Раздел
II
ВЬЕТНАМ
В ЭПОХУ ТЭЙШОНОВ
Глава
1
КРЕСТЬЯНСКОЕ
ВОССТАНИЕ ТЭЙШОНОВ
И
ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА ТЭЙШОНОВ
Начало восстания. Установление власти Тэйшонов над Центральным Вьетнамом
Район
Куиньона (Центральный Вьетнам)
вошел в состав вьетнамского
государства в
Обычным
явлением в Куиньоне, особенно в его
западной части, были засухи. В
условиях небольшого количества
пригодных к обработке земель это
наносило тяжелый удар по
крестьянским хозяйствам, вело к
ускорению процесса
обезземеливания и обнищания
сельского населения. Здесь в горах
Тэйшон (Западные горы), весной
Руководителями и организаторами восстания были три брата Нгуены: Нгуен Няк, Нгуен Хюе и Нгуен Лы.
Семья Нгуен (отца братьев звали Хо Фи Фук) принадлежала к низшему разряду феодальной иерархии[1]. Все три брата были образованными для своего времени людьми.
С самого начала восстание имело массовый характер. Лозунг, который выдвинули братья Нгуены,— «брать у богатых и делить среди бедных», привлекал под их знамена сотни и сотни крестьян. Например, как только Тэйшоны организовали в горах первый укрепленный лагерь, к ним присоединились со своим отрядом крестьянин-бедняк Доан Тык Лиа из зиня Куангнгай, а вслед за ним — группы крестьян из Куангнама, действовавшие под руководством мелких китайских торговцев Цза Тина и Ли Цая[2].
Вскоре восставшие стали осуществлять набеги на близлежащие деревни и административные центры, уничтожая чиновников и общинных старост. Имущество эксплуататоров конфисковалось и распределялось среди беднейших слоев населения. Земельные реестры и налоговые списки сжигались, а феодальные поборы, установленные нгуеновскими властями, отменялись.
Основной движущей силой восстания было крестьянство. Именно крестьяне составили костяк армии Тэйшонов, настолько многочисленной и боеспособной, что она сумела в дальнейшем разбить войска вьетнамских и китайских феодалов.
Характерной особенностью движения Тэйшонов было и то, что с самого начала в нем участвовали представители разных народностей, населявших Центральный Вьетнам. Наряду с тхыонгами, примкнувшими к движению с первых дней, в течение последующих месяцев в отряды восставших крестьян-вьетнамцев влилось также много тьямов и мыонгов, издревле населявших горные области Центрального Вьетнама и подвергавшихся насильственной ассимиляции со стороны вьетнамских феодалов. В отрядах Тэйшонов были также камбоджийцы, сиамцы, китайцы[3].
В восстании принимали участие представители низших слоев чиновничества, прогрессивно настроенные буддийские священники. В самом начале движения значительную финансовую помощь Тэй-шонам оказали торговцы Куиньона, заинтересованные в создании условий для развития внутренней торговли в стране.
В течение трех лет (1771—1773) восставшие накапливали силы. Это были годы, отданные организации отрядов, обучению воинов, обеспечению поддержки со стороны населения в прилежащих к району восстания местах. Вожди восставших понимали, что без достаточно хорошо подготовленной армии они будут не в состоянии помериться силами с Нгуенами, которые в это время имели в своем распоряжении более 100 тыс. солдат и примерно 200 боевых судов. Кавалерийские подразделения армии Нгуенов насчитывали 200—300 всадников[4].
В
начальный период в рядах
восставших насчитывалось 3 тыс.
человек[5], а к
Параллельно с военной подготовкой Нгуен Няк развернул агитационную деятельность среди населения крупного уезда Куиньон. Он прибегнул к обычному для Вьетнама того времени лозунгу «восстановить власть правителя». Подобные лозунги, например, неоднократно использовались во время антиправительственных выступлений в Дангнгоае. Да и сами Тэйшоны впоследствии, во время северных походов, призывали народ «свергнуть власть Чиней, восстановить власть династии Ле!». Такой прием был вполне оправданным: в народе, особенно в низших слоях феодального чиновничества, была еще сильна вера в справедливость «законных» правителей, а все свои беды и тяготы они связывали с деятельностью «узурпаторов», превративших трон в пешку в своих: руках.
В Дангчаунге вся полнота власти была сосредоточена в руках: временщика Чыонг Фук Лоана, объявившего себя «помощником правителя». Он был человеком «алчным, жестоким, уничтожил очень много людей»[7]. Именно против Чыонг Фук Лоана как выразителя интересов наиболее реакционных слоев феодалов и был направлен основной удар Тэйшонов. В одной из их прокламаций, относящихся к рассматриваемому периоду, есть такие слова: «Злой помощник правителя показал свою неблаговидную сущность, поэтому Тэйшоны выступают за справедливое восстановление власти правителя (тюа). Сначала отгородим род от рода как бы каменной стеной, чтобы ни у одной из групп не возникло намерения поживиться за счет другой. Потом оживим засохшие поля живительным дождем, извлечем бедняков из бездны несчастий»[8].
Осенью
В
течение последних месяцев
В
начале
В
конце
Чини
внимательно следили за развитием
событий на юге и решили
воспользоваться тем, что Нгуены
были заняты борьбой с восставшими
крестьянами, чтобы захватить часть
их владений. Зимой
Тэйшоны оказались стиснутыми между силами двух феодальных группировок. Нгуены находились на юге, в районах, где пользовались поддержкой, и в течение определенного времени могли вновь собрать силы. Действия Чиней, двигавшихся с севера и уже занявших часть территории, контролировавшейся Тэйшонами, также таили в себе большую угрозу для восставших.
Первое
столкновение Тзйшонов с чиньской
армией произошло в апреле
К
середине
Руководители восстания нашли выход из создавшегося трудного положения. Они предприняли попытку заключить перемирие с феодалами Дангнгоая и таким образом освободиться от более близкой угрозы — давления с севера.
Нгуен Няк обратился с посланием к главнокомандующему чиньской армии Хоанг Нгу Фуку, в котором выразил готовность прекратить военные действия и предлагал свои отряды для участия в борьбе против Нгуенов на стороне Чиней. При этом он ставил одно условие: чтобы его назначили правителем районов Куангнгай, Куиньон и Фуиен. Однако тюа Чинь Шам полагал поступить иначе. Он предложил Хоанг Нгу Фуку осуществить следующий план: пусть Тэйшоны воюют с Нгуенами, а северная армия идет следом и оккупирует все захваченные ими земли; если же Тэйшоны потерпят поражение, то армия Чиней должна ударить по ним, захватить Куангнгай и Куиньон, а уже потом выступать против Нгуенов.
Эти замыслы стали известны Нгуен Няку, и он решил разбить группировку войск Нгуенов, находившихся в Фуиене, отбросить ее дальше на юг для того, чтобы продемонстрировать Чиням могущество восставших и заставить феодалов отказаться от намерений захватить земли, контролируемые Тэйшонами.
Овладеть Фуиеном было непростым делом. Его оборонял гарнизон пехотинцев и моряков численностью 20 тыс. человек. Никто из тэйшонских военачальников, включая и самого Нгуен Няка, не осмеливался взять на себя ответственность за проведение этой операции, в которой, по существу, ставились на карту не только будущее восстания, но и личная судьба каждого из его руководителей.
В связи с боем в Фуиене официальные хроники Нгуенов впервые называют имя 23-летнего Нгуен Хюе, среднего из братьев — руководителей восстания. Именно он взял на себя руководство отрядами Тэйшонов, которые внезапно осадили Фуиен и вынудили верные Нгуенам войска бежать на юг.
Победа, одержанная Нгуен Хюе в Фуиене, заставила Чиней отказаться от намерений захватить владения Нгуенов руками восставших крестьян. Теперь Чини вынуждены были вести переговоры с Тэйшонами. Особенно на этом настаивал Хоанг Нгу Фукг главнокомандующий армии Чиней. «Тэйшоны сейчас как жаркое пламя! Я уже стар и не могу взять в свои руки дело защиты от них»,— говорил он своим офицерам[13]. Чини заключили перемирие с Тэйшонами и согласились совместно бороться против Нгуенов. Старшему из братьев — руководителей восстания был присвоен титул командующего авангардом. Но главное следствие успеха Нгуен Хюе было в том, что некоторое время спустя армия Чиней очистила Куангнам, а затем главные ее силы ушли в дельту Красной реки, оставив на завоеванных землях лишь небольшой гарнизон в Фусуане.
