ИГРУШКА В
РУКАХ СУДЬБЫ
Мальчика, родившегося в рождественские праздники 1194 года, окутывали легенды, мрачные пророчества и подозрения.
«Он не сын императора, а сын палача».
«Его подкинули», — шептались вокруг, поскольку не считали сорокалетнюю Констанцию способной к деторождению. Чтобы прекратить подобные слухи, умная императрица публично разрешилась от бремени в шатре на рыночной площади Джези и здесь же с гордостью показала при всем народе свои наполненные груди как доказательство своего материнства.
Мать назвала мальчика в подражание своему собственному имени Рожер Константин. Позднее возникла комбинация имен Фридрих Рожер в память об обоих славных предках, затем воплотившаяся в излюбленном императорском имени Штауфенов — Фридрих.
В момент смерти императора Генриха VI мальчик, разлученный с матерью, все еще находился при дворе сполетанского герцога в Фолиньяно. Брат императора Филипп Швабский имел поручение увезти Фридриха отсюда в Германию. Но, когда герцог Филипп доехал до Монтефиасконе (недалеко от Витербо), пришло известие о смерти императора. С быстротой молнии в Италии вспыхнула ненависть к немцам, и начался бунт против императорской власти. Филиппу пришлось возвратиться в Германию, где его присутствие было совершенно необходимо.
Всего лишь несколько судьбоносных дней — и Филипп смог бы доставить в Германию для коронации Фридриха, уже там избранного. Эти дни определили судьбу Германии и собственную участь Фридриха.
О, если бы он вырос не в Италии, не в Неаполитанском королевстве своей матери, а у Штауфенов в Швабии или Эльзасе — там он получил бы определяющее его жизнь воспитание.
Императрица
Констанция, согласно наследному
праву норманнов и по завещанию
мужа принявшая правление на
Сицилии, приказала двум графам,
Петру ди Челано (ум. в
Хотя императрица Констанция и воспользовалась при возвращении сына услугами двух графов, являвшихся рьяными приверженцами императора Генриха VI, теперь она со всей мощью обрушилась на германцев в Сицилии. Здесь необходимо вспомнить о кровавом деспотизме императора, жестоко расправившегося с членами королевской семьи Констанции.
Преданный императору стольник Марквард фон Анвейлер, претендовавший на регентство в Сицилии, подвергся изгнанию, а вместе с ним и все немцы. По-видимому, императрице не хватило власти для осуществления всех замышляемых ею высылок. Анвейлеры, Каппароне и Дипольд фон Швайнспойнт, ведя долгую борьбу и часто побеждая, все же играли решающую роль в королевстве Сицилии.
Верного Штауфенам канцлера Королевства обеих Сицилии, Вальтера фон Пальяру, епископа Трои, сразу бросили в темницу. Только благодаря протесту папы он обрел свободу.
Ожесточение населения Сицилии против оккупантов из Германии (именно это определение ясно отражает отношения между немцами и местными жителями) настолько возросло, что нападали даже на германских крестоносцев, возвращающихся из Святой земли. При этом среди крестоносцев находились германские князья, еще раз подтвердившие после получения в Акре печальной вести о кончине своего императора избрание малолетнего короля обеих Сицилии королем Рима, то есть римским императором.
Но Констанция уже отказалась от мечты об императорском престоле Рима. Она желала для сына большей надежности родного для нее норманнско-сици-лийского царства, чьи размеры — даже учитывая далеко идущие средиземные цели — были ей всегда понятны. Сицилийская королева все еще носила титул «Romanorum imperatrix semper augusta»* (* Августейшая римская императрица (лат.).), так как осознавала неотъемлемое право на предоставленный ей императорский титул, а не для демонстрации императорских притязаний для своего сына. Со времени его коронации в Палермо она отказалась от упоминания германского королевского титула во всех грамотах, где присутствовало имя Фридриха.
Возможно, напоминает нам В. Штюрнер, императрица узнала об избрании королем Филиппа Швабского. Его она признала, дабы избежать раскола среди сторонников Штауфенов, но прежде всего потому, что пессимистически оценивала шансы Фридриха в Германии по сравнению с Филиппом.
От единства царства и империи (Королевства обеих Сицилии и римской императорской власти), которым Генрих VI никогда не поступался и от которого он никогда не отрекался, ей пришлось отказаться.
Для императрицы, уже носившей в себе свою смерть, возможным оставалось лишь сохранение минимальных позиций. Она укрылась под рукой единственной власти, способной дать ее сыну надежность и будущее: римской церкви. В лице нового папы Иннокентия III появился правитель, заполнивший вакуум власти, возникший после смерти императора Генриха VI.
Он стал третейским судьей в споре за германский трон между Филиппом Швабским и Оттоном Браун-швейгским. Цена, заплаченная Констанцией за помощь папы, являлась высокой. Император Генрих VI неизменно отказывался принести папе клятву вассала на Сицилию — Констанции пришлось на это пойти. Она выполнила все вассальные действия, связанные с принесением ленной присяги. Приоритет королевского права над сицилийской церковью, отвоеванный норманнскими королями у папства, отменили. Назначение епископов и их избрание полностью перешли в руки курии и капитула. Королю оставили лишь ограниченное право их утверждения.
В завещании Констанция поставила папу регентом Сицилии и назначила его опекуном своего сына Фридриха. Взамен папе Иннокентию III полагалось получать, кроме компенсации фактических издержек и расходов, еще и ежегодное пособие в размере тридцати тысяч таренов.
Для непосредственного управления страной императрица составила Королевскую Большую курию, старый норманнский орган правления, куда после смерти Констанции вошли четыре архиепископа — Палермский, Монреальский, Капуанский и, вероятно, из Калабрии.
Возглавил коллегию вновь вошедший в милость канцлер Вальтер фон Пальяра, епископ Трои.
Год спустя, в ноябре 1198 года, Констанция умирала, будучи уверена: Неаполитанское королевство под присмотром созданного ею совета и ее сын под опекой папы будут хорошо обеспечены.
