укомплектованные членами тайных обществ, вооруженные ножами и бамбуковыми палками, совершали частые нападения на вербовочные пункты, убивали колониальных чиновников, вербовщиков, расправлялись с отличившимися своей жестокостью помещиками, сжигали их дома и имущество[56].
В
январе
Все
это, конечно, не могло не вызвать
серьезной озабоченности в
колониальном аппарате Индокитая.
Так, губернатор Кохинхины в своем
отчете от 3 марта
Однако попытка захватить сайгонскую центральную тюрьму закончилась неудачей: колониальные власти жестоко подавили это выступление населения Кохинхины. Генерал-губернатор спешил доложить министру колоний, что «колониальные власти восстановили порядок».
Генерал-губернатор
оценил выступления населения
Кохинхины как очень опасные для
французских властей и подтвердил
то, о чем писали ранее французские
дипломаты из Китая и Сиама: «Инициаторами
волнений в Кохинхине являются
именно те, кто избежал репрессий в
Члены «Общества неба и земли», воспользовавшись слабостью колониальной администрации Кохинхины, развернули активную деятельность среди солдат колониальной армии и легко привлекали на свою сторону крестьянство и трудовой народ Сайгона—Телона и членов различных тайных обществ. В своем докладе министру колоний Франции генерал-губернатор вынужден был констатировать, что «в последнее время участились случаи дезертирства резервистов»[59].
Департамент по политическим делам при генерал-губернаторе Индокитая сообщал, что «документы, приобретенные из первых рук, подтверждают, что тайные общества Кохинхины хорошо организованы, они могут поставлять антифранцузским элементам вполне подготовленные кадры сначала для ведения пропаганды, а затем и для практической деятельности. Сейчас,— указывал далее генерал-губернатор,— можно уже не сомневаться в том, что эти тайные общества так или иначе входят более или менее открыто в широкую антифранцузскую организацию, именуемую „Общество возрождения Вьетнама", главой которой является Кыонг Де»[60].
21
февраля
После расправы с восставшим населением Кохинхины колониальные власти приняли решение о проведении реорганизации колониальной администрации с целью установления еще более жесткого контроля и преследования революционных сил. Генерал-губернатор просил министра колоний издать специальные декреты об учреждении в Сайгоне и Ханое двух уголовных судов и выделении специальных уполномоченных для разбора политических преступлений. Он также предлагал произвести реорганизацию полицейской службы, ибо, по его признанию, сайгонские события обнаружили уязвимость организации полицейской службы в Кохинхине. «Находясь почти полностью в руках местных властей и нотаблей, полиция (состоящая из отщепенцев) действует в провинциях без реальной эффективности, при нехватке материальных средств, технического руководства и способных агентов»[61]. Тот же генерал-губернатор писал: «Лично я могу подтвердить, что критика в адрес организации местной полиции в Кохинхине является обоснованной. К тому же я предписывал изучить возможности реорганизации этой службы на более рациональной основе, предоставив отрядам местной охраны выполнять роль жандармерии. Существование широкой политической конспиративной организации,— указывал генерал-губернатор,— стремящейся распространить свою деятельность по всей стране и пустить корни во всех слоях общества, требует необходимости наличия широкой тайной полиции».
Несмотря
на жестокую расправу колониальных
властей с выступлениями
повстанческих отрядов религиозных
обществ, борьба последних явилась
одной из важных сил национально-освободительного
движения. Наибольшая активность
упомянутых организаций
приходится на годы первой мировой
войны, и особенно на
Восстание
в провинции Тхайнгуен. В
августе
Успеху восстания немало способствовали революционные традиции, глубоко укоренившиеся в указанной провинции: у местного населения большим авторитетом пользовались идеи «кан-вы-онга» и движения, возглавлявшегося Де Тхамом. Восстание готовилось зарубежным центром Общества возрождения Вьетнама в условиях строжайшей конспирации. Был избран комитет, принявший решение начать восстание в ночь с 30 на 31 августа 1917г. Восстание началось штурмом городской тюрьмы под руководством сержанта колониальной армии Чинь Ван Кана (известен также как Чинь Ван Дат) и Лыонг Нгок Куена (он же Лыонг Лап Ням — сын основателя «Донг кинь нгиа тхук» Лыонг Ван Кана), который, находясь в тхайнгуенской тюрьме, установил связь с тюремной охраной и лично с сержантом Чинь Ван Каном[63].