Обезопасив себя от угрозы с севера, Тэйшоны стали готовить силы для активных действий против южновьетнамской феодальной группировки. Ареной борьбы стала дельта р. Меконг — житница государства Нгуенов.
Тюа Динь-выонг, бежавший в Зядинь, тоже готовился к тому, чтобы продолжать борьбу против Тэйшонов. В течение сравнительно короткого периода ему удалось набрать армию численностью свыше 25 тыс., в которую, в частности, входили и проживавшие в Зядине лица китайского происхождения. Правитель дал приказ остаткам своих вооруженных сил в Фуиене также вести подготовку к боям. Кроме того, он попытался привлечь на свою сторону некоторых тэйшонских военачальников, страдавших, как сообщают хроники, «большой амбициозностью». Один из таких генералов, китаец по происхождению, Ли Цай, недовольный тем, что над ним был поставлен командиром молодой Нгуен Хюе, перешел на сторону Нгуенов[14].
В этих условиях Тэйшоны решили не заниматься ликвидацией гарнизона в Фуиене, а нанести удар по главным силам Нгуенов в Зядине. Поскольку у восставших не было еще достаточно сил, чтобы полностью очистить территорию страны от Нгуенов и их сторонников, план первого похода на юг предусматривал лишь нанесение возможно большего ущерба армии южновьетнамских феодалов, а также уничтожение продовольствия и иных запасов, заготовленных Нгуенами на крайнем юге страны.
Несмотря на ограниченность целей, Тэйшоны хорошо подготовили экспедицию. Был проведен набор в армию, надежно оснащены корабли.
Весной
Развернулась борьба также и в Нижнем Намки. И там она шла с переменным для повстанческой армии успехом, ибо в этой области у Нгуенов были довольно многочисленные сторонники.
В отличие от центральных областей страны жители дельты Меконга не только не оказывали Тэйшонам поддержку, но в ряде случаев выступали против них. Здесь, в дельте Меконга, повстанцы встретились с той категорией военных поселенцев, благополучие которых было тесно связано с именем Нгуенов. Феодальная эксплуатация в этой области не достигла еще таких размеров, чтобы вызвать недовольство крестьян. Это было главной причиной того, что Тэйшоны так и не смогли по-настоящему закрепиться в этом районе, а вынуждены были периодически покидать пределы Зядиня, чтобы восстанавливать боеспособность своих отрядов.
Крайние южные области страны, по существу, сразу же превратились в район антитэйшонского движения. Уже во время первого похода Тэйшонов на юг офицер-южанин До Тхань Ньон по поручению Динь-выонга быстро собрал отряд в количестве более 3 тыс. человек, назвав его «армией спасения короля Донгшон» (т. е. Восточные горы), который успешно действовал против повстанцев. Именно действия отряда Донгшон, а также известие о том, что с севера на помощь тюа двигаются верные ему войска, заставили Нгуен Лы покинуть пределы Зядиня, вернуться в Куиньон, приведя туда 200 кораблей с продовольствием и боеприпасами, захваченными на юге[15].
С военной точки зрения первый поход Тэйшонов на юг окончился успешно, и задуманное было достигнуто. Однако если оценивать его с точки зрения интересов и перспектив движения, то совершенно очевидно, что он показал и слабости Тэйшонов, которые они не смогли преодолеть и в последующие годы борьбы на юге. Тэйшоны не сумели закрепиться на юге страны, хотя именно только в этом случае они могли бы наладить действенный отпор проискам Нгуенов. Для нейтрализации прослойки землевладельцев, служивших опорой правителям, нужно было на более длительный срок «овладеть территорией Зядиня, чтобы создать там административный и хозяйственный аппарат, способный утвердить в населении веру в Тэйшонов»[16]. Однако Тэйшоны оказались не в состоянии решить эту задачу и ограничились походами на юг и оставлением там после каждой очередной победы над Нгуенами лишь гарнизонов для охраны наиболее важных пунктов. Такая тактика позволяла сторонникам Нгуенов со временем набирать силы и громить повстанцев на юге.
Вскоре после ухода Тэйшонов из Зядиня там разгорелась борьба между генералами — сторонниками различных ветвей многочисленного семейства Нгуенов. Узнав о распрях в стане противника, Тэйшоны готовят второй поход на юг против Нгуенов. Учтя положительные и отрицательные стороны первой экспедиции, Нгуен Няк приказал организовать более солидный отряд, который мог бы выполнить две связанные между собой задачи, состоящие в следующем: основная ударная сила — морская эскадра отправлялась на юг, в Зядинь, с целью уничтожить главные вооруженные силы Нгуенов, а затем овладеть важными пунктами в южной части этого района; сухопутный же отряд должен был овладеть крепостью Биньтхуан и уничтожить обороняющиеся здесь подразделения армии Нгуенов, а затем освободить области Биньтхуан, Чанбиен на севере Зядиня[17]. Верховным командиром обоих отрядов был назначен Нгуен Хюе.
Во
время этой кампании (
В
1777—1778 гг. активно развивается
процесс феодализации верхушки
крестьянского движения. Нгуен Няк
получил от тюа Шама титул правителя
Куангнама, священного посла и князя,
а в
К
этому времени относится и начало
деятельности французского
миссионера Пиньо де Беэна, епископа
Адранского, по оказанию помощи
Нгуен Аню. К началу
В
Верный
Нгуен Аню генерал Тю Ван Тиен из
Фуиена попытался нанести удар по
тэйшонским гарнизонам и даже
добился некоторого успеха: Нгуен
Ань возвратился в Сайгон[20]. Однако
через несколько месяцев он
потерпел полное поражение, когда
Тэйшоны осуществили новую морскую
экспедицию в Зядинь (
В отличие от предыдущих экспедиций Нгуен Хюе на сей раз обратил гораздо больше внимания на укрепление позиций Тэйшонов на юге страны. Легран де ля Мерэй, автор «Исторических записок о народе Аннама», так писал об этом: «После захвата Зядиня Лонг Ньыонг (т.е. Нгуен Хюе.— Авт.) стал хозяином во всем Южном Вьетнаме. Он — не только предводитель войск, но и способный администратор и отличается от тех генералов, которых Нгуен Няк направлял сюда раньше. Он держит в руках весь Зядинь путем организации крепких постов повсюду на дорогах и водных путях, на побережье, путем поддержания строгой дисциплины, а также милосердием по отношению к населению»[21]. На значительной части обширной территории Южного и Центрального Вьетнама (за исключением дельты Меконга) был уничтожен прежний налогово-административный аппарат. Крестьяне избавились от гнета феодальных чиновников-куанов и ростовщиков.
Оставшиеся
в Зядине тэйшонские войска не
только смогли оборонять
завоеванные позиции, но и оказали
помощь соседней Камбодже, когда эта
страна в конце
Нгуен
Аню не удалось предпринять сколько-нибудь
активных действий против Тэйшонов.
В
Борьба
против вторжения сиамской армии (1784—1785)
В Сиаме в 70-х годах XVIII в. к власти пришел один из военачальников — Чакри, ставший основателем новой династии, правившей в государстве вплоть до XX в. В просьбе Нгуен Аня о помощи Чакри увидел удобный повод для того, чтобы захватить Зядинь и аннексировать государство Камбоджу[23].
В
К
концу
Первые одержанные победы вселили в сиамцев беспечность. Считая, что с тэйшонскими войсками на юге покончено, они думали о том, чтобы побольше выкачать из страны, нежели о войне за интересы Нгуен Аня. Военные корабли использовались для вывоза награбленного имущества. Сиамцы «терроризировали местное население, и в народе была ненависть к ним; только и ждали, чтобы пришла армия Тэйшонов и изгнала их прочь»[25].
Нгуен
Ань понимал шаткость своего
положения приживальщика при
завоевателях. Поэтому, по-прежнему
опираясь на сиамцев, он решает
обратиться за помощью к европейцам.
В ноябре
Руководители
Тэйшонов, находившиеся в Куиньоне,
внимательно следили за действиями
сиамцев, готовясь к решительному наступлению,
с тем чтобы очистить район Зядинь
от захватчиков. В начале
Нгуен Хюе устроил засаду на р. Митхо (на ее отрезке от Рать-гама до Соаймута). Значительные отряды на лодках были спрятаны в многочисленных протоках, которые протекали к югу от обширной тростниковой долины.
