ОРУДИЕ
ЗАКОНА
В свите
Фридриха находился знаменитый
болонский правовед Роффред фон
Беневент. Именно его следует
считать помощником Фридриха в
разработке «Капуанских Ассиз», с
помощью которых Фридрих расчистил
джунгли власти и права, разросшиеся
после смерти Генриха VI (ум. в
В основном законе «Капуанских Ассиз», «Dе resignanadis privilegis»* (* «Об отмене привилегий» (лат.).), Фридрих отменил все дарения, привилегии и грамоты на владение. Все владельцы обязывались представить в имперскую канцелярию все документы на проверку. Здесь их проверяли и в основном отклоняли. Проверка привилегий порой рассматривается как гениальный ход Фридриха П. Карл Хампе утверждает: «Подобного рода действия, направленные на возвращение отчужденных владений короны, в англонорманнском и сицилийско-норманнском государстве, а также в связанном с ними родственными узами Арагоне с давнего времени являлись обычным делом».
Генрих IV (1054—1106 гг.) тоже пытался вернуть во владение короны растраченное за годы его несовершеннолетия имущество. Для установления королевской собственности применялся так называемый инквизиционный процесс, вызвавший, правда, кровавые войны с саксами, прекратившиеся лишь в 1075 году, после заключения Шпейерского мира и возврата владений короны.
Еще Карл Великий действовал подобным образом в 80-х годах VIII века, завоевывая королевство Лангобардию. Он тоже объявил все предоставленные до определенного дня привилегии Лангобардского королевства недействительными и устроил их пересмотр. Таким образом, меры Штауфена являются инструментом правления средневековой королевской власти.
Король Рожер II Сицилийский, дед Фридриха по материнской линии, законно обосновал подобный пересмотр имущественных отношений. Но тогда это было равнозначно осторожной прополке сорняка. Фридриху же пришлось иметь дело с многолетней анархией, укоренившейся с течением времени. Тем непреклоннее требовал король возврата, если имелась хотя бы видимость основания.
Законом, опирающимся на старое норманнское королевское право, признающее все крепости и оборонительные сооружения подлежащими передаче короне, сицилийское дворянство полностью лишили власти. Ослабленному таким образом дворянству приказали заключать браки только с согласия короля. Данный закон, такой же строгий, как и запрет на право наследования, позволял наследникам ленника вступать в свои права не автоматически, как прежде, а только с разрешения короля.
Фридрих II принудил всех в течение двух лет к новому общественному устройству.
Отныне никто не имел права вносить какие-либо изменения в правовой статус лена, для которого действительным сроком был определен день смерти последнего норманнского короля, а также жениться, наследовать или передавать лен кому-либо. Жизнь общества, пусть не вполне совершенная, но все-таки более свободная, остановилась, подчинившись воле одного человека. Не ленные владения давали теперь власть и почести дворянству, а личная служба королю — воинская либо чиновная.
Удивления достойны не изданные Фридрихом законы, ссылающиеся на прецеденты, а та энергия и скорость, с которой он реализовывал свои мероприятия. Вторым феноменом является то, как быстро разбилось под твердой рукой Фридриха сопротивление столь непокорной когда-то сицилийской знати. И летописец мог с полным правом констатировать: «В королевстве все склонили головы перед императором». 3 марта Фридрих пишет из Трани Гонорию, обеспокоенному происходящими событиями не только как папа, но и как суверен Сицилии:
«Помнится, Мы уже сообщали Вашей милости в других посланиях, как Мы по причине того, что император, Наш отец, очень многое отдал из государства в надежде на возврат, из того, что ему следовало удержать, и поскольку после смерти императора привилегии с его печатью, из-за которых большая часть наших владений перешла в чужие руки, должны считаться ненастоящими, приказали: все привилегии сосредоточить в Наших руках, в том числе и оформленные различными правителями, от коих Мы были зависимы, под различными печатями для пагубы королевской власти...»
Без всякого сомнения, Фридрих имел право перепроверить розданные различными правителями — Марквардом фон Анвейлером, Вильгельмом Каппароне, а также епископом и канцлером Вальтером ди Пальярой — привилегии и их правомерность. Ведь розданные ими привилегии служили в своем большинстве их собственному, а не государственному благополучию.
Следующие слова в письме Фридриха являются знаковыми и позволяют нам частично понять образ его мыслей и то понимание закона, проявившееся в его политических действиях: «...император, Наш отец, многое отдал из государства в надежде на возврат, из того, что ему следовало удержать...»
Это инсинуация Фридриха. Император Генрих VI был твердым и жестоким правителем, но оставался человеком интеллигентной честности. Он много раз устоял против давления со стороны папы Целестина III и не принес ленную клятву на Сицилию, считая свое королевское право на Сицилию основанным на правах императорского положения; Генрих VI никогда не приносил клятвы, намереваясь ее преступить. Инсинуация о раздаче им государственного имущества в надежде на возврат соответствует поведению его сына Фридриха II, охотно приносящего клятвы и либо нарушающего, либо не выполняющего их. Если речь идет об обещании разделения королевства и империи, то семь раз он поклялся в этом и столько же раз нарушил клятву. Можно также вспомнить постоянно назначаемые и вновь невыполняемые сроки крестового похода.
