Глава
1
ДРЕВНЯЯ
ИСТОРИЯ
Первобытнообщинный
строй. Первые
археологические памятники на
территории Малайзии относятся к
раннему палеолиту. В Кота-Тампан (верховья
р. Перак, Северо-Западная Малайя) в
Тампанекая культура типологически входит (вместе с другими нижнепалеолитичеекими культурами Юго-Восточной Азии) в группу галечных культур, для которых характерно преобладание чопперов — грубых рубящих орудий обычно неправильной формы, сильно отличающихся от европейских ручных рубил того же времени, большей частью тщательно обработанных с обеих сторон.
Верхний
палеолит Малайзии представлен
костными останками современного
человека (Homo sapiens) и орудиями пещеры
Ниах в Сараваке (примерно 40—35 тыс.
лет до н. э.). Ниахский череп,
найденный английским археологом Т.
Харрисоном в
Пещерные и открытые (над скальными навесами) мезолитические стоянки обнаружены во многих местах Северной и Центральной Малайи. Найдены дисковидные и овальные галечные орудия, обработанные с одной стороны, массивные каменные скребки, топоры с подшлифованными лезвиями, квадратные топоры, оббитые со всех сторон. Эти орудия относятся к бакшоно-хоабиньской культуре, существовавшей в Юго-Восточной Азии в IX—III тысячелетиях до н. э. Мезолитические люди Малайи были собирателями, охотниками и рыболовами, знавшими лук и стрелы; по-видимому, в это время возникают два хозяйственно-культурных типа — охотничье-собирательокий (пещерные стоянки) и рыболовческо-собирателъский (стоянки с раковинными кучами).
К V—IV тысячелетиям до н. э. на территории Юго-Восточной Азии начинают выделяться четыре хозяйственно-культурных типа: равнинные оседлые земледельцы; приморские собиратели и рыболовы, неспециализированные собиратели и охотники; лесные собиратели и охотники. Последние известны по хоабиньским стоянкам Кота-Тонгкат, Гуа-Тампак и Гуа-Оранг Бертапа в Малайе.
На основании палеоантропологического материала можно сделать вывод, что население Малайи принадлежало к негро-австролоидной (экваториальной) большой расе. Так, челюсть, найденная в Гуа-Кепах, в Пераке, обладает несомненными австролоидными чертами, напоминая челюсти современных меланезийцев.
В III—II тысячелетиях до н. э. в области будущей Малайзии начали переселяться из Юго-Западного и Южного Китая аустроазиатские (мон-кхмерские) и аустронезийские (малайско-полинезийские) племена.
Развитой неолит Юго-Восточной Азии, начало которого приходится на III тысячелетие до н. э., представлен различными археологическими находками, наиболее характерными из которых являются шлифованные каменные топоры. Австрийский археолог Г. Хейне-Гельдерн, автор многочисленных работ по древнейшей этнокультурной истории Юго-Восточной Азии, выдвинул в 30-х годах нашего века теорию, согласно которой каждый из трех типов топоров, распространенных в Юго-Восточной Азии, был связан с определенным этносом. Так, валиковые топоры (т. е. топоры овального поперечного сечения) он связывал с негро-аветролоидным, древнейшим населением региона, плечиковые топоры — с аустроазиатским, а четырехгранные — с аустронезийским, которое, как и аустроазиаты, принадлежит к монголоидам. Не останавливаясь на различных спорных сторонах этой теории, отметим лишь, что в различных районах Юго-Восточной Азии преобладал определенный тип топора. На Малаккском полуострове, например, плечиковые топоры не встречаются в южной его части, а четырехгранные широко распространены по всей Малайе. По-видимому, плечиковые топоры на территории Северной Малайи связаны с аустроазиагскими племенами, которые в III—II тысячелетиях до н. э. двинулись на юг со своей прародины, лежавшей в верховьях Иравади, Салуина, Меконга и Хонгха. Одна из групп аустроазиатов в Малайе, слившись с негро-австралоидами, стала предками семангов и сеноев, по сей день живущих в джунглях Северной и Центральной Малайи.
Четырехгранные топоры, видимо, были принесены главным образом аустронезий-скими племенами, пришедшими в Малайю из Южного Китая морским путем через Индонезию[1]. Древнейшими потомками этих племен являются джакуны Южной Малайи.
Переселение малайских племен продолжалось вплоть до III в. до н. э. Причиной этих грандиозных миграций была «неолитическая революция», происходившая у племен Южной и Восточной Азии в конце III — начале II тысячелетия до н. э. Развитие комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства на базе неолитической техники в сочетании с морским рыболовством привело к увеличению численности населения и дало толчок к крупным передвижениям племен в южном направлении. В Юго-Восточной Азии аустроазиаты и аустронезийцы, столкнувшись с немногочисленным негро-австролоидным населением, занимавшимся охотничье-собирательским и рыболовческо-собирательским хозяйством, ассимилировали его или вытеснили дальше к югу.