В
ночь с 19 на 20 января
После изгнания сиамцев Нгуен Хюе опять вернулся в Куиньон, оставив в Зядине сравнительно небольшой отряд под командованием Данг Ван Чана.
Разгром сиамского вторжения был первым значительным военным и политическим актом, свидетельствовавшим о том, что Тэй-шоны взяли на себя защиту вьетнамской государственности от посягательств извне.
Как уже говорилось, 1778 год, когда Нгуен Няк объявил себя императором Тэйшонов, можно считать переломным в ходе движения. Отныне в Дайвьете существовало новое феодальное государство, возникшее в ходе крестьянского восстания. В самом начале его руководители, в частности Нгуен Няк, объективно выражали интересы народных масс, особенно крестьянства (приказывали делить имущество богачей среди бедняков и т. п.). Именно поэтому Тэйшоны и смогли быстро завоевать авторитет среди большинства населения Центрального Вьетнама, расширить территорию, охваченную восстанием, и стать силой, которая оказалась в состоянии свергнуть режим Нгуенов.
Однако в ходе антифеодальной борьбы в положении руководителей Тэйшонов происходили серьезные изменения. По мере успехов повстанческой армии в распоряжение ее вождей попадало все больше ценностей, захваченных у феодалов. Рост имущественного неравенства привел к выделению братьев Тэйшонов и их приближенных в особую влиятельную группу среди восставших. Опираясь на военную силу, они назначали своих чиновников в занятые районы, собирали налоги с населения, проводили призыв в армию в соответствии с имеющимися кадастровыми списками. Эти средства шли не только на содержание армии и организацию новых походов, но и на обогащение руководителей и их приближенных. Постепенно руководители восстания перерождались в феодальных правителей. Внешне этот процесс выразился в том, что три брата-вождя присвоили себе титулы, характерные для придворных званий и рангов феодального государства, окружили: себя многочисленной свитой, сооружали резиденции наподобие дворцов прежних правителей Вьетнама.
Войну Тэйшонов против Нгуенов в дальнейшем следует рассматривать как борьбу феодального государства за сохранение своих владений и по возможности за их расширение. Не случайно во время южных походов Тэйшоны все реже выступают под антифеодальными лозунгами, играя, особенно в ходе борьбы с сиамцами, на патриотических чувствах населения дельты Меконга.
Новая феодальная знать, сложившаяся в государстве Тэйшонов и окрепшая в результате победы над сиамцами, стремилась к установлению своей власти на всей территории Дайвьета. Поэтому дальнейшие действия Тэйшонов были направлены против феодалов Дангнгоая. Их поход на север был поддержан крестьянством Центрального Вьетнама и дельты Красной реки, ибо крестьяне этих областей связывали с походом Тэйшонов надежды на ликвидацию феодального гнета, на освобождение от лихоимства чиновников-куанов и удовлетворение своих чаяний. Вера крестьян в «доброго выонга» сослужила немалую службу Тэйшонам во время их продвижения на север.
Поход Тэйшонов на Север, ликвидация власти Чиней
Положение в Северном Вьетнаме в 80-е годы XVIII в. было сложным. Феодальная эксплуатация крестьянства усиливалась, увеличивался объем ренты-налога; снижение его или отмена на время в том или ином районе в результате волнений крестьян не приносили последним значительного облегчения. Разорение крестьянства в дельте Красной реки продолжалось.
Попытка
Чиней расширить владения в период
борьбы Тэйшонов с Нгуенами еще
более усилила разруху в стране.
Особенно тяжелое положение было в
областях, захваченных во время похода
армии Чиней на юг в
Несмотря
на то что к
В
В течение нескольких дней Тэйшоны овладели всей областью Тхуанхоа. Нгуен Хюе хотел на этом остановить дальнейшее продвижение армии на север. Однако Нгуен Хыу Тинь советовал ему продолжать наступление и перейти к захвату земель в собственно чиньских владениях.
«Нынче в Бакха (т. е. в дельте Красной реки) генералы ленивы, а армия зазналась, и мы должны воспользоваться этим, чтобы победоносно захватить Бакха. Это как раз то самое время и тот самый случай, которые не следует упускать... Но они, конечно, не могут и шелохнуться, поскольку у них недостаточно сил. Провозгласите лозунг „восстановить Ле, уничтожить Чиней" — и кто вас тогда не поддержит? Такой случай выпадает раз в тысячу лет»[29].
Доводы Нгуен Хыу Тиня показались убедительными Нгуен Хюе, и он решил продолжать наступление на север под лозунгом защиты законной династии Ле.
Быстро пройдя через территорию Нгеана и Тханьхоа Тзйшоны овладели Вихоангом (нынешний Намдинь), где захватили большие запасы продовольствия — около миллиона хоков риса. По существу, путь на Тханглонг был открыт. Лихорадочные усилия тюа Чинь Кхая (1783—1786) наладить сопротивление Тэйшонам в районе Шоннама ни к чему не привели. Не удалось также подтянуть к столице местные войсковые формирования, чтобы отразить атаку войск Нгуен Хюе.
Убедившись, что гарнизон столицы не устоит под ударом Тэйшонов, Кхай попытался бежать в Шонтэй, где находились верные ему войска. Однако в провинции Фукиен он был схвачен местным населением и выдан Тэйшонам. По пути в ставку Нгуен Хюе он покончил жизнь самоубийством[30].
21
июля
Руководитель северного похода Тэйшонов вовсе не желал уступить кому-либо власть на севере, однако действовал при этом весьма осторожно и осмотрительно.
Проявляя дар искусного дипломата, Хюе делал все возможное, чтобы создать впечатление полноты власти Ле, оставаясь в тени. Лозунг «восстановить Ле, уничтожить Чиней» еще оказывал значительное влияние на мелкое чиновничество и крестьянские массы Северного Вьетнама. Быть в роли спасителя Ле для Нгуен Хюе в то время было гораздо выгоднее в целях завоевания авторитета в народе, нежели просто объявить себя правителем. Слишком свежи были воспоминания о Чинях, чтобы давать возможность проводить нежелательные для Тэйшонов параллели. Поэтому в беседах с императором Ле Хиен Тоном он говорил о «великом духе освобождения, охватившем Тэйшонов», о «воле неба, свергнувшей Чиней», о том, что все успехи Тэйшонов вызваны «благородным превосходством императора»[33]. Однако на деле именно Нгуен Хюе определял судьбы страны. Так было, например, после смерти императора Ле Хиен Тона, когда спор претендентов разрешил тэйшонский военачальник, назначив на престол того из принцев, который его устраивал,— Ле Хюи Ки, принявшего имя Ле Тьеу Тхонг.
Междоусобная
борьба Нгуен Няка и Нгуен Хюе
Одним из условий, удерживающих Нгуен Хюе от прямого участия в управлении севером, было также нежелание обострять отношения в правящей верхушке государства Тэйшонов. Нгуен Няк после успеха на юге стал относиться к младшему брату с определенной подозрительностью, не без оснований полагая, что Хюе может конкурировать с ним в руководстве государством.
Еще когда Хюе колебался, продолжать ли наступление из Фу-суана в Бакха, Няк направил к нему гонца с требованием оставаться на месте. Однако по странному стечению обстоятельств посланец императора Тэйшонов уже не застал Нгуен Хюе, выступившего на север.
Получив известие о падении Тханглонга, Нгуен Няк поспешил сам па север, собирая по пути значительное войско. Император Ле был напуган приходом в Тханглонг нового тэйшонского войска и вел себя по отношению к Няку как вассал по отношению к сюзерену. Нгуен Няк фактически отстранил брата от всех дел в Северном Вьетнаме. Он говорил императору Ле: «Поскольку Чини уничтожены... земля принадлежит Ле, и никто не может отторгнуть ни малейшего клочка ее. Только император имеет право обладать ею, это залог дружбы между нашими государствами, в этом их счастье»[34]. Давая понять, что Тэйшоны рассматривают север как отдельное от их владений государство и что поэтому Хюе не имеет здесь какой-либо власти, Нгуен Няк тем не менее вовсе не собирался полностью выводить свои войска из Бакха.
В
августе
Быстрый уход с севера и, более того, лишение Нгуен Хюе права управлять этой областью были результатом крайне ошибочного решения Нгуен Няка, в котором амбициозность восторжествовала над трезвой оценкой обстановки.
