НЕВЕСТА С
КОРОНОЙ ИЕРУСАЛИМА
Папа полагал собственные интересы Штауфена лучшей мотивировкой для выполнения закрепленного клятвой срока крестового похода, чем верность императора Фридриха в исполнении договора.
Магистр Тевтонского ордена Герман фон Зальца, присутствующий на заседании курии в Риме в 1222 году, предложил женить Фридриха на Изабелле (Иоланте), королеве Иерусалимской и дочери титулованного короля Иоанна де Бриенна. Папа с восторгом принял это предложение. Он сразу понял: от символической короны существующего почти исключительно на бумаге королевства Иерусалимского исходит блеск, способный заставить даже Штауфена отважиться на поход в Святую землю.
Папа сам убрал все препятствия с пути — возможности заключения брака мешало близкое родство Фридриха с будущей супругой — они имели общую прапрабабку. 5 августа 1223 года папа издал следующее разрешение на брак:
«Поскольку Ты, охваченный христианским рвением отомстить за несправедливость по отношению к Иисусу Христу и освободить его страну из рук неверных, благоговейно склоняешь высоту императорского величия перед Нашим и Наших братьев советом и выбрал в супруги благородную госпожу Изабеллу, дочь Нашего возлюбленного во Христе сына Иоанна, короля Иерусалимского, распоряжаемся... отменить препятствие кровного родства и разрешаем ныне вам, независимо от того что названная Изабелла состоит в четвертой степени родства с Тобой, с полным правом соединиться по полномочию данной грамоты».
Письмо папы является значительным документом: оно ясно показывает, насколько желателен для папы благословленный им брак.
Иоанн де Бриенн охотно дал согласие после обещаний Германа фон Зальца оставить его регентом королевства Иерусалимского до самой смерти. Но Герман не взял в расчет намерений императора.
В августе того же года адмирал граф Генрих Мальтийский отплыл в Акру с четырнадцатью галерами, чтобы привезти четырнадцатилетнюю королеву в Италию к ее мужу. На борту находился архиепископ Иоанн Капуанский, избранный императором своим представителем, заключивший с ней брак в церкви Святого Креста сразу после прибытия в Акру. Затем ее доставили в Тир, где патриарх Ральф перед коленопреклоненными рыцарями короновал ее королевой Иерусалимской. Герман фон Зальца надел кольцо императора на палец детской руки. Заморская страна, так у французов назывались княжества, две недели праздновала свадьбу, показав смешанную латинско-восточную культуру во всем блеске.
Затем они поднялись на борт. И сначала отплыли на Кипр, где Изабелла посетила свою тетку, королеву Алису. При прощании с королевой Изабелла воскликнула: «Я поручаю тебе, Господи, мою любимую Сирию, которую больше никогда не увижу».
Ее пророчеству суждено было сбыться.
Император ожидал супругу и тестя, Иоанна де Бри-енна, в Бриндизи, где в кафедральном соборе 9 ноября 1225 года состоялось второе свадебное торжество. Наутро после свадьбы император с супругой покинул Бриндизи, не попрощавшись с тестем. Старый король поспешил за ним и встретил очень холодный прием. Надежду Иоанна де Бриенна до конца жизни занимать пост регента королевства Иерусалимского, как обещал Герман фон Зальца, развеял как дым его зять-император. Фридрих заявил, что никогда не давал такого обещания. Письменных соглашений, обычных при таких важных государственных делах, не существовало. После замужества дочери, императрицы и королевы Иерусалимской, у Иоанна не могло быть никаких правовыхгрритязаний. Кроме того, Фридрих приказал старому Иоанну де Бриенну забрать у солдат пятьдесят тысяч марок серебром, полученных от короля Филиппа Французского в пользу Святой земли. Поскольку королем Иерусалимским теперь стал он сам, Фридрих, деньги по праву принадлежат ему.
Эта история звучит настолько невероятно, что летописцу пришлось над ней потрудиться:
«Между тем
дочь короля Иоанна Иерусалимского,
незадолго до свадьбы по поручению
отца коронованная в Тире королевой
Иерусалимской, прибыла в Апулию,
где в Барлетте (Бриндизи) император
Фридрих взял ее в жены. Вскоре
император приказал заточить ее в
замке (Террачина), а ее двоюродную
сестру, дочь графа Вальтера де
Бриенна (ум. в
Король Иоанн бежал от венценосного зятя в Рим. Папа Гонорий пришел в ужас. Он сделал для Иоанна все, что мог: передал под его правление принадлежащие церковному государству тосканские земли. Он даже был предложен на английский трон, но в 1228 году он стал регентом малолетнего короля Балдуина II. Восьмидесятилетний старец бодро принял этот титул, прежде всего потому, что Балдуин женился на его четырехлетней дочери Марии. Иоанн еще успел получить императорский титул и носил его до 1237 года. Типичная судьба из эпохи крестовых походов.
Заточение Изабеллы (Иоланты) в замке Террачина все же является преувеличением. Скорее всего юная императрица, согласно восточным обычаям, жила замкнуто и тосковала по блеску и магии заморской страны. Она родила дочь, а в 1228 году — сына, будущего короля Конрада (1237—1254 гг.). С рождением сына закончилась ее короткая безрадостная жизнь. Она выполнила династическую задачу, родив наследника. Спустя несколько дней после родов она умерла.
Ломбардия
и игра со временем
Договор, заключенный в Сан-Германо в 1225 году, возложил на императора тяжелое бремя, но зато подарил ему отсрочку — целых два года. Собирался ли он использовать ее для подготовки к крестовому походу или вынашивал другие далеко идущие планы? Фрид- риху требовалось время, чтобы победить Ломбардскую лигу.
Эрнесто Сестаи констатирует: «Фридриху II никогда не удавалось постичь значение города как политического, социального, промышленного и духовного организма, то есть ему никогда не удавалось осознать и распознать самые живые и могучие исторические силы своего времени».
Фридрих ловко выдал поход против Ломбардии за часть будущего крестового похода. В том же месяце, когда Фридрих заключил договор в Сан-Германо, он созвал германских князей и города Ломбардии и Тосканы на рейхстаг в Кремону на Пасху в 1226 году, сформулировав цель весьма неконкретно — восстановление имперских прав вДталии, истребление еретиков и ускорение крестового'похода, причем двум последним пунктам, касавшимся церковных дел, Фридрих придавал особую ценность.
В имперском призыве на рейхстаг, посланном городу Витербо и другим городам, все читается совершенно иначе. О крестовом походе нет ни слова:
«...Желая привести права империи в наилучшее состояние, из сострадания к угнетению подданных Мы призвали вас в грядущее Воскресение Господа в Кремону, по совету князей Нашего двора, на праздничный рейхстаг... В соответствующей ответной услуге, которой Мы с Божьей помощью воздадим должное Вам и Вашим заслугам, можете быть уверены».
Из письма следует — основной причиной рейхстага являлся не крестовый поход, а осуществление императорских прав, особенно в Ломбардии.
Бдительные ломбардцы внимательно следили за действиями императора. Они уже поняли на опыте Сицилии, что именно Фридрих понимает под восстановлением прав империи. Они решительно возобновили старый союз во главе с Миланом, зафиксированный в документах Констанцского мира 25 июня 1183 года. Их следующей реакцией стало блокирование Веронского монастыря, сделавшее невозможным приезд германских князей и их свиты в Кремону.
Император ожесточенно жаловался папе. Он клеймил города Милан, Пьяченцу, Лоди, Верчелли, Брешию, Мантую, Верону, Тревизо, Падую, Виченцу, Болонью и Фаенцу за создание препятствий рейхстагу по делу освобождения Святой земли.
«Поскольку Мы тоже, святой отец, до сих пор умели мстить за столь великие обиды и можем и сейчас, то Мы все же верим, так как получаем от Вашего святейшества проявление полного доверия, что в случае такого рода между Нами и упомянутой Ломбардией Вы открыто передадите Ваши распоряжения и Вашу волю, а также волю Ваших братьев, досточтимых кардиналов, а Мы подтвердим и будем выполнять то, что решит Ваша мудрость».
Летописи верной императору и враждебной Милану Кремоны расценивают дело так:
«В Кремону приехал император Фридрих. Тогда образовались различные заговоры и запрещенные общества, действовавшие против императора и отвергавшие переговоры с ним. Поэтому император в Борго Сан-До-нино объявил их вне закона и обвинил в оскорблении величества, снял с должностей их судей и нотариусов, низложил маркграфов и капитанов, отняв у них всю судебную власть и судопроизводство. Но в том же самом году папа Гонорий III объявил им прощение и убедил императора все отменить, а ломбардские заговорщики обязались выставить четыре сотни рыцарей на два года за свой счет императору в помощь для Святой земли, но они так и не выполнили обещания».
Папа оказался в сложной ситуации. Его интересы находились между корой и стволом. С одной стороны, он не мог в свои преклонные лета, с нетерпением ожидая всеми силами крестового похода, позволить себе рассердить венценосного крестоносца, с другой стороны, он не мог позволить запугать ломбардские города, единственных союзников против все более разрастающейся императорской власти. Блокирование Веронского монастыря не было просто актом произвола городов. Разве они могли открыть перевалы и позволить войти в страну вызывающим ужас немецким войскам, тем самым еще более усилив направленную против них власть императора в Италии.
Если бы императору Фридриху II удалось создать из Северной Италии и ее свободолюбивых городов тираническое государство по сицилийскому образцу и поднять там производительные силы и структуры власти, то папскому государству скоро пришел бы конец. По меньшей мере средневековые бастионы, прежде всего прибрежные полосы Адриатики возле Сполето и Анконы, не смогли бы противостоять натиску Штауфена. Император уже сейчас — даже не имея надлежащих средств власти — попытался вызволить Сполето и Анкону из-под рекуперации папы. Император демонстрировал полную неготовность, вопреки всем красноречивым декламациям, принять status quo* (* Положение дел (лат.).).