Папа
Иннокентий III — судья Западной
Европы
8 января 1198 года старый папа Целестин III умер вслед за молодым королем Генрихом VI.
В то время как Германия погрязла в смуте конфликтов за трон, курия быстро и решительно дала понять — время требует сильного правления. Еще в день кончины старого папы кандидаты единогласно выбрали папой Иннокентием III тридцатисемилетнего графа Лотаря фон Сеньи.
Биограф представляет его нам как человека приятного видом и характером, одаренного оратора и хорошего певца, ведущего умеренный образ жизни, но свободного как от неприятной скупости, так и от неразумных расходов.
Ловкий, дисциплинированный и изысканный аристократ, получивший образование в школах Рима и в высших школах Болоньи и Парижа. Там он изучал, разумеется, теологию, но, кроме того, и правоведение. Одним из первых его мероприятий стало приведение в порядок финансов Ватикана, находившихся до тех пор в плачевном состоянии. Во время его понтификата курию никогда не обременяли долги.
В своих взглядах на правление он являл разительное противоречие гордому высказыванию Барбароссы, брошенному им в лицо кому-то из римлян незадолго до своего коронования: «Не хочешь ли ты узнать былую славу твоего Рима? Честь сенаторского звания? Порядок в войсках? Выносливость и дисциплину рыцарства, его несгибаемую, неодолимую доблесть, когда оно вступает в бой?
Взгляни на нашу страну!
Все это, перешедшее к нам с императорской властью, ты найдешь у нас. Императорство досталось нам не голым. Оно пришло облаченным силой и красотой. Твои консулы и твой сенат теперь у нас. И у нас войско!»
Здесь с кристальной ясностью выражено императорско-штауфеновское притязание на власть. Император — господин Священной Римской империи, а также господин Рима, резиденции папы. Император не только господин, он и наследник Рима и римских добродетелей.
Императорскому всевластию Штауфенов папа Иннокентий III противопоставил идею папского господства. Подобные мысли и притязания на господствующее положение церкви в предварительной форме мы находим уже у папы Николая I (858—867 гг.). Он не раздумывая воспользовался ослаблением императорской власти при Людовике Благочестивом (814— 840 гг.) и отстаивал главенствующую роль папской власти не только в церковной, но и в светской жизни.
Те же претензии предъявлял затем папа Григорий VII (1073—1085 гг.), добивавшийся главенства церковников над светской властью. При папе Иннокентии III достижение мирового господства церкви стало смыслом эпохи. Римский епископ сделался для него не только викарием Святого Петра, не только наместником Бога, нет, он представлял самого Бога на земле.
Следовательно, «папа теперь не просто первосвященник, а господин мира». Соответственно этим мыслям папа Иннокентий III создал теорию, по которой именно всевластие папы передавало императорский сан от византийских греков германцам.
Эскалация претензий папы на власть продолжалась. Он определил отношения между папой и императором исходя из принципов феодального права: папа жалует империю избраннику. Отсюда возникает право папы на контроль над выборами: он решал, кто достоин стать избранником. Таким образом ущемлялись не только права императора, но и избирательные права князей.
Идеалом Иннокентия III являлось непосредственное господство папы во всем мире.
И он последовательно осуществлял его, сосредоточив в своих руках обе власти. Кроме того, при той полноте духовного и светского всемогущества папа мог освободить от любой клятвы. Присяги, принесенные князьям, противящимся Богу и его заповедям, а к этому относились и папские распоряжения, переставали быть обязывающими. От обязательств освобождал папа Иннокентий III: «Да не будет позволено сохранять верность тому, кто сам не верен Господу».
В проповеди при посвящении тридцатисемилетний папа совершенно недвусмысленно объявил римлянам и настороженной Западной Европе: «Я поставлен над Домом Господним, ибо мои заслуги и положение возвышаются над всем. Мне было сказано пророком: Я дам тебе место над народами и королевствами. Мне было сказано апостолом: Я отдам тебе ключи от царствия небесного. Раб, поставленный над всем Домом Господним, есть наместник Христа, преемник Петра, помазанник Божий, бог-фараон, он поставлен посередине между Богом и людьми, менее величествен, чем Господь, но более величествен, чем человек; он может судить всех, но никто не может судить его».
Таков был человек, назначенный опекуном маленького короля Фридриха и призванный стать третейским судьей в споре за трон Германии.
Когда император Генрих VI умер в Мессине, его брат Филипп Швабский не смог выполнить его поручение отвезти Фридриха в Германию для коронации. Тогда он повернул коня и помчался через восставшую Италию, через Альпы обратно в'Германию.
8 марта 1198 года его избрали германским королем. Двухступенчатые выборы проходили в двух городах, Их-терхаузене и Мюльхаузене. В глазах германских князей это знаменовало господство над империей. Избрание Филиппа стало, по сути, предательством по отношению к сыну императора Фридриху, в конце 1196 года избранному княжеским собранием во Франкфурте. С результатами выборов согласился и архиепископ Адольф Кёльнский со своими сторонниками, хотя он не вполне благожелательно относился к Штауфенам.
Причиной избрания Филиппа стали насущные задачи государственной политики. Слишком живо помнили германские князья, какой вред был нанесен стране за годы несовершеннолетия императора Генриха IV (1056—1106-гг.), когда регенты правили только исходя из соображений собственной выгоды, а не на благо государства. Так пришли к решению выбрать Филиппа Швабского.
Будучи избранным 6 и 8 марта, он лишь 8 сентября короновался архиепископом Тарантеза, случайно оказавшимся в Майнце, подлинными знаками государственной власти.
Приглашенный согласно старой традиции, кёльнский архиепископ Адольф и его сторонники с Нижнего Рейна отчасти из неприязни к Штауфенам, но прежде всего заботясь об экономических интересах Кёльна и его округов в Англии, выдвинули в качестве претендента на трон Оттона Брауншвейгского (1198—1218 гг.), третьего сына Генриха Льва и племянника английского короля Ричарда Львиное Сердце.