Подобное поведение — идти на вынужденные уступки, а когда необходимость отпадает, «брать себе то, что хотелось бы сохранить», является характеристикой политических действий Фридриха вплоть до самой смерти.
После того как Фридрих решил проблемы на материковой части Королевства обеих Сицилии, его заботой стал остров.
Конец
морских держав
Сицилия была не только житницей средиземноморских стран, но и производителем фиников, сырья для производства сахара и других южных растений. Возделывались конопля и лен, существовали значительные производства шелка и шерсти.
Кроме того, благодаря безопасным портам остров использовался в качестве перевалочной базы левантийскими мореплавателями, торговавшими здесь товарами своей родины, а на обратном пути продававшими или менявшими на сицилийское зерно или шелк товары с Востока. Как правило, две крупные морские торговые державы — Генуя и Пиза — противостояли в этом друг другу.
В больших портовых городах — Палермо, Мессине, Катании, Сиракузах и Агридженте — они пользовались привилегиями. Главной среди них являлась фондако, от арабского слова «фундук» — «происхождение». Но тогда оно чаще обозначало использование складов и факторий, чем происхождение. Самым важным представляется то, что они пользовались свободой торговли, то есть были освобождены от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов. Политически генуэзцы держались вместе с ломбардцами и поэтому относились к императору скорее враждебно. Пизанцы, напротив, были его сторонниками.
Когда Фридрих совершал полное приключений путешествие в Германию, императорская Пиза приняла сторону императора Вельфа Оттона IV, а враждебная последнему Генуя поддержала молодого сицилийского короля, дав ему приют, пропитание и кредиты. Благодаря услуге, предоставленный юному Фридриху, генуэзцы вскоре получили преимущественное положение наострове. Они также поддерживали короля против недружелюбной Пизы. После падения Оттона IV на Сицилии воцарилось генуэзское господство в торговле.
С какой разбойничьей жестокостью велась на Сицилии борьба морских держав за доминирующее положение в торговле, Фридрих узнал еще в годы своего несовершеннолетия. Пизанские моряки — купцы, по возможности действующие и как корсары, — завоевали Сиракузы, изгнали епископа и жителей, устроили пиратскую крепость под защитой Пизы. Пизанцы охотно поддерживали их опорный пункт, хотя, используя дипломатическую хитрость, официально дистанцировались от разбойничьего порта.
Летом 1204 года — Фридриху к тому времени уже исполнилосьдесять лет, и он осознанно переживал происходящее — случай привел большой генуэзский флот на Крит. Они задумали отобрать у пизанцев Сиракузы. Предводителем стал знаменитый генуэзский корсар Аламан да Коста. На Мальту прибыли для подкрепления генуэзские галеры. Совместными усилиями они захватили Сиракузы, и морской разбойник Аламан да Коста отныне стал именоваться «Божьей, королевской и города Генуи милостью графом Сиракузским и другом короля».
Гнездо морских разбойников находилось под защитой Генуи, на деле сумевшей реализовать определенные права на Сиракузы согласно привилегии, полученной от императора Фридриха Барбароссы. Обладая Сиракузами, Мальтой и Критом, Генуя держала в своих руках важнейшие бастионы торговли с Востоком.
Однако тирании морских разбойников не было места в королевстве Фридриха. Генуэзцы бросились к папе, и граф Сиракузский нашел у него — как и все противники Фридриха — приют и понимание. Затем Фридрих нанес решающий удар. Для этого ему не потребовались ни войска, ни флот, а лишь уже упомянутые «Капуанские Ассизы». Некоторым препятствием явилось то, что при проверке предоставленных городу привилегий установили: их выдача производилась до 1189 года, известного как год вступления их в силу.
Но Фридрих легко решил данную проблему: на придворном совете в Мессине в мае 1221 года он перенес отправной год с 1189 на 1154-й, год смерти короля Рожера II. Одновременно он привел в действие статью закона «Капуанских Ассиз», отменяющую всякое преимущество иностранцев перед коренным населением в освобождении от таможенных пошлин и сборов.
Протест морских городов-государств, в особенности Генуи, не без оснований упрекавшей его в неблагодарности, Фридрих отмел. Он выкрикивал такие угрозы, что адмирал сицилийского флота, генуэзец по имени Гиллельм Поркус, предусмотрительно сбежал. Но Фридрих добился своей цели. Благодаря отмене привилегий морских городов значительно возросли доходы государства. Городской летописец Генуи сетовал: «Десять процентов и даже более составляют теперь налоги, отягощающие товары в королевстве».
Политика
в сфере судоходства и торговли
Фридрих сознательно бросил вызов владеющему всем Средиземноморьем капиталу, обновив старый норманнский закон о судостроении, содержащийся в «Капуанских Ассизах».