Неолитические памятники на севере Малайи сходны с западнотаиландскими и, по-видимому, принадлежат одной и той же этнической — аустроазиатской (мон-кхмерской) — группе. В неолитических стоянках Тембелинга (Паханг), Букит-Каплу (Кедах), Гуа-Ча (Перак) обнаружены шлифованные каменные топоры (плечиковые и четырехугольные) и керамика, сделанная частично вручную способом налепа, частично — на гончарном круге.
Неолитические племена — аустроазиатские и аустронезийские, — проникавшие в Малайю с севера и юга (через Индонезию), селились в основном во внутренней части полуострова, на аллювиальных речных равнинах. Аустронезийские племена заселяли и морское побережье. Постепенно, с приходом из Индонезии новых волн переселенцев аустронезийские племена становятся основным населением на территории современной Малайи. Эти неолитические племена знали земледелие (выращивали таро и ямс, а затем и рис), используя для сбора урожая каменные жатвенные ножи, приготовляли пиво из ячменя и риса, выращивали сахарный тростник, различные виды овощей и фруктов, разводили свиней и буйволов, пользовались стрелометательной трубкой (сумпитаном), знали гончарный круг, строили прямоугольные дома на сваях, украшали жилища и лодки резьбой по дереву. По-видимому, основной социально-экономической ячейкой у этих племен была материнская родовая община.
Поздний неолит (конец II—начало I тысячелетия до н. э.) представлен в Малайе, как и повсюду в Юго-Восточной Азии, мегалитическими сооружениями — надмогильными памятниками в виде каменных ступенчатых пирамид или ступенчатых террас, служивших в основном для отправления культа предков.
Бронзовый век в Малайе, как и вообще в Юго-Восточной Азии, связан с донгшояекой культурой (названной по селению Донгшон во Вьетнаме, где были обнаружены наиболее характерные находки). Проблема появления обработки металлов в Юго-Восточиой Азии сложна и окончательно не решена. Советские ученые считают, что аустроазиатские и аустронезийские племена могли познакомиться с бронзовой металлургией Индии и Китая на рубеже II—I тысячелетий до н. э. Существует также мнение о самостоятельности возникновения металлургии в Юго-Восточной Азии.
Центр донгшонекой культуры находился на территории Северного Вьетнама, но ареал ее не определен исследователями, высказывающими различные суждения относительно границ ее распространения. Нет единого мнения и по вопросу датировки доягшонской культуры. Наиболее распространена дата начала донгшонской культуры — IV—III вв. до н. э.
По мнению ряда советских (Н. Н. Чебоксаров, Я. В. Чеснов) и зарубежных (Г. Хейне-Гельдерн) ученых, донгшонская культура представляла собой древнюю культурную общность различных народов — вьетских, малайско-полинезийских, мон-кхмерских, тайских и тибето-бирманских.
Аустронезийские (малайско-полинезийские) племена сыграли очень большую роль в формировании культуры Юго-Восточной Азии, составляя на всем протяжении эпохи бронзы значительную часть населения и материковой части региона. Лишь к концу этой эпохи они выселились в островной мир.
В малайско-индонезийском
регионе Юго-Восточной Азии бронза
появилась позднее, чем в Индокитае:
примерно около
Религией малайско-индонезийских племен был анимизм с почитанием предков и духов. Святилища располагались на вершинах холмов. По-прежнему сооружались мегалитические памятники. Именно в этот период зародились такие элементы малайско-индонезийской культуры, как ваянг (театр теней) и гамелан (оркестр). Известный малайский теневой театр вырос на почве анимизма и поклонения духам умерших. Этот театр претерпел сложную эволюцию, начавшуюся с культовой мистерии, изображавшей «вызов умерших» (театр масок). Постепенно кукольный театр теней вытеснил театр масок, в котором принимали участие живые люди; считалось, что из потустороннего бесплотного мира легче вызвать не тело умершего, а его тень.
Малайско-индонезийскую культуру бронзы и раннего железа многие ученые связывали с приходом новой волны поселенцев — дейтеромалайцев, которые оттеснили своих предшественников — прогомалайцев — в глубинные районы. К протомалай-цам относят отсталые в культурно-хозяйственном отношении народы, например даяков Саравака и Сабаха, к дейтеромалайцам — более развитые народы, в том числе и малайцев. Советские этнографы считают, что правильнее говорить о малайско-индонезийских племенах, расселявшихся несколькими последовательными волнами, и определять различия между народами не их принадлежностью к иротомалайцам или дейтеромалай-ца-м, а неодинаковыми темпами хозяйственного, общественного и культурного развития в тех или иных районах архипелага и Малаккского полуострова.
Археологические свидетельства, относящиеся к донгшонской культуре, в Малайе немногочисленны и, как считают большинство ученых, более поздние по времени, чем аналогичные находки в Восточном Индокитае и на Яве. Видимо, носители этой культуры проникли в Малайю с Суматры, двигаясь вдоль западного побережья полуострова. Внутренние области Малайи и значительную часть побережья по-прежнему населяли неолитические племена. Племена, населявшие древнюю Малайзию, как и другие части малайско-индонезийского мира, были известны китайцам под названием куньлунь, а индийцам — двипантара («островной народ»).
