Глава
2
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Общее положение просвещения перед реформой XVII в.
В тех странах, в которых господствовала конфуцианская идеология, проблема просвещения имеет свою специфику. Выделение просвещения в европейском понимании этого термина неправомочно для стран конфуцианского культурного ареала вообще и для Вьетнама в частности. В данном случае под просвещением следует понимать строго регламентированную, сословно-классовую систему образования и формирования чиновничьего аппарата, состоящую из трех-четырехлетнего цикла экзаменационных конкурсов и связанных с ним «школ». При этом «школы» являлись не столько учебными заведениями, сколько учреждениями, в которых скапливался резерв в той или иной степени подготовленных людей для пополнения в случае необходимости чиновничьего государственного аппарата. Официальных государственных школ в европейском понимании во Вьетнаме вообще почти не существовало вплоть до конца XVIII в. Начальное же образование, вернее, умение писать, читать и элементарные знания о конфуцианских классических и канонических книгах приобретались в частном порядке[1].
Необходимо также отметить, что прежде во Вьетнаме было широко распространено буддийское монастырское образование, которое играло ведущую роль вплоть до второй половины XIV в. Однако, когда в XIV—XV вв. буддизм утратил свои позиции, а ставшее официальной государственной идеологией Вьетнама неоконфуцианство включило в себя значительно больше элементов буддизма, чем китайское неоконфуцианство, мы практически не можем говорить о массовом буддийском образовании.
Конфуцианское образование начало складываться во Вьетнаме со второй трети XII в., окончательно сложилось к XV в. и было оформлено как единая система реформами эры «Великой добродетели»[2]. Она просуществовала без каких-либо значительных изменений до конца XVII в., что имело серьезные последствия.
Во-первых, как уже отмечалось, конфуцианство практически полностью вытеснило из официального образования буддизм и стало единственной государственной системой образования.
Во-вторых, понятие социальной привилегии стало связываться по преимуществу со званием чиновника и феодалы в XV — начале XVI в. осуществляли свое «право» господства посредством тога, что они, получая то или иное образование, занимали ту или иную должность и получали полагающееся ей «кормление».
Таким образом, путь к занятию должности чиновника для феодалов был один — через школьно-конкурсную систему экзаменов на ученую степень, а понятия «чиновник» и «образованный человек» стали синонимами. Но если в XV в. лишь строго определенное количество людей допускалось на конкурсы, а обязательным образование являлось только для детей среднего и крупного чиновничества (что было определенной гарантией социальных привилегий), то к XVII в. положение изменилось: в связи с процессом роста частного землевладения, распадом общины и ослаблением центральной власти в течение XVI в. во Вьетнаме произошли социальные изменения.
С одной стороны, в первой трети XVII в. система образования функционировала лишь формально. При сдаче конкурсных экзаменов процветало взяточничество, что на данном этапе привело к количественному росту лауреатов-чиновников, получавших «кормление», но ничего не делавших. При этом необходимо подчеркнуть, что резко возросло количество лауреатов высших ступеней конкурса при их общем более или менее стабильном количестве.
С другой стороны, междоусобные войны Чиней — Маков — Нгуенов привели к резкому росту влияния военных, а в социальном плане — к формированию новой фигуры — военного помещика-феодала. Такой помещик, как правило, выделялся из среды зажиточных общинников. Он владел значительными частными землями и экономически держал в подчинении многих общинников. В то же время он составлял основную военную силу враждующих феодальных родов, т. е. был военным. Но, несмотря на свою власть де-факто, де-юре он ее не имел, так как не допускался к сдаче конкурсных экзаменов[3].
Таким образом, новые экономические тенденции, выразившиеся в росте частного землевладения и приведшие к серьезным изменениям в расстановке социальных сил в стране, тормозились тем, что представители этих новых тенденций не могли реализовать с законной точки зрения «свое» экономическое право на власть, так как единственный путь к его реализации — сдача конкурсных экзаменов на звание чиновника — был для них закрыт.
Этим противоречием характеризуется положение системы образования во Вьетнаме в конце XVII в., после реставрации династии Ле и перехода реальной власти к государям (тюа) Чиням и Нгуенам[4].
Реформа системы образования в конце XVII — начале XVIII в.
Указанное выше противоречие могло быть решено двумя способами: полной ломкой системы образования, строившейся на неоконфуцианских принципах; адаптацией этой системы к новым требованиям конкурсов, т. е. расширением категорий людей, допускаемых к сдаче конкурсов, и изменением самих конкурсов, т. е. временным снятием данного противоречия.
В условиях Вьетнама конца XVII в. полная ломка этой системы образования означала замену (полную или частичную) неоконфуцианства как официальной и единственной государственной идеологии какой-либо другой идеологической системой. И вот этой-то другой, противостоящей неоконфуцианству идеологии не было. Все имевшиеся во Вьетнаме влиятельные философско-идео-логичсские концепции, в первую очередь буддизм школы созерцания[5], были синтезированы в рамках неоконфуцианства, которому не осталось альтернативы.