Согласно
французским данным, в результате
штурма тюрьмы удалось освободить
заключенных, которые влились в ряды
повстанцев. Вскоре около 600
повстанцев, среди которых были крестьяне
из отряда Де Тхама, овладели
центром одноименной провинции[64].
Руководящим комитетом восстания
был издан манифест,
провозгласивший независимость
провинции Тхайнгуен и призвавший
местное население поддержать
повстанцев. 1 сентября
В другой телеграмме, датированной 6 сентября, говорилось, что «мятеж в Тхайнгуене исключительно серьезный, поскольку он порожден соглашением между полицейскими силами и известными революционерами. Его революционный характер без необходимости проведения предварительного расследования совершенно свидетельствует самим фактом участия в нем крайнего и неисправимого националиста Лыонг Нгок Куена, получившего военное образование в Японии и в Китае, знакомого с Сунь Ятсеном и большинством высокопоставленных реформистов, на помощь которых он опирается в деле освобождения Аннама от французского закабаления». В той же телеграмме указывалось, что во время мятежа распространялись листовки, написанные иероглифами, что говорит «о существовании организации, преследующей цель вербовки военнослужащих в революционные войска».
Колониальные власти Тонкина требовали немедленного и беспощадного подавления восстания в Тхайнгуене, в связи с чем верховный резидент Тонкина Галлен писал: «Я глубоко сожалею о том, что наши войска, принимающие участие в операциях, не осуществляли сразу же правосудие над захваченными с оружием в руках мятежниками, разграбившими кассу, руки которых еще обагрены кровью обезглавленных ими наших соотечественников. Мне кажется, что возможным решением было бы объявление чрезвычайного положения в провинции Тхайнгуен и учреждение военного трибунала...»[66].
Отсутствие революционного опыта у руководителей восстания помешало им разработать четкую программу действий. К тому же в самом руководстве не было единства мнений по многим важным вопросам. Это наиболее ярко проявилось на одном из заседаний комитета в ходе восстания, где были высказаны две противоположные точки зрения по вопросу о методах дальнейшей борьбы — наступательная и оборонительная. Так, сторонники первой точки зрения Ба Куок, Бак Лам (командиры отрядов Де Тхама) и Ту Хой Суан настаивали на широком внезапном наступлении в провинциях Фукиен, Бакзянг, Баккан и др. Противником этой тактики выступил Лыонг Нгок Куен, который предложил другой план: сконцентрировать все силы в китайской провинции Гуанси, создать там опорные базы, закупить достаточное количество оружия и боеприпасов, пополнить ряды повстанческой армии и лишь после этого начать освобождение страны. Лыонг Нгок Куен предлагал использовать при этом помощь некоторых иностранных держав, и в частности Германии[67]. В конце концов Чинь Ван Кан согласился с доводами Лыонг Нгок Куена, чем вызвал большое недовольство сторонников наступательной тактики.
Восставшим удалось установить революционную власть в административном центре Тхайнгуен, что было с энтузиазмом встречено населением окрестных деревень. Повстанческая армия была пополнена 300 добровольцами-крестьянами и 50 шахтерами из Фанме и Лангхит[68]. Руководящий комитет восстания обнародовал новый манифест, излагавший задачи повстанцев и содержавший призыв к народу активно включаться в антиимпериалистическую борьбу. После получения сообщения о падении крепости Тхайнгуен штаб французских войск в Ханое направил в указанную провинцию специальные карательные отряды. Однако на подступах к городу последние были разбиты силами Чинь Ван Кана. И только после того, как французы бросили крупные силы, им удалось овладеть городом. В этом бою геройски погиб Лыонг Нгок Куен.