Разложение родового строя. Индийское влияние. В первых веках нашей эры в жизни населения Малаккского полуострова, как и других прибрежных районов Юго-Восточной Азии, произошли огромные перемены. На месте рыбацких деревушек возникали портовые города с дворцами и храмами, прежние родо-племенные вожди превращались в князьков и царьков, на смену анимистическим верованиям приходили вселявшие трепет в неискушенного земледельца и рыбака индуизм и буддизм. Явления эти, в совокупности составившие то, что можно определить как возникновение цивилизации на Малаккском полуострове, не произошли внезапно. На протяжении веков накапливались изменения в жизни общества, вызванные разложением родового строя и складыванием государственности.
Разложение родового строя было связано прежде всего с появлением бронзовых и железных орудий (вторая половина I тысячелетия до н. э.). Начавшийся на этой основе рост производительных сил привел к интенсификации земледельческого хозяйства, что, в свою очередь, положило начало процессу отделения ремесла от земледелия, развитию мореходства. По мере совершенствования техники в долинах распространилось ирригационное террасное земледелие, увеличивались возможности земледелия и ладангового типа. Торговля, которая велась родовыми вождями от имени соплеменников, и мореходство с сопутствующим им пиратством оказались самыми быстрыми путями накопления богатства в условиях приморских районов Юго-Восточной Азии.
На возникновение классового общества в Малайе, равно как и в большинстве других районов Юго-Восточной Азии, огромг ное воздействие оказала индийская культура. Оно было настолько значительным, длительным и глубоким, что в недалеком прошлом в исторической науке имелась тенденция связывать образование и развитие государственности в Юго-Восточной Азии вплоть до XIV—XV вв. целиком и полностью с индийским влиянием. И хотя сейчас подобных теорий практичеоки. никто не придерживается, едва ли приходится отрицать то огромное, воздействие, которое оказала цивилизация Индии на страны Юго-Восточной Азии.
Несомненно,
что образование классов и
складывание государства у народов
Юго-Восточной Азии на рубеже нашей
эры не были результатом только
внешнего влияния, но отнюдь не
случаен факт интенсивного
разложения родового строя в прибрежных
районах Юго-Восточной Азии именно
на рубеже нашей эры, т. е. в то время,
когда индийцы — купцы и искатели:
приключений — устремились туда
в поисках золота, серебра,
драгоценных камней, пряностей,
ценных пород дерева.
Связи малайско-индонезийского населения с Индией существовали издавна. Прекрасные мореходы — жители прибрежных, областей архипелага и полуострова достигли Индии на своих лодках с противовесом уже за тысячу лет до нашей эры, а сведения об их торговле с Индией относятся к концу первой — началу второй половины I тысячелетия до н. э.
Если вначале связи местного населения с индийцами носили спорадический характер, то с первых веков нашей эры положение меняется: поток индийских торговцев и священнослужителей устремляется в прибрежные районы Юго-Восточной Азии. Это объяснялось рядом причин, одной из которых было возросшее требование на продукты стран Юго-Восточной Азии (золото, пряности, драгоценные камни) в торговле Индии с Западом. В последних веках до нашей эры и в первых веках нашей эры образовались могучие государства на торговом пути между Европой и Азией — Селевкидская и Римская империи на Западе, империи Маурьев в Индии и Кушан в Центральной Азии, империи Хань и Цинь в Китае, что способствовало установлению оживленной торговли между Востоком и Западом и повышению спроса на продукты Юго-Восточной Азии. К этому можно добавить миссионерскую активность буддизма, политические изменения в различных индийских государствах, способствовавшие эмиграции населения, а также появление в Индии нового типа судна — большого, способного к сложным маневрам под парусом корабля.
«Индийская колонизация» была мирным процессом. Первоначальными ее проводниками были купцы, которые завязывали торговлю с жителями прибрежных деревень — кампонгов. Часто они вступали в браки с местными женщинами, преимущественно дочерьми вождей. Родовые вожди воспринимали атрибуты индийской культуры, укрепляя свою власть. Иногда правителем становился и индиец или на побережье появлялось индийское поселение.
Индийская культура привносилась в страны Юго-Восточной Азии не только индийцами. Видимо, значительную роль играли в этом процессе местные жители, которые посещали Индию и знакомились там с достижениями ее цивилизации.
Индийская культура смогла оказать такое глубокое влияние на Юго-Восточную Азию потому, что она была готова воспринять это влияние. Естественно, что корни цивилизации Юго-Восточной Азии были глубоко самобытны, к началу нашей эры здесь уже существовало общество, находившееся на пороге превращения в классовое. Связи с Индией лишь ускорили этот процесс. Родо-племенные вожди, торговавшие с Индией, воспринимали «индийские концепции» для обоснования своего нового политического статуса, привлекая брахманов — знатоков ритуала, магических обрядов и письменности. Вместе с ними в Юго-Восточную Азию приходили индийская мифология, религия, искусство.
Контакты с индийцами ускорили процессы классообразования, начавшиеся в Юго-Восточной Азии, способствовали превращению родо-племенной знати в господствующий класс раннеклассового общества. Индийцы приносили с собой нормы уже сложившихся классовых отношений. Деление на варны, хотя и не получило в Юго-Восточной Азии столь широкого и глубокого распространения, как в Индии, тем не менее содействовало оформлению местной родовой верхушки в господствующий класс (куда вошла и часть выходцев из Индии).