Но нет, курия собиралась играть полной колодой и не могла отдать Ломбардию. Так пришли к решению, обязывающему ломбардский союз выставить четыре сотни рыцарей.
Одновременно папа попытался ликвидировать спор между королем Иоанном де Бриенном и императором: по мнению Фридриха, не могло быть двух иерусалимских королей, и взаимные полные ненависти высказывания все более углубляли пропасть между ними. Так, Иоанн де Бриенн — согласно хроникам Салимбене из Пармы — в гневе на зятя-императора, в самом деле дурно с ним обошедшегося, сказал, что «он скорее всего сын мясника».
Папа предостерегает Фридриха: «Разумно ли рвение императора отчуждаться от человека, обладающего такой дальновидностью? ...Кому он мог бы передать Иерусалим с большей уверенностью? Кто более желанен для верующих, живущих там? Кто более ужасен для неверных? Кто более полезен для завоевания Святой земли?..
Но если бы он сам выбрал зятем простого рыцаря, он украсил бы его королевским титулом... Мы и Наши братья (кардиналы) подвергаемся насмешкам, ибо действовали как посредники родственного союза и в какой-то степени Нам приписывается унижение короля...»
И тут прорывается самая большая забота почти восьмидесятилетнего папы: «...В конце концов, из-за ссоры между Тобой и королем у многих пропадает готовность участвовать в крестовом походе...»
Страхи старого папы подтвердились. 18 марта 1227 года, через два месяца после написания письма императору, он умер. Ему так и не довелось дожить до горячо желаемого крестового похода, который император в течение двенадцати лет отодвигал от себя.
К духовным свершениям папы относятся основание орденов францисканцев, доминиканцев и кармелитов. Кроме того, он начал внутреннее обновление церкви. И по ходатайству Якоба фон Битри, будущего епископа Акры (1180—1254 гг.), проложил путь движению бегинок как новой форме выражения женской набожности. Для Штауфена он являлся снисходительным, как считали многие, слишком уступчивым папой. Этому суждено было измениться.
Папа
Григорий IX и первое отлучение от
церкви императора Фридриха II
Папа Гонорий умер 18 марта 1227 года, а уже 19 марта коллегия кардиналов избрала его преемником кардинала Уголино Остийского, урожденного графа Сеньи, племянника великого папы Иннокентия III. Новый папа, человек более жестокий, чем добросердечный Гонорий III, принял понтификат под именем Григория IX. Правда, поначалу он называл Фридриха «любимое дитя церкви» да и раньше дружески относился к молодому Фридриху, но, как внимательный зритель, к тому же находившийся в непосредственной близости к папе, тщательно следил за политикой Штауфена. Он в течение многих лет? наблюдал тактику Фридриха, основанную на хитрости, его наплевательское отношение к только что заключенным договорам, а также полное отсутствие осознания собственной неправоты и ориентированность лишь на собственную выгоду. Е.Ф. Бёмер уже в 1849 году выразил основной принцип Фридриха в кратком определении: «жизнь, заполненная обманом и ложью».
23 марта папа сообщил императору о своем избрании и в послании от 30 марта 1227 года напомнил о выполнении обета об участии в крестовом походе в конце лета 1227 года.
На сей раз Фридрих, казалось, решился на крестовый поход. Во-первых, его манил блеск короны Иерусалима. Кроме того, политическое положение на Востоке, казалось, стало более благоприятным для вторжения христиан.
Преемник великого Саладина, султан Малик эль-Камиль из Египта, находился в ссоре со своим братом Маликом эль-Моаззимом, султаном Дамаска. Султан Малик эль-Камиль обещал императору через посланника, эмира Фахр эд-Дина Юсуфа, большое благорасположение в случае его прибытия на Восток. Он хотел избежать войны на два фронта: с одной стороны, с войском крестоносцев, а с другой — с братом в Дамаске. Арабский летописец Макризи повествует:
«Малик эль-Камиль послал эмира Фахр эд-Дина Юсуфа, сына великого шейха, к императору, королю франков, дабы просить его прибыть в Акру; он обещал отдать ему многие города в Палестине, принадлежавшие мусульманам, если он поможет ему одолеть его брата Малика эль-Моаззима».
Император, хорошо говоривший по-арабски, заключил дружбу с эмиром Фахр эд-Дином Юсуфом, увидев реальный шанс совершить победоносный крестовый поход и освободить Иерусалим.
Портовый город Бриндизи, выбранный в качестве отправного пункта, переполнился крестоносцами. Шестьдесят тысяч рыцарей и их слуг должны были собраться в пылающем зное августа в долинной котловине портового города, причем надо сказать, к средневековым данным о численности войск следует относиться осторожно. Английские и французские крестоносцы уже отправились под предводительством епископов Экстера и Винчестера походом в Святую землю, как и контингент фризов, выбравших морской путь через Испанию.
И случилось так, что от солнечного зноя, «при котором могла бы расплавиться руда», разразилась эпидемическая лихорадка, смертельная для непривычных к такой жаре жителей северных стран. Многие тысячи воинов под предводительством герцога Лимбургского взошли на суда, пытаясь избежать опасной болезни. 8 сентября 1227 года императорская галера подняла якорь и покинула Бриндизи с императором и его родственником, ландграфом Людвигом IV Тюрингским, супругом святой Елизаветы, на борту. Ландграф уже был болен. Так они прибыли в Оранто, где ландграф скончался. В ужасе от его кончины, Фридрих II покинул флот, отправившийся далее под командованием патриарха Иерусалимского, Герольда Лозаннского, в Акру.
Фридрих, тоже охваченный лихорадкой, по совету магистра Тевтонского ордена Германа фон Зальца и врачей отправился на лечение в курортное место Поццуоли.
Папа Григорий IX не колебался. Императорских посланников, прибывших доложить о болезни императора, не допустили к нему. Двенадцать лет подряд Фридрих обманывал курию, изобретая все новые отговорки. Фридрих исчерпал кредит доверия, и папа больше не верил ему. 29 сентября папа Григорий наложил анафему на верол©много императора-крестоносца, на этот раз, возможно, и не виноватого.
Отлучение от церкви последовало 10 октября в Аньяни на основании большой энциклики:
«...Апостольский престол, дабы уничтожить извергов, которых выращивает на своей груди, думая выкормить сыновей, и разгромить вражескую власть, дабы усмирить ярость бури, вырастил питомца, а именно императора Фридриха... Когда он приехал в Германию, намереваясь взять в свои руки бразды правления империей, ему сопутствовали некоторые, как верилось, обнадеживающие предзнаменования, но в действительности они оказались обманными знаками. По собственному решению, без напутствия и ведома апостольского престола он взвалил крест себе на плечи и торжественно похвалялся отправиться на спасение Святой земли...»
Здесь прорвалась злость, пережитая папой Григорием, племянником великого Иннокентия III, когда Фридрих без повеления и одобрения святого престола принял крест в Аахене и таким образом сделал папский крестовый поход императорским.
«Следует добавить, он и другие крестоносцы должны были быть отлучены от церкви, если они не отправятся в определенный срок. Но император все время испрашивал отсрочку и получал ее...
Когда же после его частых требований многие тысячи крестоносцев под страхом отлучения от церкви в установленный срок поспешили в портовый город Бриндизи, поскольку все другие порты император использовал для собственной выгоды, он не сдержал обещаний, письменно данных апостольскому престолу и крестоносцам относительно переезда, снаряжения и содержания... Христианское воинство так долго удерживалось в жаре летнего зноя в убийственной местности и в отравленном заразой воздухе, что не только большая часть народа, но и немалое количество дворян и предводителей умерло от лихорадки, острой жажды и других ужасных причин. Среди них и благородный ландграф Людвиг Тюрингский, и блаженной памяти епископ Аугсбург-ский».
Теперь, когда Фридриху понадобилось доверие святого отца, оно оказалось исчерпанным. Папа сделал императора ответственным за все: за адское пекло месяца августа, за выбор города Бриндизи да и за эпидемию тоже! Фридрих обвинялся в смерти паломников, ландграфа и епископа Аугсбургского. Объяснения императора, что он и сам заболел, не принимались.
В послании христианским королям и князьям всего мира император защищается. Он разбередил в себе старые раны, раз напоминает князьям о том, что его мать, императрица Констанция, оставила его под опекой церкви, дабы сохранить наследное государство. «Но, — восклицает он, — Наше наследное государство было открыто для всех завоевателей, и, подобно кораблю без руля в бурю, наследство опекуемого разбилось без руки рулевого...»
Он жалуется на апостольский престол, помогавший в ущерб его правам получить империю Оттону IV, в конце концов противопоставившему себя церкви и готовому вторгнуться в наследное государство Фридриха. И тут он высказывает мысль, которую постоянно будет повторять, о том, что стал императором по Божьему произволу: «Поскольку не нашли никого другого, захотевшего бы принять императорский сан вопреки Нам и Нашим правам... князья призвали Нас, по их выбору Нам и была передана корона империи... Ибо всемогущий Бог знает, когда Мы вопреки человеческому разумению и без чьей-либо помощи прибыли в Германию, это навлекло на Нашу особу много опасностей».
Здесь Фридрих, кажется, потерял память. Верно, папа не смрг защитить его наследное государство, и королевствсИстало игрушкой многих сил. Действительно, церковь пренебрегла правами Штауфенов и благоволила Вельфу Оттону Брауншвейгскому.