Воспитанный при английском дворе, он получил от английского короля титул графа Пуату. Поэтому многие считали его не немцем, а англичанином. Но все же 9 июля 1198 года настоящий епископ Адольф Кёльнский водрузил на него в Аахене фальшивую корону, так как подлинные знаки императорской власти, как и большие сокровища Генриха VI, находились в крепости Трифельс во владении Штауфенов.
До решения проблемы силой оружия дело пока не дошло: оба короля ожидали от папы приговора.
Но папе не пришлось брать на себя решение: оно явилось само собой. Умный папа обладал умением выжидать. Только на рубеже 1200/1201 годов он огласил решение в речи, произнесенной перед кардиналами. В данной речи, шедевре политической целеустремленности, вначале обосновывалась правомочность папы на приговор королям. Стало совершенно ясно: папа не хочет видеть на королевском троне никого из Штауфенов, чья семья в свое время уже доставила папам много хлопот. Кроме того, Генрих VI так и не принес вассальную присягу на Сицилию. Он рассматривал Сицилию как наследственное владение жены Констанции и часть принадлежащей ему империи. Во-вторых, Генрих VI намеревался воссоединить Королевство обеих Сицилии и империю. Это укрепляло яростную вражду с папством. Никто из пап не мог допустить, чтобы патримоний Святого Петра, зажатый между Сицилийским королевством и имперской Италией, раздавили, как орех щипцами. Генрих VI никогда не скрывал своих целей.
Давайте проследим за аргументацией решения папы, изложенной им следующим образом: «Поскольку недавно троих выбрали королями — мальчика (Фридрих), Филиппа и Оттона, мы должны принять во внимание три обстоятельства относительно каждого из них: что допустимо, что подобает и что выгодно». Бросается в глаза, как папа, принимая критерии, руководствуется утилитарными, а не морально-правовыми категориями.
Далее он продолжает: «На первый взгляд кажется недопустимым возражать против выборов мальчика, закрепленных присягой князей... Они выбрали его по внутреннему убеждению и единогласно поклялись ему в безоговорочной верности, а некоторые принесли вассальную присягу. Поэтому кажется недопустимым возражать против законных обещаний».
И тут папа проявил себя дальновидным политиком:
«...Когда этот мальчик узнает и поймет, что Римская церковь отняла у него его права, он откажет вам не только в подобающем благоговении, но и будет бороться с вами всеми возможными средствами, разорвет ленные узы с Сицилийским королевством и не окажет вам привычного повиновения.
Исходя из вышеизложенного, кажется допустимым, подобающим и выгодным возразить против его выбора.
Допустимым, так как прежние обещания являлись недозволенными, а выбор — безрассудством. Ведь вы избрали неподобающего ни для империи, ни для какого другого места неподходящего человека, а именно ребенка около двух лет от роду, не принявшего даже святого крещения... И хотя присягавшие добровольно дали обеты, они выбирали его тогда императором для правления лишь по достижении законного возраста».
Здесь выдающийся юрист папа Иннокентий III допустил ошибку, впоследствии дорого обошедшуюся, — подтвердил германскую, точнее, даже штауфеновскую точку зрения: выбор германских князей является для германского короля основанием для получения императорского титула.
«...Поскольку регент не может управлять империей, а император может избираться на определенное время, церковь не может и не хочет оставаться без императора и считает допустимым позаботиться о назначении другого...»
И тут папа начинает говорить открытым текстом и разъясняет, почему правителем не может быть ни Фридрих, ни какой-либо другой Гогенштауфен: «Будет невыгодным, если он сохранит за собой императорскую власть, так как тогда Сицилийское королевство объединится с империей, и церковь повергнется в смуту.
Ведь Фридрих, не говоря уже о других опасностях, не захочет дать церкви присягу на верность и стать ее вассалом, как этого не сделал его отец. Мнение, будто мешать его избранию негоже, дабы он позднее не обвинил церковь в потере империи, не имеет значения. Никто не сможет с полным правом утверждать, что церковь отняла у него империю, так как брат его отца (Филипп Швабский) в гораздо большей степени вторгся не только в империю, но и в его долю отцовского наследства и намеревается занять со своей дружиной владения его матери, для защиты которых Римская церковь трудится, не жалея никаких усилий и расходов, употребляя мудрость и силу».
После столь убедительных доводов решение вынесли не только против опекаемого папой Фридриха, но и против его дяди Филиппа Швабского. Филиппа, так же как и его брата, императора Генриха VI, обвинили в стремлении объединить Королевство обеих Сицилии и империю, приписав подобное намерение и сыну императора Фридриху. Таким образом, путь казался открытым для Оттона Брауншвейгского.
Но папа еще раздумывал, ожидая окончательного объяснения с Вельфами. Теперь должна была быть принесена плата, которую папа со своей точки зрения считал непременным условием: защищенность и полное восстановление патримония Святого Петра.
8 июня 1201 года Оттон принес в Нейссе заранее обговоренную присягу. Он обязался признать произведенные рекуперации* (* Восстановление прав церкви. — Примеч. пер.) и содействовать еще продолжающимся, а также возвратить бывшие владения Римской церкви в Центральной Италии. Он обещал папе свою помощь в утверждении папско-сицилийской империи — лена. Он обязался по совету и приговору папы или, говоря прямо, по его приказу оформить отношения с Римом и с союзами городов Ломбардии и Тосканы. Это стало отказом от всякой самостоятельной политики империи в Италии. Никто из германских князей не являлся свидетелем данной присяги.
Четыре недели спустя после присяги в Нейссе, 3 июля 1201 года, папский легат и кардинал-епископ Гвидо Пренестский объявил в Кёльнском соборе перед всем клиром и народом Оттона IV Брауншвейгского королем, утвержденным папой. В тот же час и в том же месте все противники Вельфов объявлялись отлученными от церкви.
Событие в Кёльне показало, однако, и пределы папской власти. Более тридцати имперских князей и половина епископов воспротивились папской анафеме. На придворном совете в Галле они выступили против вмешательства легатов папы в вопросы наследования германского трона.