Торговля с индийцами стимулировала накопление богатств в руках знати, активно влияла на процесс классообразования, а восприятие индийских форм политического устройства помогало оформлению первых государственных образований.
Индийцы принесли в Юго-Восточную Азию и свои религии — брахманизм и буддизм. В условиях разложения родового строя, классообразования и складывания государства эти религии стали в руках господствующих классов мощным средством воздействия на массу населения.
Складывание государственности на Малаккском полуострове было ускорено развитием морской торговли и возникновением великих торговых путей, связывающих Красное и Южно-Китайское моря. Греческие и египетские купцы — подданные Римской империи — плавали в начале нашей эры из портов Красного моря через Аравийское море до западного побережья Индии. Торговля в Бенгальском заливе находилась в руках индийских купцов, привозивших из Юго-Восточной Азии, или Суварнадвипы («золотой земли»), золото, камфору, слоновую кость, ценную древесину. В малайских водах и Южно-Китайском море доминировало местное население, известное китайским источникам под собирательным названием куньлунь-малайское население Юго-Восточной Азии. Интенсификация этой морской торговли с первых веков нашей эры привела к возрастанию роли Малаккского полуострова, находившегося на пересечении торговых путей из Индии в Юго-Восточную Азию и Китай. Через северную часть полуострова (современные Таиланд и Бирма) проходил ряд важных дорог, связывавших Индийский океан с Сиамским заливом. Собственно Малайю также пересекали торговые пути, которые, хотя имели в ту пору менее важное значение, чем пути через перешеек Кра, тем не менее были достаточно оживленными и оказали влияние на ускоренное развитие прибрежных районов. Одна из этих дорог шла из Кедаха на север, в Лигор, существовала и другая дорога из Кедаха — на восток по рекам Белум, Патани, Сай и Пергау. Ряд дорог связывал золотоносные районы во внутренней части Паханга с западным и восточным побережьем. Уже во II в. Малаккский полуостров был известен едва ли не лучше других областей Юго-Восточной Азии.
Первое упоминание о Малаккском полуострове в китайских источниках относится к I в. н. э. «Цянь Хань шу» («История династии Ранняя Хань») сообщает, что корабли за пять месяцев плавания проходят путь от теперешней провинции Гуандун и Северного Вьетнама до страны Дуюань, затем за четыре месяца — до страны Илумо, а спустя еще двадцать дней — до страды Шэньли. После десятидневного путешествия по суше торговцы достигали страны Фугандулу, откуда через два месяца плавания по морю попадали в Индию. «Цянь Хань шу» свидетельствует: «Эти страны обширны, их население многочисленно, и многие их товары необычны. Со времен императора У (141—87 г. до н. э. — В. Т.) все они присылают дань. Главные переводчики (чиновники.— В. Т.) вместе с добровольцами отправляются в море, чтобы купить блестящий жемчуг, берилл и другие редкие камни и необычные товары в обмен на золото и различные сорта шелка. Все страны, которые они посещают, снабжают их пищей и проводниками. Торговые суда варваров доставляют китайцев по назначению. Это выгодное занятие для варваров, которые иногда также грабят и убивают... Кроме того, огромен риск встречи с ветрами и волнами и возможность утонуть. Если даже избежать всего этого, путь туда и обратно занимает несколько лет». Судя по всему, речь идет о морском путешествии к восточным берегам Малаккского полуострова, который пересекали севернее или южнее перешейка Кра (десять дней пути), а затем из портов западного побережья плыли в Индию.
Другой отрывок из «Цянь Хань шу», относящийся к первым годам нашей эры, упоминает в качестве перевалочного пункта на морском пути из Китая в Индию. Пицзун, который находился где-то на полуострове или близлежащих островах.
Греческий
географ Клавдий Птолемей, знавший
Малаккский полуостров под именем
Золотого Полуострова, подробно описал
торговые пути из Индии в Малайю и
дороги через полуостров. В своей «Географии»
(ок.
Государства Малаккского полуострова во II—VII вв. Центрами складывания государственности на полуострове стали его северные области (нынешний Южный Таиланд и Северная Малайя), где перекрещивались морские пути в Индию и Китай с сухопутными дорогами через перешеек Кра. Начиная с III в. сведения о полуострове более или менее регулярно появляются в китайских хрониках — наиболее надежном источнике по истории ранних государств полуострова. Вовлечение полуострова в сферу политического влияния первой обширной империи в Юго-Восточной Азии, Фунани, с которой Китай поддерживал дипломатические и торговые связи, способствовало интересу китайских летописцев к этому району. Государство Фунань[2] возникло в I в. в дельте р. Меконг, на территории, населенной в основном докхмерскими аустроазиатскими племенами[3]. Столицей его была Вьядхапура («город охотников»), находившаяся близ холмов Ба Пном в современной Кампучии, а главным морским портом — г. Ок Эо. Расположенная на торговом пути из Китая в Индию, в плодородной долине Меконга, где существовали благоприятные условия для выращивания риса, Фунань из сравнительно небольшого объединения поселений превратилась во II—III вв. в могущественное государство Юго-Восточной Азии. Согласно легенде, государство Фунань было основано индийским брахманом Каундиньей, победившим местную принцессу, а затем на ней женившимся.