Деяния короля продемонстрировали всевластие государства. Частные верфи, невзирая на время их основания, до 1189 или 1154 года, конфисковывались короной. Находившиеся в портах частные суда или принудительно выкупили, или конфисковали. Затем император выстроил новые государственные верфи, поскольку для защиты реквизированных или выкупленных по принуждению торговых судов ему требовался военный флот.
Драконовские меры он оправдывал перед Римской курией следующим аргументом: еще в 1221 году двум эскадрам надлежало отплыть к войску крестоносцев в Египет, а Фридриху следовало подготовить до 1225 года сотню галер и пятьдесят грузовых судов. Во главе нового флота он поставил знаменитого корсара, графа Генриха Мальтийского, генуэзца, как и его предшественник. Одновременно с проводимыми мероприятиями все крепости острова передали в собственность короля. Они приняли на себя береговую охрану и служили отправными пунктами для войны с сарацинами.
В экономической политике все также подчинилось королевской воле. Теперь, когда имелись собственные суда, король занялся торговлей зерном. Из летописей 1224 года нам стало известно: фиск (под этим словом всегда подразумевается государственное всевластие) путем радикального ограничения экспорта настолько понизил цены на зерно и скот, что они уже не покрывали расходов. Теперь при разорительных низких ценах фиск мог все дешево закупить, наполнить амбары и продавать по самой высокой цене — экономика, направленная против собственного населения.
Но Фридрих, однако, стоял лишь у самых истоков абсолютистского государства. В сороковых годах его экономическая и государственная политика достигла ужасающей завершенности. В 1222 году Фридрих повелел чеканить серебряный империал, курс которого удерживался принудительно. Позднее, в 1223 году, произошло первое повышение прямого налога, затем повторявшееся каждые два-три года. В последние годы императора налог стал ежегодным. Из «сбора пожертвований», задуманного поначалу как единовременная помощь, император вывел сумму, обязательную для взноса. Необходимость налогов обосновывалась перед подданными так: «Правитель, украшенный блеском императорского титула, не считает зазорным называться «выходцем из Апулии». Он славит доброту и плодоносность наследной страны, выбранную им местом своего пребывания. Его желания соответствуют желаниям его подданных — они у него всегда такие же, как у них. Поэтому он, не щадя собственных усилий, не щадит и наследственное государство — Сицилию. Жители королевства должны принимать участие в чести правителя на зависть всем другим народам».
По крайней финансовой необходимости здесь пришлось прибегнуть к пафосу, высокому стилю канцелярского языка и к той стороне правящей идеологии, которая была обращена к сицилийскому наследному государству.
Сбор средств впервые учредили в 1223 году, когда возникла необходимость военного давления на горных сарацин.
Сарацины
Нет,
необходимости покорять замкнутое
пространство, которым владели
сарацины, вовсе не существовало.
Это уже сделали норманны задолго до
Фридриха. Сарацины удалились в горы,
где жили под защитой своих
крепостей. И сарацины из Палермо,
сумевшие уцелеть после кровавой
резни христиан (
Внезапным нападением Фридрих захватил сарацинскую горную крепость Ято, сегодняшнюю Энну. В порту Катании курсировал сицилийский флот под командованием графа Мальтийского, планирующий перехватить приток сарацин из Африки. После первого успеха Фридрих опять покинул остров, похоронив в Палермо Констанцию Арагонскую, умершую в 1222 году в Катании. Адмирал граф Генрих Мальтийский стал главнокомандующим в битве с сарацинами. В изматывающих малых войнах, продолжавшихся еще два года, он брал крепость за крепостью. Тем не менее сарацинам удалось отвоевать горную крепость Ято, хотя позднее они все же были побеждены военной мощью императора.
Лагеря военнопленных на берегу наполнялись сарацинами, готввыми принять смерть с восточной покорностью судьбе. И тут Фридриху удалось совершить шахматный ход, поразивший современников и глубоко осужденный папской курией.
Минареты
в Италии
В годы юности Фридрих уже сталкивался с исламом, его людьми и их мышлением. У него был учитель из сарацин, благодаря чему он понимал менталитет восточных людей и знал, как ненависть побежденного при великодушном обращении победителя может обернуться не только благодарностью, но даже любовью и безграничным почтением.
Он не стал мстить плененным горным сарацинам и переправил их на континент. В Лючере, находившейся в двадцати километрах юго-западнее Фоджии и запланированной им в качестве будущей столицы, он поселил их на красивой горной вершине. Рядом с замком посреди итальянской земли возник мусульманский город. Уцелевшие до сегодняшнего дня стены относятся также ко времени Карла Анжуйского (1265— 1282 гг.). Фридрих предоставил сарацинам свободу вероисповедания, тем самым еще крепче привязав их к себе. Ведь он был для этих оторванных от своей земли, живущих на чужбине людей единственной защитой. Под прилежными руками сарацин, обладающих глубокими аграрными познаниями, Лючера стала центром цветущей местности.
Самым важным было, что почитающие его как кумира сарацины представляли собой внушительную военную силу. Пехотинцы и легкая кавалерия, быстрые и подвижные, были преданы ему до смерти и невосприимчивы ни к какой папской анафеме.