Иннокентий III вопреки их протесту утверждал: избирательное право князей возложено на них папой, а его право контроля над выборами является неоспоримым.
Угрожая анафемой, папе и его легату Гвидо Пренестскому удалось постепенно перетянуть на сторону Вельфов большую часть германского епископата. В течение 1200 года епископ Конрад фон Вюрцбург и архиепископ Эберхард II фон Зальцбург примкнули к гвельфам. За один день в Корвее папскому легату удалось заставить почти всех саксонских епископов подчиниться воле папы и признать Оттона Брауншвейгского. Летом Оттокар Богемский стал гвельфом, и ландграф Герман I Тюрингский тоже планировал перейти к ним.
Сам Зигфрид II Майнцский позволил папскому легату утвердить свои выборы, и в сентябре 1201 года в Ксантене его посвятили в архиепископы. Занимавшего этот пост архиепископа Леопольда фон Шенфельда (1200—1208 гг.) сместили. До 1217 года мы находим его имя — уже архиепископа Вормса.
Когда Оттон IV пленил архиепископа Гартвига Бре-менского в первые недели января 1202 года, пал последний бастион оппозиции Вельфам на севере.
Под давлением легата и архиепископа Майнцско-го удалось уговорить горожан Хальберштадта избрать епископом гвельфа. Архиепископа Людольфа Магдебургского (1192—1205 гг.) отлучили от церкви. На Нижнем Рейне последний противник Оттона IV, сторонник Штауфенов гибеллин епископ Дитрих Утрехтский (1190—1212 гг.), был отстранен. После этого сопротивляющиеся епископы Тула, Метца и трирский архиепископ Иоганн I вернулись под власть папы.
Весной 1203 года король Богемии Оттокар и ландграф Тюрингии Герман I подняли оружие против короля Филиппа. Военные события развивались неудачно для Штауфенов. После этого отлученный архиепископ Магдебургский тоже покорился папскому легату. Епископов Гартвига Аугсбургского (1202—1237 гг.), Дитриха Мерзебургского (1201—1215 гг.), Экберта Бамбергского (1203—1237 гг.) и Вольфгера из Пассау (1191— 1204 гг.) вынудили принести присягу повиноваться приказам папы во всех политических и, разумеется, церковных вопросах.
Величайшая дисциплинарная акция, когда-либо применявшаяся к германскому епископату! Реформы Ватикана, стремящегося к высокой цели неограниченной свободы церкви, сковали духовную свободу германской церкви.
Светские князья тоже начали поспешное бегство к предполагаемому победителю. На придворном совете 2 февраля 1204 года король из рода Вельфов ожидал полного повиновения от всего юго-востока, в частности от герцогов Баварского и Австрийского.
И — чудо за чудом — папа Иннокентий III сам призвал ломбардские города признать Оттона IV. Германские князья предложили папе подготовиться к походу на Рим короля, называвшего самого себя «королем папской милостью».
Папа наслаждался неограниченной властью над Западной Европой.
Но вскоре обозначились границы его всемогущества, основанного на принуждении к присяге, угрозах применения церковного наказания, на использовании своего исключительного положения как в светской, так и в церковной власти.
Эрозия власти началась там, где ее не ожидали, — в семье Вельфов. Весной 1204 года от Оттона IV отрекся его брат, Генрих V (1195—1217 гг.), пфальцграф Рейнский, женатый на Агнессе из семейства Штауфенов. Вслед за ним последовал ландграф Тюрингии Герман, вечно озабоченный поиском большей выгоды для своего семейства. В октябре к нему присоединился и богемец Оттокар. В ноябре 1204 года — герцог Генрих Брабантский и Адольф, архиепископ Кёльнский. Измену последнего папа прокомментировал с горечью: «Было бы лучше, если бы этот человек никогда не рождался».
За великими мира сего потянулись и остальные — епископы Падеборна, Страсбурга, Оснабрюка, Мюнстера и Люттиха, аббаты и священники Ксантена, Св. Куниберта в Кёльне и в Корвее.
6 января 1205 года Филипп Швабский повторно короновался, на сей раз настоящей короной, в Аахене, в традиционном месте коронации, архиепископом Адольфом Кёльнским, полномочным представителем папы при совершении таинства миропомазания. На церемонии присутствовали саксонские князья и епископы, отсутствовавшие при первой коронации. Верные южногерманские епископы сплотились вокруг короны Штауфенов.
В конце концов при короле Оттоне IV остался только Кёльн: сказалась заинтересованность его обитателей в торговле с Англией.
27 августа 1206 года на поле боя при Вассенберге окончательно решились как политическая ситуация, так и судьба вельфского королевства. Король Филипп наголову разбил Оттона IV, после чего даже торговые магнаты Кёльна подчинились королю Гогенштауфену.
Архиепископ Зигфрид II Майнцский покинул Германию, осознав неустойчивость своего положения. Он перебрался в Италию, где впоследствии жил как кардинал Сабина.
Казалось, Оттон IV покинул историческую арену. Папа сразу же начал переговоры с новым королем. В начале июня 1206 года он отправил благородного патриарха Вольфгера Аквилейского (1204—1218 гг.) к Филиппу, готовому пойти на перемирие и намеревавшемуся составить коллегию из кардиналов и имперских князей для предъявления претензий Римской церкви. Сам же Филипп отказывался от упреков папе, уповая лишь на Божий суд. По поручению Филиппа Вольфгер Аквилей-ский с тремя светскими мужами отправился в Рим для переговоров о мире.
Уже весной 1207 года папа послал трех высокопоставленных легатов (среди них находился и его двоюродный брат Уголино Остийский, будущий папа Григорий IX) для заключения мира или по меньшей мере перемирия на год между двумя воюющими германскими князьями — Оттона уже не называли королем. В сентябре 1207 года перемирие было достигнуто. Вероятно, добились и отказа Оттона IV от трона, освободив путь для признания папой Филиппа, с которого сняли отлучение от церкви.
