ОРИЕНТАЦИЯ
- ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ
Если император Фридрих I Барбаросса после поражения при Леньяно в 1176 году все же понял, что мир с папой неизбежен для процветания империи, то у его внука этот процесс осознания так и не произошел. Правда, Фридрих тоже желал мира с папой, но на своих условиях.
Новый магистр Тевтонского ордена, ландграф Конрад Тюрингский, с ведома императора и по поручению имперских князей вел с папой переговоры. Но переговоры закончились безуспешно, так как папа пожелал включить в мирный договор вопрос о ломбардских союзниках.
Фридрих II остановился возле Брешии, как ранее под стенами Рима. Должно быть, тогда произошла переориентация его политики.
Затем дорога привела его обратно в Германию для укрепления власти его швабского дома, подкрепленного теперь Австрией Бабенбергов. Эти два герцогства, собравшиеся под рукой Фридриха, могли стать коалицией имперских князей и вновь укрепить королевскую власть в Германии. Через двадцать пять лет Рудольф Габсбург (1273—1291 гг.) пойдет по тому же пути и откроет для династии господствующее положение в империи на семь столетий вперед. Никакой папа не смог бы долго препятствовать Фридриху II, если бы тот опять завладел механизмом германской королевской власти, и даже гордому Милану пришлось бы склониться.
Но Фридрих думал о Западной Европе не из Германии, его исходной точкой являлась Италия. В длинной череде германо-немецких императоров он не был в истинном смысле немецким, он был римским цезарем, обращенным в прошлое, к античным образцам.
Для него Италия и итальянское государство были единственным представлением о будущем и задачей всей жизни. Но он не сумел осознать, что на тот момент единство Италии не сделалось целью итальянского мышления, и, таким образом, он создавал там государство принудительное.
Вернувшись из Рима, император поехал в любимую им Фоджию в Апулии. Там он принял делегацию сорока семи сицилийских коммун, намереваясь установить им новые налоги, называемые коллектами. Финансовые потребности императора оставались поистине чудовищными. Ему не хватало жесточайших налогов, взимаемых в королевстве, но они в конце концов натолкнулись на естественные границы. Займы брались под ростовщические проценты. Закладывались даже суммы будущих налогов. В Риме, Венеции, Генуе, Пизе, Флоренции, даже в Вене появились агенты императора для получения кредитов. Император проявлял безграничную изобретательность. Так, например, знаменитые золотые аугусталены он приказал чеканить из кожи, приняв обязательство со временем обменять их на золотые. Чтобы выполнить обещание, он использовал последний резерв королевства — золотые и серебряные сокровища церквей. Это укрепило его прозвище «настоящий антихрист», что неудивительно.
Но денег все время не хватало: италийское тираническое государство поглощало уйму средств. Целая армия апулийско-сицилийских чиновников хлынула в имперскую часть Италии. Судьи, нотариусы, сборщики налогов или императорские подесты — все прошли школу чиновников Фридриха. В те времена в Италии возникла поговорка про апулийское ярмо, когда безжалостная, выкованная в сицилийском королевстве форма правления подавляла и вымогала по всей Италии.
Через шесть недель император опять стоял перед Римом. Опять он медлил у стен города, пока делегация германских имперских князей, возглавляемая магистром Тевтонского ордена ландграфом Конрадом Тюрингским, вела с папой переговоры о новом мире. Когда процесс затянулся, император ушел на север.
Болонья в союзе с Венецией захватила верный императору город Феррара. К тому же Равенна в минувшем году перестала быть союзницей императора, и господство Фридриха оказалось под угрозой. Вскоре император прибыл в Равенну, сдавшуюся после шестинедельной осады. Следующей стратегической целью являлась Болонья. Но сначала было необходимо взять маленькую, но хорошо укрепленную Фаэнцу, расположенную к югу от Бо-лоньи, которая могла бы угрожать тылу императора.
Несмотря на отрицательный опыт при Брешии, показавший, как трудно взять хорошо укрепленный город, император пустился в рискованное предприятие. Ему пришлось окружить весь город и, кроме того, построить деревянные казармы для войска, так как надвигалась зима, а осада затянулась на долгие восемь месяцев. Пытаясь вызволить борющуюся Фаэнцу, флот венецианцев напал на апулийские прибрежные города Термолу и Васто и спалил их дотла. Когда ему также удалось захватить императорскую галеру, возвращавшуюся из Иерусалима, то император в слепой ярости приказал зашить в кожаный мешок, повесить на виселице и умертвить в мучениях захваченного в бою при Кортенуова миланского подесту, сына венецианского дожа Пьетро Тьеполо. Только в апреле 1241 года храбрая Фаэнца сдалась.