В городе действовали серебряные и золотые мастерские, а в императорских палатах Лючеры прилежные девушки-сарацинки работали над шелковыми и другими тканями для «султана», как они называли императора. В императорских покоях неугомонная фантазия некоторых современников видела исполненный наслаждений и грехов гарем императора. Фридрих II окружил себя сарацинскими прислужниками, приученными к восточной деспотии и выполнявшими волю императора с поспешным раболепием. Фридрих настолько доверял сарацинам из Лючеры, что перевел туда государственную сокровищницу Штауфенов.
Разумеется, мусульманский микрокосмос в сотне километров от стен Рима, посреди христианской Италии, стал для папства неприятностью из неприятностей. Как только завершилось строительство мечетей и их стройные, украшенные полумесяцем минареты устремились подобно пикам в голубое небо Италии, разразился гнев папы. 3 декабря 1232 года папа Григорий IX пишет императору:
«С удивлением и сокрушением мы узнали, как сыны погибели, то есть сарацины, поселенные Тобою в Апулии, по разрешению Твоей милости, во что не верится, превратили церковь Святого Петра в Баньо-Фоетана, по полному праву принадлежащую монастырю Святого Лоренцо в Аверсе, в дьявольское место. Поскольку обилие свобод, предоставленных Тобою сарацинам, находится в опасном для христиан соседстве и вызывает ужасу многих, кто слышал об этом, Твоему высочеству следовало бы подавить их дерзость, дабы они не отваживались более сбивать с толку сердца Твоих подданных, в особенности Нашему избавителю должно казаться несправедливым, что сыны Велиала, которые должны быть связаны узами рабства, притесняют сынов света в Нашей стране или грешным образом уравниваются с ними в правах».
Возражая папе, Фридрих утверждает — переселение сарацин послужит их христианизации.
«Не угодно ли будет Вашему святейшеству послать несколько братьев из духовного ордена для обращения сарацин, проживающих в Лючере в Капатинате и владеющих итальянским языком, так как Мы желали бы, дабы священники прибыли и начали проповедовать слово Божье. Мы намереваемся вскоре быть в той местности, где хотели бы с Божьей помощью оказать братьям содействие словом и делом, тем более многие из Наших сарацин с Нашего согласия и по зову Господа уже обращены к знанию веры. Поэтому для Нас явилось бы особой радостью видеть их в полной мере обращенными, раз уже предыдущие священники привели их к почитанию Бога единого».
На самом деле Фридриха совершенно не интересовала христианизация мусульман: храня верность исламу, они оставались невосприимчивыми к папской анафеме.
И прежде всего, как иноверцы, они платили подушную подать. Если осознать, что в момент смерти Фридриха его сарацинское войско составляло около тридцати пяти тысяч человек, прибавить сюда женщин, детей и стариков, то можно заключить, что сарацинская колония Лючеры по численности достигала огромных размеров. При христианизации такого количества мусульман император понес бы большие финансовые потери. Эрнст Канторович, прославляющий Фридриха биограф, пишет не без критики: «Фридрих II сумел менее чем за три года преобразовать сицилийский хаос в монолитное (до известной степени) государство. Его средства и орудия для достижения цели менялись в зависимости от противника: (он был) более беззастенчив, чем ненадежные бароны-предатели, и более расчетлив, чем приморские города, или по меньшей мере не уступал им».
Однако обещание папе совершить крестовый поход в конце лета 1221 года, добровольно данное им в 1215 году в Аахене и подтвержденное на его коронации императором 22 ноября 1220 года, он еще не выполнил. В Дамиетту послали лишь две императорские эскадры под командованием адмирала Генриха Мальтийского и бывшего канцлера Вальтера фон Пальяры. Они прибыли слишком поздно и не смогли спасти войско крестоносцев.
Основание
Неаполитанского университета
Одним из величайших свершений императора Фридриха II явилась ликвидация церковной монополии на образование с основанием университета в Неаполе. В данном случае дело было не в учености, не в гуманистических идеалах образования — как почти во всех его поступках, речь шла о власти.
В его университете — первом государственном университете — должна была сформироваться и получить образование правящая элита королевства.
Свободный от схоластики, находившейся всецело в епархии папства и церкви, от влияния Высшей школы в Болонье, самой знаменитой в то время и слишком сроднившейся духом с ломбардскими городами, университет в Неаполе призван был стать духовной кузницей кадров для Королевства обеих Сицилии. Здесь предстояло воспитываться государственным служащим, юристам, которые считали бы своего короля и королевство солью земли. Указ об основании, изданный, вероятно, в июле 12$4 года в Сиракузах, начинается впечатляюще и открыто провозглашает цели императора:
«Божьей милостью, позволяющей Нам жить и править, Мы пожелали, чтобы в Нашем королевстве из источника науки и питомника учености появились многие умные и дальновидные мужи, способные благодаря изучению природы и исследованию права служить Господу, которому служит всё, и угодные Нам (своим) блю-дением справедливости. Их предписаниям по Нашей воле все должны будут повиноваться. Мы распорядились, чтобы в любимом Нами городе Неаполе изучались науки разных видов и расцвела ученость, а все, кто испытывает жажду знаний, смогли бы утолить ее в самом королевстве... Но Мы стремимся направить добро на пользу Нашей государственности, поскольку Мы по Нашей особой милости заботимся только о всеобщем благе подданных. Разумеется, учащиеся будут иметь самые лучшие перспективы и могут ожидать всяческих благ, в то время как ленивцев не ожидает никакое продвижение, сулящее дворянство. Того, кто готовит себя к судейскому поприщу, ожидают богатства в изобилии и шанс на благосклонность и милость».
