ДИПЛОМАТИЯ
ВЕРОЛОМСТВА
Пять лет после коронации в Аахене Фридрих провел в Германии. Пять значимых и не всегда безмятежных лет, о чем в Магдебурге позаботился Вельф, умерший в душевном самоистязании 19 мая 1218 года в Гарцбурге.
Стремясь достичь соглашения о перемирии с датским королем, Фридрих, как уже кратко упоминалось, подписал в 1215 году указ, устанавливавший границу государства вниз по течению Эльбы от Магдебурга и передававший Дании расположенные восточнее земли с Любеком, Мекленбургом и Шверином. Десять лет спустя король Дании с сыном попали в плен к графу Шве-рина, датскому вассалу по договору 1215 года. Фридрих среагировал на это немедленно. Из Италии он объявил договор от 1215 года недействительным, так как отданные земли ранее принадлежали империи.
Некий датский летописец пишет об этом в своих анналах: «Немцы обязаны своими успехами единственно вероломству, заложенному в самой их натуре».
Фридриху, в полной мере наделенному вероломством, не составляло труда вырваться и из других тяжелых договорных условий.
В то время как Фридрих добивался возврата фамнльных владений в Эльзасе и Швабии, заботясь о порядке в наследственных землях, и мог лишь в очень незначительной степени влиять на политику имперских князей, его посетила идея, каким образом он может освободиться от связывающих его договоров со Святым престолом и добиться императорской короны. Почти квадратура круга.
Рискованная игра, в которую Фридрих сейчас пустился, должно быть, началась еще при жизни папы Иннокентия. Следовательно, он чувствовал в себе силы осуществить далеко идущие планы даже при великом папе.
Теперь папский трон занял Гонорий III (1216— 1227 гг.). В сравнении с покойным любой преемник казался бы слабее и бледнее. Правда, будучи уже стариком, Гонорий горел священным пламенем: его воодушевляла идея крестового похода, провозглашенного папой Иннокентием. Всегда, когда человек слишком сильно, слишком безоговорочно чего-то желает, он теряет свободу и становится жертвой навязчивой идеи, к которой сам себя приговорил.
Папа Иннокентий назначил архиепископа Берарда Барийского, доверенного человека Фридриха, архиепископом Палермо — самый высокий пост в королевстве. В этом качестве Берард принял участие в соборе в Риме в ноябре 1215 года и после его окончания отправился в Палермо. Вероятно, он уже получил указание от Фридриха подготовить королеву Констанцию и сына Генриха к поездке в Германию. Другой посол Фридриха, граф Альберт фон Эберштейн, уже покинул Германию в начале 1216 года. Он передал пожелание Фридриха о переезде Констанции и Генриха в Германию.
В последнюю треть 1216 года, когда королева Констанция с Генрихом прибыла ко двору Фридриха, тот немедленно сделал сына герцогом Швабским. В 1218 году умер герцог Бертольд, последний Церингер. Его титул и должность правителя Бургундии Фридрих также передал сыну. Что же произошло?
Генрих, юный правитель Королевства обеих Сицилии, не имевший права связывать себя и свое королевство с империей, как это звучало в клятве, стал германским князем, «герцогом Швабским и правителем Бургундии», князем части империи, с которой обязывался не иметь ничего общего. Буква принесенной Фридрихом клятвы еще не была нарушена, но ситуация находилась на грани законности.
Папа Иннокентий III никогда бы не смирился с подобными манипуляциями. Но папа Гонорий слишком сильно желал крестового похода, для чего ему требовалась помощь германского короля. К тому же произошло ужасное событие!
Фиаско
при Дамиетте
В августе этого года, а не в июне 1217 года, как постановили на четвертом соборе, венгерско-австрий-ское войско во главе с королем Андрашем II (1205— 1235 гг.) и его двоюродным братом Леопольдом VI (1198—1230гг.), герцогом Австрии и Штирии, отправилось в Сплит для отплытия в Акру. Призыву папы последовали также голландцы и фризы под командованием графа Вильгельма I Голландского (1203— 1223 гг.). Они отплыли из устья Мааса уже в мае, но в Лиссабоне остановились. Тамошний епископ попросил их принять участие в боях с сарацинами. Лишь весной присоединились они к собравшимся в Акре сильно разрозненным войскам.