Собор,
канувший в воду
Как мы помним, незадолго до второго отлучения от церкви в марте 1239 года император Фридрих II написал кардиналам письмо, где именовал их «заседателями Святого Петра, сенаторами и ангелами мира» и призвал их собрать весь христианский мир на большой собор, состоящий как из высокопоставленных священников, так и из светских князей. Он, Фридрих, готов выступить перед собором против обвинений папы и доказать свою невиновность.
Остается непонятным, почему он сам не использовал императорское право созыва собора.
Собор, требуемый Фридрихом, не состоялся. Зато сам папа подхватил эту идею с ничего не означающим заявлением, что «будут обсуждаться мирские и церковные дела». На самом деле речь шла о суде над императором с последующим его смещением.
Папа без всякого стеснения вел переговоры с предполагаемыми кандидатами на трон. Датский принц, выбранный папой, отказался. Французский королевский дом, в котором еще со времен Карла Великого были живы мысли о французской империи, объяснил через выбранного кандидата, брата короля Людовика IX (Святого), графа Роберта де Артуа: «Для того, кого королевская кровь смогла вознести к трону Франции, это более приемлемо, чем быть каким-то императором, получившим трон только через выборы».
Фридрих, прослышав о планах папы, поклялся страшно отомстить. Он перешел к прямым действиям и объявил государство закрытым для передвижения прелатов на папский собор, из-за чего сам собор теперь стал невозможен, поскольку путь в Рим лежал только через земли императора.
Подданные немедленно получили приказ:
«Поскольку известно не только ближним и дальним, но и всему миру, какая распря распространилась повсеместно из-за Римского священника... Мы считаем нужным и полезным выступить против его дурных козней и попыток... и силой императорских полномочий приказываем под страхом наказания и лишения Нашей императорской милости и объявления вне закона навечно всех прелатов, архиепископов, епископов, аббатов и приоров, как вышестоящих, так и депутатов, которые (пройдут) через Вашу землю на Римскую курию на воде или на суше... задерживать их, приставать к ним и захватывать».
Император пытался найти понимание и в рядах церкви. Так, 27 февраля 1241 года он писал в генеральный капитул доминиканцев:
«И в то время как Мы проходили через Эмилию... тот Римский священник выдумал новый способ вредить Нам: он под прикрытием собора созывает наших бунтовщиков и врагов со всех сторон, дабы, как только они прибудут, поддержать их в восстании...»
Опять появилось письмо императора ко всем королям Западной Европы. Он клеймит папу за союз с еретиками, бунтовщиками и врагами империи, за созыв совета его врагов для свержения его, императора, с трона. Он апеллирует к лояльности монархов, представляет себя козлом отпущения, оберегающим остальных князей от нападок папы.
Его собственные клятвопреступления забыты. Он все еще не понимает, что общая концепция его политики не может не вызвать сопротивления папства и курии. Он заклинает королей с пониманием отнестись к закрытию им границы и пишет:
«Мы сердечно просим Ваши королевские величества сообщить Вашим королевским указом, всем и каждому прелату Вашей страны, что никто не прибудет на церковный собор, надеясь на Наше надежное сопровождение. Даже если бы Мы охотно, из-за особой любви, которую Мы к Вам питаем, встретили бы подданных Ваших стран, тр ни в коем случае не подобало бы Нам безразлично вынести сверхвеликую дерзость тех, кто легкомысленно не уважает Наш запрет и следует призыву Нашего врага».
Приказ игнорировать собор выполнили только прелаты империи (немцы, сицилийцы) и некоторые италийские епископаты. Но прелаты из Франции, Англии и Испании не могли отказаться от приглашения папы прибыть в Рим.
Из соображений безопасности папа рекомендовал священникам избрать путь по морю через Геную, откуда они могли добраться до устья Тибра. Морской путь оплачивался из папской казны. Но она была пуста. И тут мы вам продемонстрируем такой шедевр финансирования, от которого наши сегодняшние банкиры и министры финансов побледнеют от зависти.