Но когда он пишет, что прибыл в Германию без чьей-либо помощи, то он, должно быть, забыл, как папа предоставил ему первую финансовую поддержку; как отлучение от церкви сильно навредило Оттону IV; как епископ Триента по поручению папы перевел его через зимние Альпы; как епископ Кура принял его, так же как и могущественный аббат Сан-Галлена. А отлучение от церкви императора Оттона, зачитанное архиепископом Берар-дом или аббатом Сан-Галлена констанцскому епископу Конраду фон Тегернфельду, заставило его отворить ворота. Он, вероятно, запамятовал о предоставленных ему епископами Базеля и Страсбурга войсках, только благодаря которым он смог действовать.
Разве его не называли «поповским императором»? Разве он поначалу не говорил о себе, правильно оценивая реальность, как о «короле Божьей и папской милостью»?
Разве он не получал в ноябре 1212 года в Вокулере от французского наследника престола двадцать тысяч марок серебром, собираясь купить на них расположение и согласие германских князей? Разве вся победоносная поездка, предпринятая им «вопреки человеческому разумению и без чьей-либо помощи», не являлась результатом тонко рассчитанной дипломатической игры между папой и французским королевством, не желавшим соглашаться на соседство с вельфским, ориентированным на Англию германским государством? И не французский ли король 27 июля 1214 года одержал при Бу-вине победу над императором Вельфом Оттоном IV?
Нет, очень многие люди объединились ради Фридриха II, давали ему деньги, разрабатывали для него планы, размахивали мечами и бились в сражениях, дабы Фридрих стал королем и императором.
В пространном оправдательном письме Фридрих рассказывает, как он отправил герцога Баварского на поддержку папского крестового похода в Дамиетте, и жалуется, что его настойчивый совет не отдаляться от Дамиетты и ждать его скорого прибытия не удостоили внимания. А ведь он выслал на помощь маршала, Ансельма фон Юстингена, с провиантом и, кроме того, клялся Фридрих миру, в Дамиетту он отослал адмирала, графа Мальтийского, с сорока галерами. Но флот уже не настиг войско, поэтому войско крестоносцев и город Дамиетта были потеряны. Все это правда, но только Фридрих сам так и не прибыл, хотя мог придать предприятию блеск собственного имени и авторитет императорской власти.
Он пишет: «Далее Мы заключили с Нашим благородным двоюродным братом и князем, ландграфом Тю-рингским, соглашение относительно марки Мейсен, чтобы он тоже взял крест и прибыл. Мы могли бы по имперскому праву присвоить эту марку, приносящую более двадцати тысяч марок серебром ежегодно, но прибавили из Нашей казны еще пять тысяч марок...»
Данная цитата демонстрирует мастерское обхождение Фридриха с правдой.
Да, он заплатил ландграфу Людвигу IV пять тысяч марок за участие в крестовом походе. Но за Мейсенскую марку он дал ландграфу лишь возможное наделение леном на случай, если его племянник, Генрих I Сиятельный (1221—1288 гг.), к тому времени ребенок десяти или одиннадцати лет, умрет раньше его. В действительности же Генрих I, с 1247 года тоже ландграф Тюрингский, пережил дядю на полстолетия, что вполне закономерно.
Даже если бы Генрих Сиятельный умер ранее дяди, ландграфа Людвига IV, то и тогда у императора Фридриха II почти не было возможности отказать ему в лене. Такой печальный опыт уже пережил отец Фридриха, император Генрих VI, когда в 1190 году отказал брату умершего ландграфа Людвига III (1172—1190 гг.), ландграфу Герману I (1190—1217 гг.), в наследовании лена на Тюрингию, намереваясь прибрать лен в пользу короны. Но под давлением имперских князей императору Генриху VI пришлось разрешить ландграфу Герману I наследование лена, и он смирился с этим.
Однако высказывание императора Фридриха II создает впечатление, будто он великодушно отказался от лена, который мог бы забрать и который приносил бы ему двадцать тысяч марок серебром ежегодно. То, что он предполагает сделать с маркграфством Мейсен, было бы возможно юридически, но на практике являлось невыполнимым. Фридрих умел придавать фикциям вид действительности. Вольное обращение с правдой, лавирование между полуправдой и умолчанием стоили Фридриху доверия папы — потеря невосполнимая.
Кроме того, в Риме умели считать.
Императрица Изабелла в последние дни августа 1227 года долгое время пробыла с Фридрихом в Отранто и 25 апреля 1228 года, на месяц раньше срока, родила сына Конрада. Факт, отрицающий утверждение о смертельном заболевании императора в августе 1227 года.
Если письмо Фридриха к князьям всего мира отличала сдержанность, то теперь он сбрасывает ее покров и резко нападает на церковь в целом. 5 декабря 1227 года император пишет королю Генриху III Английскому (1216-1272 гг.):
«...Римская церковь опять воспылала горячей алчностью и охвачена столь очевидной жадностью, что, не довольствуясь церковными владениями, не стесняется отбирать у императоров, королей и князей мира сего их наследную собственность и облагать ее налогами. Король Англии является тому примером, поскольку церковь долго держала отлученным от своего лона короля Иоанна Безземельного, пока он не обязался платить оброк... Я уже не говорю о симонии, о различных и с начала времен неслыханных вымогательствах, беспрерывно осуществляемых курией и папой против духовных особ, о явных и тайных ростовщиках, притесняющих весь мир. Словами слаще меда и глаже масла ненасытные кровопийцы постоянно толкуют, будто римская курия — наша мать и кормилица, хотя она есть корень и начало всех зол...»
Кажется, мы уже перенеслись в эпоху Реформации, когда слышишь голос императора, продолжающий: «...Начало церкви проходило в бедности и простоте, когда она, как плодовитая мать, производила на свет святых... Теперь, когда церковь погрязла в богатстве, ее стены пошатнулись, а если они упадут, наступит гибель.
И Нас также — и Всевышний знает это! — они не щадят, обвиняя в преднамеренном затягивании назначенного срока, хотя Нас удерживали неизбежные и важные для Господа дела церкви и империи, не считая тягот болезни; самым важным из них было упрямство мятежной Сицилии. И Нам не казался благотворным и полезным для христианства совет отправиться в Святую землю, в то время как за Нашей спиной оставалась гражданская война. Так врач советует перевязать рану, из которой еще торчит железо.
Мир должен объединиться для уничтожения столь неслыханной тирании, представляющей всеобщую опасность».
Однако Фридрих не был человеком, способным довольствоваться лишь манифестами, хотя ему удалось предать гласности свои письма и жалобы против папы в Риме.
В Пасху 1228 он даже поднял против папы город Франджипани и принудил того, обеспечив ему свободное продвижение, покинуть Рим и искать убежища в Риети, а затем в Перуджии. В качестве ответного хода папа еще крепче привязал к себе города Ломбардии, за исключением Кремоны и еще некоторых городов. Они опять перекрыли монастырь, и императору, назначившему на ближайший март придворный совет в Равенне, опять пришлось отказаться от присутствия на нем германских князей.
Некоторые историки придерживаются мнения, что папа предпринял все возможное, пытаясь воспрепятствовать новому крестовому походу, означавшему для Фридриха прорыв вперед. Это поверхностное мнение, когда не принимаются в расчет религиозные чувства того времени. Папа хотел помешать не просто крестовому походу, а именно данному крестовому походу, крестовому походу отлученного от церкви. К тому же каждое место пребывания отлученного подвергалось интердикту. Интердикт означал запрет на богослужение, исключение совершения и принятия таинств.
Чувства набожных людей были бы глубоко оскорблены, если бы некто, преданный анафеме, некто, отвергнутый сообществом верующих, возглавил самое святое предприятие христианства — освобождедие Святой земли.
Отлученный же призвал светских чиновников просто игнорировать и отлучение, и интердикт. Имеется письмо императора, которое могло быть написано как во время первого, так и второго отлучения 1239 года. Не столь важна дата, сколь образ мыслей императора:
«Мы приказываем твоей верности всех прелатов и духовных лиц твоего округа призвать на собор в какое-нибудь подходящее место и в присутствии братьев — доминиканцев и францисканцев с каким-нибудь мудрым, начитанным и убежденным мужем заботливо им растолковать: Мы, как католический князь и приверженец католической веры, имеем горячее желание, чтобы прелаты церкви, священники, монахи и мирские священники отправляли богослужения открыто в церквах в присутствии жителей, к хвале и славе Господа, основавшего на скале незыблемую священную церковь. Текстом данного напоминания мы не принуждаем никого проводить церковную службу. Между тем тех, кто не хочет ее проводить, Мы хотели бы оповестить: если они не будут выполнять своих обязанностей, то временные владения, подаренные церквам Нашими великими божественными предками в набожной щедрости, Мы, хотя бы и против Нашего желания, возьмем обратно в Наше государственное владение».
И пока все это происходило, папа с помощью городов Ломбардии вооружался для вторжения в Королевство обеих Сицилии, а в Германии добивался смещения Фридриха. Это ему, впрочем, не удалось. Вместо того чтобы усилить свое войско и вторгнуться в герцогство Сполето и марку Анкона, то есть на территорию папского государства, отлученный император отправился в конце июня 1228 года в Святую землю, оставив за спиной пылающий очаг.
Крестовый
поход под отлучением и проклятием
Если рассматривать обстоятельства, при которых император Фридрих II начал крестовый поход, то он выглядит еще более сенсационно и неопределенно, чем его поход за королевством из Апулии в Германию. Подвергнутый анафеме и интердикту, Фридрих не мог надеяться в Святой земле на какую-либо поддержку со стороны церкви и дворянства, особенно от рыцарских орденов тамплиеров и иоаннитов, за исключением одного только Тевтонского рыцарского ордена.