С
большими потерями повстанцы
вынуждены были отступить через
горы Тамдао сначала в провинцию
Виньиен, а затем и в провинцию
Фукиен. Блокированные со всех
сторон превосходящими силами
французов, лишенные возможности
пополнить свои отряды, повстанцы в
начале января
Во французских архивных документах имеются данные о небольших группах, сражавшихся в отдельных районах, пограничных с Китаем, и о том, что у восставших не было продовольствия, что они испытывали большой недостаток в оружии и людских силах, в связи с чем делался вывод о том, что «дальнейшее преследование мятежников становится чисто полицейской операцией, оно должно быть возложено на гражданские власти»[69]. Восставшие действовали тремя отрядами: первым отрядом командовал Кан, вторым — Ба Лам, а третьим — Хау.
Руководитель
второго отряда Ба Лам покончил
жизнь самоубийством, а члены его
отряда частично сдались резиденту
Фу-лангтхыонга, остальные скрылись.
Третий отряд, действовавший в
районе Фулангтхыонга в провинции
Хайзыонг, отказался сдаться
колониальным властям и провел ряд
успешных операций против
французских войск. Однако 28 декабря
колониальным войскам удалось
окружить и уничтожить этот отряд.
Первый отряд, действовавший в
горном районе Кимбанг и
впоследствии перебазировавшийся
в местечно Нуйфао, в конце декабря
был в основном уничтожен. 4 января
Колониальные власти жестоко расправились с участниками тхайнгуенского восстания, руководители которого были приговорены к смертной казни, многие его участники сосланы на пожизненную каторгу.
Восстание в Тхайнгуене длилось 184 дня, распространившись, на пять провинций Северного Вьетнама. Большая часть повстанцев состояла из бывших солдат колониальной армии. Однако в восстании непосредственно участвовали также крестьяне, ремесленники, шахтеры.
Каковы же причины поражения повстанцев в Тхайнгуене? Восстание было, по существу, солдатским и не затронуло широкие народные массы. Повстанцы не имели четкой и конкретной политической программы. Создание революционного аппарата власти на местах имело формальный характер и не сопровождалось коренными социальными преобразованиями, призванными сломать старую государственную машину. Руководители восстания полагались исключительно на регулярные повстанческие отряды и недооценивали роль местного ополчения. Восстание не имело необходимого военно-политического центра. Руководство восстанием не всегда следовало правильной тактике. Так, уже в самом начале оно допустило большую тактическую ошибку, не предприняв наступления прямо на французский гарнизон в Тхайнгуене. После того же, как повстанцы вынуждены были покинуть город, они действовали без четкого плана ввиду тактических разногласий среди руководства.
Восстанием руководил зарубежный центр Общества возрождения Вьетнама, плохо и неоперативно информировавшийся о положении в стране. Кроме того, и само Общество, как уже неоднократно отмечалось, не имело социальной опоры в широких народных массах[70].
Несмотря на поражение, это восстание имело большое историческое значение, явившись первым мощным толчком, возвестившим о значительном росте революционных сил в тылу империализма, в одной из ведущих колоний Франции на Дальнем Востоке. Этому немало способствовала первая империалистическая война, которая, по выражению В. И. Ленина, «окончательно разбудила спящие, полусонные, косные массы и в Америке, и в Европе, и в отсталой Азии»[71].
Верховный
резидент Тонкина Ле Галлен в своем
докладе от 18 декабря
С политической точки зрения верховный резидент Тонкина считал бесспорным, что «случившееся в Тхайнгуене является мятежной акцией против французских властей, против колониального режима». Колониальные власти вынуждены были признать, что режим принудительных работ заключенных был чрезвычайно тяжелым, что привело к восстанию. «Суровый сам по себе режим,— писал Галлен,— существовавший в Тхайнгуене, применялся с такой строгостью, которая, возможно, послужила причиной, предопределившей возникновение мятежа». Верховный резидент Тонкина упрекал французского резидента провинции Тхайнгуен Дарле в жестокости и грубости, граничивших с насилием, признавая, что «мятеж в Тхайнгуене стоил им больших забот, людских потерь и финансовых затрат... тогда как за пределами Индокитая это восстание породило надежды во вьетнамских революционных кругах»[73].
Вооруженные
выступления национальных
меньшинств против французских колонизаторов.