Морская республика Генуя потребовала за путешествие прелатов три тысячи пятьсот фунтов при условии немедленной оплаты тысячи фунтов и остаточного долга в две тысячи пятьсот фунтов через месяц, перед отъездом прелатов.
Таким образом, участвующий в переговорах прелат имел не только тысячу фунтов немедленной оплаты, но и две тысячи пятьсот фунтов остаточного долга. Итак, он взял взаймы у генуэзских купцов тысячу фунтов и понадеялся на то, что сможет оплатить за один месяц до отъезда подлежащий оплате основной долг в две тысячи пятьсот фунтов. Оборотистые генуэзцы, в случае нарушения договора, заложили в нем штраф в тысячу фунтов, за который Римская церковь отвечала своим имуществом. Папа принял все это. Он непременно желал собора для окончательного расчета с императором, так часто переигрывавшим и обманывавшим его.
Несмотря на все коммерческие дела, в Генуе существовала сильная проимператорская партия. Во главе ее стояли большие дворянские семьи Дориа, Спинола, Грилли, де Мари и многие другие. Через них император знал, какие договора заключались зимой 1240/41 гг.
Император выставил двадцать семь галер сицилийского флота под командованием адмирала Ансельдуса де Мари, генуэзца, до февраля 1241 года пребывавшего в Генуе и прекрасно осведомленного обо всех папско-генуэзских договоренностях. Адмирал де Мари уже в марте отплыл в Пизу, где присоединился к равному по численности пизанскому флоту.
25 апреля прелаты поднялись на борт в порту Генуи. Генуэзский флот находился в таком плачевном состоянии, что англичане, имеющие опыт в судоходстве, отказывались садиться на корабли. Все остальные — прелаты из Ломбардской лиги, французы, испанцы — взошли на борт под звуки горна. Флот прошел Пизу и направился через узкий путь Пьомбино. Восемь дней продолжался морской путь, и римский порт Чивитавеккья был уже недалек, как вдруг 3 мая 1241 года императорский флот, укрывавшийся между островами Монте-Кристо и Джильо, внезапно напал на генуэзскую флотилию. В кровавом бою он одержал победу. Было потоплено три генуэзских судна. Находящиеся на них прелаты утонули, среди них и архиепископ Безансона. Двадцать два судна захватили в плен, и только три, с испанскими прелатами на борту, достигли спасительной Генуи.
Воодушевленный триумфом, император сообщал своему шурину, английскому королю:
«...И когда Наши галеры атаковали их галеры, наивысшее воинство, взиравшее с высоты и судящее по справедливости, ибо оно знало их путь, их исключительную злобу и их ненасытную алчность, своей милостью отдало легатов и прелатов всех одновременно в Нашу власть и волю, от которой они не могли уйти ни на суше, ни на море... На них (галерах) в Наши руки попали три названных легата, вместе с архиепископами, епископами, аббатами и многими другими прелатами, а также послы и представители князей церкви, число которых насчитывает более сотни, наряду с посланниками бунтующей Ломбардии».
Победа явилась для Фридриха подтверждением божественности его миссии. Его торжество над папой еще более увеличилось после победы верной императору Па-вии над Миланом при Монтелонго 11 мая 1241 года.
Маттеус
Парижский повествует о страданиях
плененных прелатов: «Им пришлось
по приказу императора проделать
долгий, продолжающийся около трех
недель морской путь, пока они не
прибыли в Неаполь и не были
помещены под строжайшую охрану в
находящуюся по соседству с
городом, окруженную со всех сторон
морем крепость. Но не для всех
заключение было одинаково тяжким,
потому что положение палестринца
было наихудшим. (Имеется в виду Якоб
Палестринский, которого император
особенно сильно ненавидел.) Все
сразу слегли от болезней и
смертельной слабости. Во время
долгого переезда они были связаны
и очень стеснены, измучены зноем, с
роящимися вокруг мухами, жалящими,
как скорпионы, истязаемы голодом и
жаждой и обречены на любые
оскорбления подлых матросов... И
вскоре после этого (26 июня
По утверждению брата Томаса, капеллана кардинала Райнера де Витербо, бывшего одним из заключенных, в темницу бросили более шестидесяти прелатов, а именно: легатов, кардиналов, архиепископов, епископов, аббатов. В небольшом доме близ Неаполя, все они подобно свиньям лежали в одеждах, пока их не разделили и не отправили в другие тюрьмы.