Тэйшоны оставили на севере враждующих между собой генералов и недобитых сторонников Чиней, которые не замедлили начать подрывную деятельность против императора Ле. Нгуен. Хыу Тинь не только не сумел установить порядок, но, боясь сторонников Чиней, вслед за императором Тэйшонов бежал на юг, в Нгеан.
Когда братья Тэйшоны возвратились в Куиньон, Няк предложил разделить сферы влияния. При этом, проявились резкие противоречия между Няком и Хюе, накапливавшиеся, по существу, еще со времени похода Нгуен Хюе на север. Поводом, послужило недовольство Нгуен Хюе тем, что Няк не отдал ему в управление Куангнам. Кроме того, будучи на севере, Хюе захватил очень много ценностей, принадлежавших Чиням. В Куиньоне Няк забрал у брата эти ценности. Спор между братьями дошел до открытых военных столкновений. Нгуен Хюе с 60-тысячным войском окружил Куиньон и в течение четырех месяцев осаждал столицу тэйшонского государства. Няк, в свою очередь, послал гонца в Зя-динь, чтобы расквартированные там войска спешили к нему на выручку.
После нескольких месяцев жизни в осажденном городе Няк пригласил брата на переговоры. Нгуен Хюе, войско которого также несло большие потери, согласился на прекращение военных действий. Братья договорились, что территорию к юту от Куанг-нгая берет в управление Няк, а область к северу от районов Тханг и Дьен переходила к Нгуен Хюе.
Инцидент был исчерпан, но прежнее единство между братьями Тэйшонами уже не восстанавливалось.
Открытая
междоусобная борьба руководителей
Тэйшюнов была важным этапом в
развитии движения. Она
свидетельствовала o том, что
интересы крестьянства уже уступили
место амбициям и запросам
феодализировавшейся верхушки
государства. Отряды восставших
крестьян, выступавшие на первом
этапе движения как «армия
справедливости», стали, по существу,
орудием борьбы за власть между
соперничающими вождями. Если
считать, что в
Непосредственным отрицательным следствием распри между Няком и Хюе было обострение положения на севере страны. «Деревня нападает на деревню... грабят людей, а то и вовсе убивают друг друга,— рассказывает хроника о положении в Северном Вьетнаме в это время.— К тому же... была засуха, а потом тайфун и наводнение, так что почти все погибло. В Намдине разрушены дамбы. Более других пострадали хюены Куиньлыу и Донгтхань в провинции Нгеан... Не было человека, который собрал бы хоть какой-то урожай, а в предыдущем году урожай был невелик, да и тот весь разграбили. У кого были деньги, тот приумножил их, спекулируя продовольствием... Люди умирали тысячами, без счету. Люди ели траву, как быки, или глодали древесную кору».
Активизировали деятельность оставшиеся на местах сторонники Чиней, в том числе и члены их многочисленного семейства. Антитэйшонское движение возглавили Чинь Ле и Чинь Бонг, опиравшиеся на местные войсковые формирования северо-западных областей государства.
Выступления представителей Чиней были подавлены Тэйшона-ми, действовавшими от имени императора Ле, однако это не принесло спокойствия Северному Вьетнаму. Используя то обстоятельство, что братья Нгуен Няк и Нгуен Хюе были заняты междоусобными боями возле Куиньона, некоторые тэйшонские военачальники в Северном Вьетнаме начинают вести подготовку к тому, чтобы выступить против своих вчерашних сподвижников по борьбе.
Особенно активно действовал наместник Нгуен Хюе на севере Нгуен Хыу Тинь, который намеревался отделить провинцию Нгеан от государства Тэйшонов и в этих целях искал союза с другими военачальниками, а также с императором Ле[35].
В Северном Вьетнаме началась война между тэйшонскими генералами. Сопротивление Нгуен Хыу Тиня было сломлено, а верные ему 30-тысячные войска разбиты в сражении на р. Тхань[36].
Бежавший после этого сражения в Тханглонг Нгуен Хыу Тинь договорился с императором Ле уйти в северные районы, с тем чтобы собрать новое войско в провинциях Шонтэй, Тхайнгуен, Хайзыонг и Шоннам и вновь начать борьбу с Тэйшонами. Вместе с императором Ле Нгуен Хыу Тинь бежал в Киньбак, но был схвачен Тэйшонами и казнен.
По-иному сложилась судьба императора Ле Тьеу Тхонга. Ему удалось скрыться от преследования вблизи вьетнамо-китайской границы. Отсюда он обратился к императору правившей в Китае маньчжурской династии Цянь Луну с просьбой о помощи в борьбе против Тэйшонов.
Разгром
маньчжурских захватчиков во
Вьетнаме (1788—1789)
В последней трети XVIII в. в результате действий Тэйшонов, изгнавших из страны Нгуснов и уничтоживших Чиней, Вьетнам стал единым целым, превратился в самое значительное государство на Индокитайском полуострове.
Образование на южных границах Китая единого и сильного Вьетнама явно не устраивало маньчжурских правителей Поднебесной. Цинский двор никогда не отказывался использовать удобный случай для демонстрации своего влияния во Вьетнаме. Просьба императора Ле, обращенная к правителю Поднебесной, позволяла маньчжурам предпринять очередную попытку утвердить в Тханглонге полностью послушного им императора-марионетку, а также воспользоваться плодами восстания Тэйшонов, т. е. распространить китайское влияние на всю территорию объединенного Вьетнама.
Посланный императором Ле Тьеу Тхопгом за помощью в Китай чиновник не просил вводить во Вьетнам вооруженные силы маньчжуров, призывая ограничиться моральной поддержкой, для чего, по его мнению, достаточно было подвести к границе Вьетнама армию, что устрашило бы Тэйшонов[37]. По-иному рассуждали представители Поднебесной. Военачальник Сун Шии утверждал: «Прежде Аньнань принадлежал династиям Хань и Сун... Теперь настало время вернуть нам эту страну»[38]. Выражая интересы крайне экспансионистских группировок феодалов Южного Китая, Сун Шии обратился к императору Цянь Луну с таким предложением: «Теперь, когда Ле взывает о помощи, наша династия не может не помочь... Если после восстановления Ле оставить армию в стране, то можно одним ударом убить двух зайцев: обеспечить охрану Ле и снова взять Аньнань в наши руки»[39].
Цянь Лун совместно с Сун Шии разработал следующий план действий:
1. Усилить охрану границы, для того чтобы преградить путь Тэйшонам, коль скоро они попытаются перейти рубеж, чтобы преследовать императора Лена территории Китая.
2. Написать манифест, который верные императору Ле чиновники-куаны могли бы распространять во Вьетнаме, поднимая народ против. Тэйшонов и поощряя феодалов на организацию «армии спасения императора», которая бы действовала совместно с вторгшимися маньчжурскими войсками.
3. Отдать приказ, чтобы племенной вождь Идун совместно с принцами из династии Ле — Ле Зуи Ти, Нгуен Динь Маем — начал создавать «добровольческую армию» на границе с вьетнамской провинцией Каобанг. Эта армия, которую можно именовать «верной и мужественной», должна идти в авангарде, указывая путь регулярным силам маньчжуров, вторгшимся во Вьетнам.
4. Перебросить значительные регулярные силы для оккупации Вьетнама. Эти силы должны состоять из подразделений и частей, находившихся в провинциях Гуандун, Гуанси, Юннань, Гуанчжоу, а также из флотилий в провинциях Гуандун и Фуцзянь[40].
В течение довольно короткого периода этот план был реализован. Соответствующий манифест-призыв был направлен во Вьетнам, а; остатки разгромленных Тэйшонами феодальных группировок стали спешно собираться в «армию спасения императора»; на севере страны, в Тхайнгуене, были организованы подразделения, состоящие из выходцев из Китая, общей численностью свыше 10 тыс. человек,, которые заявили о своем желании влиться в ряды «верной и могущественной» армии Чжан Идуна, готовой вступить в пределы Каобанга.
Цянь Луну и Сун Шии удалось подготовить для вторжения во Вьетнам армию численностью 200 тыс. человек[41] (не считая «верной и могущественной армии» Чжан Идуна, «армии спасения императора» Ле Тьеу Тхонга, а также матросов и солдат приведенных в состояние боевой готовности флотилий в Гуандуне и Фуцзяни).