С большим трудом удалось объединить всех под верховным командованием Иоанна де Бриенна, короля Иерусалимского. Он смог уговорить крестоносцев, стремящихся к святым местам, напасть на Египет, как планировалось на соборе. Вторжение в Египет преследовало цель отрезать мусульман от дельты Нила. Таким образом они теряли не только богатейшую провинцию, но и возможность использования флота в Восточном Средиземноморье. Иерусалим не смог бы долго противостоять наступлению с двух сторон — из Суэца и Акры.
Но для венгерского короля Андраша, отца святой Елизаветы, данная задача являлась непосильной. Он возвратился в Венгрию с удачно захваченными реликвиями. Среди них находились чаша, использованная Иисусом на свадьбе в Ханаане для превращения воды в вино, и голова почитаемого в Венгрии мученика, святого Стефана.
Герцог Леопольд Австрийский отправился в Египет. На судах фризов крестоносцы достигли дельты Нила. В апреле 1218 года разношерстная толпа воинов стояла в дельте. Мусульмане построили на острове в рукаве Нила, ведущем к Дамиетте, крепость, надежно запирающую все подходы к Дамиетте.
Настроение улучшилось, когда в середине августа прибыли новые крестоносцы под предводительством папского легата Пелагия, испанца и религиозного фанатика. Как папский легат он потребовал верховного командования, и его ему предоставили. После молебна 17 августа войско крестоносцев пошло на приступ островной крепости в рукаве Нила. Крепость сдалась, когда число ее защитников уменьшилось до сотни.
Так называемая добыча была неисчислимой. В то время в войске крестоносцев находился и Франциск Ассизский. Он намеревался обратить в веру Христову султана Малика эль-Камиля.
Хроника Иоганна из Элемозины повествует: «Рассказывают, будто он (святой Франциск) предстал перед султаном и тот предложил ему много подарков и драгоценностей и, когда слуга Господа не захотел их принять, сказал: "Возьмите их и раздайте церквам и нуждающимся христианам!" Но слуга Христов отклонил их, уверив, что о нуждах бедняков заботится провидение Господне. Когда праведный Франциск проповедовал, он предложил пойти в огонь с сарацинским священником и таким образом ясно доказать истинность заветов Христа. Но султан сказал ему: "Брат, ни один из сарацинских священников не согласится пойти в огонь за свою веру"».
Мир, предложенный крестоносцам просвещенным султаном вместе с готовностью уступить христианам Иерусалим, легат Пелагий отклонил.
Осада Дамиетты продолжалась. Султан Малик эль-Камиль вновь предложил мир. В конце октября он прислал двух пленных франкских рыцарей к крестоносцам сделать последнее предложение. Ради спокойствия Египта он был готов отдать «Истинный крест Господень», а кроме того, Иерусалим, Центральную Палестину и Галилею.
Король Иоанн де Бриенн, французские, английские и немецкие бароны соглашались на мир. Итальянцы — нет, желая укрепиться на важном торговом месте — Дамиетте. С их помощью фанатичному Пелагию, стремящемуся не только к освобождению святых мест, но и к уничтожению всех неверных, удалось отклонить мир. Серьезность мирных намерений султан доказал позже, в 1229 году сделав подобное предложение императору Фридриху П.
Осада крепости продолжалась. Когда 5 ноября 1219 года крестоносцы взяли город, в нем осталось в живых лишь три тысячи жителей, остальные стали жертвами эпидемии. Но завоевание города породило новые споры. Иоанн де Бриенн требовал передачи города в его Иерусалимское королевство. Пелагий утверждал, что город должен принадлежать всему христианству, читай — церкви. Иоанн де Бриенн, рассерженный, отступил со своими рыцарями, опасаясь нападения на Акру, Тир и Яффу.