И что предпринял папа? Он пережил падение Фа-энцы, морское поражение при Монте-Кристо, триумф Павии над Миланом и не отступил ни на йоту от своей позиции. Фридрих оставался врагом, его следовало победить, а не заключать с ним мир. Плененные прелаты молили папу о помощи, об освобождении. Но он просил их терпеть за веру, как Христос терпел на кресте. Старик, будучи уже на пороге смерти, остался верным святым убеждениям.
Народы удивлялись императору, совершавшему то, что никто до него не мог себе позволить. Захватить сотню священников высокого ранга и бросить их в темницу, как преступников! Наверняка раздавались и возгласы похвалы и одобрения тому, кто сумел поставить в рамки Рим и клерикалов. Но из более позднего дополнения к предсказаниям «великой сивиллы» до нас дошло:
«Море покраснеет от крови святых. Они будут увезены как пленники и как украшение невесты агнца (то есть церкви) в Париполоме (Неаполь). Агнец по виду, волк по деяниям (Фридрих) (разорит) гнездо философов, сорвет цветок Эмилии (Фаэнца). Вскормленный молоком невесты агнца, то есть церкви, вначале возвысившей Фридриха, он будет попирать ее ногами и унижать».
Зазвучали и другие голоса, полные сомнения и неприятия поведения человека, поистине не знавшего меры. Трубадуры, до сего времени воспевавшие императора, отдаляются от него, говорят о слабых сторонах человека, незадолго до этого прославляемого ими. Самый верный императору трубадур, Гилельм Фигуэйра, обозначил новый курс:
«Лучшие знатоки порицают его поступки, но я не хочу его порицать, вернее, я (просто) назову его плохим правителем, исполненным интриганства, алчным и жадным, из тех, кто не стыдится и не чурается чего-нибудь плохого...
И если он верит в победу над ломбардцами, как будто уже они полностью в его воле, почему он охотится в кустах и засаде, с собаками и леопардами? И зачем ему слоны? Вероятно, император глуп, несведущ и к тому же бездельник, раз он не доводит до конца задуманное им».
Годом позже, в 1240 году, приговор трубадура Ука де Сан-Сири становится еще более суровым:
«Все должно прийти к благоприятному завершению, и Господь должен возвысить благородные убеждения, и порядочность, и церковь против того, кто не верит ни в Бога, ни в церковь, ни в жизнь после смерти, не верит в рай и говорит, что наступает ничто, когда исчезает дыхание. Жестокость забрала у него милосердие и сострадание, и он не боится совершать ужасные грехи, а все хорошие поступки обесчещивает и унижает и прекращает их...
И мы хотим пойти завоевывать государство там, в Апулии, ибо тот, кто не верит в Бога, не должен владеть страной».
Не предвещает ли текст поход Карла Анжуйского двадцать лет спустя, с тем чтобы отнять у Штауфенов Королевство обеих Сицилии?
Нашествие
монголов
В то время как Фридрих находился подле Фаэнцы, готовый к захвату города, в то время как он нашел в себе силы работать над книгой о соколиной охоте, в то время как он охотился в «кустах и засаде» с охотничьими леопардами и соколами, Европу грозил захлестнуть стремительный, повторяющийся раз в сто лет штурм из глубин Азии. Предводителем быстроходного монгольского конного воинства стал хан Батый, внук легендарного Чингисхана. Войско Батыя уже прокатилось по русским княжествам и в начале 1241 года находилось в Венгрии. Другая часть армии Батыя подчинила Польшу и двигалась в Силезию. Перед единым монгольским войском лежала раздробленная на сотню мелких личных интересов Европа, а оба князя мира, папа и император, вцепились друг в друга в смертельной схватке.
Венгерский король молил императора о помощи. Да, он даже был готов вместе со своей страной стать ленником императора! Это могло стать важным шагом на пути к укреплению безопасности восточной марки. Но император не оказал венгерскому королю реальной военной поддержки. В конце июля 1241 года он послал находящемуся в отчаянном положении венгру лишь громкие слова:
«Мы поручаем твоему усердию подняться с ратью на стороне Нашего возлюбленного, избранного германским королем сына Конрада и отбивать атаки и нападения общего врага, дабы они не могли победить ни на одном поле, пока Мы не прибудем с большой (военной) силой для их окончательного уничтожения».