Цянь Лун придавал огромное значение организации снабжения армии, ставя этот вопрос на один уровень с решением чисто военных аспектов вторжения. Уже после того, как маньчжуры захватили Тханглонг, на двух основных путях из Китая во Вьетнам — из Юннани и Гуанси — было создано свыше 70 перевалочных пунктов-постов, занимавшихся снабжением армии; только на пути из Мукнамкуана в Тханглонг во время продвижения по нему маньчжуров ими было организовано 18 складов продовольствия; и снаряжения[42].
Установки, данные Цянь Луном своим военачальникам, активная и тщательная подготовка к походу свидетельствуют о том, что маньчжурская династия, отправляя экспедицию во Вьетнам, имела целью осуществить свои экспансионистские устремления в этом районе Юго-Восточной Азии, в той или иной форме вновь утвердить китайское господство во Вьетнаме. Вьетнамские историки Нгуен Лыонг Бить и Фам Нгок Фунг решительно подчеркивают, что «Цянь Лун и Сун Шии хотели во что бы то ни стало захватить Вьетнам и превратить его в свою вотчину»[43].
В основе замыслов маньчжурских феодалов лежал принцип «уничтожить вьетнамцев руками вьетнамцев», с тем чтобы таким путем обескровить Вьетнам и добиться своих целей.
Однако Сун Шии довольно легко удалось убедить Цянь Луна в том, что Ле не в состоянии самостоятельно вести борьбу против Тэйшонов, но что силы последних не устоят против напора «великой армии» и поэтому нужно не откладывая начать наступление на Тханглонг. Маньчжуры явно недооценивали силы Тэйшонов, не верили в то, что Нгуен Хюе удастся собрать армию, достаточную для отпора захватчикам. В частности, именно поэтому Сун Шии самонадеянно отказался от помощи военно-морских сил.
25
ноября
Главные силы маньчжуров под командованием Сун Шии двигались через Лангшон к Тханглонгу. Вторая колонна, которой руководил Чжан Идун, направлялась через Каобанг на Тхайнгуен и далее к Тханглонгу. Третья колонна, командиром которой был У Дацин, из Юннани через Туенкуанг шла на Шонтзй.
Обстановка в Северном Вьетнаме складывалась неблагоприятно для Тэйшонов. Хюе по-прежнему не хотел, чтобы Тэйшоны осуществляли прямое управление Северным Вьетнамом, поскольку он знал, что среди феодального чиновничьего аппарата, который не был ликвидирован Тэйшонами, были весьма сильны настроения в пользу императора Ле. Только после бегства императора Ле на север и физического уничтожения Нгуен Хыу Тиня, Ву Ван Нама и других военачальников, вынашивавших антитэйшонские замыслы или подозревавшихся в них, Нгуен Хюе принял решение создать новый административный аппарат на севере. Именно в этих целях он оставил в Тханглонге группу верных людей — Нго Ван Шо, Фан Ван Лана, Нго Тхой Ньиема, Нгуен Ван Зунга.
Тэйшоны
не ожидали вторжения иноземных
войск на территорию Вьетнама. Об
этом, в частности, говорит тот факт,
что летом
Когда уполномоченный Нгуен Хюе в Северном Вьетнаме Нго Ван Шо сообщил правителю об имеющихся у него данных относительно готовящегося наступления маньчжурских войск, Нгуен Хюе приказал отрядам, расположенным на севере, готовиться к отражению захватчиков, не рассчитывая на скорую помощь со стороны главных сил. Одновременно он начал активную подготовку к войне с полчищами северных феодалов.
Тэйшонские военачальники сумели оказать известное сопротивление маньчжурам, чтобы по замыслу Нго Ван Шо выиграть время для сосредоточения всех воинских подразделений, расквартированных на севере, в районе Тханглонга. Такими были бои возле Лапгшона, в непосредственной близости от границы, или сражение на р. Тхикау, где военачальник Фан Ван Лан с тысячей воинов пытался преградить путь наступающим оккупантам, с тем чтобы дать возможность силам Тэйшонов, уже собравшимся в Тханглонге, организованно отступить из столицы в горы Там-дьеп[45].
Нго Ван Шо понимал, что главное для Тэйшонов в этот начальный период военных действий, когда перевес был на стороне маньчжуров,— сохранить силы, подготовиться к решительному отпору захватчикам. «Сейчас мы соберем силы и отступим, не потеряв ни одной стрелы,— говорил он подчиненным.— Пусть они (т. е. маньчжуры. — Ред.) переночуют, а потом мы выгоним их»[46].
Нгуен Хюе высоко оценил действия Нго Ван Шо: «Вы сумели сделать так, что избежали ударов их стрел, разделились для охраны наиболее слабых и опасных участков. Это, с одной стороны, вдохновляет нашу армию, а с другой — порождает у врага чувство самоуверенности и самодовольства. Ваш замысел очень правильный».
Маневры,
предпринятые Нго Ван Шо, сыграли
свою роль. Отступая, Тэйшоны
разрушали за собой мосты и
переправы, топили плавучие
средства. Не удивительно поэтому,
что поход маньчжуров от Лангшона
до Тханглонга продолжался 20 дней[47],
т. е. средняя скорость их
продвижения была не более
17
декабря
Сун Шии не собирался долго оставаться в Тханглонге, намереваясь продвинуться дальше на юг Вьетнама. Китайская хроника сообщает, что маньчжуры разрабатывали план создания 123 укрепленных пунктов-постов по переброске снабжения в армию на пути от Тханглонга до Куангнама (т. е. южной части Вьетнама) и для этого Сун Шии запросил у императора еще 200 тыс. рекрутов для вспомогательных войск[50].
Выступление на юг предусматривалось начать непосредственно после окончания празднеств по случаю Нового года по лунному календарю. Недооценивая возможности Тэйшонов, маньчжурский главнокомандующий приказал готовиться к празднику, говоря, что «смотрит на все происходящее опустив руки в карманы и нет никого», кто мог бы его устрашить[51].
Главные силы маньчжуров расположились лагерем по обеим берегам Красной реки. За пределами Тханглонга была создана система сильных укрепленных постов, ключевое место среди которых занимало укрепление Нгокхой.
Тханглонг
и значительная часть дельты
Красной реки были оккупированы
маньчжурами. Поведение иноземцев
на захваченной территории
показывает, что заверения о
стремлении восстановить реальную
власть династии Ле, сделанные Цянь
Луном, Сун Шии и другими
маньчжурскими сановниками перед
началом похода, по существу, так и
остались словами. Сун Шии
фактически не контролировал
действий своих солдат, творивших
любые беззакония, кто как умел. «Обычным
явлением стали грабежи и убийства»[52].
Столь же очевидно показывает истинные, захватнические замыслы маньчжуров и их отношение к императору Ле Тьеу Тхонгу, который вошел в Тханглонг, «цепляясь за каблуки» оккупантов. Обеспечивая видимость «законности» присутствия маньчжуров в Тханглонге, Сун Шии вручил Ле Тьеу Тхонгу от имени маньчжурского императора инвеституру в соответствии «с древними традиционными отношениями между Вьетнамом и Китаем»[53].
На деле же Ле Тьеу Тхонг, получивший титул «Аннам Куок-выонг» (т. е. «правитель умиротворенного юга»), не обладал никакой властью даже в самом Тханглонге, не говоря уже о периферийных районах, где суд и расправу чинили маньчжуры. Он занимался лишь тем, что выколачивал из народа продовольствие для многотысячной армии захватчиков. В этих целях им использовалась созданная по инициативе маньчжуров «армия спасения императора».
Ежедневно Ле Тьеу Тхонг в сопровождении эскорта направлялся во дворец Тэйлонг, где была резиденция главнокомандующего маньчжурской армии. Случалось и так, что ему отказывали в аудиенции, и император-марионетка был вынужден покидать чертоги Сун Шии.
Эти оскорбительные для национальных чувств вьетнамцев визиты демонстративно организовывались оккупантами на глазах жителей Тханглонга, которые с горечью говорили: «Сколько уже было в нашей стране выонгов, но никогда еще не бывало, чтобы правитель так заискивал да унижался!»[54].
Поведение и действия маньчжуров «открыли наконец глаза тем, кто ошибался относительно истинных целей завоевателей. И только Ле Тьеу Тхонг и кучка феодалов цеплялись за оккупантов»[55].