Династия, основанная Каундиньей, правила до конца II в., когда после смерти Пань Паня престол перешел к военачальнику Фань Шиманю (Фань Маню). При Фань Мане (конец II — начало III в.) Фунань вступила на путь политики завоеваний и захватила, согласно китайским хроникам, десять государств. Во власти Фунани оказалось все побережье Сиамского залива, перешеек Кра и Северная Малайя.
Преемники Фань Маня, «великого царя Фунани», поддерживали активные дипломатические связи с Индией и Китаем, и в правление второго из них, Фань Сюня, фунаньский двор посетило в 245—250 гг. китайское посольство, член которого Кан Тай оставил первое сообщение о Фунани и ее вассалах на Малаккском полуострове. В числе завоеваний Фань Маня Кан Тай упомянул страну Дуньсунь, расположенную на Малаккском полуострове. Центр Дуньсунь находился где-то к северу от перешейка Кра, но в состав его входили, вероятно, и княжества, расположенные на побережье современной Малайи.
Китайская летопись VI в. «Лян шу» так описывает Дуньсунь: «Более чем в 3 тыс. ли от южных границ Фунани находится царство Дуньсунь, расположенное на полуострове. Страна эта простирается на тысячу ли; город находится в 10 ли от моря. Там пять царей, которые признают себя вассалами Фунани. От восточной границы Дуньсунь идет путь в Цзяочжоу, от западной — в Тяньчжу и Аньси (Северный Вьетнам, Индия, Парфия. — В. Т.). Иноземцы из всех стран приходят сюда торговать, потому что Дунысунь закругляется и выступает в море более чем на тысячу ли. Чжанхай (Сиамский залив. — В. Т.) очень велик, и морские корабли еще не пересекали его». Далее «Лян шу» описывает Дуньсуяь как процветающую, богатую страну на перекрестке торговых путей: «Здесь встречаются Восток и Запад и бесконечное количество людей бывает ежедневно на базаре. Редкие товары, драгоценные камни — нет ничего, что бы не встречалось там».
В первых веках нашей эры в северной части Малаккского полуострова кроме Дуньсунь появилось несколько государственных образований, существование которых зафиксировано китайскими и индийскими источниками.
Одним из таких государств было Паньпань, сведения о котором содержатся во многих китайских хрониках, начиная с «Лян шу», в которой сообщается, что некий брахман из Индии сто имени Каундинья, живший в Паньпань, был избран правителем Фунаяи, после чего «он изменил все законы в соответствии с индийскими обычаями». Это событие, относящееся к началу V в., свидетельствует о силе Паньпань, сумевшем посадить на фунаньский трон своего правителя. История Каундиньи II свидетельствует также о том, что Паньпань было одним из тех государств Малаккокого полуострова, где индийское влияние явственно ощущалось. Государство, продолжая оставаться вассалом Фунани, обладало значительной долей самостоятельности, о чем свидетельствуют посольства в Китай в 424—453, 454—456, 457—464, 527, 529 и 534 гг. Судя по китайским источникам, Паньпань находилось на северо-восточном побережье полуострова, в районе перешейка Кра, на территории теперешнего Таиланда.
Южнее
Паньпань, также на северо-восточном
побережье, видимо в районе
современного Наконситамарата,
располагалась Тамбралинга,
упоминаемая в форме Тамали в «Маханиддесе»,
входящей в палийский буддийский
канон II—III вв. «Маханиддеса» и
известное палийокое сочинение «Милиндапанхья»
называют также в числе морских
портов Суварнадвипы, т. е. островной
части Юго-Восточной Азии, Такколу (Такола
у Птолемея). Трудно сказать, была
ли Таккола индианизированным
поселением, остатки которого
раскопаны известным исследователем
древней истории Юго-Восточной Азии X.
Куорич-Уолсом в
Одним из самых известных ранних государств этого района, воспоминания о котором сохранились в малайском фольклоре и топонимике, было Лангкасука, расположенное на северо-восточном побережье полуострова между современными Сингорой и Сайбури. Центр этого государства находился, ото всей вероятности, в Патани (Южный Таиланд). Оно возникло, согласно китайским хроникам, в начале II в. и, по-видимому, вошло в число вассальных владений Фунани при Фань Мане. Ко второй половине V в. относится начало подъема Лангкасуки, что было связано с воцарением в Фунани династии Каундиньи II и усилением самостоятельности малайских вассалов. Лангкасука контролировала торговые пути между восточным побережьем полуострова и Китаем и Фунанью, а также дороги к золотоносным районам во внутренней части Малайи (современные Келантан и Паханг).