В Германии из-за подрывной деятельности папских легатов возникла угроза попытки дворянства и народа освободиться от клятвы верности императору. Королевству обеих Сицилии угрожало вторжение папских войск в союзе с ломбардцами. Наверное, никогда никакой князь не отваживался на крестовый поход в столь тяжелых условиях.
Вероятно, уже на борту галеры Фридрих сообщил миру решение отправиться в Святую землю и вновь дал волю своей злобе против папы:
«В очередной раз демонстрируя очевидную бесконечность Нашей кротости, Мы идем даже дальше самых строгих требований, предъявляемых к Нашему императорскому величеству. Недавно Мы предложили через Наших возлюбленных князей, досточтимого архиепископа Альберта Магдебургского (1205—1235 гг.), и двух судей Нашего двора, Наших специальных посланников в данных обстоятельствах самому Римскому священнику выражение Нашего извинения, чтобы он Нам, поскольку Мы уже снарядились к крестовому походу для служения Иисусу Христу, не отказывал в подарке и милости своего благословения. Но он не принял сего ни под каким видом. Когда же архиепископ и Наши посланники просили его назвать вид и способ извинения, устроивший бы его, он отказался ответить».
С удивлением воспринимается оптимизм, с которым Фридрих заканчивает свое письмо:
«Так знайте же со всей достоверностью: Мы с Нашими кораблями и галерами, со славным сопровождением рыцарей и количеством бойцов под предводительством Христа, за чье дело отправляемся сражаться, счастливо отплываем в Сирию из Бриндизи, поспешно и при благоприятном ветре».
Папа ответил: «Непонятно, чьему глупому совету он последовал или, лучше сказать, какая дьявольская хитрость соблазнила его без покаяния и отпущения грехов тайно покинуть порт Бриндизи, не зная с уверенностью, куда он идет».
Впрочем, не существовало никакой тайны в том, куда поплыл Фридрих: он об этом открыто оповестил. Его первой целью являлся Кипр. Императорские галеры бросили якорь перед Лимасолом, портом острова. В свое время император Генрих I был князем киприотов. Император наделил Альмариха де Лусиньяна островом и королевской короной. С тех пор Кипр считался императорским леном. Правда, за годы путаницы с троном Германии все имперские права были утеряны, но Фридрих восстановил их, не вынув и меча из ножен.
По германскому ленному праву опека над юным несовершеннолетним королем Генрихом I Киприотским(1218—1253 гг.) переходила к императору. Королевство Кипр получило имперского наместника, а крепости возглавили сицилийские кастеляны. Филиппа де Ибели-на, старшего дядю молодого короля Генриха, до сих пор правившего островом по поручению королевы-матери, Фридрих обязал следовать вместе с киприотскими рыцарями по воинской повинности в Святую землю.
7 декабря императорские галеры достигли Акры. На стороне императора находились верный архиепископ Берард Палермский, императорский камергер и доверенное лицо Ричард, сицилиец, сопровождавший Фридриха еще в его поездке в Германию. А среди его сарацинской свиты — учитель Фридриха по арабской диалектике, сицилийский сарацин, чье имя нам неизвестно.
В Сирию уже ранее прибыли императорский маршал Рихард ди Филанджери с пятью сотнями рыцарей, кроме того, его друзья Герман фон Зальца, граф Томас ди Аквино, Конрад фон Гогенлое (он быстро продвинется на службе у императора) и граф Томас ди Ачерра, важный помощник, так как отлично владел арабским языком.
Когда император сошел на землю Акры, его встретило бурное ликование христиан и паломников. Не принесет ли отлученный от церкви обещанное «благо Израилю»? Не сбудется ли древнее, но никогда не забывавшееся предсказание: последний император придет с Запада, дабы соединить в одно целое Восток и Запад, освободить Иерусалим, став исполнителем времени?
Даже тамплиеры и иоанниты преклонили колена. Но ненадолго. Через несколько дней после прибытия в Акру по поручению папы появились два францисканца. Они доставили приказ отказывать отлученному в повиновении, расколов христианский лагерь на Востоке, — поступок, призванный ослабить позиции императора перед арабами.
Император мог теперь рассчитывать только на сицилийцев, пизанцев, генуэзцев и рыцарей Тевтонского ордена, а также на свое знание арабской культуры и внутриполитической арабской ситуации, и на посланника султана, эмира Фахр эд-Дина Юсуфа, с которым он подружился во время переговоров. Авторитет императора был настолько подорван верными папе людьми, прежде всего ревностным патриархом Герольдом Иерусалимским, что ему пришлось уступить верховное командование своему другу Герману фон Зальца, сицилийскому маршалу Рихарду ди Филанджери и сирийскому коннетаблю Одо де Монбельяру. В таких сложных условиях Фридриху предстояло завоевывать Иерусалим.
Теперь посмотрим на Восток.
К самым сильным активам Фридриха относилось его умение ориентироваться в политической ситуации на Востоке: император прекрасно знал ее особенности и слабые места.
Когда великий султан Саладин, на короткое время объединивший исламские народы, умер 4 марта 1193 года, исламская сверхимперия начала раскалываться. Старший сын Саладина, эль-Афдаль, отныне глава семьи Аюбитов, оказался неспособным опять объединить империю. Это удалось брату Саладина, эль-Адилю, с 1201 года взявшему всю империю под свою власть.
Его перворожденный сын, Малик эль-Камиль, получил в лен Египет, второй сын, эль-Моаззим, — Сирию с Дамаском, а третий сын, эль-Ашраф, владел Гецирой.
После смерти отца, эль-Адиля, три брата Аюбита праздновали победу над пятым папским крестовым походом при Дамиетте в дельте Нила. Но их единство продолжалось недолго. Старший из братьев, эль-Камиль, и младший, эль-Ашраф, объединились против эль-Моаз-зима с намерением разделить между собой его земли.
Поэтому эль-Моаззим подчинился повелителю могущественного Хорезмского государства Джелаль эд-Дину, признав его своим верховным властителем и поставив себя под его защиту. Теперь султан Малик эль-Камиль искал союзника против возникшей силовой угрозы. Он послал доверенное лицо, эмира Фахр эд-Дина, к императору Фридриху II на Сицилию. Зная о его намерениях крестового похода, он искал союза с императором и обещал ему отдать большие территории из владений брата султана эль-Моаззима, в частности Иерусалим.
Император, в то время еще только замышлявший за-воевательский крестовый поход, не принял никакого решения, но послал в Каир графа Томаса ди Ачерра вместе с архиепископом Палермским. Султан эль-Камиль Египетский подтвердил обещания о возврате земель, уже предлагаемые им ранее предводителям пятого крестового похода.
В доказательство султан опять послал эмира Фахр эд-Дина Юсуфа в Сицилию. Он стал другом императора, посвятившего его в рыцари, — высокая, вероятно, никогда доселе не оказываемая мусульманину честь.
Но когда Фридрих 7 сентября 1228 года прибыл в Акру, политическая ситуация на Востоке в корне изменилась. 11 ноября 1227 года умер Моаззим, правитель Дамаска. Его государство унаследовал сын Ан-Насир Давуд, молодой человек в возрасте 21 года. Государство Насира опять поделили между собой два его дяди, эль-Камиль и эль-Ашраф, разумеется, для пользы ислама, как они заверяли. Ан-Насиру Давуду удалось бежать в Дамаск, где его осадил дядя Малик эль-Камиль.
Султан Малик эль-Камиль понимал, насколько слаба позиция императора. Отлученный папой от церкви, проклятый патриархом Герольдом Иерусалимским, не имеющий верховного командования над войском, опирающийся только на сицилийцев и немцев, Фридрих находился в сомнительном положении. Любой другой взошел бы на судно и отправился домой, проклятый и побежденный папой, ослабившим влияние императора в Святой земле.
Позиции эль-Камиля в результате смерти брата, эль-Моаззима, напротив, усилились. Кроме того, султан теперь сам владел Иерусалимом и святыми местами, являвшимися священными и для арабов. Императору же требовалось во что бы то ни стало достичь успеха: от этого зависел его авторитет на Западе. Но и султан, по мнению исламского мира, не мог отдавать без всякого принуждения святыни веры.
Количество взаимных посольств увеличивалось, происходил обмен аргументами и подарками — уникальный спектакль о том, как двое умных политиков стремятся к согласию. Часть войска Малика эль-Камиля была связана на осаде Дамаска, кроме того, казалось, у правителя Хорезма росла готовность поспешить на помощь сыну своего вассала.
В отчаянии император попытался произвести на султана впечатление демонстрацией военной мощи. Он созвал подчинявшиеся ему войска и прошел с ними вдоль побережья до Яффы, велев снова ее укрепить. Но это не очень подействовало: султан никогда и не сомневался относительно военного положения дел.
Но оба, и император и султан, умели вести дискуссии по философским вопросам.
Как-то император задал посланнику султана, эмиру Фахр эд-Дину Юсуфу, ставшему его другом, вопрос о порядке наследования халифов.
«Халиф, — отвечал эмир, — является потомком дяди нашего пророка Мухаммеда. Он получил халифат от отца и передает его далее, дабы халифат непрерывно оставался в семье пророка».
Император отвечал: «Это прекрасно и намного лучше, чем у этих недалеких франков, когда они провозглашают своим правителем любого человека, не обладающего ни малейшим родством с мессией, а из него они делают подобие халифа, дабы похваляться им. У такого правителя нет никакого права брать на себя подобный ранг, в то время как у Вашего халифа есть на то все основания».