В то время как армия захватчиков, упиваясь первыми победами, готовилась к встрече Нового года по лунному календарю, вьетнамские войска, возглавляемые Нгуен Хюе, начали интенсивную подготовку к наступлению на север, чтобы покончить с. иноземными оккупантами.
12
декабря
Мотивы, побудившие Хюе пойти на такой шаг, ясно выражены в его «Эдикте о восшествии на престол»: «Мы — простолюдины из Тэйшона, у нас нет ни одной пяди земли и нет ничего, что позволило бы именоваться императором. У нас есть лишь искреннее желание покончить с теми беспорядками, которыми полна вся наша жизнь, и мы решили объявить себя императором, чтобы возвратить народу спокойствие. Мы дважды пытались восстановить династию Ле, однако она не в состоянии спасти и защитить наше отечество; Ле бежали, покинув свою страну. Население Бакха (т. е. Северного Вьетнама.— Авт.) уже не обращает свои взоры к династии Ле, а смотрит на нас»[56].
Ситуация в стране была сложной. Еще до маньчжурского вторжения Нгуен Хюе получил сведения о том, что в Зядине высадился с войсками Нгуен Ань. Нужно было сделать выбор, где вести войну: на севере или на юге. И Куанг Чунг принимает верное решение: направив гонца на юг с требованием оказывать всяческое сопротивление Нгуен Аню, он готовится к борьбе с маньчжурами, уже вступившими в пределы страны, видя в них самую большую опасность для независимости государства.
Нгуен Хюе располагал в Фусуане всего 60-тысячным войском. Необходимо было в самом срочном порядке не только значительно увеличить численность армии, но и обучить ее.
В
декабре
По определению члена Политбюро ЦК КПВ, министра обороны СРВ Во Нгуен Зиапа, армия Тэйиюнов «из отрядов вооруженных крестьян выросла в народную, а затем в национальную армию»[58]. В момент готовности к продвижению на север она состояла из следующих родов войск: пехоты, кавалерии, отрядов боевых слонов, морского флота. Особенную надежду Куанг Чунг возлагал на отряды боевых слонов. Поскольку маньчжуры, по существу, не умели вести борьбу против этого рода войск, отряды боевых слонов были основной ударной силой при штурме вражеских укреплений. Кроме того, Куанг Чунг ввел новшество в оснащении отрядов боевых слонов, значительно улучшившее их боеспособность: помимо пехотинцев, вооруженных «огнемечущими трубками», сидящих на слонах, на спины животных стали устанавливать и артиллерийские орудия.
Морской флот Тэйшонов был оснащен большим количеством боевых и транспортных судов. По свидетельству иностранных миссионеров, у Куанг Чунга были такие корабли, которые могли перевозить несколько боевых слонов, или 60 24-фунтовых орудий, или 700 солдат. В период подготовки к наступлению на север и в ходе боев флот сыграл важную роль в переброске войск, обеспечивая высокие темпы их передвижения. В частности, четкая деятельность моряков позволила Куанг Чунгу переправить часть войск в тыл отступавшей маньчжурской армии, когда она покинула Тханглонг.
Отдавая должное специальной военной подготовке и оснащению армии, Куанг Чунг в то же время осознавал необходимость укрепления ее боевого духа, добивался, чтобы все офицеры и солдаты понимали справедливость борьбы, на которую Тэйшоны призывали народ. Величайшей исторической заслугой Куанг Чунга и Тэйшонов является то, что они сплотили под знаменем антиманьчжурской борьбы подавляющее большинство населения Северного Вьетнама. В конце 80-х годов XVIII в. крестьянское восстание Тэйшонов приняло характер общенародного движения против иноземных оккупантов, за независимость своей родины.
Куанг Чунг непрестанно подчеркивал, что вторжение маньчжурских полчищ — это один из шагов по реализации экспансионистских планов, вынашиваемых правителями Поднебесной: «С тех пор как воцарился Цянь Лун, маньчжуры все замышляют расширить пределы своих владений: они уже осуществили захваты на западе, а теперь двинулись на юг»[59]. Он призывал каждого вьетнамца отдать все силы борьбе с иноземцами, ибо наступил момент, когда «на всех нас ложится такая ответственность, которой мы не знали раньше».
Большую роль в подъеме патриотических чувств сыграла организованная Куанг Чунгом в Тханьхоа (после выступления из Нгеана) церемония принятия присяги, на которой он выступил с обращением к офицерам и солдатам, призывая их быть до конца верными долгу перед родиной. В хронике «Ле Кюи Ки шы» так описывается это событие: «Хюе закончил речь. Офицеры ответили дружным „да!", гремевшим подобно грому, который потряс горы и долины; небо и земля смешались. А потом загудел медный призывный барабан, армия быстро пошла в северном направлении»[60].
В
главной ставке маньчжуров по-прежнему
царили самоуверенность и
беспечность. Дисциплина войск
падала. Солдаты, расквартированные
в укрепленных постах, «самовольно
покидали гарнизоны... Были такие,
которые уходили из своих
укреплений на десятки миль (вьетнамская
миля равна
Этому способствовало и то обстоятельство, что еще во время подготовки армии к продвижению на север Куанг Чунг принял соответствующие меры по усыплению бдительности противника. Так, находясь в Нгеане, он направил гонца «отвезти письмо Сун Шии с сообщением о готовности капитулировать. Стиль письма был скромным и уважительным»[62]. Получив это послание, Сун Шии еще более возгордился и направил приказание Куанг Чунгу «отвести армию в Тхуанхоа (т. с. на юг.— Авт.) и ждать разрешения спора»[63].
Вместе
с тем Сун Шии не исключал
возможности нападения Тэйшонов на
Тханглонг. Поэтому он приказал
организовать в
15
января
В основе этого плана лежал трезвый учет всех сильных и слабых сторон как самих Тэйшонов, так и маньчжуров. Куанг Чунг исходил из двух главных моментов. Во-первых, армия маньчжуров по численности была вдвое больше, чем войска Тэйшонов. Во-вторых, Сун Шии намеревался сразу же после праздника Тет (Нового года по лунному календарю) выступить из Тханглонга на юг. Куанг Чунг полагал, что в этих условиях только быстрота действий, нанесение удара по обороняющемуся противнику в самый неожиданный момент и в самом уязвимом для него месте могут принести успех. Он понимал, что с захватчиками надо покончить в одном крупном бою, в котором «сражаться надо решительно, чтобы не осталось и обломков от вражеских щитов, чтобы ни одна вражеская колесница не смогла возвратиться. Надо, чтобы захватчики поняли, что страна юга — это страна героев и у нее есть хозяева»[65].
Вся армия была разделена на пять групп-колонн. Первая группа, в которой были сосредоточены основные силы Тэйшонов, возглавляемые лично Куанг Чунгом (а также генералами Нго Ван Шо и Фан Ван Ланом), включала подразделения пехотинцев, кавалеристов, боевых слонов. В ее задачу входило ударить по главным оборонительным сооружениям маньчжурской армии к югу от Тханглонга.
Вторая группа, которой командовал Нгуен Ван Тует, на судах по р. Люкдау должна была направиться к Хайзыонгу (восточное крыло маньчжурских позиций), чтобы уничтожить находившиеся там отряды «армии спасения императора» Ле Тьеу Тхонга. Затем Тует должен был угрожать левому флангу маньчжурских войск, расположенных по берегам Красной реки, играя роль подкрепления сил, атакующих Тханглонг.
Третья группа, которую возглавлял Лок, передвигалась совместно со второй группой. Достигнув р. Люкдау, она должна была быстро овладеть районами Фыонгнян, Лангзянг, Иентхе, чтобы преградить цинской армии путь к отступлению.
Четвертая группа во главе с Бао, включавшая подразделения боевых слонов и кавалеристов, должна была скрытно продвигаться по дороге юго-западнее маньчжурского укрепления Нгокхой, с тем чтобы принять участие в атаке этого важного пункта совместно с главными силами, а также развернуть бои в южной части столицы и в районе ставки заместителя главнокомандующего маньчжурской армии Сюй Шихэна.