В рамках Вьетнама, его эволюции от раннефеодального государства к мощной централизованной империи на протяжении X—XV вв., переход от буддизма к неаконфуцианству как официальной государственной идеологии был весьма симптоматичен. Но с конца XV в. неоконфуцианство, как уже указывалось, вступило в противоречие с новыми тенденциями развития вьетнамского общества, и из положительного фактора развития превратилось в его тормоз. А так как система образования, и в первую очередь система конкурсных экзаменов, являлась важнейшей частью неоконфуцианской идеологической системы, то и образование во Вьетнаме превратилось в тормоз прогресса. В то же время отсутствие альтернативы неоконфуцианству в области философии и идеологии сделало крайне проблематичным его слом. Таким образом, возникшее во Вьетнаме в XVI—XVII вв. противоречие решалось в рамках неоконфуцианства путем адаптации системы образования к новым социально-экономическим явлениям, что не меняло принципов управления и формирования кадров чиновничьего аппарата и, следовательно, создавало базу для «возрождения» указанного противоречия в значительно более широких масштабах. На наш взгляд, такое положение вещей полностью соответствует марксистскому выводу об обратном влиянии надстройки на базис, влиянии, которое в определенных конкретных исторических условиях может становиться решающим на довольно длительный исторический срок. Это явление было типичным не только для Вьетнама, но и для всех стран конфуцианского культурного ареала[6].
Реформа
низшего уровня системы образования
(община — уезд — округ — провинция)
В
Сдавшие испытания в уезде образовывали группу «в высшей степени подготовленных», а добившиеся наилучших результатов из этой группы заносились в отдельный список, который подавался в управление в провинциальном центре.
Группа «в высшей степени подготовленных» устанавливалась в количестве не более 200 человек от большого уезда, 150 человек от среднего уезда и 100 человек от малого уезда. Эти люди подвергались еще одной экзаменационной проверке, которая проводилась чиновниками управления подчинения основе (ти Тхыа-тинь) и управления инспекторов (ти Хиен-шат)[7]. В результате этой проверки первоначальная категория «в высшей степени подготовленных» делилась на две группы: выдержавшие ее образовывали категорию «достаточно подготовленных» и допускались к сдаче провинциального конкурса без ограничений, а несдавшие образовывали категорию «вторично подготовленных» и допускались к сдаче трех испытаний[8] (из четырех) провинциального конкурса. Недовольные результатами предварительных проверок имели право подать жалобу, на основании которой их могли перевести в другую категорию. Однако на этом реформа низшего звена конкурсной системы не была завершена.
В
Одновременно с реформой нижней ступени гражданского конкурса в 1721 —1765 гг. была проведена реформа «школ» (в указанном выше понимании этого термина), непосредственно связанных с провинциальными центрами проведения конкурсов. В соответствии с этой реформой в государственные провинциальные школы без предварительных испытаний направлялись дети и внуки гражданских и военных заслуженных чиновников. В провинциальных школах каждый месяц проводился малый экзамен, на котором писалось только сочинение. Этот экзамен проводился учителями из данной школы. Каждые четыре «срединных месяца»[10] проводился экзамен под наименованием «великая проверка». Этот экзамен представлял собой четыре испытания провинциального конкурса, сдававшиеся последовательно в течение всего года. Дети и внуки заслуженных чиновников, выдержавшие испытания в первые три «срединных месяца», получали звание «ученика-конфуцианца»[11]; выдержавшие же четвертое испытание могли по рекомендации экзаменовавших их чиновников государственной императорской академии назначаться на должность министерством обрядов.
Однако все это касалось только детей заслуженных и высокопоставленных чиновников. Дети мелких чиновников и других представителей вьетнамского общества допускались к сдаче провинциального конкурса в рамках категорий «вторично подготовленных» и «достаточно подготовленных». Обе эти категории сдавали три испытания провинциального конкурса одновременно, и их работы также одновременно оценивались чиновниками учреждения, проводившего экзаменационные испытания.
Выдержавшие три испытания из категории «вторично подготовленных» получали звание «ученик предмета» и направлялись в провинциальные школы[12]. Когда наступало время следующего конкурсного цикла (т. е. спустя четыре года), «ученики предмета» писали сочинение, которое называлось «экзамен образованных людей» (оно писалось непосредственно в провинциальной школе). Сдавшие получали звание «ученик предмета, достаточно подготовленный» и допускались к сдаче четвертого испытания провинциального конкурса. Это же звание получали люди из категории «достаточно подготовленных», выдержавшие первые три испытания. «Ученики предмета, достаточно подготовленные», не выдержавшие четвертого испытания провинциального конкурса, теряли звание «достаточно подготовленного», оставаясь при этом «учениками предмета». Помимо этого в провинциальных школах ежегодно проводилось по две проверки, которые были обязательны для «учеников предмета» и на которые допускались люди, самостоятельно готовившиеся в общине (так называемые «ученики общего»). Если восемь проверок (т. е. четыре года обучения) сдавал «ученик предмета», то он освобождался от ежегодных испытаний в стенах школы; если же восемь проверок сдавал «ученик общего», то он без предварительных испытаний допускался к сдаче провинциального конкурса.