На территории собственно Малайзии самым ранним государством был Кедах, находившийся на северо-западном побережье полуострова, в устье р. Мербау и ее притоков. Первое упоминание о нем (в форме Калагам или Кадарам) содержится в тамильской поэме «Паттинапалаи» конца II—начала III в. Археологические раскопки в Кедахе обнаружили следы поселений с укреплениями, дворцами и храмами, относящимися к IV—V вв. К этому же времени относятся древнейшие санскритские надписи, найденные в Малайе. Одна из них содержит два буддийских стиха, а вторая—молитву капитана Буддагупты из Красной земли о благополучном плавании. Кедах (Катаха, Кадарам) был значительным портом, поддерживавшим оживленные торговые связи с индийскими портами Каверипаттинамом и Тамралипти, с Цейлоном, Никобарскими островами, Суматрой и, возможно, с Калимантаном. Он стал одним из мест, где торговцы, плывшие в Индию или из Индии, пережидали непогоду и где пересекался морской путь с сухопутными тропами через Малакюский полуостров.
С III по VI в. государства Малаккского полуострова находились в сфере влияния Фунани. Это влияние сильнее всего ощущалось в самых северных районах, но в той или иной мере распространялось на все ранние государства полуострова. Как показывает история утверждения Каундиньи II на фунаньском троне, вассалы Фунаяи в районе перешейка Кра подверглись большему индийскому влиянию, чем метрополия, и играли активную роль в жизни империи. Традиции Фунани, создавшей мощный флот, контролировавшей морские пути из Индии в Китай, оказали влияние на последующее развитие приморской части Юго-Восточной Азии и характер государственных образований в этом районе.
После
смерти в
После падения Фунани политическая карта Малаккского полуострова претерпела некоторые изменения.
Малайские вассалы Фуяани обрели независимость, свидетельством чего являются их посольства в Китай. Эти посольства направлялись с целью заручиться признанием со стороны могущественного государства, что в тех условиях означало провозглашение суверенитета. Кроме того, отправка посольства в Китай объяснялась стремлением развивать торговлю с этой страной.
Эти миссии рассматривались при китайском дворе как посольства от вассалов, в действительности же они привозили в Китай не дань, а товары для обмена и никакой реальной зависимости государств полуострова от Китая не существовало. Китайская хроника «Суй шу», составленная в VII в. и повествующая о событиях 581—618 гг., свидетельствует, что в 605-616 гг. более десяти царств Юга приносили дань, «но сведения о многих из них утеряны. И сейчас имеются сообщения лишь о четырех государствах».
Одним из этих четырех государств оставалось Паньпань, которое сохранило ведущее положение на севере полуострова и захватило важный торговый путь из Такколы в Тамбралингу, включив последнюю и свои владения. В VI в. посольства нз Ланьпань продолжали регулярно появляться в Китае, ив VII в. известны два посольства (в 616 и 635 гг.).
Другим государством было Коло, появившееся в хронике «Син Тан шу», описывающей историю Таиской династии (618—906 гг.). Идентификация этого государственного образования затруднительна, но большинство авторов считают, что речь идет о Катахе (Кедахе)[4], продолжавшем играть роль крупнейшего торгового центра на северо-западном побережье полуострова. В китайских источниках VII—VIII вв. упоминаются еще два государства, ранее неизвестные — Читу («Красная земля») и Таньтань.
Существуют различные мнения относительно местоположения Читу — и в бассейне Менама, и на Малаккском полуострове, и на Суматре. Едва ли можно ссылаться на красный цвет почвы в тех или иных местностях Таиланда или Малайи для доказательства, что именно эта местность является Красной землей, поскольку такие топонимы распространены в этом районе повсеместно. Гораздо большее значение имеет анализ положения Читу относительно уже известных государств и описание пути китайских послов в начале VII в.
В
И наконец, четвертым государством, о котором шла речь в «Суй шу», было Таньтань, посольства из которого бывали в Китае в 530, 535 и 616 гг. Судя по китайским источникам, это государство находилось в Северо-Восточной Малайе, возможно в устье Тренгану или Бесута, южнее Читу.
По-прежнему
известна была Лангкасука, бывшая,
по-видимому, одним из первых
вассалов, отколовшихся от
Фунаньской. империи. В
Таким образом, на Малаккском полуострове в VI—VIII вв. существовали прибрежные независимые города-государства, которые развивались как торговые центры с социальными отношениями раннеклассового типа и довольно высокой культурой, сложившейся под заметным индийским влиянием.
На основании сведений, содержащихся в китайских летописях и индийских источниках, можно дать характеристику некоторых черт политического и социально-экономического устройства раннеклассовых образований на побережье Малаккского полуострова.