Пятая группа также включала подразделения кавалеристов и боевых слонов. Ее командиру Лонгу было приказано внезапно ударить по столице и вступить в город, не дожидаясь других колонн, чтобы вражеские отряды, ведущие бои вокруг Тханглонга, пришли в замешательство. Эта группировка должна была двигаться по направлению к Шонтэю, но затем внезапно повернуть и выйти к Кхыонгтхыонгу, где войска Чжан Идуна обороняли Тханглонг с юго-запада. Разгромив эти отряды, Лонг должен был ворваться в город с запада и, очищая его от противника, нанести удар по главной квартире маньчжуров во дворце Тэйлонг, а также не допустить, чтобы в город вступили солдаты противника из Нгокхоя и других укреплений южной оборонительной полосы[66].
25
января
Этой же ночью Тэйшоны, форсировав р. Зиань, напали на передовые укрепления маньчжурской армии и овладели ими. Отступавших преследовали до Фусуена (пров. Хатэй), и «никто не смог убежать»[68].
В
ночь на 28 января
29 января армия Тэйшонов подошла к укрепленному посту Нгокхой, окруженному со всех сторон земляными валами, ловушками, волчьими ямами. Гарнизон Нгокхоя насчитывал 30 тыс. солдат. Маньчжуры уже знали о захвате Тэйшонами поста Хахой и боялись боя, говоря, что у Тэйшонов «генерал поистине спустился с неба, а армия выросла из-под земли»[70].
Главнокомандующий маньчжурской армии приказал бросить к Нгокхою подкрепление и непрестанно информировать его о развитии обстановки. Однако Куанг Чунг не атаковал поста Нгокхой, дожидаясь того часа, когда группировка, которой командовал Лонг, завяжет бой в Кхыонгтхыонге, в юго-западной части города. В течение всего дня 29 января небольшие передовые отряды Тэйшонов вели мелкие бои с засевшим за укреплениями противником. Куанг Чунг достиг цели: осажденные были все время в напряжении, не зная, с какой стороны последует решающая атака.
Эти действия вьетнамского полководца укрепили веру Суп Шии и его приближенных в то, что Тэйшоны не осмелятся нападать на такой мощный пункт обороны, как Нгокхой, а тем более на Тханглонг.
Тэйшоны начали штурм поста Нгокхой еще до восхода солнца 30 января. Несколько отрядов вьетнамской армии атаковали вражеское укрепление с южной стороны. Куанг Чунг ввел в бой 100 боевых слонов, на каждом из которых было по 13—14 воинов, вооруженных «огнемечущими трубками». Сюй Шихэн бросил им навстречу отборные кавалерийские отряды, но атака захлебнулась, и маньчжурские конники в беспорядке отступили за укрепления[71]. Под прикрытием боевых слонов к оборонительным сооружениям маньчжуров подошел штурмовой отряд Тэйшонов численностью 600 человек. Разделенный на 20 групп, он продвигался вперед сквозь расступившиеся ряды слонов. Каждая группа прикрывалась огромным деревянным щитом, который толкали перед собой. Каждый из таких щитов был покрыт толстым слоем мокрой соломы. Огонь вражеских орудий и стрельба из «огнемечущих трубок» не приносили должного эффекта. Штурмовой отряд Тэйшонов прорвал маньчжурские укрепления. В образовавшуюся брешь хлынули главные силы. Китайские хроники признавали впоследствии, что в бою на укрепленном посту Нгокхой «армия врага (т. е. Тэйшонов. — Авт.) была многочисленна, как муравьи, и наступала, все сметая на пути, как река в половодье»[72].
Крепость Нгокхой была взята. Остатки ее гарнизона в беспорядке отступали, а начальник всей укрепленной линии маньчжуров к югу от Тханглонга, заместитель главнокомандующего армии оккупантов Сюй Шихэн покончил жизнь самоубийством.
Фактически предоставленные сами себе, оставшиеся в живых маньчжурские солдаты пытались кратчайшим путем пробиться в Тханглонг, оторвавшись от преследовавших их основных сил Тэйшонов. Однако путь к отступлению им преградила группа вьетнамских войск, которой командовал Бао. Маневр, задуманный Куанг Чунгом, удался. Отряд Бао, пройдя по проселочным дорогам западнее Хахой — Нгокхой, своевременно вышел на удобные позиции в районе болот, известном под общим названием «болото Мык». Отряд Бао взял остатки маньчжурского гарнизона в клещи, загнал его в болото и там уничтожил.
Таким
образом, в течение «одного утра 5-го
дня первого месяца года Кизау (т. е.
30 января
Когда главные силы Тэйшонов начали штурм Нгокхоя, отряд под командованием Лонга внезапно атаковал маньчжуров в Кхыонгтхыонге в юго-западной стороне от Тханглонга, которые оборонялись в непосредственной близости от главной квартиры Сун Шии. В этом районе маньчжуры не строили укреплений. Их позиции были расположены на широкой равнине и окружавших ее высотах, господствовавших над местностью, в особенности над дорогами, ведущими в столицу. Гарнизон этого лагеря составлял несколько десятков тысяч человек.
Пользуясь тем, что стоял густой утренний туман, Лонг скрыто переправил через р. Толить кавалерийские отряды и подразделения боевых слонов и начал штурм холма, на котором находилась ставка начальника этой маньчжурской группировки Чжан Идуна. В течение непродолжительного времени Тэйшоны отбили плохо организованные контратаки маньчжуров и вывели из строя до 5 тыс. солдат противника. Чжан Идун бежал с поля боя в один из мелких укрепленных постов и дожидался там подкреплений. Видя, что события разворачиваются не в пользу обороняющихся, а от Сун Шии не поступает подкреплений, Чжан Идун покончил жизнь самоубийством[74].
Важной особенностью боя в Кхыонгтхыонге было участие в нем местного населения. В момент бегства Чжан Идуна из лагеря вокруг маньчжурских позиций вспыхнуло огненное кольцо, преградившее противнику путь к отступлению.
Опираясь на помощь местного населения, Лонг разгромил противника, оборонявшего посты Иензюет и Намдонг, и ворвался в столицу.
В главной квартире маньчжурских войск царила растерянность. Сун Шии считал главными бои на юге от города и выжидал, чтобы в подходящий момент направить туда подкрепления. Поэтому для него было полной неожиданностью услышать на рассвете 5 января гул боя в юго-западном направлении. Вслед за этим гонец привез ему донесение о том, что Тэйшоны захватили пост Нгокхой. Далее последовало сообщение, что пал Кхыонгтхыонг. Полное замешательство Сун Шии видно и из его донесения императору Цянь Луну, в котором он, оправдываясь, писал, что «армия врагов весьма многочисленна», что маньчжуры «были окружены со всех сторон»[75].
Заявив свите, что он «боится потерять лицо», Сун Шии, даже не облачившись в доспехи, вскочил на лошадь и в сопровождении своих телохранителей поспешил переправиться по наплавному мосту на северный берег Красной реки, бросив оставшиеся в городе войска на произвол судьбы[76].
Маньчжурские солдаты были охвачены паникой. Никто не помышлял о сопротивлении. Возле переправ вспыхивали стычки, ибо все хотели быстрее переправиться через Красную реку. Однако Сун Шии, опасаясь преследования, приказал разрушить наплавной мост (китайский автор Взй Юань говорит о нескольких наплавных мостах), в результате чего «люди падали в реку, и погибло до нескольких десятков тысяч человек, так что течение реки было остановлено». Китайский автор Вэй Юань пишет: «более десяти тысяч человек... бросилось в реку, чтобы переплыть на северный берег, и все они были убиты»[77].
Участь солдат маньчжурской армии, оставшихся в Тханглонге, была решена. Те, кто оказывал сопротивление, были перебиты. В течение десяти дней после этого маньчжуры приходили из деревень, окружающих город, чтобы сдаться на милость победителя.
В полдень 30 января столица встречала армию Тэйшонов ва главе с Куанг Чунгом. Поэт Нго Нгок Зу так описал этот день освобождения вьетнамской столицы от захватчиков:
Злость
врагов повсюду сменилась яростью,
Но
армия выонга окружила их
ненавистью с четырех сторон.
Со
сказочной быстротой она ударила
прямо,
Как
будто спустилась с неба, и никто не
осмелился ей противостоять.
Враг
был разбит наголову, как будто
сожжен огнем из пасти дракона,
И
бросился наутек, хватая лодки, чтоб
скрыться побыстрее.
А
три армии ровными шеренгами идут
вперед,
И
сотни семей теснятся вдоль дорога,
приветствуя их.
И
уплыли облака, и рассеялся туман, а
небо вновь засияло.