Весной 1220 года войско крестоносцев усилилось тысячей воинов, посланных Фридрихом II под командованием Людвига Баварского в Дамиетту. Пелагий уже мечтал о крупном вторжении во Внутренний Египет. Новое предложение султана Малика эль-Камиля о выдаче Иерусалима, Галилеи и Палестины Пелагий в фанатичном безумии отклонил.
4 июля 1221 года он отправился вверх по Нилу. Его войско, судя по всему, состояло из пяти тысяч рыцарей, четырех тысяч копейщиков и сорока тысяч пехотинцев. Все готовились к большому сражению с султаном, но не приняли в расчет ежегодный разлив Нила. Крестоносцы, хорошо знавшие страну, предостерегали легата Пелагия.
Поднявшаяся вода Нила сделала сухой канал судоходным для сарацинского флота, и утром 29 августа крах стал неизбежным. Пелагий с огромным войском оказался запертым на острове водами Нила, и ему угрожал египетский флот.
Разгорелась паника. Султан открыл шлюзы Нила и затопил путь к отступлению беспорядочно бегущим толпам. Злополучный Пелагий живым достиг Дамиетты и там униженно просил султана о мире. Город и крепость Дамиетта были освобождены 8 сентября 1221 года, а легату пришлось поклясться о мире (по крайней мере о перемирии) на восемь лет.
Весь крестовый поход потерпел поражение из-за высокомерия и ревностного религиозного безумия. Но папа объявил виноватым не фанатичного легата, а императора Фридриха, не выполнившего обещания об участии в крестовом походе, данного в 1215 году, хотя папа короновал его императором 22 ноября 1220 года. Как Фридриху это удалось?
Приключение
с коронацией
Мы видели, как Фридрих сделал сына Генриха, правителя Королевства обеих Сицилии, германским имперским князем, причем возвеличил его до герцога Швабии и правителя Бургундии. Титул «король сицилийского королевства» больше не всплывает при упоминании имени Генриха. Тон Фридриха по отношению к папе тоже изменился. Он разговаривал с ним так, как никогда не отважился бы при папе Иннокентии III. Вежливое объявление о коронации, присланное папой, согласно обычаю, к германскому двору, девять месяцев оставалось без ответа.
Папа Гонорий III, зная о рискованных усилиях Шта-уфена в Германии, решил закрыть на них глаза. Крестовый поход являлся для него и, как он верил, для всего христианского мира самым святым делом.
Настойчивым просьбам папы об исполнении крестового похода и о помощи крестовому воинству у Дамиетты Фридрих отвечал потоком извинений, обвиняя во всем всех окружающих: они не следуют его приказам, а сам папа не карает анафемой тех, кто противится крестовому походу. Уже из обращений в письмах видно, что он не считает себя королем папской милостью, а ставит себя равным рядом с папой:
«Святейшему отцу и господину Гонорию, Божьей милостью первосвященнику священнейшего Римского престола, Фридрих, той же милостью великий король римлян и король Королевства обеих Сицилии, шлет почтительный и преданный поклон и уважение...»
Король продолжает: «Мы приказали оповестить своим эдиктом всех крестоносцев, дабы они со всем усердием снаряжались и дожидались бы определенного дня, назначенного нами для отправки без возражений... Чтобы исполнить столь похвальное и необходимое для христианского народа намерение... Я смиренно и преданно прошу, нельзя ли однозначно сообщить Нам, а также всем духовным и мирским князьям, графам, баронам и другим крестоносцам апостольским посланием, что тот из нас, кто к следующему лету до праздника святого Иоанна не уедет, должен быть предан анафеме...»
И далее следует самый показательный момент, когда Фридрих, сумевший в течение четырех лет избегать участия в крестовом походе, полностью конкретизирует упомянутые ранее упреки по отношению к папе:
«Следует добавить, что будет всяческим образом приписано на Ваш (счет), если по причине Вашей небрежности будут упущены возможности послужить на пользу общего дела».