Национально-освободительное движение
во Вьетнаме в период первой мировой
войны было отмечено широким
участием в нем различных
народностей и племен, населяющих
эту страну. Движение «кан-выонг»,
деятельность обществ «Зуи Тан» и «Возрождение
Вьетнама», вооруженное выступление
крестьян под предводительством Де
Тхама, а также восстание солдат в
Тхайнгуене в значительной мере содействовали
пробуждению многочисленных
национальных меньшинств. Уже в
конце XIX в. освободительное
движение в районах национальных
меньшинств приобрело серьезный
размах. Районы Донгбака (северо-восток),
Тзйбака (северо-запад) и Вьетбака (Северный
Вьетнам) служили надежным убежищем
для революционеров из Общества возрождения
Вьетнама, видевших в малых национальностях,
населяющих Вьетнам, своих
надежных союзников. Так, народность
ман, населяющая высокогорные плато
Бакки (с наибольшей концентрацией
населения в провинциях Туенкуанг,
Иенбай, Футхо, Хазянг и Хай-нинь),
неоднократно поднималась на борьбу
с французскими колонизаторами,
добиваясь значительных успехов[74].
Наиболее активно народность ман
выступила в годы первой мировой
войны. Так, в октябре
Повстанческая армия мео уже насчитывала в одном только районе Донгтхыонг до 900 человек. В другом районе — Майло — силы повстанцев исчислялись в 800 человек. Помимо примитивного оружия повстанцы были также вооружены ружьями.
В
ноябре
Не будучи в состоянии подавить восстание силой, французское командование пошло на хитрость. Воспользовавшись разногласиями, возникшими среди повстанцев, оно вступило с ними в переговоры о перемирии, с тем чтобы выиграть время для переброски дополнительных сил. Когда же подкрепление подошло, французское командование прервало переговоры и отдало приказ о наступлении. Основные силы повстанческой армии были разгромлены, и лишь некоторым отрядам удалось укрыться на территории соседнего Китая.
В
1918—1921 гг. в провинциях Лайтяу и
Тхайнгуен вспыхнули восстания
народностей мео и тхыонг.
Восстанием мео руководил уроженец
Дьенбьенфу Зянг Та Тяй,
провозгласивший себя законным
наследником императора (по
французским источникам известен
как Бат Тяй, или Бат Чай)[77]. Зянг Та Тяй
призвал население Лайтяу к
вооруженному выступлению против
колониального режима, используя
для этого листовки, в которых
содержался призыв вступать в
повстанческую армию. На его призыв
в июне
Третий
этап восстания длился с мая 1920 по
февраль
Зарождение рабочего движения. Рабочее движение во Вьетнаме на первых порах проявилось в форме стихийных протестов и бунтов против тяжелой и бесчеловечной эксплуатации.
В
конце XIX в. зафиксированы первые
выступления рабочих: 28 февраля
В
начале
В
марте
В
Как видим, наиболее распространенными формами рабочего движения во Вьетнаме в рассматриваемый период были саботаж, отказ работать и самовольный уход со строительства железных дорог и шахт, похищение французских предпринимателей и сожжение домов колонизаторов. Это были еще низшие формы борьбы рабочих против своих хозяев. Вражда рабочих к капиталу выражалась в острой ненависти к своим эксплуататорам, в смутном осознании своего угнетения и рабства и в страстном желании отомстить за бесчеловечное обращение и жестокую эксплуатацию. Рабочие еще не понимали того, что источником их нищеты и угнетения является не само по себе оборудование шахт или фабрик, а весь существующий политико-экономический строй полуфеодального и колониального Вьетнама. Эта борьба проявлялась как в форме одиночной борьбы с хозяином, так и в разрозненных стихийных выступлениях рабочих, разрушавших здания, ломавших машинное оборудование, избивавших фабричное начальство и т. д.