Затем императорским указом устанавливались назначения на должность профессоров, определялись стипендии, размеры платы на пропитание учеников (две золотые унции), короче говоря, весь жизненный уклад студентов был заложен, записан до мелочей, вплоть до порядка выдачи книг из библиотеки.
В отличие от своего деда, императора Фридриха I Барбароссы, в ноябре 1158 года издавшего на Ронкальских полях «Рrivilegium scholasticum»* (* «Привилегия школы» (лат.).) — закон, учредивший академическую свободу в Европе и по сегодняшний день являющийся основой свободного обучения и исследования, — Фридрих учредил в деспотическом государстве деспотичный университет.
Фридрих определил в указе: «...Мы желаем, а также приказываем всем, управляющим провинциями и стоящим во главе учреждений власти, повсеместно и широко известить и приказать всем учащимся под угрозой телесного и денежного наказания не сметь для своей учебы уезжать за границу или учиться и учить где-либо в другом месте за пределами государства. Если кто-нибудь из королевства посещает школу за пределами королевства, вы должны приказать его родителям под страхом вышеназванного наказания тотчас же вернуть его до праздника Святого Михаила...»
В послании от 1239 года император еще раз очень ясно излагает цель основания университета и собственных просветительских устремлений:
«Хотя Наши рыцари хорошо знают ратное дело, все же подобает не только украсить императорское величие оружием, но и вооружить его законом; ибо и в военное и в мирное время налог должен использоваться разумно и соответственно назначению...»
Все подчинено государственным целям, а цель и смысл государства есть императорское величие. Неудивительно, что из этого университета не вышло ученых уровня Петра из Виней или Таддеуса из Суессы: оба окончили Высшую школу в Болонье. Выпущенные из Неаполитанского университета чиновники изо всех сил служили выполнению государственных задач.
Своеобразие политики Фридриха заключается в том, что он все, даже самое незначительное, ставил на службу государству. Это возможно лишь для человека, самого себя видящего целью государства и весь мир концентрирующего на собственном «Я».
Фридрих умел поставить на пользу самому себе все вокруг себя. Утилитаризм, полезность, вознесенная до уровня жизненного принципа, является философией, впервые разработанной лишь в XIX веке. Ее ведущим теоретиком стал Джон Стюарт Милл (1806— 1873 гг.), а одним из первых практиков, без сомнения, — Фридрих II Гогенштауфен. Рассмотрим характерный пример.
Издание
закона о евреях
В норманнской Сицилии сравнительно мирно сосуществовали иудеи, магометане, католики и православные христиане. Именно Фридрих II вопреки своей хваленой терпимости разделил сложившееся смешение религий и народов. Он удалил магометан с острова Сицилия и поселил их отдельно на материке, создав в Лючере сарацинскую колонию. Там они находились под лучшим контролем, нежели в диком, необозримом горном мире острова. Уже из соображений полезности он сформировал из них тайное войско.
С иудеями он поступил по основополагающей тенденции решений собора. По декрету иудеям следовало внешне отличаться от христиан: носить желтую заплатку и отращивать бороду, дабы их можно было опознать и «не путать с исповедующими христианство». Нарушителей приказа лишали имущества, а бедным клеймили лоб.
Это не было направлено против иудейской религии. Невозможно теперь выяснить, возникла ли религиозная терпимость Фридриха из признания религиозного равноправия или из осознания религиозной равноценности трех религий, основанных на Писании. Изоляция магометан и знаки, позволяющие различать евреев, демонстрируют лишь его представления о порядке. Вплоть до XX столетия Фридриха превозносили как фанатика права. Скорее его можно назвать фанатиком закона, прежде всего своих собственных законов. И в данном случае ясно отражено его представление о порядке. Ведь неупорядоченность запутывает государство и вредит его целям.
Таким образом, иудеи могли, если они не наносили вреда государству, беспрепятственно жить по собственным религиозным законам. Благодаря некоторым религиозным положениям они могли даже приносить пользу государству. Император постановил в декрете: «...Из обязательств Нашего закона о ростовщичестве Мы исключаем только иудеев, взимающих проценты, запрещенные законом Божьим, поскольку они, как известно, не подчиняются закону блаженных отцов церкви».
Постановление помогло всем. Евреи имели доходное ремесло, а государство — налоговые сборы с их деятельности. Фридрих пишет евреям Трани в 1221 году:
«...Мы, учтя покорность и добровольную службу, берем евреев города Трани и их имущество под свою защиту. Мы навсегда гарантируем всем евреям, приехавшим жить в город Трани и пробывшим там один год, налог с доходов, составляющий не более чем третью часть от тридцати восьми золотых унций, которые они должны ежегодно платить церкви Трани, каждый соответственно своему состоянию...»