Действительную причину того, почему он не находит времени для крестового похода, Фридрих не называет. А причина состоит в следующем: он хочет провести избрание сына германским королем. Его усилия в этом направлении не могли оставаться незамеченными для папы. Фридрих всеми силами старался отменить священную клятву, данную им папам, — никогда не воссоединять империю и королевство. Степень его решимости сделать сына королем демонстрирует та цена, которую он был готов за это заплатить.
Фридрих, еще ребенком познавший продажность людей, полными горстями раздавал французское золото имперским князьям. Купил он и согласие духовных князей Германии на избрание своего сына. Ценой сделки стало так называемое «Соnfoederatio cum principibus ecclesiasticis»* (* Соглашение с князьями церкви (лат.).). Оно предоставляло князьям церкви свободу располагать своим наследством; Фридрих передал им также таможенные права, право чеканить монеты и свободное владение ленами в их землях. Он поступился особым королевским правом объявления вне закона: отныне к церковному проклятию добавлялось еще и объявление вне закона, и епископ становился единственным, кто располагал правом отлучения.
Церковные сановники не смогли устоять. Фридрих, превозносимый особенно в XIX веке как великий император, пожертвовал правами короля Германии. Именно он создал германские удельные государства, и путь к единству Германии закрылся на столетия вперед. Он заплатил ею за Сицилию и имперскую мечту. 20 апреля 1220 года церковные сановники исполнили свой долг благодарности: вместе со светскими князьями они избрали сына Фридриха германским королем Генрихом (VII). Выборы, купленные на королевские права и порушенные клятвы.
Каким образом это истолковывалось историками XIX столетия как мастерский дипломатический ход, остается загадкой. В конце концов Фридрих потерпел неудачу не от церковной власти, а из-за нарушенных клятв, завоевав репутацию человека, не заслуживающего доверия как перед церковью, так и перед всем миром.
Но самыми пикантными являются извинения, приносимые Фридрихом на упреки папы. Двадцатишестилетний король пишет следующее:
«Нам стало известно, правда, не из Ваших писем, а из распространившихся сообщений, что наша мать, церковь, немало обеспокоена возвышением Нашего возлюбленного сына... Учитывая Вашу снисходительность и доброту, Мы не можем и не дерзаем отрицать, что Мы для возвышения Нашего единственного сына, а не из-за любви к Нам, отцу, так усердно, как только возможно, почти изо всех сил работали над этим, пока не оказалось возможным достичь поставленной цели».
Фридрих, таким образом, признается — уже в течение нескольких лет он готовился к клятвопреступлению. Основание для расторжения договора: сверхвеликая отеческая любовь!
Еще никогда нарушение договора и верности не объяснялось более просто. Но послушаем короля далее:
«В то время как Мы находились на пути к Франкфурту, где созвали всеобщий придворный совет для разъяснения князьям государственной необходимости, дабы затем по Вашему желанию поспешить к Вашим стопам и с помощью Господней вступить в крестовый поход, между Нашими возлюбленными князьями, досточтимым архиепископом Майнцским и ландграфом Людвигом Тюрингским (1217—1227 гг.; супруг святой Елизаветы), прибывшими на упомянутый совет, возобновился спор, уже с давних времен существовавший между ними, и из-за присутствия рыцарей и войск обоих так увеличился, что стал грозить опасностью и вредом всему государству... И долгое время велись переговоры... и распря приняла такие формы, что, учитывая Наш предстоящий отъезд, из-за них могло возникнуть еще больше неприятностей и большее беспокойство в государстве, поэтому присутствующие князья и даже те, которые ранее были против избрания Нашего сына, в Наше отсутствие и без Нашего ведома совершенно неожиданно, выбрали его королем.
Когда Нам сообщили об избрании, Мы отказались признать его, поскольку оно прошло без Вашего ведома и без Вашего приказа, без коих Мы не желаем ничего планировать и предпринимать. Мы же в противоположность этому добивались, чтобы они, если хотят иметь Наше согласие, изложили свое решение на заверенной печатью грамоте, а Ваше святейшество утвердит на ней состоявшиеся выборы...»