В
рабочем движении указанного
периода проявлялось стремление к
солидарности с борьбой французских
моряков, выступавших против
колониальных властей, а также с
китайскими рабочими. Так, в мае
В
марте
В
другом документе из того же архива
упоминалось о забастовке
солеваров Намдиня в июле
В телеграмме верховному резиденту Тонкина относительно забастовок, организованных нотаблями некоторых деревень в знак протеста против деятельности отдела, регулирующего торговлю опиумом, указывалось следующее: «Мне сообщили, что нотабли ряда деревень в районе Лукнам с некоторых пор приступили к проведению забастовки протеста против деятельности отдела, регулирующего торговлю опиумом». После перечисления названий нескольких деревень в том же документе указывалось, что «новые продавцы не смогли наладить торговлю опиумом и под угрозой со стороны жителей вынуждены были вернуть им разрешение на торговлю. Эти деревни с давних пор известны как центры контрабанды, и цель, которую преследуют нотабли, бесспорно, состоит в том, чтобы избавиться от чиновников, приданных отделу регулирования торговли опиумом». В том же донесении отмечалось, что указанная забастовка не представляет большой угрозы, но тем не менее высказывалась просьба предоставить право резидентам провинций Бакзянг, Куангиен и Хайзыонг применять самые суровые меры для ее подавления[89].
В
начале
В
начале XX в. вьетнамские рабочие все
чаще стали использовать такие
формы борьбы, как забастовки и
стачки, в результате которых
рабочее движение становится более
целеустремленным и организованным,
приобретая наступательный
характер. Так, в
В
последующие годы забастовочное
движение во Вьетнаме заметно
оживилось при более активном
участии рабочих различных
специальностей: строителей,
шахтеров, текстильщиков и др. Так, в
октябре
В
В
январе
В
начале мая
Из
сказанного явствует, что еще до
первой мировой войны отмечались
многочисленные выступления и
забастовки рабочих преимущественно
на французских предприятиях, тогда
как в период первой мировой войны
рабочее движение кроме французских
предприятий частично начало
распространяться и на национальные
предприятия. К сожалению, мы не
располагаем конкретными материалами
о числе забастовок на вьетнамских
предприятиях в рассматриваемый
период. На предприятиях,
принадлежавших французским
предпринимателям, забастовочное
движение приобрело более
организованный характер по
сравнению с довоенными годами. Так,
22 февраля
Все перечисленные выступления и забастовки рабочих в годы первой мировой войны носили преимущественно экономический характер, поскольку требования рабочих сводились к своевременной выплате и повышению зарплаты, улучшению жилищных и бытовых условий. В это время рабочие еще не выдвигали политических требований, хотя каждое выступление или протест в колониальной стране рассматривались как мятеж против существующего строя. В указанный период рабочие выступления, по словам В. И. Ленина, «выражали уже собой некоторое пробуждение сознательности: рабочие теряли исконную веру в незыблемость давящих их порядков, начинали ... не скажу понимать, а чувствовать необходимость коллективного отпора и решительно порывали с рабской покорностью перед начальством»[100].
Большинство выступлений и забастовок рабочих по-прежнему оставались стихийными и слабо организованными. Большая часть забастовок имела место в Тонкине, что объясняется тем, что в конце XIX — начале XX в. именно в Северном Вьетнаме больше всего развивалась горнорудная промышленность и велось широкое строительство железных дорог, промышленных предприятий (мастерские, фабрики). Поэтому именно фабрично-заводским рабочим, шахтерам и железнодорожным рабочим принадлежит ведущая роль в рабочем движении рассматриваемого периода. Борьба вьетнамских рабочих в предоктябрьский период явилась важным этапом национально-освободительного движения в целом, знаменуя собой вовлечение в активную освободительную борьбу наиболее передового в политическом отношении класса вьетнамского общества.
Характер рабочего движения во Вьетнаме коренным образом изменился после Великой Октябрьской социалистической революции, возвестившей начало новой эры человечества — эпохи социализма.
В целом национально-освободительное движение во Вьетнаме накануне и в годы первой мировой войны приобрело ярко выраженный антиимпериалистический характер. Но антиколониальное направление в национально-освободительном движении было значительно сильнее антифеодального. Призывы к антиколониальной вооруженной борьбе находили широкий отклик в народных массах. В этой борьбе принимали участие рабочие, крестьяне, ремесленники, солдаты, представители мелкой и национальной буржуазии, а также различные национальности и племена.
Национально-освободительное движение на данном этапе заметно ослабило позиции империалистов в Индокитае, создав серьезную угрозу для французского колониального режима.
С возникновением Общества возрождения Вьетнама национально-освободительное движение в этой стране вступило в принципиально новый этап — этап буржуазно-демократической революции. Этому немало способствовало влияние русской революции 1905—1907 гг., Синьхайской революции, которая установила в Китае республику во главе с великим революционным демократом Сунь Ятсеном.