Благосклонность папы к Филиппу Швабскому объясняется не только результатом военной победы Штауфенов, но и личным обаянием Филиппа. Любезный, даже очаровательный, «милый юноша», по выражению Вальтера фон дер Фогельвейде, не унаследовал того болезненного самолюбия, как все Штауфены до и после него. На папу, по-видимому, произвело большое впечатление сообщение легатов о готовности Филиппа отписать имперские налоги за пять лет в пользу Святой земли.
Точные сведения о договоре в Риме нам неизвестны.
Швабский летописец Бурхард фон Уршперг узнал от людей, достойных доверия, о предполагаемой свадьбе дочери Филиппа с племянником папы, которому затем в виде имперского лена должны были отойти Тусция, Сполето и марка Анкона. Задумал ли Иннокентий III таким образом отказаться от рекуперации, дабы передать их в руки племяннику, утверждать нельзя. Матримониальный план вынашивался задолго до это¬го, чему есть свидетели.
Но во все земные намерения князей и священников вмешалась судьба, спутав карты духовной и светской властей.
21 июня 1208 года баварский пфальцграф Оттон Виттельсбахский убил в епископском дворце в Бамберге короля Филиппа. Причина убийства осталась невыясненной. Предположительно пфальцграф, помолвленный с дочерью Филиппа, разгневался из-за планируемого брака принцессы с племянником папы ради упрочения мира между папой и империей Гогенштауфенов.
Но сам папа увидел во впервые произошедшем в немецкой истории убийстве короля освобождение от необходимости короновать неугодного Гогенштауфена на императорство. «Божий суд, уничтоживший двоемыслие в империи».
Вельфа-короля Оттона IV, как ему самому казалось, возвела на трон судьба.
Осиротевший
король под опекой папы
На фоне происходивших в мире событий со смертью императрицы Констанции 27 ноября 1198 года для Фридриха началось десятилетие одиночества, сформировавшее его характер.
Романтическую легенду об одиноком королевском сыне, бродящем по улицам и переулкам Сполето, вникающем в сарацинскую, греческую и норманнскую культуру островного государства и находившем пропитание и приют у добросердечных горожан, после некоторых размышлений и при оценке немногочисленных фактов нельзя признать достоверной.
Во-первых, дед Фридриха, король Рожер II (1130-1154 гг.) получил великолепное княжеское воспитание у греческих ученых.
А кроме того, при всех неурядицах сицилийско-нор-маннская придворная капелла не переставала существовать, так же как и круг юристов, нотариусов и ученых. Помимо прочего, король-дитя для многих представлял желанный объект влияния. Только через него и от его имени могли править канцлер Вальтер фон Пальяра, Марквард фон Анвейлер, со временем поднявшийся до должности регента королевства, его преемник Вильгельм Каппароне и кондотьер Дипольд фон Швайнспойнт, или, иначе говоря, Дипольд, граф Ачерра.
После смерти императрицы Констанции в Королевстве обеих Сицилии возникла противоречивая расстановка власти. Во-первых, папа — сюзерен наследного королевства и одновременно опекун юного короля, старавшийся сохранить для него наследное государство, но без короны римского императора. По этой решающей причине Иннокентий III поддерживал претензии на власть Вельфа Оттона IV.
Германских рыцарей, Маркварда фон Анвейлера и Вильгельма Каппароне, считали не столько регентами, сколько союзниками короля Филиппа в Германии. На материковой части Сицилии Дипольд фон Швайнспойнт боролся против полководца папы, графа Вальтера де Бри-енна, вдохновляемого не столько интересами папы, сколько собственными притязаниями на власть и господство. В конце концов, существовал еще и канцлер королевства, Вальтер фон Пальяра, доверенное лицо императора Генриха VI, сохранявший его традиции и время от времени оказывавший сопротивление политике папы. Положение канцлера в семейном совете, учрежденном императрицей Констанцией, стало доминирующим после того, как в 1199 году умерли другие члены совета, архиепископы Палермо, Капуи и Калабрии.
Отъявленным противником папы, без сомнения, являлся Марквард фон Анвейлер, названный папой в своем письме к совету от 18 декабря 1198 года «врагом Бога и церкви». «В действительности — таково кредо папы — Марквард лишь делает вид, будто старается управлять государством, стремится к большему — к полной королевской власти, оспаривая даже законность рождения Фридриха».
Насколько сторонники Штауфенов ценили Марк-варда фон Анвейлера как представителя имперских интересов, видно из письма группы германских князей папе Иннокентию III: «Мы напоминаем и просим Вас, чтобы Вы нашему возлюбленному другу, преданному соратнику нашего господина, короля Филиппа, маркграфу Анконы, герцогу Равенны, управляющему Королевством обеих Сицилии и стольнику императорского двора, оказали Вашу апостольскую милость в делах нашего господина».
Если данное письмо к папе не является чистой провокацией со стороны некоторой части князей по отношению к Святому престолу, то оно показывает полное и наивное непонимание ими напряженности, существовавшей между папой и императором.
Вопрос жизненной важности для папского государства — быть раздавленным между штауфеновско-сици-лийским королевством или штауфеновско-римской империей, также никем не был понят. Необходимо еще раз подчеркнуть: вся политика папы против императора и империи может быть правильно истолкована лишь с учетом этой проблемы.
Марквард начал борьбу за власть на континентальной части Сицилии. В январе 1199 года он изгнал войска папы из города Сан-Германо. Но завоевать монастырскую крепость Монтекассино ему не удалось.
Некоторое сближение Маркварда с папой, позволившее временно отменить его отлучение от церкви, быстро закончилось. Марквард поменял поле битвы, перебрался на Сицилию и закрылся в городе Палермо. В июле семейный совет во главе с Вальтером фон Палья-рой с войском папы поплыл в Палермо и 21 июля 1200 года разбил Маркварда и его сторонников близ Монреаля. Следующую битву при Таормине Марквард также проиграл. Но поражения никак не отразились на положении Маркварда на острове. Войска папы, ослабевшие от болезней и эпидемий, возвратились в Южную Италию.