Ну что ж, теперь мы знаем, как все произошло. Виноватыми оказались князья. Майнцский архиепископ и ландграф Тюрингский, рассорившись во время придворного совета во Франкфурте, поставили под угрозу мир в государстве и, что еще хуже, предстоящий отъезд Фридриха в крестовый поход. Фактически прошло целых восемь лет, пока Фридрих все-таки совершил обещанный в 1215 году крестовый поход. И прежде всего Фридрих вообще не присутствовал при избрании своего сына 13 июля. Все произошло без его ведома. Это случилось под давлением ситуации, стечения обстоятельств: князья решили избрать девятилетнего мальчика королем, намереваясь сохранить мир в государстве.
Каким образом девятилетний ребенок будет способствовать сохранению мира, какими средствами и каким оружием, об этом ничего не говорилось.
При помощи столь слабых аргументов Фридрих покончил с доктриной папской политики, сохранившейся как наследие Иннокентия III и направленной на разделение Королевства обеих Сицилии и империи.
Вновь возникла угроза окружения папского государства одновременно с севера и с юга.
Папа Гонорий находился во власти навязчивой идеи крестового похода. Мог ли он свергнуть Фридриха, как это сделал Иннокентий III с Оттоном IV? Должен ли папа второй раз за одно десятилетие признать: «человек, им созданный», опять превратился в его врага? И самое главное, Штауфена в отличие от Оттона IV некем было заменить.
Осознавая развитие тенденции, папа Гонорий в сентябре 1219 года настоял на обновлении документа от 1 июля 1216 года, в котором Фридрих поклялся сразу после получения императорской короны отказаться от короны Сицилии. Фридрих противился вновь подтверждать свои обещания. Но упорство папы, должно быть, все же заставило Фридриха в феврале 1220 года их повторить, а пять месяцев спустя нарушить при избрании Генриха германским королем.
На самом деле он никогда не собирался сдерживать обещание и отказываться от Сицилии.
В августе 1220 года Фридрих собрал небольшое войско на Лехфельде при Аугсбурге. Он стоял в окружении князей, готовых, как и он, к крестовому походу. Медленно прошествовал он по Бреннерштрассе, через Инсбрук, Боцен, Триент — той же дорогой, как и восемь лет назад при таких опасных обстоятельствах. У озера Гардазее Фридрих разбил палаточный лагерь.
Оттуда он послал к папе делегацию для выяснения насущных вопросов, в особенности избрания Генриха германским королем и своего избрания императором. Здесь впервые в королевской грамоте всплывает имя магистра Тевтонского ордена Германа фон Зальца, сумевшего не только заслужить доверие короля и папы, но и сохранить его. Лояльный посредник между короной и папским престолом. После его смерти в 1239 году между двумя столпами средневекового мира пролегла пропасть.
Но сейчас Герману фон Зальца удалось найти «modus vivendi», при котором папа согласился принять избрание Генриха. Слов «утвердить» или «одобрить» не удалось добиться от старого папы. Сыну Фридриха присвоили титул «король», но без определения «избранный», необходимого для получения императорской короны.
Папе пришлось утешиться предоставленными ему Фридрихом владениями Матильды и практически всей Центральной Италией, и теперь разросшееся церковное государство образовало преграду между Северной и Южной Италией, отделявшую Королевство обеих Сицилии от империи.
К этому добавилось следующее заявление Фридриха, еще раз письменно подтвердившего, что «со стороны империи не существует никаких прав на Королевство обеих Сицилии, поскольку Мы владеем им не от Нашего отца, а как данным Нам церковью в лен материнским наследием». Уступка, которой всегда противился отец Фридриха, император Генрих VI. Видимость благополучия, казалось, удалось сохранить.
В придворном лагере в Монте-Марио неподалеку от Рима Фридриха повторно через папских легатов уведомили об обязанности в августе 1221 года отправиться в Египет с войском германских крестоносцев. В качестве срочной меры Фридрих послал герцога Людвига I Баварского (1183—1231 гг.) как своего личного представителя к находившемуся в затруднительном положении христианскому воинству в Дамиетте.