В скором времени все должно было измениться. Существовал стародавний спор, подчиняются ли евреи, как иностранцы, государственной власти или, как неверные, власти церкви. Фридрих провозгласил евреев «государственными» и поместил их в созданные им монополии.
Поскольку они подчинялись королевской палате, их называли «палатными евреями». Мы можем встретить их в монополиях государственных красилен, в переработке шелка, в торговле шелком, где они на благо государства, а также на собственное благо занимали даже руководящие посты. Несмотря на религиозную терпимость, ни иудеи, ни сарацины не получили равноправия. Нерасследованное убийство стоило общине, где оно произошло, сотни аугусталенов, если убитый был христианином, и лишь пятьдесят платили за убитого еврея или сарацина.
Фридрих писал папе: «Мы стараемся, вдохновляемые небесами, вернуть к вере не только сарацинов Лючеры, но и всю общность народов...»
В высказывании Фридриха можно увидеть риторический фейерверк или, вероятно, чистую иронию, поскольку христианизация сарацин и евреев противоречила бы государственным выгоде и доктрине. В случае с евреями он потерял бы палатных работников и отягчающие их налоги — подушный налог, налог на рождение, на свадьбу и другие выплаты. Пока Фридрих использовал евреев во благо государству, он чувствовал себя по-особому связанным с ними в духовной и научной сфере.
Так же как и Карл Великий, Фридрих II имел при дворе маленькую «республику ученых», где собирались люди всех народов и религий «под сводом свободного человеческого духа».
Мы
встречаем здесь еврейских ученых:
Иуду бен Соломона Коена, Якоба бен
Аббамари, Моисея бен Соломона.
Император почитал их как больших
ученых, комментаторов и
переводчиков. С трудами великого
еврейского философа Маймунида (ум.
в
«Во враждебности к евреям Фридрих имел много братьев по духу среди современников, но в отношении свободного от предрассудков уважения к еврейским ученым — ни одного».
Фридрих не испытывал любви к евреям, но восхищался рационализмом их духа. При этом Фридрих не относился к терпимым князьям, каким его часто считают. Один из его самых крупных современных почитателей, Эрнст Канторович, пишет: «По своим личным качествам и по отношению к культам государства, на которое в равной степени покушались бунтовщики и еретики, Фридрих в действительности являлся самым нетерпимым императором, какие вообще рождались в Западной Европе».
Фридрих и
еретики
Исследователи жизни Фридриха II всегда удивляются, как кажущийся таким просвещенным, терпимым и равнодушным к религии император издал настолько радикальные, даже варварские законы против еретиков.
Разумеется, он сделал это не из желания заслужить благосклонность папы или церкви.
Вопрос легко выясняется, если мы примем в расчет фанатичное стремление Фридриха к порядку, свойственные ему соображения полезности, требование обязательного выполнения изданных им законов и усиливающееся с годами мнение о божественности императорского положения. Целью его устремлений стало теперь не высокое положение первого германского императора Карла Великого или Веттинов и Франконской династии, а божественность римских цезарей.
Соотнесем эти размышления с законом о еретиках.
Первое: еретик нарушает порядок.
Второе: нарушение порядка не соответствует государственным целям, так как уменьшает государственную выгоду.
Третье: еретик оскорбляет не только Бога, но и обожествленное величие императора.
Поэтому Фридрих называет ломбардских бунтовщиков еретиками. Таким образом, законы против еретиков во всей своей жестокости изданы не только для второстепенной задачи по защите церкви и веры, но и способствуют осуществлению главной цели — построению абсолютного вездесущего тиранического государства.
Упрек папы Григория IX не является безосновательным, когда он пишет Фридриху: «В королевстве никто не решается без Твоего приказа поднять руку или ногу». Правда, мы можем услышать также и слова похвалы из уст Якоба Буркхардта, называвшего Фридриха «первым современным человеком на троне», но далее в тексте, обычно нецитируемом, стоит следующее: «Распоряжения Фридриха (особенно после 1231 года) ведут к полному уничтожению (зю!) института ленного государства, к превращению народа в безвольную, невооруженную людскую массу с максимальной способностью платить налоги. Он централизовал всю судебную власть и правление неслыханным доселе в Западной Европе образом; никакой пост больше не мог быть занят народным избранником под угрозой наказания разорения данной местности и деградации горожан до положения зависимых крестьян... Здесь больше нет народа, есть лишь контролируемые толпы подданных, которые, к примеру, не могли заключать браки с иностранцами и учиться за границей».
Для человека, производящего подобные общественные сдвиги и рассматривающего самого себя как цель государства, все, кто бунтует против насаждаемого в государстве порядка и его собственного божественного величества, являются еретиками. И в самом деле, еретики и бунтовщики часто были связаны друг с другом. Во многих городах Ломбардии, особенно в Милане, свободолюбивое городское население перемежалось с сектой патаренов, ранее созданной папством для борьбы с Фридрихом Барбароссой народной партией, среди которой скрывались с 1179 года и италийские катары.