Однако кое-что все же произошло. Незаметная, но глубокая трещина пролегла между канцлером Вальтером фон Пальярой и папой.
Появление графа Вальтера де Бриенна, женатого на одной из дочерей короля Танкреда, обеспокоило канцлера. Он, должно быть, увидел в графе, уже получившем в лен от папы графство Лечче и княжество Тарент, серьезного претендента на сицилийский трон.
Если Вальтер фон Пальяра мог надеяться на долгий период своего влияния и правления на посту канцлера при ребенке, а затем юноше Фридрихе, то при Вальтере де Бриенне это было исключено. На особое сопротивление папы кандидатуре Вальтера на трон не приходилось рассчитывать. Основной принцип политики папы — разделение королевства и империи — имел больше шансов осуществиться при.французе, чем при подопечном папы, Фридрихе, в котором не только текла кровь Штауфенов, но могли и возродиться их мечты.
Размышляя
таким образом, Вальтер фон Пальяра
отказался от церковных должностей
и ввел своего брата, графа Джентиле
Манупелло (ум. после
В мае 1201 года Вальтер де Бриенн вступил с войском, состоящим как из его солдат, так и из солдат папы, на материковую часть Королевства обеих Сицилии. Он одержал блестящую победу в окрестностях Капуи над Дипольдом фон Швайнспойнтом, занимавшим здесь главенствующее положение, и перед ним открылась дорога к его южно-итальянскому лену.
Теперь канцлер Пальяра открыто присоединился к Дипольду, получив за это отлучение от церкви и официальную конфискацию владений.
Поражение Дипольда, победа войск папы и отлучение от церкви Маркварда не прошли без последствий для островной части Королевства обеих Сицилии. Императорский стольник Марквард фон Анвейлер поступил так же, как поступил бы любой генерал или герой на его месте, — бросился в наступление.
Он осадил Палермо в октябре 1201 года. Брат канцлера, граф Джентиле, укрылся вместе с доверенным ему юным королем в крепости Кастелло-а-Маре, возвышающейся над портом Палермо. Когда 1 ноября 1201 года крепость все-таки пала, юный король попал в руки Маркварда фон Анвейлера. Блестящий граф Джентиле поспешил (или бежал) в Мессину за недостающим провиантом. Явно совсем неподходящая задача для высокопоставленного человека, облеченного доверием охранять наследника Сицилии.
В письме архиепископа Рейнальда Капуанского в ноябре 1201 года папе Иннокентию III впервые дано описание личности Фридриха. Архиепископ, надо заметить, являлся ближайшим родственником канцлера и его брата Джентиле. Итак, письмо архиепископа: «Горе мне! В понедельник 5 ноября сего года посол от Вильгельма Францизиуса из города Палермо прибыл в ту местность, це я живу, с чрезвычайно печальной и достоверной вестью — придворный кастелян фон Аккариио и его соратники выдали Маркварду короля, дворец и упомянутого Вильгельма Францизиуса, учителя короля, в третьем часу дня.
Когда мальчика предали неверные охранники, заслуживающие всяческих проклятий, он, нежный юный король, был доставлен тем, кто посягал на его жизнь, во внутренние покои дворца. Увидев свое неизбежное заключение, он вместо оружия защитил сам себя слезами. Мальчик не мог не выказать рыцарям свое королевское достоинство ...так, когда его собирались схватить, он прыгнул навстречу обидчику и попытался, как только смог, схватить за руку того, кто посягнул на помазанника Божия. Затем он расстегнул королевскую мантию и, преисполненный боли, разодрал одежды, расцарапав свою нежную плоть».
Архиепископ объясняет побег своего родственника и то, что царственного ребенка покинули, следующей тирадой:
«Затем граф Джентиле оставил замок на верных охранников и поехал в Мессину... дабы позаботиться о необходимой доставке в тот замок провианта; а как и зачем он туда поехал, я не мог разузнать у упомянутого посла».
Письмо архиепископа сообщает нам ценные факты. Во-первых, становится известным учитель Фридриха П. Отпрыск знатной семьи, имеющей владения при Авел-лино, восточнее Неаполя. Теперь мы точно знаем: Фридрих не был лишен научных занятий. Мы видим семилетнего короля-ребенка, который при появлении Маркварда, совершенно естественно, начинает плакать, но затем храбро и со страстью пытается защитить себя.
Очевидна ненадежность островного государства, если даже охрана предала маленького короля, выдав его Маркварду. Брат канцлера, граф Джентиле, доведенный трусливыми слухами до отчаяния, покинул юного короля. Отговорка, будто он хотел добыть в Мессине провиант для осады города, кажется слишком прозрачной. Это подходящая задача для интенданта, а не для графа, исполнявшего в бою при Палермо блистательную роль предводителя войска папы против Маркварда фон Анвейлера.
Бедственное положение Фридриха II задокументировано в стихотворном послании, и хотя оно не могло быть написано им самим, основная его мысль, а именно солидарность королей и князей Фридриха, часто повторяется в более поздних государственных письмах:
«Всем королям земного шара, украшенным каким-либо саном святой веры, невинный король Сицилии по имени Фридрих желает благополучия в бозе...
Поскольку я, произведенный на свет великим отцом и вскормленный грудью его великой супруги, праведной императрицы Констанции, жестоким роком — о горе! — так быстро лишенный обоих родителей... не мог, страдая при изнурительных угнетениях от трудностей несовершеннолетнего положения, видеть лица моих родителей...
С того времени меня то мучают немцы (Марквард фон Анвейлер и Дипольд фон Швайнспойнт), то вредит тосканец (Пиза), то мешает сицилиец (сарацины), то беспокоят галл (Вальтер де Бриенн) и варвары, то кто-нибудь еще.
Дневной хлеб отмерялся мне по весу, напитки — бокалами. При долгом злоупотреблении королевского имени мною управляли в большей степени, чем я управлял, мне приказывали больше, чем я приказывал, я должен просить больше, чем получаю...