Теперь Фридрих и Констанция могли отправиться по древней дороге, ведущей к коронации, — Via Triumphalis* (* Триумфальная дорога (лат.).) цезарей в Рим. Неподалеку от города он согласно обычаю подтвердил права римских граждан и у ворот Порта Кол-лина встретил почетную делегацию священников Рима, праздничной процессией препроводившую его в собор Святого Петра. Здесь процессию возглавили римские сенаторы. В окружении толпы кардиналов его ждал папа, восседающий на престоле на самой верхней ступени лестницы. Фридрих смиренно поцеловал ему ноги и передал золото как наместнику Христа. Последовали лобзание и объятия, и все направились в капеллу Санта-Мария-ин-Туррибус. Здесь Фридрих принес клятву стать хранителем и защитником папы и церкви. Затем его приняли в братство каноников Святого Петра.
Прежде императоры действительно переводились в духовное сословие и облачались как священнослужители. Но по мере увеличения имперских притязаний папства священные обязанности императора, даже в церемонии коронации, сильно походившей на посвящение в епископы, сократили. Облаченный в императорскую мантию, Фридрих вошел в серебряную дверь собора Святого Петра. Тут он получил примирительный поцелуй от папы. Затем папа вновь помолился, короновал Фридриха митрой и короной и передал ему меч. Хор тут же запел псалом: «Фридриху, непобедимому императору римлян, вечно великому, слава и победа».
Похожим образом происходила коронация императрицы. Потом императорская чета причастилась из рук папы. Перед собором император несколько шагов провел лошадь папы. Вместе они проехали до церкви Сайта-Мария-Транспадина, а затем расстались.
Еще раз Фридрих демонстративно взял крест из рук кардинала Уголино Остийского, будущего папы Григория IX.
В день коронации Фридрих утвердил ряд законов, принятых явно по договоренности с курией: освобождение священников от налогов и их неприкосновенность перед светской юрисдикцией, отмена всех направленных против священнослужителей и церковных привилегий городских уставов, объединение объявления вне закона и отлучения от церкви и повторный эдикт против еретиков.
Когда-то Фридрих Барбаросса предоставил привилегии юристам Высшей школы Болоньи, чтобы они включили его текст в «Соrpus iuris civilis» Юстиниана, так же поступил и внук. В императорской грамоте от ноября 1220 года сказано: «Фридрих, великий император римлян, шлет всем докторам и ученикам священных законов в Болонье свой привет и милость. К славе всемогущего Господа и его святой церкви Мы издали в день, в который получили из рук Нашего святейшего отца, первосвященника Гонория, корону империи, несколько законов, велев записать их на данном листе. Императорской грамотой Мы обращаемся к вам с просьбой вписать их в ваши кодексы и оставить их действовать как в будущем, так и на вечные времена как торжественный завет».
В середине декабря император перешел границу собственного сицилийского королевства, покинутого им восемь лет назад, дабы получить самую гордую корону Европы. Фантастический бросок через враждебную страну, через труднодоступные альпийские перевалы он, победивший вопреки всем законам разума, произвел с непоколебимым осознанием своей миссии, ставшем лейтмотивом его жизни.
Германию он оставил на попечение имперского регента архиепископа Энгельберта Кёльнского (1216—1225 гг.). Тот нес главную ответственность перед восьмилетним королем Генрихом. Непосредственным воспитанием мальчика занимались Конрад фон Винтерштеттен и его дядя Эберхард фон Вальбург. К тесному кругу советников, окружившему архиепископа Энгельберта, принадлежали канцлер, епископ Метца и Шпейера, епископ Оттон Вюрцбургский, граф Эберхард фон Диц и Генрих фон Нойффен. Круг доверенных лиц, собранный Фридрихом вокруг себя в Германии.
Теперь он стал свободен и мог, как надеялся папа и как того требовали клятва и взятые обязательства, вскоре принять крест. Но сам Фридрих знал только одну цель — Сицилия, Сицилия!