Таким образом, можно сказать, что реформа низшего звена системы образования в 1721 —1765 гг. привела к следующим результатам.
Дети и внуки крупных чиновников были вообще освобождены от сдачи провинциального конкурса, так как сдавали его испытания в рамках привилегированных школ центральных провинций.
Получение низшего чиновничьего звания, соответствующего ученой степени «ученика предмета», стало возможным для всех состоятельных представителей вьетнамского общества, т. е. для воинов, торговцев, помещиков — владельцев частных земель, а не только для состоятельных общинников. Более того, было введено еще одно (самое низкое) ученое звание (категории «достаточно подготовленных» и «вторично подготовленных»), которое просто можно было получить за денежную плату.
Благодаря этому частично были «сняты» противоречия между новыми социально-экономическими явлениями и застывшим в своей структуре государственным аппаратом. Представители новых тенденций смогли реализовать свое экономическое право на власть в области социальной. В то же время разрыв между низшим чиновничеством и элитой чиновничьего аппарата не уменьшился, а увеличился из-за реформы школ, что было сделано с целью гарантировать социальные привилегии правящего класса.
Последствия описанной выше реформы низшего уровня образования сыграли важную роль в дальнейшем ходе развития вьетнамского государственного аппарата и традиционной структуры общественного сознания.
Реформа
высшего уровня системы образования
(столица — императорский дворец)
Лауреаты провинциального конкурса, к которым относились люди, полностью выдержавшие все четыре испытания, допускались к сдаче столичного конкурса[13]. Столичный конкурс (так же как и провинциальный) состоял из четырех испытаний, каждое из которых представляло собой комплекс различных экзаменов, базировавшихся на конфуцианских классических и канонических книгах. Экзаменаторами на этом этапе конкурса были высшие государственные сановники, прославившиеся своей образованностью — как правило, чиновники из министерства обрядов.
С этим важнейшим этапом конкурса теснейшим образом были связаны государственная императорская академия и дворец лунного совершенствования, представлявший собой одно из ее отделений[14]. Если дети и внуки заслуженных военных и гражданских чиновников направлялись на учебу в провинциальные школы, то дети высших чиновников и знати направлялись на учебу в государственную императорскую академию. В течение 10—15 лет учебы в стенах академии они сдавали экзамены по правилам провинциального конкурса и в результате этого допускались к сдаче столичного конкурса без предварительной сдачи испытаний провинциального.
Таким образом, к сдаче столичного конкурса допускались формально три группы лауреатов: лучшие ученики государственной императорской академии; «ученики-конфуцианцы», выдержавшие испытания провинциального конкурса в стенах провинциальных школ, и «ученики предмета», выдержавшие испытания провинциального конкурса на общих основаниях. Однако на самом деле это было не так.
«Ученики предмета» не допускались сразу на столичный конкурс, а направлялись на учебу во дворец лунного совершенствования государственной императорской академии. И лишь в случае выдающихся способностей того или иного «ученика предмета» или же в случае совершения им значительного деяния он допускался к сдаче столичного конкурса, т. е. прослойка «учеников предмета» на этом этапе конкурса была крайне незначительной.
«Ученики-конфуцианцы» хотя и допускались к сдаче столичного конкурса, но, как правило, больше одного-двух испытаний они выдержать не могли. Выдержавшие же эти (одно-два) испытания направлялись с соответствующим званием в государственную императорскую академию, и лишь после нескольких лет учебы в ее стенах они могли рассчитывать на полную сдачу столичного конкурса.
Таким образом, можно отметить, что если на провинциальном конкурсе гарантировались социальные привилегии чиновничества вообще, то на столичном конкурсе гарантировались социальные привилегии высшего чиновничества и знати.
Как уже отмечалось, столичный конкурс состоял из четырех испытаний. Выдержавшие одно испытание получали звание «императорского ученика младшего учения»; выдержавшие два испытания получали звание «императорского ученика среднего учения»; выдержавшие три испытания получали звание «императорского ученика старшего учения»[15]. Все эти люди направлялись на учебу в государственную императорскую академию. Выдержавшие же все четыре испытания допускались к сдаче дворцового, или придворного, конкурса, который состоял из одного испытания, аналогичного четвертому испытанию столичного конкурса. Дворцовое испытание проводилось под руководством самого императора. На его основании лауреаты столичного конкурса делились на следующие три категории:
1-я категория (сдавшие отлично): 1-е звание (1-й блистательный) — получал старший ранг 6-го класса и наделялся восемью качествами; 2-е звание (отмеченный табличкой) — получал подчиненный ранг 6-го класса и наделялся семью качествами; 3-е звание (добившийся украшения) — получал старший ранг 7-го класса и наделялся шестью качествами.