И
древний город помолодел и расцвел,
И
люди стоят плечом к плечу в
парадных одеждах
Так,
что не протолкнешься, и говорят
друг другу:
—
Вечно столица принадлежит родным
горам и рекам![78].
Вступив в Тханглонг, Куанг Чуыг сразу же приказал принять меры к восстановлению в городе порядка и спокойствия. Что же касается дальнейших военных действий, то было принято решение не преследовать отступавшую из Шонтэя группировку, которой командовал У Дацин, но до конца уничтожить основные силы маньчжуров, бежавших из столицы. Эта задача была возложена на ту часть вьетнамского войска, которую возглавлял Лок. Еще в то время, как Куанг Чунг и военачальники Лонг и Бао вели бои под столицей, а Тюет наступал на Хайзыонг, Лок со своими отрядами вошел в район севернее и северо-восточнее Тханглонга и перекрыл дороги, ведущие из столицы к проходу Намкуан на вьетнамо-китайской границе. Именно поэтому Сун Шии, бежавший из Тханглонга, не мог возвращаться тем путем, который привел маньчжуров во Вьетнам. Он был вынужден пробираться к границе по проселочным дорогам, тропам, минуя населенные пункты. А с тыла его все время преследовали отряды Лока.
Французский миссионер Биссашер, находившийся в то время во Вьетнаме, писал, что в отряде, который сопровождал Сун Шии в его бегстве по джунглям и горам Северного Вьетнама, «насчитывалось лишь 40 — 50 человек»[79]. Насколько плачевными были дела потерпевшего полное поражение, маньчжурского главнокомандующего, свидетельствуют воспоминания одного из его приближенных: «Я вместе с военачальником (т. е. Сун Шии. — Авт.) голодал и испытывал жестокую жажду и не знал, где найти еду и питье. Семь дней мы только и знали, что идти, и только на седьмую ночь достигли Чаннамкуана (т. е. вьетнамо-китайской границы. — Авт.)»[80].
Убегая из Тханглонга, Сун Шии бросил на произвол судьбы и императора-марионетку Ле Тьеу Тхонга, который не смог переправиться через Красную реку, поскольку наплавной мост уже был разрушен по приказу маньчжурского главнокомандующего. Ле Тьеу Тхонгу пришлось украсть рыбацкую лодку и с трудом преодолеть реку. Он попытался догнать Сун Шии, но тот уходил от преследования с такой поспешностью, что император-предатель встретил главу захватнической армии только в Намкуане, т. е. на вьетнамо-китайской границе. Спасаясь от гнева Тэйшонов, оба драга вьетнамского народа спешно перешли границу.
Победа, одержанная Тэйшонами, укрепила независимость Вьетнама и «навсегда положила конец угрозе захвата со стороны северных феодалов, которая в течение нескольких тысячелетий довлела над вьетнамским народом»[81].
Разгром маньчжурского вторжения во Вьетнам завершил первый этап движения Тэйшонов. Начавшееся как проявление антифеодальных настроений крестьян одного района, это восстание вылилось в широкое движение, выражавшее объективные закономерности развития вьетнамского общества в XVIII в., главной из которых была необходимость восстановления единства страны. Однако по мере развития восстания шла на убыль его антифеодальная направленность, и не случайно, что руководители движения сплотили народ для борьбы против маньчжурского нашествия не на антифеодальной платформе, а под знаменем феодального национализма. Поэтому огромное значение восстания Тэйшонов для истории Вьетнама состоит не столько в его антифеодальной направленности, сколько в том, что созданное в результате крестьянского восстания новое феодальное государство сумело восстановить единство страны и защитить вьетнамскую государственность и суверенитет.
[1] Van Tan. Cach mang Tay Son. На-noi, 1958, с. 37.
[2]
Minh Tranh. Phong trao nong dan the ky XVIII va khol nghia Tay
Son. Ha-noi, 1958. с. 10.
[3]
Van Tan. Cach mang Tay Son, с. 44.
[4] Nguyen Luong Bich, Pham Ngoc Phung. Tim hieu thien tai quan su cua Nguyen Hue. Ha-noi, 1971, с. 28.
[5] Там же, с. 34.
[6] Там же, с. 34—35.
[7]
Lich su
[8] Там же, с. 338.
[9] Ноа Вung. Quang Trung, anh hung dan toc. Ha-noi, 1951, с. 32—33.
[10] Nguyen Luong Bich, Pham Ngoc Phung. Tim hieu... с. 38.
[11] Там же, с. 39.
[12] Там же.
[13] Ноа Вung.
Quang Trung, anh hung... с. 45.
[14] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu… c. 44— 45.
[15] Там же, с. 46.
[16] Van Tan. Сасh
mang Tay Son. На-noi. 1958, с. 61.
[17] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu… с. 48.
[18] Van Tan. Сасh
mang Tay Son, с. 57.
[19] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu... с. 63.
[20] Van Tan. Сасh
mang Tay Son... с. 59.
[21] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu... с. 83.
[22] Van Tan. Сасh
mang Tay Son, с. 58.
[23] Lich su
[24] Там же.
[25] Van Tan. Сасh
mang Tay Son, с. 60.
[26] DNTL. Т. 12, с.
58.
[27] Histoire et
description de la basse Cochinchine. Р., 1863, с. 57.
[28] Мinh Trang. Рhong trao nong dan the ky XVIII. Ha-noi, 1958, с. 6.
[29] Dai Nam Chinh
bien liet truyen, q. XXX. с. 19—20 (рукопись).
[30] Van Tan. Сасh
mang Tay Son, с. 68.
[31] Ноа Вung.
Quang Trung, anh hung... с. 85.
[32] Lich su
[33] Van Tan. Сасh
mang Tay Son, с. 70—71.
[34] Там же, с. 74.
[35] Cuong muc, Т. XX, q. ХLVI. с. 45.
[36] Cuong muc. Т. XX,
q. ХLVII, с. 41.
[37] Hoang Le nhat
thong chi. Ha-noi. 1964, с. 322.
[38] Ноа Вung.
Quang Trung, anh hung... с. 202—204.
[39] Hoang Le nhat
thong chi, с. 322.
[40] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu… c. 187—188;
[41] Hoang Le nhat
thong chi, с. 336.
[42] Van Tan. Сасh
mang Tay Son, c. 135.
[43] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu... с. 189.
[44] Дай Цин Гаоцзун чуть хуаади шилу. Цз. 1312, д. 26 (цит. по: NCLS. 1974, № 164).
[45] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu… с. 198—207.
[46] Hoang Le nhat
thong chi, с. 342.
[47] Lich su
[48] NCLS. 1974, № 154, с. 5.
[49] Там же, с. 14.
[50] Там же, с. 5—6.
[51] NCLS. 1974, № 154, с. 6.
[52] Hoang Le nhat
thong chi, с. 348, 350.
[53] Dat
[54] Hoang Le nhat
thong chi, с. 348.
[55] Nguyen Khac Vien. Histoire de Vietnam. Р., 1974, с. 88.
[56] Lich su
[57] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu... с. 217—218.
[58] NCLS. 1974, №
164, с. 8.
[59]
[60] NCLS. 1974, №
154, с. 9.
[61] Hoang Le nhat
thong chi, с. 354.
[62] Cuong muc. Т. XX,
q. ХLVII, с. 61.
[63] NCLS. 1974, №
154, с. 10.
[64] Hoang Le nhat
thong chi, с. 350.
[65] Lich su
[66] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu… с. 320—321.
[67] Нгуен
Кхак Вьен. Очерки Истории Вьетнама.
Ханой, 1977, с. 102.
[68] Hoang Le nhat
thong chi, с. 363.
[69] Там же.
[70] Там же, с. 365.
[71] Cuong muc. Т. XX,
q. ХLVII, с. 62.
[72] NCLS. 1974, № 154, с. 23.
[73] Там же, с. 26.
[74] Cuong muc. Т. XX.
q. ХLVII, с. 62.
[75] Дай Цин Гаоцзун чунь хуанди шилу. Цит. по: NCLS. 1974, № 154, с. 29.
[76] Hoang Le nhat
thong chi, с. 365.
[77] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu… с. 238—239.
[78] Lich su
[79] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu… с. 250.
[80] Lich su
[81] Nguyen Luong Bich,
Pham Ngoc Phung. Tim hieu… с. 252.