Сицилия
— земля обетованная
Монах-францисканец Салимбене из Пармы, сначала друг, а затем враг императора, сообщает, как Фридрих сказал однажды: «Бог иудеев сам не видел своей земли, в особенности Терра ди Лаворо, Калабрию, Сицилию и Апулию, иначе он не стал бы так часто расхваливать землю (где течет молоко и мед), обещанную и данную им евреям».
Сицилию, благословенную страну, император не забыл и за время восьмилетнего пребывания в Германии. Уже в дни коронации в Риме Фридрих II занимался политикой своего королевства.
Он заключил в Риме договор с аббатом из Монте-кассино, где заявил о готовности вернуть именитому и традиционно богатому аббатству расположенные в Королевстве обеих Сицилии тучные земельные владения, которые оно хотело бы иметь. За это аббат намеревался передать находящиеся во владении монастырей крепости императорскому уполномоченному, графу Аквино. Направленность действий Фридриха совершенно ясна: возврат стратегически сильных позиций в королевстве.
Договор императора с аббатом был пробным. Граф Аквила последовал примеру дружественного ему аббата и передал императору свою горную крепость в обмен на согласие возвратить утраченные земли. Графы Рожер ди Аквила, Якоб ди Сан-Северино, Ричард ди Аелло и Ричард ди Челано преклонили колена пред императором и королем и отдали свои замки. Покорность самого могущественного сторонника императора Оттона IV, Томаса ди Челано, графа Молизо, человека, в одиночку способного выставить на поле четырнадцать сотен богатырей, Фридрих не принял. Он собирался уничтожить самого сильного барона материковой части Сицилии.
Он проделал это без помощи германских войск, опираясь лишь на баронов средней руки, настроив их против крупных магнатов, в особенности против графа Молизе. Уже весной 1221 года они захватили крепости графа Молизе в Абруццо, Боджано и Роккамандольфи. В третьей крепости, Овиндоли, граф было укрылся, но сдался, когда курия добилась для него договора, предусматривавшего трехлетнюю ссылку в Ломбардию, выдачу всех замков и оставление в его владении скромного имущества.
После того как граф, по мнению Фридриха, слишком долго пробыл в Риме, следуя в Ломбардию, императорский двор расторг договор, и остатки имущества некогда могущественного графа тоже подверглись изъятию. Город Челано в результате нападения императорских войск превратился в руины; жителей его разогнали, а потом изгнали на остров Сицилию.
Второй удар император направил на баронов средней руки, помогавших ему побороть власть графа Молизе. Графа Рожера ди Аквила, завоевавшего крепости графа Молизе, а также Якоба ди Сан-Северино и других, призванных на войну с сарацинами, но явившихся с недостаточным войском или не явившихся вовсе, посадили в темницу, а их имущество разграбили. Их освободили только после вмешательства папы, и они стали жить в Риме, на содержании у курии, увеличивая там круг тех, кто позднее способствовал свержению императора.
Курии тоже пришлось пережить разочарование. Сразу после коронации Фридрих II выплатил сумму, которую он был должен за понесенные в период несовершеннолетия расходы, и потребовал возвращения заложенного под нее графства Сора. Против этого не существовало никакого приемлемого возражения. Болезненным оказалось то, что папа Иннокентий III, урожденный граф Сеньи, отдал Сору собственной семье. Примечательно, что кардинал Уголино Остийский, будущий папа Григорий IX, тоже являлся урожденным графом Сеньи. 30 октября 1220 года в Кремоне кардинал Уголино назвал Фридриха «первым саженцем церкви». Вероятно, возврат Соры стал причиной крушения дружбы между кардиналом и императором. Если это соответствует действительности (а такое предположение не противоречит ходу событий), то оно стоило Фридриху враждебности будущего папы — чересчур высокая цена.
Важнейшим оружием Фридриха было не то, что он умело натравливал мелких баронов на крупных, а затем мелкое дворянство противопоставлял всем некогда могущественным. Он обладал более мощным оружием — государственным правом, а точнее сказать — искусством применять законы!