Но пока жив мой высший избавитель... прошу вас, князья, властвующие над земным шаром, молю изо всех сил — в предлагаемых обстоятельствах вы можете состязаться не столько со мной, сколько между собой — выставить войско, освободить сына императора, вновь поднять королевскую корону и собрать разрозненный народ...»
Письмо, конечно же, продиктовано не римской курией. Слишком часто указывается на императорское происхождение мальчида и упоминается отец — император Генрих VI. Папство же всеми силами старалось не допустить воссоединения с империей Штауфенов, стремившихся владеть и королевством, и империей.
Круг Маркварда фон Анвейлера тоже можно исключить: в письме немцы получили весьма нехорошую оценку. Речь может идти только об ограниченном в своей власти канцлере Вальтере фон Пальяре. От него, соратника императора Генриха VI, логично ожидать упоминания императорского происхождения мальчика. От канцлера с его сомнительным отношением к папе могли исходить слова о трудностях несовершеннолетия, заставляющих страдать подопечного папы.
Правление Маркварда фон Анвейлера на Сицилии продолжалось восемь месяцев. Императорский стольник, чьи политические цели разгадать трудно, умер по прошествии сего времени в середине сентября от осложнений после операции по удалению камней. Был ли он верен Штауфенам или стремился стать королем? На его место пришел Вильгельм Каппароне и тоже подчинил короля своей воле.
О личности Каппароне исследователям известно недостаточно. Немного ясности дает письмо папы Иннокентия III монреальским монахам. В нем речь идет о жестокой натуре наемника, способного повлиять на ребенка только в отрицательном смысле. Фактически же Каппароне обладал значительно меньшей реальной властью, чем императорский стольник Марквард фон Анвейлер, пользовавшийся непререкаемым авторитетом среди немцев.
В ситуации распада власти канцлер Вальтер фон Па-льяра опять начал искать сближения с папой. Если бы он находился у власти в Палермо, планы Вальтера де Бриенна завоевать остров потеряли бы всякую возможность осуществиться.
Канцлер неожиданно легко получил прощение от папы. Да, тот даже отказался от предложенных ему поручительств, ибо, как выразился папа, добровольную преданность он ценит больше, чем вынужденную.
Только смерть Вальтера де Бриенна 15 июля 1205 года установила единство между папой Иннокентием III и канцлером, к тому времени уже получившим прощение и вернувшимся в лоно церкви. Но Вальтеру пришлось одолеть второго противника в борьбе за власть в королевстве — Дипольда фон Швайнспойнта, графа Ачерру, тоже сумевшего сблизиться с папой. Дипольд появился осенью 1206 года в Риме и оттуда отправился в Палермо, чтобы по приказу папы освободить Фридриха. Там он встретился с папским легатом Герхардом и канцлером Вальтером фон Пальярой.
Таким образом, собралась весьма своеобразная компания. Неуверенный Каппароне, имеющий недостаточную поддержку среди немцев, но обладавший властью, являлся, без сомнения, наименьшим интеллектуалом из четверых, и Дипольд фон Швайнспойнт, в чьих застенках умер граф де Бриенн, ярый противник канцлера. Дипольд, тоже человек власти, в то время уже освобожденный папой от анафемы, заставил Каппароне отказаться от Палермо и от юного короля, важного как залог власти для всех них.
В действительности именно Дипольд привел юного короля из дворца к обоим прелатам — событие, сообща отпразднованное торжественным обедом. На нем канцлер арестовал Дипольда якобы из-за планируемого им предательства. В атмосфере недоверия и коварства никак нельзя выяснить, кто кого хотел обмануть или обманул. Факт остается фактом: два прелата перехитрили вояку Дипольда. Вальтер фон Пальяра достиг цели. Он опять стал канцлером и самым близким к королю человеком и должен был им оставаться вплоть до совершеннолетия мальчика в 1210 году.
29 января 1207 года папа Иннокентий III писал своему подопечному:
«...Какое радостное чувство охватило апостольское сердце, когда я понял из письма Твоего высочества — рука Господа освободила Тебя из недостойного плена... Неудивительно, что Твое заключение вызывало у нас глубокую печаль, а освобождение — великую радость, ведь из-за регентства, исполняемого нами не столько по распоряжению Твоей матери, сколько в соответствии с нашим правом на королевство, Мы не можем не заботиться о Твоей защите».
Папа совершенно ясно дает понять юному королю — права папы-сюзерена над Сицилией должны цениться выше, чем завещание матери Фридриха, назначившей папу опекуном сына. Папа продолжает:
«...Для защиты твоих прав Мы часто проводили бессонные ночи, а все время от завтрака до ужина Мы использовали, в одиноких раздумьях или в совещаниях с другими стараясь придумать, как вернуть Тебе Твое наследство...»
Портретные
зарисовки
Февралем 1207 года, то есть временем после освобождения Фридриха, датировано письмо из близкого окружения юного короля. Возможно, его автором является Вильгельм Францизиус, «magister regis»* (* Королевский учитель (лат.).), рассказавший о Фридрихе следующее:
«Я должен правдиво сообщить вам, господа: юный король по знаниям и силе опередил свой возраст и обладает качествами, способными украсить зрелого, сформировавшегося мужчину. К нему должно уже сейчас без колебаний прислушиваться: он умеет различать верность и неверность, хорошее и плохое».
Эти строки написаны о двенадцатилетнем Фридрихе. В длинном письме неизвестного автора имеется еще более подробное описание молодого человека, рано лишившегося родителей и воспитывавшегося среди грубой солдатни:
«Телосложение короля нельзя назвать тщедушным, но оно не больше, чем соответствует его возрасту. Природа наградила его достоинством, поскольку к крепкому телу дала ему сильные конечности с присущей им естественной выносливостью для любого действия. Никогда не бывая в покое, он весь день проводит в постоянной деятельности, и при этом его сила увеличивается от упражнений. Свое подвижное тело король тренирует различным образом. Когда он упражняется в искусстве владения оружием, то выхватывает меч и приходит в дикую ярость, как будто хочет вонзить его в противника. Он научился славно стрелять из лука и прилежно в этом упражняется. Он ценит благородных и быстрых лошадей. Можете мне поверить, никто лучше короля не умеет управлять поводьями или пришпоривать коней, чтобы они быстрее скакали.