Император не пришел на помощь в нужный момент, хотя мог и должен был сделаться объединяющей центральной властью в Европе, обрушил на королей и князей Европы словесный поток:
«Подобно трубным звукам восседающего на облаке всехристианского императора (Христа), над вечерними странами раздается призыв императора — собрать сверхмогучую императорскую Европу, победоносный орел которой отправит татар в тартар. К императорским орлам и к животворящему знамени с крестом — двум знакам Европы — каждый народ должен незамедлительно прислать рыцарство: Германия, горячая и яростная в бою... Франций, мать и кормилица умелого рыцарства... Англия, наводящая ужас, богатая мужами и оснащенная судами...»
Итак, вместо солдат император рассылал испуганному христианскому миру речи и сам ими упивался. Он призывает сына, короля Конрада IV, к походу против татаро-монгол. Но семнадцатилетний юноша, власть которого отец-император настолько урезал, что его можно было назвать королем с ограниченной ответственностью, не мог выставить имперское войско. Задача защиты империи легла на князей, а именно восточных князей, теснимых монгольским войском, точно так же, как после смерти Людовика Благочестивого в 840 году ведение оборонительной войны против норманнов перешло от ослабевшего рода Каролингов к боеспособным герцогствам.
При этом необходимо признать: у Фридриха в самом деле имелись веские причины оставаться в Италии. 20 июня 1241 года император пишет римскому сенату:
«Нам приходят на память прошлые подобные происшествия, как однажды, когда Мы плыли по морю на защиту Святой земли и на уничтожение сарацин, преследующих нашу веру не меньше, чем татары, именно Наш дражайший отец (папа Григорий IX) созывал войска миланцев и их сторонников, подданных империи, дабы совместно с ними вторгнуться в Наше Королевство обеих Сицилии, пока Мы пребывали по другую сторону моря, и, что еще ужаснее звучит, отговаривал через легатов все Христово воинство давать и оказывать Нам помощь в деле Христовом».
Как это верно! Фридрих играет на том, что папа, когда сам он находился в крестовом походе в Святой земле, напал с войсками на Королевство обеих Сицилии и призвал иоаннитов и тамплиеров не подчиняться отлученному от церкви императору.
Но мы не должны забывать, что папа был вынужден прибегнуть к столь строгому средству только после многократного нарушения Фридрихом клятв, составлявших основу и его императорского положения, и отношений с папским престолом.
И вот 9 апреля 1241 года на поле брани при Лигни-це, вместе с тридцатитысячным воинством, собранным из германского, польского и богемского дворянства, истек кровью герцог Генрих Силезский, сын святого Хед-вига и зять святой Елизаветы Тюрингской. Войско в большинстве своем пало, сам герцог Генрих был убит.
На другой день к Лигницу подошло войско богемского короля. Оно нашло лишь груды мертвых тел. Но все же силезское жертвоприношение не оказалось бессмысленным: монголы, столкнувшись с неожиданным для них сопротивлением, постарались избежать столкновения с богемским войском. Они направились на юг, где опустошили большую часть Моравии. Под стенами Вены они развернулись и через Венгрию ушли в просторы азиатской родины. Чудо произошло по причине смерти монгольского великого кагана. Монгольские полководцы поспешили обратно, заново делить власть в монгольской державе.
Был упущен уникальный исторический шанс! Позволим себе представить: Фридрих, следуя зову судьбы, с небольшим войском, усиленным контингентом войска его сына, короля Конрада, проследовал бы на восток и объединился с богемским королем. Изумленный мир увидел бы, как татаро-монголы — а они на самом деле так и поступили — поворачивают коней на восток, исчезая как туман.
Какая красивая легенда могла бы родиться — непобедимое монгольское войско бежало, устрашившись славы непревзойденного императорского величия!
Тогда Фридрих действительно стал бы мессией, императором-спасителем, и ни один папа не решился бы отказать ему в снятии анафемы. И короли Западной Европы не могли бы оспорить его право быть первым из князей мира. С уверенностью можно сказать: он смог бы по-новому определить свою позицию по отношению к германским имперским князьям в пользу германской королевской власти.