Национально-освободительное движение во Вьетнаме в исследуемый период протекало в форме вооруженной борьбы, деятельности тайных религиозных обществ, а также в форме рабочих бунтов и забастовок.
Деятельность религиозных обществ была характерна преимущественно для крестьян Южного Вьетнама, где антифранцузской борьбой руководили ши-фу под лозунгом независимой конституционной монархии. В Северном и Центральном Вьетнаме, где антиколониальное движение возглавлялось Обществом возрождения Вьетнама, оно ставило своей целью учреждение буржуазно-демократической республики. Такое принципиальное различие в основных политических целях объяснялось тем, что освободительное движение на севере и в центре страны было направлено против колонизаторов и реакционной профранцузской монархии династии Нгуенов, тогда как на юге оно ставило своей первоочередной задачей ликвидацию колониального режима и установление в масштабе страны конституционной монархии во главе с Кыонг Де.
Развитию
освободительного движения
способствовал ряд внешних и
внутренних факторов. К внешним
факторам относятся общее
пробуждение Азии, происшедшее под
влиянием революции
[1]
ANSOM. Indochine NF-29 (Служебная записка от 21
января
[2]
Histoire militaire... с. 372.
[3]
ANSOM. Indochine NF-177 (2). Телеграмма
министра колоний Франции от 7
ноября
[4]
ANSOM. Indochine NF-203 (47).
[5] ANSOM. Indochine NF-46; ANSOM. Indochine NF-29.
[6]
ANSOM. Indochine NF-56.
[7]
Там же.
[8]
ANSOM. Indochine NF-192.
[9]
Lich su can dai Viet-Nam. Т. III, с. 267.
[10] ANSOM. Indochine NF-56.
[11] ANSOM. Indochine
NF-203 (47), с. 25.
[12] Там же, с. 26.
[13] Там же, с. 30.
[14] ANSOM. Indochine
NF-29.
[15] Contribution du
Vietnam a la guerre 1914—1918 aux cotes de
[16] См.: Histoire
militaire... с. 366, 373.
[17] Xо Ши Мин. Избранные статьи и речи. М., 1959, с. 93.
[18] «
[19] Там же.
[20] ANSOM. Indochine NF-177.
[21] Е. Chassineux. L`Indochine,
с. 541; Lich su can dai Viet-Nam. Т. III, с. 234.
[22] Lich su can dai
Viet-Nam. Т. III, с. 231.
[23] VSD. 1958, № 42,
с. 43.
[24] С. А. Мхитарян. Рабочий класс и национально-освободительное движение... с. 50.
[25] Основной процесс формирования промышленной буржуазии Вьетнама приходится на период после первой мировой войны, что выходит за рамки нашего исследования.
[26] Tran Van Giau.
Giai cap cong nhan Viet-Nam, c. 58.
[27] Забегая вперед, скажем, что промышленный пролетариат Вьетнама как общественный класс и социальная сила вьетнамского общества сложился только в 20-х годах XX в. Он развивался как «класс в себе» преимущественно на французских капиталистических предприятиях и превратился в самостоятельную политическую силу («класс для себя») в начале 30-х годов, когда осознал свою историческую роль и создал свою политическую партию. См. подробно об этом: С. А. Мхитарян. Рабочий «ласе и националыно-освободительное движение..., с. 131—140.
[28] В. И.
Ленин. Доклад на II Всероссийском
съезде коммунистических
организаций народов Востока 22
ноября
[29] Tran Huy Lieu.
Lich su tam muoi nam... с. 187.
[30] В. И. Ленин. Доклад на II Всероссийском съезде.— Т. 39, с. 328.
[31] Lich su can dai
Viet-Nam. Т. III, с. 291—292.
[32] «
[33] ANSOM. Indochine
NF-191.
[34] ANSOM. Indochine
NF-192.
[35] ANSOM. Indochine
NF-203 (47).
[36] L'Аgitation
antifrancaise... с. 174.
[37] АСI. F-03.
Rapport au Gouverneur general sur la situation du Tonkin 1914, с.
9.
[38] Lich su can dai
Viet-Nam. Т. III, с. 291.