2-я категория (сдавшие первыми): отмеченный императором — получал подчиненный ранг 7-го класса и наделялся пятью качествами.
3-я категория (сдавшие одновременно — первыми): передовой деятель — получал старший ранг 8-го класса и наделялся четырьмя качествами.
Все лауреаты направлялись в научную академию на одну и ту же должность, а затем, в зависимости от количества «качеств», назначались на должность, но не старше чем на должность придворного историографа-инспектора или правителя уезда[16].
Таковы были общая структура и принципы организации гражданского конкурса во Вьетнаме XVIII в. И хотя формально он делился на три конкурса — провинциальный, столичный, или общий, и дворцовый, или придворный[17], он представлял собой единый трехлетний цикл. Система этого конкурса в высшей степени своеобразна, так как и учащиеся в государственных школах конкурсной системы, и лауреаты хотя бы одного из испытаний любой ступени конкурса, и даже лауреаты предварительных испытаний в уездах — все они являлись не только учениками, но и чиновниками и получали соответствующее их статусу «кормление». Всеобъемлющий характер этой системы образования, которая также являлась единственной системой формирования чиновничьего аппарата и, следовательно, единственным в условиях Вьетнама путем реализации права господствующих классов на власть, привел к тому, что понятие «чиновник» стало синонимом понятия «конфуциански образованный человек», а человек, не имеющий какого-либо ученого звания, не мог рассчитывать на высокое положение и почет, даже если он обладал значительным богатством. Но если низшее звено конкурсной системы было «демократизировано» в результате реформ 1721—1765 гг., то высшее ее звено оставалось по-прежнему закрытым для представителей новой военно-феодальной знати, выдвинувшейся в процессе междоусобных войн. Традиционная вьетнамская конфуцианская бюрократическая верхушка обладала такой силой, что даже государи Чинь, фактиг чески узурпировавшие права династии Ле, не решались на реформу высшего звена гражданского конкурса. Вместо этого они пошли по пути создания параллельной основному конкурсу системы, которая могла бы открыть их сторонникам путь к высшим должностям. С этой целью Чини использовали проводившиеся время от времени так называемые специальные конкурсы.
В
первую очередь необходимо выделить
регламентированный, или
процветающий, или милостивый
конкурс. Он проводился по правилам
трехлетнего гражданского
экзаменационного конкурса в связи
с каким-нибудь радостным событием (например,
рождение наследника или военная
победа) по личному указанию императора.
Чини начали с того, что отстранили
императоров династии Ле от
проведения дворцового этапа
гражданского конкурса, с тем чтобы
при градации лауреатов выдвигать
на высшие должности своих
сторонников. А затем, с
Помимо этого Чини стали значительно чаще, чем прежде, проводить конкурс кандидатов надежды, или конкурс обширного слова. Этот конкурс проводился на материале конфуцианских классических и канонических книг и позволял чиновникам, не сдавая трехлетнего гражданского конкурса, занимать высокие должности[19].
Наконец, проводились экзамены на должность чиновников-секретарей и «секретарей по классике». На этих экзаменах чиновники экзаменовались по написанию иероглифики и по математике. Успешно выдержавшие экзамены получали одно из указанных званий и отвечали за правильное ведение записей во всех государственных учреждениях[20].
На все специальные конкурсы (за исключением регламентированного) доступ был значительно облегчен. Благодаря этому представители новых тенденций развития вьетского общества, в первую очередь помещики, составлявшие основную опору и военную силу Чиней, получили доступ как к низшим должностям провинциального уровня, так и к низшим должностям в центральном государственном аппарате. Однако так как, за редким исключением, они не допускались к сдаче столичного конкурса, то помещики и военные не были удовлетворены и стремились к получению высоких должностей помимо столичного конкурса. Более того, общая ситуация в стране во второй половине XVIII в. была такова, что господствующие классы уже не могли не допустить к высшим должностям представителей нового сословия, прежде всего военных, сосредоточившего в своих руках реальную власть. Все это привело не к «демократизации» высшего звена трехлетнего конкурса, а к созданию в противовес ему нового конкурса «граждански-избранных».
Конкурс
«граждански-избранных» был
учрежден Чинями и, по всей
вероятности, являлся одной из
последних попыток стабилизировать
ситуацию в стране, так как он
впервые упоминается в
Введение
конкурса «граждански-избранных»
значительно облегчило доступ к
высшим должностям, но тем не менее и
он требовал достаточно высокого
уровня конфуцианской
образованности, которым, как
правило, не обладали военные.
Поэтому, для того чтобы
уравнять в правах военно-феодальную
знать и гражданское чиновничество.,
в
Некоторые аспекты образования
при дворе государей Нгуенов в XVIII в.