Разумеется, такой путь наряду с безграничной славой таил в себе и бесконечную опасность. А если бы папа в союзе с ломбардцами напал на сицилийское королевство? Если бы имперская часть Италии под руководством Милана и Венеции сбросила ярмо его власти?
Или, того хуже, Фридрих II со слабым войском действительно мог бы натолкнуться на монгольскую мощь и, подобно герцогу Генриху Силезскому, погибнуть в бою!
Но разве не ставил он свою жизнь на карту для достижения гораздо меньших целей? Через несколько лет мы можем видеть его при Витербо, на переднем крае боя, в яростной схватке, рискующим жизнью в стремлении покарать предательский город.
Нет, большой шанс остался попросту незамеченным. Падение Фаэнцы близилось или уже свершилось. Предстояло блокировать морской путь направляющимся на совет прелатам. Кроме того, император хотел отправиться в Рим, намереваясь свергнуть старого, неудобного и мешающего его целям папу.
Германия находилась далеко, Венгрия еще дальше: Фридрих просто не смог увидеть и оценить происходящее, хотя он и собрал много сведений о монголах и об их военных операциях. Император повествует о взятии Киева, а также о побеге короля Венгрии Белы IV и о жертвенной смерти Генриха Силезского на поле брани при Лигнице. Обо всем этом он сообщает королю Генриху III Английскому в письме от 3 июля 1241 года, представляющем почти этнографическую стенограмму о монгольском народе: «Ведь сей народ дик, беззаконен и не знает человечности. Но у него есть правитель (Батый), которому (народ) послушно следует, почитает его и считает земным богом. Эти люди, что касается их телосложения, малы и коренасты; но сильны, широкоплечи, выносливы и закалены; воодушевленно и бесстрашно они бросаются в любую опасность по мановению предводителя. Они широколицы, их взгляд мрачен, а крик ужасен, как и их сердца. Они носят шкуры быков, ослов или лошадей, нашивая на них железные пластины; делают из них панцири, служащие им до сих пор. Но сейчас они носят также то, о чем мы не можем говорить без вздохов, — из добычи побежденных христиан лучшее и более пригодное оружие, чтобы при Божьем гневе с еще большим позором побивать нас нашим же оружием».
Насколько нездоровая атмосфера сложилась в отношениях между папой и императором, видно из хроник летописца Маттеуса Парижского:
«Есть, правда, люди, считающие, будто император эту чуму — татар — учинил по собственной воле и ловким письмом подло покрыл отвратительное злодеяние, задумав единовластие над всем миром и сговорившись (с ними) о дерзком штурме для свержения христианской веры по примеру Люцифера или антихриста. Опровергали и письмо, якобы содержащее неверные сведения...» В конце летописец простодушно размышляет: «Но невозможно такое изобилие пороков в человеческом теле!»
Однако, несмотря на детальное знание дикого монгольского народа, император устремлял взгляд на Рим, на Италию.
Пиррова
победа
Фридрих был готов к походу на Рим. Но папе и императору предоставилась еще одна попытка переговоров. Граф Ричард Корнуэльский, шурин императора и брат английского короля, возвращаясь из Святой земли, пожелал содействовать заключению мира в Риме. Но вскоре вернулся разочарованным. Папский двор не собирался сдавать позиции, закрепленные мирным договором Сан-Германо. Прежде всего речь шла о том, что этот мир должен распространяться и на Ломбардию. Но Фридрих не соглашался заключать мир с бунтовщиками, «еретиками» против империи. Две судьбоносные недели прошли безрезультатно.
Положение папы в Риме ухудшалось: Фридрих «стоял у ворот», а в Риме разразилось восстание против папы. Опять подняли голову приверженцы императора — Колонна, укрываясь до поры в своих башнях и дворцах, термах Константина и гробнице августейшего.
Фридрих приближался. Его войска опустошили всю местность от Монте-Альбано и Фабии до Латинских гор. Владения графа Конти, племянника папы, он приказал разрушить и велел в знак ненависти к папе повесить весь гарнизон. В конце августа он расположился с войском в Гротта-Феррата. Отсюда, с горного хребта, Фридрих решил начать шествие в Рим. Город, кипящий от страха, надежды и ужаса, в августовском зное лежал перед императором, желанная цель уже близка! Пришел конец боя, длившегося десятилетия, и триумф, казалось, неизбежен. Новый Рим, новая Римская империя возникнет по воле всемогущего цезаря, князя и бога в одном лице, современного отражения античных образцов. И пока император предавался приятным мечтам, сравнивая себя с героем Карфагена Ганнибалом, папа опять разрушил его надежды.