Другой арабский источник пишет о том времени, когда переговоры были остановлены: «Оба князя обменивались множеством вопросов и ответов по философским и подобным темам; ведь император был мужем острого ума, ученым, любителем философии, логики и медицины».
Фридрих, стремящийся всеми правдами и неправдами достичь своей цели, сам пишет султану, отбросив — о чудо! — дипломатию, притворство, интриги и хитрость:
«Я — Твой друг! Тебе хорошо известно, как высоко Я стою над всеми князьями Запада. Именно Ты призвал меня сюда. Короли и папа знают о Моей поездке. Вернувшись из нее, ничего не достигнув, Я потеряю всякое уважение в их глазах. В конце концов, разве Иерусалим не является колыбелью христианской веры? Разве вы не повредили его? Теперь он в упадке и в полной нищете. Поэтому, пожалуйста, передай Мне его, дабы Я мог высоко поднять голову среди королей Запада! Сразу отказываюсь от всех выгод, которые Я мог бы извлечь из этого».
И случилось невозможное. Император и султан заключили договор, по которому султан Египта дарил императору Фридриху Иерусалим и святые места. Когда читаешь сообщение арабского историка Макризи, возникает чувство, будто оба князя подмигивали, обеспечивая друг другу алиби для своих народов по столь непостижимому для всех поступку.
«Наконец пришли к следующей договоренности: король франков получает от магометан Иерусалим; но он должен оставить его неукрепленным... Священный квартал с Харан эш-Шариф и мечеть эль-Акша, окруженная им, должны остаться магометанам... им должно быть дозволено совершать там исламские богослужения, а также взывать к Аллаху и ежедневно молиться».
И тут арабский летописец Макризи сочиняет для султана уважительную причину, пусть и не извиняющую, но хотя бы объясняющую исламскому миру невероятное поведение султана:
«Договор заключили, так как султану Малику эль-Камилю пришлось смягчить короля франков из страха перед его гневом и из-за невозможности противиться ему. Малик эль-Камиль говорил потом: «Мы ничего не отдали франкам, кроме разрушенных церквей и монастырей; мечеть останется тем же, чем она была, обычаи ислама останутся...» Когда князья согласились по всем пунктам, они заключили перемирие на десять лет, пять месяцев и сорок дней, начиная с 24 февраля 1229 года».
Макризи, желавший защитить султана, не мог не написать и следующее:
«...Магометане расценили договор как великое несчастье, и против Малика эль-Камиля поднялось не только тяжелое осуждение, но и глубокая злость во всех населенных магометанами областях».
Султан отказался от Иерусалима и Вифлеема и от коридора, проходившего через Лидду к морю до Яффы, кроме того, от Назарета и Восточной Галилеи, включая Мон-форт и Торон и исламские земли вокруг Сидона. Такой умный человек, каким был султан, не хотел ослаблять свое войско под Дамаском военной победой над императором. Дамаск и богатая Сирия казались ему более ценными, чем превозносимый в мифах, но в экономическом и военном отношениях слабый Иерусалим.
Султану пришлось пережить гнев подданных, а Фридриху — порицания большинства крестоносцев. Ликовали только немцы, «...чьи сердца стремились посетить Святую гробницу. Единственная нация, возносившая хвалебные песни и праздничными огнями украсившая город, в то время как другие видели в происходящем только глупость, а многие распознали открытый обман», — негодовал патриарх Герольд.
В гневе он запретил паломникам входить в Иерусалим. Да, после вступления императора в город он наложил на Овятой город интердикт.
Самокоронация
Невзирая на гнев патриарха и неизбежное недовольство папы, 17 марта 1229 года Фридрих в сопровождении германских паломников с триумфом вошел в Иерусалим. «Я направился в тот же день в церковь Гроба Господня, — пишет он, — намереваясь, как подобает католическому императору, с почтением помолиться Гробу Господа».
Император Фридрих II наверняка надеялся на отмену отлучения от церкви, ведь ему удалось совершить то, что было до сих пор недостижимой целью для великих и отважных князей, «освобождение святого Гроба Господня».
Но Фридрих, способный думать только о себе и мыслящий согласно собственным категориям, ошибался в оценке личности папы Григория IX. Императору были чужды христианская система ценностей и христианское мышление.
Ведь церковная служба и церковная коронация явились вдвойне кощунственными деяниями: над императором, отлученным от церкви, не могло быть совершено никакого допустимого церковными законами духовного обряда, в том числе и коронации.
Кроме того, на Иерусалим был наложен интердикт патриарха: на всей территории города запрещалось отправлять какие-либо религиозные действия и таинства.
Именно Герман фон Зальца понял: Фридрих не должен игнорировать свое отлучение и интердикт в такой открытой форме, если не хочет навсегда лишиться возможности отмены карающих санкций. Магистр Тевтонского ордена, постоянно стремящийся ко всеобщему согласию, посоветовал императору провести церемонию коронования в виде исключительно светского события.
Следуя его совету, 18 марта 1229 года провели самокоронацию Фридриха II в церкви Гроба Господня в Иерусалиме. В этой коронации было слишком много ссылок на исторические прецеденты. Фридрих желал бы поставить данное событие в один ряд с самокоронацией императора Людовика Благочестивого (813/14—840 гг.), по воле отца, Карла Великого (768—814 гг.), возложившего на свою главу корону. Всему миру Фридрих пытался доказать: королевская и императорская власть должна быть независима от папы, и он лишь по Божьей воле надел в Иерусалиме корону.
Неправда — коронацию организовал дальновидный Герман фон Зальца, не хотевший понапрасну разжигать гнев папы проведением церковной церемонии с участием отлученного императора.
Фридрих, облаченный в просторную императорскую мантию, в сопровождении друзей, но все еще исключенный из сообщества верующих, твердым шагом просле- довал к алтарю церкви Гроба Господня. Уверенным жестом он надел на голову мистическую корону Давида. Ту самую корону, ради которой он женился на маленькой Изабелле (Иоланте) де Бриенн, умершей год назад. Коронация в церкви Гроба Господня придала Фридриху сил и стала заметным знаком на пути к будущему самовозвеличению. Если говорить о духовном породне-нии с Востоком, оно захватило его слишком сильно, как некогда македонянина Александра.
Фридрих II, воспитанный на идеях греко-норманно-арабской культур, имел большую склонность к ясной арабской философии, содержание которой в значительной мере имело своим источником греческую духовность. Арабская культура — тот мост, через который в Западную.Европу проникало богатство культуры и мысли греческого мира.
Те часы, когда он носил иерусалимскую корону, глубоко подействовали на Фридриха, отразившись в его манифесте всему христианскому миру:
«Те, кто наделен искренним сердцем, могут радоваться и ликовать ради Господа и славить Его, ибо Ему угодно счастливо возвышать кротких из Его народа. Мы славим того, кого и ангелы славят, ведь Он Наш Господь и Вседержитель, единственный, кто творит чудеса и не забывает об извечном милосердии; напротив, чудеса, совершенные Им и в древние времена, Он вновь сотворил в наши дни...
Кроме выражения ликования и радости, в документе содержится твердый политический смысл и вызов папе: «...что истинные христиане получают спасение от своего властелина и Господа, дабы весь земной круг узнал и понял: именно Он, и никто другой (читай: не папа), дает спасение своим служителям, когда и как Он сам того пожелает!»
Затем император описывает прибытие в Акру и то, как 15 ноября 1228 года, приехав в Иоппе, восстановил там крепость для защиты воинства Христова на пути в Иерусалим. Он повествует и о том, как не хватало провианта и корма для лошадей, так как из-за неблагоприятной погоды транспортные суда не могли войти в порт.
Затем Господь успокоил море, и суда тут же прибыли с изобилием продовольствия и корма. Император сообщает о переговорах с султаном и о том, как Господь вразумил султана; «султан вавилонский (Малик эль-Камиль) отдал святой город Иерусалим, те места, где ступала нога Христа, а также места, где истинные верующие в духовности и праведности молятся отцу отцов».
Далее он пишет, желая продемонстрировать христианскому миру сей великий и бескровный успех:
«К тому же нам было позволено, согласно договору, вновь возвести стены святого града Иерусалима, Сидон-скую крепость, крепость Иоппе, крепость Кесарии и крепость Тевтонского ордена, которую братья начали строить в горах Аккона, что ранее никогда не разрешалось христианам во время перемирия. Султану же не дозволяется до конца перемирия, заключенного между Нами и им на десять лет, ни возводить, ни строить никаких строений или крепостей».
И тут Фридриху удалось преодолеть самого себя. Видимо, причиной тому послужил совет мудрого магистра Тевтонского ордена, ведь Фридрих ни единым словом не упоминает о злостных препятствиях, чинимых ему патриархом Иерусалимским, а также орденами тамплиеров и иоаннитов. Он пишет:
«Все, о чем Мы узнали на службе Господу по совету и с помощью патриарха Иерусалимского и магистров и братьев орденов в этой земле, Мы не преминем Вам описать подробнее, когда это позволят время и обстоятельства. Одно Мы все же должны сказать и не могли бы умолчать, не воздав должное: магистр и братья Тевтонского ордена Святой Марии с самого начала Нашего пребывания на службе у Господа преданно и деятельно помогали Нам».
Письмо патриарха Герольда Иерусалимского святому отцу с описанием крестового похода Фридриха представляет собой документ, полный ревности и злобы. В нем не только игнорируются достижения мирного договора, но и вся успешная кампания обыгрывается таким образом, что превращается в свою полную противоположность.