Послушаем самого императора: «Забота о данной Нам небом королевской власти и высокое положение дарованной Нам Богом императорской власти вынуждает Нас обнажить светский меч, имеющийся у Нас наряду с духовным саном, против врагов веры и для истребления еретической подлости, для преследования змеиного потомства неверных, оскорбляющих Бога и церковь, как осквернителей материнского тела, преследовать их справедливым судом и не позволить злодеям жить...
...Поскольку разгорелся гнев Нашего величества против оскорбителей Нашего имени и поскольку Мы приговариваем виновных в оскорблении величества и их детей к лишению наследства, то будет еще справедливее и правильнее поступить так же против хулителей имени Божьего и оскорбителей веры Божьей, если Мы на основании Нашего императорского всемогущества лишим наследников и потомков укрывателей, пособников и защитников еретиков до второго поколения всего мирского имущества, общественных постов и почестей, дабы пребывали они в непреходящей печали из-за преступлений родителей».
Здесь наблюдается полное смешение понятий оскорбления величества и ереси. Император подвергает судебной ответственности всех членов семьи за преступление, совершенное одним человеком, и призывает сыновей доносить на своих отцов:
«...Так как Бог есть Бог-ревнитель и воздает отмщение за грехи отцов, Мы не должны исключить из пределов Нашего милосердия следующее обстоятельство: если сыновья, не следуя отцовской ереси, откроют скрытое неверие отцов, коим образом их вина может быть наказана, то вышеназванное лишение по причине их невиновности не должно последовать».
В другом эдикте, направленном против еретиков, сказано: «Итак, Мы приказываем Нашим законом, чтобы проклятые патарены испытывали страдания от той смерти, к которой они стремятся; чтобы они живьем у всех на виду были сожжены, подвергнуты наказанию пламенем, и Нам не должно препятствовать, что Мы при этом исполняем их собственное желание».
К неумолимой жестокости император добавляет издевательство и насмешку над несчастными, которые должны сгореть в пламени.
В Италии, а также в Германии пылали костры с еретиками. Из Австрии герцога Леопольда VI (1198—1230 гг.) до нас дошла весть:
Ломбардия
была бы подобна Эдему,
Если бы
имела правителя Австрии,
Который
всех еретиков приказывает варить,
Считает,
что так они будут вкуснее.
Он не
хочет, чтобы Сатана
Сломал
зубы,
Когда
будет их есть; поэтому воистину
Он их
жарит и парит.
Правитель Австрии действовал исходя из поведения императора, сообщавшего своему капитану: «Мы решили подсудимых, пойманных за преступление оскорбления Нашего величества, после многих и различных пыток подвергать смертному приговору, дабы через наказание одного многим другим внушался страх; ибо жестокость при наказании преступлений такого рода есть знак милосердия».
Договор,
заключенный в Сан-Германо
Если мы рассмотрим дела Фридриха в первые годы правления — «Капуанские Ассизы» и их исполнение, подавление сицилийских баронов, возврат отчужденной королевской собственности, создание флота и создание государственной монополии, победу над сицилийскими горными сарацинами, — то неизбежно придем к выводу: Фридрих никогда не собирался отправиться в крестовый поход в срок, обещанный папе Гонорию.
Разумеется, можно понять желание правителя прежде всего привести в управляемое состояние свое хаотичное королевство, чтобы позволить себе покинуть свою страну и пуститься в рискованный крестовый поход.
Однако ему нужно было объяснить папе ситуацию, а не вести политику обещаний и обмана. Правда, Фридрих достиг своей цели, вновь и вновь отодвигая дату крестового похода, но кредит доверия к нему со стороны папы постепенно уменьшался.
Папа полностью возложил на него вину за гибель войска крестоносцев при Дамиетте в паводковых водах Нила. Было забыто, что Фридрих послал на помощь герцога Баварского с воинским контингентом и графа Мальтийского с флотом. Папа и курия были уверены: император мог бы спасти войско крестоносцев. Остается под вопросом, был ли Фридрих в состоянии бороться со слепым фанатиком, кардиналом-легатом Пелагием, желавшим не только освободить Иерусалим и Святую землю, но и уничтожить неверных.
К тому же Фридрих непрестанно посягал на свободу выборов епископов в королевстве, хотя и поклялся не делать этого, и папа даже написал ему: «Берегись, сын мой, оказаться обманутым, когда кажется, что обманываешь Ты. Мы, в чьем распоряжении находятся глаза и уши многих, способны сделать как в империи, так и в Сицилии все необходимые Нам изменения».
Доверие между папой и императором катастрофически уменьшалось. Напрасно Фридрих 11 февраля 1221 года издал знаменитый призыв к крестовому походу и сообщил папе 25 октября того же года о катастрофе в Дамиетте, трагически закончившейся 30 августа: «Печальную весть, досточтимый отец, Нам принес слух и пронзил Наше сердце мечом боли... Кто в христианском мире останется непотрясенным подобным крушением, когда узрит, что тот, кто притесняет Крест, празднует сие как победу?.. О, какой стыд! Сыны церкви бегут от собак синагоги, и над церковью Господней возвышается победа Мухаммеда!»