Известно, что, хотя Нгуены декларировали свое подчинение династии Ле, они не признавали Чиней и, более того, воевали с лими под лозунгом «освобождения императора Ле от узурпаторов Чиней». В то же время Нгуены нуждались в образованных людях для формирования собственного аппарата управления, и, следовательно, они были вынуждены создавать собственную систему подготовки образованных с конфуцианской точки зрения чиновников.
На основании ряда свидетельств хроники Нгуенов[22] можно предположить, что именно на юге страны в XVIII в. начала складываться система государственных начальных школ в европейском понимании этого термина. Процесс образования школ, видимо, был связан с тем, что на юге господствующей религией и идеологией подавляющей массы местного населения был буддизм. В то же время на юге было мало странствующих учителей, которых община могла бы брать на «кормление», как в северных провинциях страны. В пользу гипотезы о существовании таких школ на юге страны говорит и тот факт, что с начала правления династии Нгуенов было введено обязательное начальное образование на базе общинных школ, а это предполагает наличие определенной традиции их существования.
Если судить по данным последующей эпохи, в общинных школах обучение велось, так же как и на севере, по «Классической книге [высказываний] трех иероглифов» Ван Байхоу и «Малому учению» Чжу Си, т. е. оно велось в русле неоконфуцианства. Однако буддийское окружение не могло не оказывать на него влияния, тем более что традиции буддизма имели глубокие корни и отличались устойчивостью. Стремление же Нгуенов создать себе юпцру среди местного населения и сама структура вьетнамского неоконфуцианства способствовали включению новых буддийских элементов в систему южного неоконфуцианства Нгуенов[23]. Росту буддийского влияния также способствовало и отсутствие регулярного проведения конфуцианских конкурсных испытаний, которые бы ставили карьеру чиновника в прямую зависимость от уровня его конфуцианской образованности. Постоянные войны и угроза самому существованию их власти на протяжении XVII в. вынуждали Нгуенов назначать на высшие должности своих сторонников независимо от уровня их конфуцианской образованности. Нгуены время от времени проводили экзаменационные испытания по написанию иероглифов и математике, т. е. они проводили конкурсы, близкие к конкурсам на звание чиновника-секретаря и «секретаря по классике», что диктовалось необходимостью элементарной грамотности низшего чиновничества.
Таким образом, образование на юге страны при Нгуенах отличалось от традиционного вьетнамского образования тремя аспектами: созданием начальных общинных школ, значительно большим влиянием буддизма, наличием лишь простейших конкурсных экзаменов.
Просвещение
при Тэйшонах
В области образования реформа Тэйшонов свелась к следующему: впервые в северных провинциях страны были созданы школы (в европейском понимании этого термина), в общинах и в административных центрах малых провинций. В этих школах обучение велось не на вьетнамском варианте древнекитайского языка, который прежде был официальным письменным языком бюрократического аппарата, а на номе — национальной письменности, в основу которой была положена измененная китайская иероглифика. При Тэйшонах ном стал официальным письменным языком. В государственных общинных и провинциальных школах, как правило, малограмотные сторонники Тэйшонов могли получить достаточную подготовку для сдачи конкурсных экзаменов. Что же касается структуры и содержания самих конкурсных испытаний, то они не подверглись каким-либо изменениям по сравнению с предыдущим периодом.
Таким образом, Тэйшоны не внесли каких бы то ни было серьезных изменений в традиционную конфуцианскую систему образования и закрепления официальной идеологии.
Просвещение
при Нгуенах в первой половине XIX в.
В начальный период правления династии Нгуенов мы не можем говорить о каких-либо попытках изменения структуры традиционного образования во Вьетнаме. Тем не менее Нгуены не могли не обращать внимания на проблему формирования подготовленных кадров для государственного аппарата, т. е. на проблему восстановления и реорганизации системы образования. В то же время Нгуены не могли не учитывать тех изменений, которые произошли во вьетнамском обществе в результате восстания Тэйшонов, значительно ускорившего новые тенденции развития. Наконец, новая династия также опиралась на накопленный ею во время двухвекового правления в южных провинциях опыт организации образования.
До
В каждой общине существовала своя школа, содержавшаяся за счет общины. Учитель жил на средства, которые он получал от родителей учеников. В школах обучались как мальчики, так и девочки, однако обучение было раздельным. В возрасте 15 лет девочки завершали учебу, тогда как мальчики могли учиться до тех пор, пока не были готовы к сдаче провинциального конкурса. В общинных школах детей учили основам конфуцианской философии и письму по «Классической книге [высказываний] трех иероглифов» Ван Байхоу и «Малому учению» Чжу Си.
Таким образом, подавляющее большинство общинников могло получить начальное образование. Однако это образование еще не давало никаких привилегий[24].
Ученики общинных школ, получив необходимую подготовку, могли сдавать провинциальный конкурс. Значительно упрощенный в конце правления династии Ле, провинциальный конкурс был сделан еще более доступным. В результате довольно большое количество учеников из общин выдерживало провинциальный конкурс, получало звание «ученика» и освобождалось от военной службы и повинностей. Они могли продолжать обучение в государственных школах уездов, малых провинций и провинций. Во главе этих школ стояли чиновники, имевшие более или менее высокий ранг.