Личностные нападки на императора и его сарацинский образ жизни стали уже почти ритуалом для его противников. Итак, письмо патриарха папе Григорию IX от 26 марта 1229 года:
«Далее мы со всей правдивостью и со жгучим стыдом сообщаем: султан, услышав, что император живет по сарацинским обычаям, послал ему певиц, называемых еще танцовщицами (Аlmees), а также фокусников, то есть людей, не только пользующихся дурной репутацией, но о которых вообще не должно говорить среди христиан; с ними князь этого мира развлекается во время вечерних попоек, с сарацинскими напитками, в сарацинском одеянии и вообще всяческим образом, по-сарацински».
Мы не должны смотреть на происходящее глазами людей XX века, предоставляющего отдельному человеку большую свободу действий. Предпочтение Фридрихом арабской культуры, его терпимость к «иноверцам», заимствование их утонченного образа жизни, восхищение арабской философией и искусством да еще и танцовщицы и фокусники вокруг него, и он сам в сарацинской одежде — все это сбивало современников с толку. В глазах же церкви это выглядело настоящими происками дьявола. Самый мягкий упрек, заслуживаемый Фридрихом II, хотя его, несмотря ни на что, считают рационалистом, — он сам вложил в руки противников оружие, используемое ими против него.
Но прежде чем насмехаться над узостью мышления прошедших времен, попробуем представить себе на минуту, как на пике «холодной войны» американский президент держит личную охрану из сотрудников ГПУ, появляется в боярской шубе, разместив вблизи Вашингтона казачий полк, и, окруженный русскими женщинами, учеными, советниками и художниками, объясняет все происходящее тем, что Карл Маркс и Ленин были все-таки «good old fellows»* (* Хорошие парни (англ.).).
Но мы можем направить всю силу воображения и на собственную страну и представить, как император Вильгельм II Гогенцоллерн (1888—1918 гг.) после возвращения из поездки на Восток появляется в арабской одежде, создает из своей личной гвардии линейный полк и вместо нее размещает в Потсдаме в качестве гвардейского полка арабскую часть. Кроме того, привозит гарем арабских женщин под присмотром евнухов и заставляет придворное общество переучиваться у арабских философов и художников. Тут уж его придворный священник Адольф Штекер оказался бы в весьма плачевном положении. '
Представив себе подобную картину, мы сможем лучше понять ревностного иерусалимского патриарха.
Совсем из другого источника происходит озлобленность тамплиеров и иоаннитов, ведь вся Западная Европа субсидировала их на протяжении десятилетий, и теперь они завидовали успеху императора, которого не смогли достичь сами. Об этом повествует летопись Роджера из Вендовера:
«Они хотели приписать себе все эти великие дела, получив такие большие деньги от всего христианства и истратив их только на защиту Святой земли, словно бросив их на дно пропасти; коварно и предательски они сообщили султану: император решил посетить реку, где крестились Иоанн Креститель и Христос, ...пешком в шерстяной одежде с небольшой свитой, дабы тайно поклониться ей со смирением; и они предложили султану, по его усмотрению, взять императора в плен или зарезать его. Когда упомянутый султан увидел письмо, сообщавшее об этом, с известной ему печатью, то почувствовал отвращение к коварству, зависти и предательству христиан, особенно к тем, которые носили одежду ордена со знаком креста, и, призвав к себе двоих тайных,и самых доверенных советников, поведал им обо всем и показал им письмо с печатью, сказав: «Смотрите, какова верность христиан!» Прочтя письмо, они по долгом и тщательном совещании ответили так: «Господин, к обоюдному удовлетворению, заключен мир, и кощунственно нарушать его. Но для посрамления всех христиан пошли письмо с висящей на нем печатью императору, и он станет твоим верным другом, и по праву!..»
С того времени душа императора соединилась с душой султана в неслыханных узах любви и дружбы, и они общались друг с другом и посылали друг другу дорогие подарки, в числе которых султан подарил императору слона».
В султане Малике эль-Камиле мы узнаем «благородного язычника», как его представил Вольфрам фон Эшенбах в «Парцифале». Но крестовые походы, несмотря на все сражения, сблизили ценности ислама и христианства, и связующим звеном стала рыцарственность, сочетающаяся с религиозной терпимостью. То, что это взаимное признание не соответствовало взглядам церкви, провозгласившей в 1215 году на соборе, помимо освобождения святых мест, еще и уничтожение всех неверных, является трагедией и, вероятно, причиной крушения императора Фридриха П. Это доказывает приговор его исторических современников:
«Настолько большую любовь и доверие он питал к неверным и так хорошо знал их, что уважал сей народ и его свершения больше, чем другие. Он сделал магометан камергерами и самыми доверенными слугами, а евнухам поручил охранять своих женщин... поэтому папа и все другие христиане, узнавшие об этом, были весьма озабочены и подозревали в нем намерение перейти в магометанскую веру. Но люди убедились, что он ни во что не верит и сам не знает, какую бы веру он хотел уничтожить, а какую выбрать и придерживаться ее».
Самое удивительное — мнение арабской стороны о Фридрихе совпадает с мнением его христианских современников. Сарацинский летописец оставил нам такое описание:
«Император имел ярко-рыжие волосы, был безбород и близорук; если бы он был рабом, никто не дал бы за него и двух сотен драхм. Из его речей можно было понять, что он «этернист»* (* То есть верит в вечность мира, а не в существование души.) и признает себя христианином лишь для забавы».
По сути, оба мира, и арабский и христианский, одновременно и восхищались Фридрихом, и проклинали его, причем по одной и той же причине — он был чужд им обоим.
Он без боя освободил святые места. Он их выторговал, и, вероятно, христианские критики имеют основания усматривать в его концепции мира на Святой земле что-то шаткое, недолговечное.
Недостаточно достичь цели. Надо сделать так, что это примет большинство людей. Иначе не объяснить событий, произошедших на Святой земле при отъезде Фридриха. Филипп Наваррский сообщает в своих хрониках:
«Император втайне подготовил отъезд и 1 мая 1229 года, не ставя никого в известность, отправился на галеру перед скотобойней. И тут мясники начали его преследовать и непристойно нападать на него с еще теплыми потрохами животных. Правители Бейрута и господин Одо де Монбельяр, услышав шум сутолоки, поспешили туда. Они разогнали толпу, схватив людей, нападавших на императора, а затем сопроводили его до галеры, поручив его Богу. Император отвечал им очень тихо. Не знаю, говорил ли он что-то хорошее или что-то плохое... так Фридрих покинул Акру».
Королевство
в огне
В то время как Фридрих, преданный анафеме, пытался отвоевать святые места, папа, называвший его пиратом, послал в Германию кардинала-легата настроить германских князей против Фридриха. Его старания оказались безуспешными, в том числе и попытка сделать антиимператором племянника Оттона IV. Вельф, тоже Оттон, поблагодарил и отказался. Фридрих вознаградил его за такое поведение, сделав герцогом Брауншвейгским и Люнебургским (1235—1252 гг.) и имперским князем.
Только в Сицилии папе, казалось, повезло больше. Под предводительством Иоанна де Бриенна, ставшего полководцем папы, папские солдаты, как называли разношерстное войско, усиленное французскими сторонниками Иоанна де Бриенна и частями городов Ломбардии, вошли в Королевство обеих Сицилии. Папа приказал распустить слух, будто император Фридрих II умер. Под впечатлением от неприятного известия, а также из-за воспоминаний о тяжелой длани Фридриха началось повсеместное предательство. Часть императорских войск стояла в Абруццо, другая часть — в Капуе. Папским солдатам приказали охранять порты, дабы схватить объявленного мертвым императора.
Но 10 июня 1229 года Фридрих все же прибыл на быстроходном парусном судне в порт Бриндизи. Удивленное население с восторгом приветствовало короля и императора. Подобно пламени известие о том, что император жив, распространилось по всей континентальной части королевства, и настроения резко изменились. Насколько поспешно все решили быть хорошими подданными папы, настолько же стремительно все пожелали стать верными подданными императора. Очевидно, люди больше верили в императора, чем в успех папских войск под предводительством престарелого Иоанна де Бриенна, незамедлительно сбежавшего во Францию.
Император приобрел ореол сказочного крестоносца, освободителя Гроба Господня, его осенял блеск иерусалимской короны Давида. Прежде всего император направил посольство папе для восстановления мира и снятия анафемы. Но папа остался непреклонным.
Власть Фридриха росла день ото дня. Рейнальд ди Сполето с войском из Абруццо встретился с императором. Главный придворный советник юстиции вместе с сарацинами и сицилийцами, сохранившими верность императору, пробивался к нему. К счастью, в те дни прибыло большое количество рыцарей Тевтонского ордена, сразу после возвращения со Святой земли поступивших на службу императору. Теперь у Фридриха опять образовалось войско из германских рыцарей, вызывавшее в Италии такой страх.
Кардинал-легат Пелагий, как пленник, сидел в монастырской крепости Монтекассино, чью сокровищницу он опустошил, намереваясь выплатить своим солдатам жалованье. На материковой части Сицилии в течение четырех недель двести отказавшихся от императора городов вновь присягнули на верность императору.
Роджер из Вендовера повествует о бурном лете 1229 года:
«Поскольку император прослышал, что Иоанн де Бриенн преследует его, он поостерегся без осторожности входить в порт с этой стороны и пристал к берегу в надежном месте... Между тем, как только весть о его прибытии наконец распространилась повсеместно, вокруг него стали собираться преданные ему мужи королевства.