...Кроме того, ему присуще королевское достоинство, он способен повелевать. Его лик исполнен изящной красоты с ясным лбом и с еще более лучезарной веселостью в глазах — смотреть на него доставляет удовольствие. Король полон проницательности и учености, а если он выказывает неподобающее и неуместное поведение, сие является не свойством его натуры, а лишь привычкой к грубому обхождению (наследие времени Каппароне).
Но природный дар короля — стремиться к совершенству — постепенно сменит те неприличия на достойное поведение. Однако он недоступен для увещеваний, а следует только устремлениям собственной свободной воли и считает, судя по всему, позорным положение несовершеннолетнего, когда окружающие воспринимают его как ребенка, а не как короля; скорее всего он сбросит любую опеку и, получив свободу, часто будет преступать меру дозволенного королю; и всеобщая молва об этом сможет уменьшить благоговение перед величеством.
Еще не успев стать мужчиной, он щедро наделен знаниями, опережающими его возраст, и обнаруживает дар мудрости. Поэтому, говоря о том, сколько ему лет, нельзя просто считать года и ожидать времени зрелости, ибо по знаниям он уже мужчина, а по величию — властелин».
Примечательная и тонкая характеристика, которую нельзя игнорировать, как похвалу придворного льстеца: на протяжении жизни Фридрих удивительным образом проявил упомянутые здесь таланты и склонности характера, как положительные, так и отрицательные.
После катастрофы в Парме в 1208 году пятнадцатилетний юноша проскакал огромное расстояние от пылающего лагеря Виктория до Борго-Сан-Домино и далее до Кремоны, куда он прибыл поздней ночью, с рассвета находясь в седле и «совершенно не упав духом», как уверяет летописец.
Его неистовый гнев при известии о событиях в Ви-тербо описывает кардинал Райнер Витербоский: «Подобно львице, у которой отобрали детеныша, и медведице, у которой похитили медвежат, он вспылил. Словно ураган, бушующий в ночи, он поспешил, охваченный пламенем гнева, на уничтожение города, как простой гонец, без всякой королевской пышности. Король прискакал на красном коне, дабы лишить эту землю мира...» «Однажды в воскресенье, — пишет Э. Канторович, — войска императора приступили к штурму... Император лично возглавил одно из подразделений... Несмотря на ожесточенную атаку, император в гневе спрыгнул с коня и, схватив острый меч, устремился вперед».
Пятидесятилетний мужчина реагирует именно так, как наш автор письма описывает двенадцатилетнего подростка: «Затем он выхватывает меч и приходит в дикую яр9оть, как будто хочет вонзить его в противника».
Когда автор письма вспоминает о жестоком обхождении с королем и размышляет о том, что свобода, которую тот получит, часто будет выходить за рамки дозволенного, то мы можем видеть пример, подтверждающий это предположение, в одном из эпизодов войны с сарацинами в 1222 году. Фридрих осадил главную крепость сарацин Ято. Его противник, эмир Ибн-Аб-бад, вместе с двумя сыновьями поспешил покориться императору и просить у него пощады. Император, разгневанный мятежным эмиром, своим поведением заставляет вспомнить приступы ярости царственного ребенка.
Эмир вошел в шатер императора и бросился ему в ноги. Император, увидев его, так сильно пнул эмира, что разорвал ему весь бок острой шпорой. А спустя две недели приказал повесить эмира и его сыновей как бунтовщиков. Внимательный автор письма справедливо увидел и отметил черты характера императора.
Матримониальные
планы
После того как папа совместно с канцлером Вальтером фон Пальярой вернул свободу Фридриху, двенадцатилетнего мальчика решили использовать в планах брачной политики папы: Фридриху предложили брак с арагонским королевским домом — таким же вассалом папы, как Фридрих в Сицилии. Еще в 1202 году велись переговоры о брачном союзе с арагонской принцессой Санчей, но тогда никакого результата не достигли.
Теперь же, в 1208 году, переговоры возобновились. В супруги Фридриху наметили двадцатипятилетнюю арагонскую принцессу Констанцию, вдову умершего в 1204 году короля Эммериха Венгерского. Папа потратил немало усилий, пытаясь уговорить четырнадцатилетнего Фридриха на брак с женщиной намного старше его. Исход дела решило обещание короля Арагона выставить в брачном контракте пятьсот арагонских рыцарей. Тогда Фридрих согласился. Он женился не на женщине, а на боевом потенциале в пятьсот кирасиров, надеясь с их помощью освободить собственное королевство, раздираемое множеством группировок, от сарацин, мятежных баронов и мародерствующих немцев.
Папе пришлось постараться, убеждая и своего арагонского ленника, короля Петра II (1196—1213 гг.), в правильности брака между четырнадцатилетним подростком и двадцатипятилетней вдовой. Он писал королю Арагона: «Твое королевское высочество, конечно, знает, что Мы уже заключили договор с Твоей матерью об обстоятельствах брака Твоей сестры и Нашего во Христе возлюбленного сына Фридриха, величественного короля Сицилии, и часто напоминали Тебе об этом в Наших письмах...
Какое небрежение отговаривает Тебя от свершения обещающего счастье союза? Почему Ты переносишь сегодняшнее счастье на завтра? Нет оснований лишать Твою сестру столь великолепного замужества.
Положение жениха очень высоко: от матери он получил титул короля, с благородством его рода дело обстоит не хуже. Он твердо шагает вперед и умножает наследуемое из рода в род величие крови великолепными дарованиями. Он сын и внук императоров, ведь императором был не только его отец, но и дед...
По происхождению жених значительно превосходит Твою сестру. Как написано равными ему цезарями: их мужество опережает их возраст (преступает) окрыленной поступью порог зрелости и чудесно начинает, восполняя прилежанием недостаток лет, первые попытки правления»…