22 августа 1241 года Григорий IX умер. Он отошел от всех земных сражений, выказав в них храбрость и стойкость истинного воина, в недостижимую свободу смерти. Полный ярости, в одном из своих писем князьям Европы Фридрих II прокричал ему вслед: «По его вине мы не достигли мира на земле!»
Конклав
под гнетом страха
Фердинанд Грегоровиус сообщает в «Истории города Рима»: «Стремясь доказать миру, будто он воевал только с папой Григорием IX, а не с церковью, император немедленно сменил свою враждебность на лояльность и в сентябре вернулся в Апулию».
Того же мнения придерживается большинство германских летописцев. То есть папа — это еще не Рим, не «Rome aeterna»* (* Вечный Рим (лат.).), он даже не церковь, хотя и является ее всемогущим повелителем. Во все времена правила курия — постоянная, никогда не отказывающая память сообщества сотен мозгов, всегда изобретавших «Ессlesiae triumphalis»** (** Торжествующая церковь (лат.).). Когда Фридрих при Монте-Кристо взял в плен сотню прелатов и бросил их в ужасную темницу, это явилось преступлением против всей курии. Курии, прекрасно осознающей, что ее судьба напрямую зависит от авторитета папы. Непонимание этого относится к фундаментальным ошибкам Гогенштауфена.
В 1059 году папа Николай II оставил право выборов папы лишь кардиналам. Назначенный еще Григорием IX сенатор Рима враждебный императору Маттео Орсини изгнал верньщг императору Колонна. С необъяснимой жестокостью он приказал согнать всех кардиналов ударами кулаков, словно скотину, протащить их по улицам и запереть в Септицониуме Северия, некогда великолепном, а теперь разрушающемся строении, для избрания нового папы.
Десять кардиналов, среди них и отважный Колонна, возвратившийся в ставший ему враждебным город, находились взаперти, будто в тюрьме, и в столь унизительных обстоятельствах им пришлось избирать нового папу. Через крышу помещения, где находился конклав, протекал дождь, но, что гораздо хуже, еще и моча палачей сенатора, по дьявольскому измышлению использовавших крышу как место отправления физиологических потребностей.
Согласно правилам, для избрания папы требовалось большинство в две трети голосов. Наконец пятеро кардиналов проимператорской партии выбрали миланца Джофредо Кастильони, епископа Сабины. Их противники выдвинули кандидатуру ненавистного императору кардинала Романа ди Порто. При расхождении в кандидатурах по древнему праву принятие решения предоставлялось императору. Он отклонил выбор Романа ди Порто и утвердил папой Джофредо Кастильони.
Вероятно, кардиналам проимператорской партии удалось бы достичь большинства в две трети, но тут умер один из них, англичанин Ричард Соммерскот. Солдаты бросили умирающего кардинала в угол, глумились над ним и оплевывали его, а когда начало действовать принятое им слабительное, в то время зачастую служившее средством исцеления, они заставили умирающего справлять нужду на крыше здания конклава, публично, на виду у Вечного города.
Тогда взбесившийся Орсини поклялся: если в самое ближайшее время выборы не состоятся, он прикажет выкопать тело папы Григория IX и посадить его на трон в помещении конклава. Пускай и без того полумертвые кардиналы или умрут от смрада разложения, или выберут папу. После двух месяцев в аду конклава кардиналы остановились на кандидатуре миланца епископа Сабины Джофредо Кастильони, взошедшего на папский престол под именем Целестина IV.
И император безучастно взирал на все это! Еще никогда не предоставлялось более веского основания для завоевания Рима, смещения страдающего манией величия Орсини и освобождения подвергающихся позору кардиналов.
Император сорвал бы аплодисменты всего христианского мира! Он мог бы в сиянии древних императорских прав восстановить мир и собрать конклав, в свободных и неоспоримых выборах подаривший бы миру нового папу. Фридрих упустил такой шанс!
Руководствуясь мудрыми намерениями, кардиналы избрали самого слабого и больного среди них — Джофредо из Сабины. Вошедший в историю как папа Целестин IV, он умер уже на семнадцатый день после своего избрания, еще до того, как состоялось его посвящение. Но мужественный человек успел все-таки кое-что совершить — он отлучил от церкви безумного Орсини, хотя, к сожалению, отлучение осталось неисполненным.