Окруженный
ими и усиленный последующим пополнением,
он мужественно бросился на врагов и
постепенно отвоевал утраченные
области и города... За время поста (
Весьма примечательным является письмо Фридриха сарацинской группе захвата, находящейся в Апулии. Кроме типичного для того времени приказа опустошить местность неверной ему Гаеты, дано следующее распоряжение:
«После взятия города всех принадлежащих к высокому сословию и дворянству страны в том месте, где они пойманы, вы должны ослепить, лишить носов и нагими с пустыми руками изгнать из города. Женщинам нужно отрезать носы для их позора, но затем разрешить уйти. Мальчикам, оставив их в городе, надлежит отрезать мошонки. Стены города, его дома и башни вы должны полностью разрушить, кроме церквей и домов священников, которым не должно причинять вреда, дабы весть о карающем суде распространилась по всему земному шару, потрясла бы душу каждого предателя и заставила бы его дрожать от страха».
Мнение о данном послании императора как о стилистическом упражнении канцелярии, выполненном в какой-то степени с предательскими намерениями, понять трудно. Это означало бы, что о будущем предательстве Гаеты стало известно еще до того, как оно произошло.
Но император сам продемонстрировал месть осажденному и завоеванному городу Сора, обрекши его на участь Карфагена. Сору сожгли дотла, не оставив и камня на камне, а всю территорию города перепахали плугом. Император, разумеется, приказал изъять все владения тамплиеров и иоаннитов за их враждебную позицию в Святой земле.
Победоносный император к началу октября полностью очистил страну от противников и предателей. Все папское королевство, герцогство Сполето, марка Анкона и даже Вечный город были обречены на завоевание.
Примечательно, что, когда абсолютная победа была так близка, Фридрих, человек властный, не ведающий никаких сомнений в увеличении своего господства, застыл у самых границ папского государства.
Неужели его удерживало священное благоговение, ведь он десять лет находился под опекой папы и являлся его вассалом в Королевстве обеих Сицилии?
Возможно, детские впечатления не дали ему во всех его войнах с папством ни разу подумать о том, чтобы назначить антипапу? Средство, которым не брезговали ни его дед император Фридрих I, ни Оттон Великий.
Или трем великим папам, могущественному Иннокентию III, доброму Гонорию III и исполненному священным огнем Григорию IX, все же удалось сделать духовную папскую власть недосягаемой для нападок со стороны стремящихся к господству мирских государей? Вряд ли. Ведь римляне в свое время не убоялись изгнать папу из Рима.
Причина заключалась в примирительной политике магистра Тевтонского ордена Германа фон Зальца, посланного к папе для ведения мирных переговоров? Мы никогда этого не узнаем. Следующее объяснение Фридриха: «Хотя Мы тогда могли всю землю папы покорить без усилий, Мы не переступили границу, желая победить зло добром» — нисколько не проясняет вопроса.
Победитель
и побежденный
В последние дни осени 1229 года возникла примечательная ситуация.
Император, с победой возвратившийся из Святой земли со славой освободителя Гроба Господня, выметает папских солдат, оккупировавших его королевство — материковую часть Сицилии, за пределы страны, наводя ужас одним своим именем и жестокостью деяний. У самой границы папского государства победитель останавливается в ожидании.
В Риме да и во всей Западной Европе ждали следующего: папа, находясь в затруднительном положении, снимет отлучение от церкви и интердикт, дабы прийти к приемлемому соглашению с победителем.
Но папа стоял на своем подобно скале Святого Петра, о которую разбивался прибой этих времен. Он не снял отлучения, он не хотел мира. Папа требовал подчинения венценосного сына-императора отеческому всевластию церкви. Более всего его бы устроило смещение Фридриха с трона, но имперские князья не желали отстранить императора, позволявшего им свободно хозяйничать на их территориях и одновременно вести полные приключений войны в Святой земле.
В конце концов, обоим переговорщикам, магистру Тевтонского ордена Герману фон Зальца со стороны императора и кардиналу Томасу Капуанскому со стороны папы, после длившихся месяцами переговоров удалось составить мирный договор в Сан-Германо. Прорыв обеспечили имперские князья, заявившие о готовности взять на себя мирное поручительство. Поручителями стали: Леопольд VI, герцог Австрии и Штирии (1198—1230 гг.), маркграф Оттон Меранский (1204—1234 гг.), его брат Бертольд V, патриарх Аквилейский (1218—1251 гг.), архиепископ Зальцбургский Эберхард II (1200—1246 гг.) и епископ Зигфрид Регенсбургский (1227—1246 гг.).
Уже, казалось, побежденный папа уверенно выдвигал свои условия и твердо держался перед императором, невзирая на его преимущественное положение и репутацию победителя. Они состояли в следующем: безусловное восстановление Монтекассино, возмещение убытков и полная амнистия всем сторонникам церкви в королевстве. Возвращение конфискованных Фридрихом владений орденов тамплиеров и иоаннитов. Фридрих выполнил все условия. Папа в ответ постановил вычеркнуть имя Фридриха из списка отлученных, зачитываемого каждый предпасхальный четверг во всех церквях католического мира, — еще не отпущение грехов, но основательное обещание.
До 23 июля 1230 года в дворцовом лагере Чеперано шли переговоры, завершившиеся подписанием договора. В церкви Сан-Германо все поклялись в мире, объявив его общественности. Самые жестокие ограничения Фридриху навязала сицилийская церковь. Он был оттеснен еще ниже границы уступок своей матери, императрицы Констанции, чей конкордат, как мы помним, Фридрих все время пытался нарушить. От права абсолютной свободы выбора епископов, даже от согласительного права, которым еще обладала императрица Констанция, Фридриху пришлось отказаться. Он поклялся оставить неприкосновенным имущество сицилийской церкви, не подвергать служителей церкви светскому суду и предоставить им освобождение от всех налогов.
Каким образом историкам удается трактовать мир в Сан-Германо как триумф дипломатии императора, не поддается никакому разумному объяснению.
Затем летописцы сообщают еще о праздничном действе. В одном из своих знаменитых писем к государям всего мира император постарался представить все произошедшее как свой триумф и, если хотите, как торжество любви:
«Знайте же, что Мы по милости того, кто обращает бурю в дуновение ветерка... в 28-й день прошедшего месяца августа публично и празднично, как и подобает католическому князю, поскольку этого требуют законы церкви, досточтимым посланником апостольского трона, кардиналом-епископом Иоганнесом Сабина, и магистром Томасом, кардиналом-священником церкви Святой Сабины, в присутствии князей и бесконечного количества (людей) различных сословий, ко всеобщему ликованию христианства, были торжественно освобождены от отлучения. Затем... 1 сентября Мы отправились к апостольскому трону и почтительно приблизились к святейшему отцу... господину Григорию. Но он встретил Нас с отеческой любовью и, после того как Мы скрепили святым лобзанием мир в сердцах, сообщил Нам о своих планах столь благосклонно и добросердечно, причем не упоминая о произошедшем ранее, и отдельные вещи обсуждал таким понятным образом, что, невзирая на сильное потрясение от произошедших событий, способное вызвать некоторую злобу, благосклонность, которую Мы почувствовали в нем, успокаивала всякое волнение и освобождало Нашу волю от любого расстройства...»
Если рассматривать мир Сан-Германо, можно забыть о величественных словах, о сыновней любви императора и отеческой любви папы, ведь в политическом смысле Фридриха отбросили в 1220 год, год его коронации. Правда, его осенял блеск иерусалимской короны, но за ней не стояло никакой реальной власти.
Церковь Сицилии полностью вывели из-под его контроля.
Обязательство имперских князей — поручителей о ненарушении Фридрихом мира под угрозой повторного отлучения от церкви сделало более существенной зависимость императора от них и, разумеется, не укрепило его позиции в Германии.
Герман Валь пишет: «Впрочем, Фридрих рассматривал свои клятвы в Чеперано и Сан-Германо от 23 июля 1230 года лишь как единственный выход из сложившегося на тот момент бедственного положения».
Ганс Мартин Шаллер дал весьма элегантную формулировку: «Император смог принять условия, глубоко вторгающиеся в его суверенитет, полагая их неспособными сильно повлиять на возрастающее укрепление государства».
Возможно, Фридрих согласился с тяжелыми условиями с внутренней оговоркой, которую он высказал в письме папе, упомянув отца, Генриха VI: «...Потому что названный император, наш отец, с надеждой на возвращение отдал из государства многое из того, что должен был сохранить». Или, кратко формулируя: император соглашался на уступки, не собираясь их выполнять. Степень серьезности своих клятв он продемонстрировал, когда передал всех бывших сторонников церкви, воевавших против него и в амнистии которым он поклялся, маршалу Филанджери, отправлявшемуся с войсками в Сирию.
Фридрих возвратился в свое королевство с намерением превратить его в могущественное государство и с помощью наводящих страх германских рыцарей подчинить ломбардские города. Спор между папой и императором перешел, таким образом, в скрытую фазу.
Конституция,
принятая в Мелфи
После заключения мира в Сан-Германо император приступил к реализации великой цели — усилению и увеличению полноты своей власти в Королевстве обеих Сицилии путем нового, всеобщего и связующего правового порядка.
Уже в августе 1231 года в замке Мелфи Фридрих объявил перед двором и большим сообществом юристов, объединившихся под руководством Петра ди Ви-неа, законодательный документ, известный под названием «конституции Мелфи».
Прежде всего королевство разделялось на десять провинций. Во главе каждой из них находился советник юстиции. Они подчинялись двум высшим советникам юстиции, одному из которых был подведомствен остров, а другому — материковая часть Сицилии. Главный придворный советник юстиции ставился над обоими высшими советниками. Он одновременно являлся верховным судьей, начальником государственной канцелярии и управленческого аппарата. На вершине иерархической пирамиды находился абсолютный властелин.