В то время как Фридрих красноречиво оплакивал победу Мухаммеда, его горные сарацины строили мечети в Апулии.
Тем не менее благодаря императорской дипломатии и долготерпению старого папы удалось договориться о совместной встрече в Вероли — городке в Абруццо, находящемся на территории церковного государства у самой границы с Королевством обеих Сицилии.
Достигнув соглашения о месте встречи, папа отправился в середине зимы, в феврале 1222 года, в Аньяни, свою летнюю резиденцию. Два месяца ему пришлось ждать, пока не появился Фридрих в сопровождении большой свиты из германских и сицилийских дворян.
Фридрих изложил собственную позицию: после катастрофы при Дамиетте грядущий крестовый поход непременно должен стать победоносным, для чего потребуется мощный флот, предоставляемый его королевством. Поражение при Дамиетте произошло не по вине императора, а из-за стратегического просчета кардинала-легата. Крестовый поход потребует от империи все силы. Впрочем, заявил Фридрих, он единственный, кто может расторгнуть заключенное кардиналом-легатом перемирие. Но сделает он это только в том случае, если будет снаряжено гарантирующее успех войско крестоносцев.
И вновь Фридриху удалось отодвинуть дату крестового похода.
В 1225 году курия в договоре, заключенном в Сан-Германо, установила императору последний срок на 1227 год при следующих условиях: Фридрих поклялся бессмертием души отправиться в августе 1227 года в Святую землю с тысячей рыцарей и в течение двух лет заботиться об их содержании. Кроме того, он будет держать наготове суда для перевозки следующих двух тысяч рыцарей вместе с их оруженосцами и слугами и по три лошади на каждого, то есть кавалерию из шести тысяч лошадей, и обеспечит их переезд. Ему надлежит ко дню переезда внести сто тысяч золотых унций, прав- да, разделенных на пять взносов. Эта огромная сумма предназначалась для конфискации в пользу Святой земли, если император опять по какой-либо причине не выступит в крестовый поход или передвинет его. Кроме финансовых потерь, ему грозило отлучение от церкви. Гарантом договора стал магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца, честный человек, пользовавшийся заслуженным уважением у обеих сторон.
Как некогда Рейнальд фон Дассель являлся злым духом Фридриха Барбароссы и император Рыжая Борода смог примириться с папой и Ломбардской лигой только после его смерти, так Герман фон Зальца был противоположным примером. При жизни он поддерживал баланс в противоречиях между императором и папством, и только после его смерти разверзлась уже никогда не закрывающаяся пропасть между двумя всеобъемлющими структурами власти Средневековья.
Но сейчас все казалось улаженным. Острые разногласия остались в прошлом.
Именно в 1222 году, встречаясь с папой, Фридрих попытался вернуть ранее принадлежавшие империи земли Центральной Италии, от которых он уже многократно торжественно отказывался. Желание закономерное, ведь Центральная Италия пролегала, подобно блокирующей полосе, между Королевством обеих Сицилии и ломбардскими землями, принадлежавшими империи. Но именно это составляло цель и смысл политики курии. Такую цену Фридрих должен был заплатить за императорскую корону: церковное государство должно оставаться защищенным перед скрытой угрозой со стороны Штауфенов с севера и с юга. Если папе скрепя сердце пришлось смириться с фактически существующим союзом между королевством и империей, то от последней гарантии защиты церковного государства он не хотел и не мог отказаться.
Желание Фридриха, таким образом, отвергли «как неуместную просьбу». Тогда Фридрих попытался в качестве минимального компромисса получить обратно прибрежную полосу между маркой Анкона и герцогством Сполето, намереваясь соединить Южную и Северную Италию. Но и это противоречило интересам церковного государства. Центральная Италия все же оставалась платой за императорскую корону Фридриха. Кажется, великий и рациональный император страдал потерей способности воспринимать реальность, что заставляло его видеть только собственные расчеты, не принимая во внимание интересы противников.
Ему выпала судьба избалованного ребенка, получающего все, что пожелает. И судьбой он был обласкан. Вознестись из положения незаметного бедного сицилийского короля, получить в восемь лет корону империи — уже от этого можно впасть в безумие: собственные желания и стремления становятся единственной реальной действительностью.
Вероятно, способность видеть «мир как волю и представления» и есть отличительная черта гения. Без сомнения, именно так и достигается успех. Мир удивленно и завороженно взирает на легендарных людей, твердым шагом ступающих по колеблющемуся канату своей мечты. Они представляют величественное зрелище, почти всегда заканчивающееся падением.
Так, Фридрих всегда пытался стать во главе церкви Сицилии. Его мать отказалась от данного королевского права в пользу папы Иннокентия III, как и сам Фридрих. Тем не менее со все возрастающим усердием он вновь и вновь вмешивался в свободные выборы епископов, старался провести их с пользой для себя. Как это назвать — нежеланием признать поражение или упрямством?