Провинциальная школа возглавлялась «старшим учения». Он имел старший ранг 4-го класса и по положению был равен провинциальному казначею. Школа в малой провинции возглавлялась «учителем», имевшим старший ранг 7-го класса и равным по положению помощнику правителя малой провинции. Наконец, уездная школа возглавлялась «наставляющим на путь»[25]. «Старший учения» обязательно был лауреатом дворцового конкурса и имел звание «передового деятеля»; «учитель» должен был быть лауреатом регионального конкурса и иметь звание «избранного человека»[26]; «наставляющий на путь» или должен был иметь то же звание, что и «учитель», или же получить при сдаче регионального конкурса звание не ниже «способного»[27]. Однако в этом случае «наставляющему на путь» должно было быть не менее 40 лет[28].
По всей вероятности, ученики общин, сдавшие провинциальный конкурс, направлялись в школы в зависимости от того, как они выдержали испытания. При этом в провинциальные школы в основном направлялись дети чиновников. Все эти школы имели одно общее наименование — государственные школы.
Помимо них имелось и специальное учебное заведение — Государственная императорская академия, которая находилась в Хюэ. В ней обучались дети многочисленных родственников императорской семьи, дети высокопоставленных чиновников[29] и ученики из «народа», выделявшиеся своими способностями при обучении в государственных школах. В Государственной императорской академии ученики готовились к сдаче конкурсных экзаменов, благодаря чему обеспечивалось привилегированное положение высшего чиновничества и знати, дети которых допускались непосредственно к испытаниям столичного конкурса. Однако само по себе школьное образование (даже в академии) еще не давало никаких привилегий. Привилегии обеспечивались сдачей конкурсных испытаний того или иного уровня[30].
Нгуены еще больше «демократизировали» уровень провинциального конкурса. Фактически провинциальный конкурс[31] стал играть ту же роль, которую в эпоху Ле играли проверочные испытания на уровне уезда. Испытания провинциального конкурса проводились два раза в год и начинались в 15-й день второго и восьмого месяцев. К сдаче конкурса допускались не только ученики общинных школ, но и ученики, готовившиеся самостоятельно или в государственных школах (дети чиновников). После предварительной проверки экзаменуемые сдавали основные испытания, которые проводились в целом по тем же правилам и темам, что и при династии Ле. Лауреаты получали право обучаться в государственных школах и освобождались от повинностей. Кроме того, они допускались к сдаче регионального конкурса[32].
Региональный конкурс проводился ежегодно. Он соответствовал провинциальному конкурсу эпохи Ле и проводился по тем же правилам и темам, что и провинциальный конкурс. Однако требования, предъявляемые к работам на региональном конкурсе, были значительно выше.
Региональный
конкурс проводился: для кандидатов
из Нам-ки — в Сайгоне; для тех, кто
жил между Биньтхуаном и Куангнамом,—
в Биньдине; для тех, кто жил в
столице и трех провинциях Куанг,—
в Хюэ; для тех, кто жил в северной
части Чунгки,— в Нгеане и Тханьхоа;
для тех, кто жил в Бакки,— в Ханаме и
Намдине. На конкурс допускались
кандидаты любого возраста. В
результате этого изменения
градаций конкурсных испытаний и их
значительной «демократизации»
конкурс в каждом регионе сдавало по
нескольку тысяч человек, но успеха
добивались относительно немногие.
В зависимости от административных
нужд императорским указом
устанавливалось для каждого
региона необходимое количество
лауреатов первой категории, т. е. «избранных
людей», а количество лауреатов
второй категории, т. е. «способных»,
по положению должно было в 3 раза
превышать количество лауреатов
первой. К сожалению, мы не
располагаем полными таблицами
лауреатов региональных конкурсов
раннего периода, однако следующие
цифры, показывающие количество
лауреатов регионального конкурса
14 „избранных людей" и 42 „способных" в Тханьхоа
22 » 66 в Вине
32 » 96 в Тхыатхиене (Хюэ)
18 » 54 в Биньдине
Если учесть, что на конкурс допускалось несколько тысяч человек, то можно по этим данным судить об очень высоком проценте отсева. Таким образом, система образования при Нгуенах давала возможность практически всем имущим слоям населения получать льготы и занимать низшие должности и в то же время резко ограничивала доступ к средним и высшим гражданским чиновничьим должностям.
Следующим этапом являлся столичный, или общий, конкурс. Этот конкурс ни по наименованию, ни по содержанию, ни по структуре не отличается от аналогичного конкурса эпохи Ле.