Он глубоко вторгался в частную жизнь подданных, в первую очередь — чиновников. Никто из советников юстиции не мог управлять провинцией, в которой он родился. Ему запрещалось брать в жены женщину из провинции, находящейся под его правлением. Он не имел права приобретать там земельные владения для себя или своих детей, а также совершать частные правовые сделки. Любой подданный мог дважды в год обратиться к королю с жалобой на императорского чиновника. Нарушения закона и коррупция подвергались строгому наказанию.
Германцы
видели в Боге начало
справедливости. И святой Августин
учил: источник справедливости есть
Бог. Фридрих дал следующую
формулировку: император — «отец и
сын правосудия, ее господин и раб».
Роффред ди Беневент (ум. около
Разумеется, Фридрих по примеру норманнских предков взял на вооружение тезис римского права: «Обсуждение приговора, решения и распоряжения императора является святотатством». При современном рассмотрении от подобного заключения захватывает дух. Дед Фридриха, Фридрих Барбаросса, отказался от тезиса о непогрешимости императора. Внук же, следуя традиции римских цезарей, провозгласил себя богоравным.
После обожествления императора последовало обожествление государства. Так закладывался фундамент для создания абсолютистского государства. Становится понятным, почему в новом законе против ересей Фридрих причисляет государственных мятежников к еретикам. Ломбардские города борьбой за свободу положили начало новым формам культуры и цивилизации. Но для императора они являлись не борцами за свободу, а еретиками, которых церковь должна предать анафеме, а государство — объявлять вне закона. Разумеется, как светским, так и религиозным еретикам грозил неумолимый меч светского правосудия.
Закономерно высказывание папы Григория, узнавшего о конституции Мелфи и написавшего императору еще до ее обнародования:
«Ты из собственных побуждений или соблазненный дурным советом погубителей замыслил издать новые законы, неизбежным следствием которых (стало то), что Тебя называют преследователем церкви и ниспровергателем государственной свободы, против которой и против Самого себя Ты, таким образом, всеми своими силами свирепствуешь... По правде, если Ты что-либо определил для этого, Мы опасаемся, что Ты будешь лишен милости Божьей, раз ты так открыто лишаешь себя собственной репутации и славы».
Папа Григорий IX не мог не рассердиться, поскольку тот, кто еще именовал себя послушным сыном церкви, пишет о себе в тридцать первом параграфе конституции: «...На основании сделанного вывода Мы объявляем — Мы получили скипетр империи и правление Королевством обеих Сицилии из рук Господа, без других властителей...»
То есть правление Королевством обеих Сицилии он получил из рук Господа, а не как ленник церкви из рук папы. Спустя всего год после заключения мира в Сан-Германо Фридрих уклоняется от исполнения клятвы и договора.
Но еще худшим являлся момент, вызвавший жалобы Иозефа Фелтена: «По законам Мелфи церковники во всех патримониальных, имущественных и наследных делах, а вскоре и при принятии духовного поста опять подчинялись светскому суду вопреки обещаниям Фридриха в 1220 году и в мирном договоре Сан-Германо «Рrivilegium fori»* (* «Судебный иммунитет» (лат.).) предоставить священнослужителям полную свободу от светского правосудия... Фактически королевская курия могла вынести приговор священнику».
И хотя Фридрих в начале законотворческого произведения, названного им по римскому образцу «Liber augustalis»** (** «Священная книга» (лат.).), устанавливает божественный ход бытия, при практическом политическом применении только своими правами и законом устанавливает он порядок вещей. Права церкви он всегда рассматривает из соображений полезности.
Не только папа отрицательно отреагировал на законы Фридриха, но прежде всего народ Сицилии. Уже в августе 1232 года, когда королевский советник юстиции Рихард Монтенеро хотел ввести конституцию Мелфи в Мессине, там разразилось восстание, распространившееся по королевству. Оно охватило города Катания, Чен-торби, Сиракузы и Никосия. Императору пришлось самому выступить с войском против мятежников, являвшихся, по его мнению, еще и еретиками. В апреле 1233 года он победил восставшую Мессину. Амнистию, гарантированную им, он не собирался выполнять. Кого-то из мятежников он приказал повесить, кого-то — сжечь. В июне он отвоевал Ченторби и разрушил его. В Апулии, самой любимой из его земель, восстание бушевало вплоть до 1234 года.
Сицилия, а именно ее островная часть, пережила много правовых систем, привнесенных сюда завоевателями — греками, римлянами, сарацинами, норманнами, Штауфенами и, позднее, домами Анжу и Арагона. Теперь здесь устанавливалась новая законность Штауфенов, без сомнения, прекратившая анархию и укрепившая упорядочивающий деспотизм.
Многие из изданных законов улучшали жизнь людей. Фридрих запретил так называемые божьи суды, которые, по словам императора, «разумнее было бы назвать искушением Господа».
Применяемому до сих пор самосуду положили конец. «Никто не должен полновластно мстить за злодеяние и нападение, или осуществлять меры возмездия, или даже начинать междоусобицы в империи; напротив, он должен перед высшим судебным советом... или перед тем, кому надлежит провести расследование предмета спора, преследовать в судебном порядке свое дело».
Этот закон был, безусловно, благословением, так же как и отделение фармацевтики от искусства врачевания, освободившее врача от конфликта интересов, когда он давал больному приготовленное им самим лекарство. Устанавливались точные предписания об образовании как для врачей, так и для фармацевтов.
Казначеям Апулии император 8 июня 1231 года отдал следующий приказ: «На всем пространстве вашего управления приказать перенести скотобойни за пределы городов в подходящие места по совету жителей, дабы скотина забивалась и продавалась на скамьях двора, которые наместники прикажут соорудить по распоряжению казначея».
Данный приказ служил не только делу увеличения государственной казны, но и соблюдению гигиенических норм. Из тех же побуждений император приказал дубильщикам и красильщикам не заниматься своим ремеслом вблизи городов и населенных пунктов, чтобы не отравлять воздух, — весьма дальновидная мера.
Но угнетает вмешательство государства в частную жизнь подданных, как указано в части двадцать третьей третьего тома конституции:
«Для сохранения подобающей Нашей короне чести настоящим указом Мы постановляем: никто из графов, баронов или рыцарей или кто-либо другой, владеющий баронатом, крепостью или леном от Нас или от кого-либо, ...без Нашего разрешения не смеет жениться, сочетать браком своих дочерей, сестер или племянниц, или каких-либо еще родственниц, на которых он сам может или должен жениться, или передавать своим сыновьям движимое или недвижимое имущество...»
Зловещее сравнение приходит на ум, когда читаешь запрет на браки с иностранцами, изданный в декабре 1233 года в Сиракузах:
«Поскольку Наше наследное государство Сицилия заботится о развитии похвальных обычаев жителей... Мы сожалеем о часто происходящем смешении многих племен народов. Чистоте государства наносится вред из-за чужих обычаев. Так как жители Сицилии смешиваются с сыновьями иноземцев, замутняется чистота людей...»
Исходя из этого, император приказывает:
«...никому из сыновей и дочерей государства не позволяется вступать в брак с иностранцами и рожденными в других странах без специального разрешения. Таким образом, никто из принадлежащих государству не смеет взять в жены дочь иноземца. Те, кто воспротивится этому, будут наказаны лишением всего их имущества».
Под давлением общественного мнения в 1231 году ему пришлось несколько изменить свой приказ в отношении иностранцев, и он постановил следующее: «...из побуждений человечности, исходя из благосклонных соображений, Мы постановили: каждый, кто жаждет безопасности и спокойствия, захочет прийти жить в Наше королевство, для чего Мы его с охотой и радостью приглашаем, после переселения всей его семьи наслаждаться безмятежным счастьем и от полноты Нашей милости даруем освобождение от общественных сборов и взиманий на десять лет».
«Конституции Мелфи» являются последовательным продолжением «Капуанских Ассиз».
Государственная монополия на торговлю расширилась. Государство, то есть король, являлось одновременно и производителем, и торговцем. Торговая и производственная монополии стали более совершенными и организованными.
Подобно тонко сплетенной стальной сети, воля императора легла на страны и народы. Даже дворянство и королевских вассалов тесно привязали к короне:
«После смерти барона или рыцаря, владеющего ба-ронатом или леном, полученным от графа или другого барона, зарегистрированным в земельном кадастре Наших владений, Мы желаем, чтобы о смерти покойного графом или бароном, от которого он имеет вышеназванное, было сообщено Нашему Высочеству, как и что именно и в каком количестве покойный от него имел. Мы желаем, кроме того, чтобы движимое имущество покойного было зарегистрировано вещь за вещью, и приказываем, чтобы это было публично изложено и отослано к Нашему двору, где по Нашему разумению это отпишут тому, кому причитается...»
Если к расширению королевской власти прибавить огосударствление земельной собственности, торговую монополию, поступление судебных пошлин, таможенных денег и штрафов, взимаемый теперь ежегодного подоходный налог, называемый сбором пожертвований, — все это должно было сделать Фридриха очень богатым. Тем не менее фраза «поскольку в Нашей кассе нет денег» становится почти ритуальным штампом в письмах императора в более позднее время. Дед Фридриха, король Рожер II, считавшийся одним из богатейших князей того времени, никогда не взваливал на плечи подданных такого бремени, как его внук. Но и имевшегося приумножения дохода оказалось недостаточным для Фридриха.
Несмотря на все попытки императора преобразовать чиновничество в «орден справедливости», сицилийская администрация стала одной из самых коррумпированных для своего времени.
Символом коррупции являлся самый высокий чиновник, главный придворный советник юстиции и логофет Петр из Виней, чью жизнь мы рассмотрим позднее более подробно.
Степень подавления граждан путем налогов или ленного права невольно показал сам император, когда написал в завещании: налоги и поборы с населения Сицилии должны быть приведены в состояние времен короля Вильгельма II (1153-1189 гг.).