Города-государства обычно развивались из прибрежных деревень — камлонгов. Именно жители таких деревень поддерживали связи с иноземными торговцами, в таких деревнях обосновывались и сами индийские колонисты. Прибрежные кампонги быстрее подвергались воздействию товарных отношений, в них ускоренно происходило разрушение традиционного уклада жизни. Богатство, накопленное благодаря торговле с иностранными купцами, восприятие общественных и идеологических форм, приносимых индийскими колонистами, — все это способствовало быстрому превращению старосты кампонга, обладавшего еще целым рядом функций родо-племенного вождя, в князька, царька. Другим, но значительно более редким, путем возникновения города-государства было создание индийской колонии на побережье и постепенное распространение ее влияния на окрестные селения. Вполне вероятно, что именно таким поселением была Таккола, упоминавшаяся Птолемеем во II в. Обычно государство занимало небольшую территорию в устье реки, впадавшей в море. Центром его был город, расположенный на побережье или в эстуарии, обнесенный стенами с воротами и башнями. Так, китайская хроника VI в. «Лян шу» сообщает, что Лангкасука окружена стенами из прочного кирпича с двойными воротами, сторожевыми башнями и павильонами, а другой китайский источник говорит, что столица Красной земли была защищена стенами с тройными воротами. В центре города, как травило, на вершине естественного или искусственного холма находилось главное святилище, иногда окруженное храмами меньшего размера. Поблизости от центрального храма (индуистского или буддийского) располагались дворец правителя и дворцовые строения — жилища высших должностных лиц, помещения дворцовой охраны, царские зернохранилища. Далее шли кварталы ремесленников и другого простого люда, жившего в пределах городских стен. Прилегавшая к городу территория вдоль побережья обычно входила во владения государства, тогда как внутренние районы практически им не контролировались. Иногда, в тех случаях, когда центр государства не был окружен джунглями, а располагался на удобной для земледелия равнине, в состав государства включалась более или менее обширная сельская округа с кампонгами. Примером такого государства служит Кедах (Катаха, Кадарам, Калагам индийских источников). Систематические раскопки 30—50-х годов нынешнего века открыли городскую цивилизацию, видимо характерную для прибрежных районов севера полуострова.
В
устье р. Мербок и на берегах ее
правых притоков Мербок-Кечиль и
Буджанг были раскопаны семнадцать
храмов, три здания, которые, как
полагают, были парадными залами
дворцов, два укрепления и большое
число неидентифицированных
построек. Самая ранняя находка —
буддийская ступа на вершине Букит-Чорас,
холма к северу от р. Мербок, —
относится к IV в. Раскопки
свидетельствуют, что на протяжении
почти пяти веков (до
Во главе этих ранних государств стоял правитель, носивший, как правило, индийское имя или титул: Шри Парамешвара, Варман, Бхагадатта и т. п. Для обозначения высших должностных лиц употреблялись индийские (садхукара, дханада, кармика, кулапати, наяка), реже — кхмерские (курунь) термины. Правитель показывался народу в сопровождении пышной свиты. Существовала дворцовая гвардия. Китайский источник сообщает, что в Коло «солдаты употребляют луки, стрелы, мечи, копья и кожаные доспехи; их знамена украшены павлиньими перьями, и они сражаются на слонах; вся армия разделена на сотни, и слон придан к каждой сотне. На спине слона находятся четыре человека, вооруженные луками, стрелами и копьями».
Другой китайский источник так описывает Таньтань: «Государство Таньтань известно со времен династии Суй (588— 618 гг. — В. Т.). Оно расположено северо-западнее Толомо (Тарума на Западной Яве. — В. Т.) и к юго-востоку от Чжэнчжоу (остров Хайнань. — В. Т.) ... В столице живет 20 тысяч семей. Существуют чжоу и сяни (названия административных единиц в Китае. — В. Т.), чтобы облегчить управление и контроль. Царь дает аудиенции два раза в день, утром и вечером. У него восемь высших сановников, и все они брахманы. Царь часто умащает себя благовониями, он носит головной убор с поднятыми углами, многочисленные украшения, пышные одежды и кожаные сандалии. Когда он путешествует неподалеку (от столицы), его носят в паланкине, дальние путешествия он совершает на слоне».
«Лян шу» свидетельствует, говоря о другом государстве — Лангкасуке, что царь и сановники отличаются от простолюдинов одеждой, а также носят золотые пояса и серьги; женщины же (речь идет, видимо, о знатных) одеваются в хлопчатобумажные одежды и украшают шарфы драгоценностями. «Царь выезжает на слоне, — продолжает "Лян шу".— Его сопровождают знаменосцы и барабанщики, а едет он под белым балдахином. Солдаты в его охрану тщательно подбираются».
Судя по китайским описаниям, пышный двор, армия и сложившийся государственный аппарат существовали и в Читу. Китайские послы, побывавшие в Читу в начале VII в., сообщали: «Он (царь Красной земли. — В. Т.) живет в городе, имеющем тройные ворота шириной более чем сто шагов. На каждых воротах нарисованы сражающиеся духи, бодиеатвы и другие бессмертные, и все они увешаны золотыми цветами и колокольчиками. Десятки женщин играют на музыкальных инструментах «ли держат золотые цветы и украшения. Строения царского дворца состоят из многочисленных павильонов, двери которых обращены на север. Царь сидит на трехслойном сиденье, лицом на север, в платье розового цвета, с кубком золотых цветов в руке и в ожерелье из драгоценных камней. Справа и слева от него стоят четыре женщины и более ста воинов конной стражи. Позади царского трона находится деревянный алтарь, украшенный золотом, серебром и пятью сортами, ароматного дерева, за алтарем висит золотой светильник. Рядом с троном стоят два металлических зеркала; перед ними — металлические кувшины, перед каждым из которых помещен благовонный светильник. Впереди же всего находится золотое изваяние быка, служащее опорой для балдахина с драгоценными веерами по бокам. Несколько сот брахманов сидят рядами, лицом друг к другу, на восточной и западной сторонах.