К сдаче столичного конкурса допускались лауреаты региональных конкурсов, получившие звание «избранных людей». Кроме них допускались дети чиновников, имевшие звание «способного высшей категории», а также члены императорской фамилии и ученики из «народа», имевшие то же звание. Наконец, к сдаче столичного конкурса допускались также «заслуженные ученики», которым было не менее 40 лет[35]. «Высшая категория» присваивалась тем «способным», которые выдерживали проверку в Государственной императорской академии, проводившуюся в годы тигра, обезьяны, змеи и свиньи. «Способные», получившие «высшую категорию», обучались в академии еще в течение двух лет, после чего они допускались к сдаче столичного конкурса. Кроме того, «высшая категория» автоматически присваивалась ученикам Государственной императорской академии, допущенным к испытаниям в столице. Несколько особо стоит категория «заслуженных учеников». Это звание получали те ученики, которые дважды проваливались на региональном конкурсе, но отличались упорством в учебе. Им должно было быть не менее 40 лет, и выдвигались они из расчета от одной малой провинции — один человек[36].
Таким образом, более «демократичная», чем при династии Ле, система допуска к испытаниям столичного конкурса обеспечивала, с одной стороны, гарантию социальных привилегий высшего чиновничества и знати, а с другой — выдвижение проверенных многолетней службой преданных сторонников династии.
Лауреаты столичного конкурса сдавали дворцовые испытания, на которых мы здесь не будем останавливаться, так как они ничем не отличались от дворцового конкурса эпохи Ле, включая систему и принципы градации лауреатов.
Политика французских колонизаторов
в области просвещения
в конце XIX — начале XX в.
Французское
завоевание еще раз показало,
насколько устарело конфуцианское
образование и в какой степени
формируемый им традиционный
бюрократический аппарат стал
коррумпированным и
недееспособным. Именно эту сторону
конфуцианской системы
формирования кадров чиновничье-феодального
аппарата оценили французские
колонизаторы, которые в первый
период своего господства сохранили
традиционную систему образования.
Лишь в
Перед
французами встала проблема
формирования кадров местной
профранцузской интеллигенции,
которая послужила бы опорой
колониального административного
аппарата. В то же время эта
профранцузская вьетнамская элита
не могла быть многочисленной,
основная масса населения по-прежнему
должна была воспитываться на базе
традиционного конфуцианского
образования. Изложенная выше
точка зрения была наиболее четко
сформулирована одним из столпов
политики «ассимиляции», генерал-губернатором
Полем Думером, в
Если они будут у них отняты, то чем заменим мы их в наших школах? Французской моралью, моралью отважных людей, основанной на чувстве долга, любви к родине, человеческой солидарности? Но учитель, который призван обучать (естественно, туземный), сам не сможет ее понять. Что же тогда будет с учениками?»[37].
И надо сказать, что французская колониальная администрация в основном следовала принципам Поля Думера, если не считать тех кратковременных периодов, когда политика «ассимиляции» сменялась политикой «ассоциации». Результатом такой политики явилось создание двойной системы образования: для французов и для местного населения.
Для
французов были созданы две средние
школы (коллеж. Шасселу-Лоба в
Сайгоне и средняя школа в Ханое).
Они являлись продолжением
начальных муниципальных школ (для
мальчиков и для девочек). Помимо
этих школ по всей стране имелись
крайне малочисленные начальные
школы, в которых учились дети служащих
колониальной администрации на
местах. Во все французские школы в
виде исключения и при наличии
достаточных знаний могли
приниматься и вьетнамцы. Однако,
как отмечал Думер в
Одновременно с системой образования для французов при Поле Думере была заложена база европейского образования для вьетнамской элиты. Были созданы школа «ожидающих назначения»[38] в Ханое и школа государственного обучения в Хюэ, в которых будущим чиновникам из числа высших лауреатов традиционного конкурса давались дополнительные знания.
Еще до правления Поля Думера во Вьетнаме начали создаваться и франко-аннамитские школы, имевшие целью подготовку переводчиков для французской колониальной администрации. Кроме того, в Сайгоне было создано Высшее педагогическое училище, а в Ханое велась подготовка преподавателей из местного населения[39].
В
то же время французская
колониальная администрация уделяла
определенное внимание развитию
профессиональных школ, что было
связано с торговыми интересами
метрополии. В
Следующий
шаг в развитии европейского
образования во Вьетнаме был
сделан при генерал-губернаторе
Поле Бо, который создал довольно
разветвленную систему франко-аннамитских
школ для подготовки чиновников
низшего звена колониальной
администрации из местного
населения. В
Что
же касается высшего образования, то
его в тот период практически не
существовало во Вьетнаме. В
В
Таким образом, можно сказать, что французские колониальные власти, проявляя большую активность в изучении Вьетнама с целью укрепления своих позиций, уделяли внимание реорганизации образования лишь постольку, поскольку им это было необходимо для целей управления и создания профранцузской местной опоры колониальной администрации.
[1] Как правило, сама община принимала на «кормление» какого-нибудь своего или странствующего учителя, сдавшего экзамены одной из ступеней конкурса.