По завершении конклава кардиналы поспешно, словно совершая побег, покинули Рим и направились в Аньяни. Трое дружественных императору кардиналов, остались в Риме, среди них гордый и мужественный кардинал Колонна. Орсини немедленно приказал бросить его в темницу. Ссора между домами Орсини и Колонна продолжалась в истории Рима столетиями.
Коллегия кардиналов оказалась расколотой. Трое кардиналов пребывали в Риме, четверо — в Аньяни и двое — в императорских застенках. Сначала возник спор при выборе места проведения конклава: кардиналы из Аньяни больше не хотели ехать в Рим, под деспотию Маттео Орсини.
Летом 1242 года император предпринял очередной натиск на Рим для вызволения верных ему кардиналов, но безрезультатно, и зимой 1242/43 гг. он оставался так же далек от цели, как и в момент смерти папы Григория IX. В народе пели насмешливые песни: не мешало бы сыграть в кости на папскую корону, если Святой Дух отказывает в просветлении. Фридрих, властный политик, хорошо понимал: эрозию папской власти и сана не сможет остановить и императорская корона.
Германия
в центре внимания
В Германии развивалась деструкция власти. Если князья, как светские, так и духовные, ранее противились свержению императора, то теперь произошли значительные изменения. Нельзя безнаказанно бросить в застенок сотню церковных сановников, не вызвав при этом чувства солидарности с ними со стороны других прелатов. В Германии также не забыли, как показал себя император во время нашествия монголов. Архиепископы Майнца и Кёльна объединились в тайный союз, причем майнцский архиепископ, будучи регентом империи, являлся самым могущественным человеком в королевстве Германия. Вскоре к враждебной императору группировке примкнули архиепископы Бремена, Страсбурга и Люттиха, а ландграф Генрих Распе занял колеблющуюся позицию. Император решил упорядочить ситуацию в Германии.
На придворном совете во Франкфурте, возглавляемом верными ему швабскими министрами, архиепископа Майнцского сместили с его светской должности. Место регента занял ландграф Генрих Распе Тюрингский. Этим повышением император надеялся вновь привязать к себе колеблющегося ландграфа. Одновременно король Богемии назначался сорегентом с титулом «прокуратор Германии».
Таким образом, богемец перемещался поближе к императору, а главное, возникли две инстанции, наблюдавшие друг за другом. Но это был временный выход. Христианский мир нуждался в новом папе, доброжелательно расположенном к императору, чтобы вконец запутавшиеся люди получили надежные ориентиры. Но кардиналы до сих пор не могли сойтись во мнениях о месте выборов — Рим или Аньяни?
И тут император бросил в игру нового туза. Он выпустил из заключения Оттона из прихода Святого Николая. С большими денежными средствами тот появился в Аньяни и сразу занял место главы проимператорской партии взамен находящегося в римской тюрьме кардинала Колонны. Оттону, человеку талантливому, очень быстро удалось добиться решения провести выборы в Аньяни.
На Императора усилилось давление: требовали освободить ненавистного ему кардинала Иоанна Пренестского. Даже французский король дал знать коллегии кардиналов — если вопрос не решится в самое ближайшее время, Франция выберет собственного главу церкви.
Общественное мнение вынудило Фридриха отпустить на свободу Иоанна Пренестского. Послы носились между Фоджией и Аньяни. Фридрих был готов отдать миролюбивому папе папское государство за снятие отлучения от церкви. Взамен он требовал отзыва из Ломбардии враждебного ему легата, кардинала Грегора ди Монтелонрэ.
Кроме того, за возврат папского государства император потребовал признания прав империи в Ломбардии. И вновь Фридрих хотел получить от церкви то, чего она не могла дать: императорские Ломбардия и Сицилия являлись двумя жерновами, способными смолоть патримоний Святого Петра, пусть и освобожденный.
Но в курии тоже понимали необходимость выбора нового папы. И через два года после смерти папы Григория IX, 24 июня 1243 года, кардинала из Сан-Лоренцо ди Лючиа, Синибальдо Фиески, графа Лаванья, единогласно избрали папой. Императору он казался идеальным кандидатом.