Должностные лица таковы: сатоцзяло (санскр. сардхакара — «помощник», видимо, первый министр. — В. Т.), два тона-тача (санскр. дханада — «распределитель благословений», титул, известный из Фунани. — В. Т.), три цзялимицзя (санскр. кармина — «делопроизводитель». — В. Т.), управляющие, политическими делами, цзюломоти (санскр. кулалати — «глава семьи»), ведающий уголовными делами. Каждый город выбирает себе одного наяцзя (санскр. наяка — «руководитель», «советчик». — В. Т.) и десять боди (малайское пати — «вождь» — В. Т.)».
Источники сообщают, что основными занятиями жителей были посредническая торговля и земледелие. Выращивались рис, сорго, сахарный тростник, кокосовая пальма; особо китайские летописцы и путешественники останавливались на ароматических веществах и пряностях, служивших предметами вывоза из государств Малаккского полуострова.
Судя по описанию погребальных обычаев и одежды, население этих государств принадлежало как к мон-кхмерским, так и к малайско-индонезийским племенам.
Общество делилось по индийскому образцу на варны. Правитель, жречество и высшая знать именовались брахманами, тогда как кшатриями были дворцовые гвардейцы, и должностные лица. Деление на варны способствовало образованию правящей верхушки и закреплению ее привилегированного положения.
Города-государства были центрами морской посреднической торговли. Основные доходы правящий класс получал от транзитной торговли, мореходства и работорговли. Эксплуатация местного населения осуществлялась главным образом в форме принудительных работ по постройке кораблей, храмов и дворцов, а также поставки людей в армию и флот правителя.
Существовали рабы, но нет никаких сведений о производительном использовании рабского труда. По-видимому, рабов заставляли выполнять домашнюю работу во дворцах и домах вельмож или (что случалось гораздо чаще) продавали иноземным торговцам, т. е. можно говорить не столько о рабовладении, сколько о работорговле.
Для раннеклассового общества Малаккского полуострова был характерен огромный разрыв между центром, в котором развивались государственность, культура, социальная дифференциация, и периферией, кампонгами, остававшимися практически не затронутыми городской цивилизацией. В частности, сельская округа сохраняла анимистические верования, тогда как городские центры Малайи стали носителями индийских религий, укреплявших положение правящего класса и освящавших царскую власть.
К IV—V вв. относятся найденные в Кедахе буддийские санскритские надписи. Этим же временем датируются остатки буддийских ступ и монастырей, а также изваяния Будды, носящие следы влияния индийских скульптурных школ. Так, в Кедахе были обнаружены остатки буддийских монастырей, фундамент которых состоял из латеритных блоков, а стены и крыша — из обожженного кирпича и шифера. К IV—V вв. относятся также бронзовое изваяние Будды из Кедаха, носящее следы влияния школы Амаравати, и буддийские статуэтки гуптского стиля из Перака и Кедаха.
«Лян шу» сообщает, что в Паньпань «имеется десять монастырей, где буддийские монахи и монахини изучают священные книги. Они едят мясо, но воздерживаются от вина».
Показательно, что с V—VI вв. государства Малаккского полуострова поставляют буддийские реликвии в Китай и служат перевалочными пунктами для путешествий китайских буддистов в Индию.
Индуистские культы сосуществовали с буддизмом. Наличие брахманов-астрологов, знатоков ритуала и т. п. при дворах местных правителей отмечено многими источниками. Так, говоря о Дуньсунь, китайская хроника пишет: «В стране живет... более тысячи индийских брахманов. Народ Дуньсунь придерживается их учения и дает им дочерей в замужество. Они не занимаются ничем, кроме изучения священных книг, умащают себя благовониями и украшают цветами, отдаваясь благочестивому времяпрепровождению денно и нощно».
После падения Фунани в государствах полуострова господствующим стал шиваитский культ. Так, в Кедахе, бывшем одним из центров буддизма в этом районе, в центре государства раскопаны десять шиваитских храмов, относящихся примерно к. 550—750 гг. Об этом же свидетельствуют скульптуры южноиндийского—лаллвеского стиля, найденные на севере полуострова. Преобладание шиваизма в VI—VII вв. не означало исчезновения буддизма. Китайский паломник И Цзин характеризовал Лангкасуку в конце VII в. как государство, где процветает буддизм и где радушно встречают буддийских монахов.
[1] Здесь, как и далее, когда называются современные государства Юго-Восточной Азии, речь идет (применительно к прошлому) о территориях, на которых располагаются эти государства в настоящее время.
[2] Транскрипция имен, названий и терминов, встречающихся в китайских династийных историях и относящихся к Юго-Восточной Азии, подчас весьма затруднительна, и многие имена и географические пункты известны лишь по их китайским эквивалентам. Видимо, Фунань — транскрипция титула правителей страны (куранг бнам), а не собственно ее название.
[3] Некоторые ученые считают, что господствующая верхушка фунаньского общества была малайскоязычной.
[4] Некоторые исследователи полагают, что Коло (Калах арабских географов) находился в районе Мергуи (Тенассеримское побережье Бирмы).