[2] Во Вьетнаме становление системы конкурсных экзаменов неразрывно связано со становлением неоконфуцианства как государственной идеологии. Поэтому ниже термин «конфуцианство» следует понимать как «неоконфуцианство» — Эра Великой Добродетели (1470—1497).
[3] К сдаче конкурсных экзаменов допускались лишь полноправные общинники, которые полностью платили налоги, выполняли повинности и обладали собственным хозяйством, не обремененным долгами. К ним не причислялись должники, наемные работники на частных землях, торговцы, военные и некоторые другие категории людей. Представители феодальной верхушки формально числились полноправными общинниками, вернее, полноправными членами той или иной общины.
[4] Т. е. правление императора Ле де-юре и правление государей Чиней в Дангнгоае и государей Нгуенов в Дангчаунге де-факто.
[5] Школа созерцания (вьетский вариант «Тхиен»).
[6] На наш взгляд, выражение «китайский культурный ареал» в принципе неверно, так как оно фактически отрицает своеобразный национальный характер культур таких обществ.
[7] Эта проверка также проводилась в два круга: сначала ученики сочиняли обычный стих (из восьми строк) или стих краткого стиля (четыре строки) и писали оду или тезисы сочинения, затем писалось само экзаменационное сочинение.
[8] Одно испытание состояло из нескольких экзаменов и могло длиться два-три дня.
[9] Сu'о'ng muc. Q. 35, с. 36—37; q. 42, с.
25; q. 35, с. 36—37.
[10] Четыре срединных месяца по лунному календарю: месяц середины весны, месяц середины лета, месяц середины осени, месяц середины зимы.
[11] Ученик-конфуцианец (ньо-шинь).
[12] Необходимо отметить, что провинциальные школы были двух типов: во внешних провинциях основную массу учеников составляли «ученики предмета» (шинь-до), а они подчинялись управлению подчинения основе и управлению инспекторов; в центральных (столичное знамя) провинциях основную массу учеников составляли «ученики-конфуцианцы», они подчинялись учреждению блистательной литературы (тиеу ван куан) и службе вступления в прекрасное (куку ту лам).
[13] Столичный, или общий, конкурс проводился на следующий год после проведения провинциального конкурса.
[14] Дворец Лунного совершенствования (танг куанг дыонг).
[15] Императорские ученики младшего учения, среднего учения и старшего учения (зям шинь там са шинь, ха са шинь, чунг са шинь, тхыонг са шинь).
[16] Cuong muc. Q. 22, с. 30—31; q. 23; с. 40. Согласно традиции каждый чиновник обладал определенным количеством «проникающих качеств» в зависимости от его ранга и класса. Наибольшее количество «качеств» соответствовало старшему рангу 1-го класса — 24 «проникающих качества».
[17] Провинциальный, столичный и дворцовый конкурсы (тхи хыонг, тхи хой, диен тхи).
[18] Регламентированный, или процветающий, или милостивый, конкурс (те кхоа, тхинь кхоа, он кхоа) (см.: Cuong muc. Q. 45, с. 15).
[19] Конкурс кандидатов надежды, или конкурс обширного слова: (тхи ши вонг, тхи хоань ты) (см.: Cuong muc. Q. 42; с. 12).
[20] Чиновники-секретари и «секретари по классике» (лай вьеп лай диен) (см. Cuong muc. Q. 42, с. 14—15).
[21] Конкурс «граждански-избранных»
(тхи ван туен). (см.: Cuong muc. Q. 45, с. 13).
[22] DNTL. Раздел Тиен биен.
[23] Об этом же свидетельствует свееобразный «ренессанс» буддизма в Южном Вьетнаме в середине XX в.
[24] Tran Van Trai. L'еnseignement
traditionnel et
[25] Док хок, зяо тхо, хуан дао.
[26] Кы няя.
[27] Ту тай.
[28] Tran Van Trai. L'еnseignement
traditionnel..., с. 41.
[29] Тон шинь, ам
шинь.
[30] Tran Van Trai. L'еnseignement
traditionnel...
[31] Тхи кхоа.
[32] Тхи хыонг.
[33] В это время французы еще не отменили систему конкурсных экзаменов и поощряли их проведение на территории, оставленной под властью императора династии Нгуенов (т. е. в Чунгки).
[34] Tran Van Trai. L'еnseignement
traditionnel... с. 74—77.
[35] Конг шинь.
[36] Tran Van Trai. L'еnseignement
traditionnel... с. 91, 95—96.
[37] Paul Doumer.
Situation de l`Indo-Chine (1897—1901). Наnoi, 1902, с. 100,
102.
[38] Хоу бо.
[39] Р. Doumer.
Situation... с. 101—103.
[40] Р. Doumer.
Situation... с. 419.
[41] Куок нгы, т. е. современная вьетнамская письменность.
[42] Данные на
[43] Д. Дж. Холл. История Юго-Восточной Азии. М., 1958, с. 499—501.
[44] Р. Doumer.
Situation... с. 104—111.