[39] Duy tan khoi nghia, с. 21. Эта брошюра без указания места и года издания хранится в Ханойском музее революция.
[40] Duy tan khoi
nghia, с. 30.
[41] Там же.
[42] Иногда восстание, готовившееся в центральных провинциях Аннама, в исторической литературе называют «восстанием Зуи Тана» — по имени царствовавшего императора.
[43] В. И. Ленин. Итоги дискуссии о самоопределении.— Т. 30, с. 52.
[44] ANSOM. Indochine
NF-28 (2).
[45] Там же.
[46] Таоизм основан на культе трех духов: Ван Сыонга, Куан Де и Ладонг Тама [см.: ANSOM. Indochine А-20 (65)].
[47] Lich su can dai
Viet-Nam. Т. III, с. 359.
[48] ANSOM. Indochine
NF-28 (2).
[49] Тran Huy Lieu.
Lich su tam muoi nam... с. 179.
[50] ANSOM. Indochine
NF-28 (2).
[51] Lich su can dai
Viet-Nam. Т. III, с. 360.
[52] ANSOM. Indochine
NF-28 (2).
[53] Там же.
[54] Там же.
[55] Там же.
[56] L'Аgitation
antifrancaise... с. 186.
[57] Histoire
militaire... с. З98.
[58] L'Аgitation
antifrancaise... с. 192—193.
[59] ANSOM. Indochine
NF-28 (2).
[60] Там же.
[61] Там же.
[62] Lich su can dai Viet-Nam. Т. III, с. 315.
[63] Еще в
[64] ANSOM (Аiх-еn-Рrovence).
Р-68, dossier 36250.
[65] Там же, dossier 36247.
[66] Там же.
[67] Cach mang can dai
Viet-Nam. Т. III, с. 103.
[68] Lich su can dai
Viet-Nam. Т. III. с. 320.
[69] ANSOM (Аiх-еn-Рrovence).
F-68, dossier 36048 (донесения с 1 октября
1917 по 28 января
[70] Lich su can dai Viet-Nam. Т. III, с. 330—331.
[71] В. И. Ленин. Международный день работниц.— Т. 42, с. 370.
[72] ANSOM (Аiх-еn-Рrovence).
F-68, dossier 36250 (Note sommaire sur la repression de la
rebellion de Thai Nguyen).
[73] ANSOM (Аiх-еn-Рrovence).
F-68, dossier 36250.
[74] Начало
этой борьбы совпало с годами
колониального захвата Индокитая и
датируется
[75] Там же, с.
70—71.
[76] Histoire
militaire..., с. 347.
[77] Cach mang can dai Viet-Nam. Т. II. с. 75; Histoire militaire... с. 353.
[78] Histoire militaire... с. 360.
[79] Mot so van de ve
lich su giai cap conh nhan Viet-Nam. Ha-noi, 1974, с. 141.
[80] Histoire
militaire..., с. 203.
[81] Mot so van de...,
с. 150.
[82] Из
доклада верховного резидента
Тонкина от 5 мая
[83] АСI, dossier
2987.
[84] Mot so van de...,
160.
[85] NSLS. 1976, № 4
(169), с. 72.
[86] Mot so van de... с.
164—165.
[87] АСI. dossier
27701; Tran Van Giau. Giai cap cong nhan Viet-Nam, с. 108.
[88] ANSOM (Аiх-еn-Рrovence).
F-68, dossier 8739.
[89] ANSOM (Аiх-еn-Рrovence).
F-68, dossier 8555.
[90] Рабочий класс в мировом революционном процессе, с. 105.
[91] Mot so van de... с.
169.
[92] АСI. Dossier
29602.
[93] ANSOM (Аiх-еn-Рrovence).
F-68, dossier 2765.
[94] Mot so van de... с.
186.
[95] АСI. Dossier
29781.
[96] ANSOM (Аiх-еn-Рrovence).
F-68, dossier 21174.
[97] АСI. F-03,
dossier 39896.
[98] Mot so van de... с.
189.
[99] NCLS. 197б, №
4 (169), с. 74; АСI. F-03, dossier 09741.
[100] В. И. Ленин. Что делать? — Т. 6, с. 346.