ДЕНЬ ПАПЫ

 

Наряду с королями Филиппом Французским и Фридрихом победителем битвы при Бувине стал папа Иннокентий III: тот, кого он с полным правом ненави­дел, кто был его творением, а затем гнусно предал его, император Оттон IV, жил, лишенный власти, в Брауншвейге в мрачной повседневности и ждал смерти. Бу­дущий император, тоже создание рук папы, обращался к нему так:

«Святого отца во Христе, владыку Иннокентия, первосвященника святейшей Римской церкви, при­ветствует Фридрих, милостью Господа и его милос­тью великий король римлян и король обеих Сицилии, с сыновним послушанием во всем и благоговением перед апостольским престолом».

Англия и ее король находились под суверените­том папы, так же как Сицилия и Арагон. Четвертый собор, созванный Иннокентием III в Риме 30 ноября 1215 года, являл собой исполненное великолепия со­брание католического мира, свидетельствовавшее об авторитете папы. Более четырехсот кардиналов и ар­хиепископов, епископов, восьмисот аббатов, посоль­ства королевств Германии, Англии, Франции и Венгрии и, разумеется, находящегося под папским верхов­ным правлением Арагона съехались на него.

Но собор ставил своей задачей нечто большее, чем просто демонстрацию могущества папы: было издано семьдесят духовных и реформационных декретов. Впервые в документе, изданном духовным ведомством, письменно зафиксировали понятие превращения. Собор изложил краткое содержание веры в реальное присутствие Христа при праздновании евхаристии и торжественно признал: «Плоть и кровь есть таинства... в виде (хлеба и вина)... действительно существующие, после того как хлеб превращается в плоть, а вино — в кровь (Христову)».

Затем учреждались ежегодная исповедь и пасхаль­ное причастие. Внутренний распорядок церкви закреп­лялся табелью о рангах патриархатов. По рангу один — Константинополь, два — Александрия, три — Антиохия и четыре — Иерусалим. Собор постановил — приход не может оставаться без главы более трех месяцев. Нако­нец, утвердил декрет папы о новом крестовом походе, чье начало назначили на 1 июня 1217 года.

Все священнослужители обязывались в течение трех лет двадцатую часть доходов отдавать в пользу Святой земли. Крестоносцы и их владения получили особую защиту папы. Кроме того, всем крестоносцам гарантировалось полное отпущение грехов. Были при­няты и политические решения — отказ в снятии отлу­чения от церкви императора Оттона IV, переданный через его посольство, и признание Фридриха будущим императором. «Маgna Charta» подверглась осуждению. Все поняли: Англия неспроста стала ленным государ­ством папы.

О принятии креста Фридрихом в Аахене на соборе не было сказано ни слова. Наверняка поведение Фрид­риха расценили как дерзость. Поэтому папа за несколько дней до смерти, заставил своего подопечного подтвер­дить переданное ему через легатов заявление, датиро­ванное 1 июля 1216 года:

«В стремлении принести благо как Римской церк­ви, так и королевству Мы твердо обещаем сразу после принятия императорской короны Нашим сыном Генри­хом, которого Мы, согласно Вашему поручению, веле­ли короновать королем, освободить его от отеческой власти и передать ему Королевство обеих Сицилии как лен Римской церкви, так же как Мы им владеем от нее. Таким образом, с той поры Мы не будем им владеть и Нас не будут более называть королем обеих Сицилии, а по Вашему желанию государство будет управляться под­ходящим человеком от имени Нашего сына до его со­вершеннолетия, во всех правах и обязанностях будучи ответственным перед Римской церковью, как известно, единственной правительницей сего государства. Так как Мы Божьей милостью призваны на императорство, не должно возникнуть мнение, что когда-нибудь каким-либо образом произойдет воссоединение сицилийско­го королевства и империи, если Мы будем одновремен­но королем и императором. Ведь иначе может быть на­несен ущерб как апостольскому престолу, так и нашему преемнику. Для должной убедительности Нашего обе­щания, Нашей уступки и Нашего решения Мы прикла­дываем к грамоте золотую печать».

За время правления Фридрих семь раз давал такое обещание, и даже клялся при этом. И всякий раз нару­шал его.

Когда папа Иннокентий III умирал 16 июля 1216 года в возрасте пятидесяти шести лет, он мог надеяться, что на все времена уберег папское государство от захва­та в тиски с севера и юга, если клятва, печать и договор имеют хоть какое-нибудь значение среди людей и госу­дарств.

Сайт управляется системой uCoz